Реализация компонентов деятельностного подхода: насыщение уроков развивающими и творческими заданиями и задачами > Мастера спешат на помощь!
мастера спешат на помощь!    

Реализация компонентов деятельностного подхода: насыщение уроков развивающими и творческими заданиями и задачами

Важнейшим компонентом творческой личности является ее стремление к переустройству мира, своего багажа знаний, к совершенствованию своего мировоззрения, к поиску оптимальных вариантов организации и управления мыслительными и трудовыми процессами.

Для решения указанной проблемы можно предлагать учащимся развивающие и творческие задания и задачи. Развивающих творческих заданий в различной литературе предлагается достаточно много и, конечно, имеется у каждого учителя и в личном методическом арсенале.

Главная идея их составления или подбора такова, что задания должны приглашать к размышлению, наблюдениям, поиску, выдвижению идей, высказыванию своей точки зрения, к творчеству. Таких заданий желательно иметь много и предлагать их систематически. Чтобы задания выполняли развивающую функцию и активно помогали реализовывать деятельностный подход к обучению, важно просить учеников составлять план их решения и после завершения работы проводить рефлексию действий.

Если по ряду причин трудно организовать полный урок на деятельностной основе, можно включить в него одно или несколько творческих заданий. Основная их направленность - совершенствование умений учащихся создавать нечто новое, используя свои знания и практическое умение.

Проиллюстрируем применение данного подхода на примере урока изучения нового материала с использованием интерактивной доски.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИКЕ В 9 КЛАССЕ

ТЕМА: “Дефект массы. Энергия связи атомных ядер”.

Цели урока:

Образовательные: ввести понятие дефекта масс; вывести закон взаимосвязи энергии покоя и дефекта масс; вырабатывать самостоятельное мышление по применению знаний на практике.

Развивающие: вырабатывать умение мыслить, анализировать, делать выводы, применять теоретические знания для решения задач; подчеркнуть взаимосвязь с другими науками: химией, историей, литературой.

Воспитательные: развитие культуры общения и культуры ответа на вопросы, развитие культуры умственного труда; повышение познавательной активности.

Оборудование, оформление и техническое оснащение урока:

  1. на доске записан план урока;
  2. стенд “Дефект массы. Энергия связи атомных ядер”;
  3. к уроку подготовлена презентация по теме урока для работы с интерактивной доской (приложение 1);
  4. подготовлен тест, выполненный в интерактивном режиме;
  5. демонстрация опыта с применением модели нуклонов, не взаимодействующих между собой, и ядра атома гелия по обнаружению дефекта масс с помощью рычажных весов,
  6. выставка книг по теме урока;
  7. доска Interwrite Board, видеопроектор и компьютер, на котором установлено программное обеспечение Interwrite Workspace.

Опережающее задание: используя дополнительную литературу, подготовить короткие сообщения, доклады, предложенные учителем (по выбору учащихся).

Место урока и объём:

1 час – урок изучения нового материала с постановкой проблемной задачи.

План урока (записан на доске):

  1. Значение физических величин дефекта массы и энергии связи атомных ядер;
  2. Понятие дефекта массы;
  3. Закон взаимосвязи массы и энергии;
  4. Практическое применение закона взаимосвязи массы и энергии.

Ход урока

  1. Организация начала урока (психологический настрой учащихся).

Ребята, несмотря на необычный урок, у нас присутствуют гости, я желаю вам качественной и эффективной работы, и неслучайно звучат в качестве эпиграфа слова великого физика А. Эйнштейна:

...Мы хотим не только знать, как устроена природа (и как происходят природные явления), но и по возможности достичь цели, может быть, утопической и дерзкой на вид, - узнать, почему природа является именно такой, а не другой.

  1. Постановка учебных целей урока.

Вопросы классу:

  1. Слайд 1: какой раздел физики мы изучаем? (ядерная физика);

Установите хронологию открытий в ядерной физике. Соотнесите год и открытие (я):

  • 1896 год — А Беккерель: явление радиоактивности;
  • 1898 год — М. Склодовская — Кюри, П. Кюри: открытие радиоактивных элементов полония и радия;
  • 1911 год — Содди: открытие изотопов; Э. Резерфорд: открытие атомного ядра;
  • 1932 год — Дж. Чадвик: открытие нейтронов; Д. Д. Иваненко и В. Гейзенберг: открытие протонно - нейтронной модели ядра.
  1. Слайд 2: вам дано несколько физических терминов. Расположите их в виде схемы “Строение атома” по порядку: от родового к видовому;
  2. Каков состав атомов? Заполните таблицу.
  3. Слайд 3: дан рисунок. Назовите основную информацию, которую он в себе содержит.
  4. Какие виды радиоактивных распадов вам известны? Ядра каких химических элементов образуются при , - распадах? (1: радон, 2: актиний).
  5. Слайд 4: какие из известных вам законов сохранения выполняются при радиоактивных превращениях? (закон сохранения зарядового числа и атомной массы). Дана ядерная реакция: радиоактивный натрий превращаете в ядро фтора. Определите недостающий элемент (гелий). Каков состав ядра гелия? (Z = 2, N = 2).

У меня в руках пластилиновая модель не взаимодействующих между собой изотопов и ядра атома гелия. Давайте попробуем спрогнозировать результат опыта. Что произойдет, если на одну чашку рычажных весов поместим модель не взаимодействующих между собой изотопов, а на другую чашку весов поместим, казалось – бы, такие же шарики, слепленные вместе, имитирующие ядро атома гелия? Почему вы так думаете? (масса ядра должна быть равна сумме масс содержащихся в нем протонов и нейтронов). Проверим ваше предположение (эксперимент). Но на самом деле масса "ядра" делается несколько меньше массы отдельных частиц и поэтому весы не находятся в равновесии. Куда исчезла масса? Для решения проблемной задачи, мы должны ввести новые понятия, такие как дефект массы и энергия связи.

Учащиеся записывают тему урока в тетради.

Используя план, записанный на доске, учащиеся формулируют цели урока и записывают их в тетради.

III. Мотивация запоминания и длительности сохранения в памяти.

Знаешь ли ты?

1. Дефект массы - фундаментальное понятие, которое дает жизнь звездам.

2. Именно энергия связи “отвечает” за устойчивость планетных систем, молекул, атомов и их ядер.

3. ...причины неудач алхимиков в попытках превратить один химический элемент в другой, т.е. преобразовать ядра атомов, кроются в том, что энергия связи в ядрах (в расчете на одну частицу) примерно в миллион раз (!) превышает химическую энергию связи атомов между собой.

4. ...английский ученый Фрэнсис Астон, проведя ряд точнейших измерений, в 1927 году впервые построил кривую, описывающую энергию связи атомных ядер и вошедшую затем в школьные учебники.

5. ...ядра атомов, содержащие определенные, так называемые магические, числа протонов и нейтронов, обладают повышенными значениями энергии связи и большей устойчивостью к распаду. Поиски подобных ядер, образующих как бы “острова” стабильности за пределами таблицы Менделеева, привели к успеху - в подмосковной Дубне был синтезирован 114-й химический элемент.

Значение дефекта масс и энергии связи играет огромную роль в жизни и науке.

    1. Изучение понятия “Дефект массы” и закона о взаимосвязи массы и энергии

Ребята, как вы думаете, можно ли рассчитать изменение суммарной массы нуклонов и ядра атома гелия, находящегося в состоянии покоя?

Учащийся на доске рассчитывает суммарную массу нуклонов ядра атома гелия.

Экспериментально подсчитаны массы ядер различных атомов и занесены в таблицу (сборник задач А. П. Рымкевич, стр. 167 таблица №13). Чему равна масса ядра атома гелия? Сравните значения масс отдельных нуклонов и ядра гелия.

Mя < Zmp + Nmn.

Вычислите изменение этих масс.

M = Zmp + Nmn – Mя.

Учащиеся вычисляют разность масс отдельных нуклонов и ядра гелия.

Разность между суммой масс отдельных нуклонов и массой ядра называется дефектом массы.

Разность масс — это величина всегда положительная.

Слайд 5: если нуклоны объединяются в ядро, то при этом уменьшается масса этой системы. Но куда при этом “исчезает” масса? При образовании ядра из частиц последние за счет действия ядерных сил на малых расстояниях устремляются друг к другу с огромными скоростями. Излучаемые при этом — кванты обладают массой. Кроме этого они обладают еще и энергией. Эту энергию называют энергией связи. Энергия связи равна той энергии, которая выделяется при образовании ядра из отдельных частиц.

Для того чтобы разбить ядро на отдельные нуклоны, не взаимодействующие между собой, необходимо совершить работу по преодолению ядерных сил, то есть сообщить ядру энергию. И как следствие, масса ядра увеличивается на значение дефекта массы. Под энергией связи понимают и ту энергию, которая необходима для полного расщепления ядра на отдельные нуклоны (работа с учебником стр. 204). Выделите в формулировках энергии связи главные на ваш взгляд слова (необходима для расщепления ядра; выделяется при образовании ядра). Итак, мы установили: энергия связи связана с массой.

Энергия связи атомных ядер очень велика. Но как ее определить?

Сделать это оказалось возможным благодаря точным измерениям массы ядра и масс нуклонов, из которых состоит ядро. Ведь между массой и энергией существует соотношение, открытое А. Эйнштейном в 1905 году:

E = m • c2 – закон о взаимосвязи массы и энергии, где с – скорость света.

