Использование рабочих листов на уроке "Интерференция света" > Мастера спешат на помощь!
мастера спешат на помощь!    

Использование рабочих листов на уроке "Интерференция света"

Мыльный пузырь, пожалуй, самое изысканное чудо природы

Марк Твен

Цель урока: обеспечить понимание учащимися явления интерференции света; доказать волновую природу света; показать способы получения когерентных источников.

Оборудование:

  • Демонстрационное: проекционный аппарат, бипризма Френеля, щель раздвижная, светофильтры, экран, зеркало, лазерная указка, видеомагнитофон, телевизор, видеофрагмент.
  • Для фронтальных работ: CD-диски, лупы, по две стеклянные матовые пластинки, мыльный раствор, каркасы в виде клина, трубки для мыльных пузырей, рабочие листы.
  • Для мотивации: коллекция бабочек, стрекоз, пластинки с тонкой пленкой, большой мыльный пузырь (положить его на кусок фланели или шерсти).

План урока

  • Актуализация знаний, повторение (6 мин);
  • Проверка знаний (7мин);
  • Изучение нового материала (18 мин);
  • Фронтальный эксперимент (6 мин);
  • Закрепление нового материала (4 мин);
  • Подведение итогов (2мин);
  • Домашнее задание, комментарии (2 мин).

ХОД УРОКА

I. Постановка проблемной задачи: обнаружить экспериментально интерференцию света, что послужит доказательством волнового характера света.

II. Актуализация знаний

  • Какое явление называют интерференцией?
  • Каковы условия интерференции волн?
  • Какие волны являются когерентными?
  • Что представляет собой интерференционная картина?
  • Какую волну называют монохроматической?
  • Какие лучи преломляются сильнее?

III. Повторение предшествующего материала (проводится письменно на доске одновременно с актуализацией).

  • Запишите условия интерференционных максимумов и минимумов.
  • Решите задачу: две когерентные волны голубого света с длиной волны 500 нм достигают некоторой точки с разностью хода 3,5 мкм. Что произойдет в этой точке: усиление или ослабление волн?

IV. Проверка знаний.

Тест  [2] (Приложение 1)

V. Изучение нового материала

1. Интерференция света

Интерференционная картина наблюдается в случае сложения когерентных волн, т.е. волны должны иметь одинаковую частоту и постоянную во времени разность фаз. Существует сложность получения когерентных волн от независимых источников. Чем это объясняется? (Время когерентности мало, около 10-8с)
Для получения когерентных пучков можно разделить свет от одного источника на два пучка: одна часть излучения источника может интерферировать с другой.
Впервые интерференцию света наблюдал английский ученый Томас Юнг в 1802 году.

Демонстрация1. Видеофрагмент из видеоэнциклопедии для народного образования «Физика-2».

Схема опыта дана в рабочем листе (Приложение 2). Светлые полосы на экране – это интерференционные максимумы, темные полосы – интерференционные минимумы. Значит, картина, которую мы наблюдали, интерференционная. Отсюда можно сделать вывод: свет имеет волновую природу.

Кроме того, Томас Юнг измерил длины волн спектра по формуле:

где  – расстояние между светлыми полосами (зависит от цвета лучей).

Определение: интерференцией света называется явление наложения световых пучков, в результате которого образуется картина чередующихся светлых и темных полос.

Белая полоса в центре – совпадение нулевых максимумов для всех длин волн; остальные максимумы окрашены ближе к центру экрана в фиолетовый цвет, дальше –  красный.
Почему наблюдается такая интерференционная картина?
При наложении электромагнитных волн в каждой точке пространства происходит сложение напряженностей, создаваемых в этой точке каждой из волн.

Так как энергия колебаний (именно ее регистрирует глаз) пропорциональна Em2, то в тех точках, где , энергия колебаний минимальна, а в точках, где –  энергия максимальна.

2. Способы получения когерентных источников

В основе получения когерентных источников света лежит тот факт, что источник света и его изображение когерентны. Какими способами можно получить изображение источника света? (Отражение и преломление)

Заполнение рабочего листа: отражение – зеркало Ллойда; преломление – бипризма Френеля; отражение и преломление – цвета тонких пленок, кольца Ньютона. (Приложение 3)

 Демонстрация 2. Зеркало Ллойда (в качестве источника света можно использовать лазерную указку). [5]

Прямой пучок света от источника интерферирует с пучком, отраженным от зеркала под углом, близким к прямому. В этом случае источниками когерентных волн являются источник и его мнимое изображение в зеркале.

Фронтальный эксперимент. Наблюдение интерференционной картины в точках максимума и минимума.

Оборудование: CD-диски и лупы.

 Демонстрация 3. Бипризма Френеля (проводит консультант из числа учащихся). [6]

Оборудование: проекционный аппарат, бипризма Френеля, экран, чертеж на доске готовится до урока.

Для учителя: бипризма Френеля позволяет продемонстрировать всему классу явление интерференции света. Она представляет собой две призмы с очень малыми преломляющими углами, сложенные основаниями. Волна, идущая от источника S , раздваивается путем преломления в двух половинках бипризмы и доходит до точки экрана по двум различным путям. В той области, где перекрываются обе части волны. Наблюдается интерференционная картина.

Выводы.

1. Любой источник когерентен самому себе и своему изображению (в данном случае мнимому).
2. При интерференции происходит перераспределение энергии.

3. Частные случаи интерференции (фронтальные эксперименты)

Фронтальный эксперимент 1. Интерференция в тонких пленках.

Оборудование: матовые стеклянные пластинки.

Проводят консультанты из числа учащихся. Ученики помогают увидеть интерференционную картину, затем один из консультантов чертит ход лучей в тонких пленках на доске.
Аналогичную картину можно увидеть в следующих случаях: бензин на воде, масляные пятна, нефтяная пленка.

Вывод. Наблюдается при малой толщине пленки.

(Далее при объяснении можно использовать компьютерную презентацию, кодоскоп, магнитную доску).

При встрече двух когерентных волн происходит их взаимное наложение. Напряженности согласно принципу суперпозиции складываются геометрически. Волны в месте встречи не взаимодействуют. Ведь после встречи они распространяются независимо друг от друга.
Энергия волны пропорциональна квадрату амплитуды колебаний: W~ Ea2. При взаимном наложении волн их энергии не складываются, как смещения (амплитуды), а перераспределяются в пространстве. Какова наибольшая толщина слоя?
Пусть плоская волна АН достигает поверхности слоя в точке А (рис. а). Из точки волна распространяется в слое по пути АВС, а из точки Н – в воздухе по пути НС. Если оба когерентных цуга перекрываются в точке С (а значит, и по пути СD), то в этой точке (и по лучу зрения CD) они интерферируют (рис. б). Если же запаздывание первого волнового цуга таково, что он, дойдя до точки С, здесь уже не встретит второй цуг, который покинул эту точку раньше, то интерференции не будет (рис.в).

Фронтальный эксперимент. Интерференция в клине. [4]

Оборудование: каркасы, мыльный раствор.

Для учителя. Для опыта надо подготовить подходящей формы каркас. Проволока берется медная или латунная диаметром 2–3 мм. Её концы пропаиваются. Каркас следует изготовить без перекосов и перед опытом смазать мылом. Во время опыта к каркасу снизу подносится сосуд с мыльным раствором до полного погружения, а затем сосуд убирается (вниз). Мыльный раствор можно приготовить из моющего средства с добавлением сахара или шампунь с глицерином. Это позволит сделать пузыри более прочными.

Вопросы:

  • Почему пленка сначала белая?
  • Какова причина возникновения цветных полос?
  • Почему перед разрывом пленка становится черной?

Фронтальный эксперимент. Кольца Ньютона (на мыльных пузырях).

Оборудование: мыльный раствор, стеклянная трубка.

Замечали ли вы когда-нибудь радужные кольца в луже воды, если в нее попало масло? Такие кольца можно увидеть и на мыльных пузырях, когда свет падает  на их   тонкую оболочку. Эти цветные кольца называют кольцами Ньютона, поскольку они впервые были исследованы сэром Исааком Ньютоном (1642–1727), знаменитым английским ученым и математиком.

При недостатке времени изучается дома самостоятельно. Для получения колец Ньютона  используется также линза с очень малой кривизной, лежащая на плоской отшлифованной стеклянной пластинке. Между линзой и пластинкой около точки их соприкосновения образуется тонкий воздушный клин. Параллельный пучок света падает на плоскую поверхность линзы и частично отражается от верхней и нижней поверхностей воздушного промежутка между линзой пластинкой. При наложении отраженных волн возникают интерференционные кольца. В центре находится темное кольцо. Оно окружено чередующимися светлыми и темными кольцами, ширина и интенсивность которых убывает по мере удаления от центрального пятна. В проходящем свете наблюдается противоположная картина – центральное пятно светлое, следующее кольцо темное, затем светлое и т. д.

