Гуманитаризация физического образования > Мастера спешат на помощь!
мастера спешат на помощь!    

Гуманитаризация физического образования

I. Гуманизм в педагогике

Историческая традиция трактует термин “гуманизм” как систему воззрений, возвышающую человека, признающую ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. “Гуманистами” называют людей (безразлично к роду их занятий), которые руководствуются в своей деятельности гуманистическими идеалами: считают благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений в обществе.

Гуманизм, выдвинувший идеал жизнерадостного, сильного духом и телом человека, идеал свободной, всесторонне развитой личности, пришел на смену средневековому аскетизму в результате бурного развития производительных сил в XIV – XVвеках (эпоха Возрождения). Гуманисты выступали за воспитание, развивающее человека умственно и физически. Они считали, что в процессе воспитания и обучения дети должны приобрести способность здраво мыслить, познавать окружающий их мир. Пребывание в школе должно быть привлекательным. Необходимо развивать у детей навык самостоятельной работы, активность мышления. Гуманисты призывали учитывать особенности детского возраста, индивидуализировать воспитание и обучение. Но самое главное – нравственное воспитание, без чего, по их мнению, бесполезно любое знание.

Термин “гуманитарные науки” закрепился за комплексом наук, имеющих своим предметом различные проявления человеческой духовности. В их число входят филология, этика, философия, история, эстетика, юриспруденция и т.д. Представителей этих наук стали называть “гуманитариями”. Разумеется, что гуманитарные науки лишь тогда отвечают своей изначальной функции, когда они служат гуманистическим идеалам.

Положительные идеи гуманистов развивались в трудах и практической деятельности Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, В.Гумбольта, И.Г.Песталоцци, Ф.Дистервега, И.Ф. Гербарта, Г. Спенсера, Р. Оуэна, Ш. Фурье, К.А. Сен _ Симона и др.

Большой вклад в развитие идей гуманизма внесли отечественные ученые, писатели, педагоги: К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, А.Н. Острогорский, П.Ф. Лесгафт, В.М. Бехтерев, А.П. Нечаев, А.Ф. Лазурский, К.Н. Вентцель, И.И. Горбунов-Посадов, С.Т. Шацкий, В.С. Соловьев, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев. Н.О. Лосский, С.Л. Франк, П.П. Блонский, А.Н. Пинкевич, М.М. Пистрак, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинский, В.В.Давыдов, Л.В. Занков и др.

Основополагающие документы в СССР, выработанные после революции на основе опыта лучших учителей и педагогических коллективов, ориентировали педагогов на гуманизацию воспитания детей, на развитие их самостоятельности и самоуправления. Но c усилением государственной системы начали преобладать жесткая регламентация и контроль над сознанием растущего человека, подгонка его под заданный шаблон, авторитаризм педагогов.

II. Гуманитаризация образования

В “Педагогической энциклопедии” [1] гуманитарное образование определено как специальное образование в области общественных наук (философия, история, филология, искусства и др.) в отличие от естественнонаучного образования.

Гуманитаризация рассматривается как дополнительный и необходимый компонент профессионального образования и реализуется путем повышения количества часов, отводимых на дисциплины гуманитарного цикла в структуре учебного плана школы. Без качественной профессионализации не может быть сформирован специалист, и, стало быть, обучение профессии вообще теряет свой изначальный смысл. Однако без гуманитаризации не может быть сформирована полноценная личность. Происходят острые столкновения корпоративных интересов гуманитариев и профессионалов: профессионалы, указывая на обвальный рост современной научной информации, стремятся сжать гуманитарный блок, а гуманитарии, в свою очередь, ссылаясь на неисчерпаемое богатство гуманитарной культуры, стремятся этот блок расширить.

Обе враждующие стороны упорно не признают, что гуманитаризация образования заключается вовсе не в увеличении роли гуманитарных дисциплин.

В Древней Греции науку и искусство не различали и называли одним словом: “tecne” - что означает "умелость", "опытность", "изощрённость".

Для людей эпохи Возрождения, как и в Древней Греции, гармонически и всесторонне развитый человек _ высшая мера прекрасного, но уровень гармоничного развития личности стал измеряться, прежде всего, уровнем усвоения “высоких” дисциплин, относящихся к области искусства. Человек считался вполне развитой, полноценной личностью даже тогда, когда, хорошо зная искусство, практически ничего не знал из области "низких" наук - естествознания, физики и т.д. Однако, некоторые гуманисты той эпохи (Рабле, Монтень, Мор, Витторио да Фельтре) чувствовали, что разделение наук по принципу их гуманитарности противоречит идеалу гармонично и всесторонне развитой личности. Жизнь и творчество Леонардо да Винчи отрицает разделение людей на “физиков-профессионалов” и “лириков _ гуманитариев”. В нем счастливо соседствовали “физик” и “лирик”.

Уже в Древней Греции механика оказалась полезной в разных областях человеческой деятельности и чрезвычайно высоко ценилась философами. Механика знакомила людей с учением о природе, материи и элементах мира. Поразительные успехи механики Ньютона в объяснении движения планет и комет, возможность предсказывать затмения и предугадывать существование ранее неизвестных планет, создали ей небывалый авторитет. Исаак Ньютон дал своей эпохе почувствовать прелесть точного знания, доказал самую возможность его достижения. Совершенно изменилось мировоззрение культурного человечества.

Популярность и завораживающая сила науки нашего времени так велики, что это привело к стремительному сближению материальной и духовной культуры. Интегрируются гуманитарные и естественные дисциплины, математика и кибернетика вошли в гуманитарные науки и даже в искусство. После создания лазеров, телевизоров и компьютеров произведения искусства становятся доступными всем людям планеты.

Используя гуманитарный потенциал естественных наук, можно преодолеть тенденцию к технократизации и отчуждению. В ходе их изучения раскрываются основные методы науки, представление о движении, пространстве и времени, причинности и закономерности, все то, что составляет современное миропонимание и является необходимым компонентом человеческой культуры. Естественнонаучная культура разворачивается как живой процесс поиска, открытий, изобретений, как историческая драма идей и людей, как взаимосвязь и взаимовлияние науки и техники, экономики и хозяйствования, как осознание глобальных проблем человеческого сообщества.

Псковский профессор В.Н. Мощанский в небольшой книге [2], написанной больше сердцем, чем пером, призывает осмыслить тот факт, что наука делается людьми и для людей. “При таком подходе объективной основой гуманитаризации обучения ... является система следующих взаимосвязанных звеньев: природа, познающий ее человек, созданные им производство, наука, искусство и общество, так или иначе использующие данные науки, влияющие на природу и развивающуюся науку. В раскрытии взаимосвязей и сложных взаимодействий элементов этой системы и состоит суть гуманитаризации образования”. Повышение гуманитарного статуса школьных предметов определяется их обновлением, освобождением от плоского рационализма, выявлением в них духовности, человеческой сущности.

III. Гуманитаризация обучения физике

Наука и искусство - две взаимно дополняющие друг друга ветви человеческой культуры

У них одна цель - постижение гармонии и красоты мира. В попытках людей выразить красоту природы словами, красками, движениями зарождалось искусство; в попытках объяснить мир зарождалась наука. Наука раскрывает красоту мироздания, а процесс постижения истины развивает чувство красоты.

Ракрытие красоты физики - один из путей ее гуманитаризации. Современным школьникам нужно дать возможность взглянуть на мир глазами физика. Взглянуть, чтобы понять вечность и постоянную изменяемость мира - мира, в котором так много громадного и ничтожно малого, очень быстрого и необычайно медленного, простого и трудно познаваемого. Понять, что такое закон; узнать, как правильно доказывать свою точку зрения и как определять истинность своего утверждения; уметь объяснять происходящее в природе и обществе на основе знаний, а не фантазий всякого рода. Ощутить постоянное стремление человека к познанию, доставляющее глубочайшее удовлетворение, примеры глубокого переживания “научных сомнений” и смелого движения по незнакомому пути в поиске элегантности, краткости, наглядности. Только при изучении физики можно обосновать фундаментальность статистических закономерностей, дать учащимся увидеть, что вероятностная форма причинности оказалась основной, а однозначная причинность – лишь ее частным случаем. Это знание позволяет объяснять многие “чудеса” естественными причинами, - есть явления, вероятность которых очень мала, и, встретившись с таким явлением, человек воспринимает его как чудо.

К сожалению, не все ученики могут брать в полном объеме все богатство, открываемое им физикой.

Одно из главных направлений гуманитаризации - дать инструменты, с помощью которых они могли бы самостоятельно добывать знания, то есть научить школьников учиться.

В 1960-е гг. академик А. В. Усова (ЧГПУ, г. Челябинск) предложила “Обобщенные планы ответов” об элементах знания.

Планы являются тем инструментом, который позволяет школьникам самостоятельно добывать знания: они облегчают учащимся процесс чтения учебника, являются критериями оценки и самооценки знаний. Планы хорошо зарекомендовали себя в качестве “опорных сигналов”: они легко запоминаются, не требуют заучивания искусственного языка. Работа с планами обеспечивает логическую четкость и системность знаний, облегчает восприятие рассказа учителя. Зная план, они понимают, “куда их ведет учитель”. Работа с планами требует от ученика мысленной переработки текста учебника, перестройки знаний в новую структуру при подготовке домашних заданий (т.е. учит самостоятельности), позволяет сократить время опроса, ведь ответы по пунктам плана короче полного пересказа текста учебника.

Уточнить содержание физического образования

Образовательный стандарт основного общего образования по физике определяет обязательный для всех учащихся минимум знаний. Более высокий уровень знаний достигается усилиями родителей. Они оплачивают обучение в заочных и очных физико-математических школах при вузах, они нанимают репетиторов, отправляют детей в лицеи, гимназии, частные школы с высоким уровнем преподавания (отборные учителя и учащиеся, физико-математические классы). У большинства наших граждан денег на платное образование нет.

