Формирование математической культуры, мировозрения и мышления у учеников 5–6-х классов. Управление качеством образования в процессе уроков > Мастера спешат на помощь!
мастера спешат на помощь!    

Формирование математической культуры, мировозрения и мышления у учеников 5–6-х классов. Управление качеством образования в процессе уроков

О различных формах работы в школах, в классах много говорится в различных источниках, публикуемых в периодической печати и в специальной литературе для педагогов. Полезный опыт авторов этих работ регулярно обсуждается на методическом объединении секции математики и физики. Большинство учителей считают полезным применять такие формы контроля знаний учащихся, как регулярный опрос на уроках в начале урока, уроки-консультации в дополнительное время. А в старших классах регулярно применяют зачетную систему проверки знаний перед тем, как выставить окончательную оценку по алгебре и по геометрии.

При выборе формы занятий с учениками учитываются психологические возрастные особенности. Традиционно младшие классы показывают более высокую успеваемость, чем старшеклассники, у них гораздо выше процент качества успеваемости. С возрастом картина видоизменяется в сторону падения этих двух показателей. В течение нескольких лет в среднюю школу из начальной приходят классы, занятия в которых проводятся по развивающей системе обучения, по системе Занкова. В этих классах число обучающихся не превышает двадцати, что имеет свои минусы и плюсы. Получая эти классы, необходимо начинать с выбора учебной литературы для себя и для учеников. Получивший широкое распространение учебник по математике под редакцией Э.Р.Нурка, А.Э.Тельгмаа для работы в таких классах имеет ряд существенных недостатков. И самые главные из них – это обучение решению типовых задач и примеров с ограниченным набором выбора нестандартных заданий. Более удачным в этом отношении является учебник под авторством  Н.Я.Виленкина, А.С.Чеснокова, С.И.Шварцбурда, В.И.Жохова. В этом учебнике, выпущенном как для пятого, так и для шестого классов, очень удачно сделана компоновка материала по разделам, много заданий, требующих напряжения мысли и, что является очень важным, авторы не побоялись включить огромное количество геометрических задач.

Широкий выбор материала позволяет использовать эти учебники и как дидактические пособия при составлении самостоятельных работ и контрольных заданий. Не последнюю роль играет и привлекательность самого учебного материала, чтобы ученикам было нескучно. Невозможно вести обучение, если не проводить регулярно контроль и оценку результатов обучения, да и само обучение должно быть направлено на достижение качества обучения, то есть, нацелено на результат. В дальнейшем будем вести разговор о собственном опыте работы с пятыми – шестыми классами.

Начало учебного года. Пишутся учебные планы, как тематические, так и поурочные. Опыт подсказывает, что ученики придут после летнего отдыха со слабым запасом знаний, потому первые занятия проводятся с целью повторения всего материала прошлого года. В конце повторения проводится срезовая контрольная работа, которая и выявляет истинную картину знаний учеников всего класса: их уровень подготовки к обучению в средней школе, их качественную сторону обучения в начальной школе. Сами учителя стремятся получить хорошие классы от хороших учителей, так как знают, как трудно обучать детей, у которых слабая подготовка и хромает дисциплина и организация труда.
Какие формы контроля применимы в пятом классе?

В первую очередь – текущий опрос учащихся. Текущий опрос проводится в начале урока и служит для того, чтобы выявить, насколько хорошо осваивают ученики проходимый материал на уроках и насколько ученики внимают объяснениям учителя. Текущий опрос позволяет учителю корректировать свои учебные планы, вносить изменения в следующие уроки с целью ускорения темпа урока или же с целью замедления этого темпа. Текущий опрос обычно проходит в двух формах – в виде устного опроса, когда охватывается 2/3 учащихся, и в виде письменной самостоятельной работы. Письменная самостоятельная работа проводится один раз в неделю. Самостоятельная работа позволяет контролировать уровень прохождения данной темы и определять вовремя пробелы у учеников.

Один из видов поощрения, который признают ученики – это оценка, выставляемая за урок или за знание ответа на вопрос. Другая же форма поощрения им малопонятна, когда им словесно даешь понять, что они хорошо работают на уроках.

Срезы знаний, проводимые в пятых классах, болезненно сказываются на учителях начальных классов, так как о результатах проведенных срезов докладывается на очередном педсовете при директоре и всей администрации. Довольно часто умалчивается та огромная работа, которую проводит начальная школа, а звучат обидные данные срезов, без учета объективных условий, в которые попали пятиклассники при переходе из начальной школы в среднюю. Большинство из них довольно долго адаптируются к сменности кабинетов и к сменности учителей.

Следующая трудность, с которой сталкиваются ученики – это изменение требований к обучению. Структура учебника математики тоже разительно отличается от структуры учебника третьего класса своей насыщенностью и разнообразием. Возрастает также и сложность изучаемого материала. Текст задач требует внимания и умения логически разобраться в условии. Ученики, пришедшие в пятый класс, неодинаково подготовлены, даже если это и лучший класс. Строить урок лучше всего в дискуссионной форме, когда все ученики принимают участие в обсуждении темы. Парадокс поведения маленького ребенка заключается в том, что если запрещать что-либо ребенку, то он начинает всеми путями стремиться сделать запретное. Такой же парадокс нужно использовать в работе с классами, где обучение идёт по углубленной программе.

Как будет выглядеть этот парадокс на уроках? При обсуждении тех вопросов и тем, которые ученики должны запомнить, отдельные положения заведомо преподносятся в ошибочной форме. Некоторые ученики замечают эти ошибки, немедленно сообщают о них, завязывается дискуссия по этой теме, в конце концов довольные ученики доказывают другим, что они правы, и получают за это оценку. Как на уроках достигается концентрация внимания? Для этого учитель делает некоторые выкладки на доске и сообщает, что допущена ошибка, и тот, кто сумеет найти ошибку, получит заслуженную оценку. В некоторых случаях полезно не делать ошибок, а только объявлять о них. Если ученик находит ошибку или же доказывает, что ошибки нет, то за это получает оценку. Этот прием  очень сильно стимулирует внимание на уроках и помогает детям глубже изучить данную тему.
Следующий прием, который позволяет управлять качеством обучения, состоит в следующем. Вызывается к доске один из сильных учеников, чтобы выполнить задачу или пример на много действий. И вот когда задание выполнено, «вдруг» учитель находит ошибку. Объявляется, что тот, кто найдет ошибку, получит оценку. Начинается поиск этой ошибки: то одно действие, то другое учениками в классе объявляется ошибочным, они вызываются к доске, чтобы исправить ошибки, а ученик у доски доказывает, что выполнил действия правильно. В результате этих дискуссий в классе устанавливается, что ошибок либо нет, либо есть, если таковая была сделана учеником.

Также повысить качество образования позволяют следующие приемы, часто используемый мною. Первый из этих приемов такой: выбираются задания, которые способно выполнить большинство учеников. Вопрос к классу: кто хочет выполнить этот пример? Поднимается множество рук. Объявляется, что за неправильное выполнение данного примера ставится два, а за правильное выполнение пять. Количество рук резко падает, практически не остается ни одной поднятой руки. Тогда задаётся вопрос: что в этом примере непонятного? «Все понятно, – отвечают, – только не хочется получить двойку». Спрашиваю: «Почему вы не хотите попробовать решить задание?» «Не хотим, – говорят. – А вдруг неправильно?» Внутренняя борьба, неуверенность, решимость рискнуть, боязнь – всё написано на их лицах. Тот, кто работал с младшими классами, знает, что на их лицах видны все эмоции, которые они переживают. В конце концов, находится смельчак, который выполняет задание и садится на место. Все ждут. Объявляю оценку, что получил ученик. Бывают случаи, что от волнения и от желания получить пять ученик допускает ошибку. Тут уж нужно быть непреклонным и ставить «заслуженную» оценку, иначе ученики перестанут всерьез воспринимать слова учителя. Второй прием, который часто использую – это скорость выполнения задания у доски.

Формирование математической культуры, математического мировоззрения и мышления является главной задачей для учителя математики в V–VI классах. При контроле знаний и оценке результатов необходимо учитывать то, насколько ученики умеют оформлять задачи, умеют ставить вопросы в задачах. Многие учителя не понимают, в чем заключается математическая культура, и часто видят эту культуру в умении воспроизвести текст учебника по памяти, в умении быстро делать в уме вычисления и записывать полученные ответы в тетрадь. Восхищение у них вызывает то, насколько быстро ученик решает задачу, и этот ученик может получить пять при практически пустой тетради. Всегда нужно оценивать труд, а не знания. Если он легко решает задания, значит, нужно подобрать ему материал по его силам, чтобы, потрудившись, он смог получить оценку. Математическая культура вырабатывается в труде. Решая задачу, ученик должен уметь кратко записывать условие задачи, уметь разбираться в логике решения задачи, то есть уметь, читая условие, находить необходимые вопросы, записывать их и получать конечный ответ. Решая примеры, ученик должен записывать условие задания и, приступая к выполнению примера, всегда знать, что он хочет получить в итоге.

