Прокладка кабеля в земле: нормы, правила > Мастера спешат на помощь!
мастера спешат на помощь!    

Прокладка кабеля в земле: нормы, правила


При электрификации частного дома или дачи приходится решать, по воздуху или в земле будет проходить трасса. Прокладка кабеля в земле требует большего объема работ, но она обеспечивает большую сохранность: из-под грунта провода вытянуть сложнее, чем срезать с троса. Потому, несмотря на дороговизну, чаще выбирают именно этот способ. 

Содержание статьи

Разрабатываем трассу

Трассу подземной прокладки кабеля от столба к дому вам начертят в проекте и все что вам останется — выполнить все указания. Но при разводке электричества по участку трассу приходится разрабатывать самому. Самый экономный вариант — прямая от одной точки до другой. Но реальная трасса такой практически не бывает. Чаще всего это ломанная линия, так как приходится обходить много препятствий.

Прокладка кабеля в траншее

Как прокладывать трассу

При планировании трассы надо придерживаться следующих правил:

  • Избегать пересечения с другими кабелями. Если это невозможно, расстояние между кабелями должно быть не менее 15 см (один расположен выше другого). В месте пересечения на оба проводника надеваются жесткие футляры — из водопроводных пластиковых или асбоцементных труб. На проложенный ранее кабель можно надеть распиленную вдоль асбестовую трубу, затем ее соединить стяжками или скотчем. Учтите, что футляры должны на 1 метр выступать по обеим сторонам от места пересечения.
  • При пересечении с водопроводными, канализационными, газовыми трубами расстоянием до кабеля должно быть не менее 0,5 м, если он укладывается без защитной оболочки, и 0,25 м, если в трубе или оболочке. Причем защитная оболочка должна выходить на 2 метра в обе стороны от места пересечения.
  • Если прокладка кабеля в земле нужна вдоль трубопроводов (вода, канализация, газ), расстояние до них должно быть не менее 1 метра. При прокладке в трубах расстояние можно уменьшить до 25 см.

    Обходить надо крупные растения: деревья и даже кустарники

  • Если подземная трасса электроснабжения идет вдоль теплотрассы, расстояние между ними должно быть не менее 2 метров. Причем теплотрасса должна быть хорошо изолирована.
  • Обходить по периметру стоит площадки для парковки, места заезда машин (в том числе асенизаторских). Если обойти их не получается, надо или трассу прокладывать глубже, или использовать жесткий футляр.
  • Большие деревья стоит обходить по большому кругу радиусом не менее 2 метров или прокладывать трассу так, чтобы до ствола было 2 метра. Есть еще вариант — на требуемой глубине под деревом вбить трубу длиной не менее 2 метров, через которую провести кабель.
  • От места прокладки проводника до кустарников должно быть не менее 0,75 м.
  • Если прокладка кабеля в земле должна проходить вдоль фундамента, расстояние до него должно быть не менее 60 см.

При соблюдении всех этих рекомендаций трасса на прямую линию будет не похожа. На участке размечаете ее (колышками, мелом, струйкой песка), еще раз проверяете соответствие требованиям, после чего можно копать траншею.

Рисуем план

После того, как вы примерно представляете себе трассу, перенесите ее на лист бумаги. На этом плане также должны быть основные сооружения, водопровод, канализация и т.п. После того как выкопаете траншею и уложите кабель (до начала засыпки), измеряете расстояние до всех «долгосрочных» объектов и переносите их на план.

Кабели разного назначения можно обозначать разными цветами

Профессионалы называют этот процесс «привязкой к местности». Этот план с расстояниями может впоследствии очень пригодиться — при перепланировке участка, планировании новых построек и т.п. Также он будет если возникнет необходимость ремонта линии передачи. По плану вы восстановите место прохождения трассы.

Защита кабеля сверху

При прокладке кабеля в земле всегда высока вероятность того, что при проведения каких-либо земельных работ его могут повредить. Потому ПУЭ предусматривает наличие защиты над трассой. Для мощных кабелей — 1 кВ (1000 Вольт) и выше — требуется защита бетонными плитами или полнотелым кирпичом. Для маломощных линий, которые обычно и питают наши дома, допускается прокладка кабеля в земле с сигнальными пластмассовыми лентами. Этот способ защиты разрешен, если в траншее находится не более двух проводников.

Прокладка кабеля в земле должна сопровождаться укладкой защитной пластиковой ленты

Укладывают сигнальные ленты вдоль кабелей на  расстоянии 250 мм от их наружного покрова. Если линия электропитания одна — лента располагается над ней, если их две или больше, кладут две и больше лент. Их края должны выступать за пределы кабеля не менее чем на 50 мм, а соседние ленты кладутся с перехлестом в 50 мм.

Технология подземной укладки кабеля

Прокладка кабеля в земле означает рытье траншеи на всем протяжении трассы. Рекомендуемая глубина — 70-80 см. Если по каким-то причинам на такую глубину закопаться не получается, можно ее уменьшить, но прокладывать линию в трубы или защитную оболочку. Это может быть гофрошланг или специальные трубы, у которых наружная оболочка сделана из более жесткого полипропилена, а внутренняя часть — из более мягкого полиэтилена.

Еще можно использовать асбестоцементные или водопроводные пластиковые трубы подходящих диаметров. Почему не канализационные? У них стенки тоньше и защитить от серьезной нагрузки они не смогут. Не рекомендуют использовать металлические трубы, но уже по причине их чрезмерной жесткости: при подвижках грунта их твердый край может перетереть (и часто перетирает) оболочку. Потому, если прокладывать кабель в металлических трубах, их надо будет сваривать по всей трассе и придумывать как сделать края не такими жесткими.

Расстояние между кабелями можно зафиксировать при помощи деревянных колышков или кусков пенопласта

Если на кабельной трассе используются футляры из труб, их края лучше заделать. Так в них не насыпется земля, не зальет вода. Проще всего с краю добавить немного монтажной пены, но можно использовать и цементнопесчаный раствор, вымоченную в цементном молоке ветошь. Кому что удобнее. Только не забывайте, что кабель внутри не должен быть натянут. Должна быть небольшая слабина.

Кроме глубины надо определиться еще с шириной траншеи. Для одного кабеля она рекомендуется шириной 25-30 см. При прокладке двух и более, между ними должно быть не менее 100 мм расстояния. Кроме того от крайних кабелей до стенки расстояние не менее 15 см. В соответствии с этими рекомендациями и определяют ширину траншеи.

Перечень и порядок работ

Прокладка кабеля в земле начинается с земляных работ. По нанесенной трассе и выбранным параметрам копаем траншею, попутно убирая все твердые и острые предметы со стенок. Стенки желательно делать с небольшим уклоном — так они будут меньше осыпаться и работать так удобнее. Когда траншея готова порядок работ такой:

  • Осматриваем дно и стенки, удаляем все острые и твердые предметы: камни, палки, корни.
  • Выравниваем и утрамбовываем дно.
  • Насыпаем, выравниваем и уплотняем песок. Толщина слоя — не менее 10 см, но лучше 15. Подходит самый дешевый, карьерный песок, но его надо просеять, чтобы в нем не было посторонних включений.

    Прокладка кабеля в земле: поперечный разрез

  • На песчаную подушку в нужных местах раскладываются футляры.
  • Протягиваем кабель. При укладке внимательно следим за тем чтобы не повредить изоляционный слой.
  • После прорисовки плана, сверху насыпается 25 см песка. Он выравнивается и слегка уплотняется. Применять трамбовку не стоит, лучше утрамбовать ногами. Если надо сэкономить, можно насыпать слой песка в 10 см, а остальные 15 см досыпать грунтом.
  • Укладывается сигнальная лента. Обратите внимание, чтобы на всем протяжении она лежала надписями вверх.
  • Сверху засыпается просеянным грунтом без камней и глины. Его лучше насыпать послойно, каждый слой уплотнять.

На этом прокладка кабеля в земле окончена. Но есть еще особенности и нюансы.

 

 

Рекомендации

Перед укладкой кабеля в землю и после засыпки очень желательно проверить сопротивление изоляции. Для этого дела используют мегаомметр, который подает высокое напряжение, проверяя качество и состояние изоляции.

После проверки не забудьте снять остаточное напряжение, закоротив провода на землю. Эту операцию надо проводить с большой осторожностью, так как при хорошем качестве изоляции и длинной трассе напряжением может быть очень даже немалым. Поражение им несет серьезные последствия — вплоть до летального исхода. Потому при работе с омметром и при снятии остаточного напряжения не забываем про диэлектрические перчатки, очки.

С такими повреждениями оболочки для подземной прокладки кабель лучше не использовать. Отремонтировав ее, его можно применить в более доступном для ремонта месте

Так как омметр в домашнем хозяйстве встречается редко, кабели в виниловой изоляции можно проверить при помощи обычного тестера или вольтметра. Сопротивление изоляции они не измерят, но наличие пробоя или короткое между проводниками покажут. Прозваниваем все проводники друг с другом, а также каждый с землей, экраном или броней. При наличии каких-либо проблем лучше этот кусок не использовать.