В связи с отказом от обязательного среднего образования из старших классов в 7-9 классы переадресовано изучение неcкольких разделов физики (среди них есть и трудные), но количество часов на их изучение не увеличилось, а, наоборот, сократилось. Неизбежное в этих условиях снижение научного уровня и сокращение объема знаний касается всех школьников. Из-за отсутствия обязательного среднего образования пополнить знания в старшей школе большая часть молодежи не сможет. Недоученными останутся и те ученики старшей школы, которые выбрали нефизический профиль (для них физику часто урезают до 1 часа в неделю). Поэтому курс физики основной школы должен быть завершенным, а не прерываться на науке XVIII века.

Есть, к сожалению, чиновники от образования и даже люди науки, считающие, что хорошее физическое образование недоступно и не нужно тем школьникам, которых они почему-то называют “гуманитариями”. Именно под флагом “гуманитаризации” сокращалось количество часов на изучение физики.

Происходит постепенное “выхолащивание” трудных разделов физики якобы для того, чтобы сделать их доступными так называемым “гуманитариям”. Из программ “гуманитарных классов” уже удален практически весь материал, который сделал науку физику важнейшим компонентом человеческой культуры.

“Гуманитарий” – не бранное слово, не нужно его применять к людям, для которых значительная часть человеческой культуры оказалась недоступной по причинам, от них часто не зависящим.

Стоит ли после этого удивляться, что, прочтя сообщение о новом открытии в области физики, уважаемый людьми и уважающий себя человек испытывает острое чувство досады? Пытаясь обсудить новую информацию, он начинает осознавать свою изолированность от заинтересовавшей его части мира.

Термин “гуманитарная физика” не имеет никакого отношения к убого укороченной “физике для гуманитариев”.

“Гуманитарная физика” необходима всем ученикам, независимо от их будущей специальности. Очевидно, что идти по пути “выхолащивания” трудных вопросов школьных курсов нельзя - слишком велики и непредсказуемы потери.

Физика станет доступной для всех, если: научиться использовать ее гуманитарную направленность, сделать курс физики способным оказывать гибкое и тактичное воздействие на интеллектуальный и эмоциональный мир ученика, чтобы научные знания воспринимались и разумом, и сердцем.

IV. Пересмотр форм и методов обучения

Методикой физики накоплены эффективные методы, которые позволяют дать школьникам современные представления о мире, установить более тесные связи изучаемого материала с жизнью, между темами и разделами изучаемого курса, вызывать интерес к физике и желание самостоятельно заниматься ее изучением. Однако, некоторые методы нуждаются в обновлении.

В первую очередь нужно пересмотреть методы, развивающие только логическое мышление в ущерб образному.

У всех людей первым шагом в познании является восприятие с помощью органов чувств. С помощью наглядных представлений и образов человек сначала вынашивает свои мысли, а только потом формулирует проблему в той или иной форме. “Физик” постарается получить математическую формулировку проблемы. “Лирик” сформулирует ее иначе.

Все понятия, в том числе и самые абстрактные, являются обобщением чувственного опыта, формируются в процессе исторического развития человеческого познания. Именно с помощью чувств получаем мы первые представления о пространстве, времени, движении ... И они входят в нас даже более прочно, чем те, которые добыты путем рассуждений. Понятия: пространство, время, движение, материя, взаимодействие, причинность и закономерность - входят в число составных элементов физической картины мира. “Можно забыть закон Ома, закон Архимеда, явление теплопроводности и многое другое, что есть в физике (если ты не связан по своей профессии с точными науками) и быть без знания этого культурным человеком. Но что должно остаться у каждого в результате изучения физики, если хочешь быть культурным человеком, так это общее понимание того, как устроен мир, т.е. физическая картина мира”. [1]

Следует чаще применять формы и методы, активизирующие и развивающие учащихся: иллюстрации и демонстрации, творческие и исследовательские работы, опыты (в том числе домашние), рассказ, беседы, метод создания проблемных ситуаций, школьные лекции, дискуссии и диспуты, семинары и конференции, участие в конкурсах, олимпиадах, познавательных играх и т.п.

Ситуации познавательного спора, дискуссии, при их умелой организации, привлекают внимание школьников к разным научным точкам зрения по той или иной проблеме, побуждают к осмыслению различных подходов к аргументации.

Во всех случаях, когда это возможно, должны действовать сами учащимеся: получить явление, провести измерение, найти черты симметрии (повторяемости, ритма, соразмерности); написать реферат; объяснять применение игрушек (попрыгунчики, радуга) и изображение в зеркалах (калейдоскоп) и т.п.

Специально для “гуманитариев” не следует обходить трудные места науки, и упрощения не должны переходить в вульгаризацию. Встречается мнение, что ради “разгрузки” учащихся не нужно рассматривать с ними трение покоя. Но “разгрузить” таким способом _ значит освободить их от понимания важнейших явлений, связанных с трением покоя: движение транспортных средств, ходьба, ползание, скрепление гвоздями, нитками, удержание предметов и т.п. Действительной разгрузке учащихся в наибольшей мере служит знание основ наук.

Один из самых трудных вопросов школьной механики - координатный метод. Сейчас делаются попытки избавиться от него под предлогом, что координатный метод, повышая научность процесса решения задач, снижает его доступность. Это так, но альтернативы координатному методу нет. Знакомство только со скалярными величинами исключает знание механики.

Одной из основных идей механики является идея относительности движения, идея определяющей роли системы отсчета, которая может “работать” только при использовании векторных величин. В уравнения механики входит не скалярная величина - путь, а векторная _ перемещение, поэтому решение главной задачи механики невозможно без привлечения координатного метода.

V. Тщательный отбор учебных пособий

У школьного учебника есть могучие конкуренты: телевизоры, компьютеры, мобильные телефоны и т.п.. С другой стороны, школьный учебник физики чрезмерно технократичен, нацелен на развитие преимущественно логического мышления, с ним трудно работать. Помочь ученику в преодолении многих трудностей школьной физики может гуманитаризация учебника. Не листы с формулами, а находящаяся в постоянном движении природа составляет предмет изучения и содержание физики. Нет ничего в природе, чего не может понять “лирик”, нужно только научиться давать ему знания в соответствии с его складом ума. Излагая материал, автор не навязывает ученику физические идеи, а строго их обосновывает и выводит: из опыта, из математических преобразований, из логических рассуждений, из рассказа об истории открытия. Изложение, по -возможности, ведется на основе создания наглядных образов, облегчающих восприятие физических абстракций. Там, где это удается сделать, стиль изложения материала учебника становится одним из способов гуманитаризации физики. Необходимо качественное структурирование учебника, в том числе и путем выделения цветом отдельных частей параграфов; наличие “Обобщенных планов ответов об элементах знания”, предметных и именных указателей, справочных данных. Для самостоятельной работы учащихся с “Обобщенными планами” материал учебника нужно построить очень чётко в логическом отношении, чтобы по всем вопросам обобщённых планов ученик мог найти ответ.

В учебнике должны быть примеры решения задач по разным темам, алгоритмы решения типичных задач из разных разделов курса. В учебнике полезен раздел “Простые опыты”, которые ученик, привлекая на помощь родителей, может выполнить дома, располагая минимальным оборудованием.

Внешний вид учебника, бумага, шрифт, его красочное оформление, цветные и в то же время грамотные иллюстрации, _ все эти проявления гуманности по отношению к обучаемым воспринимаются ими с благодарностью.

Большую роль в приближении науки к ученику играет включение в учебники хотя бы очень небольших сведений об ученых - творцах науки, людях высокого интеллекта и порядочности (высказывания об учёных их коллег, высказывания самих учёных и описание их поступков в жизни и науке).

Учитель рассказывает о драмах идей, о мучительных поисках путей преодоления трудностей, о людях науки, об их человеческих качествах, о самоотверженном служении науке.

Изучение биографий ученых, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков, анализ в ходе уроков проблем добра и зла, социальной справедливости и несправедливости вводит учащихся в сложный мир человеческих взаимоотношений, учит понимать и ценить идеи гуманизма, их общечеловеческий характер.

Целям гуманитаризации служат сведения об истории отдельных наиболее значимых открытий. (Архимед, Галилей, Ньютон, Резерфорд, Фарадей,и т.д.). Элемент историзма необходим для самой логики, для глубокого понимания физических явлений.

VI. Важнейшее направление гуманитаризации обучения – выращивание учителя из числа заинтересованной, талантливой молодежи. Учитель несет в себе некое содержание образования и именно это культурное, духовное содержание становится одним из главных компонентов процесса образования.

VII. Необходимая составляющая гуманитаризации физики - наглядность обучения - неуклонно сокращается. С 1989 года учебное оборудование кабинетов физики не обновляется, – прекратилось финансирование. Лабораторные работы и демонстрационный эксперимент “живут” в отдельных школах за счет старых запасов оборудования, умелых рук неравнодушных учителей физики и денег заботливых родителей. Во многих школах физика перестала быть экспериментальной и превратилась в “меловую”. В результате такого превращения стремительно увеличивается количество учеников, кому “физика не нужна”. Иначе и быть не может, ведь вместо наблюдения “живого” явления ученик получает лишь разговоры о нем и “сухие” формулы.

