Интегрированный урок литература + математика по теме "Символика Золотого сечения в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Пентаграмма в композиции романа" > Мастера спешат на помощь!
мастера спешат на помощь!    

Интегрированный урок литература + математика по теме "Символика Золотого сечения в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Пентаграмма в композиции романа"

Цели урока:

  • Обучающая: приобретение системных качественных знаний по математике (понятие о Золотом сечении, числе "фи"; построение и "загадка" пентаграммы) и литературе (две композиции романа: печатная и хронологическая; кульминация эпизода).
  • Развивающая: всестороннее развитие личности, "выход" за рамки учебника, "содружество" логического мышления и ассоциативной образной памяти.
  • Воспитывающая: нет предметов трудных и неинтересных, есть умение видеть в обыденном необычное.

Оборудование урока: фотографии Акрополя в Афинах; графический рисунок, показывающий "Золотое сечение" Парфенона; скульптуры Фидия; рисунок Леонардо да Винчи "Фигура человека в круге и квадрате"; иллюстрации к роману М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".

Учитель математики: Золотое сечение - символ гармонии и стабильности нашего мира. Термин "золотое сечение" ("золотая пропорция") ввёл Леонардо да Винчи.

Золотая пропорция - это деление отрезка АС на две части таким образом, что большая его часть АВ относится к меньшей ВС так, как весь отрезок АС относится к АВ, т.е.

Рисунок 1.

Это отношение часто называют пропорцией "фи" (или числом "фи" - числом Ф). Ф = 1,618

Учитель литературы: Древние греки хорошо понимали пропорцию "фи". Так же, как и древние египтяне, и многие другие древние народы. Когда они создавали произведения искусства, то проводили измерения, чтобы убедиться в том, что математически всё точно соответствует пропорции "фи". Одним из высших достижений греческого, да и всего мирового искусства явилось творчество афинского скульптора Фидия (5 век до н.э.). Он был главным помощником Перикла при реконструкции Акрополя в Афинах. Творчество Фидия оказало влияние на ваятельное искусство всего эллинизма. Его образы, наделённые жизненной достоверностью, свидетельствуют о глубоком изучении реального мира.

Учитель математики: Самым гармоничным отношением Фидий считал Золотое сечение. Благодарная память о скульпторе до сих пор сохраняется в этом понятии, поскольку числовое значение Золотого сечения обозначается через "фи" (Ф) по первой букве имени Фидия. Подсчитаем это значение.

Примем длину отрезка, в котором надо найти Золотое сечение, за 1. Его большую часть обозначим через х, тогда меньшая часть: 1 - х. По определению Золотого сечения составляем уравнение ;

Решив его относительно х, получим

Полученное число и обозначается через Ф ("фи").

Учитель литературы: В таких работах скульптора Фидия, как Зевс Олимпийский, Афина Парфенос, Аполлон Бельведерский, Золотое сечение заложено в различных пропорциях человеческого тела. Не только вся статуя, но и отдельные её части делятся в золотом отношении. Другое название Золотого сечения (золотой пропорции) - Божественная пропорция. Откуда взялось это название?

Учитель математики: Леонардо да Винчи вычислил, что, если нарисовать квадрат вокруг тела человека, потом провести диагональ от ступней до кончиков вытянутых пальцев рук, а затем провести параллельную горизонтальную линию (вторую из этих параллельных линий) от пупка к стороне квадрата, то эта горизонтальная линия пересечёт диагональ точно в пропорции "фи", как и вертикальную линию от головы до ступней. Если считать, что пупок находится в той совершенной точке, а не слегка выше для женщин или чуть ниже для мужчин, то это означает, что тело человека поделено в пропорции "фи" от макушки до ступней.

Учитель литературы: Теперь понятно: человек - Божье создание, отсюда и понятие "Божественная пропорция". Если бы эти линии были единственными, где в человеческом теле имеется пропорция Ф ("фи"), это, вероятно, было бы только интересным фактом. На самом деле пропорции "фи" обнаруживаются в тысячах мест по всему телу, а это не просто совпадение. Длина каждой фаланги пальца находится в пропорции "фи" к следующей фаланге. Та же пропорция отмечается для всех пальцев рук и ног. Вот почему древнегреческие статуи так красивы и гармоничны. А римское искусство после завоевания Греции выглядит как любительское: их статуи непропорциональны, безжизненны, неестественны, т.к. древние римляне не учитывали "Божественную пропорцию".

Учитель математики: Вернемся к Древней Греции. Если представить на чертеже композицию архитектурных элементов Парфенона в виде прямоугольников, то это будет выглядеть следующим образом:

Рисунок 2.

 Учитель литературы: А теперь попробуем провести аналогию между математикой и литературой, основываясь на данных учёных. Представим композицию пяти повестей романа М. Ю. Лермонтова в виде известной уже нам пентаграммы (пентакля, пятиконечной звезды). Почему именно в виде этой геометрической фигуры?

Учитель математики: Рассмотрим пентаграмму, вписанную в круг, и увидим всё ту же "Божественную пропорцию".

Рисунок 3.

Учитель литературы: Не правда ли, пятиконечная звезда схематично напоминает фигуру человека с широко расставленными ногами и раскинутыми в стороны руками? А вершина пентакля - это голова человека. Начертим пентаграмму в тетради и обозначим пять вершин условными названиями пяти повестей романа в том порядке, как они представлены в оглавлении произведения.

Рисунок 4.

 

Б. - "Бэла".

М.М. - Максим Максимыч".

Т. - "Тамань"

К.М.- "Княжна Мэри"

Ф - "Фаталист"

Учитель математики: Кстати, если чертить эту геометрическую фигуру от руки, не отрывая карандаш от бумаги, то её можно изобразить безотрывно в такой последовательности: 4-1-3-5-2-4; и наверняка, в этой числовой последовательности обнаружится какая-то закономерность.

Учитель литературы: А вот мы сейчас и докажем наличие такой закономерности. Итак, начнём!

Соединяем точки 4 и 1 (повести "Княжна Мери" и "Бэла"). Закономерность лежит на поверхности - она заключена в названиях повестей.

Возможные ответы обучающихся: Мери Лиговская - московская барышня, дворянка, аристократка, княжна по рождению (князья - обычно родственники царской семьи). Это чувствуется в её горделивой осанке и высокомерном взгляде ("благородная походка", "телодвижение, исполненное невыразимой прелести", "приняла вид такой важный и чинный", "я был вознаграждён взглядом, где блистало самое восхитительное бешенство"). Бэла - дочь горского князька, "мирного князя", кунака Максима Максимыча. ("она заплакала, потом с гордостью подняла голову, отёрла слёзы и продолжала: "Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? Я его не принуждаю. А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его - я княжеская дочь!")

Учитель математики: Продолжим движение карандаша от точки 1 к точке 3 (повести "Бэла" и "Тамань"). В этих повестях тоже найдём взаимосвязь между двумя героями: Казбичем и Янко.

Возможные ответы обучающихся: Да, оба героя - изгои, отвергнутые обществом бродяги. Казбич-абрек, разбойник, конокрад, убийца Бэлы и её отца. ("Рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий: Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре".)

Янко - преступник, контрабандист. ("Янко не боится ни моря, ни ветров, ни тумана, ни береговых сторожей: отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив:").

Учитель литературы: Движемся от точки 3 к точке 5 (повести "Тамань" и "Фаталист"). Докажите, что эти повести связаны двумя героями-фаталистами.

Возможные ответы обучающихся: Печорин часто испытывает судьбу. Он отправляется в море ночью на утлой лодчонке с незнакомой девушкой. При этом герой не умеет плавать. ("Она как кошка вцепилась в мою одежду, и вдруг сильный толчок едва не сбросил меня в море: бешенство придавало мне силы: и я мгновенно сбросил её в волны".) Поручик Вулич решил доказать сослуживцам, что предопределение (фатум, рок, судьба) есть у каждого. Кому суждено утонуть, тот не сгорит. Он заключил пари на деньги, рискуя пустить себе пулю в лоб. Игра со смертью закончилась победой смерти: осечка пистолета спасла Вуличу жизнь, но несчастный игрок был зарублен пьяным казаком в ту же ночь.

Учитель математики: Соединяем точки 5 и 2 (повести "Фаталист" и "Максим Максимыч"). Рассмотрите взаимоотношения поручика Печорина и штабс-капитана Максима Максимыча.

Возможные ответы обучающихся: В "Фаталисте" взаимоотношения коменданта крепости Максима Максимыча и его подчинённого были почти родственные (отношения отца и сына), а в повести "Максим Максимыч" бывшие сослуживцы через пять лет встречаются, как чужие (по вине Печорина).