Расчет интерференционной картины (в отраженном свете) приводит к следующим выражениям для радиусов светлых и темных колец:

VI. Закрепление изученного материала

  • Чем объясняется радужная окраска крыльев стрекоз?
  • Почему толстый слой нефти не имеет радужной окраски?
  • Можно ли наблюдать интерференцию света от двух поверхностей оконного стекла?

Задачи.

  • Из сказки Г-Х. Андерсена «Снежная королева».

«…В одной руке у Кая – маленькая чашечка с мыльной водой, в другой – глиняная трубочка. Он пускает пузыри, доска качелей качается, пузыри разлетаются по воздуху, переливаясь на солнце всеми цветами радуги».

Почему на поверхности мыльных пузырей видны радужные полосы? (Радужные полосы возникают в результате интерференции световых волн, отраженных от наружной и внутренней поверхностей мыльного пузыря.)

  • Из иракской сказки «Смеющаяся рыбка».

«Посмотри, дяденька, на эту рыбу – видел ли ты такую в своей жизни? Присмотрись к её чешуе – она разноцветная! Голод притупил твое зрение, и ты перестал замечать красивое и доброе! Это не рыба, а чудо».

Чем объясняется разноцветность чешуи сказочной рыбки? (Интерференцией света на чешуйках, в частности.)

VII. Подведение итогов урока

  • Наблюдая интерференционную картину, мы доказали, что свет- это электромагнитная волна.
  • Вы узнали способы получения когерентных источников света: разделение пучка света от одного источника, а также падающий пучок и отраженный или преломленный.
  • Познакомились с общими и частными случаями интерференции: интерференция в тонких пленках, в клине и кольца Ньютона.

Инструктаж выполнения домашней работы: самостоятельное изучение колец Ньютона, чертеж в рабочем листе, применение интерференции.

VIII. Домашнее задание: §70, чертеж, Рымкевич №1091, 1094-1096.

Примечание. Подчеркнутый текст вносится в рабочие листы.

Список литературы

  1. В.А.Касьянов Физика, 11класс – Москва, Дрофа, 2005.
    А.Е.Марон, Е.А.Марон Физика. Дидактические материалы. 11 класс – Москва, Дрофа, 2005.
  2. А.П.Рымкевич Задачник Физика 10-11классы – Москва, Дрофа, 2005.
  3. Л.И.Резников Методика преподавания физики в средней школе – Москва, Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1963.
  4. В.С.Зенчук  Вопросы оптики в факультативных курсах – Ярославль, Издательство Министерства Просвещения РСФСР, Ярославский педагогический институт имени К.Д.Ушинского, кафедра общей физики,  1970.
  5. В.А.Буров  Демонстрационный эксперимент по физике, частьII.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Методические рекомендации по проведению обобщающего урока по теме: "Атомная энергетика. Экологические, технические и экономические проблемы" в 9-м классе

Проблема охраны окружающей среды исключительно актуальна, так как около 20% территорий России испытывают острые и очень острые экологические ситуации. Одно из ключевых экологических понятий в курсе физики – понятие энергии. Современная энергетика требует использования всех видов энергоресурсов Земли. Однако современная технология производства энергии ведёт к тепловому, химическому и радиоактивному загрязнению биосферы и требует поиска дополнительных экологичных источников энергии. Предлагаю вашему вниманию методическую разработку урока физики в 9-м классе по теме " Атомная энергетика. Экологические, технические и экономические проблемы". Урок приурочен к 20-летию аварии на Чернобыльской А С. ...

11 08 2020 1:31:26

В царстве Смекалки

В материале представлен план-конспект урока-праздника по математике для пятого класса. Этим уроком можно показывать, что математика очень интересный предмет, вопреки расхожему мнению, что математика «сухая» наука. На таких уроках могут себя проявить учащиеся, более склонные к гуманитарным наукам....

10 08 2020 8:26:50

Оценка учебных достижений учащихся при проведении внеклассных мероприятий по физике

Внеклассная работа является продолжением урока, активизирует учебный процесс, связывая его с жизнью, раскрывает историю физики, воспитывает навыки коллективной работы. При проведении К В Н-вечера проверяется умение связать название команд с физикой, проводится поиск соответствия между величинами и единицами, называются приборы для измерения величин, рассказывается об открытии законов физики....

09 08 2020 21:28:43

План-конспект урока "Импульс. Закон сохранения импульса". 9-й класс

Представлен урок изучения нового материала с использованием системно-структурного и системно-логического подхода. Применение структурных и логических схем повышает степень понимания учебного материала, способствует более прочному запоминанию его, стимулирует и активизирует познавательную деятельность учащихся....

08 08 2020 7:43:44

Изоспан А, В, С виды свойства характеристики подробно

Изоспан А, В, С стройматериал нового поколения, успешно применяемый при возведении современных зданий. Эта изоляция дает прекрасную защиту утепляющего слоя и конструкций от ветра, влаги (в том числе внутридомовой) в различных элементах дома. Изоспан А, В, С  виды Изоспан А На сегодняшний день, практически каждый дом претендует на звание энергоэффективной постройки и уже на начальном этапе… Читать дальше...

07 08 2020 20:29:49

Презентация урока-семинара по теме "Площади плоских фигур"

На конкурс представлена методическая разработка урока-семинара по теме " Метод площадей". Этот урок является предпоследним уроком по данной теме. Это урок обобщения и систематизации знаний и умений, предваряющий урок-зачет. Структура урока-семинара в некоторой степени соответствует последовательности изучения площадей в школьном курсе геометрии, а его содержание включает дополнительную информацию не только о площадях различных плоских фигур, вошедших в программу, но и о методе площадей, применимом для решения геометрических задач, но не достаточно подробно изучаемом в школе....

06 08 2020 18:24:53

Тесты по алгебре и началам анализа к учебнику А.Г. Мордковича. 10-й класс

Тесты – один из современных инструментов проверки знаний учащихся. Предлагаемые тесты составлены в соответствии с планом тематического контроля и учета усвоения учащимися темы, имеют текстовый и электронный варианты....

05 08 2020 3:27:11

Технологии проблемного обучения на уроке математики "Совпадения и закономерности"

Методическая разработка урока математики « Совпадения и закономерности» с использованием Т С О и И К Т, рабочая тема « Линейная функция и ее график». Цели урока: изучение определения и свойств линейной функции; рассмотрение графика линейной функции у = kx + b. Урок насыщен внутридисциплинарными и межпредметными связями – кадеты обращаются к знаниям по геометрии, физике и литературе....

04 08 2020 12:31:31

Урок "Решение квадратных уравнений"

Развиваются умения сравнивать, обобщать, правильно формировать и излагать мысли, развивать интерес к предмету через содержания учебного материала....

03 08 2020 2:51:27

Открытый урок по теме "Решение задач на проценты". 6-й класс

Урок предназначен для учащихся 6-х классов. Он содержит задачи, которые взяты из материалов Е Г Э. На уроке используется работа в группах....

02 08 2020 13:40:12

Решение простейших тригонометрических уравнений

В работе представлен урок по алгебре и началам анализа для 10-го класса по теме " Решение простейших тригонометрических уравнений". Урок проходит в форме соревнования между двумя командами....

01 08 2020 21:38:10

Новая форма оценивания контрольно-измерительных материалов по математике (по десятибалльной шкале)

В работе помещены контрольно-оценочные материалы по математике для младших школьников, которые составлены в ходе экспериментальной деятельности по теме " Система оценивания знаний учащихся по десятибалльной шкале в начальной школе". ...

31 07 2020 8:41:33

Урок физики в 8-м классе по теме: "Источники света"

Разработка предложенного урока по теме " Источники света" открывает раздел " Оптика" в курсе физики 8-го класса. На этом уроке хорошо прослеживается связь с другими предметами, такими как химия, биология, литература, география, музыка, живопись. При изучении данной темы можно сформировать интерес к предмету даже у тех школьников, которые не отличаются положительным отношением к учебной деятельности, равнодушных к учению и даже отрицательно относящихся к школе. Одним из важнейших путей формирования положительного отношения к учебе является создание у детей положительных мотивов учения. ...

30 07 2020 15:42:49

Внеклассное мероприятие "Путешествие по стране Математика". 6-й класс (политехнический)

Внеклассное мероприятие по математике призвано развивать творчество, сообразительность, познавательную активность учащихся, развивать чувство коллективизма и формировать интерес к математике. В работе принимают участие 4 команды, которые готовят материал по темам: " Уравнения", " Неравенства", " Функции" и " Геометрия". ...

29 07 2020 16:39:38

Урок математики по теме "Удивительное число Пи"

В ходе урока показывается технология междисциплинарного обучения при обучении математике в 6-м классе. Расширяются знания о таинственном числе Пи. Проводится индуктивное исследование....

28 07 2020 14:56:39

Урок в 6-м классе. Тема: "Действия с положительными и отрицательными числами"

Цели урока: обобщить и систематизировать умения и навыки выполнения действий с положительными и отрицательными числами; отработать навыки решения задач; развивать творчество, сообразительность, смекалку учащихся; развивать познавательную активность учащихся. ...

