Гуманитаризация физического образования > Мастера спешат на помощь!
мастера спешат на помощь!    

Гуманитаризация физического образования

I. Гуманизм в педагогике

Историческая традиция трактует термин “гуманизм” как систему воззрений, возвышающую человека, признающую ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. “Гуманистами” называют людей (безразлично к роду их занятий), которые руководствуются в своей деятельности гуманистическими идеалами: считают благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений в обществе.

Гуманизм, выдвинувший идеал жизнерадостного, сильного духом и телом человека, идеал свободной, всесторонне развитой личности, пришел на смену средневековому аскетизму в результате бурного развития производительных сил в XIV – XVвеках (эпоха Возрождения). Гуманисты выступали за воспитание, развивающее человека умственно и физически. Они считали, что в процессе воспитания и обучения дети должны приобрести способность здраво мыслить, познавать окружающий их мир. Пребывание в школе должно быть привлекательным. Необходимо развивать у детей навык самостоятельной работы, активность мышления. Гуманисты призывали учитывать особенности детского возраста, индивидуализировать воспитание и обучение. Но самое главное – нравственное воспитание, без чего, по их мнению, бесполезно любое знание.

Термин “гуманитарные науки” закрепился за комплексом наук, имеющих своим предметом различные проявления человеческой духовности. В их число входят филология, этика, философия, история, эстетика, юриспруденция и т.д. Представителей этих наук стали называть “гуманитариями”. Разумеется, что гуманитарные науки лишь тогда отвечают своей изначальной функции, когда они служат гуманистическим идеалам.

Положительные идеи гуманистов развивались в трудах и практической деятельности Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, В.Гумбольта, И.Г.Песталоцци, Ф.Дистервега, И.Ф. Гербарта, Г. Спенсера, Р. Оуэна, Ш. Фурье, К.А. Сен _ Симона и др.

Большой вклад в развитие идей гуманизма внесли отечественные ученые, писатели, педагоги: К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, А.Н. Острогорский, П.Ф. Лесгафт, В.М. Бехтерев, А.П. Нечаев, А.Ф. Лазурский, К.Н. Вентцель, И.И. Горбунов-Посадов, С.Т. Шацкий, В.С. Соловьев, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев. Н.О. Лосский, С.Л. Франк, П.П. Блонский, А.Н. Пинкевич, М.М. Пистрак, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинский, В.В.Давыдов, Л.В. Занков и др.

Основополагающие документы в СССР, выработанные после революции на основе опыта лучших учителей и педагогических коллективов, ориентировали педагогов на гуманизацию воспитания детей, на развитие их самостоятельности и самоуправления. Но c усилением государственной системы начали преобладать жесткая регламентация и контроль над сознанием растущего человека, подгонка его под заданный шаблон, авторитаризм педагогов.

II. Гуманитаризация образования

В “Педагогической энциклопедии” [1] гуманитарное образование определено как специальное образование в области общественных наук (философия, история, филология, искусства и др.) в отличие от естественнонаучного образования.

Гуманитаризация рассматривается как дополнительный и необходимый компонент профессионального образования и реализуется путем повышения количества часов, отводимых на дисциплины гуманитарного цикла в структуре учебного плана школы. Без качественной профессионализации не может быть сформирован специалист, и, стало быть, обучение профессии вообще теряет свой изначальный смысл. Однако без гуманитаризации не может быть сформирована полноценная личность. Происходят острые столкновения корпоративных интересов гуманитариев и профессионалов: профессионалы, указывая на обвальный рост современной научной информации, стремятся сжать гуманитарный блок, а гуманитарии, в свою очередь, ссылаясь на неисчерпаемое богатство гуманитарной культуры, стремятся этот блок расширить.

Обе враждующие стороны упорно не признают, что гуманитаризация образования заключается вовсе не в увеличении роли гуманитарных дисциплин.

В Древней Греции науку и искусство не различали и называли одним словом: “tecne” - что означает "умелость", "опытность", "изощрённость".

Для людей эпохи Возрождения, как и в Древней Греции, гармонически и всесторонне развитый человек _ высшая мера прекрасного, но уровень гармоничного развития личности стал измеряться, прежде всего, уровнем усвоения “высоких” дисциплин, относящихся к области искусства. Человек считался вполне развитой, полноценной личностью даже тогда, когда, хорошо зная искусство, практически ничего не знал из области "низких" наук - естествознания, физики и т.д. Однако, некоторые гуманисты той эпохи (Рабле, Монтень, Мор, Витторио да Фельтре) чувствовали, что разделение наук по принципу их гуманитарности противоречит идеалу гармонично и всесторонне развитой личности. Жизнь и творчество Леонардо да Винчи отрицает разделение людей на “физиков-профессионалов” и “лириков _ гуманитариев”. В нем счастливо соседствовали “физик” и “лирик”.

Уже в Древней Греции механика оказалась полезной в разных областях человеческой деятельности и чрезвычайно высоко ценилась философами. Механика знакомила людей с учением о природе, материи и элементах мира. Поразительные успехи механики Ньютона в объяснении движения планет и комет, возможность предсказывать затмения и предугадывать существование ранее неизвестных планет, создали ей небывалый авторитет. Исаак Ньютон дал своей эпохе почувствовать прелесть точного знания, доказал самую возможность его достижения. Совершенно изменилось мировоззрение культурного человечества.

Популярность и завораживающая сила науки нашего времени так велики, что это привело к стремительному сближению материальной и духовной культуры. Интегрируются гуманитарные и естественные дисциплины, математика и кибернетика вошли в гуманитарные науки и даже в искусство. После создания лазеров, телевизоров и компьютеров произведения искусства становятся доступными всем людям планеты.

Используя гуманитарный потенциал естественных наук, можно преодолеть тенденцию к технократизации и отчуждению. В ходе их изучения раскрываются основные методы науки, представление о движении, пространстве и времени, причинности и закономерности, все то, что составляет современное миропонимание и является необходимым компонентом человеческой культуры. Естественнонаучная культура разворачивается как живой процесс поиска, открытий, изобретений, как историческая драма идей и людей, как взаимосвязь и взаимовлияние науки и техники, экономики и хозяйствования, как осознание глобальных проблем человеческого сообщества.

Псковский профессор В.Н. Мощанский в небольшой книге [2], написанной больше сердцем, чем пером, призывает осмыслить тот факт, что наука делается людьми и для людей. “При таком подходе объективной основой гуманитаризации обучения ... является система следующих взаимосвязанных звеньев: природа, познающий ее человек, созданные им производство, наука, искусство и общество, так или иначе использующие данные науки, влияющие на природу и развивающуюся науку. В раскрытии взаимосвязей и сложных взаимодействий элементов этой системы и состоит суть гуманитаризации образования”. Повышение гуманитарного статуса школьных предметов определяется их обновлением, освобождением от плоского рационализма, выявлением в них духовности, человеческой сущности.

III. Гуманитаризация обучения физике

Наука и искусство - две взаимно дополняющие друг друга ветви человеческой культуры

У них одна цель - постижение гармонии и красоты мира. В попытках людей выразить красоту природы словами, красками, движениями зарождалось искусство; в попытках объяснить мир зарождалась наука. Наука раскрывает красоту мироздания, а процесс постижения истины развивает чувство красоты.

Ракрытие красоты физики - один из путей ее гуманитаризации. Современным школьникам нужно дать возможность взглянуть на мир глазами физика. Взглянуть, чтобы понять вечность и постоянную изменяемость мира - мира, в котором так много громадного и ничтожно малого, очень быстрого и необычайно медленного, простого и трудно познаваемого. Понять, что такое закон; узнать, как правильно доказывать свою точку зрения и как определять истинность своего утверждения; уметь объяснять происходящее в природе и обществе на основе знаний, а не фантазий всякого рода. Ощутить постоянное стремление человека к познанию, доставляющее глубочайшее удовлетворение, примеры глубокого переживания “научных сомнений” и смелого движения по незнакомому пути в поиске элегантности, краткости, наглядности. Только при изучении физики можно обосновать фундаментальность статистических закономерностей, дать учащимся увидеть, что вероятностная форма причинности оказалась основной, а однозначная причинность – лишь ее частным случаем. Это знание позволяет объяснять многие “чудеса” естественными причинами, - есть явления, вероятность которых очень мала, и, встретившись с таким явлением, человек воспринимает его как чудо.

К сожалению, не все ученики могут брать в полном объеме все богатство, открываемое им физикой.

Одно из главных направлений гуманитаризации - дать инструменты, с помощью которых они могли бы самостоятельно добывать знания, то есть научить школьников учиться.

В 1960-е гг. академик А. В. Усова (ЧГПУ, г. Челябинск) предложила “Обобщенные планы ответов” об элементах знания.

Планы являются тем инструментом, который позволяет школьникам самостоятельно добывать знания: они облегчают учащимся процесс чтения учебника, являются критериями оценки и самооценки знаний. Планы хорошо зарекомендовали себя в качестве “опорных сигналов”: они легко запоминаются, не требуют заучивания искусственного языка. Работа с планами обеспечивает логическую четкость и системность знаний, облегчает восприятие рассказа учителя. Зная план, они понимают, “куда их ведет учитель”. Работа с планами требует от ученика мысленной переработки текста учебника, перестройки знаний в новую структуру при подготовке домашних заданий (т.е. учит самостоятельности), позволяет сократить время опроса, ведь ответы по пунктам плана короче полного пересказа текста учебника.

Уточнить содержание физического образования

Образовательный стандарт основного общего образования по физике определяет обязательный для всех учащихся минимум знаний. Более высокий уровень знаний достигается усилиями родителей. Они оплачивают обучение в заочных и очных физико-математических школах при вузах, они нанимают репетиторов, отправляют детей в лицеи, гимназии, частные школы с высоким уровнем преподавания (отборные учителя и учащиеся, физико-математические классы). У большинства наших граждан денег на платное образование нет.