("он хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно: протянул ему руку. Штабс-капитан на минуту остолбенел:)

Учитель литературы: Всё течёт - всё изменяется. Меняются и отношения между людьми. Вчерашние друзья становятся чужими людьми. Карандаш движется дальше и соединяет точки 2 и 4 (повести "Максим Максимыч" и "Княжна Мери"). И Печорин, и два его старших товарища: доктор Вернер и Максим Максимыч - убеждённые холостяки. (Печорину гадалка предсказала смерть от злой жены, поэтому он всячески избегает женитьбы. Максим Максимыч объяснил своё одиночество тем, что "никогда ни одна женщина его так не любила", как Бэла Печорина. Доктор Вернер "был злой на язык", рисовал карикатуры на своих больных. Неудивительно, что такому скептику не пришлась по душе ни одна дама).

Учитель математики: И, наконец, последнее: попробуйте взять эпизод из романа, подсчитать количество строчек в этом эпизоде, разделить на число "фи" (? 1,6) и получите строчку, в которой заключено основное содержание эпизода.

Учитель литературы: В этой строчке заключена кульминация эпизода. Давайте проверим. Возьмём лермонтовский приём "рассказ в рассказе": повествование Казбича о верности Карагёза. Определим объём эпизода (начало "Да, - отвечал Казбич: - конец "с тех пор мы не разлучались").

Учитель математики: Подсчитаем количество строк. Оно равно-34. Делим на число "фи" 1,6. Получится 21-я строка. Кульминация звучит так: "Сердце моё облилось кровью". Это самый напряжённый момент, когда казаки чуть было не поймали любимца Казбича.

Таким математическим приёмом можно проверить все эпизоды романа.

Учитель литературы: Если нашу пентаграмму повернуть на два луча против часовой стрелки, то мы получим расположение повестей в хронологической последовательности событий романа.

Рисунок 5.                                                                                 Рисунок 6.

 

"Тамань" - Печорин едет из П/б к месту службы, ночует в ожидании почтового парохода в Тамани (приключение с Ундиной);

"Княжна Мери" - заезжает на Кавказские минеральные воды отдохнуть (за дуэль с Грушницким его ссылают в далёкую крепость в горах).

"Фаталист" - недалеко от крепости Каменный Брод в станице Червлёная происходит история с убийством Вулича.

"Бэла" - трагическая гибель Бэлы в крепости Каменный Брод. После этих потрясений Печорин выходит в отставку и уезжает в П/б.

"Максим Максимыч" - через пять лет во Владикавказе происходит встреча бывших сослуживцев: Печорина и штабс-капитана. Финал романа грустный: герой умирает по пути в Персию.

Учитель математики: Можно сказать, человек - это живая пентаграмма. Это верно как в физическом, так и в духовном плане. Человек обладает пятью добродетелями: любовь, мудрость, истина, справедливость и доброта.

Учитель литературы: Автор проводит главного героя через испытания всеми пятью добродетелями, и Печорин не выдерживает этого испытания (любит Веру, но приносит ей одни страдания; затевает интригу с похищением Бэлы, в результате чего Бэла и её отец гибнут, Азамат становится похитителем родной сестры и Карагёза, убивает на дуэли наивного юношу Грушницкого; обижает невниманием доброго Максима Максимыча; обрекает на нищенство слепого мальчика после вмешательства в жизнь "мирных контрабандистов").

Учитель математики: Вот мы и нашли много точек соприкосновения математики и литературы. "Математику уже затем учить нужно, что она ум в порядок приводит", - сказал великий русский математик Лобачевский.

Учитель литературы: Всё в мире подчиняется строгим математическим законам: будь то сама математика, или музыка, литература или архитектура. Важно уметь видеть гармонию окружающего мира.



Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте или Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Урок математики в 6-м классе — обобщающее повторение по теме "Умножение и деление положительных и отрицательных чисел"

Цель данного урока: обобщить полученные знания по умножению, делению, сложению, вычитанию рациональных чисел. Знать:- правила действий с рациональными числами;- свойства действий с рациональными числами....

16 07 2019 1:37:40

Урок обощения изученного материала по математике

Повторительно-обобщающий урок предназначен для повторения и более глубокого усвоения учебного материала. Урок проходит в ключе сказки « Цветик- Семицветик», что позволяет привлечь максимум внимания детей, в то же время раскрепощая их сознание. ...

15 07 2019 20:57:38

Урок физики по теме "Линзы"

Урок объяснения нового материала, на котором рассматриваются особенности линз и их практическое применение, используя наглядное демонстрационное и лабораторное оборудование. Цель урока: на примерах исторических изобретений оптических приборов, их жизненному значению воспитывать любознательность и интерес к предмету....

14 07 2019 20:59:33

Обыкновенные дроби в 5-м классе

В статье представлена разработка урока в 5-м классе « Сложение и вычитание обыкновенных дробей, смешанных чисел». Изучение материала сопровождается презентацией, выполненной в MS Power Point. Использование компьютера при изучении темы создает эмоциональный настрой, повышает результативность изучения материала....

13 07 2019 15:20:53

Спецкурс для 6-го класса по теме "Нестандартные задачи по математике"

Программа задумана как продолжение курса 5-го класса. Она предполагает дальнейшее развитие познавательного интереса учащихся к математике, воспитание стремления к непрерывному интеллектуальному самосовершенствованию, развитие логического и творческого мышления учащихся; а также решение задач повышенной сложности, участие в различных математических олимпиадах....

12 07 2019 18:25:59

Внеклассное мероприятие "Интеллектуальный калейдоскоп"

Внеклассное мероприятие предлагается провести для учащихся 9–10-х классов в дни декад по физике, химии, биологии. Игра направлена на формирование у учащихся ключевых предметных компетенций....

11 07 2019 18:44:16

Применение элементов технологии разноуровневой дифференциации для актуализации знаний учащихся при подготовке к итоговой аттестации по алгебре в 9-м классе

Как известно, министерством науки и образования Р Ф с 2003/04 учебного года проводится работа по реализации профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся старшей школы. Переход учащихся на профильное обучение предполагает иную форму итоговой аттестации выпускников основной школы. Принципиальная особенность заключается в усилении дифференцирующих возможностей экзаменационной работы за счет увеличения числа заданий и расширения диапазона их сложностей....

10 07 2019 7:25:15

Интегрированный факультатив математика+информатика по теме "Функция y=[kx]+в" в 7-м классе

На занятии, проводимом в кабинете информатики, обобщаются знания по построению графиков линейных функций. Для исследования функции используется заранее написанная программа. Учащиеся, задавая коэффициенты и видя результат на экране компьютера, делают выводы о том, как они влияют на расположение графика в системе координат. ...

09 07 2019 0:31:20

Урок-соревнование по математике "Час веселой математики"

Урок закрепляет у учащихся знания таблиц сложения и вычитания с цифрой 3; умение читать выражения с использованием математических терминов....

08 07 2019 22:39:30

Формирование субъектной позиции учащихся через самоконтроль и самооценку

Современные условия жизни поставили перед школой задачу перевода процесса обучения на субъект-субъектную основу. За годы работы создана система методов, форм и приёмов организации самостоятельной деятельности учащихся, направленных на формирование субъектной позиции учащихся. Навыки самоконтроля и самооценки, приобретённые в школе, помогут в любом виде деятельности....

07 07 2019 18:29:43

Интегрированный урок предъявления новых знаний по теме: "Прямоугольный параллелепипед". 5-й класс

Для более полного и глубокого усвоения учащимися 5-го класса геометрического материала необходима смена видов деятельности на уроке. На мой взгляд интегрированные уроки позволяют без перегрузки и более качественно усвоить новый материал. Объяснение нового материала происходит в форме беседы с использованием знаний ребят, их жизненного опыта. Практическая работа способствует закреплению понятий вершина, грань, ребро, площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда. Данный урок способствует развитию пространственных представлений учащихся. ...

06 07 2019 4:31:20

Урок математики по теме "Параллелограмм"

Урок знакомит с параллелограммом и его свойствами....

05 07 2019 19:24:18

Решение задач по теме "Сложение сил, направленных по одной прямой". 7-й класс

Цель урока: систематизирование, закрепление, проверка З У Н учащихся при решении задач на вычисление равнодействующей силы....

04 07 2019 9:16:18

Конспект открытого урока по математике в 6-м классе по теме: "Умножение обыкновенных дробей"

Конспект урока обобщения и комплексного применения знаний учащихся по указанной теме. На уроке применяются информационные технологии – слайды, созданные в программе MS Power Point. Презентация состоит из трех блоков: активизация познавательной деятельности, проверки навыков умножения, решения задачи. ...

03 07 2019 20:49:28

Игра "Что? Где? Когда?" по теме "Арифметика - царица математики"

Предлагаемая игра « Что? Где? Когда?» рекомендуется для проведения внеклассных мероприятий по математике в 8—11-х классах. Цель данного мероприятия: развитие интереса к математике, формирование мировоззрения, логического мышления, коллективного творчества. Содержание вопросов носит исторический характер (развитие понятия числа, арифметических действий). ...