27 07 2020 19:18:58

Урок физики по теме "Закон Джоуля–Ленца"

В статье представлена методическая разработка урока по физике на тему " Закон Джоуля– Ленца". В процессе урока используются различные мультимедийные средства. Урок призван увеличить интерес детей к физике как к науке....

26 07 2020 18:58:42

Первые шаги в использовании ИКТ в учебном процессе, связанном с математикой

Информационные и компьютерные технологии все больше и больше проникают в учебный процесс, делая уроки современными, средства обучения наглядными, дидактические материалы аккуратными.... Порой ученики лучше нас владеют этими технологиями. Учитель, работая в содружестве с такими учениками и используя этот потенциал, может достичь желаемых целей. Такая работа обогащает всех участников образовательного процесса. Предлагаю познакомиться с нашими наработками. ...

25 07 2020 0:14:25

Уроки обобщающего повторения по физике в сельской малокомплектной школе

Специфика сельской школы – малая наполняемость классов. Это дает возможность учителю изучать интересы, способности и профессиональные намерения учеников. Благодаря этому можно уроки строить так, чтобы они вызывали интерес учащихся, способствовали развитию их талантов, осуществлению профессиональных намерений. Подготовка такого урока требует дополнительных затрат времени, предварительной работы, но результаты ее ценны как для учеников, так и для учителя. Пример урока обобщающего повторения дан в форме устного журнала, при подготовке к которому каждый ученик нашел дело по душе. ...

24 07 2020 11:44:28

Урок по физике "Механическая работа"

На уроке используются новые технологии в обучении физике: системно-структурный подход, демонстрационно-технический подход, задачный метод обучения. Данные подходы способствуют наиболее полному усвоению материала по физике, заставляют ученика переходить от пассивного участника образовательного процесса к активному, что способствует более качественному усвоению материала по предмету....

23 07 2020 12:48:13

Творческие задачи по физике

Нна своих уроках я использую технологию развивающего обучения. В течение нескольких лет занимаюсь подбором такого типа задач, в которых представлены исследовательские задания, требующие принципиально творческого решения: 1) экпериментально–исследовательские; 2) домашние творческие; 3) конструкторские; 4) задачи практического содержания; 5) задачи на проектирование физических опытов. ...

22 07 2020 14:38:34

Урок математики. Тема: "Сумма углов выпуклого многоугольника"

Урок предполагает следующие этапы: организационный момент, актуализация знаний, исследовательская работа, обсуждение полученных результатов и взаимоконтроль, закрепление полученных знаний, рефлексия, домашнее задание. На этом уроке в процессе исследовательской работы учащиеся выводят формулу суммы углов выпуклого n-угольника, определяют сумму внешних углов выпуклого n-угольника....

21 07 2020 21:15:57

Открытый урок математики по теме "Числа от 100 до 1000. Название и запись круглых сотен". 3-й класс

Цель урока: формирование представлений о чтении и записи трёхзначных чисел. Урок включает организационную часть, определение темы и целей, воспроизведение учащимися знаний, связанных с предстоящей работой, сообщение содержания задания и инструктаж по его выполнению, самостоятельную работу учащихся над заданием под руководством учителя, оценку и самооценку выполненной работы....

20 07 2020 11:34:21

Решение задач по теме "Координаты. Перемещение" с использованием интерактивной доски

Урок, на котором автор использует возможности интерактивной доски. Интерактивная доска позволяет работать с графическими объектами, наносить комментарии поверх отображаемых на доске материалов, дополнение и изменение подготовленных материалов на уроке. ...

19 07 2020 5:17:37

Занятие элективного курса в 6-м классе "Живая математика"

В статье описано занятие элективного курса по математике в 6-м классе. В начале занятия проводится физкультминутка для ума, которая снимает напряжение, усталость. Затем начинается разминка, где время на ответ ограничено до 5 секунд. Учащиеся сами разбирают новую тему и делают выводы по ней. В конце урока дети пишут синквейн и получают домашнее задание....

18 07 2020 18:56:50

Урок математики в 6-м классе по учебному комплекту Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина "Математика 6"

Данная статья содержит разработку урока математики в 6-м классе по теме " Площади", по учебному комплекту " Математика. 6" Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина ( М: Просвещение, 2006). Лабораторно-практическая работа с использованием мультимедийной презентации и электронного учебного пособия " Интерактивная математика 5–9" к учебным комплектам 5–6 кл. под редакцией Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина ( Дрофа, 2002). Урок проводится в компьютерном классе, так как каждый ученик работает с компьютером....

17 07 2020 6:16:51

«Степень с натуральным показателем». 7-й класс

Обобщающе-повторительный урок математики, посвященный городам-героям Советского Союза. На уроке используются маршрутный лист, презентация Р Р....

16 07 2020 19:23:41

Урок-презентация "Нагрузка в цепи переменного тока"

Представлен урок систематизации и контроля знаний учащихся с использованием интерактивного оборудования и системы голосования Verdict 1.2. Каждое задание представляет собой окно на интерактивной доске, в котором имеются возможные варианты ответов, а также содержатся кнопки голосования. Учащийся выбирает ответ, нажимая соответствующую кнопку на своем пульте....

15 07 2020 9:50:20

Интегрированный урок (математика + физическая культура) "Среднее арифметическое"

Цели урока – установить широкую связь между изучением среднего арифметического чисел и их применением на уроках физической культуры; развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся через анализ функционального состояния учащихся....

14 07 2020 20:39:13

Урок математики по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями". 5-й класс

В ходе урока в устной форме повторяется изученный материал; решаются задачи по теме; проводится самостоятельная работа с физкультминуткой. Для тех кто быстрее справился с самостоятельной работой, раздаются карточки с задачами на сообразительность. Заканчивается урок подведением итогов и рефлексией. Урок развивает познавательный интерес к предмету, логическое мышление и сообразительность....

13 07 2020 0:47:46

Решение неравенств методом интервалов

Главной целью урока являлось развитие личностных качеств учащихся, т.к. преподавание математики проводится не ради математики, а для развития личности ребенка....

12 07 2020 12:46:26

Интегрированное занятие элективного курса "Биофизика человека " на тему "Биофизика сердца"

Деятельность сердца, как и деятельность любой возбудимой ткани, сопровождается электрическими явлениями. Цель интегрированного занятия заключается в расширении знаний о строении сердца, электрических явлениях в сердце, методах изучения сердца....

11 07 2020 14:45:36

Способы решения показательных уравнений

В статье дается определение показательного уравнения, рассматриваются (с примерами) основные способы решения. Урок сопровождается компьютерной презентацией с использованием интерактивной доски. Объяснение нового материала дополнено упражнениями для первичного закрепления, домашним заданием....

10 07 2020 17:35:39

Разработка урока по теме "Деление на десятичную дробь", 5-й класс

Цель занятия - формирование прочных вычислительных навыков, доведение их до автоматизма. Занятия развивают у ребят самостоятельность, умение общаться, оказывать помощь. Главное - не количество сданных карточек с заданиями, а умение помочь друг другу. Каждый ребенок по очереди работает то в роли обучающего, то роли обучаемого....

09 07 2020 0:42:24

Рабочая программа по математике. 5-й класс

В результате изучения учебного курса " Математика в 5-м" классе ученик должен знать математические термины, правила действий с десятичными дробями, уметь: читать и записывать натуральные числа и десятичные дроби, сравнивать два числа; выполнять письменно сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел и десятичных дробей; выполнять простейшие устные вычисления; определять порядок действий и находить значения числовых выражений....

08 07 2020 5:13:21

Действия с десятичными дробями

Урок обобщающего повторения в 5-м классе посвящен 425-й годовщине основания города Воронежа. На уроке обобщаются и систематизируются знания учащихся о правилах действий с десятичными дробями; закрепляется умение применять правила в процессе выполнения упражнений; формируются навыки самостоятельной работы....

07 07 2020 8:50:11

Решение уравнений

Учащиеся в игровой форме систематизируют знания, умения, навыки в решении уравнений. Урок опирается на командную работу учащихся, развивает основные мыслительные операции (памяти, внимания, быстроты реакции, гибкости и вариативности мышления), творческие способности. ...

06 07 2020 3:38:41

Функция y = k/x и ее график

Цели урока: систематизировать знания учащихся о функциях; познакомить с функцией у = к/х и ее графиком; закрепить практические навыки учащихся в построении графика функции обратной пропорциональности....

05 07 2020 10:37:15

Методика формирования креативных способностей обучающихся в процессе решения эвристических задач

В статье сделана попытка обобщить опыт обучения математике с использованием эвристических задач для стимулирования, реализации интеллектуально-творческого потенциала и развития креативных способностей обучающихся....

04 07 2020 13:31:50

Методы и формы творческого характера при работе с одаренными детьми

Методы обучения как способы организации учебной деятельности учащихся являются важным фактором успешности усвоения знаний, значит, и сдачи Е Г Э, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно ведущими и основными являются методы творческого характера - проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные - в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы....

