Сложные проценты > Мастера спешат на помощь!
мастера спешат на помощь!    

Сложные проценты

“Рано или поздно всякая правильная
математическая идея находит применение
в том или ином деле”.

А.Н.Крылов.

Я предлагаю на ваше рассмотрение вопрос о сложных процентах, их практическом применении в различных областях и конкретных экономических ситуациях, возникающих при проведении финансовых операций. (Слайд 1).

Совокупность практических задач, возникающих при проведении финансовых операций, иногда называют математикой финансов. В основе большинства финансовых операций лежит древняя, известная уже несколько тысячелетий идея: давать деньги в “рост” или “под проценты”. Различные способы исчисления этого процента и определяют всё многообразие финансовой деятельности.

Существует масса различных историй, связанных с начислением процентов, которые встречаются и в ряде художественных произведений, и в исторических документах, и в преданиях.

(Слайд 2).Так, например, в новелле Оноре де Бальзака “Гобсек” господин Дервиль взял у ростовщика Гобсека сумму в 150000 франков сроком на 10 лет под 15% годовых.

Или в романе Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина “Господа Головлёвы” сын Порфирия Владимировича Петя проиграл в карты казённые 3000 рублей и попросил у бабушки эту сумму взаймы. Он говорил: “ Я бы хороший процент дал. Пять процентов в месяц”.

Подсчитаем, сколько денег готов был вернуть Петя через год, согласись бабушка на его условия. Если вести счет по простым процентам, то он вернул бы 4800 рублей. Однако, не веря внуку, бабушка денег не дала!

(Слайд 3). Предположим теперь, что некоторая сумма денег P, называемая начальным вкладом, помещается в банк. Спрашивается, какова будет сумма денег S, называемая будущей стоимостью вклада, через n лет, если годовая ставка составляет r %. Ответ зависит от того, с каким процентом мы имеем дело. В случае простого процента на начальный вклад ежегодно начисляется одна и та же сумма , так что сумма вклада через n лет составит. Если вкладчик не будет снимать деньги со счета, то он оказывается в невыгодном положении: банк будет пользоваться суммой накопленных процентов весь следующий год бесплатно. С ростом n эта “несправедливость” будет только возрастать.

В финансовых операциях простые проценты используются преимущественно при краткосрочных финансовых сделках. Если же при расчетах используются начисления “процентов на проценты” (в математике это называется сложными процентами), то операцию присоединения начисленных процентов к основному вкладу называют капитализацией процентов. Тогда после первого года будущая стоимость составит

; после второго ; после третьего

и так далее, через n лет. Это и есть основная формула для вычисления сложных процентов. Возвращаясь к роману Салтыкова-Щедрина “Господа Головлёвы”, получаем, что если вести расчет по сложным процентам, то Петя должен был вернуть бабушке 5400 рублей.

(Слайд 4). Из исторических документов известно, что проценты существуют давно. В средние века в Европе очень расширилась торговля и, следовательно, особое внимание обращалось на умение вычислять проценты. Уже тогда приходилось рассчитывать не только проценты, но и проценты с процентов. Часто конторы и предприятия для облегчения расчетов разрабатывали особые таблицы вычисления процентов, которые держались в тайне и составляли коммерческий секрет. До нас дошли таблицы, составленные ещё вавилонянами. Эти таблицы позволяли быстро определить сумму процентных денег. Были известны проценты и в Индии. Индийские математики уже в V веке н. э. вычисляли проценты, применяя так называемое тройное правило, т.е. через пропорцию. В Древнем Риме были широко распространены денежные расчеты с процентами. Римский сенат даже установил максимально допустимый процент, взимавшийся с должника. Первые таблицы были опубликованы в 1584 году Симоном Стивеном – инженером из города Брюгге из Нидерландов. Он известен также и другими различными научными открытиями.

(Слайд 5). В настоящие время сложные проценты применяются очень широко: в финансовой деятельности, в статистике при подсчете народонаселения, в расчетах при радиоактивном распаде, при анализе численности популяций различных видов животных, растений, бактерий и в других случаях.

(Слайд 6). Формула сложных процентов связывает четыре величины: начальный вклад, будущую стоимость вклада, годовую процентную ставку и время в годах. Поэтому, зная три величины, всегда можно найти четвертую:

  1. Так, сколько лет вклад P должен пролежать в банке под r % годовых, чтобы достигнуть величины S, найдем по формуле ;
  2. Операция же нахождения первоначального вклада P, если известно, что через n лет он должен составить сумму S, называется дисконтированием и считается по формуле ;
  3. Для определения процентной ставки r необходимо воспользоваться формулой

В том же романе Салтыкова-Щедрина “Господа Головлёвы” есть такой эпизод: “Порфирий Владимирович сидит у себя в кабинете, исписывая цифирными выкладками листы бумаги. На этот раз его занимает вопрос: сколько было бы у него теперь денег, если бы маменька, Арина Петровна, подаренные ему при рождении дедушкой на зубок 100 рублей ассигнациями, не присвоила себе, а положила бы в ломбард на имя малолетнего Порфирия. Выходит, однако, немного: всего 800 рублей ассигнациями”.

(Слайд 7). Предполагая, что Порфирию Владимировичу в момент подсчета было 53 года, установим, по сколько процентов в год платил ломбард. Производя расчеты, получаем, что 4%. Не очень много!

Сложные проценты обладают удивительным свойством: с возрастанием показателя степени n величина скобки достигает колоссальных размеров.

(Слайд 8). Чтобы показать это, рассмотрим знаменитое завещание Бенджамена Франклина (1706-1790г.), государственного деятеля, ученого, одного из авторов Декларации независимости США 1776 года, пионера исследования электричества. Он писал: “ Препоручаю 1000 фунтов стерлингов бостонским жителям. Если примут эту тысячу фунтов, то должны поручить её отборнейшим гражданам, а они будут давать их с процентами по 5% на 100 в год в заём молодым ремесленникам. Сумма эта через 100 лет возвысится до 131000 фунтов. Я желаю, чтобы тогда 100000 фунтов употреблены были на постройку общественных зданий, а остальные 31000 фунтов отданы были в проценты на 100 лет. По истечении второго столетия сумма возрастет до 4061000 фунтов, из коих 1061000 фунтов оставляю в распоряжение бостонских жителей, а 3000000-правлению Массачусетской общины. Далее не осмеливаюсь простирать своих видов”. Мы видим, что, завещав всего 1000 фунтов, Б. Франклин распоряжается миллионами.

Однако мы должны понимать, что нами, как всегда это бывает при применении математики к реалиям окружающего мира, рассмотрена только идеальная математическая модель, не учитывающая ни инфляции, ни денежных реформ, ни деноминации, ни многих других причин. Однако суть явления – рост величины вклада до колоссальных размеров при возрастании срока его хранения – эта модель показывает очень хорошо.

Во всех рассмотренных случаях предполагалось, что проценты начисляются ежегодно. Однако они могут относиться к кварталу, месяцу, и более коротким промежуткам времени (особенно в условиях инфляции и гиперинфляции).

Выясним, что означает фраза: “процентная ставка составляет 12% годовых ежеквартально”.

(Слайд 9). Это отнюдь не значит, что к первоначальной сумме каждый квартал прибавляется 12%. По общепринятой терминологии это означает, что ежеквартально начисляется лишь четвертая часть годовой ставки в 12%, т.е. , и подразумевается, что процент сложный. Подсчитаем, на сколько процентов увеличится через год первоначальный вклад, равный 1, если процентная ставка составляет 12% годовых ежеквартально. Для этого воспользуемся основной формулой, положив P=1, n=4 (число кварталов в году), r=3% и получим что S=1,1255, т.е. r=12,55%. Это больше обычных 12% годовых.

Предположим теперь, что процентная ставка составляет 12% годовых ежемесячно. Тогда . Воспользовавшись основной формулой сложных процентов, получаем S=1,1268. Рост составляет 12,68%.

Далее можно ввести еженедельные, ежедневные и ежечасные начисления (последние вряд ли могут встретиться на практике). Тогда при еженедельном начислении будем иметь S=1,1273, т.е. r=12,73%; при ежедневном S=1,1275, т.е. r=12,75%; при ежечасном S=1,1275, т.е. r=12,75%.

Сведем полученные данные в таблицу. (Слайд 10).

Даже беглого взгляда достаточно, чтобы заметить: годовой процент начислений растёт с ростом n, и этот рост замедляется по мере увеличения n.

Какой же вклад наиболее выгодный?

Многообразие форм кредитования и инвестирования обуславливает необходимость нахождения критерия наиболее выгодного помещения капитала. Поясню: вам встречаются два рекламных объявления; один банк предлагает 15,5% ежеквартально, а другой – 15,2% ежемесячно. Что лучше? Для того чтобы ответить на этот и подобные вопросы, вводится вспомогательное понятие – эффективная процентная ставка.(Слайд 11). Давайте ответим на поставленный вопрос. В первом случае r=15,5% ежеквартально дает 16,4244% годовых; во втором случае, имея 15,2% ежемесячно, получаем 16,3049% годовых. Т.е. 15,5% ежеквартально даёт больший годовой доход, чем 15,2% ежемесячно. При этом в банк придётся ходить каждые четыре месяца.

(Слайд 12). Предположим, что вы хотите положить в банк 10000 рублей, чтобы на них “росли проценты”. В Сбербанке вам предложат 120% годовых, если вы кладете деньги на 3 месяца, 130% годовых, если кладете на 6 месяцев и 150% годовых при вкладе на год.

(Слайд 13). В банке “Триумф” вам предложат 200% годовых при вкладе на год. Через 5 лет это составит 2430000 рублей.