В связи с отказом от обязательного среднего образования из старших классов в 7-9 классы переадресовано изучение неcкольких разделов физики (среди них есть и трудные), но количество часов на их изучение не увеличилось, а, наоборот, сократилось. Неизбежное в этих условиях снижение научного уровня и сокращение объема знаний касается всех школьников. Из-за отсутствия обязательного среднего образования пополнить знания в старшей школе большая часть молодежи не сможет. Недоученными останутся и те ученики старшей школы, которые выбрали нефизический профиль (для них физику часто урезают до 1 часа в неделю). Поэтому курс физики основной школы должен быть завершенным, а не прерываться на науке XVIII века.

Есть, к сожалению, чиновники от образования и даже люди науки, считающие, что хорошее физическое образование недоступно и не нужно тем школьникам, которых они почему-то называют “гуманитариями”. Именно под флагом “гуманитаризации” сокращалось количество часов на изучение физики.

Происходит постепенное “выхолащивание” трудных разделов физики якобы для того, чтобы сделать их доступными так называемым “гуманитариям”. Из программ “гуманитарных классов” уже удален практически весь материал, который сделал науку физику важнейшим компонентом человеческой культуры.

“Гуманитарий” – не бранное слово, не нужно его применять к людям, для которых значительная часть человеческой культуры оказалась недоступной по причинам, от них часто не зависящим.

Стоит ли после этого удивляться, что, прочтя сообщение о новом открытии в области физики, уважаемый людьми и уважающий себя человек испытывает острое чувство досады? Пытаясь обсудить новую информацию, он начинает осознавать свою изолированность от заинтересовавшей его части мира.

Термин “гуманитарная физика” не имеет никакого отношения к убого укороченной “физике для гуманитариев”.

“Гуманитарная физика” необходима всем ученикам, независимо от их будущей специальности. Очевидно, что идти по пути “выхолащивания” трудных вопросов школьных курсов нельзя - слишком велики и непредсказуемы потери.

Физика станет доступной для всех, если: научиться использовать ее гуманитарную направленность, сделать курс физики способным оказывать гибкое и тактичное воздействие на интеллектуальный и эмоциональный мир ученика, чтобы научные знания воспринимались и разумом, и сердцем.

IV. Пересмотр форм и методов обучения

Методикой физики накоплены эффективные методы, которые позволяют дать школьникам современные представления о мире, установить более тесные связи изучаемого материала с жизнью, между темами и разделами изучаемого курса, вызывать интерес к физике и желание самостоятельно заниматься ее изучением. Однако, некоторые методы нуждаются в обновлении.

В первую очередь нужно пересмотреть методы, развивающие только логическое мышление в ущерб образному.

У всех людей первым шагом в познании является восприятие с помощью органов чувств. С помощью наглядных представлений и образов человек сначала вынашивает свои мысли, а только потом формулирует проблему в той или иной форме. “Физик” постарается получить математическую формулировку проблемы. “Лирик” сформулирует ее иначе.

Все понятия, в том числе и самые абстрактные, являются обобщением чувственного опыта, формируются в процессе исторического развития человеческого познания. Именно с помощью чувств получаем мы первые представления о пространстве, времени, движении ... И они входят в нас даже более прочно, чем те, которые добыты путем рассуждений. Понятия: пространство, время, движение, материя, взаимодействие, причинность и закономерность - входят в число составных элементов физической картины мира. “Можно забыть закон Ома, закон Архимеда, явление теплопроводности и многое другое, что есть в физике (если ты не связан по своей профессии с точными науками) и быть без знания этого культурным человеком. Но что должно остаться у каждого в результате изучения физики, если хочешь быть культурным человеком, так это общее понимание того, как устроен мир, т.е. физическая картина мира”. [1]

Следует чаще применять формы и методы, активизирующие и развивающие учащихся: иллюстрации и демонстрации, творческие и исследовательские работы, опыты (в том числе домашние), рассказ, беседы, метод создания проблемных ситуаций, школьные лекции, дискуссии и диспуты, семинары и конференции, участие в конкурсах, олимпиадах, познавательных играх и т.п.

Ситуации познавательного спора, дискуссии, при их умелой организации, привлекают внимание школьников к разным научным точкам зрения по той или иной проблеме, побуждают к осмыслению различных подходов к аргументации.

Во всех случаях, когда это возможно, должны действовать сами учащимеся: получить явление, провести измерение, найти черты симметрии (повторяемости, ритма, соразмерности); написать реферат; объяснять применение игрушек (попрыгунчики, радуга) и изображение в зеркалах (калейдоскоп) и т.п.

Специально для “гуманитариев” не следует обходить трудные места науки, и упрощения не должны переходить в вульгаризацию. Встречается мнение, что ради “разгрузки” учащихся не нужно рассматривать с ними трение покоя. Но “разгрузить” таким способом _ значит освободить их от понимания важнейших явлений, связанных с трением покоя: движение транспортных средств, ходьба, ползание, скрепление гвоздями, нитками, удержание предметов и т.п. Действительной разгрузке учащихся в наибольшей мере служит знание основ наук.

Один из самых трудных вопросов школьной механики - координатный метод. Сейчас делаются попытки избавиться от него под предлогом, что координатный метод, повышая научность процесса решения задач, снижает его доступность. Это так, но альтернативы координатному методу нет. Знакомство только со скалярными величинами исключает знание механики.

Одной из основных идей механики является идея относительности движения, идея определяющей роли системы отсчета, которая может “работать” только при использовании векторных величин. В уравнения механики входит не скалярная величина - путь, а векторная _ перемещение, поэтому решение главной задачи механики невозможно без привлечения координатного метода.

V. Тщательный отбор учебных пособий

У школьного учебника есть могучие конкуренты: телевизоры, компьютеры, мобильные телефоны и т.п.. С другой стороны, школьный учебник физики чрезмерно технократичен, нацелен на развитие преимущественно логического мышления, с ним трудно работать. Помочь ученику в преодолении многих трудностей школьной физики может гуманитаризация учебника. Не листы с формулами, а находящаяся в постоянном движении природа составляет предмет изучения и содержание физики. Нет ничего в природе, чего не может понять “лирик”, нужно только научиться давать ему знания в соответствии с его складом ума. Излагая материал, автор не навязывает ученику физические идеи, а строго их обосновывает и выводит: из опыта, из математических преобразований, из логических рассуждений, из рассказа об истории открытия. Изложение, по -возможности, ведется на основе создания наглядных образов, облегчающих восприятие физических абстракций. Там, где это удается сделать, стиль изложения материала учебника становится одним из способов гуманитаризации физики. Необходимо качественное структурирование учебника, в том числе и путем выделения цветом отдельных частей параграфов; наличие “Обобщенных планов ответов об элементах знания”, предметных и именных указателей, справочных данных. Для самостоятельной работы учащихся с “Обобщенными планами” материал учебника нужно построить очень чётко в логическом отношении, чтобы по всем вопросам обобщённых планов ученик мог найти ответ.

В учебнике должны быть примеры решения задач по разным темам, алгоритмы решения типичных задач из разных разделов курса. В учебнике полезен раздел “Простые опыты”, которые ученик, привлекая на помощь родителей, может выполнить дома, располагая минимальным оборудованием.

Внешний вид учебника, бумага, шрифт, его красочное оформление, цветные и в то же время грамотные иллюстрации, _ все эти проявления гуманности по отношению к обучаемым воспринимаются ими с благодарностью.

Большую роль в приближении науки к ученику играет включение в учебники хотя бы очень небольших сведений об ученых - творцах науки, людях высокого интеллекта и порядочности (высказывания об учёных их коллег, высказывания самих учёных и описание их поступков в жизни и науке).

Учитель рассказывает о драмах идей, о мучительных поисках путей преодоления трудностей, о людях науки, об их человеческих качествах, о самоотверженном служении науке.

Изучение биографий ученых, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков, анализ в ходе уроков проблем добра и зла, социальной справедливости и несправедливости вводит учащихся в сложный мир человеческих взаимоотношений, учит понимать и ценить идеи гуманизма, их общечеловеческий характер.

Целям гуманитаризации служат сведения об истории отдельных наиболее значимых открытий. (Архимед, Галилей, Ньютон, Резерфорд, Фарадей,и т.д.). Элемент историзма необходим для самой логики, для глубокого понимания физических явлений.

VI. Важнейшее направление гуманитаризации обучения – выращивание учителя из числа заинтересованной, талантливой молодежи. Учитель несет в себе некое содержание образования и именно это культурное, духовное содержание становится одним из главных компонентов процесса образования.

VII. Необходимая составляющая гуманитаризации физики - наглядность обучения - неуклонно сокращается. С 1989 года учебное оборудование кабинетов физики не обновляется, – прекратилось финансирование. Лабораторные работы и демонстрационный эксперимент “живут” в отдельных школах за счет старых запасов оборудования, умелых рук неравнодушных учителей физики и денег заботливых родителей. Во многих школах физика перестала быть экспериментальной и превратилась в “меловую”. В результате такого превращения стремительно увеличивается количество учеников, кому “физика не нужна”. Иначе и быть не может, ведь вместо наблюдения “живого” явления ученик получает лишь разговоры о нем и “сухие” формулы.

