Элективный курс по физике для 8-го класса по теме "Решение физических задач" > Мастера спешат на помощь!
мастера спешат на помощь!    

Элективный курс по физике для 8-го класса по теме "Решение физических задач"

Пояснительная записка

Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, сообщаются знания из истории науки и техники,

Актуальность курса – формирование практических и интеллектуальных компетентностей, формирование таких качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность; развитие эстетических чувств, формирование творческих компетентностей.

Основной задачей курса является углубление и развитие познавательного интереса учащихся к физике. В современном мире на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому важнейшей целью физического образования является формирование умений работать со школьной учебной физической задачей. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой программы, целями которой являются:

развитие интереса к физике, к решению физических задач;
– совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
– формирование представлений о постановке, классификации, приёмах и методах решения школьных физических задач;

Итогом работы по данной программе может служить реализация поставленных целей и задач, т. е. учащиеся совершенствуют знания, полученные из курса физики, приобретают навыки по классификации задач, правильной постановке, а так же приёмам и методам их решения. В качестве подведения итогов успешности обучения можно предложить соревнование по решению задач между учащимися, как по отдельным темам, так и по итогам года или провести зачёт по умению решать задачи. Для наиболее успешных детей можно объявить конкурс по составлению и решению конструкторских задач.

Программа рассчитана для учащихся 8 класса на один год обучения: 34часа.

Содержание

Программа согласована с содержанием основного курса физики. Она ориентирует учителя не только на дальнейшее совершенствование уже усвоенных знаний и умений, а на формирование углубленных знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. Первый раздел носит в значительной степени теоретический характер, здесь школьники знакомятся с минимальными сведениями о понятии "задача",осознают значение задач в жизни, науке, знакомятся с различными сторонами работы с задачами.

Не смотря на то, что программа рассчитана на учащихся 8-uj класса, в начале рассматриваются задачи из разделов курса физики 7-uj класса по теме “Взаимодействие тел”, так как она включает в себя понятия, используемые на протяжении всего курса физики. Затем повторяется тема “Давление”, рассматриваются как давление твёрдого тела, так и гидростатическое давление. Тем более, что в дальнейшем на уроках эта тема не изучается, а знания в этой области применяются при решении качественных задач по теме “Тепловые явления” в 8-[ и “Термодинамика” в 10-[ классах. Последующие разделы включают задачи по разделам курса физики 8 класса, т.е. тепловым, электрическим и световым явлениям.

Учебно-тематический план

1. Классификация задач (1 ч)

Что такое физическая задача. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни. Классификация задач по содержанию, способу задания, способу решения. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех типов.

2. Правила и приёмы решения физических задач (1 ч)

Общие требования при решении физических задач. Этапы решения задачи, работа с текстом. Анализ физического явления, формулировка идеи решения. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Типичные недочеты при решении и оформлении физических задач. Изучение примеров решения.

3/ Взаимодействие тел (4 ч)

Понятие плотности, расчет массы тела через плотность и объём. Сила тяжести, определение силы трения, расчет силы упругости. Движение тел, определение скорости.

Практические задачи:

  1. определение скорости движения шара по желобу.
  2. определение максимальной скорости движения пальцев рук.
  3. определение массы линейки.
  4. изучение закона движения падающего воздушного шара.
  5. определение своей максимальной мощности.

Давление (3 ч)

Давление твёрдых тел. Давление в газах и жидкостях, действие газа и жидкости на погруженное в них тело. Сила Архимеда, подъёмная сила крыла самолёта.

Практические задачи:

  1. Исследование зависимости подъёмной силы крыла самолёта от скорости воздуха.
  2. Изучение законов реактивного движения.
  3. Наблюдение зависимости высоты поднятия жидкости от толщины воздушного клина.

4. Молекулы (4 ч)

Основные положения МКТ. Определение размеров, числа молекул в единице объёма тела. Капиллярные явления.

Демонстрации:

  1. фотографии молекулярных кристаллов.
  2. Диффузия жидкостей в сообщающихся сосудах.
  3. Растекание масла по поверхности воды.
  4. Явления смачивания и капиллярности.
  5. Смачивание и капиллярность в природе.

Практические задачи:

  1. Определение размеров частиц эмульсии методом рядов.
  2. Вычисление среднего диаметра капилляров в теле.

5. Тепловое расширение тел. Теплопередача. (5 ч)

Тепловое расширение твёрдых, жидких и газообразных тел. Термометры. Особенности теплового расширения воды, их значение в природе. Теплопередача и теплоизоляция.

Демонстрации:

  1. Расширение тел при нагревании.
  2. Изгибание биметаллической пластины при нагревании. Простейший терморегулятор.
  3. Термометры разных видов.
  4. Теплопроводность разных тел.

Практические задачи:

  1. Исследование теплопроводности тел.
  2. Вычисление изменения внутренней энергии тела при совершении работы.

6. Физика атмосферы. (2 ч)

Состав атмосферы. Влажность воздуха. Образование тумана и облаков. Возможность выпадения кислотных дождей. Образование ветра. Парниковый эффект и его пагубное влияние.

Демонстрации:

  1. Строение атмосферы.
  2. Образование тумана при охлаждении влажного воздуха.
  3. Конденсация паров воды при охлаждении. Выпадение росы.

Практические задачи:

  1. определение точки росы.
  2. наблюдение перехода ненасыщенных паров в насыщенные.

7. Электрический ток. (4 ч)

Электрический ток в растворах электролитов. Электролиз, использование его в технике. Электрические явления в атмосфере. Электризация пылинок и загрязнение воздуха. ГЭС.

Демонстрации:

  1. Электролиз раствора медного купороса.
  2. Дуговой разряд.
  3. Модель молниеотвода.

Практические задачи:

  1. Расчет сопротивления электрической цепи при разных видах соединений.
  2. Расчёт сопротивления человеческого тела.
  3. Наблюдение зависимости сопротивления проводника от температуры.

8. Электромагнитные явления. (3 ч)

Устройство электроизмерительных приборов. Применение электромагнитного реле. Электромагнитная индукция. Получение переменного тока. Влияние электромагнитных полей на животных, растения и человека. Изменение в электромагнитном поле Земли. Магнитные бури.

Демонстрации:

  1. Устройство и принцип работы амперметра и вольтметра.
  2. Переменный ток на экране осциллографа.
  3. Явление электромагнитной индукции.

Практические задачи:

  1. Определение стоимости израсходованной электроэнергии по мощности потребителя и по счётчику.
  2. Определение скорости вылета снаряда из магнитной пушки.
  3. Определение КПД электродвигателя.

7. Световые явления. (5 ч)

Скорость света в различных средах. Элементы фотометрии. Законы распространения света. Формула тонкой линзы. Инерция зрения, её использование в стробоскопе и кино.

Практические задачи:

  1. Изготовление перископа.
  2. Глаз как оптический прибор.
  3. Измерение времени реакции человека на световой сигнал.
  4. Измерение линейных размеров тел с помощью микрометра и микроскопа.
  5. Определение фокусного расстояния и оптической силы рассеивающей линзы.

8. Итоговое занятие. (1 ч)

Методическое обеспечение

При работе по данной программе учитель использует разнообразные приемы и методы: рассказ и беседа учителя, демонстрационный эксперимент, позволяющий шире осветить теоретический материал по тому или иному разделу физики. Для активизации учащихся используются:

  • выступления школьников,
  • подробное объяснение примеров решения задач,
  • коллективная постановка экспериментальных задач,
  • индивидуальная и коллективная работа по составлению задач,
  • конкурс на составление лучшей задачи.

При подборе задач необходимо использовать задачи разнообразных видов, в том числе и экспериментальных, поэтому программой предусмотрено выполнение лабораторных работ. Основным при этом является развитие интереса учащихся к решению задач, формирование познавательной деятельности через решение задач. В итоге школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и комментировать этапы решения задач средней сложности.

Тематическое планирование

Тема занятия наглядность Вид занятия
1. Классификация задач. Примеры типовых задач.   лекция
2. Правила и приёмы решения задач.   практика
3. Определение скорости движения шарика по желобу и кончиков пальцев рук. Желоб, штатив, шарик, линейка, секундомер практика
4. Определение массы линейки. Решение задач на расчёт плотности тел. Линейка, динамометр практика
5. Изучение закона движения падающего воздушного шара. Секундомер, воздушный шарик, весы Лекция, практика
6. Определение своей максимальной мощности. Секундомер практика
7. Изучение законов реактивного движения. Расчёт давления твёрдых тел.   практика
8. Наблюдение зависимости высоты поднятия жидкости от толщины воздушного клина. Набор капилляров. практика
9. Исследование зависимости подъёмной силы крыла самолёта от скорости воздуха. Решение задач на расчёт силы Архимеда. Воздуходувная машина практика
10. Определение размеров, числа молекул в единице объёма тела. фотографии молекулярных кристаллов. Лекция и практика
11. Определение размеров частиц эмульсии методом рядов. Растекание масла по поверхности воды. практика
12. Вычисление среднего диаметра капилляров в теле. Смачивание и капиллярность в природе. практика
13. Капиллярные явления Явления смачивания и капиллярности. практика
14. Тепловое расширение твёрдых, жидких и газообразных тел Расширение тел при нагревании. Лекция и практика
15. Решение задач на уравнение теплового баланса. Изгибание биметаллической пластины при нагревании. Простейший терморегулятор.

