Математический кружок "Развитие математики в России начала XVIII в." > Мастера спешат на помощь!
мастера спешат на помощь!    

Математический кружок "Развитие математики в России начала XVIII в."

Основные цели:

  1. Углубить темы “Обыкновенные дроби”, “Часть от числа”, “Составление уравнений” при решении задач;
  2. Развивать логическое, нестандартное мышление, вычислительные навыки;
  3. Прививать интерес к математике с помощью материала, выходящего за рамки учебника.
  4. Знакомство с одним из первых русских учебников по математике – “Арифметика” Л. Ф. Магницкого.

Оборудование.

  1. Компьютер.
  2. Проектор.
  3. Экран.

Ход заседания кружка

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя (сопровождается показом слайдов)

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с развитием математики в России в начале 18 века. Мы с вами уже знаем, как развивалась математика в России в 13 веке, оно было прервано нашествием монголов. После свержения ига оказалось, что Россия отстала от других европейских стран. Энергичные меры для преодоления этого отставания предпринял вступивший на престол в конце 17 века царь Петр 1. В его царствование были построены заводы, создан военный флот, расширены границы государства Российского, перестроены войска. За преобразовательскую государственную деятельность Петра 1 стали называть Великим. Для нужд промышленности, строительства флота понадобились государству русские инженеры и техники, в них Россия очень нуждалась. До того единственным учебным заведением, которое можно было назвать высшим, являлось Славяно-греко-латинская академия, где изучали древние языки, богословие и философию.

Царь Петр 1 в молодости изучал математику и свободно обращался с чертежами и математическими приборами. Он хорошо понимал практическое значение математики. В 1698 году он в Лондоне познакомился с математиком Генри Фарвархсоном и пригласил его работать в Россию. Тот приехал с двумя помощниками.

В математико-навигацкую школу принимали не только дворян, но и людей иных сословий. Учащимся платили в изучении математики от 10 до 15 копеек в день. Были набраны первые 200 учащихся.

Но для успешного преподавания было существенное препятствие. Генри по-русски не научился говорить, и учебники писал по-латыни. По рекомендации дьяка Оружейной палаты Алексея Курбатова на работу в математико-навигацкую школу был зачислен Леонтий Филиппович Магницкий. Об этом вам сейчас расскажут Вика и Марина.

3. Доклад учеников 6б класса о первом русском математике Л.Ф. Магницком.

Развитие математики в начале XVIII века

Сведения о жизни и деятельности Леонтия Филипповича Магницкого немногочисленны. Известно, что он родился 9 июня 1669 года в Тверской губернии в крестьянской семье. В конце 17 века Магницкий живёт в Москве и является широко известным своей образованностью человеком. Пётр 1 многократно беседовал с ним о математических науках и был так восхищён его математическими познаниями, что называл его магнитом и приказал писаться Магницким. Каким было его прозвище до этого, даже его близким родственникам не известно. Где и как Магницкий изучал математику, мы не знаем. Возможно, он был самоучкой и покупал книги в лавочках возле Спасских ворот Кремля.

В 1701 году ПЕТР 1 подписал указ об открытии в Москве Математико-навигатской школы. В школу принимались дети из различных сословий. Магницкий был назначен учителем математики.

Печатных русских учебников по математике в то время не существовало. Были лишь немногие рукописные книги, по которым учились считать купцы.

Первый напечатанный русский учебник математики создал Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 году по распоряжению Петра 1 “ради обучения мудролюбивых российских отроков и всякого чина и возраста людей”.

Магницкий проделал огромную работу, чтобы излагаемый в книге материал был доступным и интересным для читателя. Многие параграфы заканчиваются стихотворениями, в которых даются советы и назидания.

Вот, например, пожелания из предисловия к книге:

“И желаем да будет сей труд

Добре пользовать русский весь люд”

Математическая книга Магницкого содержит начало математических знаний того времени: арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии. В конце книги есть таблицы, посвящённые морскому делу. Эта книга явилась ответом горячего патриота на запросы Родины. В течение 50 лет она стала учебным пособием для всех русских людей, которые стремились к математическому образованию

Великий русский учёный М. В. Ломоносов называл “Арифметику” Магницкого и “Грамматику” Смотрицкого “ вратами своей учёности”, “Арифметику” он выучил наизусть.

Магницкий внёс много задач с остроумным содержанием или же с интересными способами решения, занятными формулировками. Занимательным задачам посвящает целые разделы “Об утешных неких действах чрез арифметику употребляемых”.

Первая часть настоящей книги посвящена занимательным задачам. В общих чертах книга была полностью в задачах. Так же в первой части были написаны просто задачи для любознательных читателей.

Книги Магницкого были интересными, познавательными, многие задачи он придумывал сам.

