Модельные задания как способ оценивания предметных, метапредметных и личностных требований > Мастера спешат на помощь!
мастера спешат на помощь!    

Модельные задания как способ оценивания предметных, метапредметных и личностных требований

Стандарты второго поколения предъявляют новые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, а требования задают критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов. Как проверить эти результаты у школьника? Побывав на семинаре А.Б. Воронцова, я познакомилась с одним из способов оценивания предметных, метапредметных и личностных требований, предъявляемых к учащимся – это модельные задания. Они служат для проверки уровня сформированности ключевых компетентностей, то есть являются способом оценивания предметных, метапредметных и личностных требований.

Модельное задание – формулируется на примере жизненной ситуации, с помощью которой можно проверить сформированность ключевых компетентностей у ребенка. Это конкретная жизненная задача или проблемная ситуация. Предлагаю такие задания по математике в 5 классе разработанные к учебнику Н.Я.Виленкин “Математика 5”.

§ 1 Натуральные числа и шкалы

Проверяемые темы.

  1. Обозначение натуральных чисел.
  2. Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.
  3. Плоскость. Пряма. Луч.
  4. Шкалы и координаты.
  5. Меньше или больше.

Модельное задание №1

1 вариант

1) Рассмотрите внимательно рисунок:

По рисунку запишите:

а) треугольники: ……………………………...

б) отрезки: …………………………………….

в) лучи: ………………………………………..

г) прямые:……………………………………..

д) пересекающиеся прямые………………….

Отрезок Длина отрезка в сантиметрах и миллиметрах Длина отрезка в миллиметрах
     
     
     
     
     
     

Измерь длину отрезков, данные занеси в таблицу. Вырази длину отрезков в миллиметрах.

е) Сравни длины отрезков. Укажи наибольший из них и наименьший.

ж) Какие из точек лежат на прямой МК, а какие не лежат?

з) На сколько частей делят плоскость прямые, изображенные на рисунке?

2) Нарисуйте три пересекающиеся прямые так, чтобы получился треугольник. Отметьте точки пересечения. Составьте 5 вопросов к своему рисунку и дайте на них ответы.

3) Бабушка очень любила теплую погоду, и каждый год изо дня в день отмечала показания термометра утром и вечером. Одно деление шкалы на ее термометре составляет 2 градуса. На этой неделе термометр показывал такую температуру:

День недели Утром Днем Ночью
Понедельник 10°  
Вторник 16°  
Среда 20°  
Четверг 18°  
Пятница 18°  
Суббота 24°  
Воскресенье 19°  

Какой день был самым теплым?

В какие дни погода была одинаковой?

Какую температуру будет показывать термометр в 3 часа ночи, если столбик термометра опускается на 4 деления, по сравнению с днем?

Но больше всего бабушка любила, есть рыбу, а дедушка рыбачить. Размеры его рыбы были разными. Вырази массу рыбы в граммах.

Название рыбы Масса рыбы Масса рыбы в граммах
Карась 1 кг 70 гр  
Сом 2 кг 35 гр  
Щука 3 кг 800 гр  

Какая рыба самая большая, какая самая маленькая?

А вы ходили когда – нибудь на рыбалку? Каков был ваш улов?

2 вариант

1) Рассмотрите внимательно рисунок.

По рисунку запишите:

а) треугольники: ……………………………...

б) отрезки: …………………………………….

в) лучи: ………………………………………..

г) прямые:……………………………………..

д) пересекающиеся прямые………………….

Измерь их длину, данные занеси в таблицу. Вырази длину отрезков в миллиметрах.

Отрезок Длина отрезка в сантиметрах и миллиметрах Длина отрезка в миллиметрах
     
     
     
     
     
     

е) Сравни длины отрезков. Укажи наибольший из них и наименьший.

ж) Какие из точек лежат на прямой ДЕ, а какие нет?

з) На сколько частей делят плоскость прямые, изображенные на рисунке?

2) Нарисуйте четыре пересекающиеся прямые так, чтобы получился квадрат. Отметьте точки пересечения. Составьте 5 вопросов к своему рисунку и дайте на них ответы.

3) Бабушка очень любила прохладную погоду, и каждый год изо дня в день отмечала показания термометра утром и вечером. Одно деление шкалы на ее термометре составляет 2 градуса. На этой неделе термометр показывал такую температуру:

День недели Утром Днем Ночью
Понедельник 14°  
Вторник 18°  
Среда 24°  
Четверг 12°  
Пятница 18°  
Суббота 10° 25°  
Воскресенье 24°  

Какой день был самым прохладным?

В какие дни погода была одинаковой?

Какую температуру будет показывать термометр в 3 часа ночи, если столбик термометра опускается на 3 деления по сравнению с днем?

Но больше всего бабушка любила, есть рыбу, а дедушка рыбачить. Размеры его рыбы были разными. Вырази массу рыбы в граммах.

Название рыбы Масса рыбы Масса рыбы в граммах
Окунь 1 кг 50 гр  
Сазан 2 кг 25 гр  
Щука 3 кг 750 гр  

Какая рыба самая большая, какая самая маленькая?

А вы ходили когда-нибудь на рыбалку? Каков был ваш улов?

Оценка модельного задания:

Перечислены все отрезки и треугольники. Максимальный балл: 8 1 балла за верный ответ
Указано не менее 5 лучей. Максимальный балл: 5 1 балл за верный ответ
Указаны 4 прямые. Максимальный балл: 4 1 балл за верный ответ
Указано 5 пар пересекающихся прямых. Максимальный балл: 5 1 балл за верный ответ
Верно произведены измерения отрезков. Максимальный балл: 8 1 балл за верный ответ
Верно выражена отрезков в миллиметрах. Максимальный балл: 8 1 балл за верный ответ
Проведено сравнение длин отрезков (не менее 5). Указан наименьший и наибольший. Максимальный балл: 7 1 балл за верный ответ
Указаны точки лежащие на прямой и не лежащие на прямой. Максимальный балл: 2 1 балл за верный ответ
На сколько частей делит плоскость. 1 балл 1 балл
В задании 2 выполнен рисунок и верно составлены вопросы к рисунку. Максимальный балл: 6 1 балл за верный ответ
Верно произведены расчеты в таблице 1. Даны ответы на вопросы к этой таблице. Максимальный балл: 9 1 балл за верный ответ
Верно заполнена таблица 2. Дан ответ на вопрос к этой таблице. Максимальный балл: 4 1 балл за верный ответ
Приведена ситуация из своей жизни по ловле рыбы 1 балл
Итого 68 баллов

Оценка: 62 – 68 баллов – “5”; 45 – 61 баллов “4”; 34 – 44 баллов “3”.

§ 2 Сложение и вычитание натуральных чисел

Проверяемые темы.

  1. Сложение натуральных чисел и его свойства.
  2. Вычитание.
  3. Числовые и буквенные выражения.
  4. Буквенная запись свойств сложения и вычитания.
  5. Уравнение.

Указание: Данное задание можно разбить на 2. 1 часть – включает заполнение 1 таблицы, 2 часть – заполнение 2 таблицы. Оценка модельного задания приводится для всех случаев.

Модельное задание № 2

1 вариант

В таблице указана стоимость (в млн. руб.) продукции кожевенной фабрики за январь месяц. Известно, что в феврале месяце стоимость продукции стала меньше на 5265 млн. руб., а в марте больше на 3456 млн.руб., чем в январе. Определи сколько всего млн. руб. получила фабрика в январе, феврале и марте месяце за свою продукцию? На какую сумму было выпущено каждой продукции за квартал (квартал – это три месяца: январь, февраль, март) и какую сумму фабрика получила за всю свою продукцию за квартал?

Заполни таблицу:

  Январь Февраль Март Всего
Кожаные куртки 18365      
Сапоги женские 36265      
Сапоги мужские 32027      
Сумки 8576      
Всего        

В каком месяце сумма, полученная от выпущенной продукции, была наименьшей? В каком наибольшей?

Составь буквенные выражения для вычисления стоимости продукции в феврале и марте месяце, если в феврале стоимость каждой продукции уменьшилась на а млн. руб., а в марте на b млн. руб. в сравнении с январем. И найди значение выражения, если: а =364, b = 227.

Заполни таблицу:

  Январь Февраль
(получившееся выражение)
Февраль
Значение выражения
а = 364
Март
(получившееся выражение)
Март
Значение выражения
b = 227
Кожаные куртки 18365        
Сапоги женские 36265        
Сапоги мужские 32027        
Сумки 8576        

2 вариант

В таблице указана стоимость (в млн. руб.) продукции фабрики игрушек за апрель месяц. Известно, что в мае месяце стоимость продукции стала меньше на 2235 млн. руб., а в июне больше на 3406 млн.руб., чем в апреле. Определи сколько всего млн. руб. получила фабрика в апреле, мае, июне месяце за свою продукцию? На какую сумму было выпущено каждой продукции за квартал (квартал – это три месяца: апрель, май, июнь) и какую сумму фабрика получила за всю свою продукцию за квартал?

Заполни таблицу:

  Апрель Май Июнь Всего
Мягкие игрушки 13285      
Игрушки из пластмассы 43266      
Надувные игрушки 39023      
Игрушки для детей до года 8773      
Всего        

В каком месяце, сумма, полученная от выпущенной продукции, была наименьшей? В каком наибольшей?