При укладке и засыпке песком следите чтобы изоляция не повреждалась. После укладки также проверьте изоляцию, или прозвоните провода. Что бывает, если подать на проводник с пробитой изоляцией напряжение вы, наверное, знаете.

Закапывать в землю лучше цельный кусок кабеля без соединений. Если такое невозможно, делайте соединение двух кусков над землей в специальной монтажной коробке для улицы. Коробку можно закрепить на столбике который вкапывают в месте выхода кабелей на поверхность. Делать самодельные муфты неразумно, так как имеют они низкое качество и именно они, обычно, являются источниками проблем.

Соединение двух кусков подземного силового кабеля в распределительной коробке

Если в траншее укладывается несколько линий, и они должны проходить в защитной оболочке, то для каждого оболочка должна быть своя.

Как ввести в дом

Ввод в дом кабеля, проложенного под землей можно сделать несколькими способами, но просто проводить его через фундамент ПУЭ не разрешает. Есть другие методы:

  • В  доме с подвалом на ленточном фундаменте делают дырку, в нее замуровывают кусок металлической трубы. Края труб должны немного выступать за границы фундамента. В эту трубу протягивают кабель, оставшееся пространство герметизируют. Можно использовать замоченную в цементном молоке ветошь, залить монтажной пеной, излишки ее обрезать, затем замазать цементным раствором.

    Пример ввода подземного кабеля в дом

  • В месте, где подземный кабель подходит к дому установить изогнутую металлическую трубу, через нее пропустить кабель. На требуемой высоте ввести провода в дом через стену. Тут надо будет следить за радиусом изгиба — он должен быть не менее 0 диаметров наружной оболочки. Так что сгибы под прямым углом недопустимы.

    Пример ввода через стену дома

  • Если фундамент свайный, все проще, траншею тянут до места ввода, в полу делают отверстие, через которое вводят питающую линию.

    Свайный или столбчатый фундамент — просто дотягиваем трассу до точки ввода

  • Если фундамент мелкозаглубленный, можно провести трассу под ним. Под фундаментом проложить металлическую трубу, в нее пропустить кабель. Расстояние между кабелем и нижним краем фундамента в этом случае — 50 см. Меньше нельзя из-за возможных подвижек грунта или «оседания» строения.

Прокладка кабеля в земле требует внимания. Очень важно не повредить во время работ изоляцию, иначе придется все переделывать заново.

Какой кабель можно использовать

Для прокладки кабеля в земле использовать надо изделия с высокой степенью защиты от влаги, в жесткой оболочке. Этим условиям удовлетворяет виниловая и полиэтиленовая оболочка. Именно такие кабели обычно и используют: ВВБ (бронированный), ВВБбГ (броня + гидроизоляция), ВБбШв (броня+полиэтиленовый шланг). Но они стоят дорого, хоть и служат долго. Их целесообразно использовать для ввода электричества от столба к дому.

Эти типы кабеля не для подземной укладки, но их все равно используют

При выборе типа брони надо обращать внимание на кислотность почвы, на количество крупных камней, строительного мусора. Для нейтральных почв с небольшими вкраплениями камней подходит стальная броня. Она же пойдет для глин и суглинков. Для кислотных или щелочных почв нужна уже свинцовая или алюминиевая броня. Такие же кабели лучше применять на почвах с нормальной кислотностью но с большим количеством камней.

Разводку по участку можно делать более дешевыми проводниками. Нормально себя чувствуют NYM и СИП. Они могут работать до 5 лет. ВВГ использовать для подземной прокладки однозначно не стоит. Его хватает максимум на пару лет, что с учетом объема земельных работ совсем не радует.

Вообще, разумнее проложить более дорогие кабели, но с лучшей защитной оболочкой. Пусть на стадии устройства это обойдется дороже, но зато проблем не будет и не придется через пару лет думать о замене на новый.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Тема урока: "Тригонометрические функции, их свойства и графики". 10-й класс

Урок алгебры и начала математического анализа отрабатывает навыки построения графиков тригонометрических функций, используя периодичность, четность, нечетность функций. Во время урока предполагается работа в группах. На каждом этапе учащиеся должны будут самостоятельно оценивать свою подготовку к уроку, заполняя оценочные листы....

08 08 2020 16:10:44

Урок математики. "Последовательности, геометрическая прогрессия". 9-й класс

На уроках реализуются эффективные формы контроля, развивающие логическое мышление учащихся. Ученики учатся добывать знания самостоятельно, применять изученные закономерности в нестандартных ситуациях, обобщать, делать выводы, оценивать свои знания, осуществлять взаимоконтроль....

07 08 2020 22:18:26

Интегрированный урок (математика + физика) "Математика – язык физики". 11-й класс

Интегрированный урок математики и физики в 11-м классе на решение задач физического содержания является подготовкой к Е Г Э. Цель урока: вывести каждого ученика на решение задач, помочь ему получить результаты и почувствовать уверенность в собственных силах....

06 08 2020 5:39:35

Интегрированный урок (история + математика) по теме "Развитие научных знаний в странах Арабского халифата". 6-й класс

Данный интегрированный урок способствует установлению межпредметных связей, рассмотрению темы урока с точки зрения истории и математики. Урок построен на паритетных началах, на равном долевом участие обоих педагогов. ...

05 08 2020 3:19:17

Урок расширения знаний по теме "Тригонометрические уравнения"

Цели урока – проверить, как учащиеся усвоили различные приемы решения тригонометрических уравнений. Отработать навыки решения тригонометрических уравнений различными способами, научить учащихся защищать свои умозаключения, проверить готовность класса к зачету по практике....

04 08 2020 11:49:51

Интегрированный урок (математика + география) по теме "Равнины суши. Диаграммы"

Урок позволяет осуществить межпредметные связи, наличие диаграмм наглядно иллюстрирует географический материал, а материалы научно-исследовательских работ, выполненных учащимися, делают его более значимым....

03 08 2020 11:22:55

Умножение и деление натуральных чисел

Автор развивает логическое мышление учащихся, развивает память, внимание. Продолжает работу над формированием умения умножать и делить натуральные числа. Совершенствует вычислительные навыки учеников....

02 08 2020 10:54:59

Урок по алгебре "Свойства логарифмов". 11-й класс

Для изучения нового материала эффективно используется мультимедийный комплекс (виртуальные наглядные пособия) — экономия времени, наглядность изложения....

01 08 2020 5:44:51

Урок математики по теме "Обыкновенные дроби" (5-й класс)

Целью урока является научить понимать, что такое доля, половина, треть и четверть. Уметь записывать дроби, решать задачи на дроби; развивать любознательность, интерес к математике через историю своего родного города Ангарска. Воспитывать чувство патриотизма....

31 07 2020 21:51:43

Интегрированный урок по физике и биологии "Глаз как оптическая система"

Представленный урок подготовлен для 8-х классов. Урок проводится в кабинете при наличии мультимедийного проектора и персональных компьютеров. Урок по зрению предусмотрен как завершающий по теме " Геометрическая оптика" (непосредственно после рассмотрения задач на построение в линзах и принципиальных схем работы оптических приборов). ...

30 07 2020 6:10:41

Информационные технологии на уроках физики. Урок физики в 10-м классе по теме "Внутренняя энергия"

В ходе урока обеспечивается усвоение понятия физической величины "внутренняя энергия" и способов изменения внутренней энергии. Формируются умения переводить физические величины в систему С И, решаются задачи, используя изученные формулы, используются причинно-следственные связи для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире. ...

29 07 2020 13:12:21

Проект дома с печным отоплением: планировка загородного дома с отопительной печью, виды системы на фото и видео

Современный человек, желающий поселиться в собственном доме, хочет жить в комфорте и тепле и использует для этого все доступные достижения человечества в бытовой сфере. Иногда для этого достаточно просто реализовать проект дома с печным отоплением.   Проживая в частном домовладении, его владелец и остальные члены семьи в настоящее время могут в полной мере наслаждаться всеми… Читать дальше...

28 07 2020 18:30:35

Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда. 5-й класс

Цель урока – на основе самостоятельного анализа учить выводить математические формулы (V=S осн с – формула нахождения объема прямоугольного параллелепипеда, зная площадь основания), учить решать комбинаторные задачи....

27 07 2020 11:14:30

Урок по теме "Осевая и центральная симметрия"

Подобная форма урока приучает ребят к самостоятельности при выполнении заданий, учит рассуждать и делать выводы, развивает логическое мышление и познавательный интерес. Использование слайдов делает урок более насыщенным, наглядным, ярким, запоминающимся. ...

26 07 2020 11:52:20

Развитие речи учащихся на уроках математики

В своей педагогической практике я сталкиваюсь с тем, что многие учащиеся имеют проблемы с речью: им трудно сформулировать мысль, выразить ее доступным для окружающих языком. У большинства детей речь бедная, словарный запас маленький, дети не пользуются сложными речевыми оборотами. А ведь это их родной язык! И я невольно задумался о причинах этого явления. Предлагаю коллегам некоторые способы решения данной проблемы....