Может быть, какой-нибудь банк платит ещё больше? Да, сколько угодно! (Слайд 14). Вот банк “Мечта” предлагает вкладчикам 1000% годовых. Это означает, что через 5 лет сумма вклада должна составить 1610510000 рублей. Т.е., через 5 лет, положив 10000 рублей в банке “Мечта”, вы можете получить 1610510000 рублей и станете миллиардером!

Но имейте в виду, что, скорее всего однажды вы увидите на закрытых дверях банка объявление, из которого узнаете, что банк лопнул, а его вкладчики лишились вложенных в него сбережений. И вместе с “Мечтой” лопнула и ваша мечта стать миллиардером. Так что, выбирая между Сбербанком и банком “Триумф”, может быть, стоит отдать предпочтение Сбербанку, как более надежному.

(Слайд 15). Теперь стоит выбрать способ вложения денег: на 3 месяца, на 6 месяцев или на год. Казалось бы, лучше всего положить на год, что дает самый высокий процент годовых – 150%. Но давайте проверим:

(рублей), что в 2,8561 раз больше вложенных денег и составляет 185,61% годовых, что лишь немного меньше, чем в банке “Триумф”, но без всякого риска. Правда, при этом нужно приходить в банк каждые три месяца, чтобы забирать вклад и снова класть его на три месяца;

Если положить на полгода из расчета 130% годовых, то через год доход составит:

рублей – в 2,7225 раз больше вложенной суммы и даёт 172,25% годовых;

И, наконец, если положить деньги на год под 150% годовых, то получишь 25000 рублей, что, конечно, меньше.

(Слайд16). Но есть ещё форма вклада под 100% годовых с правом снять вклад в любое время с получением соответствующей доли прибыли. Вот, наверное, золотая жила! Ведь мы убедились, что чем чаще кладешь и берешь вклад, тем большей оказывается прибыль. Если ходить в Сбербанк каждый день, то каждый раз вклад будет увеличиваться в , а за год увеличение составит раз. Наверное, это очень большое число!

Должна вас разочаровать. Величина действительно увеличивается с увеличением n, но не может превзойти число e=2,71828….. и стремится к этому числу с увеличением n. Число e называется числом Эйлера (неперово число) и играет важную роль во многих разделах математики.

Итак, бегая в банк даже каждый час, не удастся получить доход больший 172% годовых, если мы примем эту форму вложения денег.

В последнее время много говорят и пишут о финансовых операциях, которые называются финансовыми пирамидами. Такие операции проводят (или проводили) “МММ”, “Хопёр”, “Тибет”, “РДС”, “Телемаркет” и другие. Давайте разберёмся в механизме таких операций.

До появления в нашей стране подобных акционерных обществ, время от времени затевались “денежные игры по почте”. Скажем, вы получаете письмо, в котором говорится, что если выслать по указанным пяти адресам по одному рублю, а затем разослать ещё пятерым такие же письма, вычеркнув первый адрес и дописав свой последним, то через некоторое время вы получите уйму денег.

В письме обосновывается и способ быстрого обогащения. От первых пяти адресатов вы получаете 5 рублей, возвращая затраченные деньги. Они посылают письма уже в 25 адресов, откуда вы получаете 25 рублей. От игроков третьего круга вы получаете ещё 125 рублей, от игроков четвертого круга 625 рублей, а от участников пятого круга 3125 рублей. Итого 3900 рублей. В то время это были большие деньги.

Хотя желающих разбогатеть “по щучьему велению” немало, но в выигрыше оказывались только устроители такой игры. Дело в том, что число участников увеличивается в пять раз с каждым кругом. Если пятерка устроителей разошлет, скажем, 120 писем со своими адресами, то в первом круге участвуют 120 человек, во втором – 600, в третьем – 3000, в четвертом – 15000, в пятом – 75000, в шестом – 375000, в седьмом – 1875000, в восьмом – 937500, в девятом – 46875000, а в десятом – 234375000 – все население страны. Так что участник, включившийся в игру в восьмом или девятом круге, уже не получает ничего.

Итак, с этой игрой все ясно – первые получают деньги за счет последующих, а тем, в конце концов, не от кого будет их получать. Перейдем теперь к акционерным компаниям, которые обещают богатство за счет быстрого повышения курса своих акций.

Здесь вроде бы все в ажуре. Акционеры и хозяева компаний получают прибыль “из воздуха”. Действительно, месяц назад вы купили акцию за 10000 рублей, а сейчас можете ее продать за 15000 рублей, правда и купить ее можно лишь за 17000 рублей, но ведь через месяц их можно продать уже за 20000 рублей. И компания имеет прибыль, покупая акцию за 15000 рублей и тут же продавая за 17000 рублей. Все довольны.

Но вот стоимость акции превысила 100000 рублей и уже не всякий может её купить, как это случилось с “МММ”. Количество сдающих акции стало превышать количество покупающих, и прибыль в компанию перестала поступать. Тут-то эта компания лопается, поскольку, даже если все полученные ранее деньги тратились лишь на выкуп акций, то оставшихся не хватит для оплаты акций всем акционерам по последнему курсу. А ведь огромные деньги были уплачены за рекламу! А реклама необходима, чтобы привлечь, как можно больше, простаков в ряды акционеров.

Приложение



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Разработка урока по теме "Исследование поведения тела в жидкости на интерактивной модели"

С целью формирования знаний о применении физических явлений в технике и развития интереса к физике на уроке учащиеся представили мини-проекты по темам « Воздухоплавание», « Плавание судов». На завершающем этапе урока был проведён диагностический контроль с анализом ответов и подведены итоги урока. ...

13 12 2019 9:15:19

Отделка дома из бруса снаружи : пошаговые рекомендации специалистов

Почему так важна наружная отделка. Основные принципы и технология проведения отделки. Правила обустройства пароизоляции. Как и чем выполнить утепление. Правила нанесения гидроизоляции. Варианты отделки брусового дома снаружи. Строительство домов из профилированного бруса – это сегодня одно из самых популярных направлений, причем натуральное дерево ценилось веками, его любили и ним восхищались всегда. Поэтому какой бы новый… Читать дальше...

12 12 2019 4:47:49

Интегрированный урок по теме "Площадь криволинейной трапеции"

На уроке учащиеся закрепляют изученный материал: правила нахождения первообразных, формулу для вычисления площади криволинейной трапеции. Учитель вырабатывает у детей навыки использования теории нахождения площади, криволинейной трапеции при решении разнообразных задач; формулирует целостную систему полученных знаний. Ученики должны уметь вычислять площадь фигуры, ограниченной линиями, строить графики в координатной плоскости, выполняя их преобразования, находить конкретную первообразную в указанной точке....

10 12 2019 9:36:28

Параллельные прямые. 7-й класс

Учащиеся на уроке совершенствуют умения анализировать и обобщать. Автор статьи прививает интерес к предмету....

09 12 2019 16:37:48

Урок математики в 7-м классе "Формулы сокращенного умножения"

Обобщающий урок по теме « Формулы сокращенного умножения» в 7-м классе разработан в системе личностно-ориентированного подхода в обучении с использованием технологии дифференцированного обучения. Целью урока является создание условий для закрепления и систематизации знаний по теме, развитие общеучебных умений и навыков. ...

08 12 2019 13:32:17

Виртуальная экскурсия по Алтайскому краю

Виртуальная экскурсия - интегрированный урок (математика + краеведение) проводится в виде путешествия по районам Алтайского края. ...

07 12 2019 12:53:44

Интеграция математики и информатики через спецкурсы

Спецкурс " Комбинаторика" явился продолжением спецкурса " Математическая логика". Комбинаторные задачи представляют богатый материал для изучения основных конструкций, методов и приемов программирования, позволяют показать не только красоту математики, но и возможности новых компьютерных технологий при решении практических математических задач....

06 12 2019 13:27:29

Нравственные аспекты преподавания математики

Вашему вниманию предлагается опыт использования материалов духовно-нравственной направленности на уроках естественно-математического цикла, позволяющих решать задачи нравственного характера, прививать учащимся общечеловеческие и христианские ценности. Короткие минутки нравственности, логично и ненавязчиво встроенные в структуру урока, способствуют реализации задач духовно-нравственного просвещения учащихся в процессе обучения....

05 12 2019 23:26:58

Брейн-ринг для 5-го класса по математике

Внеклассное мероприятие по математике для 5-го класса составлено из вопросов по трем направлениям: « Смекалка и внимание», « Интересные задачи», « Числа». Так или иначе, но это мероприятие заставит ребят думать, быть внимательными, быстро считать. Любое задание « Брейн-ринга» можно использовать в самостоятельной работе, например, на логических пятиминутках урока....

04 12 2019 8:48:20

Урок обобщения и углубления знаний

Как показывает опыт, обобщение и углубление знаний происходит в процессе повторения изученного материала и применения знаний на практике. На таких уроках автор статьи выстраивает в стройную систему знания учащихся по определенной теме, а также устанавливает связи между уже приобретенными знаниями и вновь полученными. Такие уроки дают большие возможности для развития познавательных и творческих способностей учащихся, а также умений самостоятельно пополнять и приобретать знания....

03 12 2019 8:18:25

Применение графиков к решению задач по алгебре и началам анализа в общеобразовательных классах

Как известно, решению задач с параметрами в школе уделяется очень мало внимания, особенно в общеобразовательных классах. Поэтому трудно рассчитывать на то, что учащиеся смогут в жесткой атмосфере конкурсного экзамена успешно справиться с подобными задачами. Значит, к "встрече" с такими задачами надо специально готовиться. Рассматривая различные способы решения заданий, содержащих параметр, убеждаешься в том, что дать полное решение не так-то просто. Особенно трудно проследить за изменениями характера ответа при изменении параметра. В некоторых случаях на помощь могут прийти графические построения. ...

