Исследовательская работа по статистике "Среднестатистическая семья. Какая она?" > Мастера спешат на помощь!
мастера спешат на помощь!    

Исследовательская работа по статистике "Среднестатистическая семья. Какая она?"

Есть три вида лжи:
маленькая ложь,
большая ложь
и статистика.

О.Бисмарк

Цели работы:

  1. Сформировать представление о статистических исследованиях, обработки данных и интерпретации результатов.
  2. Сбор статистической информации о семьях школы, обработка и анализ результатов с точки зрения, что семьи отдельно взятой школы – это частица населения России.

Задачи работы:

  1. Составить наглядную картину среднестатистической семьи.
  2. Сформировать представление о возможности описания и обработки данных с помощью различных средних.
  3. Управление и прогнозирование дальнейшего развития школьного обучения.

Гипотеза. Если мы будем знать, какая среднестатистическая семья нашей школы, то можно прогнозировать результаты работы с семьей.

Актуальность: тесная связь семьи и школы.

План:

I. Введение:

  1. История развития статистики.
  2. Статистические характеристики.
  3. Основные понятия переписи населения: Что это?

II. Исследовательская работа:

  1. Анкета.
  2. Таблица всех данных.
  3. Диаграммы и выводы (размахи, моды, частоты, полигоны частот, среднее арифметическое).
  4. Общий вывод: какая она – семья МОУ СОШ № 33.

Ход работы

I. Введение.

1. История развития статистики.

Статистика – от немецкого слова stalistik, от итальянского слова stato, позднелатинского status – государство.

Вид общественной деятельности направленной на получение, обработку и анализ информации, характеризующей коллектив, закономерности жизни, общества во всем её многообразии в неразрывной связи с её качественным содержанием.

Учет населения возник в глубокой древности в связи с налоговой и военной деятельностью государств и задачами их административного устройства.

Ещё в древнеиндийских законах Ману правителями предписывалось учитывать жителей, чтобы узнать свои силы и определить налоги.

В Египте учеты населения проводились, начиная с эпохи Древнего Царства (2800 – 2250 лет до н.э).

Имеются сведения о том, что учет населения велся в Древнем Китае и Древней Японии. На это время приходятся сведения о проведенных учетах населения в Месопотамии.

Известны учёты населения в Древней Греции, в Аттике, где еще в конце 4 века до н.э был проведен учет всех взрослых мужчин, и в Древнем Риме, где с 435 г. до н.э регулярно проводились цензы.

Первая публикация по статистике – это «Книга Чисел» в Библии, в Ветхом Завете, в которой рассказано о переписи военнообязанных, , проведенной под руководством Моисея и Аарона.

Впервые термин «статистика» мы находим в художественной литературе – в «Гамлете» Шекспира (1602 г., акт 5, сцена 2). Смысл этого слова у Шекспира – знать, придворные.

Вначале под статистикой понимали описания экономического и политического состояния государства или его части. Например, к 1792 г. относится определение: «статистика описывая состояния государства в настоящее время или в некоторый известный момент в прошлом». В настоящее время деятельность государственных статистических служб вполне укладывается в это определение.

Однако постепенно термин «статистика» стал использоваться более широко. По Наполеону Бонапарту, «статистика – это бюджет вещей». Согласно формулировке 1833 г. «Цель статистики заключается в представлении фактов в наиболее сжатой форме».

Приведем еще два высказывания.

Статистика состоит в наблюдении явлений, которые смогут быть, подчинены или выражены посредством чисел (1895 г.).

Статистика – это численное представление фактов из любой области исследования в их взаимосвязи.

Статистические операции на Руси, как и в других странах, зародились в глубокой древности и были вызваны жизненными потребностями, прежде всего необходимостью сбора податей с населения. Однако история свидетельствует, что вплоть до 18 века. учетно – статистические операции на Руси носили бессистемный характер.

На Руси первая перепись населения с фискальными целями была проведена в 1245 г.

В период царствования Петра I в России произвели изменения в развитии производительных сил, что привело к расширению учетно-статистических операций. При Петре I в России был введен текущий учет населения: регистрация церковных браков, рождений, смертей, а также ведение по приходам списков прихожан (православных), в которых содержались сведения о поле, возрасте, сословии граждан. Проводился также учёт городов, и городского населения; организован учет урожайности, цен на хлеб, налажен учет внешней торговли.

В 1741 г. были проведены специальные переписи рабочих, где учитывались происхождение, возраст, семейное положение, выполняемая работа, форма и размер заработной платы.

Проведение различных учетно-статистических операций способствовало приобретению опыта статистической работы, формированию кадров, разработке программ и организации наблюдения и т.д. К концу 18 века собираемые факты использовались для широкого обобщения, для характеристики отдельных сторон социально-экономической жизни.

В начале 19 века в России создаются министерства, на которые возлагалась обязанность собирать данные по различным отраслям.

В 1811 году было создано статистическое отделение при Министерстве полиции как центральный орган правительственной статистики.

В 1870 прошел Первый статистический съезд в России.

Работа по проведению статистических исследований продолжалась:

  • 1851 – 1940 гг. - были проведены две первые переписи промышленности;
  • 1903 – 1910 гг. - переписи сельскохозяйственных машин и орудий;
  • 1904 – 1915 гг. - ежегодно учитывалась численность скота;
  • 1916 г.г – первая общегосударственная перепись сельхоз предприятий и т.д.

После 1917 г. начала функционировать единая централизованная система государственной статистики в России.

Однако современный этап развития статистических методов можно отсчитывать с 1900 г., когда англичанин К. Пирсон основал журнал «Biometrika».

В ХХ в. статистику часто рассматривают, прежде всего, как самостоятельную научную дисциплину.

В 1954 г. академик АН УССР Б.В Гнеденко дал следующее определение :

«Статистика состоит из трех разделов: сбор статистических сведений, статистическое исследование полученных данных, разработка приемов статистического наблюдения и анализа статистических данных»

Внутренняя структура статистики как науки была выявлена и обоснована при создании в 1990 г. Всесоюзной статистической ассоциации

После распада СССР и образованием самостоятельного Российского государства главным статистическим органом страны становится Государственный Комитет Российской Федерации по статистике.

Статистические методы управления качеством и сертификации продукции сейчас весьма актуальны.

Результаты обработки статистических данных стали представлять виде таблиц и диаграмм, как это и делает Федеральная служба государственной статистики России (Росстат.) РФ.

В настоящее время статистическая обработка данных проводится, как правило, с помощью соответствующих программных продуктов.

Во многих странах мира — Японии и США, Франции и Швейцарии, Перу и Ботсване и др. — статистическим методам обучают в средней школе, ЮНЕСКО постоянно проводят конференции по вопросам такого обучения В СССР и СЭВ игнорировали этот предмет в средней школе и лишь слегка затрагивали его в высшей. Результат на рынке труда был очевиден — снижение конкурентоспособности специалистов.

В современной школе России введено изучение статистики и её элементов, начиная с 5 класса.

2. Статистические характеристики.

Виды и способы статистического наблюдения.

Статистическое наблюдение различается по видам и по источникам сведений.

Виды статистического наблюдения.

  • Систематическое наблюдение - текущее: наблюдение проводится на основе первичных документов, содержащих информацию, необходимую для достаточно полной характеристики изучаемого явления.
  • Статистическое наблюдение - периодическое. Примером может служить перепись населения.
  • Наблюдение, проводимое время от времени - единовременным.

Виды статистического наблюдения могут быть сплошными и не сплошными.

Сплошным называется наблюдение, учитывающее все без единицы изучаемой совокупности.

Не сплошное наблюдение ориентируется на учет некоторой достаточно массовой части единиц наблюдения.

В статистической практике применяются различные виды не сплошного наблюдения:

  • выборочное;
  • способ основного массива;
  • анкетное;
  • монографическое.

Качество не сплошного наблюдения уступает результатам сплошного.

Для получения представительной характеристики всей статистической совокупности по некоторой части ее единиц применяют выборочное наблюдение, основанное на научных принципах формирования выборочной совокупности. Случайный характер отбора единиц совокупности гарантирует беспристрастность результатов выборки.

Способы статистического наблюдения.

В зависимости от источников собираемых сведений различают наблюдение:

  • непосредственное,
  • документальное
  • опрос.

Непосредственным называют наблюдение, осуществляемое путем подсчета, измерения значений признаков, снятия показаний приборов специальными лицами, осуществляющими наблюдениями, иначе говоря - регистраторами.

Документальное наблюдение – это такое наблюдение, когда запись ответа на вопросы формуляра наблюдения производится на основании соответствующих документов.

Опрос – это наблюдение, при котором ответы на вопросы формуляра наблюдения записываются со слов опрашиваемого.

Сбор и группировка статистических данных.

Для изучения различных общественных и социально-экономических явлений, а также некоторых процессов, происходящих в природе, проводятся специальные статистические исследования. Всякое статистическое исследование начинается с целенаправленного сбора информации об изучаемом явлении или процессе. Этот этап называется этапом статистического наблюдения.

Для обобщения систематизации данных, полученных в ходе статистического наблюдения, их по какому-либо признаку разбивают на группы, и результаты группировки сводят в таблицы.

Наглядное представление статистической информации.

Для наглядного представления данных, полученных в результате статистического исследования, широко используются различные способы их изображения.

Одним из хорошо известных вам способов наглядного представления ряда данных является построение столбчатой диаграммы.

Столбчатые диаграммы используют тогда, когда хотят проиллюстрировать динамику изменения данных во времени или распределение данных, полученных в результате статистического исследования.

Для наглядного изображения соотношения между частями исследуемой совокупности удобно использовать круговые диаграммы.

Для построения круговой диаграммы круг разбивается на секторы, центральные углы которых пропорциональны относительным частотам, определенным для каждой группы данных.