Литература

  1. “Педагогической энциклопедии”. Издательство “Советская энциклопедия”. _ М., 1964.
  2. В.Н. Мощанский. “Гуманитарный аспект при изучении физики в средней школе”._ Псков, Изд-во ИУУ, 1994:
  3. В.Сластенин, И.Исаев, Е.Шиянов. “Педагогика”.
  4. Лихачев Б. М. “Философия воспитания”. - М., 1995.
  5. В.А.Сухомлинский. “Рождение гражданина”. Изд-во “Молодая гвардия”, M., 1971.
  6. Давыдов В.В. “Развивающее обучение”. – М., 1996.
  7. Занков Л.В. “Избранные педагогические труды”. – М.: Педагогика, 1990.
  8. В.М. Чиганашкин. “Красота физики”._ Псков, Изд-во ПОИПКРО, 2000:


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Внеклассное занятие по математике. 2-й класс. Тема: "Праздник со Смешариками"

Занятие проводится по системе Л. В. Занкова. На уроках, которые проводились в течение года, дети узнали табличное умножение и деление, научились решать задачи, развивающие задания, простые уравнения, работать с геометрическим материалом. Структура урока, построенного в форме конкурса среди трех команд, позволяет учителю опросить наибольшее количество учащихся и превратить урок в небольшой праздник....

13 07 2020 23:21:36

Урок обощения и систематизации знаний в 9-м классе по теме "Решение алгебраических уравнений высших степеней"

Умение решать алгебраические уравнения первой и второй степени входит в "прожиточный" минимум любого выпускника средней общеобразовательной школы. А как быть с уравнениями выше второй степени? Такие уравнения называются уравнениями высших степеней, изучение их в общем виде выходит за рамки программы средней школы....

12 07 2020 9:29:58

Повышение качества математического образования в условиях сельской малочисленной основной школы

В классах с малой накапливаемостью весь учебный день и каждую минуту урока ребята находятся под контролем учителя и в непосредственном контакте с ним. Поэтому учителю приходится реагировать на психологические особенности. Рациональное сочетание на уроке различных видов учебной деятельности способно снять психологические перегрузки. Рассмотрим некоторые особенности организации самостоятельной работы с обучающимися, имеющими ярко выраженный тип нервной деятельности. ...

11 07 2020 13:18:13

Проект урока "Атмосферное давление"

Развитие исследовательских умений у учащихся является одной из основных задач современной школы. Для реализации поставленной задачи используются технологические приемы Е. Л. Мельниковой....

10 07 2020 3:36:32

Уравнение окружности. Условный оператор. Составные условия в языке программирования Паскаль. Интегрированный урок геометрии и информатики

Данный урок рассматривается как обобщающий и систематизирующий знания, полученные на уроках геометрии, информатики при изучении тем « Уравнение окружности» (геометрия), « Условный оператор: составные условия» (информатика)....

09 07 2020 20:27:18

Урок – закрепление пройденного материала на основе якутского героического эпоса-олонхо "Ньургун Боотур стремительный"

Урок для 9-го класса ориентирован на закрепление учебного материала, развитие познавательного интереса учащихся, изучение культуры традиций народов саха....

08 07 2020 1:33:14

Статистика - дизайн информации

Урок изучения нового материала, целью которого является рассмотреть статистическую обработку информации и её основные характеристики....

07 07 2020 8:34:10

Применение различных способов для разложения на множители. 7-й класс

Урок призван показать применение и повторить различные способы разложения многочлена на множители, закрепить их знание в ходе упражнений. Совокупность различных приемов разложения на множители позволяет легко производить арифметические вычисления и решать квадратные уравнения, которые решаются методом выделения полного квадрата....

06 07 2020 13:11:12

Развитие творческих способностей ученика через учебно-познавательную деятельность

Урок будет полезен для развития различных форм творческих способностей учащихся на уроке математики: конкурсы, игры, соревнования, которые позволяют детям проявить смекалку, умение применять свои знания в нестандартных ситуациях, уметь проявлять находчивость. Такие уроки интересны ученикам. Урок содержит рекомендации, как использовать конкурсы при чтении текста, как соревноваться при решении задач....

05 07 2020 4:59:30

Урок математики в 6-м классе по теме "Окружность и круг" (урок систематизации знаний с использованием ИКТ)

Х ХI век – век информационной грамотности. В связи с этим возник новый вид образования – информационный, в котором информационные технологии играют системообразующую роль. На уроках математики увеличивается умственная нагрузка на ученика. Это заставило меня задуматься о том, как поддерживать интерес ребёнка на протяжении всего урока, их активность, как привить любовь к математике....

04 07 2020 11:12:40

Урок физики. Контрольно-обобщающий урок по теме "Магнитные явления"

Урок позволяет проверить различные умения и навыки по теме, а также усвоение фактического материала. На уроке используется презентация, видеодемонстрации. ...

03 07 2020 1:14:15

Программа математического кружка, 5-й класс

Целью составления программы являлась необходимость научить пятиклассников решать нестандартные и олимпиадные задачи для успешного выступления на математических конкурсах и олимпиадах. В связи с этим на кружке были рассмотрены методы решения арифметических задач, задачи на разрезание, логические задачи, что способствовало развитию логического мышления. Изучение дробей в 5-м классе нашло свое отражение в разделе « Занимательные задачи на дроби». В итоговом занятии приведены задачи по всем изучаемым темам....

02 07 2020 19:35:55

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания

Урок изучения нового материала для 8-го класса позволяет выяснить сущность процесса горения с точки зрения молекулярной теории, сформировать представление об энергии топлива, ввести понятие удельной теплоты сгорания. Урок способствует развитию познавательной активности, логического мышления, исследовательских навыков, интереса к предмету, умению применять теоретические знания для решения практических задач....

01 07 2020 22:56:26

Информационные технологии на уроках математики как способ повышения мотивации учащихся

Применение компьютерных программных средств на уроках математики позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников....

30 06 2020 4:29:21

Конспект открытого занятия элективного курса физики в 10-м классе по теме: "Урок одной задачи"

Открытое занятие элективного курса в профильном естественно-математическом 10-м классе имеет целью показать необходимость владения знанием всего курса " Механика" в целом даже для решения одной-единственной задачи. Учитель использует различные методы обучения: классификация примеров упругого и неупругого столкновений с целью проверки усвоения понятия " Столкновение"; открытое тестирование по темам " Законы механики"; проверка умения составлять рисунки к задачам; построение логической цепочки при решении многошаговой задачи. ...

29 06 2020 14:34:48

Интегрированный урок (физика + биология) в 8-м классе по теме "Тепловые явления в живой природе"

На уроке проводится обобщение и повторение по теме " Тепловые явления". Опираясь на знания по физике и биологии, учащиеся разбираются и решаются задачи, которые обьясняют многие явления в живой природе. На уроке проводится тест-контроль, который помогает выяснить какие трудности возникли при изучении данной темы, решаются задачи с биологическим и физическим содержанием содержанием....

28 06 2020 17:32:58

Тела вращения. Цилиндр

Урок посвящен телам вращения: конус, сфера....

27 06 2020 22:17:22

Мотивация как необходимое условие обучения в школе закрытого типа

В школе закрытого типа остро стоит проблема мотивации. Это связано с "глубиной залегания" остаточных предметных знаний, психологическими причинами: несоответствием собственного образа традиционно понимаемой роли ученика. Как учителю поддерживать интерес, а учащимся почувствовать себя успешными в условиях школы закрытого типа? Рассмотрены приемы мотивации при изучении физики. Высокий уровень мотивации − "компенсация" недостаточного запаса знаний, умений, навыков....

26 06 2020 3:49:27

Открытое занятие (физика + астрономия) на тему "Вычисление линейных скоростей точек земной поверхности, находящихся в различных местах земного шара" (7-й класс)

Данная технология способствует развитию навыков исследовательской работы, формирует критическое мышление, позволяет реализовать творческие способности, и в итоге направлена на самопознание, саморазвитие и самовоспитание учащегося. Технология деятельностного метода наиболее предпочтительна, так как позволяет учащемуся быть участником образовательного процесса, а не просто созерцателем и слушателем. ...

25 06 2020 8:36:56

Урок-игра на тему "Планета законов Ньютона"

Данный материал представляет собой разработку урока в игровой форме по теме " Основы динамики", который можно использовать как конспект внеклассного мероприятия (по желанию его можно дополнить)....

24 06 2020 3:48:18

Мастер-класс по теме "Использование технологии развивающего обучения на уроках физики для формирования УУД обучающихся"

В рамках мастер-класса раскрываются возможности использования технологии развивающего обучения при формировании у обучающихся универсальных учебных действий. Приводится конкретный алгоритм работы с использованием технологической карты урока. Раскрываются преимущества данной образовательной технологии....

23 06 2020 5:38:53

Занятие в средней группе по математике (формированию элементарных математических представлений) «Сравнение предметов по величине» на основе русской народной сказки «Три медведя»

Цель занятия: сравнение предметов по величине, закрепление счета в пределах 3. Задачи: сравнивать предметы по величине, отражать в речи результат сравнения; закреплять умение понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3; соотносить количество предметов с цифрой; закреплять умение сравнивать группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько – сколько....

22 06 2020 3:45:34

"Банковские операции: начисление простых и сложных процентов"

Представлен конспект урока " Банковские операции: начисление простых и сложных процентов"....

21 06 2020 13:20:14

Урок математики "Хлеб и дроби". 5-й класс

В ходе занятия учащиеся обобщают и систематизируют знания по теме « Обыкновенные дроби», а также узнают о происхождении хлеба и его значении в жизни человека....

20 06 2020 5:28:39

Показательные уравнения

Предлагается один из вариантов проведения самостоятельной работы. В ходе выполнения работы учащиеся должны для себя понять, что в ответе может быть только натуральное число....