Всякое изменение энергии системы сопровождается изменением ее массы.

Слайд 6: Рассчитайте энергию связи при образовании ядра гелия.

Учащиеся рассчитывают энергию связи при образовании ядра гелия (в Дж).

Внесистемная единица энергии связи в ядерной физике эВ, МэВ.

1Мэв = 1,6 · 10-13 Дж

О том, как велика энергия связи, можно судить по такому примеру: образование 4г гелия сопровождается выделением такой же энергии, что и сгорание 2 вагонов каменного угля.

Слайд 7: “Страница истории”.

Альберт Эйнштейн величайший из ученых, работы которого определили развитие всей современной физики.

Величие сделанного Эйнштейном в науке трудно пересказать. Сейчас нет практически ни одной ветви современной физики, где, так или иначе, не присутствовали бы фундаментальные понятия квантовой механики или теории относительности. Но, пожалуй, еще важнее уверенность, которую своими трудами вселил в ученых Эйнштейн, что природа познаваема и ее законы красивы. Стремление к этой красоте и составляло смысл жизни великого ученого.

Сообщение ученика “А. Эйнштейн”.

Как сказал Чарльз Перси Сноу – английский писатель, физик, государственный деятель: “Если бы не существовало Эйнштейна, физика XX века была бы иной. Этого нельзя сказать ни об одном другом учёном… Он занял в общественной жизни такое положение, какое вряд ли займёт в будущем другой учёный. Никто, собственно, не знает, почему, но он вошел в общественное сознание всего мира, став живым символом науки и властителем дум двадцатого века.

Он говорил: “Забота о человеке и его судьбе должна быть основной целью в науке. Никогда не забывайте об этом среди ваших чертежей и уравнений”. Позднее он также сказал: “Ценна только та жизнь, которая прожита для людей”…

Эйнштейн был самым благородным человеком, какого мы когда-либо встречали”.

  1. Практическое применение дефекта массы и энергии связи.

Именно на соотношении энергии и массы строится все в нашем мире от Большого Взрыва до термоядерной бомбы. Да-да, именно термоядерной бомбы. Суть термоядерной бомбы в том, что из водорода при взрыве идет синтез гелия с выделением энергии. А суть каждой звезды без исключения в том, что это огромная термоядерная бомба естественного происхождения. И наше Солнце тоже не исключение, оно светит уже 4.5 млрд. лет исключительно за счет синтеза гелия из водорода, ежесекундно теряя в массе 600 млн. тонн. Беспокоиться, правда, нам не о чем. Ни нам, ни нашим ближайшим потомкам, поскольку запасы водорода на сегодняшний момент составляют около 80% массы Солнца.

Важную информацию о свойствах ядер содержит величина удельная энергия связи — это энергия связи, приходящаяся на 1 нуклон (видеофрагмент).

Удельная энергия связи характеризует устойчивость ядер. Чем больше удельная энергия связи, тем более устойчивым является ядро. Ядра со средними значениями массовых чисел, такие как железо, являются самыми устойчивыми. Легкие ядра обладают тенденцией к слиянию, а тяжелые к разделению.

  1. Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений.

Слайд 8: восстановите предложения (№ 17, 18, 19).

VII. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой учителем и учащимися, оценка знаний.

Слайд 9: учащимся предлагается тест и дальнейшая самооценка ЗУН, полученных на уроке, если требуется, коррекция ответов.

XIII. Домашнее задание

Параграф 65, вопросы после параграфа; рассчитайте дефект массы и энергию связи для ядра Be. Придумать и нарисовать рисунок – иллюстрацию по данной теме.

IX. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Cм. видеозапись.

Прослушайте звуковое сопровождение.

Литература

  1. Учебник под редакцией А. В. Перышкина “Физика 9 класс”, Москва: “Дрофа””, 2005 г.;
  2. О. Ф. Кабардин “Физика”, справочные материалы, Москва: “Просвещение”, 1991 г.;
  3. Н. Н. Тулькибаева “Физика, тестовые задания для подготовки к единому государственному экзамену 10-11 классы”, Москва: “Просвещение”, 2004 г.;
  4. Электронное программное обеспечение “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, 2003 г.;
  5. Электронное программное обеспечение “1C:Школа. Физика, 7-11 классы, библиотека электронных наглядных пособий”, под редакцией Н. К. Ханнакова, 2004 г.;
  6. Электронное программное обеспечение “Физика для абитуриентов 7-11”, серия TeachPro;
  7. Под редакцией Э. М. Браверманн “Преподавание физики, развивающее ученика”, книга 1, Москва, Ассоциация учителей физики, 2003 г.;
  8. А. П. Рымкевич “Физика. Задачник. 10-11 классы”, Москва: “Дрофа”, 2002 г..


Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте или Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Экспериментальный урок-практикум по теме "Готовимся к ЕГЭ" для разновозрастной группы 6-х и 11-х классов

Одна из целей урока предусматривает демонстрацию взаимодействия младших и старших воспитанниц при выполнении заданий уровня Е Г Э и осознания необходимости, а главное, возможности подготовки к выпускному экзамену, начиная с 5–6-х классов. Задания, рассмотренные на уроке, одинаково доступны, полезны и интересны обеим возрастным группам воспитанниц....

17 06 2019 19:22:17

Урок по физике в 8-м классе по теме "Удивительное электричество и человек"

В статье представлен гуманитарный урок, на котором ученики, применяя свои знания, могут теоретически смоделировать ситуацию, найти выход и устранить обнаруженные неисправности....

16 06 2019 10:39:13

Электро водяной теплый пол: жидкостный электрический водяной пол XL Pipe и Unimat Aqua, особенности и способы монтажа

Тёплые полы всё чаще становятся объектом внимания, когда нужно решать вопросы отопления жилища. Сегодня можно выбирать из различных систем обогрева и учитывать разные нюансы: стоимость оборудования, способы монтажа, затраты на обслуживание и многие другие параметры. Самый известный и «старый» способ — это водяной контур, который укладывается под чистовые полы и подключается к основной системе отопления.… Читать дальше...

15 06 2019 11:48:37

Прямая и обратная пропорциональные зависимости

Урок обобщения и закрепления знаний учащихся о прямой и обратной пропорциональной зависимости, выработка навыка решения задач, используя жизненные занимательные задачи, развитие интереса к учебному материалу, используя занимательные задачи; воспитание коллективизма, развитие творческих способностей. ...

14 06 2019 2:53:16

Внеклассная работа "Математический КВН"

Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Она способствует улучшению знаний обучающихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике имеет большое воспитательное значение. ...

13 06 2019 1:53:50

Викторина по математике «Счастливая семерка». 6-й класс

Цели викторины: привитие интереса к математике как элементу общечеловеческой культуры; популяризация среди учащихся занимательных задач, развитие познавательного интереса, интеллекта, некоторое углубление материала по предмету; расширить кругозор учащихся; развитие логики мышления, смекалки, творчества и навыков устного счета; воспитание воли и настойчивости для достижения конечных результатов....

12 06 2019 17:18:43

Урок математики по теме "Геометрия в звездном небе. Свойство углов треугольника". 5-й класс

Данный урок – первый из трёх по теме « Свойство углов треугольника». Урок в то же время является уроком повторения по теме « Углы» и уроком-перспективой: « Углы» - это тема, которая будет на уроках геометрии одной из главных. На уроке использованы дифференцированная работа, элементы исследовательской деятельности, устная форма работы, игровые элементы, проблемные ситуации, элементы занимательной математики, элементы здоровьесберегающих технологий....

11 06 2019 3:34:31

Урок-игра по математике "Счастливый случай"

Игровое занятие по принципу игры " Счастливый случай", способствующее выявлению знаний и умений у обучающихся в нестандартных ситуациях, повышению познавательного интереса к математике. ...

10 06 2019 21:42:19

Интегрированный урок (математика + история + литература) по теме "Решение уравнений и неравенств 2-й степени". 9-й класс

Урок направлен не только на систематизацию знаний учащихся по теме « Решение уравнений и неравенств 2-й степени», но и на знание исторических моментов, связанных с Отечественной войной 1812 года. Имена М. И. Кутузова, Барклай де Толи, Багратиона, Б. Наполена всемирно известны и навсегда вошли в историю нашей страны....

09 06 2019 13:17:36

Урок по теме "Повторение. Логарифмы". 11-й класс

Урок проводится в 11-м классе в четвертой четверти в рамках повторения и подготовки учащихся к итоговой аттестации. При подготовке к уроку ученики не только повторяют теоретический материал, но и выполняют творческие задания, что повышает интерес к урокам такого типа....

08 06 2019 5:27:10

Элективный курс предпрофильного обучения (9-й класс) "Ах, вернисаж, вернисаж!"

Свободное владение техникой построения графиков часто помогает решать многие задачи и порой является единственным средством их решения. В основной школе представление о модуле учащиеся получают, но строить графики функций с модулем, как правило, не умеют. В 10–11-х классах при решении заданий с параметром очень часто приходится рассматривать и строить такие графики. В связи с этим этот курс ориентирован на развитие у учащихся навыков построения графиков функций с модулем....

