Открытый урок математики на тему "Математическое кафе "Графы" > Мастера спешат на помощь!
мастера спешат на помощь!    

Открытый урок математики на тему "Математическое кафе "Графы"

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма проведения: групповая работа.

Цели урока:

  1. Обучающие:
  • Знание. Знание определения, основных понятий и назначения графов.
  • Понимание. Умение приводить примеры графов в различных учебных предметах  (математика, информатика, химия, биология и др.) и повседневной жизни.
  • Применение. Умение применять графы при решении различных задач, умение записывать информацию в виде графов (семантические сети, деревья, ориентированные графы).
  • Анализ. Умение из множества предметов вычленить объекты, обозначить связи между ними.
  • Синтез. Умение делать выводы о значении теории графов для остальных предметов.
  1. Развивающие:Развитие внимания, восприятия, памяти, представления, воображение, понимания, речи, элементов творчества, умения учиться.
  2. Воспитательные:Воспитание интереса к учебе, повышение интереса к математике, воспитание математической культуры, культуры общения, социализация личности.

Оборудование: мультимедийный компьютер, модели додекаэдров, плакаты, портрет Л. Эйлера, магнитная доска, пробковая доска, фломастеры, маркеры, ручки, карандаши, скрепки, цветной мел, салфетки, кнопки на ножках, резинки, магниты для доски, бейджики.

Дидактическое обеспечение:

  1. Плакат «Меню кафе».
  2. Плакат «Математический винегрет».
  3. Плакат «Использование графов в различных областях знаний»
  4. Плакат «Кёнигсбергские мосты».
  5. Плакат «Сегодня на уроке».

Индивидуальный раздаточный материал:

  1. Меню кафе (план урока).
  2. Папки-файлы для индивидуальных работ.
  3. Комплекты листов – заданий.
  4. Жетоны для оценивания урока.
  5. Фломастеры, маркеры.

План урока (меню кафе)

Этапы урока

Время

1

Организационный момент

2

2

Салат «Математический винегрет»

7

3

Первое блюдо

17

4

Математическая пауза

1

5

Второе блюдо

10

6

Напитки «Красочный коктейль»

3

7

Десерт

3

8

Домашнее задание

1

9

Итог урока

1

О, сколько нам открытий чудных
  Готовит просвещенья дух…
А.С.Пушкин.

Перед началом урока класс разбивается на подгруппы по 5 человек в каждой (произвольно по желанию учащихся). Парты расставлены так, чтобы имитировать расположение столиков в кафе.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня я хочу пригласить Вас в математическое кафе «Графы».  На доске висит плакат «Меню кафе», на столах у каждой группы тоже есть меню. Откройте и посмотрите сегодняшнее меню. Сегодня мы познакомимся с математическим понятием «граф»; рассмотрим примеры использования графов в различных областях знаний; задачи по теории графов. Работа на уроке будет проходить в группах. За ответы, активную работу Вы будете получать баллы (количество баллов соответствует количеству цветных магнитов на магнитной доске: красный – 1 балл, желтый – 2 балла, зеленый – 3 балла). В конце урока полученные баллы будут переведены в оценки. Надеюсь, что наша работа будет продуктивной. Математическое кафе открыто. Добро пожаловать!

2. Салат «Математический винегрет».

Начнем с разминки. На улице весна и всем нам не хватает витаминов, поэтому предлагаю Вам попробовать математический винегрет. Перед вами кроссворд. Работа по разгадыванию кроссворда будет проходить в группах. Если Вы правильно отгадаете кроссворд, то в выделенных буквах прочитаете имя известного математика. Время выполнения задания – 5 минут. Группа, отгадавшая кроссворд, поднимает и показывает  листок с ответом.

На доске висит плакат «Математический винегрет» (см. приложение 1).

После окончания работы к доске выходит один ученик из группы, первой отгадавшей ключевое слово, и записывает правильные ответы. Если допущены ошибки или отгаданы не все слова кроссворда, то ученики из других групп могут его дополнить. За каждый правильный ответ можно получить 1 балл. Полученные баллы вывешиваются на магнитной доске.

На доске портрет Леонарда Эйлера. Что вы знаете о Леонарде Эйлере?

Историческая справка.

Леонард Эйлер (1707-1783) – математик, механик, физик и астроном. Ученый необычайной широты интересов. Автор свыше 800 работ по математическому анализу, дифференциальной геометрии, теории чисел, приближенным вычислениям, небесной механике, математической физике, оптике, баллистике, кораблестроению, теории музыки и других, оказавших значительное влияние на развитие науки. Леонард Эйлер по происхождению швейцарец. В 1726г. был приглашен работать в Петербург, в 1727г. переехал жить в Россию. Являлся академиком, а затем почетным членом Петербургской академии наук.

3. Первое блюдо.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Оформление доски

Переходим к первому блюду. Я не случайно вспомнила о Леонарде Эйлере. Первая работа по теории графов принадлежит именно ему (1736), хотя термин «граф» впервые ввел в 1936 году венгерский математик Денеш Кениг. В начале 20 века наряду с термином «граф» употреблялись другие термины, например карта, комплекс, диаграмма, сеть, лабиринт.
Графами называются схемы, состоящие из точек и соединяющих эти точки отрезков прямых или кривых. Точки называются вершинами графа, а отрезки – ребрами графа. Внимание на доску

Определения графа, вершин и ребер графа записываются на специально приготовленных листах (в готовое определение необходимо вписать только нужное слово)

Все изученные понятия вывешиваются на специальный плакат «Сегодня на уроке»

Примеры графов:

  • схема метро;
  • генеалогическое древо;
  • кристаллическая решетка;
  • электрическая схема и другие.

(примеры графов приведены на плакате)

 

Плакат «Использование графов в различных областях знаний»
(см. приложение 2). После каждого изучения нового понятия или утверждения на специальном плакате появляется соответствующее слово или формула

Придумайте свои примеры графов (за каждый правильный ответ – 1 балл)

В качестве примеров ученики могут привести следующие примеры: схема автомобильных дорог, тепло- и электросети, дерево каталогов и другие.
За правильный ответ – 2 балла

 

Рассмотрим задачу: 5 друзей при встрече обменялись рукопожатиями (каждый пожал руку каждому по одному разу). Обменяйтесь, пожалуйста, рукопожатиями. Сколько всего рукопожатий было сделано? Решение демонстрируется на специальной доске.
Изобразите в тетради 5 точек: А, Б, В, Г, Д.

Нулевой граф
Неполный граф
Полный граф

Ученики в группах обмениваются рукопожатиями.
Звучат гипотезы о количестве рукопожатий.
Параллельно с записью на доске ученики ведут запись в рабочей тетради

 

Сколько всего рукопожатий было сделано?
Если подвести итог, то можно утверждать: если полный граф имеет n вершин, то количество ребер будет равно n×(n-1)/2

Всего было сделано 10 рукопожатий.
Формулу записывают в рабочую тетрадь

 

Задача о Кёнигсбергских мостах.
Бывший Кёнигсберг (ныне Калининград) расположен на реке Прегель. В пределах города река омывает два острова. С берегов на острова были перекинуты мосты. Старые мосты не сохранились, но осталась карта города, где они изображены. Жители города предлагали приезжим следующую задачу: пройти по всем мостам и вернуться в начальный пункт, причем на каждом мосту следовало побывать только один раз.
Схема города изображена на плакате (см. приложение № 2) и на листе с заданием

 

Плакат «Кёнигсбергские мосты» (см. приложение 2)

Попробуйте найти нужный ответ и выдвиньте свою гипотезу. Через 3 минуты слушаем гипотезы.
Прогуляться по городским мостам предложили и Эйлеру. После безуспешной попытки совершить нужный обход он начертил упрощенную схему мостов. Получился граф, вершины которого – части города, разделенные рекой, а ребра – мосты.
Прежде чем обосновать невозможность требуемого маршрута, Эйлер рассмотрел и другую, более сложную задачу

Учащиеся предлагают разные гипотезы.
Гипотеза: нужного решения нет.
Начертить схему в тетради

 

В итоге он доказал общее утверждение: для того чтобы можно было обойти все ребра графа по одному разу и вернуться в исходную вершину, необходимо и достаточно выполнение следующих двух условий:

  • из любой вершины графа должен существовать путь по его ребрам в любую другую вершину (такой граф называется связным):
  • из каждой вершины должно выходить четное количество ребер

Запись в тетради

 

Замкнутый путь, проходящий по одному разу по всем ребрам графа, называют с тех пор эйлеровым циклом.
В 1859 году английский математик Уильям Гамильтон выпустил в продажу головоломку. Она представляла собой деревянный додекаэдр (12-гранник), в вершинах которого вбиты гвоздики. Возьмите на столах макеты додекаэдров. Каждая из 20 вершин была помечена названием одного из крупных городов мира. Требовалось найти замкнутый путь, проходящий по ребрам додекаэдра и позволяющий побывать в каждой его вершине по одному разу. Путь следовало отмечать с помощью шнура, зацепляя его за гвоздики. Замкнутый путь по ребрам графа, проходящий по одному разу через все его вершины, называют гамильтоновым циклом. В отличие от эйлерова цикла условия существования на произвольном графе гамильтонова цикла до сих пор не установлены.
Путем в графе из одной вершины к другой называется такая последовательность ребер, по которой можно проложить маршрут между этими вершинами. При этом никакое ребро маршрута не должно встречаться более одного раза. Вершина, от которой проложен маршрут, называется началом пути, вершина в конце маршрута – конец пути. Циклом называется путь, в котором совпадают начало с концом