Литература

  1. “Педагогической энциклопедии”. Издательство “Советская энциклопедия”. _ М., 1964.
  2. В.Н. Мощанский. “Гуманитарный аспект при изучении физики в средней школе”._ Псков, Изд-во ИУУ, 1994:
  3. В.Сластенин, И.Исаев, Е.Шиянов. “Педагогика”.
  4. Лихачев Б. М. “Философия воспитания”. - М., 1995.
  5. В.А.Сухомлинский. “Рождение гражданина”. Изд-во “Молодая гвардия”, M., 1971.
  6. Давыдов В.В. “Развивающее обучение”. – М., 1996.
  7. Занков Л.В. “Избранные педагогические труды”. – М.: Педагогика, 1990.
  8. В.М. Чиганашкин. “Красота физики”._ Псков, Изд-во ПОИПКРО, 2000:


Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте или Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Интегрированный урок физики и биологии с использованием игровой технологии, технологии проблемного обучения и ИКТ. Тема: "Распространение звука. Слуховой анализатор. Звуковые волны. Скорость звука"

Данный урок способствует формированию представлений о строении и функционировании слухового анализатора, о механизме распространения и скорости звука. Выполняя познавательные задания игры, учащиеся узнают о роли звука и звукового анализатора в жизнедеятельности человека....

21 07 2019 9:10:39

Тема урока: "Решение уравнений". 6-й класс

Данный урок знакомит учащихся с алгоритмом решения уравнений с помощью переноса слагаемых из одной части уравнения в другую, развивает навыки самостоятельной работы и самоконтроля. На различных этапах урока используется презентация, выполненная в PowerPoint. Реализуется технология деятельностного подхода, активизируется познавательная активность учащихся. ...

20 07 2019 23:30:22

Программа по алгебре для 9-го класса

Программа учебного курса алгебры составлена на основе учебного плана М О Б У С О Ш им. Ф. Султанова с. Исянгулово Образовательного стандарта общего образования по математике, основываясь на авторской программе Ю. Н. Макарычева, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешкова, С. Б. Суворовой. Представлено календарно-тематическое планирование уроков....

19 07 2019 22:47:24

Конспект урока алгебры в 8-м классе по теме "Квадратные уравнения"

Урок разработан для учащихся 8-го класса, проводится в форме игры-путешествия по станциям квадратных уравнений. Урок проводится с целью обобщения и систематизации знаний учащихся. В ходе занятия предполагается дать учащимся сведения о важных вехах истории развития математики. В процессе самостоятельной работы отрабатывается умение выполнять задания в форме тестов....

18 07 2019 22:19:51

Разработка урока алгебры в 9-м классе "Методы решения систем уравнений второй степени с двумя переменными"

Цель урока: закрепить методы решения систем уравнений с двумя переменными: теоретический материал, умения и навыки рационального применения методов для решения различных задач....

17 07 2019 5:13:46

Внеклассное мероприятие по математике "Крестики-нолики". 6-й класс

Мероприятие проходит в форме игры, в ходе которой учащиеся используют полученные знания в нестандартной обстановке, развивают внимание, сообразительность и находчивость....

16 07 2019 23:48:16

Тема урока: "Деление с остатком"

Автор знакомит детей с приемом деления с остатком. Подготавливает рабочую разминку на табличное умножение и деление. Создает жизненные ситуации, в которых учащиеся убеждаются, что делить можно на равные части, что нередко при делении получается остаток....

15 07 2019 3:20:50

Применение производной к исследованию функции

Предлагаемый урок может быть проведен при изучении темы " Применение производной к исследованию функции" на этапе рассмотрения схемы полного исследования функции и первичного закрепления ее применения. В статье рассматриваются применение арифметического способа решения задач, как средство развития логического мышления учащихся. На примерах задач рассматриваются нестандартные способы решения задач....

14 07 2019 0:34:31

Вечер физики "Умники и умницы"

Вечер физики проводится с целью развития познавательного интереса учащихся, их активности, расширение кругозора, повторения пройденного материала. ...

13 07 2019 8:30:11

Открытый урок по математике "Действия с десятичными дробями"

Изучаются действия с десятичными дробями и продолжают вырабатываться вычислительные навыки в целом. ...

12 07 2019 7:52:50

"Копилка опыта" (урок в рамках предметной недели "Физический аукцион")

Цели урока: показать учащимся связь предмета "физика" с повседневной жизнью; познакомить учащихся с использованием полученных знаний в жизни. Задачи: развивать мышление учащихся, умение осмысливать и объяснять явления; продолжать формирование познавательного интереса к предмету « Физика»....

11 07 2019 13:21:51

О сюжетных задачах и формировании навыков конструирования и проектирования

Неспособность применять полученные знания в реальной жизни – одна из серьезных проблем, с которой сталкиваются ученики всех школ. Корень данной проблемы кроется в разобщенности учебных предметов между собой. Разрешить данную проблему можно различными способами. Один из них связан с вовлечением учащихся в работу, связанную с конструированием и проектированием....

10 07 2019 3:19:21

Проект для учащихся 11-го класса "Радиация вокруг нас"

Цель урока: развитие самостоятельности в приобретении новых знаний используя различные источники информации....

09 07 2019 9:17:58

Урок математики в 5-м классе по теме: "Деление десятичных дробей на натуральные числа"

Цель урока: выработка умений представлять обыкновенные дроби в виде десятичных дробей, применение знаний в знакомых и новых условиях; закрепление знания по выполнению действий деления десятичной дроби на натуральное число; формирование умения представлять обыкновенную дробь в виде десятичной, применять данные знания, умения, навыки при выполнении примеров. ...

08 07 2019 16:14:17

Урок математики по теме "Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена". 9-й класс

Цель урока: начать формировать понятие «арифметическая прогрессия», а также представления о её свойствах и формуле n-го члена....

07 07 2019 12:24:20

Тиристор: что это, принцип работы, свойства, применение

Простыми словами описан принцип работы тиристора, его виды, подвиды, классификация, использование, технические характеристики....

06 07 2019 5:23:59

Еще раз о квадратных уравнениях

Цель урока: закрепить теорему Виета. На уроке обращается внимание учащихся на решение квадратных уравнений, в которых а + в + с = 0 (а – в + с = 0). Прививая навыки устного решения квадратных уравнений, развивать самостоятельность и творчество, вырабатывать у школьников желание и потребность обобщать изучаемые факты....

05 07 2019 8:30:20

Преобразования графиков функций

На уроке обобщается и систематизируется изученный материал по теме; формируются умения применять основные преобразования графиков квадратичной функции к графикам других функций; развивается мыслительная деятельность при практической работе, познавательная активность....

04 07 2019 4:32:44

Урок "Сумма углов треугольника". 7-й класс

Урок изучения нового материала с проблемной ситуацией. Цель урока: развитие исследовательских навыков учащихся, навыка аргументированных рассуждений, выдвижения гипотезы и ее доказательства. В подводящем диалоге (системы вопросов и заданий) учитель «открывает» новые знания. Достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам....

03 07 2019 14:50:15

Способы решения показательных уравнений

В статье дается определение показательного уравнения, рассматриваются (с примерами) основные способы решения. Урок сопровождается компьютерной презентацией с использованием интерактивной доски. Объяснение нового материала дополнено упражнениями для первичного закрепления, домашним заданием....

02 07 2019 15:15:57

Иррациональные уравнения

Урок направлен на изучение нового материала, а также на закрепление изученного материала. В ходе урока учащиеся знакомятся с различными методами решений иррациональных уравнений, которые изучаются в школьном курсе и за пределами его....

01 07 2019 10:44:18

Урок-путешествие "В мир формул" по алгебре в 7-м классе по теме "Формулы сокращенного умножения"

Заключительный урок по теме " Формулы сокращенного умножения в 7-м классе, содержащий разнообразные виды проверочных работ. ...

30 06 2019 6:52:28

Построение графиков тригонометрических функций

Представлена общая схема исследования функций с пояснениями и примерами. Проведено исследование квадратичной и тригометрической функций....

29 06 2019 11:23:35

"Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" (обобщающий урок-соревнование)

Обобщающий урок реализует игровую ситуацию и состоит из трех элементов: сценария, игровой обстановки, временных рамок. Урок рассчитан на повторение свойств, способа сложения и вычитания дробей с разными знаменателями, развитие смекалки, мышления, воспитание познавательного интереса к предмету. ...

28 06 2019 11:58:39

Внеклассное мероприятие для 5-х классов "Сказка ложь, да в ней намек"

Ещё в глубокой древности была высказана истина, что по мере того, как мы больше узнаём о мире, область неведомого расширяется. Поэтому нет конца поискам, открытиям, догадкам. На этом принципе я и постараюсь построить наше мероприятие....

27 06 2019 14:34:54

Диаграммы. Охрана окружающей среды

Урок можно отнести к числу интегрированных уроков. На уроке рассматриваются некоторые экологические проблемы, стоящие перед каждым человеком. Материал преподносится с математической точки зрения. Удачным является применение умений и знаний в построении диаграмм, что придает уроку красочность и наглядность. На уроке показана самостоятельная исследовательская деятельность учащихся, которая представлена сбором и обработкой информации, используемой на уроке....

26 06 2019 19:46:17

Открытый урок по математике по теме "Деление дробей" в 6-м классе

В данной работе содержатся материалы для проведения урока по теме " Деление дробей" в 6-м классе. Знакомство с делением дробей позволяет учащимся понять, что обыкновенная дробь – это число, для которого справедливы все арифметические действия и их свойства....

25 06 2019 19:15:37

Рабочая программа по математике. 5-й класс

В результате изучения учебного курса " Математика в 5-м" классе ученик должен знать математические термины, правила действий с десятичными дробями, уметь: читать и записывать натуральные числа и десятичные дроби, сравнивать два числа; выполнять письменно сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел и десятичных дробей; выполнять простейшие устные вычисления; определять порядок действий и находить значения числовых выражений....