Полезно в решениях задач предварительно делать рисунки, и чем проще рисунки, тем лучше. Например, расстояние из города в деревню полезно обозначить в виде отрезка, а город и деревню обозначить кружочками, ставя над ними заглавные латинские буквы.

img1.gif (294 bytes)

Полезно с самого начала приучать учеников к формульной записи условия:   S – расстояние, путь или площадь фигуры; v – скорость; t – время; a, b, c, d – длины сторон многоугольников; Р – периметр; АВ, BD, CD – стороны многоугольников и т. д. Прежде чем приступать к решению задачи, полезно и желательно записывать все формулы, которые используются в задаче, и указывать ту величину, которая ищется данным действием. Поясним это на примерах.

Задача № 730. Площадь грядки на огороде 48 м2. Найдите длину грядки, если ее ширина 4 м.

 или после подстановки своих значений:  Чему равна длина участка?
Напоминаем ученикам, что 48 является результатом произведения (или просто произведением) двух множителей а и 4, и, чтобы найти длину а, нужно произведение поделить на известный множитель, то есть   и а = 12 м.

Ответ: а = 12 м.

Задача № 1448. Велосипедист выехал из села со скоростью 12 км/ч. Через 2 часа в противоположном направлении из того же села выехал другой велосипедист, причем скорость второго в 1,25 раза больше скорости первого. Какое расстояние будет между ними через 3,3 ч после выезда второго велосипедиста?

Обозначим село точкой А. Покажем направление движения велосипедистов в виде стрелок и надписей букв v1 и v2. Покажем расстояния S1 – через t1= 2 ч между ними и S2 – через t2 = 3,3 ч после выхода второго велосипедиста и S – все расстояние. Кроме слов «сделаем рисунок», все остальные слова произносятся в устной форме учителем.

1)  Чему равна v2 – ?
2)  Сколько времени в пути был 1-й велосипедист?  t = t1 + t2 = 2 + 3,3 = 5,3 ч
3)  Какое расстояние проедет 1-й велосипедист?
4)  Какое расстояние проедет 2-й велосипедист?
5)  Какое расстояние будет между ними? S = S1 + S2 = 63,6 + 49,5 = 113,1 км

Ответ: S = 113,1 км.

Примеров оформления задач можно привести очень много. В самих задачах трактовать вопросы можно по-разному, главное – соблюдать логику рассуждений и приучать к ней самих учеников. На первых уроках много времени будет уходить на оформительскую работу, на выработку у учеников логического мышления. Всё это будет порой наталкиваться на упорное нежелание самих учеников переучиваться. Поэтому нужно набираться терпения и последовательно, шаг за шагом  преодолевать с учениками все эти трудности.

Другими формами контроля, проводимыми с младшими школьниками, являются формы ликвидации обнаруженных пробелов знаний учеников. Основная работа с отстающими проводится в виде консультаций, на которых ученики стараются ликвидировать свои пробелы в оформлении заданий.

Большая работа проводится со слабыми учениками. Форма работы с ними – дополнительные занятия в назначенное время. Практика повышения качества обучения заставляет применять такую форму проверки и контроля знаний, как фронтальные самостоятельные работы по  значительному объему пройденного материала. Весь пройденный до текущей темы материал делится на блоки, обычно на два-три блока. Из данного блока выбираются до 20–25 номеров и задаются на урок или два урока. И в зависимости от того, сколько номеров было сделано, выставляется оценка. Критерий оценки зависит от самого учителя и его требований. Наши требования таковы, что если из 20 предложенных номеров ученик за два урока выполняет правильно 10 номеров, из них обязательно две-три задачи, то ему выставляется оценка «пять», от 6 до 9-ти – оценка «четыре», три и меньше выполненных заданий оцениваются двойкой. Фронтальные самостоятельные работы предшествуют итоговым контрольным работам и позволяют ученикам как можно лучше подготовиться к итоговой аттестации, так как после самостоятельных работ проводится работа над ошибками с разбором всех трудных заданий.

Следующий метод, широко используемый мною – это различные формы самоконтроля, взаимоконтроля и ученики-консультанты, назначаемые из числа успевающих учеников. Как учениками проводится самоконтроль? Получая задание на уроке, ученики знают, что выполнение определенного количества номеров соответствует определенной оценке на уроке. Другая форма самоконтроля, практикуемая нами, – это объяснение, за что выставляется та или иная четвертная оценка и что нужно сделать для того, чтобы получить в четверти «пять» или «четыре». Это знание стимулирует учеников.

При работе с учениками по продолжающей системе обучения большая нагрузка ложится на плечи учителя, что зависит от выбора им соответствующей учебной программмы и учебного пособия. Самое главное – уметь оптимально нагрузить учеников заданием для их регулярной работы. Нагрузка не должна превышать их возможностей, но работа не должна быть для них легко выполнимой. Нужно также избегать однотипности заданий, так как выполнение одинаковых по форме заданий приводит учеников к ложной уверенности в своих знаниях. Далее учитель должен соразмерять свои требования с возможностями самих учеников, и если большинство учеников не справляется с заданием контрольной или самостоятельной работы, значит нужно снизить уровень своих требований и искать новые формы повышения качества знаний учеников. Ниже приводятся тексты контрольных работ, которые были предложены в разное время пяти- и шестиклассникам. Кому-то, может, покажутся сложными задания некоторых контрольных работ, но, учитывая развивающую форму обучения, вводились некоторые дополнительные темы, проводилась отработка этих тем, и лишь после производился контроль результатов обучения. Кому-то могут показаться задания объемными, но в каждом случае вводился свой критерий оценки, который не требовал обязательного выполнения всех заданий, а позволял вводить дифференцированную форму контроля знаний. Сами ученики знали те требования, которые предъявлялись им и демонстрировали довольно высокий уровень усвоения материала (Приложение).

При составлении контрольных заданий используется обширная литература как занимательного характера, так и учебные пособия, предназначенные на углубленное изучение отдельных тем. В конечном итоге нацеленность на результат приносит свои плоды: ученики при окончании пятого и после шестого класса демонстрируют довольно высокий уровень знаний – при стопроцентной успеваемости уровень качества превышает 80%. Во время министерской проверки, обучаясь уже по обычной программе в  седьмом классе, ученики показали следующие результаты: средняя успеваемость – 94%; качество знаний – 68,8% и средний балл успеваемости – 3,9. Опыт работы с этим классом был использован при работе с другими классами, обучающимися как по углубленной системе обучения, так и по обычной школьной программе. Использование всех возможных форм контроля знаний, привлечение родительского коллектива к делам их детей, позволяют в короткий срок ликвидировать пробелы знаний после летнего отдыха и добиваться значительного повышения качества обучения.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Урок физики "Механическое движение"

Мы живем в мире скоростей, больших и малых, поэтому умение вычислять скорость движения – важный момент при изучении физики. На уроке нам предстоит вспомнить и закрепить понятия, связанные со скоростью движения. Повторить формулы для вычисления скорости, пути и времени движения. Знания, которые учащиеся получили при изучении темы, будут применены при решении задач. Урок пройдет в виде соревнования....

22 08 2019 4:49:50

Интегрированный урок (информатика + физика). 10-й класс. Моделирование решения задач по термодинамике с помощью MS Excel

В представленном уроке показана возможность интеграции двух дисциплин: физики и информатики. Основной образовательной целью является закрепление знаний, полученных на уроках физики при изучении термодинамики, путем моделирования решения задач с помощью табличного процессора MS Excel. ...

21 08 2019 22:33:38

Интегрированный урок (физика + биология + ИЗО) по теме "Цвет, его восприятие и воспроизведение"

Урок физики по теме « Цвет, его восприятие и воспроизведение» расширяет рамки курса физики и включает элементы биологии и психологии. Это позволяет полнее осветить следующие вопросы: особенности органов зрения человека; происхождение поверхностного цвета предмета; психология восприятия цвета и индивидуальность восприятия; художественные приемы создания образа предмета; современная цветная индустрия....

20 08 2019 0:11:50

Решение уравнений, содержащих знак модуля

Урок-презентация по данной теме с использованием интерактивной доски, с анимационными эффектами позволил в полном объеме логично, эстетично и продуктивно повторить, изучить и отработать приемы решения уравнений, содержащих знак модуля. ...

19 08 2019 15:56:58

Интегрированыый открытый урок в 9-м классе (математика + информатика) на тему "Построение графиков с модулями"

Целью урока является научить строить графики с модулем математически и с помощью табличного процессора. Данный урок представляет собой межпредметные связи математики и информатики. Развивается аналитическое мышление путем сравнения способов построения графиков функции с модулем в математике и информатике. ...

18 08 2019 20:50:59

Урок в 7-м классе по алгебре на тему "Задачи на движение"

В данной статье рассказывается об уроке физики. В частности, цель урока - научить детей решать задачи на движение....

17 08 2019 19:21:14

Математическая игра-шоу "Поле чудес" для учащихся 5–6-х классов

Игра является эффективным средством педагога для решения образовательных задач, для формирования познавательного интереса учащихся. В процессе игры вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. ...

16 08 2019 9:21:54

Урок сказка в 5-м классе по по теме "Действия над десятичными дробями"

Урок повторяет и закрепляет навыки выполнения действий над десятичными дробями....