02 07 2019 17:38:44

Урок математики по теме "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями". 6-й классе

Тема урока раскрыта сквозь призму событий Отечественной войны 1812 года, учебные задания составлены на основе фактического исторического материала. Урок развивает познавательный интерес учащихся, воспитывает нравственные и патриотические чувства детей. Применяются элементы современных образовательных технологий: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, информационно-коммуникационные, игрового, проектного и проблемного обучения, модульной и кейс-технологии....

01 07 2019 17:25:28

Игра "Железная дорога" по теме "Обыкновенные дороги". 5-й класс

Игры на уроках математики усиливают внимание учащихся к учебному материалу, способствуют созданию познавательного мотива. Учащиеся повторяют смешанные, правильные и неправильные дроби; правила выполнения арифметических действий с обыкновенными дробями; систематизируют и обобщают З У Н учащихся по теме " Обыкновенные дроби"....

30 06 2019 20:42:44

Нестандартный урок "Математический бой"

Для проведения урока ребята разбиваются на две группы (отделения). Выбираются командиры. Урок проходит в форме соревнования, где каждая команда набирает баллы по результатам выполненных заданий. Урок можно провести накануне празднования Великой Победы (9 мая)....

29 06 2019 22:43:16

Общественный смотр знаний по теме "Смежные и вертикальные углы"

Общественный смотр знаний является одной из форм проверки обучающихся по определенному разделу программы. Для учащихся такой урок – возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. ...

28 06 2019 4:39:46

Урок контроля знаний по теме "Изменение агрегатного состояния вещества"

Материал охватывает содержание " Агрегатные состояния вещества". Каждое задание представлено в 3-х эквивалентных вариантах, что обеспечивает самостоятельность в деятельности учащихся. Материал можно использовать как при проведении урока в форме самостоятельной работы, так и в форме урока-конкурса. ...

27 06 2019 14:28:15

Сила тяжести. Вес. Невесомость

Учащимся объясняется смысл понятия силы тяжести, веса тела, состояния невесомости. Эти силы изображаются с помощью векторов. Развиваются практические умения и навыки при работе с приборами....

26 06 2019 6:37:37

Интегрированный урок (математика + экология). Тема: "Вода"

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из наиболее сложных проблем школьного обучения. Предлагаемый урок проводится для адаптации детей в данный период, поднятия интереса к предмету математики, знакомства с учителем. Для психологической поддержки учащихся на урок приглашаются учителя начальной школы и родители....

25 06 2019 11:28:51

Урок математики, 5-й класс, по теме "Смешанные числа"

Цель урока: ученик должен научиться записывать неправильные дроби по-новому, в виде смешанного числа, расширить знания о числах. ...

24 06 2019 15:47:57

Урок геометрии в 11-м классе на тему "Шар и сфера. Сечение шара плоскостью" (на уроке используется мультимедиапроектор)

На данном уроке геометрии в 11-м классе — уроке "открытия" нового знания — использую активные формы обучения, которые предполагают самообразование, саморазвитие учащихся. На уроке формирую умения и навыки читать и строить чертежи пространственных конфигураций, пространственных фигур к задачам, развиваю грамотную математическую речь. ...

23 06 2019 19:39:47

Заметки к открытому уроку математики по теме "Решение логарифмических уравнений"

Урок разработан к главе IV, §10, п.39 учебника « Алгебра и начала анализа» авторов А. М. Колмогорова, А. М. Абрамова, Ю. П. Дудницына и др....

22 06 2019 4:26:25

Топас как работает септик, устройство, отличия от конкурентов

Септик Топас является автономный агрегатом, служащим для очистки сточных вод. Очищение осуществляется в несколько стадий. Конкуренты используют принцип переработки без наличия кислорода в емкости. У Топаса же иной процесс – очищение происходит с подачей воздуха, с использованием аэробных бактерий. Эти микроорганизмы имеют отличные показатели по разрушению любых типов загрязнений органического происхождения. В этой статье разберем,… Читать дальше...

21 06 2019 20:12:41

Урок с применением ИКТ по теме "Механические колебания" (9-й класс)

Обобщающий урок проводится в компьютерном классе после изучения темы « Механические колебания и волны». Цель урока: повторить и систематизировать знания по теме; совершенствовать умения применять полученные знания для объяснения физических явлений. ...

20 06 2019 5:55:23

Законы И.Ньютона

На данном уроке повторяются формулировки и математические записи законов Ньютона; закрепляются знания, полученные по теме; совершенствуются навыки решения качественных и расчетных задач; развивается логическое мышление....

19 06 2019 22:53:56

Урок-тренинг "Квадратные уравнения"

Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая, делать его немного занимательным. Отрабатывает умения и навыки решения квадратных уравнений с использованием формул корней....

18 06 2019 1:11:35

Технологическая карта урока физики "Последовательное и параллельное соединение проводников"

В основе планирования данного урока лежит технология модульного обучения, которая направлена на самостоятельную работу учащихся по индивидуальной учебной программе. Учащиеся работают самостоятельно, учитель – корректор. Задача: освоить различные виды соединения проводников. ...

17 06 2019 18:40:54

Подготовка к ГИА-2009

Данный проект может быть использован учителем как на уроках алгебры 9-го класса при изучении соответствующих тем, так и при подготовке к экзаменам, а также может быть использован учениками в качестве учебного пособия при самостоятельном изучении темы. Представлены основные учебные темы, по каждой теме даются основной теоретический материал и примеры выполнения заданий....

16 06 2019 21:53:31

Многогранники. 6-й класс

В статье предложена серия уроков уроков для 6-го класса на основе деятельностного подхода, которая была апробирована в гимназии. Разработка служит повышению эффективности управления учебной деятельностью и позволяет учащимся самостоятельно на основе практических заданий освоить основные понятия по теме....

15 06 2019 10:27:49

Интегрированный урок (математика + биология) по теме "Сложение и вычитание смешанных дробей"

Интегрированный урок математики и биологии для учащихся 5-го класса. На уроке отрабатываются навыки сложения и вычитания смешанных дробей. Учащиеся знакомятся с редкими животными и растениями родного края. ...

14 06 2019 6:59:37

Урок-игра "Звездный час" в 5-м классе по теме: "Обозначение натуральных чисел. Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. Плоскость. Прямая. Луч"

В последние годы очень много внимания уделяется современным педагогическим технологиям, которые обладают средствами, активизирующими деятельность учащихся. К таким технологиям можно отнести и игровую. Игра заставляет рассуждать, развивает речь, творческие способности, улучшает концентрацию внимания. Обычно в процессе всего урока учащиеся увлеченно и активно работают. Предлагаемый урок в 5-м классе именно таковым и является ...

13 06 2019 5:50:17

Игра "Математическое лото"

Для развития интереса к математике обычных уроков не достаточно. Поэтому автор большое внимание уделяю внеклассной работе по предмету. С помощью младших школьников, занимающихся в математическом кружке, была подготовлена и проведена игру " Математическое лото". В ходе игры дети принимали участие в различных конкурсах, связанных с математикой, логикой....

12 06 2019 23:59:33

Модульное обучение. Модульный урок по теме: "Многогранники"

<p> Модульное обучение состоит в том, что учащиеся работают самостоятельно. Каждый учебный элемент содержит теоретический материал, материал для проверки усвоения знаний.</p> ...

11 06 2019 7:52:35

Урок физики в 8-м классе по теме "Электрический ток. Источники тока"

Урок проводится в кадетском классе. Ребята выполняют задание М Ч С в виде кроссвордов, экспериментов, задач. На уроке дети сами изобретают источники тока, отгадывают кроссворды, составленные учащимися параллельного класса, выполняют тесты, работают в Интернете. ...

10 06 2019 22:14:31

По стопам Ломоносова

Цели урока: расширение и углубление учебного материала, ознакомление с новыми сведениями за счёт обращения к различным литературным источникам; повторение и закрепление основного программного материала....

09 06 2019 4:11:24

Уроки тестирования

Экзамен по алгебре за курс основной школы в тестовой форме приобретает реальные очертания. Год от года расширяется география его проведения. Новая форма проведения выпускного экзамена требует новых технологий подготовки к нему. В представленной работе содержатся тесты двух типов: традиционные и с кодовым словом....

08 06 2019 3:15:26

Урок математики в 5-м классе "Решение задач на части"

В основе технологий, применяемых на уроках математики, должен быть заложен принцип интенсификации и высокой мотивации. Применение различных технологий способствует созданию и поддержанию высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся, увеличивает объем и прочность полученных на уроке знаний, умений и навыков. Хороший урок - это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий....

07 06 2019 15:54:57

Печное отопление частного дома: схема отопления от печи, через печки

Печное отопление частного дома считается традиционным решением, которое издревле применяется во всех регионах нашей страны. Современные печи позволяют обходиться всего одной конструкцией даже для обогрева обширных жилищ, используя для этого различные энергоносители. Подбор оптимального варианта В настоящее время применяется довольно много разновидностей печного отопления, которые отличаются своими параметрами и назначением. Главным критерием при выборе наиболее… Читать дальше...