03 07 2020 23:49:52

Интегрированный урок (физика + география) на тему «Атмосферное давление»

На уроке используются элементы информационных технологий в виде презентации. Презентация служит источником информации о природе атмосферного давления, его влиянии на климат и живые организмы. Формируются навыки межличностного общения, умения работать с приборами и систематизировать изученный материал....

02 07 2020 17:11:22

Линейная функция и ее график (7-й класс)

Урок в 7-м классе по учебнику Мордковича А. Г. проводится в занимательной форме с использованием компьютерной презентации. В уроке перекликаются математические вычисления и сообщение интересных биологических фактов....

01 07 2020 3:32:18

Использование логико-смысловых моделей при обучении математике. Методические рекомендации для учителей математики

Истинный гуманизм в образовании связан с устранением познавательных затруднений учащихся, с облегчением процесса понимания ими учебного материала, с необходимостью максимально развить их интеллектуальные способности. Один из путей реализации этих целей - использование средств, представляющих знания наглядно, полно, компактно, логично и связно. Эту возможность дают логико-смысловые модели. ...

30 06 2020 15:30:15

Использование технологии личностно-ориентированного обучения на уроках

Задача заинтересовать учеников в изучении своего предмета все чаще встает перед учителем. В течение последних лет я работаю над реализацией личностно-ориентированного подхода в обучении. Осуществление данного подхода, применение новых информационных технологий позволяет безгранично разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на обучающихся. В результате чего у школьников повышается качество знаний, усиливается мотивация обучения. ...

29 06 2020 8:43:12

Проект урока с применением компьютерных технологий по теме "Координатная плоскость" в 6-м классе

В ходе урока использовала электронное учебное пособие " Интерактивная математика, 5-9". Это позволило мне добиться успеха в развитии мотивации и познавательного интереса, активизировать внимание учащихся. Считаю, что применение электронных пособий, использование компьютеров на уроке является важным стимулом для поддержания интереса к уроку, к учебному материалу, так как по опыту работы знаю, что высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке....

28 06 2020 22:32:19

Программа элективного курса "Формирование основных методов решения задач по физике"

Программа элективного курса повышенного уровня, направленного на углубление изучения физики, проведение профильной подготовки учащихся 10-11-х классов. Опираясь на курс физики основной школы, программа включает изучение семи основных разделов за 140 учебных часов....

27 06 2020 1:16:12

Урок геометрии в 8-м классе по теме "Определение подобных треугольников"

На уроке особое внимание уделяется актуализации опорных знаний. В процессе работы развиваются умения анализировать, осуществлять умозаключения, исследовательские навыки, способствуют осознанию изучаемого материала....

26 06 2020 14:34:10

Решение некоторых задач по теории множеств

На математическом кружке вместе с учащимися рассматривались задачи, благодаря наглядности которых процесс решения становится понятным и интересным. На первый взгляд, детям хочется составить систему уравнений, но в процессе решения остается много неизвестных, что ставит их в тупик. Для того, чтобы уметь решать эти задачи, необходимо предварительно рассмотреть некоторые теоретические разделы теории множеств....

25 06 2020 9:31:28

Урок "Пересечение и объединение множеств"

Теория множеств изучается сейчас в классах с углубленным изучением предмета, однако нередко в олимпиадах присутствуют задачи, которые достаточно легко решаются с использованием знаний по теории множеств. Данный урок содержит необходимый теоретический материал и интересные развивающие задачи....

24 06 2020 10:38:46

Физика атомного ядра

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений в 11-м классе. В ходе урока диагностируется уровень усвоения учащимися темы " Физика атомного ядра"....

23 06 2020 4:21:21

Звук. Двоичное кодирование звуковой информации

При интегрированном обучении сходство идей и принципов прослеживается лучше, чем при обучении различным дисциплинам в отдельности, так как при этом появляется возможность применения получаемых сведений одновременно в различных областях - теоретической, практической и прикладной. Реализовать вышеназванное помогают интегрированные уроки информатики с другими учебными предметами, которые отличаются от обычных уроков большой информативностью. ...

22 06 2020 14:59:19

Урок по теме "Арифметическая прогрессия"

Урок изучения нового материала и первичного закрепления. Цель урока: ввести понятие "арифметическая прогрессия", формулу общего члена, суммы первых n слагаемых и научить решать задачи. На уроке используется индивидуальная, групповая и фронтальная формы работы, в приложении представлена презентация составленная автором работы....

21 06 2020 18:47:34

Урок обобщенного повторения в 11-м классе "Логарифмы на ЕГЭ"

Урок обобщающего повторения в 11-м классе, с применением И К Т. Логарифмы - одна из самых непростых тем для большинства учащихся. Задания по этой теме включены во все части вариантов Е Г Э. Этим вопросам необходимо уделить особое внимание на уроках обобщающего повторения. ...

20 06 2020 2:59:26

Как выбрать электрорубанок среди всего многообразия предложений

Хотите узнать как собрать своими руками рейсмусовый станок из электрорубанка? Прочитайте статью и выберите из примеров то, что вам подойдет....

19 06 2020 15:55:44

Математическая игра для 5-х классов "Путешествие в страну математики"

Игра включает в себя исторические сведения о развитии математики и великих математиках — основателях математической науки, а также занимательные задания; развивает детскую наблюдательность, оказывает большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение....

18 06 2020 15:50:39

Урок математики в 4-м классе по теме "Повторение единиц длины, массы, времени. Закрепление навыков решения уравнений и задач"

Урок математики в 4-м классе по теме: " Повторение единиц длины, массы, времени. Закрепление навыков решения уравнений и задач" учит вырабатывать самостоятельность суждений при решении разнообразных заданий алгебраического характера, воспитывает культуру труда, аккуратность, развивает память, внимание, потенциальные возможности учеников, способствует привитию интереса к математике....

17 06 2020 7:38:23

Предпрофильный курс "Физика в мире профессий"

Курс предполагает создать у учащихся 9-го класса мотивацию к изучению физики. Мир профессий многообразен и не всегда учащиеся представляют, какие знания по физике применяются в технике и производстве и что им понадобится при дальнейшем профессиональном обучении. Знакомство с предложенными профессиями формирует у школьников интерес к изучению физики. ...

16 06 2020 13:18:55

Примеры уравнений, приводимых к квадратным. 9-й класс

На уроке, при объяснении нового материала, создается проблемная ситуация, которую ученики решают с помощью учителя. Дети составляют алгоритм решения уравнения. Урок формирует умения решать целые уравнения методом введения новой переменной; развивает познавательную активность и творческие способности учащихся; воспитывает навыки творческого усвоения знаний....

15 06 2020 17:14:11

Интегрированный урок "Страна чудес Льюиса Кэрролла"

Второй урок из серии интегрированных уроков (английский язык, русский язык, математика). Учащиеся знакомятся с творчеством Льюиса Кэрролла, узнают новые математические и лингвистические понятия, преодолевают трудности перевода с английского на русский, расширяют словарный запас. Урок развивает навыки критического мышления....

14 06 2020 9:47:40

Урок математики с использованием ИКТ "График функции y=k:x

Урок проводится в компьютерном классе. На компьютере учителя демонстрируется сопроводительная презентация к уроку, автоматизированная таблица результатов урока. На компьютерах учащихся установлена программа « Графики» и автоматизированный тест « Функция, её график и свойства.» ...

13 06 2020 13:13:16

Статья "Внеклассная работа по математике"

Изучение математики - процесс нелегкий. В 20-летней практике стараюсь разнообразить преподавание математики занимательными занятиями, преподаванием курса " Наглядная геометрия", кружком " Оригами". Занятия факультатива имеют пропедевтическое, познавательное, развивающее и огромное воспитательное значение. ...

12 06 2020 6:45:47

Математический праздник "В гостях у царицы Математики"

Автор представляет сценарий внеклассного театрализованного мероприятия по математике. Делится опытом активизации учебной деятельности школьников и интереса к математике, расширения кругозора и развития интеллекта учащихся. В совместной работе по подготовке и проведению вечера у учащихся развиваются навыки хорошего поведения в обществе, общения, совместной деятельности, ответственности за коллектив и его сплочение....

11 06 2020 10:22:46

Игра "Копилка знаний". 10–11-е классы

Внеклассное мероприятие по математике разработано для студентов первого курса. Сценарий составлен с применением элементов проблемного обучения. Данную разработку можно использовать по любому предмету и на любую тему, заменив задания или дополнив их при необходимости. Можно включать только фрагмент этой разработки при повторении изученного материала на обычном уроке....

10 06 2020 22:55:49

Презентация к заключительному уроку по теме "Квадратные уравнения"

Презентация представляет собой быстрое тестирование обучающихся и элементы самообучения, может быть использована на заключительном уроке по теме, а также на уроках повторения. В программе содержится 100 заданий двух уровней (обязательного и углубленного), разделенных на 10 вариантов....