Динамику изменения статистических данных во времени часто иллюстрируют с помощью полигона. Для построения полигона отмечают в координатной плоскости точки, абсциссами которых служат моменты времени, а ординатами – соответствующие им статистические данные. Соединив последовательно эти точки отрезками, получают ломанную, которую называют полигоном.

Основные статистические характеристики.

  • Средним арифметическим ряда чисел называется частное от деления суммы этих чисел на их количество.
  • Модой обычно называется число ряда, которое встречается в этом ряду наиболее часто.
  • Размах – это разность наибольшего и наименьшего значений ряда данных.
  • Медианой – ряда, состоящего из нечётного количества чисел, называется число данного ряда, которое окажется посередине, если этот ряд упорядочить.
  • Дисперсия.
  • Частота.
  • Полигон частот.

3. Основные понятия переписи населения: Что это?

Перепись населения – единый процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных, относящихся по состоянию на определённое время ко всем лицам в стране или чётко ограниченной её части. В понятие переписи населения иногда включают также процессы сводки, обработки и публикации данных. Содержание [показать].

Программа переписи населения – перечень характеристик людей, семей, домохозяйств или сведений о них, собираемых при переписи, микропереписи или обследовании населения. В соответствии с программой переписи в переписной лист (бланк обследования или вопросник) включается ряд вопросов или признаков, позволяющих получить нужные сведения: адресные сведения, вопросы, связанные с учётом категорий населения, демографические признаки (пол, возраст, состояние в браке), гражданство, этнические характеристики (к какому народу или этнической группе себя относит, язык), вероисповедание, образование и обучение, социально-экономические характеристики (род деятельности, занятие, положение в занятии), характеристики брака и числа детей, сведения о миграциях и т. д. Признаки выбираются с таким расчетом, чтобы их сочетание позволяло получить при разработке материалов переписи всестороннюю характеристику состава населения и его социально-демографических групп.

Программа переписи населения – перечень характеристик людей, семей, домохозяйств или сведений о них, собираемых при переписи, микропереписи или обследовании населения. В соответствии с программой переписи в переписной лист (бланк обследования или вопросник) включается ряд вопросов или признаков, позволяющих получить нужные сведения: адресные сведения, вопросы, связанные с учётом категорий населения, демографические признаки (пол, возраст, состояние в браке), гражданство, этнические характеристики (к какому народу или этнической группе себя относит, язык), вероисповедание, образование и обучение, социально-экономические характеристики (род деятельности, занятие, положение в занятии), характеристики брака и числа детей, сведения о миграциях и т. д. Признаки выбираются с таким расчетом, чтобы их сочетание позволяло получить при разработке материалов переписи всестороннюю характеристику состава населения и его социально-демографических групп.

Основные принципы проведения переписи населения:

  • всеобщность;
  • одномоментность;
  • поимённость;
  • самоопределение;
  • конфиденциальность;
  • централизация управления переписи.

Методы проведения переписи:

  • опрос регистратором;
  • анкетный.
  • Программа переписи населения:

    • адресная часть (имя и адрес переписываемого, его отношение к главе семейства/домохозяйства);
    • собственно программа переписи (личные демографические (пол, возраст, брачное состояние),
    • социально-экономические (уровень образования, профессия, занятия, источники дохода, социальное положение),
    • этнические (этническая принадлежность, родной язык, владение языками, вероисповедание/конфессиональная принадлежность) характеристики; вопросы, связанные с изучением воспроизводства населения; вопросы о миграции);
    • вопросы связанные с другими обследованиями (определяются задачами данной конкретной переписи).

    Главной задачей переписи населения является управление и планирование экономической жизни общества. При переписи населения выясняются множества разных сведений о всех сторонах общественной жизни людей.

    Это позволяет прогнозировать дальнейшее развитие общества.

    Зачем перепись населения проводить в школе?

    Школа – это маленькая страна со своими порядками , обязанностями, общественной жизнью, законами, которые отражают характеристики населения всей России в целом.

    Это мы хотим показать, сделав определенные выводы, в нашей работе, опираясь на те данные которые мы получили.

    Основной цель проекта является сбор статистической информации об учащихся и их семьях, обработка и анализ результатов с точки зрения географических, социологических и биологических процессов, происходящих в России и Сыктывкаре.

    В переписи приняли участие учащихся МОУ СОШ № 33 и члены их семей 1-11 классов.

    II. Исследовательская работа.

    Этапы выполнения исследовательской работы:

    I. Сбор данных.

    Включает в себя:

    1. Изучение поставленной задачи.
    2. Определение значимых понятий.
    3. Подбор источников информации.
    4. Сбор информации.

    II. Группировка данных.

    Включает в себя:

    1. Разделение данных в группы по признаку.
    2. Построение таблицы данных.

    III. Анализ данных.

    Включает в себя:

    1. Нахождение статистических характеристик.
    2. Обобщение полученных результатов.

    IV. Отчет.

    • Сбор данных: учащимся школы была предложена для заполнения анкета. /Приложение 1/
    • Группировка данных: по данным анкетирования была составлена таблица. /Приложение 2/
    • Анализ данных: результаты приведенные в таблице были представлены в виде диаграмм. /Приложение 3/

    И так, какая она – среднестатистическая семья МОУ СОШ № 33 г.Сыктывкара?

    1. Это полная семья, где есть мама , папа, бабушка, дедушка и 2 ребенка.
    2. Маме 42 года, папе – 43, детям 10 и 15 лет, коренные жители Лесозавода.
    3. Владеют коми языком: мамы - 250, папы – 220, дети - 150.
    4. Семья проживает в благоустроенной квартире, средняя заработная плата родителей 6387,9 рублей.
    5. Дома имеется компьютер – 450.
    6. Семья имеет личный автотранспорт - 260.
    7. Семья имеет домашнюю библиотеку – 180.
    8. Мама и папа имеют рабочие специальности.
    9. Мама шатенка с зелеными глазами невысокого роста – 1,59 , вес – 78 кг, коми национальности, со среднеспециальным образованием.
    10. Папа русоволосый с карими глазами, среднего роста -1,7 м, вес – 74 кг, коми национальности, со среднеспециальным образованием.
    11. Дети русоволосые с карими глазами, занимаются в кружках и секциях.
    12. Родители увлекаются спортом, музыкой, танцами, занимаются рукоделием, но у них не очень активная жизненная позиция.
    13. Отдыхают всей семьей - 220.
    14. В каждой семье есть различные животные: кошки, собаки, и другие.

    Обработанные данные можно использовать:

    • Для работы классных руководителей с семьей.
    • Для практического применения на уроках математики, географии, биологии, обществознания, истории и других.
    • Для руководителей школы.

    Литература:

    1. Экономическая статистика. «Учебник», 2-е издание дополненное. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ. Москва. ИНФРА-М. 2006 г. Авторы: Ю. Н. Иванов; С. Е. Казаринова и др. Под редакцией Ю. Н. Иванова, Доктора экономических наук.
    2. Б.С.Э. Компьютерное издание 2006 г.
    3. Республика Коми в России. Госкомстат России. Госкомстат Р.К. 2007 г.
    4. Сыктывкар в цифрах. Госкомстат Р. К. 2007 г.
    5. Методичные рекомендации по изучению итогов Всероссийской переписи населения. 2006 г. (3) в общеобразовательных учреждениях. Москва. 2006 г. (3)
    6. Сыктывкару 225 лет – Статистический сборник. 2005 г.
    7. Орлов А. И. Как оценивать уровень жизни? Журнал «Обозреватель» №5, 1999 г.
    8. Никитина Е. П. «Коллекция определений термина «Статистика» - М. МГУ 1972 г.
    9. О концепции социально – экономического развития муниципального образования городского округа «Сыктывкар» на период до 2010 года (Нормативно-правовые акты Совета МОУ городского округа «Сыктывкар»). Сыктывкар 2006 г.
    10. http://.wikipedia.ru.


    Отзывы (через Facebook):

    Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

    Урок-семинар по теме "Решение алгебраических уравнений высших степеней методом замены переменной". 11-й класс

    В последнее время уравнения выше второй степени являются частью выпускных экзаменов за курс средней школы, они встречаются на вступительных экзаменах в В У Зы, а также являются неотъемлемой частью Е Г Э. Одним из распространённых методов решения уравнений выше второй степени является метод замены переменной. Суть этого метода заключается в том, что путём замены некоторого выражения, входящего в уравнение, понижается его степень. Один из уроков по теме " Решение уравнений выше второй степени" я прилагаю вышему вниманию....

    19 08 2019 2:45:39

    Электризация тел (8-й класс)

    На уроке используются факты из опыта, которые необходимо объяснить теоретическими знаниями. Это соответствует логике формирования научных знаний. Выбранная структура урока позволяет использовать разнообразные приемы организации деятельности учащихся: беседа, работа в парах, наблюдение, его теоретическое обоснование....

    18 08 2019 10:19:20

    С натуральными числами в "Мир животных". 5-й класс

    Урок в 5-м классе проводится с помощью задач, составленных на интересных фактах из « Мира животных». У учащихся развивается познавательная деятельность по двум направлениям – математике и биологии....

    17 08 2019 8:11:22

    Влияние внекласных мероприятий по предмету на развитие коммуникативных способностей учащихся

    Математические соревнования и игры являются своего рода контролем усвоения учебного материала и психологической подготовкой к будущим олимпиадам. Предлагаем вам опыт проведения интеллектуальных турниров в форме игры....

    16 08 2019 11:32:57

    Информационные технологии на повторительно-обобщающих уроках физики (на примере урока по теме "Основы кинематики". 10-й класс)

    В работе раскрываются организационно-методические аспекты использования И К Т в учебном процессе. Представлен конспект урока, показывающий приемы организации повторительно-обобщающего урока в 10-м классе по теме « Основы кинематики». В качестве приложения приведены дидактические материалы (презентация, карточки заданий с решениями, вопросы для повторения с ответами)....