07 06 2019 21:19:22

Урок алгебры по теме "Функция y = √х и ее график". 8-й класс

Урок систематизирует знания учащихся по учебнику " Алгебра 8" Ю. Н. Макарычева, Н. Г. Миндюк и других. Урок разработан с интерактивной доской Interwrite DualBoard....

06 06 2019 0:41:52

Вечер занимательной математики — КВН

Разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия по математике в 8-х классах. Цель мероприятия – повысить интерес к математике, развить логическое мышление, внимание. ...

05 06 2019 2:16:40

Разработка урока алгебры в 8-м классе по теме "Неполные квадратные уравнения"

Представлена разработка урока алгебры в 8-м классе по теме: " Неполные квадратные уравнения". Урок рассчитан на один академический час и является первым уроком в рассмотрении различных способов решения квадратных уравнений. Эта тема очень важна для изучения математики. Умение быстро, правильно решать неполные квадратные уравнения облегчает прохождение многих тем: решение задач на составление уравнений, неравенств второй степени с одной переменной, показательных логарифмических уравнений и неравенств....

04 06 2019 15:22:34

Задачный подход к обучению. Обучение поиску решения задач

Использование различных современных педагогических технологий позволяет разнообразить учебный процесс. Самое главное – найти у каждого ученика мотив к учению, самое трудное в работе учителя – поиск необходимых инструментов прикосновения к личности. В этом помогает технология постановки целей ( М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев) – система задач и задачный подход к обучению....

03 06 2019 18:24:27

Профильный элективный курс "Солнечная система – физическая лаборатория"

Курс должен синтезировать сведения, полученные учащимися на уроках физики, биологии и химии, связать их с актуальными проблемами современной науки. При изучении курса учащиеся смогут убедиться в важности научного пути исследования природы, в безграничных возможностях человеческого познания....

02 06 2019 13:11:35

Урок-игра "Морское путешествие" по теме "Действия с натуральными числами"

Урок способствует развитию творческих способностей, воображения, смекалки....

01 06 2019 6:19:59

Из опыта индивидуального подхода при обучении математике

Учащиеся класса имеют различный уровень подготовки по математике, неодинаковые успехи в усвоении знаний, умений и навыков, проявляют различный интерес к математике как учебному предмету. Учитывая это, учитель должен вести обучение с учетом указанных индивидуальных особенностей учащихся. Такая работа с включением приемов, характерных для проблемного обучения, осуществляется мною на уроках математики в 5—11-х классах школы № 12 г. Серпухова Московской области. В работе я исхожу из представления о трех последовательных качественных уровнях проблемного обучения. ...

31 05 2019 16:13:42

Деление с остатком. 5-й класс

Урок призван совершенствовать навыки выполнения действий деления с остатком, продолжить работу над текстовыми задачами, показать связь математики с жизнью....

30 05 2019 21:41:50

Информационные технологии на уроках математики

Урок разработан с применением средств И К Т с целью повышения мотивации к обучению у гимназисток, развития интереса к предмету. Проявления интереса к предмету можно добиться путем применения новых современных технологий в обучении, например информационно-компьютерных....

29 05 2019 10:52:18

Логарифмическая функция и ее приложения

Урок алгебры в 11-м классе посвящен теме « Логарифмическая функция и ее приложения». Это урок совершенствования знаний, умений, навыков, на котором основная часть отводится решению задач повышенного уровня сложности, а также расширению представления учащихся о приложениях логарифмической функции. Для более наглядного представления материала используется мультимедийная презентация....

28 05 2019 10:46:27

Конспект занятия по математическому развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Приключения Золушки"

Использование на занятии поисково-занимательных творческих задач позволяет научить детей управлять собой в сложных ситуациях. Для совершенствования представлений о числовом ряде у детей используются модели и круги Эйлера, а при выявлении связей и зависимостей между величиной, количеством, внешними свойствами – блоки Дьениша. Особое внимание уделяется обучению детей умению выбирать и формулировать арифметическое действие, в котором решается задача, записывать его с помощью математических знаков и цифр. Игровые приемы создают благоприятные условия для развития у детей способности к наблюдению и подражанию, включают в них элемент заинтересованности. ...

27 05 2019 16:48:58

Урок математики по теме "Удивительный мир положительных и отрицательных чисел". 6-й класс

Данная тема – одна из важнейших тем в математике, от того как дети усвоят эту тему, зависит восприятие дальнейшего материала. На уроке преследовались следующие цели: закрепить умения и навыки по сложению чисел с разными знаками, научить применять и переносить свои знания в новую, нестандартную ситуацию, развить вычислительные навыки, грамотной устной математической речи. ...

26 05 2019 13:53:14

Урок по физике на тему "Плавание тел". 7-й класс

Урок « Плавание тел» разработан с учетом требований к современному уроку. Урок способствует формированию у учащихся учебно-познавательных и коммуникативных компетенций. В процессе обучения применяются элементы различных технологий таких, как: технологии критического мышления, витагенные, игровые, информационные, что способствует повышению интереса к уроку и активному включению в процесс всех учащихся....

25 05 2019 3:35:26

Развитие логического мышления на уроках математики

На уроке математики дети учатся самостоятельно добывать знания в процессе творческого поиска с любым источником информации, высказывать и проверять предположения, догадки. ...

24 05 2019 15:24:41

Организация и виды самостоятельной деятельности учащихся по предмету как основа развития ключевых компетенций и повышения качества образования

Самостоятельные работы на два варианта проводятся почти на всех уроках с различными целями: получение информации о знаниях учащихся, подготовка учащихся к восприятию нового материала, проверка усвоения теоретического материала предыдущих уроков – формул, правил, теорем; проверка уровня развития навыков и умений применять теоретические знания при решении упражнений и задач, навыков построения графиков, знания характеристических свойств геометрических фигур, навыков обобщения изученного материала как теоретического, так и практического; подготовка учащихся к контрольной работе, выработка навыков предупреждения ошибок, развитие навыков математической речи и самоконтроля....

23 05 2019 0:53:43

Степень числа

Цель урока: проверить в игровой форме практические навыки и умения по теме " Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100..."; ввести понятие степени; развивать любознательность учащихся, используя межпредметные связи....

22 05 2019 12:16:52

Разработка урока "Электрический ток и человек"

Цели урока: изучить природу происхождения электрического тока; ознакомить с действием электрического тока и влияние его на организм человека и мерами первой помощи при поражении током; ознакомить учащихся с правилами поведения во время грозы; продолжить формирование у учащихся навыков соблюдения правил по электробезопасности при работе с электричеством....

21 05 2019 12:50:55

Тема: "Действия с рациональными числами"

В ходе урока формируются умения и навыки действия с рациональными числами, развивается вычислительная техника учащихся при решении примеров и задач на рациональные числа. ...

20 05 2019 4:44:37

Графики прямолинейного равноускоренного движения

Цель урока: исследовательская самостоятельная деятельность учащихся по теме; повторить основные характеристики прямолинейного равноускоренного движения; продемонстрировать построение графика зависимости скорости от времени прямолинейного равноускоренного движения; исследовать зависимость координаты и скорости от времени; закрепить полученные знания в построении графиков прямолинейного равноускоренного движения и решения задач....

19 05 2019 23:15:29

Статья "Промежуточные испытания по математике и ЕГЭ"

Проблемы, возникающие при изучении арифметики, зафиксированные при выходе из 6-го класса, приводят к существенным трудностям в изучении алгебры и геометрии 7-го класса и практически к непреодолимым в 9–11-х классах. Вашему вниманию предлагается текст для рубежного контроля в 6-м классе. ...

18 05 2019 3:37:16

Открытый факультатив в 5-м классе по теме "Топологические опыты"

На факультативном занятии рассматриваются некоторые свойства листа Мёбиуса и метод решения задач - метод графов. ...

17 05 2019 11:21:54

Урок по теме "Решение задач с применением закона сохранения импульса"

На уроке используется мультимедийная презентация, которая позволяет учащимся контролировать правильность выполнения заданий на доске, в значительной мере экономя время урока. Слайдоряд презентации работает и на эмоциональное восприятие материала урока. ...

16 05 2019 11:48:47

Урок-обобщение по теме "Уравнение". 5-й класс

Урок систематизирует знания учащихся решать уравнения и задачи с помощью уравнения....

15 05 2019 13:56:23

Урок физики в 7-м классе по теме "Вес тела"

В начале урока проводится проверка усвоения материала по теме « Сила упругости», используя прием « Незаконченные предложения» и пропуски слов в предложении. Затем учащиеся отвечают на вопрос: « Правильно ли мы говорим, что наш вес составляет, например, 50 кг?» Изучение нового материала позволяет дать правильный ответ. ...

14 05 2019 21:39:37

Внеклассное мероприятие по математике "Своя игра". 8—9-й класс

Внеклассное мероприятие по математике проводится по правилам одноименной телевизионной игры « Своя игра». Игра повышает познавательный интерес к математике. Побуждает каждого учащегося к творческому поиску и размышлениям, раскрытию творческого потенциала, развивает логическое мышление, умение быстро думать и принимать правильное решение....

13 05 2019 12:39:30

Урок математики по теме "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями". 5-й класс

Цель урока: ознакомление учащихся с правилом сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями....