15 08 2019 18:24:52

Изучение темы "Проценты" через кружковую работу в 8–9-х классах

Решение задач по теме " Проценты" нельзя отнести к легко усваиваемым. Ее традиционное изучение сосредоточено в строгих временных рамках курса 5–6-х классов, что не позволяет расширять спектр практических приложений и полноценно учитывать возрастные возможности учащихся в формировании ряда важных практических умений в работе с процентами. Вследствие этого фактора, а также необходимости умения решать задачи на проценты в курсах химии, физики, экономики, возможна организация работы кружка " Задачи на проценты на уроках и в жизни" в 8–9-х классах. Такой кружок позволит сделать курс математики практико-ориентированным, показать учащимся, что приобретаемые ими математические знания применяются в повседневной жизни. Интерес в значительной степени поддерживается также и содержанием задач на проценты, фабулы которых могут быть приближены к современной тематике и к жизненному опыту детей, а затем и подростков, что послужит достаточно сильным мотивом для решения предлагаемых задач....

14 08 2019 15:52:39

Информационно-коммуникационные технологии на уроках физики

Факультативное занятие на тему: « Движение заряженной частицы в однородном электрическом поле». В этом занятии предусмотрено использование Информационно – коммуникативных технологий: программ « Физика в картинках», О О О Физикон, 1998 г. и «1 С: Физика», 1 С, 2002 г. Факультативное занятие способствует углублению знаний по физике, связи теории и эксперимента, формированию навыков самоконтроля; развивает у учащихся интерес к физике через применение И К Т – технологий, а также логики, самостоятельного мышления, анализа и других компетентностей....

13 08 2019 1:26:17

Интегрированный урок по физике и биологии на тему: "Механическая работа в системе "Человек"

На уроке используются элементы проектной работы. Основная цель урока заключается в создании условий для развития индивидуальных и творческих способностей учащихся, расширения представлений о целостной картине мира. ...

12 08 2019 16:35:56

Метод проблемного обучения в современной школе на уроках математики

Задача учителя – научить школьника не только понимать, но и мыслить. Для этого надо развивать его способности. Чтобы стимулировать творческую деятельность учащихся, надо излагать учебный материал особым способом. Для этого используется метод проблемного обучения. Проблемой называют задачу, которую невозможно разрешить с помощью известных знаний и способов действий. В основе такого обучения лежит идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблем, сформулированных заданий и активизация за счет этого их познавательного интереса и всей познавательной активности....

11 08 2019 11:33:30

Урок по теме "Механические волны. Скорость и длина волны"

Урок в 8-м классе позволяет познакомить учащихся с условиями возникновения волн и их видами. Формирует у учащихся правильное представление о волновом движении частиц среды, используя учебный фильм, презентацию, слайды....

10 08 2019 0:33:32

Игра "Умники и умницы" по теме "Через тернии к звездам"

Данное внеклассное мероприятие рассматривается как начальный этап в системе подготовки учащихся к окружной (имеется в виду образовательный округ) научно-практической конференции " Земля - колыбель разума", которая состоится 12 апреля 2008 года. В олимпиаде принимают участие ученики 9–10-х классов, при этом учащиеся среднего звена активно участвуют в качестве зрителей. Одиннадцатиклассники помогают учителю в подготовке и организации....

09 08 2019 20:17:28

Интегрированный урок (ИЗО + математика) "Геометрия искусства". 7-й класс

Интегрированный урок в 7-м классе знакомит учащихся с понятием золотого сечения в искусстве, его численным значением; помогает сформировать вычислительные навыки с числами Фибоначчи; демонстрирует присутствие «золотого сечения» в пропорциях лица и фигуры человека, прививает интерес к предметам математики и И З О, показывая связь науки и искусства....

08 08 2019 19:10:19

Урок математики в 6-м классе "Столбчатые диаграммы"

Автор знакомит учащихся с диаграммами, дает понятие о столбчатых диаграммах. Учит применять изученный материал к решению задач, применению в повседневной жизни....

07 08 2019 19:51:30

Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений

Урок изучения нового материала построен так, чтобы учащиеся, опираясь на знания, могли вывести формулы. Материал урока развивает логическое мышление, алгоритмическую культуру, интуицию, навыки исследовательской деятельности, творческие способности учащихся. Групповая форма занятия включает в учебную деятельность всех учащихся, повышает интерес к обучению и ответственность за результат труда....

06 08 2019 21:21:42

Урок математики во 2-м классе "Пересечение геометрических фигур"

Объяснение новой темы построено на диалоге, не просто сообщается тема урока, а дети сталкиваются с "затруднением". В данном случае дети сами составляют алгоритм нахождения точки пересечения прямых, лучей и отрезков. Урок насыщен практической работой по закреплению новой темы. В уроке есть логические задачи и задания на сложение и вычитание двузначных, трёхзначных чисел. Урок связан с празднованием Нового года, с украшением ёлочки, с Дедом Морозом и Снегурочкой....

05 08 2019 18:10:57

Обобщающий урок: "Магнитное поле"

На уроке проводится фронтальный опрос с помощью презентации. При подготовке к уроку группы учащихся работали по ряду тем: " Магнитное поле"; " Электроизмерительные приборы"; " Электродвигатели"; " Масспектрометры и фильтры скоростей"; " Ускорители заряженных частиц"; " Электронно-лучевые трубки". Решались задачи, результаты проверялись с помощью компьютерных моделей. Проведено компьютерное тестирование. В заключение — игра « Брейн-ринг»....

04 08 2019 15:43:49

Урок-повторение по теме "Квадратный трехчлен"

Форма урока – игра « Математический бой», где класс разбивается на две команды. Использование презентации позволяет решить достаточно большой объем заданий, сэкономить время, активизирует деятельность учащихся и повышает интерес к предмету....

03 08 2019 5:45:16

Урок-игра в 8-м классе "Действия с алгебраическими дробями"

Урок-игра по теме " Действия с алгебраическими дробями" (8-й класс) позволяет обобщить, повторить и проконтролировать знания учащихся. Класс разбивается на команды, каждая из которых работает над определенным заданием. Урок помогают проводить учащиеся 11-го класса, которые оценивают результаты деятельности команд. На этом уроке действует принцип соревнования между командами. Дух соревнования усиливает эмоциональный характер игры. Такие уроки оживляют учебный процесс, повышается интерес к математике. ...

02 08 2019 9:28:41

Урок математики по теме "Доли. Обыкновенные дроби"

Урок знакомит с понятием доля, половина, треть, четверть, обыкновенная дробь, числитель и знаменатель дроби. У учащихся развивается умение читать и записывать обыкновенную дробь....

01 08 2019 7:52:14

Обобщающий урок по теме: "Логарифмические неравенста" с применением ИКТ. 11-й класс

Урок направлен на подготовку учащихся к Е Г Э. При заключительном повторении необходимо отрабатывать навыки самоконтроля. Применение информационных технологий помогает учителю при проверке З У Н у учащихся, а также самим учащимся осуществить контроль выполненных заданий. На уроке применяется дифференцированное обучение. ...

31 07 2019 17:54:38

Педагогические условия развития комбинаторно-логического мышления старшеклассников

В статье рассматривается одна из важнейших задач образования - задача развития мышления учащихся, в котором одной из главных составляющих является комбинаторно-логическое мышление. ...

30 07 2019 4:46:45

Интегрированный урок: математика и оригами, 2 класс. Тема урока: "Решение задач. Складывание фигуры лебедя"

Представлен интегрированный урок во 2-м классе по курсам " Математика" и " Технология". Тема урока " Решение задач. Складывание фигуры лебедя из бумаги". Весь материал урока связан по тематике с лебедями. Используются презентация (приложение 1), аудиозаписи, карточки с задачами. Этапы складывания лебедя являются этапами урока. Автор урока имеет сертификат на право преподавания оригами. Цели урока: повторение решения задач и уравнений, вычисление периметра многоугольника; развитие мышления, воспитание самостоятельности и активности, культуры труда и интереса к птицам....

29 07 2019 13:37:46

Теорема Пифагора и ее применение при решении задач

Открытый урок в 8-м классе разработан для проведения обобщающего урока по этой теме. На первом уроке изучения теоремы Пифагора ребятам было дано задание провести сбор материала о жизни великого ученого и оформить отчет в виде презентации, найти различные способы доказательства теоремы Пифагора и оформить в виде презентации. ...

28 07 2019 17:29:37

"Диалоги о параболе". Применение свойств графика квадратичной функции

Представлен конспект урока математики в 9-м классе по теме " Диалоги о параболе"....

27 07 2019 3:24:48

Классный час "От героев былых времен…"

Цель классного часа: расширить знания учащихся по истории Великой Отечественной войны; познакомить с неизвестными страницами войны. ...

26 07 2019 19:13:49

Урок по физике в 8-м классе по теме раздела "Электрические явления"

В представленной разработке урока, мне хотелось показать, что курс физики должен включать в содержание и широко использовать гениальные литературные произведения, описывающие физические явления или процессы....

25 07 2019 17:45:32

Как исследуют качество знаний школьников в 9-м классе

Целью предлагаемого урока было: ознакомление обучающихся со статистическими исследованиями, проведение изучения математической подготовки в 9-м классе и повышение интереса учащихся к изучению материала. ...

24 07 2019 12:57:17

Интегрированный урок информатики и физики по теме "Закон сохранения и превращения полной энергии в механических процессах"

Данный урок носит интегрированный характер и проводится в кабинете информатики. Он позволяет на современном уровне рассмотреть тему урока, проверить полученные знания при выполнении виртуальной лабораторной работы на основе электронной образовательной программы компании " Ф И З И К О Н". Урок ценен также тем, что позволяет обратиться к народной мудрости, продемонстрировать учащимся глубину человеческих знаний, выраженных в русских пословицах. Урок носит большое воспитательное значение, так как показывает на примерах значимость добрых человеческих отношений....