Составь буквенные выражения для вычисления стоимости продукции в мае и июне месяце, если в мае стоимость каждой продукции уменьшилась на а млн. руб., а в июне на b млн. руб. в сравнении с апрелем. И найди значение выражения, если: а =364, b = 227.

Заполни таблицу:

  Апрель Май
(получившееся выражение)
Май
Значение выражения
а = 364
Июнь
(получившееся выражение)
Июнь
Значение выражения
b = 227
Мягкие игрушки 13285        
Игрушки из пластмассы 43266        
Надувные игрушки 39023        
Игрушки для детей до года 8773        

Оценка модельного задания (если в задание выполняется полностью):

Верно произведены арифметические расчеты 1 таблицы. Максимальное число баллов 31. (12 баллов за верные ответы по месяцам, 4 • 2 = 8 баллов в столбце всего, так как надо выполнить по 2 действия, 3 • 3 = 9 баллов в строке всего, так как надо выполнить по 3 действия, 2 балла – верный ответ за всю продукцию)

В арифметических расчетах допущены ошибки. 1 балл ставится, если допущена ошибка в строке или столбце итого.

1 балла за каждый верный ответ

2 балла в строке и столбце итого

1 балл

Верно составлены буквенные выражения. Максимальное число баллов 6. 1 балл за верный ответ
Верно найдены значения выражений во второй таблице. Максимальное число баллов 6 1 балл за верный ответ
Правильно заполнены таблицы. Максимальное число баллов 2. 1 балл за каждую таблицу
Верно указаны месяцы, в которые фабрика получила наибольшую и наименьшую сумму. 1 балл
Итого 46 баллов

Оценка: 42 – 46 баллов – “5”; 30 – 41 баллов “4”; 22 – 29 балла “3”.

Оценка модельного задания (если задание разбито на 2 части).

1 часть

Верно произведены арифметические расчеты 1 таблицы. Максимальное число баллов 31. (12 баллов за верные ответы по месяцам , 4 • 2 = 8 баллов в столбце всего, так как надо выполнить по 2 действия, 3 • 3 = 9 баллов в строке всего, так как надо выполнить по 3 действия, 2 балла – верный ответ за всю продукцию)

В арифметических расчетах допущены ошибки. 1 балл ставится, если допущена ошибка в строке или столбце итого.

1 балла за каждый верный ответ

2 балла в строке и столбце итого

1 балл

Правильно заполнена таблица. 1 балл
Верно указаны месяцы, в которые фабрика получила наибольшую и наименьшую сумму. 1 балл
Итого 33 баллов

Оценка: 29 – 33 баллов – “5”; 21 – 28 баллов “4”; 16 – 20 балла “3”

2 часть

Верно составлены буквенные выражения. Максимальное число баллов 6. 1 балл за верный ответ
Верно найдены значения выражений во второй таблице. Максимальное число баллов 6 1 балл за верный ответ
Правильно заполнена таблица. 1 балл
Итого 13 баллов

Оценка: 12 – 13 баллов – “5”; 9 – 11 баллов “4”; 6 – 8 балла “3”.

§3  Умножение и деление натуральных чисел

Проверяемые темы:

  1. Умножение натуральных чисел и его свойства.
  2. Деление.
  3. Деление с остатком.
  4. Упрощение выражений.
  5. Порядок выполнения действий.
  6. Квадрат и куб числа.

Модельное задание № 3а

Проверяемые темы:

  1. Умножение натуральных чисел и его свойства.
  2. Деление.
  3. Деление с остатком.

1 вариант

Большинство людей проживающих в селах имеют свой приусадебный участок, на котором можно выращивать овощи, плодово-ягодные культуры, цветы. Овощи и картофель содержат многие из необходимых людям веществ: витамины, органические кислоты, минеральные вещества, эфирные масла, углеводы, белки и другое. Иван Петрович имея сад, сталкивается ежегодно с рядом проблем. Помоги ему решить следующее:

  1. Иван Петрович решил разбить сад и делает на бумаге примерный набросок будущего расположения деревьев. У него получается 24 ряда, по 32 дерева в каждом ряду. Сколько всего будет деревьев в этом саду.
  2. В этом году Иван Петрович посадил помидор в 4 раза больше, чем в прошлом. Сколько килограмм помидор соберет Иван Петрович, если в прошлом году он собрал 48 килограмм?
  3. В одном килограмме огурцов содержится 50 мг аскорбиновой кислоты, а в белокочанной капусте 300 мг. Во сколько раз больше содержание аскорбиновой кислоты в белокочанной капусте, чем в огурцах?
  4. На приготовление варенья из смородины требуется 5 кг ягоды. Сколько раз придется варить варенье Ивану Петровичу, если он собрал 32 кг ягоды? Сколько ягоды останется?
  5. Для одного растения свеклы требуется площадь, имеющая форму квадрата со стороной 20 см. Сколько штук рассады можно посадить на квадратной гряде со стороной 140 см? Сколько таких гряд придется посадить Ивану Петровичу, чтобы собрать урожай в 245 свекл?
  6. Во время уборки урожая Иван Петрович собрал с одного дерева 128 кг яблок, а со второго в 4 раза меньше, чем с первого, а с первого в 2 раза больше, чем с третьего. Сколько килограмм собрал Иван Петрович с трех деревьев?

2 вариант

Большинство людей проживающих в селах имеют свой приусадебный участок, на котором можно выращивать овощи, плодово-ягодные культуры, цветы. Овощи и картофель содержат многие из необходимых людям веществ: витамины, органические кислоты, минеральные вещества, эфирные масла, углеводы, белки и другое. Клавдия Михайловна имея сад сталкивается ежегодно с рядом проблем. Помоги ей решить следующее:

  1. Клавдия Михайловна решила посадить клубнику. Сколько кустиков рассады ей необходимо вырастить, чтобы посадить 25 рядов, по 30 кустиков в каждом ряду.
  2. В этом году Клавдия Михайловна собрала огурцов в 3 раза больше, чем в прошлом году. Сколько килограмм огурцов соберет Клавдия Михайловна в этом году, если в прошлом году она собрала 38 кг?
  3. В одном килограмме дыни содержится 200 мг витамина С, а в килограмме зеленых бобов 25 мг. Во сколько раз витамина С содержится больше в дыне, чем в бобах?
  4. На приготовление варенья из крыжовника требуется 2 часа. Сколько времени необходимо Клавдии Михайловне, чтобы переварить 17 кг ягоды? Сколько ягоды останется свежей?
  5. Для одного растения клубники требуется площадь, имеющая форму квадрата со стороной 40 см. Сколько штук рассады можно посадить на квадратной гряде со стороной 200 см? Сколько таких гряд придется посадить Клавдии Михайловне, чтобы рассадить всю ее клубнику? (сколько у нее клубники, посмотри в задаче 1)
  6. Во время уборки урожая Клавдия Михайловна собрала с одного дерева 84 кг груш, а со второго в 2 раза меньше, чем с первого, а с первого в 4 раза больше, чем с третьего. Сколько килограмм собрала Клавдия Михайловна с трех деревьев?
Задания № 1, 2, 3 оцениваются в 1 балл 1 балла за задание
Задание № 4–2 балла 1 балл за верно выполненное действие
Задание № 5–4 балла 1 балл за верно выполненное действие
Задание № 6–3 балла 1 балл за верно выполненное действие
Итого 12 баллов

Оценка модельного задания:

Оценка: 11 – 12 баллов – “5”; 8 – 10 баллов “4”; 5 – 7 балла “3”

Модельное задание № 3б

(Подбор задач по теме)

Проверяемые темы:

  1. Упрощение выражений.
  2. Порядок выполнения действий.
  3. Квадрат и куб числа.

1 вариант

2 вариант

1. В магазине имеется мука 1 сорта и 2 сорта, которые вместе составляют 60 мешка. Муки 1 сорта в 4 раза больше, чем муки 2 сорта. Сколько муки 1 сорта и 2 сорта в магазине.

2. Для приготовления сладкого печенья берут 2 части сахара и 4 части муки. Сколько надо взять сахара, чтобы получить 660 г печенья?

3. Придумай пример в 5 действий и составь программу вычислений.

4. Составь таблицу квадратов чисел с 13 до 18. Сравни полученные числа с числом 290.

1. В саду растут яблони и груши, которые вместе составляют 44 дерева. Причем яблонь в 3 раза больше чем груш. Сколько в саду яблонь и сколько груш?

2. Для приготовления компота из ранеток берут 2 части ранеток и 5 частей сиропа. Сколько надо взять сиропа, чтобы получит 700 г компота?

3. Придумай пример в 5 действий и составь программу вычислений.

4. Составь таблицу квадратов чисел с 16 до 21. Сравни полученные числа с числом 340.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Развитие творческого мышления посредством элективных курсов

Задачей школы является не только сообщение обучающимся определенной суммы знаний, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному добыванию и обогащению знаний и умений, применению их в своей практической деятельности....

17 09 2019 23:11:10

Законы геометрической оптики. 11-й класс

Целью урока является актуализация знаний по геометрической оптике, полученных учащимися в 8-м классе, и рассмотрение их с точки зрения волновой теории света. На уроке предусмотрены следующие формы работы: лекция с применением опорного конспекта и мультимедийного диска; работа в группах по отработке практических навыков применения основных законов оптики....