Определения записываются в рабочей тетради

 

Задача 1. Приведите примеры маршрутов из А в H в следующем графе (см. приложение 3). Приведите примеры циклов

Например, ADGH, AEFCDGH, ABCEH

Граф изображается на доске (подготовительная работа перед уроком)

Какой граф называется связным? (1 балл за правильный ответ)

Например, CFEC, ADCFEA

 

Деревом называется любой связный граф, не имеющий циклов. Договорились считать «деревом» и всякий граф, состоящий из одной (изолированной) вершины.
Примеры:

  • генеалогическое древо;
  • дерево каталогов;
  • модель управления предприятием, учебным заведением и т.д.;
  • библиотечный каталог

Граф, у которого из любой вершины существует путь по его ребрам в любую другую вершину, называется связным.
Совместная работа учителя с учениками.
Запись в тетради

 

Задача 2. Изобразите на плоскости 4 точки. Изобразите все возможные деревья, вершинами которых являются данные точки (За каждый правильный ответ – 1 балл)

Возможные варианты ответов:

 

Если подвести итог, то можно утверждать.
Утверждение: Дерево с n вершинами имеет n-1 ребро.
Изобразить построенное дерево можно в любом направлении – это уже дело эстетического вкуса разработчика модели

 

 

Задача 3. Известно, что древнерусский язык и общеславянский язык произошли от общеиндоевропейского языка. От древнерусского языка отошли русский, украинский и белорусский языки. От общеславянского языка отошли польский, болгарский и словенский языки. Представьте предложенную схему в виде графа (2 балла)

Учащиеся работают самостоятельно в группах, по окончании один человек из группы  демонстрирует результат на доске

 

4. Математическая пауза.

Подведём промежуточный итог. Подсчитывается число очков, полученных каждой группой.

5. Второе блюдо.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Оформление доски

Переходим ко второму блюду. Существует множество задач, которые решить с помощью ранее рассмотренных графов невозможно. Во многих случаях применения графов ребра, соединяющие вершины, имеют четко выраженное направление.
Например, графом является система улиц города. Его вершины – площади и перекрестки, а ребра – улицы. В больших городах на некоторых улицах устанавливается одностороннее движение. Естественно, что такой граф должен иметь направленные ребра. Тогда улицы с двусторонним движением можно обозначить парами ребер с противоположными направлениями.

 

 

Граф, у которого все ребра имеют направления, называется ориентированным или орграфом. На них удобно рассматривать транспортные задачи.
Приведите примеры ориентированных графов.

Определение записать в тетрадь

 

Задача 4. Между городами А и В имеется сеть дорог, и на некоторых из них движение одностороннее. Кроме того задана пропускная способность каждой дороги (в тыс. машин в час). Какой максимальный поток машин возможен из А в В и из В в А?
Сколько машин может выехать из А и сколько может въехать в В?
Сколько машин может выехать из В и въехать в А?

Из А может выехать в час 7 тыс. машин, но въехать в В в час могут лишь 4 тыс. из них. Однако, 4 тыс. машин в час остальные дороги в состоянии пропустить.
С другой стороны, из В в А могут выехать 3 тыс. машин в час, однако въехать в А за час смогут лишь 2 тыс. Поток в 2 тыс. машин из В в А остальные дороги смогут пропустить.

Плакат «Ориентирован-ные графы» (см. приложение 4).

Задача 5. Результаты соревнования, в котором участвовали 6 команд, представлены ориентированным графом на рисунке (стрелка направлена в сторону проигравшей команды). Какая команда победила? См. лист с заданием № 4.
Сколько игр сыграла каждая команда?
Сколько побед и поражений было у каждой команды?

Каждая команда сыграла 4 игры.

команда
А

победы
3

поражения
1

В

2

2

C

2

2

D

2

2

E

1

3

Победила команда А.

Плакат «Ориентирован-ные графы».

6. Напитки «Красочный коктейль».

Задача, о которой я хочу вам рассказать, ведет свою историю с 1852 г. Однажды английский студент Френсис Гутри раскрашивал карту Великобритании. Возьмите лист с заданием № 6. Каждое графство он выделял цветом. К сожалению, выбор красок у него был невелик, и приходилось их использовать повторно. Гутри старался, чтобы два графства, имеющие общий участок границы, были окрашены в разные цвета. Это занятие заставило его задуматься о том, какого наименьшего числа красок достаточно для раскрашивания любой карты. Гутри считал, что четырех красок всегда хватит, но доказать это не мог. Проблема некоторое время активно обсуждалась среди лондонских студентов, а потом о ней забыли. В 1879 г. известный английский математик Артур Кэли опубликовал эту задачу в первом томе «Трудов Королевского общества», и она получила широкую известность (для примера можно использовать карту Англии или другого государства).

Со временем интерес к «проблеме четырех красок» рос, но она не поддавалась усилиям даже выдающихся математиков. В 1890г. английский математик Перси Хивуд доказал, что пяти красок хватит для раскрашивания любой карты. В 1968г. было доказано, что карту, на которой обозначено меньше 40 стран, всегда можно раскрасить с помощью четырех красок.

Наконец, в 1976г. американские математики Кеннет Аппель и Вольфганг Хакен решили эту задачу с помощью компьютера. Они разбили все карты на 2000 типов. Компьютер по составленной ими программе исследовал, может ли в рассматриваемом типе карт найтись такая, для которой недостаточно четырех красок. С тремя типами карт компьютер на справился, и над ними пришлось потрудиться самим математикам. Получив ответ «нет» для всех 2000 типов, исследователи объявили, что проблема четырех красок решена. Почтовое отделение при университете, в котором работали Аппель и Хакен, в тот день гасило марки на письмах штемпелем со словами: «Четырех красок достаточно».

Задачу о четырех красках можно представить и несколько иначе. Рассмотрим для произвольной карты следующий граф: его вершины – столицы государств, а ребрами связаны те из них, которые имеют общий участок границы. Для полученного графа задача формулируется так: раскрасить его вершины, используя только четыре краски, чтобы при этом две вершины, которые соединены ребром, были разного цвета.

7. Десерт.

Подсчитаем баллы, полученные каждой группой. Полученное количество баллов переведем в оценки. Выставление оценок. Все учащиеся награждаются сладкими подарками.

8. Домашнее задание.

  • Изобразите с помощью графа договорные отношения между предприятиями А, Б, В, Г, Д, Е, если к рассматриваемому моменту предприятие А установило отношения со всеми другими предприятиями; Б установило с Г и Д; В установило со всеми предприятиями, кроме предприятия Е. Сколько вершин и сколько ребер имеет полученный граф?
  • Сколько ребер будет иметь полный граф, если у него: а) 10; б) 17 вершин?
  • Изобразите свое генеалогическое дерево.

9. Итог урока.

На сегодняшнем уроке мы познакомились с основными понятиями теории графов, примерами графов и их использованием их в различных областях знаний, а также применением графов при решении различных задач. Обратить внимание учеников на специальный плакат, на котором в течение урока наклеивались все новые изученные понятия и утверждения.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Внеклассное мероприятие "Своя игра"

Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса в рамках недели математики. Принцип игры тот же, что и в телеверсии. Каждый тур игры сопровождается презентацией....

17 02 2020 16:15:49

Камин из полиуретана: порталы для каминов из полиуретана, полиуретановый декоративный портал, обрамление, молдинги

Еще совсем недавно в большинстве частных домов основным источником тепла служили печи и камины, однако в последнее время на смену им пришли современные котлы с водяным отоплением. Тем не менее, они не могут заменить то ощущение тепла и уюта, которые дает открытый огонь в камине. Если же все-таки возникает желание наблюдать за горящими язычками пламени,… Читать дальше...

16 02 2020 5:36:58

Использование компьютерных обучающих программ как средство повышения эффективности подготовки учащихся к ЕГЭ по математике

При подготовке к Е Г Э компьютерные технологии можно применять, используя компьютерные обучающие и контролирующие программы. Если учитель решил использовать электронные учебные пособия для более успешной организации учебной деятельности учащихся, в процессе которой развиваются умения мыслить, учиться и действовать, то ему необходимо разработать методы применения этих пособий на уроках....

15 02 2020 9:22:41

Из опыта подготовки к итоговой аттестации немотивированных учащихся

Итоговая аттестация по математике в форме Е Г Э проводится уже не первый год. Меняется формат контрольно-измерительных материалов, но цель их остаётся прежней: подтверждение наличия у выпускника базовых математических компетенций, ранжирование выпускников при поступлении в образовательные учреждения среднего специального или высшего профессионального образования. В данной статье автор делится опытом подготовки к Е Г Э немотивированных учащихся....