19 06 2020 14:16:28

Решение тригонометрических уравнений

В ходе урока рассматриваются формулы простейших тригонометрических уравнений. Предлагается задание для учащихся по частным случаям тригонометрических уравнений с проверкой. Дано задание найти корни уравнения по вариантам, в решении которых используются различные методы решения уравнений с дальнейшей проверкой. В заключение ученики решают однородное тригонометрическое уравнение....

18 06 2020 17:35:16

Измерение углов. 5-й класс

Урок объяснения нового материала по теме основывается на ранее изученных знаниях. На уроке используются различные формы и методы работы. Работа учащихся на уроке направлена на получение новых знаний через практическую, исследовательскую деятельность....

17 06 2020 22:29:26

Урок решения задач по теме "Фотоэффект"

Урок развивает умения и навыкы решения задач по физике, готовит учащихся к Е Г Э. Задача урока: показать разноуровневость заданий по теме, методику решения задач. Урок состоит из трёх этапов. На первом этапе с помощью теста проверяется теоретический материал, вопросы которого содержатся в уровне " А" Е Г Э по физике. Далее следует решение задач разного типа: практическая, задачи уровня " В" Е Г Э, комбинированная – уровня " С" Е Г Э. ...

16 06 2020 3:50:13

"Математическое ралли" (7-й класс)

Материал полезен для учителей математики, работающих в общеобразовательных школах. ...

15 06 2020 21:14:47

Турнир "Занимательные задачи Я.И. Перельмана"

Данное внеклассное мероприятие проводилось как один из этапов фестиваля по физике в городе Майкопе и было направлено на развитие познавательного интереса к науке физике, знакомство с творчеством Я. И. Перельмана. Урок создает условия для проявления креативных способностей, соответствующих творческой деятельности учеников. Раскрывает творческий потенциал учащихся. ...

14 06 2020 8:30:52

Использование технологии "Учет особенностей мышления при обучении физике (интерактивно–дифференцированный подход)"

Сущность И Д П технологии состоит в том, что взаимодействие педагога и обучающегося осуществляется в учебном процессе на принципиально новой основе. Содержание урока разбивается на учебные элементы, которые учащиеся осваивают самостоятельно, обращаясь к учителю лишь в случае затруднения. Этим достигается целенаправленность обучения, что способствует формированию мотивации. В статье рассматривается использование И Д П технологии на примере повторительно-обобщающего урока по теме « Внутренняя энергия» (8-й класс)....

13 06 2020 9:44:41

Интегрированный урок (физика + информатика) по теме "Сила. Сила тяжести. Явление тяготения"

На уроке учащиеся демонстрируют свои знания не только по физике, но и по информатике. Примеры из географии и биологии позволяют увидеть связь курса физики с другими образовательными дисциплинами. Урок построен так, что учащиеся сами формулируют определения и делают выводы, что позволяет запомнить материал в процессе знакомства с новой темой....

12 06 2020 3:19:42

Решение неравенств второй степени с одной переменной. 9-й класс

Задания урока содержат материалы из сборников по подготовке к Г И А. Учащиеся, решая эти задания, смогут проверить усвоение материала и систематизировав полученные знания успешно подготовить себя к сдаче выпускного экзамена....

11 06 2020 5:19:48

Сценарий проблемно-эвристического урока по геометрии

Автором поставлена задача: показать учащимся практическое применение признаков подобия треугольников для решения задач. Урок проводится по возможности на улице. Дети работают в группах. ...

10 06 2020 18:30:48

Тема: "Умножение полных трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд". 5-й класс

Урок математики знакомит учащихся с умножением полных трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд, закрепляет вычислительные навыки сложения и умножения. Урок корректирует применение математической терминологии, ориентирует в пространстве числа упражнением на арифметические действия....

09 06 2020 1:40:38

Урок физики "Механическое движение"

Мы живем в мире скоростей, больших и малых, поэтому умение вычислять скорость движения – важный момент при изучении физики. На уроке нам предстоит вспомнить и закрепить понятия, связанные со скоростью движения. Повторить формулы для вычисления скорости, пути и времени движения. Знания, которые учащиеся получили при изучении темы, будут применены при решении задач. Урок пройдет в виде соревнования....

08 06 2020 15:30:59

Работа над формированием системного мышления на уроках физики в условиях гуманитарной гимназии

Работа над формированием системного мышления на уроках физики в условиях гуманитарной гимназии....

07 06 2020 3:31:34

Школьный реферат по физике и проблемы его написания

В статье рассмотрены трудности, с которыми встречаются ученики 11-х классов при написании выпускного реферата по физике. Обосновывается необходимость целенаправленных действий по формированию навыков реферативной работы и приобретению учащимися знаний о правилах написания и оформления реферата. Предлагаются пути решения данной проблемы. ...

06 06 2020 19:21:44

Деление с остатком. 5-й класс

Урок призван совершенствовать навыки выполнения действий деления с остатком, продолжить работу над текстовыми задачами, показать связь математики с жизнью....

05 06 2020 4:46:45

Смотр знаний по теме «Площади четырехугольников»

Предлагается вариант смотра знаний по теме « Площади четырехугольников». Повторение теории и решение задач по этой теме особенно важно при подготовке к О Г Э, так как в экзамен по математике включен отдельный модуль « Геометрия». При таком повторении систематизируются знания учащихся по любой теме курса планиметрии....

04 06 2020 3:23:12

Методы решения тригонометрических уравнений

На уроке проверяются навыки решения простейших тригонометрических уравнений; рассматривается решение одного уравнения разными способами; происходит знакомство с более сложными уравнениями и нестандартными приемами решения. Основная часть урока отводится классификации уравнений по методам их решения. В конце урока проводится самостоятельная работа, анализируются оценочные листы и выставляются оценки. Домашнее задание дается дифференцированно. ...

03 06 2020 4:27:12

Интегрированный урок (физика + литература + русский язык) на тему "Влияние процессов испарения на формирование погоды"

Интеграция данных предметов способствует активизации учащихся, росту познавательного интереса. Основная идея урока состоит в том, что если рассматривать погодные явления с точки зрения физики и поэзии вместе, то получается более полная картина окружающего мира, которая развивает ум и душу....

02 06 2020 17:21:59

Урок по теме "Объем конуса"

Цель урока: вывести формулу вычисления объема конуса и научиться применять ее при решении задач....

01 06 2020 18:23:38

Сборник прикладных задач

Изучение математики в средних профессиональных учебных заведениях, с каждым годом становится более сложным. Нельзя допустить снижения качества и объема математических знаний студентов: это неизбежно приведет к существенным потерям в качестве подготовки специалистов. Ведь именно математика создает главный фундамент для всех наук технического профиля, а в их высших разделах практически полностью берет на себя функцию аппарата прикладного моделирования и исследования....

31 05 2020 1:15:57

Программа элективного курса "Тайны неевклидовской геометрии"

Программа предусматривает проведение занятий в традиционной форме, в форме лекций и диспутов. Часть теорем будет представлена учителем в том виде, в котором представлял сам Лобачевский. А другая часть теорем, в которую входят те, которые посильны обучающимся, будет доказана ими самостоятельно. Изучение курса завершается собеседованием, которое включает в себя специально подобранные вопросы по теории и практике. Программа рассчитана на 30 часов и рекомендуется к реализации в первой, второй и третьей четвертях....

30 05 2020 19:21:19

Активизация мыслительной деятельности учащихся как результат систематического применения логических задач на различных этапах урока математики

Стимулирование учебно-познавательной деятельности на основе умений наблюдать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их − необходимое условие активизации мыслительной деятельности учащихся. При систематическом использовании логических задач в учебно-воспитательном процессе активизируются мыслительная деятельность учащихся и как следствие повышается уровень знаний....

29 05 2020 15:43:16

Сравнение целых чисел

Цель урока: повторить положительные и отрицательные числа; изображение чисел на координатной прямой; сравнение положительных чисел; выведение правила сравнения чисел с помощью их ряда; формировать умение сравнивать числа с помощью их ряда, приводить примеры....

28 05 2020 12:18:55

Повторительно-обобщающий урок математики в 5-м классе по теме "Площадь прямоугольника. Объем параллелепипеда"

Цель урока: повторить и закрепить знания, полученные при изучении параграфа " Площади и объемы". Место занятия в параграфе: третий урок в теме " Объем прямоугольного параллелепипеда"....

27 05 2020 16:17:42

Календарно-тематическое планирование. Математика. 1-й класс

Отличительной чертой курса является значительное расширение изучения геометрического материала, оставаясь стержнем всего курса, осуществляется с возможным паритетом теоретической и прикладной составляющих, а в вычислительном плане особое внимание уделяется способам и технике устных вычислений....

26 05 2020 18:42:38

Использование симметрии аналитических выражений

В статье рассматривается использование симметрии в системах показательных уравнений....

25 05 2020 2:50:23

Решение задач по теме: "Четырехугольники". Урок обобщения. 8-й класс

Урок математики для учащихся 8-го класса по теме " Четырехугольники" закрепляет теоретические знания по изученной теме, совершенствует навыки решения задач. ...

24 05 2020 8:25:47

Обучение общему приёму решения систем уравнений

В статье показано, каким образом автор предлагает организовать совместную деятельность учащихся и учителя по выделению содержания деятельности по анализу данной системы уравнений и построению (выбору) способа ее решения....

23 05 2020 21:34:43

Урок алгебры и начал анализа "Обобщение по темам "Производная", "Касательная к графику функции". 11-й класс

Представленный урок - урок систематизации З У Н по темам " Производная", " Касательная к графику функции". Самостоятельная работа, организуемая с учащимися в течение урока, дает представление, насколько глубоко усвоены алгоритмы нахождения производных функций, решения уравнений вида f '(x)= 0, написания уравнений касательных к графикам функций, а также учит учеников воспитывать у себя силу воли и целеустремленность при решении сложных заданий. ...