23 07 2019 16:26:36

«Вначале было вещество…» Повторительно-обобщающий урок по теме «Основы МКТ», 10-й класс

Двухчасовой нетрадиционный урок в форме игры проводится в конце изучения темы « Основы М К Т» в 10-м классе. В ходе урока учащиеся, выполняя различные конкурсные задания, повторяют уравнения состояния идеального газа, газовые законы, решают графические, качественные и расчётные задачи, обобщают знания по теме при создании таблицы « Структура М К Т». Урок позволяет проявить учащимся свои творческие способности, умение мыслить, слаженно работать в группе, применять и оценивать свои знания....

22 07 2019 7:42:28

Разработка урока "Четырехугольники"

В конце каждого раздела по предмету учителю хотелось бы четко уложить в сознании ребят фундаментальные теоретические положения по теме, повторить и закрепить базовые практические умения и навыки. В связи с этим целесообразно проводить обобщающие уроки. Основной целью этих уроков является совершенствование навыков решения задач на применение теоретических и практических З У Н, приобретенных в процессе изучения данной темы. Данный материал по данной теме поможет проверить и закрепить качество усвоения свойств и видов четырехугольников....

21 07 2019 9:28:23

Урок в 8-м классе по теме "Площадь произвольного треугольника"

Цель урока - исследовательским путем вывести формулу площади треугольника и научиться применять ее при решении нестандартных задач. Объяснение нового материала проводится в форме исследовательской работы. Из решения задач выводится формулы площадей прямоугольного и произвольного треугольников, делаются выводы. Для закрепления формулы площади треугольника рассматриваются задачи на нахождения значений площади произвольного треугольника, его стороны и высоты, проведенной к этой стороне. В одной из задач создается проблемная ситуация, где надо найти сторону треугольника по значению его площади и высоты, проведенной к другой стороне. В заключение проводится практическая работа, в которой надо найти площадь шестиугольника различными способами....

20 07 2019 23:37:59

Урок математики по теме "Геометрический смысл производной"

Цель урока: используя данные практической работы, определить, в чем заключается геометрических смысл производной; вывести уравнения касательной к графику функции и рассмотреть применение полученных знаний к решению задач из материалов для подготовки к Е Г Э....

19 07 2019 16:15:37

Занятие спецкурса по математике

Занятие рассчитано на класс физико-математического профиля, где учащиеся умеют работать самостоятельно, у них развиты интеллектуальные и исследовательские умения, высокая познавательная активность, они мотивированы на поступление в вузы. Специфика занятия в том, что для отработки навыков подобраны задания практического содержания....

18 07 2019 10:53:56

Тема урока: "Координаты". 6-й класс

Реализовать в практике преподавания принципы У Д можно, используя различные методы и формы обучения, разные приемы работы с учащимися. Но главное учебно-воспитательный процесс должен строиться на основе уважения к ученику как к личности. На уроке изучения нового материала по теме: " Координаты" ученик имеет право выбора получить ли в соответствии со своими способностями и склонностями повышенную подготовку по предмету или ограничиться обязательным уровнем его освоения. ...

17 07 2019 23:10:21

Воспитательный эффект уроков математики

Одно из главных направлений совершенствования урока – усиление воспитательных функций. Развивается интеллект, критическое мышление, творческая самостоятельность, сила воли, трудолюбие, ответственность....

15 07 2019 13:38:10

Постоянные магниты. Магнитное поле земли

Новая тема преподносится в необычной увлекательной форме - интервью с магнитом. Фрагмент мультфильма о магнетизме, показанный в начале урока, снимает напряжение и мотивирует учащихся на дальнейшую работу. Урок не лишен так же и натурного эксперимента. В конце урока ребята могут проверить себя с помощью теста....

14 07 2019 23:15:57

Интегрированный урок "Решение практико-ориентированных задач с физическим содержанием"

Урок проводится на этапе подготовки к Е Г Э. Школьники повторяют и обобщают теоретический материал, отрабатывают практический навык решения задач c физическим содержанием В12. Урок формирует умения строить математическую модель некоторой физической ситуации, расширяет круг задач, решаемых с помощью алгебраических методов....

13 07 2019 3:48:23

Лучевая система отопления: особенности работы, схема установки, возможности модернизации.

Костер — первый прямой потомок лучевого обогрева, а русская печь, яркий тому пример. Большая, занимающая значительное пространство, она была способна обогреть дом своим инфракрасным излучением, а по-простому — живым теплом. Если в помещении тепло, то излучения тепла, как такового не происходит, человек чувствует себя комфортно. А если в нем холодные стены, потолок и другие предметы… Читать дальше...

12 07 2019 16:14:56

Урок геометрии в 9-м классе. Тема: "Длина окружности. Площадь круга"

Урок для учащихся, изучающих геометрию по учебнику Л. С. Атанасяна. С введением Е Г Э необходимо выработать у учащихся навыки работы с различными видами тестов. Применение компьютера позволяет рационально использовать учебное время, каждый ребенок, работая на индивидуальном компьютере, может неоднократно возвращаться к необходимому теоретическому материалу; тестовые задания, не требующие большого решения, отражены на слайдах. ...

11 07 2019 1:34:24

Обобщающий урок геометрии на тему "Признаки равенства треугольников". 7-й класс

Результат усвоения темы выявляет урок-зачет или контрольная работа. Поэтому накануне целесообразно провести обобщающий урок, на котором повторяется теоретическая часть, проводится тестирование на знание признаков равенства треугольников. Также решаются более сложные задачи, идет подготовка к контрольной работе....

10 07 2019 7:33:52

Урок-обобщение по математике на тему "Решение логарифмических уравнений". 11-й класс

Предлагаемая разработка урока будет интересна учителям, работающим в 11-м классе, для обобщения, закрепления, и отработки умений и навыков решения логарифмических уравнений....

09 07 2019 7:18:58

Тёплый пол под плитку - какой лучше выбрать?

Обустройство дома или квартиры – одна из главнейших сложностей для каждого человека. Ведь, каждый момент имеет значение и очень важно не ошибиться с выбором материалов и всевозможных установок. Поэтому, на каждом этапе ремонтных и строительных работ всегда возникает масса проблем, и одной из них является выбор теплого пола под плитку. В том, что есть необходимость… Читать дальше...

08 07 2019 21:39:51

Урок повторения в 5-м классе по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Цель урока – повторить, обобщить и закрепить полученные З У Н (знания, умения, навыки) при сложении и вычитании смешанных чисел. Класс предварительно делится на команды по 3-4 человека. Урок проходит в виде соревнования. ...

07 07 2019 19:38:52

Повышение качества знаний по математике посредством использования системы контроля при подготовке к ЕГЭ

Введение зачётной системы для проверки достижения обязательных результатов обучения позволяет существенно повысить формирование познавательного интереса учащихся на уроках математики. Зачеты обеспечивают полную проверку на обязательном уровне каждого ученика по всем темам курса. ...

06 07 2019 0:26:43

Урок-путешествие в страну Натуральных чисел (урок математики в 5-м классе)

Урок-путешествие на закрепление умения решать задачи, уравнения, отработки навыка устного счёта и действий с величинами....

05 07 2019 7:53:21

Обобщающий урок математики «Действия с десятичными дробями». 6-й класс

Цель урока: обобщение материала по теме « Действия с десятичными дробями». Учащиеся в увлекательной форме не только повторяют и обобщают действия с десятичными дробями, решают уравнения, вычисляют периметр и площадь прямоугольника и т. д., но и знакомятся с достопримечательностями России, вошедшими в общенациональный проект – конкурс « Россия-10»....

04 07 2019 7:53:26

Решение уравнений. 5-й класс

Цели урока: обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме " Уравнения". Автор развивает качества мышления: логику мышления, рациональность; активизирует мыслительную деятельность различными формами работы. Воспитывает познавательную культуру, формирует устойчивый интерес к предмету; создает ситуацию успеха для каждого ребенка. Развивает навыки самостоятельной деятельности, оценивания своих учебных достижений, умения совместной деятельности....

03 07 2019 6:10:15

Урок математики по теме "Решение тригонометрических уравнений"

Урок направлен на обобщение и систематизацию знаний учащихся по теме. Ученики совершенствуют, развивают умения и навыки по решению простейших тригонометрических уравнений, учатся упрощать тригонометрические выражения и применять их при решении уравнений....

02 07 2019 13:45:19

Обобщающий урок по теме "Логарифмы"

Представлен обобщающий урок по теме " Логарифмы" в курсе 10-го класса предмета " Алгебра и начала анализа". Целью данного урока является: обобщение и закрепление изученного материала; формирование компетентности в сфере индивидуальной самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, а также навыков работы в команде; формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности....

01 07 2019 11:48:43

Проблемное обучениие на уроках математики в 6-м классе

На уроке определяется уровень усвоения учащимися темы " Смежные и вертикальные углы", идет совершенствование навыков решения задач по данной теме. ...

30 06 2019 18:14:16

Организация деятельности по выявлению, воспитанию, обучению одаренных детей в малокомплектной сельской школе

Работа с одаренными детьми требует особых усилий от педагогов. Приходится постоянно заниматься самообразованием, повышать свое педагогическое мастерство. За сухими цифрами кроется напряженный, кропотливый труд педагогов и учащихся, который невозможно измерить. Но самое главное - поддержка одаренных детей, от которых, в конечном счете, зависит наше будущее....