    15 08 2019 2:23:20

    Обобщающий урок по теме "Свойства арифметического квадратного корня"

    Урок позволяет систематизировать полученные знания по теме « Свойства арифметического квадратного корня» и применять их в различных ситуациях. Использование игровой ситуации, организация групповой работы, дифференцированное домашнее задание усиливают мотивацию и повышают интерес к изучению математики. ...

    14 08 2019 7:15:42

    Тема урока "Построение графиков функции y = |f(x)| и y = f(|x|)". 8-й класс

    Предложен урок освоения новых знаний. Приглашаем вас вместе с учениками 8-го класса исследовать возможности рационального построения графиков с модулем и разработать алгоритм построения графиков, используя определение модуля и график y = f(x)....

    13 08 2019 14:38:59

    Занятие элективного курса по математике в 10-м классе по теме "Аналитические методы решения уравнений с переменной под знаком модуля"

    Данное занятие элективного курса формирует умения решать уравнения, содержащую переменную под знаком модуля, используя аналитические методы. Углубляет знания по теории и алгоритмам решения уравнений, содержащих переменную под знаком модуля самой разнообразной структуры. Готовит учащихся к Е Г Э по математике. ...

    12 08 2019 5:57:34

    Тема урока: "Функции y = x^n (n Є N), их свойства и графики"

    Урок применяет деятельностный метод обучения и сопровождается презентацией по теме. Представлен дидактический материал в виде карточек для групповой и самостоятельной работы. Подобраны задачи различного уровня сложности. На уроке использованы Э О Р....

    11 08 2019 9:23:13

    Урок геометрии в 7-м классе в форме игры "Морской бой"

    Урок геометрии проводится с целью систематизации и обобщения знаний за курс 7-го класса. Форма проведения урока - игра " Морской бой". Выбранная форма позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, ее использование на уроке делает его занимательным и увлекательным. ...

    10 08 2019 12:23:36

    Топология — геометрия положений

    Учителю приходится иметь дело с топологическими понятиями. Теория таких задач громоздка. Цикл занятий начинается с изучения этимологии слова "топология". Тексты подбираются так, чтобы отобразить точку зрения ученых-гуманитариев и математиков. На уроке используются гравюры А. Т. Фоменко. Ученики формулируют определение понятия, затем знакомятся с определением в учебнике. Идет работа с листом Мёбиуса. Решается задача о четырех красках. Такие уроки способствуют успешному усвоению теории....

    09 08 2019 12:28:21

    Интегрированный урок информатики и физики по теме "Применение информационных технологий в решении задач по физике на законы постоянного тока"

    Интегрированный урок физики и информатики « Применение информационных технологий в решении задач по физике по теме " Законы постоянного тока"» интересен тем, что дети могут использовать виртуальные приборы вместо реальных, т.е. заменить физический эксперимент компьютерным. Программа « Начала электроники» распространяется в Интернете бесплатно в качестве подарка Казанского университета школьникам России....

    08 08 2019 2:50:30

    Возможность использования опорных конспектов на начальном этапе обучения физике в 7–8-м классах

    При работе в 7–8-х классах, когда закладываются основы физической науки, формируется интерес к предмету, определяется дальнейшая работоспособность учащегося при изучении физики, важным является возможность научить школьников правильно усваивать материал. Для этого считаю эффективным применение опорных конспектов и сигналов. Опорные конспекты, разработанные мною для учебников А. В. Перышкина, позволяют не только заинтересовать физикой даже слабых учеников, но и повысить качество усвоения материала....

    07 08 2019 7:18:32

    Квадратный корень из произведения (8-й класс)

    На уроке повторяется определение и изученные свойства арифметического квадратного корня. Закрепляются умения применять их для преобразования выражений, содержащих квадратные корни, вычислять значения квадратных корней. ...

    06 08 2019 13:41:55

    Контакты

    ...

    05 08 2019 12:46:19

    Преподавание математики

    В энциклопедии написано: « Площадью называется величина, характеризующая размер геометрической фигуры» Нахождение площадей геометрических фигур – одна из древнейших практических задач....

    04 08 2019 17:11:24

    Решение уравнений с параметром методом применения понятия пучка прямых на плоскости

    Урок призван совершенствовать навыки решения уравнений с параметром с помощью понятия «пучок прямых на плоскости». Помочь учащимся осознать ценность совместной работы. Тема « Задачи с параметрами» занимает особое место в подготовке к вступительным экзаменам в вузы по математике. Решение таких задач развивает исследовательские умения и навыки, что позволяет абитуриентам выдержать конкурсные испытания в престижные вузы....

    03 08 2019 8:40:53

    План-конспект урока математики по теме: "Отношения и пропорции"

    Цели: систематизировать знания по теме; показать значение этих знаний в жизни, значение их в развитии математики; развивать логическое мышление, зрительную, слуховую память. ...

    02 08 2019 8:50:50

    Тема урока "Прямоугольник и квадрат" (5-й класс)

    Разработка урока математики с применением И К Т, с помощью которой можно активизировать познавательный интерес учащихся, повысить интерес к предмету. Урок знакомит учащихся с определениями и со свойствами прямоугольника и квадрата. ...

    01 08 2019 20:20:13

    Урок в 11-м классе по теме "Индуктивность в цепи переменного тока"

    Представлен конспект комбинированного урока изучения и закрепления нового материала. ...

    31 07 2019 22:46:27

    Тема урока: "Площадь круга и его частей"

    « Площадь круга и его частей» продолжает тему « Площадь прямоугольника, треугольника, параллелограмма, правильного многоугольника». Цель урока: сформировать и доказать теорему о площади круга, вывести формулы нахождения площадей кругового сектора и сегмента, научится применять их при решении задач. Следует обратить внимание, что строгое доказательство формулы площади круга выходит за рамки школьного курса геометрии....

    30 07 2019 10:22:45

    Методическая разработка урока для 8-го класса к теме "Площадь многоугольника"

    Урок проводится перед изучением темы « Площадь треугольника». На этом уроке учащиеся отвечают на вопрос: « А где мне это пригодится в жизни?» При организации и проведении урока используются проекты учащихся. Презентация не содержит материала по темам площадь треугольника, площадь трапеции, так как они учащимся еще не известны. ...

    29 07 2019 16:27:36

    Использование информационных технологий на уроках математики в условиях компетентностного подхода

    Одним из средств реализации компетентностного подхода является информатизация образования - внедрение новых информационных технологий. Кроме использования компьютерных обучающих программ сюда относятся визуализация учебного материала, компьютерное тестирование, моделирование с помощью П. К. Нестандартная подача материала в виде электронных презентаций, выполненных в программе PowerPoint, повышает качество любого урока. Компьютерные презентации - это самые современные технологии представления информации. ...

    28 07 2019 2:43:44

    Урок-турнир «Сложение и вычитание многочленов». 7-й класс

    Урок проводится в форме турнира, обобщает и систематизирует знания, умения и навыки учащихся по теме урока, воспитывает чувство коллективизма, ответственности, развивает интерес к изучению математики....

    27 07 2019 13:21:26

    Решение иррациональных уравнений. 11-й класс

    На уроке учащиеся познакомятся с различными типами иррациональных уравнений и способами их решения. Цели урока: повторить свойства степенной функции и свойства арифметических корней; дать понятие иррационального уравнения; рассмотреть примеры решения иррациональных уравнений....

    26 07 2019 10:47:12

    Интегрированные занятия (физика + химия + биология) по теме "Неизвестное в известном"

    Интегрированный урок физики, химии и биологии формирует знания учащихся о плотности вещества на примере изучения полезных ископаемых родного края. Использование межпредметных связей, исследовательской деятельности учащихся способствуют формированию у них умения осуществлять синтез и переносить знания смежных предметов, устанавливать причинно–следственные связи явлений живой и неживой природы. ...

    25 07 2019 15:34:13

    Групповая работа на уроках математики по теме "Длина окружности и площади круга"

    Данный урок математики в 6-м классе с использованием мультимедийной презентации по теме является уроком изучения нового материала, цель которого – познакомить учащихся с формулами длины окружности и площади круга, а также с числом π. Формулы выводятся учащимися в результате практической работы по измерению длины окружности и площади круга. ...

    24 07 2019 22:52:43

    Решение логарифмических уравнений

    Урок закрепления и совершенствования знаний в 11-м классе нацелен на обучение решению логарифмических уравнений с помощью формул перехода к новому основанию, формирование умений решать задачи повышенной сложности; развитие логического мышления, умений самостоятельно работать, умений говорить и слушать; выработку привычки к постоянной занятости каким-либо полезным делом, воспитание отзывчивости, трудолюбия....

    23 07 2019 19:20:34

    Урок обобщенного повторения в 11-м классе "Логарифмы на ЕГЭ"

    Урок обобщающего повторения в 11-м классе, с применением И К Т. Логарифмы - одна из самых непростых тем для большинства учащихся. Задания по этой теме включены во все части вариантов Е Г Э. Этим вопросам необходимо уделить особое внимание на уроках обобщающего повторения. ...

    22 07 2019 14:12:44

    Готовимся к экзаменам. Обобщающий урок в 9-м классе по теме "Прогрессии"

    Урок, на котором используется мультимедийное сопровождение. Домашнее задание к уроку: составить задачу и оформить её решение на слайдах в Power Point. При обобщении темы использовался экзаменационный материал сборника Кузнецовой, где осуществлялся дифференцированный подход с использованием разноуровневых задач. В качестве самостоятельной работы использовался материал, который изучался с опережением (по учебнику Мордковича)....