22 05 2020 8:11:29

"Натуральные числа". 5-й класс

Фундамент математических умений школьников – навыки вычислений, неотъемлемая часть любых письменных расчетов. Кроме того, устные вычисления – эффективный способ развития у детей устойчивого внимания, оперативной памяти и других важных для обучения качеств. Теоретический материал усваивается при решении задач....

21 05 2020 22:43:19

Контрольные работы по алгебре. 9-й класс

Контрольные работы по алгебре составлены к учебнику алгебры 9-го класса Ю. Н. Макарычева, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешкова, С. Б. Суворовой, но могут быть использованы и при изучении алгебры по учебникам других авторов....

20 05 2020 14:29:10

Постоянные магниты. Магнитное поле земли

Новая тема преподносится в необычной увлекательной форме - интервью с магнитом. Фрагмент мультфильма о магнетизме, показанный в начале урока, снимает напряжение и мотивирует учащихся на дальнейшую работу. Урок не лишен так же и натурного эксперимента. В конце урока ребята могут проверить себя с помощью теста....

19 05 2020 14:39:14

Урок-тренинг "Квадратные уравнения"

Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая, делать его немного занимательным. Отрабатывает умения и навыки решения квадратных уравнений с использованием формул корней....

18 05 2020 14:38:22

Моделирование движения связанных тел на уроках физики

Модель строится так, чтобы дать ответ на конкретные вопросы. Главное в модели – выбор тех объектов, их свойств и отношений, от которых зависит результат решения одной конкретной задачи. Строить модели (и оперировать ими) можно как средствами «формульной» математики, так и средствами мысленного экспериментирования – математикой «картинок», требующей ясности мысли и отчётливости суждений. Это настоящее искусство, так как моделирование – процесс поиска пути решения проблемы, конкретной задачи, то есть творчество. ...

17 05 2020 8:22:22

Урок-соревнование в 6-м классе по теме "Действия с положительными и отрицательными числами"

Урок в игровой соревновательной форме позволяет развивать у учеников творческую активность, математическую зоркость, доброжелательное отношение друг к другу, чувство ответственности за всех и за каждого, навыки самостоятельной и групповой работы. Задания на сложение и вычитание чисел с разными знаками предлагаются на карточках с выбором правильного ответа. Примеры на умножение и деление представлены в виде математического лото....

16 05 2020 13:59:45

Развитие познавательного интереса на уроках математики

В статье рассказывается о необходимости повышения мотивации учащихся для эффективного изучения математики, а также раскрыты основные способы повышения познавательного интереса....

15 05 2020 11:50:30

Иррациональное уравнение с параметром

Как известно, решению задач с параметрами в школе уделяется мало внимания. Поэтому трудно рассчитывать на то, что учащиеся, подготовка которых не содержала задач с параметрами, смогут справиться с заданиями Е Г Э. В статье рассмотрены 4 иррациональных уравнения с параметром с решениями....

14 05 2020 9:33:51

Показательные уравнения

Урок является заключительным при изучение темы « Показательные уравнения». Тип: урок контроля знаний. Для достижения достаточной объективности оценки знаний и умений учеников используется умелое сочетание различных средств, методов (устный, письменный) и форм контроля (самоконтроль)....

13 05 2020 17:32:44

Интерес к математике — движущая сила ее успешного изучения

Одна из основных задач учителя математики состоит в повышении интереса учащихся к предмету. А когда у учеников есть желание чему-либо научиться, т.е. есть мотив, то успех в овладении материалом обеспечен. Хочется надеяться, что моя презентация " Числа правят миром" поможет учителям в их работе по развитию интереса учащихся к предмету математика....

12 05 2020 14:27:47

Решение систем уравнений способом подстановки. 9-й класс

Цели урока: обеспечение системного усвоения знаний учащихся по теме " Системы уравнений с двумя переменными"; повторение решения систем уравнений графическим способом, способом подстановки; развитие познавательного интереса учащихся, умение работать самостоятельно; воспитание ответственности при подготовке к урокам алгебры....

11 05 2020 1:15:41

Обобщающий урок "Звездный час квадратичной функции"

Урок " Звездный час квадратичной функции" является обобщающим в 9-м классе по теме " Квадратичная функция". Игровая форма дает возможность активно систематизировать изученный материал, восполнять пробелы в знаниях, способствует воспитанию познавательных интересов. Подобрала задания так, чтобы учащиеся смогли повторить свойства функции, когда функция задана и аналитически, и графически....

10 05 2020 4:37:56

Урок-презентация "Открывая физику" (11-й класс)

На добровольных началах формируется группа, в которой выбираются историки, экспериментаторы, затейники, организаторы, наставники. Организаторы договариваются с библиотекой о выставке учебной и дополнительной литературы, подготавливают поощрительные призы, фотографируют. Историки подбирают материал о становлении физики как науки. Экспериментаторы готовят демонстрационные и фронтальные опыты. Затейники подбирают загадки и игры. Наставники формулируют советы, как успешнее учить физику. ...

09 05 2020 3:47:22

Урок одного уравнения sinx+cosx=1

Урок решения одной задачи – это поиск способов решения этой задачи. Для одних уроки одной задачи – это соломинка для спасения в трудном мире математики, которая все же помогает найти свой, понятный путь решения задачи, для других – открывает мир красоты и изящества любимого предмета, для третьих – путь к пониманию в общении с одноклассниками и учителем. ...

08 05 2020 8:24:36

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 6-го класса «Своя игра»

Предлагается игра по математике для учащихся 6-го класса, которая проводится во внеурочное время, после изучения темы " Умножение и деление обыкновенных дробей". ...

07 05 2020 17:33:26

Интегрированный урок "Математика + история". 70-летию Сталинградской битвы посвящается. План урока по теме "Нахождение дроби от числа"

Интегрированный урок разработан для учащихся 6-го класса, а также может использоваться с целью повторения темы в 7‒9-х классах, закрепления нахождения дроби от числа при решении задач на историческом материале. Цель урока: сохранение памяти, воспитание патриотизма, гордости за одержанную победу в Сталинградской битве, изменившую весь ход в Великой Отечественной войне....

06 05 2020 12:25:14

Динамометры. Виды динамометров

Цели урока: ввести понятие "динамометр", познакомить учащихся с некоторыми видами динамометров и областью их применения. По презентации " Динамометры. Их виды" можно привести примеры использования динамометров в зависимости от их назначения. Применяя анимации, делается вывод о том, что любая сила, измеряемая динамометром, сравнивается с силой упругости. ...

05 05 2020 14:11:15

Эффективные педагогические технологии обучения

В статье дается краткий обзор технологий личностно-ориентированного обучения. Описываются принципы формирования групп учащихся для работы на уроке. Указаны педагогические проблемы, возникающие при использовании данных технологий и методов. Приведен пример разработки урока алгебры в 8-м классе по теме « Вычисление квадратных корней», на котором применяются все указанные методы и технологии. ...

04 05 2020 0:32:56

Интегрированный урок по физике и английскому языку на тему: "Полеты во сне и наяву… Flying in the dream and really…" в теме: "Движение в гравитационном поле Земли"

50-летию начала космической эры посвящается... Урок проведён на 1-м курсе в группе " Помощник машиниста локомотива" при изучении динамики движения тел в поле тяжести Земли, с элементами иностранного языка (английский). Урок проведён в форме мозгового штурма. Учащиеся разделились на небольшие творческие группы: аэронавты, дельтапланеристы, парапланеристы, парашютисты, лётчики, вертолётчики, астронавты. Ребята заранее готовились, собирали информацию в том числе на английском языке. В процессе диспута, а точнее, мозгового штурма ребята убеждают друг друга в преимуществах того или иного способа преодоления гравитации, увеличения скорости движения, перемещения в поле тяжести Земли. Итогом мозгового штурма являются заполнение таблицы и вывод о том, что можно и нужно мечтать не только о преодолении гравитации, но и о полётах в открытый космос! ...

03 05 2020 5:38:43

Математический ринг

Разработка будет интересна учителям математики при проведении предметных недель в школе. ...

01 05 2020 10:53:24

Программа факультативного курса по математике для учащихся 5-6-х классов "Математическая лестница"

Программа содержит набор задач, подобранных по темам государственной программы для преподавания по учебникам " Математика 5-6" под редакцией Н. Я. Виленкина. На конкретных приемах раскрываются рациональные способы усвоения знаний. Изучение предлагаемых тем способствует развитию таких характеристик мышления, как скорость, устойчивость, гибкость, последовательность и т.д. ...

30 04 2020 11:43:50

Игра-конкурс «Нам физика думать и жить помогает»

Внеурочное мероприятие расширяет знания учащихся, полученные на уроках. Форма мероприятия повышает любознательность и интерес к предмету, стимулирует работоспособность учащихся. В мероприятие включены элементы занимательности. Материал доступен учащимся и соответствует уровню развития....

29 04 2020 12:22:59

Рисуем в координатной плоскости

Цели урока: создать условия для развития умений строить координаты точки, используя предметы и образы окружающей действительности; помочь учащимся осознать практическую и личную значимость учебного материала....

28 04 2020 5:52:34

Статья "Самостоятельная работа — одно из условий профессиональной подготовки будущего учителя"

Самоанализ написан на основе различных источников, включая Государственный образовательный стандарт С П О для специальности " Преподавание в начальных классах". Концепцию модернизации российского образования, программу модернизации и развития С П О и т.д. В работе представлена актуальность выбранной темы, цель, задачи данной работы, а также указаны и расшифрованы, с конкретно поставленными целями, этапы построения педагогической деятельности. ...