06 06 2019 12:49:50

Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе "Давление твердых тел"

Роль познавательного интереса в обучении и воспитании очень велика: он обладает возможностями актуализировать наиболее важные элементы знаний, содействовать успешному приобретению обучающимися умений и навыков, является мотивом учения и активной деятельности, способствует формированию личности, необходимой современному обществу, – пытливой, активной, творческой....

05 06 2019 23:21:18

Разработка урока по математике в 9-м классе по теме "Решение уравнений"

Повторение в 9-м классе – неотъемлемая часть системы подготовки к успешной сдаче экзамена по математике. Учитывая накопившуюся усталость к концу года и напряженное состояние, необходимо разнообразить занятия, снимая страх перед экзаменом. Предлагаю зачетный урок (пара) повторения по теме « Решение уравнений» в виде математического кафе....

04 06 2019 18:35:18

Большая математическая игра "Конкурс умных и находчивых". 7-е классы

Представленная разработка и презентация предназначены для проведения внеклассного мероприятия в рамках декадника по математике среди команд 7-х классов. Цели занятия: стимулировать интерес к математике; способствовать развитию логического мышления, умения быстро думать и принимать правильное решение; способствовать развитию сообразительности, интуиции и находчивости учащихся....

03 06 2019 7:47:59

Интегрированный урок (физика + математика) по теме "Применение линейной и квадратичной функций при решении физических задач". 10-й класс

Интеграция школьных предметов развивает кругозор учащихся, формирует у учащихся целостную картину мира, готовит к сдаче выпускных экзаменов. Интегрированный урок «физика и математика» учит применять математический аппарат в решении графических задач по физике....

02 06 2019 10:47:58

Урок-сказка в 5-м классе по теме "Задачи на части"

Представленный урок проведен в форме известной сказки " Цветик-семицветик". Данная форма урока дает возможность более эффективно и интересно организовать учебную деятельность учащихся. Методика проведения урока направлена на активизацию мыслительной деятельности учащихся, воспитание интереса к предмету. ...

01 06 2019 21:11:51

Урок-калейдоскоп "Свойства степени с натуральным показателем" (7-й класс)

Обобщающий урок, целями которого являются: формирование знаний свойств степени при преобразовании выражений, закрепление полученных знаний; развитие познавательной активности учащихся; воспитание чувства патриотизма и любви к Родине....

31 05 2019 10:58:56

Занятие математического кружка «Два свойства уравнения». 6-й класс

Чтобы успешно пользоваться уравнениями, надо хорошо знать их свойства и изучить различные приемы их решения. Решение уравнений – один из основных вопросов курса алгебры. Рассматриваются два основных свойства уравнений....

30 05 2019 20:17:58

Тема урока: "Системы логических уравнений"

Факультативное занятие разработано для учащихся 10-х классов. Проводится как традиционный урок. Предполагается, что школьники знакомы с логическими операциями и уравнениями. Основная образовательная цель - познакомить учащихся с понятием систем логических уравнений и научить их решать разными методами, повторить способы решения алгебраических систем. Учащиеся решают задачи, приводящие к понятию систем логических уравнений, и знакомятся с решением данных систем методом сеток....

29 05 2019 3:24:13

Гуманизация математического образования

В работе говорится о необходимости изменения подхода к образованию и направленности на гуманизацию математического образования. Предложены подходы на изменение преподавания данного предмета, с учетом индивидуальных способностей ученика....

28 05 2019 11:56:57

Кристаллические и аморфные тела. 10-й класс

Технология критического мышления позволяет создать условия, в которых учащийся приучается работать самостоятельно, порождать свои смыслы и идеи, обосновывать их, обсуждать их в дискуссии, выслушивать мнение другого, критически относиться к мнению оппонента, осуществлять рефлексию своей деятельности и деятельности других людей. Данную технологию используем на интегрированном уроке совместно с учителем химии в 10-м классе....

27 05 2019 9:33:47

Метод работы "малыми группами" на уроках математики

Работа малыми группами на занятиях математики дает возможность ученикам творчески применить свои знания, приобрести навыки межличностного общения. На этапе обобщения и систематизации изученного материала по теме рассматривается применение метода работы «малыми группами»....

26 05 2019 5:31:59

Керамическая плитка для ванной: дизайн, фото коллекция

При всем широком ассортименте современных отделочных материалов плитка по-прежнему занимает лидирующие позиции, если нужно подобрать отделку для ванной комнаты. А как же иначе? Какой другой материал сможет выдержать такие условия эксплуатации и при этом сохранить свои характеристики на протяжении десятилетий? Характеристики керамической плитки Керамическая плитка для ванной комнаты Керамическая плитка отличается такими преимуществами, как: влагостойкость,… Читать дальше...

25 05 2019 9:19:34

Математика и древнее японское искусство "икэбана"

Внеклассное мероприятие демонстрирует практическое применение математического аппарата при составлении композиций из цветов, раскрывая всю красоту цветов....

24 05 2019 13:34:22

Разработка урока математики в 6-м классе по теме "Координатная плоскость"

Данный урок предлагается в той форме, в какой он был проведен в 6-м классе, при некоторых доработках его можно провести и в 7-м классе, при организации повторения. Основная цель урока — привлечь внимание учащихся к предмету, заинтересовать учащихся, разнообразить формы и методы проведения урока, активизировать процесс изучения предмета. ...

23 05 2019 13:56:10

Как определять тригонометрические значения некоторых углов самостоятельно

Как известно, изучение тригонометрии сопровождается большим количеством формул и заданий, в которых "прячутся" эти формулы. Возникает вопрос: " Как оживить этот материал, дать возможность учащимся не только заучивать формулы и выполнять задания, данные учителем или автором учебника, но и работать самостоятельно?" Ведь в познавательном процессе исследовательская деятельность играет важную роль: формирует навыки, улучшает запоминание, придаёт уверенность в собственных силах. Именно этим целям служит следующий урок....

22 05 2019 12:52:12

Решение рациональных уравнений. 9-й класс

Урок обобщает знания учащихся по теме « Решение рациональных уравнений». Представлены не только задания и тесты для школьников, но и схемы решения уравнений....

21 05 2019 8:24:10

Решение задач по теме "Параллельность прямых, прямой и плоскости". 10-й класс

Цель урока: применение признака параллельности прямой и плоскости при решении задач....

20 05 2019 6:16:18

Математическая игра «Счастливый случай». 8-й класс

Математическая игра « Счастливый случай» для 8-го класса, способствует развитию у учащихся математического мышления, смекалки, чувства коллективизма, творческих способностей....

19 05 2019 5:24:32

Урок алгебры в профильном 11-м классе в форме учебно-мозгового штурма "Методы решения показательных уравнений"

Современные условия требуют от выпускников профильных классов прочных теоретических знаний, владения большим количеством стандартных и нестандартных методов решения. Но не менее важно и умение применять полученные знания в нестандартной ситуации, способность творчески подходить к решению каждой задачи, на основе грамотного анализа условия генерировать идеи по её решению. Большое значение в развитии такого "творческого" стиля мышления имеют уроки в форме учебно-мозгового штурма. На таких уроках ученики не действуют по указанному учителем алгоритму, а учатся в ходе работы в творческой группе "открывать" свои алгоритмы, сравнивать их, критиковать, находить преимущества, корректировать, обобщать....

18 05 2019 7:47:29

Предметно-ориентированный курс "Повторение — мать учения" (практикум по решению задач — подготовка к выпускным экзаменам)

Цель предложенных занятий - оказание помощи учащимся в качественной подготовке к Е Г Э. ...

17 05 2019 6:18:52

Интеллектуальная игра "Хочу все знать"

Интеллектуальная игра " Хочу все знать" развивает логическое мышление, интеллектуальные способности учащихся, активизирует познавательную деятельность, обобщает знания по школьным предметам....

16 05 2019 0:29:23

Урок по алгебре в 7-м классе по теме "Многочлены"

Задачи урока: научиться записывать многочлен в стандартном виде, научиться складывать и вычитать многочлены. На уроке учащимся предлагаются тестовые задания с последующей самопроверкой. По теме урока разработана презентация....

15 05 2019 23:49:33

Решение задач по теме "Пирамида". 10-й класс

Урок формирования новых знаний в профильном классе. Изучение нового материала проходит в сопровождении презентации в программе PowerPoint (или SMART Board). На уроке применяются различные такие формы работы как групповая и фронтальная работы, элементы лекции. Активно применены опорные схемы, сигналы, таблицы, алгоритмы. Изучается мнемонический прием, выводятся формулы перехода основных углов в правильных пирамидах, и показывается их практическое применение при решении задач....

