Устный журнал "Выдающиеся математики Владимирского края"
“Чтоб водить корабли, чтоб в небо взлететь,
надо многое знать, надо многое уметь...”(В. Шефнер)
При проведении мероприятия использовалась презентация, выполненная в программе Power Point “Выдающиеся математики Владимирского края”. Устный журнал приурочен к единому Дню краеведения – 6 декабря.
Цель: сформировать у учащихся представление о роли ученых математиков Владимирского края в развитии математических наук и совершенствовании математического образования в России, способствовать формированию чувства патриотизма.
Вступительное слово.
Владимирская земля богата своей историей, она родина многих великих писателей, музыкантов, политических деятелей, ученых. Устный журнал “Выдающиеся математики Владимирского края” познакомит вас с учеными, чья жизнь была посвящена математике. Пусть их имена не вошли в школьные учебники на ряду с такими как Пифагор, Декарт, Виета, Ферма, но их труд, общественная и педагогическая деятельность внесли огромный вклад в развитие математических наук и в совершенствование математического образования в России. Их имена звучат далеко за пределами России. Мы вправе гордиться своими земляками.
Страница 1. Жизнь и деятельность Румовского Степана Яковлевича
Степан Яковлевич Румовский родился в 1734 г. в селе Дубовском (близ г. Владимира) в семье священника.
В 1739 г. Румовский поступил в Александро-Невскую семинарию, где впервые обнаружился его интерес к физико-математическим наукам. В семинарии Румовский пробыл 9 лет. Весной 1748 г. для пополнения классов академической гимназии и университета академики Ломоносов и Браун набирали лучших учеников из Александро-Невской семинарии. Среди выбранных – Румовский. С тех пор и до конца своей жизни деятельность Румовского была тесно связана с Петербургской Академией наук. Румовский аккуратно посещал лекции по химии, математике, физике, астрономии, по языкам и древней литературе, по красноречию и т. д. Имея хорошие способности и прилежно слушая лекции, Румовский быстро обратил на себя внимание профессоров своими успехами. С 1750г. предметом своих занятий избирает математику.
В 1753 г. 19-летний Румовский был удостоен звания адъюнкта и отправлен в Берлин для продолжения математического образования под руководством Эйлера. Возвратившись в Петербург, Румовский усердно принялся за исполнение своих обязанностей в Академии наук. Он читал свои мемуары на конференциях, печатал научно-популярные статьи, составлял учебники по элементарной математике для нужд академического университета. Участвовал в научных экспедициях, выступал оратором в торжественных публичных собраниях Академии наук, заведовал в течение многих лет географическим департаментом, составлял календари, принимал активное участие в работах Главного правления училищ, Российской Академии наук и т.д. Эта широкая и плодотворная деятельность способствовала быстрому продвижению Румовского в первые ряды русских ученых того времени и в 1800 г. он был назначен вице-президентом Академии наук.
В 1803 г. Румовский назначается попечителем Казанского учебного округа с одновременным исполнением обязанностей члена главного правления училищ. Основной задачей Румовского было основание в Казани университета, который должен был служить научным образовательным центром востока России. На математическое отделение Румовский пригласил известных немецких ученых того времени Бартельса и Литтрова, одних из первых университетских наставников Лобачевского по математике.
Румовский в течение девятилетнего управления Казанским учебным округом успел сделать многое для новорожденного университета и дать ему на несколько лет, до радикального переворота в его истории, известное, определенное направление.
Умер Степан Яковлевич в Петербурге 6 июля 1812 года.
Страница 2. Жизнь и деятельность Осиповского Тимофея Федоровича
Осиповский Тимофей Фёдорович родился 2 февраля 1765 г. в с. Осипово, Ковровского уезда, Владимирской губернии в семье сельского священника. Для получения среднего образования Осиповский был отдан во Владимирскую семинарию. Незаурядные способности юного семинариста обратили на себя внимание его воспитателей. Пытливый ум, стремление всегда помочь другому разобраться в самых сложных вопросах и исключительная трудоспособность предвещали ему будущность ученого и педагога. В 1783 г. в Петербурге была учреждена первая в России учительская гимназия. В эту гимназию были вызваны из духовных академий и семинарий лучшие студенты философского и богословского классов для подготовки к учительской деятельности, в том числе и Т.Ф.Осиповского.
После окончания курса (1786 г.) Осиповский был назначен преподавателем народного училища. С сентября 1876 г. он начал работать в Москве, в главном народном училище учителем физико-математических наук и русской словесности. Репутация Осиповского как "отличнейшего из учителей" и как математика была настолько велика, что комиссия по народным училищам неоднократно присылала ему на просмотр и рецензии издаваемые ею математические сочинения. В этот период у Осиповского окончательно сложились материалистические и атеистические взгляды. Он отвергает превратные представления о мире, суеверия и предрассудки. Осиповский обращается только к природе и ее законам, в которой он видит единственный предмет для всех наук. Материалистические взгляды помогают ему найти правильные решения современных ему проблем естествознания, в том числе и математики. Плодотворная работа Осиповского в московском главном народном училище продолжалась 14 лет (с 1786 г. по 1800 г.) С марта 1800 года в звании профессора физики и математики он стал преподавать в той же гимназии, в которой когда-то сам учился. Эта гимназия впоследствии была переименована в Петербургский университет.
Годы деятельности Т.Ф. Осиповского в Петербургской учительской гимназии были годами напряженной работы. Учебных пособий по математике на русском языке тогда еще не было и Осиповский вынужден был пользоваться только своими собственными сочинениями, написанными им для учащихся московского главного народного училища.
Учебник "Курс математики", изданный в 1803 году, был первым в России учебником математики на русском языке. Он считался одним из лучших в Европе. В первой части автор знакомил читателей с различными методами решения арифметических задач и правилами действия над натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями. Во второй части давал понятие непрерывной дроби, знакомил со сложением, вычитанием, умножением и делением алгебраических чисел, со степенями и корнями, с логарифмами и их свойствами, с арифметическими и геометрическими прогрессиями. Здесь же Осиповский написал новый " Курс математики", пользовавшийся в свое время большой известностью и выдержавший три издания.
Как крупный математик Осиповский становился все более известным в научных кругах России. В конце 1802 г. основатель Харьковского университета В.Н.Каразин предложил Осиповскому место профессора математики в открываемом Харьковском университете. Чтобы ускорить открытие университета, был учрежден комитет правления университета, в состав которого вошел и Осиповский. Как член комитета он отдал много сил организации университета.
Научные интересы Осиповского не ограничивались областью математики. Выдающийся русский естествоиспытатель интересовался астрономией, физикой, механикой.
Т.Ф. Осиповский во всех областях стремился сказать новое, передовое слово. Он, в частности, обратил внимание на необходимость реформы календаря. В своей статье "О календаре", опубликованной в майском номере журнала "Украинский вестник" за 1816 г., Осиповский показал отставание астрономического года от старого календаря, приведшее к огромным расхождениям с календарным годом. Так что, если в начале 19-го столетия старый календарь отставал от истинного года на 12 дней, то в дальнейшем это отставание будет еще большим. Он понимал, что ни церковь, ни царское правительство не пойдут ни на какие новшества, но, тем не менее, предложил реформу календаря – высказался за замену его более точным. Поскольку Осиповский предвидел ожесточенную оппозицию со стороны церкви и царизма, он предложил, начиная с 1817 г. или с 1812 г., подряд на протяжении 48 лет не отмечать високосных годов, т. е. считать в каждом году 365 дней, пока отставание календаря не будет компенсировано.
Скончался Тимофей Фёдорович в 1832 году.
Учебник Т.Ф.Осиповского “Курс математики” знакомил читателей с различными методами решения арифметических задач. Арифметика –
часть математики; изучает простейшие свойства чисел, в первую очередь натуральных и дробных, и действия над ними. Развитие арифметики привело к выделению из нее алгебры и теории чисел. Чему нас учит арифметика? Решать рационально – это значит разумно, кратко, быстро. Вспомним некоторые приемы быстрых вычислений.Вот простой и удобный способ умножения двузначного числа на 11.
Если сумма цифр множимого меньше 10, цифры множимого как бы раздвигаем и вписываем сумму цифр множимого: 35·11=385 (3+5=8); 63·11=693 (6+3=9); 81·11=891 (8+1=9)
Если сумма цифр двузначного числа больше 10, то между двумя цифрами множимого вписываем из полученной суммы только цифру единиц, а цифра десятков множимого увеличивается на 1: 39·11=(3+1)29=429 (3+9=12); 64·11=(6+1)04=704 (6+4=10).
Теперь умножим трехзначное число на 11. 145·11=1595. Переносим 1 цифру сотен множимого в произведение в качестве цифры тысяч. Складываем цифру десятков (4) с цифрой его сотен (1) и берем эту сумму в качестве цифры сотен. Складываем цифру единиц с цифрой десятков множимого (4+5=9) и ставим их на место десятков. На место единиц в произведении берем единицы числа (5).