    21 07 2019 16:58:31

    Внеклассное мероприятие по математике "Математик-бизнесмен"

    Интеллектуальная игра в форме состязания дает возможность достичь следующие цели: формировать познавательную активность и широту кругозора; учить детей совместной деятельности; формировать дисциплинированность, ответственность за дела коллектива. ...

    20 07 2019 1:30:43

    Организация итогового повторения по алгебре и началам анализа в 11-м классе

    Урок-повторение по алгебре и началам анализа для подготовки к Е Г Э. Учащиеся в тестовой форме вспоминают и закрепляют пройденный материал....

    19 07 2019 18:14:10

    Формирование и развитие самостоятельной экспериментальной деятельности учащихся как способ повышения качества образования

    Эксперимент требует от учащихся умения наблюдать, выделять существенные и несущественные признаки, предсказывать результаты опыта. Порой результаты эксперимента бывают неожиданны и удивительны для учеников, что способствует возникновению желания разобраться в наблюдаемом явлении. Формирование и развитие навыков самостоятельной экспериментальной деятельности учащихся можно считать одним из способов повышения качества образования....

    18 07 2019 7:19:43

    Карточки по математике для устного опроса учащихся за курс 5-го класса

    Карточки для устного опроса учащихся по математике за курс 5-го класса составлены для школьников, изучающих математику по учебникам " Математика, 5" М. Я. Виленкина и др. и " Математика, 5" Э. Р. Нурка и др. Карточек 25 по 5 вопросов, что соответствует примерной наполняемости класса. Вопросы составлены по всему курсу 5-го класса. Проводя такие итоговые опросы с 5-й по 11-й классы, мы создаем предпосылки для успешной сдачи Г И А-9 и Е Г Э-11 по математике....

    17 07 2019 23:46:55

    Игра "Турнир физиков" (7-й класс)

    Урок позволяет в игровой форме повторить с детьми физические понятия, связанные с давлением жидкости, научиться применять знания при решении задач. Урок позволяет формировать у детей познавательный интерес к физике, умение выстраивать план выполнения заданий, умения и навыки устной речи, а также развивает логическое мышление. ...

    16 07 2019 7:19:43

    Роль элективных курсов в развитии личности детей

    При изучении элективных курсов появляется возможность реализовать современную тенденцию, заключающуюся в том, что усвоение предметного содержания из цели образования превращается в средство такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию. ...

    15 07 2019 8:51:17

    Обобщающий урок по теме "Квадратные уравнения" (9-й класс)

    Данная разработка урока может быть использована для подготовки обучающихся 9-х классов к Е Г Э. Основная цель урока - обобщение знаний по решению квадратных уравнений и уравнений, приводимых к квадратичным. Главный этап урока - самостоятельная работа. На уроке применяется дифференцированное обучение. ...

    14 07 2019 10:47:10

    Система поиска, выявления и поддержки интеллектуально одаренных детей

    Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики. Задача педагога состоит в том, чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов деятельности. В статье систематизирован материал по диагностике, формам и методам работы с одаренными детьми, подведены ее итоги....

    13 07 2019 3:37:20

    Урок-игра "Счастливый случай" по теме "Применение непрерывности и производной" (11-й класс)

    Рассмотрен вопрос по одной из ключевых тем курса алгебры и начал анализа в 11-м классе – " Производная и ее применение". Представленный материал в игровой форме включает повторение теории с привлечением презентации, самостоятельную работу на 4 варианта с использованием компьютерного тестирования (VIP Test(ver.2.4)), краткие исторические сведения. ...

    12 07 2019 14:18:23

    Путешествие в мир постоянных магнитов

    Данный урок предназначен для учащихся, впервые знакомящихся с постоянными магнитами....

    11 07 2019 7:53:22

    Мультимедийный урок обобщения знаний по теме "Действия с натуральными числами"

    Урок использует дидактическую игру, чтобы обобщить знания по теме « Действия с натуральными числами»: решение задач, уравнений, примеров на все действия с натуральными числами, упрощение выражений, перевод одних величин в другие; воспитывает умение работать в парах, развивает умения самопроверять и анализировать свои ошибки, знакомит с историческими фактами развития математики. ...

    10 07 2019 17:55:42

    Урок по теме "Решение систем линейных уравнений, содержащих параметры"

    На предлагаемом уроке рассматриваются системы линейных уравнений с параметрами. В процессе фронтальной, групповой и самостоятельной работы учащиеся усваивают основные принципы их решения и приобретают навыки исследовательской деятельности. ...

    09 07 2019 9:43:46

    Урок с применением презентации учебного материала по теме "Скорость. Единицы скорости", 7-й класс

    В последнее время в практику работы многих учителей вошло проведение уроков с компьютерной поддержкой. Уроки с применением компьютера отличаются яркостью и насыщенностью, запоминаются ребятам. Материал излагается в интересной и доступной форме с применением наглядности, что играет немаловажную роль в изучении предмета....

    08 07 2019 9:58:55

    Урок-повторение по теме "Механическое движение. Плотность"

    На уроке используются различные виды деятельности: решение кроссворда; решение качественных задач с использованием отрывков из литературных произведений; задания, развивающие логическое мышление; практическая работа по определению плотности вещества. Изюминкой практической работы является то, что учащиеся определяют плотность таких веществ как яблоко, картофель, шоколад и др. ...

    07 07 2019 1:58:42

    Изучение закона Ома графическим методом

    Предлагается метод, при котором за 4 урока решаются порядка 60-ти задач на все виды электрических соединений. Перед обычным способом есть преимущества: решается в несколько раз больше задач, для каждого элемента цепи находится напряжение, сила тока и сопротивление, что дает целостность понимания, после решения по этому методу ребята лучше понимают отличие силы тока от напряжения, количество детей, хорошо усвоивших тему, увеличивается в несколько раз....

    06 07 2019 23:24:51

    Серия "Учимся решать задачи с параметром". II. Графический метод решения задач с параметром

    Математическая подготовка учащихся предполагает владение различными методами решения задач. Многие задачи с параметром рациональнее решаются графическим методом. Особенно он полезен при проведении дополнительного исследования множества решения уравнения или неравенства с параметром, ответе на качественные вопросы....

    05 07 2019 15:42:42

    Интеграционные процессы в образовании

    Интеграционные процессы в образовании - явление достаточно сложное, комплексное и многостороннее по разновидностям своего проявления, требующее анализа психологической и педагогической позиций. Основная цель обучения на интегративной основе - дать целостное представление об окружающем мире - связана с повышением умственной активности учащихся, следовательно, необходимо определение психофизиологических основ интеграции знаний, четкое представление о фактических особенностях развития в детстве основных мыслительных действий....

    04 07 2019 18:15:30

    Прямоугольный параллелепипед. 5-й класс

    В представленном материале предложена подробная технологическая карта урока математики 5-го класса. Урок является изучением нового материала по теме " Прямоугольный параллелепипед". В технологической карте сделаны ссылки на материал по закреплению, тест, презентацию к уроку, кроссворд и задания для интерактивной доски, которые можно использовать и на последующих уроках....

    03 07 2019 19:21:58

    Свойства степени с натуральным показателем

    Урок алгебры в 7-м классе направлен на формирование умений и навыков по комплексному применению знаний по теме. На уроке проводится проверка знаний учащихся с применением компьютерных технологий....

    02 07 2019 0:52:17

    Основные формы учебной деятельности на уроках математики

    В статье описаны три основные формы учебной работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная. Рассматриваются их достоинства и недостатки. Фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы учащихся по-разному способствуют реализации образовательных и воспитательных задач. Поэтому необходимо рациональное их сочетание, обоснованный и продуманный выбор учителем той или иной формы....

    01 07 2019 6:18:10

    Урок по теме "Способы решения тригонометрических уравнений. Итоговый урок"

    Заключительный урок по теме рассчитан на два академических часа. Ученики повторяют основные тригонометрические формулы для решения тригонометрических уравнений. Рассматриваются всевозможные методы решения тригонометрических уравнений, предусмотренных школьной программой....

    30 06 2019 12:54:55

    Урок геометрии в 8-м классе по теме "Площади фигур"

    Урок позволяет провести диагностику усвоения стандартной системы знаний и умений каждого ученика на заключительном этапе изучения темы: проверить и закрепить теоретический материал; проверить умение слышать и видеть формулу; совершенствовать навыки решения задач на вычисление площадей фигур обязательного уровня с переходом на более высокий уровень; подготовить учащихся к контрольной работе....

    29 06 2019 4:24:39

    Открытый урок математики в 11-м классе по теме: "Кандидат"

    Открытый урок математики в 11-м классе – интегрированный урок актуализации имеющихся у школьников знаний по математике, экономике и информатике. На уроке раскрывается практическое применение математики. При этом осуществляется подготовка учащихся к реальной экономической жизни, а благодаря необычной форме проведения в ходе урока происходит развитие их творческих и организаторских способностей....

    28 06 2019 21:44:38

    Использование мультимедийных технологий на уроках математики в начальной школе

    В процессе обучения учащиеся должны не только овладеть установленной системой научных знаний, умений и навыков, но и развивать свои познавательные способности и творческие силы. Для этого необходимо, чтобы в школе особое место занимали такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию мультимедийных форм обучения. ...

    27 06 2019 19:48:36

    Циклический процесс в газе

    В статье показана возможность изучения циклического процесса в газе на примере демонстрационного эксперимента лаборатории L-микро « Газовые законы и свойства насыщенных паров»....

    26 06 2019 11:47:50

    Урок по физике "История создания паровой машины"

    Урок по физике на тему " Знакомство с историей создания паровой машины" способствует повышению познавательного интереса, а также расширяет кругозор учащихся по данной теме. Данный урок рекомендуется включать в форме игры для наиболее осознанного восприятия материала....