14 05 2019 11:28:57

Физико-экологическая конференция "Мы в ответе за нашу планету"

Развивающийся экологический кризис создает реальную угрозу глубокого и необратимого нарушения жизни на Земле и гибели человеческой цивилизации. Цель конференции – привлечь внимание учащихся к глобальным экологическим проблемам на Земле и ответить на ряд вопросов: Какие антропогенные воздействия человека на окружающую среду могли привести к таким глобальным изменениям на Земле? В чем сущность экологического кризиса? Каковы пути выхода из экологического кризиса? На конференции учащиеся постарались оценить экологическую ситуацию в поселке Москаленский и наметили пути решения экологических проблем....

13 05 2019 17:55:54

Конспект урока "Прогрессия в помощь бизнесу" по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии"

Урок является обобщающим, с элементами игры, расширяет кругозор и вовлекает в творческий поиск весь класс. Условия современной жизни заставляют учащихся задуматься о будущей профессии. Урок вызывает интерес своей необычностью и новизной, предполагает высокий уровень самостоятельности учащихся, требует их активного участия при проведении занятия. ...

12 05 2019 18:31:47

Урок математики "Сложение, вычитание и умножение десятичных дробей"

Структура урока состоит из оптимального сочетания игрового метода обучения, с фронтальной, парной и индивидуальной формами работы, электронными средствами обучения для достижения частной задачи урока по формированию практических умений и соответствует выбранному виду урока " Урок-путешествие"....

11 05 2019 19:49:11

Внеклассное мероприятие "Суд над углеводородной энергетикой"

Внеклассное мероприятие для учащихся старших классов в рамках проектов « Водородный всеобуч» и « Альтернативная энергетика». Проводится в форме ролевой игры. Учащиеся знакомятся с историей развития углеводородной энергетики, ее преимуществами, недостатками, проблемами и перспективами. Все выступления участников суда сопровождаются презентацией....

10 05 2019 19:13:17

Интегрированный урок "математика + история" по теме "Сложение чисел с помощью координатной прямой"

Показано значение интерактивной доски, наглядность, экономия времени, бережное использование каждой минуты, связь истории с математикой с помощью ленты времени. Ученики развивают умения применять математические знания при решении нестандартных задач на историческом материале, переводить историческую модель задачи на математическую и наоборот....

09 05 2019 23:25:31

Урок итогового повторения курса 7-го класса «Путешествие по Забайкалью»

Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по курсу изученного, научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни; продолжить развитие умения работать с физическими приборами; развивать мышление учащихся в ходе решения задач и обсуждения опытов, творческую активность, познавательный интерес....

08 05 2019 9:40:19

Урок алгебры в 8-м классе по теме: "Решение квадратных уравнений по формуле"

Представленный открытый урок по математике способствует организации деятельности учащихся по закреплению материала через решения заданий. ...

07 05 2019 19:53:27

Методы научного познания как основа получения системных знаний при обучении физике

В статье " Методы научного познания как основа получения системных знаний при обучении физики" изложены принципы построения авторской программы изучения физики и астрономии, реализуемой в Усть- Илимском экспериментальном лицее. Обосновывается целесообразность объединения учебного материала в крупные блоки, каждый из которых в упрощенном виде воспроизводит структуру научной теории. Показано, каким образом можно организовать изучение материала, чтобы различные этапы учебной деятельности соответствовали этапам процесса научного познания. ...

06 05 2019 15:54:47

Неделя математики в школе как средство развития познавательного интереса обучающихся

Одной из форм внеклассной работы являются предметные недели в школе. В нашем лицее неделя математики проходит ежегодно. В статье предлагаются материалы из опыта данной работы. В качестве примера мероприятия предметной недели математики приводится сценарий по мотивам телевизионной передачи " Своя игра" со всеми приложениями, необходимыми для проведения. Эта игра может быть проведена для учащихся 7–8-х классов. ...

05 05 2019 22:53:37

Информационные технологии на уроках геометрии

Урок проводится в 7-м классе. Автор знакомит учащихся с введением понятия "смежные углы", исследование свойств смежных углов. В ходе урока усваивается новое понятие "смежные углы" и их свойства. Учит строить углы и пространственные фигуры, формирует учебные умения, И К Т-компетенцию....

04 05 2019 9:28:55

Лабораторная работа "Измерение силы трения скольжения", 8-й класс

Урок-исследование - лабораторная работа по определению силы трения скольжения и коэффициента трения скольжения. Исследовать, от каких причин зависит, а от каких не зависит сила трения скольжения. Мотивация урока своевременна и актуальна, с исторической справкой о 100-летнем споре ученых о силе трения. Урок вышел за рамки стандарта, насыщен дифференцированными и индивидуальными заданиями....

03 05 2019 8:15:50

Технологическая карта "Деление дробей"

В статье представлена технологическая карта по математике, 6 класс. ...

02 05 2019 5:53:22

Урок по алгебре и началам анализа в 11-м классе "Решение уравнений и неравенств методом мажорант" (II полугодие, 2 часа)

Во втором полугодии учащиеся уже изучили показательную и логарифмическую функцию. Поэтому урок посвящен решению уравнений и неравенств, содержащих наряду с другими показательную и логарифмическую функции. Ценность урока прежде всего в том, что материалы Е Г Э содержат большое количество заданий, в которых требуются умения находить мажоранты функций, а также решать уравнения и неравенства методом мажорант. ...

01 05 2019 23:42:11

Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме "Решение тригонометрических уравнений"

Урок разработан для учащихся 10-го класса. Тема урока выбрана на основании анализа результатов усвоения учащимися решений тригонометрических уравнений. Цель урока: рассмотреть методы решения тригонометрических уравнений базового и повышенного уровня сложности; продемонстрировать учащимся уровень сложности заданий, встречающихся в К И Мах Е Г Э....

30 04 2019 0:32:14

Организация коллективной формы учебной работы учащихся на уроках математики

Организация на уроке коллективной формы учебной деятельности учащихся имеет большое психологическое, социальное и дидактическое значение. В процессе коллективного учебного труда на уроках математики создаются наиболее благоприятные возможности для усвоения знаний и наиболее полного психологического развития каждого школьника. Социальное обоснование коллективной формы учебной деятельности на уроках математики в средней школе народная мудрость выразила в пословице: " Ум - хорошо, а два - лучше"....

29 04 2019 3:30:30

Урок по теме "Нахождение части от целого и целого по его части"

Урок обобщает и систематизирует знания учащихся. Ученики развивают логическое мышление, математическую речь и познавательную активность учащихся. На уроке используется К С О. Материалы урока посвящены празднованию Нового года. Учащиеся разбиваются на 5 групп. Каждая группа получает маршрутные листы. В ходе урока используется дифференцированный подход к обучению....

28 04 2019 14:51:10

Межпредметные связи на уроках математики в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

Автор рассказывает в статье о том, как осуществляется межпредметная связь на уроках математики, на базе многолетнего опыта работы учителем и использования знаний учащихся, полученных на уроках естествознания, географии, истории, труда, И З О, С Б О. Особый интерес вызывают задания, связанные с числами из Книги рекордов Гиннесса....

27 04 2019 19:40:54

Применение различных способов для разложения на множители. 7-й класс

Урок призван показать применение и повторить различные способы разложения многочлена на множители, закрепить их знание в ходе упражнений. Совокупность различных приемов разложения на множители позволяет легко производить арифметические вычисления и решать квадратные уравнения, которые решаются методом выделения полного квадрата....

26 04 2019 3:23:49

Как определять тригонометрические значения некоторых углов самостоятельно

Как известно, изучение тригонометрии сопровождается большим количеством формул и заданий, в которых "прячутся" эти формулы. Возникает вопрос: " Как оживить этот материал, дать возможность учащимся не только заучивать формулы и выполнять задания, данные учителем или автором учебника, но и работать самостоятельно?" Ведь в познавательном процессе исследовательская деятельность играет важную роль: формирует навыки, улучшает запоминание, придаёт уверенность в собственных силах. Именно этим целям служит следующий урок....

25 04 2019 21:19:43

Урок математики в 7-м классе "Функция y = x^2, ее свойства, график".

Отработка графической грамотности, навык исследовательской работы. Рассматриваются различные графические преобразования....

24 04 2019 10:39:11

Урок-обобщение "Простые механизмы"

В работе использованы элементы деятельностного подхода, способствующие развитию основных ключевых компетентностей школьников. Включение учащихся в деятельность осуществляется поэтапно, с учётом возрастных особенностей подбираются творческие задания и проводятся различные по форме уроки....

23 04 2019 8:57:17

"Удивительный мир степени"

Данная форма урока позволяет приобщить учащихся к творческой деятельности. Ребята, работая в группах, приобретают навыки коммутативного общения, учатся давать оценку своей работы и своих товарищей. Урок направлен на развитие культуры учения и привитие интереса к предмету, что пригодится при продолжении образования. ...