27 04 2020 6:18:24

Наблюдение за ростом кристаллов в лабораторных условиях

Работа знакомит учащихся с методами выращивания кристаллов. ...

26 04 2020 15:17:35

Урок-игра "Повторение курса математики. Подготовка к ГИА"

Дидактическая игра, которая помогает учителю поддерживать у учащихся интерес к учебному материалу, способствует активизации их мыслительной деятельности на протяжении всего урока. Эта игра обладает образовательной, развивающей и воспитательной функциями, которые действуют в органическом единстве....

25 04 2020 6:10:25

Условно-графическое обозначение радиодеталей

Чтобы изучить современную радиоэлектронику, надо, прежде всего, знать принципы устройства и физические основы работы этих приборов, их характеристики и параметры, а также важнейшие свойства, определяющие возможность их применения в радиоэлектронной аппаратуре. Чтобы научиться читать и писать, необходимо изучить азбуку – буквы алфавита, а в радиоэлектронике своя азбука – условные обозначения радиодеталей, из которых составляют схемы различных устройств, будь то приемник, усилитель или современный компьютер, DVD-проигрыватель и др. ...

24 04 2020 15:19:12

"Межпредметная связь" (Методические указания математики на уроках физики)

В физике математический метод служит одним из главных методов исследования явлений, поэтому мы рассмотрим согласование изучаемых вопросов по времени, понятие функциональной зависимости, решение задач. ...

23 04 2020 17:17:59

Повторительно-обобщающий урок по физике по теме: "Его величество – эксперимент". 10-й класс

Задачи урока: закрепление, контроль и углубление знаний учащихся по теме " Свойства жидкостей, газов и твёрдых тел"; воспитание умения работать в группе, правильно формулировать свои мысли, проводить самооценку своих знаний; развитие творческих способностей через создание проблемных ситуаций, решение экспериментальных задач. ...

22 04 2020 13:18:35

Урок-калейдоскоп "Свойства степени с натуральным показателем" (7-й класс)

Обобщающий урок, целями которого являются: формирование знаний свойств степени при преобразовании выражений, закрепление полученных знаний; развитие познавательной активности учащихся; воспитание чувства патриотизма и любви к Родине....

21 04 2020 7:55:27

Разработка урока по алгебре и началам анализа по теме "Решение логарифмических уравнений"

Тема рассчитана на один урок и является первым уроком в рассмотрении различных способов решения логарифмических уравнений, особое внимание уделено потере корней и посторонних корней при решении этого вида уравнений. ...

20 04 2020 20:59:21

Серия "Учимся решать задачи с параметром". II. Графический метод решения задач с параметром

Математическая подготовка учащихся предполагает владение различными методами решения задач. Многие задачи с параметром рациональнее решаются графическим методом. Особенно он полезен при проведении дополнительного исследования множества решения уравнения или неравенства с параметром, ответе на качественные вопросы....

19 04 2020 13:25:19

Преобразование графиков функций

В ходе урока-практикума учащиеся получают навыки построения графиков функции путем преобразования их методом сдвига и деформации....

18 04 2020 1:12:56

Явление тяготения. Сила тяжести

В статье описана деятельность учащихся в роли исследователей простого явления – падения тел. Представлена самостоятельная проверочная работа с использованием компьютера, приведено много фактического материала для проведения урока изучения и закрепления нового материала. ...

17 04 2020 4:47:51

Декада физики в школе, посвященная Дню космонавтики

Внеклассное мероприятие, посвящённое Дню космонавтики, позволяет в игровой форме познакомить младших и старших школьников с историей космических побед, которые принесли славу Родине. Достижениями в космосе мы можем гордиться, это воспитывает патриотизм. ...

16 04 2020 19:11:48

Графики движения

В данной работе представлена презентация урока по формированию умения читать графики движения тел. Рекомендуется использование презентации как на уроках прохождения нового материала, так и на уроках повторения. ...

15 04 2020 23:41:55

Урок по теме "Расчет массы и объема тела по его плотности"

Представлен урок физики в 7-м классе после изучения понятия " Плотность". Цель: закрепление полученных знаний по теме " Плотность вещества". Урок разработан с учетом программы Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской, в которой строение вещества изучается в 8-м классе. Его можно проводить, работая по программам других авторов....

14 04 2020 14:25:47

Урок-игра по теме "Кинематика"

Урок в интересной игровой форме помогает обобщить, закрепить знания, полученные по теме, научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач. Урок расширяет кругозор учащихся, развивает коммуникативные способности....

13 04 2020 10:17:35

"Деление с остатком", математика, 3-й класс

В данном уроке используются проблемная ситуация и проблемный диалог. Проблемный диалог за счет стимуляции собственной мысли ребенка обеспечивает и понимание знаний, и активное развитие психики, логического мышления, речи и творческих способностей. ...

12 04 2020 9:59:57

Cмесительный узел для теплого пола своими руками

Разница температур в центральной системе отопления и устройстве водяного теплого пола становится тем фактором, из-за которого необходимо дополнительно устанавливать коллекторный отдел. Он смешивает теплоносители и распределяет их подачу в систему. Назначение устройства Ремонтируя санузел, многие устанавливают там систему теплого водяного пола. Эти устройства работают по тому же принципу и на тех же носителях, что и… Читать дальше...

11 04 2020 7:46:42

Урок-конкурс "Умники и умницы" на тему "Тепловые явления"

Автором представлен сценарий урока, на котором формируется личностно-смысловое отношение к предмету, умения анализировать, делать выводы, стремление к пополнению своих знаний и умения применять их на практике....

10 04 2020 4:41:29

Интегрированный урок математика+ИВТ "Решение квадратных уравнений в Eхcel"

Цели урока: изучение нового материала: функции " Е С Л И" и закрепление З У Н при работе с формулами, диаграммами; развитие логического мышления, творчества, памяти, анализа; воспитание уверенности, стремление к познанию....

09 04 2020 13:49:24

Урок математики "Методы решения тригонометрических уравнений"

В разработке урока рассматриваются основные методы решения тригонометрических уравнений....

08 04 2020 11:45:14

Междисциплинарный экзамен как новый инструментарий оценки качества обучения и аттестации учащихся

В данной статье представлена программа междисциплинарного экзамена по физике и математике, которая расширяет возможности системы оценки качества образовательных достижений учащихся по данным дисциплинам в рамках перехода на профильное обучение, позволяющая оценивать сформированные учебные компетентности учащихся, а также межпредметные знания и умения. В статье приведены виды заданий, даны рекомендации по оцениванию ответов учащихся....

07 04 2020 15:45:21

Урок физики в 7-м классе "Что нам стоит дом построить?!" по теме "Плотность вещества"

Уроки физики в 7-м классе нужно и можно разнообразить разными формами проведения. Если класс достаточно подготовлен и заинтересован, то данный урок в форме деловой игры « Что нам стоит дом построить?!» всегда проходит на «ура!». С тем же «домом», но уже в 8-м классе можно провести обобщающий урок по теме « Тепловые явления». Таким образом прослеживается взаимосвязь между отдельными разделами физики, рост интереса к предмету, повышение уровня знаний учащихся. ...

06 04 2020 23:40:59

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Квадратичная функция, ее свойства и график". 8-й класс

Урок является уроком обобщения и систематизации знаний по теме алгебры 8-го класса « Квадратичная функция, её свойства и график» с использованием мультимедийной презентации и возможностей SMART Notebook10....

05 04 2020 7:20:20

Логарифмы и их свойства

Урок призван познакомить учащихся с понятием логарифма, с историей появления логарифма. На уроке используется интерактивная доска. Разнообразные формы работы позволяют обеспечивать высокую активность и поддерживать интерес к учению....

04 04 2020 15:47:36

Исследовательская работа "Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости"

В работе предлагается проблемное задание, в результате которого, учащиеся убеждаются на практике, что наклонная плоскость дает выигрыш в силе. У детей формируется и развивается самостоятельная и творческая активность, умение наблюдать, проводить эксперименты, обрабатывать результаты, делать выводы....

03 04 2020 21:45:58

Урок физики в 7-м классе по теме "Давление жидкостей"

Урок построен по технологии рефлексивного мышления — чтение с пометками и остановками. В ходе урока вырабатывается умение работать с текстом (информацией)....

02 04 2020 21:43:30

Обобщающий урок геометрии на тему "Признаки равенства треугольников". 7-й класс

Результат усвоения темы выявляет урок-зачет или контрольная работа. Поэтому накануне целесообразно провести обобщающий урок, на котором повторяется теоретическая часть, проводится тестирование на знание признаков равенства треугольников. Также решаются более сложные задачи, идет подготовка к контрольной работе....

01 04 2020 5:32:39

Урок математики по теме "Путешествие по страницам Красной книги ЯНАО"

Древняя мудрость гласит: « К водопою коня может привести даже маленький ребенок. А вот заставить этого коня напиться не смогут даже десять взрослых мужчин». Одним из способов пробудить у учащихся познавательный интерес на уроках математики – включение в план урока исторического материала, задач практического применения, заданий краеведческого характера....

31 03 2020 23:18:48

Интегрированный урок (физика + биология) "Береги глаза смолоду"

На уроке изучаются причины и меры профилактики заболеваний и повреждений глаз. Задачи: провести анализ данных о заболеваниях глаз у учащихся класса; объяснить причины нарушения зрения; охарактеризовать способы коррекции дефектов зрения; разъяснить требования, предъявляемые гигиеной зрения; охарактеризовать меры доврачебной помощи при травмах глаза. ...

30 03 2020 7:10:47

Использование программы Viptest на уроках математики

Представлена тестирующая программа для тестирования обучающихся, которая имеет возможность подключения базы вопросов по любому предмету в формате RTF. Преимущества использования данной программы на уроках: независимая оценка знаний, отсутствие конфликта учителя и ученика, различные комбинации варианта из заданного количества заданий (программа автоматически меняет порядок заданий при выполнении одного и того же теста другим учеником)....