09 06 2020 11:49:59

Все о квадратном уравнении

Цель урока: систематизировать и обобщить знания и умения по теме « Квадратное уравнение»: определение, неполные уравнения, решение уравнения выделением квадрата двучлена, формула корней квадратного уравнения, теорема Виета, биквадратные уравнения....

08 06 2020 12:14:54

Противоположные числа

Урок изучения нового материала. Цели урока: дать определение противоположных чисел, научить находить и записывать их, выработать умения анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать, формировать навыки общения, умения работать в коллективе....

07 06 2020 19:43:56

КВН по теме "Тригонометрия". 10-й класс

В статье представлена разработка внеклассного мероприятия К В Н по теме " Тригонометрия" для учащихся 10-го класса. Целью К В Н является проверка знаний учащихся по теме " Тригонометрия", формирование интереса к математике, развитие кругозора учащихся и умения работать в команде. ...

06 06 2020 8:20:29

Сложение и вычитание десятичных дробей. 5-й класс

Цели урока: отработка навыков сложения и вычитания десятичных дробей; тренировка внимания, памяти; расширение кругозора учащихся....

05 06 2020 22:49:11

Урок по теме: "Сила трения"

Урок обобщает и углубляет знания учащихся о силе трения, учащиеся определяют направление силы трения, получают формулу для ее вычисления; знакомятся с новой физической величиной - коэффициент трения скольжения....

04 06 2020 20:36:14

Отопление Ленинградка в частном доме: Ленинградская система отопления своими руками, как правильно сделать, провести

Ленинградская система отопления считается одной из самых простых и, вместе с тем, надежных. Она может с успехом применяться даже в многоэтажных домах, высотой до 30 м. При этом собрать отопление по такой схеме может даже новичок, используя для этого минимальное количество материалов и инструментов. В статье далее мы расскажем, как сделать Ленинградскую систему отопления, а… Читать дальше...

03 06 2020 6:34:11

План-конспект открытого урока по алгебре на тему "Обобщение материала по теме «Сумма и разность многочленов»"

В статье представлен подробный план-конспект открытого урока по алгебре 7-го класса « Обобщение материала по теме " Сумма и разность многочленов». В ходе урока применяются различные формы и методы работы, для наглядности применяется презентация....

02 06 2020 6:39:40

Факультативный курс по математике для учащихся 4–6-х классов "Геометрия окружающего мира"

Программа курса " Геометрия окружающего мира" может быть реализована в учебном плане как факультативный курс, во внеурочной работе (кружковая работа), в платных дополнительных общеобразовательных услугах. Кроме того, данный курс можно использовать в предпрофильной подготовке учащихся....

01 06 2020 13:47:29

Урок по теме "Средняя линия трапеции"

Работа предназначена для проведения урока по теме « Средняя линия трапеции» с использованием И К Т-технологий в 8-м классе. Урок помогает учащимся изучить понятие средней линии трапеции, провести доказательство свойства средней линии, научит умению применять теорему в нестандартных ситуациях при решении задач; содержит дифференцированную самостоятельную работу по теме урока. ...

31 05 2020 20:44:44

Общие методы решения тригонометрических, показательных и логарифмических уравнений

Разработка урока может быть использована учителями математики как при организации итогового повторения по теме " Уравнения и неравенства", так и при организации итогового повторения при подготовке к Е Г Э. В статье содержится дидактический материал к уроку. Кроме того, к статье приложен материал к уроку, созданный в программе Smart Notebook, который может быть использован с помощью интерактивной доски....

30 05 2020 21:25:53

Обобщение знаний по теме "Сложение и вычитание обыкновенных дробей"

Задачи урока: обобщить и систематизировать умения и навыки определения вида дробей, сравнения, сложения, вычитания обыкновенных дробей; повышение интереса к предмету; развитие способностей к самостоятельной оценочной деятельности....

29 05 2020 7:24:31

Урок алгебры в 9-м классе по теме "Функция у=х^n, где n = 3, 4, 5. Её свойства и график"

В ходе урока учащимся предложено самостоятельно исследовать функцию у=х^n при различных натуральных значениях n. На уроке организована работа в парах, применяются различные методы проверки самостоятельных работ, что позволяет каждому учащемуся разобраться в таких сложных вопросах, как «функция». ...

28 05 2020 12:49:55

Программа и тематическое планирование к кружку «Прекрасный мир математики». 5-й класс

Представлено тематическое планирование работы кружка в соответствии с требованиями Ф Г О С О О О....

27 05 2020 7:39:55

Математическая игра "Брейн-ринг"

Урок проводится в виде деловой игры. Необходимо показать свои знания по данной теме, уметь работать в группе, обладать быстротой мышления. Игра состоит из трёх туров. В игре принимают участие 4 команды. В первых двух турах играют по 2 команды, а в третьем встречаются победители первых двух. Первые две встречи играют до трёх очков. Третий тур – до шести очков....

26 05 2020 0:12:41

Урок-обобщение по теме "Четырехугольники" (8-й класс)

Урок проводится непосредственно перед контрольной работой и интересен включением в обычный материал сведений о неевклидовой геометрии. Автор совершенствует у учащихся навыки решения задач; повторяет и расширяет представления об аксиомах планиметрии. Знакомит с существованием неевклидовой геометрии....

25 05 2020 17:10:53

Математика вокруг нас (предметная неделя в школе)

Описание опыта проведения недель математики в школе. ...

24 05 2020 17:33:10

Основные свойства простейших геометрическиз фигур. 7-й класс

Урок контроля знаний по геометрии. Тематический зачёт проводится с целью проверки достижения всеми учащимися уровня обязательной подготовки по теме, но в то же время он позволяет проверить достижение некоторыми учащимися более высокого уровня усвоения материала данной темы....

23 05 2020 23:46:28

Открытый урок математики в 3-м классе "Четные и нечетные числа"

Урок для 3-го класса специальной коррекционной школы VIII вида, где обучаются дети с О В З. На уроке использованы упражнения на логическое мышление, на формирование пространственной ориентировки, на умение работать с учебником, что способствует привитию интереса к предмету....

22 05 2020 20:30:50

Урок математики по теме "Деление трехзначного числа на однозначное число". 5-й класс

Урок проводится в 5-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида после темы « Умножение трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд». Особенность этого урока заключается в том, что арифметические задачи, используемые на уроке, составлены на местном материале, знакомом детям. ...

21 05 2020 23:57:22

Зачетное занятие по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии"

Занятие состоит из лекции-парадокса, решения задач по всей теме, самостоятельной работы на три уровня. Учащиеся сами определяют, с какого уровня им начать работать. Решив задачи выбранного уровня, они показывают их учителю, если решение правильное, ученик может приступать к следующему уровню....

20 05 2020 16:54:42

Игровой урок-экскурсия в "Институт им. П" по теме "Длина окружности". 9-й класс

Игровой урок объясняет новый материал по теме « Длина окружности» и первично закрепляет его. При выкладывании фигур учащиеся на практике убеждаются, что, чем больше сторон имеет правильный многоугольник, тем его контур больше похож на окружность, совершают экскурс в историю: узнают, когда появилось число π, какое значение оно имело в древности. При решении задач на закрепление учащиеся узнают, где может быть применена формула длины окружности....

19 05 2020 22:39:56

Внеклассное мероприятие по математике "Турнир мудрецов"

" Мудрый ничего не делает, не подумав" - гласит народная пословица. Человек становится мудрее с годами, но уже в детском возрасте есть зачатки мудрости. И каждый школьник, чем он старше, тем становится мудрее. Игра " Турнир мудрецов" предполагает выявить, насколько мудро может поступить ученик в той или иной нестандартной ситуации. Задания в таком турнире подбираются таким образом, чтобы при их выполнении не только звучали теоретические рассуждения и доказательства, но были показаны практически, графически, в виде инсценировок и т.д. Ребята с большим интересом участвуют в таких турнирах, желая проверить и показать себя. И именно здесь выявляются ребята умеющие нестандартно мыслить....

18 05 2020 1:10:53

Конспект интегрированного урока алгебры. Тема урока: "Приемы решения иррациональных уравнений"

Основные цели урока: обобщить теоретические знания по данной теме; закрепить основные способы и нестандартные приемы решения иррациональных уравнений; развивать навыки самоконтроля. Сопутствующие - повторить форматирование текстов в WORDe. ...

17 05 2020 13:52:31

Применение первого закона термодинамики к изопроцессам

В ходе групповой работы подробно рассматривается применение первого закона термодинамики к изопроцессам. Объясняется работа дизельного двигателя и образование облаков на основе адиабатного процесса....

16 05 2020 11:12:53

Математический КВН. 8-й класс

К В Н по математике для учащихся 8–9-х классов. В игре принимают участие две команды. Команде предлагается 10 заданий. Мероприятие способствует развитию интереса к изучению математики, развитию логического мышления....