Термометры разных видов.

практика
16. Исследование теплопроводности тел. Теплопроводность разных тел. Лекция и практика
17. Вычисление изменения внутренней энергии тела при совершении работы Калориметр, твёрдое тело, термометр. практика
18. Решение комбинированных задач на тепловые процессы.   практика
19. Состав атмосферы, наблюдение перехода ненасыщенных паров в насыщенные. Образование тумана при охлаждении влажного воздуха. Лекция и практика
20. Влажность воздуха, определение точки росы. Конденсация паров воды при охлаждении. Выпадение росы. Лекция и практика
21. Электрический ток в разных средах Электролиз раствора медного купороса.

Дуговой разряд.

Модель молниеотвода.

Лекция
22. Расчет сопротивления электрической цепи при разных видах соединений. Приборная доска практика
23. Расчёт сопротивления человеческого тела. Амперметр, вольтметр. практика
24. Наблюдение зависимости сопротивления проводника от температуры. Терморезистор. практика
25. Определение стоимости израсходованной электроэнергии по мощности потребителя и по счётчику. Устройство и принцип работы амперметра и вольтметра Лекция и практика
26. Определение скорости вылета снаряда из магнитной пушки Магнитная пушка. практика
27. Определение КПД электродвигателя. Явление электромагнитной индукции. практика
28. Законы отражения и преломления. Изготовление перископа. Глаз как оптический прибор. Лекция и практика
29. Измерение времени реакции человека на световой сигнал. Секундомер, источник света. практика
30. Измерение линейных размеров тел с помощью микрометра и микроскопа. Микроскоп, макротела. практика
31. Определение фокусного расстояния и оптической силы рассеивающей линзы. Рассеивающие линзы, линейка. практика
32. Инерция зрения, её использование в стробоскопе и кино. Стробоскоп, оптические занимательные картинки. Лекция и практика
33. Итоговое занятие, подготовка к конференции.    
34. Конференция учащихся.   конференция

Литература для учителя:

  1. Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. – М.: Просвещение, 1983;
  2. Глазунов А.Т. Техника в курсе физики средней школы. – М: Просвещение, 1977;
  3. Зильберман А.Р. Задачи для физиков. – М.: Знание, 1971;
  4. Каменецкий С.Е. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987;
  5. Кабардин О.Ф. Методика факультативных занятий по физике. – М.: Просвещение, 1988;
  6. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. – М.: Просвещение, 1972;
  7. Тульчинский М.Е. Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике. – М.: Просвещение, 1971;
  8. Фридман Л.М. Как научиться решать задачи. – М.: Просвещение, 1984.

Литература для учащихся:

  1. Бутиков Б.И. Физика в задачах. – М.: Просвещение, 1976;
  2. Гольдфарб И.И. Сборник вопросов и задач по физике. – М.: Высшая школа, 1973;
  3. Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. – М.: Наука, 1985;
  4. Низамов И.М. Задачи по физике с техническим содержанием. – М.: Просвещение, 1980;
  5. Пинский А.А. Задачи по физике. – М.: Наука, 1977;
  6. Слободецкий И.Ш. Задачи по физике. – М.: Наука, 1980.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Урок математики в 3-м классе "Умножение на двузначное число"

Предлагаемый урок математики в 3-м классе разработан по программе «2100». Урок выстроен по технологии проблемного обучения....

22 09 2019 12:14:49

Игра по математике "Виртуальное путешествие в Англию". 6-й класс

Межпредметная игра по математике для 6-х классов предназначена повысить уровень заинтересованности у учащихся к предмету математики, по средством проведения интегрированного внеклассного мероприятия. Её задачи: способствовать самоактуализации и развитию математических способностей у учащихся, прививать учащимся познавательный интерес к предмету "математика", воспитывать у учащихся умения работать в группах, самостоятельность, дисциплинированность....

21 09 2019 11:35:56

Организация закрепления и повторения

В статье я хотела рассказать, как можно организовать повторение и закрепление материала, чтобы ребята были заинтересованы работать, при этом ребята имеют право выбора получить отметку за работу или нет. При такой работе резко увеличивается и количество отметок в журнале. Этот метод особенно приемлем в работе с группой....

20 09 2019 18:46:23

Многочлен и его стандартный вид. 7-й класс

Урок алгебры в 7-м классе сопровождается компьютерной презентацией, Ц О Ром и электронными тестами, что позволяет сделать его ярче и эффективней. Такой урок способствует развитию у учащихся операционного стиля мышления, повышает оперативность и объективность контроля и оценки результатов обучения. Использование И К Т позволяет ученику получить и закрепить знания, работать в индивидуальном темпе. На данном уроке не используется мел и доска....

19 09 2019 16:17:43

Тесты для контроля знаний по теме: "Молекулярная физика"

Такой вид тестирования используется для проверки знаний в профильных физико-математических классах. Основой этого метода контроля являются карточки. Карточки охватывают весь программный материал, который может быть использован для усвоения текущего материала, для проверки пройденного, для повторения ранее пройденного....

18 09 2019 19:19:18

Школьная учебная конференция повышает эффективность урока

Важная проблема, волнующая всех учителей, – повышение эффективности урока. Школьная учебная конференция в некоторой степени решает эту проблему. В работе рассмотрены этапы подготовки к конференции....

17 09 2019 2:12:13

Разработка урока математики в 6-м классе

Использование информационных технологий в образовательном процессе позволяет наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в педагогических технологиях, что создаёт благоприятные условия для развития личности учащихся и обеспечивает высокое качество их обучения. Представляю вам разработку урока по математике с использованием И К Т. Учащиеся получают новые знания не только по математике, но и по биологии. ...

16 09 2019 10:39:36

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Электрические явления"

Урок развивает навыки решения экспериментальных, расчетных и качественных задач по теме " Электрические явления". ...

15 09 2019 11:16:45

Урок математики в 8–9-м классах по теме "Решение уравнений,содержащих модуль"

Предлагаемое занятие своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся 8–9-х классов, которым интересна математика. Данное занятие направлено на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки. ...

14 09 2019 16:14:16

Открытый урок по теме: "Решение тригонометрических уравнений и способы их решения". 11-й класс

На уроке идет повторение всех способов решения тригонометрических уравнений и подготовка к Е Г Э. ...

13 09 2019 23:13:29

Ремонт в ванной в хрущевке: фото варианты

Для людей, запланировавших ремонт, сущим бедствием является  ванная комната маленьких размеров, как, например, в хрущевке. Чаще всего, во время капитального ремонта по всей квартире самый сложный этап наступает, когда дело доходит до маленькой ванной комнаты.   Причины сложности заключаются не только в маленькой площади помещения, но и еще во многих нюансах. Сложность переделки Жилищный отечественный фонд… Читать дальше...

12 09 2019 22:39:33

Урок по теме "Решение систем линейных уравнений, содержащих параметры"

На предлагаемом уроке рассматриваются системы линейных уравнений с параметрами. В процессе фронтальной, групповой и самостоятельной работы учащиеся усваивают основные принципы их решения и приобретают навыки исследовательской деятельности. ...

11 09 2019 16:14:58

Итоговый урок по теме: "Умножение и деление десятичных дробей"

Урок в 5-м классе с использованием программы Power Point. Ребята выполняли задания и заполняли учетные карточки, отвечали на вопросы, решали тест под копирку с проверкой, находили значения выражений, смотрели ролики о животных и фрагмент мультфильма о Вини- Пухе, решали задачу о том, сколько меда Винни- Пух и Пятачок съели у Кролика. На урок приходил Кот с заданием " Расшифровать слово". В конце урока посчитали баллы и поставили оценки. Каждый ребенок сам оценил свои знания. ...

10 09 2019 15:52:45

Открытый урок по геометрии. Решение задач по теме "Треугольник"

Урок геометрии " Решение задач по теме " Треугольник", провожу в 9-м классе, когда пройден весь учебный материал. Цель урока состоит в повторении, обобщении и систематизации знаний по данной теме и охватывает материал 7–9-х классов. Задачи для урока взяты из сборника для подготовки к Е Г Э, 2006 года....

09 09 2019 21:37:52

"Многочлены и действия над ними". Алгебра. 7-й класс

Урок проводится с целью контроля знаний учащихся. Применяются различные активные формы работы (индивидуальные, работа в группах, совместное решение) для повышения интереса к предмету через внутреннюю дифференциацию используется 4 варианта разноуровневой тестовой работы, разгадывание кроссворда позволяет создать ситуацию успеха у детей со средними способностями. ...

08 09 2019 13:28:12

Интерактивные методы обучения на уроках математики

Интерактивные методы позволяют охватить большой объем информации и ориентируют на уровни "знания" и "понимания". Учащиеся приобретают такие навыки и умения, как думать, понимать суть вещей, осмысливать идеи, искать нужную информацию и применять ее в конкретных условиях....