14 02 2020 13:48:48

Элективный курс "Мир гармонии и красоты"

В курсе изучения биологии, физики, математики нет отдельно выделенной темы " Симметрия". Однако данное понятие встречается в данных учебных дисциплинах. Поэтому, чтобы более полно и широко обрисовать данное явление, был разработан интегрированный элективный курс, который включил в себя данные о симметрии в вышеназванных предметах. ...

13 02 2020 15:55:59

Игровые уроки

Необходимо создать эмоциональную обстановку в классе, близкую к начальной школе (доверительность, искренность, мягкость, оптимизм, возможность посоветоваться, откровенно поговорить). В этом случае всегда выручают игровые уроки. ...

12 02 2020 23:58:13

Внеклассное мероприятие по математике «Заседание кафе "Миф"» для учащихся 8–9-х классов

Предлагаемая разработка внеклассного мероприятия по математике направлена на формирование интереса к практическому применению математических знаний, а также способствует развитию логики и творческого мышления. Нестандартная форма мероприятия - кафе - позволяет объединить задания различных по типу и сложности. ...

11 02 2020 0:38:51

Разработка урока по теме "Вероятность"

Разработку одного из уроков на тему " Вероятность" хочу предложить вашему вниманию....

10 02 2020 20:40:38

Математические аттракционы. 7-й класс

В ходе игры проверяются полученные математические знания, умения и навыки. Школьники активно выполняют задания....

09 02 2020 6:36:51

Различные способы решений квадратных уравнений

Уроки обобщения и систематизации знаний содействуют формированию общего представления об изученном материале и более прочному усвоению основных математических знаний, умений и навыков. Основной вид деятельности на представленном уроке " Решение квадратных уравнений" - решение уравнений различной степени сложности. Дифференцированно подобранные задания дают возможность большей части учеников справиться с ними, что создает ситуацию успеха, а также способствует улучшению психологического климата на уроке....

08 02 2020 11:18:18

Системный подход в развитии интеллектуальных и творческих способностей учащихся в классах с углублённым изучением физики

Формирование творческой личности через развитии интеллектуальных и творческих способностей обучающихся - одна из наиболее значимых задач педагогической теории и практики на современном этапе. В статье представлен системный подход в преподавании физики в классах с углублением предмета. Особо уделяется внимание самостоятельной работе обучающихся по созданию ими под руководством учителя кодокадров, кодофильмов. Дети разрабатывают различные лабораторные опыты и лабораторные работы, они ведут большую внеклассную работу по пропаганде предмета. ...

07 02 2020 14:12:39

Урок-семинар "Ультразвук и инфразвук"

Урок-семинар закрепляет знания учащихся о звуковых волнах. При работе в паре и в группе формируются такие важные качества и умения школьника, как желание участвовать в совместной деятельности, уверенность в успехе, ощущение положительных эмоций от совместной деятельности; формируются и развиваются ключевые компетенции: информационная, организационная, самоорганизационная, коммуникационная....

06 02 2020 15:12:30

Урок по теме "Многоугольники"

На уроке прослеживаются различные формы работы: устная, фронтальная, самостоятельная работа, самоконтроль. В ходе урока учащиеся знакомятся с элементами многоугольника, выводят формулу нахождения суммы углов выпуклого многоугольника и закрепляют знания в решении упражнений по рабочей тетради и из учебника....

05 02 2020 4:52:10

Урок по теме «Электрические цепи. Решение задач»

На уроке учащиеся учатся читать и чертить схемы электрических цепей, собирать по схемам электрические цепи....

04 02 2020 17:42:41

Занятие каникулярной школы для учащихся 5–6-х классов на тему "Пока горит моя свеча…"

Учащимся предоставляется возможность пронаблюдать явления, происходящие при горении свечи и узнать, как же происходит процесс горения. Данный вид занятий развивает у учащихся творческое мастерство и умение действовать четко и аккуратно. Подборка заданий для проведения эксперимента соответствует познавательным возможностям учащихся, способствует развитию их мышления, также побуждает их к выполнению умственных операций и создает возможность для самоконтроля....

03 02 2020 6:27:20

Интегрированный урок-конкурс по теме "Тепловые двигатели", (Физика + Экология + ОБЖ), 8-й класс

Представлен конспект интегрированного урока-конкурса ( Физика + Экология + О Б Ж) в 8-м классе по теме " Тепловые двигатели"....

02 02 2020 6:56:50

Урок по теме "Натуральные числа. Арифметические действия с натуральными числами"

Урок направлена на закрепление навыков арифметических действий с натуральными числами, навыков применения свойств арифметических действий для рационализации вычислений. Учащиеся знакомятся со старинными способами выполнения арифметических действий с натуральными числами....

01 02 2020 18:47:51

«Решение систем линейных уравнений с двумя переменными графическим способом». 7-й класс

Учащимся предлагается, используя маршрутный лист, изучить примеры, решить систему линейных уравнений с двумя переменными графическим способом. Опытным путем определить количество решений системы уравнений, проанализировав расположение графиков....

31 01 2020 0:48:35

Проект "Замечательные кривые"

В статье описан опыт изучения кривых в 9-м физико-математическом классе на факультативных занятиях. Каждый ученик выбирает кривую для подробного изучения, затем знакомит с кривой одноклассников в ходе лабораторной работы: под его руководством ученики рисуют кривую на листе бумаги. Свойства кривой, интересные исторические, математические, физические факты, применение в науке и жизни – в докладе на итоговой конференции....

30 01 2020 22:43:23

Конкурс для девочек "Мисс Математика"

Представляем сценарий урока математики в виде литературного конкурса-праздника....

29 01 2020 13:32:39

Урок по теме "Механические волны. Скорость и длина волны"

Урок в 8-м классе позволяет познакомить учащихся с условиями возникновения волн и их видами. Формирует у учащихся правильное представление о волновом движении частиц среды, используя учебный фильм, презентацию, слайды....

28 01 2020 18:17:13

Урок-обобщение по теме: "Плотность"

Изучение физики в средней школе призвано формировать у учащихся обобщенное представление о происходящих в окружающем мире явлениях, процессах. При этом важно не только объяснить школьникам конкретные явления и процессы, но и выделять характерные их черты, показывать взаимосвязи с другими явлениями и процессами, связывать получаемые знания с практической деятельностью человека. Одним из возможных путей формирования обобщенных представлений являются уроки обобщения. На них учитель обычно имеет большие возможности для показа взаимосвязи физических законов с практикой человека, осуществления широкого круга межпредметных связей, иллюстрирования технических приложений изученных закономерностей....

27 01 2020 23:24:44

Изменение агрегатных состояний вещества

Урок – один из последних в цикле, непосредственно связан с предыдущими уроками. На каждом из них осуществлялась поэтапная работа по развитию умения решения задач, объяснить тепловые процессы на основе учения о строении вещества, пользоваться таблицами, строить и "читать" графики....

26 01 2020 23:37:58

Игра "Что? Где? Когда?"

Данное мероприятие было проведено в 5-м классе К Р О с целью поддержания интереса к предмету. Это мероприятие дает возможность проявить каждому ученику свои способности и возможности, развивает сообразительность и познавательную активность. ...

25 01 2020 12:49:32

Ремонт масляного обогревателя своими руками: схема радиатора, не работает, не греет, как разобрать, если сломался, как отремонтировать

Вышедший из строя масляный обогреватель не следует выбрасывать, восстановить работоспособность этого источника дополнительного обогрева можно самостоятельно, не привлекая к работе специалистов. Как устроен прибор Если сломался обогреватель, прежде чем приступить к его ремонту следует  поближе ознакомиться с его устройством и принципом работы. Основными частями масляного обогревателя является следующее: Металлический корпус. Нагревательный элемент – Т Э На. Блок… Читать дальше...

24 01 2020 9:46:59

Урок по физике "Рычаг. Простые механизмы"

Целью урока является развитие у учащихся интереса к физике через проблемные ситуации, при этом вовлечь в творческую работу как можно больше ребят, поднять престиж умных учеников, выработать навыки работы с тестами, уметь аргументировать свои версии и выбирать из них верную. ...

23 01 2020 23:13:57

Урок алгебры "Понятие "множество"". 9-й класс

На уроке ученики знакомятся с понятиями "множество", "пустое множество"; способами задания и описания множеств. Учащиеся знакомятся с личностью Георга Кантора, узнают, что понятие "множество" таит в себе опасность появления парадоксов. Одни из них ‒ "парадокс брадобрея"....

22 01 2020 23:30:12

Действия с многочленами

Урок-обобщение повторяет действия с многочленами. При выполнении заданий учащиеся знакомятся с интересными фактами по истории олимпийского движения. Задания выполняются на интерактивной доске....

21 01 2020 6:36:20

Планы обобщенного характера на уроках физики при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ

Автор рассказала о применении планов « Физическая величина». Такие планы помогают понять и запомнить законы физики, создают представление об их характерных особенностях и границах применимости. Легко контролировать знания и умения учащихся. Зная границы применимости законов, учащиеся легко справляются с заданиями Е Г Э « Методы научного познания»....

