Сетевая олимпиада по физике (сетевой проект заграншкол МИД РФ) > Мастера спешат на помощь!
мастера спешат на помощь!    

Сетевая олимпиада по физике (сетевой проект заграншкол МИД РФ)

Весной 2004 года состоялся первый сетевой проект заграншкол МИД РФ. Начиная с 2004-2005 учебного года ежегодно разрабатывается примерный план сетевых мероприятий. В течение двух лет, во время работы в средней школе при Посольстве России в Болгарии, мы являлись организаторами сетевой олимпиады по физике среди учащихся 8-9 классов. С заданиями и ходом проведения олимпиады 2005-2006 учебного года мы хотим Вас познакомить  в данной статье.

В начале учебного года на сайте школы публиковался список планируемых сетевых мероприятий. Примерно за месяц до начала олимпиады проводилась рассылка информации о мероприятии и положение об олимпиаде. Текст положения публиковался также на сайте школы-организатора.

Положение об олимпиаде по физике

1. Общие положения.

Олимпиада по физике проводится в рамках сетевых проектов отдела заграншкол Департамента кадров МИД России.

Олимпиада проводится в целях:

  • развития у учащихся интереса к техническим школьным дисциплинам;
  • формирования и развития творческих способностей учащихся;
  • поддержки способных и одаренных детей;
  • распространения опыта использования информационных технологий для поиска, обработки и передачи информации;
  • развития интеграционных связей между учреждениями образования отдела заграншкол Департамента кадров МИД России.

2. Организация олимпиады

Организатор олимпиады — средняя школа при Посольстве России в Болгарии.

Участниками конкурса являются учащиеся 8 и 9 классов. Участие в конкурсе командное, состав команды — не более 6 человек.

Для участия в олимпиаде необходимо выслать заявку на адрес организаторов, в которой необходимо указать:

 1. Официальное название школы-участника.
 2. Ф. И. О. учителя (учителей) физики;
 3. Список участников (Ф. И. О.).
 4. Основной e-mail, на который участникам будет выслано задание.
 5. Резервный e-mail (на случай непредвиденных обстоятельств).
 6. Часовой пояс, в котором расположена школа (разница во времени с Москвой).

Заявки принимаются до 6 декабря включительно.

Школа-организатор в олимпиаде участия не принимает.

3. Проведение и содержание олимпиады.

Начало олимпиады — 7 декабря в 13.00 по московскому времени. Время выполнения задания — 3 часа.

Задание олимпиады включает в себя три блока вопросов: качественные задачи, расчётные задачи и экспериментальные задания по основным темам школьного курса физики. Участники олимпиады могут пользоваться любыми источниками информации: справочниками, энциклопедиями, учебниками, глобальной сетью Интернет и другими (за исключением помощи учителя).

Выполненное задание высылается на адрес организаторов вложением (формат *.doc).

4. Основные критерии оценки.

В качественных задачах оцениваются правильность, точность, логика и полнота ответа. В расчетных задачах оцениваются правильность решения, наличие схемы или чертежа (если это необходимо), пояснений к используемым формулам, получение итоговой расчетной формулы, наличие численного ответа, если это требуется в задаче. В экспериментальных заданиях оцениваются ход эксперимента, реальность данных, измеренных и вычисленных в ходе рповедения опыта, наличие правильного вывода или ответа.

Учитывается соблюдение времени, отводимого на выполнение заданий. Работы, присланные с опозданием более чем на 15 минут, рассматриваться не будут.

Организаторы конкурса фиксируют время отправки и получения сообщений и оповещают отправителя о получении выполненного задания.

5. Жюри конкурса.

Нечаев Василий Иванович, директор школы, учитель математики.

Бреева Галина Юрьевна, учитель физики, математики и информатики.

Бреев Николай Александрович, учитель информатики и физики.

6. Результаты конкурса.

Итоги олимпиады публикуются на сайте организаторов и рассылаются всем участникам.

Победители награждаются виртуальным дипломом за подписью членов жюри.

Оргкомитет олимпиады.

По мере поступления заявок информация об участниках публиковалась на сайте школы. Заявки на участие в олимпиаде поступили из 17 стран (Германия, Финляндия, Республика Корея, Чехия, Индия, Израиль, Франция, Йемен, Китай, Сербия и Черногория, Монголия (2 команды), Румыния, Ангола, Египет, Австрия, Бразилия, Куба). По техническим причинам две команды (Йемен, Египет) не смогли принять участие в мероприятии.

При организации олимпиады мы столкнулись с некоторыми техническими проблемами.

Во-первых, провести рассылку заданий одновременно для всех участников не представлялось возможным, так как разница во времени оказалась очень большой. Такие вопросы решались в индивидуальном порядке (для школ в Корее, Китае, Анголе и на Кубе).

Во-вторых, после первой же массовой рассылки наш сервер попал в “чёрный список” портала mail.ru, на котором были созданы почтовые ящики большинства школ-участников. Проблема снималась использованием второго, резервного почтового ящика.

Задания для участников были сгруппированы в 3 блока. По результатам опроса участников аналогичной олимпиады в 2004-2005 учебном году наибольший интерес вызвали практические задания, поэтому их доля в общем количестве заданий была увеличена.

Задания для участников

Блок № 1. Качественные задачи (по 3 балла).

  1. Бутылка с водой плотно закрыта пробкой. Внутри имеется небольшой пузырёк воздуха. В какую погоду этот пузырёк будет иметь большие размеры: в тёплую или в прохладную?
  2. Электрические лампы накаливания заполняют газом под давлением, меньшим атмосферного. Почему?
  3. Пуля пробивает две доски: сначала толстую, затем тонкую. Как изменится расстояние, которое пролетает пуля, если доски поменять местами?
  4. В сосуде с водой плавает кусок льда. Изменится ли уровень воды в сосуде, если лёд растает? Почему?
  5. Известно, что скорость движения Земли вокруг Солнца зимой больше, чем летом. Куда же исчезает часть кинетической энергии Земли в промежутке между зимним и летним периодами движения?
  6. На столе стоит заряженный электроскоп. При касании головки электроскопа рукой листочки отклонились ещё больше вместо того, чтобы приблизиться друг к другу. Почему это произошло?

Блок № 2. Расчётные задачи (по 6 баллов).

В задачах можно получить дополнительные баллы за второй способ решения.

  1. Оцените массу воздуха, окружающего Землю.
  2. Канат длиной 5 м и массой 8 кг лежит на земле. Канат за один конец подняли на высоту, равную его длине. Какую при этом совершили механическую работу?
  3. Имеются 4 резистора сопротивлениями R1=1 Ом, R2=2 Ом, R3=3 Ом и R4=4 Ом. Начертите все возможные схемы соединения резисторов между собой. Как нужно соединить резисторы между собой, чтобы общее сопротивление цепи было максимальным? Минимальным? Рассчитайте эти значения. Схемы соединения можно нарисовать на бумаге и отсканировать, а картинку выслать отдельно вложением (желательно в формате *.gif).

Блок № 3. Экспериментальные задачи (по 10 баллов).

В экспериментальных задачах оцениваются: описание порядка выполнения эксперимента, запись значений измеренных и вычисленных величин, оценка погрешности измерений, наличие конечного ответа, сравнение результатов и выводы из проведённого опыта.

  1. Определите экспериментально насыпную плотность зёрен пшена и риса. Насыпная плотность определяется для сыпучих тел как отношение массы вещества вместе с порами в некотором объёме к этому объёму. В вашем распоряжении имеются: 2 сорта крупы, весы с разновесами, измерительный цилиндр, стакан. Оцените погрешность измерений и сравните результаты.
  2. Определите экспериментально отношение плотности вещества к насыпной плотности для зёрен пшена и риса. В Вашем распоряжении имеются: всё те же 2 сорта крупы, стакан с вертикальными стенками, миллиметровая линейка, вода. Рассчитайте плотность вещества пшена и риса. Оцените погрешность вычислений и сравните результаты. Учтите, что при намокании крупа разбухает.
  3. Известно, что вода смачивает поверхность стекла. Определите зависимость максимальной силы, которую нужно приложить для того, чтобы оторвать стеклянную пластинку от поверхности воды, от площади этой поверхности. Приборы и оборудование для проведения опыта: рычажные весы с разновесами, 2 стеклянные пластинки прямоугольной формы, но разных размеров (вместо стекла можно использовать пластинки из другого вещества или другой формы, имеющиеся в кабинете), нитки, пластилин, речной песок, стакан, кювета с водой.
  4. Определите длину обмотки катушки электромагнита (или другой, имеющейся в кабинете). В Вашем распоряжении имеются: источник постоянного тока на 4-6 В, амперметр, вольтметр, провода, ключ, миллиметровая линейка, полоска бумаги, иголка, справочные таблицы по физике.

Ответы

Блок № 1. Качественные задачи (по 3 балла).