07 09 2019 17:34:15

Урок математики в 5-м классе по теме "Уравнение"

Важным звеном обучения математики в школе является объективная содержательная оценка усвоения учащимися изучаемого материала. По балльной отметке трудно дать ответы на такие важные вопросы как: « Что школьником усвоено хорошо?», « Что усвоено плохо?» и « Что вообще не усвоено?». Ответы на указанные вопросы значимы при организации индивидуальной работы с учащимися, которая может быть развивающей для «сильных» учеников и коррекционной для «слабых». Для этого в своей работе составляю диагностические карты обученности математики, мониторинги уровня знаний учащихся....

06 09 2019 19:55:44

Игра по станциям. Внеклассное мероприятие по математике

Цель игры: развитие творческого мышления обучающихся, мотивации к изучению предмета, умения работать в команде. Следует заметить, что детям очень нравятся игры по станциям, наверное, тем, что они проходят быстро, в движении, и включают в себя разнообразные занимательные задания....

05 09 2019 7:29:51

Урок по алгебре в 9-м классе "Арифметическая и геометрическая прогрессии"

Конспект урока по алгебре в 9-м классе на тему « Арифметическая и геометрическая прогрессии». Урок помогает в усвоении новых знаний по теме; активизации познавательной деятельности учащихся; формированию у них навыков самостоятельной работы....

04 09 2019 1:14:55

Урок–лекция "Уравнения и неравенства с параметром". 11-й класс

Обобщающий урок-лекция в 11-м классе помогает установить метод решения уравнений с параметрами, провести исследование уравнений, рассмотреть геометрическую интерпретацию. Это дает возможность систематизировать, обобщить знания, показать основные приемы решения уравнений с параметром. ...

03 09 2019 4:12:59

Глиняный раствор для кладки печи: как приготовить, где взять глину, как сделать состав, раствор из глины, как правильно развести

Хорошие печники издревле ценились на Руси. Их мастерство передавалось из поколения в поколение. Доводились до совершенства порядовки и составы растворов, которые применялись при кладке домашних очагов. Наиболее востребованными сегодня являются печи для бани. Чтобы они служили долго, нужно знать секреты дешёвого сырья, особенности приготовления раствора из глины для кладки печей, уметь рассчитать соотношение компонентов. Приготовить… Читать дальше...

02 09 2019 13:58:38

Использование УМК серии "МГУ – школе" для подготовки к ЕГЭ по математике

Учебники и учебно-методические пособия для 10–11-х классов не соответствуют К И М. Как показывает практика, обучение по учебникам С. М. Никольского дает возможность качественно подготовить учащихся к сдаче Е Г Э. Циклическое повторение изученного материала позволяет по спирали "накручивать" задания группы " В" и " С". Дидактический материал дополняет учебник более сложными заданиями, необходимыми для работы в профильных классах. Учебники и методические пособия к ним можно использовать в роли интеллектуальных самоучителей....

01 09 2019 0:43:43

Воспитание личности учащегося в процессе обучения решению задач (на примере курса физики)

Личность учащегося можно воспитывать в процессе обучения решению задач (на примере школьного курса физики). Потому-то учителю имеет смысл глубоко изучать личность каждого ученика, ибо такое изучение даст возможность предвидеть, как поступит тот или иной ученик в экстремальной ситуации, оно поможет подлинные причины тех или иных способностей этого ученика и что можно ожидать от него в будущем. Воспитывает и дисциплинирует только такая деятельность, которая заставляет учащегося думать и самостоятельно принимать ответственные решения....

31 08 2019 0:25:35

Математическая игра "Счастливый случай". 8-й класс

Внеклассное мероприятие проводится в форме игры « Счастливый случай». Мероприятие повышает интерес у учащихся к занятиям математикой, активизирует мышление, воспитывает волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом....

30 08 2019 17:21:13

Давление твердых тел. Единицы давления

На уроке, а он является первым по теме вводится понятие о давлении как одной из характеристик взаимодействия, его единицах и способах изменения, развиваются математические навыки - прямая и обратная зависимость, расчет площади, перевод единиц: <span class="math">см<sup>2</sup></span> в <span class="math">м<sup>2</sup></span>. ...

29 08 2019 13:49:31

Урок-мастерская по теме «Исследование и составление квадратных уравнений»

Учащиеся учатся анализировать уравнения перед их решением и составляют уравнения по их корням....

28 08 2019 14:36:55

Уроки повторения в 5-м классе

В статье представлено примерное тематическое планирование для 10 уроков повторения: обыкновенные и десятичные дроби, решение уравнений, арифметических задач на составление уравнений и геометрический материал....

27 08 2019 17:26:51

Урок по физике в 11-м классе по теме "Дисперсия света"

Урок изучения нового материала проводится в 11-м классе в виде лекции с использованием проблемных ситуаций и современных технологий. Благодаря применению презентации, урок становится насыщенным; постановка опытов и создание проблемных ситуаций решают воспитательные и развивающие задачи обучения. В ходе урока учащиеся знакомятся с понятием дисперсии и объяснением ее с точки зрения электромагнитной теории, выясняют происхождение цветов окружающих нас тел, а также причины возникновения радуги и гало....

26 08 2019 9:43:21

Урок с применением новой геометрической среды на тему "Теорема Пифагора"

Урок знакомит учащихся с историей и формулировкой теоремы Пифагора, подводит к открытию и доказательству. Цель: развивать у учащихся логическое мышление, познавательный интерес, формировать универсальные способы мыслительной деятельности: анализ, обобщение, планирование, уточнение и рефлексия....

25 08 2019 5:45:25

Тема урока: "Умножение натуральных чисел"

Урок формирования знаний и умений по теме " Умножение натуральных чисел" в 5-м классе. Проводится в форме игры " Математическое ралли" с использованием электронных тестов, кроссвордов, презентаций. ...

24 08 2019 3:53:27

Решение иррациональных уравнений с помощью понятия равносильности. 11-й класс

Урок способствует выработке навыков решения иррациональных уравнений, развитию у учащихся интереса к решению уравнений данного типа. Школьники учатся выполнять переход от иррационального уравнения к равносильной системе или совокупности....

23 08 2019 3:31:26

Использование ИКТ и ресурсов сети Интернет как средство повышения мотивации к узучению математики (из опыта работы)

Задача, стоящая перед общеобразовательной школой - активно включать учащихся в творческую, исследовательскую деятельность, прививать умения, позволяющие нашим учащимся самостоятельно добывать информацию. Использование мультимедиа-технологий – это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса и является одной из актуальных проблем современных методик преподавания математики....

22 08 2019 17:32:10

Интегрированный урок (физика + биология + экология) по теме "Источники звука. Звуковые колебания. Высота. Громкость звука"

Очень часто школе незаслуженно приписывают обучение знаниям умениям и навыкам, не используемым на практике. В нашей школе уже не первый год проходит эксперимент по социализации учащихся. На своих уроках учителя стараются максимально приблизить учащихся к применению знаний в реальной жизни, а так же настраивают на применение жизненного опыта в изучении новых тем. Каждый урок является интеграцией нескольких школьных предметов и общественно значимых наук....

21 08 2019 8:32:26

Урок математики по теме "Множество точек на координатной прямой". 7-й класс

Урок изучения неравенств и правил перехода от алгебраической записи числовых промежутков к их геометрическому изображению на координатной прямой и наоборот. Знакомство с видами числовых промежутков....

20 08 2019 21:18:37

Урок по теме "Вычитание". 6-й класс

Урок вводит правило вычитания положительных и отрицательных чисел. Сопровождается презентацией....

19 08 2019 22:46:27

Методы фиксации и оценивания учебных достижений

Важный фактор влияния на заинтересованность ученика в приобретении знаний – оценивание всех видов его труда. В статье рассматриваются особенности различных методов....

18 08 2019 9:27:54

Игровые уроки

Необходимо создать эмоциональную обстановку в классе, близкую к начальной школе (доверительность, искренность, мягкость, оптимизм, возможность посоветоваться, откровенно поговорить). В этом случае всегда выручают игровые уроки. ...

17 08 2019 7:12:20

Особенности мотопомпы

Мотопомпа - устройство настолько актуальной, что трудно назвать отрасль, где бы он ни был задействован. Ею откачивают воду из затопленных подвалов, поливают огороды и поля, подают воду в дом. Фактически, все эти задачи можно выполнить и электрическим насосом, однако, этот агрегат привязан кабелем к розетке, а потому радиус его действия всегда ограничен.  А вот мотопомпа бензиновая —… Читать дальше...

16 08 2019 3:33:54

Плюсы и минусы пеллетные котлов - отзывы владельцев.

Для многих собственников загородных домов одной из главных задач становиться сокращение расходов на их содержание. Особенно это касается тех строений, где в автономном режиме работают системы канализации, отопления и водоснабжения. В системе отопления, сократить расходы на обеспечение дома необходимым количеством тепла помогает установка твердотопливного котла на пеллетах. Появились такие котлы сравнительно недавно, но уже успели занять свою нишу на рынке котельного оборудования. Потребителей привлекает относительно… Читать дальше...

15 08 2019 8:45:39

Технологическая карта урока "Вычитание натуральных чисел" в 5-м классе в соответствии с ФГОС

Цель урока: применение усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)....