Магницкий понял, что нельзя предложить русскому читателю книгу, не учитывающую вековое самобытное развитие русского народа. Поэтому он широко использовал русскую математическую литературу, добавив к ней достижения мировой научной мысли, переработанные и приспособленные к потребностям русского читателя.

Магницкий до конца своих дней состоял учителем Навигацкой школы – этого первого рассадника математических и морских знаний.

В дальнейшем были опубликованы другие русские учебники по математике. Один из них написал продолжатель дела Магницкого его ученик Н. Г. Курганов. Один из таких учебников написал в 1765 году командир Суздальского полка полковник Александр Васильевич Суворов, ставший впоследствии одним из величавших русских полководцев, не знавшим поражения в многочисленных битвах. Он был удостоен высочайшего воинского звания в России и стал генералиссимусом Суворовым.

Математику должен изучать: “Хотящей быть морской пловец, навигатор ли или гребец”.

Магницкий указывает, что материал для своей книги он: “Из многих разных книг собравши – из грецких убо латинских и немецких же и, итальянских”.

Магницкий подчёркивал, что “Разум весь собрал и чин природно-русский, а не Немчин”.

Автор (Магницкий) указывает, что книгой могут пользоваться не только учащиеся, но и другие люди: “И желаем, да будет сей труд добре пользовать весь люд.” Он ещё говорил что: “Ныне и всяк лучший воин эту науку знать достоин”.

4. Кроссворд.

  1. Первый русский математик.
  2. Как стали называть Петра 1 за его огромную преобразовательскую государственную деятельность?
  3. Кто из великих русских ученых называл первый учебник математики “вратами учености”?
  4. Как назывался первый русский учебник по математике (два слова)?
  5. Кто из великих русских полководцев учился по этому учебнику?

5. Решение задач.

  1. Задача про питие. Один человек выпьет кадь пития за 14 дней. А со своей женой он выпьет ту же кадь в десять дней. И необходимо узнать, за сколько дней ту же кадь выпьет его жена в одиночку.
  2. Решение. За один день муж с женой выпивает 1/10 часть, муж – 1/14 часть, то жена – 1/10-1/14 = 1/35. Значит, жена выпьет всю кадь за 35 дней.

  3. Задача про двенадцать человек. Двенадцать человек несут 12 хлебов: каждый мужчина несет по 2 хлеба, женщина – по половине хлеба, а ребенок по четверти хлеба. Сколько было мужчин, женщин и детей?
  4. Ответ. Несли 5 мужчин, одна женщина и шесть детей.

  5. Задача про гусей. Летела стая гусей, а навстречу им гусь. Он сказал: "Здравствуйте, сто гусей!". "Нас не сто! – был ответ. – Если бы нас было столько, как сейчас, да ещё столько, да ещё полстолька, да ещё четверть столько, да и ты, гусь, нас бы было сто". Сколько было гусей?
  6. Решение. Пусть х гусей в стае. По условию задачи составим уравнение: х+х+1/2х+1/4х+1=100, х=36. Ответ. 36 гусей.

  7. Сколько стоит кафтан? Хозяин нанял работника на год и обещал ему дать 12 рублей и кафтан. Но тот, проработав только 7 месяцев, захотел уйти. При расчете он получил кафтан и 5 рублей. Сколько стоит кафтан?

Решение. Пусть х рублей стоит кафтан. Составим уравнение: (12+х)*7/12=5+х, х=4,8. Ответ. 4,8 рублей.

6. Подведение итогов.

  1. Что вы узнали сегодня нового на кружке?
  2. Какая задача вам больше всего понравилась, запомнилась? Почему?
  3. Награждение призами наиболее отличившихся учеников.

Презентация



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Внеклассное мероприятие по математике "Математическая драка"

На протяжении многих лет, работая над развитием познавательных и творческих способностей учащихся, автор убедилась в том, что игра всегда вызывает особый интерес учащихся в любом возрасте. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям, чувство собственного достоинства, даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре....

17 01 2020 7:39:55

Все действия с десятичными дробями

Цель урока: систематизировать знания учащихся; развивать внимание, память, вычислительные навыки; воспитывать коммуникативные качества личности....

16 01 2020 9:33:52

Урок по теме "Формула n-члена арифметической прогрессии"

Цель урока: развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, приобретение первоначального опыта математического моделирования; формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и служащих основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности....

15 01 2020 6:44:21

Тема урока: "Решение тригонометрических уравнений"

Урок по алгебре и началам анализа в 10-м классе на тему « Решение тригонометрических уравнений» повторяет основные формулы тригонометрии, обучает учащихся решению тригонометрических уравнений, развивает логическое мышление....