24 06 2019 0:23:59

Утепление крыши и мансарды пенополиуретаном - 11 причин выгоды.

Вопрос уменьшения теплопотерь все чаще возникает у владельцев помещений. Уменьшение расходов на отопление позволяет получить существенные сэкономленные деньги в перспективе. Главный источник теплопотерь — это крыша, в частных домовладениях она допускает рассеивание 25% тепла от общего числа. В промышленных зданиях эта цифра вырастает до 90%. Поэтому естественно, что она является приоритетной целью для утепления. Для… Читать дальше...

23 06 2019 17:54:49

Мастер-класс "Работа в группе как форма успешной деятельности учащихся на уроке"

При проведении мастер-класса за основу была взята тема из геометрии 8-го класса « Ось симметрии». При объяснении нового материала показаны различные формы групповой работы (работа с классом, работа в группе, работа в паре). Предложенный материал может быть использован и для урока по данной теме....

22 06 2019 19:36:55

Конспект урока по математике в 6-м классе на тему "Проценты, пропорции"

Цели урока: проверка знаний, основных умений и навыков по теме " Проценты, пропорции"; развитие логического мышления учащихся; демонстрация применения математики в космонавтике, астрономии, в жизни....

21 06 2019 18:58:40

Новый подход к программе по физике для 7–9-х классов

В статье приведено описание и результаты апробации авторской программы по физике для 7–9-х классов....

20 06 2019 22:21:33

Цифровые образовательные ресурсы на уроках физики

Показаны возможности использования цифровых образовательных ресурсов учащимися в исследовательской, самостоятельной работе....

19 06 2019 7:46:46

Интегрированный урок (география + математика + литература) по теме "Наша малая родина – Нижнеудинская земля"

Данный интегрированный урок позволяет привлечь внимание к изучению Нижнеудинской земли. На уроке используются математические задачи, стихотворные произведения, созданные местными поэтами и учениками школ города, работа в контурной карте. Образным же воздействием являются презентации с фотографиями достопримечательностей Нижнеудинского района....

18 06 2019 19:19:44

"Слабое звено" (разработка математической игры)

Внеклассная работа по математике развивает культуру устной математической речи, умение выступать перед аудиторией, расширяет кругозор учащихся. ...

17 06 2019 9:49:19

"Сложение чисел с разными знаками". 6-й класс

Занятие – урок изучения нового. Как сделать так, чтобы шестиклассники научились складывать числа с разными знаками и не путали это правило с правилом сложения отрицательных чисел? Учащимся предлагается урок-игра, на котором они рассматриваются как «числа-соперники», встречающиеся на различных соревнованиях....

16 06 2019 7:41:56

Урок-турнир в 6-м классе по теме "Действия с рациональными числами"

Открытый урок по математике в 6-м классе проводится в форме турнира с целью обобщить и систематизировать умения и навыки выполнения действий с рациональными числами; развивать творчество, сообразительность, смекалку учащихся, культуру их речи, познавательную активность учащихся; воспитывать чувство коллективизма, ответственности, самоконтроля; формировать интерес к изучению математики....

15 06 2019 10:31:11

Разработка урока по теме "События", для 9-го физико-математического класса

Работая в физико-математических классах, регулярно приходится «выуживать» из различной литературы необходимый материал. Предлагаю разработку урока объяснения новой темы, на котором ведется работа над осмыслением некоторых понятий курса « Теории вероятности и элементов математической статистики». Учащиеся учатся решать задачи самостоятельно и в парах....

14 06 2019 0:32:25

Изменение агрегатных состояний вещества

Урок – один из последних в цикле, непосредственно связан с предыдущими уроками. На каждом из них осуществлялась поэтапная работа по развитию умения решения задач, объяснить тепловые процессы на основе учения о строении вещества, пользоваться таблицами, строить и "читать" графики....

13 06 2019 23:17:19

Магический квадрат

Цели работы: распознать сущность магических квадратов, их влияние на развитие познавательных интересов человека. ...

12 06 2019 19:58:45

Ремонт пола в квартире своими руками

Рубрика: Ремонт пола в квартире своими руками Итак, вы занимаетесь ремонтом своей квартиры и следующим ее этапом должен быть пол. И конечно, хочется, чтобы этот элемент квартиры был выполнен на качественном уровне в соответствии с последними наработками. С кем посоветоваться, как и что лучше выбрать, чему отдать предпочтение? Как всегда много вопросов, особенно у обывателя,… Читать дальше...

11 06 2019 17:47:44

Учебный проект как средство развития творческого потенциала учащихся

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения, развития критического мышления, умения исследовательской, творческой деятельности. ...

10 06 2019 7:44:55

Тестовые задания по теме "Действия с рациональными числами" в курсе математики в 6-м классе

Данный материал позволит учителям математики провести тематический контроль в виде теста по теме " Действия с рациональными числами". Тест составлен в двух вариантах. Каждый вариант состоит из 23 заданий. Одно правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. Данный материал можно использовать для административных срезов. ...

09 06 2019 19:59:42

Иррациональное уравнение с параметром

Как известно, решению задач с параметрами в школе уделяется мало внимания. Поэтому трудно рассчитывать на то, что учащиеся, подготовка которых не содержала задач с параметрами, смогут справиться с заданиями Е Г Э. В статье рассмотрены 4 иррациональных уравнения с параметром с решениями....

08 06 2019 12:50:51

Обобщение и систематизация знаний по теме "Натуральные числа. Площади". 5-й класс

На уроке учащиеся познакомились с храмами и родниками родного края, узнали много интересного об истории православных храмов в Шатурском районе. Ученики на уроке работают устно, решают задачи, выполняют задания на развитие внимания, творческие задания. На уроке учащиеся могли увидеть, как в повседневной жизни применяются математические знания....

07 06 2019 5:20:41

Урок геометрии по теме "Теорема Пифагора"

Представлен урок с использованием информационных технологий. Теорема Пифагора рассматривается с разных точек зрения. Применение исторического материала способствует привитию интереса к предмету....

06 06 2019 9:35:22

Интегрированный урок "Кругосветка по молекулярной физике"

Естественно-научное образование включает значительный объем знаний, которые учащиеся приобретают при изучении самостоятельных предметов: химии, биологии, физики, географии, математики и т.д. Такая дифференциация не позволяет формировать целостную картину мира. Интегрирование предметов дает возможность преодолеть этот недостаток, обеспечивает изучение системы "человек-природа-общество" с разных сторон, во взаимосвязи. Основной задачей интеграции предметов является воспитание личности, имеющей развитое естественно-научное восприятие природы, владеющей различными способами ее познания и обладающей планетарным мышлением. Поскольку указанные качества человека не могут быть просто переданы ему, а должны появиться и развиться в ходе его непосредственной деятельности, то главная задача учителя - создание необходимой образовательной среды, т. е. организация таких ситуаций, в которых каждый ученик сможет наиболее полно раскрыть и реализовать себя....

05 06 2019 8:57:43

Урок-праздник по теме "Действия с десятичными дробями". 5-й класс

Урок проводится накануне 8 Марта, время проведения совпадает с окончанием изучения действий с десятичными дробями. Поэтому преследуют две большие цели - обобщение знаний и умений по теме и воспитание доброго и нежного отношения к маме. Весь урок к детям приходят сказочные герои (с помощью презентации) и приносят задания, а в ходе практической работы с геометрическими фигурками дети под музыку изготавливают подарок маме....

03 06 2019 16:57:24

Разработка урока математики в 5-м классе

Урок математики по теме « Действия с натуральными числами и русские художники» имеет цели: совершенствование вычислительных навыков; развитие формально-логического мышления, общей культуры и речи учащихся. На трёх этапах урока учащиеся с помощью презентаций находят значения числовых выражений, используя свойства умножения и деления натуральных чисел, и знакомятся с творчеством русских художников...

02 06 2019 21:47:23

План-конспект урока математики по теме "Параллелограмм. Свойства параллелограмма"

Цель урока: организация деятельности учащихся по изучению определения параллелограмма и его свойств....

01 06 2019 14:33:10

Урок-практикум на тему "Решение квадратных уравнений"

На данном уроке обобщаются теоретические знания и отрабатываются навыки решения квадратных уравнений с помощью различных приёмов с применением разных форм работы: фронтальной, парной, индивидуальной. ...

31 05 2019 6:49:44

Гидроизоляция бассейна изнутри своими руками

У большинства людей, кто проживает в частных домах, есть мечта о собственном бассейне. Покупка и установка бассейна стоит больших денежных средств, поэтому не каждый хочет осуществить свою мечту. Однако сделать бассейн у себя во дворе вполне можно самостоятельно. Для того, чтобы общая конструкция была надежной, нужно учесть все необходимые параметры монтажа бассейна. Одним из таких… Читать дальше...

30 05 2019 4:39:44

Как показать геометрию в 5–6-х классах

Для успешного изучения планиметрии в среднем звена и стереометрии в старших классах важно развивать пространственные представления учащихся. Необходимо учить детей видеть геометрические фигуры и тела, а также их элементы. С помощью уроков, имеющих практическую направленность, геометрические предложения сначала "показываются", а затем формулируются в определения, теоремы, свойства. ...

29 05 2019 20:15:34

Принцип политехнизма во внеучебное время по физике

В статье описаны основные принципы организации внеурочной деятельности школьников по физике и формы работы, способствующие их политехническому образованию и профориентации, обозначена важность политехнического образования в условиях современного рынка труда....

28 05 2019 16:26:45

Деление с остатком. 5-й класс

Урок призван совершенствовать навыки выполнения действий деления с остатком, продолжить работу над текстовыми задачами, показать связь математики с жизнью....