14 08 2019 15:52:33

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках физики в гуманитарной гимназии

Физика, как наука о природе, связана со многими областями знаний, и процесс творческого поиска занимает при изучении физических законов центральное место. Таким образом, именно при изучении физики учащиеся должны получать навыки творческого самовыражения посредством решения творческих заданий, постановка которых носит системный характер. В статье приведена система творческих заданий....

13 08 2019 0:59:54

Занятие по подготовке к ГИА по теме "Проценты"

Учащиеся должны знать приемы решения задач на нахождение процентов числа, нахождение числа по его процентам, нахождение процентного отношения, решение сложных задач на проценты. Уметь решать задачи с использованием аппарата "проценты". ...

12 08 2019 8:45:27

Урок "Образовательные ткани". 6-й класс

Применение И К Т на уроке значительно повышает интерес обучающихся к предмету. Системность в преподавание темы « Ткани живых организмов» в дальнейшем позволяет детям самим ставить цели и задачи урока и последовательно вместе с учителем стремиться к намеченной цели. К уроку прилагается презентация, обобщающий тест и образец самоанализа урока. ...

11 08 2019 8:13:49

Печь медленного горения своими руками: как правильно сделать печь, фото и видео примеры

На то, чтобы построить печь медленного горения для обогрева жилого дома, требуется потратить слишком много времени. Для владельца недвижимости, имеющего постоянное место трудоустройства, проще приобрести теплоагрегат заводского производства, чем пару раз в день выполнять обязанности кочегара, подкладывать дрова, следить за поддержанием пламени, вычищать золу.  Несмотря на экономию средств, время, затраченное на обслуживание печи на дровах,… Читать дальше...

10 08 2019 16:58:58

Векторы в пространстве. 10-й класс

Занятие проводится в виде соревнования двух подгрупп класса. Урок развивает навыки исследовательской деятельности, способность самостоятельно отыскивать способы решения задач....

09 08 2019 5:56:44

Как пользоваться мегаомметром: устройство, измерения, подключение

Измерение сопротивления изоляции необходимо перед вводом кабеля в строй, при проблемах с проводкой. Как пользоваться мегаомметром - читайте тут....

08 08 2019 14:25:11

Программа учебного курса "Практикум по математике", 10-й класс

Материал предлагаемой статьи представляет собой учебную программу курса " Практикум по математике", который предназначен для изучения в 10-м классе с углубленным изучением математики на уроках, а также может рассматриваться в качестве материала элективного курса в 10 Э11-х профильных классах общеобразовательных школ. Данный материал является первой частью программы учебного курса " Практикум по математике" для 10–11-х классов с углубленным изучением математики, которая прошла экспертизу в Научно-методическом экспертном совете Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования " Нижегородский институт развития образования" в сентябре 2007 года....

07 08 2019 11:40:14

Междисциплинарный экзамен как новый инструментарий оценки качества обучения и аттестации учащихся

В данной статье представлена программа междисциплинарного экзамена по физике и математике, которая расширяет возможности системы оценки качества образовательных достижений учащихся по данным дисциплинам в рамках перехода на профильное обучение, позволяющая оценивать сформированные учебные компетентности учащихся, а также межпредметные знания и умения. В статье приведены виды заданий, даны рекомендации по оцениванию ответов учащихся....

06 08 2019 16:47:37

Урок математики в 5-м классе по теме "Деление с остатком" с использованием ИКТ

Цели: закрепить умение решать примеры на все арифметические действия; формировать умение делить с остатком, стимулировать учащихся к получению новых знаний; повышать интерес к предмету; развивать логическое мышление, умения рассуждать и делать выводы, использовать математический язык. ...

05 08 2019 13:15:22

Занятие элективного курса в 9-м классе на тему "Построение графиков функций, содержащих несколько слагаемых с модулями"

На занятии учащиеся знакомятся с методами построения графиков функций, содержащих несколько слагаемых с модулями. Урок способствует развитию мышления, вычислительных навыков и расширению кругозора учащихся. ...

04 08 2019 3:48:15

Урок по теме "Способы решения тригонометрических уравнений. Итоговый урок"

Заключительный урок по теме рассчитан на два академических часа. Ученики повторяют основные тригонометрические формулы для решения тригонометрических уравнений. Рассматриваются всевозможные методы решения тригонометрических уравнений, предусмотренных школьной программой....

03 08 2019 15:49:15

Урок алгебры в 8-м классе по теме "Квадратный корень из частного и произведения"

Урок закрепляет понятие арифметического квадратного корня и его свойств, способствует развитию вычислительных навыков и творческих способностей, умению ориентироваться в нестандартных ситуациях, формирует умение анализировать явление, описанное на графическом языке, и умение коллективной работы, развивает внимание, наблюдательность, аккуратность при построении графика. ...

02 08 2019 12:17:50

«Задачи на проценты». 9-й класс

Умения рассчитывать цены товаров с учетом скидок и инфляции продиктованы непростой экономической ситуацией. В ходе урока рассмотрены виды заданий, формирующие прикладные умения по теме « Проценты». Поднять интерес к задачам и сделать их более понятными для учащихся возможно на материале повседневной жизни их родственников, знакомых и друзей....

01 08 2019 20:35:54

Интегрированный урок математика+ИВТ "Решение квадратных уравнений в Eхcel"

Цели урока: изучение нового материала: функции " Е С Л И" и закрепление З У Н при работе с формулами, диаграммами; развитие логического мышления, творчества, памяти, анализа; воспитание уверенности, стремление к познанию....

31 07 2019 16:19:53

Урок-КВН на тему: "Многогранники. Тела вращения"

В процессе урока в интересной несложной форме проходит обобщение знаний, умений и навыков обучающихся, полученных при изучении темы. Само построение К В Н и деление группы на команды позволяет применить силы не только тем, кто увлечен математической наукой, но и тем, кто несколько далёк от неё. Урок помогает обучающимся увидеть в обычных, давно знакомых предметах геометрические объекты, взглянуть на них по-новому. Многие вопросы заставляют думать, анализировать, высказывать предположения и т.д. Просматривается связь урока с будущей профессией обучающихся, с другими предметами (науками). Немаловажное значение имеет и приобретение опыта работы в коллективе, умения оценивать свою работу и работу других участников команды, что тоже предусмотрено ходом К В Н. ...

30 07 2019 15:31:49

Уравнения, сводящиеся к квадратным (8-й класс)

Умение решать квадратные уравнения является одним из важнейших навыков для учащихся 8-х классов. Приложением к этой теме является решение уравнений высших степеней, которые сводятся к квадратным....

29 07 2019 7:10:14

Тема урока: "Деление с остатком"

Автор знакомит детей с приемом деления с остатком. Подготавливает рабочую разминку на табличное умножение и деление. Создает жизненные ситуации, в которых учащиеся убеждаются, что делить можно на равные части, что нередко при делении получается остаток....

28 07 2019 8:33:45

Теоретико–экспериментальное изучение нового материала в форме групповой работы. Урок физики с использованием интерактивных визуализированных моделей550540

Хорошо известно, что материал, изученный в процессе самостоятельной деятельности, усваивается гораздо крепче, чем изученный пассивно (прочитанный либо прослушанный). Наиболее эффективными оказываются такие уроки изучения нового материала, в которых роль учителя сводится к организации активного познавательного процесса, когда ученики сами "открывают" физические законы и следствия из них. ...

27 07 2019 10:18:32

Общественный смотр знаний по математике в 5-м классе на тему "Уравнение"

Общественный смотр знаний по теме « Уравнение» проводился в 5-м классе, на котором учащиеся показали глубокие знания по данной теме. Ребята писали математический диктант, выполняли контрольную работу, читали стихотворения и сказки собственного сочинения, играли в математические игры; семиклассники у пятиклассников проводили теоретический опрос. Несколько учеников выполняли творческие задания у доски. Все ответы оценивало жюри, в которое входили директор, учителя математики гимназии, родители и учащиеся седьмого класса. Отметки выставляли в протокол оценки знаний учащихся....

26 07 2019 0:46:37

Тригонометрический журнал

Четыре творческие группы участвуют в создании математического журнала. Ребята знакомятся с биографией ученых-математиков, внесших вклад в тригонометрию; актуализируют знания свойств определенной тригонометрической функции; собирают из карточек лото фотографию известного ученого-математика. В конце урока каждый ученик группы получает тестовое индивидуальное задание. ...

25 07 2019 6:54:25

Умножение натуральных чисел и его свойства

На уроке обобщаются и систематизируются знания учащихся об умножении натуральных чисел. Дети повторяют переместительное и сочетательное свойства умножения, закрепляют умение решать задачи, используя умножение....

24 07 2019 9:36:15

Умножение разности двух выражений на их сумму. 7-й класс

Урок изучения нового материала использует элементы технологии проблемного обучения. Цель: добыть новые знания, необходимые для решения проблемы « Надо открыть сейф». На уроке применяются групповые виды деятельности, которые развивают у ребят умение работать в коллективе....