20 01 2020 1:51:33

Урок-игра на тему "Планета законов Ньютона"

Данный материал представляет собой разработку урока в игровой форме по теме " Основы динамики", который можно использовать как конспект внеклассного мероприятия (по желанию его можно дополнить)....

19 01 2020 11:17:42

Линейная функция. Решение практических задач

Задачи обучения на уроке: формирование твердых учебных навыков построения и чтения графиков линейных функций, нахождение значений одной переменной по заданному значению другой, усвоение всеми учащимися стандартного минимума фактических знаний по данной теме. ...

18 01 2020 1:21:34

Метод проектов и познавательная деятельность учащихся

В статье рассматриваются определение метода и предпосылки его возникновения, применение метода на обычных уроках (без использования компьютерных технологий), в частности на уроках математики; показано применение метода на внеурочных занятиях, таких как кружки, факультативы и элективные курсы. ...

17 01 2020 8:21:33

Урок № 1. "Введение. Физика — наука о природе. Человек — часть природы"

Физика – наука о природе. Человек – часть природы». Представляем возможный вариант интеграции программы « Здоровьесбережения» в содержание предмета « Физика»....

16 01 2020 21:18:34

Урок математики по теме "Умножение десятичных дробей на натуральное число" (5-й класс)

Одной из приоритетных целей урока является сохранение и укрепление здоровья обучающихся через содержание предмета, форм, методов, приёмов обучения. Используются различные виды деятельности: чтение, слушание, рассказ, наглядные пособия, ответы на вопросы, решение примеров, шутки, улыбки, поговорки, пословицы, проводится физминутка....

15 01 2020 6:51:12

Умножение и деление обыкновенных дробей

Цель урока: систематизировать знания и умения учащихся, связанные с умножением и делением обыкновенных дробей; закрепить знания слабоуспевающих учеников, закрепить и расширить знания среднеуспевающих школьников, расширить и углубить знания хорошо и успевающих учащихся....

14 01 2020 23:48:58

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

Урок изучения нового материала. Его цели: изучить, как обнаруживается магнитное поле по его действию на электрический ток, изучить правило левой руки, повторить ранее пройденные определения электрического поля, магнитного поля, условия их возникновения, свойства; закрепить правила правой и левой руки с помощью упражнений; научить применять знания; показать связь с жизнью; развивать физическое мышление учащихся, их творческие способности, умение самостоятельно формулировать выводы, расширять познавательный интерес путем привлечения дополнительного материала, а также потребности к углублению и расширению знаний....

13 01 2020 20:10:30

Урок по теме "Исследование функции элементарными методами. Область определения"

Урок разработан для организации итогового повторения курса алгебры и начал анализа в условиях сдачи учащимися Е Г Э по математике....

12 01 2020 9:30:11

Решение простейших тригонометрических уравнений. 10-й класс

В основу методической идеи урока положен проблемный метод, приёмы медиадидактики позволяют совершенствовать внедрение И К Т в практику математического образования. В качестве демонстрационного материала используются: электронные обучающие и тестирующие ресурсы, а также компьютерная презентация к уроку....

11 01 2020 2:44:13

Применение информационных технологий в учебно-воспитательном процессе

Ни один урок в той или иной степени не обходится без использования компьютера. В работе обобщён опыт по использованию И К Т на уроках математики. Приведены примеры уроков, на которых эффективно можно использовать программы MS Word и MS Excel, входящие в MS Office. ...

10 01 2020 16:11:44

Атмосфера. Атмосферное давление. 7-й класс

Одной из главных задач урока является формирование и развитие личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся. Цель урока - обобщение и расширение знаний, полученных на уроках географии о строении атмосферы, формирование представлений об атмосферном давлении, роли атмосферного давления в жизни человека....

09 01 2020 5:52:19

Обобщающий урок по теме "Свойства степени с натуральным показателем. Умножение одночленов"

Повторительно-обобщающий урок с целью научить свойствам степени с натуральным показателем, преобразовывать выражения, содержащее степени, выполнять умножение одночленов и возводить одночлены в степень....

08 01 2020 23:11:40

Графический метод решения задач, содержащих знак модуля

Предлагается разработка урока элективного курса " Решение задач с параметром и задач, содержащих переменную под знаком модуля" в 10-м классе информационно-технологического профиля....

07 01 2020 14:53:49

Корень n-й степени

Урок рассчитан для учащихся 9-го класса, изучающих алгебру по учебнику под редакцией С. А. Теляковского. Это один из уроков обобщения по данной теме. Так как данная тема включает в себя очень большой теоретический и практический материал, то все элементы урока отражены на слайдах. На данном уроке рассматриваются различные упражнения по теме " Корень n-ой степени". Устные задания чередуются с письменными, используются различные формы работы. Применение компьютера позволяет рационально использовать учебное время, каждый ребенок, работая на индивидуальном компьютере, может неоднократно возвращаться к необходимому теоретическому материалу....

06 01 2020 16:33:34

Урок с использованием ИКТ "Гравитационные силы"

Урок « Гравитационные силы» является повторительно-обобщающим уроком при прохождении элективного курса в 9-х классах, направленный на выявление интересов и способностей учеников к углубленному изучению физики....

05 01 2020 5:58:51

Внеклассные мероприятия по математике "Турнир смекалистых. 7-й класс

Наиболее важным фактором успеха при изучении математики является интерес к предмету. Материал для подготовки к этому турниру подбирался из газет « Математика» – приложение к газете « Первое сентября», журналов « Математика в школе», из книг для внеклассной работы « Математика» – предметные недели в школе....

04 01 2020 19:41:42

Урок по теме "Треугольник". 7-й класс

Во второй главе изучаются признаки равенства треугольников. Они являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательства большей части теорем строятся по схеме: поиск равных треугольников – доказательство их равенства – следствия, вытекающие из равенства треугольников. Поэтому целью данного урока являются: дать определение треугольника и его элементов; определение периметра; определение равных треугольников; научить: решать задачи на нахождение периметра треугольника....

03 01 2020 19:27:19

Урок-игра по теме "Движение и взаимодействие тел"

Представлен последний урок в данной теме, урок повторения-обобщения. За один урок трудно повторить и обобщить такую большую тему, как взаимодействие тел, а вот нетрадиционная игровая форма позволяет за 40–45 минут охватить весь теоретический и практический материал. На уроке присутствует учитель информатики. Он следит, как учащиеся заполняют данные в электронных таблицах....

02 01 2020 22:40:44

Параллельные прямые. 7-й класс

Предложенный урок позволяет учителю провести контроль и оценку знаний учащихся по теме " Параллельные прямые", используя разные виды тестов, привлекая к проведению урока учащихся старших классов. Урок должен способствовать не только развитию самоконтроля и взаимоконтроля, но и развитию интереса к предмету....

01 01 2020 6:10:17

Урок-путешествие в 5-м классе "Упрощение выражений"

Целью урока является повторение и закрепление свойств умножения и сложения, выработка навыков учащихся применять эти свойства при упрощении выражений. ...

31 12 2019 9:13:48

Развивающая математика

Данная статья посвящена внеклассной работе по математике, которая не только углубляет знания учащихся в предметной области, но и способствует развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Для того всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы ученик 5-6-го класса почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость....

30 12 2019 3:19:57

Перестановки и факториалы. Способы вычисления факториала. Рекурсия

Представлен конспект открытого бинарного урока (математика + информатика), который был показан на районном семинаре учителей математики. Исходя из особенностей профиля, целью урока было развитие алгоритмического мышления учащихся при решении комбинаторных задач....

28 12 2019 14:15:17

Конспект урока в 7-м классе по алгебре на тему "Формулы сокращенного умножения: разность квадратов, квадрат суммы (разности)"

Урок в 7-м классе, главная цель которого – тренинг выведенных правил, систематизация изученных материалов, углубление знаний. Ученики сами открывают новые знания, на протяжении всего урока дети находятся в поиске, они могут высказать свое мнение, находясь в психологической комфортности....

27 12 2019 18:52:36

Физика в задачах - выпускнику

Разработка « Физика - выпускнику» - программы курсов по выбору в виде практикумов по решению физических задач различного уровня сложности по всем разделам курса физики основной школы. Содержание заданий соответствует требованиям государственного стандарта основного общего образования по физике, а структура заданий – структуре экзаменационных материалов государственной итоговой аттестации в 9-м классе в новой форме. Цель - обеспечение целенаправленной подготовки выпускников основной школы к экзамену по выбору....

26 12 2019 4:41:20

Проект урока по технологии творческого развития

Главный источник познания - это собственная учебная деятельность, а не восприятие материала через пассивное слушание рассказа учителя. Урок формирует у учащихся способности к анализу, синтезу, абстрагированию и обобщению, способность к «переносу» — применять усвоенный способ действия в новых условиях при решении подобных задач. ...