14 01 2020 14:48:44

Урок физики по теме "Количество теплоты, выделяющееся при сгорании топлива"

Задачи урока: изучить процесс горения вещества; сформулировать понятия удельной теплоты сгорания; знать ее обозначение и единицу измерения. Пользуясь таблицей, сравнивать количество теплоты, выделяющееся при сгорании разных веществ одинаковой массы. Знать формулу количества теплоты, выделяющегося при сгорании. Продолжить формировать у учащихся: умение выделять главное и существенное в излагаемом материале; развивать интерес; уметь видеть физику вокруг себя. ...

13 01 2020 1:30:42

Давление газа

Комбинированный урок на основе исследовательской деятельности нацелен побудить учащихся к активной исследовательской деятельности по выяснению причин, вызывающих давление газа и его зависимость от других физических величин; сформировать у учащихся представление о давлении газов, входящее в систему знаний и взглядов на мир....

12 01 2020 23:17:41

Внеклассное мероприятие по математике "Морской бой"

Внеклассное математическое мероприятие, призванное повысить интерес к предмету, способствовать развитию логического мышления, культуры математической речи....

11 01 2020 1:33:24

Урок математики по теме "Касательная к графику функции". 10-й класс

Цель урока. обобщение, систематизация и углубление знаний по теме « Геометрический смысл производной»....

10 01 2020 15:45:42

Внеклассное мероприятие по математике и информатике для учащихся 10–11-х классов "КВН"

Каждый год в нашей школе проводится неделя математики и информатики с целью повышения интереса к математике и информатике. Проведение интегрированного К В Н не только прививает интерес к предметам, но и позволяет ощутить их взаимосвязь, повышает мотивацию к изучению информатики и математики....

09 01 2020 22:39:41

Урок математики в 1-м классе по теме "Повторение и закрепление изученного"

На уроке учащиеся закрепляют решения примеров в пределах 10, 20 и даже 100, решение задач разного типа....

08 01 2020 13:37:31

Внеклассное мероприятие по математике: "Огненная Дуга"

Внеклассное мероприятие представляет собой познавательную игру, в которой принимают участие три команды, разные по силам, способностям к математике. Ученики заранее получают задание подготовить доклады по темам, связанным с Курской битвой. В течение всей игры ученики получают новые сведения о Курской битве, а математические конкурсы дополняют эти сведения конкретными датами и цифрами....

07 01 2020 1:24:19

Урок математики в 6-м классе по теме "Деление десятичной дроби на натуральное число"

Урок предназначен для учащихся 6-го класса, изучающих математику по учебнику под редакцией Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. Это первый урок (урок получения новых знаний) по теме « Деление десятичных дробей». ...

06 01 2020 17:15:18

Открытый урок "Прибавление числа 5 с переходом через десяток"

В основу формирования умения решать задачи положен прием моделирования, которым дети овладевают на уроке в специальной деятельности – модели, схемы при решении задач и примеров, алгоритм прибавления числа 5 разными приемами....

05 01 2020 13:46:27

Урок физики "Давление. Давление в природе и технике" (7-й класс)

На уроке формируется понятия давление; учащиеся знакомятся с прикладным значением давления; у детей развивается способность наблюдать и делать выводы; отрабатываются навыки умения решения задач....

04 01 2020 11:34:31

Урок математики. Тема: "Умножение и сложение: порядок выполнения действий". 2-й класс

Цель урока: формировать представление о новом арифметическом действии – умножении как сумме одинаковых слагаемых, раскрыть его смысл и практическую целесообразность; научить записывать суммы одинаковых слагаемых в виде произведения....

03 01 2020 19:19:23

Урок-соревнование по теме "Электрический ток", 8-й класс

Урок предназначен в помощь учителю, недавно работающему в школе. Его можно проводить в 8-м классе после изучения темы « Электрический ток». Урок проводится в виде игры-соревнования. ...

02 01 2020 20:51:15

Внеклассное мероприятие по математике "Турнир мудрецов"

" Мудрый ничего не делает, не подумав" - гласит народная пословица. Человек становится мудрее с годами, но уже в детском возрасте есть зачатки мудрости. И каждый школьник, чем он старше, тем становится мудрее. Игра " Турнир мудрецов" предполагает выявить, насколько мудро может поступить ученик в той или иной нестандартной ситуации. Задания в таком турнире подбираются таким образом, чтобы при их выполнении не только звучали теоретические рассуждения и доказательства, но были показаны практически, графически, в виде инсценировок и т.д. Ребята с большим интересом участвуют в таких турнирах, желая проверить и показать себя. И именно здесь выявляются ребята умеющие нестандартно мыслить....

01 01 2020 20:49:41

Преобразование выражений, содержащих квадратный корень

Использую задания, состоящие из ряда вопросов и нескольких вариантов ответов на них, где только один верный. При этом неверные ответы подбираются с учетом вероятных ошибок, которые могут быть допущены учащимися. Предложенные ответы могут быть зашифрованы цифрами или буквами. Данная форма проверки допускает учёт результатов работы в отношении каждого ученика без больших затрат времени как на выполнение работы, так и на проверку учителем правильности выполнения заданий....