02 12 2019 12:28:13

Урок математики в 6-м классе по теме: "Задачи на движение по реке"

Я работаю по учебнику математики Г. В. Дорофеева, Л. Г. Петерсон. Данный урок " Задачи на движение по реке" является заключительным по этой теме в 6-м классе. Поэтому на уроке ребята показывают уже свои знания и умения, но если кто-то не усвоил что-то по какой-либо причине, то имеет возможность исправить ситуацию, что отмечают на индивидуальных листах самооценки. Слайды, приготовленные к уроку, делают его более наглядным и интересным для ребят. Урок проходит в очень высоком темпе, не требуется много записей на доске (все необходимое для проверки есть на слайде). Но задания для решения учащиеся получают и на бумажных носителях. ...

01 12 2019 7:56:52

Урок-путешествие по физике "Путешествие по морям и океанам"

Урок-игра – обобщение пройденного материала за курс основной школы. Он проходит в виде путешествия по мировому океану с повторением тем пройденного курса, содержит большое число интереснейших примеров, иллюстрирующих физические законы, явления, понятия. Использование этих примеров позволяет показать учащимся единство законов природы, повысить интерес к изучению этих предметов....

30 11 2019 14:26:28

Урок в 9-м классе по теме "Решение рациональных неравенств"

Урок проводится в девятом классе и является первым уроком, на котором предлагается решение неравенств, отличных от линейных. Дается понятие особых точек (из-за которых допускается много ошибок при решении рациональных неравенств методом интервалов), алгоритм метода решения и рассматриваются примеры разного уровня сложности....

29 11 2019 23:10:56

Урок физики по теме "Законы сохранения в механике". 10-й класс

Обобщающее повторение темы с целью: формировать навыки систематизации изученной информации и представления ее в виде схем; закрепить знание формул импульса тела, механической работы, мощности, различных видов механической энергии; выявить уровень сформированности умений учащихся решать типовые задачи, понимания графической интерпретации работы....

28 11 2019 17:38:29

Тесты по тригонометрии

В данной работе представлены тесты по тригонометрии в 6 вариантах. При их разработке использовались контрольно-измерительные материалы Е Г Э. Данные тесты будут полезны для контроля знаний после изучения темы, при подготовке к итоговой аттестации или для индивидуальной работы с учениками. Задания теста можно легко менять по усмотрению учителя в соответствии с задачами тестирования....

27 11 2019 20:15:22

Графический метод решения систем нелинейных уравнений, 8-й класс

В работе представлен план, конспект урока математики в 8-м классе (углубленное изучение). На уроке информатики учащиеся научились строить на компьютере прямую, окружность, параболу, гиперболу. Полученные умения они применяют при решении систем нелинейных уравнений графическим способом. ...

26 11 2019 13:44:40

Занимательные задания в обучении математики

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес изучаемому материалу к их активность на протяжении всего урока. Немаловажную роль здесь отводится занимательным заданиям и дидактическим играм. В работе рассматриваются различные приемы занимательности....

25 11 2019 22:42:57

Графики функций и уравнений

В представленном материале обобщаются знания по теме " Графики функций и уравнений", а также содержится большой материал в виде тестов для проверки знаний учащихся по данной теме, которые сразу оцениваются....

24 11 2019 22:10:46

Физико-экологическая конференция "Мы в ответе за нашу планету"

Развивающийся экологический кризис создает реальную угрозу глубокого и необратимого нарушения жизни на Земле и гибели человеческой цивилизации. Цель конференции – привлечь внимание учащихся к глобальным экологическим проблемам на Земле и ответить на ряд вопросов: Какие антропогенные воздействия человека на окружающую среду могли привести к таким глобальным изменениям на Земле? В чем сущность экологического кризиса? Каковы пути выхода из экологического кризиса? На конференции учащиеся постарались оценить экологическую ситуацию в поселке Москаленский и наметили пути решения экологических проблем....

23 11 2019 3:27:54

Учимся учиться!

Новое в содержании выпускного экзамена по физике для основной школы - задания по работе с текстами, содержащими материал, выходящий за рамки программы. Они контролируют понимание смысла использованных в тексте физических терминов; использование информации текста в измененной ситуации; перевод информации из одной знаковой системы в другую. Развитием этих навыков необходимо заниматься с самого начала обучения физике. ...

22 11 2019 10:54:22

Элективный курс "Параметры и их практическая значимость"

Элективный курс предназначен для учащихся классов естественно-научного профиля, которые хотят научиться способам решения задач повышенного уровня сложности по алгебре и началам анализа. Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, но их решение вызывает у них значительные затруднения. Элективный курс может проводиться с учащимися как 10-х, так и 11-х классов....

21 11 2019 12:20:19

Лабораторная работа "Измерение силы трения скольжения", 8-й класс

Урок-исследование - лабораторная работа по определению силы трения скольжения и коэффициента трения скольжения. Исследовать, от каких причин зависит, а от каких не зависит сила трения скольжения. Мотивация урока своевременна и актуальна, с исторической справкой о 100-летнем споре ученых о силе трения. Урок вышел за рамки стандарта, насыщен дифференцированными и индивидуальными заданиями....

20 11 2019 8:50:35

Внеклассное мероприятие: игра "Наперегонки по Интернету"

Ежегодно в школе автора традиционным стало проведение 30 сентября « Дня Интернета». В этот день проходят уроки с использованием И К Т. Все мероприятия проходят в лекционном зале, Internet-кабинете, а также в компьютерном классе с использованием интерактивной доски. Учащиеся знакомятся с различными поисковыми ресурсами сети Интернет, методами поиска информации....

19 11 2019 17:48:35

Мнемоника в изучении законов и формул физики

Мнемоника – искусство запоминания. При заучивании какого-либо материала (физика, математика и т. п.) мнемотехника обеспечивает более глубокое запоминание материала. Методы запоминания в этом случае рекомендуют создавать в воображении яркие образы для понятий и определений. В сообщении приведены примеры мнемонических правил для запоминания некоторых понятий, законов и формул физики....

18 11 2019 15:34:14

Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 10 000 (6-й класс)

Открытый урок математики в 6-м классе служит обобщению и систематизации знаний и умений по теме, коррекции познавательной деятельности учащихся, мышления на основе упражнений по сложению и вычитанию чисел в пределах 10 000....

17 11 2019 1:28:19

Программа по геометрии в 4-м классе на учебный год

Для сокращения адаптационного периода при переходе в 5-й класс решено с согласия учителя начальной школы ввести на один час в неделю в 4-м классе геометрию. Почему именно геометрию? Во-первых: чтобы вызвать интерес к предмету, так как окружающий мир - это мир геометрии. Во-вторых: начальная подготовка к изучению геометрии. В-третьих, ученики привыкают к требованиям и речи будущего педагога....

16 11 2019 7:56:53

Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Первое начало термодинамики

Представленный урок проводится с использованием компьютерной программы урока физики от Кирилла и Мефодия. Цель урока: вести понятие внутренней энергии, работы в термодинамике; познакомить учащихся с первым началом термодинамики; формировать навыки работы с компьютером. Учащиеся составляют план экспериментального исследования, учатся анализировать и обобщать результаты, делать выводы, приобретают навыки самостоятельной исследовательской работы....

15 11 2019 22:53:36

Урок алгебры в 8-м классе по теме "Решение квадратных уравнений"

Закрепление изученного материала имеет большое значение в повышении качества знаний учащихся. В ходе урока применяются различные виды деятельности: программированный контроль, работа учащихся по карточкам-тестам, фронтальная работа с классом....

14 11 2019 20:50:37

Урок математики по теме "Решение уравнений" ("Приключения капитана Врунгеля") (5-й класс)

Урок-игра " Приключения капитана Врунгеля" позволяет учащимся обобщить и систематизировать полученные знания, умения и навыки в решении уравнений и применить их к решению задач; проявить логическое мышление при изучении данного раздела; избежать трудностей при изучении темы " Уравнения" в старших классах....

13 11 2019 14:57:54

Проект дома с печным отоплением: планировка загородного дома с отопительной печью, виды системы на фото и видео

Современный человек, желающий поселиться в собственном доме, хочет жить в комфорте и тепле и использует для этого все доступные достижения человечества в бытовой сфере. Иногда для этого достаточно просто реализовать проект дома с печным отоплением.   Проживая в частном домовладении, его владелец и остальные члены семьи в настоящее время могут в полной мере наслаждаться всеми… Читать дальше...

12 11 2019 11:29:49

Какой конвектор выбрать, какие лучше в сравнении, обзор плюсов и минусов электрических конвекторов, сушат ли они воздух, подробные фото и видео

Сегодня рынок отопительного оборудования предоставляет потребителям широкий ассортимент вариантов приборов, способных качественно и экономно прогреть желаемое помещение. Один из таких популярных на сегодняшний день приборов – конвектор, способный обеспечить ту или иную постройку обогревом. Однако такое разнообразие образцов зачастую приводит к тому, что многие хозяева просто не могут определиться с тем, как правильно выбрать конвектор.… Читать дальше...

11 11 2019 17:55:10

Урок в 9-м классе "Система уравнений, сводящихся к квадратным"

На уроке осуществляется повторение ранее изученных различных способов решения уравнений, сводящихся к квадратным, обучение сотрудничеству учеников посредством работы в малых группах, а так же взаимопомощи в процессе обучения....