27 05 2019 7:47:20

Урок физики в 7-м классе по теме "Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда"

Данная тема является достаточно сложной для учащихся. Дидактическая цель: изучение нового материала. На уроке реализуется схема: проблема – осмысление – разноуровневая самостоятельная работа – рефлексия. На первой стадия урока ставится проблема, далее на стадии осмысления выводится новая формула. При решения самостоятельной работы по индивидуальным карточкам используется метод взаимопроверки и взаимопомощи при решении задач первого уровня сложности. Задачи второго уровня проверяются специальным ключом, указанным в карточке. Задачи третьего уровня индивидуализированы. На стадии рефлексии идет проверка качества и количества вьполненных задач, а значит, и усвоенного материала....

26 05 2019 13:14:17

Урок-проект "Движение по воде"

Урок проводится в системе уроков по теме « Сложение и вычитание десятичных дробей» по учебнику Н. Я. Виленкина и др. " Математика: Учебник для 5 класса". Презентация к уроку наглядно представляет основные формулы для решения задач на движение по воде. Термин "движение по течению" и "против течения" могут вводиться в начальной школе или до изучения темы « Десятичные дроби», для этого в презентации к уроку нужно поменять десятичную запись чисел на натуральные числа....

25 05 2019 5:32:15

Обобщение и систематизация знаний по теме "Взаимодействие тел. Сила" (7-й класс)

Урок позволяет проверить различные умения и навыки по теме, а также знание фактического материала. Задания все разные: кроссворды, тест, умение решить задачу опытным путем, умение решать вычислительные задачи. Урок проводится в компьютерном классе, что активизирует познавательную и мыслительную деятельность учащихся....

24 05 2019 8:16:13

Активизация учебной деятельности учащихся на уроках физики и во внеурочное время

В статье рассматриваются некоторые приемы и методы активизации учебной деятельности учеников на уроках физики и во внеурочное время. ...

23 05 2019 15:10:50

Урок математики в 5-м классе по теме "Доли. Обыкновенные дроби"

Цели урока: повторить, что учащиеся знают из начальной школы о долях. Ввести новые понятия: обыкновенная дробь, её числитель и знаменатель. Развивать логическое мышление учащихся при решении задач. На данном уроке учитель использует элементы занимательности. Они позволяют сделать процесс обучения увлекательным и интересным ...

22 05 2019 21:40:24

Урок математики в 5-м классе в форме презентации-путешествия по сказке "Колобок"

Меня давно волнует проблема адаптации детей при переходе из начального звена в старшее. Чтобы психологический барьер 5-го класса был для обучающихся менее ощутим, я практикую на своих уроках математики использование игр, сказок. Об одном из таких уроков рассказывается в этой работе. Форма урока - презентация-путешествие по мотивам русской народной сказки " Колобок". ...

21 05 2019 21:55:14

Урок по алгебре в 8-м классе ОШ 7 вида "Неполные квадратные уравнения" с использованием ИКТ

На своих уроках и во внеурочное время я активно использую И К Т. Сначала это были наглядные пособия, иллюстративный материал. Теперьсредства И К Т используются мною для развития умений и навыков по предмету. Я хочу представить вашему вниманию урок закрепления темы с использованием И К Т по алгебре в 8-м классе по теме « Неполные квадратные уравнения»....

20 05 2019 14:15:43

Решение уравнений и неравенств методом оценки

В данной работе представлен один из способов решения нестандартных уравнений (метод оценки или метод мини-макса), овладение которым необходимо для подготовки учеников средней школы к успешной сдаче Е Г Э....

19 05 2019 6:57:49

Уроки с использованием элементов модульной технологии. Тема: "Сложение и вычитание смешанных чисел"

В работе используются элементы модульной технологии. При модульном обучении каждый ученик включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность. При этом идет индивидуализация контроля, самоконтроля и консультирования. ...

18 05 2019 18:41:16

Урок "Пересечение и объединение множеств"

Теория множеств изучается сейчас в классах с углубленным изучением предмета, однако нередко в олимпиадах присутствуют задачи, которые достаточно легко решаются с использованием знаний по теории множеств. Данный урок содержит необходимый теоретический материал и интересные развивающие задачи....

17 05 2019 11:56:54

Координатная плоскость

Урок математики в 6-м классе на отработку умения строить координатные оси, отмечать точку по заданным ее координатам, определять координаты точки, отмеченной на координатной плоскости (карте); находить объекты на карте; формирование умения применять свои знания на практике; развивать интерес к изучению предмета....

16 05 2019 16:34:58

Методическая разработка урока-путешествия по теме: "Деление натуральных чисел" (по учебнику Г.В. Дорофеева). 5-й класс

Урок-путешествие в страну " Деление": обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся при выполнении деления натуральных чисел. Цели урока: развитие внимания, познавательной активности учащихся; воспитание интереса к предмету....

15 05 2019 20:46:31

Программа элективного курса "Тайны неевклидовской геометрии"

Программа предусматривает проведение занятий в традиционной форме, в форме лекций и диспутов. Часть теорем будет представлена учителем в том виде, в котором представлял сам Лобачевский. А другая часть теорем, в которую входят те, которые посильны обучающимся, будет доказана ими самостоятельно. Изучение курса завершается собеседованием, которое включает в себя специально подобранные вопросы по теории и практике. Программа рассчитана на 30 часов и рекомендуется к реализации в первой, второй и третьей четвертях....

14 05 2019 22:13:38

Разработка урока по алгебре и началам анализа в 10-м классе на тему "Тригонометрические функции"

Урок проводится с целью обобщения и закрепления понятия и свойств тригонометрических функций; закрепления навыков чтения графика, решения простейших тригонометрических уравнений. ...

13 05 2019 0:45:38

Внеклассное мероприятие по математике — интеллектуальный конкурс "Самый умный математик"

Форма проведения мероприятия – интеллектуальная игра. Цели мероприятия: привитие интереса к предмету, развитие интеллектуальной культуры, воспитание самостоятельности и уважения к другому человеку. Материал подобран дифференцированно, в соответствии с возрастными и интеллектуальными особенностями учащихся. Участники – ученики 9-х и 11-х выпускных классов, поэтому повторение многих понятий, которые включены в конкурс, поможет им в подготовке к сдаче итоговой аттестации. ...

12 05 2019 20:41:19

Математический ринг

Разработка будет интересна учителям математики при проведении предметных недель в школе. ...

11 05 2019 3:36:14

Урок математики в 5-м классе. Тема: "Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей"

Проблемно-развивающий урок, в котором отражены четыре этапа: проблемная ситуация, проблема, поиск приёмов её решения, решение проблемы. Развивающая цель: формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности. Материал к уроку подобран с учётом развития у учащихся интуиции, эрудиции, математической любознательности, инициативы, устойчивого интереса к предмету и воспитания культуры математического мышления. ...

10 05 2019 5:16:20

Сложение и вычитание десятичных дробей

Целью урока является повторение правил сложения и вычитания десятичных дробей, решаются задачи на эту тему. ...

09 05 2019 21:31:17

Мультимедийные технологии как способ организации контроля знаний

Данная работа описывает технологию использования программы создания компьютерных презентаций Power Point для проверки качества знаний учащихся и создания занимательных элементов на уроке. " Сумма углов треугольника в компьютерной среде " Живая геометрия" опирается на программное обеспечение, входящее в пакет MS Office: рисунки выполнены в формате Paint, тесты и игры в формате Power Point. ...

08 05 2019 16:19:49

Проверочные работы по теме "Колебания и волны". 9-й класс

В работе представлен один из способов систематизации проверочных работ по физике....

07 05 2019 19:43:46

Программа курса по выбору "Занимательная математика" (5-й класс)

История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Но также важно показать детям, что математика не только нужна в жизни, но еще и интересна....

06 05 2019 16:27:20

Урок-игра по математике , физике, информатике "В мире интересного" (проводится в рамках недели точных наук)

Урок-игра проводится в рамках недели точных наук, что повышает познавательную активность учащихся, развивает культуру общения, расширяет знания учащихся, развивает творческую активность и интеллект, показывает взаимосвязь математики, физики, информатики с другими науками....

05 05 2019 16:19:56

Урок на тему "Деление и дроби" (5-й класс)

Данная работа представляет собой разработку урока на тему « Деление и дроби» (по учебнику Виленкина). Тип урока – усвоение новых знаний. ...

04 05 2019 2:17:10

Внеклассное мероприятие по физике "Погружение в эпоху". "Революции. Гражданская война. НЭП" (интеллектуальное казино)

Мероприятие проводится в рамках недели гуманитарных наук, является частью интегративного изучения культуры данной исторической эпохи, развивает познавательный интерес к предмету, дух честного соперничества, расширяет кругозор и креативное мышление детей, показывает эстетику, гармоничность и практическое применение физических явлений и физических законов....

03 05 2019 15:18:46

Урок математики в 5-м классе по теме "Умножение десятичных дробей"

На уроке применяется групповая технология. Группы смешанного состава, в каждой имеется консультант. Задания предлагаются с учетом уровневой дифференциации в пяти вариантах на каждого члена группы. Использованы разнообразные формы и методы обучения. Деятельность ученика оценивается на всех этапах урока. За урок каждый ученик получает оценку как среднеарифметическую за все виды деятельности на уроке. ...

02 05 2019 5:10:27

Интерактивный урок-зачет "Математический экспресс–6"

Учащиеся 6-го класса творчески готовятся к зачету по математике, разбиваясь на группы учителем; группа шестиклассников – это экспресс-поезд, который должен посетить определенное количество станций и на каждой станции сдать зачеты по изученному материалу; выстраивается определенное движение групп-экспрессов по « Маршрутным листам», экспрессы посещают станции в определенном порядке....