31 12 2019 17:28:53

Метод проектов на уроках физики

Одним из путей формирования положительной учебной мотивации является проектная деятельность на уроках физики, потому что, полагаясь только на содержание материала, трудно заинтересовать учеников предметом. В статье показывается, что для успешности проекта необходимо выполнение следующих условий: наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная деятельность учащихся....

30 12 2019 5:44:36

Мультимедийный урок геометрии в 8-м классе. Обобщение темы "Четырехугольники"

Разработка урока геометрии в 8-м классе, с применением информационных технологий: презентации, компьютерного теста проверки знаний по теме. Презентация " Семейство Четырёхугольников" проводится в первой половине урока, систематизирует теоретические знания в игровой форме. Компьютерный тест по теме проводится во второй половине урока. Текстовые документы включают план-конспект урока с комментариями по его проведению....

29 12 2019 9:29:48

Сравнение дробей. 5-й класс

Данный урок проводится по математике в 5-м классе, работающем по образовательной системе « Школа 2100». Учащиеся знакомятся с понятием дроби, основными свойствами дроби, сравнивают дроби с одинаковыми числителями, с одинаковыми знаменателями, правильные и неправильные дроби, учатся приводить дроби к общему знаменателю....

28 12 2019 9:25:11

Урок по алгебре и началам анализа в 10-м классе по теме "Решение показательных уравнений"

Систематизация знаний и умений учащихся по теме « Показательная функция и ее свойства» и « Решение показательных уравнений» проводится при повторении основных алгоритмических приемов решения показательных уравнений как базового уровня, так и уровня повышенной сложности. Проверка проводится с помощью индивидуальных карточек и компьютерных тестовых заданий....

27 12 2019 1:28:46

Открытый урок по теме "Числовые промежутки"

Данный урок является вводным уроком перед изучением темы " Решение линейных неравенств", а также может быть проведен при изучении темы " Множества и действия с множествами" на примере числовой прямой. Урок можно провести и при изучении темы " Действительные числа". На уроке индивидуализируется процесс изучения нового материала, а также применяется частично-поисковый метод решения математических задач, ответы на которые формулируют учащиеся. ...

26 12 2019 4:45:40

Интегрированный урок (алгебра +информатика) по теме"Общие методы решения уравнений". 11-й класс

Цель урока – обобщение и систематизация знаний учащихся; формирование умений и навыков правильно определять и применять различные методы решения уравнений любых видов. Урок способствует становлению коммуникативной и информационной компетентности обучаемых....

25 12 2019 11:41:25

"Тепловые явления". 8-й класс. Урок "За чашечкой чая обо всем"

Урок-зачёт. Подобранные для него вопросы связаны с конкретными жизненными ситуациями и природными явлениями, что позволяет приблизить физику к жизни. ...

24 12 2019 14:54:14

Урок по теме "Комбинаторные задачи"

Целью урока является сравнение различных комбинаций элементов (размещений, перестановок, сочетаний), выявление их отличительных признаков, нахождение числа размещений, перестановок, сочетаний по соответствующим формулам в процессе решения простейших комбинаторных задач....

23 12 2019 12:31:14

Интеллектуальная игра "Путешествие в Математику с Лингвистикой". 9-й класс

Игра может использоваться для внеклассного мероприятия по математике, русскому языку и литературе....

22 12 2019 21:54:18

Урок-игра "Математическое лото" по теме "Степень и ее свойства". 7-й класс

Цели урока: обобщить и систематизировать материал по теме, проверить знания свойств степеней в игре " Математическое лото", формировать навык работы учащихся в группах, повысить интерес к обучению решением нестандартных задач....

21 12 2019 3:37:11

Урок "Трансформаторы"

В данном материале представлен конспект урока в 11-м классе " Трансформаторы" (профильный уровень). В ходе урока рассматривается принцип действия, история и практическое применение трансформаторов, примеры решения задач, и в качестве итога предлагается тест по материалу, рассмотренному на уроке. ...

20 12 2019 5:25:56

Урок-конференция "В мире кристаллов"

Камни – такая же неотъемлемая часть окружающей природы, как растения и животные. Они оказали и до сих пор оказывают глубочайшее влияние на возникновение и развитие человеческой цивилизации. Правильная геометрическая форма и симметрия – основа строения кристаллов. Применение кристаллов основано на их свойствах: твердости, способности пропускать свет, преобразовывать механическую энергию в электрическую энергию. ...