16 09 2019 7:48:39

Урок по теме "Обыкновенные дроби". 5-й класс

Урок изучения нового материла в 5-м классе сопровождается презентацией, которая помогает сделать материал нагляднее, доступнее, облегчить понимание и запоминание материала. Красочная презентация-мультик повышает интерес к предмету, активизирует познавательную деятельность учащихся; способствует развитию творческой деятельности....

15 09 2019 4:47:13

Устная работа – метод активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики

Устная работа – это прекрасное мобилизующее, настраивающее на работу начало урока. Но далеко не всегда устные упражнения приводят к желаемым результатам. В статье приводятся рекомендации по проведению устных упражнений на уроке....

14 09 2019 9:55:44

Урок-обобщение по теме "Угол". Геометрия, 6-й класс

Содержание пропедевтического курса геометрии способствует формированию понятийного мышления и соединению непосредственных геометрических знаний учащихся с логической структурой систематического курса геометрии 7–9-х классов. Уровень готовности учащихся 6-го класса, изучающих геометрию по данному спецкурсу, к восприятию систематического курса геометрии 7-го класса достаточно высок. ...

13 09 2019 17:47:18

Решение показательных уравнений. 11-й класс

Урок можно использовать при решении задач в профильном классе или на факультативе. Материал, предложенный в статье, рассчитан на 2–3 урока. Презентация, сопровождающая урок, настраивает учащихся на студенческую жизнь, ведь историческая часть рассказывает о праздновании Дня студента....

12 09 2019 10:10:49

Программа элективного курса по физике для учащихся 8–9-х классов "Решение физических задач"

Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 8-х и 9-х классов знакомит учащихся с различными методами и приемами решения задач. Данный курс модифицированный. Программа курса согласована с базовым курсом и позволит подросткам углубить и расширить свои знания и умения. ...

11 09 2019 6:10:41

Урок-зачет "Первообразная и площадь криволинейной трапеции"

К С О - групповой опрос, проходящий в виде деловой игры, где каждая группа работала по определенному сценарию: " Доверие", " Отвечает представитель", " Отвечают все и всё", " Экзаменаторы". Решение нестандартных задач (подготовительная работа идет во время К С О — двое ребят должны успеть выполнить вычисления к окончанию работы групп). В течение всего урока между различными видами работ учитель использует исторические комментарии по теме....

10 09 2019 18:36:29

Ода Бабе ЕГЭ

В статье рассмотрены преимущества проведения экзаменов в форме Е Г Э и подняты проблемы, которые необходимо решать для повышения качества обучения физике....

09 09 2019 17:26:37

Готовимся к экзаменам. Обобщающий урок в 9-м классе по теме "Прогрессии"

Урок, на котором используется мультимедийное сопровождение. Домашнее задание к уроку: составить задачу и оформить её решение на слайдах в Power Point. При обобщении темы использовался экзаменационный материал сборника Кузнецовой, где осуществлялся дифференцированный подход с использованием разноуровневых задач. В качестве самостоятельной работы использовался материал, который изучался с опережением (по учебнику Мордковича)....

08 09 2019 3:19:34

Рабочие программы: математика (5–6-е классы), алгебра (7–9-е классы), алгебра и начала анализа (10–11-е классы)

Сборник содержит подробное тематическое планирование, требования к уровню подготовки обучающихся, учебно-методическое обеспечение программы, критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике. Методическое пособие окажет помощь педагогам общеобразовательных учреждений в разработке и утверждении рабочих программ по своему предмету....

07 09 2019 2:18:36

Урок алгебры по теме "Функция у=aх2+bx+c, ее свойства и график". 8-й класс

Урок изучения и закрепления новых знаний с И К Т, опорным конспектом. На уроке акцентировано внимание учащихся на алгоритм построения графика функции y=ax2+bx+c, свойства функции. Основные понятия: график функции, свойства функции, парабола, вершина параболы, ось симметрии параболы. В ходе урока используются различные формы познавательной деятельности учащихся....

06 09 2019 3:34:24

Математика вокруг нас (предметная неделя в школе)

Описание опыта проведения недель математики в школе. ...

05 09 2019 17:44:12

Математика. 6-й класс. Открытый урок по теме "Пропорция.Золотая пропорция"

Цели урока: знакомство с понятием «пропорция», с определением «золотая пропорция» и с понятиями, связанными с ним; знакомство с исторической справкой о «золотом сечении»....

04 09 2019 18:14:57

Диагностические тесты по математике

В настоящее время, при современных подходах к средствам контроля, аттестации, саморазвития и самообразования учащихся, значительное внимание уделяется тестированию. Контроль – неотъемлемая часть учебного процесса, то результат государственного итогового контроля полностью зависит от промежуточного контроля знаний и умений учащихся....

03 09 2019 11:50:45

Тема урока: "Птицы на координатной плоскости"

В презентации на примере творческой работы учащихся показана возможность применения среды " Живая математика" не только на уроках математики, но и внеклассных мероприятиях, интегрированных уроков, активизации познавательной деятельности и повышения мотивации учащихся к учебе....

02 09 2019 15:22:46

Разбираем автономное газовое отопление частного дома

Для частного дома или загородного коттеджа с наступлением холодного периода становится актуальной проблема отопления. Благодаря техническому прогрессу на сегодняшний день можно создать в своем доме автономную систему отопления, используя котлы отопления и другое, сопутствующее оборудование. В качестве топлива можно использовать уголь, дрова, электричество, однако природный газ остается до сих пор самым доступным и дешевым. Именно… Читать дальше...

01 09 2019 10:37:47

Урок физики в 8-м классе по теме "Делимость электрического заряда. Строение атома"

Урок должен показать, что электрический заряд можно делить на части; познакомить учащихся с планетарной моделью атома по Резерфорду; развивать способности учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы. На уроке предполагается использование компьютерной презентации, работа с таблицей Менделеева. ...

31 08 2019 1:25:23

Инверторный двигатель: что эты такое, как работает, как устроен

Что собой представляет инверторный двигатель, его достоинства, недостатки, особенности и область применения. Где установка таких двигателей оправдана...

30 08 2019 10:12:39

Интегрированный урок (история + математика) по теме "Развитие научных знаний в странах Арабского халифата". 6-й класс

Данный интегрированный урок способствует установлению межпредметных связей, рассмотрению темы урока с точки зрения истории и математики. Урок построен на паритетных началах, на равном долевом участие обоих педагогов. ...

29 08 2019 23:19:48

Решение квадратных уравнений. 8-й класс

Итоговое повторение с целью обобщить и систематизировать знания о квадратных уравнениях....

28 08 2019 11:24:57

Иррациональные уравнения с кубическими радикалами

Методическая разработка рассматривает 6 методов решения иррациональных уравнений, содержащих корни третьей степени, такие как возведение в куб, графическое решение уравнений, метод системы, метод введения новой переменной, использование монотонности функций. ...

27 08 2019 0:31:32

Умножение и деление натуральных чисел

Автор развивает логическое мышление учащихся, развивает память, внимание. Продолжает работу над формированием умения умножать и делить натуральные числа. Совершенствует вычислительные навыки учеников....

26 08 2019 7:16:17

Касательная к графику функции — урок обобщения и систематизации знаний

Цель занятия: повторить владение техникой составления уравнения касательной к графику функции, систематизировать основные типы задач, при решении которых используется метод касательной....

25 08 2019 8:55:21

Числовая последовательность. Предел числовой последовательности

Урок алгебры и начала анализа изучает числовые последовательности: способы задания, определения ограниченной последовательности, определение возрастающей, убывающей и монотонной последовательности. В приложении даны практические задания....

24 08 2019 7:30:12

Конспект урока по теме "Моделирование геометрических фигур с заданными свойствами"

Материал включает в себя один из уроков, посвященных разделу « Моделирование в графическом редакторе Paint». В системе уроков он является пятым по счету и проводится после изучения темы « Моделирование геометрических операций»....

23 08 2019 0:12:24

Урок математики в 6-м классе по теме "Модуль числа"

В ходе работы на уроке над понятием « Модуль числа», включая игровые моменты, учащиеся узнают, что модуль — это расстояние. Далее они применяют понятие «модуль» в старших классах к решению уравнений и неравенств вида <span class="math">| x – a | = b</span>, <span class="math">| x – a | > b</span>, <span class="math">| x – a | < b</span>....

22 08 2019 18:35:51

Решение задач по теме "Архимедова сила". 7-й класс

Урок по физике в 7-м классе строится на проблемных вопросах, которые ставятся учителем на протяжении всего урока и решаются учениками под руководством учителя фронтально....

21 08 2019 11:39:17

Урок–объяснение нового материала "Эффект Комптона"

Урок направлен на формирование правильного понимания природы света, позволяет познакомить учащихся с методом исследований на уроке, научить делать выводы на основании полученных результатов и анализировать результаты проводимых опытов. ...

20 08 2019 18:12:20

Урок "Рациональные числа", 6-й класс

В работе показаны возможности совместного проектирования урока с учащимися, отбор содержания, организация совместной деятельности учащихся и учителя. Формирование понятия «рациональные числа» от восприятия, осмысления и обобщения отдельных знаний о натуральных, целых и дробных числах к рациональным числам. Выдвижение гипотезы о существовании «нерациональных» чисел....

19 08 2019 8:12:29

Интегрированный урок по графике и информатике на тему: "Построение плоских сечений многогранников методом соответствия с применением графического редактора КОМПАС – 3D LT"

Предлагаемый урок будет очень интересен учителям математики. Это одна из самых сложных тем для многих учащихся. Задачи на эту тему встречаются на вступительных экзаменах в вузах. Объяснение этой темы представлено в виде пошаговых построений, что позволит учащимся легче освоить данный материал, а решение предлагаемых задач в К О М П А Се позволит закрепить эту тему и избежать инструментальной погрешности при выполнении построений. ...