12 05 2019 4:15:36

Урок алгебры. Тема: "Функция". 7-й класс

Урок по теме " Функция" можно проводить как непосредственно при изучении понятия функции, так и во время повторения изученного материала. Материал рассчитан на два урока. Каждый учитель может воспользоваться любой его частью. Подобранный материал позволит разобраться в наиболее трудных вопросах....

11 05 2019 1:41:27

Решение нестандартных задач

Какая же задача считается нестандартной? Нестандартные задачи – это такие, для которых в курсе математики не имеется общих правил и положений, определяющих точную программу их решения. Универсального метода, позволяющего решить нестандартную задачу, не существует, так как нестандартные задачи в какой-то степени неповторимы. Поэтому научить учащихся решать задачи такого вида, можно только в том случае, если задачи будут содержательными и интересными с точки зрения ученика....

10 05 2019 23:49:11

Урок — смотр знаний по математике в 5-м классе по теме "Площади и объемы"

Урок проводится с целью повторения формул, по которым вычисляются площади и объёмы. Для развития интереса к учебному предмету и повышения мотивации на уроке используются элементы театрализованного представления....

09 05 2019 12:48:17

Интегрированный урок (математика + краеведение) по теме "Проценты", 5-й класс

Творческая личность рождается в творческой атмосфере, поэтому творческий урок не терпит «репетиловщины», не терпит буквального повторения того, что уже где-то кем-то сделано. Важная роль в поддержании интереса учащихся к изучаемому материалу отводится интегрированным урокам математики. В последнее время уроки этого типа приобретают все большую популярность. Это могут быть математика + история, математика + биология, математика + иностранный язык и т.д....

08 05 2019 21:55:45

Урок геометрии в 9-м классе по теме: "Теорема синусов"

Урок изучения теоремы, ее приложений и применения. Подготовительный этап урока позволяет учащимся самостоятельно ее сформулировать и доказать. На уроке рассматриваются различные подходы к доказательству, ее практическое применение. На практике оказывается, что ее применение может быть проблемным. Для этого учащимся предлагается провести математическое исследование. ...

07 05 2019 0:29:57

Наибольшее и наименьшее значение функции

В конспекте отражается прикладное значение производной функции, рассматриваются задачи, связанные с жизнью. Пошагово выстраивается урок, в котором помимо объяснения новой темы и ее закрепления, предлагается самостоятельная работа и подобрано домашнее задание с дифференцированным подходом, подводятся итоги уроки....

06 05 2019 22:53:46

Дымоход для газового котла в частном доме: виды устройства вытяжной трубы, монтаж, расстояние от котла, как сделать, вывести наружный дымоход, требования к установке

Установка газового котла для обогрева помещения экономично решает проблему тепла в доме. Безопасность и эффективность при эксплуатации газового оборудования зависит от правильно выбранной конструкции дымохода и соблюдения нормативов при монтаже. Газовый дым не определяется визуально, поэтому нужно с особенной тщательностью выполнять монтаж дымоходов для газовых котлов, обращать внимание на герметичность стыков. Требования к монтажу и… Читать дальше...

05 05 2019 16:31:43

Конкурс-игра "Математический поезд"

Игра ориентирована на школьников младших классов. От каждого класса (школы) предоставляются команды в составе 4 человек. Ребята путешествуют на математическом поезде по стране математики, встречают разных героев сказок и мультфильмов. Герои помогают ребятам справиться с решением задач. Цель путешествия: добраться до заветного сундука и заполучить пятерки, которые там спрятались....

04 05 2019 22:26:22

Параллельные прямые. 7-й класс

Предложенный урок позволяет учителю провести контроль и оценку знаний учащихся по теме " Параллельные прямые", используя разные виды тестов, привлекая к проведению урока учащихся старших классов. Урок должен способствовать не только развитию самоконтроля и взаимоконтроля, но и развитию интереса к предмету....

03 05 2019 11:53:52

Деятельностный подход с развитием навыков исследовательской работы при изучении планиметрии

Рассматриваются возможности программы « Математический конструктор 5.5» для создания практических работ по планиметрии, активирующих изучение учебного материала, при подготовке к выпускным экзаменам, высказывания различных гипотез и их экспериментальной проверки до теоретического обоснования или опровержения....

02 05 2019 21:13:57

Урок алгебры в 7-м классе "Применение формул сокращенного умножения при решении задач"

Цель урока - способствовать развитию математического кругозора, мышления; умения анализировать, выделять главное, сравнивать, развивать внимание и память. Продолжается работа по развитию умения самостоятельно приобретать новые знания. ...

01 05 2019 10:16:39

Тестовый контроль знаний по математике в 9-х, 11-х классах

Тестирование является одним из важных элементов итоговой и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных учреждениях. Этот метод диагностики качества обученности является одним из наиболее достоверных и объективных. Данная работа знакомит с историей, классификацией, достоинствами и недостатками тестов, окажет практическую помощь учителям математики. ...

30 04 2019 18:15:28

Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями

Данный урок не только закрепляет навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, но и учит устанавливать причинно-следственные связи, развивает любознательность и воспитывает положительные эмоции на основе музыкального воздействия....

29 04 2019 19:40:17

Тесты по теме "Прямоугольный треугольник"

Сборник состоит из 9 вариантов тезисов, проверяющих уровень знаний по теме планиметрии « Прямоугольный треугольник». Приведен список необходимых формул, знание которых позволит успешно справиться с решением приведенных в тестах задач....

28 04 2019 23:36:12

Школьный математический театр как одна из форм внеклассной работы

В статье показана одна из увлекательных форм внеклассной работы по математике - математический театр. В процессе подготовки спектакля дети изучают историю математики, решают нестандартные задачи, выстраивают вокруг той или иной математической проблемы театральное действо. В работе приведена в пример не только такая всемирно известная сказка, как легенда об изобретателе шахмат, но и коллективно сочинённая детским театральным коллективом байка " Зачем людям единые меры надобны?"....

27 04 2019 16:38:32

Блочно-модульная технология преподавания математики

Технология модульного обучения характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками, алгоритмизацией учебной деятельности. Основа блочно-модульной технологии преподавания математики – опорный конспект. Обучение строится на создании блоков, определяющихся на основе сквозных содержательных линий....

26 04 2019 14:34:25

Внеклассное мероприятие по математике и физике "Физико-математический калейдоскоп"

Форма проведения мероприятия – интеллектуальная игра. Целями является развитие межпредметных связей физики и математики, развитие творческих способностей учащихся и их познавательной активности, логического мышления и умения ориентироваться в незнакомой ситуации, быстро мобилизовать свои знания для решения физико-математических заданий, воспитание внимания, стремления к приобретению новых знаний....

25 04 2019 8:19:46

Урок по математике в 6-м классе "Решение задач на увеличение в несколько раз и нахождение суммы"

В специальной (коррекционной) школе обучаются дети с недостатками в развитии. Проблемы методов обучения этих детей сегодня приобретают все большее значение. У детей с ограниченными умственными возможностями обнаруживается недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Опыт показывает, что школьники справляются с решением задач, если они составлены на основе действий с реальными предметами. Чтобы облегчить поиск арифметического действия, необходимо использовать вспомогательную модель. Для воссоздания ситуации в условии задачи можно использовать чертеж-схему, который обеспечивает переход от текста задачи к соотнесению определенного арифметического действия и математической модели. ...

24 04 2019 0:16:12

Модульное планирование по геометрии. 10-й класс. IV глава

Цель урока – проверить эффективность использования модульного планирования в преподавании математики. Модуль предусматривает уровни комплексных дидактических целей: первый уровень - ориентация учащихся на содержание и цели модуля, и использование его при изучении геометрии; второй уровень - усвоение учебного материала общеобразовательного уровня самостоятельно, с направляющими и контролирующими моментами со стороны преподавателя....

23 04 2019 6:40:56

Ряды

При решении многих прикладных математических задач приходится рассматривать суммы, составленные из большого количества слагаемых, в том числе и из бесконечного множества слагаемых. Задача суммирования бесконечного множества слагаемых решается в теории рядов. В математике существуют специальные приемы нахождения частичных сумм ряда. Применение компьютера позволяет вычислять частичные суммы напрямую....

22 04 2019 2:35:59

Параллельное соединение проводников. 8-й класс

В статье представлен конспект урока в 8-м классе, особенность которого заключается в том, что на нем происходит формирование такого У У Д, как выдвижение и доказательство гипотезы, причем в ходе всех основных этапов формирования: обучение, понимание (принятие), рефлексия....

21 04 2019 1:56:16

Межпредметный урок (биология + математика + немецкий язык). "Их стихия - вода"

Цель данного урока успешно достигается за счет взаимодействия трех предметов и использования современных образовательных технологий. Дети, знакомясь с обитателями подводного царства, китами и дельфинами, совершенствуют свое знание немецкого языка, вступая в диалог с учителем, решают математические задачи. Особенностью урока является также успешное использование проектной деятельности учащихся. ...

20 04 2019 15:45:21

Внеклассное мероприятие "Интеллектуальный калейдоскоп"

Внеклассное мероприятие предлагается провести для учащихся 9–10-х классов в дни декад по физике, химии, биологии. Игра направлена на формирование у учащихся ключевых предметных компетенций....