19 12 2019 23:34:27

Игровой урок-экскурсия в "Институт им. П" по теме "Длина окружности". 9-й класс

Игровой урок объясняет новый материал по теме « Длина окружности» и первично закрепляет его. При выкладывании фигур учащиеся на практике убеждаются, что, чем больше сторон имеет правильный многоугольник, тем его контур больше похож на окружность, совершают экскурс в историю: узнают, когда появилось число π, какое значение оно имело в древности. При решении задач на закрепление учащиеся узнают, где может быть применена формула длины окружности....

18 12 2019 11:38:54

Уравнения высших степеней

Урок систематизирует и обобщает изученный в курсе алгебры материал о решении уравнений вида <span class="math"> Р(х) = 0</span>, где <span class="math"> Р(х)</span> - многочлен, степень которого выше второй, а также уравнений, которые сводятся к указанному виду....

17 12 2019 0:31:49

Урок геометрии в 10-м классе по теме: "Сечение тетраэдра и параллелепипеда"

Урок с использованием интерактивной доски как средства интенсификации урока, эффективной экономии учебного времени на уроке. Применение интерактивной доски позволяет улучшить работоспособность обучающихся, их темп работы ускоряется. Все построения четкие, наглядные, красивые. Можно выделить только интересующий объект для дальнейшей работы, используя прожектор. ...

16 12 2019 21:40:58

Игра "Космическая одиссея", посвященная полету в космос Ю.А.Гагарина

Игра « Космическая одиссея» носит командный характер и посвящена Международному дню полёта человека в космос. Вопросы ориентированы на уровень знаний учащихся 9–11-х классов и требуют от участников актуализации знаний, полученных в рамках естественнонаучных дисциплин. Время мероприятия 2 академических часа, но можно разбить игру на несколько частей. В ходе игры происходит формирование умения работать в группах и сочетание их индивидуальных возможностей и знаний, развития и воспитания подростков....

15 12 2019 23:47:13

КВН по математике. 9-й класс

Внеклассное мероприятие по математике - Клуб веселых и находчивых. К В Н прививает интерес к предмету, показывает учащимся, что математика - чудесная, не сухая наука. Данное мероприятие развивает логическое мышление, интеллект, чувства товарищества и взаимопомощи. ...

14 12 2019 15:37:48

Урок геометрии по модульной технологии на тему "Равнобедренный треугольник"

Уроки вызывают у учащихся гораздо меньше напряжение, тревогу, беспокойство, страх, утомляемость. Цель модульного обучения: развитие самостоятельности учащихся, их умение работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала. Средство модульной технологии – программа. Модуль дает представление, что, как, когда, зачем делать....

13 12 2019 0:13:50

Открытый урок по теме "Тепловые явления. Агрегатные состояния веществ" (8-й класс)

Обобщающий урок помогает проверить умение учащихся объяснять тепловые явления и изменение агрегатных состояний вещества на основе М К Т и навыки применения полученных знаний при решении задач. Проведение занятия в игровой форме способствует развитию познавательной активности учащихся, развитию интереса к предмету. На урок отводится 2 часа: первый – сама игра, второй – контрольная работа по теме. ...

12 12 2019 8:33:51

Математические функции и их применение к решению физических задач

Интегрированный урок в 11-м классе (физика + математика) " Математические функции и их применение к решению физических задач" планируется при повторении учебного материала по физике и математике во втором полугодии. Задачи урока: показать, что абстрактные математические уравнения и формулы имеют реальное воплощение в физических процессах; сформировать умение решать физические задачи, используя навыки анализа функциональных зависимостей. ...

11 12 2019 15:57:39

Квадрат суммы и квадрат разности

На уроке каждый ученик имеет презентацию на своем компьютере. Она составлена с учетом разноуровневой подготовки учащихся. Ученики могут выбрать для себя посильное задание. Работа также содержит справочный материал, куда ребенок может обратиться во время работы за помощью. Такие уроки рекомендуется проводить как обобщающие. ...

10 12 2019 0:50:59

Урок по теме "Теорема Виета", 8-й класс

Многочисленные задачи из разных разделов элементарной математики (исследования свойств функций, тригонометрические уравнения, логарифмические и показательные уравнения, системы уравнений и т. д.) часто сводятся к решению квадратных уравнений. В связи с этим очень важно у учащихся выработать навык решения квадратных уравнений....

09 12 2019 0:22:13

Презентации лекций на тему "Формирование количественных представлений дошкольников с использованием их ведущего вида деятельности — игры"

Настоящее учебное пособие предназначено для студентов педагогических колледжей, изучающих дисциплину " Методика математического развития" и преподавателей, ведущих ее. При формировании элементарных количественных представлений дошкольников игра выступает как метод обучения. ...

08 12 2019 23:45:15

Урок–презентация "Арифметическая и геометрическая прогрессия". 9-й класс

Обобщающий урок по данной теме, можно использовать его при подготовке к итоговой аттестации по алгебре в 9-м классе. Применение И К Т на этом уроке позволяет повторить теоретический материал, закрепить навыки применения формул в решении устных упражнений, решить достаточно большой объём заданий, осуществляя при этом дифференцированный подход в обучении. Этапы урока основаны на применении презентации. ...