  1. Пузырёк воздуха будет иметь большие размеры в прохладную погоду. При уменьшении температуры вода сжимается и её объём уменьшается. Так как бутылка закрыта плотно, то общий объём воды и воздуха останется прежним. Воздух займёт весь предоставленный ему объём (свойства газов).
  2. Нить лампы нагревается до очень высокой температуры, что вызывает нагревание газа в баллоне и увеличение давления газа на стенки колбы. Это может привести к разрушению баллона (взрыву). Поэтому лампы заполняют газом под давлением, меньшим атмосферного. Не заполнять колбу газом (вакуум) тоже нельзя, т. к. это может привести к взрыву при ударе лампы.
  3. Расстояние, которое пролетает пуля по горизонтали, будет одинаковым в обоих случаях. Скорость пули уменьшается вследствие трения и деформации досок. По условию задачи, пуля пробивает обе доски. Пусть потеря скорости пули при выходе из досок составляет v, а потеря скорости в толстой и тонкой досках – соответственно v1 и v2. Тогда v = v1+ v2, или v = v2+ v1. Это означает, что при выходе из досок независимо от порядка очерёдности их расположения пуля будет иметь одинаковую скорость в обоих случаях. Отсюда заключаем, что и дальность полёта пули будет одинаковой.
    Второе решение: если считать силу сопротивления движению пули в доске постоянной (материал досок одинаковый), то общая работа этой силы равна сумме работ, совершаемых при пробивании каждой доски в отдельности. Следовательно, кинетическая энергия (а значит, и скорость) в первом и во втором случаях изменится одинаково. Значит, и дальность полёта пули не изменится.
  4. Уровень воды в сосуде не изменится. Плавая, лёд вытесняет столько воды, что её вес равен весу льда. При таянии льда образуется вода, имеющая такой же вес, что и лёд. (А вот если бы лёд находился полностью внутри жидкости, то уровень воды бы понизился).
  5. Земля движется вокруг Солнца не по круговой орбите, а по эллипсу. При этом зимой Земля находится на меньшем расстоянии от Солнца, чем летом. Таким образом, в промежутке между зимним и летним периодами обращения скорость (а значит, и кинетическая энергия) Земли уменьшается. На столько же увеличивается потенциальная энергия взаимодействия Земли и Солнца (расстояние между Землёй и Солнцем увеличивается). Полная механическая энергия Земли остаётся постоянной, что и должно быть в соответствии с законом сохранения энергии.
  6. Если электроскоп изолирован от стола, то это возможно в случае, если были заряжены одновременно электроскоп и его корпус. Первоначально листочки отталкиваются друг от друга, так как заряжены одноимённо. При касании головки электроскопа рукой избыточный заряд переходит в землю. Под действием заряда корпуса происходит перераспределение зарядов на листочках и стержне электроскопа (сменится знак заряда) и листочки снова разойдутся, отталкиваясь друг от друга и притягиваясь к корпусу электроскопа.

Блок № 2. Расчётные задачи (по 6 баллов).

В задачах можно получить дополнительные баллы за второй способ решения.

  1. Оценить массу воздуха можно следующим образом. Известно, что нормальное атосферное давление составляет 101325 Па (примерно 105 Па). Так как , то сила, с которой воздух оказывает давление на 1м2 поверхности Земли, равна 105 Н. Площадь поверхности Земли можно вычислить по формуле , где R – радиус Земли, равный 6,37?106 м. Отсюда площадь поверхности Земли примерно равна 5*1014 м2. Умножая значение силы давления на площадь земной поверхности, получаем примерно 5*1019 Н. Сила давления численно равна силе тяжести, действующей на воздух. Поэтому массу воздуха можно оценить, используя формулу , откуда m5*1018кг.
    Многие команды выбрали другой путь решения, считая плотность атмосферы постоянной (равной половине плотности у поверхности Земли до определённой высоты), они вычисляли объём воздуха, а затем по формуле плотности находили массу. Но не все смогли реально оценить высоту столба атмосферы (значения в решениях от 8 до 1000 км). Предлагается командам самостоятельно оценить эту высоту (массу воздуха Вы знаете). Сделать это можно, посмотрев таблицу зависимости плотности атмосферы от высоты (“Справочник по физике и технике”, А. С. Енохович). У нас получилось около 15 км.
  2. Так как канат однородный (масса вещества распределена равномерно по всей его длине), то можно считать, что сила тяжести, действующая на канат, приложена к его центру. Работа совершается против действия силы тяжести. Центр каната подняли на высоту, равную половине длины каната. Таким образом, совершенная работа равна . Отсюда A200 Дж.
  3. Сопротивление будет максимальным при последовательном соединении всех резисторов (R=10 Ом) и минимальным при параллельном соединении всех резисторов (R=0,48 Ом). Всего возможно 10 различных схем соединения резисторов между собой (с точностью до перестановок).

Блок № 3. Экспериментальные задачи (по 10 баллов).

В экспериментальных задачах оцениваются: описание порядка выполнения эксперимента, запись значений измеренных и вычисленных величин, оценка погрешности измерений, наличие конечного ответа, сравнение результатов и выводы из проведённого опыта.

  1. Выполнение задания не должно было вызвать сложностей у учащихся. Массу крупы определяют взвешиванием на рычажных весах, объём – с помощью измерительного цилиндра. Затем определяют насыпную плотность крупы как отношение массы вещества к его объёму. Оценку погрешности изменений можно определить, используя учебник физики для старших классов. Необходимо также учесть, что абсолютную погрешность измерения обычно округляют до одной значащей цифры, а численное значение результата измерений округляют так, чтобы его последняя цифра оказалась в том же разряде, что и цифра погрешности. Для большинства круп их насыпная плотность колеблется в пределах от 700 кг/м3 до 900 кг/м3 (например, для пшена – 860 кг/м3).
  2. Для определение отношения плотности вещества к насыпной плотности достаточно измерить высоту уровня сухой крупы в стакане H0 (при выровненной поверхности крупы) и разность высот уровней воды, налитой в пустой стакан H1 и после загрузки в стакан крупы H2. Тогда искомое отношение равно При таком варианте выполнения работы необходимо заранее оценить разумные объёмы крупы и воды, так как часть воды может вылиться, если её будет много, или, наоборот, воды может не хватить для того, чтобы она полностью покрыла крупу. Плотность вещества получается примерно в 2 раза больше, чем насыпная плотность. Некоторые команды предложили и другие варианты постановки эксперимента, определив с помощью воды объём пустот и найдя истинный объём крупы. Неверным мы считали вариант прямого измерения размеров крупинок методом рядов и вычисления объёма одной крупинки. Погрешность измерений в этом случае в несколько раз превысила искомый результат.
  3. К стеклянной пластинке с помощью пластилина прикрепляют нить и подвешивают пластинку к чашке весов снизу (выполнять эту часть работы нужно аккуратно, чтобы пластилин не попал на нижнюю часть пластинки). Уравновешивают весы с помощью разновесов или песка. Затем снизу подносят кювету с водой так, чтобы пластинка качалась поверхности воды. На другую чашку весов аккуратно насыпают песок до тех пор, пока пластинка не оторвётся от поверхности воды. Определив затем массу песка, находят значение силы. По результатам опыта многие команды получили прямо пропорциональную зависимость силы от площади поверхности, что хорошо согласуется с теорией.
  4. С помощью амперметра и вольтметра измеряются сила тока в катушке и напряжение на концах обмотки. По закону Ома находим сопротивление обмотки: . Из формулы выражаем l: . Удельное сопротивление материала (медь) находим в справочнике, а площадь поперечного сечения провода можно найти по формуле , где D – диаметр провода. Диаметр можно найти методом рядов (вот где иголка пригодится). Длина провода составляет обычно несколько десятков метров (в зависимости от вида катушки). В ответах команд длина провода составляла от 20 см до 508 м.

Итоги олимпиады подводились через 3 суток и были разосланы всем участникам проекта вместе с ответами к задачам. Все материалы олимпиады опубликованы на сайте школы в разделе “Проекты” (http://www.rus-edu.bg/shp/project/physic3/physic.htm). Победителям были высланы по электронной почте дипломы, которые затем распечатывались и вручались каждому участнику команды-призёра.

На основе опыта организации и проведения сетевых олимпиад можно сделать некоторые выводы.

Олимпиада включала в себя задачи практически-исследовательской деятельности. Такие задания, как отметили сами участники олимпиады, вызвали наибольший интерес. В процессе участия в сетевых проектах учащиеся не просто приобретают новые знания, умения и навыки.

  • повышается грамотность в широком смысле слова, общая культура учащихся, совершенствуются навыки учебной работы;
  • развивается личность ученика, формируются системность и глубина знаний, критическое мышление;
  • обогащается социальный опыт: ребята учатся деловитости, умению преодолевать трудности, достойно переживать успехи и неудачи, воспитывается уверенность в своих силах;
  • растет коммуникабельность школьников, расширяются контакты с учениками других стран;
  • ребята учатся сетевому взаимодействию с учителями и учениками.

Работа учителей в этом направлении сложная, объёмная, но интересная, и должна вовлекать как можно больше школьников.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Математический журнал "Математический калейдоскоп" (внеклассное занятие по математике для учащихся 5–6-х классов)

Математический журнал для учащихся 5–6-х классов может быть использован учителем на занятиях кружка и во внеклассной работе по предмету математика. ...

21 11 2019 13:23:40

Открытый урок математики (2-й класс, программа 1–4, система Л.В. Занкова) по теме "Решение обратных задач"

Данный урок по плану проводится на 6 неделе в III четверти 2-го класса. Дети только что ознакомились с обратными задачами и завершили составление таблицы умножения. При составлении обратных задач в группах дети видят, что задач получается всего две (работают 4 группы), т.к. для выражения 8·9=72 можно записать только 2 обратных выражения на деление. ...

20 11 2019 21:43:12

Лабораторные и практические работы на уроках математики

Развитие познавательных интересов учащихся возможно с привлечением их к исследовательской деятельности - самостоятельное открытие теоремы, изучение свойства фигуры, вывод математического правила....

19 11 2019 22:25:31

Показательные уравнения (11-й класс)

В математике мало тем, которые можно изучить с использованием метода "коллективного способа обучения". Темы " Показательные уравнения" и " Логарифмические уравнения" на III ступени обучения дают возможность применять данный метод и получать хорошие результаты по итогам изучения темы. На уроке, в паре с К С О, применяется метод обучения по "консультационным" картам. ...