18 08 2019 3:36:44

Тригонометрические уравнения второго порядка

Урок в 10-м классе призван закрепить полученные знания при решении тригонометрических уравнений, способствовать развитию навыков самостоятельного применения знаний, развивать коммуникативные качества, умение анализировать, навыки самоконтроля, мышление и речь, внимание и память, воспитывать самостоятельность и ответственность за качество своих знаний....

17 08 2019 1:37:15

Тригонометрические уравнения с модулем

Данная подборка задач посвящена подготовке к единому государственному экзамену в той его части, которая проверяет повышенный уровень математической подготовки. Уравнения можно решать на классных или факультативах занятиях....

16 08 2019 12:53:21

Деление обыкновенных дробей. 6-й класс

Знакомство с правилом деления дробей проводится с помощью создания проблемной ситуации в ходе дидактической игры, что способствует повышению мотивации к учебной деятельности....

15 08 2019 15:21:17

Модуль числа. 6-й класс, учебник Н.Я. Виленкина и др.

Урок изучения нового материала, на котором достаточно внимания уделяется повторению ранее пройденного. Презентация обогащает традиционный урок, повышает интерес учащихся к предмету, формирует культуру речи, повышает эффективность урока....

14 08 2019 21:37:37

Взаимодействие тел, 7-й класс

Сценарий игры " Счастливый случай" для учащихся 7-го класса. Проведение итогового урока по теме " Взаимодействие тел" в игровой форме развивает мышление, познавательную активность, умение применять полученные на уроках знания в нестандартной обстановке....

13 08 2019 22:38:40

Элементы краеведения на уроках математики в 5-м классе

Одним из основных условий повышения качества знаний является создание интереса к математике. Опыт показывает, что использование регионального компонента на уроках математики повышает интерес к математике как учебному предмету, вызывает желание заниматься ею и оказывает воспитывающее действие. Урок проводится в 5-м классе в форме заочной экскурсии по родному краю. Каждый предложенный вопрос содержит некоторый математический "секрет". Выявить этот секрет - основная задача решающего....

12 08 2019 5:26:16

Теорема Пифагора

Цель урока: познакомить учащихся с теоремой Пифагора; рассмотреть несколько способов доказательства теоремы и ее применение в ходе решения задач....

11 08 2019 1:51:45

Внеклассное мероприятие для 7-х классов. Турнир: "Самый умный математик"

Цель данной работы: способствовать проявлению индивидуальных способностей учащихся, активизировать их познавательную деятельность. Применяется коллективный метод работы с учетом индивидуальных особенностей детей для развития их кругозора, интереса, любознательности, смекалки, логического мышления. Работа может быть использована как внеурочное мероприятие, так и фрагментами на уроках....

10 08 2019 5:39:48

Свойства степени с натуральным показателем. 7-й класс

Урок алгебры в 7-м классе обеспечивает повторение, обобщение и систематизацию знаний по теме; создает условия контроля (взаимоконтроля) усвоения знаний и умений; способствует формированию умений применять приемы обобщения, сравнения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, развития математического кругозора, мышления, речи, внимания и памяти; содействует воспитанию интереса к математике, активности, организованности, формирует положительный мотив учения....

09 08 2019 9:57:50

Урок-зачет по теме "Применение производной к исследованию функций" в 10-м классе

Представлен урок контроля и самоконтроля знаний и навыков по теме " Применение производной к исследованию функций" в системе тестов, дифференцированных по степени сложности....

08 08 2019 19:13:27

Урок обобщения и систематизации знаний в 9-м классе по теме "Арифметическая прогрессия"

Урок проводится с целью повторения теоретического материала; выработки у учащихся навыка решения задач с использованием формул суммы n первых членов арифметической прогрессии; отработки навыков решения логических задач; подготовки учащихся к контрольной работе....

07 08 2019 11:17:54

Урок математики в 3-м классе по теме "Решение текстовых арифметических задач"

Представлен урок по традиционной системе обучения, направленный на формирование у младших школьников общего умения решать текстовые задачи. Каждый этап урока предполагает формирование структурных компонентов учебной деятельности. Даны подробные методические комментарии для учителя. ...

06 08 2019 13:42:48

"Путешествие по лабиринту" (обобщающий урок-игра в 5-м классе по теме "Задачи на проценты")

Урок является примером интеграции математики и краеведения, воспитывает любовь к малой Родине, родной школе средствами предмета математики. Целенаправленное закрепление знаний осуществляется через игру « Путешествие по лабиринту». На уроке реализуются цели - умение решать задачи на проценты, развитие любознательности, интереса к математике....

05 08 2019 19:25:59

Отношение двух чисел. 6-й класс

Урок проводится с использованием информационных технологий, что несет в себе огромный мотивационный потенциал. Включение фрагмента в урок служит созданию у школьников положительной мотивации к изучению нового учебного материала, развитию познавательного интереса к предмету, первичного закрепления знаний, проверке знаний учащихся....

04 08 2019 23:19:36

Посвящение в юные математики

В ходе мероприятия учащимся предлагаются конкурсы, связанные с математикой, развлекательные. Может быть использовано математиками, классными руководителями, не требуются математические знания....

03 08 2019 12:15:15

Активные методы обучения математике

В статье обобщен опыт работы по организации учебного процесса на основе активных методов обучения математики. Обозначены признаки методов активного обучения, а также дано описание некоторых из них. ...

02 08 2019 3:26:31

Урок физики "Движение связанных тел". 10-й класс

На уроках решаются простые задачи и средней сложности. Все больше задач повышенной сложности предлагается в экзаменационных материалах вузов; в уровне " С" единого государственного экзамена. Задача урока: научиться решать количественные задачи повышенной сложности, повторить законы динамики....

01 08 2019 6:29:23

Теорема Пифагора

Предлагаемый урок изучения и первичного закрепления знаний посвящён самой известной теореме математики. Чтобы создать стимул к поиску ответа, задачи на закрепление задаются в виде проблемных ситуаций из жизни. Их можно так же связать с выбором профессий: работника Г А И, дизайнера и т.д. Коллективный способ обучения включает всех учащихся в активную деятельность, организует взаимопомощь....

31 07 2019 23:40:52

Урок математики по теме "Решение задач на проценты". 5-й класс

Подробная разработка урока в 5-м классе содержит задачи разного уровня, позволяющие разнообразить и активизировать деятельность учащихся на уроке....

30 07 2019 18:11:50

Вводные задачи по теме "Определенный интеграл"

Вычисление площадей криволинейных фигур с помощью разбиения их на бесконечно малые части приводит к трудоемкому процессу суммирования. Связь этого метода с первообразной привела к формуле Ньютона- Лейбница для определенного интеграла. В приложении к данной статье даны задачи, которые способствуют пониманию школьниками методов интегрального исчисления, раскрывают связь различных методов, демонстрируют практическую важность классической формулы Ньютона- Лейбница....

29 07 2019 13:51:54

Урок физики на тему «Плотность вещества». 7-й класс

При упоминании о плавании тел и, как следствие, создание понятийной базы для этой темы нужно закладывать при прохождении темы « Плотность вещества»....

28 07 2019 22:25:11

"Решение показательных уравнений с помощью замены переменных". 11-й класс

На уроке изучается алгоритм решения показательных уравнений с помощью замены переменных. В ходе урока уделяется особое внимание формированию навыков организации собственной деятельности – самостоятельного поиска решения, самоконтроля, анализа результатов своей работы....

27 07 2019 19:54:44

Урок алгебры в 9-й классе "Степень с целым показателем"

Представлен урок повторения и закрепления знаний и умений при решении упражнений по теме " Степень с целым показателем", решение уравнений, содержащих степени....

26 07 2019 13:44:59

Урок математики по теме "График линейной функции"

Урок должен создать условия для формирования у учащихся представлений о видах графика линейной функции. Ученики повторяют определения функции, определения прямой пропорциональности, определения линейной функции; проверка усвоения способов задания функции....

25 07 2019 13:43:19

Лингвистические ресурсы при решении текстовых задач

Статья посвящена решению текстовых задач как одному из способов формирования у учащихся навыков работы с текстом. Рассматриваются вопросы о форме лингвистического компонента, об использовании языковых особенностей и языковых сигналов для успешного решения задач и понимания материала в целом. Предлагается методика комплексного подхода к решению, с точки зрения языковых и математических знаний, как ресурс для успешного изучения математики. Приведены примеры....

24 07 2019 2:19:24

Звукоизоляция стен - материалы и виды изоляции

У панельных домов есть весьма существенный недостаток – у них изначально очень низкий показатель звукоизоляции стен. Большинство обывателей не желают мириться с таким постоянным неудобством, мешающим спокойствию и воздействующего на нервную систему, поэтому предпринимают всевозможные способы для уменьшения проникновения посторонних шумов, как со стороны соседних квартир, так и уличного пространства. Сразу оговоримся, что эта проблема… Читать дальше...

23 07 2019 4:27:41

Игра-викторина "Математический поезд в страну Дроби" (урок-закрепление темы "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; 5-й класс)

Для учащихся 5–7-х классов активная форма деятельности - это игра. Поэтому в своей работе включаю игровые моменты в уроки. В качестве примера хочу предложить урок-викторину " Путешествие в страну " Дроби", который я проводила в 5-м классе. Надеюсь, что данный урок пригодится начинающим учителям. ...