15 05 2020 21:57:59

Натуральные числа. Обозначение натуральных чисел. Как записывают и читают числа

Урок направлен на то, чтобы познакомить учащихся с записью чисел в древности, научить их распознавать и записывать натуральные числа, а также на развитие умения разбивать числа на классы и быстро их читать. ...

14 05 2020 5:38:17

Правильные многогранники

Цель: Познакомить учащихся с новым типом выпуклых многогранников - правильными многогранниками....

13 05 2020 17:42:14

Интегрированный урок по ОБЖ и математике на тему: "СПИД и его профилактика"

Урок по О Б Ж и математики по теме " С П И Д и его профилактика" знакомит учащихся с инфекционным заболеванием С П И Д и с помощью математического моделирования наглядно показывает, как можно исследовать и прогнозировать развитие инфекционных заболеваний. ...

12 05 2020 3:14:24

Уравнения, сводящиеся к квадратным (8-й класс)

Умение решать квадратные уравнения является одним из важнейших навыков для учащихся 8-х классов. Приложением к этой теме является решение уравнений высших степеней, которые сводятся к квадратным....

11 05 2020 13:58:18

Урок математики по теме "Противоположные числа"

Данная статья – разработка урока изучения нового материала по теме « Противоположные числа» в 6-м классе с использованием И К Т. Включены элементы модульной технологии (выходной контроль с самопроверкой). Урок содержит задачи, связанные с понятием «здоровый образ жизни», материал из истории математики. В домашнем задании используется дифференцированный подход. ...

10 05 2020 8:10:48

Урок алгебры в 9-м классе "Нахождение области определения выражений"

Урок проводится в рамках подготовки к Г И А по алгебре в 9-м классе. На этом уроке учащиеся повторяют и систематизируют знания по темам " Решение неравенств" и " Нахождение области определения выражений". ...

09 05 2020 6:20:12

Интегрированный урок по теме: "История развития общества, становление науки. Теорема Виета"

Предлагаю интегрированный урок математики по теме " Теорема Виета" в сочетании с историческими экскурсами в жестокую эпоху инквизиции, благодаря которым осуществляется переход к системному обобщению связи истории развития общества и истории развития математики....

08 05 2020 4:57:17

Обобщающий урок по теме "Давление жидкостей и газов", 7-й класс

Урок-путешествие активизирует познавательную и мыслительную деятельность учащихся. При проведении таких уроков у учащихся увеличивается работоспособность, повышается интерес к предмету, активизируется любознательность. Урок сопровождается презентацией....

07 05 2020 4:11:34

Задачи на равновеликость фигур

Нахождение площади фигур является одной из основных задач геометрии. Порой бывает сложно найти площадь заданной фигуры. Задача о нахождении площади упрощается, если заменить исходную фигуру равновеликой или равносоставленной. В работе представлено занятие элективного курса для 8-го класса....

06 05 2020 2:37:16

Обобщающий урок по теме "Треугольник". 7-й класс

Учащиеся решают задачи по теме " Треугольники", аргументируют свое решение, применяя свойства фигур и признаки равенства треугольников....

05 05 2020 13:45:37

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Музей треугольника"

Целью мероприятия служит повторение изученного материала по геометрии в 7-м классе, которое проводится в форме ролевой игры, где учащиеся этого класса создают « Музей треугольника» и работают в нём экскурсоводами. ...

04 05 2020 23:43:20

Урок алгебры в 7-м классе по теме "Формулы сокращённого умножения"

Основной целью урока является формирование навыков решения примеров на формулы сокращенного умножения. На уроке отрабатываются навыки устного счета, выполняется самостоятельная работа и для повышения мотивации к изучению математики – занимательные задачки. Для наглядности используется презентация....

03 05 2020 16:30:25

Открытый урок физики "В стране сил"

На уроке учащиеся в игровой форме обобщают и закрепляют ранее изученный материал о всех силах. Путем прохождения «станций», используя разные способности ребят, учитель может выявить знания и умения по изученной теме....

02 05 2020 9:59:45

Урок алгебры "Арифметический квадратный корень". 8-й класс

Учащиеся самостоятельно выводят понятие арифметического квадратного корня. Закрепляются вычислительные навыки учащихся....

01 05 2020 6:47:34

Как исследуют качество знаний школьников в 9-м классе

Целью предлагаемого урока было: ознакомление обучающихся со статистическими исследованиями, проведение изучения математической подготовки в 9-м классе и повышение интереса учащихся к изучению материала. ...

30 04 2020 13:53:38

Учебно-методическая разработка урока алгебры в 9-м классе по теме "Квадратный трехчлен, квадратное уравнение, неравенство, квадратичная функция"

Использование свойств квадратного трехчлена позволяет решать довольно сложные задачи как математики, так и физики. Из уст математиков нередко звучит такая фраза: « Во многих задачах торчат уши квадратного трехчлена». Эти «уши» и надо заметить, чтобы сообразить, как получить при решении более сложных задач правильный ответ. Будьте внимательны! ...

29 04 2020 2:16:15

Самоанализ профессиональной деятельности учителя математики

Целью своей педагогической деятельности считаю организацию обучения и воспитания ребёнка во имя развития его личности. При этом приоритетными выделяю такие направления образования, как гуманизация, гуманитаризация и информатизация образования. ...

28 04 2020 13:47:45

Урок - творческий отчет "Физика в нашей школе". 8-й класс

Чтобы заинтересовать детей изучением физики, я ставлю перед ними задачи, требующие творческого поиска физических явлений, законов, и не не где-нибудь, а в нашей родной школе. Подсказываю темы задач " Физика в школьной столовой", " Физика в мастерских" и т.д. Затем провожу урок – творческий отчет по теме " Физика в нашей школе", на котором каждый ученик может проявить свои творческие способности, сформулировав и решив физическую задачу о родной школе....

27 04 2020 12:25:23

Конспект урока. Учебник Ю.Н. Макарычева "Алгебра 7"

Представленная работа написана в форме конспекта нестандартного урока по алгебре в 7-м классе. Это - разработка первого урока по теме " Умножение многочлена на многочлен" по учебнику Ю. Н. Макарычева. Подбор упражнений можно менять в зависимости от уровня подготовки обучающегося. В ходе урока используются афоризмы, которые позволяют активизировать работу обучающихся и пробудить интерес к новому материалу....

26 04 2020 2:14:46

Открытый урок: "School"

Урок английского языка в 5-м классе оп У М К "Spot light" проводится с целью расширения общего кругозора учащихся, формирования интереса к изучению английского языка. Кроме этого, повышается уровень И К Т, проверяется усвоение лексического материала с помощью компьютеров ...

25 04 2020 12:53:58

Урок математики "Сложение смешанных чисел". 6-й класс

Урок изучения нового материала является текущим в разделе « Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями». Урок строится в рамках развивающего обучения, когда дети, решая проблемный вопрос, определяют тему и цели урока, а затем формулируют правила....

24 04 2020 5:43:39

Путешествие в мир математических задач

Урок математики в 5-м классе по теме " Путешествие в мир математических задач" проходит в форме игры. На уроке отрабатываются навыки решения текстовых задач "способом уравнивания" и составления математических моделей реальных ситуаций. Учащиеся учатся отстаивать свою точку зрения. Необычная форма урока позволяет охватить работой всех учащихся. ...

23 04 2020 2:42:16

Эффективная подготовка к ГИА по математике. Интерактивные тесты

Методическое пособие предназначено для подготовки обучающихся к итоговой проверке знаний и умений по математике. Урок рассматривает некоторые решения заданий теста по темам. В презентации представлены несколько решений уравнений, относящихся к теме " Решение заданий теста". Этот материал могут использовать учителя при преподавании математики и обучающиеся при изучении предмета на уроках и в процессе самоподготовки....

22 04 2020 10:19:54

Эффективная методика преподавания темы "Простейшие преобразования графиков"

В школьном курсе алгебры недостаточно внимания уделяется изучению простейших преобразований графиков элементарных функций. В данной статье описывается авторский подход к изучению темы « Простейшие преобразования графиков функций», эффективность которого подтверждается умением учащихся выполнять необходимые преобразования графиков уже на втором уроке после объяснения данного материала....

21 04 2020 15:25:29

Развитие информационных умений учащихся на уроках физики

Совершенствование методов и разработка активных форм обучения физике - одно из важнейших средств интенсификации и оптимизации учебного процесса. Учитель на современном уроке должен выступать как организатор деятельности учащихся. Поэтому на первый план выходит задача научить учащихся учиться. Учебный процесс организуется таким образом, чтобы учащиеся, используя различные источники информации, могли бы самостоятельно добывать знания. Усвоение знаний становится не самоцелью, а средством для реализации образовательной и воспитательной функций обучения. ...

20 04 2020 10:39:17

Разработка урока по алгебре в 7-м классе с использованием интерактивной доски SMART Board по теме «Функция у = х² и ее график»

В статье рассматриваются возможности применения интерактивной доски SMART Board, программы " Живая математика" для построения графиков, изучения свойств функции, что повышает эффективность и качество обучения, вызывает интерес и усиливает мотивацию обучения...