25 12 2019 11:30:41

Смотр знаний учащихся

В данной статье представлена одна из форм внеклассной работы по математике. В качестве примера рассматривается общественный смотр знаний, который проводится в конце второй четверти для учащихся 6-го класса....

24 12 2019 7:15:56

Урок по теме "Квадратичная функция и ее график"

Урок обобщения и систематизации знаний служит повторению понятия и свойств квадратичной функции, алгоритма построения графика квадратичной функции, закреплению навыков построения и умения определять свойства квадратичной функции по графику....

22 12 2019 5:13:46

Урок-игра по математике "Счастливый случай"

Игровое занятие по принципу игры " Счастливый случай", способствующее выявлению знаний и умений у обучающихся в нестандартных ситуациях, повышению познавательного интереса к математике. ...

21 12 2019 3:55:15

Интегрированный урок (природоведение + экология + физика) по теме "Жизнь в морях и океанах". 5-й класс

Урок посвящён изучению сообществ водной среды обитания с использованием интегрированного подхода. В ходе изучения нового материала учащиеся знакомятся с обитателями различных глубин в виде игры....

20 12 2019 5:28:23

Урок математики. 5-й класс. "Порядок выполнения действий"

Урок математики в 5-м классе по теме " Порядок выполнения действий". Это последний урок по данной теме. Материал детям знаком из начальной школы. Представленный урок - урок закрепления знаний....

19 12 2019 22:37:40

Открытый урок по теме: "Конус". 11-й класс

Урок усвоения нового материала с использованием презентации привлекает внимание учащихся и позволяет вовлечь в учебную деятельность, активировать мыслительные процессы, развивать геометрическое мышление. ...

18 12 2019 6:11:59

Урок с использованием ИКТ "Плавание судов"

Главной составляющей урока является экспериментальная деятельность каждого ученика. В ходе урока дети "посещают" конструкторское бюро, где узнают много нового о конструировании, принципе работы различных судов. В целях соблюдения принципа наглядности на протяжении урока используется компьютерная презентация. В данном уроке учитываются особенности каждого ребенка: и аудиала, и кинестета, и визуала....

17 12 2019 13:28:39

Урок физики в 7-м классе по теме "Систематизация знаний о взаимодействии тел"

В ходе фронтального опроса учащиеся совместно с учителем заполняют таблицу о силах в природе, указывая в ней причину появления сил, направление и точку приложения, слушают отчет о выполнении экспериментального задания и выполняют самостоятельно тест в рисунках, решают кроссворд. ...

16 12 2019 21:52:19

Количество теплоты. Энергия топлива

Урок призван обобщить изученный материал, подготовить учащихся к контрольной работе....

15 12 2019 5:25:34

Методическая разработка проведения итогового контроля по теме "Обыкновенные дроби и действия с ними" (6-й класс)

Предлагаемая форма зачёта даёт возможность в занимательной форме провести учебное мероприятие, одновременно выяснить уровень теоретических знаний всех учащихся с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Наличие элементарных вопросов создаёт ситуацию успеха и вовлекает в работу даже слабоуспевающих учеников. Таким образом, при минимальных затратах времени (1 урок), выявляется уровень знаний всех учащихся. Перед зачётом несколько уроков посвящено повторению, не акцентируя внимание на теоретических вопросах (во время устного счёта, при решении задач, при проверке домашнего задания и т. д.) Игровая форма проведения занятия повышает интерес учащихся к предмету, снимает боязнь математики, расширяет кругозор....

14 12 2019 12:15:46

Радуга интеллекта. Технология проведения уроков с использованием уникальных способностей каждого ребенка, или Размышления о том, как найти стиль обучения для каждого ребенка

Существует множество различных типов интеллекта — и каждый ребенок обладает своим стилем обучения, столь же индивидуальным, как и отпечатки пальцев. Важно распознать этот стиль и непосредственно каждый из них. И тогда дети будут вовлечены в процесс обучения. Эта статья о том, как можно преподавать учащимся в каждом классе физику (да и другие предметы), обращаясь при этом ко всем существующим у ребят "разновидностям интеллекта"....

13 12 2019 22:42:37

Понятие "вероятность". Случайные события

Учащиеся 7-го класса участвуют в проектно-исследовательской работе секции " Пифагор" Ш Н О У " Эврика". На 1-м занятии учащиеся познакомились с темами: " Случайные события", " Игральные кости", провели 100 опытов по бросанию игральной кости, предварительно выдвинув рабочую гипотезу о шансах выпадения 6-ки, и в программе Excel MS организовал таблицу результатов своих опытов. Обобщающее занятие по теме " Понятие "вероятность". Случайные события". Занятие проводится по авторской программе учителя....

12 12 2019 16:47:53

Урок-обобщение "Простые механизмы"

В работе использованы элементы деятельностного подхода, способствующие развитию основных ключевых компетентностей школьников. Включение учащихся в деятельность осуществляется поэтапно, с учётом возрастных особенностей подбираются творческие задания и проводятся различные по форме уроки....

11 12 2019 13:15:57

Вредны ли натяжные потолки для здоровья

Несмотря на свою стоимость. натяжные потолки – это один из самых распространенных способов отделки потолка. Но многих смущает то, что полотно изготавливается из П В Х. Вредны или нет? П В Х материалы заняли прочную нишу на современном рынке, но это еще не доказательство их безопасности. В связи с ростом популярности материала, многие производители экономят на поставке качественной продукции.… Читать дальше...

10 12 2019 18:18:35

Методические находки на уроках математики

Мастерство учителя формируется через постепенную, систематическую профессиональную учебу. Методические находки помогут проконтролировать теоретический материал, провести письменный и устный контроль. Можно использовать на всех этапах урока....

09 12 2019 5:22:12

Урок алгебры в 7-м классе по теме "Функции у=х^2 и у=х^3 и их графики"

Урок проведен в рамках методической недели « Формирование и развитие общеучебных умений и навыков как повышение качества обучения». Целью урока является формирование у учащихся мыслительной операции сравнения. На занятии учащиеся, самостоятельно заполнив таблицу, смогут сравнить две функции. Организация самостоятельной работы показывает умение детей работать с учебниками и таблицами. ...

08 12 2019 6:12:26

Комбинаторика и ее применение

Представлена модель урока-проблематизации с элементами историзма по математике в 5-м классе, особенностью которого является то, что на нем рассматриваются задачи, требующие при решении логического мышления, а также задачи, наиболее приближенные к жизненным ситуациям. Такими задачами и являются задачи на комбинаторику. В задания Е Г Э с 2010 года тоже будет включен этот раздел. В урок включена презентация с элементами историзма, которая создана учащимися....

07 12 2019 19:42:53

Урок физики на тему "Генераторы". 11-й класс

Цель урока: объяснение устройства и принципа действия трехэлектродной лампы, видов и типов генераторов переменного тока. Урок проводится с использованием презентации....

06 12 2019 10:26:26

Обобщение в курсе физики профильной школы

Повторительно-обобщающий урок по физике для 8-го класса. Ученики вспоминают пройденные темы в занимательной форме, используя литературный и исторический материал....

05 12 2019 8:10:27

Урок-путешествие по "Электрической стране" в 8-м классе

Урок в 8-м классе в игровой форме знакомит учащихся с электрическими явлениями, проверяет знания школьников по разделу. ...

04 12 2019 2:18:48

Урок математики "Буквенные выражения. Формулы". 5-й класс

На уроке повторяются формулы расстояния, скорости, времени, решаются задачи на них. Выполняются задания на буквенные выражения, используются задания на развитие памяти, мышления и внимания....

03 12 2019 0:54:39

Урок физического практикума: "Конденсаторы"

« Живая» работа с оборудованием всегда вызывает большой интерес у ребят, а также даёт хорошие результаты усвоения и повторения учебного материала. Эксперимент является одним из самых активных источников знаний о природе. Выполнение эксперимента обеспечивает связь опытных данных с изучаемым теоретическим материалом, что позволяет ученику самостоятельно делать обобщения и выводы....

02 12 2019 17:55:55

Урок-шутка "Суженый, ряженый, приходи ко мне сватать…". Обобщающий урок по теме: "Доли. Обыкновенные дроби". 5-й класс

Данный урок является нетрадиционным, что особенно нравится детям любого возраста. На этом уроке дети знакомятся с русскими традициями празднования Святок. Прививает элементы духовно-нравственного воспитания учащихся, интерес к предмету. На уроке используется тесты, решение задач и уравнений. ...

01 12 2019 18:12:28

Элективный курс "Параметры и их практическая значимость"

Элективный курс предназначен для учащихся классов естественно-научного профиля, которые хотят научиться способам решения задач повышенного уровня сложности по алгебре и началам анализа. Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, но их решение вызывает у них значительные затруднения. Элективный курс может проводиться с учащимися как 10-х, так и 11-х классов....

30 11 2019 16:34:23

Технология модульного обучения. Урок алгебры по теме "Квадратное неравенство и его решение"

Урок алгебры по теме: « Квадратное неравенство и его решение» в 8-м классе. Ученики учатся решать квадратные неравенства с помощью системы неравенств....