01 05 2019 10:16:54

Урок физики "Механическое движение"

Мы живем в мире скоростей, больших и малых, поэтому умение вычислять скорость движения – важный момент при изучении физики. На уроке нам предстоит вспомнить и закрепить понятия, связанные со скоростью движения. Повторить формулы для вычисления скорости, пути и времени движения. Знания, которые учащиеся получили при изучении темы, будут применены при решении задач. Урок пройдет в виде соревнования....

30 04 2019 12:26:11

Смотр знаний по теме «Площади четырехугольников»

Предлагается вариант смотра знаний по теме « Площади четырехугольников». Повторение теории и решение задач по этой теме особенно важно при подготовке к О Г Э, так как в экзамен по математике включен отдельный модуль « Геометрия». При таком повторении систематизируются знания учащихся по любой теме курса планиметрии....

29 04 2019 17:21:32

Урок по теме "Координатная плоскость"

Данная работа предназначена для проведения урока по теме « Координатная плоскость» с использованием И К Т-технологий в 6-м классе. Из оборудования желательно использовать проектор, экран и компьютер. Новаторством разработки является использование интерактивных возможностей презентации без использования интерактивных досок....

28 04 2019 21:55:42

Урок геометрии по теме "Четырехугольники"

Урок геометрии в 8-м классе направлен на активизацию интереса к геометрии, содержит информацию учебно-познавательного характера, которая затрагивает вопросы истории развития геометрии и связи математики с окружающим нас миром....

27 04 2019 16:46:25

Равенство треугольников. 7-й класс

Целью урока является повторение и обобщение знаний по признакам равенства треугольников, повторение свойств равнобедренного треугольника. Урок разбит на 3 основные части: повторение теоретического материала, применение признаков равенства треугольников на готовых чертежах, решение задач с самостоятельным составлением рисунка к задаче и последующим ее решением. Для более эффективного проведения урока рекомендуется использовать технические средства....

26 04 2019 9:32:43

Тестовые контрольные работы по алгебре и началам анализа, 10–11-е классы

Предлагаются контрольные работы по всем темам 10-11-х классов. Уровень тестов и задач соответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта, а также уровням А и В единого государственного экзамена по математике. ...

25 04 2019 14:16:52

Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме "Решение тригонометрических уравнений"

Урок разработан для учащихся 10-го класса. Тема урока выбрана на основании анализа результатов усвоения учащимися решений тригонометрических уравнений. Цель урока: рассмотреть методы решения тригонометрических уравнений базового и повышенного уровня сложности; продемонстрировать учащимся уровень сложности заданий, встречающихся в К И Мах Е Г Э....

24 04 2019 13:21:10

Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии

Цель: обобщить и систематизировать теоретические знания по арифметической прогрессии; нахождение п члена с помощью формул; вывести формулы для суммы п первых членов арифметической прогрессии; развивать познавательный интерес учащихся, учить их видеть связь между математикой и окружающей жизнью; развивать грамотную математическую речь; воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов, уважительное отношение к одноклассникам....

23 04 2019 13:54:18

Дровяные печи: особенности эксплуатации, проекты дровяных печей, выбор подходящего проекта и каменщика

Не смотря на то, что дровяные печи были изобретены сотни лет назад, они пользуются успехом в настоящее время и превосходят многие современные аналоги благодаря своим свойствам и качествам. Существует два типа дровяных печей: печь длительного горения — цена на неё выше, но главная способность обогревать помещение без вмешательства людей до 7 суток оправдывает все вложения; второй тип называется печью периодического функционирования— работает по принципу старых… Читать дальше...

22 04 2019 6:16:18

Урок по мотивам сказки "По щучьему велению" с использованием компьютерных технологий по теме "Сложение и вычитание натуральных чисел". 5-й класс

Цель урока – обобщить и систематизировать знания по теме; через решения задач развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, самостоятельность, гибкость, формировать умение четко и ясно излагать свои мысли. Прививать интерес к математике, воспитывать веру в свои силы, учить коллективной и самостоятельной работе. ...

21 04 2019 15:39:24

Арифметическая прогрессия

Работа представляет собой конспект открытого урока в 9-м классе по теме " Арифметическая прогрессия". Урок объяснения и первичного закрепления знаний насыщен разнообразными заданиями, позволяющими сформировать умения и навыки работы с формулой n-го члена арифметической прогрессии....

20 04 2019 12:15:41

Реализация принципов прикладной направленности школьного курса математики в системе профильного обучения

Принципы прикладной направленности реализуются в ходе решения задач практического содержания, развития навыков вычислений и измерений, осуществления межпредметных связей, формирования представлений о математическом моделировании. Этой цели служит организация факультативов и элективных курсов для учащихся профильной школы, главные аспекты программ которых освещены в статье. ...

19 04 2019 12:52:52

План-конспект урока физики с компьютерной поддержкой в 9-м классе (лабораторная работа)

План-конспект урока физики поможет учащимся закрепить раннее изученный материал по теме " Равноускоренное движение", умение работать на П К. Также на уроке учащиеся ознакомятся с методом измерения физической величины времени....

18 04 2019 23:47:48

Мебель для ванной комнаты в классическом стиле: как выбрать правильно

Современный дизайн ванных комнат и стилевые решения отличаются разнообразием. Благодаря широкому ассортименту отделочных материалов можно выбирать что душе угодно по цвету и фактуре, создавать уникальный интерьер, который порадует всех домочадцев и позволит проводить водные процедуры с удовольствием. При облицовке пола и стен проблема выбора материала для красивого оформления санузла решается довольно легко. Можно просто ориентироваться… Читать дальше...

17 04 2019 15:31:35

Прямоугольный параллелепипед. 5-й класс

Цели урока: систематизировать знания по изученной теме; повторить соотношения между единицами объема; закрепить навык вычисления объема прямоугольного параллелепипеда и куба....

16 04 2019 22:51:58

Методические принципы работы по развитию способностей учащихся

В статье анализируется опыт работы по развитию математических способностей учащихся, ярко прослеживаются существенные принципы этой работы, реализуемые как на уроках, так и на внеклассных занятиях. ...

15 04 2019 14:32:14

Урок "Потребительский кредит"

В разработке составляется алгоритм расчета единовременного платежа с применением формулы сложных и периодических процентов. Использованы элементы ролевой игры, что способствует формированию общих компетенций учащихся и приближено к реальной жизненной ситуации....

14 04 2019 11:59:25

Открытый урок по геометрии. Решение задач по теме "Треугольник"

Урок геометрии " Решение задач по теме " Треугольник", провожу в 9-м классе, когда пройден весь учебный материал. Цель урока состоит в повторении, обобщении и систематизации знаний по данной теме и охватывает материал 7–9-х классов. Задачи для урока взяты из сборника для подготовки к Е Г Э, 2006 года....

13 04 2019 11:37:20

Урок математики в 5-м классе на тему "Сложение, умножение, деление десятичных дробей"

Урок предназначен для обобщения и систематизации знаний учащихся 5-го класса о правилах действий над десятичными дробями, направлен на закрепление умения применять правила в процессе выполнения упражнений. Урок развивает у детей внимание, память, речь, логическое мышление, самостоятельность, воспитывает стремление достигать поставленных целей, чувство ответственности, уверенности в себе. Данная разработка содержит готовую презентацию к уроку....

12 04 2019 14:51:27

Как утеплить фундамент экструдированным пенополистиролом?

Фундамент – основа любого жилища, без него не строится ни один настоящий дом. Грамотно спроектированный и построенный фундамент – одно из обязательных условий устойчивости и долговечности всего здания. Даже этой надёжной опоре угрожают опасности – грунтовые воды и промерзание почвы зимой, из-за чего основание вашего дома начинает разрушаться, а вслед за ним рискует разрушиться и… Читать дальше...

11 04 2019 18:33:56

Конспект урока геометрии в 8-м классе по теме "Сложение векторов"

В статье представлен конспект урока геометрии в 8-м классе с использованием презентации. Цель урока – познакомить учащихся с правилами сложения векторов, отработать полученные знания при решении задач....

10 04 2019 1:58:12

Свойства степени с натуральным показателем

Урок отработки умений систематизировать, обобщать знания о степени с натуральным показателем. Закрепление и усовершенствование навыка простейших преобразований выражений, содержащих степени с натуральным показателем, достигается за счет выполнения самостоятельной работы. На уроке используется компьютерная презентация....

09 04 2019 16:35:55

Математический турнир "Самый умный старшеклассник". 9‒11-й класс

Внеклассное занятие по математике проводится в конце учебного года. Необычные конкурсы турнира не только выявляют лучшего математика среди старшеклассников, но и расширяют кругозор учащихся....

08 04 2019 13:35:43

Какие батареи лучше для частного дома: как выбрать радиаторы отопления, как подобрать отопительные батареи, выбор, какие бывают

Монтаж отопительной системы — самая важная часть при строительстве или капитальном ремонте жилища. После отопительного котла главным конструктивным элементом тепло системы являются радиаторы. Их установка стоит не дёшево, переделывать ещё дороже, поэтому к вопросу о том, как подобрать радиаторы отопления для частного дома, нужно подходить ответственно. Дизайн элементов отопительной системы тоже имеет огромное значение: некрасивый… Читать дальше...

07 04 2019 8:16:14

Небесная сфера

Предлагаем тексты из математической газеты « Тела вращения», выпущенной 19 апреля 2007 г. В этом выпуске - материалы о сфере, цилиндре и конусе....

06 04 2019 20:13:56

Урок математики в 7-м классе "Формулы сокращенного умножения"

Обобщающий урок по теме « Формулы сокращенного умножения» в 7-м классе разработан в системе личностно-ориентированного подхода в обучении с использованием технологии дифференцированного обучения. Целью урока является создание условий для закрепления и систематизации знаний по теме, развитие общеучебных умений и навыков. ...