19 04 2020 21:38:10

Показательные уравнения

Урок является заключительным при изучение темы « Показательные уравнения». Тип: урок контроля знаний. Для достижения достаточной объективности оценки знаний и умений учеников используется умелое сочетание различных средств, методов (устный, письменный) и форм контроля (самоконтроль)....

18 04 2020 1:27:59

Открытый урок по теме «Тепловые машины» в технологии РКМЧП. 10-й класс

План открытого урока по физике в технологии Р К М Ч П. Структура урока соответствует заявленной технологии: вызов, осмысление, рефлексия. На стадии вызова демонстрируется презентация о видах тепловых машин с кратким описанием. На стадии осмысления участникам раздаются текстовые материалы о различных типах тепловых машин. используются такие приемы, как чтение текста с выделением ключевых слов; маркировка текста; создание кластеров....

17 04 2020 2:21:36

Урок алгебры в 9-м классе по теме "Системы уравнений. Решение задач с помощью систем уравнений"

Учащиеся углублённо изучают иностранные языки, на данном уроке алгебры применяются их знания английского языка. Предполагается реализация принципа наглядности обучения за счёт активного использования мультимедийных средств (проектор, презентация PowerPoint, 33 слайда). Формы и методы интерактивного обучения: "каждый учит каждого", "ученик в роли учителя", "мозговой штурм". ...

16 04 2020 8:22:59

Урок математики по теме "Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц". 1-й класс

Цель урока заключается в ознакомлении обучающихся с принципом решения задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц в ходе практической работы....

15 04 2020 9:54:36

Математическая игра "Счастливый случай". 8-й класс

Внеклассное мероприятие проводится в форме игры « Счастливый случай». Мероприятие повышает интерес у учащихся к занятиям математикой, активизирует мышление, воспитывает волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом....

14 04 2020 5:43:46

Интегрированный урок (биология + физика) "За страницами учебника. Бионика"

Цель урока: создание условий для формирования познавательной активности учащихся. В ходе урока обобщаются знания учащихся по изучаемым предметам (биология и физика), а также расширяется их кругозор, формируется понятие о тесной взаимосвязи различных наук и взаимосвязи природы, науки и техники. Урок сопровождается презентацией и дополнительным занимательным материалом. Материал урока рекомендуется для учащихся 7-го класса....

13 04 2020 13:42:31

Воспитание интереса к изучению математики через занимательный материал в работе с умственно отсталыми детьми

<p> Человеку приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами. У ребенка, овладевшего математическими представлениями и понятиями, быстрее и успешнее происходит социализация.<br> В основу работы с умственно отсталыми детьми положены сложившиеся представления о структуре дефекта, где на первый план выступает нарушение интеллектуальной деятельности (первичное нарушение) и возникают на этом фоне вторичные отклонения, которые заключаются в недоразвитии эмоционально-волевой сферы, физической ослабленности, нарушении поведения, речи.<br> Важными условиями правильного взаимоотношения педагога с детьми по воспитанию интереса к изучению математики являются:<br> – cоздание эмоционального контакта с умственно отсталым ребенком;<br> – положительное отношение педагога к деятельности ребенка; <br> – поддержание уверенности детей в своих силах;<br> – предупреждение неудач через учет индивидуальных особенностей детей,<br> – наглядный показ результата деятельности;<br> – создание преодолимых трудностей;<br> – последовательное увеличение самостоятельности в работе.<br> Цель всей работы по развитию интереса к математике детей с нарушением интеллекта – приобретение учебных знаний, умений, навыков, необходимых для независимой (частично независимой) и самостоятельной (частично самостоятельной) жизни в дальнейшем. ...

12 04 2020 15:39:25

Урок математики по теме "Система линейных уравнений с двумя переменными". 7-й класс

Целиь: рассмотреть методы решения систем линейных уравнений с двумя неизвестными и сформировать способность к решению системы линейных уравнений различными методами; развивать логические операции: анализ, обобщение, перенос, планирование деятельности; формировать умение работать в группе, участвовать в коллективном диалоге....

11 04 2020 3:43:20

Информационные технологии на уроках геометрии

Свою роль учителя я вижу как организатора самостоятельной, активной познавательной деятельности учащихся, консультанта и помощника. При подготовке к уроку я все чаще и чаще использую компьютерные технологии. В этом мне помогает программа Microsoft PowerPoint - простая в изучении и применении программа....

10 04 2020 12:30:14

Урок физики по теме "Расчёт массы и объёма тела по его плотности"

Урок физики с применением И К Т способствует развитию умений и навыков оперировать понятием «плотность тела» при решении задач. В ходе урока отрабатывается навык установления связей между массой, объемом и плотностью тела, развивается умение пользоваться измерительными приборами. ...

09 04 2020 17:11:52

Заточить циркулярную пилу можно самостоятельно при наличии определенных навыков

Нужен диск для циркулярной пилы, но сомневаетесь в выборе? В этой статье мы подробно рассказали, какие бывают диски и как правильно их выбирать....

08 04 2020 2:13:45

Модульный урок по математике на тему "Квадратные уравнения". 8-й класс

Цели урока: обобщить знания по теме, проверить умение применять формулы корней квадратного уравнения, развивать умение самооценки. Урок содержит компьютерный тест, разработанный автором урока....

07 04 2020 16:43:47

Урок-исследование в 11-м классе по теме "Расположение корней квадратного уравнения относительно заданных точек"

Исследование - способ применения старого знания для получения нового, является орудием получения научных фактов. Исследовательская деятельность связана с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с неизвестным решением. Работа на уроке предполагает изучение теоретических вопросов, совместную исследовательскую деятельность. Учителем предлагается для исследования математический объект - квадратное уравнение. Учащиеся вправе самостоятельно выбирать пути, находить единомышленников, объединяясь в группы, и вести исследование по одному из путей: ...

06 04 2020 7:32:56

Кроссворды по математике

Для привития интереса к математике можно использовать математическое лото, сказки, шарады, ребусы, загадки, головоломки со списками и кроссворды. Я в своей работе часто применяю кроссворды, так как они ещё являются и одним из способов проверки знаний и умений обучающихся....

05 04 2020 22:46:30

"Развитие творческого мышления младших школьников на уроке математики средствами нестандартных вычислений

Развитие творческого мышления младших школьников на уроке математики средствами нестандартных вычислений. Данная работа представляет собой обобщенный опыт в изучении предлагаемой темы и может помочь учителям начальных классов в преподавании математики....

04 04 2020 14:32:15

Урок математики в 5-м классе "Решение уравнений"

Урок обобщения и систематизации знаний. Различные формы урока позволяют обеспечить условия для мотивации обучения, развивать познавательные интересы учащихся, активизировать их учебную деятельность....

03 04 2020 1:34:49

Урок-игра по математике в 5-м классе "Дальний поход"

Урок в виде игры служит для проверки практических навыков и умений при делении и умножении натуральных чисел, знакомит с историческим материалом по теме, активизирует работу обучающихся на уроке за счет вовлечения их в игру....

02 04 2020 9:30:51

Урок "Путешествие в сказку" на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Урок закрепляет знания по теме сложения, вычитания и сравнения десятичных дробей, вырабатывает темп работы, развивает познавательную активность учащихся, интерес к предмету, воспитывает чувство товарищества, взаимовыручки....

01 04 2020 0:16:10

Первый признак параллельности двух прямых. 2-й класс (КРО)

Методическая разработка урока предназначена для молодых учителей, осваивающих методику работы с детьми, испытывающими трудности в обучении. Цель урока: сформировать понятие о параллельности 2-х прямых, рассмотреть первый признак параллельности прямых, выработать умение применять признак при решении задач. Особенностью урока является большое количество устных упражнений, наглядно-иллюстративного материала и задания разного уровня сложности....

31 03 2020 3:33:31

Тема урока "Сумма углов треугольника"

Цель урока: доказать теорему о сумме углов треугольника; доказать следствия из теоремы о суммы треугольника; научить решать задачи на применение нового материала....

30 03 2020 6:14:14

Урок математики в 5-м классе по теме "Действия с десятичными дробями"

Урок построен в игровой форме, на котором закрепляются навыки сложения, вычитания и умножения десятичных дробей. Развитие логического мышления учащихся отрабатывается во время проведения дидактической игры. Полученные знания закрепляются решением текстовой задачи. На уроке используется презентация. Заканчивается урок в форме рефлексии. ...

29 03 2020 23:29:28

Развитие пространственного мышления на уроках геометрии в основной школе с использованием приемов техники "Геометрия танца"

Согласно Распоряжению Правительства Р Ф утвержден итоговый вариант Концепции развития математического образования в Российской Федерации, цель которого – вывести российское математическое образование на лидирующие положения в мире, получение математических знаний - это осознанный и внутренне мотивированный процесс. Для решения огромного количества задач из тех, что ставит перед нами наша цивилизация, необходим особый вид мыслительной деятельности – пространственное мышление....