162 · 11=1782 (6+1=7 – цифра сотен), (6+2=8 – цифра десятков), 2 – цифра единиц
275 · 11=3025 – Внимание! Сумма 7+5>10
269 · 11=2959 – Внимание! Сумма 6+9>10
Так же быстро можно умножить двузначное число на 111. Если сумма цифр множимого меньше 10. 24·111 =2665. Находим сумму цифр данного двузначного числа (2+4=6), раздвигаем цифры множимого дважды пишем сумму цифр данного двузначного числа: 43·111=4773, 62·111=6882
Если сумма цифр множимого больше 10.
56 · 111 = 6216 (5+6=11), 6 так и записываем, из суммы 11 вписываем только последнюю 1 в десятки, затем к 1 дес + 1 = 2 – число сотен, увеличиваем 5 на 1 = 6- число тысяч.
47 · 111=5217; 76·111=8436; 69 ·111=7659; 95 · 111=10545; 97 · 111=10767; 88 · 111=9768.
Используя всевозможные варианты умножения чисел, зная основные законы умножения и сложения решать выражения можно устно.
Страница 3. Жизнь и деятельность Александрова Ивана Ивановича
Александров Иван Иванович, родился 25 декабря 1856 года в городе Владимире, в семье уездного врача. В 1861 году отец Иван Павлович был назначен врачом в Тулу. По окончании Тульской гимназии Иван Иванович поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. В университете он слушал лекции таких великих учёных, как П.Л. Чебышев, Е.И. Золотарев, Д.И. Менделеев, Д.К. Савин. По окончании университета в 1878 году был назначен учителем математики в Тамбовскую гимназию, где и работал до 1906 года. В последствии работал в Москве.
Опубликовал в различных изданиях более 30 печатных работ по вопросам содержания и преподавания школьного курса математики: "Методы решения геометрических задач на построение", "Основание арифметики", "О составлении и решении задач на вращение", "О причинах развития математики" и т. д.
В книге "Методы решения геометрических задач на построение" он расположил задачи на построение не по степени трудности их решения, а в зависимости от главных методов решений и указал способы исследования всей области задач на построение.
О значении этого труда говорит тот факт, что после его опубликования в России он был издан во Франции и в Германии.
Александров Иван Иванович скончался в 1919 году.
Страница 4. Жизнь и деятельность Алексея Константиновича Власова
Алексей Константинович Власов родился 17 января 1868 года, в селе Власовское Покровского уезда Владимирской губернии. Учился во Владимирском духовном училище, семинарии, окончил Владимирскую гимназию, потом, в 1892 году, окончил Московский университет.
В 1901 году защитил магистратскую, а в 1911 докторскую диссертации. Тогда же Алексей Константинович, вместе с группой преподавателей, был вынужден уйти из университета в знак протеста против Столыпинской реакции. До 1917 года он преподавал в Московском Коммерческом институте, потом вернулся в Университет. Как ученый, положил начало применению проективной геометрии к начертательной геометрии и номографии. Вел большую педагогическую работу.
Андрей Николаевич Колмогоров, Академик, Профессор Московского университета, Герой Социалистического труда, считал А.К. Власова своим учителем и наставником, наряду с рядом других замечательных педагогов-математиков.
Автор многочисленных научных работ и учебных пособий по математике. Доктор чистой математики, Профессор Московского университета, Московского Коммерческого института, Архитектурного отделения училища Живописи, Ваяния и Зодчества.
Известным трудом А.К. Власова стал Курс высшей математики, изданный им в 1914 году. В предисловии к первому изданию говорится: “Настоящий “Курс высшей математики” написан для моих слушателей в пособие к лекциям, которые я читаю в Московском коммерческом институте и на Архитектурном отделении Училища живописи, ваяния и зодчества. Для студентов, специальные интересы которых сосредоточены вне математики, изучение последней не имеет самодовлеющей цели. Но те требования, которые предъявляются математике науками о природе или инженерным искусством и техникой, не могут быть сведены к простому собранию формул, имеющих то или иное прикладное значение. Математику нельзя изучить как сборник рецептов, потребных на всякий случай. Не только самодовлеющее, но и служебное значение математики заключается в выработке привычки к математическому мышлению. Даже при малом запасе сведений математически воспитанная мысль позволяет использовать этот запас в надлежащих целях”.
Данный учебник переиздавался вплоть до 1946 года, что говорит о большой педагогической и научной ценности Курса.
Одна из многочисленных работ профессора, доцента Московского университета А.К.Власова – перевод книги Лапласа “Опыт философии теории вероятностей. Популярное изложение основ теории вероятностей и ее приложений”. В предисловии к переводу Алексей Константинович пишет: “Теория вероятностей является одной из интереснейших ветвей математического анализа, уже давно привлекшей к себе внимание и вне круга специалистов. Развитие математической статистики, биометрии, различного рода страхований, которые, распространяясь на широкие народные массы, сделались неизбежным фактором социальной и экономической политики, свидетельствует о том значении, которое может иметь теория вероятностей, которая лежит в основе этих наук и приложений”. В то время теория вероятностей вводилась как обязательный предмет для изучения не только на математическом отделении физико-математических факультетов, но и на экономическом отделении юридических факультетов и других высших школ.
Скончался Алексей Константинович Власов 21 мая 1922 года в Москве.
Вспомним то, что вы изучали по теории вероятности.
Теория вероятности, раздел математики, в котором по данным вероятностям одних случайных событий находят вероятности других событий, связанных каким-либо образом с первыми. Теория вероятностей изучает также случайные величины и случайные процессы. Одна из основных задач теории вероятностей состоит в выяснении закономерностей, возникающих при взаимодействии большого числа случайных факторов. Математический аппарат теории вероятностей используется при изучении массовых явлений в науке и технике. Методы теории вероятностей играют важную роль при обработке статистических данных.
Во многих играх используют кубик, у которого на каждой грани отмечено различное количество точек – от 1 до 6. Играющий бросает кубик, смотрит, сколько точек имеется на выпавшей ему грани, и делает соответствующе число ходов. Бросание кубика можно считать опытом, экспериментом, а полученный результат событием. Людям обычно очень интересно угадывать наступление того или иного события, предсказывать его исход.
Вам предлагают сыграть в такую игру: кидают 6 игральных кубиков. Сумма выпавших чисел суммируется. Если выпадет от 6 очков до 15 или от 30 до 36 очков – большой выигрыш, а если от 15 до 30 очков – проигрыш. Как утверждается, вероятность выигрыша 50 на 50. Подумайте, стали бы вы играть в эту игру? А поменяв условия выигрыша и проигрыша наоборот? В первом случае математики откажутся играть, а во втором – охотно согласятся, т.к. сумма очков из середины ряда 6-36 выпадает чаще. Это строгий, математический расчет!
А вот такой вопрос: “В урне из 30 находящихся там билетов 15 выигрышных. Каким бы Вы хотели тянуть билет: первым или вторым?” Вероятность того, что 1-й билет выиграл – 1/2. Вероятность того, что 2-й билет выиграл при условии, что 1-й тоже выиграл, – 14/29 * 1/2=7/29. Вероятность того, что 2-й билет выиграл при условии, что 1-й проиграл, – 15/29*1/2=15/58. Значит, вероятность того, что 2-й билет выиграл, – 7/29+15/58=29/58=1/2. Т.о., все равно, каким тянуть билет.
Страница 5. Жизнь и деятельность Барсукова Александра Николаевича
Александр Николаевич Барсуков родился 29 марта 1891г. в селе Ильинском Судогодского уезда. В семье было три сына и четыре дочери. Отец, рабочий стекольного завода, с трудом содержал большую семью, и Александра отдали на воспитание родственникам. Получив начальное образование, он после конкурсного экзамена в 1906 году поступил в учительскую семинарию. Но так ее и не окончил из-за ареста в 1907 году за участие в подпольной организации учащихся. Улик против него оказалось недостаточно, и из-под ареста его освободили, однако из семинарии исключили.
Александр упорно занимается самообразованием, посещает московские общеобразовательные курсы и готовится к сдаче экстерном экзамена на аттестат зрелости. В 1909 году успешно его выдержал и в том же году поступил в Московский университет, на физико-математический факультет. Чтобы учиться, пришлось заниматься репетиторством. На этот заработок Александр жил сам и семье помогал.
В 1911 году за участие в студенческих волнениях его исключили, с большим трудом он восстановился в университете и успешно окончил его. После чего и прибыл в Ковровское реальное училище. В первое время его наставником был инспектор училища, он же учитель физики Григорий Иванович Фалеев. Работа Александра заинтересовала, и почти два года, кроме нее и любимой математики, для него ничего не существовало. В это время он написал свою первую научную работу “О представлении целого числа в виде суммы ряда последовательных нечетных чисел”. Она была опубликована в № 4 журнала “Математическое образование – за 1915 год (издание Московского университета).
В 1920 году А.Н.Барсуков открыл в Коврове первый в губернии рабфак и вечерний университет, где сам преподавал математику. В 1921-м его перевели во Владимир. Там он также создал рабфак, став его ректором и преподавателем математики. В его честь на бывшем здании Рабфака установлена мемориальная доска.