05 04 2019 19:43:28

Модуль к обобщающему уроку "Сумма углов треугольника"

Модульная программа – это программа деятельности ребёнка по изучению или закреплению какой-либо темы. На уроке формируется понятие о сумме углов треугольника, внешнем угле треугольника, свойстве сторон в прямоугольном треугольнике, развиваются приемы учебной деятельности. Обобщающее повторение позволяет ученикам увидеть всю тему целиком, получить её полное системное знание. Разработку этого модуля можно менять как для сильного, так и для слабого класса, изменяя при этом задачи....

04 04 2019 21:16:28

Повторительно-обобщающий урок в 8-м классе по теме "Изменение агрегатных состояний вещества"

Повторительно-обобщающий урок в 8-м классе по теме " Изменение агрегатных состояний вещества" в нетрадиционной форме дает возможность повторить и закрепить знания учащихся по данной теме, сделать задания более разнообразными по форме, стимулировать познавательный интерес детей, развивать их мышление....

03 04 2019 5:39:55

Изучение в 8-м классе темы "Электрические явления". Игра "Счастливый случай"

Задания содержат вопросы из курса физики по теме « Электрические явления». Игру можно проводить на Неделе физики и обобщающем уроке после прохождения раздела « Электрические явления»....

02 04 2019 10:20:47

Урок математики по теме "Сложение и вычитание чисел с разными знаками" (6-й класс)

Потеря интереса к овладению математикой ведет к росту неуспевающих. Предлагаемый урок — один из тех, что направлены на то, чтобы поддержать интерес детей к предмету. Применение интерактивных технологий делает организацию урока более динамичной и интересной....

01 04 2019 19:59:20

Тестовый контроль в курсе алгебры 7-го класса

В статье представлены тесты для тематического контроля по алгебре для 7-го класса. Всего 8 тестов, содержащие по 11 заданий. Каждый тест составлен в 2-х вариантах....

31 03 2019 17:13:19

Укладка теплого пола под плитку: как правильно класть электрический кабельный теплый пол, как сделать, укладывать электрический теплый пол под плитку, как смонтировать кабельный пол, как постелить под кафель

Несмотря на сложность и трудоемкость процесса укладки теплого электрического пола под плитку, выполнить работу может человек, имеющий минимальные знания в этой области. Чтобы своими руками уложить термоматы или нагревательный кабель, необходимо ознакомиться с подробной схемой подключения и узнать, как правильно сделать теплый пол под плитку. Выбор оптимального варианта Подогревать напольное покрытие можно с помощью нагревательного… Читать дальше...

30 03 2019 18:49:45

Урок математики по теме "Вычитание". 5-й класс

Цель урока: отработка навыков решения примеров и задач на вычитание, на применение свойств вычитания суммы из числа и числа из суммы; развитие речи, способностей анализировать, проводить сопоставления, обобщать, выдвигать гипотезы, наблюдать, планировать деятельность, построения плана ответа....

29 03 2019 16:27:20

Применение различных способов для разложения на множители. 7-й класс

На уроке обобщаются знания, умения и навыки разложения многочленов на множители различными способами. Идет воспитание познавательной активности, честности, культуры общения, развивается логическое мышление, речь....

28 03 2019 8:44:26

Урок-эстафета "Логарифм и его свойства"

Урок математики в 11-м классе проводится в форме соревнования, где класс разбит на две команды. Эстафета проводится с целью закрепления понятия логарифма и основых свойств логарифма. Учащиеся, помимо командного, принимают участие и в личном первенстве, зарабатывая очки за правильные ответы. ...

27 03 2019 10:37:29

Разработка урока по теме "Применение производной к исследованию функции и построению графика"

На уроке был использован компьютер с установленной программой Advanced Grapher. Учащиеся с помощью построенных графиков находили промежутки возрастания и убывания функции, точки экстремума. Использовали компьютер для самопроверки. Были подобраны задания, которые ставили компьютер в тупик. Этим я хотела показать незаменимость аналитической деятельности человека. ...

26 03 2019 9:28:13

Ревизионный люк своими руками: инструкция по изготовлению

При обустройстве скрытых коммуникаций в обязательном порядке требуется наличие ревизионного люка, через который можно провести профилактический осмотр сетей и списать показания приборов учета. Как сделать люк самостоятельно, читайте далее....

25 03 2019 18:24:19

Решение иррациональных неравенств

Целью урока является систематизация и обобщение знаний учащихся по решению основных видов иррациональных неравенств; развитие сознательного подхода к решению задач по теме урока....

24 03 2019 2:36:49

Урок математики в 6-м классе по теме "Умножение десятичных дробей"

Представлен урок даёт возможность изучить умножение десятичных дробей на дидактических принципах развивающего обучения. На уроке использованы различные формы обучения: "мозговая атака", самостоятельная работа с самопроверкой, решение задач повышенного уровня сложности....

23 03 2019 0:58:59

Обобщающий урок алгебры. 7-й класс "Случайные события и их вероятности"

В школьный курс математики включена новая содержательная линия – элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей. На уроке закрепляется классическое определение и формула для вычисления вероятностей, решаются задачи на вычисление вероятностей с применением формул комбинаторики. Представлены карточки с задачами как для решения на уроке, так и для домашнего задания....

22 03 2019 18:48:59

Математическая игра "Счастливый случай". 8-й класс

Внеклассное мероприятие проводится в форме игры « Счастливый случай». Мероприятие повышает интерес у учащихся к занятиям математикой, активизирует мышление, воспитывает волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом....

21 03 2019 23:35:13

Открытый урок по математике на тему "Показательная функция"

Основной целью обобщающего урока математики для студентов техникума на I курсе является: обобщение и систематизация теоретических знаний и практических умений по применению методов решения показательных уравнений и неравенств. Данный урок позволяет создать условия для проверки, систематизации и совершенствования знаний, умений и навыков студентов. Даёт возможность сделать процесс обучения более интенсивным, интересным и наглядным....

20 03 2019 4:24:52

Внеклассное мероприятие по физике "Слабое звено"

В статье показана возможность использования дидактических материалов, которые позволяют в игровой форме мотивировать учащихся к глубокому изучению физики как науки, являющейся основой техники, продемонстрировать взаимосвязь между физикой и жизненными ситуациями, таким образом подчеркнуть мысль, что физика – это жизнь во всех её многообразных проявлениях....

19 03 2019 20:59:20

Вычитание чисел с переходом через десяток. 1-й класс

На уроке актуализируется умение решать уравнения и текстовые задачи. Продолжается формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать....

18 03 2019 1:26:54

Удивительное рядом

Устный журнал " Удивительное рядом" представляет научное, познавательное и увлекательное путешествие в мир физики, математики и химии....

17 03 2019 9:49:32

Авторская программа "Человек и окружающая среда"

Экологические проблемы являются проблемами мирового масштаба, и решение их возможно только при комплексном подходе. Именно этим аспектам окружающей среды посвящена программа « Человек и окружающая среда»....

16 03 2019 19:18:51

Линейная функция. Решение практических задач

Задачи обучения на уроке: формирование твердых учебных навыков построения и чтения графиков линейных функций, нахождение значений одной переменной по заданному значению другой, усвоение всеми учащимися стандартного минимума фактических знаний по данной теме. ...

15 03 2019 21:55:15

Внеклассное мероприятие "Движение – это жизнь"

Систематизирование и углубление знаний учащихся по физике и математике с элементами межпредметных связей; привитие интереса к этим наукам; формирование представления о здоровом образе жизни; воспитание духовно-нравственных качеств: доброта, деликатность, взаимопомощь, ответственность, доброжелательность, сопереживание успехам других; развитие творческих способностей. Решению этих задач помогает организация совместных творческих внеклассных мероприятий, например, инсценированных спектаклей....

14 03 2019 1:11:42

Урок математики во 2-м классе. Тема: "Двузначные числа. Состав числа 12"

В начале учебного года второклассники закрепляют понятие однозначного и двузначного числа, развивают внимание, логическое мышление, формируют основы знаний математической терминологии. Интерес к предмету «математика» поддерживается мультимедийной презентацией, героями Мишей и Машей....

13 03 2019 20:13:40

Урок математики в технологии деятельностного метода "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Использование системно-деятельностного подхода, который служит основой стандартов нового поколения, ведет к тому, что все обучение направлено на развитие. Существуют определенные принципы построения урока и критерии оценивания его в рамках системно-деятельностного подхода. Предлагаю вам конспект урока в технологии деятельностного метода " Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" (урок открытия новых знаний)....

12 03 2019 20:52:28

Упражнения по планиметрии на готовых чертежах

Использование на уроке предложенных в статье заданий позволит разобрать широкий круг упражнений при минимальной затрате времени и активном участии всех учащихся. Такие задания выполняется, как правило, с большим интересом, порождают здоровую атмосферу соревнования за лучшее обоснование решения той или иной задачи или наиболее полный ответ по теоретическому вопросу. ...

11 03 2019 20:52:53

Арифметическая прогрессия. 9-й класс

Урок изучения нового материала формирует понятие арифметической прогрессии как одного из видов последовательностей. На уроке учащиеся знакомятся с характеристическим свойством членов арифметической прогрессии, выводят формулы n-го члена, решают задачи. Урок воспитывает интерес к математике, развивает умение общаться, аргументированно отстаивать свои взгляды....

10 03 2019 22:10:18

Внеклассное мероприятие "КВН"

Задания для проведения К В Н направлены на развитие у учащихся восприятия, умения слышать и слушать, внимания, логического мышления, речи и воображения; коммуникативных навыков и навыков регуляции. Необычные задания способны заинтересовать многих учащихся. ...