18 11 2019 9:28:41

Урок обобщения в 5-м классе по теме "Десятичные дроби". Тема: "Завещание "странного миллионера"

Урок обобщения посвящен 100-летию открытия в селе библиотеки имени русского издателя, публициста, переводчика и общественного деятеля Ф. Ф. Павленкова. ...

17 11 2019 2:14:22

Урок по теме "Площадь трапеции", 8-й класс

Урок изучения нового материала. Учащиеся, работая в группах, в результате выполнения соответствующих заданий самостоятельно выводят формулу нахождения площади трапеции. Урок активизирует мыслительную деятельность, учит умению анализировать, обобщать, делать выводы....

16 11 2019 0:17:47

Как согнуть гипсокартон не сломав его?

Прошло то время, когда в интерьере квартиры господствовали только лишь прямоугольные формы. Сейчас дизайнеры предлагают такие решения, что просто диву даешься, видя столь причудливые и элегантные формы. Это и многоуровневые потолки с овальными и круглыми завитушками, стены с гнутыми и ассиметричными нишами, арками и т.д. Словом везде применяются изогнутые линии. Как же добиться этого? Каким… Читать дальше...

15 11 2019 16:50:19

Урок "Строение атома"

Цель урока: познакомить учащихся со строением атомного ядра; дать представление об изотопах; научить определять состав атомных ядер, используя периодическую таблицу Д. И. Менделеева. ...

14 11 2019 20:17:12

Открытый урок в 6-м классе. Тема: "Нахождение дроби от числа"

Урок закрепления и отработки умений и навыков, развивает умение решать задачи, воспитывает чувство коллективизма, развивает математическую речь, познавательный интерес. Урок с использованием рейтинговой карты. ...

13 11 2019 14:50:54

Измерение и построение углов с помощью транспортира

Цель урока: изучить алгоритмы измерения и построения углов с помощью транспортира, тренировать способность к их практическому использованию....

12 11 2019 13:24:21

Деление с остатком. 5-й класс

Урок призван совершенствовать навыки выполнения действий деления с остатком, продолжить работу над текстовыми задачами, показать связь математики с жизнью....

11 11 2019 7:52:35

Сумма n первых членов арифметической прогрессии. 9-й класс

Урок традиционный, с использованием И К Т. Формирование умений и навыков в применении формул происходит при решении межпредметных задач, а также задач, предлагаемых в материалах Г И А. На протяжении урока у учащихся воспитывается умение оценивать свой труд и труд своих товарищей....

10 11 2019 22:46:18

Интегрированное мероприятия "Физико-математическое домино"

На основе соревновательной игры активизируется эвристическая деятельность учащихся; развивается познавательный интерес к учебному материалу, индивидуальные способности учащихся....

09 11 2019 23:43:33

Открытый урок математики в 5-м классе по теме: "Числовые и буквенные выражения"

На уроке закрепления материала по теме " Числовые и буквенные выражения" большое внимание уделяется развитию устного счёта учащихся, логического мышления, выработке умений работать с тестами, а также оздоровлению учащихся. Предлагаемые физкультминутки помогают не только расслабиться, но и закрепить изученный материал. ...

08 11 2019 9:13:52

Урок по математике во 2-м классе

Представлена разработка урока математики. Дети закрепляют умение определять порядок действий в выражениях, выполняют операции по заданному алгоритму....

07 11 2019 0:19:56

Математический бой за квадратные уравнения

Обобщающий урок-игра помогает в игровой форме выявить усвоение знаний в их системе, закрепить различные формулы корней для решения квадратных уравнений, закрепить решение рациональных и иррациональных уравнений....

06 11 2019 6:19:14

Урок про теме "Волны"

Тема " Волны" изучается на протяжении всего курса физики. Вводный урок должен быть запоминающимся, в результате знания, полученные на уроке, будут прочные. Предлагается оригинальный урок, насыщенный различными методами и приемами, приводящими к очень активному, прочному усвоению знаний. ...

05 11 2019 0:54:55

Интегрированный урок физики, химии, биологии и литературы "Свеча в науке и искусстве". 9-й класс

Интегрированный урок физики, химии, биологии и литературы в 9-м классе позволяет формировать у учащихся целостную картину мира, показать взаимосвязь между предметами естественно-научного и гуманитарного циклов. При подготовке и проведении урока используются интернет-ресурсы и мультимедийные средства, для повышения мотивации обучения применяются различные компоненты учебной деятельности....

04 11 2019 5:47:12

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

Урок изучения нового материала. Его цели: изучить, как обнаруживается магнитное поле по его действию на электрический ток, изучить правило левой руки, повторить ранее пройденные определения электрического поля, магнитного поля, условия их возникновения, свойства; закрепить правила правой и левой руки с помощью упражнений; научить применять знания; показать связь с жизнью; развивать физическое мышление учащихся, их творческие способности, умение самостоятельно формулировать выводы, расширять познавательный интерес путем привлечения дополнительного материала, а также потребности к углублению и расширению знаний....

03 11 2019 6:28:52

Урок-путешествие, 5-й класс. Тема:"Формулы"

Урок проводится с целью повторить формулы, по которым вычисляются пройденный путь, периметр и площадь прямоугольника и квадрата. Для повышения познавательного интереса выбрана форма путешествия по стране Математика. Уроки такого вида повышают активность учащихся, особенно если они сопровождаются красочной презентацией....

02 11 2019 3:57:17

Стратегические и технологические основы подготовки учащихся к итоговой аттестации

Актуальность и перспективность, практическая значимость обосновывается задачами модернизации и дальнейшим становлением системы подготовки школьников к Е Г Э, направленной на повышение эффективности математического образования. Выдерживать такие экзамены – основная задача как для учащихся, так и для учителей. Организация деятельности учащихся на уроке, подбор задач, обучение общим подходам к выполнению различных по сложности и содержанию заданий помогут получить хорошие результы....

01 11 2019 9:23:10

Урок математики в 6-м классе "Логика"

Урок математики в 6-м классе знакомит учащихся с новым понятием « Логика» и ее составляющими: комбинаторика, классификация, сравнение, анализ, синтез. На уроке используется материал на повторение тем: « Рациональные числа», « Решение уравнений», « Пропорция», « Координатная плоскость». ...

31 10 2019 21:20:46

Умножение одночленов

Цели урока: научить умножать одночлены; развивать математическую речь; воспитывать самостоятельность и трудолюбие....

30 10 2019 1:19:30

Урок по теме "Метод интервалов", 9-й класс

Урок алгебры в 9-м классе по теме « Решение неравенств методом интервалов». Применение метода интервалов значительно облегчает решение дробно-рациональных уравнений. Как показывает практика, ученики не очень хорошо усвоившие метод решения неравенств с помощью интервалов, чаще всего расставляют знаки, просто чередуя плюсы и минусы. Это верно не всегда. Учитывая и ведя счет кратности корней, этой ошибки можно легко избежать. Достаточно определить знак на одном из промежутков, а затем расставлять их с учетом «лепестков». При таком методе решения не теряются одиночные корни....

29 10 2019 12:40:34

Практикум по решению задач. 10-й класс

Пособие для проведения практических занятий по решению задач по всем разделам программы 10-го класса (учебник С. М. Никольского « Алгебра и начала анализа, 10-й класс) с целью подготовки к Е Г Э. Каждая тема представлена заданиями в 10 вариантах примерно одинаковой трудности по трем уровням сложности, что поможет учителю в осуществлении дифференциации обучения учащихся. Учитель сможет выбрать упражнения для индивидуальных заданий учащимся, для проведения семинаров и зачетов....

28 10 2019 8:42:43

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Способы соединения проводников" с использованием электронного репетитора "Символ-Тест"

Повторительно-обобщающий урок по теме " Способы соединения проводников" с использованием электронного репетитора " Символ- Тест" является мощным средством интенсификации занятий и повышения интереса учащихся к физике. В процессе решения заданий используется электронный репетитор " Символ- Тест", работающий в режиме самоконтроля. Он способствует процессу овладения навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Данный урок позволяет обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме, подготовить учащихся к контрольной работе. ...

27 10 2019 7:56:53

Повторительно-обобщающий урок по теме "Давление". 7-й класс

Урок-игра. На интерактивной доске ребят ждут восемь золотых рыбок. За выполненные задания рыбки награждают баллами. Задания рыбок разнообразные, они проверяют знание формул, определений, законов, умение применять теоретические знания на практике....

26 10 2019 9:58:48

"Вложенные условия" на примере решения неравенств с параметром

Программа по информатике вариативна в различных классах и школах, поэтому рекомендуется проводить урок в 9–11-х классах с хорошим уровнем знаний по математике после прохождения темы " Вложенные условия"....

25 10 2019 7:19:35

"Сложение чисел с разными знаками". 6-й класс

Занятие – урок изучения нового. Как сделать так, чтобы шестиклассники научились складывать числа с разными знаками и не путали это правило с правилом сложения отрицательных чисел? Учащимся предлагается урок-игра, на котором они рассматриваются как «числа-соперники», встречающиеся на различных соревнованиях....

24 10 2019 9:33:53

Серия уроков по теме "Решение задач на пропорциональное деление отрезков в треугольнике"

Задачи на пропорциональное деление отрезков в треугольнике можно решать разными методами: методом подобия, методом площадей, существует множество теорем для их решения. Однако изобилие этих теорем затрудняет процесс поиска решения задач учащимися. Оказывается, достаточно знать одну теорему о пропорциональных отрезках для решения таких задач. ...