    25 06 2019 7:29:33

    Конспект интегрированного урока (математика + психология) "Геометрия и характер" (8-й класс)

    В ходе урока дети знакомятся с элементами психогеометрии, осуществляют перенос знаний об основных геометрических фигурах в сферу психологии и "открытие" новой функции геометрических фигур как языка для описания себя (своего характера)....

    24 06 2019 22:19:38

    Игра "Мир математики". 5-й класс

    Автор развивает личностные качества обучающихся и активизацию их мыслительной деятельности. Поддерживает и развивает творческие способности и интерес к предмету....

    23 06 2019 8:58:50

    Инфракрасные лампы для обогрева помещений: красная лампа инфракрасного излучения, ИК нагревательные тепловые лампы

    Пребывание на даче или в загородном доме в зимний период должно быть комфортным и удобным. Поэтому следует позаботиться о качественном обогреве. Среди прочих отопительных приборов, доступных современным потребителям, особо стоит выделить инфракрасные лампы для обогрева. О них и пойдет речь далее в материале. Хотя инфракрасные обогреватели были разработаны и начали использоваться еще в конце 20… Читать дальше...

    22 06 2019 8:59:42

    Элективный предмет по математике "Математический тренажер"

    Программа элективного курса предназначена для учащихся 10–11-х общеобразовательных классов и рассчитана на 68 часов. Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит восполнить пробелы и систематизировать знания учащихся в решении задач по основным разделам математики и позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче итогового экзамена в форме Е Г Э....

    21 06 2019 11:23:50

    Исторические задачи с игральными костями при изучении элементов теории вероятностей

    Представлены задачи Никколо Тарталья, Джироламо Кардано, Галилео Галилея, Готфрида Лейбница, Якоба Бернулли. Все они сопровождаются биографическими фактами детства и юности ученых, сведениями об их вкладе в науку, доказывающими, что без усердия, труда и целеустремленности математику не познать. Эти сведения способствуют реализации воспитательных функций в обучении, развитию личностных качеств школьников и повышению интереса к математике. ...

    20 06 2019 11:49:45

    Световые явления в природе, технике и быту

    В статье представлен сценарий обобщающего урока- К В Н по физике....

    19 06 2019 9:57:10

    Решение задач по теме "Треугольники" (7-й класс)

    Цель урока: подготовиться к контрольной работе. Для актуализации опорных знаний применяются карточки; теоретическое тестирование и задачи с рисунками с помощью интерактивной доски. Разноуровневые задания позволяют проводить дифференцированное обучение и дифференцированный контроль. Решается задача на практическое применение....

    18 06 2019 0:53:45

    Урок физики "Напряжение" (8-й класс)

    Разработка урока физики позволяет вести его с сопровождением мультимедийной презентации и использовать возможности интерактивной доски, так как задания составлены с учётом возможности рисования электронным пером на слайде. Проводить его можно как в классах, где обучение ведётся по базовой программе, так и в углублённых классах....

    17 06 2019 13:44:33

    Игра "Математический поезд". 5–6-й классы

    Игра повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Работа содержит материал, который можно использовать во время проведения Недели математики в школе. Приводится подробное описание игры....

    16 06 2019 2:17:21

    Открытый урок для учащихся 5-х классов с применением элементов здоровьесберегающих технологий в среднем звене по теме: "Умножение десятичных дробей"

    Представлен открытый урок для учащихся 5-х классов с применением элементов здоровьесберегающих технологий в среднем звене " Умножение десятичных дробей". ...

    15 06 2019 21:32:41

    Урок по физике на тему: "Расчет пути и средней скорости движения"

    Весь класс делится на 4 группы по 5 человек. Все группы получают за 2 дня до урока задания: повторить весь материал по теме; составить кроссворд из 10 слов. Урок преследует несколько целей: обобщить и закрепить знания, навыки и умения через решение задач, теорию, графическое представление движения; продолжить развитие аналитического мышления; продолжить воспитание чувства ответственности за порученное дело, воспитание взаимовыручки в группе, терпения по отношению к слабому ученику; контроль за знаниями. ...

    14 06 2019 8:30:50

    Открытый урок алгебры по теме "Показательные уравнения и неравенства"

    Урок призван повторить и закрепить знания по теме, повторить теоретического материала, решить примеры на базовом уровне и выше базового уровня, расширить знания решением примеров повышенной трудности, воспитывать коммуникативную культуры у учащихся, развивать интерес к предмету....

    13 06 2019 22:49:48

    Теорема Пифагора

    Предлагаемый урок изучения и первичного закрепления знаний посвящён самой известной теореме математики. Чтобы создать стимул к поиску ответа, задачи на закрепление задаются в виде проблемных ситуаций из жизни. Их можно так же связать с выбором профессий: работника Г А И, дизайнера и т.д. Коллективный способ обучения включает всех учащихся в активную деятельность, организует взаимопомощь....

    12 06 2019 17:15:47

    Обобщающий урок по теме "Обыкновенные дроби"

    Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков учащихся по теме с целью развития логического мышления, умения действовать в нестандартной ситуации; развития умения работать парами....

    11 06 2019 9:40:11

    Урок физики в 7-м классе "Сила трения"

    Представлен урок физики в 7-м классе, на котором учащиеся знакомятся с такими понятиями, как "трение" и "сила трения". ...

    10 06 2019 4:14:50

    Тема урока "Умножение степеней"

    Урок алгебры для 7-го класса. На данном уроке учащиеся знакомятся с правилом умножения степеней с одинаковым основанием, учатся применять его в вычислениях и в преобразовании выражений....

    09 06 2019 22:35:47

    "Астрономия на координатной плоскости"

    Данная статья представляет собой урок математики, который учит построению точек на плоскости....

    08 06 2019 22:35:40

    Разработка занятия по математике на тему "Элементы теории вероятности и математической статистики"

    Главный акцент занятия делался на основных понятиях математической статистики и умения показать их практический смысл. Цель занятия: формирование понятий изучаемых в математической статистике....

    07 06 2019 15:13:25

    Интегрированный урок: математика + экономика по теме: "Ее величество Экономика"

    Занятие пройдёт не совсем обычно. Предстоит путешествие по сказочному экономическому царству, в котором случилась беда: какие-то злодеи (которые не желают жить по экономическим законам), захватили в плен её величество царицу Экономику, заточили её в башню и требуют выкуп. А в царстве тем временем все идёт наперекосяк: его жители, которые всё это время учили нас экономике, – Белка, ёжик Пыхтя, Мудрый Филин, поросёнок Фунтик, Миша-бизнесмен, кот Матроскин – в отчаянии: всё у них валится из рук. А всё потому, что они разучились решать простые экономические задачи, которые помогали им вести хозяйство. ...

    06 06 2019 2:17:33

    Организация исследовательской деятельности школьников на уроках физики

    Организацию исследовательской деятельности школьников на уроках физики мы видим через использование принципа цикличности. Данный принцип является носителем логики научного познания, следуя которой школьник приобщается к основам исследовательской деятельности. Знание логики познания способствует приобретению школьниками навыков самостоятельной деятельности, направленной на получение тех или иных результатов....

    05 06 2019 8:11:56

    Урок физики по теме "Давление за чайным столом"

    Урок направлен на закрепление, обобщение знаний, полученных при изучении темы « Давление, сила Архимеда», развитие интереса к физике, формирование логического мышления, воспитание культуры общения друг с другом при работе в группах....

    04 06 2019 23:29:26

    Самообучающие тесты по математике. 5-й класс

    Данный материал является продолжением работы по созданию самообучающих тестов, способствующих развитию самостоятельности, умению поиска информации и применению уже имеющейся. Самообучающие тесты призваны решать целый комплекс задач по углубленному математическому образованию, развитию индивидуальных способностей школьников. ...

    03 06 2019 18:25:15

    Внеклассное мероприятие "Математическая гостиная"

    Представлен сценарий творческого вечера. Цель – доказать, что математика вовсе не «сухая» наука, ею интересовались не только «чистые» математики, но и люди других профессий....

    02 06 2019 13:12:21

    Разработка урока алгебры в 8-м классе по теме "Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений"

    Разработка обобщающего урока по алгебре в 8-м классе. На уроке рассматриваются задачи двух типов: на движение и на совместную работу. Предлагается работа в парах и в группах. При этом на предыдущих уроках по теме задачи оформлялись таблицами. Урок сопровождается презентацией. ...

    01 06 2019 7:31:51

    Основные методы решения тригонометрических уравнений

    Открытый урок, знакомящий с методами решения уравнений высших степеней и применением этих методов при решении тригонометрических уравнений. Работа будет состоять из 6 этапов. Итоги своей деятельности на каждом фиксируются в оценочных листах. Самооценка за урок зависит от суммы набранных баллов на всех этапах....

    31 05 2019 7:41:56

    Устройство радиатора отопления: конструкция, принцип работы и характеристики, как работает батарея, фото и видео примеры

    Оборудование отопления в жилище во многом зависит от того, какие приборы будут эксплуатироваться для этой цели. Сегодня наибольшей популярностью обладают отопительные радиаторы. Эти механизмы компактны, устройство радиатора отопления простое, они удобны в монтаже и не отличаются особой сложностью в обслуживании. Устройство батареи отопления может быть как секционным, то есть состоять из нескольких секций, так и… Читать дальше...

    30 05 2019 3:37:31

    Разработка урока "Свойства равнобедренного треугольника" для 7-го класса общеобразовательной школы

    Для разработки данного урока были использованы презентации PowerPoint для объяснения нового материала. В ходе подготовки урока мною были разработаны формы раздаточного материала в виде карточек созданных с помощью текстового редактора Word 2007. В ходе проведения урока был использован слуховой диктант....