19 04 2019 0:35:52

Игра-конкурс "С физикой — и в шутку, и всерьез"

Автор проводит урок как итоговый в конце учебного года на первом курсе (10-й класс) профессионального колледжа. Основные задачи: формирование познавательного интереса к физике и технике; развитие творческих способностей; интеллектуальное развитие учащихся; развитие логического мышления учащихся, формирование у них умения самостоятельно приобретать и применять знания. ...

18 04 2019 3:33:28

Внеклассное мероприятие "Математика — царица наук!"

Предложен сценарий математического праздника для учащихся 7–9-х классов....

17 04 2019 4:17:57

Координатная плоскость

Эстетический материал школьной математики, в большой мере проявляется так в называемых красивых заданиях на координатной плоскости, практикуемых главным образом в шестых классах. Они неизменно вызывают интерес у детей среднего школьного возраста, прежде всего потому, что просты по форме и разнообразны по внешнему выражению, ведь на рисунках, в координатах, могут быть изображены не только отдельные объекты, но даже и целые сюжеты. Дидактическая цель таких заданий состоит в отработке двух умений: умения определять координаты точек, заданных на координатной плоскости, и умения строить точки по их координатам....

16 04 2019 15:48:32

Интегрированный урок (математика + биология) по теме "Решение задач с помощью линейных уравнений с одной переменной. Фотосинтез"

Интегрированный урок в 6-м классе по математике и биологии объединяет на одном уроке две темы « Решение задач с помощью линейных уравнений» и « Фотосинтез», углубляя и дополняя знания учащихся. На уроке применены групповая, индивидуальная формы работы. На одном уроке учащиеся изучают новый материал, закрепляют знания и проверяют их....

15 04 2019 22:15:41

Урок-путешествие "Лабиринт знаний. Положительные и отрицательные числа"

Урок направлен на закрепление понятия "положительные и отрицательные числа", учит складывать отрицательные и с разными знаками числа на интуитивном уровне....

14 04 2019 16:16:47

Урок по геометрии в 10-м классе (общеобразовательном) "Двугранный угол"

Представлена методическая разработка урока геометрии в 10-м классе. Урок разработан в рамках адаптации к учебному процессу преподаваемого предмета программного комплекса « Матрос Софт Школа», включающего электронные учебники алгебры и геометрии (8–11-е классы). ...

13 04 2019 17:29:28

Занятие математического кружка «Два свойства уравнения». 6-й класс

Чтобы успешно пользоваться уравнениями, надо хорошо знать их свойства и изучить различные приемы их решения. Решение уравнений – один из основных вопросов курса алгебры. Рассматриваются два основных свойства уравнений....

12 04 2019 16:34:53

Урок математики по теме "Заочное путешествие по залам Эрмитажа". 6-й класс

Предлагается конспект урока, который знакомит учащихся с одним из самых знаменитых музеев – Эрмитажем. В ходе урока повторяются все действия с десятичными дробями и натуральными числами....

11 04 2019 15:37:50

Урок по теме: "Системы уравнений с двумя переменными". 9-й класс

На одном из уроков, предшествующих зачету, ученики под руководством учителя решали те тренировочные задания, которые не смогли осилить дома самостоятельно. Накануне зачета был проведен урок-консультация, где осуществлялось коллективное решение задач, оставшихся нерешенными, а также разбор задач, составленных учащимися, используя краеведческие условия нашего региона. Урок-зачет является заключительным по теме " Системы уравнений с двумя переменными". ...

10 04 2019 18:19:35

Квадратные корни. Арифметический квадратный корень

Данный урок призван дать понятие о корне из числа, научить находить корень квадратный из х. Самостоятельная работа в конце урока позволит увидеть результат деятельности на уроке....

09 04 2019 0:20:11

Рациональные числа. 8-й класс

На занятии учащиеся приобретают навыки работы с рациональными числами, учатся выбирать наиболее простые пути решения, повышают уровень вычислительной культуры....

08 04 2019 20:28:34

Урок обобщающего повторения по теме: "Степень с рациональным показателем и ее свойства" . Алгебра – 9-й класс

Цель урока – обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы, создать условия для контроля (самоконтроля) усвоения знаний и умений, ликвидации пробелов в знаниях учащихся. Применение исторических сведений способствует расширению математического кругозора и повышению интереса к предмету. ...

07 04 2019 5:38:42

Плавание тел. Условия плавания тел

Обучение физике начинается в период, когда ребёнок переживает самый сложный период своей жизни - подростковый возраст. И если физику не привязывать к жизни, она выхолащивается, вырождается, превращается в очень сложную, сухую, непонятную науку про что-то абстрактное. А уж когда дело доходит до решения задач, то, как правило, убивается последний интерес к науке....

06 04 2019 4:21:30

Решение уравнений. 6-й класс

При классно-урочной системе необходима дифференцированная система обучения. В основу этой системы положен принцип равных способностей обучающихся. Учащиеся класса разделены на группы. Помощь учителя для разных групп различна. Целесообразно использовать дифференциацию на этапах закрепления и контроля урока....

05 04 2019 15:18:36

"Практическое применение законов отражения и преломления света". 11-й класс

Урок показывает практическое применение законов геометрической оптики в науке, технике, оптических приборах, медицине, на транспорте, в строительстве, быту, окружающем мире....

04 04 2019 6:53:42

Сложение рациональных чисел. 6-й класс

Урок по математике для 6-го класса является первым по данной теме. Цель урока: сформировать новые знания, умения и навыки по теме; познакомить учащихся с правилом сложения рациональных чисел; формировать умение применять данные правила на практике; развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Этапы урока: создание проблемной ситуации и ее разрешение, получение знаний, выделение главного, закрепление и контроль усвоения предполагают использование электронных образовательных ресурсов....

03 04 2019 0:40:11

Заседание клуба "Почемучек" (конспект внеклассного мероприятия по физике)

Когда видишь в глазах ребенка огонь, интерес к твоему предмету – это дорогого стоит. Именно такими своих учеников я могу увидеть при выполнении творческих, исследовательских работ. Учебные исследования дают возможность интегрировать теоретические знания и практические навыки, полученных в школьных учебных курсах. Это занятие – первые шаги моих семиклассников. ...

02 04 2019 9:23:36

Использование заданий в форме ЕГЭ при итоговой аттестации учащихся 10-го класса по алгебре

Предлагаемая работа содержит материалы для подготовки к новой форме проверки знаний и умений школьников через проведение итоговой аттестации в 10-м классе в форме Е Г Э. В работе представлено 7 вариантов экзамена по алгебре за курс 10-го класса в форме Е Г Э, которые можно использовать в учебном процессе не только для контроля, но и для отработки навыков....

01 04 2019 6:57:13

Интегрированный урок физики по теме "Необратимость физических процессов". 10-й класс

В ходе урока рассматривается направленность физических процессов, расширяется область изучения физических процессов, делается вывод о необратимости природных процессов в реальных условиях. Данный урок является интегрированным по содержанию (химия, биология, математика), способствует формированию естественнонаучной картины мира, построен с применением исследовательского подхода. ...

31 03 2019 1:46:23

Интегрированный урок алгебры и информатики в 7-м классе "Линейная функция"

Интеграция различных учебных дисциплин эффективно решает задачу обогащения конкретных представлений учащихся об окружающей действительности, о человеке, о природе и обществе, а затем и задачу формирования понятий, общих для разных предметов. Усваивая их на одном уроке, ученик углубляет свои знания о признаках опорных понятий, обобщает их, устанавливает причинно-следственные связи. Я в своей работе использую некоторые приемы, развивающие творческие способности учащихся, направленные на совершенствование их умений применять полученные знания в изучении других дисциплин школьного курса....

30 03 2019 14:47:33

Различные типы наждаков от примитивных ручных до оснащенных шлифлентой

Хотите купить клеевой термопистолет, но еще не выбрали какой? Развейте свои сомнения. Прочитайте нашу статью и посмотрите видео материал на эту тему...

29 03 2019 15:40:51

Сравнение дробей. 5-й класс

Данный урок проводится по математике в 5-м классе, работающем по образовательной системе « Школа 2100». Учащиеся знакомятся с понятием дроби, основными свойствами дроби, сравнивают дроби с одинаковыми числителями, с одинаковыми знаменателями, правильные и неправильные дроби, учатся приводить дроби к общему знаменателю....

28 03 2019 3:52:30

Урок математики по теме "Уравнения". 5-й класс

Урок математики ( Ф Г О С) проводится в информационном центре школы, урок-тренинг. Смена видов деятельности (планирование работы, решение задач в парах, индивидуальная работа за компьютером с интерактивным тренажером) делает урок интересным, познавательным....

27 03 2019 18:11:41

План открытого урока "Достопримечательности Москвы"

Предлагается урок, относящийся к разделу " Spotlight on Russia". Основной целью урока является развитие коммуникативной компетенции учащихся, знакомство с новым материалом. Работая в творческих группах, ребята используют материал из разных источников. ...

26 03 2019 4:43:50

Урок физики по теме "Строение вещества. Молекулы". 7-й класс

Урок физики знакомит учащихся со строением вещества, дает представление о размерах молекул. Цель урока: ввести понятие « атом» и «молекула» как модели строения вещества; выделить экспериментальное исследование в процессе познания; подчеркнуть значение моделирования вещества в познаваемости явлений окружающего мира; формировать умения делать выводы из наблюдений, желание учащихся познавать явления природы....