23 10 2019 5:41:50

Конспект урока математики «По следам бременских музыкантов». 6-й класс

" По следам Бременских музыкантов" – это обобщающий урок по теме « Делимоть чисел» в 6-м классе в форме урока-сказки. Только итоговые уроки, которые бывают не чаще одного раза в месяц, дают в полной мере возможность заинтересовать ребят, поставить их в такие условия, когда не готовиться просто нельзя. Такой урок развивает у учащихся внимание, умение сравнивать, делать обобщения....

22 10 2019 9:11:14

Урок геометрии по теме "Площадь трапеции" (8-й класс)

Доказательство теоремы о площади трапеции предложено провести учащимся самостоятельно, используя опыт решения предыдущих задач. Доказательство обсуждается, корректируется и записывается в тетрадях. Закрепление нового материала проводится таким образом, что часть задач решаются совместно всем классом, другая часть предлагается для самостоятельного решения, учитель оказывает консультативную помощь. ...

21 10 2019 9:55:25

День погружения по теме "Электрический ток в жидкостях"

Данное мероприятие предполагает учет межпредметных связей и одновременную работу учителей физики и химии. По сравнению с традиционным уроком увеличено количество демонстраций, рассматриваются вопросы, связанные с профессиональной ориентацией учащихся. Занятие проводится вне рамок традиционного урока. Материал по содержанию выходит за страницы школьного учебника. Основная аудитория - учащиеся физико-химических профильных классов....

20 10 2019 2:58:35

Урок "День открытых дверей". Тема: "Функции и графики. Квадратный трехчлен"

Урок проводится после изучения темы " Квадратичная функция". Занятие состоит из двух уроков, на которых в различной форме учащиеся показывают свои знания по данной теме. Участниками урока являются также родители и учащиеся 10—11-х классов. Участие родителей благотворно влияет на ребят. При подготовке к уроку учащиеся работают с дополнительной литературой, решают интересные задачи, составляют свои собственные задания. Это прививает интерес к предмету. Краткое обсуждение докладов позволяет показать ребятам интересные случаи свойств квадратичной функции. В подведении итогов урока принимают участие все присутствующие. Это еще один шаг к достижению взаимопонимания и взаимодействия учителя, ученика и его родителей. ...

19 10 2019 12:35:16

Тема урока: "Деление с остатком"

Автор знакомит детей с приемом деления с остатком. Подготавливает рабочую разминку на табличное умножение и деление. Создает жизненные ситуации, в которых учащиеся убеждаются, что делить можно на равные части, что нередко при делении получается остаток....

18 10 2019 0:53:48

Урок по теме "Умножение положительных и отрицательных чисел". 6-й класс

Учитывая то, что многие дети недостаточно прочно овладевают основными теоретическими положениями, очень медленно выполняют вычислительную работу как устную, так и письменную, я считаю, что преодолеть эти трудности можно с помощью введения в урок игровых моментов. Игра способствует развитию и укреплению интереса к математике. Слабоуспевающие ученики тоже были задействованы в уроке, выполняли посильные задания и благодаря этому получили стимул к дальнейшей работе....

17 10 2019 16:19:44

Урок физики в 7-м классе "Энергия топлива" (с электронным приложением)

Новые подходы, используемые в разработке урока, – идея сотрудничества и применение элементов личностно-ориентированного обучения, позволяют заботиться о развитии и поддержке индивидуальности каждого ученика и успешно решить учебные цели: сформировать понятие об энергии топлива; рассмотреть физические основы горения вещества; обеспечить понимание учащимися физической сути удельной теплоты сгорания топлива....

16 10 2019 13:39:42

Образовательная программа элективного курса "Человек и окружающая среда". 9-й класс

Курс показывает, как влияет окружающая среда на организм человека; материальная база курса позволяет проведение лабораторных практикумов на базе учебных кабинетов и специализированных лабораторий З А О " Санаторий Нижнее Ивкино"; сотрудничество с организациями позволяет целенаправленно проводить профориентацию среди учащихся 9-х классов. ...

15 10 2019 7:56:52

Урок по теме: "Способы изменения давления. Давление в природе и технике"

Основной задачей, решаемой на современном уроке является создание условий для формирования и развития ключевых компетентностей через различные формы организации учебной деятельности. На уроке создаются условия для вовлечения ребят в исследовательскую работу, для формирования познавательного интереса учащихся, умения планировать свою работу и оценивать ее результаты. ...

14 10 2019 19:24:26

Тематическое планирование элективного курса по физике: "Познай физику в задачах и экспериментах". 8-й класс

Элективный курс в 8-м классе рассчитан на 1 ч в неделю для учащихся, проявляющих интерес к физике. В программе стоит задача не расширения изучаемого материала, а общего развития школьников. Для этого 30% всего времени отводится на экспериментальные задания, проводимые школьниками самостоятельно....

13 10 2019 16:36:57

Методика решения задач с использованием свойств функций

Статья содержит полезный для любого учителя материал о методике подготовки учащихся к заданиям Е Г Э функциональной линии школьного курса. В работе проанализированы задания на нахождение области определения и области значений функции, а также использование ограниченности функций для решения заданий различных видов. Материал статьи может быть полезен при проведении спецкурсов, факультативов, уроков обобщающего повторения в 10-11-х классах. ...

12 10 2019 12:55:59

Познавательно-подвижная игра "Математический штурм". 6–8-й класс

Мероприятие направлено на формирование учебно-познавательной компетенции (задача на переливание – элементарная исследовательская деятельность; соединение отрезками точки с данными координатами), общекультурной компетенции ("определение рейтинга"), коммуникативной компетенции (формируются навыки работы в группах), информационных компетенций (текстовые задачи на движение, подбор числовых данных)....

11 10 2019 14:24:55

Насос для опрессовки - как выбрать и провести испытания.

Отопительная система частных домов и загородных коттеджей нуждается в регулярном контроле технического состояния и подготовке к эксплуатации в преддверии холодного периода времени. Чтобы система функционировала без перебоев, необходимо периодически производить опрессовку, которая помогает обнаружить дефекты, и выявить утечки до начала отопительного сезона. Суть опрессовки Опрессовка — это специальное испытание отопительной системы здания на герметичность и… Читать дальше...

10 10 2019 21:30:53

Интегрированный урок (физика + биология) "Прочнее гранита"

На уроке рассматривается внутренняя структура человеческой кости с физической точки зрения. ...

09 10 2019 9:57:28

Уравнения и их графики

Задания ориентированы на развитие мышления и творческих способностей учащихся 9-го класса. Выполнение заданий позволяет расширить кругозор учащихся в историческом аспекте, пополнить лексический запас новыми терминами, получить дополнительную информацию об окружающем мире....

08 10 2019 12:57:22

Блочная форма изучения дисциплины

При блочном изучении предмета у педагога больше возможностей для организации индивидуальной работы с учащимися. У этой формы есть еще одно преимущество – она приучает учащихся к четкости и систематичности, так как уже с первого урока раскрывается план всего блока, дети наглядно видят весь объем и сроки изучаемого материала....

07 10 2019 7:41:31

Интегрированный урок по алгебре и информатике

Цели урока: формирование навыка построения и чтения графика линейной функции; обобщение и систематизация знаний по данной теме; закрепление умений работать в графическом редакторе Paint; освоение способов редактирования и монтажа графических объектов; формирование умение самостоятельно строить график линейной функции; воспитание ответственности, умения выражать и отстаивать собственное мнение. ...

06 10 2019 23:19:11

Способ раскрытия модуля

В статье рассматривается способ раскрытия модулей в случае, когда количество модулей более чем один с использованием нескольких числовых прямых. Этот метод условно назван "метод решетки". Актуальность решения данного типа упражнений обоснована их наличием в Е Г Э. ...

05 10 2019 15:34:57

Какой радиатор отопления выбрать: как правильно сделать выбор отопительного радиатора, фото и видео примеры

Сегодня в продаже присутствует огромный ассортимент отопительных приборов. Из-за этого довольно часто возникают проблемы с тем, как правильно выбрать радиаторы отопления. Для того, чтобы решить, какой радиатор отопления выбрать, нужно знать отличия тех или других видов батарей – на это влияет материал, из которого они изготовлены. Как выглядят современные отопительные приборы, можно увидеть на фото.… Читать дальше...

04 10 2019 11:25:22

Внеклассное мероприятие по физике "Слабое звено"

В статье показана возможность использования дидактических материалов, которые позволяют в игровой форме мотивировать учащихся к глубокому изучению физики как науки, являющейся основой техники, продемонстрировать взаимосвязь между физикой и жизненными ситуациями, таким образом подчеркнуть мысль, что физика – это жизнь во всех её многообразных проявлениях....

03 10 2019 19:59:49

Сценарий внеклассного мероприятия "Интеллектуальный марафон по физике"

Физика – это наука понимать природу. Следовательно, изучение физики требует опоры не только на предшествующие знания по физике, но и на знания из общественных и естественных наук. Связь физики с другими учебными предметами формирует наиболее полную естественно-научную картину мира. Внеклассное мероприятие по физике может быть проведено в рамках недели физики в школе или отчетного заседания секции естественно-научных дисциплин школьного научного общества....

02 10 2019 18:35:45

Исследовательская работа "Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости"

В работе предлагается проблемное задание, в результате которого, учащиеся убеждаются на практике, что наклонная плоскость дает выигрыш в силе. У детей формируется и развивается самостоятельная и творческая активность, умение наблюдать, проводить эксперименты, обрабатывать результаты, делать выводы....