23 07 2019 11:12:22

Итальянская плитка для ванной комнаты: фото образцы

На рынке отделочные материалы для санузлов представлены в широком ассортименте, но лидирующее положение среди них занимает керамическая плитка для ванной комнаты Италия. Такой материал имеет много преимуществ: хорошо переносит температурные изменения; устойчив к влажности; устойчив к износу и прочный; эстетичный. Известно, что на Апеннинском полуострове имеется много глиняных месторождений. Такой минерал служит главным источником для… Читать дальше...

22 07 2019 7:55:47

Программа факультативных занятий по математике "Теория вероятностей"

Данный курс содержит материал, который не изучается в курсе математики 6-го класса. Учащиеся познакомятся с такими понятиями, как частота и вероятность случайных событий, равновозможные, совместные и не совместные события, формулой вероятности события, достоверные и недостоверные события. При решении задач используются теоремы сложения вероятностей, независимые события, умножение вероятностей событий....

21 07 2019 5:39:56

Внеклассное мероприятие по физике в 9–10-х классах на тему: "Знаете ли вы историю физики и техники?"

При изучении физики в школе очень мало внимания уделяется истории науки и техники. Данное мероприятие привлечет внимание учащихся к этим вопросам. ...

20 07 2019 1:20:27

Разработка урока в 8-м классе по теме "Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов"

На уроке учащимся объясняется происхождение термина "электричество"; показывется явление электризации; доказывается существование двух типов зарядов и объясняется их взаимодействие. ...

19 07 2019 20:37:28

Тема урока: "Действия с десятичными дробями". 5-й класс

Урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся в 5-м классе проводится в форме игры. Работа в группе создает рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей, повышает мотивацию к изучению предмета. На данном уроке использованы различные формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль. ...

18 07 2019 22:55:51

Площадь. Формулы площади прямоугольника и квадрата

Автор статьи ставит цели: обобщить и систематизировать раннее изученный материал. Развивает навыки самостоятельной работы, творческую деятельность. Прививает аккуратность в оформлении, математическую грамотность. Воспитывает у детей дисциплинированность, ответственность, доброжелательное отношение друг к другу. ...

17 07 2019 15:28:59

Программа элективного курса для 9-го класса в рамках предпрофильной подготовки "Физика в природе"

Курс построен на материале различных природных явлений: туман, грозовая туча, радуга, мираж. Курс учит видеть красоту в физике, более глубоко чувствовать прекрасное. В этом состоит эстетическая ценность изучения физики природы. В данной работе представлен фрагмент методического пособия " Туман". ...

16 07 2019 2:28:46

Обобщающий урок по теме "Решение неравенств с одной переменной"

Целью урока является систематизация знаний по теме, контроль усвоения, развитие математической речи, внимания, продолжение развития практических умений и навыков по охране здоровья. ...

15 07 2019 16:41:41

Поиск решения задач на примерах задач на концентрацию

Урок направлен на формирование у учащегося общих умений и способностей в решении текстовых задач. ...

14 07 2019 23:10:17

Урок математики "Сложение, вычитание и умножение десятичных дробей"

Структура урока состоит из оптимального сочетания игрового метода обучения, с фронтальной, парной и индивидуальной формами работы, электронными средствами обучения для достижения частной задачи урока по формированию практических умений и соответствует выбранному виду урока " Урок-путешествие"....

13 07 2019 2:35:19

Лекция по физике для 10-го физико-математического профильного класса "Электрическая емкость проводника. Единица электроемкости. Конденсатор. Емкость плоского конденсатора. Соединения конденсаторов. Энергия, накопленная в конденсаторе. Применение конденсаторов"

Предлагаемый материал можно использовать для уроков в качестве лекции для профильного физико-математического 10-го класса, в качестве повторения при подготовке к Е Г Э по физике в 11-м классе, а также элементы урока применить для изучения данной темы в общеобразовательных классах и на факультативных занятиях для 9-го предпрофильного класса....

12 07 2019 8:51:15

Внеклассное мероприятие "Физика и искусство"

В статье представлен ход урока, в процессе которого ученики с помощью умственной игры познают физику как науку....

11 07 2019 2:12:44

Методические аспекты использования тестирования для текущего контроля знаний обучающихся

Педагогический опыт показал, что в сочетании с другими видами проверки, использование тестовых заданий является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому занятию и повышающим мотивацию к изучаемому предмету....

10 07 2019 0:16:55

Творец серебряного века электротехники

Урок-лекция по физике об истории развития электротехники и одном из ее создателей - Эмилии Христиановиче Ленце....

09 07 2019 9:59:32

Четырехурочные циклы преподавания математики в 5–6-х классах

Технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий по М. Б. Воловичу - преподавание четырехурочными циклами. Объяснение нового материала с математическим диктантом, предотвращающим сбои, возникающие в ходе объяснения. Если человек способен адекватно оценить и скорректировать свою работу, значит, он развивается....

08 07 2019 18:56:28

Урок геометрии по теме "Задачи на построение"

При изучении данной темы возникают проблемы с выбором способа построения задач, с планированием этапов построения. Ребятам трудно увидеть связи между элементами фигуры, которые позволяют совершить построение, предполагаемые результаты. Поэтому и был разработан данный урок, на котором учащиеся самостоятельно исследовали и определяли виды основных задач на построение. ...

07 07 2019 14:40:46

"Варианты и их кратности" (9-й класс)

В школьный курс математики включена новая содержательная линия - элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей. Включение в курс алгебры элементарных сведений из статистики имеет важное общеобразовательное значение, так как без этих знаний невозможно разобраться в разнообразной информации. Простейшие методы обработки и анализа статистических данных являются главной целью урока....

06 07 2019 14:45:14

Урок по теме "Арифметическая и геометрические прогрессии"

В работе представлен конспект обобщающего урока для 9-го класса по теме " Арифметическая и геометрическая прогрессии". Неотъемлемой частью урока является презентация в Power Point, позволяющая полностью отказаться от доски. Приоритетная цель урока воспитательно-развивающая: развивать познавательный интерес к предмету, воздействуя на стремление старшеклассников к самопознанию....

05 07 2019 7:29:46

Учимся учиться!

Новое в содержании выпускного экзамена по физике для основной школы - задания по работе с текстами, содержащими материал, выходящий за рамки программы. Они контролируют понимание смысла использованных в тексте физических терминов; использование информации текста в измененной ситуации; перевод информации из одной знаковой системы в другую. Развитием этих навыков необходимо заниматься с самого начала обучения физике. ...

04 07 2019 22:29:47

Урок-зачет "Первообразная и площадь криволинейной трапеции"

К С О - групповой опрос, проходящий в виде деловой игры, где каждая группа работала по определенному сценарию: " Доверие", " Отвечает представитель", " Отвечают все и всё", " Экзаменаторы". Решение нестандартных задач (подготовительная работа идет во время К С О — двое ребят должны успеть выполнить вычисления к окончанию работы групп). В течение всего урока между различными видами работ учитель использует исторические комментарии по теме....

03 07 2019 2:33:23

Интегрированный урок (физика + география) на тему "Влажность воздуха"

Понятие «влажность воздуха» изучается в курсе физики и географии. Как показывает опыт работы, у учащихся нет целостного представления о природных явлениях. С учетом требований Ф Г О С о метапредметных результатах на уроке рассматривается «влажность воздуха» с точки зрения физики и географии в работе с текстами. Урок проводится по системе развивающего обучения Эльконина- Давыдова, где изучение курса географии и физики начинается с 6-го класса....

02 07 2019 6:51:14

Урок математики по теме "Координатная плоскость". 6-й класс

Сценарий урока математики в 6-м классе (по учебнику И. И. Зубаревой, А. Г. Мордковича) посвященному закреплению и обобщению знаний и умений обучающихся по теме. Задачи урока: повторить понятия системы координат, координатной плоскости, осей координат, абсциссы, ординаты; закрепить навыки и умения нахождения координат точек на плоскости и построения точек по заданным координатам. Урок развивает пространственное воображение, логическое мышление, творческие способности учащихся....

01 07 2019 9:56:16

Однородные тригонометрические уравнения

На уроке рассматриваются методы решения однородных тригонометрических уравнений. В урок включены исторические сведения по тригонометрии, сведения об использовании тригонометрии в повседневной жизни, игровые моменты. Проводится разноуровневая самостоятельная работа, используется мультимедийная презентация....

30 06 2019 2:57:22

Интегрированный урок (математика + информатика) по теме "Исследование как метод изучения нового"

Я хочу рассказать об особой форме экспериментального урока – решение исследовательской задачи. Начав с какого-то явления, предлагается учащимся выработать гипотезу, затем подтвердить или опровергнуть её экспериментально и теоретически....

29 06 2019 23:27:21

Урок одной задачи по алгебре 7 класса

На уроке дети решают систему двух уравнений с двумя неизвестными восемью способами. Все эти способы правомерны, учат думать, решать, преобразовывать выражения, рационально действовать, тренировать и развивать память и математическую речь. Параллельно у учащихся формируются высокие нравственные качества: упорство и целеустремленность, настойчивость в поисках новых рациональных и изящных решений любой задачи....

28 06 2019 10:14:18

Урок по алгебре в 7-м классе по теме "Многочлены"

Вашему вниманию предлагаю план-конспект урока по теме " Многочлены", разработанный по учебнику С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин " Алгебра. 7 класс". Этот урок - обобщение данной темы проходит в виде игры (математическая эстафета) " Школа шпионов-волшебников". Игра строится с использованием активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся, требующих актуализации знаний и различных приемов умственной деятельности....