29 11 2019 21:14:26

Урок математики (групповая работа) "Математическая регата"

Ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Поэтому я использую одну из форм работы: групповая работа, где каждый ученик (даже самый пассивный) при создавшихся проблемных ситуациях работает активно и увлечённо, делает сравнения, сопоставляет факты, а затем уже вместе со своей группой самостоятельно формулирует соответствующие теоретические выводы и обобщения. ...

28 11 2019 23:19:19

"Агрегатные состояния вещества" в 8-м классе

Работа содержит графические задания на тепловые процессы, где учащиеся самостоятельно читают и описывают их, а также определяют значения физических величин, зависимость которых представлена графически, рассчитывая по формулам теплоты неизвестные величины....

27 11 2019 14:22:35

Интегрированный урок по математике и информатике на тему "Решение простейших тригонометрических неравенств"

Интегрированный урок математика + информатика по теме " Решение простейших тригонометрических неравенств" включает в себя три этапа: математическое объяснение нового материала с помощью демонстрации презентации с эффектами анимации; закрепление изученного материала с помощью программы " Живая геометрия" на компьютере; проверка знаний при выполнении самостоятельной работы....

26 11 2019 21:11:26

Урок математики в 6-м классе по учебному комплекту Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина "Математика 6"

Данная статья содержит разработку урока математики в 6-м классе по теме " Площади", по учебному комплекту " Математика. 6" Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина ( М: Просвещение, 2006). Лабораторно-практическая работа с использованием мультимедийной презентации и электронного учебного пособия " Интерактивная математика 5–9" к учебным комплектам 5–6 кл. под редакцией Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина ( Дрофа, 2002). Урок проводится в компьютерном классе, так как каждый ученик работает с компьютером....

25 11 2019 7:22:48

Современные образовательные технологии: от теории к практике

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает каждый учитель, приходя в класс. Безусловно, каждый решает эту проблему по-своему, ведь на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме, выдавая его как информацию....

24 11 2019 11:57:57

Урок алгебры в 7-м классе по теме "Решение уравнений с помощью разложения на множители"

В процессе работы повторяются способы разложения на множители и формулы сокращённого умножения. В каждой паре выставляются оценки. После устной работы фронтально решаются уравнения с использованием различных способов разложения на множители. В процессе самостоятельного решения уравнений учащиеся закрепляют изученный на уроке материал....

23 11 2019 1:53:30

Урок геометрии в 9-м классе "Симметрия"

Учащимся предложено выполнить лабораторные работы " Определение элементов симметрии", " Построение правильного шестиугольника", " Построение "геометрического каркаса" резного листа комнатной герани". ...

22 11 2019 9:54:16

Информационные технологии на уроках физики

Презентацию « Эта загадочная физика» рекомендуется использовать в конце учебного года в 7-м классе. В нее включены следующие вопросы повторения: масса тела, плотность, инерция, закон Паскаля , закон Архимеда, простые механизмы, механическая работа, закон сохранения и превращения механической энергии....

21 11 2019 17:43:18

Урок физики по теме: "Тепловые явления". 8-й класс

Цели урока: повторить, обобщить, систематизировать знания по теме " Тепловые явления"; воспитывать объективность, аккуратность, внимательность, коллективизм; формировать интерес к изучаемому предмету; расширять кругозор учащихся; развивать любознательность и находчивость; учить анализировать, делать выводы, использовать полученные знания в новой ситуации. ...

20 11 2019 17:29:42

Формирование исследовательских умений учащихся на уроках физики

Формирование исследовательских умений у учащихся основной школы при изучении физики может быть успешно осуществлено в урочной деятельности. В статье рассматривается формирование исследовательских умений при организации исследовательской деятельности, направленной на выявление физических закономерностей экспериментальным методом на примере урока " Действие жидкости на погруженное тело"....

19 11 2019 7:18:11

Урок–игра по физике "Силы". 9-й класс

Урок-соревнование может быть проведён как обобщающий урок по теме или как внеклассное мероприятие. Урок интересен тем, что каждый ученик может попробовать свои силы, а так же, каждый ученик, хотя бы раз сосредоточит своё внимание. Урок с презентацией и с тестом моментального оценивания. ...

18 11 2019 7:43:12

Информационные технологии на уроках математики

На уроке вводится понятие логарифмического уравнения, рассматриваются способы его решения, у учеников развивается логическое мышление....

17 11 2019 20:41:10

Решение логарифмических и показательных уравнений в 10-м классе

Урок повторяет и обобщает тему. Способствует формированию умений применять приемы: сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитию устной математической речи, внимания, памяти....

16 11 2019 16:36:27

Урок-конференция "Глобальные проблемы человечества. Радиация"

Подготовка и проведение конференции позволяет сформировать правильное отношение к глобальным проблемам современности; осуществлять нравственное воспитание учащихся через анализ и идеи решения глобальных проблем, помочь осознать нравственные аспекты Н Т Р, формируя правильное отношение к природе и человеку....

15 11 2019 0:56:57

Первый признак равенства треугольников. Геометрия. 7-й класс

Метод проведения урока – проблемно-поисковый. Решение задач с помощью признака равенства треугольников требует от учащихся определенных частных умений, относящихся только к этой теме. В связи с этим урок построен с применением элементов теории поэтапного формирования умственных действий ( П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина). ...

14 11 2019 6:22:16

Конденсационный котел: газовые котлы для отопления, принцип работы, что значит, чем отличается отопительный конденсационный котел от отопительного, как работает

Одной из самых удачных инноваций последних десятилетий в сфере сантехнического оборудования считается конденсационный котел. Главное его достоинство – высокий уровень К П Д, что приносит значительные дивиденды в плане экономии на обогреве помещений. Особенности конденсационного котла Когда говорят о конденсационном котле, обычно имеют в виду разновидность газового нагревателя, обеспечивающего функционирование системы отопления и подачу горячей воды. Чтобы… Читать дальше...

13 11 2019 5:53:23

Математический мультколлаж

Внеклассное мероприятие можно провести в декаду по математике для начальной школы. Цель: привлечение внимания учеников к математике, развитие логики, фантазии. В презентацию включены мультфильмы, рассказывающие об Архимеде и его изобретениях....

12 11 2019 9:31:37

Презентация "Алгоритм решения задач на определение к.п.д. теплового цикла по графику зависимости давления от объема"

Данная работа ставит учебную задачу и дает несколько "подсказок" позволяющих продвинутым учащимся самостоятельно разобраться в ее решении....

11 11 2019 12:47:26

Как самостоятельно отремонтировать межкомнатные деревянные двери

С появлением новых моделей межкомнатных дверей, растет их стоимость. Когда они по каким-либо причинам начинают плохо работать, то вряд ли кому-то захочется покупать новые. В таком случае есть смысл, научится ремонтировать двери самостоятельно. Для того чтобы отремонтировать небольшие повреждения, например, царапины или незначительные вмятины, нужно будет приобрести специальный воск для дерева или замазку, а также… Читать дальше...

10 11 2019 3:46:46

Формирование ключевых компетентностей школьника средствами технологии модульного обучения

Введение понятия “компетенция” обозначило проблему, когда ученики испытывают трудности в деятельности, требующей использования знаний для решения конкретных задач. Для этого необходимо применять активные методы обучения и технологии, развивающие познавательную, коммуникативную и личностную активность школьников. Одним из перспективных направлений является осуществление компетентностного подхода в образовании. ...

09 11 2019 5:51:57

План–проект урока физики "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело" (7-й класс)

Учебное занятие включает знание сил (тяжести, вес тела), давление жидкости и газа (формулы), закон Паскаля, атмосферное давление. Учебные занятия позволяют выяснить условия плавания тел, изучить плавание судов и воздухоплавание, то есть применение закона Архимеда и расчет силы Архимеда на практике, в жизни человека. ...

08 11 2019 5:34:21

Урок геометрии "Задачи на построении сечений". 10-й класс

Урок развивает зрительное восприятие; вырабатывает навыки решения задач на построение сечений тетраэдра, параллелепипеда....

07 11 2019 12:46:51

Уроки с использованием элементов модульной технологии. Тема: "Сложение и вычитание смешанных чисел"

В работе используются элементы модульной технологии. При модульном обучении каждый ученик включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность. При этом идет индивидуализация контроля, самоконтроля и консультирования. ...

06 11 2019 7:50:50

Презентация к факультативу по математике "Юный математик". 3-й класс

Презентацию можно использовать на уроках математики в качестве дополнительного материала, а также на факультативных занятиях математики для развития мышления....

05 11 2019 9:27:53

Повторительно-обобщающий урок "Чаепитие на уроке физики"

Статью отличает то, что она представляет собой конкретный, расписанный по ролям сценарий театрализованного урока, который неоднократно дорабатывался и корректировался автором....

03 11 2019 8:18:10

Модульное занятие "Определение производной"

Занятие разработано в рамках программы блочно-модульного разбиения учебного материала курса 10-го класса по учебнику А. Г. Мордковича « Алгебра и начала анализа. 10–11 класс». Цель модульного обучения – самостоятельное достижение учащимися конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем....