29 03 2020 3:42:14

Повторение и решение задач по теме "Количество теплоты" (8-й класс)

На уроке используются различные виды деятельности: тест, повторение формул, качественные задачи на зимнюю тему, развивающие логическое мышление. Изюминкой урока является составление задачи по картине на эту тему и решение самой интересной задачи....

28 03 2020 23:21:46

Обобщающий урок по теме "Решение рациональных уравнений". 8-й класс

Обобщающий урок систематизирует знания учащихся по теме. Урок формирует знания по приемам сравнения, обобщения, выделения главного; побуждает учащихся к самоконтролю и взаимоконтролю, самоанализу....

27 03 2020 15:47:39

Открытый урок в 6-м классе "Совместные действия с дробями"

Урок алгебры в 6-м классе закрепляет у учащихся навыки выполнения основных действий над дробями....

26 03 2020 13:41:28

Игра "Что? Где? Когда?" (внеклассное мероприятие). Тема: "Математика в Древней Греции"

Предлагаемая игра " Что? Где? Когда?" рекомендуется для проведения внеклассных мероприятий по математике в 8–11-х классах. Цель данного мероприятия: развитие интереса к математике, формирование мировоззрения, логического мышления, коллективного творчества. Содержание вопросов носит исторический характер (о математике Древней Греции). Вопросам предшествуют краткие сообщения. ...

25 03 2020 11:20:14

Математическая игра "Брейн-ринг"

Урок проводится в виде деловой игры. Необходимо показать свои знания по данной теме, уметь работать в группе, обладать быстротой мышления. Игра состоит из трёх туров. В игре принимают участие 4 команды. В первых двух турах играют по 2 команды, а в третьем встречаются победители первых двух. Первые две встречи играют до трёх очков. Третий тур – до шести очков....

24 03 2020 5:24:46

Урок геометрии в 8-м классе "Касательная к окружности"

Вводится понятие касательной, точки касания, рассматривается свойство касательной и её признак. Показано их применение при решении задач....

23 03 2020 15:57:28

Тригонометрия в таблицах

Таблицы по тригонометрии можно использовать при изучения и повторении курса тригонометрии. В таблицах собраны наиболее употребляемые тригонометрические формулы, единичная окружность (включая оси тангенсов и котангенсов), радианная мера углов и многие другие полезные факты....

22 03 2020 12:53:30

Урок математики по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Урок направлен на совершенствование навыков выполнения сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, применение этих навыков при решении уравнений и текстовых задач. При подведении каждого этапа урока проводятся различные виды контроля. При проведении урока используется тестирование как элемент подготовки к Г И А....

21 03 2020 0:53:41

Тема урока: "Дисперсия света"

В ходе урока формируется представление о дисперсии как физическом явлении, уточняются причины возникновения явления дисперсии. C методами научного познания объясняется природа дисперсионного спектра, атмосферных оптических явлений....

20 03 2020 11:19:57

Урок метапредметного осознания по теме «Вселенная в физических законах и явлениях»

Цель урока: раскрыть взаимосвязь теории Циолковского с понятием « Вселенная», объяснить это явления и его законы на основе теории гравитации; показать возможности моделирования космического корабля при изучении закономерностей физических явлений и законов; анализировать и сравнивать результаты измерений, делать выводы; развивать физическое мышление, познавательную и самостоятельную деятельность учащихся....

19 03 2020 11:30:29

Решение задач по гидростатике об изменении уровня жидкости в сосуде

Методические разработки к уроку решения задач по гидростатике об изменении уровня жидкости в сосуде (7-й класс). Рассматриваются два метода решения задач данного типа: через давление на дно и с использованием условия равновесия и закона Архимеда (через объёмы)....

18 03 2020 11:45:20

Урок математики на тему «Понятие дроби». 5-й класс

Учащиеся изучают и сравнивают дроби, выполняют арифметические действия с ними....

17 03 2020 4:56:11

Интегрированный урок в 9-м классе (литература + химия + физика + география + МХК) "М.В. Ломоносов и эпоха Просвещения"

Цель урока: расширение знаний учащихся о М. В. Ломоносове, как о великом русском ученом. ...

16 03 2020 13:30:16

План-конспект урока физики "Виды излучений. Источники света" (11-й класс)

В модели урока " Виды излучений. Источники света" описано, как учитель может познакомить учащихся: с явлением люминесценции, привести примеры, дать его определение; с видами люминесцентного излучения, объяснить причины свечения в каждом случае; с применением люминесцентного излучения в быту, технике, природе....

15 03 2020 11:40:21

Внеклассное мероприятие по математике "Своя игра"

Внеклассная работа по математике имеет важное значение при формировании математической культуры учащихся. Использование игровых моментов во внеурочной работе – это не только интересное, но и полезное занятие. Они развивают сообразительность, внимание, память. Общешкольное внеклассное мероприятие « Своя игра» для учащихся 7–11-x классов может быть проведено как заключительное мероприятие недели математики....

14 03 2020 5:21:25

Геометрия: "Площадь поверхности цилиндра" (11-й класс)

Цель – вывести формулы для вычисления площади поверхности цилиндра и показать их применение в процессе решения задач. Совершенствовать навыки решения задач. Развитие пространственного мышления, устной и письменной математической речи, навыков самостоятельной работы. Воспитание познавательных интересов, уверенности в общении, раскованности. ...

13 03 2020 3:12:21

Обобщающий урок по физике в 8-м классе по теме: "Тепловые явления"

Урок физики для 8-го класса закрепляет и систематизирует знания по теме: " Внутренняя энергия, способы её изменения. Тепловые процессы. Основные формулы для расчёта количества теплоты. Графики зависимости температуры от времени". ...

12 03 2020 17:15:18

Урок математики по теме: "Диаграммы". 6-й класс

Цель урока: формирование вычислительных и графических умений при построении различных диаграмм; уметь строить диаграммы....

11 03 2020 3:59:52

Повторительно-обобщающий урок-семинар "Тригонометрическое уравнение"

Повторительно-обобщающий урок-семинар разработан с целью систематизации, проверки, закрепления знаний и умений учащихся по теме " Решение тригонометрических уравнений". На уроке запланировано формирование следующих компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, личного самосовершенствования, здоровьесбережения. Ролевая позиция учителя: явная - консультант, регламентёр; скрытая - организатор....

10 03 2020 11:11:38

Решение показательных уравнений

Урок обобщения и систематизации знаний по теме призван обобщить и структурировать знания учащихся по данной теме, закрепить основные методы решения показательных уравнений, предупредить появление типичных ошибок, предоставить каждому обучающемуся возможность проверить свои знания и повысить их уровень....

09 03 2020 9:54:33

"Сила трения". 7-й класс

Цель урока: познакомить учащихся с понятием сила трения; на основе примеров, встречающихся в природе, быту и технике доказать учащимся, что сила трения может меняться; используя приемы технологии развития критического мышления, («система идеал», кластер, таблица аргументов), сформировать основные понятия по теме « Сила трения»....

08 03 2020 0:59:15

Тема урока: "Прямая и обратная пропорциональные зависимости". 6-й класс

Урок математики изучает новый материал с информационными технологиями. Цель: закрепить основные понятия: "пропорция", "основное свойство пропорции"; сформировать умение решать задачи с помощью пропорции, логически мыслить при определении зависимости в соответствии с условием задачи; развивать грамотную математическую речь, память, внимание; делать выводы, основанные на рассуждениях....

07 03 2020 3:26:40

Самый лучший математик (4–9-е классы)

Внеклассное занятие призвано развивать внимание и логическое мышление, умение переносить полученные знания в новые условия, повторить ранее изученный материал, воспитывать мотивацию к предмету....

06 03 2020 12:58:22

Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Действия с рациональными числами"

Обобщающий урок проводился не только с целью обобщения и систематизации полученных знаний, но и для того, чтобы учащиеся могли ознакомиться с элементами учебного исследования и применить их на практике. Прилагается презентация урока и модели урока. ...

05 03 2020 18:50:33

Возрастание и убывание функции

Рассмотрены различные виды степенных функций и их поведение. Показана необходимость изучения для экзамена в любой форме и связь с реальностью....

04 03 2020 0:54:29

Арифметический квадратный корень

Цель урока: актуализировать знания в нахождении значений арифметического квадратного корня, добиться сознательного применения учащимися соответствующих алгоритмов для решения типичных заданий, используя принцип уровневой дифференциации. Урок, проведенный в такой форме, поможет учащимся 8-х классов успешно подготовиться к сдаче О Г Э по математике....

03 03 2020 0:42:56

Внеклассное мероприятие по математике в 5—6-х классах "Зажги салют!"

Для хорошего усвоения материала необходимо наличие внутренней мотивации у школьника на получение качественных знаний. Одним из приемов повышения мотивации на уроках математики являются игры и конкурсы. Игру можно проводить в 5—6-х классах и использовать как классно-урочную форму учебной работы и внеклассную (факультативную). ...

02 03 2020 10:43:58

Урок-игра "Лабиринт". Теорема Пифагора – просто, сложно, интересно

Игра рассчитана на один урок и предполагает индивидуальную форму работы. Каждый игрок получает комплект, состоящий из схемы лабиринта, таблиц " Стоимость задач" и " Критерии оценки", карточку с заданиями. Задача игрока - добраться до сундука с сокровищами, находящимися в центре лабиринта, - выполнить семь заданий (на схеме ворота обозначены цифрами со значками, символизирующими уровень сложности задания). ...