25 03 2019 16:57:43

Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике

Урок математики на тему « Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника». В ходе урока ученики знакомятся с элементами тригонометрии, необходимых для решения прямоугольных треугольников....

24 03 2019 8:57:24

Урок геометрии в 8-м классе. Тема: "Решение задач методом координат"

Урок разработан по технологии Рахимова. Деятельность учащихся в группах. Результат обязательно проговаривается с детьми. Задачи, взятые для урока, из профессиональной практики. Программные знания восьмиклассников дополняются учебным материалом для одиннадцатиклассников. Это опережение вводит учащихся в систему изучения координат. Деятельность, как оказалось, посильна подростку. Материал представлен таким образом, что его легко можно представить перед учащимися в электронном варианте....

23 03 2019 9:26:38

Разработка урока по математике "Сложение положительных и отрицательных чисел"

Разработан комбинированный урок, в первой части которого обобщается ранее изученный материал на сложение отрицательных чисел, во второй – демонстрируется новый материала на сложение чисел с разными знаками, учащиеся сами формулируют новое правило. В конце урока для контроля усвоения знаний и первичных навыков по теме проводится обучающая самостоятельная работа. Все этапы урока сопровождаются мультимедийной презентацией....

22 03 2019 22:40:35

Урок применения компьютерных технологий "Арифметические операции над многочленами"

Урок математики систематизирует и углубляет знания и умения учащихся при выполнении арифметических операций над многочленами. ...

21 03 2019 0:44:21

Методическая разработка урока физики в 10-м классе на тему "Изучение парникового эффекта"

Двухчасового урок состоит из лабораторной работы, ответов на контрольные вопросы к ней и обсуждения проблем, связанных с «парниковым эффектом». Урок позволяет расширить знания по физике и углубить мировоззренческие взгляды, связанные с экологией, а также повысить графическую культуру учащихся. ...

20 03 2019 6:24:58

Определение естественной радиоактивности растений. 11-й класс

Цели урока: овладение методами наблюдения регистрации ионизирующих частиц; приобретение навыков проведения экспериментальных измерений и обработка полученных данных; формирование знаний об основах экологического мониторинга; воспитание экологической культуры и принципиально новой технологической политики рационального природопользования....

19 03 2019 17:55:38

Информационные технологии на уроках математики. Урок в 10-м классе по теме: "Тригонометрические функции их свойства и графики"

В ходе урока учащиеся должны научиться распознавать расположение графика тригонометрической функции на координатной плоскости в зависимости от коэффициентов; делать выводы о расположении графиков в зависимости от изменения значений аргумента и функции; использовать полученные выводы для изучения свойств тригонометрических функций. На данном уроке применяются презентация Power Point и графическая программа ADVANCED GRAPHER. Это позволяет учителю интенсифицировать учебный процесс, развивает у учащихся самостоятельность и инициативу, ярко демонстрирует межпредметные связи математики с информатикой....

18 03 2019 13:11:31

Факультативное занятие по математической логике "Решение задач с помощью алгебры высказываний"

Представлен конспект факультативного занятия по алгебре высказываний. Учащимся предлагаются логические задачи с детективным содержанием. Задачи необходимо решить с помощью алгебры логики. Занятие проходит в форме совещания. Задачи решаются в группах, затем проходит их обсуждение....

17 03 2019 23:50:33

«Величины, характеризующие колебательные движения». 9-й класс

Урок физики проводится при изучении раздела « Механические колебания и волны. Звук». На уроке демонстрируется презентация и виртуальный эксперимент « Изучение колебаний маятника», оснащенный математическим маятником, с возможностью изменения длины нити, смены массы груза, имеет изменяющийся коэффициент трения среды и осциллограф. Наличие осциллографа позволяет наглядно увидеть зависимость смещения от времени, а также влияние коэффициента трения на затухание колебаний....

16 03 2019 14:59:17

Поурочное планирование проектной деятельности учащихся

Планирование уроков проектной деятельности. Содержание курса и характер занятий предусматривают обучение учащихся технологии проектной деятельности и формирование проектной культуры в урочное время. Планирование рассчитано на 1 час в неделю, согласно учебному плану. ...

15 03 2019 9:44:14

Сложение и вычитание десятичных дробей. 5-й класс

Цель урока: помочь учащимся на примерах, приведенных на анимированных слайдах, вывести правила сложения и вычитания десятичных дробей и в игровой форме закрепить полученные знания....

14 03 2019 1:12:12

Интегрированный урок (математика + экология). Тема: "Вода"

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из наиболее сложных проблем школьного обучения. Предлагаемый урок проводится для адаптации детей в данный период, поднятия интереса к предмету математики, знакомства с учителем. Для психологической поддержки учащихся на урок приглашаются учителя начальной школы и родители....

13 03 2019 8:32:29

Решение квадратных уравнений (8-й класс)

На уроке проводится диагностика усвоения системы знаний и умений и применения их для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень. ...

12 03 2019 22:28:59

Урок-конференция для 8-го класса. Тема: "Число "пи" — магический геометрический символ"

Цель урока: на историческом материале показать возможность и необходимость проблемы вычисления числа "πи", раскрыть вездесущность геометрического символа, а также показать огромное трудолюбие и работоспособность ученых, занимавшихся этим вопросом в течение многих столетий, и на их примере воспитывать у учащихся стремление к знаниям, любознательность. ...

11 03 2019 10:28:43

Урок физики на тему "Путешествие в мир тепловых явлений" (8-й класс)

Данная разработка урока может быть использована как при проведении предметной недели, так и при закреплении полученных знаний по теме « Тепловые явления» в 8-м классе. На уроке используется рефлексия, метод самопроверки и самооценки. ...

10 03 2019 15:42:57

Творчество – неотъемлемая часть математики

Возможности для творчества на уроках математики как для учителя, так и для учеников безграничны. При решении зада формируется эстетический вкус, расширяется кругозор....

09 03 2019 15:29:52

Простейшие тригонометрические уравнения. Урок алгебры в 10-м классе

В процессе урока формируются знания по новой теме в соответствии с программным материалом, рассматриваются основные методы решения тригонометрических уравнений, учатся применять на практике основные формулы решения тригонометрических уравнений (общие и частные). На уроке проводится первичный контроль над усвоением нового материала....

08 03 2019 5:57:54

Умножение и деление натуральных чисел (5-й класс)

Обобщающий урок в 5-м классе, посвященный закреплению знаний и умений по теме « Умножение и деление натуральных чисел» в виде игры « Математические гонки». Разнообразие видов уроков обеспечивает успешное решение поставленных перед уроком задач и избавляет детей от изнуряющего однообразия структур уроков по всем предметам в течение одиннадцати лет обучения в школе....

07 03 2019 15:56:44

Свойства степени с натуральным показателем. 7-й класс

Урок направлен на обобщение и закрепление знаний учащихся по теме. Автор создает условия для совершенствования навыков работы с алгоритмами вычисления степени с натуральным показателем, применения свойств....

06 03 2019 2:37:44

Урок алгебры и начал анализа по теме "Применение производной к исследованию функции". 10-й класс

Урок посвящен одному из важнейших и широко представленных в материалах Е Г Э разделов программного материала и построен с соблюдением основных принципов развивающего обучения в системе Эльконина- Давыдова, а именно: приоритет теоретических знаний; деятельностный подход в обучении; формирование системы математических понятий; рефлексия на всех этапах урока....

05 03 2019 6:57:29

КВН "По просторам математики"

К В Н проводится на неделе математики, математическом вечере, где подводится итог недели. Математический вечер начинается с К В Н. Учащимся в начале недели дается задание набрать команды, состоящие из 6 учащихся, и придумать название команды, домашнее задание ‒ приготовить пословицы, связанные с математикой. К остальным заданиям они не готовятся. Дети очень любят, когда проходит математическая неделя....

04 03 2019 8:12:31

Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений (10-й класс)

Урок с применением компьютерной презентации по теме " Основные формулы тригонометрии" в 10-м классе. Данная презентация вписывается в рамки традиционного обучения и является этапом урока, предваряющим объяснение нового учебного материала, значительно активизирует включение учащихся в учебно-воспитательный процесс, способствует не только пониманию и запоминанию учебного материала, но и формирует культуру учебного труда учащихся. По своему виду презентация является консультирующей, основное её назначение – актуализация имеющихся знаний по теме (традиционно: повторение изученного ранее материала). Преимущество данной презентации перед традиционной организацией повторения – в её наглядности, полноте отражения темы, эффективного использования времени урока....

03 03 2019 9:30:54

Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными с помощью определителей

Урок позволяет расширить кругозор обучающихся, познакомить их с новым методом решения систем, освоить новое математическое понятие: определители второго порядка. Материал можно использовать в научно-практической работе учеников. Урок проводится с сопровождением компьютерной презентации....

02 03 2019 18:26:23

Урок по алгебре для 9-го класса "Функция y = ax². Ее график и свойства"

Представлен урок, включающий в себя изучение понятия и свойств квадратичной функции, отработку умения строить график функции и первичную проверку усвоенных знаний. Автор на уроке закрепляет имеющиеся у обучающихся знания о функции у=х2, расширяет их путем изучения новых видов функций у=аx2, закрепляет умения при решении практических задач....