25 07 2020 7:35:57

Обучение одаренных детей математике. 3-й класс

В статье рассказывается о темах, пройденных во 2-м классе за второй семестр 2012 г. и 3-м за первый семестр 2013 г. Проект рассчитан, что по программе с 1-го по 11-й класс дети обучались бы по предмету одним учителем по единой авторской программе, выходящей за пределы школьного курса и включающей разделы математики, проходимые на первых двух курсах университета....

24 07 2020 19:15:49

Какой обогреватель конвектор или инфракрасный обогреватель выбрать?

На рынке отопительного оборудования можно с легкостью найти множество устройств для обогрева помещения. Из-за их разнообразия, сделать правильный выбор временами бывает достаточно проблематично. Чтобы приобрести наиболее подходящее устройство обогрева, рекомендуется провести их сравнительный анализ. Потребуется тщательно выяснить их сильные и слабые стороны, технические характеристики и т.д. В качестве примера давайте разберемся что эффективнее для обогрева… Читать дальше...

23 07 2020 18:46:59

Комбинированные уравнения повышенного уровня сложности для подготовки к ЕГЭ по математике

В работе предложены образцы решения данного уравнения в параметрическом виде и десяти уравнений с конкретными значениями параметров, а также сформулирован целый спектр вопросов, аналогичных заданиям Е Г Э. Ко всем вопросам этого спектра приведены соответствующие дополнения в решении для каждого уравнения. Ответы ко всем заданиям выражены целыми числами, что позволяет в профильных классах и классах с повышенной математической подготовкой рассматривать их как задания типа В (с кратким ответом)....

22 07 2020 10:59:42

Реализация развивающих возможностей синтетических упражнений на уроках алгебры в 7-м классе по теме "Преобразование целых выражений" с применением ИКТ

Современное общество требует квалифицированных, предприимчивых, инициативных специалистов, максимально использующих свои творческие задатки, умеющих оперативно работать с информацией, действующих созидательно в условиях нестабильности. Поэтому сегодня все усилия школы должны быть направлены на то, чтобы сформировать у учащихся определённые навыки, умения, знания, воспитать личность, привлекая для этого современные средства и методы....

21 07 2020 16:49:14

Урок математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

В ходе урока при выполнении заданий развивается смекалка учащихся, сообразительность, творчество, активность; воспитывается интерес к предмету....

20 07 2020 18:50:13

Интерактивные тренажеры на уроках математики

Интерактивные тренажеры в учебном процессе – один из наиболее перспективных и популярных педагогических инструментов. В работе представлены примеры использования авторских интерактивных тренажеров по математике....

19 07 2020 3:33:22

Урок математики на тему "Определение логарифма. Основное логарифмическое тождество". 10-й класс

Первый урок изучения темы " Логарифмическая функция". Цель: познакомить с понятием "логарифм", основным логарифмическим тождеством, научится применять их на практике....

18 07 2020 5:14:36

Урок-практикум, 10-й класс, по теме "Решение логарифмических уравнений"

Целью данного урока является проверка степени усвоения материала, навыков логарифмических преобразований, решения логарифмических уравнений....

17 07 2020 23:40:32

Разложение многочлена на множители. 7-й класс

Задачи урока: продолжить формировать умения: раскладывать многочлен на множители, использовать метод разложения на множители при решении уравнений, при сокращении дробей, для быстрого счёта....

16 07 2020 3:46:19

Урок-сказка "Натуральные числа". 5-й класс

В форме сказки-соревнования пятиклассники закрепляют и развивают навыки сравнения натуральных чисел, выполняя арифметические действия с натуральными числами....

15 07 2020 9:27:47

Внеклассное занятие по математике "Мир математики"

Занятие окажет помощь учителям математики в проведении внеклассного мероприятия для учащихся 10-11-х классов при проведении предметной недели, лекции для учащихся информационно-технологического профиля в День науки. Она может быть использована учащимися старших классов для расширения математического кругозора....

14 07 2020 17:32:52

Личностноориентированный подход в обучении математики на примере темы "Производная функции"

В методике преподавания математики есть три ключевых вопроса: что преподавать, как преподавать, зачем преподавать? Одним из направлений развития является личностноориентированный подход. Урок строится не просто для получения знаний, а как личностное образование, где объединяются мотивационно-потребностные, эмоциональные и операционные компоненты....

13 07 2020 18:59:25

Пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости

Урок формирования умений и навыков. Цель: закрепить умения учащихся решать все типы задач и уравнений на пропорции, определять вид пропорциональной зависимости по условию задачи; развивать умение анализировать, делать выводы, работать в парах; прививать навыки самоконтроля и взаимоконтроля; воспитывать познавательный интерес к математике как к науке, знание которой будут необходимы в дальнейшей профессиональной деятельности....

12 07 2020 1:55:55

«Координаты. Координатная плоскость». 6-й класс

Нестандартные методы обучения, И К Т позволяют заинтересовать учащихся, повысить эффективность уроков. Как следствие – у учащихся повышается интерес к изучению математики....

11 07 2020 11:15:11

Как сделать печь-буржуйку своими руками: материалы и технология

В загородном доме, где планируется постоянное проживание, создается отопительная система с котлом и конструкцией из различных элементов. Это позволяет в холодное время года постоянно поддерживать необходимую температуру. Но в дачных домиках, где владельцы проводят, не так много времени, такую систему оборудовать, конечно же, нецелесообразно. В таком случае следует искать альтернативные варианты, поэтому заметим, что одним… Читать дальше...

10 07 2020 18:41:31

Урок по алгебре в 9-м классе "Арифметическая и геометрическая прогрессии"

Конспект урока по алгебре в 9-м классе на тему « Арифметическая и геометрическая прогрессии». Урок помогает в усвоении новых знаний по теме; активизации познавательной деятельности учащихся; формированию у них навыков самостоятельной работы....

09 07 2020 15:26:37

Обобщающий урок по темам "Квадратные уравнения. Теорема Виета"

В статье представлено повторительно-обобщающие занятие. Такого рода занятия помогают выявить, какие умения и навыки закрепились. Урок сопровождается показом презентации, что позволяет ускорить темп урока и тем самым увеличить объем выполненных заданий....

08 07 2020 3:16:29

Открытый факультатив в 5-м классе по теме "Топологические опыты"

На факультативном занятии рассматриваются некоторые свойства листа Мёбиуса и метод решения задач - метод графов. ...

07 07 2020 12:10:46

Урок-практикум по теме «Решение тригонометрических уравнений»

В ходе урока повторяется, обобщается и систематизируется материал темы; вырабатываются прочные навыки решения тригонометрических уравнений; отрабатывается алгоритм решения различных видов тригонометрических уравнений....

06 07 2020 16:30:49

Методическая разработка по теме "Решение задач экономического содержания на уроках математики"

Задачей обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта в коррекционной школе является максимальное преодоление дефектов развития. В меняющихся условиях жизни детям трудно адаптироваться, так как хозяйственные и экономические изменения идут в стране быстрыми темпами. Учебник математики не может этого отразить. Возникла необходимость составления задач с современными числовыми данными и экономическими понятиями, которые необходимы учащимся в самостоятельной трудовой деятельности, в повседневной жизни. Предлагаемые задачи соответствуют программному материалу....

05 07 2020 11:46:33

Мониторинг стохастической линии в школьном курсе алгебры 5–9-х классов

Элементы комбинаторики и теории вероятностей в средней школе не являются чем-то необычным для отечественной системы образования. В настоящее время существует множество публикаций и научно-методической литературы по данной проблеме. Концепция введения общей стохастической линии, включающей комбинаторику, теорию вероятностей и статистику, предложенная авторами различных учебников и учебных пособий, несколько различна. Авторы разных пособий, по разному подходят к изучению составляющих стохастической линии: в одних учебниках на первый план выдвигаются вероятностные понятия, в других - статистические, в третьих - все понятия рассматриваются отдельно, не прибегая к перемешению....

04 07 2020 6:46:53

Элективные курсы как одна из форм реализации инновационных технологий в системе математического образования

Элективные курсы призваны удовлетворять индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника. По существу, они и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ. Для отечественной школы - дело сравнительно новое, опыта их проведения практически нет. Это означает, что авторы программ элективных курсов во многом исходят из личного опыта работы. Предлагаю две программы по математике и презентации занятий к ним....

03 07 2020 17:13:21

Урок математики в 4-м классе по программе "Начальная школа XXI века". Повторение пройденного. 4-й класс

Урок проводится в конце 4-го класса. Учащиеся повторяют решение задач на нахождение объёма, простых и сложных уравнений, математических высказываний. Развивается математическая речь, логическое мышление, вычислительные навыки, а также наблюдение, сопоставление, анализ, синтез, умение делать выводы. Воспитываются положительные эмоции к математике, самостоятельность, желание учиться через нестандартные логические задания....