В 1927 году его отозвали в Москву и поручили создать Центральные курсы профдвижения. Затем А.Н. Барсуков – декан физмата МГУ, замректора по учебной части, начальник и главный редактор Учебно-педагогического издательства. С 1934г. он – редактор журнала "Математика и физика в школе”, а с 1937г. – “Математика в школе”. Этот журнал основан по его личной инициативе. В тот период А.Н.Барсуков вел широкую научно-исследовательскую и преподавательскую работу в педагогическом институте имени В.И.Ленина, научно-исследовательском институте политехнического образования, Московском городском институте усовершенствования учителей. Он написал 33 исследования по разделам алгебры, а его учебник для средних школ “Алгебра” помнят многие поколения. Учебник выдержал 10 изданий. Его общий тираж достиг десяти миллионов экземпляров. Многие ребята получили хорошее математическое образование, обучаясь по этому учебнику.
В Великую Отечественную войну А.Н.Барсуков добровольцем вступил в Московское ополчение. Став пулеметчиком, храбро сражался под Mocквой, Смоленском, на Ленинградском фронте. В послевоенные годы Александр Николаевич полностью отдает себя научной и педагогической деятельности, вновь редактирует журнал “Математика в школе”. А.Н.Барсуков награжден двумя орденами и медалью Ушинского.
Умер А.Н.Барсуков в 1958 году.
В 1972-м году школе № 1 г. Коврова присвоили его имя.
Страница 6. Жизнь и деятельность Дмитрия Хмелёва
В Канаде, в университете Торонто появился англоязычный сайт памяти уроженца города Вязники Владимирской области, ученого-математика, программиста Дмитрия Хмелева.
Дмитрий родился в Вязниках 23 июня 1976 года, учился в школе №6, побеждал на городских и областных математических олимпиадах, разделил первое место на всесоюзной олимпиаде по информатике. В 1991 году Дмитрий поступил в школу-интернат им. А.Н. Колмогорова при МГУ и уехал из родного города. После двух лет обучения в школе Дмитрия Хмелёва зачислили на механико-математический факультет без вступительных экзаменов. В 1998 году он закончил мехмат с красным дипломом, а потом и аспирантуру. С 1999 по 2002 учился в аспирантуре в институте Ньютона в Кембридже. Он защитил, таким образом, две кандидатские диссертации в двух принципиально различных областях чистой и прикладной математики. Работал на филологическом факультете МГУ и в университете канадского города Торонто. В августе 2004-го переехал в США в штат Техас по приглашению университета города Остин. 25 октября того же года Дмитрий Хмелёв внезапно умер от разрыва аорты. Похоронен он в Вязниках.
Дмитрий занимался вероятностными задачами, и защитил по теории массового обслуживания кандидатскую диссертацию. После приглашения в Кембридж Дмитрий начал изучать значительно более абстрактную область математики – одномерную и комплексную динамику, и вторую свою диссертацию Дмитрий написал по отображениям окружности.
Тем не менее, Дмитрий всю жизнь продолжал заниматься и публиковать научные работы в тех областях, которые интересовали его в самом начале научной деятельности. Его "хобби", было исследование русского языка, а также текстов на других языках, с использованием математического, вероятностного подхода. Увлечение обработкой текстов переросло во вторую специализацию Дмитрия. О тексте можно многое сказать, используя исключительно математические и вычислительные методы. Можно, скажем, определить истинного автора по стилю и использованию сочетаний слов или даже букв, можно выявить плагиат, найти назойливо повторяющиеся выражения в тексте.
Такие методы математического анализа текстов широко используются сейчас на практике. Дмитрий Хмелёв стал одним из первых создателей и разработчиков этих методов, он является признанным авторитетом в этой области. Самой известной программой Дмитрия стал "Лингвоанализатор Хмелёва". Те, кто пользуется Интернетом, хорошо знают электронную библиотеку Максима Мошкова – также выпускника мехмата МГУ. В его библиотеке – тысячи текстов известных и начинающих авторов. Именно на основе этих текстов Дмитрий Хмелёв и создал свой "Лингвоанализатор". Последнее время он стал настолько популярен, что превратился в новое модное увлечение русского Интернета. Вы закладываете в разделе самиздата произвольный текст, запускаете анализатор Хмелёва, и на экране появляется показатель сходства вашего творения с пером кого-то из известных писателей. Более того, если задать программе некий отсутствующий у Мошкова текст, автор которого известен и представлен уже в библиотеке, программа немедленно выдаст вам имя автора.
Заключение.
Прослушав сообщения о жизнедеятельности некоторых известных математиков, чьи имена связаны с историей Владимирского края, можно заметить, что круг вопросов, которыми они занимались, связан не только с математическими познаниями, но и с физическими, астрономическими. Закончить рассказ можно словами Д.И. Писарева.
“Математика есть лучшее, и даже единственное возможное введение в изучение природы. Без геометрии и алгебры невозможно изучение механики; без геометрии, алгебры и механики не возможно изучение астрономии; без геометрии, алгебры, механики и астрономии не возможно изучение физики и физической географии”
Желаем вам успехов в освоении всех школьных предметов!
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Тренажер для устного счета можно использовать в разных классах для отработки вычислительных навыков, подготовки к экзаменам в 9-м и 11-м классе. Представлены ответы. Можно применять как перфокарту, если сделать окошечки для ответов....
28 02 2021 15:26:22
Интеллектуально-познавательная игра рассчитана на учащихся вторых курсов Н П О. Цель: повторение и обобщение материала курса физики, расширение физического кругозора, развитие познавательного интереса. Вопросы игры составлены с учетом принципа профессиональной направленности обучения и межпредметных связей физики и биологии....
27 02 2021 4:45:10

Данный урок в 10-м классе относится к уроку обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по решению показательных уравнений и неравенств с использованием компьютерных технологий. На уроке реализуются методы разноуровнего обучения, личностно-ориентированного подхода, чередуются самые разнообразные виды и формы активизации деятельности учащихся: фронтальные беседы, индивидуальный опрос, тестовая проверка, а также формы обучения....
26 02 2021 14:18:44
Статистические данные анализа результатов проведения Е Г Э говорят о том, что наименьший процент верных ответов традиционно дается учащимися на геометрические задачи. Как известно, решению геометрических задач в школе уделяется мало внимания. Совершенно очевидно, что нужна специальная подготовка. Данный курс " Решение планиметрических задач на вписанные и описанные окружности" рассчитан на 12 часов для учащихся 9-х классов, желающих расширить и углубить свои знания по математике, сделать правильный выбор профиля обучения в старших классах и качественно подготовиться к Е Г Э....
25 02 2021 23:55:31
Методическая разработка представляет собой игровой урок обобщения знаний для семиклассников по теме " Первоначальные сведения о строении вещества". По форме урок – соревнование команд. Нестандартная форма урока оживляет атмосферу учебного процесса и способствует формированию и активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. В игровой форме семиклассники обобщают и закрепляют знания, развивают навыки самостоятельной деятельности. Игру сопровождает мультимедийная презентация....
24 02 2021 7:14:33
Урок математики для 5-го класса. Данная тема дается повторно. Начинают ее изучать еще в начальной школе. Поэтому весь урок построен на уже имеющихся знаниях учащихся. Новым в этой теме является лишь равенство фигур....
23 02 2021 8:28:27
В данной работе предложены задания и задачи, способствующие расширению знаний учащихся по данной теме, увеличению познавательного интереса к предмету, развитию творческих и коммуникативных способностей....
22 02 2021 22:55:58
Автор создает условия для усвоения правил вычитания дробей с одинаковыми и разными знаменателями, вычитания смешанных дробей. Формирует коммуникативные навыки и субъективность учащихся, уважение друг другу....
21 02 2021 12:37:28
Увлекательное завораживающее путешествие совершат учащиеся 5—6-х классов к центру Земли. Во время пути их ждут серьезные математические испытания, требующие логического мышления, командной работы. Великолепная презентация поможет учителю провести мероприятие....
20 02 2021 18:21:32
Цель урока – знать правило вычитания десятичных дробей, уметь вычитать десятичные дроби....
19 02 2021 23:13:45
Пиролизный котел, он же газогенераторный, появился на рынке несколько лет назад. Это одна из разновидностей твердотопливных котлов. В чем же их особенность и каков принцип работы? Как любой твердотопливный котел, пиролизный удобен в местах, удаленных от газовых магистралей. В качестве топлива используется недорогое привычное топливо — древесина. Конструкция котла включает две камеры, обеспечивающих особую организацию процесса горения. Принцип работы В одной камере котла происходит процесс, который идентичен технологическому… Читать дальше...
18 02 2021 12:48:40
Краткое описание работы. Тема " График гармонического колебания" рассматривается в 10-м классе в курсе " Алгебра и начала анализа". Данной темой заканчивается рассмотрение главы " Тригонометрические функции". Цель данного урока состоит не только в том, чтобы научиться строить график гармонического колебания, а также показать связь данного математического объекта с явлениями действительного мира. Поэтому рассмотрение данной темы целесообразно проводить вместе с учителем физики....