27 06 2019 19:44:48

Интегрированный урок "математика + информатика" по теме "Прямоугольный параллелепипед"

Автор знакомит учащихся с геометрическим телом на примере прямоугольного параллелепипеда. Учит решать задачи на нахождение площади поверхности прямоугольного параллелепипеда. Учащиеся совершенствуют навыки в работе с графическими изображениями (Paint, Word)....

26 06 2019 13:23:34

Виды письменных работ, применяемых в учебном процессе

В статье рассматриваются виды самостоятельных работ, применяемых в учебном процессе. Рекомендуется для молодых учителей....

25 06 2019 15:39:54

Технология интегрированного обучения

Я попыталась изложить свой взгляд на организацию деятельности обучающихся в контексте интегрированного (профильного) и проблемного обучения для формирования метапредметных навыков учащихся Н П О. Основные направления деятельности: создание разработок и комплекса учебных и методических средств, ориентированных на повышение самостоятельности и познавательной активности учащихся на уроках физики....

24 06 2019 9:36:23

Урок с ИКТ "Атомная энергетика: за и против". 11-й класс

Среди вопросов, представляющих научный интерес, немногие приковывают к себе постоянное внимание и вызывают так много споров, как вопрос о действии радиации на человека и окружающую среду. Урок не претендует на то, чтобы дать ответ на все вопросы....

23 06 2019 3:40:47

Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике "Конкурс кандидатов по отбору в группу астронавтов для полета на Марс"

Ежегодно в школах проходят предметные недели по методическим объединениям. В рамках недели физики проводится комплексное мероприятие, которое затронет все сферы обучения на основе физико-астрономической темы. В результате обучающиеся должны осознать необходимость изучать не только любимые предметы, но стремиться быть всесторонне развитой личностью....

22 06 2019 9:54:38

Урок-зачет по теме "Параллельные прямые"

Разработка урока позволяет проверить знания теории и практические навыки. На этом зачете применяется дифференцированный подход при решении задач, оцениваются знания и умения каждого ученика. ...

21 06 2019 11:24:34

Урок геометрии по теме: "Площадь круга". 9-й класс

Урок по теме " Площадь круга" направлен на применение изученных формул к решению задач. ...

20 06 2019 14:28:32

Рабочая программа по математике для учащихся 3-го специального (коррекционного) класса

Математика, являясь одним из основных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни в социуме и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Курс направлен на формирование у учащихся количественных, временных, пространственных представлений....

19 06 2019 21:28:49

Урок — дидактическая игра по теме "Деление и умножение натуральных чисел" (5-й класс)

Все ученики любят играть, особенно младшие школьники. После таких уроков результаты контроля положительны и достаточно высоки. Ученики с таких уроков уносят дополнительную информацию, обогащаясь знаниями по другим направлениям школьных дисциплин. И, конечно, игровые уроки прививают интерес к столь сложному для многих ребят предмету. ...

18 06 2019 2:51:54

Урок-конкурс по теме "Квадратная функция" в 8-м классе

Данный урок обеспечивает организованную активность учащихся, мотивирует развитие познавательного интереса к математике, формирует навыки математической логики через систематизацию, структуризацию, алгоритмизацию математического материала, обеспечивает личностный рост, динамичное продвижение каждого ученика в освоении предмета в рамках его способностей на адаптивном уровне сложности. Процессу успешного усвоения материала содействует осознание учащимися целей предстоящей деятельности, доступных форм, приемов и методов, умение и возможность анализировать и оценивать свой труд. Процесс происходит по цепочке: потребность - мотив - цель - действие - рефлексия....

17 06 2019 6:42:38

Урок математики в 5-м классе "Задачи на движение"

Урок изучения нового материала. На уроке рассматриваются методы решения задач на встречное движение и движение в одну сторону. При проведении урока на этапе закрепления используется технология уровневой дифференциации. Преимущества: каждый ученик включен в учебную деятельность, соответствующую его зоне ближайшего развития. Навыки, полученные на данном уроке, можно использовать на уроках физики при решении аналогичных задач....

16 06 2019 1:20:52

Внеклассное мероприятие (физика + история). Тема: "Путешествие в мир открытий и изобретений"

Представляемая работа имеет вид внеклассного мероприятия, проводимого учителями физики и истории в виде путешествия по странам Древнего мира: Древнему Египту, Древней Греции и Месопотамии. Работа состоит из статьи, представляющей собой сценарий мероприятия, приложений, в которых пояснены проводимые в ходе мероприятия опыты, дан текст сценки и презентации, позволяющей сделать "путешествие" ярче и нагляднее. ...

15 06 2019 13:52:31

Разработка урока "Тепловые двигатели"

Цель урока: формирование знаний о принципе действия тепловых двигателей....

14 06 2019 10:21:57

Урок математики по теме "Формула суммы членов конечной геометрической прогрессии"

Предлагается разработка урока по теме " Формула суммы членов конечной геометрической прогрессии" с использованием задач с необычными сюжетами. ...

13 06 2019 16:28:38

Методическая разработка урока алгебры и начал анализа в 10-м классе по теме "Преобразование тригонометрических выражений"

Представленная методическая разработка направлена на закрепление следующих основных понятий: синус, косинус, тангенс и котангенс. Основная цель урока – закрепить умение выполнять тождественные преобразования тригонометрических выражений, применяя основные тригонометрические тождества, формулы сложения, формулы двойного аргумента, формулы приведения. ...

12 06 2019 10:48:33

Урок-зачет по теме "Основы тригонометрии" и "Основы геометрии"

Урок состоит из двух частей: первая часть содержит 13 вопросов, которые были представлены на слайдах; вторая - таблица с геометрическими терминами и фигурами, в которой надо найти лишнее. Каждый ученик сидит за компьютером и, в заранее сделанную в Excel таблицу заносит свои варианты ответов. ...

11 06 2019 0:22:47

Решение квадратных уравнений

Цели урока: закрепление навыков решения квадратных уравнений различными способами, умение применять "удобный" способ к решению квадратных уравнений; развитие познавательных интересов, памяти, внимания, наблюдательности, сообразительности; воспитание целеустремленности, организация ответственности; формирование положительного мотива учения....

10 06 2019 12:53:16

Сочетание коллективного и индивидуального контроля мыслительной деятельности учащихся в классе при изучении постоянного тока

В статье описывается новый способ организации обратной связи. Предлагаемая система знаков заставляет всех присутствующих принимать решение. По сравнению с традиционным диалогом возрастает контроль мыслительной деятельности каждого ученика на уроке....

09 06 2019 22:47:34

Производная и ее применение

А статье представлена методическая разработка открытого урока по алгебре и началам анализа....

08 06 2019 17:53:26

Применение ИКТ на уроках физики в 7-м классе при изучении темы "Взаимодействие тел". Урок "Сила трения в природе и технике"

Урок физики в 7-м классе " Сила трения в природе и технике", построенный на основе демонстрационных опытов. При изложении материала используется мультимедийная форма (презентация). Материалы данного урока предназначены, прежде всего, для начинающих учителей физики. На уроке рассматриваются примеры трения в природе, быту и технике....

07 06 2019 15:18:58

Разработка урока по физике "Электрическая лампа накаливания и электронагревательные приборы"

Урок проводится на основе использования групповой работы учащихся. " Найди ошибку" – так называется работа по повторению пройденного материала. Учащиеся находят ошибки в формулах, в единицах измерения физических величин, в схемах, собранных учителем. Это формирует коммуникативную компетентность. Изучение нового материала проводится с использованием компьютерной презентации. Это формирует у учащихся умение работать с информацией. ...

06 06 2019 5:21:18

Урок-путешествие "По родному краю"

Положительно изменить многое в отношении детей и подростков к учению может творческий подход к подготовке и проведению уроков, а именно использование нетрадиционных форм урока. Если детям интересно учиться, познавательная деятельность будет протекать успешно. ...

05 06 2019 1:49:11

Урок по теме "Свойства равнобедренного треугольника"

Предлагаю вашему вниманию урок в 7-м классе. В течение всего урока используется презентация, выполненная в программе Microsoft PowerPoint. Урок разработан в технологии личностно-ориентированного урока. ...

04 06 2019 11:21:23

Урок геометрии в 9-м классе "Длина окружности"

Что такое окружность? Как измерить её длину? Наглядное представление о длине окружности можно получить следующим образом. Представим себе нить в форме окружности. Разрежем её и растянем за концы. Длина полученного отрезка и есть длина окружности. Но не всегда длину окружности можно измерить с помощью нити. Поэтому вопрос о нахождении формулы для вычисления длины окружности волновал учёных с давних времён....

03 06 2019 10:56:42

Интегрированный урок математики и русского языка "В стране невыученных уроков"

Предлагается разработка интегрированного урока по русскому языку и математике в 6-м классе по темам « Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» (математика), « Имя числительное. Повторение» (русский язык)....