29 06 2019 15:30:24

Факультативное занятие по алгебре и началам анализа в 10-м классе по теме "Неравенство Коши–Буняковского и его применение при решении задач"

На занятии рассматривается неравенство Коши– Буняковского в алгебраической и векторной формах и его применение при решении задач. В ходе выполнения практических заданий с использованием данного неравенства учащиеся приходят к выводу о том, что данный способ более доступен им, чем способы, изученные на уроках....

28 06 2019 14:24:54

"От теории - к практике, от практики - к теории"

В работе раскрывается необходимость неразрывной связи школьных математических знаний с практическим их применением, предлагаются некоторые методические приёмы, помогающие избежать формализма математических знаний учащихся, приводятся примеры практических работ. ...

27 06 2019 10:15:32

Формирование универсальных учебных действий посредством решения познавательных задач

На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится формирование универсальных учебных действий, т.е. умения учиться - развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса....

26 06 2019 7:17:48

Атмосфера. Атмосферное давление и жизнь на Земле

Учащиеся получают знания об атмосферном давлении. Дается формулировка этого понятия; выясняются условия его существования. Учащиеся знакомятся с различными способами доказательств атмосферного давления....

25 06 2019 23:33:41

Открытый урок "Параллельные прямые". Геометрия. 7-й класс

Учитель закрепляет и прививает учащимся интерес к предмету с помощью использования компьютера. Показывает, как можно использовать персональный компьютер и информационные технологии в обучении, а именно – умение пользоваться поиском материалов в Интернете, создавать презентации, делать рисунки на компьютере, творчески, самостоятельно подбирать материал по теме....

24 06 2019 4:50:34

Изучение графика линейной функции с применением цифровых образовательных ресурсов

Одна из очень важных тем в школьном курсе математики – « Функции». Презентация дает возможность учителю использовать ее как при изучении нового материала, так и при повторении материала до данным темам. Автор предлагает разработку урока с использованием Ц О Р по теме « График линейной функции» (7-й класс)....

23 06 2019 12:14:35

Разработка урока по теме "Виды параллелограммов и их свойства" (геометрия, 8-й класс)

Общеизвестно, что геометрическая линия является одной из центральных линий школьного курса математики. Проводя обобщающий урок, автор работы ставит следующие цели: развитие логического мышления; воспитание понимания красоты и гармоничности окружающего мира; развитие интереса к предмету; практическое применение геометрии....

22 06 2019 15:42:20

Урок математики по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями". 5-й класс

Урок проводится в общеобразовательном классе с хорошей математической подготовкой, учит применять знания и умения. На уроке предложен материал познавательного характера с целью создания мотива для деятельности каждого учащегося, умеющего проявить себя как личность, привлечения интереса к изучению такой сложной дисциплины как математика. Основной упор сделан на отработку алгоритмов сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями....

21 06 2019 20:16:59

Обобщающий урок-игра по теме «Механика»

Цель урока: повторить, обобщить и закрепить знания по теме « Механика»....

20 06 2019 12:56:13

Линейная функция y = kx + m. Линейная функция y = kx. 7-й класс

Обобщающий урок алгебры повторяет и систематизирует материал темы. Формирует умение применять приемы сравнения, обобщения, выявления главного, переноса знаний в новую ситуацию; развивает математический кругозор, мышление, речь, внимание, память, интерес к математике и ее приложениям, активность, умение общаться....

19 06 2019 15:38:34

Урок-зачет по теме "Применение производной к исследованию функций" в 10-м классе

Представлен урок контроля и самоконтроля знаний и навыков по теме " Применение производной к исследованию функций" в системе тестов, дифференцированных по степени сложности....

18 06 2019 22:18:49

Система отопления дачного дома электричеством

Многие наши соотечественники воспринимают дачу на только как земельный участок для выращивания тех или иных овощей и фруктов, но и как место для отдыха. Если установить в дачном доме качественное отопление, то в ней можно проводить время не только в теплое время года, но и в зимний период. Как показывает практика, одним из наиболее эффективных… Читать дальше...

17 06 2019 20:40:54

Урок по алгебре и началам анализа: "Основные виды тригонометрических уравнений и способы их решения". 10-й класс

Цели урока: рассмотреть основные виды тригонометрических уравнений и способы их решения....

16 06 2019 6:55:11

Урок математики на тему "Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений"

Урок составляет раздел главы " Формулы сокращенного умножения". Урок объяснения нового материала. На уроке используется информационная компьютерная технология. ...

15 06 2019 1:53:34

"Дифракция света". 11-й класс

Урок детально знакомит учащихся профильных классов с одним из волновых свойств света – дифракцией, рассмотривает виды дифракции, выясняет особенности дифракции Френеля и Фраунгофера, формирует навыки расчета дифракционных картин, используя возможности аудиовизуальной формы представления учебного материала в виде презентации....

14 06 2019 16:13:25

Урок по теме "Теорема Виета"

Урок рассчитан на обычный класс, с помощью разноуровневого подхода изучения и закрепления достигается более качественное усвоение материала. На уроке применяются: мультимедийная установка, индивидуальные карточки. ...

13 06 2019 4:40:29

Теорема синусов и косинусов в задачах с практическим содержанием. 9-й класс

Предлагаются задания-карточки. Учащиеся закрепляют теоретические знания по теме, выполняя практические задания....

12 06 2019 16:22:12

Прямоугольный параллелепипед. 5-й класс

Цели урока: систематизировать знания по изученной теме; повторить соотношения между единицами объема; закрепить навык вычисления объема прямоугольного параллелепипеда и куба....

11 06 2019 21:14:19

"Архитектурные кружева"

В работе показана реализация компетентностного подхода: развитие интереса к предмету математики и творческих способностей учащихся через занимательные элементы на уроке и умение применять знания в нестандартных ситуациях. ...

10 06 2019 21:40:15

Урок геометрии в 7-м классе по теме "Сумма углов треугольника"

В рассматриваемой на уроке теореме, одной из важнейших теорем курса геометрии 7-го класса, формулируется неочевидный геометрический факт, который в ходе урока будет доказан различными способами. Система вопросов учителя позволяет учащимся осуществить поиск доказательства теоремы, рассмотреть возможность её обобщения, применение. Урок проводится с использованием И К Т. ...

09 06 2019 23:22:43

Самостоятельная работа как условие для развития познавательной активности учащихся

Традиционно выделяют три уровня познавательной активности: относительная, привычно-исполнительская, творческая. Подготовка учителя заключается в следующем: распределение часов, отведенных программой на тему, по этапам работы (возможно выделение резерва); выделение типовых заданий и заданий 2–3 уровней; подготовка многовариантных карточек с заданиями по уровням ; выделение заданий на итоговый контроль....

08 06 2019 10:20:52

Урок-соревнование по физике по теме "Основы молекулярно-кинетической теории"

Урок обобщения и систематизации знаний по теме « Основы молекулярно-кинетической теории» предназначен для учащихся 10-х классов и студентов 1-го курса С С У Зов. Урок построен по игровой технологии и проводится в форме соревнования между командами учащихся группы. ...

07 06 2019 5:11:32

Решение задач "ЭМ волны. Радиосвязь". 11-й класс

Повторяются и закрепляются основные понятия и формулы раздела « Волны», систематизируется учебный материал; рассматривается использование теоретических знаний для решения экспериментальных, расчетных, и качественных задач....

06 06 2019 2:25:28

Семинар по теме "Пифагориана"

Урок разработан для учащихся 8-го класса. Используется при изучении нового материала по теме " Теорема Пифагора". Материалы данного семинара могут быть также использованы для внеклассной работы по математике....

05 06 2019 3:28:22

Урок математики в 5-м классе по теме "Решение уравнений"

Данный урок предназначен для учащихся 5-го класса. Форма проведения – игра « Учитель - класс». Это урок обобщения и систематизации знаний с использованием ресурсов « К М-школы». ...

04 06 2019 15:12:25

Урок-практикум (математика + география) "Масштаб. Чтение и анализ географических карт"

Урок предполагает интеграцию двух предметов (география и математика) по теме: " Пропорция и ее использование в преподавании экономической географии по теме масштаб". Определяется объем, глубина раскрытия материал, последовательность изучения темы на уровне регионального компонента, где предусматривается смена видов деятельности учащихся....

03 06 2019 22:21:55

Интегрированный урок по физике на тему: "Первоначальные сведения о строении вещества"

Данный урок имеет своей целью закрепить представления учащихся о строении вещества на основе М К Т, даёт возможность правильно понять и объяснить многие явления в окружающей жизни, такие как диффузия, смачивание и несмачивание. Использование пословиц, поговорок и сказок при объяснении основных положений М К Т показывает связь физики и литературы. На уроке закрепляются практические навыки учащихся при их работе в группах и индивидуально. </p> ...

02 06 2019 8:55:18

Тесты по геометрии для 9-х классов по теме: "Многоугольники"

Представлены тесты по геометрии по теме " Многоугольники" трёх групп - обучающие, проверочные и итоговые. Каждый вид тестов предназначен для решения определённых целей и задач учебной деятельности и может применяться на соответствующих этапах обучения. ...