17 02 2021 11:32:34
Урок является обобщающим и проводится после изучения всех законов Ньютона. Урок поставлен с использованием принципов проектной технологии. Каждый закон Ньютона представлен творческой группой в отдельной презентации с отражением своего индивидуального видения закона. Вопросы, задания, задачи, подобранные к уроку, показывают неразрывную и тесную связь физики с жизнью, литературой. ...
16 02 2021 11:18:21
Данный урок был представлен на конкурс " Учитель года–2007" в Люберецком районе Московской области. Он был проведен в чужой школе и заслужил высокую оценку комиссии и самих учеников. Урок четко спланирован, каждый его раздел подчинен поставленным целям и строго распределен по времени. В конспекте заложены варианты (например, дополнительные упражнения) для классов с различным уровнем знаний....
15 02 2021 9:30:28
Учащиеся закрепляют знания о координатной плоскости; повторяют знания о модуле числа, производят действия с модулем. На уроке у учащихся развивается математическая речь, память, мышление....
14 02 2021 22:32:48
Интеграция данных предметов способствует активизации учащихся, росту познавательного интереса. Основная идея урока состоит в том, что если рассматривать погодные явления с точки зрения физики и поэзии вместе, то получается более полная картина окружающего мира, которая развивает ум и душу....
13 02 2021 9:21:30

Внеклассное мероприятие по физике использует диалогический, частично-поисковый, эвристический метод обучения. Проверяет знания физических явлений, терминов, величин, приборов, умение собирать электрические цепи по их схемам; формирует коммуникативную и дискуссионную культуру учащихся, когнитивные навыки, развивает интеллектуальные способности учащихся....
12 02 2021 14:23:26
Урок математики для 5-го класса. Урок проверяет, как учащиеся 5-го класса усвоили правила, определяющие порядок выполнения действий первой и второй ступени. На уроке используются следующие виды работ: устная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная и работа в парах. Задания самостоятельной работы различного уровня сложности. На уроке применяются элементы технологии личностно-ориентированного обучения....
11 02 2021 20:55:42
Школьный математический марафон проводится в рамках недели математики и информатики для учащихся 4-11 классов по трём математическим циклам: математика, информатика и логика. ...
09 02 2021 15:22:28
Урок-спектакль, в котором главные роли играют сами ученики. Нетрадиционная форма проведения урока способствует привитию интереса к предмету. На уроке проявляются индивидуальные способности учащихся, активизируется их познавательная деятельность. Коллективные методы работы помогают сплотить учеников для решения поставленных задач, служат формированию активной жизненной позиции. ...
08 02 2021 2:27:39

Комбинированный урок изучает новый материал с И К Т-средствами: программноео обеспечение L-микро. Демонстрационное оборудование L-микро используется для экспериментального исследования зависимости ускорения тела от силы и массы....
07 02 2021 6:26:54
В статье автор предлагает физические задачи с экономическим содержанием в основном по всем темам традиционного курса физики средней школы, колледжа, лицея; количество их ограничено объемом публикации....
06 02 2021 21:19:58
На уроке осуществляется знакомство учащихся 5-го класса с различными видами углов. Закрепление материала осуществляется через исследовательскую деятельность учащихся....
05 02 2021 19:35:33
Урок помогает обобщить теоретические знания по теме " Общие свойства функций и их связь с графиками"; рассмотреть решения задач, связанных с этой темой, базового и повышенного уровней сложности; организовать работу учащихся по указанным темам на уровне, соответствующем уровню уже сформированных у них знаний....
04 02 2021 5:14:21
На уроке математики в 1-м классе учащиеся знакомятся с единой единицей измерения длины - сантиметром....
03 02 2021 12:13:25
Целью урока является повторение и закрепление свойств умножения и сложения, выработка навыков учащихся применять эти свойства при упрощении выражений. ...
02 02 2021 23:52:34
Разработка заключительного урока по разделу " Колебания и волны". Урок проходит в форме конференции " Слет специалистов по акустике". Такие уроки необычны по форме и вызывают большой интерес учащихся, т. к. оживляется атмосфера учебного процесса, активизируется мыслительная и познавательная деятельность. Они способствуют развитию творческих способностей. Важно то, что каждый ученик получает практическую возможность проявить свои сильные качества, каждый становится творцом....
01 02 2021 9:35:51
Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения качества обучения и преодоление школьной неуспеваемости. Уровень знаний учащихся — проблема номер один. Учитель – главная движущаяся сила хорошего образования, постоянного совершенствования....
31 01 2021 9:20:50
В нашем обществе всё острее становится проблема алкоголизации подростков, поэтому, разрабатывая урок по теме « Проценты», автор преследует цель не только обобщить и закрепить знания и умения по данной теме, но и провести профилактику детского алкоголизма, соответственно задачи составлены, используя статистические данные из различных источников по пивному алкоголизму. Предполагается, что после такого урока дети сделают соответствующие выводы....
30 01 2021 1:22:39
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 6-х классов посвящено рассказу о режиме дня шестиклассника. Разнообразие творческих заданий способствует развитию у школьников не только находчивости и сообразительности, но и развивает интерес к учебному учреждению, в котором они учатся....
29 01 2021 19:16:42

Цель: формирование умения «читать» график: находить значение функции по значению аргумента; находить, при каких значениях аргумента функция принимает указанное значение; определять промежутки знакопостоянства, возрастания и убывания функции....
28 01 2021 9:57:19
Цели урока: проверка знаний, основных умений и навыков по теме " Проценты, пропорции"; развитие логического мышления учащихся; демонстрация применения математики в космонавтике, астрономии, в жизни....
27 01 2021 17:13:20
Математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, в том числе химии, биологии, физики. Программа курса рассчитана на учащихся 5—9 классов, 1 час в неделю, преследует цели: углубить знания по основному курсу, сформировать умения и навыки решения разнообразных математических задач, интегрированных в смежные предметы. Формируется устойчивый интерес к предмету, создается возможность целенаправленной подготовки учащихся к дальнейшему поступлению в профильные химико-биологические классы. ...
26 01 2021 2:44:46

Мероприятие проводится после изучения темы « Физические явления». Его можно проводить для учеников 5–6-х классов после незначительного изменения слов участников этого мероприятия. В мероприятии участвуют старшеклассники. Если такой возможности нет, мероприятие проводит учитель....
25 01 2021 10:18:26
Урок алгебры в 8-м классе с использованием здоровьесберегающих технологий по теме « Свойства арифметического квадратного корня», целью которого является: создание условий для повторения и закрепления свойств арифметического квадратного корня....
24 01 2021 7:18:56
Урок проводится в форме групповой работы учащихся 11-го класса и рассчитан на 2 часа. Применение компьютера позволяет рационально использовать учебное время, весь теоретический материал и задания для устной работы отражены на слайдах. Большое внимание уделено групповой и индивидуальной работе, что позволяет обучающимся повторить и углубить данный материал с целью подготовки к Е Г Э....
23 01 2021 21:27:58
Урок показывает межпредметную связь, развивает познавательный интерес учащихся к предмету, наблюдательность, внимание. Учащиеся изучают новый материал с помощью нестандартных ситуаций, заданий и учатся применять полученные знания в практической деятельности....
22 01 2021 19:13:16
Урок по теме " Закон сохранения энергии в тепловых процессах" очень важен, не случайно он заключительный по теме " Тепловые явления". Урок посвящается обобщению знаний учащихся о взаимных переходах одного вида энергии в другой. На примере маятника Максвелла рассматриваются переходы энергии из одного вида в другой....
21 01 2021 20:35:21
Цель урока — сформировать у учащихся понимание роли и места М К Т идеальных газов для применения в комплексе знаний, умений и навыков при выполнении практических заданий, осуществляя их перенос в новые условия. Для активизации внимания учащихся мною были подобраны приемы внутрипредметных и межпредметных связей, с опорой на знание физики, математики, бытовой техники. Задача ставилась не только обеспечить качественное усвоение новой информации, но и большое внимание уделялось репродуктивному применению в ходе практического задания по расчетам температуры, давления, энергии, решению проблемных вопросов и творческому мышлению учащихся....
20 01 2021 11:37:17

В курсе математики тема « Диаграммы» актуальна. Дети уже видели их в Интернет-ресурсах, презентациях, на экранах телевизоров. Материал учащиеся изучают с большим интересом, особенно, когда строятся диаграммы в компьютерном варианте. Знакомятся с принципом построения диаграмм и выбором диаграмм....
19 01 2021 22:38:26
Конспект комбинированного урока по алгебре в 8-м классе. Предлагаемый материал снабжен компьютерной презентацией, цифровым ресурсом. На уроке формируются умения работать с числовыми промежутками, изображать на координатной прямой промежуток и множество чисел, удовлетворяющих неравенству....
18 01 2021 6:53:21
Данный урок математики разработан с учетом требований Ф Г О С. В разработке представлены универсальные учебные действия, отражены планируемые учебные результаты в предметном направлении и личностном развитии. Урок предназначен для учащихся 6-го класса, которые обучаются по учебникам Л. Г. Петерсон и является итоговым уроком в изучении темы « Простой и сложный процентный рост»....