01 10 2019 18:14:10

Инварианты логических структур текстовых задач в школьных учебниках по математике для 5–6-х классов

В настоящее время в перечень учебников и пособий, рекомендованных М О Р Ф, включено несколько комплектов учебников по математике для 5–6-х классов, реализующих различные авторские концепции. Учитель может выбрать для преподавания те учебники, которые отвечают его методическим предпочтениям, контингенту учащихся, условиям обучения....

30 09 2019 15:59:31

Конспект урока в 7-м классе по алгебре на тему "Формулы сокращенного умножения: разность квадратов, квадрат суммы (разности)"

Урок в 7-м классе, главная цель которого – тренинг выведенных правил, систематизация изученных материалов, углубление знаний. Ученики сами открывают новые знания, на протяжении всего урока дети находятся в поиске, они могут высказать свое мнение, находясь в психологической комфортности....

29 09 2019 12:30:28

Урок по теме "Повторение. Логарифмы". 11-й класс

Урок проводится в 11-м классе в четвертой четверти в рамках повторения и подготовки учащихся к итоговой аттестации. При подготовке к уроку ученики не только повторяют теоретический материал, но и выполняют творческие задания, что повышает интерес к урокам такого типа....

28 09 2019 21:56:26

"Создание ситуации успеха на уроках математики"

Наша школа уже пятый год работает по концепции успеха. Ведущая идея концепции: любое достижение ученика должно восприниматься как положительный и значимый результат. В статье приведены некоторые пути и формы создания ситуации успеха на уроках математики, которые я использую в своей работе. ...

27 09 2019 4:21:58

Интегрированный урок (информатика + физика) по теме "Последовательное соединение проводников"

Цели урока: выяснить, как последовательное соединение проводников влияет на сопротивление цепи, напряжение в цепи и показать экспериментально на опыте, что сила тока не меняется на участках цепи при последовательном соединении проводников....

26 09 2019 14:21:17

Урок-семинар по теме "Различные способы решения квадратных уравнений"

Целями данного занятия являются обобщение и систематизация знаний учащихся по теме " Квадратные уравнения"; усиление прикладной и практической направленности изученной темы; развитие интереса учащихся к предмету и смежным дисциплинам; развитие личностных качеств учащихся, их коммуникативных характеристик; развитие умения работать в группах....

25 09 2019 15:53:42

Информационные технологии на уроках математики. 5-й класс

В работе представлено три урока по различным темам для 5-го класса. Уроки сопровождаются презентациями....

24 09 2019 14:28:57

Игра "Брейн-ринг" в 11-м классе по теме: "Оптика. Волновые свойства света"

В данной разработке представлена игра по физике для проведения обобщающего урока или внеклассного занятия для учащихся 11-х классов. Игра проводится с целью активизации деятельности учителя и учеников, развития интереса к физике через нетрадиционные формы работы, расширения кругозора....

23 09 2019 20:19:57

Решение показательных уравнений с параметрами

Урок — повторение тем: « Решение линейных уравнений с параметрами», « Решение квадратных уравнений с параметрами»; применение теоремы Виета для определения количества корней и их знаков. ...

22 09 2019 15:58:32

Формирование элементов экономических знаний у детей с нарушением интеллекта на уроках математики

В настоящее время значительное внимание уделяется вопросам совершенствования организационных, психолого-педагогических и методических подходов к повышению качества обучения подрастающего поколения. Успех социальной адаптации и интеграции детей с нарушением интеллекта напрямую зависит от глубины и качества знаний, умений и навыков, полученных ими в школе....

21 09 2019 8:47:37

Урок физики в 10-м классе по теме "Силы в механике. Сила упругости. Закон Гука"

План-конспект рассчитан на 2 урока. На уроке учащиеся повторяют 1-й закон Ньютона, явление инерции; ускорение; знакомятся с понятием силы, его определением в физике; выясняют природу силы упругости; знакомятся с определением деформации, ее видами; формулируют закон Гука, проверяют его. На уроке используется презентация. Учебник: Физика-10, Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик....

20 09 2019 8:30:37

Разработка урока геометрии "Параллелограмм и его свойства"

Данный урок является заключительным по теме " Параллелограмм и его свойства", его целью является повторение и обобщение знаний по теме, умение решать задачи, проводить сравнение и анализ данных. Этот урок готовит обучающихся к контрольной работе по указанной теме. Помимо всего, данный урок может носить и корректирующую роль: ликвидация понятийных "пробелов" в знаниях школьников. Урок насыщен различными видами познавательной деятельности обучающихся, что повышает скорость мыслительных операций, интерес к изучаемому материалу на уроке, а также работоспособность школьников....

19 09 2019 18:57:58

Урок-турнир "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов"

Работа ориентирована на развитие у школьников интереса к занятиям, на организацию познавательного процесса и самостоятельной практической деятельности. Ответы дают направление мышлению учащихся и требуют дополнительных рассуждений. ...

18 09 2019 3:53:54

Урок–объяснение нового материала "Эффект Комптона"

Урок направлен на формирование правильного понимания природы света, позволяет познакомить учащихся с методом исследований на уроке, научить делать выводы на основании полученных результатов и анализировать результаты проводимых опытов. ...

17 09 2019 11:11:16

Математическая ярмарка "Многозначные числа". 4-й класс

Математический тренажер заменила математическая ярмарка. Учащиеся учатся оценивать себя и свои знания. Дифференцированные задания позволяют работать всему классу. Урок закрепляет умения называть, записывать, сравнивать многозначные числа. Пропедевтика сложения и вычитания многозначных чисел по разрядам....

16 09 2019 11:41:28

Тема урока: "Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений и Смоленская крепостная стена"

Интегрированный урок алгебры и истории Смоленщины рассчитан на обобщение и систематизацию знаний и умений учащихся применять формулы квадрата суммы и квадрата разности двух выражений, а также расширение знаний о Смоленской крепостной стене....

15 09 2019 14:24:22

Конус. Основные понятия. Площадь поверхности конуса

Урок формирует новые знания и применяет эти знаний в ходе решения задач. Занятие сопровождается презентацией для большей наглядности. На уроке развивается логическое мышление, применяется метод связи теории с практикой....

14 09 2019 6:54:40

Пресс–конференция по теме "Атомные электрические станции, плюсы и минусы эксплуатации"

Целью урока является расширение кругозора учащихся об истории развития ядерной энергетики, принципе действия А Э С, экологических проблемах при эксплуатации. Группа делится на две команды: корреспонденты и специалисты. Первые готовят и задают вопросы, вторые, заранее изучив материал по данной теме, отвечают. ...

13 09 2019 5:47:50

Решение задач на сплавы, смеси, работу, движение, проценты с использованием таблиц

При решении многих задач на сплавы, растворы, смеси, работу, движение, проценты можно использовать таблицу, которая мобилизует, упрощает, помогает решению задач....

12 09 2019 4:30:49

Тема урока: "Иррациональные уравнения". 9-й класс

Предлагаемый урок по теме " Иррациональные уравнения" в 9-м классе предполагает использование компьютера на этапе объяснения и закрепления нового материала. ...

11 09 2019 15:48:36

"История одной задачи"

Урок " История одной задачи" - это урок-презентация. На примере одной задачи идет повторение темы " Тепловые явления". Все процессы, соответствующие рисунки, константы, формулы в виде анимации появляются на экране. Педагог имеет возможность спокойно обсуждать алгоритмическую цепочку, анализировать полученный результат, наглядно демонстрировать принцип строения графика процесса. Метод алгоритмической цепочки очень хорошо воспринимается. Ученик видит последовательность этих процессов, визуально решает задачу буквально за несколько минут....

10 09 2019 4:16:57

Интегрированный урок (геометрия + история архитектуры) по теме "Симметрия в архитектуре Коломны". 11-й класс

Урок – презентация межпредметного проекта, проходящий в виде виртуальной экскурсии по родному городу. Проект предлагается в профильном реставрационном 11-м классе при изучении темы « Движение». Проект направлен на формирование у учащихся практической направленности в изучении геометрии и истории архитектуры. Продукты проекта могут быть использованы на уроках М Х К, И З О, краеведения, на элективных курсах в 9-х классах по предпрофильной подготовке, на классных часах....

09 09 2019 17:56:54

Урок математики в 7-м классе по теме "Статистические характеристики"

Вводный урок по теме " Статистические характеристики" содержит материал описательной статистики, доступный для учащихся 7-го класса. Задания с использованием этих понятий включены в Г И А учащихся 9-х классов. Урок знакомит с наукой, основными понятиями, вкладом русских математиков в развитие науки. ...

08 09 2019 16:14:48

Обобщающий урок по теме "Арифметическая прогрессия"

На уроке учащиеся имеют возможность повторить материал темы. Чтобы проверить усвоение материала этой темы, ученикам предложена дифференцированная самостоятельная работа. Необходимо подготовить учеников, выбравших продвинутый уровень содержания образования, к применению знаний в нестандартных ситуациях. ...

07 09 2019 14:38:49

Самоконтроль и самооценка в процессе обучения математики

В этой статье я расскажу о значении самоконтроля и самооценки в процессе обучения детей математике в начальной школе, покажу взаимосвязь самоконтроля и самооценки, а так же раскрою задачи учителя....

06 09 2019 17:11:31

Заключительный урок по теме: "Обыкновенные дроби". 6-й класс. "Действия с обыкновенными дробями"

Заключительный урок математики в 6-м классе по теме « Обыкновенные дроби». Урок проводится на основе сказки « Конек- Горбунок». Урок проводится в виде конкурса. Работают все учащиеся класса. В урок включены задачи, примеры, вопросы по теме....