02 11 2019 4:30:53

Решение задач по теме "Сложение сил, направленных по одной прямой". 7-й класс

Цель урока: систематизирование, закрепление, проверка З У Н учащихся при решении задач на вычисление равнодействующей силы....

01 11 2019 0:11:33

Математика 5-й класс. Кружок "Наглядная геометрия"

Курс '' Наглядная геометрия'' рассчитан на 2 года. Он даёт возможность познакомиться с тем, "как устроены" знакомые уже геометрические фигуры, вовлечь детей в конструирование и рисование, включая их в процесс эмпирического познания различных свойств рассматриваемых фигур....

31 10 2019 1:53:25

Решение задач

Урок служит формированию умения решать задачи на определение продолжительности, начала, конца события. На уроке осуществляется работа с задачами на определение продолжительности, начала, конца события, с табличными случаями умножения и деления, письменными приёмами сложения и вычитания многозначных чисел....

30 10 2019 10:50:55

Урок физики на тему "Влажность воздуха. Способы измерения влажности воздуха". 8-й класс

Урок направлен на формирование умений выделять главное, сопоставлять, делать выводы. В ходе урока обучающиеся осваивают активную познавательную деятельность, новые знания получают в результате совместного с учителем обсуждения различных ситуаций. К уроку прилагается презентация, которая используется для подготовки к восприятию нового материала, а также образовательный ресурс Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов " Влажность воздуха", применяемый в ходе объяснения нового материала....

29 10 2019 13:38:51

До и после, или Почему детям стало интереснее учиться (об использовании интерактивной доски на уроках физики)

Об использовании цифровой доски в образовательном процессе, позволяющем повышать интерес к изучению предмета, расширять возможности демонстрации опытов через использование виртуальных образов; рационально распределять рабочее время. На примере уроков физики....

28 10 2019 6:42:16

Задачи на движение

Одна из целей решения текстовых задач – развитие речи, поэтому важно при работе с задачей учить учащихся анализировать условие, ставить вопросы и давать на них ответы. Особое внимание следует обратить на использование схематических рисунков, моделей – это поможет осознать и запомнить условие задачи....

27 10 2019 12:13:20

Урок математики. 6-й класс. "Ах, уж эти дроби"

Цель урока: развитие мыслительной компетенции учащихся посредством систематизации и алгоритмизации учебного материала. ...

26 10 2019 2:29:36

Конспект урока геометрии в 7-м классе с использованием ЭОР

Цель урока: изучение понятия "внешнего угла треугольника", теоремы о сумме углов треугольника и ее следствий: свойства внешних углов произвольных треугольников, равнобедренных треугольников, классификация их в зависимости от величины углов....

25 10 2019 13:53:47

Урок по теме "Тепловые и электрические явления". 8-й класс

Представлен урок в форме сценария праздника, цель которого – закрепить полученные знания по теме, изученной в 8-м классе....

24 10 2019 20:21:26

Интерактивные технологии на уроках физики в профильной школе

Использование интерактивных технологий на уроке повышает мотивацию ребят к процессу обучения, создаются условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира. Интерактивные технологии способствуют установлению эмоциональных контактов между ребятами, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности....

23 10 2019 7:30:48

Интеллектуальные забавы

При изучении математики особенно важно, чтобы в структуру умственной деятельности учащихся, помимо алгоритмических умений и навыков, фиксированных в стандартных правилах, формулах и способах действий, вошли эвристические приемы: решение анаграмм, нахождение неизвестного по аналогии, решение задач на смекалку и т.п. Представлена игра, содержащая такие задачи и развивающая логическое мышление....

22 10 2019 10:24:31

Повторительно-обобщающий урок по теме "Законы постоянного электрического тока" с использованием компьютерной презентации

Считаю одной из главных целей уроков формирование личности студентов. Поэтому воспитание ребят я осуществляю в ходе деловых игр, где все заняты серьёзной работой, напоминающей работу взрослых. Такие уроки я провожу в конце изучения темы или при повторении раздела в выпускном классе. Это хороший способ комплексного повторения пройденной темы, причем повторения активного. ...

21 10 2019 18:32:11

Количество теплоты. Энергия топлива

Урок призван обобщить изученный материал, подготовить учащихся к контрольной работе....

20 10 2019 0:30:23

Приближенные значения чисел. Округление чисел

Структура урока знакомства с новым материалом определяется его основной дидактической целью: введением понятия «приближенное значение числа», построением алгоритма округления чисел. Урок сопровождается презентацией, которая скоординирует работу учителя и учащихся по достижению планируемых образовательных результатов – предметных, метапредметных, личностных и формирует универсальные учебные действия в информационной образовательной среде....

19 10 2019 20:17:50

Деление окружности на равные части с помощью прямоугольных треугольников

Вашему вниманию предлагается разработка интегрированного урока, который можно использовать как на уроках математики, так и на занятиях трудового обучения в начальной школе. В статье наглядно показано, как при помощи прямоугольных треугольников разделить окружность на равные части. Занятие рассчитано на 2 часа....

18 10 2019 20:16:27

О пристрастиях, уносящих здоровье, – языком математики

Данный урок разработан в соответствии с требованиями личностно-ориентированного урока. В нем созданы условия для самореализации ученика через познавательный интерес, через многообразие жизненных примеров и на основе собственного выбора. ...

17 10 2019 12:13:52

Урок алгебры в 7-м классе по теме "Метод подстановки"

Урок проводится с использованием мультимедийной презентации для фронтального, группового и индивидуального обучения в классе. У учителя появляется возможность совмещать изложение теоретических сведений с показом демонстрационного материала. ...

16 10 2019 4:29:40

Материалы для летней сессии. 10-й класс (профильный уровень)

В статье представлены варианты решения задач с ответами....

15 10 2019 10:57:17

Формы и методы предпрофильной подготовки учащихся по математике

Урезание программы по математике и учебных часов привело к тому, что уровень математической подготовки учащихся упал, стал снижаться профессиональный уровень учителей. Для сохранения математического образования с профильным и предпрофильным обучением, квалификации учителей математики статья будет актуальна....

14 10 2019 16:28:26

Тесты с заданиями на установления соответствия в 7-м классе

Одно из заданий экзаменационной работы по физике – это задание с выбором ответа базового уровня сложности на установления соответствия позиций. Темы тестов с заданиями на установления соответствия для семиклассников, обучающихся по программе Физика 7–9-х. Авторы программы Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин. Тесты применяются на различных этапах урока и при повторении курса физики в 7, 9 и 11-х классов. Оценка выставляется по числу набранных баллов....

13 10 2019 10:15:30

Урок-семинар по теме "Различные способы решения квадратных уравнений"

Целями данного занятия являются обобщение и систематизация знаний учащихся по теме " Квадратные уравнения"; усиление прикладной и практической направленности изученной темы; развитие интереса учащихся к предмету и смежным дисциплинам; развитие личностных качеств учащихся, их коммуникативных характеристик; развитие умения работать в группах....

12 10 2019 4:15:33

Система пролонгированных домашних работ по математике в 5-м классе

Одним из важнейших видов учебной деятельности, в процессе которой школьниками усваивается математическая теория, развиваются их творческие способности и самостоятельность мышления, является выполнение математических упражнений. Автором апробирована и применяется система пролонгированных домашних работ, опытом которой она и делится в своей статье. В частности, пролонгация выполнения работы позволяет закрепить или повторить нужный материал, а также подготовить учащихся к текущей тематической контрольной работе. ...

11 10 2019 7:25:24

Организация использования ИКТ в процессе обучения математике

Образовательный стандарт по математике предполагает, что выпускник школы умеет использовать математические подходы для решения задач, умеет осуществлять поиск, отбор, анализ информации, умеет использовать информационные источники данных и коммуникативные технологии. Всё это становится возможным благодаря использованию описанных в статье средств И К Т. ...

10 10 2019 11:10:44

Программа элективного курса по математике для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов "Золотое сечение – алгоритм природы"

Предлагаемая программа элективного курса по математике носит интегративный и прикладной характер. Относится к межпредметным курсам. Программа курса рассчитана на 12 часов. Предусмотрено много практических и исследовательских работ учащихся. Этот курс поможет выявить познавательные и профессиональные склонности учащихся, а также выбрать дальнейший профиль обучения....

09 10 2019 5:20:40

Конспект урока по алгебре в 8-м классе по теме "Графический метод решения уравнений с параметрами, содержащих знак модуля"

Проводить занятие целесообразно в компьютерном классе, так как при объяснении нового материала учащиеся работают в программе для построения графиков функций Advanced Grapher. Специально для данного урока была создана анимированная презентация, наглядно отражающая все этапы урока, и тестовая оболочка, с помощью которой осуществляется контроль усвоения знаний. ...

08 10 2019 3:54:26

Урок по теме "Преобразование графиков тригонометрических функций"

В предлагаемой статье предложены варианты построения и преобразования графиков тригонометрических функций с использованием программы « Живая математика». Здесь рассматриваются различные случаи преобразования функций: использование знака модуля для функции и аргумента, введение коэффициентов перед функцией и аргументом, изменение знака....