09 03 2019 18:54:17

Интерференция света. Тайна мыльных пузырей

Урок-презентация с целью выяснения смысла понятия интерференции, рассмотрения энергетических эффектов, разъяснения условий наблюдения интерференции света....

08 03 2019 23:58:34

Определение математической подготовки учащихся при переходе в 7-й класс

Данный материал рассчитан на рубежный контроль знаний учащихся 6-го класса. Содержание проверочных работ соответствует государственной программе по математике и учебникам для общеобразовательных учреждений. Материалы содержат вопросы по всем важнейшим темам курса математики 5–6-х классов....

07 03 2019 20:28:23

Интеллектуальная игра по математике для 5–6-х классов "…Капля его Бессмертия, искра его Огня"

Интеллектуальная игра проводится в рамках недели физико-математических наук для учащихся 5-х классов. Цели мероприятия – активизация познавательной активности учащихся, развитие их творческих способностей, формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью, ознакомление учащихся с героической защитой советскими воинами Мамаева Кургана во время Сталинградской битвы....

06 03 2019 7:18:31

Интегрированный урок по теме: «Вода известная и неизвестная»

Интегрированный урок проводился в 11-м классе совместно учителями физики, химии и биологии. На этом уроке закреплялись знания о воде из всех областей естествознания: физики, химии, биологии. Урок проводился с применением информационно-компьютерных технологий (демонстрация PowerPoint)....

05 03 2019 3:12:26

Игра для учащихся 8-х классов "Как стать математиком?"

Предлагаемая работа представляет собой разработку внеклассного мероприятия в рамках Недели математики, позволяющего активизировать и развивать познавательные интересы учащихся к предмету. Это мероприятие составлено по принципу телевизионной игры « Кто хочет стать миллионером?» ...

04 03 2019 6:16:28

Личностно-ориентированный урок по теме "Признаки равенства треугольников", геометрия в 9-м классе, обобщающее повторение

При подготовке учащихся 11-х классов к итоговой аттестации учитель сталкивается с тем, что многие учащиеся боятся решать задания В10, В11 и С4 из К И Мов, т.е. геометрические. Поэтому уже в среднем звене учителю приходится обращать внимание на формирование интереса у учащихся к геометрии. Этому способствуют уроки, построенные на личностно-ориентированном подходе к обучающимся. Один из таких уроков в 9-м классе на тему « Признаки равенства треугольников» и предлагается вашему вниманию....

03 03 2019 21:59:32

Интегрированный урок "Открой в себе исследователя" (на примере явлений испарения и конденсации) - физика, биология, география

Предлагаем тему " Испарение и конденсация", изучаемой в курсе физики 8-го класса, провести в виде интегрированного урока по дисциплинам физика-биологи-география. В процессе подготовки и проведения обучающиеся формулируют цели, выявляют проблемы, работают с различными источниками знаний, вырабатывают пути решения проблем, конструируют самодельные приборы, занимаются исследованиями....

02 03 2019 12:51:24

Комплексный подход к изучению тем на уроках математики

Система уроков по темам: " Как стать педагогом, востребованным сегодня детьми и обществом?", " Как добиться взаимопонимания и взаимодоверия с воспитанниками, их родителями, с коллегами?". План изучения тем....

01 03 2019 21:44:17

Сложение рациональных чисел. 6-й класс

Урок по математике для 6-го класса является первым по данной теме. Цель урока: сформировать новые знания, умения и навыки по теме; познакомить учащихся с правилом сложения рациональных чисел; формировать умение применять данные правила на практике; развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Этапы урока: создание проблемной ситуации и ее разрешение, получение знаний, выделение главного, закрепление и контроль усвоения предполагают использование электронных образовательных ресурсов....

28 02 2019 18:40:17

Урок по алгебре в 9-м классе по теме "Решение алгебраических задач геометрическим способом"

В 9-м классе изучается тема " Решение алгебраических задач". Представлен материал, который поможет учителю углубить и расширить знания учащихся в работе над этой темой. При решении задач традиционно используется алгебраический метод, иногда арифметический. Использование графиков в сочетании с геометрическим подходом к решению задач активизирует мышление учащихся, повышает интерес к математике, показывает применение геометрии в алгебре. Также имеется дополнительный подбор задач, решаемых геометрическим методом. ...

27 02 2019 22:28:12

Внеклассное мероприятие "Интеллектуальный марафон"

Цель внеклассного мероприятия: развивать интерес к предмету, логическое мышление, смекалку, наблюдательность; воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки, чувство ответственности за коллектив....

26 02 2019 1:27:10

Коллективный проект на уроке математики

Цель К П — организация деятельности учащихся, когда актуализируются знания, приобретается опыт их практического применения. Это способствует глубокому усвоению знаний, формированию компетенций. К П сочетает урочную и внеурочную формы. Предлагаю пример К П " Сколько стоит ремонт?". ...

25 02 2019 13:20:28

Определение естественной радиоактивности растений. 11-й класс

Цели урока: овладение методами наблюдения регистрации ионизирующих частиц; приобретение навыков проведения экспериментальных измерений и обработка полученных данных; формирование знаний об основах экологического мониторинга; воспитание экологической культуры и принципиально новой технологической политики рационального природопользования....

24 02 2019 19:36:37

Интегрированный урок (математика + история) по теме "Шкалы и координаты"

Данный урок разработан в связи с введением Ф Г О С в основную школу. Это урок открытия новых знаний с использованием проблемно-диалогической технологии. Целью урока является открытие нового понятия « Шкала», формирование представления о применении этого понятия. Урок спроектирован таким образом, что обучающиеся учатся разрешать проблему самостоятельно, учатся анализировать, строить аналогии. На уроке созданы условия для обеспечения положительного эмоционального характера процесса обучения....

23 02 2019 5:43:40

Лекционно-семинарская и зачетная система в преподавании математики с использованием опор

Урок проводится по следующим разделам: структура проведения лекционно-семинарской и зачётной системы; различные виды лекций с применением опор; зачёт по теории с применением метода «цепочки», групповой и парной работы. Уроки-семинары различного типа по «спиралевидной» методике с различными типами самостоятельных работ и т.д....

22 02 2019 14:55:46

Еще:
Важное о расчетах -1 :: Важное о расчетах -2 :: Важное о расчетах -3 :: Важное о расчетах -4 :: Важное о расчетах -5 :: Важное о расчетах -6 :: Важное о расчетах -7 :: Важное о расчетах -8 :: Важное о расчетах -9 :: Важное о расчетах -10 :: Важное о расчетах -11 :: Важное о расчетах -12 :: Важное о расчетах -13 :: Важное о расчетах -14 :: Важное о расчетах -15 :: Важное о расчетах -16 :: Важное о расчетах -17 :: Важное о расчетах -18 :: Важное о расчетах -19 :: Важное о расчетах -20 :: Важное о расчетах -21 :: Важное о расчетах -22 :: Важное о расчетах -23 :: Важное о расчетах -24 :: Важное о расчетах -25 :: Важное о расчетах -26 :: Важное о расчетах -27 :: Важное о расчетах -28 :: Важное о расчетах -29 :: Важное о расчетах -30 :: Важное о расчетах -31 :: Важное о расчетах -32 :: Важное о расчетах -33 :: Важное о расчетах -34 :: Важное о расчетах -35 :: Важное о расчетах -36 :: Важное о расчетах -37 :: Важное о расчетах -38 :: Важное о расчетах -39 :: Важное о расчетах -40 :: Важное о расчетах -41 :: Важное о расчетах -42 :: Важное о расчетах -43 :: Важное о расчетах -44 :: Важное о расчетах -45 :: Важное о расчетах -46 :: Важное о расчетах -47 :: Важное о расчетах -48 :: Важное о расчетах -49 :: Важное о расчетах -50 :: Важное о расчетах -51 :: Важное о расчетах -52 :: Важное о расчетах -53 :: Важное о расчетах -54 :: Важное о расчетах -55 :: Важное о расчетах -56 :: Важное о расчетах -57 :: Важное о расчетах -58 :: Важное о расчетах -59 :: Важное о расчетах -60 :: Важное о расчетах -61 :: Важное о расчетах -62 :: Важное о расчетах -63 :: Важное о расчетах -64 :: Важное о расчетах -65 :: Важное о расчетах -66 :: Важное о расчетах -67 :: Важное о расчетах -68 :: Важное о расчетах -69 :: Важное о расчетах -70 :: Важное о расчетах -71 :: Важное о расчетах -72 :: Важное о расчетах -73 :: Важное о расчетах -74 :: Важное о расчетах -75 :: Важное о расчетах -76 :: Важное о расчетах -77 :: Важное о расчетах -78 :: Важное о расчетах -79 :: Важное о расчетах -80 :: Важное о расчетах -81 :: Важное о расчетах -82 :: Важное о расчетах -83 :: Важное о расчетах -84 :: Важное о расчетах -85 :: Важное о расчетах -86 :: Важное о расчетах -87 :: Важное о расчетах -88 :: Важное о расчетах -89 :: Важное о расчетах -90 :: Важное о расчетах -91 :: Важное о расчетах -92 :: Важное о расчетах -93 :: Важное о расчетах -94 :: Важное о расчетах -95 :: Важное о расчетах -96 :: Важное о расчетах -97 :: Важное о расчетах -98 ::

Добро пожаловать наш сайт! Здесь Вы можете узнать все то, что давно втайне хотели выяснить про электрику, но стеснялись спросить: например, как маркируют кабеля, или какие условные обозначения рисуют в электрических схемах. Мы выложили это для вас в открытом доступе! Пользуйтесь!