    29 05 2019 21:34:56

    Внеклассное мероприятие по физике на тему "Путешествие в страну Кинематикус". 10-й класс

    Сценарий интеллектуальной игры для учащихся включает в себя задания на системы отсчета, относительность движения, ускорение. Учащиеся выполняют задания на умение определять ускорение по графику или формулам равноускоренного движения, а по заданным начальным условиям при равноускоренном движении – положение тела в любой момент времени....

    28 05 2019 12:15:59

    Урок "Путешествие в мир Созвездий". "Десятичные дроби". 5-й класс

    В своей работе автор хочет показать, как можно организовать урок накануне Дня космонавтики. Дети 5-го класса увлеченно работают на нестандартных уроках. Одним из таких является урок по теме " Десятичные дроби", посвященный Дню космонавтики, где дети знакомятся с созвездиями и решают задачи, примеры и уравнения, предложенные им. Урок сопровождается красочной презентацией. ...

    27 05 2019 19:21:17

    Гидравлические машины

    Цель урока - изучить физические основы работы и устройства гидравлических машин....

    26 05 2019 6:38:19

    Урок на тему «Проценты»

    В статье использованы задания, связанные с будущей профориентацией ребят (игра « Профессионалы»), а также объясняется тесная взаимосвязь изучаемой темы с другими естественно-научными дисциплинами: физикой, химией, географией и биологией. Учитель объясняет учащимся значение получаемых знаний о процентах в повседневной жизни взрослых людей (вводная беседа « Роль процентов в повседневной жизни»)....

    25 05 2019 4:36:38

    Все действия с целыми числами

    Урок математики в 6-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Данный урок не только закрепляет полученные знания обо всех действиях с целыми числами, но и развивает любознательность, интерес к природе, воспитывает бережное отношение к ней. ...

    24 05 2019 12:25:54

    Особенности исследовательской деятельности по математике

    Статья рассказывает об особенностях исследовательской деятельности в математике. В каждом классе есть ученики, которые проявляют интерес к математике, которые склонны к самостоятельному изучению и анализу научной и научно-популярной литературы. Целесообразно вовлекать таких учеников в процесс написания реферата. Рефераты по математике условно можно разделить на три типа: классификационный, познавательный и исследовательский. Любой учитель, умело организуя работу, будет вознагражден ее результатами. Повысится математический уровень всех участников совместной деятельности....

    23 05 2019 15:52:57

    Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Квадратичная функция, ее свойства и график". 8-й класс

    Урок является уроком обобщения и систематизации знаний по теме алгебры 8-го класса « Квадратичная функция, её свойства и график» с использованием мультимедийной презентации и возможностей SMART Notebook10....

    22 05 2019 20:18:28

    Разработка урока математики в 6-м классе "Решение уравнений"

    Предоставлен урок-сказка для закрепления навыков решения уравнений в 6-м классе с использованием информационных технологий. Это урок-презентация, который служит демонстрационным материалом к учебнику " Математика 6" (под редакцией Н. Я. Виленкина). Красочно оформленные и хорошо проработанные ресурсы позволяют обеспечить условия для повышения мотивации обучения, развивать познавательные интересы учащихся 6-х классов, активизировать их учебную деятельность....

    21 05 2019 17:34:10

    Разработка занятия в 11-м классе по теме "Первообразная и интеграл"

    Основная цель занятия заключается в ознакомлении учащихся с понятиями первообразной и интеграла, формировании умения находить площадь криволинейной трапеции в простейших случаях....

    20 05 2019 15:41:38

    Обобщающий урок по теме "Механическая энергия. Закон сохранения энергии"

    Урок повторения и обобщения теоретических знаний по теме урока и закрепление навыков по применению закона при решении задач. На уроке идет исследование выполнения закона сохранения энергии с помощью компьютерного эксперимента. Урок способствует передаче обучающимся деятельностных способов работы с информацией; формированию культуры мышления, целостной картины мира....

    19 05 2019 1:35:12

    Критические точки функции: максимумы и минимумы

    Ученики вырабатывают навык отыскания экстремумов функции. На уроке воспитывается чувство уважения между учащимися для максимального раскрытия их способностей, аккуратность выполнения записей в тетради и на доске. ...

    18 05 2019 0:11:18

    Внеклассные мероприятия по математике. Урок-игра "Крестики-нолики"

    Урок-игра разработан и апробирован во время проведения Недели математики, основная цель которой – привитие интереса к предмету, активизация познавательной и творческой деятельности учащихся. Идея игры взята из книги Н. М. Ляшовой « Математика: открытые уроки. 5, 6, 7, 9, 11 классы»; основой ее является классическая игра. ...

    17 05 2019 0:51:29

    Урок по теме "Координатная плоскость" (6-й класс)

    Урок-обобщение построен в форме путешествия по карте с выполнением заданий, направленных на достижение следующих целей: закрепить знание математических терминов; формировать навыки построения и нахождения точки по ее координатам, развивать познавательный интерес, использовать на уроке элементы творческой деятельности, формировать нравственные качества....

    16 05 2019 3:15:57

    Интегрированный урок (математика + информатика) по теме "Статистические характеристики: размах, мода, медиана, среднее арифметическое", 7-й класс

    Стандарт школьного математического образования ограничивается понятиями и методами описательной статистики, которая занимается первичной обработкой статистической информации: представлением ее в удобно читаемых таблицах, изображением на диаграммах и вычислением наиболее показательных числовых характеристик. Именно эти простейшие методы обработки и анализа статистических данных являются главной целью урока по теме " Статистические характеристики: среднее арифметическое, размах, мода, медиана"....

    15 05 2019 7:25:34

    Урок по математике по теме "Сложение и вычитание 3" (1-й класс)

    Урок проводится с целью закрепить знание таблицы для случаев вида +3, -3; закрепить знание соответствующих случаев состава чисел; учить работать с учебником; повышать мотивацию к обучению через сказку, развивая воображение и творчество....

    14 05 2019 21:51:49

    Самоанализ профессиональной деятельности учителя математики

    Целью своей педагогической деятельности считаю организацию обучения и воспитания ребёнка во имя развития его личности. При этом приоритетными выделяю такие направления образования, как гуманизация, гуманитаризация и информатизация образования. ...

    13 05 2019 19:33:42

    Решение примеров с нулем

    Урок направлен на то, чтобы закрепить умение решать примеры с нулем, работать над развитием логического мышления, воспитывать самостоятельность, прививать интерес к предмету....

    12 05 2019 17:27:50

    Приемы систематизации и обобщения знаний учащихся по физике

    Необходимо пересмотреть роль учителя и ученика в образовательном пространстве. Учителю необходимо перейти в роль наставника, помощника, руководителя образовательного процесса. Ученику - активно познающим, самостоятельным в познании. Перед нами, уважаемые коллеги, стоит проблема: как разбудить сознание ученика, зажечь искру интереса изучения предмета, которая теплится у него внутри....

    11 05 2019 2:12:25

    Технологическая карта урока математики в 7-м классе. Тема: "Умножение одночлена на многочлен"

    Урок изучения и первичного закрепления нового. Представлена технологическая карта урока, в которой сформулированы цели, методы обучения, формы организации познавательной деятельности, средства обучения и ход занятия. Имеется дидактический материал к уроку /приложения/. Пять приложений оформлены в виде презентации....

    10 05 2019 3:44:57

    Методы осуществления гуманитаризации школьного курса физики (7-й класс)

    Гуманитаризация школьного курса физики является тем стимулирующим методом обучения, который способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной деятельности всех учащихся, независимо от их знаний, способностей, интересов....

    09 05 2019 16:48:33

    Роль самостоятельной работы в обучении математике

    Автор статьи при составлении математического диктанта использует задания, которые дают возможность самостоятельной оценки. ...

    08 05 2019 17:48:34

    Урок по интегрированному курсу "Физика и астрономия" на тему "Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость"

    Урок изучения нового материала проводится с целью выяснения условий необходимых для того, чтобы тело стало искусственным спутником Земли или других планет солнечной системы. Основная форма проведения урока – лекционная. На этапе активизации знаний учащихся и подготовки их к восприятию нового материала проводится устный фронтальный опрос в форме беседы учащихся с учителем. Во время объяснения нового материала учащиеся из разных групп делают сообщения по заранее подготовленным вопросам....

    07 05 2019 21:48:26

    Решение показательных уравнений. 11-й класс

    Урок можно использовать при решении задач в профильном классе или на факультативе. Материал, предложенный в статье, рассчитан на 2–3 урока. Презентация, сопровождающая урок, настраивает учащихся на студенческую жизнь, ведь историческая часть рассказывает о праздновании Дня студента....

    06 05 2019 7:56:31

    «Обыкновенные дроби» (повторение). 5-й класс

    Обобщающий урок математики в 5-м классе по теме « Обыкновенные дроби» проведен с использованием краеведческого материала в форме экскурсии по нашему селу....

    05 05 2019 6:22:46

    Этнопедагогический подход в преподавании математики

    Тема актуальна тем, учащие осознают себя как представителей этноса с собственной историей, самобытной культурой и системой духовных ценностей. Решение задач и примеров на родном языке нисколько не снижает уровень знаний учащихся, а наоборот, развивает мышление....

    04 05 2019 17:18:38

    Интегрированный урок математики и информатики в 9-м классе по теме "Построение и преобразование графиков квадратичной функции"

    Урок проходит в компьютерном классе. Учащиеся, выполняя практическую работу в электронных таблицах Excel, сами выводят алгоритм построения графиков функций данной модели. Используя данный алгоритм, строят график функции в тетради. В конце урока проводится первичный контроль - тест....