02 06 2019 23:28:30

Определение естественной радиоактивности растений. 11-й класс

Цели урока: овладение методами наблюдения регистрации ионизирующих частиц; приобретение навыков проведения экспериментальных измерений и обработка полученных данных; формирование знаний об основах экологического мониторинга; воспитание экологической культуры и принципиально новой технологической политики рационального природопользования....

01 06 2019 11:29:43

Урок-путешествие по математике. Тема: "Числа 1–10". 1-й класс

Урок проводится после изучения темы " Нумерация чисел в пределах 10". Цель в игровой форме закрепить и обобщить знания детей по теме....

31 05 2019 5:55:37

Интеллектуально-деятельностная игра "Восхождение к вершинам Знаний"

Серия уроков в рамках интеллектуально-деятельностной игры " Восхождение к вершинам Знаний" создаёт оптимальные условия для развития у младших школьников творческого интеллекта, поисковой деятельности, формирования рефлексивных способностей, что является основой учебной самостоятельности. Эти уроки направлены на формирование навыков взаимодействия, сотрудничества через использование групповых форм организации творческой деятельности детей на уроках и во внеурочное время. ...

30 05 2019 8:52:25

Практическая работа по геометрии по теме: "Площадь параллелограмма, ромба, треугольника и трапеции". 8-й класс

В своей практике при изучении темы " Площади" в 8-м классе я использую такую форму, как практическая работа. Обучение ведется по учебнику " Геометрия 7–9", авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцева, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина. Учащиеся заранее заготавливают дома фигуры из цветной бумаги (параллелограмм, ромб, прямоугольный, равнобедренный и разносторонний треугольники, трапеция равнобокая и с разными боковыми сторонами). Перед учащимися стоит задача нахождения площади данных фигур путем перекраивания и складывания новой фигуры до прямоугольника, а также выводится формула площади. После этого исходная фигура приклеивается на чистый лист А4, а рядом перекроенная или достроенная фигура с выводом формулы площади. Здесь используется свойство площади: если многоугольник составлен из нескольких многоугольников, то его площадь равна сумме этих площадей, а также идея достроения фигуры до прямоугольника путем перекраивания. При такой форме работы ученики наглядно как бы "видят", как выводится формула, и лучше усваивают тему. ...

29 05 2019 20:40:18

Разработка урока по теме "События", для 9-го физико-математического класса

Работая в физико-математических классах, регулярно приходится «выуживать» из различной литературы необходимый материал. Предлагаю разработку урока объяснения новой темы, на котором ведется работа над осмыслением некоторых понятий курса « Теории вероятности и элементов математической статистики». Учащиеся учатся решать задачи самостоятельно и в парах....

28 05 2019 3:22:27

Теорема Пифагора. 8-й класс

Данный урок является обобщающим по теме « Теорема Пифагора», на котором закрепляются вычислительные навыки при решении задач, развиваются навыки самоконтроля, воспитываются воля и упорство для достижения конечных результатов. На уроке используются различные формы работы: устная, сообщение, диктант, ролевая игра....

27 05 2019 3:32:38

Математический суд по теме "Делимость чисел. Сложение, вычитание и умножение обыкновенных дробей"

Урок-игра для учащихся шестого класса. Занятие развивает логическое мышление, интуицию, сообразительность и внимание. Игровая форма способствует привитию интереса учащихся к предмету....

26 05 2019 7:35:28

Интегрированный урок (физика + биология) "Береги глаза смолоду"

На уроке изучаются причины и меры профилактики заболеваний и повреждений глаз. Задачи: провести анализ данных о заболеваниях глаз у учащихся класса; объяснить причины нарушения зрения; охарактеризовать способы коррекции дефектов зрения; разъяснить требования, предъявляемые гигиеной зрения; охарактеризовать меры доврачебной помощи при травмах глаза. ...

25 05 2019 8:59:39

"Решаем с помощью производной"

Рассматривается применение производной в задачах элементарной математики на доказательство тождеств, неравенств, при выводе формул тригонометрии, разложении алгебраических выражений на множители, при решении уравнений, неравенств, систем уравнений, уравнений с параметрами. Указываются общие методы решения, некоторые частные приемы и круг задач, которые решаются тем или иным методом. ...

24 05 2019 14:30:36

Комбинированный урок (русский язык и литература + математика) "Моя профессия в одном слове"

Данный урок является стимулом интереса к учебе и профессиональной деятельности, развивает умения применять полученные знания по математике, русскому языку и литературе в практической деятельности, расширяет кругозор обучающихся. Творческая работа студентов в форме домашнего задания позволяет студентам обобщить знания, полученные на нетрадиционном уроке. Рефлексия оценочной деятельности направлена на умение быстро ориентироваться в вопросах и ответах пройденной темы....

23 05 2019 6:30:55

Как построить график функции y = f (x+l) и y = f (x)+m, если известен график функции y = f(x). 8-й класс

Цель урока: повторение правила построения и свойства основных графиков функций, выяснение правил построения графиков функций у = f (x + l) и у = f (x) + m, развитие умений строить графики функций. Урок с компьютерной поддержкой. Анимация сдвигов графиков функций на слайдах помогает лучшему восприятию правила построения графиков функций....

22 05 2019 15:53:25

Интеллектуальные забавы

При изучении математики особенно важно, чтобы в структуру умственной деятельности учащихся, помимо алгоритмических умений и навыков, фиксированных в стандартных правилах, формулах и способах действий, вошли эвристические приемы: решение анаграмм, нахождение неизвестного по аналогии, решение задач на смекалку и т.п. Представлена игра, содержащая такие задачи и развивающая логическое мышление....

21 05 2019 7:14:20

Урок физики в 7-м классе "Взаимодействие тел. Масса"

Урок физики в 7-м классе содержит в себе разнообразные формы работы с классом: фронтальная работа, работа в парах, ситуативная игра, обсуждение результатов опытов в ходе изучения нового материала, объяснение результатов опытов в ходе закрепления. Повторение и изложение нового материала включает элементы проблемного метода обучения. Все приведенные ребятами примеры объясняются с научной точки зрения. Демонстрации, используемые на уроке, доступны и максимально приближены к ситуациям, встречающимся в повседневной жизни....

20 05 2019 20:31:13

Интегрированный урок (математика + география + физика) по теме "Измерительные приборы". 6-й класс

Интегрированные уроки помогают создать у учащихся целостную картину мира, стимулируют поиск взаимосвязей в знаниях по различным предметам при изучении отдельных курсов. При проведении интегрированных уроков учащиеся получают более точное и образное представление об общей картине мира, природного явления и т.д., так как связывают знания различных предметов общей темой, общими задачами и рассматривают эту связь в жизни на конкретных примерах....

19 05 2019 4:24:43

Урок-мастерская "Умножение десятичных дробей", 5-й класс

На уроке дети учатся выводить правило умножения десятичных дробей, применять это правило на практике. Урок способствует развитию логического мышления, внимания, культуры математической речи; формирует умение наблюдать, обобщать, делать выводы; воспитывает ответственность, самостоятельность, сплочённость, чувство коллективизма....

18 05 2019 8:32:56

Обобщающий урок по теме: "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел". 6-й класс

В сатье представлен конспект урока по математике для 6-го класса " Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел". ...

17 05 2019 16:39:29

Урок по алгебре: "Квадратный корень из произведения и дроби" (8-й класс)

Цели урока – обобщить и систематизировать знания учащихся об арифметическом квадратном корне; познакомить с правилами извлечения квадратного корня из произведения и дроби; отрабатывать вычислительные навыки, навыки возведения в квадрат и извлечение квадратного корня; развивать образное и логическое мышление, слуховую и зрительную память, основные свойства внимания....

16 05 2019 6:54:54

Подготовка к ЕГЭ. Решение текстовых задач вида В-12. 11-й класс

Обучение школьников 11-го класса математике предполагает не только передачу им запаса знаний, но и подготовку их к успешной итоговой аттестации. При этом необходимо развивать у учащихся умение правильно мыслить, формулировать проблемы и искать пути их решения. Одним из способов решения поставленной учителем цели является создание на уроке проблемных ситуаций, которые ведут к возникновению у школьников мотивации к обучению, развивают умственные способности школьников....

15 05 2019 15:22:53

Математическое кафе в 7-м классе по теме "Рациональные дроби"

Предлагаемый урок для учащихся 7-х классов позволяет обобщить знания по теме " Рациональные дроби". В непринужденной форме, за столиками "кафе" учащиеся обобщают свои знания и закрепляют их при решении "вкусных" задач. Применение различных средств мультимедиа: графопроектор, компьютер со слайдами, интерактивная доска, очень помогает учащимся быстро закрепить материал, вызвает желание расширять свой кругозор....

14 05 2019 5:52:24

Инновационный подход в преподавании физики в 8-м классе

Тема “ Строение вещества. Температура” достаточно сложная, поэтому по ее завершении следует провести урок обобщения и систематизации знаний, который поможет четко выделить различные агрегатные состояния вещества, выяснить причины различия и подведет к решению задач на расчет количества теплоты....

13 05 2019 18:15:44

Проект нестандартного урока по теме: "Действия с обыкновенными дробями". 6-й класс

Общественный смотр знаний является очень эффективным средством систематизации и обобщения изучаемого материала. Он помогает решить важные воспитательные задачи: развитие навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся, повышение ответственности не только за собственные знания, но и за успех всего коллектива. ...