22 07 2019 15:41:11

Задачи на проценты. 6-й класс

В ходе представленного урока учащиеся систематизируют все знания о процентах, учатся решать задачи на проценты повышенной сложности, составлять задачи по статистическим материалам своей школы. На уроке используются различные формы работы с учащимися, интересная форма организации самостоятельной работы....

21 07 2019 21:41:41

Восхождение на математический Олимп. Тема: «Решение прямоугольных треугольников»

Урок изучения нового материала с использованием И К Т и элементами игры, что позволяет сделать урок насыщенным, развивать познавательный интерес обучающихся. Учащиеся узнают, что значит «решить прямоугольный треугольник», учатся применять новые знания для решения различных задач, в том числе практических, имеющих исторический аспект, что очень важно, т.к. у учеников часто возникает вопрос: « А где нам это понадобится в жизни?». Также ребята знакомятся с историческими сведениями по теме....

20 07 2019 17:29:42

Информационные технологии на уроках физики

Представлен урок физики в 9-м классе. Особенность урока в том, что для проверки знаний применяется пульт интерактивного опроса....

19 07 2019 13:58:33

Обобщающий урок в 9-м классе по теме "Трапеция" с применением информационно-коммуникационных технологий

На этом уроке учащиеся имеют возможность обобщить понятие трапеции, её видов. Но особое место занимают задачи, которые считаются наиболее сложными и охватывают разделы школьного курса геометрии 7–9-х классов. Они адресованы учащимся для подготовки к Е Г Э....

18 07 2019 10:54:48

Отопление теплиц: как сделать отопление в теплице своими руками

Теплица представляет собой сооружение, задача которого заключается в поддержании температуры, необходимой для активного роста растений, обеспечения урожайности и плодовитости сельскохозяйственных культур, что без качественного отопления не возможно. В летнее время температура достигается обилием солнечного света и внешними условиями, но далеко не всех хозяев устраивает вариант с эксплуатацией теплицы исключительно в теплые сезоны года. Отопление теплиц… Читать дальше...

17 07 2019 11:44:43

Обобщающий урок по теме "Решение квадратных уравнений"

Цель урока – в проверке знаний формулы квадратного уравнения, формулы корней квадратного уравнения, умения применять формулу; отработать навыки применения формулы. ...

16 07 2019 3:24:28

Простейшие геометрические фигуры на плоскости (обобщающе-контролирующий урок по математике в 5-м классе с использованием информационных технологий)

На уроке обобщаются знания учащихся о простейших геометрических фигурах на плоскости из школьного курса математики 5-го класса. Для проведения урока необходим кабинет, оборудованный современными компьютерами, и цифровой проектор с демонстрационным экраном. В ходе урока используются мультимедиа-презентация, составленная в PowerPoint, тесты и электронный справочник, созданные при помощи программы Access. В качестве раздаточного материала применяются " Рабочие листы ученика" (в которых школьники фиксируют различные этапы своей работы), выполненные в программе Word....

15 07 2019 3:52:11

Площадь треугольника

В работе представлен урок геометрии в 8-м классе. Каждый этап урока поддерживается компьютерной презентацией. На уроке учащиеся изучают площадь треугольника. ...

14 07 2019 7:57:21

Интегрированный урок математики и информатики по теме «Исследование влияния коэффициентов a, b, c на вид графика функции y = ax² + bx + c»

Интегрированные уроки математики и информатики рассматриваются не как объединение содержания школьных курсов математики и информатики, а как внедрение методов информатики в обучение математике. Цель: обогащение знаний по теме « Квадратичная функция»; развитие мышления в исследовательской деятельности; формирование информационной компетентности учащихся; обучение исследовательским навыкам (анализ, синтез, выдвижение гипотезы)....

13 07 2019 14:17:38

Урок физики в 8-м классе "Электризация тел. Два рода электрического заряда"

Открытый урок объяснения нового материала. Разнообразие форм и методов, используемых на уроке, делает его эффективным и интересным. Исторический материал и часть опытов были подготовлены и проведены самими учащимися. ...

12 07 2019 5:48:20

Методические рекомендации к занятию элективного курса "Физика в окружающей природе" по теме "Закон Солнца, миражи, радуга"

Данная статья - это методические рекомендации к проведению занятия элективного курса " Физика в окружающей природе" для учащихся 9-го класса по теме " Оптические явления в природе" (радуга, миражи, закат Солнца). ...

11 07 2019 6:43:51

Информационные технологии на уроках математики

На уроке созданы условия для освоения алгоритма исследования функции на чётность аналитическим и геометрическим способом. Осуществляется практическое применение знаний у учащихся при построении графиков чётной и нечётной функции, идет работа над обогащением понятийного аппарата, понятиями: "чётная", "нечётная", "ни чётная, ни нечётная", "симметричное множество"....

10 07 2019 21:30:20

«Решение задач с помощью квадратных уравнений». 8-й класс

На уроке использованы принципы систематичности, прочности знаний, учитываются индивидуальные способности учащихся, связь полученных знаний с жизнью. Методы на уроке: проблемный, частично-поисковый, поисковый. Применялись групповая и индивидуально-дифференцированные формы работы. Цель: воспитывать познавательный интерес, навыки общения, коммуникативные качества....

09 07 2019 13:58:19

Прямая и кривая линии. Занятие кружка "В мире математики". 2-й класс

Занятие проведено в рамках кружка « В мире математики» во 2-м классе. Весь материал занятия направлен на обеспечение развития пространственных представлений и воображения учащихся. Дети знакомятся с прямой и кривой, с пересекающимися и непересекающимися прямыми, различными случаями взаимного расположения прямых на плоскости. Практические задания позволяют закрепить умения детей различать и строить прямые и кривые линии, лучи, отрезки....

08 07 2019 1:29:13

Тема урока: "Цилиндр"

Основные цели урока - ввести понятие цилиндра освязанных с ним формул, закрепить понятия с помощью выполнения заданий. А также способствовать развитию у учащихся умения самостоятельно формулировать цели и задачи; развивать пространственное воображение; воспитывать внимание, аккуратность, бережное отношение к техническим средствам. ...

07 07 2019 19:52:48

Метод решения задач по разделу "Кинематика" темы "Механика"

Умение решать задачи – это один из главных показателей глубины усвоения учебного материала. Метод решения задач по разделу " Кинематика" темы " Механика", описанный в статье, обеспечивает гарантированное обучение учащихся с любым уровнем знаний. Слабые учащиеся получают навыки решения задач, не решая, а намечая лишь "путь" решения задачи. Сильному ученику данная методика позволяет систематизировать свои знания и навыки и практически сразу же приступить к решению трудных задач....

06 07 2019 11:10:12

Информационные технологии на уроках математики. Урок алгебры в 7-м классе по теме: "Сложение и вычитание многочленов"

Урок алгебры для 7-го класса. На уроке закрепляется умение выполнять сложение и вычитание многочленов, развивается умение приводить подобные слагаемые. ...

05 07 2019 20:17:54

Урок физики на тему "Генераторы". 11-й класс

Цель урока: объяснение устройства и принципа действия трехэлектродной лампы, видов и типов генераторов переменного тока. Урок проводится с использованием презентации....

04 07 2019 20:33:52

Урок математики по теме "Умножение чисел"

На уроке математики в 5-м классе школы VIII вида, используя метод наблюдения, учитель так организует познавательную деятельность учащихся, что им становится доступным самостоятельно сделать обобщения, выводы. Задания дифференцированы по уровням развития школьников. Использование карточек, памяток даёт возможность ученикам проконтролировать своё решение, воспитывает уверенность, самостоятельность....

03 07 2019 2:13:59

Открытый урок математики по теме "Решение задач на нахождение числа по его дроби". 6-й класс

Урок целесообразно проводить при закреплении изученного материала. В ходе урока учащиеся знакомятся с интересными историческими фактами, сочетают различные виды деятельности. Создаются условия для проявления самостоятельности, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворенности, успеха....

02 07 2019 16:25:48

Бинарный урок в 10-м классе «Изучение конфликтов в обществе с помощью производной» (обществознание - математика)

Цели урока: обучение учащихся умениям самостоятельно применять знания из разных дисциплин; обобщить и систематизировать знания по теме « Производная», повторить и закрепить навыки вычисления производной, изучить причины появления конфликтов и способы их разрешения; развивать математическую речь и творческие способности при решении задач, учить поиску конструктивных решений для выхода из конфликтных ситуаций....

01 07 2019 21:39:31

Разработка урока по алгебре и началам анализа в 10-м классе по теме "Неразлучная пара" - показательная и логарифмическая функции"

Урок проводится во время повторения курса 10-го класса. При теоретическом обобщении свойств показательной и логарифмической функций расставляется акцент на вопросе монотонности данных функций, знание, которого закрепляются в ходе решения комбинированных уравнений. ...

30 06 2019 17:34:52

Обобщение и систематизация знаний по теме "Типы химических реакций"

План обобщающего занятия по теме....

29 06 2019 22:12:51

Урок по геометрии. Тема: "Геометрическое исследование задачи при помощи чертежных инструментов"

Самые простые планиметрические задачи становятся сложными для многих учеников. Причины не столько в слабых знаниях теории, сколько в неразвитости геометрического мышления, в отсутствии навыков исследования геометрических ситуаций....