10 11 2019 22:24:50

Развитие внимания учащихся через математическое содержание и использование различных форм организации учебно-познавательной деятельности

В данной статье представлен материал, позволяющий на уроках математики организовать работу по развитию свойств внимания: объема, сосредоточенности, устойчивости, переключения. Работа содержит теоретическое обоснование проведенного эксперимента, методические рекомендации по организации данной деятельности; приведены приемы, позволяющие развивать то или иное свойство внимания через математическое содержание. ...

09 11 2019 10:11:39

Какие преимущества у парокапельных нагревателей для отопления -

Несмотря на определенную консервативность потребителя, рынок отопительного оборудования пополняется интересными новинками, которые составляют все большую конкуренцию «классическим» решениям – газовому отоплению и масляным радиаторам. Новинки представляют интерес доступностью, экономичностью и удобством использования. Но начнем по порядку. Газовое отопление Газовое отопление является старым и проверенным решением обогрева дома, но имеет ряд существенных недостатков: Крайне затратно в… Читать дальше...

08 11 2019 22:44:14

Внутришкольный контроль по алгебре в 7–11-х профильных классах

В статье представлены административные срезы знаний в системе внутришкольного контроля по алгебре в профильных 7–11-х классах. Самостоятельные работы рассчитаны на учащихся, изучающих математику углублённо, охватывают большинство тем курса основной и старшей школы. Работы также могут быть использованы для проверки знаний мотивированных учащихся в рамках факультативных, индивидуально-групповых занятий или элективных курсов....

07 11 2019 1:46:32

Математическая игра "Малахитовая шкатулка"

Цель игры – воспитание любви и уважения к родному краю, к его людям, истории, природным богатствам....

06 11 2019 5:11:28

Урок-практикум "Путешествие по расписанию"

Представленный урок-практикум направлен на проверку теоретических знаний у учащихся 7-го класса, отработку навыков решения классических задач по теме « Механическое движение. Скорость». Нестандартное изложение материала позволяет развивать познавательную активность, самостоятельность, целеустремленность учащихся, показывает связь физики с другими предметами....

05 11 2019 2:57:22

Календарно-тематическое планирование. Математика. 1-й класс

Отличительной чертой курса является значительное расширение изучения геометрического материала, оставаясь стержнем всего курса, осуществляется с возможным паритетом теоретической и прикладной составляющих, а в вычислительном плане особое внимание уделяется способам и технике устных вычислений....

04 11 2019 15:50:12

Занятие по развитию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

Развитие элементарных математических представлений у детей представляет собой начальное звено непрерывного курса математики, главной целью которого является всестороннее развитие ребенка, развитие его интеллектуальных и творческих способностей. Задача, стоящая перед воспитателем детского сада, существенно отличается от задачи учителя школы: гораздо важнее не передать те или иные знания или навыки ребенка, а сформировать у него определенное отношение к миру. ...

03 11 2019 4:30:59

Вписанная и описанная окружности

Урок « Вписанная и описанная окружности» предназначен для повторения, обобщения и систематизации знаний по данной теме при подготовке к Е Г Э. Урок содержит теоретическую часть и практическую часть (задания части В из открытого банка заданий Е Г Э по математике и два задания С4)....

02 11 2019 2:53:29

Математическая мозаика

Внеклассное мероприятие по математике для 9–11-х классов в форме игры-соревнования, которая развивает интерес к предмету, сообразительность, любознательность, логическое и творческое мышление. Способствует практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных занятиях. Воспитывает чувство ответственности, коллективизма и взаимопомощи, аккуратность, точность и внимательность, культуру общения. Возможно проведение мероприятия в рамках предметной недели....

01 11 2019 21:40:25

Тема урока: "Решение рациональных неравенств и их систем". 9-й класс

Интегрированный урок обобщающего повторения. Использование межпредметных связей математики и химии позволяет получить представление о неравенствах и их системах как математическом аппарате решения химических задач, расширяет кругозор учащихся, стимулирует изучение других предметов. Применение химических опытов как иллюстрации результатов, полученных при решении неравенств и их систем, носит развивающий характер, активизирует деятельность учащихся на уроке. ...

31 10 2019 21:36:39

Сценарий занятия по теме "Графы"

Представлен сценарий занятия по теме « Графы». Рассматриваются основные понятия теории графов; определение степени вершин графа; рисование полного графа с заданным количеством вершин; рисование графа, который является дополнением к заданному графу....

30 10 2019 16:58:40

Интегрированный урок (алгебра + физика) "Первообразная и интеграл в задачах"

Цель данного урока – показать применение первообразной, интеграла при расчетах площади фигур, объема тел, а также при решении задач в различных разделах физики. Урок показывает, что математика тесно связана с профессиональной деятельностью человека....

29 10 2019 6:56:24

Урок алгебры с применением компьютерных технологий по теме "Определение тригонометрических функций"

Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок. Такой урок позволяет ученикам: развивать мысль в логике поставленного вопроса; выдвигать гипотезы; собирать данные, анализировать их и синтезировать; аргументировать свою позицию; овладевать нормами диалогической речи; самостоятельно работать с книгой и другими источниками информации; максимально стимулирует их творческие способности. Начиная изучать тригонометрию в 9-м классе, можно провести интегрированный урок математика + информатика с элементами исследовательской деятельности учащихся....

28 10 2019 8:58:11

Математическое ралли по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Цели урока: отработка умений и навыков применения правил сложения и вычитания смешанных чисел....

27 10 2019 19:20:12

9-й класс, обобщающий урок по геометрии "Метод координат"

Целью урока является систематизация знаний учащихся, совершенствование навыков решения задач методом координат. В ходе урока акцентируется внимание на то, что многие задачи можно решать без чертежа, зная формулы и свойства фигур. ...

26 10 2019 4:25:10

Исследовательский проект по теме "Характеристическое свойство геометрической прогрессии" для 11-го класса

Широкие возможности для реализации исследовательской и проектной деятельности дают уроки математики, на которых можно писать краткосрочные учебно-исследовательские проекты, распределив обязанности между учащимися. Автор предлагает технологическую карту такого урока для учащихся 11-го класса....

25 10 2019 10:58:51

Карточки по математике для устного опроса учащихся за курс 5-го класса

Карточки для устного опроса учащихся по математике за курс 5-го класса составлены для школьников, изучающих математику по учебникам " Математика, 5" М. Я. Виленкина и др. и " Математика, 5" Э. Р. Нурка и др. Карточек 25 по 5 вопросов, что соответствует примерной наполняемости класса. Вопросы составлены по всему курсу 5-го класса. Проводя такие итоговые опросы с 5-й по 11-й классы, мы создаем предпосылки для успешной сдачи Г И А-9 и Е Г Э-11 по математике....

24 10 2019 12:18:21

Проект "Отношения и пропорции" по математикке в 6-м классе

Обучение на основе проектов – это модель обучения, отличающаяся от традиционных уроков, ориентированных на преподавателя, в пользу тщательно спланированного обучения, которое ориентировано на ученика, на перспективу, и интегрировано с проблемами и опытом реальной жизни....

23 10 2019 12:23:15

Элективный курс "Начальные сведения из теории вероятностей. Программа Excel"

Элективный курс представлен в виде электронного учебника, это HTML-документ с окнами " Теория", " Практика", " Тест", " Сам!". Рассмотрены определения вероятности, примеры моделирования случайных процессов в программе Excel. Учебник может быть использован как для самостоятельного изучения темы, так и в качестве электронного У М К на уроках. ...

22 10 2019 21:17:45

Внеклассное мероприятие "Дорогами войны"

В 2010 году наша страна отмечала 65-летие Победы над фашисткой Германией. Предлагаем вашему вниманию сценарий внеклассного мероприятия (викторины) по математике. Данная викторина проводилась среди глухих старшеклассников. В процессе подготовки и проведения викторины учитывались психофизические особенности глухих учащихся. К сценарию прилагается презентация....

21 10 2019 4:11:22

Решение уравнений

Учащиеся в игровой форме систематизируют знания, умения, навыки в решении уравнений. Урок опирается на командную работу учащихся, развивает основные мыслительные операции (памяти, внимания, быстроты реакции, гибкости и вариативности мышления), творческие способности. ...

20 10 2019 18:46:20

Нестандартные формы проведения уроков математики. Аукцион "МАУЧИ"

Аукцион " М А У Ч И" проводится в рамках недели математики. Учащиеся, выполняя задания из разных лотов, учатся находить закономерности, логически рассуждать, используют знания из истории, русского языка, литературы, математики. Необычная форма проведения урока позволяет выявить тех учащихся, которые имеют возможность в дальнейшем оказаться участниками олимпиад разного уровня, так как имеются задания на смекалку. Учащимся нравятся нестандартные формы уроков математики, и " Неделя математики" - хорошая возможность повысить познавательную активность учащихся....

19 10 2019 9:11:17

Интегрированный урок по русскому языку и математике "Путешествие в Числяндию" в 6-м классе

Интегрированный урок рассчитан на детей 6-го класса. Это современная интегративная технология, основной целью которой является расширение предметного содержания урока, сопряжение в нем различных смысловых аспектов, показ межпредметной связи....

18 10 2019 16:30:15

Урок геометрии в 11-м классе по теме "Цилиндр и конус"

Урок геометрии в 11-м классе по теме « Цилиндр и конус». Цель данного урока – обобщить, систематизировать и закрепить знания и умения учащихся по теме " Цилиндр и конус". В течение урока используются презентации, выполненные в PowerPoint....