17 01 2021 1:23:18
В статье на примере подготовки и проведения урока математики в 7-м классе показано, как можно, используя нетрадиционную форму урока, формировать познавательный интерес учащихся, объединить математику с другими науками, не просто передавать информацию, а заниматься развитием информационных компетенций учащихся....
16 01 2021 11:14:49
Цель: показать практическое применение обыкновенных дробей. Уникальность урока в том, что он интегрированный, связан с физической культурой и биологией человека. ...
15 01 2021 0:31:17
Конспект урока алгебры в 8-м классе по теме « Решение неравенств и систем неравенств с одной переменной». Разработка урока предназначена для методической помощи учителю математики при проведении обобщения и повторения знаний. Урок разработан с использованием интерактивной доски Star Board....
14 01 2021 1:53:16
Урок обобщения и систематизации знаний является завершающим по теме. Цель урока – систематизация знаний и умений студентов по теме. Для развития познавательного интереса включены задачи прикладного характера, использованы высказывания знаменитых людей или народная мудрость. Дифференцированный подход был осуществлен при выполнении самостоятельной работы, где каждый имел возможность выбирать задания по своим силам....
13 01 2021 2:39:52
Данный урок рассчитан для учащихся 14–15 лет, обучающихся 9-го класса. Целью урока является систематизация знаний по теме « Построение графиков функций содержащих модуль»; знакомство с новым методом построения графика функций содержащих модуль. Рекомендуется проводить этот урок при закреплении темы « Построение графиков функций»....
12 01 2021 23:21:40
Каркасные дома все чаще используются в современном жилом индивидуальном строительстве. Такие здания по эксплуатационным свойствам не уступают массивным постройкам из дерева или из кирпича. Однако при строительстве не требуют большого расхода строительных материалов при возведении фундаментов, стен и перекрытий. Также утепление стен в каркасном доме при отсутствии «мокрых» процессов существенно снижает срок строительства. Межэтажные и… Читать дальше...
11 01 2021 6:10:44
Цель урока: изучение понятия "внешнего угла треугольника", теоремы о сумме углов треугольника и ее следствий: свойства внешних углов произвольных треугольников, равнобедренных треугольников, классификация их в зависимости от величины углов....
10 01 2021 21:16:20
Урок является заключительным при изучении темы « Параллельные прямые», на котором необходимо обобщить и систематизировать все полученные знания по данной теме, а также подготовить учащихся к выполнению контрольной работы....
09 01 2021 12:54:58
Внеклассное мероприятие проводится в форме игры-эстафеты, где предлагается большое количество разнообразных заданий. Способствует развитию и укреплению интереса к предмету, активации творческой и мыслительной деятельности, воспитанию чувства товарищества и взаимопомощи....
08 01 2021 23:23:50
Физику в школе изучают в течение пяти лет, а математику – 11 лет. Эти две науки тесно взаимосвязаны между собой. Но опыт показывает, что учащиеся не всегда могут применять знания, полученные на уроках математики при решении задач, чтении графиков, построениях в линзах при изучении физики. Начиная с 7-го класса необходимо связывать физику и математику. ...
07 01 2021 15:36:53
Урок одной задачи проводится как завершающий урок обучения решению тригонометрических уравнений. На уроке показано многообразие способов решения уравнения, "внешнее" различие записей ответов, что в тригонометрии бывает нередко (разными способами задаются одинаковые множества чисел). Такой урок учит не только решению уравнений, но и выбору наиболее рационального способа решения, развивает познавательные и исследовательские умения учащихся, воспитывает математическую, графическую культуру и культуру общения. ...
06 01 2021 0:19:27
Рассматриваемые задачи охватывают большой круг ситуаций: смешение товаров разной цены, жидкостей с различным содержанием соли, кислот разной концентрации, сплавление металлов с различным содержанием некоторого металла. Когда-то они имели большое практическое значение. В настоящее время эти задачи часто встречаются в тестах на выпускных экзаменах и на вступительных экзаменах в вузы. ...
05 01 2021 15:32:38
В данной статье представлена методическая разработка преподавания теории вероятностей для 5–7-x классов. В статью включены: 1) планирование; 2) разработка занятий; 3) тесты; 4) контрольные работы. Занятия проводятся в виде дополнительного, внеклассного самообразования....
04 01 2021 4:39:53
Урок изучения нового материала в 5-м классе с использованием компьютерной презентации и практической деятельности. Цели урока: изучить прямоугольный параллелепипед, вывести формулы для вычисления длины ребер и площади боковой поверхности; развивать логическое и математическое мышление; воспитывать чувство коллективизма....
03 01 2021 0:47:44

Автор на уроке обобщает и систематизирует знания учащихся по теме " Пропорция". Красочная презентация с анимацией несомненно заинтересует детей, что очень важно в конце четверти. Автор считает, что последние уроки каждой четверти целесообразнее проводить, используя игровые формы обучения, что способствует вовлечению в работу большинства учащихся класса....
02 01 2021 10:12:32
В ходе занятия дети знакомятся с алгоритмом письменного умножения на двузначное число....
01 01 2021 2:28:15
Цель урока: создание условий для формирования познавательной активности учащихся. В ходе урока обобщаются знания учащихся по изучаемым предметам (биология и физика), а также расширяется их кругозор, формируется понятие о тесной взаимосвязи различных наук и взаимосвязи природы, науки и техники. Урок сопровождается презентацией и дополнительным занимательным материалом. Материал урока рекомендуется для учащихся 7-го класса....
31 12 2020 14:12:23
Данное занятие элективного курса формирует умения решать уравнения, содержащую переменную под знаком модуля, используя аналитические методы. Углубляет знания по теории и алгоритмам решения уравнений, содержащих переменную под знаком модуля самой разнообразной структуры. Готовит учащихся к Е Г Э по математике. ...
30 12 2020 12:44:26
В данной работе уделено внимание созданию в классе условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, условий комфортности и защищённости для каждого ребёнка, повседневная помощь ученикам в стремлении быть здоровыми, развитыми, образованными, воспитанными, творческими, интересными себе и другим, любящими своих родителей, свою малую Родину. Разработана система упражнений для снятия напряжения, стресса, утомляемости. ...
29 12 2020 10:30:55
Тема раскрывает вопрос применения законов сохранения импульса и энергии для описания явлений соударения тел. В разработке использован личностно-ориентированный подход. Проблемное изложение материала соответствует этапам научного метода познания от наблюдения к применению. Данный урок предполагает как репродуктивную деятельность учащихся, так и частично-поисковую, ориентирован на учащихся 10-х классов. ...
28 12 2020 15:52:46
Все больше людей выбирают в качестве жилья загородные дома. И на то есть много причин: надоедает суета большого города, привлекает хорошая экология, наконец, хочется иметь отдельное жилье. Если принимается решение о начале строительства, нужно основательно подготовится к этому процессу. Эта статья в на освещение одной из завершающих стадий – внешняя отделка фасада дома. А если… Читать дальше...
27 12 2020 4:50:53
Предлагаемый материал представляет разноуровневый урок обобщающего повторения в 11-м классе и рассчитан на два спаренных урока по 40 минут....
26 12 2020 21:25:48
Предлагаемый урок-презентация может быть использован на уроках обобщающего повторения при подготовке к Е Г Э в 11-м классе....
25 12 2020 4:56:57
Тема урока наиболее подходит для применения технологии личностно-ориентированного обучения, методики индивидуального рефлексивного обучения с использованием компьютерных технологий: презентаций, анимаций, моделей. Учитель не выступает в роли источника информации, а является помощником в их работе, направляет деятельность учащихся на уроке. Кроме того, предполагается самооценка и оценка группы на каждом уроке....
24 12 2020 5:33:23
Интерактивную игру можно провести в 7-м классе. Данная игра может быть проведена как в одном кабинете с использованием презентации, так и в нескольких кабинетах, которые должны быть подготовлены для проведения задания....
23 12 2020 5:29:17
Учащиеся знакомятся со звуковыми волнами, условиями их распространения в различных средах и формулой для расчета скорости звука, учатся применять полученные знания при решении количественных и качественных задач....
22 12 2020 19:31:44
Металлические печи, которыми чаще всего и оборудуют парные, несут для человека угрозу. Как минимум, отсутствие защиты ведёт к дискомфорту отдыхающих. Защитный экран для печи делает банные процедуры безопасными и позволяет регулировать температуру в помещении. Есть несколько вариантов, решающих проблему, связанную с высокой температурой генератора тепла. В некоторых случаях дополнительная защита и вовсе не нужна –… Читать дальше...
21 12 2020 19:59:37
Урок направлен на обобщение и систематизацию знаний, умений и навыков, полученных при решении квадратных уравнений различными методами....