07 12 2019 6:43:37

Проект интегрированного урока на тему "Прямоугольный параллелепипед и Древний Вавилон" (5-й класс)

Объединение темы по истории и математике, не случайно, так как, рассматривая историю Востока, и в особенности архитектуру Древнего Вавилона, можно связать эту тему с темой изучения прямоугольного параллелепипеда и наглядно продемонстрировать связь двух предметов - математики и истории....

06 12 2019 21:32:27

Теорема Виета (урок рефлексии)

Урок направлен на овладение практически значимыми математическими умениями и навыками, их применение к решению математических задач, предполагающее умение решать квадратные уравнения....

05 12 2019 20:59:26

Факультативный курс по занимательной логике

Факультативный курс предназначен для учащихся первой и второй образовательной ступени обучения. В статье представлена методическая разработка курса: пояснительная записка, цели и задачи; тематическое содержание, требования к знаниям и умениям, список литературы и планирование занятий для 4-го класса....

04 12 2019 5:11:12

Внеклассное мероприятие по математике. Интеллектуальная игра. 6-й класс

Интеллектуальная игра по островам, в ходе которой ребята выполняют различные задания. Занимательный характер всех заданий способствует повышению интереса к математике. ...

03 12 2019 12:54:31

Испарение и конденсация. Роль испарения в природе, в жизни человека и животных

Автор на уроке раскрывает основу научных положений изучаемой темы во взаимосвязи с природой и жизнедеятельностью человека. Показывает связь физики с биологией, литературой....

02 12 2019 5:13:53

Счастье в числах. 9-й класс

Цель урока: отработка навыков решения экзаменационных заданий; усвоение результатов и путей их получения; формирование познавательной деятельности....

01 12 2019 17:27:30

Урок-практикум, 10-й класс, по теме "Решение логарифмических уравнений"

Целью данного урока является проверка степени усвоения материала, навыков логарифмических преобразований, решения логарифмических уравнений....

30 11 2019 12:29:19

План–конспект урока геометрии в 9-м классе "Длина окружности"

Это урок изучения нового материала, который проходил в необычной форме с помощью презентации в программе Microsoft Power Рoint, созданной самим учителем. ...

29 11 2019 0:41:53

Сочетание коллективного и индивидуального контроля мыслительной деятельности учащихся в классе при изучении постоянного тока

В статье описывается новый способ организации обратной связи. Предлагаемая система знаков заставляет всех присутствующих принимать решение. По сравнению с традиционным диалогом возрастает контроль мыслительной деятельности каждого ученика на уроке....

28 11 2019 18:56:31

Комбинированные уравнения повышенного уровня сложности для подготовки к ЕГЭ по математике

В работе предложены образцы решения данного уравнения в параметрическом виде и десяти уравнений с конкретными значениями параметров, а также сформулирован целый спектр вопросов, аналогичных заданиям Е Г Э. Ко всем вопросам этого спектра приведены соответствующие дополнения в решении для каждого уравнения. Ответы ко всем заданиям выражены целыми числами, что позволяет в профильных классах и классах с повышенной математической подготовкой рассматривать их как задания типа В (с кратким ответом)....

27 11 2019 3:46:25

Путешествие по стране Югории

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов, посвященное 75-летию Хантымансийского автономного округа - Югры. Проводится в виде игры-путешествия....

26 11 2019 18:15:15

Как запомнить и воспроизвести информацию

Некоторые предложения по запоминанию информации помогут учащимся лучше воспринимать, запоминать и усваивать полученную в ходе урока информацию....

25 11 2019 21:44:48

Решение задач по теме: "Четырехугольники". Урок обобщения. 8-й класс

Урок математики для учащихся 8-го класса по теме " Четырехугольники" закрепляет теоретические знания по изученной теме, совершенствует навыки решения задач. ...

24 11 2019 21:17:54

Влияние космической погоды на здоровье населения – магнитобиологические эффекты

В статье описан опыт исследования влияния космической погоды на здоровье населения с. Сеяха, Я Н А О....

23 11 2019 20:19:56

Обобщающий урок по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии»

Цель урока: систематизация знаний учащихся, совершенствование навыков решения задач по теме « Арифметическая и геометрическая прогрессии». При подготовке к уроку учащиеся находят примеры применения прогрессии в повседневной жизни. В ходе урока учащиеся в игровой форме развивают умение работать в команде, пробуют свои силы в оценке знаний одноклассников....