28 03 2020 12:31:49

Урок физики по теме "Давление твердых тел. Способы изменения давления". 7-й класс

На уроке объясняется понятие давления, единицы измерения давления, формула для вычисления и способы изменения давления; вводится понятие силы давления. Урок формирует умения рассчитывать давление твердых тел аналитически и практически, учит применять знания в жизни. Урок способствует формированию культуры умственного труда, культуры межличностного общения через организацию работы в группах и публичного выступления....

27 03 2020 11:54:49

Изучение темы "Проценты" через кружковую работу в 8–9-х классах

Решение задач по теме " Проценты" нельзя отнести к легко усваиваемым. Ее традиционное изучение сосредоточено в строгих временных рамках курса 5–6-х классов, что не позволяет расширять спектр практических приложений и полноценно учитывать возрастные возможности учащихся в формировании ряда важных практических умений в работе с процентами. Вследствие этого фактора, а также необходимости умения решать задачи на проценты в курсах химии, физики, экономики, возможна организация работы кружка " Задачи на проценты на уроках и в жизни" в 8–9-х классах. Такой кружок позволит сделать курс математики практико-ориентированным, показать учащимся, что приобретаемые ими математические знания применяются в повседневной жизни. Интерес в значительной степени поддерживается также и содержанием задач на проценты, фабулы которых могут быть приближены к современной тематике и к жизненному опыту детей, а затем и подростков, что послужит достаточно сильным мотивом для решения предлагаемых задач....

26 03 2020 23:32:43

Открытый урок по алгебре в 7-х классах по теме "Действия с десятичными дробями"

Фундаментом математических умений школьников являются навыки вычислений на разных числовых множествах. А основой для них, в свою очередь служат навыки устных вычислений. Хорошо развитые у учащихся вычислительные навыки - одно из условий их успешного обучения в старших классах. Включение ученика в активную познавательную деятельность является инструментом для формирования новых способностей....

25 03 2020 18:42:43

Методы вычисления неопределенного интеграла

Урок изучения нового материала разработан на основе модульной технологии обучения, которая, по мнению автора, позволяет оптимально достичь цели занятия: совершенствовать практические умения применять известные методы вычисления неопределенных интегралов; содействовать развитию у студентов умений сравнивать, обобщать, анализировать. Работа проходит индивидуально, в парах и группах....

24 03 2020 6:41:39

Свойства числовых неравенств. 8-й класс

На уроках алгебры в 8-м классе обучающиеся впервые знакомятся с числовыми неравенствами и их свойствами. Эта тема – первая ступень в изучении большого раздела математики " Решение неравенств и их систем". Урок проводится в компьютерном классе. На этапе актуализации знаний используется слайдовая презентация, обучающиеся работают в группах, каждая группа выполняет на компьютерах свой вариант теста, после выполнения которого им выставляется оценка....

23 03 2020 2:11:59

Внеклассное мероприятие "Суд над углеводородной энергетикой"

Внеклассное мероприятие для учащихся старших классов в рамках проектов « Водородный всеобуч» и « Альтернативная энергетика». Проводится в форме ролевой игры. Учащиеся знакомятся с историей развития углеводородной энергетики, ее преимуществами, недостатками, проблемами и перспективами. Все выступления участников суда сопровождаются презентацией....

22 03 2020 6:38:59

Урок алгебры в 11-м классе по теме "Методы решения иррациональных уравнений"

В этой статье вы увидите методы, применяя которые решаются иррациональные уравнения....

21 03 2020 0:24:28

Конкурсная программа "Неделя физики" в 8-м классе

Учащиеся должны отгадать загадки и ответить на вопросы по физике....

20 03 2020 7:18:48

"Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля". 7-й класс

Цель урока: формировать исследовательские навыки; развивать логическое и критическое мышление в решении проблем. В ходе урока вырабатывается мотивация к изучению явлений природы, повышается интерес к физике....

19 03 2020 10:23:48

Урок геометрии в 10-м классе по теме: "Сечение тетраэдра и параллелепипеда"

Урок с использованием интерактивной доски как средства интенсификации урока, эффективной экономии учебного времени на уроке. Применение интерактивной доски позволяет улучшить работоспособность обучающихся, их темп работы ускоряется. Все построения четкие, наглядные, красивые. Можно выделить только интересующий объект для дальнейшей работы, используя прожектор. ...

18 03 2020 13:53:55

Как прочистить засор в унитазе в домашних условиях

С проблемой забившегося унитаза рано или поздно сталкивается каждый. Эта проблема актуальна как для владельцев квартир, так и частных домовладений. С первого взгляда проблема может выглядеть неразрешимой. Многие сразу прибегают к услуге сантехников. Однако проблема не так страшна. Обладая определенными знаниями и навыками затор можно устранить своими силами. Именно о том, как устранить засор в… Читать дальше...

17 03 2020 12:41:16

Урок геометрии в 8-м классе "Касательная к окружности"

Вводится понятие касательной, точки касания, рассматривается свойство касательной и её признак. Показано их применение при решении задач....

16 03 2020 17:53:51

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Урок изучает новый материал в результате групповой работы. Его можно проводить в подготовленном классе. Учитель использует различные формы и методы, в конце урока дети могут поставить себе оценку. Независимо от того какую оценку получила группа, капитану группы можно повышать или понижать оценку учащимся за внесенный вклад в работу группы. Дети сами подводят итог урока....

15 03 2020 8:30:33

Еще:
Важное о расчетах -1 :: Важное о расчетах -2 :: Важное о расчетах -3 :: Важное о расчетах -4 :: Важное о расчетах -5 :: Важное о расчетах -6 :: Важное о расчетах -7 :: Важное о расчетах -8 :: Важное о расчетах -9 :: Важное о расчетах -10 :: Важное о расчетах -11 :: Важное о расчетах -12 :: Важное о расчетах -13 :: Важное о расчетах -14 :: Важное о расчетах -15 :: Важное о расчетах -16 :: Важное о расчетах -17 :: Важное о расчетах -18 :: Важное о расчетах -19 :: Важное о расчетах -20 :: Важное о расчетах -21 :: Важное о расчетах -22 :: Важное о расчетах -23 :: Важное о расчетах -24 :: Важное о расчетах -25 :: Важное о расчетах -26 :: Важное о расчетах -27 :: Важное о расчетах -28 :: Важное о расчетах -29 :: Важное о расчетах -30 :: Важное о расчетах -31 :: Важное о расчетах -32 :: Важное о расчетах -33 :: Важное о расчетах -34 :: Важное о расчетах -35 :: Важное о расчетах -36 :: Важное о расчетах -37 :: Важное о расчетах -38 :: Важное о расчетах -39 :: Важное о расчетах -40 :: Важное о расчетах -41 :: Важное о расчетах -42 :: Важное о расчетах -43 :: Важное о расчетах -44 :: Важное о расчетах -45 :: Важное о расчетах -46 :: Важное о расчетах -47 :: Важное о расчетах -48 :: Важное о расчетах -49 :: Важное о расчетах -50 :: Важное о расчетах -51 :: Важное о расчетах -52 :: Важное о расчетах -53 :: Важное о расчетах -54 :: Важное о расчетах -55 :: Важное о расчетах -56 :: Важное о расчетах -57 :: Важное о расчетах -58 :: Важное о расчетах -59 :: Важное о расчетах -60 :: Важное о расчетах -61 :: Важное о расчетах -62 :: Важное о расчетах -63 :: Важное о расчетах -64 :: Важное о расчетах -65 :: Важное о расчетах -66 :: Важное о расчетах -67 :: Важное о расчетах -68 :: Важное о расчетах -69 :: Важное о расчетах -70 :: Важное о расчетах -71 :: Важное о расчетах -72 :: Важное о расчетах -73 :: Важное о расчетах -74 :: Важное о расчетах -75 :: Важное о расчетах -76 :: Важное о расчетах -77 :: Важное о расчетах -78 :: Важное о расчетах -79 :: Важное о расчетах -80 :: Важное о расчетах -81 :: Важное о расчетах -82 :: Важное о расчетах -83 :: Важное о расчетах -84 :: Важное о расчетах -85 :: Важное о расчетах -86 :: Важное о расчетах -87 :: Важное о расчетах -88 :: Важное о расчетах -89 :: Важное о расчетах -90 :: Важное о расчетах -91 :: Важное о расчетах -92 :: Важное о расчетах -93 :: Важное о расчетах -94 :: Важное о расчетах -95 :: Важное о расчетах -96 :: Важное о расчетах -97 :: Важное о расчетах -98 ::

Добро пожаловать наш сайт! Здесь Вы можете узнать все то, что давно втайне хотели выяснить про электрику, но стеснялись спросить: например, как маркируют кабеля, или какие условные обозначения рисуют в электрических схемах. Мы выложили это для вас в открытом доступе! Пользуйтесь!