    03 05 2019 13:58:11

    Внеклассное мероприятие "К 100-летию Леонида Васильевича Киренского"

    В 2009 году отмечается 100-летие со дня рождения академика из Якутии Леонида Васильевича Киренского – профессора, ученого-магнитолога, Героя Социалистического Труда. К этой знаменательной дате приурочено внеклассное мероприятие в 7-х классах в рамках декады математики. ...

    02 05 2019 4:45:29

    Проект по физике "Мирный атом?"

    В данной работе представлена разработка проекта для учащихся 9-го класса, на котором творческим группам теоретиков, инженеров, журналистов, биологов, историков и дизайнеров предлагаются творческие задания, а также приводятся этапы работы над проектом, критерии оценки творческих работ и их защиты, самооценка учащихся. ...

    01 05 2019 0:51:32

    Обобщающий урок по теме "Уравнения"

    Цель: закрепить умения и навыки решения уравнений и задач с помощью уравнений....

    30 04 2019 8:57:16

    Действия с обыкновенными дробями. Звездный час дроби. 6-й класс

    Обобщающий урок закрепляет знания и умения выполнять действия с обыкновенными дробями. Воспитывает чувство товарищества и взаимопомощи, развивает внимание, умение анализировать. Повышает интерес к математике....

    29 04 2019 6:42:55

    Метод проектов на уроках физики

    Процесс работы над проектом стимулирует обучающихся к деятельности, к активности, развивает интерес к предмету, воображение, творческое мышление, самостоятельность, коммуникативность. Данный урок не только способствует развитию устойчивого интереса к физике, содействует углублению и расширению знаний обучающихся, но и выполняет ряд задач, направленных на формирование общих компетенций....

    28 04 2019 17:29:43

    Ремонт батарей отопления своими руками: как отремонтировать радиатор, фото и видео примеры

    Среди основных элементов отопительных конструкций значатся радиаторы, которые, нагреваясь, обогревают помещения. Приборы, произведенные из чугуна, которые предназначены для теплоснабжения квартир и домов, могут прослужить несколько десятков лет. Но нет ничего вечного, это касается, в том числе и данного материала для изготовления радиаторов. По истечению определенного срока эксплуатации наступает время, когда требуется выполнить ремонт батарей отопления… Читать дальше...

    27 04 2019 5:25:32

    Плотность вещества. Единицы плотности

    Представлен урок физики в 7-м классе по теме " Плотность вещества. Единицы плотности" с применением дискретного подхода к усвоению учебного материала. Данный подход создает благоприятные условия для прочного запоминания учебного материала. ...

    26 04 2019 13:40:28

    КВН "Математика и правила дорожного движения". 6-й класс

    Активизация внеклассной деятельности по математике призвана не только возбуждать и поддерживать у учеников интерес к предмету, но и желание заниматься ею дополнительно, как под руководством учителя во внеурочное время, так и при целенаправленной самостоятельной познавательной деятельности по приобретению новых знаний. Одной из форм внеурочной работы по предмету является математический К В Н....

    25 04 2019 23:52:41

    Урок алгебры в 7-м классе по теме "Линейное уравнение с одной переменной"

    В работе рассмотрен урок алгебры в 7-м классе, урок-путешествие, на котором учащиеся закрепляют знания и умения по теме " Линейные уравнения с двумя переменными". В ходе урока учащиеся учатся работать в группах, анализировать, нестандартно мыслить, обосновывать найденное решение. Огромная роль отводится воспитанию любви к родному Подмосковью. ...

    24 04 2019 17:40:49

    Математическая статистика и ее использование в преподавании экономической географии по теме "Население Казахстана"

    Урок предполагает интеграцию двух предметов – география и математика. Определяется объем, глубина раскрытия материала по населению г. Семей, последовательность изучения темы на уровне регионального компонента, где предусматривается смена видов деятельности учащихся, использование компьютера....

    23 04 2019 6:17:47

    Комбинированный урок по теме "Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы". 10-й класс

    Урок, состоящий из повторения пройденного материала, изучения и закрепления нового. На уроке проводятся исследования зависимости одной физической величины от другой, что способствует развитию умения сравнивать результаты, полученные опытным путём. Урок развивает познавательный интерес и творческую активность учащихся, учит применять полученные знания при решении задач и в устном ответе. ...

    22 04 2019 7:27:32

    Организация учебной деятельности на уроках математики в условиях школы пенитенциарной системы

    Вечерняя школа пенитенциарной системы имеет особенности деятельности, учитывать которые необходимо как при организации образовательного процесса в целом, так и в работе с каждым обучающимся индивидуально. Важным условием освоения материала является выбор рациональной системы методов и приёмов обучения с учётом психолого-физиологических особенностей обучающихся, условий пребывания в учреждении, состояние общих учебных умений и навыков, специфику преподавания математических дисциплин....

    21 04 2019 16:28:24

    Открытый урок по алгебре в 7-м классе по теме "Числовые и алгебраические выражения"

    Представленный урок позволяет учащимся выработать умение самостоятельно применять знания, осуществлять их перенос в новые условия. Текстовые задачи, решаемые на уроке, – это экономические и расчетные части проектов учащихся. Цель их создания не только проверить знания учащихся по данной теме, но и сформировать представления о целостности и непрерывности курса математики 5-го и 6-го класса. При составлении задач реализованы два требования: нестандартность отдельно взятых заданий и целенаправленный подбор всей системы заданий как единого целого....

    20 04 2019 3:45:22

    Трехходовой клапан для твердотопливного котла: виды, термостатический смесительный клапан для котла, термосмесительный клапан, подключение

    В современных системах обогрева помещений, работающих на твёрдом топливе, есть возможность установки трёхходового клапана для твердотопливного котла, который помогает регулировать режим температуры теплоносителя, идущего к батареям. Это актуально ещё и в связи с тем, что в системах, которые работают на твёрдом топливе, существует такая проблема, как резкие перегревы и закипание жидкости, выполняющей роль теплоносителя. Не… Читать дальше...

    19 04 2019 6:59:54

    Объем призмы. Решение задач

    Организованная деятельность учащихся может способствовать успешному усвоению школьниками одной из самых замечательных наук - геометрии. Одним из способов организации, применяемых мною, является использование самоконтроля. Взаимный контроль проводится при проверке письменных работ, а также при рецензировании устных ответов и сообщений. Учащиеся обмениваются работами, и каждый из них выступает в роли рецензента. Они должны отметить допущенные их товарищем ошибки, объяснить их причины, способы исправления и предупреждения при выполнении аналогичной работы. Взаимный контроль позволяет углубить знания и умения учащихся, способствует развитию внимания, ответственного отношения к делу, формированию навыка самоконтроля. ...

    18 04 2019 4:46:24

    Внеклассное занятие по математике для детей 5–6-х классов "Клуб внимательных математиков"

    Внеклассное занятие по математике может быть использовано в 5–6-х классах при проведении недели математики. Цель: развивать логическое мышление учащихся, внимательность, сообразительность, умение рассуждать самостоятельно, прививать интерес к математике. ...

    17 04 2019 20:58:39

    Урок математики в 4-м классе по теме: "Сравнение десятичных дробей"

    Цели урока: научить находить место десятичных дробей на числовой прямой; закрепить способ поразрядного сравнения десятичных дробей; закрепить способы сравнения позиционных дробей. ...

    16 04 2019 7:35:20

    Информационные технологии на уроках математики. 8-й класс

    В работе представлено два урока по различным темам для 8-го класса. Уроки сопровождаются презентациями....

    15 04 2019 16:34:12

    Урок математики по теме "Умножение обыкновенной дроби на натуральное число"

    Материал содержит технологическую карту урока, задания для самостоятельной и домашней работы. Урок разработан с применением информационно-коммуникационных технологий....

    14 04 2019 7:20:43

    Урок геометрии в 7-м классе по теме "Биссектрисы, медианы и высоты треугольника"

    Урок геометрии в 7-м классе построен с использованием элементов личностно-ориентированного обучения, когда дети выбирают сами путь изучения новой темы. ...

    13 04 2019 1:33:51

    Открытый урок "Решение задач повышенной сложности" (Функция Антье. Теория чисел)

    Главный принцип повторения – переход от репродукции к деятельности по применению и углублению полученного знания. Представленный открытый урок одновременно явлется подготовкой к олимпиаде, на котором учащиеся решают и анализируют решенные задачи повышенной сложности на функцию Антье и теорию чисел. В ходе урока достигается максимально возможные индивидуализация и развитие математических способностей учащихся в соответствии с их способностями и типом мышления....

    12 04 2019 19:49:18

    Материал к уроку по теме "Сфера и шар"

    Цель урока: повторить и систематизировать знания по теме " Сфера и шар". ...

    11 04 2019 7:34:37

    Совершенствование форм и методов контроля знаний учащихся

    Формирование знаний и умений учащихся может быть успешно лишь при оперативном контроле над ним в математической подготовке школьников. Без систематической оценки правильности решения и анализа допущенных ошибок ученики не могут ориентироваться в успешности своей работы. Если же использовать только традиционные формы контроля, то у учащихся теряется интерес к учебному процессу. Автор статьи старается разнообразить виды и формы контроля....

    10 04 2019 13:41:23

    Спецкурс математики "Методы решения алгебраических уравнений и неравенств"

    Цель курса: целенаправленная подготовка учащихся к экзаменам; знакомство учащихся с различными методами решения трудных задач, иллюстрация возможностей использования школьных знаний, выработка навыков использования нестандартных методов рассуждения и обучения рациональному мышлению. Представлена программа спецкурса, его тематический план и методическое содержание....