28 06 2019 2:14:21

Урок алгебры в 7-м классе "График функции у=IхI" (технология проблемно-диалогического обучения"

В сложном прилагательном "проблемно-диалогическое" первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Слово "диалогическое" означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога....

27 06 2019 4:55:14

Физика в стакане чая. Урок-чаепитие

Урок проводился в форме чаепития со всеми положенными при чаепитии атрибутами: чайником, чашками и т.д. В урок был введен региональный компонент в виде задачи 1. Дети были обрадованы нестандартной формой урока и удивлены тем, что каждодневные ситуации объясняются законами физики. Это повысило мотивацию учеников к обучению физике. ...

26 06 2019 22:29:14

Моделирование системы уроков элективного курса по теме "Иррациональные уравнения и неравенства"

В данной статье предложено моделирование системы уроков элективного курса по теме " Иррациональные уравнения и неравенства" ...

25 06 2019 23:22:21

Конспект урока по алгебре и началам анализа (10-й класс)

Урок комбинированный, на котором реализуются принципы блочно-модульной технологии, используются элементы проблемного изложения материала, внимание уделяется развитию самостоятельности действий учащихся, практические задания расположены по возрастанию уровня сложности, домашнее задание основывается на принципе опережающего обучения. ...

24 06 2019 21:15:44

Прямоугольный параллелепипед

Урок комплексного применения знаний и умений учащихся с установкой « Учимся наблюдать и развиваем пространственное воображение». Исследовательская деятельность учащихся на уроке – одно из обязательных условий для достижения целей урока. В данной ситуации ученики исследуют геометрическую фигуру - параллелепипед....

23 06 2019 17:20:48

Учебная практика по физике "Использование полупроводниковых диодов в домашнем освещении". 11-й класс

Данная учебная практика позволяет развивать исследовательские навыки учащихся, навыки работы с электрическим оборудованием, умение обобщать, сравнивать, делать выводы, изобретать, моделировать электрические устройства, реализовывать теоретические находки на практике. Материал данной практики выходит за рамки стандарта и углубляет знания учащихся по физике и технологии....

22 06 2019 17:54:14

Школа саморазвития как система активизации самостоятельной познавательной деятельности в обучении математике

Одно из ведущих качеств личности – самостоятельность. Оно выражается в умении ставить перед собой определённые цели и добиваться их достижения собственными силами. Залогом успешной учёбы школьников является самостоятельная познавательная деятельность. Это стало основой моего педагогического труда. Свою школу я назвала школой саморазвития. ...

21 06 2019 11:48:43

Совместные действия с десятичными и обыкновенными дробями

Урок-сказка проводится в форме соревнования двух команды. Учитель рассказывает ребятам сказку, в ходе которой учащимся приходится решать различные примеры....

20 06 2019 22:34:17

Организация деятельности по выявлению, воспитанию, обучению одаренных детей в малокомплектной сельской школе

Работа с одаренными детьми требует особых усилий от педагогов. Приходится постоянно заниматься самообразованием, повышать свое педагогическое мастерство. За сухими цифрами кроется напряженный, кропотливый труд педагогов и учащихся, который невозможно измерить. Но самое главное - поддержка одаренных детей, от которых, в конечном счете, зависит наше будущее....

19 06 2019 18:31:20

Прямые на плоскости и в пространстве. Расстояние. 6-й класс

Представлен интерактивный урок по математике, посвященный отработке навыков построения перпендикуляров к прямой и плоскости из данной точки, нахождения расстояния между прямыми, между точкой и плоскостью на нелинованной бумаге....

18 06 2019 14:37:25

Символическая рефлексия на уроках математики на примере урока "Общее Счастье"

Урок математики для 6-го класса разработан с символической рефлексией. Культурный аналог ( К А) – это особый символ, который вводится на уроке для работы с учащимися. Выработка и внедрение такого К А является одним из моментов рефлексивных процессов. С одной стороны, К А представляет из себя персонаж сказки, призванный собрать и интегрировать в себя все основные аспекты рефлексируемых событий (применение распределительного свойства умножения), а с другой, удачно подобранный К А способен открыть новые глубины в осмысленном явлении. ...

17 06 2019 20:46:21

Открытый урок "Математическая шкатулка" в 11-м классе по теме "Уравнения"

Целью урока является закрепление и обобщение решения показательных, логарифмических, тригонометрических и иррациональных уравнений. Работа проходит в группах. Каждая группа получает задания по трем частям А, В, С (как по форме Е Г Э). ...

16 06 2019 22:43:41

Сложение и вычитание десятичных дробей. 5-й класс

Обобщение и закрепление знаний учащихся по теме. Занятие основано на презентации....

15 06 2019 0:43:53

Интегрированный урок (математика + география) "Решение задач краеведческого характера". 6-й класс

Урок показывает, как можно формировать у учащихся умение решать сюжетные задачи, используя близкий и понятный детям краеведческий материал. В ходе урока учащиеся обобщают знания по теме « Реки и озера»....

14 06 2019 5:37:59

Практикоориентированное обучение на уроках математики в условиях реализации программы профильной школы

В статье приведены фрагменты уроков, образцы проектов и задач; показаны следующие приемы и методы обучения: - моделирующие и деловые игры; - проектная деятельность; - исследовательская деятельность; - формирование социальной компетентности через содержание заданий. Эти материалы могут быть использованы на уроках математики в профильных классах, элективных курсах и во внеклассной работе....

13 06 2019 22:24:20

Описание лабораторных работ по физике

Статья содержит описание лабораторных работ по темам: « Измерение коэффициента трения», « Оценка границ погрешности при измерениях силы тока», « Определение цены деления измерительного прибора», « Изучение равномерного движения»....

12 06 2019 17:10:14

Урок контроля знаний по теме "Решение линейных неравенств"

Урок в 8-м классе, на котором идет обобщение и систематизация знаний для решения линейных неравенств....

11 06 2019 19:34:53

Координатно-векторный метод решения стереометрических задач при подготовке к ЕГЭ

Координатный метод решения стереометрических задач часто является удачной альтернативой для учащихся, испытывающих трудности с пространственным воображением, позволяет им, избегая ошибок из-за неуверенного владения стереометрическим материалом, справляться с решением задач типа С2 в Е Г Э, следуя определенному четкому алгоритму....

10 06 2019 11:31:28

Использование элементов кейс-технологий на примере урока физики по теме "Сила упругости". 7-й класс

Урок является продолжением и практическим закреплением понятия силы упругости, её месте и роли в окружающем мире. При построении урока используются проблемный, исследовательский методы, элементы кейс-технологии....

09 06 2019 14:20:49

Урок-игра "Заезд по полиномной местности" по УМК А.Г.Мордковича. 7-й класс

Цель урока: обобщить материал по теме « Многочлены. Арифметические операции над многочленами»....

08 06 2019 20:51:26

Сценарий урока по теме "Решение уравнений"

Учитель должен организовать на уроке все виды учебно-познавательной деятельности так, чтобы в результате ученик самостоятельно приходил к каким-либо выводам, чтобы сам для себя созидал знание. Использование компьютера и мультимедийных технологий дают положительные результаты. ...

07 06 2019 3:43:12

Обобщающий урок по теме "Вокруг формулы разности квадратов двух выражений"

На уроке рассматривается применение формулы разности квадратов при разложении на множители, решении уравнений, рассматриваются ситуации, в которых выгодно пользоваться формулой разности квадратов. Для развития познавательной активности учащихся на уроке используется интерактивная доска. ...

06 06 2019 9:39:46

Конспект урока по алгебре "Арифметическая прогрессия". 9-й класс

Интегральная технология помогает осуществлять индивидуальный подход к учащимся, включать каждого в осознанную учебную деятельность, мотивировать ее, формировать навыки самообучения и самоорганизации. Семинар-практикум является мобильной формой урока. Его схема зависит от результатов предыдущего среза. ...

05 06 2019 0:39:29

Сложение и вычитание десятичных дробей

Урок проводится по схеме: после повторения действий сложения и вычитания с обыкновенными дробями разбираются примеры на сложение и вычитание десятичных дробей, в которых десятичные дроби записываются в виде обыкновенных дробей и выполняются действия, после чего результат записывается в виде десятичной дроби. Замечается, что сложение и вычитание выполняется поразрядно, после чего разбирается алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей....

04 06 2019 21:52:56

Конспект урока по математике для 6-го класса по теме "Умножение дробей"

Урок обобщающего повторения и проверки З У в 6-м классе по теме " Умножение дробей" проводится для выявления степени готовности учащихся по данной теме. ...

03 06 2019 20:49:21

Устный счет на уроках математики

На своих уроках я использую тесты как одну из форм контроля, наравне с традиционными самостоятельными и контрольными работами, зачетами, смотрами знаний и т.п. Тесты воспринимаются большинством учеников как своеобразная игра....

02 06 2019 1:35:21

Урок физики по теме "Работа и мощность электрического тока. Нагревание проводников электрическим током"

Урок применяет системно-функциональный и системно-структурный подход к усвоению физических величин. Учитель дает учащимся понятие о работе и мощности электрического тока; объясняет, почему происходит нагревание проводников при прохождении электрического тока. У ребят развивается навык обобщать и систематизировать знания по данным темам. Повышается интерес учащегося к предмету и мотивация к обучению....