01 06 2019 9:51:22

Путешествие из города А в город Б

Основная цель данного урока заключается в формировании вычислительных навыков, умений решать логические задачи и развитии элементов логического мышления....

31 05 2019 13:45:52

Мир прекрасный и яростный

Интеграция литературы и физики дают представление о единстве духовного и материального в нашей жизни. В статье рассматривается проблема добра и зла в рассказе А. Платонова « В прекрасном и яростном мире»....

30 05 2019 16:43:15

Мультимедиа – одна из составляющих повышения качества успеваемости учащихся

Жизнь постоянно требует, чтобы воспитание интереса было развивающим активность и самостоятельность мышления, приучающим к труду и активной мыслительной деятельности. Еще К. Д. Ушинский писал «… ученье, лишенное всякого интереса, и взятое только силою принуждения, … убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет». ...

29 05 2019 8:16:25

Урок математики в 10-м классе (профильный курс) "Применение производной к решению математических задач практического содержания"

Основное внимание на уроке уделено задачам на нахождение экстремума функции и связанным с ними задачам нахождения наибольшего (наименьшего) значения соответствующих функций. Решая задачи из разных областей науки (биологии, химии, физики, экономики) учащиеся формируют практические навыки применения теоретических знаний и общеучебных компетенций, расширяют общий кругозор, развивают умение находить и обрабатывать информацию. ...

28 05 2019 4:27:27

Открытый урок математики в 7-м классе по теме "Вынесение общего множителя за скобки"

Урок закрепления и совершенствования знаний. На уроке рассматриваются понятия "разложение многочлена на множители" и "вынесение общего множителя за скобки". Учащиеся учатся применять эти понятия при выполнении упражнений, а также умению общаться друг с другом, развивать мышление, речь, память, точки соприкосновения друг с другом, с учителем. ...

27 05 2019 15:33:42

Тема: "Применение свойств арифметического квадратного корня"

Цели урока: формирование знаний о правилах вынесения множителя из-под знака корня и внесения множителя под знак корня и умений применять их в простейших случаях....

26 05 2019 0:41:11

Урок математики в 5-м классе по теме "Сравние десятичных дробей"

Урок математики подготовлен с применением деятельностного подхода к обучению. Во время такого урока ученик не получает от учителя новую "порцию" информации в готовом виде. Он сам делает открытия, активно действует, чтобы достичь цели, которую формулирует в начале урока. Разнообразные формы и методы обучения, используемые учителем, позволяют обеспечить интерес учащихся к предмету, избежать монотонности и однообразия на уроке....

25 05 2019 5:23:13

Опорный конспект "Исследовательский подход к задачам. Бросание кубика"

Предмет теории вероятностей - это такой раздел математики, который позволяет обучать учащихся логике на практике. Основным понятием теории вероятностей является понятие события. Чтобы научиться решать задачи по теории вероятностей, учащийся должен в первую очередь понимать, какое событие происходит и как найти вероятность этого события. Конспект представляет собой собранные вместе основные элементарные события с определением, формулой нахождения и примерами задач....

24 05 2019 13:21:24

Применение информационных технологий в преподавании физики в классах гуманитарного профиля

Школа XXI века должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний и умений, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. В статье показано использование компьютера как средства визуализации учебно-воспитательного процесса, приведены примеры использования цифровых образовательных ресурсов на различных этапах урока....

23 05 2019 11:38:20

Тема урока: законы термодинамики, тепловые двигатели, охрана окружающей среды. 10-й класс

Урок направлен на обобщение знаний, умений и экспериментальных навыков учащихся по теме « Законы термодинамики. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды» в 10-м классе. В игровой форме с помощью экспериментов решаются экологические проблемы использования тепловых двигателей....

22 05 2019 15:58:11

Урок физики по теме "Звуковые волны. Скорость звука"

Учащиеся знакомятся со звуковыми волнами, условиями их распространения в различных средах и формулой для расчета скорости звука, учатся применять полученные знания при решении количественных и качественных задач....

21 05 2019 21:36:47

Методические рекомендации обучения по теме: ""Четырехугольники" по учебнику А.В. Погорелова"

В курсе геометрии 7–9-х классов данная тема актуальна, так как на рассмотренном материале, как на фундаменте, строят и изучают другие разделы геометрии: преобразование фигур, площади, многоугольники. Кроме того, изучение многогранников, площадей и объемов также базируется на этой теме....

20 05 2019 18:20:31

Графические интерпретации химических задач

Статья посвящена вопросу применения математического аппарата при решении химических задач (для классов с углубленным изучением химии)....

19 05 2019 20:37:37

Презентация к серии уроков геометрии в 10-х классах по теме "Перпендикулярность прямых и плоскостей"

Использование презентации на уроках геометрии позволяет экономить время при изображении рисунка, устной проверке домашнего задания с использованием готовых рисунков, доказательстве учащимися изученных теорем с использованием готовых чертежей. ...

18 05 2019 3:46:55

Работа фрезером требует осторожности и определенных навыков.

Есть ручной фрезер, а хочется чего-то больше, например, фрезерный станок? Посмотрите как это сделали другие из того что было и какие станки в итоге получились!...

17 05 2019 12:28:29

Какой счётчик электроэнергии лучше поставить в квартире

Не знаете какой счётчик электроэнергии лучше поставить в квартире или доме? Выбрать не очень сложно - необходимо определиться с некоторыми параметрами....

16 05 2019 4:28:10

Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения

В материале рассказывается о требованиях к урокам и, в частности, к уроку математики в рамках перехода на Ф Г О С О О О. Раскрываются проблемы и задачи, которые возникают у педагогов при реализации Ф Г О С. В материале рассказывается о различных методах обучения и различных формах работы на уроках математики, способствующих достижению положительных результатов по формированию у обучающихся У У Д....

15 05 2019 4:40:24

Требования к конспекту урока согласно ФГОС

Материал содержит теоретический блок и презентацию. В них отражена структура технологической карты, представлены этапы технологических карт для каждого типа урока в соответствии с Ф Г О С, приведены примеры составления технологической карты на примере урока математики....

14 05 2019 6:18:36

Матрица, ее история и применение

Матрицы, это умные механизмы чисел. Чтобы материал при изучении не показался сухим и не интересным, целесообразно его начать с вопроса об истории матриц и их прикладной направленности. Именно эту информацию вы найдёте в данном материале....

13 05 2019 13:42:15

Программа курса по выбору "Системы уравнений"

В системе предпрофильной подготовки по математике должно быть значительное количество курсов по выбору, для того чтобы у учащегося была реальная возможность выбора, причем содержание таких курсов не должно дублировать базовый курс. Данная программа расширяет базовый курс математики, дает возможность познакомиться с интересными, нестандартными вопросами математики. Рассматриваемые вопросы тесно примыкают к основному курсу. Поэтому данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию математических знаний и умений учащихся....

12 05 2019 18:25:13

Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств

Внимание учащихся акцентируется на подготовке к сдаче единого государственного экзамена. На уроке учащимся предстоит систематизировать свои знания: применять свойства логарифмов, определение логарифма, общий подход к решению уравнений и неравенств, помня теорему о корне, которая опирается на свойство монотонности функции....

11 05 2019 19:19:40

Урок алгебры в 9-м классе "Свойства функций"

Урок обобщения и систематизации по теме " Свойства функций". На данном уроке учащиеся совершенствуют умение находить область определения и область значения функций, промежутки возрастания и убывания, решая тестовые задания. Проверка усвоения знаний проводится в виде игры-эстафеты....

10 05 2019 13:57:50

Открытый урок по геометрии в 8-м классе на тему "Теорема Пифагора"

Интерактивный урок по геометрии в 8-м классе на тему « Теорема Пифагора». В ходе урока дети устанавливают связь между сторонами прямоугольного треугольника. Узнают о другом способе нахождения гипотенузы прямоугольного треугольника....

09 05 2019 23:50:27

Урок алгебры по теме "Логарифмы и их свойства"

Урок предназначен для учащихся 11-го класса, нацелен на изучение нового материала по теме « Логарифмы и их свойства». На уроке используется кроссворд, краткая историческая справка, проверочная работа. ...

08 05 2019 12:58:14

Игра "Детективное агентство" (5-й класс)

Игра проводится для учащихся параллели пятых классов. Здесь подобраны задания, которые развивают логическое мышление, внимательность, память, умение анализировать. Данное мероприятие можно провести в рамках недели математики....

07 05 2019 10:34:32

Путешествие в космос. 6-й класс

Урок показывает межпредметную связь, развивает познавательный интерес учащихся к предмету, наблюдательность, внимание. Учащиеся изучают новый материал с помощью нестандартных ситуаций, заданий и учатся применять полученные знания в практической деятельности....

06 05 2019 19:42:50

Разработка урока по физике в 7-м классе на тему "Плавание судов"

Одним из направлений в моей работе является развитие познавательного интереса на уроках физики. Поэтому в своей работе я использую уроки активной формы. Я работаю в К Ш И " Навигацкая школа", где учатся одни мальчики, и данный урок является необходимой составляющей учебно-воспитательного процесса. ...

05 05 2019 19:52:31

Научно-практическая конференция "Благодарное человечество чтит своих гениев". 8-й класс

Основные цели конференции: повышение познавательных интересов учащихся к математике и физике через знания истории развития этих наук; вклад ученых и их важнейшие открытия; развитие самостоятельной исследовательской деятельности школьников; привитие навыков публичных выступлений. ...