07 10 2019 9:46:58

Викторина по математике для 9-х классов к "Неделе математики"

Данный материал позволит учителям математики подготовить и провести внеклассное мероприятие – математическую викторину, поможет сэкономить время, привить учащимся интерес и любовь к своему предмету, внесет разнообразие в школьную жизнь....

06 10 2019 4:56:44

Леонард Эйлер – "великий переселенец"

Урок посвящен великому Леонарду Эйлеру – самому продуктивному математику в истории, которого современники называли "воплощенный анализ". Учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью ученого, решают логические задачи с помощью графов и кругов Эйлера....

05 10 2019 20:33:16

Программа учебного предмета "Математика" для 10–11-х классов

Программа учебного предмета « Математика» для учащихся 10−11-х классов (408 часов; 6 часов в неделю в каждом классе) составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по математике (авторы: Ш. А. Алимов, Л. С. Атанасян). Уточняет содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса....

04 10 2019 2:46:10

Умножение обыкновенных дробей. 6-й класс

На этом уроке учащиеся имеют возможность обобщить и систематизировать материал по теме " Умножение обыкновенных дробей", совершенствовать знания и развивать умения выполнять арифметические действия с обыкновенными дробями. С целью развития вычислительной культуры учащихся, подготовки их к Г И А проводятся различные виды опроса, применяются тестовые технологии....

03 10 2019 19:10:20

Рекомендации по работе со слабоуспевающими учениками

Рекомендации помогут организовать работу со слабоуспевающими учениками....

02 10 2019 0:26:28

Презентация "Что мы знаем о звуке?"

Представленная презентация представляет собой наглядный материал для урока усвоения новых знаний о звуке, его свойстве и применении....

01 10 2019 19:55:47

Урок вводного повторения по математике в 6-м классе

Ежегодно в начале учебного года проводятся уроки вводного повторения с целью повторения изученного материала за курс предыдущего класса и подготовки детей к входной контрольной работе. Чтобы заинтересовать обучающихся, уроки вводного повторения я обычно провожу в игровой форме – дети с удовольствием разгадывают математические головоломки, расшифровывают фразы, играют в различные игры....

30 09 2019 6:30:58

Урок алгебры по теме "Показательные уравнения". 11-й класс

Конспект урока математики по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. При составлении плана занковского урока учитель записывает предполагаемые ответы учащихся. Отметим также, что отметки за устные ответы не ставятся, учитель не анализирует высказывания учащихся, это делают сами ученики, в ходе полемики, которая возникает на уроке....

29 09 2019 2:14:51

Практическое применение графика линейной функции

Урок практического применения линейной функции для решения задач: арифметических, экономических, физических. Предложенная тема рассчитана на два урока. ...

28 09 2019 9:22:52

Решение задач по теме "Сила Лоренца" с использованием мультимедиа

На уроке проводится проверка знания закона Лоренца и правила левой руки; основных формул по теме « Магнитное поле» и единиц измерения электродинамических величин. Доводятся до автоматизма навыки определения направления действия силы Лоренца по правилу левой руки; определяются формы траектории заряженной частицы; расчета радиуса орбиты, периода обращения частицы и шага спирали....

27 09 2019 3:58:45

Геометрическое содержание с литературной формой сочинения в творческих работах учащихся

Учитель задает детям задания, для выполнения которых у них нет готовых знаний, но они могут их приобрести. Математика изучается не ради самой математики, а потому что она окружает нас повсюду. Представлены наиболее интересные выдержки из творческих работ учащихся....

26 09 2019 6:17:21

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. 4-й класс

Автор знакомит учащихся с письменным приемом умножения на числа, оканчивающиеся нулями, использует коллективное обсуждение алгоритма умножения на конкретных примерах. Актуализирует приобретенные ранее знания о приеме умножения трехзначного числа на однозначное с целью переноса соответствующих умений на область многозначных чисел. Данный урок составлен по новым стандартам Ф Г О С....

25 09 2019 9:35:17

Путешествие в страну "Степени"

Проведение уроков с использованием И К Т – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; активнее происходит возбуждение познавательного интереса. При проведении урока с использованием компьютерных презентаций соблюдается основной принцип дидактики – наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала школьниками, повышает эмоциональное восприятие и развивает все виды мышления у детей....

24 09 2019 18:15:32

Урок алгебры в 11-м классе на тему "Решение логарифмических уравнений и неравенств"

По окончании уроков учащиеся, получив общие сведения о способах и приемах решения логарифмических уравнений и неравенств, должны по внешнему виду уравнения выбрать способ его решения. На практике смогут выполнить задания различной степени сложности: часть А, часть В и часть С из вариантов Е Г Э прошлых лет....

23 09 2019 5:18:42

Урок геометрии в 8-м классе "Четырехугольники. Свойства, признаки, площади четырехугольников"

Урок проводится в форме соревнования. Класс разбит на 2 команды: " Ромб" и " Прямоугольник". Члены команд представляют сочинения, исторические справки, решают задачи, играют в " Геометрическое лото", отвечают на вопросы, доказывают теоремы, применяя знания о свойствах, признаках, площадях четырехугольников. ...

22 09 2019 10:41:54

Линейная функция y = kx + m. Линейная функция y = kx. 7-й класс

Обобщающий урок алгебры повторяет и систематизирует материал темы. Формирует умение применять приемы сравнения, обобщения, выявления главного, переноса знаний в новую ситуацию; развивает математический кругозор, мышление, речь, внимание, память, интерес к математике и ее приложениям, активность, умение общаться....

21 09 2019 18:43:41

Еще:
Важное о расчетах -1 :: Важное о расчетах -2 :: Важное о расчетах -3 :: Важное о расчетах -4 :: Важное о расчетах -5 :: Важное о расчетах -6 :: Важное о расчетах -7 :: Важное о расчетах -8 :: Важное о расчетах -9 :: Важное о расчетах -10 :: Важное о расчетах -11 :: Важное о расчетах -12 :: Важное о расчетах -13 :: Важное о расчетах -14 :: Важное о расчетах -15 :: Важное о расчетах -16 :: Важное о расчетах -17 :: Важное о расчетах -18 :: Важное о расчетах -19 :: Важное о расчетах -20 :: Важное о расчетах -21 :: Важное о расчетах -22 :: Важное о расчетах -23 :: Важное о расчетах -24 :: Важное о расчетах -25 :: Важное о расчетах -26 :: Важное о расчетах -27 :: Важное о расчетах -28 :: Важное о расчетах -29 :: Важное о расчетах -30 :: Важное о расчетах -31 :: Важное о расчетах -32 :: Важное о расчетах -33 :: Важное о расчетах -34 :: Важное о расчетах -35 :: Важное о расчетах -36 :: Важное о расчетах -37 :: Важное о расчетах -38 :: Важное о расчетах -39 :: Важное о расчетах -40 :: Важное о расчетах -41 :: Важное о расчетах -42 :: Важное о расчетах -43 :: Важное о расчетах -44 :: Важное о расчетах -45 :: Важное о расчетах -46 :: Важное о расчетах -47 :: Важное о расчетах -48 :: Важное о расчетах -49 :: Важное о расчетах -50 :: Важное о расчетах -51 :: Важное о расчетах -52 :: Важное о расчетах -53 :: Важное о расчетах -54 :: Важное о расчетах -55 :: Важное о расчетах -56 :: Важное о расчетах -57 :: Важное о расчетах -58 :: Важное о расчетах -59 :: Важное о расчетах -60 :: Важное о расчетах -61 :: Важное о расчетах -62 :: Важное о расчетах -63 :: Важное о расчетах -64 :: Важное о расчетах -65 :: Важное о расчетах -66 :: Важное о расчетах -67 :: Важное о расчетах -68 :: Важное о расчетах -69 :: Важное о расчетах -70 :: Важное о расчетах -71 :: Важное о расчетах -72 :: Важное о расчетах -73 :: Важное о расчетах -74 :: Важное о расчетах -75 :: Важное о расчетах -76 :: Важное о расчетах -77 :: Важное о расчетах -78 :: Важное о расчетах -79 :: Важное о расчетах -80 :: Важное о расчетах -81 :: Важное о расчетах -82 :: Важное о расчетах -83 :: Важное о расчетах -84 :: Важное о расчетах -85 :: Важное о расчетах -86 :: Важное о расчетах -87 :: Важное о расчетах -88 :: Важное о расчетах -89 :: Важное о расчетах -90 :: Важное о расчетах -91 :: Важное о расчетах -92 :: Важное о расчетах -93 :: Важное о расчетах -94 :: Важное о расчетах -95 :: Важное о расчетах -96 :: Важное о расчетах -97 :: Важное о расчетах -98 ::

Добро пожаловать наш сайт! Здесь Вы можете узнать все то, что давно втайне хотели выяснить про электрику, но стеснялись спросить: например, как маркируют кабеля, или какие условные обозначения рисуют в электрических схемах. Мы выложили это для вас в открытом доступе! Пользуйтесь!