01 06 2019 3:24:46

Функция, свойства функции. Степенная функция

Данный урок является обобщающим по теме " Функция, её свойства и график", а также в результате исследовательской работы в группах учащиеся выходят на тему следующего урока " Степенная функция". Использование интерактивной доски SITRONICS, мобильного компьютерного класса и обучающего диска положительно влияет на познавательную активность учеников. ...

31 05 2019 0:48:17

Разные способы решения квадратных уравнений

В ходе урока cистематизируются знания, полученные при изучении темы " Квадратные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним", проверяется умение применять знания при решении квадратных уравнений всех видов, знание определения квадратного уравнения, приведенного квадратного уравнения, знание формул сокращенного умножения, формулировки теоремы Виета. ...

30 05 2019 9:29:27

Интегрированный урок (физика + математика + информатика) на тему "Исследование и построение графиков функций при изучении движения роботов"

На уроке обобщаются и закрепляются следующие темы по физике - « Механическое движение»; по математике - « Применение линейной функции для описания механического движения»; по информатике - « Построение графиков функций в электронных таблицах». Данный урок является связующим для усвоения таких понятий как механическое движение, зависимость перемещения от времени при равноускоренном движении, линейная функции, построение графиков этой функции....

29 05 2019 4:21:19

Как правильно передать показания счетчика за электроэнергию -

Возможность пользоваться благами цивилизации в условиях квартиры обязывает жильцов вовремя производить оплату за поставляемые энергоресурсы, и в положенные сроки сообщать показания электросчетчиков. Диапазон приемов доставки информации об объемах потребленной электроэнергии на сегодняшний день достаточно обширен. И всегда можно выбрать подходящий вариант, который займет немного времени и впишется в трудовой распорядок дня. Виды передачи Вариантов передачи… Читать дальше...

28 05 2019 12:28:52

Решение показательных неравенств

Представлен наиболее простой и приемлемый вариант проведения урока по данной теме с использованием элементов развивающего обучения, позволяющий учащимся с разным уровнем подготовки максимально усвоить новую учебную информацию. Также просматриваются межпредметные связи с таким предметом, как информатика. Урок проводится с использованием мультимедийной техники....

27 05 2019 13:47:31

Статистическое определение вероятности события

На уроке вводится статистическое определение вероятности события, понятие относительной частоты; систематизируются знания учащихся по статистическому и классическому определению вероятности события. Урок проводится с применением опорных конспектов и интерактивной доски, оригинальных способов решения задач на уроках. ...

26 05 2019 7:47:11

Закон всемирного тяготения

Представленные материалы могут быть использованы при проведении урока, конференции или практикума по решению задач на тему " Закон всемирного тяготения". ...

25 05 2019 16:41:53

Урок физики. 8-й класс. "Испарение и конденсация"

Конспект урока в 8-м классе знакомит учащихся с понятиями парообразование, испарение, насыщенный и ненасыщенный пар, конденсация; формирует представление о процессе научного познания; прививает культуру умственного труда, умение анализировать, сравнивать, обобщать. ...

24 05 2019 15:34:43

Раздвижные ворота: удобно, практично, красиво

На сегодняшний день все большую популярность набирают откатные или раздвижные ворота, главное их преимущество перед распашными — это экономия свободного пространства, так как они открываются вдоль забора или стены, удобство в использовании. При наличии в доме нескольких ворот и калиток, а также большого количества входных дверей и подсобных помещений нелишним в прихожей будет завести специальную… Читать дальше...

23 05 2019 20:37:18

Урок геометрии в 5-м классе "Биссектриса угла"

Урок знакомит с понятием "биссектриса угла", учит строить биссектрису угла с помощью циркуля и линейки....

22 05 2019 2:45:33

Урок физики в 7-м классе по теме "Сила тяжести" с использованием компьютерной презентации

Учитель может создать свой вариант мультимедийного урока, взяв нужные ему фрагменты текстов, рисунков, видеозаписей из так называемой библиотеки электронных наглядных пособий. Этот продукт будет обучающим мультимедиапредставлением (презентацией). Презентация - творческая работа, в которой задействуются несколько мультимедиатехнологий. Для его создания необходимы программы и устройства для набора текста, видео- и аудиозаписи. Сначала отбирается нужный материал (текстовой, звуковой, видео). Затем производится монтаж этого материала в определённую последовательность с помощью PowerPoint....

21 05 2019 19:47:21

Интегрированный урок (алгебра + история) "Решение уравнений с модулями"

Учащиеся знакомятся с методом решения уравнений, содержащих под знаком модуля выражение с переменной....

20 05 2019 22:17:40

Интегрированный урок математики и информатики в 9-м классе по теме "Построение и преобразование графиков квадратичной функции"

Урок проходит в компьютерном классе. Учащиеся, выполняя практическую работу в электронных таблицах Excel, сами выводят алгоритм построения графиков функций данной модели. Используя данный алгоритм, строят график функции в тетради. В конце урока проводится первичный контроль - тест....

19 05 2019 7:26:51

Старые русские меры в истории и речи народной

Данная презентация может быть использована в классе с любым уровнем подготовленности. Она предназначена для проведения внеклассного мероприятия по ознакомлению учащихся со старыми русскими мерами....

18 05 2019 11:53:20

Механические колебания. Величины, характеризующие колебательное движение

В статье представлен ход урока, в процессе которого ученики формируют понятие о механическом колебании, о его частоте, периоде и амплитуде. Развиваются умения и навыки самостоятельно добывать знания, используя логическое мышление....

17 05 2019 8:32:57

Урок математики по теме "Буквенные и числовые выражения. Уравнения". 5-й класс

Урок помогает повторить и обобщить умения и навыки решения уравнений и задач с помощью уравнений; развивать логическое мышление, память, внимание, навыки самостоятельной и творческой работы, математической речи, контроля и самоконтроля; воспитывать интерес к предмету, точность и аккуратность в оформлении решений....

16 05 2019 18:47:45

Внеклассное мероприятие по математике "Сказка-КВН" для 3–6-х классов

К В Н проводится учащимися 5–6-х классов для других учеников этой параллели или для учащихся начальной школы....

15 05 2019 19:32:27

Обзор циркулярных пил на современном рынке электроинструмента.

Нужен диск для циркулярной пилы, но сомневаетесь в выборе? В этой статье мы подробно рассказали, какие бывают диски и как правильно их выбирать....

14 05 2019 16:14:51

План-конспект урока по физике с использованием технологии конструирования культуротворческих ситуаций в 8-м классе по теме "Световые явления и жизнь на Земле"

Цели урока: усвоить знания о свете как источнике информации, участнике различных явлений, и его роли в развитии цивилизации....

13 05 2019 8:57:29

Урок-смотр "Открой свою звезду" по теме "Действия с положительными и отрицательными числами" в 6-м классе

Главная цель урока: закрепить умения и навыки сложения, вычитания, умножения и деления отрицательных и положительных чисел, обобщить и систематизировать знания учащихся, проверить прочность знаний и умений. Урок проводился в компьютерном классе с использованием мультимедийного проектора. Технологии, обеспечивающие поддержку урока: дифференцированное обучение, технология проблемного обучения. Учащиеся выполняют задания, ставят цель урока, делают выводы, подводят рефлексию урока....

12 05 2019 12:11:15

Урок по математике "Решение комбинаторных задач"

Комбинаторика и теория вероятностей — новые разделы школьной математики. Основная функция моего урока — создать дидактические условия для формирования у пятиклассников представлений о комбинаторных задачах и способах их решения: перебор, таблица, дерево возможных вариантов, граф. Знакомство учащихся с этими способами расширит их представления о математическом моделировании, окажет влияние на развитие их мышления и подготовит к осознанному решению комбинаторных задач с помощью формул в последующих классах....

11 05 2019 23:51:52

Коллективный способ обучения как один из путей повышения эффективности процесса обучения

В статье рассматривается коллективный способ обучения, апробированный автором в своей педагогической практике в 9-м классе при прохождении темы " Электромагнитное поле". Обосновывается значимость данной формы учебной деятельности как для учащегося, так и в целом для всего учебного процесса....

10 05 2019 4:49:59

Интегрированный урок в 6-м классе по теме "Математическая география" или "Путешествие по маршруту Финляндия — Швеция"

Как повысить мотивацию к изучению математики и географии? Как за короткое время повторить все пройденное за год, да еще заглянуть в 7-й класс? Как показать ребятам важность применения теоретических знаний на практике? Как побудить шестиклассников к оценке своей деятельности, взаимопомощи, анализу ошибок? Как проверить развитие логического мышления и предметной речи? Масса вопросов... Мы отвечаем на них так: Г Е О М А Т И К А!!! (интегрированный итоговый урок с компьютерной поддержкой)....

09 05 2019 19:15:26

Открытый урок по математике "Наибольший общий делитель"

Весь урок сопровождается презентацией, составленной с помощью программы Microsoft Power Point. Урок проводится в кабинете математики при наличии одного компьютера и проекционного оборудования. Презентация состоит из следующих частей: активизации познавательной деятельности, тренировочных упражнений и самостоятельной работы с проверкой....

08 05 2019 15:39:19

Определенный интеграл и его геометрический смысл

Цель урока: введение понятия "определенный интеграл", следуя естественно-историческому развитию математики; разъяснение его геометрического смысла; вычисление определенного интеграла; развитие творческих способностей, логического мышления, умения обобщать и систематизировать знания;...