20 12 2020 17:56:31
Стратегия модернизации российского образования предусматривает приоритет методов и технологий обучения, ориентированных на самостоятельный анализ информации обучаемыми, самоорганизацию деятельности, приобретение опыта ответственного выбора. Педагогическая технология должна отвечать на вопросы о том, как наилучшим образом организовать учебную деятельность и управлять ею для достижения поставленных целей. ...
19 12 2020 8:31:34
В статье приведены фрагменты уроков, образцы проектов и задач; показаны следующие приемы и методы обучения: - моделирующие и деловые игры; - проектная деятельность; - исследовательская деятельность; - формирование социальной компетентности через содержание заданий. Эти материалы могут быть использованы на уроках математики в профильных классах, элективных курсах и во внеклассной работе....
18 12 2020 6:16:40
В ходе урока обобщаются и систематизируются знания о тепловых процессах, развиваются способности актуализации знаний, совершенствуются умения планировать и проводить физический эксперимент, обрабатывать результаты эксперимента, делать выводы. ...
17 12 2020 12:46:40
В основу проведения урока положена технология личностно-ориентированного образования. Изучение нового материала посредством конструирования учебного текста состоит из четырех этапов: 1) беглое просматривание текста, в котором выделяются названия параграфов; 2) изучение визуальных материалов (картинок), выдвижение гипотезы; 3) просмотр и отображение эксперимента в виде схемы-опоры; 4) опытная проверка гипотезы. ...
16 12 2020 8:53:45
Мероприятие по образовательной программе, ориентированной на расширение кругозора учащихся, развитие навыков исследовательской деятельности, привитие интереса к математике и физике как наукам прикладного характера, пропаганду математики и физики....
15 12 2020 10:44:14

Даны советы по созданию проекта, тесты игры « Балдушки», задания для развития логического мышления, « Буклеты» для учеников и родителей, анкеты. Такой вид работы систематизирует знания учащихся, развивает творческие способности ребенка, учит ставить вопросы и искать на них ответы....
14 12 2020 11:43:32
Предлагаю вниманию учителей двухурочный цикл по теме " Измерение углов" и одноурочный – по теме " Построение углов". Алгоритмы измерения и построения углов, а также некоторые задания, лабораторные и практические работы, формы и приемы работы можно также использовать в 7-м классе на уроках геометрии....
13 12 2020 22:11:53
Вашему вниманию предлагается урок-путешествие. Путешествуя на автобусе, дети изучают данное явление, исследуют его экспериментально и оттачивают навыки самостоятельной работы....
12 12 2020 9:35:33
В конце изучения темы, как правило, проводятся обобщающие уроки, которые способствуют прочному и сознательному усвоению знаний, а также оказывают существенное влияние на развитие памяти, речи, мышления учащихся. Предлагается разработка двух игровых уроков: аукцион по теме « Физические величины» для 7 класса и «шоколадная лихорадка» по теме « Основы механики» для 9-го класса. ...
11 12 2020 5:33:12
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов по учебной дисциплине « Математика» предусмотрена планом учебного процесса. Она является неотъемлемой частью образовательного комплекса и направлена на углубление знаний и умений студентов. Выполненная и представленная внеаудиторная работа оценивается преподавателем и учитывается при итоговой аттестации по учебной дисциплине наряду с другими видами аудиторных занятий....
10 12 2020 8:42:14
Цели урока: вывести алгоритм умножения одночлена на многочлен, формирование начальных умений по применению алгоритма на практике....
09 12 2020 21:17:50
Дифференциация создает условия для индивидуального обучения, более полного раскрытия способностей школьников, для личного подхода к обучению каждого ребенка. Такой подход к обучению является составным элементом новой концепции среднего математического образования. Идея о выделении уровня обязательной математической подготовки для всех школьников и одновременном создании условий для достижения более высоких результатов интересующимися учащимися требует, безусловно, дальнейшей конкретизации....
08 12 2020 14:35:12
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по решению различных типов задач. Учитель проводит диагностику усвоения системы знаний и умений каждого ученика на заключительном этапе изучения темы....
07 12 2020 18:16:32
Данная разработка содержит конспект урока, инструкцию к лабораторной работе по данной теме двухуровневой сложности, для сильных и слабых учеников, инструкцию к экспериментальному заданию, домашнюю лабораторную работу и презентацию к уроку. Разработка урока направлена на развитие исследовательских умений и навыков на уроках физики....
06 12 2020 6:39:42
Урок по теме “ Проценты” предлагается учащимся в виде модуля. При использовании модуля можно отметить ряд преимуществ для учащихся: каждый работает самостоятельно, у каждого есть возможность получить консультацию у учителя и у учеников, постоянно идёт самоконтроль, есть возможность самоорганизоваться....
05 12 2020 13:56:46

Урок служит изучению теоремы Пифагора, ее роли в геометрии и использованию в решении задач; развитию логического мышления, познавательного интереса, творческого поиска, самостоятельности; воспитанию у обучающихся ответственного отношения к учению, культуры математической речи....
04 12 2020 5:41:36
Представляемая работа имеет вид внеклассного мероприятия, проводимого учителями физики и истории в виде путешествия по странам Древнего мира: Древнему Египту, Древней Греции и Месопотамии. Работа состоит из статьи, представляющей собой сценарий мероприятия, приложений, в которых пояснены проводимые в ходе мероприятия опыты, дан текст сценки и презентации, позволяющей сделать "путешествие" ярче и нагляднее. ...
03 12 2020 12:21:29
На занятии учащиеся знакомятся с методами построения графиков функций, содержащих несколько слагаемых с модулями. Урок способствует развитию мышления, вычислительных навыков и расширению кругозора учащихся. ...
02 12 2020 19:44:28
Предлагаемый урок для учащихся 7-х классов позволяет обобщить знания по теме " Рациональные дроби". В непринужденной форме, за столиками "кафе" учащиеся обобщают свои знания и закрепляют их при решении "вкусных" задач. Применение различных средств мультимедиа: графопроектор, компьютер со слайдами, интерактивная доска, очень помогает учащимся быстро закрепить материал, вызвает желание расширять свой кругозор....
01 12 2020 23:11:23
Цели урока: научиться решать задачи на проценты, переводить процент в десятичную дробь и обратно....
30 11 2020 10:27:27
Внеклассное мероприятие по математике для одиннадцатиклассников. Его цель – показать сферу применения стохастики в различных профессиях и сферах жизни. Мероприятие построено в форме популярных телепередач, сменяющих друг друга....
29 11 2020 14:23:17
Программа учебного предмета « Математика» для учащихся 10−11-х классов (408 часов; 6 часов в неделю в каждом классе) составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по математике (авторы: Ш. А. Алимов, Л. С. Атанасян). Уточняет содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса....
28 11 2020 19:43:33
Урок проводился в классе, где большинство учащихся имеют хорошие прочные знания, умения и навыки, хотя, конечно, есть и такие, у которых отсутствует познавательный интерес. Класс дружный, ребята к выполнению заданий относятся ответственно. Урок третий по теме " Решение логарифмических уравнений" готовит учащихся к восприятию изучения следующей темы " Решение систем логарифмических уравнений". Выбранный тип урока (комбинированный) позволяет учащимся продолжить формирование З У Н при решении логарифмических уравнений, применять полученные знания для решения более сложных заданий....
27 11 2020 3:41:51
Урок-исследование по физике в 10-м классе " Исследование колебаний математического маятника", в ходе которого использовалась компьютерная программа L-микро. Данное оборудование позволяет точно определять период колебаний математического маятника....
26 11 2020 2:30:19
Урок геометрии в 9-м классе по теме " Движение" с использованием заданий в игровой форме. Задания позволяют не только закрепить пройденный материал, но и прививать интерес к математике и расширять кругозор. ...
25 11 2020 9:51:46

Цель урока: усвоить понятия «площадь простой фигуры», формировать умения находить площадь прямоугольного треугольника на основе знаний площади квадрата и прямоугольника. Исследовательская компетентность учащихся развивается в решении нестандартных задач....
24 11 2020 12:36:49
Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая, делать его немного занимательным. Отрабатывает умения и навыки решения квадратных уравнений с использованием формул корней....
23 11 2020 10:22:19
Учащиеся активизируют мыслительную деятельность посредством практических заданий исследовательского характера и заданий повышенной сложности, систематизируют и обобщают знания и умения по данной теме. ...
22 11 2020 17:45:46
Урок-игра для шестого класса, способствующий формированию навыков устного счета, повышающий интерес к математике. ...
21 11 2020 4:59:22
Подготовлен и проведен в рамках технологии " Развитие критического мышления через чтение и письмо", включает в себя три стадии: вызов, осмысление, рефлексия. На уроке рассматриваются определения важнейших понятий, доказательство теоремы, а также применение теории в повседневной жизни. В течение всего урока знания добываются учащимися самостоятельно; они работают в группах; обмениваются информацией; при этом повышается ответственность за собственное образование, развивается память и речь....
20 11 2020 2:18:18
Урок по математике для 4-го класса. Такие насыщенные различными видами деятельности уроки способствуют развитию самостоятельности, индивидуальных способностей учащихся....
19 11 2020 16:21:17
Статья содержит рекомендации по созданию электронного учебника в виде html-страниц. ...