22 04 2019 3:19:10

Формирование учебно-познавательных компетенций у учащихся на уроках физики средствами ТРИЗ-технологии

На уроке ученик должен самостоятельно ориентироваться в количестве информации. В этом помогают методы и средства Т Р И З-технологии. Технология имеет различные приемы, которые автор применяет на трех этапах урока, учитывая возрастные особенности учащихся....

21 04 2019 9:18:43

Леонард Эйлер – "великий переселенец"

Урок посвящен великому Леонарду Эйлеру – самому продуктивному математику в истории, которого современники называли "воплощенный анализ". Учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью ученого, решают логические задачи с помощью графов и кругов Эйлера....

20 04 2019 10:18:15

Современный кабинет физики

В статье представлены разработки по технике безопасности и представлена организация пространства кабинета физики и лаборатории....

19 04 2019 13:27:36

Бинарный урок применения математических знаний для обработки данных других предметных областей (экологии)

Основной целью урока является пример применения математических знаний для обработки результатов наблюдений, проведенных самими учащимися. Наблюдения или данные могут быть совершенно различными, например экологические наблюдения. Учащиеся, выполнявшие такие наблюдения на уроке выполняют роль консультантов....

18 04 2019 22:57:27

Решение простейших тригонометрических уравнений

В статье приведен подробный конспект урока алгебры в 10-м классе, закрепляется навык решения тригонометрических уравнений с помощью единичной окружности. Материал для урока взят из учебного пособия Ш. А. Алимова и др....

17 04 2019 23:47:58

Урок математики по теме "Тела вращения. Цилиндр"

На уроке не только объясняется, но и первично закрепляется новый материал (контрольные вопросы). Используется презентация с элементами видео, приводятся примеры тел вращения в быту. В ходе урока рассматриваются основные понятия тел вращения, выводятся формулы полной поверхности и объема цилиндра. Усвоение нового материала предусмотрено в форме взаимодействия учителя и ученика....

16 04 2019 20:54:21

Интегрированный урок "Молекулярно-кинетические свойства коллоидных растворов"

Использование принципа интеграции является одной из особенностей при формировании стратегии обновления содержания образования; поиска критериев оценки педагогических результатов; организации учебно-воспитательного процесса. Системообразующим фактором являются: молекулярно-кинетические явления в коллоидных растворах; понятия «броуновское движение», «диффузия», «осмос», «седиментация»....

15 04 2019 15:49:31

Роль учителя в формировании вычислительной культуры учащихся

Учащиеся, владеющие твердыми навыками устного счета, быстрее осваивают технику алгебраических преобразований, лучше справляются с различными заданиями, составной частью которых являются вычисления. В устных вычислениях развиваются память учащихся, быстрота их реакции, сосредоточенность - важные элементы общего развития....

14 04 2019 7:21:11

Авторская разработка темы "Решение текстовых задач" (из опыта работы в классах с углубленным и базовым изучением математики)

Задача учителя с древних времен состояла в том, чтобы передать ученику свою увлеченность предметом, показать красоту умозаключений, позволить ощутить радость от победы над задачей. Под руководством учителя, от простого к сложному, ученик накапливает опыт и вырабатывает собственный метод решения задач. Основная идея работы – поступательное создание и освоение алгоритма решения задач разных типов от первых шагов в 5-м классе до сложных задач Государственного экзамена....

13 04 2019 8:38:58

Организация закрепления и повторения

В статье я хотела рассказать, как можно организовать повторение и закрепление материала, чтобы ребята были заинтересованы работать, при этом ребята имеют право выбора получить отметку за работу или нет. При такой работе резко увеличивается и количество отметок в журнале. Этот метод особенно приемлем в работе с группой....

12 04 2019 11:46:17

Программа элективного курса для учащихся 10–11-х классов

Основная цель элективного курса - повышение уровня изучения физики как базового предмета, что позволит подготовиться к итоговой аттестации за курс полной средней школы. Основные задачи, стоящие перед данным курсом: формирование научной картины мира у учащихся; развитие физических знаний и умений на профильном уровне....

11 04 2019 11:16:25

Тема урока "Теорема Безу. Схема Горнера и ее применение"

Теорема Безу, несмотря на внешнюю простоту и очевидность, является одной из фундаментальных теорем теории многочленов. Одним из способов решения уравнений высших степеней является способ разложения на множители многочлена, стоящего в левой части уравнения. Вычисление коэффициентов многочлена и остатка записывается в виде таблицы, которая называется схемой Горнера. Схема Горнера – это алгоритм деления многочленов, записанный для частного случая, когда частное равно двучлену x–a....

10 04 2019 3:38:34

Рулонная гидроизоляция полов, как выбрать и правильно положить?

При проведении ремонта, гидроизоляция пола в квартире перед стяжкой, в соответствии с множеством советов в интернете, делается полимерной пленкой, которая проклеивается скотчем на стыках. Такой способ весьма эффективен, особенно, если настилать материал в несколько слоев и делать обмазывание специальной мастикой периметра комнаты. Однако в некоторых случаях подобный способ не показывает хороших результатов. Гораздо лучших показателей… Читать дальше...

09 04 2019 6:16:51

Элективные курсы как одна из форм реализации инновационных технологий в системе математического образования

Элективные курсы призваны удовлетворять индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника. По существу, они и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ. Для отечественной школы - дело сравнительно новое, опыта их проведения практически нет. Это означает, что авторы программ элективных курсов во многом исходят из личного опыта работы. Предлагаю две программы по математике и презентации занятий к ним....

08 04 2019 19:13:49

Урок математики в 5-м классе "Умножение десятичных дробей"

Цели урока: закрепление алгоритма умножения десятичных дробей; отработка правила постановки запятой в результате действия; развитие математического мышления, устной речи учащихся; формирование трудолюбия, настойчивости....

07 04 2019 3:11:36

Обобщающее повторение темы "Делимость натуральных чисел" (математика 6-й класс)

Комбинированный урок с компьютерной поддержкой, направлен: на формирование умения применять понятие делителей и кратности; развивать мышление и элементы творческой деятельности; применять признаки делимости в простейших ситуациях; нахождение Н О Д и Н О К чисел. ...

06 04 2019 3:54:31

Исследовательская работа по теме "Планирование производства"

Данная работа посвящена вопросам применения теории функций в экономике, в сельскохозяйственной практике. Проведенные исследования показали, что очень важно предпринимателю, организациям, занимающимся перевозом товаров уметь составлять план перевозок, при которых общий расход бензина будет наименьшим, или находить наиболее выгодный вариант перевозок. Для этого нужно хорошо уметь решать задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значений линейной функции. Чтобы свободно ориентироваться в решении таких задач, следует знать графическое решение неравенств с двумя переменными. Но без знания методов построения графиков функций осилить такие задачи просто невозможно....

05 04 2019 8:37:20

Урок по математике с использованием ИКТ в 5-м классе "Сложение и вычитание десятичных дробей"

На уроке отрабатываются чтение и запись десятичных дробей, повторяется алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. ...

04 04 2019 19:53:31

Решение неравенств и систем неравенств, алгебра, 8-й класс

Урок проводится с целью обобщения и систематизации умений и навыков выполнения действий с неравенствами и системами неравенств. Развивает творчество, сообразительность, смекалку учащихся, культуру их речи, познавательную активность учащихся. Воспитывает чувство ответственности, самоконтроля. Формирует интерес к изучению математики через использование И К Т. ...

03 04 2019 19:20:59

Урок физики в 9-м классе "Математический и пружинный маятники"

В ходе урока используются приемы, активизирующие деятельность учащихся: решение качественных задач и их опытная проверка; получение числовых значений различных величин и составление текстов задач самими учащимися. Эти задачи в дальнейшем будут составлять " Сборник задач", авторами этого сборника будут сами ученики. Затем задачи можно использовать как домашние задания, при повторении темы " Механические колебания". ...

02 04 2019 18:44:45

Урок алгебры по теме: "Первообразная. Интеграл. Применение интеграла". 11-й класс

Урок алгебры в 11-м классе по теме " Первообразная. Интеграл. Применение интеграла" – урок оценки и коррекции знаний; повторения, обобщения, формирования знаний, умений, навыков. ...

01 04 2019 22:19:52

"От теории - к практике, от практики - к теории"

В работе раскрывается необходимость неразрывной связи школьных математических знаний с практическим их применением, предлагаются некоторые методические приёмы, помогающие избежать формализма математических знаний учащихся, приводятся примеры практических работ. ...

31 03 2019 6:27:31

Положительные и отрицательные числа. Сравнение чисел. 6-й класс

На уроке математики в 6-м классе дети учатся сравнивать числа....

30 03 2019 17:41:37

Разработка творческого урока по алгебре и началам анализа по теме "Интеграл. Формула Ньютона - Лейбница"

На уроке учащиеся учатся распознавать графики функций, находить площади криволинейных трапеций, вычислять интегралы. ...