05 09 2019 2:42:45

Методическая разработка "Неделя математики"

Учитель математики не может ограничивать рамки своей деятельности только обучением детей в классе. Чтобы быть хорошим воспитателем учащихся, необходимо не только прививать им определенную сумму математических знаний, но и навыки коммуникативной культуры и будить активную творческую мысль....

04 09 2019 8:55:40

Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Действия с рациональными числами"

Обобщающий урок проводился не только с целью обобщения и систематизации полученных знаний, но и для того, чтобы учащиеся могли ознакомиться с элементами учебного исследования и применить их на практике. Прилагается презентация урока и модели урока. ...

03 09 2019 22:16:27

Все действия с десятичными дробями

Цель урока: систематизировать знания учащихся; развивать внимание, память, вычислительные навыки; воспитывать коммуникативные качества личности....

02 09 2019 18:25:48

Интегрированный урок английского языка и математики на тему "Математика в английском". 7-й класс

На интегрированном уроке математики и английского языка учащимся предлагается некоторые математические понятия на английском языке, выполнить задания в соответствии с темой урока....

01 09 2019 13:56:36

Интегрированный урок (физика + география) на тему «Атмосферное давление»

На уроке используются элементы информационных технологий в виде презентации. Презентация служит источником информации о природе атмосферного давления, его влиянии на климат и живые организмы. Формируются навыки межличностного общения, умения работать с приборами и систематизировать изученный материал....

31 08 2019 2:15:42

Из опыта преподавания физики ("Электродинамика")

Теоретический материал излагается крупными блоками, проводятся лекции и семинары по учебным темам, уроки решения задач, уроки-консультации. Основная часть времени идет на семинары, выполнение практических и лабораторных работ, решение задач, проведение уроков-консультаций....

30 08 2019 1:52:39

Урок математики по теме "Математическое путешествие по Маргаритинской ярмарке"

Урок по теме " Математическое путешествие по Маргаритинской ярмарке" был проведён в 5-м классе. Предметом изучения стала Маргаритинская ярмарка. Урок доступно познакомил учащихся с историческими, экономическими и торговыми традициями города Архангельска. Задачи, которые предлагались учащимся, были интересны, насыщены богатым историческим материалом, знакомили со старинными русскими мерами длины, веса, денежными единицами....

29 08 2019 22:36:43

Как сделать электрический теплый пол своими руками: как уложить, как делают самостоятельно от электричества электро теплый пол

Было время, когда теплые полы воспринимались исключительно, как признак состоятельности хозяев жилища. В дальнейшем они настолько распространились, что на сегодняшний момент встречаются в каждом втором доме: особенно это касается электрических систем. Основные виды Преимущество электрических теплых полов заключается в их универсальности. Благодаря этому их можно применять не только в частных домах, но и в квартирах.… Читать дальше...

28 08 2019 17:16:21

Открытый урок по физике (8-й класс) "Лампа накаливания. Электронагревательные приборы"

Материал урока не только обобщает знания по теме "электричество", но и дает возможность развитию творчества обучающихся. Перед ребятами стоит задача «приручить» молнии и использовать их для решения своих энергетических проблем. ...

27 08 2019 12:52:23

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания

Урок изучения нового материала для 8-го класса позволяет выяснить сущность процесса горения с точки зрения молекулярной теории, сформировать представление об энергии топлива, ввести понятие удельной теплоты сгорания. Урок способствует развитию познавательной активности, логического мышления, исследовательских навыков, интереса к предмету, умению применять теоретические знания для решения практических задач....

26 08 2019 22:57:55

Открытый урок-зачёт по геометрии в 7-м классе по теме: "Свойства простейших геометрических фигур. Смежные и вертикальные углы"

Урок-зачет по геометрии для 7-го класса. Рекомендуемое время проведения – предпоследний урок во второй четверти. По окончании урока каждый из учеников получает по две оценки, что дает объективную картину степени усвоенности материала, а это в свою очередь позволяет скорректировать, при необходимости, тематическое планирование на третью четверть или дифференцировать задания согласно индивидуальным достижениям учеников. Урок сопровождается презентацией, выполненной в Power Point ( Приложение 1), также используется раздаточный материал. ...

25 08 2019 15:24:50

Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике

Изучение нового материала строится на использовании дополнительного материала, который позволяет рассмотреть тему более наглядно и представить ее в красочном виде, демонстрируя возможности использования теплопередач в природе и технике. Материал рассматривается на основе созданной презентации....

24 08 2019 6:22:57

Своя игра. 6-й класс, I полугодие

Предлагаемый урок показывает, как сложный и информативный материал курса математики 6-го класса, можно повторять с элементами игры. Этот урок можно проводить и как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели математики....

23 08 2019 15:10:22

"Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия". 10-й класс

Предложен конспект двух уроков на бесконечно убывающую геометрическую прогрессию. ...

22 08 2019 9:39:19

Урок-исследование "Прямолинейное распространение света"

Изучение нового материала проводится в форме исследовательской работы. Класс делится на группы. Каждой группе дается задание (от работы с текстом до экспериментального исследования) в зависимости от уровня подготовки учащихся в группе. В ходе защиты групп у класса есть возможность заполнить опорный конспект....

21 08 2019 22:44:24

Внеклассное мероприятие по физике "Все в гости к нам!". 8-й класс

Основная цель: в увлекательной форме расширить и углубить знания, полученные на уроках, показать их широкое использование в повседневной жизни....

20 08 2019 13:47:17

Степень с нулевым показателем

Урок является восьмым уроком по теме. На данном уроке формируются знания о степени с нулевым показателем, продолжается формирование осознанного понимания определения степени, свойств степени с натуральным показателем и умения применять их при вычислении и преобразовании выражений. К уроку составлена мультимедийная презентация, дидактический материал....

19 08 2019 3:44:44

Итоговая аттестация за курс начальной школы

Зачет по математике, помимо аттестации учащихся, выявления уровня обученности, помогает определиться гимназистам (дает информацию для родителей) при переходе на уровневое обучение в среднем звене. Задания теста разнообразны по форме и содержанию. Вес задания определяется на экспертной основе и может варьироваться от 3 до 10 баллов. Данные теста позволяют создать стандартизированное измерительное средство, позволяющее сравнивать результаты уровня обученности по математике как отдельных выпускников начальной школы, так и любых групп учащихся. ...

18 08 2019 19:30:50

Интегрированный урок (физика + математика) по теме "Множители и приставки системы СИ"

Цель урока: научить учащихся быстрому переводу физических величин, записанных в дольных и кратных единицах, в систему С И с использованием таблицы " Множители и приставки С И", а также математического аппарата - пропорций, известных учащимся с 6-го класса, и свойств степеней (7-8-е классы). ...

17 08 2019 1:55:43

Определенный интеграл и его геометрический смысл

Цель урока: введение понятия "определенный интеграл", следуя естественно-историческому развитию математики; разъяснение его геометрического смысла; вычисление определенного интеграла; развитие творческих способностей, логического мышления, умения обобщать и систематизировать знания;...

16 08 2019 7:52:41

Урок-игра " Кто хочет стать математиком?"

Внеклассное мероприятие для учащихся 6-х классов составлено на примере телевизионной игры " Кто хочет стать миллионером?". Эта игра способствует развитию внимания и мышления, повышению интереса к математике; воспитывает любознательность и ответственность за принятое решение, снимает усталость....

15 08 2019 5:36:56

Урок алгебры в 9-м классе по теме "Решение квадратных неравенств"

Вводный урок-презентация в 9-м классе. Задания — все возможные варианты квадратных неравенств. Формирует навыки самостоятельной работы, развивает логическое мышление. ...

14 08 2019 1:49:18

Урок математики по теме "Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц". 1-й класс

На уроке ребята учатся решать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выполнять сложение и вычитание вида +1, -1, +2, -2; различать геометрические фигуры....

13 08 2019 23:31:19

Умножение десятичных дробей на натуральное число. 5-й класс

Цель урока: познакомиться с правилом умножения десятичной дроби на натуральное число; учиться выполнять умножения десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д....

12 08 2019 5:50:48

Заключительный урок по алгебре в 9-м классе (углубленный курс) по теме: "Применение свойств квадратичной функции при решении задач на нахождение наибольших и наименьших значений"

На уроке рассматриваются различные виды задач на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции, в том числе задачи с параметрами. ...

11 08 2019 10:46:32

Внеклассные материалы по математике "Путешествие по математическим странам"

За три дня до классного часа класс разбит на 5 групп, каждаяпридумала себе название и визитку. Членами жюри становятся 7 родителей. Мы отправляемся в необычное путешествие по трем математическим странам: " Занимательная математика", " Алгебра" и " Геометрия". В каждой стране нас будут встречать королева, премьер-министр и задавать свои каверзные вопросы....

10 08 2019 17:25:20

Самоконтроль и самооценка учащихся начальных классов на уроках математики

В статье сформулирована необходимость формирования оценочной деятельности младших школьников. Описывается система работы по формированию оценочной деятельности на уроках математики....

09 08 2019 20:33:54

Урок по теме "Проценты". 5-й класс

На уроке учащиеся повторяют, обобщают и систематизируют материал по теме « Проценты». Они могут поработать в роли продавцов, высчитывающих скидку покупателю; классного руководителя и завуча школы; бухгалтера, начисляющего заработную плату сотруднику; менеджера строительной фирмы, рассчитывающего расход материалов и их стоимость; укрепить знания и навыки, подготовиться к Г И А и Е Г Э....

08 08 2019 13:24:24

Урок: "Сила Архимеда. Условие плавания тел"

Предлагаемая разработка урока предназначена для 7-го класса. Применение компьютерной поддержки на уроке повышает интерес учащихся, используется метод экспериментального опыта....