01 03 2019 17:48:41

Делимость натуральных чисел

Урок проводится с использованием индивидуальных ноутбуков для учащихся. Целями данного урока являются: систематизирование знаний учащихся по данной теме, закрепление изученного материал в ходе выполнения упражнений, а также проверка знаний и умений учащихся по изученному материалу....

28 02 2019 9:31:23

Урок физики в 7-м классе "Давление в жидкости. Расчет давления в жидкости и газе"

Предлагаемый урок – урок изучения нового материала по физике в 7-м классе. Во время урока идет формирование понятия давление жидкости; знакомство с давлением на дне морей и океанов; развитие мышления, внимания, памяти; формирование навыков работы учащихся с источниками информации (учебником). ...

27 02 2019 8:13:42

Перпендикулярность прямой и плоскости. Решение задач (математическое многоборье)

Урок геометрии для 10–11-го класса изучает новый материал с использованием презентации. Основная цель урока – формирование представлений учащихся о перпендикулярности прямой и плоскости, их свойствах. Особое внимание уделяется решению задач....

26 02 2019 5:24:40

Урок-исследование "Электрическое поле"

Предложенный урок-исследование по теме " Электрическое поле" может быть одним из шагов на пути формирования у учащихся 8-го класса навыков исследовательской деятельности. Знакомит с ее этапами и научными методами познания природы. ...

25 02 2019 2:56:37

«Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел». 8-й класс

Урок дает представление о понятиях «наэлектризованное тело», «электризация», «электрический заряд», условиях возникновения и передачи заряда, видах зарядов и поведении заряженных тел....

24 02 2019 19:11:14

Урок изучения нового материала в 6-м классе по теме "Координатная плоскость"

Урок изучения нового материала, на котором вводится понятие координатной плоскости, ознакомление с построением точки на координатной плоскости и нахождением координат точки, расположенной в плоскости....

23 02 2019 11:24:12

ИКТ-технологии на уроках математики

В статье описываются направления инновационных технологий на уроках математики. Предложены задачи на знание простых чисел, применение признаков делимости, понимание смысла дробей и умение выполнять с ними действия, использование метода решения задач составлением уравнения....

22 02 2019 21:41:14

Внеклассное мероприятие по математике (игра) "Счастливый случай". 8–10-е классы

Цели игры: проверка знаний учащихся, их сообразительности и находчивости; развитие чувства солидарности, здорового соперничества. Игра состоит из 9 этапов. Участие может принимать любое количество групп по 8 человек....

21 02 2019 7:59:35

Программа математического кружка, 5-й класс

Целью составления программы являлась необходимость научить пятиклассников решать нестандартные и олимпиадные задачи для успешного выступления на математических конкурсах и олимпиадах. В связи с этим на кружке были рассмотрены методы решения арифметических задач, задачи на разрезание, логические задачи, что способствовало развитию логического мышления. Изучение дробей в 5-м классе нашло свое отражение в разделе « Занимательные задачи на дроби». В итоговом занятии приведены задачи по всем изучаемым темам....

20 02 2019 4:47:51

Пресс–конференция по теме "Атомные электрические станции, плюсы и минусы эксплуатации"

Целью урока является расширение кругозора учащихся об истории развития ядерной энергетики, принципе действия А Э С, экологических проблемах при эксплуатации. Группа делится на две команды: корреспонденты и специалисты. Первые готовят и задают вопросы, вторые, заранее изучив материал по данной теме, отвечают. ...

19 02 2019 11:34:40

Урок в 8-м классе "Кипение"

На уроке ребята знакомятся со вторым способом парообразования - кипением. Рассматривается сущность явления кипения, механизм и условия его протекания, экспериментально подтверждаются изученные теоретические знания. Графически рассматривается зависимость температуры кипения жидкости от атмосферного давления. Основная ориентация учащихся направлена на использование теоретических знаний в практической жизни. ...

18 02 2019 2:55:11

Как выполнить ремонт водонагревателя Аристон своими руками -

Компания Ariston давно является уважаемым производителем бытовой техники, обладает сложившимся положительным имиджем на нашем рынке. Водонагревательные баки этого бренда имеют стильный дизайн, обладают хорошим набором функций и недорогой ценой. Особое внимание при производстве накопительных водонагревателей Ariston обращают на безопасность их эксплуатации, оборудуя их устройствами защитного отключения при сбое электричества, перегреве, защитой от замерзания и отключением… Читать дальше...

17 02 2019 9:22:15

Открытый урок-лекция "Электризация тел. Проводники и диэлектрики"

Представленный урок-лекция на тему " Электризация тел. Проводники и диэлектрики" знакомит учащихся с электрическими явлениями, дает определение, раскрывает значение этого явления для понимания окружающих явлений....

16 02 2019 1:33:29

Сложение и вычитание обыкновенных дробей

На своих уроках я применяю разные методы. Один из них – « Технология критического мышления», которая включает овладение умением осуществлять поиск информации, овладевать знаниями; осмыслять полученные сведения в сопоставлении с ранее приобретенными; анализировать информацию; применять полученные данные для решения поставленных задач; обобщать полученные данные, делать выводы; оценить полученные знания....

15 02 2019 15:38:25

Объем пирамиды

Материал рассчитан на учащихся с сильной математической подготовкой. Используется при организации подготовки учащихся к Е Г Э по математике непосредственно на уроке....

14 02 2019 5:29:27

Урок геометрии по теме "Свойства равнобедренного треугольника". 7-й класс

В ходе урока развиваются исследовательские навыки, вводятся понятия "равнобедренный треугольник", "равносторонний треугольник"....

13 02 2019 7:54:41

Интегрированный урок математики и информатики

Интегрированные работы по алгебре и информатике по темам " Построение графиков функций", " Исследование функций", " Решение уравнений" можно применять на уроках, в проектной и внеклассной деятельности....

12 02 2019 8:48:22

Взаимное расположение прямой и окружности

Материал знакомит учащихся со всеми случаями взаимного расположения на плоскости прямой и окружности, двух окружностей. Цель – создание у учащихся зрительного образа основных конфигураций, связанных с взаимным расположением прямых и окружностей....

11 02 2019 11:13:22

Сила трения

Технология критического мышления позволяет создать условия, в которых учащийся приучается работать самостоятельно, порождать свои смыслы и идеи, обосновывать их, обсуждать их в дискуссии, выслушивать мнение другого, критически относиться к мнению оппонента, осуществлять рефлексию своей деятельности и деятельности других людей; учится анализировать, работать с понятиями, начинает разбираться в целях и задачах самого учебного процесса. Данную технологию использую на уроке в 7-м классе....

10 02 2019 23:24:10

Урок — лабораторная работа "Исследование архимедовой силы"

Проблема эффективной уровневой дифференциации по физике практически не разработана. Чтобы организовать работу каждого ученика с наибольшей для него отдачей, автором были разработаны разноуровневые лабораторные работы для 7-го класса....

09 02 2019 19:47:34

Урок по теме "Свойства степени с натуральным показателем"

Представлен конспект урока обобщения и систематизации знаний по теме " Степень числа с натуральным показателем" на уроке алгебры в 7-м классе....

08 02 2019 9:52:29

Интегрированный урок (физика + информатика) по теме "Расчет сопротивления цепей с использованием электронных таблиц"

Представлена методическая разработка интегрированного урока по двум предметам (физике и информатике). Для повышения эффективности обучения использовались информационные технологии с интерактивными устройствами. В процессе урока учащимся объясняется, как облегчить расчеты, используя электронные таблицы....

07 02 2019 10:22:42

Интегрированный урок контроля знаний по естествознанию на тему "Контрольно-измерительные материалы"

Аккумулируя предметные области физики, химии и биологии, естествознание является ведущим направлением гуманитаризации содержания естественно-научного образования, интегрируя знания этих учебных предметов вокруг проблем взаимодействия че-ловека и природы. Предлагаемые нами тестовые задания составлены согласно требованиям государственного образовательного стандарта по естествознанию. Они позволят оценить уровень формирования конкретных предметных знаний и умение применять их, а также овладение элементами различных исследовательских методов....

06 02 2019 13:24:16

Урок физики в 8-м классе "Восхождение на пик Ома"

Урок физики в 8-м классе на тему « Восхождение на пик Ома» проводится в конце четверти или после изучения большого раздела программы, а также в конце учебного года. Очень важным является выбор формы проведения. Это может быть весёлое путешествие, К В Н и т.д. Такие занятия развивают сообразительность, логическое мышление, укрепляют интерес к родному языку, воспитывают чувство ответственности, доброжелательность....

05 02 2019 22:57:45

Приемы технологии развития критического мышления на уроках математики

Представлена статья " Приёмы технологии развития критического мышления на уроках математики". Цель применения технологии развития критического мышления - развитие мыслительных навыков у учащихся, необходимых для учёбы в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения)....

04 02 2019 5:17:14

Карточки по математике для устного опроса учащихся за курс 5-го класса

Карточки для устного опроса учащихся по математике за курс 5-го класса составлены для школьников, изучающих математику по учебникам " Математика, 5" М. Я. Виленкина и др. и " Математика, 5" Э. Р. Нурка и др. Карточек 25 по 5 вопросов, что соответствует примерной наполняемости класса. Вопросы составлены по всему курсу 5-го класса. Проводя такие итоговые опросы с 5-й по 11-й классы, мы создаем предпосылки для успешной сдачи Г И А-9 и Е Г Э-11 по математике....