17 10 2019 16:21:26

Программа курса по выбору "Системы уравнений"

В системе предпрофильной подготовки по математике должно быть значительное количество курсов по выбору, для того чтобы у учащегося была реальная возможность выбора, причем содержание таких курсов не должно дублировать базовый курс. Данная программа расширяет базовый курс математики, дает возможность познакомиться с интересными, нестандартными вопросами математики. Рассматриваемые вопросы тесно примыкают к основному курсу. Поэтому данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию математических знаний и умений учащихся....

16 10 2019 18:31:42

Как выбрать светильники для ванной: количество, виды, требования

Как выбрать светильники для ванной, какие они бывают, какой класс безопасности необходим, какие лампы лучше использоать и где их лучше установить....

15 10 2019 18:54:40

Координатная плоскость

На уроке закрепляются навыки построения и нахождения точек по заданным координатам; формируются навыки проектной деятельности; рассматривается исторический материал....

14 10 2019 13:29:48

Microsoft PowerPoint в формировании пространственных представлений учащихся на уроках математики

В данной статье рассматривается одно из программных средств компьютера - программа Microsoft PowerPoint и ее применение при решении проблемы формирования пространственных представлений у учащихся на уроках математики в средней школе. ...

13 10 2019 19:55:11

Восхождение на математический Олимп. Тема: «Решение прямоугольных треугольников»

Урок изучения нового материала с использованием И К Т и элементами игры, что позволяет сделать урок насыщенным, развивать познавательный интерес обучающихся. Учащиеся узнают, что значит «решить прямоугольный треугольник», учатся применять новые знания для решения различных задач, в том числе практических, имеющих исторический аспект, что очень важно, т.к. у учеников часто возникает вопрос: « А где нам это понадобится в жизни?». Также ребята знакомятся с историческими сведениями по теме....

12 10 2019 21:50:19

Как помочь старшекласснику решить задачу по стереометрии

<p> Помочь старшекласснику в изучении стереометрии можно с помощью конструктора. Предлагаю изготовить конструктор из картона, пенопласта, коктейльных трубочек и цветных гвоздиков. Объемная модель задачи облегчит ее решение. ...

11 10 2019 14:10:21

Урок математики по теме «Раскрытие скобок»

Урок математики вводит понятие раскрытия скобок; знакомит с правилом раскрытия скобок; отрабатывает умения решать уравнения; развивает логическое мышление....

10 10 2019 20:50:58

Электрический ток в металлах. Действие электрического тока

Разъяснение механизма тока в металлах и электролитах на основе электронных представлений и указание направления электрического тока важно не только для данной темы, но и для понимания сопротивления металлов вообще. Цель урока – повторить сведения о структуре металла; раскрыть физическую природу электрического тока в металлах; разъяснить, по каким признакам можно определить наличие тока в проводнике....

09 10 2019 2:19:59

Интегрированный урок с применением ИКТ, посвященный 150-летию г. Махачкалы по теме "Тригонометрические выражения и их преобразование"

Целью урока являются повторение и закрепление основных понятий и формул тригонометрии и событий, связанных с историей города. Чтобы стимулировать интерес учащихся, на уроке используется принцип "яркого пятна"....

08 10 2019 5:53:29

Рисуем в координатной плоскости

Цели урока: создать условия для развития умений строить координаты точки, используя предметы и образы окружающей действительности; помочь учащимся осознать практическую и личную значимость учебного материала....

06 10 2019 16:26:12

Внеклассное мероприятие "Состязание знатоков геометрии"

В статье представлена разработка внеклассного мероприятия по геометрии, проводимого в рамках недели математики среди учащихся 7-х классов. Вопросы подготовлены заранее учащимися 8–11-х классов....

05 10 2019 7:14:56

Интегрированный урок (биология + физика) по теме "Звуковая сигнализация в жизни животных"

Урок предполагает интеграцию и расширение знаний, полученных учащимися в курсе физики и биологии по теме " Звук. Источники и приемники звука". Урок является комбинированным и знакомит учащихся с комплексной наукой - биоакустикой. Цель урока - рассмотреть способы воспроизведения звуков в животном мире; выявить целесообразность строения органов слуха у различных животных; выделить значение звуковой сигнализации для животных....

04 10 2019 22:43:26

Урок физики по теме "Сила трения". 9-й класс

Цель урока: изучить явление трения (его причины, закономерности); создать условия для формирования у учащихся практических навыков: измерения силы трения; развивать логическое мышление учащихся; воспитывать интерес к предмету; развивать интерес к решению задач....

03 10 2019 16:33:21

Урок математики. "Обобщающий урок-повторение", 11-й класс

На обобщающем уроке-повторении по математике в 11-м классе учащиеся решают задания из К И Мов к Е Г Э, закрепляют навыки работы в группе....

02 10 2019 17:29:12

Урок математики в 6-м классе по учебному комплекту Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина "Математика 6"

Данная статья содержит разработку урока математики в 6-м классе по теме " Площади", по учебному комплекту " Математика. 6" Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина ( М: Просвещение, 2006). Лабораторно-практическая работа с использованием мультимедийной презентации и электронного учебного пособия " Интерактивная математика 5–9" к учебным комплектам 5–6 кл. под редакцией Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина ( Дрофа, 2002). Урок проводится в компьютерном классе, так как каждый ученик работает с компьютером....

01 10 2019 22:10:13

Урок геометрии "Взаимное расположение прямых в пространстве. Скрещивающиеся прямые. 10-й класс

Данный урок, построенный с применением современных компьютерных технологий, цифрового образовательного ресурса " Уроки геометрии Кирилла и Мефодия, 10-й класс", позволит не только познакомить учащихся с понятием скрещивающихся прямых, рассмотреть признак скрещивающихся прямых, но и позволит обучающимся пошагово отслеживать этапы решения задач. Включение групповой деятельности и дифференцированных заданий направлено на формирование у учащихся навыков исследовательской работы....

30 09 2019 3:53:53

Твердотопливные котлы воздушного отопления: принцип работы

Из всех существующих на сегодняшний день способов обогрева наиболее редким считается воздушное отопление. Несмотря на то, что еще лет 50-70 назад эти системы отопления были популярным и устанавливались массово, сегодня найти такие объекты довольно трудно. Исключением являются камины и традиционные русские печи, которые не являются полноценными системами воздушного отопления. Из всего того оборудования и устройств,… Читать дальше...

29 09 2019 2:57:12

Интегрированный урок (физика + география) по теме "Дом, который построим мы"

Интегрированный урок (физика + география), который планируется после изучения темы: « Виды теплообмена». Мотивация познавательной деятельности осуществляется через самореализацию ученика, дифференцированный подход к учащимся, проектной деятельности на уроке....

28 09 2019 2:19:56

Разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Урок проводится после изучения темы « Сложение и вычитание десятичных дробей». Учащиеся повторяют и обобщают правила сложения, вычитания десятичных дробей, закрепляют навыки работы с десятичными дробями. На уроке применяются элементы технологии укрупнения дидактических единиц ( У Д Е) – решение деформированных упражнений, составление и решение обратных задач, использование матрицы....

27 09 2019 11:37:34

Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем. 8-й класс

В ходе урока повторяются и обобщаются знания и умения по теме. Активизация познавательной деятельности осуществляется за счёт применения мультимедийной презентации, которая позволяет наглядно демонстрировать и контролировать задания....

26 09 2019 2:20:51

Совершенствование форм и методов контроля знаний учащихся

Формирование знаний и умений учащихся может быть успешно лишь при оперативном контроле над ним в математической подготовке школьников. Без систематической оценки правильности решения и анализа допущенных ошибок ученики не могут ориентироваться в успешности своей работы. Если же использовать только традиционные формы контроля, то у учащихся теряется интерес к учебному процессу. Автор статьи старается разнообразить виды и формы контроля....

25 09 2019 3:36:55

Плотность вещества. Единицы плотности

Представлен урок физики в 7-м классе по теме " Плотность вещества. Единицы плотности" с применением дискретного подхода к усвоению учебного материала. Данный подход создает благоприятные условия для прочного запоминания учебного материала. ...

24 09 2019 1:32:39

Урок в 7-м классе по алгебре на тему "Задачи на движение"

В данной статье рассказывается об уроке физики. В частности, цель урока - научить детей решать задачи на движение....

23 09 2019 9:17:13

Урок математики по теме "Чтение и составление линейных и столбчатых диаграмм". 5-й класс

На уроке реализуется деятельностный подход через совместное открытие знаний на основе цели деятельности, формулируемой самими учениками. Работая в группах над заданиями, учащиеся моделируют ситуацию, описанную в задаче, с использованием разных видов диаграмм с помощью компьютера, делают вывод, презентуют выполненное задание. Алгоритм самооценки информирует об успехах в достижении предметных и метапредметных результатов учеников и учителя. Задания подобраны с точки зрения развития У У Д....

22 09 2019 15:55:32

Урок-шутка "Суженый, ряженый, приходи ко мне сватать…". Обобщающий урок по теме: "Доли. Обыкновенные дроби". 5-й класс

Данный урок является нетрадиционным, что особенно нравится детям любого возраста. На этом уроке дети знакомятся с русскими традициями празднования Святок. Прививает элементы духовно-нравственного воспитания учащихся, интерес к предмету. На уроке используется тесты, решение задач и уравнений. ...

21 09 2019 16:51:33

Сценарий урока по теме «Энергия. Закон сохранения механической энергии». 10-й класс

Закон сохранения механической энергии». Автор использует кейс-метод для знакомства учащихся с представлением о применении энергии, то есть о законе сохранения механической энергии. Данная технология позволяет учащимся развить коммуникативные качества при работе в малых группах....

20 09 2019 17:58:26

Урок математики в 3-м классе "Умножение на двузначное число"

Предлагаемый урок математики в 3-м классе разработан по программе «2100». Урок выстроен по технологии проблемного обучения....