18 11 2020 6:26:53
Как добиться того, чтобы каждый учащийся действительно стал активным участником «экспедиции открытий»? Безусловно, таких возможностей в учебно-воспитательном процессе немало. Это современные подходы к отбору содержания учебного материала, методов обучения, разнообразных форм организации познавательной деятельности, формирование познавательного интереса учащихся. Но, к сожалению, используя все это, мы не всегда получаем те результаты, которых ожидаем....
17 11 2020 6:32:50
Урок изучения нового материала по физике в 7-м классе направлен на изучение новой физической величины – плотности вещества. На уроке учащимся предстоит выяснить от чего зависит плотность вещества, научиться представлять результаты эксперимента, научиться работать с таблицей плотностей. Урок способствует формированию компетентностей учащихся; развитию интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной деятельности....
16 11 2020 18:34:38

Применение И К Т позволяет превратить урок в виртуальную экскурсию по городам России. Выполняя различные упражнения по теме урока, ученики не только совершенствуют свои знания в области применения Ф С У, но и совершают увлекательное путешествие по территории Московского Кремля и городам Золотого кольца России....
15 11 2020 23:46:14
Цель урока: совершенствовать умения и навыки учащихся по применению признаков делимости к решению примеров и задач. Познакомиться с признаками делимости на 7, 11, 13, 17, 19....
14 11 2020 0:18:50
Цель: учить решать системы неравенств с одной переменной; совершенствовать навык решения задач; при закреплении изученного материала решать задачи по физике, в которых необходимо пользоваться формулами с системой рациональных неравенств с одной переменной....
13 11 2020 11:58:30
Урок математики в 6-м классе демонстрирует использование информационных технологий в процессе обучения математике в условиях отсутствия компьютерного класса применяя на уроке только один компьютер и видеопроектор. Данный урок — это первый опыт применения И К Т в образовательном процессе. Однако поставленные цели были реализованы, кроме того, наработан общий подход к проектированию и организации уроков изучения нового материала с применением анимационной демонстрации. К тому же, данный урок — хороший образец применения И К Т для повышения темпа и плотности урока....
12 11 2020 10:28:11
На данном уроке формируются умения обрабатывать и систематизировать информацию, выявлять математическую закономерность при группировке задач по способам их решения. Продолжается подготовка учащихся 9-х классов к экзамену в новой форме....
11 11 2020 23:37:19
Интерактивный урок по геометрии в 8-м классе на тему « Теорема Пифагора». В ходе урока дети устанавливают связь между сторонами прямоугольного треугольника. Узнают о другом способе нахождения гипотенузы прямоугольного треугольника....
10 11 2020 1:37:36
Реальная практика преподносит учителю огромное количество ошибок учеников и всегда существует соблазн сообщить ученикам правильные ответы. Это имитация корректировки мыслительной деятельности учащихся на изученном учебном материале. У каждого ученика свои представления об окружающем мире и причины непонимания или не знания тоже индивидуальны. Предлагаемая технология позволяет преодолеть вместе с учеником стереотипы и предрассудки его мышления....
09 11 2020 21:51:23
Представлен конспект математической игры " Счастливый случай" с элементами К В На....
08 11 2020 18:16:18
Урок разработан к главе IV, §10, п.39 учебника « Алгебра и начала анализа» авторов А. М. Колмогорова, А. М. Абрамова, Ю. П. Дудницына и др....
07 11 2020 12:55:37
Тема урока имеет большую важность для дальнейшего изучения курса алгебры, так как применение формул сокращенного умножения является главным звеном при преобразовании выражений. Основной целью урока является формирование навыков использования формул сокращенного умножения, что имеет большую важность для развития математических способностей в преобразовании выражений и разложении на множители. Устные задания позволяют развивать зрительную память при работе с формулами, а письменные упражнения направлены на логически верное применение той или иной формулы....
06 11 2020 2:41:58
Конспект первого урока раздела « Электрические явления» базового уровня изучения физики в 8-м классе....
05 11 2020 0:22:36
Особенность урока заключается в том, что обучающиеся учатся строить график линейной функции новым способом. Этот способ построения, условно названный "шахматным", дает возможность исключить трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при построении графика линейной функции с дробным угловым коэффициентом. ...
04 11 2020 21:16:35
Любой урок геометрии направлен на формирование умения решать геометрические задачи. Но умение решать "красиво" и с меньшими временными затратами - это большой труд. Иногда за формулировкой обычной задачи школьного учебника прячется "новый способ" решения привычной задачи. ...
03 11 2020 0:48:36
Урок нацелен на систематизацию, обобщение и углубление знаний и умений учащихся 6-го класса по теме « Окружность и круг». Урок построен с применением способа диалектического обучения. На уроке школьники учатся применять такие опорные понятия, как: окружность, круг, радиус, диаметр, центр, хорда, длина, площадь. В ходе урока у учащихся формируются различные универсальные учебные действия....
02 11 2020 7:31:49
На уроке алгебры по программе математики Г. М. Кузнецовой, Н. Г. Миндюк, учебнику Ш. А. Алимовой, Ю. М. Колягиной, Ю. В. Сидоровой) повторяется, систематизируется и закрепляется изученный материал, проверяется усвоение учащимися темы, идет подготовка к контрольной работе. На уроке развивается самостоятельная деятельность, логика, прививается интерес к предмету, умение работать с компьютером и интерактивной доской....
01 11 2020 22:48:25
На уроке учащиеся знакомятся с методом графического решения уравнения. На уроке используется презентация, выполненная в программе PowerPoint....
31 10 2020 1:43:33
Цель урока: обобщить и систематизировать знания и умения по теме « Действия над составными именованными числами»....
30 10 2020 7:51:40
Основной целью урока является формирование функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Урок разработан с применением информационно - коммуникационных технологий....
29 10 2020 12:10:21
« Живая» работа с оборудованием всегда вызывает большой интерес у ребят, а также даёт хорошие результаты усвоения и повторения учебного материала. Эксперимент является одним из самых активных источников знаний о природе. Выполнение эксперимента обеспечивает связь опытных данных с изучаемым теоретическим материалом, что позволяет ученику самостоятельно делать обобщения и выводы....
28 10 2020 17:31:50
Уроки геометрии с применением информационных технологий показывают более высокий результат запоминания темы и большую заинтересованность данным предметом. Данный занятие рассчитано на два урока....
27 10 2020 15:37:47
Представлен конспект урока математики в 6-м классе, проведённого во время Недели математики « Математическая вселенная» в форме путешествия по планетам Солнечной системы. Урок обобщения и систематизации знаний. Материалы можно использовать в любом 6-м классе независимо от У М К....
26 10 2020 1:34:40
Урок творческого поиска в 7-м классе направлен на формирование навыков применения основных формул в вычислении силы тяжести, плотности вещества, скорости движения, весового давления с использованием местного материала (движение зверей и птиц, глубины водоемов)....
25 10 2020 4:48:39
Интегрированный урок в 8-м классе по теме " Темперамент, характер, самопознание". Представлена разработка урока, цель которого - через интеграцию учебных предметов биологии, физики, психологии и валеологии дать понятие о психологических особенностях человека. Познакомить с типами нервной деятельности, раскрыть понятия "темперамент", "характер", показать влияние окружающей среды на формирование нервной системы....
24 10 2020 10:41:35
На уроке представлены альтернативные формы подачи материала и контроля знаний, что обогащает школьный курс обучения, дополняет его специфическими возможностями компьютерных технологий, делает его более интересным для учащихся....
23 10 2020 10:18:38
Урок повторения пройденного материала – это повторение разных способов решения заданий по данной теме. На этом уроке у ученика появляется возможность найти свой способ решения, то есть способ, который ему понятен, в котором он может максимально выразиться. На уроке повторения ученик услышит разные рассуждения, мнения, увидит различные приемы решения. У учителя уменьшается возможность навязать свой способ рассуждения, стремление учить по шаблону «делай, как я», а у ученика, наоборот, появляется возможность действовать так, как он этого хочет....
22 10 2020 11:24:57
Учащиеся знакомятся с явлением "сила Архимеда". В процессе изучения темы устанавливаются факторы, влияющие на выталкивающую силу, выясняются условия плавания тел в зависимости от плотностей тела и жидкости....
21 10 2020 19:53:46
Урок способствует формированию умений применять приемы переноса знаний в новую ситуацию. У учащихся развиваются мышление и речь, внимание и память....
20 10 2020 4:24:12
Конспект урока представляет собой изложение материала по математике для 6-го класса. Может служить уроком ознакомлением по основным опорным точкам раздела. Данный конспект можно сочетать с приложениями - это плакат, который учитель или дети могут выполнить самостоятельно. Можно нарисовать выдуманную страну и по ней путешествовать....