22 11 2019 8:33:12

Урок-исследование (нетрадиционный) по теме "Геометрическая оптика. Определение показателя преломления света" (2 часа, 11-й класс)

Структурно урок разбит на две части: подготовительную, которая позволяет активизировать творческую деятельность учащихся, и основную, которая выполняется группами, используя технологию сотрудничества при решении различных проблемных заданий, что позволяет добиться максимальной самостоятельности учеников в процессе обучения. ...

21 11 2019 4:55:45

Полное отражение

На уроке по теме " Полное отражение" раскрывается суть явления полного отражения света и объясняется с точки зрения закона преломления и принципа Гюйгенса. Это урок изучения нового материала с использованием технологии проблемного обучения. На уроке учащиеся знакомятся с новым явлением и с практической его стороной....

20 11 2019 9:24:59

Методическая разработка урока по алгебре в 7-м классе по теме "Системы линейных уравнений с двумя переменными"

Цель урока – совершенствовать умения и навыки построения графиков; показать взаимодействие математики и экономики. Учащиеся должны понимать, что координаты точки пересечения графиков уравнений, входящих в систему, образуют пару чисел, которая удовлетворяет каждому из уравнений системы, а значит, является решением этой системы; осознавать, что если графики имеют общие точки, то система имеет решение, а если у графиков нет общих точек, то система решений не имеет. Знания по данной теме могут быть использованы для решения очень важных задач в современной экономики. ...

19 11 2019 13:39:25

Применение метода проекта на уроках физики

В современной школе метод проекта становится способом организации учебно-познавательной деятельности учащихся, имеющей целью не только получение полезного для жизни «продукта», но и приобретению учащимися опыта проектирования своей деятельности, связанной с решением определенных проблем. В работе представлен один из примеров применения метода проекта на уроке физики с использованием алгоритма действий по созданию нового «продукта»....

18 11 2019 8:26:19

Вечер-игра "Что? Где? Когда?", посвященная "Арифметике" Леонтия Магницкого

Данное занятие направлено на формирование у школьников мотивации учения, интереса к предмету. В ходе внеклассного мероприятия учащиеся знакомятся с биографией Леонтия Магницкого, русского педагога, автора учебной книги по математике, на которой в течение многих лет воспитывалось не одно поколение россиян. Вопросы для игры составлены из задач " Арифметики" Магницкого, а также связаны с интересными фактами из жизни автора и содержанием его книги....

17 11 2019 17:54:23

Урок в 11-м классе "Использование специфических видов электромагнитного излучения человеком"

Урок проводится в виде конференции с докладами учащихся по интересующим их вопросам применения невидимых электромагнитных излучений в свете их будущих профессий; сопровождается показом презентации, выполненной учащимися, из слайдов, иллюстрирующих различные виды применения излучений: в медицине, в науке, промышленности, в быту и т.д. ...

16 11 2019 20:46:35

Текстовые задачи как средство развития мышления учащихся

В работе показаны некоторые приемы и методы решения задач в 5-6-х классах. Использование данной методики обучения позволяет активизировать творческие возможности школьников, расширяет их математический кругозор, повышает культуру мышления, способствует более глубокому понятию сути математических явлений, формирует умение производить вычисления в уме. ...

15 11 2019 3:30:45

Урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". 5-й класс

В ходе урока учащиеся формируют навык сложения и вычитания десятичных дробей. Развивают умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Развивают устную и письменную речь. Автор воспитывает прилежание, активность, взаимопомощь, самостоятельность....

14 11 2019 7:34:18

Урок "Основное положение МКТ"

Сегодня молодежи необходима аудиовизуальная грамотность, чтобы они умели смотреть и видеть, слушать и слышать. Задача учителя – поиск аудиовизуальных образов, отбор, структурирование учебного содержания для адекватного представления материала в соответствии с поставленными задачами. Новые информационные технологии обучения – это синтез современных достижений педагогической науки и компьютерных интерактивных сред, обеспечивающих управление познавательной деятельностью учащихся и осуществляющих доступ к современным информационно- образовательным ресурсам....

13 11 2019 22:49:39

Обобщающий урок по теме: "Четырехугольники"

Цели урока: систематизация знаний по теме " Четырехугольники", закрепление - через решение задач; развитие математического кругозора, любознательности, воспитание ответственности, взаимопомощи....

12 11 2019 20:23:17

Интегрированный урок (история + математика) "Московский Кремль от Ю.Долгорукого до Ивана III. Решение задач с уравнением". 7-й класс

Кремлю столько же лет, сколько и Москве. Каждый век оставляет свой след на этом самом видном и высоком месте столицы. На уроке мы рассмотрим, как рос и расцветал Кремль, с чего он начинался. Вспомним историю Кремля со времен Юрия Долгорукого до Ивана III, восстановим картину строительства его стен и башен. Помощниками нам в этом будут задачи и уравнения, которые мы будем решать на уроке. Ведь точно такие же или похожие задачи приходилось решать древним мастерам и "градодельщикам", которые в свое время возводили стены и башни Кремля....