01 03 2020 4:32:42

Биологическое действие радиоактивных излучений

Урок физики для учащихся 11-го класса с элементами интеграции по биологии. Межпредметные связи на уроке повышают мотивацию и интерес к обучению. Учащиеся должны почувствовать необходимость получения знаний; уметь обосновать физические закономерности знаниями и примерами из биологии. В ходе урока учащиеся выступают перед классом с небольшими докладами, демонстрируя слайды презентации....

29 02 2020 17:35:27

Урок алгебры в 8-м классе. Тема: "Работа с микрокалькулятором". Проект "Расчет количества пищи с учетом ее калорийности"

Проводя этот урок, мне хотелось показать, что эта конкретная вычислительная работа (и привлекательная постановка задач) не на словах, а на деле показывает силу математических методов в различных областях человеческой деятельности, осуществляет прикладную составляющую математического образования в школе и реализует межпредметные связи....

28 02 2020 16:48:18

Урок наглядной геометрии по теме "Квадрат", 5-й класс

Данный урок – комбинированный, включающий в себя изучение нового материала, отработку умения использовать его на практике и первичную проверку усвоенных знаний. Главная дидактическая цель урока: закрепить имеющиеся у обучающихся знания о квадрате, расширить их путем изучения новых свойств, закрепить знания при решении практических задач. В соответствии с каждым этапом урока применяются различные приемы: « Удивляй! или Отсроченная отгадка», « Проблемный диалог», « Практичность теории», прием рефлексии « Телеграмма», компьютерное тестирование. Как один из элементов урока используется виртуальная экскурсия по родному городу. Урок сопровождается презентацией....

27 02 2020 2:11:21

Конкурс "Звёздный час". Разработка внеклассного мероприятия по математике, 8–9-е классы

Как изжить скуку на уроке? Как сделать учение интересным? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству? « Звездный час» направлен на развитие познавательного интереса учащихся к математике, воспитание стремления к непрерывному интеллектуальному самосовершенствованию....

26 02 2020 2:34:44

Формирование элементарных математических представлений с использованием элементов ТРИЗ — РТВ

Используемые методические приемы Т Р И З, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций способствуют формированию у детей элементарных математических представлений. ...

25 02 2020 2:51:27

Интегрированное внеклассное мероприятие по литературе, физике, географии "Российскою землей рожденный…", посвященное жизни и деятельности М.В. Ломоносова

Представлен сценарий театрализованного мероприятия, посвящённого жизненному пути и научным открытиям М. В. Ломоносова. В сценарии сделан акцент на основные события в жизни великого учёного, его научные открытия в области физики, географии, работы со словом. Одной из основных задач, стоящих перед учителем, является воспитание у школьников чувства гордости за свою страну, малую родину, великих земляков. Работа над реализацией данной формы способствует развитию творческих способностей учащихся, позволяет погрузиться в историческую эпоху, усвоить материал, стать активными участниками событий....

24 02 2020 9:50:29

Магнитное поле. 11-й класс

Урок формирует умения выделять электромагнитные явления и описывать их физическими величинами и законами; помогает выяснить прочность и глубину усвоения знаний учащихся по данной теме и закрепить их с учетом использовании интеграционных связей физики с другими предметами; способствует воспитанию сознательной дисциплины, развитию умения коллективной работы при выполнении мини лабораторных работ подтверждающих связь электричества с магнетизмом....

23 02 2020 16:55:41

Урок-игра по теме "Движение и взаимодействие тел"

Представлен последний урок в данной теме, урок повторения-обобщения. За один урок трудно повторить и обобщить такую большую тему, как взаимодействие тел, а вот нетрадиционная игровая форма позволяет за 40–45 минут охватить весь теоретический и практический материал. На уроке присутствует учитель информатики. Он следит, как учащиеся заполняют данные в электронных таблицах....

22 02 2020 22:42:48

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Сила Архимеда

Учащиеся на уроке обнаруживают наличие силы, выталкивающей тело из жидкости, устанавливают, от каких факторов она зависит, формулируют закон Архимеда....

21 02 2020 11:45:59

Программа элективного курса для 9-го класса "Физика и астрономия – науки о природе"

В данном материале представлена программа курса. Курс ставит своей целью изучение основ предмета астрономии и показ, как современная астрономия тесно связана с физикой и математикой, т.е. более полное рассмотрение тех же явлений, которые изучаются в основном курсе физики....

20 02 2020 8:29:18

Информационные технологии на уроках математики

Интегрированный урок обобщения и систематизации знаний по теме " Умножение и деление десятичных дробей" с дидактической игрой " Встреча с инопланетянами". Урок проводится в компьютерном классе, демонстрируется с помощью мультимедийного проектора. Имеется электронная версия урока с использованием приложения Power Point. Интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания....

19 02 2020 8:31:18

Классическое определение вероятности

В жизни каждого из нас постоянно происходят различные события. Одни мы ждём, готовимся к ним, другие происходят случайно, неожиданно. Бывают радостные, бывают печальные, а о некоторых мы можем только мечтать, зная, что они никогда не произойдут. Сегодня на уроке мы будем говорить с вами не только о математике, но и о жизни, т.к. математика настолько вошла в нашу жизнь, что мы порой даже сами этого не замечаем....

18 02 2020 22:31:52

"Решение задач с помощью уравнений" (урок математики в 6-м классе)

Урок математики (6-й класс) направлен на продолжение формирования у учащихся умения решать задачи с помощью уравнений. Занятие было проведено в классе, где обучение проводилось по системе Л. В. Занкова....

17 02 2020 23:12:59

Методическая разработка урока в 7-м классе по теме "Формула разности квадратов"

В разработке представлен конспект урока "открытия" нового знания, составленный по технологии обучения на основе деятельностного подхода. Этот метод предполагает постановку проблемы, поиск путей ее решения, обмен информацией, "открытие" нового знания, первичное закрепление, самостоятельную работу с самопроверкой....

16 02 2020 18:18:22

Интегрированный урок "математика + география" по теме "Географические координаты в прямоугольной системе координат"

Цель урока: формирование практических навыков работы с прямоугольной системой координат с привлечением знаний географии; развивает способность применять имеющиеся знания, умения в поисках решения проблемных ситуаций с групповой формой работы, повышает интерес к изучению школьных предметов – географии и математики....

15 02 2020 23:32:33

Еще:
Важное о расчетах -1 :: Важное о расчетах -2 :: Важное о расчетах -3 :: Важное о расчетах -4 :: Важное о расчетах -5 :: Важное о расчетах -6 :: Важное о расчетах -7 :: Важное о расчетах -8 :: Важное о расчетах -9 :: Важное о расчетах -10 :: Важное о расчетах -11 :: Важное о расчетах -12 :: Важное о расчетах -13 :: Важное о расчетах -14 :: Важное о расчетах -15 :: Важное о расчетах -16 :: Важное о расчетах -17 :: Важное о расчетах -18 :: Важное о расчетах -19 :: Важное о расчетах -20 :: Важное о расчетах -21 :: Важное о расчетах -22 :: Важное о расчетах -23 :: Важное о расчетах -24 :: Важное о расчетах -25 :: Важное о расчетах -26 :: Важное о расчетах -27 :: Важное о расчетах -28 :: Важное о расчетах -29 :: Важное о расчетах -30 :: Важное о расчетах -31 :: Важное о расчетах -32 :: Важное о расчетах -33 :: Важное о расчетах -34 :: Важное о расчетах -35 :: Важное о расчетах -36 :: Важное о расчетах -37 :: Важное о расчетах -38 :: Важное о расчетах -39 :: Важное о расчетах -40 :: Важное о расчетах -41 :: Важное о расчетах -42 :: Важное о расчетах -43 :: Важное о расчетах -44 :: Важное о расчетах -45 :: Важное о расчетах -46 :: Важное о расчетах -47 :: Важное о расчетах -48 :: Важное о расчетах -49 :: Важное о расчетах -50 :: Важное о расчетах -51 :: Важное о расчетах -52 :: Важное о расчетах -53 :: Важное о расчетах -54 :: Важное о расчетах -55 :: Важное о расчетах -56 :: Важное о расчетах -57 :: Важное о расчетах -58 :: Важное о расчетах -59 :: Важное о расчетах -60 :: Важное о расчетах -61 :: Важное о расчетах -62 :: Важное о расчетах -63 :: Важное о расчетах -64 :: Важное о расчетах -65 :: Важное о расчетах -66 :: Важное о расчетах -67 :: Важное о расчетах -68 :: Важное о расчетах -69 :: Важное о расчетах -70 :: Важное о расчетах -71 :: Важное о расчетах -72 :: Важное о расчетах -73 :: Важное о расчетах -74 :: Важное о расчетах -75 :: Важное о расчетах -76 :: Важное о расчетах -77 :: Важное о расчетах -78 :: Важное о расчетах -79 :: Важное о расчетах -80 :: Важное о расчетах -81 :: Важное о расчетах -82 :: Важное о расчетах -83 :: Важное о расчетах -84 :: Важное о расчетах -85 :: Важное о расчетах -86 :: Важное о расчетах -87 :: Важное о расчетах -88 :: Важное о расчетах -89 :: Важное о расчетах -90 :: Важное о расчетах -91 :: Важное о расчетах -92 :: Важное о расчетах -93 :: Важное о расчетах -94 :: Важное о расчетах -95 :: Важное о расчетах -96 :: Важное о расчетах -97 :: Важное о расчетах -98 ::

Добро пожаловать наш сайт! Здесь Вы можете узнать все то, что давно втайне хотели выяснить про электрику, но стеснялись спросить: например, как маркируют кабеля, или какие условные обозначения рисуют в электрических схемах. Мы выложили это для вас в открытом доступе! Пользуйтесь!