19 10 2020 4:32:38
Учащиеся класса имеют различный уровень подготовки по математике, неодинаковые успехи в усвоении знаний, умений и навыков, проявляют различный интерес к математике как учебному предмету. Учитывая это, учитель должен вести обучение с учетом указанных индивидуальных особенностей учащихся. Такая работа с включением приемов, характерных для проблемного обучения, осуществляется мною на уроках математики в 5—11-х классах школы № 12 г. Серпухова Московской области. В работе я исхожу из представления о трех последовательных качественных уровнях проблемного обучения. ...
18 10 2020 5:32:45
Представлен сценарий творческого вечера. Цель – доказать, что математика вовсе не «сухая» наука, ею интересовались не только «чистые» математики, но и люди других профессий....
17 10 2020 15:15:52
На уроке в 10-м классе обобщаем и систематизируем знания по теме преобразования графиков. Правила преобразования графиков позволяют значительно расширить список функций графики которых, можно построить, не прибегая к дополнительному исследованию. Использование компьютера для преобразования графиков дает возможность для творческих работ учащихся....
16 10 2020 1:31:49
Как организовать обучение решению нестандартных задач таким образом, чтобы ученик смог успешно преодолеть неизбежные трудности? Как помочь ему приобрести необходимый опыт? Один из возможных способов – годовой конкурс решения задач....
15 10 2020 13:57:15
Данный урок является как традиционным, так и инновационным. В связи с использованием информационных технологий в изучении и проверке знаний учащихся. Он отражает межпредметные связи математики и информатики. Во время урока теорема Пифагора рассматривается с разных точек зрения в историческом и страновом контексте. Урок содержит как доказательство теоремы Пифагора, так и ей обратной, с целью увеличения времени на решение задач. Домашнее задание исследовательского, поискового характера направлено на развитие навыков самостоятельной работы с информационными базами и углубленное изучение предмета....
14 10 2020 13:34:39
На уроке осуществлялось формирование и углубление знаний по теме - решение уравнений вида <span class="math">cos x = a</span>, выявление простейших способов решения этих уравнений для дальнейшего применения этих способов при решении однородных тригонометрических уравнений; была показана работа с различными источниками информации, в том числе с П К, работа в команде. Методическая разработка урока адресована преподавателям математики школ и профессиональных училищ....
13 10 2020 7:35:34

C помощью мультимедиапрезентации можно активизировать познавательный интерес учащихся, повысить результативность, подходить к процессу обучения творчески. Урок знакомит учащихся с теоремой о сумме углов треугольника....
12 10 2020 11:39:19
Цели урока: познакомить с понятием площади, свойствами измерения площадей, единицами измерения площадей; развивать логическое мышление, умение аргументировать ответ, быстроту вычислительных навыков....
11 10 2020 11:43:37
Наука постоянно идёт вперёд, и с этим никто не может поспорить. С каждым годом учёные находят что-то новое, благодаря чему технический прогресс стремительно растёт. Одним из удивительных и эффективных изобретений являются солнечные батареи для отопления дома. Однажды потратившись на их установку, в будущем вам практически не придётся вкладывать деньги для их работоспособности. При этом вы… Читать дальше...
10 10 2020 14:11:20
В статье представлены конспекты урока математики во 2-м классе по теме « Сложение «круглых» двузначных чисел с однозначными числами», У М К « Перспективная начальная школа» и в 4-м по теме « Числа, которые больше 1000. Разрядные слагаемые», У М К « Школа России». На уроке используется работа с интерактивной доской и системой интерактивного голосования «Votum». Вся работа строится по маршрутным листам....
09 10 2020 11:41:48
В статье говорится о научной организации труда учащихся на различных этапах уроков математики. Сформулированы задачи научной организации труда: <br> 1. Максимальная экономия и эффективное использование времени. <br> 2. Создание и эффективное использование благоприятных условий труда и отдыха.<br> 3. Забота о здоровье и всестороннем развитии учащихся.<br> Описываются способы, приемы реализации этих задач.</p> ...
08 10 2020 8:42:49
Цель урока – повторить определение квадратичной функции, сформировать представление о графике квадратичной функции и научить строить график квадратичной функции....
07 10 2020 12:12:28
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся, позволяющий повысить мыслительную деятельность, совершенствовать навыки и умения решать неравенства, установить связь с применением знаний на практике, воспитывающий настойчивость усердие, способствующей рациональной организации труда....
06 10 2020 15:49:26
Урок для 3-го класса специальной коррекционной школы VIII вида, где обучаются дети с О В З. На уроке использованы упражнения на логическое мышление, на формирование пространственной ориентировки, на умение работать с учебником, что способствует привитию интереса к предмету....
05 10 2020 8:48:32
Студенты специальности « Технология деревообработки» Г О У С П О « Мариинский лесотехнический техникум» при изучении дисциплин « Материаловедение и древесиноведение» и « Гидротермическая обработка и консервирование древесины» решают различные задачи на проценты. Например, вычисляют процент усушки и размокания древесины, процент выхода деловой древесины и т.д. С целью повторения и углубления знаний по теме « Проценты» в календарно-тематическом плане по дисциплине « Математика» отведены 2 часа на тему: « Решение прикладных задач на проценты». Пример интегрированного урока по математике и материаловедению и древесиноведению, проведенного в группе Т Д-21 (специальность 2602 « Технология деревообработки»), показывает, что урок дал положительный результат. Личные творческие карточки - один из элементов рейтинговой технологии образовательного процесса - нацеливают студентов на творческий подход к работе, умение анализировать свои знания, умения и навыки и объективно оценивать выполненную работу. Первый час урока представлен подробно. На втором уроке решались тематические задачи на проценты в разрезе дисциплины « Материаловедение и древесиноведение». ...
04 10 2020 8:13:37
В статье рассматривается использование симметрии в системах показательных уравнений....
03 10 2020 20:33:32
Элективные курсы призваны удовлетворять индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника. По существу, они и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ. Для отечественной школы - дело сравнительно новое, опыта их проведения практически нет. Это означает, что авторы программ элективных курсов во многом исходят из личного опыта работы. Предлагаю две программы по математике и презентации занятий к ним....
02 10 2020 20:50:51
Еще:
Важное о расчетах -1 :: Важное о расчетах -2 :: Важное о расчетах -3 :: Важное о расчетах -4 :: Важное о расчетах -5 :: Важное о расчетах -6 :: Важное о расчетах -7 :: Важное о расчетах -8 :: Важное о расчетах -9 :: Важное о расчетах -10 :: Важное о расчетах -11 :: Важное о расчетах -12 :: Важное о расчетах -13 :: Важное о расчетах -14 :: Важное о расчетах -15 :: Важное о расчетах -16 :: Важное о расчетах -17 :: Важное о расчетах -18 :: Важное о расчетах -19 :: Важное о расчетах -20 :: Важное о расчетах -21 :: Важное о расчетах -22 :: Важное о расчетах -23 :: Важное о расчетах -24 :: Важное о расчетах -25 :: Важное о расчетах -26 :: Важное о расчетах -27 :: Важное о расчетах -28 :: Важное о расчетах -29 :: Важное о расчетах -30 :: Важное о расчетах -31 :: Важное о расчетах -32 :: Важное о расчетах -33 :: Важное о расчетах -34 :: Важное о расчетах -35 :: Важное о расчетах -36 :: Важное о расчетах -37 :: Важное о расчетах -38 :: Важное о расчетах -39 :: Важное о расчетах -40 :: Важное о расчетах -41 :: Важное о расчетах -42 :: Важное о расчетах -43 :: Важное о расчетах -44 :: Важное о расчетах -45 :: Важное о расчетах -46 :: Важное о расчетах -47 :: Важное о расчетах -48 :: Важное о расчетах -49 :: Важное о расчетах -50 :: Важное о расчетах -51 :: Важное о расчетах -52 :: Важное о расчетах -53 :: Важное о расчетах -54 :: Важное о расчетах -55 :: Важное о расчетах -56 :: Важное о расчетах -57 :: Важное о расчетах -58 :: Важное о расчетах -59 :: Важное о расчетах -60 :: Важное о расчетах -61 :: Важное о расчетах -62 :: Важное о расчетах -63 :: Важное о расчетах -64 :: Важное о расчетах -65 :: Важное о расчетах -66 :: Важное о расчетах -67 :: Важное о расчетах -68 :: Важное о расчетах -69 :: Важное о расчетах -70 :: Важное о расчетах -71 :: Важное о расчетах -72 :: Важное о расчетах -73 :: Важное о расчетах -74 :: Важное о расчетах -75 :: Важное о расчетах -76 :: Важное о расчетах -77 :: Важное о расчетах -78 :: Важное о расчетах -79 :: Важное о расчетах -80 :: Важное о расчетах -81 :: Важное о расчетах -82 :: Важное о расчетах -83 :: Важное о расчетах -84 :: Важное о расчетах -85 :: Важное о расчетах -86 :: Важное о расчетах -87 :: Важное о расчетах -88 :: Важное о расчетах -89 :: Важное о расчетах -90 :: Важное о расчетах -91 :: Важное о расчетах -92 :: Важное о расчетах -93 :: Важное о расчетах -94 :: Важное о расчетах -95 :: Важное о расчетах -96 :: Важное о расчетах -97 :: Важное о расчетах -98 ::