07 05 2019 20:56:42

Интегрированный урок (математика + информатика) по теме «Зависимость положения графика квадратичной функции». 9-й класс

Цели урока: обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме " График квадратичной функции"....

06 05 2019 19:45:29

"Статистика". 8-й класс

Урок представляет собой изучение нового материала в виде информационного проекта, составленного учащимися (первоначальные знания о статистике были получены учащимися на занятиях кружка), а также закрепление нового материала в виде исследовательского проекта, выполненного учащимися, и практической работы на уроке. Урок предусматривает анализ статистических исследований на последующем уроке....

05 05 2019 12:35:52

Урок геометрии по теме "Площадь трапеции" (8-й класс)

Доказательство теоремы о площади трапеции предложено провести учащимся самостоятельно, используя опыт решения предыдущих задач. Доказательство обсуждается, корректируется и записывается в тетрадях. Закрепление нового материала проводится таким образом, что часть задач решаются совместно всем классом, другая часть предлагается для самостоятельного решения, учитель оказывает консультативную помощь. ...

04 05 2019 20:19:56

Урок-экскурсия "Энергосбережение"

В 2010/11 учебном году учащиеся 10-го класса нашего лицея принимали участие в работе IV районной конференции школьников « Многонациональный Санкт- Петербург» в секции « Энергосберегающие технологии – толерантное отношение к природе». Занятие убедительно подействовало на участников: противников энергосберегающих технологий после занятия не было, т.к. в доступной форме, с математическими расчетами, без навязчивых лозунгов было доказано преимущество «умных» энергосберегающих приборов....

03 05 2019 16:36:54

Внеклассные мероприятия по математике "Как подготовить и провести неделю математики"

Проведение предметных недель в школе всегда вызывает у учащихся интерес и желание поучаствовать в них. Сценарий недели математики рассказывает о некоторых формах организации учебной деятельности в рамках математической недели. Отдавая дань моде популярным телеиграм и передачам, проводятся аналогичные соревнования: « Что? Где? Когда?», « Слабое звено», « Самый умный», « Поле чудес», « Звездный час» и др. ...

02 05 2019 2:11:55

Информационные технологии на уроках математики. Разработка урока по алгебре "Арифметический квадратный корень", 8-й класс

Урок по алгебре в 8-м классе на тему « Арифметический квадратный корень» формирует у учащихся умения выполнять обобщение и конкретизацию; развивает математическую речь при комментарии решений; развивает качества мышления: гибкость, целенаправленность, рациональность....

01 05 2019 4:59:47

Урок геометрии в 8-м классе по теме "Четырехугольники"

Урок обобщающего повторения в 8-м классе по теме « Четырёхугольники». Данный урок в занимательной форме позволяет проверить знания основных свойств и признаков изученных четырёхугольников. В ходе подготовки к уроку учащимся предлагается самостоятельно найти дополнительный материал, придумать эмблему команды. Подбор задач зависит от уровня подготовки класса....

30 04 2019 1:19:37

Тема урока: "Свойства степени". 7-й класс

Изучение алгебры служит базой для старшей школы, важно научить детей выполнять основные операции и действия со степенями. В том числе на уроке отрабатывается навык сложения и вычитания чисел с разными знаками. Нестандартные методы обучения заинтересовывают детей, повышают эффективность уроков. Как следствие – повышается интерес детей к математике....

29 04 2019 1:59:42

Урок математики в 3-м классе. Тема: "Доли"

Цель урока: ввести понятие «доли», научить практически получать доли, записывать их, сравнивать....

28 04 2019 9:41:22

Построение и преобразование графиков квадратичной функции

Изучение преобразования графиков квадратичной функции в электронных таблицах Excel позволяет существенно сократить время и повысить наглядность процесса обучения. Урок сопровождается презентацией Power Point. В приложениях представлены необходимые раздаточные материалы для классной и домашней работы. ...

27 04 2019 13:33:19

Программа элективного курса по математике "Нестандартные методы решения уравнений, неравенств и систем уравнений"

Имеется довольно много уравнений и неравенств, которые можно и нужно решать не стандартными методами, а с использованием свойств функций, входящих в это уравнение или неравенство. Часто оказывается, что такой метод дает возможность решить уравнение или неравенство проще, чем с помощью стандартных методов, а иногда решить их в тех случаях, когда стандартные методы не дают такой возможности. Программа данного элективного курса дает возможность ознакомиться с шестью основными нестандартными методами решения уравнений и неравенств....

26 04 2019 5:23:54

Повторительно-обобщающий урок по физике по теме: "Его величество – эксперимент". 10-й класс

Задачи урока: закрепление, контроль и углубление знаний учащихся по теме " Свойства жидкостей, газов и твёрдых тел"; воспитание умения работать в группе, правильно формулировать свои мысли, проводить самооценку своих знаний; развитие творческих способностей через создание проблемных ситуаций, решение экспериментальных задач. ...

25 04 2019 14:49:29

Основные методические требования к демонстрационному эксперименту

Демонстрация может быть исходным элементом для объяснения (мобилизация внимания учащихся, создание проблемной ситуации, выяснение темы занятий), иллюстрировать беседу, рассказ, объяснение и лекцию учителя, подтвердить изложенное Результат каждого эксперимента – это ответ природы на поставленный ей вопрос....

24 04 2019 11:42:38

Методические рекомендации по теме "Метод проектов как один из способов активизации обучения"

Представлены методические рекомендации по теме " Метод проектов как один из способов активизации обучения"....

23 04 2019 9:27:14

Урок физики "Автомобиль и здоровье человека"

На уроке учащиеся знакомятся с влиянием автомобилей на здоровье человека и выясняют – является он другом или врагом....

22 04 2019 6:31:16

Перпендикулярность прямых и плоскостей

Изучение предмета ведется по программе Л. С. Атанасяна и др. Основу урока составляет презентация, которая содержит все необходимые вопросы теории, иллюстрации к ним и готовые чертежи для решения задач. Для достижения эффективности восприятия материала в презентации используются эффекты анимации....

21 04 2019 4:41:16

Еще:
Важное о расчетах -1 :: Важное о расчетах -2 :: Важное о расчетах -3 :: Важное о расчетах -4 :: Важное о расчетах -5 :: Важное о расчетах -6 :: Важное о расчетах -7 :: Важное о расчетах -8 :: Важное о расчетах -9 :: Важное о расчетах -10 :: Важное о расчетах -11 :: Важное о расчетах -12 :: Важное о расчетах -13 :: Важное о расчетах -14 :: Важное о расчетах -15 :: Важное о расчетах -16 :: Важное о расчетах -17 :: Важное о расчетах -18 :: Важное о расчетах -19 :: Важное о расчетах -20 :: Важное о расчетах -21 :: Важное о расчетах -22 :: Важное о расчетах -23 :: Важное о расчетах -24 :: Важное о расчетах -25 :: Важное о расчетах -26 :: Важное о расчетах -27 :: Важное о расчетах -28 :: Важное о расчетах -29 :: Важное о расчетах -30 :: Важное о расчетах -31 :: Важное о расчетах -32 :: Важное о расчетах -33 :: Важное о расчетах -34 :: Важное о расчетах -35 :: Важное о расчетах -36 :: Важное о расчетах -37 :: Важное о расчетах -38 :: Важное о расчетах -39 :: Важное о расчетах -40 :: Важное о расчетах -41 :: Важное о расчетах -42 :: Важное о расчетах -43 :: Важное о расчетах -44 :: Важное о расчетах -45 :: Важное о расчетах -46 :: Важное о расчетах -47 :: Важное о расчетах -48 :: Важное о расчетах -49 :: Важное о расчетах -50 :: Важное о расчетах -51 :: Важное о расчетах -52 :: Важное о расчетах -53 :: Важное о расчетах -54 :: Важное о расчетах -55 :: Важное о расчетах -56 :: Важное о расчетах -57 :: Важное о расчетах -58 :: Важное о расчетах -59 :: Важное о расчетах -60 :: Важное о расчетах -61 :: Важное о расчетах -62 :: Важное о расчетах -63 :: Важное о расчетах -64 :: Важное о расчетах -65 :: Важное о расчетах -66 :: Важное о расчетах -67 :: Важное о расчетах -68 :: Важное о расчетах -69 :: Важное о расчетах -70 :: Важное о расчетах -71 :: Важное о расчетах -72 :: Важное о расчетах -73 :: Важное о расчетах -74 :: Важное о расчетах -75 :: Важное о расчетах -76 :: Важное о расчетах -77 :: Важное о расчетах -78 :: Важное о расчетах -79 :: Важное о расчетах -80 :: Важное о расчетах -81 :: Важное о расчетах -82 :: Важное о расчетах -83 :: Важное о расчетах -84 :: Важное о расчетах -85 :: Важное о расчетах -86 :: Важное о расчетах -87 :: Важное о расчетах -88 :: Важное о расчетах -89 :: Важное о расчетах -90 :: Важное о расчетах -91 :: Важное о расчетах -92 :: Важное о расчетах -93 :: Важное о расчетах -94 :: Важное о расчетах -95 :: Важное о расчетах -96 :: Важное о расчетах -97 :: Важное о расчетах -98 ::

Добро пожаловать наш сайт! Здесь Вы можете узнать все то, что давно втайне хотели выяснить про электрику, но стеснялись спросить: например, как маркируют кабеля, или какие условные обозначения рисуют в электрических схемах. Мы выложили это для вас в открытом доступе! Пользуйтесь!