07 08 2019 8:27:20

Геометрическая прогрессия как метод решения химической задачи в экологически неблагоприятной ситуации

Интегрированный урок по алгебре, химии, экологии и информатике. Ставится проблема в форме экологической задачи. В ходе урока требуется показать связь между математической формулой и реальным процессом самоочищения воды в реке. Используется составление математической модели для решения экологической проблемы с применением вычислительной техники. ...

06 08 2019 0:43:13

Урок математики по теме "Построение треугольника по трем сторонам". 7-й класс

Большое внимание уделено понятию "геометрическое место точек" ( Г М Т), рассмотрены основные Г М Т, необходимые при решении задач. Урок сопровождается презентацией. В приложениях помещены: памятка по Г М Т и варианты карточек для контроля простейших построений....

05 08 2019 15:54:39

Арифметическая и геометрическая прогрессии. 9-й класс

Урок обобщения и систематизации знаний и умений по данной теме. Включенные в урок нестандартные задания, а также игровые моменты делают его интересным, создает бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении материала. Урок сопровождается презентацией....

04 08 2019 13:56:29

Тема урока: "Решение задач на проценты". 9-й класс

Урок математики совершенствует практические навыки решения задач на проценты и умение применять их в решении реальных задач. Урок проведен в коррекционной школе-интернате VIII-го вида....

03 08 2019 17:56:50

Повышение мотивации учащихся через работу с технологическими наборами ЛЕГО на занятиях физики как один из факторов управления качеством образования

Обучение через действие – этот принцип лежит в основе всех продуктов LEGO. При подготовке к занятиям физики перед учителем встает много вопросов: как организовать занятие? Какой вид конструирования выбрать? Как развить креативные и исследовательские навыки? Каким образом оценить деятельность учащихся?...

02 08 2019 22:18:41

Блог-урок в форме квеста как одна из форм развития познавательной активности учащихся

Блог-урок подготовлен учителем, вся информация представлена с web-технологиями. Блог-урок кратковременен (1–3 занятия), расширяет, интегрирует знания по теме. Структура блог-урока незамысловата: серия коротких заданий-инструкций, прописанных и опубликованных в блоге учителем. Форма заданий разнообразна....

01 08 2019 16:39:27

Открытие недели математики

Одной из форм развития познавательной активности школьников является проведение предметных недель, которые включают в себя многочисленные конкурсы творческого и исследовательского характера, подобранные таким образом, чтобы каждый ребенок мог проявить свои способности, получить новый стимул саморазвития....

31 07 2019 3:25:43

Урок-игра "Заезд по полиномной местности" по УМК А.Г.Мордковича. 7-й класс

Цель урока: обобщить материал по теме « Многочлены. Арифметические операции над многочленами»....

30 07 2019 8:18:16

Урок по теме "Тела вращения". 11-й класс

Урок завершает изучение раздела " Цилиндр, конус, шар" по У М К Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузова, С. Б. Кадомцева и др. Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по изученной теме, подготовить учащихся к контрольной работе....

29 07 2019 6:46:31

Учебный проект "Свет мой, зеркальце, скажи…"

2015 год – год 70-летия победы в Великой Отечественной войне. В процессе преподавания физики учитель имеет большие возможности воздействовать на воспитание у учащихся любви к Отечеству, уважения к тем, кто своим трудом и знаниями приумножил могущество Родины, кто в тяжелой смертельной борьбе отдал за нее жизнь....

28 07 2019 13:14:48

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 6-х классов. Игра «Ключи от форта Боярд»

Данную методическую разработку математической игры-соревнования можно использовать как внеклассное мероприятие по математике для 6-х классов на предметной неделе. Правила игры схожи с её телевизионным аналогом. В методической разработке содержатся задания, требующие для решения сообразительности, смекалки, творческого подхода. Цель разработки – оживить математику введением в нее интересных задач, занимательных упражнений, необычных способов выбора заданий, любопытных практических сведений и, тем самым, содействовать развитию мыслительных способностей ученика....

27 07 2019 18:15:31

Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. 7-й класс

Представленный урок обобщает и систематизирует знания учащихся по теме. Он содержит большое количество заданий как устных (в виде вопросов и готовых рисунков), так и письменных (самостоятельная работа), что позволяет не тратить время на оформление задач в тетрадях, а направить работу класса на осмысленное владение теоретическим материалом и развитие грамотной речи учащихся....

26 07 2019 20:48:26

Заключительный урок по геометрии в 8-м классе по теме: "Площади"

В данной работе представлен опыт проведения заключительного урока геометрии в 8-м классе по теме " Площади многоугольников" с применением компьютерной презентации. ...

25 07 2019 10:27:23

Программа элективных курсов "Секреты функций и их графиков (предпрофильная подготовка)"

Данный элективный курс относится к предметно-ориентированному и предназначен для учащихся девятых классов. Курс разработан в рамках предпрофильной подготовки для ориентации учебно-воспитательного процесса на удовлетворение потребностей учащихся в углублении их знаний, умений и навыков по математике в условиях общеобразовательной школы и готовит учеников к переходу в старшем звене на профильный уровень обучения....

24 07 2019 19:14:19

Урок-путешествие в 5-м классе по теме "Действия с десятичными дробями"

Использование игр в учебном процессе позволяет решить многие задачи. В игровой форме проверяются навыки по теме " Действия с десятичными дробями". Урок способствует повышению интереса к предмету, развивает логическое мышление, память, внимание учащихся....

23 07 2019 15:10:27

Урок алгебры "Понятие "множество"". 9-й класс

На уроке ученики знакомятся с понятиями "множество", "пустое множество"; способами задания и описания множеств. Учащиеся знакомятся с личностью Георга Кантора, узнают, что понятие "множество" таит в себе опасность появления парадоксов. Одни из них ‒ "парадокс брадобрея"....

22 07 2019 5:46:57

Решение линейных уравнений. 6-й класс

Урок учит решать линейные уравнения и задачи на «было – стало». Начинается с повторения правил раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых. Знакомит со свойствами равенств и алгоритмом решения уравнений, провод самостоятельную работу (парами). Объясняет алгоритм решения задач на «было – стало». Решается старинная задача об учениках Пифагора. Сопровождается презентацией....

21 07 2019 14:54:23

Тепловые явления. Температура. 8-й класс

Урок физики в 8-м классе с использованием модульной технологии с учетом интегральных и дифференцированных когнитивных стилей мышления обучающихся, второй и третий уровни сложности....

20 07 2019 6:22:31

Тема урока: "Биологическое действие ионизирующих излучений"

Интегрированный урок физики и биологии прослеживает историю открытия радиоактивности, ее физическую сущность, формирует у учащихся представления о биологическом действии радиоактивных излучений. Учащиеся узнают положительные и отрицательные проявления этого открытия в современном обществе, расширяют кругозор, что способствует развитию их интереса к изучению физики....

19 07 2019 9:34:18

Деловая игра по физике

Деловая игра в рамках деятельностного подхода на уроке физики в качестве подведения итогов темы “ Тепловые явления”. Название деловой игры — « Работает институт тепловых явлений». Серьезные научные расчеты помогут в формировании научной экологической компетентности. Форму защиты расчетов обучающихся учитель подбирает сам с учетом возможностей школьного коллектива и кабинета. Вполне возможны и презентации ребят....

18 07 2019 19:12:22

Современный урок математики: теория и практика

В современном обществе урок не должен оставаться таким же, как и много лет назад. А каким же должен быть урок? Об этом много пишут, об этом задумываемся и мы. Каким вижу современный урок, я об этом хочу рассказать в своей статье " Современный урок математики: теория и практика"....

17 07 2019 14:50:27

Урок математики в 5-м классе по теме "Задачи на проценты"

Урок проводится в 5-м классе с применением компьютера. Цель урока направлена на формирование у учащихся умения решать задачи на проценты, связанные с жизненной ситуацией; отработать навыки их решения. Формировать познавательный интерес, значимость изучаемого материала в реальной жизни. ...

16 07 2019 0:42:15

Интегрированный урок (физика + биология + экология) по теме "Источники звука. Звуковые колебания. Высота. Громкость звука"

Очень часто школе незаслуженно приписывают обучение знаниям умениям и навыкам, не используемым на практике. В нашей школе уже не первый год проходит эксперимент по социализации учащихся. На своих уроках учителя стараются максимально приблизить учащихся к применению знаний в реальной жизни, а так же настраивают на применение жизненного опыта в изучении новых тем. Каждый урок является интеграцией нескольких школьных предметов и общественно значимых наук....

15 07 2019 8:14:32

Разработка открытого занятия по курсу "Заниматика" на тему "В царстве цифр" для детей 5–6 лет

Урок помогает учить применять имеющиеся знания; упражнять в классификации геометрических фигур по форме; закрепить умение ориентироваться в пространстве по отношению к себе и другим; воспитывать интерес к учебной деятельности....

14 07 2019 14:55:37

Порядок выполнения действий. Решение задач

На уроке учащиеся выполняют различные задания, тем самым закрепляя и совершенствуя знания умножения и деления. Так же дети изучают, как надо заботиться о птицах зимой. ...

13 07 2019 19:36:38

Учебно-тематическое планирование по математике. 8-й класс

Основная цель – выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений. Так как действия с рациональными дробями существенным образом опираются на действия с многочленами, то в начале темы необходимо повторить с учащимися преобразования целых выражений. Главное место в данной теме занимают алгоритмы действий с дробями. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение и частное дробей всегда можно представить в виде дроби. Задания на все действия с дробями не должны быть излишне громоздкими и трудоемкими....