19 09 2019 14:14:24

Какой может быть срок поверки счетчиков электроэнергии -

Являясь законопослушными гражданами своей страны, все мы убеждены в правоте принципа о незнании закона и ответственности. Потому-то настольными документами грамотного домовладельца, среди прочих, являются Федеральные законы, касающиеся поверок приборов учёта, № 102- Ф3 и №261. Не обойтись этим серьёзным документам без подзаконных актов в виде Постановления Правительства №250, Г О С Тов 8.584-2004 и 8.259-2004. А учёт, как писал… Читать дальше...

18 09 2019 15:19:34

Урок алгебры в 8-м классе (с ипользованием позиционного обучения"

Идея активизации всех структур (нормативной, преобразующей, символической ) с их последующей интеграцией в единый механизм познавательной деятельности легла в основу разработки модели позиционного обучения. В процессе такой деятельности осуществляется осмысление материала с разных позиций: запоминание, анализ, синтез, преобразование, выявление затруднений, творческий поход к изучению темы. ...

17 09 2019 14:44:11

Урок физики "Напряжение" (8-й класс)

Разработка урока физики позволяет вести его с сопровождением мультимедийной презентации и использовать возможности интерактивной доски, так как задания составлены с учётом возможности рисования электронным пером на слайде. Проводить его можно как в классах, где обучение ведётся по базовой программе, так и в углублённых классах....

16 09 2019 2:49:21

Организация проектной деятельности школьников по математике с использованием средств ИКТ

Приоритетным направлением работы педагогов школы сегодня становится создание условий, способствующих развитию и реализации способностей детей. Развитие индивидуальных возможностей обучающихся может происходить не только через усложнение и увеличение учебного материала, но и в рамках включения их в исследовательскую деятельность по выбранному ими направлению. Этому способствует создание в школе научного общества учащихся и организация проектной деятельности....

15 09 2019 21:57:48

Урок изучения нового материала по теме "Виды четырехугольников. Как Параллелограмм родственников искал"

Данный урок относится к типу урок изучения нового материала, позволяет наглядно, в игровой форме, изучить виды четырехугольников и их свойства. А также закрепить пройденный материал с помощью практических заданий. ...

14 09 2019 19:11:21

Плотность вещества. 7-й класс

В статье содержится конспект урока, в котором указаны цели к уроку, задачи, ход урока, дополнительный материал по изучаемой теме. Указаны формы работы и прописаны занимательные опыты, вызывающие интерес у учащихся. Учитель может использовать данный конспект при проведении своего урока....

13 09 2019 10:31:29

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса "Элементы тригонометрии"

Данная программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. Содержание курса позволит учащимся расширить знания о тригонометрических функциях; научить решать простейшие тригонометрические уравнения на единичной окружности; развивать коммуникативные навыки в процессе практической работы; приобщить учащихся к работе с первоисточниками для написания сообщений и рефератов. Программа курса является пропедевтикой раздела " Тригонометрия" в курсе " Алгебра и начала анализа 10–11-е классы"....

12 09 2019 11:13:24

Путешествие в мир постоянных магнитов

Данный урок предназначен для учащихся, впервые знакомящихся с постоянными магнитами....

11 09 2019 22:47:15

Урок по математике в 5-м классе по теме "Действия с десятичными дробями"

Урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся в 5-м классе проводится в форме дидактической игры. Работа в группах создает рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей, повышает мотивацию к изучению предмета....

10 09 2019 10:34:14

Учебная исследовательская деятельность на уроках математики. Тригонометрические уравнения. 10-й класс

В статье описывается опыт применения учебной исследовательской деятельности учащихся на уроках математики на примере изучения решения тригонометрических уравнений в 10-м классе. ...

09 09 2019 18:15:19

Урок математики в 5-м классе "Решение уравнений"

Урок обобщения и систематизации знаний. Различные формы урока позволяют обеспечить условия для мотивации обучения, развивать познавательные интересы учащихся, активизировать их учебную деятельность....

08 09 2019 1:48:28

Радиаторные пробки: виды для чугунных, алюминиевых, биметаллических батарей, проходная пробка, диаметр резьбы

Радиаторы отопления можно назвать самым известным оборудованием, так как практически каждый человек сталкивался с ним. Однако не все понимают, что необходимо для установки такого на первый взгляд простого прибора и как работают его составляющие элементы. В частности речь идет пробке радиатора, про которую, скорее всего, знают не многие. Основные элементы для монтажа радиатора В большинстве… Читать дальше...

07 09 2019 12:27:13

Урок по теме "Вводное повторение". 8-й класс (по учебнику Атанасян Л.С., Бутусов В.Ф. "Геометрия 7–9 класс")

Учащиеся повторяют, обобщают и систематизируют материалы программы геометрии для 7-го класса; выявляются итоговые уровни знаний и умений по теме....

06 09 2019 13:32:52

Урок физики в 7-м классе по теме "Сила тяжести" с использованием компьютерной презентации

Учитель может создать свой вариант мультимедийного урока, взяв нужные ему фрагменты текстов, рисунков, видеозаписей из так называемой библиотеки электронных наглядных пособий. Этот продукт будет обучающим мультимедиапредставлением (презентацией). Презентация - творческая работа, в которой задействуются несколько мультимедиатехнологий. Для его создания необходимы программы и устройства для набора текста, видео- и аудиозаписи. Сначала отбирается нужный материал (текстовой, звуковой, видео). Затем производится монтаж этого материала в определённую последовательность с помощью PowerPoint....

05 09 2019 18:27:49

Уроки обобщающего повторения по теме "Логарифмическая функция. Решение логарифмических уравнений, неравенств"

Методическая цель урока: продемонстрировать применение дифференцированного подхода в обучении и закреплении умений и навыков при выполнении тестовых заданий. Урок обобщает теоретические знания свойств логарифмической функции, закрепляет умения применять знания при выполнении....

04 09 2019 13:19:50

Урок решения задач по теме "Фотоэффект"

Урок развивает умения и навыкы решения задач по физике, готовит учащихся к Е Г Э. Задача урока: показать разноуровневость заданий по теме, методику решения задач. Урок состоит из трёх этапов. На первом этапе с помощью теста проверяется теоретический материал, вопросы которого содержатся в уровне " А" Е Г Э по физике. Далее следует решение задач разного типа: практическая, задачи уровня " В" Е Г Э, комбинированная – уровня " С" Е Г Э. ...

03 09 2019 18:40:21

Открытый урок физики с обучающими структурами сингапурского проекта по теме «Тепловые двигатели». 8-й класс

Для того чтобы ученики стали успешными и внесли свой вклад в развитие общества, необходимо обучить их навыкам критического мышления, эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде. На развитие этих навыков направлены обучающие структуры сингапурского проекта, использованные на уроке....

02 09 2019 4:15:25

Олимпиада Сочи-2014. В цифрах, числах, задачах

Цель урока: знакомство учащихся с уникальным наследием " Олимпийские игры Сочи-2014"; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; актуализировать опорные знания и умения; обобщить и систематизировать знания, умения, навыки учащихся при решении задач; сформировать познавательные действия, необходимые при решении задач; повторить и систематизировать базовые знания о натуральных числах, полученные в начальной школе. Совершенствовать вычислительные навыки....

01 09 2019 11:13:12

The Drop Inn & Cafe: японский хостел в духе минимализма

<p> Среди вас наверняка есть те, кто в этом году собирается посетить Японию и уже сгорает от нетерпения, готовясь испытать на себе все, что только может предложить туристу эта страна. Неплохой вариант сэкономить отпускной бюджет – предпочесть отелям и <a href="/publications/idei-dlja-gostinoj-69-foto-oformlenie-interera.html">гостиницам недорогие</a> хостелы. И если одно только слово &laquo;хостел&raquo; вгоняет вас в состояние фрустрации, ассоциируясь с… Читать дальше...

31 08 2019 13:34:37

Сложение чисел с разными знаками

На уроке в 6-м классе закрепляются умения складывать отрицательные числа и числа с разными знаками, выполняется две работы на самопроверку знаний учащихся с помощью зашифрованных ответов, тем самым расширяется общий кругозор....

30 08 2019 16:21:42

Урок алгебры по теме "Решение квадратных неравенств". 8-й класс

На уроке рассматривается понятие квадратного неравенства; учащиеся знакомятся с алгоритмом квадратного неравенства; формируется умение решать квадратные неравенства....

29 08 2019 20:24:30

Интегрированный урок по алгебре и географии по теме "Квадратные уравнения и "Жемчужина Сибири – Байкал"

На мой взгляд, задача учителя – не только научить, а развить познавательный интерес у учащегося. Поэтому, когда возможно, интегрирую знания, связывая темы своего курса с другими школьными предметами, обогащая знания и кругозор учащихся. При таком ведении урока учащиеся часто забывают, на каком уроке они в данный момент находятся. И те ребята, которые недолюбливают математику и ждут конца урока, увлеченно работают....

28 08 2019 5:50:48

Сложение и вычитание одночленов. 7-й класс

Урок по алгебре для 7-го класса формирует у школьников умение выполнять операции сложения и вычитания над одночленами в стандартном виде; развивает умения и навыки выделения главного, установление взаимосвязей и закономерностей, обобщение; воспитывает чувство личной ответственности в коллективном взаимодействии....

27 08 2019 7:28:20

План-конспект урока "Некоторые графические возможности инструментального математического пакета MathCAD"

Согласно программе обучения математике в средней школе, материал урока не является обязательным для изучения. Но знакомство с инструментальным математическим пакетом MathCAD дает возможность использовать компьютер как средство оптимизации математических операций, высвобождая время на уроке, которое используется на анализ задач, в том числе прикладных, составления их математической модели. При составлении плана урока использовалась версия MathCAD 6.0, файлы-приложения так же написаны в данной версии. ...