02 07 2020 11:37:41

Существование треугольника, равного данному

Урок геометрии в 7-м классе закрепляет знания учащихся о треугольниках, рассматривает равные треугольники. Полученные знания закрепляются решением задач....

01 07 2020 15:17:40

Урок алгебры в 10-м классе по теме "Метод интервалов"

В работе представлена разработка урока алгебры в 10-м классе по теме " Метод интервалов". Это второй урок в теме " Применение непрерывности и производной". Цель: создание условий для развития и самостоятельного применения исследовательских умений, приобретения новых знаний с использованием ранее изученного материала, развитие навыков самоанализа и самооценки. Урок проводится с использованием презентации. ...

30 06 2020 20:34:36

Свойства степени с натуральным показателем

Урок алгебры в 7-м классе направлен на формирование умений и навыков по комплексному применению знаний по теме. На уроке проводится проверка знаний учащихся с применением компьютерных технологий....

29 06 2020 13:15:14

Урок геометрии в 7-м классе по теме: "Признаки равенства треугольников"

Урок обобщает знания учащихся по признакам равенства треугольников, развивает навыки индивидуальной и групповой работы на уроках. ...

28 06 2020 10:40:17

Плотность вещества. Расчет массы и объема тела. Физический турнир. 7-й класс

Урок проводится в форме физического турнира и направлен на развитие познавательного интереса учащихся. В игровой и непринужденной обстановке закрепляется материал по данной теме. Дифференцированные задания имеют практическую направленность, способствуют развитию логического мышления и творческих способностей. Учащиеся работают в группе, учатся распределять силы и согласовывать свои действия для получения наилучшего результата....

27 06 2020 0:54:52

Интегрированый урок по теме "Натуральные числа и шкалы"

Интегрированный урок по теме « Натуральные числа и шкалы» помогает повысить познавательный интерес учащихся к изучению математики. Учащиеся выполняют не только математические задания, но и задания на смекалку и сообразительность. Игровые приёмы создают благоприятные условия для усвоения новых знаний. Материалы урока могут быть использованы так же на уроках истории или внеклассном мероприятии по математике....

26 06 2020 8:26:23

Урок алгебры на тему "Арифметическая прогрессия". 9-й класс

Урок рассчитан для учащихся 9-го класса. Учебной задачей урока является формулирование определения арифметической прогрессии и выведение всех формул, связанных с этим понятием. Урок осуществляет деятельностный подход, идея которого состоит в успешном учении каждого ученика на основе максимально действенной помощи учителя....

25 06 2020 6:26:53

Повторительно-обобщающий урок по физике и ПДД "Физика и ПДД". 9-й класс

Во время урока повторяется материал, изученный в 7–9-х классах о движении тел и его характеристиках на примерах жизненных ситуаций, а также правила дорожного движения для пешеходов и велосипедистов, что является немаловажным аспектом. Полученные знания и сведения о тормозном пути, времени обгона, дорожных знаках помогут учащимся избежать неприятностей на дорогах и сохранить жизнь и здоровье....

24 06 2020 13:10:59

Повторительно-обобщающий урок в 8-м классе по теме "Изменение агрегатных состояний вещества"

Повторительно-обобщающий урок в 8-м классе по теме " Изменение агрегатных состояний вещества" в нетрадиционной форме дает возможность повторить и закрепить знания учащихся по данной теме, сделать задания более разнообразными по форме, стимулировать познавательный интерес детей, развивать их мышление....

23 06 2020 18:31:22

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие разработано по типу телевизионной передачи “ Своя игра”. Цели проведения – развитие у учащихся логического мышления, математического кругозора, смекалки, интуиции, внимания; повышение интереса к предмету. Для проведения игры применяется мультимедийное оборудование, что делает ее наглядной, интересной и привлекательной....

22 06 2020 1:10:15

Сценарий занятия по теме "Графы"

Представлен сценарий занятия по теме « Графы». Рассматриваются основные понятия теории графов; определение степени вершин графа; рисование полного графа с заданным количеством вершин; рисование графа, который является дополнением к заданному графу....

21 06 2020 7:16:43

Тема урока: "Правильные многоугольники"

Читателю предлагаются вывод и обоснования зависимостей элементов правильных многоугольников и некоторых их основных характеристик. Выводы, обоснования и вычисления обобщаются в сводной справочной таблице....

20 06 2020 19:30:52

Творческо-познавательная игра–путешествие по теме "Жемчужина Сибири – солнечная Хакасия"

Краеведческая игра-путешествие, проводимая среди учащихся 5-х классов, формирует интерес к окружающему миру и стремление беречь природу, воспитывает любовь к своей малой родине – Хакасии, развивает сообразительность и быстроту реакции, расширяет кругозор. ...

19 06 2020 22:32:58

Использование заданий в форме ЕГЭ при итоговой аттестации учащихся 10-го класса по алгебре

Предлагаемая работа содержит материалы для подготовки к новой форме проверки знаний и умений школьников через проведение итоговой аттестации в 10-м классе в форме Е Г Э. В работе представлено 7 вариантов экзамена по алгебре за курс 10-го класса в форме Е Г Э, которые можно использовать в учебном процессе не только для контроля, но и для отработки навыков....

18 06 2020 10:51:40

Восхождение на пик производной

Урок повторительно-обобщающий. Цель урока: обобщить, систематизировать и углубить знания о производной. Выявить уровень усвоения вопросов теории по теме " Производная", а также уровень сформулированности умений по решению задач на применение знаний о производной....

17 06 2020 11:55:34

Использование информационных технологий при обучении физики

В статье рассматриваются возможные пути использования современных информационных и коммуникационных технологий при обучении физике школьников. Проводится классификация информационных объектов и способов их применения на уроках физики, представлены некоторые варианты использования технических средств информационных и коммуникационных технологий при различной оснащенности учебного процесса....

16 06 2020 7:58:49

Интересные варианты опроса учащихся по математике

Представлены интересные варианты опроса учащихся на уроках математики....

15 06 2020 1:14:15

Урок-игра по математике в 5-м классе "Дальний поход"

Урок в виде игры служит для проверки практических навыков и умений при делении и умножении натуральных чисел, знакомит с историческим материалом по теме, активизирует работу обучающихся на уроке за счет вовлечения их в игру....

14 06 2020 22:39:12

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса "Элементы тригонометрии"

Данная программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. Содержание курса позволит учащимся расширить знания о тригонометрических функциях; научить решать простейшие тригонометрические уравнения на единичной окружности; развивать коммуникативные навыки в процессе практической работы; приобщить учащихся к работе с первоисточниками для написания сообщений и рефератов. Программа курса является пропедевтикой раздела " Тригонометрия" в курсе " Алгебра и начала анализа 10–11-е классы"....

13 06 2020 2:24:48

Урок математики. Тема: Число 10. Состав числа 10". 1-й класс

Урок по программе « Школа-2000», по У М К Л. Г. Петерсон сопровождается презентацией. Во время урока у учащихся формируются универсальные учебные действия. Новые математические понятия дети открывают сами. Важно, как утверждает Л. Г. Петерсон, чтобы на уроке ребенок переживал радость открытия, у него формировались вера в свои силы и познавательный интерес....

12 06 2020 9:58:10

Тема урока: "Исследование числа корней уравнения"

Содержание урока подбиралось таким образом, чтобы вовлечь каждого учащегося в активную и посильную деятельность. На уроке используются следующие формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая. Учитывалась способность старшеклассников к самостоятельному планированию учебных действий, к выполнению роли консультанта. Новые подходы, используемые в разработке урока, – идея сотрудничества и применение элементов личностно ориентированного обучения, что позволяет заботиться о развитии и поддержке индивидуальности каждого ученика. ...

11 06 2020 7:15:23

Исследовательская деятельность на уроках математики

В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий. Исследовательские задания — это задания, содержащие проблему, решение которой требует проведения теоретического анализа, применение одного или нескольких методов научного исследования....

10 06 2020 3:16:34

Выбрать робот пылесос: как, какой, лучшие производители

Как выбрать робот пылесос чтобы не сожалеть о покупке, какие модели лучшие, как они работают и чем отличаются друг от друга....

09 06 2020 18:12:38

Сценарий урока по теме "Одночлены и многочлены"

Учащиеся повторяют материал по теме “ Степень с натуральным показателем”. На уроке вводятся понятия одночленов и многочленов. В течение урока ученики учатся отличать одночлены от многочленов и приводить многочлены к стандартному виду. ...

08 06 2020 19:47:39

Урок "Потребительский кредит"

В разработке составляется алгоритм расчета единовременного платежа с применением формулы сложных и периодических процентов. Использованы элементы ролевой игры, что способствует формированию общих компетенций учащихся и приближено к реальной жизненной ситуации....