12 07 2019 4:49:24

Как я готов к ЕГЭ по математике?

Данный урок проводится в 11-х классах во время Недели математики в школе, его можно провести в конце учебного года для подготовки учащихся в игровой форме к Е Г Э. Цель урока: в игровой форме проверить степень готовности учащихся к итоговой аттестации в формате Е Г Э....

11 07 2019 2:29:18

Урок математики "Геометрическое домино"

Урок состоит из двух частей. Первая: в форме игры домино повторяется теоретический материал, проверяются знания с помощью демонстрации слайдов презентации с правильными ответами. Вторая: решение задач по индивидуальным карточкам, допускается взаимопомощь членов команды....

10 07 2019 9:42:30

Урок по теме "Осевая и центральная симметрия"

Подобная форма урока приучает ребят к самостоятельности при выполнении заданий, учит рассуждать и делать выводы, развивает логическое мышление и познавательный интерес. Использование слайдов делает урок более насыщенным, наглядным, ярким, запоминающимся. ...

09 07 2019 19:12:55

Урок физики по теме "Волновая оптика"

Теоретико-практическое исследование с И К Т-средствами. Цель урока: обобщить знания в классе физико- математического профиля и дать общее представление темы классу социально-экономического профиля; учить волновую природу света, формировать умение применять теоретические знания для объяснения явлений природы, интерес к физике....

08 07 2019 23:53:57

Урок физики на тему "Постоянные магниты. Магнитное поле Земли". 9-й класс

В статье дается понятие "постоянный магнит", рассматривается понятие "магнитные полюсы", а также взаимодействие полюсов двух магнитов; учащиеся знакомятся с понятием "магнитное поле Земли", со свойствами магнитного поля; формируется умение применять полученные знания для решения качественных задач и выполнения практических заданий; расширяется кругозор учащихся в области магнитных явлений....

07 07 2019 5:33:48

Технологии проблемного обучения на уроке математики "Совпадения и закономерности"

Методическая разработка урока математики « Совпадения и закономерности» с использованием Т С О и И К Т, рабочая тема « Линейная функция и ее график». Цели урока: изучение определения и свойств линейной функции; рассмотрение графика линейной функции у = kx + b. Урок насыщен внутридисциплинарными и межпредметными связями – кадеты обращаются к знаниям по геометрии, физике и литературе....

06 07 2019 13:34:30

Развитие мышления и речи при изучении математики

Цель урока - развить умение не столько запоминать, сколько разбираться в структуре рассуждения, смысле условий теоремы, знать значения каждого слова в определении, самостоятельно мыслить....

05 07 2019 16:52:35

Игра по математике "Туристический поход". 6-й класс

Целью мероприятия является возможность показать учащимся, что математика может быть не только строгой наукой. Игра « Туристический поход» состоит из 4-х станций. На каждой станции ребята выполняют различные задания. Такая игра привлекает ребят необычностью и побуждает проявить их смекалку, находчивость и показать свои знания по математике....

04 07 2019 3:34:30

Открытый урок из блока уроков интегральной образовательной технологии, изучение нового материала на дополнительном уровне по теме "Формулы сокращенного умножения" (Треугольник Паскаля)

В своей работе я активно использую интегральную образовательную технологию, как целостную систему, так и отдельные ее элементы. Данный урок относится к постоянной части блока уроков - изучение нового материала на дополнительном уровне. Его можно проводить после изучение темы " Применение формул сокращенного умножения" в преподавании алгебры в 7-м классе....

03 07 2019 16:24:57

Урок алгебры в 7-м классе по теме "Формулы сокращённого умножения"

Основной целью урока является формирование навыков решения примеров на формулы сокращенного умножения. На уроке отрабатываются навыки устного счета, выполняется самостоятельная работа и для повышения мотивации к изучению математики – занимательные задачки. Для наглядности используется презентация....

02 07 2019 6:32:46

Информационные технологии на уроках геометрии

Урок проводится в 7-м классе. Автор знакомит учащихся с введением понятия "смежные углы", исследование свойств смежных углов. В ходе урока усваивается новое понятие "смежные углы" и их свойства. Учит строить углы и пространственные фигуры, формирует учебные умения, И К Т-компетенцию....

01 07 2019 13:38:15

Урок физики в 7-м классе. Тема: "Движение и сила"

На уроке физики повторяются формулы расстояния, времени, скорости. Выполняется практическое задание на нахождение силы трения скольжения, покоя и качения....

30 06 2019 16:57:47

Урок "Трансформаторы"

В данном материале представлен конспект урока в 11-м классе " Трансформаторы" (профильный уровень). В ходе урока рассматривается принцип действия, история и практическое применение трансформаторов, примеры решения задач, и в качестве итога предлагается тест по материалу, рассмотренному на уроке. ...

29 06 2019 2:48:50

Урок геометрии в 7-м классе " 1-й признак равенства треугольников в задачах"

Урок проводится в сопровождении презентации, которая содержит чертежи ко всем задачам, иллюстрирует равные элементы на чертеже, что значительно экономит время урока. ...

28 06 2019 0:47:43

Викторина по физике для учащихся 7–8-х классов

Викторина по физике может быть проведена в месячник знаний, декаду физики, кружковой работе по предмету, на уроках повторения....

27 06 2019 23:59:16

Электронный учебник "Элементы статистики и теории вероятностей. Статистические характеристики"

Создание электронного учебника « Статистические характеристики» позволит учащимся более качественно усвоить программу школьного курса « Элементы статистики и теории вероятности». В учебнике рассмотрены исторические предпосылки возникновения науки, даны определения понятий, предложены тренировочные упражнения и контрольные вопросы....

26 06 2019 17:37:41

Дидактический материал по физике

В старших классах работаю по блочно-модульному методу. В конце каждого блока целесообразно, используя индивидуально–дифференцированный подход, давать модули по темам. Каждый модуль содержит несколько учебных элементов ( У Э), в которых скрыты разные виды работ, что вызывает повышенный интерес у учащихся. К каждому модулю есть приложение, с помощью которого ученик может себя проверить. Учитель же может оценить по ответам теста, находящегося в У Э-1, так как ответы находятся только у учителя. Модули рассчитаны для учащихся среднего уровня развития. ...

25 06 2019 3:22:34

Еще:
Важное о расчетах -1 :: Важное о расчетах -2 :: Важное о расчетах -3 :: Важное о расчетах -4 :: Важное о расчетах -5 :: Важное о расчетах -6 :: Важное о расчетах -7 :: Важное о расчетах -8 :: Важное о расчетах -9 :: Важное о расчетах -10 :: Важное о расчетах -11 :: Важное о расчетах -12 :: Важное о расчетах -13 :: Важное о расчетах -14 :: Важное о расчетах -15 :: Важное о расчетах -16 :: Важное о расчетах -17 :: Важное о расчетах -18 :: Важное о расчетах -19 :: Важное о расчетах -20 :: Важное о расчетах -21 :: Важное о расчетах -22 :: Важное о расчетах -23 :: Важное о расчетах -24 :: Важное о расчетах -25 :: Важное о расчетах -26 :: Важное о расчетах -27 :: Важное о расчетах -28 :: Важное о расчетах -29 :: Важное о расчетах -30 :: Важное о расчетах -31 :: Важное о расчетах -32 :: Важное о расчетах -33 :: Важное о расчетах -34 :: Важное о расчетах -35 :: Важное о расчетах -36 :: Важное о расчетах -37 :: Важное о расчетах -38 :: Важное о расчетах -39 :: Важное о расчетах -40 :: Важное о расчетах -41 :: Важное о расчетах -42 :: Важное о расчетах -43 :: Важное о расчетах -44 :: Важное о расчетах -45 :: Важное о расчетах -46 :: Важное о расчетах -47 :: Важное о расчетах -48 :: Важное о расчетах -49 :: Важное о расчетах -50 :: Важное о расчетах -51 :: Важное о расчетах -52 :: Важное о расчетах -53 :: Важное о расчетах -54 :: Важное о расчетах -55 :: Важное о расчетах -56 :: Важное о расчетах -57 :: Важное о расчетах -58 :: Важное о расчетах -59 :: Важное о расчетах -60 :: Важное о расчетах -61 :: Важное о расчетах -62 :: Важное о расчетах -63 :: Важное о расчетах -64 :: Важное о расчетах -65 :: Важное о расчетах -66 :: Важное о расчетах -67 :: Важное о расчетах -68 :: Важное о расчетах -69 :: Важное о расчетах -70 :: Важное о расчетах -71 :: Важное о расчетах -72 :: Важное о расчетах -73 :: Важное о расчетах -74 :: Важное о расчетах -75 :: Важное о расчетах -76 :: Важное о расчетах -77 :: Важное о расчетах -78 :: Важное о расчетах -79 :: Важное о расчетах -80 :: Важное о расчетах -81 :: Важное о расчетах -82 :: Важное о расчетах -83 :: Важное о расчетах -84 :: Важное о расчетах -85 :: Важное о расчетах -86 :: Важное о расчетах -87 :: Важное о расчетах -88 :: Важное о расчетах -89 :: Важное о расчетах -90 :: Важное о расчетах -91 :: Важное о расчетах -92 :: Важное о расчетах -93 :: Важное о расчетах -94 :: Важное о расчетах -95 :: Важное о расчетах -96 :: Важное о расчетах -97 :: Важное о расчетах -98 ::

Добро пожаловать наш сайт! Здесь Вы можете узнать все то, что давно втайне хотели выяснить про электрику, но стеснялись спросить: например, как маркируют кабеля, или какие условные обозначения рисуют в электрических схемах. Мы выложили это для вас в открытом доступе! Пользуйтесь!