    09 04 2019 19:54:23

    Деятельностный подход на уроке математики по теме "Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета". 8-й класс

    К концу урока в 8-м классе учащиеся должны у предложенных учителем приведенных квадратных уравнений находить сумму и произведение корней их знаки и решать квадратные уравнения с помощью формулы Виета. Урок применяет деятельностный подход, актуализацию знаний, постановку учебной проблемы, открытие новых знаний через решение проблемы, первичное закрепление и рефлексию. Используются организационные формы на уроке: фронтальная работа, в группах, индивидуальная....

    08 04 2019 17:13:10

    Внеклассное мероприятие по математике "Своя игра", 8-й класс

    « Своя игра» - интеллектуальная игра, рассчитанная на учащихся 8-х классов с разным уровнем математической подготовки. Рекомендуется проводить игру в декаду математики или в конце 1-го полугодия для того, чтобы закрепить теоретический материал по тебе « Площади», совершенствовать навыки решения задач на вычисление площадей фигур, повторить темы « Проценты»....

    07 04 2019 0:56:58

    Применение производной к исследованию функций

    Урок математики для учащихся педагогического колледжа. В ходе изучения материала – пункта " Применение производной к исследованию функции", учащиеся должны научиться проводить исследования функций и строить их графики. На данном уроке решается воспитательная задача – привитие навыка самостоятельности вообще. ...

    06 04 2019 14:21:33

    Урок-путешествие в 5-м классе по теме "Действия с десятичными дробями"

    Использование игр в учебном процессе позволяет решить многие задачи. В игровой форме проверяются навыки по теме " Действия с десятичными дробями". Урок способствует повышению интереса к предмету, развивает логическое мышление, память, внимание учащихся....

    05 04 2019 19:54:58

    Урок геометрии по теме "Теорема Пифагора". 8-й класс

    Материал урока с использованием элементов проблемного обучения знакомит обучающихся с историей теоремы Пифагора и её практическим применением в жизни человека....

    04 04 2019 21:19:18

    Контрольная работа по теме "Электрические колебания"

    Представлена контрольная работа по теме " Электрические колебания" с заданиями на 30 вариантов с ответами. ...

    03 04 2019 13:23:42

    Подробный конспект урока по геометрии по теме "Упрощение геометрии". Повторение по теме "Площадь треугольника"

    В статье представлена серия заданий для подготовки к Е Г Э части Б. Данные задания основаны на повторении всех разделов математики. Учитель может использовать этот материал как для изучения нового материала, так и для повторения. Представленные задачи можно использовать в устном решении задач для закрепления материала....

    02 04 2019 8:15:31

    Урок математики в 6-м классе по теме "Координатная плоскость"

    Предлагаемый урок разработан по математике для 6-го класса по теме " Координатная плоскость" с использованием слайдов. Формирование на уроках навыков построения точек на координатной плоскости происходит наглядно, доступно с использованием компьютера и игровых ситуаций на данном уроке....

    01 04 2019 13:29:56

    Урок математики по теме "Применение производной. Наибольшее и наименьшее значения функции. Экстремальные задачи"

    Проведение данного урока способствует обобщению знаний учащихся по теме, применению умений и навыков нахождения наибольшего и наименьшего значений функции; развитию познавательной активности, интереса к предмету. Игровая форма урока позволяет сделать работу увлекательной, а также способствует расширению кругозора учеников в сфере общекультурных знаний, стимулирует самостоятельное добывание информации в интересующей их науке....

    31 03 2019 2:58:37

    Решаем задачу разными способами

    Задачи с параметром носят исследовательский характер, и такое исследование можно организовать в группах учащихся. Предлагая учащимся решить задачу разными способами, появляется возможность организовать работу в группах с последующим обсуждением, анализом, сравнением и обобщением способов решения задачи. ...

    30 03 2019 8:50:32

    Открытый урок по теме "Оптические приборы. Глаз. Лупа. Микроскоп"

    Оптические приборы помогают нам исследовать окружающий мир. Телескоп позволяет обнаружить и рассмотреть очертания и детали далеких космических тел, а микроскоп раскрывает тайны нашей планеты, такие, как строение живых клеток. Наши глаза, по сути, представляют собой оптические приборы....

    29 03 2019 15:36:35

    Информационные технологии на уроках геометрии. Треугольник. Признаки равенства треугольников. 7-й класс

    Данная разработка способствует повышению качества образования; развитию познавательного интереса обучающихся; повышению уровня индивидуализации обучения в условиях личностно-ориентированного обучения; повышению уровня системности знаний обучающихся по геометрии; развитию самостоятельности и творческих способностей обучающихся, их вычислительной культуры....

    28 03 2019 15:37:32

    Изучение в 8-м классе темы "Электрические явления". Игра "Счастливый случай"

    Задания содержат вопросы из курса физики по теме « Электрические явления». Игру можно проводить на Неделе физики и обобщающем уроке после прохождения раздела « Электрические явления»....

    27 03 2019 14:18:43

    Урок математики. Тема: "Сумма углов выпуклого многоугольника"

    Урок предполагает следующие этапы: организационный момент, актуализация знаний, исследовательская работа, обсуждение полученных результатов и взаимоконтроль, закрепление полученных знаний, рефлексия, домашнее задание. На этом уроке в процессе исследовательской работы учащиеся выводят формулу суммы углов выпуклого n-угольника, определяют сумму внешних углов выпуклого n-угольника....

    26 03 2019 1:59:37

    Элективный курс "Готовимся к ЕГЭ по физике". 10-й класс

    Удовлетворить запросы учащихся, собирающихся продолжить обучение в вузах и нуждающихся в изучении физики на повышенном уровне для сдачи Е Г Э, можно с помощью элективных курсов, дополняющих базовый. Приводится программа одного из таковых....

    25 03 2019 1:53:47

    Урок физики 8-й класс "Работа и мощность тока"

    Урок свободного решения задач проводится в 8-м классе после изучения темы « Работа и мощность тока» в качестве контрольного урока. Эта форма урока позволяет учащимся оценить свои возможности при решении задач разного уровня сложности. ...

    24 03 2019 5:30:11

    Открытый урок по теме: "Плавление и отвердевание твердых тел"

    На уроке ребята знакомятся с агрегатными состояниями вещества, понятиями процессов плавления и отвердевания твердых тел, их графиками, экспериментально подтверждаются изученные теоретические знания, рассматриваются особенности строения твердых, жидких и газообразных тел, выявляются различия кристаллических и аморфных тел. Основная ориентация учащихся направлена на использование теоретических знаний в практической жизни....

    23 03 2019 20:48:16

    Еще:
    Важное о расчетах -1 :: Важное о расчетах -2 :: Важное о расчетах -3 :: Важное о расчетах -4 :: Важное о расчетах -5 :: Важное о расчетах -6 :: Важное о расчетах -7 :: Важное о расчетах -8 :: Важное о расчетах -9 :: Важное о расчетах -10 :: Важное о расчетах -11 :: Важное о расчетах -12 :: Важное о расчетах -13 :: Важное о расчетах -14 :: Важное о расчетах -15 :: Важное о расчетах -16 :: Важное о расчетах -17 :: Важное о расчетах -18 :: Важное о расчетах -19 :: Важное о расчетах -20 :: Важное о расчетах -21 :: Важное о расчетах -22 :: Важное о расчетах -23 :: Важное о расчетах -24 :: Важное о расчетах -25 :: Важное о расчетах -26 :: Важное о расчетах -27 :: Важное о расчетах -28 :: Важное о расчетах -29 :: Важное о расчетах -30 :: Важное о расчетах -31 :: Важное о расчетах -32 :: Важное о расчетах -33 :: Важное о расчетах -34 :: Важное о расчетах -35 :: Важное о расчетах -36 :: Важное о расчетах -37 :: Важное о расчетах -38 :: Важное о расчетах -39 :: Важное о расчетах -40 :: Важное о расчетах -41 :: Важное о расчетах -42 :: Важное о расчетах -43 :: Важное о расчетах -44 :: Важное о расчетах -45 :: Важное о расчетах -46 :: Важное о расчетах -47 :: Важное о расчетах -48 :: Важное о расчетах -49 :: Важное о расчетах -50 :: Важное о расчетах -51 :: Важное о расчетах -52 :: Важное о расчетах -53 :: Важное о расчетах -54 :: Важное о расчетах -55 :: Важное о расчетах -56 :: Важное о расчетах -57 :: Важное о расчетах -58 :: Важное о расчетах -59 :: Важное о расчетах -60 :: Важное о расчетах -61 :: Важное о расчетах -62 :: Важное о расчетах -63 :: Важное о расчетах -64 :: Важное о расчетах -65 :: Важное о расчетах -66 :: Важное о расчетах -67 :: Важное о расчетах -68 :: Важное о расчетах -69 :: Важное о расчетах -70 :: Важное о расчетах -71 :: Важное о расчетах -72 :: Важное о расчетах -73 :: Важное о расчетах -74 :: Важное о расчетах -75 :: Важное о расчетах -76 :: Важное о расчетах -77 :: Важное о расчетах -78 :: Важное о расчетах -79 :: Важное о расчетах -80 :: Важное о расчетах -81 :: Важное о расчетах -82 :: Важное о расчетах -83 :: Важное о расчетах -84 :: Важное о расчетах -85 :: Важное о расчетах -86 :: Важное о расчетах -87 :: Важное о расчетах -88 :: Важное о расчетах -89 :: Важное о расчетах -90 :: Важное о расчетах -91 :: Важное о расчетах -92 :: Важное о расчетах -93 :: Важное о расчетах -94 :: Важное о расчетах -95 :: Важное о расчетах -96 :: Важное о расчетах -97 :: Важное о расчетах -98 ::

    Добро пожаловать наш сайт! Здесь Вы можете узнать все то, что давно втайне хотели выяснить про электрику, но стеснялись спросить: например, как маркируют кабеля, или какие условные обозначения рисуют в электрических схемах. Мы выложили это для вас в открытом доступе! Пользуйтесь!