04 05 2019 2:15:40

Интегрированный урок (алгебра + ОБЖ) по теме "Ведем здоровый образ жизни с прогрессией"

Интегрированный урок является обобщающим уроком изученного материала по темам курса алгебры « Арифметическая и геометрическая прогрессия» и курса О Б Ж « Здоровый образ жизни». Основной целью урока является формирование функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах....

03 05 2019 15:43:23

Урок-презентация "Что изучает физика. Некоторые физические термины"

Главной особенностью урока с использованием И К Т является то, что переопределяются потоки информации на уроке — диалог учителя с учеником происходит через компьютер, который выступает в роли третьего компонента обучения, индивидуального для каждого ученика....

02 05 2019 18:32:38

Внеклассное мероприятие: "Алгоритмика в действии"

В процессе игры " Алгоритмика" учащиеся через решение разноплановых – учебных, развлекательных, бытовых – задач осознают важность создания алгоритма для достижения цели, определяют путь решения задачи в соответствии с шагами алгоритма, убеждаются в необходимости точного исполнения всех предписаний алгоритма. Соревновательный характер игры повышает интерес к теме....

01 05 2019 19:23:48

Открытый урок по алгебре в 7-х классах по теме "Действия с десятичными дробями"

Фундаментом математических умений школьников являются навыки вычислений на разных числовых множествах. А основой для них, в свою очередь служат навыки устных вычислений. Хорошо развитые у учащихся вычислительные навыки - одно из условий их успешного обучения в старших классах. Включение ученика в активную познавательную деятельность является инструментом для формирования новых способностей....

30 04 2019 10:51:45

Уроки геометрии по теме "Второй и третий признаки равенства треугольников". 7-й класс

Материал рассчитан на 3 урока, повторяется и обобщается первый признак равенства треугольников, определяются свойства равнобедренного треугольника. Изучаются второй и третий признаки равенства треугольников, первично закрепляются разные задачи (по готовым чертежам или же с подробным решением)....

29 04 2019 5:51:36

Рабочий урок математики в 5-м классе по теме: "Сложение и вычитание смешанных чисел с одинаковыми знаменателями"

На уроке математики в 5-м классе учащиеся отрабатывают навыки сложения и вычитания смешанных чисел, используя различные приемы. ...

28 04 2019 14:27:34

Урок математики по теме "Умножение десятичных дробей на натуральное число". 5-й класс

Урок проводится в виде соревнования « Математическое ралли». Класс разбивается на экипажи по 4 человека. Необходимо пройти трассу, которая состоит из нескольких этапов. Результат работы – расшифровка некоторого афоризма. Учитель контролирует работу класса по маршрутным листам. Основные этапы урока оформлены в виде презентации....

27 04 2019 15:49:58

Урок обобщения по математике в 6-м классе "Координатная плоскость"

Форма организации урока (с использованием И К Т) позволяет развивать у обучающихся интерес и творческую активность, формирует не только знания и умения по предмету, но и общую культуру личности, умение достигать поставленных целей, воспитывает любовь к малой Родине, развивает чувство прекрасного....

26 04 2019 2:40:41

Формирование универсальных учебных действий посредством решения познавательных задач

На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится формирование универсальных учебных действий, т.е. умения учиться - развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения....

25 04 2019 22:32:33

Урок математики в 5-м классе на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Урок помогает закрепить навык сложения и вычитания десятичных дробей при решении задач "на движение по реке"; выяснить степень усвоения учащимися пройденного материала....

24 04 2019 8:38:38

Внеклассное мероприятие по физике. Вечер "Всюду физика"

Вечер " Всюду физика" проводится в рамках недели физики в школе для решения комплекса задач по вовлечению школьников в удивительный мир науки....

23 04 2019 23:20:22

Методическая папка "Учить учиться" как НОТ при обучении физике

Научная организация труда учащегося – это система научно-обоснованных мероприятий, направленных на непрерывное, систематическое исследование и оптимизацию организации учебного труда и его условий в целях обеспечения наибольшей эффективности при рациональном использовании времени, сил, средств в интересах всестороннего развития личности....

22 04 2019 5:58:44

Линейные уравнения с параметрами и уравнения, приводимые к линейным

В настоящее время на Е Г Э предлагаются задачи с параметрами, решение которых вызывает большие трудности у выпускников. Это одна из сложных тем, которая в школьном курсе изучается поверхностно. На факультативах учащихся можно познакомить со способами и методами решения уравнений с параметрами. В данной статье разобраны алгоритмы решения таких уравнений и приведены примеры....

21 04 2019 19:49:58

Разные способы решения квадратных уравнений

В ходе урока cистематизируются знания, полученные при изучении темы " Квадратные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним", проверяется умение применять знания при решении квадратных уравнений всех видов, знание определения квадратного уравнения, приведенного квадратного уравнения, знание формул сокращенного умножения, формулировки теоремы Виета. ...

20 04 2019 13:20:49

Интегрированный урок по теме "Славянская письменность, история числа и признаки делимости на 10, на 2 и на 5"

Интересен урок, когда удалось математику соединить с народной культурой. Такой интегрированный урок – это находка, возможность для учителя осуществить межпредметную связь. Особенно важно, что на этих уроках есть возможность помочь детям уйти от перегрузок....

19 04 2019 6:31:40

Деформация тела. Сила упругости. 7-й класс

Урок проходит с элементами деятельного подхода, а ученики – физики-экспериментаторы – помогают учителю исследовать деформацию и силу упругости, "переоткрыть" закон Гука. Учитель ставит перед учениками познавательные задачи. Они высказывают гипотезы и сами же проверяют их на экспериментах. У учеников формируется убеждение, что эксперимент – критерий истины....

18 04 2019 19:11:58

Накопительная система оценивания достижений учащихся

Накопительная система оценивания достижений учащихся направлена на изучение теоретического материала по геометрии, мотивирует к обучению, развивает навыки самооценки и повышает уровень обучения....

17 04 2019 7:44:48

Урок математики "Сложение и вычитание смешанных чисел". 6-й класс

Урок-игра по учебнику Виленкина Н. Я. закрепляет и совершенствует навыки сложения и вычитания смешанных чисел, представление смешанного числа в виде неправильной дроби и выделение целой части из неправильной дроби....

16 04 2019 6:49:28

Утеплить дом из бруса своими руками правильно + видео и фото

Деревянный дом имеет ряд преимуществ по сравнению с кирпичным или бетонным: низкая себестоимость, экологичность, возможность возведения в любое время. Теплопроводность минимальная, что относится к положительным качествам, но есть несколько «но». Во-первых: дом может уже достаточно состариться, а возраст сказался на его теплопроводности. Во-вторых: стены могут недостаточно толстыми. В-третьих: стены строились из обычного бруса, не отличающегося идеальной… Читать дальше...

15 04 2019 21:46:50

Урок математики в 3-м классе. Тема: "Умножение на двузначное число"

В ходе занятия дети знакомятся с алгоритмом письменного умножения на двузначное число....

14 04 2019 8:13:28

Урок обобщения знаний в 11-м классе "Фотопечать"

Интегрированный урок (физика + химия + история) позволяет обобщить, систематизировать знания по теме " Геометрическая оптика", " Химические свойства света", совершенствовать практические навыки при работе с фототехникой, расширить кругозор учащихся. Рекомендую данный урок проводить как обобщающий в 11-м классе и как внеурочное мероприятие в 9-м классе....

13 04 2019 22:11:39

Реализация преемственности между начальной и средней ступенями обучения как условие успешности и развития школьников

При переходе из начальной школы в среднюю учащимся приходится адаптироваться к новым условиям: предметное обучение, соответственно увеличение количества учителей, различные стили педагогической деятельности учителей, новизна изучения учебного материала. Резко изменяется условия привычной жизни четвёроклассников, приводя к несоответствию внешних социальных условий и внутреннего состояния ребёнка. В результате происходит резкое снижение успеваемости в 5-м классе. Как предотвратить процесс снижения успеваемости? Как облегчить процесс формирования механизма приспособления ребёнка к новым требованиям и условиям обучения? Как обеспечить успешность последующей учебной деятельности для развития учащихся? Как сохранить здоровье, состояние организма учащихся? Данная работа отвечает на эти вопросы. ...

12 04 2019 4:23:37

Игровой урок по математике "Сравнение дробей"

Каждый человек с удовольствием занимается тем, что ему интересно. Уроку-игре в этом отношении принадлежит заметная роль. Часто можно наблюдать, как ученик, равнодушно и пассивно работающий на обычных уроках, вдруг преображается, становится активным во время игры. В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно. То, что на уроке казалось трудным, во время игры легко усваивается. ...

11 04 2019 21:12:26

Тетраэдр и пирамида, 10-й класс

Урок предназначен для 10-го класса гуманитарного профиля. На основе наглядных представлений вводятся определения тетраэдра, пирамиды; формируются навыки изображения рассматриваемых объектов на плоскости и «чтения» предлагаемых изображений, графической грамотности; развивается пространственное воображение на основе изучения геометрических тел и их свойств; повышается заинтересованность учащихся к познанию окружающего мира....