07 06 2020 15:55:24

"Межпредметные связи (математика + физика) при изучении математики". 9-й класс

Цель: учить решать системы неравенств с одной переменной; совершенствовать навык решения задач; при закреплении изученного материала решать задачи по физике, в которых необходимо пользоваться формулами с системой рациональных неравенств с одной переменной....

06 06 2020 4:47:14

Урок по физике "Сила трения"

Урок физики для 7-го класса....

05 06 2020 16:53:30

Движение тела, брошенного под углом к горизонту, под действием силы тяжести. 9-й класс

Цель урока: научиться рассчитывать параметры баллистического движения с помощью калькулятора CASIO CLASSWIZ, работая в программе « Измеритель»....

04 06 2020 2:35:41

Формирование общеучебных умений на уроках математики и во внеурочное время

Показателем результативности работы педагога является сформированность у школьников общеучебных умений и навыков. В обучении востребованы такие методы, которые формируют компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проектов....

03 06 2020 20:57:27

Теорема Пифагора. 8-й класс

Учебное занятие проводится в форме урока-семинара. Данный материал учащиеся изучали самостоятельно и на уроке обсуждаются результаты их познавательной деятельности. Задания были распределены между учащимися с учетом их индивидуальных возможностей, были проведены групповые и индивидуальные консультации. На уроке учащиеся учатся выступать публично, отстаивать свои суждения. Результаты самостоятельной работы учащиеся должны были оформить в виде докладов, рефератов и т. д....

02 06 2020 16:33:37

Материалы к обобщающему уроку в 10-м классе по теме "Применение непрерывности и производной"

Представлен материал к обобщающему уроку в 10-м классе по теме " Применение непрерывности и производной". Материал предполагает повторение теории и методов решения типичных примеров и задач по основным разделам темы " Применение непрерывности", " Касательная к графику функции", " Приближенные вычисления", " Производная в физике и технике" с помощью средств PowerPoint....

01 06 2020 11:49:42

"Разлагай и властвуй" - применение разложения на множители

Представлен необычный урок математики. Один из древнегреческих императоров, желая власти над людьми, сказал: " Разделяй и властвуй!" Попробуйте заменить слово "разделяй" на слово "разлагай" — и получится необычная тема сегодняшнего урока. ...

31 05 2020 23:38:50

Умножение восьми, на 8 и соответствующие случаи деления

Данный урок способствует закреплению и совершенствованию вычислительных навыков, знания таблицы умножения и деления; способствует развитию познавательного интереса, памяти, речи; расширяет кругозор, логическое мышление....

30 05 2020 13:34:19

Интегрированный урок (математика + физика) по теме "Расчет скорости, времени и пути с помощью линейных уравнений". 7-й класс

Интегрированный урок математики и физики использует математические методы для решения задач физического содержания. На уроке повторяется взаимосвязь таких физических величин как скорость, время, путь, единицы измерения этих величин; закрепляется навык решения физических задач с данными величинами; решаются задачи физического содержания с линейными уравнениями....

29 05 2020 12:42:50

"Воображаемый график", "Морской бой" и угловой коэффициент прямой

В статье описаны методические приемы, развивающие наглядное мышление школьников при изучении функций и их графиков. Эти приемы разработаны автором статьи и на протяжении многих лет применяются на уроках. Приемы стимулируют мыслительную деятельность ребенка и тем самым способствуют более активному изучению учебного материала....

28 05 2020 4:22:36

Учет когнитивных стилей учащихся как фактор повышения успеваемости по физике

Каждый ученик имеет свой вектор развития, и необходимо учитывать психологический фактор восприятия им той или иной информации. Учитель должен обратить внимание на когнитивный стиль ребенка для обеспечения комфортности процесса обучения для ученика. Осуществляя личностный подход в преподавании физики, необходимо учитывать совпадение или возможный диссонанс когнитивных стилей каждого ребенка и учителя....

27 05 2020 18:50:29

Урок по теме "Свойства функций"

Урок алгебры в 8-м классе направлен на формирование знаний свойств функций и умений находить их с опорой на графики функций. На этапе усвоения новых знаний учащиеся работают в группах....

26 05 2020 7:34:51

Урок по теме "Масштаб". 6-й класс

На уроке учащиеся знакомятся с понятием "масштаб"; учатся определять расстояние по карте, выбирать оптимальный маршрут на местности....

25 05 2020 10:50:37

Диагностика и развитие психологических процесов — основа успешного усвоения математики

Без достаточного объема памяти и концентрации внимания о высоком уровне логического мышления и способности делать верные умозаключения не может быть и речи. Если учащиеся сознательно будут развивать все эти процессы, зная свой исходный уровень и тем самым развивать свою познавательную активность, логическое мышление, это поможет учащимся гармонично развиваться, успешно усвоить школьный курс математики и успешно сдать единый государственный экзамен и в дальнейшем профессиональном самоопределени....

24 05 2020 8:24:44

Статья "Подготовка к уроку"

Для составления плана урока надо знать, в каком классе даешь урок. Разделим классы на три типа: сильный, думающий класс; класс недостаточно развитой самостоятельной деятельности; класс слабый, безразличный. Для каждого класса может быть предложена своя методика преподавания. ...

23 05 2020 13:56:46

Авторский вариант лабораторной работы "Исследование явления электромагнитной индукции" (11-й класс)

Научить учащихся наблюдать, исследовать и объяснять результаты эксперимента – это метод воспитания и развития учащихся. В предлагаемый читателям материал включен новый вид экспериментальных расчетных задач, позволяющий учащимся глубже «окунуться» в явление электромагнитной индукции. ...

22 05 2020 5:14:43

"Решение планиметрических задач методом площадей". 11-й класс

Обобщающий урок геометрии закрепляет теоретические знания и практические навыки решения планиметрических задач с методом площадей. Материалы занятия дифференцированы по уровням сложности и адаптированы для групп учащихся с разными способностями. Даны условия задач с подробным разбором нескольких вариантов решения, карточки для самостоятельной работы учащихся....

21 05 2020 23:12:12

Преемственность при подготовке учащихся к изучению геометрии

В работе рассмотрены специфические вопросы и особенности преемственности при формировании знаний, умений, У У Д у учащихся 4–7-х классов в процессе подготовки их к изучению геометрического материала....

20 05 2020 17:37:34

Нам поможет Архимед!

Цель урока: повторить: закон Архимеда, сила Архимеда, условия плавания тел; закрепить навыки решения расчетных и экспериментальных задач....

19 05 2020 13:56:53

Интегрированный урок математики и права в 5-м классе по теме "Уравнения"

Цели урока: актуализировать знания учащихся об уравнениях, полученных в начальной школе; формировать навыки решения сложных уравнений алгебраическим способом; повышение социально-правовой компетентности учащихся. На уроке используются активные и игровые методы обучения: разгадывание кроссворда, дидактическая игра «математическое лото», дифференцированная самостоятельная работа с кодированными заданиями. Систематизируется материал о правах и обязанностях детей....

18 05 2020 16:36:38

Бинарный урок (математика + история) по теме "Решение задач на составление уравнений"

На уроке закрепляется алгоритм решения задач с помощью составления уравнения. Урок показывает связь математики и истории....

17 05 2020 16:25:23

Рабочая программа по алгебре для 7-го класса. УМК под редакцией Дорофеева

Представлены: рабочая программа по алгебре в 7 классе, разработки уроков в компетентностном режиме по теме « Отношения и пропорции», различные виды тестов, виды контрольных работ по темам в новой форме, итоговые работы, развернутый план урока по теме « Золотая пропорция»....

16 05 2020 15:17:12

Решение текстовых задач с помощью уравнений с одной переменной

Урок-путешествие по городу Куйбышеву Новосибирской области для учащихся 6-го класса. Этот урок расширяет кругозор школьников, учит использовать математические знания в реальной жизни, способствует развитию умений работать с дополнительной литературой. ...

15 05 2020 8:21:56

Урок геометрии в 8-м классе по теме "Определение подобных треугольников"

На уроке особое внимание уделяется актуализации опорных знаний. В процессе работы развиваются умения анализировать, осуществлять умозаключения, исследовательские навыки, способствуют осознанию изучаемого материала....

14 05 2020 12:29:25

Технология деятельностного метода обучения на уроках освоения новых знаний по математике. Решение задач на проценты. 5-й класс

Цели урока: научиться решать задачи на проценты, переводить процент в десятичную дробь и обратно....

13 05 2020 19:14:19

Координатная плоскость

В представленном материале урока по математике на тему " Координатная плоскость" рассматриваются принципы построения содержания учебного занятия по ознакомлению учащихся с новыми понятиями: "координатная плоскость", "система координат", "прямоугольная система координат", их использование в практических целях и в жизни человека....

12 05 2020 6:40:49

"Линейная функция в рисунках". 7-й класс

Учебно-методический проект поможет учителю математики разнообразить изучение темы " Линейное уравнение с двумя переменными и его график". В проекте учащиеся на конкретных примерах через создание творческих рисунков изучают свойства линейной функции, учатся находить по графику коэффициенты линейного уравнения. В результате групповой работы учащимися была создана презентация. ...