12 05 2019 15:48:38

Разработка урока по теме "Вероятность"

Разработку одного из уроков на тему " Вероятность" хочу предложить вашему вниманию....

11 05 2019 23:14:43

"Превращение одного вида механической энергии в другой", 7-й класс

Урок повторения, закрепления и объединения знаний учащихся по теме " Работа. Мощность. Энергия" в 7-м классе. На примерах объясняется, что в природе происходит превращение одного вида энергии в другой, показываются приёмы организации учебной деятельности на уроке с применением информационных технологий, необходимых для успешного обучения и выполнения исследовательской работы....

10 05 2019 4:58:14

Тригонометрические уравнения. 10-й класс

Представлен урок-лекция " Простейшие тригонометрические уравнения <span class="math">cos x=a</span>, <span class="math">sin x=a</span>, <span class="math">tg x=a</span>, <span class="math">ctg x=a</span>"....

09 05 2019 5:16:28

Решение уравнений высших степеней различными способами. 9-й класс

В разработке по данной теме представлены различные способы решения уравнений высших степеней, также имеется историческая информация о способностях великого математика Франсуа Виета. Использование различных способов решения уравнений высших степеней повышает познавательный интерес к математике, обеспечивает самооценку знаний, умений, навыков, развивает мышление, творческие способности учащихся. ...

08 05 2019 22:34:51

Методологические основы школьного курса математики "Умножение и деление десятичных дробей" по учебнику Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерсон

Материал предлагается в помощь учителям-слушателям учебного курса " Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя математики (в условиях Ф Г О С)"....

07 05 2019 20:18:30

Электролиз. 11-й класс

Электролиз расплавов и растворов электролитов - пример окислительно-восстановительных реакций, протекающий на электродах под действием постоянного электрического тока. Протекание этой реакции зависит от активности ионов и среды реакции. Электролиз находит широкое применение в производстве....

06 05 2019 5:31:25

Линейное уравнение с одной переменной

Урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся 7-го класса по теме. Основным этапом урока является самостоятельная работа учащихся. Рассматриваются ситуации, способствующие познавательной и умственной активности ученика. ...

05 05 2019 2:13:37

Интегрирование по частям

Традиционные подходы к учебной деятельности не всегда дают желаемый результат. Современные педагогические технологии, такие, как информационно-коммуникационные, уровневой дифференциации, повышают мотивацию к обучению....

04 05 2019 23:24:30

Тестирование как одна из форм оценки качества образования

Периодическое проведение хорошо сконструированных и правильно подобранных тестов может существенно облегчить процесс учения. Такие тесты выявляют недостатки прошлого обучения, задают направление последующего и мотивируют ученика. ...

03 05 2019 6:12:35

Математическое путешествие в сказку К.И. Чуковского "Путаница". Устные приемы вычислений в пределах 20. 2-й класс

Урок по У М К « Гармония» закрепляет знания табличных случаев сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через 10; развивает познавательный интерес и умение делать выводы, основанные на выполненных действиях, воспитывает взаимопонимание, аккуратность и нравственные качества личности ребенка....

02 05 2019 23:45:24

Урок математики в 6-м классе "Действие с положительными и отрицательными числами"

Урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся по теме " Действия с положительными и отрицательными числами", развивающий познавательный интерес по математике и логическое мышление. ...

01 05 2019 12:44:29

Разработка урока "Действия со степенями"

Подводя ребят к более сложным упражнениям, я постаралась подобрать материал таким образом, чтобы степень трудности с каждым последующим шагом росла. В урок были включены как совсем простые задания, так и задания повышенного уровня сложности. Таким образом, на уроке имели возможность работать дети с разным уровнем знаний. Так же с помощью воспроизведения правил, дети развивали культуру речи и обогащали свой словарный запас....

30 04 2019 4:53:27

Интегрированный урок (информатика + физика) по теме "Линейные алгоритмы. Решение физических задач"

Интегрированный урок по информатике и физике способствует укреплению межпредметных связей. Разнообразные формы и методы проверки знаний, представленные на уроке, направлены на развитие интереса учащихся к предмету, логического мышления, культуры речи, навыков работы со справочными материалами. Урок демонстрирует практическое применение знаний, полученных на уроках физики, к решению задач с помощью линейных алгоритмов. ...

29 04 2019 7:15:34

Программа элективного курса "Физика и экология"

Программа предлагаемого элективного курса составлена в соответствии с действующими в настоящее время школьными программами с учетом возрастных особенностей учащихся и задач изучаемого предмета. Основная цель курса – повышение качества экологического образования учащихся, формирование основных экологических понятий, основ экологической культуры человека. ...

28 04 2019 16:11:58

Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках физики

Почему сегодня так остро стоит вопрос о воспитательном значении урока вообще и физики в частности? Увлекшись целью дать ребятам те или иные знания, подготовить их к будущей профессии, мы упустили момент развала, распада общечеловеческих ценностей. Ведь не секрет, что многие, оканчивающие сейчас среднюю школу, не имеют крепкого духовного "стержня", смутно представляют себе истинную ценность нравственных мотивов поведения, не осознают их роли в определении жизненного пути. Они часто преувеличивают "могущество" денег, материального благосостояния и не придают должного значения тому, как, какими средствами оно достигается. ...

27 04 2019 11:53:17

Урок математики в 5-м классе по теме "Площадь. Формула площади прямоугольника"

Урок математики в 5-м классе по теме « Площадь. Формула площади прямоугольника». Данный урок является уроком закрепления и проверки знаний, умений, навыков учащихся. Мотивация учебной деятельности происходит через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений. Урок сопровождается презентацией....

26 04 2019 21:14:39

Еще:
Важное о расчетах -1 :: Важное о расчетах -2 :: Важное о расчетах -3 :: Важное о расчетах -4 :: Важное о расчетах -5 :: Важное о расчетах -6 :: Важное о расчетах -7 :: Важное о расчетах -8 :: Важное о расчетах -9 :: Важное о расчетах -10 :: Важное о расчетах -11 :: Важное о расчетах -12 :: Важное о расчетах -13 :: Важное о расчетах -14 :: Важное о расчетах -15 :: Важное о расчетах -16 :: Важное о расчетах -17 :: Важное о расчетах -18 :: Важное о расчетах -19 :: Важное о расчетах -20 :: Важное о расчетах -21 :: Важное о расчетах -22 :: Важное о расчетах -23 :: Важное о расчетах -24 :: Важное о расчетах -25 :: Важное о расчетах -26 :: Важное о расчетах -27 :: Важное о расчетах -28 :: Важное о расчетах -29 :: Важное о расчетах -30 :: Важное о расчетах -31 :: Важное о расчетах -32 :: Важное о расчетах -33 :: Важное о расчетах -34 :: Важное о расчетах -35 :: Важное о расчетах -36 :: Важное о расчетах -37 :: Важное о расчетах -38 :: Важное о расчетах -39 :: Важное о расчетах -40 :: Важное о расчетах -41 :: Важное о расчетах -42 :: Важное о расчетах -43 :: Важное о расчетах -44 :: Важное о расчетах -45 :: Важное о расчетах -46 :: Важное о расчетах -47 :: Важное о расчетах -48 :: Важное о расчетах -49 :: Важное о расчетах -50 :: Важное о расчетах -51 :: Важное о расчетах -52 :: Важное о расчетах -53 :: Важное о расчетах -54 :: Важное о расчетах -55 :: Важное о расчетах -56 :: Важное о расчетах -57 :: Важное о расчетах -58 :: Важное о расчетах -59 :: Важное о расчетах -60 :: Важное о расчетах -61 :: Важное о расчетах -62 :: Важное о расчетах -63 :: Важное о расчетах -64 :: Важное о расчетах -65 :: Важное о расчетах -66 :: Важное о расчетах -67 :: Важное о расчетах -68 :: Важное о расчетах -69 :: Важное о расчетах -70 :: Важное о расчетах -71 :: Важное о расчетах -72 :: Важное о расчетах -73 :: Важное о расчетах -74 :: Важное о расчетах -75 :: Важное о расчетах -76 :: Важное о расчетах -77 :: Важное о расчетах -78 :: Важное о расчетах -79 :: Важное о расчетах -80 :: Важное о расчетах -81 :: Важное о расчетах -82 :: Важное о расчетах -83 :: Важное о расчетах -84 :: Важное о расчетах -85 :: Важное о расчетах -86 :: Важное о расчетах -87 :: Важное о расчетах -88 :: Важное о расчетах -89 :: Важное о расчетах -90 :: Важное о расчетах -91 :: Важное о расчетах -92 :: Важное о расчетах -93 :: Важное о расчетах -94 :: Важное о расчетах -95 :: Важное о расчетах -96 :: Важное о расчетах -97 :: Важное о расчетах -98 ::

Добро пожаловать наш сайт! Здесь Вы можете узнать все то, что давно втайне хотели выяснить про электрику, но стеснялись спросить: например, как маркируют кабеля, или какие условные обозначения рисуют в электрических схемах. Мы выложили это для вас в открытом доступе! Пользуйтесь!