10 04 2019 20:41:37

Урок по теме "Производная показательной и логарифмической функции"

Цель занятия: практическим путем вывести формулы производной показательной и логарифмической функций; проверка сформированности умений и навыков при решении примеров на их применение и исследовании функций....

09 04 2019 15:54:58

Внеклассное мероприятие по математике на тему "70-летие победы в Сталинградской битве". 5-й класс

Мероприятие позволяет учащимся, тяготеющим к изучению точных наук, одновременно изучать материалы по истории России, а «гуманитариям» – разнообразить, сделать более интересными занятия математикой. При составлении задач исторические данные (расстояния, даты, численность людей и техники) были, по возможности, максимально приближены к реальным....

08 04 2019 6:44:10

Нестандартные задачи для шестиклассников (из опыта работы)

Как организовать обучение решению нестандартных задач таким образом, чтобы ученик смог успешно преодолеть неизбежные трудности? Как помочь ему приобрести необходимый опыт? Один из возможных способов – годовой конкурс решения задач....

07 04 2019 5:59:44

О маршрутном листе и его использовании на уроках физики в школах при исправительных колониях

Главная задача учителя: научить ученика, дать ему знания, помочь ему эти знания получить и научить его эти знания применять на практике. Эта задача решается на протяжении всей педагогической деятельности. А как добиться того, чтобы ученик хотел учиться, хотел получить эти знания? Только учитель может решить, как, каким путём идти к данной цели вместе с учеником. Как активизировать ученика на работу на уроке и приём знаний, как пробудить его интерес к активной деятельности?...

06 04 2019 23:23:34

Открытый урок в 5-м классе по теме: "Путешествие в сказку "Десятичные дроби"

Предложенная форма урока-путешествия призвана актуализировать и обобщить знания учащихся по теме " Десятичные дроби". Урок включает в себя повторение теории, закрепление навыков устного счета, составления формулы для решения задачи, решение уравнения, выполнение самостоятельной работы. Девизом моей преподавательской деятельности является: " Учение с увлечением". Стараюсь, чтобы на каждом уроке ребята получали и закрепляли полученные знания с интересом. Считаю, что применение компьютерной техники на уроках в 5-х классах позволяет сделать урок привлекательным, современным и очень интересным. ...

05 04 2019 8:18:20

Культурологический аспект в проектной деятельности на уроках математики

Для развития индивидуальных склонностей и способностей метод проектов является одним из лучших способов самопознания и познания. Этот метод позволяет соединить математику с другими областями культуры. ...

04 04 2019 4:37:24

Эксперимент и метод проектов – основа творческой деятельности учащихся по физике

Oдна из главных задач учителя – вызвать интерес к изучению предмета. Физика является экспериментальной наукой, поэтому развитие практического направления является одним из методов, позволяющим учащимся лучше понять изучаемые темы. Метод проектов способствует повышению личной уверенности у каждого ученика, развивает командный дух, коммуникабельность, умение сотрудничать, развивает у учащихся умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения. ...

03 04 2019 13:34:25

Тригонометрический журнал

Четыре творческие группы участвуют в создании математического журнала. Ребята знакомятся с биографией ученых-математиков, внесших вклад в тригонометрию; актуализируют знания свойств определенной тригонометрической функции; собирают из карточек лото фотографию известного ученого-математика. В конце урока каждый ученик группы получает тестовое индивидуальное задание. ...

02 04 2019 3:44:39

Показательная функция. 10-й класс

На уроке рассматривается функция, а также свойства этой функции и ее график. Эти свойства будут использоваться в дальнейшем, при доказательстве свойств логарифмической функции, при решении показательных уравнений и неравенств....

01 04 2019 16:38:42

Сумма и разность многочленов

Конспект урока алгебры в 7-м классе. Цели урока: отработка умений преобразовывать выражения, содержащие действия сложение и вычитание многочленов; повторить приведение многочленов к стандартному виду....

31 03 2019 0:30:23

Правильные и неправильные дроби

Представлен конспект урока ознакомления с новым материалом " Правильные и неправильные дроби" в 5-м классе с использованием информационных технологий (презентации в Microsoft PowerPoint и тестирования в Microsoft Word, выполняемого учащимися на компьютере). ...

30 03 2019 13:12:18

Тема урока "Арккосинус. Решение уравнения cos t = a"

Цели урока: обеспечить усвоение и понимание понятия арккосинуса; вывести общую формулу решения уравнения <span class="math">cos t = a</span>; обеспечить отработку умения применять алгоритм решения данного уравнения....

29 03 2019 13:25:52

Электричество в твоей профессии

Данный курс предназначен для ознакомления учащихся 9-х классов с основами знаний электротехники, необходимых в работе электриков. В данном курсе будут рассмотрены основные законы электричества, статики и электростатики, используемые в работе различных технических устройств, механизмов и узлов, основы техники безопасности при работе с электрическим током, гарантирующие сохранение здоровья и жизни человека. Учащиеся ознакомятся с основами моделирования и конструирования, приобретут навыки практической работы при изготовлении моделей квартирной электрической проводки. ...

28 03 2019 13:36:52

Заключительный урок по теме "Обыкновенные дроби" (5-й класс)

Автор предлагает систематизировать знания по теме « Обыкновенные дроби». Дети применяют математические знания к решению нестандартных практических задач. Демонстрируется тесная связь предметов (истории и математики)....

27 03 2019 5:36:16

Урок обучения грамоте по теме: "Буквы Ё ё, обозначающие два звука [й; о]; урок математики по теме: "Числа от 1 до 5. Получение, сравнение, запись, состав". 1-й класс

В статье представлено два урока в начальной школе. Они построены на основе здоровьесберегающих технологий. Цель урока обучения грамоте ˗ знакомство с особенностью буквы Ё, воспитательное значение, развитие эмоциональной сферы младших школьников. Урок математики закрепляет знания состава числа 5. Он направлен на формирование у детей позиции признания ценности здоровья, расширение знаний и навыков здорового питания....

26 03 2019 17:54:24

Еще:
Важное о расчетах -1 :: Важное о расчетах -2 :: Важное о расчетах -3 :: Важное о расчетах -4 :: Важное о расчетах -5 :: Важное о расчетах -6 :: Важное о расчетах -7 :: Важное о расчетах -8 :: Важное о расчетах -9 :: Важное о расчетах -10 :: Важное о расчетах -11 :: Важное о расчетах -12 :: Важное о расчетах -13 :: Важное о расчетах -14 :: Важное о расчетах -15 :: Важное о расчетах -16 :: Важное о расчетах -17 :: Важное о расчетах -18 :: Важное о расчетах -19 :: Важное о расчетах -20 :: Важное о расчетах -21 :: Важное о расчетах -22 :: Важное о расчетах -23 :: Важное о расчетах -24 :: Важное о расчетах -25 :: Важное о расчетах -26 :: Важное о расчетах -27 :: Важное о расчетах -28 :: Важное о расчетах -29 :: Важное о расчетах -30 :: Важное о расчетах -31 :: Важное о расчетах -32 :: Важное о расчетах -33 :: Важное о расчетах -34 :: Важное о расчетах -35 :: Важное о расчетах -36 :: Важное о расчетах -37 :: Важное о расчетах -38 :: Важное о расчетах -39 :: Важное о расчетах -40 :: Важное о расчетах -41 :: Важное о расчетах -42 :: Важное о расчетах -43 :: Важное о расчетах -44 :: Важное о расчетах -45 :: Важное о расчетах -46 :: Важное о расчетах -47 :: Важное о расчетах -48 :: Важное о расчетах -49 :: Важное о расчетах -50 :: Важное о расчетах -51 :: Важное о расчетах -52 :: Важное о расчетах -53 :: Важное о расчетах -54 :: Важное о расчетах -55 :: Важное о расчетах -56 :: Важное о расчетах -57 :: Важное о расчетах -58 :: Важное о расчетах -59 :: Важное о расчетах -60 :: Важное о расчетах -61 :: Важное о расчетах -62 :: Важное о расчетах -63 :: Важное о расчетах -64 :: Важное о расчетах -65 :: Важное о расчетах -66 :: Важное о расчетах -67 :: Важное о расчетах -68 :: Важное о расчетах -69 :: Важное о расчетах -70 :: Важное о расчетах -71 :: Важное о расчетах -72 :: Важное о расчетах -73 :: Важное о расчетах -74 :: Важное о расчетах -75 :: Важное о расчетах -76 :: Важное о расчетах -77 :: Важное о расчетах -78 :: Важное о расчетах -79 :: Важное о расчетах -80 :: Важное о расчетах -81 :: Важное о расчетах -82 :: Важное о расчетах -83 :: Важное о расчетах -84 :: Важное о расчетах -85 :: Важное о расчетах -86 :: Важное о расчетах -87 :: Важное о расчетах -88 :: Важное о расчетах -89 :: Важное о расчетах -90 :: Важное о расчетах -91 :: Важное о расчетах -92 :: Важное о расчетах -93 :: Важное о расчетах -94 :: Важное о расчетах -95 :: Важное о расчетах -96 :: Важное о расчетах -97 :: Важное о расчетах -98 ::

Добро пожаловать наш сайт! Здесь Вы можете узнать все то, что давно втайне хотели выяснить про электрику, но стеснялись спросить: например, как маркируют кабеля, или какие условные обозначения рисуют в электрических схемах. Мы выложили это для вас в открытом доступе! Пользуйтесь!