11 05 2020 3:21:22

Урок геометрии по теме: "Параллельные прямые. Сумма углов треугольника" (7-й класс)

Представлен комбинированный урок, на котором идет систематизация знаний и умений учащихся и приобретение новых знаний через проблемный метод обучения. При систематизации знаний и закреплении нового материала используется дифференцированный подход, что позволяет вовлечь в работу на уроке всех учащихся в меру своих способностей....

10 05 2020 21:33:39

Как выбрать твердотопливный котел длительного горения?

При организации автономного отопления, приходится решать сразу несколько важных вопросов. Прежде чем приступить к проектированию системы отопления, следует определиться с выбором отопительной техники, какому виду и типу нагревательных приборов отдать предпочтение. В ситуации с газовыми котлами задача решается достаточно просто. Рассмотрим случай, когда использовать бытовой газ не представляется возможным, когда приходится делать выбор в пользу… Читать дальше...

09 05 2020 7:25:26

Экзаменационная работа для 8-го класса по геометрии в общеобразовательной школе

Работа была предложена в 2007 году на переводном экзамене в 8-м классе общеобразовательной школы. Работа состояла из двух частей. Первая часть — тесты базового уровня. Требовалось найти площадь указанных фигур, используя формулы. Вторая часть работы направлена на дифференцированную проверку знаний учащихся. Работа имеет практическую направленность необходимую людям в повседневной деятельности....

08 05 2020 17:16:51

Повторительно-обощающий урок "Силы в природе" с компьютерной поддержкой

Урок проходит в форме интеллектуальной игры, как групповые соревнования между учащимися. Целью урока является развитие у учащихся интереса к физике через проблемные ситуации, при этом вовлечь в творческую работу как можно больше ребят, поднять престиж умных учеников, выработать навыки работы с тестами, научить аргументировать свои версии и выбирать из них верную....

07 05 2020 23:41:18

Повторительно-обобщающий урок в 9-м классе по теме "Законы Ньютона"

Цель данного урока - обобщить и проверить знания темы " Законы Ньютона" на доступном ученику уровне; развивать у учащихся умение самостоятельно применять знания. Использование информационных и компьютерных технологий, в том числе интерактивной доски, позволяет учителю применить индивидуальные формы контроля при освоении и закреплении изученного материала, блочно представить изучаемый материал, обеспечить к нему быстрый доступ....

06 05 2020 10:43:53

Программа по физике для 7-го класса общеобразовательной школы

Программа по физике для 7 класса общеобразовательной школы составлена на основе государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования, требований уровню подготовки учащихся основной школы. Статья поможет учителю физики в структурировании учебного материала....

05 05 2020 3:22:43

Самоконтроль и самооценка в процессе обучения математики

В этой статье я расскажу о значении самоконтроля и самооценки в процессе обучения детей математике в начальной школе, покажу взаимосвязь самоконтроля и самооценки, а так же раскрою задачи учителя....

04 05 2020 9:23:27

Замена радиатора отопления в квартире, как правильно поменять батареи, детальное фото и видео

Как правило, с началом очередного отопительного сезона владельцы домов и квартир сталкиваются с множеством проблем: то батареи не греют, то стояк течет. Причина многих бед кроется в дефектах самой отопительной системы. Именно поэтому перед началом каждого сезона следует проинспектировать радиаторы на наличие засоров, трещин и прочих поломок. В случае если такие имеются, необходимо будет срочно… Читать дальше...

03 05 2020 12:13:21

Сложение и вычитание десятичных дробей

Основная цель урока по теме " Сложение и вычитание десятичных дробей" - закрепление и систематизация знаний. Заранее созданная презентация заменяет классную доску при устной работе; используется для фиксации внимания учащихся на иллюстрациях, данных; позволяет быстро провести проверку знаний и вычислительных навыков. Использование презентации на данном уроке дает возможность сделать урок более ярким, реализовать межпредметные связи, способствует нравственному и эстетическому воспитанию учащихся....

02 05 2020 18:54:50

Обобщающий урок по теме "Квадратные корни"

Урок содержит упражнения, рассчитанные на умение производить действия над квадратным корнем. Урок развивает настойчивость и волю для достижения результатов при выполнении действий с квадратными корнями....

01 05 2020 0:47:24

Двухтрубная система отопления: схема в две трубы с верхней и нижней разводкой, вертикальная и горизонтальная, как подключить

В основном для теплообеспечения жилого фонда используется водяное отопление. При его обустройстве монтируют одно – или двухтрубную систему. Во втором случае для функционирования отопления потребуется две трубы. Нагретый теплоноситель по одной из них поступает в радиаторы, а по другой остывшая вода из батареи возвращается в котел. Плюсы и минусы двухтрубного варианта С системой отопления в… Читать дальше...

30 04 2020 11:28:42

Урок математики с позиций деятельностно-компетентностного. 7-й класс подхода

Урок вводит новые знания. Повторяются основные свойства степени с натуральным показателем, вводится понятие «одночлен», отрабатывается алгоритм приведения одночлена к стандартному виду, предлагаются задачи повышенного уровня сложности. Урок разработан с позиций деятельностно-компетентностного подхода....

29 04 2020 4:47:16

Использование информационно-коммуникационных технологий как способ организации проектно-исследовательской деятельности на уроках физики

Предлагается форма проведения и программные продукты, используемые для проведения исследований учащимися на примере урока в 8-м классе по теме « Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами». В приложениях размещены материалы, которые понадобятся для проведения урока. В конце урока оформляется электронный проект в виде презентации, в котором собраны все результаты исследований учащихся, и далее этот проект можно использовать при составлении и решении задач любого характера....

28 04 2020 21:17:27

Внеклассное мероприятие естественно-математического цикла "Дело о пропавших Леди"

Вашему вниманию предлагается интеллектуальная игра для проведения в рамках недели естественно-научного цикла для учащихся 7–8-х классов. Данное мероприятие способствует повышению интереса к предметам естественно-математического цикла, развитию творческих способностей и расширению кругозора....

27 04 2020 0:58:18

График отопительного сезона: сроки начала по закону, с какого числа конец отопительного сезона, среднесуточная температура батарей, фото и видео

Часто потребителей интересует, каков график отопительного сезона. При какой температуре включают отопление и выключают? Нередко бывает, что теплоснабжение включается после того, как в квартирах становится сыро и холодно, а отключается задолго до наступления тепла. На какое время приходится начало и конец отопительного сезона? Чтобы разобраться с этим вопросом, сначала нужно проанализировать несколько распространенных мнений. Как… Читать дальше...

26 04 2020 3:20:47

Измерение скорости света

Данная разработка урока исследует проблему " Как измеряли скорость света в земных условиях". Дается понятие астрономического и лабораторных методов измерения скорости света. Рассматриваются современные способы измерения скорости света....

25 04 2020 20:52:19

Развитие логического мышления на уроках математики в 5–9-х классах

Рекомендации по развитию логического мышления помогут учителю развивать интеллектуальную активность учащихся, формировать у них осознанность умственных действий, обучать ребят составлению логических (развивающих) заданий, решать проблемные ситуации с целью развития продуктивного мышления школьников, периодически обращаться к диагностике сформированности мыслительных операций и учить ребят систематизации знаний по предмету....

24 04 2020 0:41:55

Линейное уравнение с одной переменной. 7-й класс

Урок направлен на закрепление пройденного материала. На нем используются приемы дифференцированного обучения....

23 04 2020 11:10:30

Урок геометрии в 8-м классе по теме "Теорема Пифагора"

Урок по геометрии, рассматривающий теорему Пифагора, показывающий ее практическое применение. С исторической справкой, мультимедийной презентацией и рядом тестовых заданий. ...

22 04 2020 4:35:49

Тема урока "Решение тригонометрических уравнений"

Для изучения темы учащиеся повторяют частные случаи тригонометрических уравнений. Изучают разные способы отбора корней тригонометрического уравнения на заданном промежутке. Работают в группах для закрепления полученных знаний....

21 04 2020 21:28:39

Практическое задание по геометрии. 8-й класс

Задания в виде математических диктантов по вариантам направлены на отработку определений и свойств четырехугольников. Предложенные номера достаточно простые, и это позволяет каждому учащемуся комфортно самостоятельно выполнять работу....

20 04 2020 10:30:19

Обобщающий урок "Действие магнитного поля на проводник с током и заряженную частицу"

Предложен урок повторения по теме " Магнетизм", который проводится на уроках физики в 10-м или 11-м классах (в зависимости от учебной программы). Использование возможностей интерактивной доски позволяет осуществлять уроки обобщения и закрепления знаний в новой форме, делая его более насыщенным. Данная форма организации занятия может быть с успехом перенесена на любую другую тему урока физики либо на другую учебную дисциплину. Несомненно, содержательное наполнение урока при этом будет меняться....