29 03 2019 14:31:40

Тема урока в 8-м классе: "Решение квадратных уравнений"

Цель урока: проверить знание формулы квадратного уравнения, формулы корней квадратного уравнения, умение применять формулу. Для этого должны четко знать место расположения коэффициентов, формулу дискриминанта, зависимость между дискриминантом и корнями; отработать навыки применения формулы, умение анализировать решение и находить ошибки. ...

28 03 2019 9:39:42

Урок "Арифметический квадратный корень". 8-й класс

Урок проходит в форме фронтальной беседы с учащимися с элементами лекции. Наглядность материала обеспечивается с помощью слайдов. В течение урока идёт смена деятельности учащихся – это и устная, и письменная работа. Выполнение закрепительных упражнений – по методу «от общего к частному». ...

27 03 2019 21:46:37

Урок математики в 5-м классе "Действия с десятичными дробями"

В ходе урока учащиеся обобщают и систематизируют знания, полученные при изучении темы « Действия с десятичными дробями». К уроку прилагается презентация....

26 03 2019 7:14:14

Система уроков занимательной математики для 5–6-х классов в форме математической викторины

Работа предназначена для проведения заключительных уроков четверти в форме математической викторины при преподавании математики в 5–6-х классах....

25 03 2019 12:54:57

Урок алгебры в 10-м классе. Тема: "Примеры решения тригонометрических уравнений"

Урок алгебры закрепляет решение простейших тригонометрических уравнений в нестандартной форме, знакомит с решением уравнений, сводящихся к квадратным, развивает умение сравнивать, выявлять закономерности, обобщать....

24 03 2019 23:45:17

Реализация элементов технологии рефлексивного управления на уроках математики. 5-й класс

Обобщающий урок-соревнование проводится в форме игры (математический кросс). Основная цель – развивать творчество, сообразительность, смекалку учащихся, культуру их речи, познавательную активность; воспитывать чувство коллективизма, ответственности, самоконтроля; формировать интерес к изучению математики....

23 03 2019 22:34:52

Решение квадратных уравнений

Тема « Квадратные уравнения» очень важна для изучения курса математики средней школы, т.к. является ступенькой в изучении более сложного материала. Умение быстро, рационально и правильно решать квадратные уравнения облегчает прохождение многих тем курса математики....

22 03 2019 15:31:11

Урок физики «Решение задач по теме "Плотность вещества"». 7-й класс

Урок повторения, закрепления и коррекции знаний по физике формирует навыки применения знаний, самостоятельность....

21 03 2019 12:43:29

Степень с натуральным показателем. 7-й класс

Урок алгебры закрепляет тему при решении задач прикладного характера, развивает математическую речь, воспитывает интерес к предмету....

20 03 2019 22:30:11

Наблюдение явлений интерференции и дифракции света

Методический урок " Наблюдение явления интерференции и дифракции света" проведен в 11-х классах с целью углубления, обобщения и систематизации знаний по волновой оптике. На уроке учащимися кратко повторен основной материал и выполнено несколько экспериментальных работ по наблюдению явлений интерференции и дифракции света на мыльной пленке, мыльном пузыре, стеклянных пластинках, компакт-дисках, грампластинках, штангенциркулях. Для расширения кругозора детей обсужден вопрос формирования дифракционной окраски в живой природе и предложены фотографии бабочек и оперения птиц, имеющих такую окраску....

19 03 2019 11:10:33

Урок геометрии в 11-м классе "Сфера. Уравнение сферы"

На уроке использовано три вида контроля: самоконтроль, взаимоконтроль и контроль учителя, что предполагает наиболее объективную оценку. В этом случае, даже самый слабый ученик может честно заработать свою тройку....

18 03 2019 2:29:12

Урок по теме "Диаграмма" с использованием информационных технологий

Урок ярко иллюстрирует следующие ключевые вопросы: основные характеристики современного урока с позиции системно-деятельностного подхода, воплощение идей индивидуально-личностного подхода в процессе формирования универсальных учебных действий, практика реализации требований Ф Г О С на современном уроке. Совершенствование навыков. Использование информационно-коммуникационных технологий для расширения знаний, умений и навыков учащихся при построении цилиндрических, пирамидальных, кольцевых диаграмм....

17 03 2019 17:24:49

Конспект урока "Первый закон термодинамики"

Представлен конспект урока " Первый закон термодинамики" для учащихся 10-х классов....

16 03 2019 7:41:53

Урок геометрии по теме "Теорема Пифагора". 8-й класс

Урок помогает добиться усвоения теоремы Пифагора, привить навыки вычисления неизвестной стороны прямоугольного треугольника по двум известным, научить применять теорему Пифагора к решению простейших задач....

15 03 2019 9:18:47

Урок алгебры в 11-м классе "Нестандартные приемы решения иррациональных уравнений"

Урок алгебры " Нестандартные приемы решения иррациональных уравнений" может проводиться как урок обобщения знаний в 11-м классе при подготовке к экзамену или как урок в сильном 10-м классе при изучении темы иррациональные уравнения (§ 9 в учебнике " Алгебра и начала анализа" Алимов Ш. А. и др). Рассмотрены примеры решения уравнений, собранных из материалов вступительных экзаменов в различные В У Зы г. Санкт- Петербурга....

14 03 2019 7:16:32

Форматирование в текстовом редакторе WordPad. 5-й класс

Интегрированный урок, в ходе которого расширяются представления учащихся о возможностях компьютера по обработке текстовой информации; учащиеся практикуются в применении сложения и вычитания десятичных дробей. Урок воспитывает интерес к математике, активность, организованность; повышает уровень подготовки учащихся в области современных информационных технологий....

13 03 2019 11:13:57

Критическое мышление на уроках физики

Технология " Критическое мышление" на уроках физики учит самостоятельному поиску информации, использует ученический диалог, на уроке создаётся психологически комфортная среда, разрешается ошибаться, заблуждаться, есть возможность исправить свои ошибки. На этих уроках генерируются идеи с возможностью их реализации, ставятся вопросы для дальнейшего поиска информации, появляются темы для рефератов, исследовательских работ и проектов. На таких уроках формируется самооценка личностных знаний и оценка своих взаимоотношений с другими людьми и с окружающей действительностью. ...

12 03 2019 7:47:28

Математический тест по теме "Табличное умножение и деление". 3-й класс

Ход урока сопровождается тестом, представляющим собой электронный образовательный ресурс. Завершая работу, каждый учащийся может видеть процент выполнения работы, оценку и задания, в которых допущены ошибки....

11 03 2019 8:22:11

Урок-путешествие, 5-й класс. Тема:"Формулы"

Урок проводится с целью повторить формулы, по которым вычисляются пройденный путь, периметр и площадь прямоугольника и квадрата. Для повышения познавательного интереса выбрана форма путешествия по стране Математика. Уроки такого вида повышают активность учащихся, особенно если они сопровождаются красочной презентацией....

10 03 2019 18:19:32

Галактика формул и уравнений. 7-й класс

Отрабатываются навыки возведения в квадрат суммы и разности двух выражений; закрепляется буквенная запись формул квадрата суммы и квадрата разности и их словесные формулировки....

09 03 2019 18:44:33

Внеклассные мероприятия по математике "Мир чисел"

На занятии использовались разнообразные виды заданий, чтобы дети не уставали, и им было интересно. На занятии автором статьи были реализованы следующие цели: расширить знания учащихся об истории чисел, продолжать развивать их логическое мышление и вычислительные навыки....

08 03 2019 5:49:52

Построение графика квадратичной функции (9-й класс)

Цель урока – повторить определение квадратичной функции, сформировать представление о графике квадратичной функции и научить строить график квадратичной функции....

07 03 2019 7:36:16

Урок геометрии по теме "Определение подобных треугольников"

Модель урока геометрии реализована в компьютерном приложении PowerPoint. Цели урока: ввести понятие подобных треугольников; сформировать навык применения понятия подобных треугольников к решению задач; развитие творческой деятельности; реализовать межпредметные связи с алгеброй, географией. ...

06 03 2019 1:51:48

Урок повторения в 5-м классе по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Цель урока – повторить, обобщить и закрепить полученные З У Н (знания, умения, навыки) при сложении и вычитании смешанных чисел. Класс предварительно делится на команды по 3-4 человека. Урок проходит в виде соревнования. ...

05 03 2019 22:20:56

Программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами"

В курсе алгебры задачи с параметрами рассматриваются редко, бессистемно и вызывают трудности у учащихся. На экзаменах, как правило, они решаются сильными учащимися и частично. Возникла необходимость в разработке и внедрении в учебный процесс элективного курса по теме " Решение задач с параметрами". Тематика задач не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности - повышенный. ...

04 03 2019 16:37:12

Интегрированный урок литературы и математики. Тема: "А.С. Пушкин и математика". 6-й класс

Вводный интегрированный урок изучает творчество А. С. Пушкина и закрепляет умения и навыки выполнения арифметических действий над дробными числами в уравнениях, примерах и текстовых задачах. На следующих занятиях более глубоко изучаются и анализируются произведения, которые обозначены на уроке....