03 02 2019 13:33:58

Испарение и конденсация

Урок, проводимый в 8-м классе, является комбинированным уроком с применением компьютерных технологий. Урок носит практическую направленность, т.к. позволяет объяснить многие явления и процессы, происходящие в повседневной жизни, на основе тех знаний, которые приобретаются ребятами в процессе изучения темы. Методы и приемы, применяемые на уроке, позволяют развивать познавательный интерес к физике....

02 02 2019 5:51:46

Урок по физике "Механическая работа"

На уроке используются новые технологии в обучении физике: системно-структурный подход, демонстрационно-технический подход, задачный метод обучения. Данные подходы способствуют наиболее полному усвоению материала по физике, заставляют ученика переходить от пассивного участника образовательного процесса к активному, что способствует более качественному усвоению материала по предмету....

01 02 2019 10:25:50

Урок: "Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений" (7-й класс)

Урок посвящен формулам квадрата суммы, квадрата разности, иллюстрируется геометрическая интерпретация формул....

31 01 2019 16:23:14

Урок-зачет по теме "Основы тригонометрии" и "Основы геометрии"

Урок состоит из двух частей: первая часть содержит 13 вопросов, которые были представлены на слайдах; вторая - таблица с геометрическими терминами и фигурами, в которой надо найти лишнее. Каждый ученик сидит за компьютером и, в заранее сделанную в Excel таблицу заносит свои варианты ответов. ...

30 01 2019 16:13:52

Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения, неравенства

В работе рассматривается урок систематизации и обобщения знаний по теме « Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения и неравенства» с применением электронных средств обучения. Урок построен с учетом индивидуальных особенностей учащихся....

29 01 2019 4:33:45

Обобщающий урок по теме "Свойства степени с натуральным показателем. Умножение одночленов"

Повторительно-обобщающий урок с целью научить свойствам степени с натуральным показателем, преобразовывать выражения, содержащее степени, выполнять умножение одночленов и возводить одночлены в степень....

28 01 2019 14:55:57

Урок-практикум по теме «Решение тригонометрических уравнений»

В ходе урока повторяется, обобщается и систематизируется материал темы; вырабатываются прочные навыки решения тригонометрических уравнений; отрабатывается алгоритм решения различных видов тригонометрических уравнений....

27 01 2019 6:33:21

Электронный модуль "Путешествие внутрь фрактала"

Мы рассматриваем человека как информационную структуру физического тела и работу мозга, мышление, память, когнитивные процессы и самосознание, представленные в виде нелинейных фракталов. Учебный модуль знакомит учеников с фрактальными моделями в областях деятельности человека, проверяющими знания в области геометрии и физики фракталов....

26 01 2019 9:29:18

Методика преподавания тригонометрии в старших классах. Часть 4 "Тригонометрические функции и их графики"

В работе предлагается новая методика изложения курса тригонометрии в старших классах, учитывающая требования Единого государственного экзамена и позволяющая доступно изложить материал в достаточно короткий срок....

25 01 2019 1:41:26

Урок–презентация нового предмета "геометрия"

В настоящее время у большинства обучающихся низкая мотивация к учебно-познавательной деятельности, поэтому все чаще преподаватели стараются использовать новые методы, с помощью которых повышается интерес к изучаемому предмету. Вот и наш урок-презентация был подготовлен и проведен усилиями учащихся разных классов: 8, 9,10-х....

24 01 2019 4:20:50

Уроки обобщающего повторения по физике в сельской малокомплектной школе

Специфика сельской школы – малая наполняемость классов. Это дает возможность учителю изучать интересы, способности и профессиональные намерения учеников. Благодаря этому можно уроки строить так, чтобы они вызывали интерес учащихся, способствовали развитию их талантов, осуществлению профессиональных намерений. Подготовка такого урока требует дополнительных затрат времени, предварительной работы, но результаты ее ценны как для учеников, так и для учителя. Пример урока обобщающего повторения дан в форме устного журнала, при подготовке к которому каждый ученик нашел дело по душе. ...

23 01 2019 3:30:41

Учебный комплекс по алгебре для учащихся 7-го класса

Учебный комплекс для ученика помогает учителю управлять качеством образования. Создает условия для вовлечения учащихся в процесс управления качеством образования. Формирует у учащихся и родителей обоюдную ответственность за результат обучения. Создает комфортные условия для учащихся на уроке. Позволяет каждому ученику работать по индивидуальному плану в соответствии со своей самооценкой по предмету. ...

22 01 2019 20:53:56

Решение уравнений высших степеней различными способами. 9-й класс

В разработке по данной теме представлены различные способы решения уравнений высших степеней, также имеется историческая информация о способностях великого математика Франсуа Виета. Использование различных способов решения уравнений высших степеней повышает познавательный интерес к математике, обеспечивает самооценку знаний, умений, навыков, развивает мышление, творческие способности учащихся. ...

21 01 2019 16:38:20

План-конспект урока математики по теме: "Отношения и пропорции"

Цели: систематизировать знания по теме; показать значение этих знаний в жизни, значение их в развитии математики; развивать логическое мышление, зрительную, слуховую память. ...

20 01 2019 18:24:23

Учебная встреча по алгебре между 10–11-ми классами по теме: "Повторим тригонометрию"

Тригонометрия является одним из важнейших разделов математики. С элементами тригонометрии учащиеся знакомятся в 9-м классе. В 10-м классе расширяются и закрепляются знания и умения, связанные с преобразование тригонометрических выражений, формируется умение решать тригонометрические уравнения и неравенства. Задания по тригонометрии широко представлены в материалах Е Г Э.<br> Данную учебную встречу можно провести как внутри класса, так и между 10–11-ми классами. <br> Все задания взяты из контрольно-измерительных материалов Е Г Э. </p> ...

19 01 2019 15:34:47

Еще:
Важное о расчетах -1 :: Важное о расчетах -2 :: Важное о расчетах -3 :: Важное о расчетах -4 :: Важное о расчетах -5 :: Важное о расчетах -6 :: Важное о расчетах -7 :: Важное о расчетах -8 :: Важное о расчетах -9 :: Важное о расчетах -10 :: Важное о расчетах -11 :: Важное о расчетах -12 :: Важное о расчетах -13 :: Важное о расчетах -14 :: Важное о расчетах -15 :: Важное о расчетах -16 :: Важное о расчетах -17 :: Важное о расчетах -18 :: Важное о расчетах -19 :: Важное о расчетах -20 :: Важное о расчетах -21 :: Важное о расчетах -22 :: Важное о расчетах -23 :: Важное о расчетах -24 :: Важное о расчетах -25 :: Важное о расчетах -26 :: Важное о расчетах -27 :: Важное о расчетах -28 :: Важное о расчетах -29 :: Важное о расчетах -30 :: Важное о расчетах -31 :: Важное о расчетах -32 :: Важное о расчетах -33 :: Важное о расчетах -34 :: Важное о расчетах -35 :: Важное о расчетах -36 :: Важное о расчетах -37 :: Важное о расчетах -38 :: Важное о расчетах -39 :: Важное о расчетах -40 :: Важное о расчетах -41 :: Важное о расчетах -42 :: Важное о расчетах -43 :: Важное о расчетах -44 :: Важное о расчетах -45 :: Важное о расчетах -46 :: Важное о расчетах -47 :: Важное о расчетах -48 :: Важное о расчетах -49 :: Важное о расчетах -50 :: Важное о расчетах -51 :: Важное о расчетах -52 :: Важное о расчетах -53 :: Важное о расчетах -54 :: Важное о расчетах -55 :: Важное о расчетах -56 :: Важное о расчетах -57 :: Важное о расчетах -58 :: Важное о расчетах -59 :: Важное о расчетах -60 :: Важное о расчетах -61 :: Важное о расчетах -62 :: Важное о расчетах -63 :: Важное о расчетах -64 :: Важное о расчетах -65 :: Важное о расчетах -66 :: Важное о расчетах -67 :: Важное о расчетах -68 :: Важное о расчетах -69 :: Важное о расчетах -70 :: Важное о расчетах -71 :: Важное о расчетах -72 :: Важное о расчетах -73 :: Важное о расчетах -74 :: Важное о расчетах -75 :: Важное о расчетах -76 :: Важное о расчетах -77 :: Важное о расчетах -78 :: Важное о расчетах -79 :: Важное о расчетах -80 :: Важное о расчетах -81 :: Важное о расчетах -82 :: Важное о расчетах -83 :: Важное о расчетах -84 :: Важное о расчетах -85 :: Важное о расчетах -86 :: Важное о расчетах -87 :: Важное о расчетах -88 :: Важное о расчетах -89 :: Важное о расчетах -90 :: Важное о расчетах -91 :: Важное о расчетах -92 :: Важное о расчетах -93 :: Важное о расчетах -94 :: Важное о расчетах -95 :: Важное о расчетах -96 :: Важное о расчетах -97 :: Важное о расчетах -98 ::

Добро пожаловать наш сайт! Здесь Вы можете узнать все то, что давно втайне хотели выяснить про электрику, но стеснялись спросить: например, как маркируют кабеля, или какие условные обозначения рисуют в электрических схемах. Мы выложили это для вас в открытом доступе, без регистрации и смс! Пользуйтесь!