19 04 2020 10:50:28

Лабораторная работа "Определение величины выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело"

Громадное значение для усвоения физических законов имеет проведение лабораторно-практических занятий, и чем их больше и разнообразнее методика их проведения, тем интереснее занятия и легче происходит усвоение материала. Применение современных технологий, в том числе и мультимедийных материалов, повышает интерес к урокам....

18 04 2020 9:49:45

Квадратные корни. Арифметический квадратный корень

Данный урок призван дать понятие о корне из числа, научить находить корень квадратный из х. Самостоятельная работа в конце урока позволит увидеть результат деятельности на уроке....

17 04 2020 1:13:53

Комплект презентаций к задачам по теме "Теория вероятностей", "Статистика", "Комбинаторика"

Подобранные виды задач и способы их решения вызовут интерес и у учителей, и у учеников, облегчат подготовку к выпускным экзаменам, помогут сэкономить время на уроке, а более трудные темы станут понятнее....

16 04 2020 1:48:23

Электромагнитные колебания. Колебательный контур

Продуманное сочетание анимации и физического эксперимента позволяет хорошо усвоить достаточно сложную тему. Предложенные задачи помогают не только закрепить изученный материал, но и подготовить обучающихся к сдаче Е Г Э по физике....

15 04 2020 23:31:15

Урок повторения, закрепления, проверки знаний учащихся в 7-м классе "Утиные истории"

Урок проводится с целью повторения, закрепления и проверки усвоения учащимися изученного материала. Учитель является ведущим урока по сценарию, работа учащихся в течение урока – групповая. По ходу урока учащиеся выполняют конкретные задания, которые перед ними ставит учитель. Домашнее задание предыдущего урока – повторить весь материал о силах: определения, формулы, единицы измерения физических величин, по справочнику-блокноту искать пословицы и поговорки со словом «сила». В конце урока подводится итог изученного материала – физический диктант в двух вариантах....

14 04 2020 3:17:18

Интегрированный урок литература + математика по теме "Символика Золотого сечения в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Пентаграмма в композиции романа"

В ходе урока дети приобретают системные качественные знания по математике (понятие о Золотом сечении, числе "фи"; построение и "загадка" пентаграммы) и литературе (две композиции романа: печатная и хронологическая; кульминация эпизода)....

13 04 2020 18:50:30

Мероприятие в рамках недели физики и математики "Своя игра"

Мероприятие в рамках предметной недели физики и математики представляет собой игру для учащихся 7–8-х классов. Проведение интегрированного мероприятия прививает интерес к предметам, позволяет ощутить их взаимосвязь, повышает мотивацию к обучению физике и математике....

12 04 2020 2:11:58

Урок математики в 4-м классе по теме "Нахождение неизвестного слагаемого в сложном уравнении"

Урок математики в 4-м классе в форме урока–путешествия по сказкам. Урок построен так, что, обучаясь в нахождении слагаемого, упрощая сложное уравнение, дети помогают героям сказок выпутываться из беды. На основе знания правила нахождения слагаемого и несложных математических действий даётся объяснение нового материала и его закрепление....

11 04 2020 21:32:31

Интегрированный урок алгебры и информатики в 7-м классе "Линейная функция"

Интеграция различных учебных дисциплин эффективно решает задачу обогащения конкретных представлений учащихся об окружающей действительности, о человеке, о природе и обществе, а затем и задачу формирования понятий, общих для разных предметов. Усваивая их на одном уроке, ученик углубляет свои знания о признаках опорных понятий, обобщает их, устанавливает причинно-следственные связи. Я в своей работе использую некоторые приемы, развивающие творческие способности учащихся, направленные на совершенствование их умений применять полученные знания в изучении других дисциплин школьного курса....

10 04 2020 19:52:24

Развивающие игры на уроках геометрии (5—6-й классы)

Две игры-головоломки, составленные на геометрическом материале, предназначены для учащихся 5-х и 6-х классов. Наряду с такими известными играми как оригами, танграм, стомахион, игры " Тетрамино-паркет" и " Сложи узор" помогут в развитии у учащихся пространственного мышления, конструктивно-геометрической деятельности....

09 04 2020 13:12:19

Методика реализации внутрипонятийных связей на уроках математики

Учащиеся должны из набора существенных признаков объекта уметь устанавливать его принадлежность понятию и наоборот. Основная функция внутрипонятийных связей – образование понятия. В приведенных примерах показаны, что для усвоения понятия необходимо отыскать такой вид деятельности, который позволял бы усваивать основные элементы понятия и отношения между ними....

08 04 2020 9:45:59

Мир увлечений в дробях

На уроке демонстрируются достижения детей в различных областях: театре, музыке, танцах, живописи и т.д. Учащимся предлагаются задачи с обыкновенными дробями, построенные на фактическом материале. На уроке звучат стихи, музыка, показываются театральные видеофрагменты, рассматриваются живописные произведения учеников....

07 04 2020 3:35:40

Площадь параллелограмма. 8-й класс

Цель и задачи урока: продолжить формирование навыка решения задач на четырехугольники; доказать формулу площади параллелограмма....

06 04 2020 19:31:56

Нестандартный урок "Математический бой"

Для проведения урока ребята разбиваются на две группы (отделения). Выбираются командиры. Урок проходит в форме соревнования, где каждая команда набирает баллы по результатам выполненных заданий. Урок можно провести накануне празднования Великой Победы (9 мая)....

05 04 2020 21:40:28

Проект программы математического кружка "Задачи для мудрого школяра"

Актуальность данной программы - создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей....

04 04 2020 16:41:50

Обобщающий урок по алгебре в 8-м классе по теме "Квадратные уравнения": "Полет на Луну"

Данный урок - один из серии нестандартных уроков по математике, которые составляют большую подборку заключительных (обобщающих) уроков по темам с 5-го по 11-й класс. ...

03 04 2020 10:17:56

«Величины, характеризующие колебательные движения». 9-й класс

Урок физики проводится при изучении раздела « Механические колебания и волны. Звук». На уроке демонстрируется презентация и виртуальный эксперимент « Изучение колебаний маятника», оснащенный математическим маятником, с возможностью изменения длины нити, смены массы груза, имеет изменяющийся коэффициент трения среды и осциллограф. Наличие осциллографа позволяет наглядно увидеть зависимость смещения от времени, а также влияние коэффициента трения на затухание колебаний....

02 04 2020 11:15:10

Урок математики в 6-м класе "Наименьшее общее краткое"

Данный урок предполагает повторение ранее изученного материала. Дети на конкретных примерах закрепляют алгоритм нахождения наименьшего общего кратного. Учатся использовать рациональный способ нахождения наименьшего общего кратного, делать выводы и обобщать полученный материал....

01 04 2020 1:36:36

Урок решения задач по теме "Импульс" (9-й класс)

Научить школьников самостоятельно составлять алгоритм решения задач - основная цель урока решения задач. Работа в малых группах, как показывает практика, наиболее эффективна в такого рода уроках. Составление группы и грамотный подбор запоминающихся задач - основная компетенция учителя, в полной мере раскрывающаяся в таких уроках. ...

31 03 2020 6:25:14

Интегрированный урок (математика + информатика) по теме "Исследование как метод изучения нового"

Я хочу рассказать об особой форме экспериментального урока – решение исследовательской задачи. Начав с какого-то явления, предлагается учащимся выработать гипотезу, затем подтвердить или опровергнуть её экспериментально и теоретически....

30 03 2020 8:57:36

Урок физики по теме "Особенности различных видов теплопередачи"

На уроке обобщаются основные знания по теме « Виды теплопередачи». Углубляются знания учащихся о видах теплообмена и их роли в быту, природе и технике. Созданы условия для объяснения физических явлений....

29 03 2020 4:27:14

Использование опор при изучении курса алгебры

Предлагается пошаговая система изучения материала курса алгебры с использованием различного вида опор. В качестве опор - схем используются "карточки-информаторы", "карточки-с образцами решения", "карточки-конспекты". Наиболее актуально употребление опор при обучении контингента учащихся, имеющих пробелы в знаниях материалов курса алгебры предыдущих лет. Применение опор позволяет сделать успешным деятельностный процесс получения знаний, повышает уровень мотивации и потребностей самосовершенствования обучающихся. ...

28 03 2020 17:46:38

Линейная функция y = kx + m. Линейная функция y = kx. 7-й класс

Обобщающий урок алгебры повторяет и систематизирует материал темы. Формирует умение применять приемы сравнения, обобщения, выявления главного, переноса знаний в новую ситуацию; развивает математический кругозор, мышление, речь, внимание, память, интерес к математике и ее приложениям, активность, умение общаться....

27 03 2020 10:55:13

Детектив-шоу «Анализ и синтез в математических задачах. Дедукция. Индукция». 5–6-й класс

Урок-игра знакомит с индукцией и дедукцией как методами познания (в более широком смысле) и анализом и синтезом как методами решения математических задач (в более узком). На уроке две команды решают задачи и одновременно раскрывают тайну Мистера « Х», а также разыгрывают шуточную детективную сценку....