03 03 2019 3:11:16

Методические разработки по теме "Задачи на дроби"

Анализ методической литературы и личного опыта автора при проведении уроков показывает необходимость обобщения и систематизации материала, связанного с решением задач на дроби. В статье представлены три типа задач на дроби, приведены возможные схемы их решения....

02 03 2019 2:27:53

Урок рефлексии. Математика. 6-й класс

Урок рефлексии по математике в 6-м классе составлен на основе технологии деятельностного метода программы « Школа–2000». На таких уроках дети не просто тренируются в решении задач, они самостоятельно находят свои ошибки, выявляют причину этих ошибок, им предоставляется возможность самостоятельно исправить ошибки. На уроке использовались арифметические приемы решения задач....

01 03 2019 10:46:16

Проект по математике. Тема: "Прогрессия – движение вперед"

Цель урока – формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов на основе самостоятельной деятельности, наглядное представление учащимися результатов деятельности презентациями, буклетом....

28 02 2019 11:34:26

Какой водонагреватель лучше выбрать - Термекс или Аристон.

Каждый потребитель оказывается перед выбором, какой лучше приобрести водонагреватель для дома: накопительный или проточный? А какая компания надёжнее – Аристон, Термекс, Электролюкс? Со вторым вопросом разобраться проще: указанные фирмы занимают лидирующие позиции по изготовлению качественной, технологической продукции. Их водонагреватели, судя по отзывам потребителей, с момента установки работают исправно, предоставлены на рынке широким выбором моделей под… Читать дальше...

27 02 2019 22:22:10

Основные методические требования к демонстрационному эксперименту

Демонстрация может быть исходным элементом для объяснения (мобилизация внимания учащихся, создание проблемной ситуации, выяснение темы занятий), иллюстрировать беседу, рассказ, объяснение и лекцию учителя, подтвердить изложенное Результат каждого эксперимента – это ответ природы на поставленный ей вопрос....

26 02 2019 9:34:49

Сказки - первый образ реального мира

На уроках физики в 7-м классе, когда школьники знакомятся с новой учебной дисциплиной, формирование мировоззрения можно осуществлять на основе творческих способностей через сочинение сказок о физических явлениях. Сказки являются первым образом реального мира - это стоит учитывать в преподавании физики. В статье предлагаю сказки, которые сочинили семиклассники, их можно использовать во внеклассной работе и при подготовке к урокам. ...

25 02 2019 5:49:26

Уроки с использованием элементов модульной технологии. Тема: "Сложение и вычитание смешанных чисел"

В работе используются элементы модульной технологии. При модульном обучении каждый ученик включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность. При этом идет индивидуализация контроля, самоконтроля и консультирования. ...

24 02 2019 9:53:18

Урок "Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д."

Данный урок имеет цель использования информационных технологий в процессе обучения математике. В ходе урока с помощью мультимедийного проектора проектировались слайды, созданные учителем в программе Microsoft Power Point. Использование технологии позволяет сэкономить время на уроке. А решение заданий на компьютере вносит элементы занимательности, оживляет учебный процесс. ...

23 02 2019 3:51:28

Из опыта работы "Новое – это хорошо забытое старое"

В статье представлены задачи по теме " Стереометрия". Необходимо с 7-го класса на уроках геометрии по мере изучения материала собирать в конверты модели многоугольников, на обороте писать свойства, и повторять их постоянно, т.к. в Е Г Э пришла геометрия....

22 02 2019 1:36:55

Игра "Математический калейдоскоп"

Игра разработана для проведения внеклассного мероприятия по математике в 8-х классах, в рамках недели математики. Игра развивает логическое мышление, внимание. Стимулирует учащихся к более глубокому и всестороннему изучению предмета, применяя новые информационные технологии....

21 02 2019 3:43:56

Функция. 7-й класс

Урок для 7-го класса предлагается для учителей математики разных категорий: опытным – для выявления новых идей, молодым – для успешного формирования опыта. Урок призван показать, как с помощью координатной плоскости построить график функции, проверить знания и умения учащихся по уже изученному материалу....

20 02 2019 6:48:24

Устраняем конденсат на потолке в подвале

Многие хотят иметь собственный погреб, в котором удобно хранить заготовки на зиму. Большинство решают проблему, сооружая такую кладовку в сарае либо в гараже. Как правило, в неотапливаемом погребе возникает на стенах и потолке конденсат. Скопление влаги приводит к тому, что овощные запасы начинают гнить, а на заготовках в банках ржавеют крышки. На переувлажненных стенах быстро… Читать дальше...

19 02 2019 2:21:11

Открытый урок "Прибавление числа 5 с переходом через десяток"

В основу формирования умения решать задачи положен прием моделирования, которым дети овладевают на уроке в специальной деятельности – модели, схемы при решении задач и примеров, алгоритм прибавления числа 5 разными приемами....

18 02 2019 6:45:35

Интегрированный урок контроля знаний по естествознанию на тему "Контрольно-измерительные материалы"

Аккумулируя предметные области физики, химии и биологии, естествознание является ведущим направлением гуманитаризации содержания естественно-научного образования, интегрируя знания этих учебных предметов вокруг проблем взаимодействия че-ловека и природы. Предлагаемые нами тестовые задания составлены согласно требованиям государственного образовательного стандарта по естествознанию. Они позволят оценить уровень формирования конкретных предметных знаний и умение применять их, а также овладение элементами различных исследовательских методов....

17 02 2019 13:42:48

Еще:
Важное о расчетах -1 :: Важное о расчетах -2 :: Важное о расчетах -3 :: Важное о расчетах -4 :: Важное о расчетах -5 :: Важное о расчетах -6 :: Важное о расчетах -7 :: Важное о расчетах -8 :: Важное о расчетах -9 :: Важное о расчетах -10 :: Важное о расчетах -11 :: Важное о расчетах -12 :: Важное о расчетах -13 :: Важное о расчетах -14 :: Важное о расчетах -15 :: Важное о расчетах -16 :: Важное о расчетах -17 :: Важное о расчетах -18 :: Важное о расчетах -19 :: Важное о расчетах -20 :: Важное о расчетах -21 :: Важное о расчетах -22 :: Важное о расчетах -23 :: Важное о расчетах -24 :: Важное о расчетах -25 :: Важное о расчетах -26 :: Важное о расчетах -27 :: Важное о расчетах -28 :: Важное о расчетах -29 :: Важное о расчетах -30 :: Важное о расчетах -31 :: Важное о расчетах -32 :: Важное о расчетах -33 :: Важное о расчетах -34 :: Важное о расчетах -35 :: Важное о расчетах -36 :: Важное о расчетах -37 :: Важное о расчетах -38 :: Важное о расчетах -39 :: Важное о расчетах -40 :: Важное о расчетах -41 :: Важное о расчетах -42 :: Важное о расчетах -43 :: Важное о расчетах -44 :: Важное о расчетах -45 :: Важное о расчетах -46 :: Важное о расчетах -47 :: Важное о расчетах -48 :: Важное о расчетах -49 :: Важное о расчетах -50 :: Важное о расчетах -51 :: Важное о расчетах -52 :: Важное о расчетах -53 :: Важное о расчетах -54 :: Важное о расчетах -55 :: Важное о расчетах -56 :: Важное о расчетах -57 :: Важное о расчетах -58 :: Важное о расчетах -59 :: Важное о расчетах -60 :: Важное о расчетах -61 :: Важное о расчетах -62 :: Важное о расчетах -63 :: Важное о расчетах -64 :: Важное о расчетах -65 :: Важное о расчетах -66 :: Важное о расчетах -67 :: Важное о расчетах -68 :: Важное о расчетах -69 :: Важное о расчетах -70 :: Важное о расчетах -71 :: Важное о расчетах -72 :: Важное о расчетах -73 :: Важное о расчетах -74 :: Важное о расчетах -75 :: Важное о расчетах -76 :: Важное о расчетах -77 :: Важное о расчетах -78 :: Важное о расчетах -79 :: Важное о расчетах -80 :: Важное о расчетах -81 :: Важное о расчетах -82 :: Важное о расчетах -83 :: Важное о расчетах -84 :: Важное о расчетах -85 :: Важное о расчетах -86 :: Важное о расчетах -87 :: Важное о расчетах -88 :: Важное о расчетах -89 :: Важное о расчетах -90 :: Важное о расчетах -91 :: Важное о расчетах -92 :: Важное о расчетах -93 :: Важное о расчетах -94 :: Важное о расчетах -95 :: Важное о расчетах -96 :: Важное о расчетах -97 :: Важное о расчетах -98 ::

Добро пожаловать наш сайт! Здесь Вы можете узнать все то, что давно втайне хотели выяснить про электрику, но стеснялись спросить: например, как маркируют кабеля, или какие условные обозначения рисуют в электрических схемах. Мы выложили это для вас в открытом доступе! Пользуйтесь!