26 08 2019 3:17:38

Тождественные преобразования степенных выражений

Цель урока: закрепление приемов тождественных преобразований степенных выражений (для учеников 10-го класса или студентов 1-го курса колледжей), свойства степени с рациональным показателем, переход от корня к степени, формулы сокращенного умножения; используется устный счет, предлагается в решенных примерах найти и объяснить ошибку, различные тренажеры, карточки задания, в конце урока предлагается самостоятельная работа....

25 08 2019 22:45:48

Применение модульно-рейтинговой системы в школьном курсе математики

Модульно-рейтинговая система складывается из двух взаимосвязанных: модульной и рейтинговой. Преподаваемый учебный предмет делится на крупные блоки (модули), по завершении которых ученик сдает промежуточные (модульные) контрольные работы или зачеты. Изучение курса идет поэтапно, по выделенным модулям с учетом степени и скорости обучаемости школьника. Качество и количество самостоятельной работы учеников оценивается в условных баллах. Каждому выполненному виду работы соответствует подробный «прейскурант» баллов....

24 08 2019 18:34:29

ИКТ-технологии на уроке физики по теме "Мощности в цепи переменного тока". 11-й класс

Урок (технический профиль) завершает изучение темы « Мощность в цепи переменного тока» с графической поддержкой, разработанной с Advancer Grapher и рассчитанной для интерактивного оборудования SMART. К сценарию прилагаются материалы, созданные с Advancer Grapher и SMART Notebook для различных этапов урока....

23 08 2019 23:43:34

Окружность и круг. 5-й класс

Цели урока: обеспечить усвоение учащимися понятий окружности, круга и их элементов (радиуса, диаметра, хорды); рассмотреть соотношение между диаметром и радиусом окружности....

22 08 2019 7:16:38

Здоровьесберегающая математика (урок математики в 6-м классе)

Цель урока: способствовать выработке навыков деления дробей. Повторить решение задач на нахождение дроби от числа. Довести до сознания детей необходимость соблюдения режима учебы и отдыха, учить беречь время. В ходе урока, решая задачи, выполняя упражнения, ученики учатся правильно учиться....

21 08 2019 8:45:12

Сумма углов треугольника. Расстояние от точки до прямой

Одной из ключевых фигур в геометрии является треугольник. Треугольник неисчерпаем – постоянно открываются его новые свойства. Занятие помогает закрепить и расширить знания по теме « Сумма углов треугольника», овладеть новым термином «расстояние от точки до прямой», научить находить его в предложенных задачах....

20 08 2019 21:28:24

Решение задач с параметрами в курсе алгебры. 7–9-е классы

Статья раскрывает системный подход к обучению мотивированных детей решению задач с параметрами на уроках алгебры 7–9-х классов общеобразовательной школы. При дифференцированном подходе в обучении, включая в списки задач к общему курсу задания с параметрами и постепенно усложняя их, учитель дает возможность учащимся познакомиться с принципами и некоторыми методами решения заданий с параметрами, что позволит в старшей школе успешно освоить их в полном объеме....

19 08 2019 12:22:38

Зачет по темам: "Вычисление производной функции" и "Вычисление первообразной функции"

Вниманию учителей представлены комплекты карточек в двух вариантах для проведения зачёта по данным темам....

18 08 2019 22:34:29

Открытый урок геометрии по теме "Координаты вектора". 9-й класс

Урок изучения нового материала по учебнику Атанасяна Л. С. применяет деятельностный подход, включающий в себя активные формы урока, смену деятельности учащихся. Активизируется познавательная деятельность учащихся, формируются ключевые компетенции....

17 08 2019 17:49:47

Сказки звездного неба (6-й класс)

Использование на уроках Э О Р поможет и ученику, и учителю по-новому взглянуть на учебный материал. Урок разрабатывался силами учителя и учеников, были использованы фрагменты презентаций учащихся 11-го класса по астрономии. ...

16 08 2019 22:56:55

Умножение натуральных чисел и его свойства

На уроке обобщаются и систематизируются знания учащихся об умножении натуральных чисел. Дети повторяют переместительное и сочетательное свойства умножения, закрепляют умение решать задачи, используя умножение....

15 08 2019 12:53:41

Урок вводного повторения по математике в 6-м классе

Ежегодно в начале учебного года проводятся уроки вводного повторения с целью повторения изученного материала за курс предыдущего класса и подготовки детей к входной контрольной работе. Чтобы заинтересовать обучающихся, уроки вводного повторения я обычно провожу в игровой форме – дети с удовольствием разгадывают математические головоломки, расшифровывают фразы, играют в различные игры....

14 08 2019 6:41:16

Логарифмическая функция и ее график

Урок математики для учащихся 11-го класса, на котором осуществляется подготовка к Е Г Э, построена с использованием И К Т, с целью повышения эффективности урока. На уроке создаются условия для осознанного повторения и обобщения ранее изученного материала, отрабатывается навык решения текстовых задач, предлагаемых на Е Г Э....

13 08 2019 15:41:49

Конспект урока-игры "Колесо истории" в 6-м классе по теме: "Решение уравнений"

Использование игровой и информационной технологий значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря заинтересованности обучающихся, расширению наглядности, позволяет сделать урок более мобильным и интересным. Разработала данную игру еще когда была студенткой для внеклассного мероприятия. Два раза проводила как внеклассное мероприятие (где учащиеся сами выбирали секторы), а затем эту игру адаптировала к теме " Решение уравнений", убрав лишние задания и игра идет по кругу от первого сектора к последнему. ...

12 08 2019 3:56:56

Урок по алгебре в 8-м классе по теме "Решение квадратных уравнений"

На уроке отрабатываются умения и навыки решения квадратных уравнений, проверяется сформированность умений применения изученных способов решения квадратных уравнений, учащиеся знакомятся со способом решения квадратных уравнений, используя свойства коэффициентов. Урок способствует воспитанию интереса к математике....

11 08 2019 17:23:41

Графическое решение линейного уравнения с двумя переменными. 7-й класс

Урок содержит большой объем графического материала, который поможет учителю компактно, динамично, наглядно изложить новую тему, а также вопросы для повторения ранее пройденного теоретического материала, учитель контролирует вычислительные навыки учащихся, необходимые для изучения новой темы. Материалы урока содержат тестовые задания для устной работы....

10 08 2019 18:17:10

Урок-презентация "Силы в природе"

Представлен урок систематизации и контроля знаний учащихся с использованием компьютерных технологий в 9-м классе. На уроке используется система голосования VERDICT 1.2. ...

09 08 2019 1:43:22

Проект. Районный методический фестиваль "Урок физики-2009"

В школах сельской местности работают учителя физики с большим стажем работы, но большинство из них мало применяют в своей работе новые педагогические технологии. На методических фестивалях " Урок физики", увидев новые технологии в ходе проведения урока, можно найти ответ на неясные вопросы, когда эти уроки проводят более подготовленные учителя. ...

08 08 2019 14:40:46

Разработка урока по алгебре в 9-м классе "Решение уравнений высших степеней"

План урока разработан для учащихся 9-х классов, материал для урока выходит за рамки школьной программы. Необходимость этого материала в том, что в Е Г Э по математике встречаются уравнения такого вида....

07 08 2019 0:26:35

Урок физики в 8-м классе "Использование энергии движущейся воды и ветра"

Представлен сценарий урока, на котором, помимо получения новых знаний, дальнейшего формирования умения воспринимать и перерабатывать информацию, представляются широкие возможности для осуществления межпредметных связей, для формирования экологической культуры, для профессиональной ориентации, художественного воспитания. ...

06 08 2019 18:23:32

Презентация к уроку "Функция y=sin x, ее свойства и график"

Урок изучения нового материала, на котором формируется умение изображать график функции y=sinx и читать ее свойства. Контролируются знания и умения. Ученики учатся сравнивать, обобщать, выявлять главное. Развивается математический кругозор, мышление и речь, внимание и память; воспитывается интерес к математике и ее приложениям, активность, мобильность, умение общаться....

05 08 2019 16:48:26

Зачет по теме "Решение прямоугольных треугольников"

Главная задача зачетов не контроль, а развитие творческих возможностей учащихся путем индивидуальной работы непосредственно на зачете и в процессе подготовки к нему. В зачетах предусмотрены задания обязательного уровня обучения и усвоения материала и задачи повышенного уровня сложности на расширение теоретического материала, стимулирующие школьников, которым хорошо дается предмет....

04 08 2019 7:12:58

Как подключить светодиодную ленту к 220 В: способы, схемы

Как подключить светодиодную ленту к 220 В, какую выбрать схему, какой нужен адаптер, как рассчитать нужную силу тока, как собрать выбранную схему....

03 08 2019 10:45:39

Урок математики по теме "Взаимное расположение графиков линейных функций". 7-й класс

Урок направлен на повторение определения по теме « Линейная функция». Учащиеся по по внешнему виду формул, задающих линейные функции, устанавливают взаимное расположение графиков этих функций....

02 08 2019 5:52:35

Урок по теме "Решение задач на прямую и обратную пропорциональности"

Для объяснения нового материала используется презентация, выполненная в программе Microsoft Office PowerPoint. На уроке уделено большое внимание самостоятельной работе, в том числе работе с перфокартами....