26 03 2020 22:22:12

Интегрированный урок (математика + информатика) в 5-м классе по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей с использованием ПК"

Авторы на уроке рассматривают сложение и вычитание десятичных дробей с использованием компьютера и применение основных приемов работы с электронными таблицами: ввод данных, ввод формул. На этом уроке показывается рациональное использование П К. Учащиеся учатся оценивать свои знания, расширяют кругозор. ...

25 03 2020 19:45:12

Решение задач на нахождение расстояний и углов в пространстве координатным методом

В презентации представлены решения ключевых задач школьного курса математики на нахождение всех видов расстояний и углов в пространстве по алгоритму, что позволяет использовать ее как при изучении нового материала, так и при обобщении и систематизации знаний учащихся....

24 03 2020 9:24:59

Тема урока: "Делимость произведения". 5-й класс

Урок математики в 5-м классе по программе " Школа 2000…" (автор учебника Л. Г. Петерсон) - урок "открытия" детьми нового знания. Формы работ на уроке - работа в группах и парами....

23 03 2020 0:29:27

Утепление мансарды своими руками: материалы, технологии, особенности, видеоинструкция

Как известно, мансарда получила своё название в честь французского архитектора 17 века Франсуа Мансара, в 1630 году впервые применившего чердак в качестве жилого помещения. В современных домах неиспользованное подкровельное пространство — довольно редкое явление, но даже в случае, когда нет необходимости в его использовании, мансарда всё равно нуждается в обязательном утеплении. Такая необходимость связана с большими потерями тепла через неутеплённую мансардную крышу (опытные данные показывают,… Читать дальше...

22 03 2020 14:50:55

План-конспект урока в 10-м классе по алгебре по теме "Числовые последовательности и способы их задания"

Предлагаемый урок является уроком обобщения материала по числовым последовательностям, способам их задания, рассмотренного в предыдущих классах. Основным учебником для проведения этого урока является учебник " Алгебра и математический анализ" под редакцией Н. Я. Виленкина для 10-го класса. Данный урок будет подготовкой к изучению темы « Предел». ...

21 03 2020 16:35:20

Урок-практикум по теме "Вычисление производных алгебраических функций" (информационные технологии на уроках математики)

Урок-практикум служит отработке практических умений и навыков вычисления производных функций....

20 03 2020 20:22:31

Интегрированный урок (математика + физика) по теме "Механическое движение"

Цель урока: обобщить знания по теме; показать взаимосвязь предметов при решении задач по механике; развивать логическое мышление, интерес к предмету....

19 03 2020 12:15:23

Урок математики в 4-м классе по теме "Повторение единиц длины, массы, времени. Закрепление навыков решения уравнений и задач"

Урок математики в 4-м классе по теме: " Повторение единиц длины, массы, времени. Закрепление навыков решения уравнений и задач" учит вырабатывать самостоятельность суждений при решении разнообразных заданий алгебраического характера, воспитывает культуру труда, аккуратность, развивает память, внимание, потенциальные возможности учеников, способствует привитию интереса к математике....

18 03 2020 11:23:30

Интеллектуальное казино для учащихся 5–6-х классов

Данная игра может быть проведена в конце учебного года в качестве интегрированного, повторительно-обобщающего урока или в качестве завершающего классного часа. Задания различного уровня сложности позволят, с одной стороны, проверить успешность усвоения учащимися учебного материала, а с другой – дадут возможность поучаствовать в обсуждении даже заведомо «слабым» ребятам. Нестандартная форма позволяет учителю в полной мере реализовать как обучающие, так и развивающие и воспитательные задачи....

17 03 2020 20:41:20

Семинар по теме "Уравнения высших степеней. Методы их решения". 9-й класс

Основные цели урока: закрепить понятие целого рационального уравнения n-й степени. Обучить основным методам решения уравнений высших степеней (n ≥ 3). Научить по виду уравнения определять наиболее эффективный способ его решения....

16 03 2020 15:29:29

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики

Успешно учиться и учить в современной школе можно с помощью электронных образовательных ресурсов. В статье рассмотрен ряд полезных для педагога ресурсов. ...

15 03 2020 6:43:27

Использование современных технических средств обучения на уроках математики

В статье рассматриваются вопросы внедрения и использования в школе мультимедийных технологий. Приведены названия обучающих дисков и программ, применяемых на уроках математики. С помощью указанных в статье сайтов учитель имеет возможность разнообразить урок интересными задачами, составить нужные тесты, взять для себя интересные разработки....

14 03 2020 6:18:21

Многочлен и его стандартный вид. 7-й класс

Урок алгебры в 7-м классе сопровождается компьютерной презентацией, Ц О Ром и электронными тестами, что позволяет сделать его ярче и эффективней. Такой урок способствует развитию у учащихся операционного стиля мышления, повышает оперативность и объективность контроля и оценки результатов обучения. Использование И К Т позволяет ученику получить и закрепить знания, работать в индивидуальном темпе. На данном уроке не используется мел и доска....

13 03 2020 10:38:54

Действия с обыкновенными дробями (5-й класс)

При изучении данной темы возникают проблемы с такими понятиями, как правильная и неправильная дробь, сравнение дробей, изображение дробей на числовой прямой. Понимание и определение требований к оформлению заданий на дроби. Поэтому и был разработан урок, на котором учащиеся, играя, отрабатывали действия с дробям с одинаковыми знаменателями....

12 03 2020 2:30:50

Еще:
Важное о расчетах -1 :: Важное о расчетах -2 :: Важное о расчетах -3 :: Важное о расчетах -4 :: Важное о расчетах -5 :: Важное о расчетах -6 :: Важное о расчетах -7 :: Важное о расчетах -8 :: Важное о расчетах -9 :: Важное о расчетах -10 :: Важное о расчетах -11 :: Важное о расчетах -12 :: Важное о расчетах -13 :: Важное о расчетах -14 :: Важное о расчетах -15 :: Важное о расчетах -16 :: Важное о расчетах -17 :: Важное о расчетах -18 :: Важное о расчетах -19 :: Важное о расчетах -20 :: Важное о расчетах -21 :: Важное о расчетах -22 :: Важное о расчетах -23 :: Важное о расчетах -24 :: Важное о расчетах -25 :: Важное о расчетах -26 :: Важное о расчетах -27 :: Важное о расчетах -28 :: Важное о расчетах -29 :: Важное о расчетах -30 :: Важное о расчетах -31 :: Важное о расчетах -32 :: Важное о расчетах -33 :: Важное о расчетах -34 :: Важное о расчетах -35 :: Важное о расчетах -36 :: Важное о расчетах -37 :: Важное о расчетах -38 :: Важное о расчетах -39 :: Важное о расчетах -40 :: Важное о расчетах -41 :: Важное о расчетах -42 :: Важное о расчетах -43 :: Важное о расчетах -44 :: Важное о расчетах -45 :: Важное о расчетах -46 :: Важное о расчетах -47 :: Важное о расчетах -48 :: Важное о расчетах -49 :: Важное о расчетах -50 :: Важное о расчетах -51 :: Важное о расчетах -52 :: Важное о расчетах -53 :: Важное о расчетах -54 :: Важное о расчетах -55 :: Важное о расчетах -56 :: Важное о расчетах -57 :: Важное о расчетах -58 :: Важное о расчетах -59 :: Важное о расчетах -60 :: Важное о расчетах -61 :: Важное о расчетах -62 :: Важное о расчетах -63 :: Важное о расчетах -64 :: Важное о расчетах -65 :: Важное о расчетах -66 :: Важное о расчетах -67 :: Важное о расчетах -68 :: Важное о расчетах -69 :: Важное о расчетах -70 :: Важное о расчетах -71 :: Важное о расчетах -72 :: Важное о расчетах -73 :: Важное о расчетах -74 :: Важное о расчетах -75 :: Важное о расчетах -76 :: Важное о расчетах -77 :: Важное о расчетах -78 :: Важное о расчетах -79 :: Важное о расчетах -80 :: Важное о расчетах -81 :: Важное о расчетах -82 :: Важное о расчетах -83 :: Важное о расчетах -84 :: Важное о расчетах -85 :: Важное о расчетах -86 :: Важное о расчетах -87 :: Важное о расчетах -88 :: Важное о расчетах -89 :: Важное о расчетах -90 :: Важное о расчетах -91 :: Важное о расчетах -92 :: Важное о расчетах -93 :: Важное о расчетах -94 :: Важное о расчетах -95 :: Важное о расчетах -96 :: Важное о расчетах -97 :: Важное о расчетах -98 ::

Добро пожаловать наш сайт! Здесь Вы можете узнать все то, что давно втайне хотели выяснить про электрику, но стеснялись спросить: например, как маркируют кабеля, или какие условные обозначения рисуют в электрических схемах. Мы выложили это для вас в открытом доступе! Пользуйтесь!