01 08 2019 3:38:48

Изучение темы "Проценты" через кружковую работу в 8–9-х классах

Решение задач по теме " Проценты" нельзя отнести к легко усваиваемым. Ее традиционное изучение сосредоточено в строгих временных рамках курса 5–6-х классов, что не позволяет расширять спектр практических приложений и полноценно учитывать возрастные возможности учащихся в формировании ряда важных практических умений в работе с процентами. Вследствие этого фактора, а также необходимости умения решать задачи на проценты в курсах химии, физики, экономики, возможна организация работы кружка " Задачи на проценты на уроках и в жизни" в 8–9-х классах. Такой кружок позволит сделать курс математики практико-ориентированным, показать учащимся, что приобретаемые ими математические знания применяются в повседневной жизни. Интерес в значительной степени поддерживается также и содержанием задач на проценты, фабулы которых могут быть приближены к современной тематике и к жизненному опыту детей, а затем и подростков, что послужит достаточно сильным мотивом для решения предлагаемых задач....

31 07 2019 18:26:55

Урок математики по теме "Путешествие по страницам Красной книги ЯНАО"

Древняя мудрость гласит: « К водопою коня может привести даже маленький ребенок. А вот заставить этого коня напиться не смогут даже десять взрослых мужчин». Одним из способов пробудить у учащихся познавательный интерес на уроках математики – включение в план урока исторического материала, задач практического применения, заданий краеведческого характера....

30 07 2019 19:29:39

Презентация "Теорема Пифагора"

Презентация знакомит учащихся с теоремой Пифагора, ее происхождением, практическим применением и развитием. Предполагается, что учащиеся самостоятельно вели поисковую работу по истории появления и применения теоремы Пифагора, привлекая не только печатный материал, но и специальные сайты Интернета. Материалы презентации могут быть использованы на других уроках при изучении данной темы. ...

29 07 2019 1:10:20

Разновозрастной урок по алгебре в 10–11-м классах

Конспект урока в разновозрастной группе обучающихся в 10–11-х классах со средней математической подготовкой. Урок проводится с использованием компьютера, мультимедиапроектора. Время проведения урока: конец первой четверти. Урок проводится за счет повторения программного материала. Учебник, по которому ведется преподавание предмета: А. Н. Колмогоров и др., Просвещение, 2006....

28 07 2019 18:10:37

Обобщающий урок математики по теме "Умножение и деление целых чисел"

Обобщающий урок математики по учебнику Никольского на действия умножения и деления с положительными и отрицательными целыми числами. Представлены нестандартные задания для повторения правил, устного счета, письменной работы. Все задания творческие....

27 07 2019 6:49:50

Серия уроков по теме "Логарифмы"

Цель урока – расширить понятие функции; познакомить учащихся с показательной функцией, ее свойствами, показательными уравнениями и неравенствами, методами их решений; логарифмической функцией, ее свойствами, графиками; уравнениями и неравенствами, методами их решений....

26 07 2019 17:33:38

Правильная установка солнечных батарей своими руками -

В последние годы все большую популярность набирают альтернативные, возобновляемые источники энергии, в числе которых особняком стоит энергия Солнца. Хорош этот источник энергии тем, что он неиссякаем, по крайней мере, еще 5 миллиардов лет. Количество же выделяемого им тепла и света громадное. В эпоху развития новых технологий, «грех» не воспользоваться этим природным даром. Но для сбора… Читать дальше...

25 07 2019 1:49:40

Современное значение законов Ньютона (Физика. 9-й класс, базовый курс, 2 часа)

Урок-конференция по физике для учащихся 9-го посвящён обобщению знаний учащихся о законах Н Ь Ю Т О Н А и основ фундаментальной науки - классической механики. В ходе активного обсуждения темы урока и защиты проектов, учащиеся убедятся в том, что "ньютоновская механика - не историческая реликвия, а основа естествознания сегодняшнего дня"....

24 07 2019 0:21:26

Виртуальный учитель. Примеры решения задач ГИА–9 (вторая часть)

В работе представлен обучающий тренажер, созданный в программе Excel, для подготовки к заданиям Г И А с развернутым ответом. В ходе выполнения десяти заданий учащимся предлагается заполнить пропуски в рассуждениях, а программа осуществляет автоматическую проверку каждого шага решения. Тренажер и его модификации могут применяться в качестве «виртуального учителя» в рамках подготовки к Г И А; для самостоятельной работы с последующим обсуждением решений; для дистанционного обучения учащихся....

23 07 2019 14:33:19

Внеклассное мероприятие по математике для 6-го класса. Тема: "Занимательный мир задач"

Мероприятие предназначено для учащихся 6-х классов. Цель мероприятия – систематизация знания учащихся по теме решение арифметических задач различного типа. Игру целесообразнее проводить во втором полугодии....

22 07 2019 2:41:47

Мастер-класс "ИКТ на интегрированных уроках математики в С(К)ОУ"

Дети с О В З с трудом самостоятельно устанавливают взаимосвязь между знаниями, полученными по различным учебным предметам. Интегрированный урок математики с И К Т позволяет учащимся в интересной форме рассмотреть понятия и определения, увидеть важные математические объекты в видеороликах и на фотографиях, закрепить материал, повышет познавательную активность....

21 07 2019 21:30:14

Праздник чисел

Внеклассное мероприятие по математике для 5–6-x классов включает: запись чисел в разных системах счисления, версию происхождения цифр, умножение на 9 с помощью рук, фокусы с числами, викторину....

20 07 2019 19:20:33

Урок математики по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел". 5-й класс

Цели урока: вспомнить алгоритмы сложения и вычитания смешанных чисел путем включения учащихся в практическую деятельность; продолжить работу по развитию вычислительных навыков....

19 07 2019 9:22:33

Профильная программа по физике для автомехаников

Целью разработки программы является формирование содержания учебного предмета « Физика» с ориентацией на профиль осваиваемой учащимися профессии, создание условий для эффективного обучения в соответствии с профессиональными интересами и возможными намерениями учащихся....

18 07 2019 14:11:34

Учебные программы для 1-го класса ПНШ

Учебные программы для 1-го класса П Н Ш (русский язык, литературное чтение, математика, О М, И З О, технология) включают требования к уровню подготовки учащихся, содержание программы, календарно-тематическое планирование, перечень ключевых слов по каждому предмету, список литературы для учителя и для учащихся....

17 07 2019 3:25:23

Еще:
Важное о расчетах -1 :: Важное о расчетах -2 :: Важное о расчетах -3 :: Важное о расчетах -4 :: Важное о расчетах -5 :: Важное о расчетах -6 :: Важное о расчетах -7 :: Важное о расчетах -8 :: Важное о расчетах -9 :: Важное о расчетах -10 :: Важное о расчетах -11 :: Важное о расчетах -12 :: Важное о расчетах -13 :: Важное о расчетах -14 :: Важное о расчетах -15 :: Важное о расчетах -16 :: Важное о расчетах -17 :: Важное о расчетах -18 :: Важное о расчетах -19 :: Важное о расчетах -20 :: Важное о расчетах -21 :: Важное о расчетах -22 :: Важное о расчетах -23 :: Важное о расчетах -24 :: Важное о расчетах -25 :: Важное о расчетах -26 :: Важное о расчетах -27 :: Важное о расчетах -28 :: Важное о расчетах -29 :: Важное о расчетах -30 :: Важное о расчетах -31 :: Важное о расчетах -32 :: Важное о расчетах -33 :: Важное о расчетах -34 :: Важное о расчетах -35 :: Важное о расчетах -36 :: Важное о расчетах -37 :: Важное о расчетах -38 :: Важное о расчетах -39 :: Важное о расчетах -40 :: Важное о расчетах -41 :: Важное о расчетах -42 :: Важное о расчетах -43 :: Важное о расчетах -44 :: Важное о расчетах -45 :: Важное о расчетах -46 :: Важное о расчетах -47 :: Важное о расчетах -48 :: Важное о расчетах -49 :: Важное о расчетах -50 :: Важное о расчетах -51 :: Важное о расчетах -52 :: Важное о расчетах -53 :: Важное о расчетах -54 :: Важное о расчетах -55 :: Важное о расчетах -56 :: Важное о расчетах -57 :: Важное о расчетах -58 :: Важное о расчетах -59 :: Важное о расчетах -60 :: Важное о расчетах -61 :: Важное о расчетах -62 :: Важное о расчетах -63 :: Важное о расчетах -64 :: Важное о расчетах -65 :: Важное о расчетах -66 :: Важное о расчетах -67 :: Важное о расчетах -68 :: Важное о расчетах -69 :: Важное о расчетах -70 :: Важное о расчетах -71 :: Важное о расчетах -72 :: Важное о расчетах -73 :: Важное о расчетах -74 :: Важное о расчетах -75 :: Важное о расчетах -76 :: Важное о расчетах -77 :: Важное о расчетах -78 :: Важное о расчетах -79 :: Важное о расчетах -80 :: Важное о расчетах -81 :: Важное о расчетах -82 :: Важное о расчетах -83 :: Важное о расчетах -84 :: Важное о расчетах -85 :: Важное о расчетах -86 :: Важное о расчетах -87 :: Важное о расчетах -88 :: Важное о расчетах -89 :: Важное о расчетах -90 :: Важное о расчетах -91 :: Важное о расчетах -92 :: Важное о расчетах -93 :: Важное о расчетах -94 :: Важное о расчетах -95 :: Важное о расчетах -96 :: Важное о расчетах -97 :: Важное о расчетах -98 ::

Добро пожаловать наш сайт! Здесь Вы можете узнать все то, что давно втайне хотели выяснить про электрику, но стеснялись спросить: например, как маркируют кабеля, или какие условные обозначения рисуют в электрических схемах. Мы выложили это для вас в открытом доступе! Пользуйтесь!