11 11 2019 4:29:12

Интегрированный урок «Математика и литература»

Цель урока: привить интерес к математике, показать связь математики с литературой, расширить кругозор учащихся, развить любознательность, воспитать потребность в самостоятельном приобретении знаний....

10 11 2019 21:47:29

ЕГЭ «по-новому», или Новый формат итоговой аттестации как важнейший фактор, определяющий методику преподавания математики

Для многих старшеклассников трудность в сдаче Е Г Э связана прежде всего с непониманием того, как к нему готовиться. Учитель должен разработать систему подготовки с максимальной опорой на самостоятельную деятельность учащихся и с обучающим контролем. При итоговом обобщающем повторении учащимся в своем большинстве удастся овладеть общими навыками решения задач как базового уровня, так и различных типов, эффективно подготовится к экзамену и в конечном счете обеспечить себя необходимым багажом для продолжения образования....

09 11 2019 3:26:41

Внеклассное мероприятие "Интеллектуальный марафон, посвященный 300-летию М.В. Ломоносова"

Цель проведения интеллектуальных игр – привлечение к участию как можно большего числа школьников. В качестве примера предлагается разработка интеллектуального марафона, посвященного 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова....

08 11 2019 13:23:59

Урок алгебры по теме "Взаимное расположение графиков линейных функций"

Урок алгебры для 7-го класса с использованием Э О Р. Применение Э О Р позволяет рационально использовать информационные технологии на уроках, и учебный процесс становится более привлекательным для учителя и для учащихся. Учащимся предлагается опытным путем определить угол наклона прямой к оси О Х, проанализировать расположение графиков, сравнить их формулы и сделать вывод от чего зависит угол наклона к оси О Х....

07 11 2019 22:57:30

Урок физики по теме "Законы сохранения в механике". 10-й класс

Обобщающее повторение темы с целью: формировать навыки систематизации изученной информации и представления ее в виде схем; закрепить знание формул импульса тела, механической работы, мощности, различных видов механической энергии; выявить уровень сформированности умений учащихся решать типовые задачи, понимания графической интерпретации работы....

06 11 2019 15:40:32

Интегрированный урок (математика + история) по теме "Действия с десятичными дробями. 5-й класс

Интегрированный урок разработан для учащихся 5-го класса с целью закрепления правил действий с десятичными дробями при решении задач на конкретном историческом материале. Решение математических задач будет более увлекательным занятием, если объектами решений будут исторические памятники....

05 11 2019 13:35:48

Урок-игра по теме "Электричество"

Урок-игра по теме " Электричество". Учащиеся формируют навыки решения расчетных, качественных и экспериментальных задач по теме « Электрические явления». Развивают представление об электрическом токе, об электрических схемах....

04 11 2019 0:32:15

Заключительный урок физики по теме "Пока горит свеча". 11-й класс

Заключительный урок физики ‒ последний в учебном году выпускника. Каким он должен быть? Бесспорно, что интересным, запоминающимся, показывающим огромное значение физики как науки. Урок прощания с учителем, учебным предметом. В урок включен этап работы с презентацией " Азбука для физиков", которая помогает вспомнить имена ученых и их достижения....

03 11 2019 14:26:26

Элективное занятие по теме: "Относительная частота. Закон больших чисел"

Разработка занятия элективного курса " Комбинаторика. Теория вероятностей" по теме " Закон больших чисел" поможет учителю провести урок, используя интеграцию знаний по математике и информатике с целью не только повысить математическую компетентность учащихся, но и усилить информационное образование при решении вероятностных задач. ...

02 11 2019 22:57:17

Урок-игра по математике в 6-м классе "Час веселых и смекалистых"

Урок-игра способствует развитию смекалки, находчивости, сообразительности, творческой активности; позволяет закрепить знания, полученные на уроках математики; развивает интерес к предмету. ...

01 11 2019 4:33:39

Урок-экспертиза "Объем прямоугольного параллелепипеда". 5-й класс

Урок развивает творческие способности учащихся, умение самостоятельно работать и анализировать полученную информацию. На уроке реализуется нетрадиционная форма контроля знаний по теме....

31 10 2019 16:10:14

Задания для конкурса "Самый умный"

При проведении недели математики важно, чтобы были охвачены не только успевающие по предмету ученики, но и все остальные. Для этого проводится конкурс. В начале урока соревнуются за звание " Самый умный" все ученики класса. Результаты бывают неожиданными: не всегда побеждают отличники, но всегда побеждает умнейший....

30 10 2019 17:13:18

Урок по теме "Формулы приведения". 9-й класс

Одна из самых сложных для восприятия школьниками тем – « Формулы приведения». Педагог должен доступно излагать материал и закреплять его. Последнее может быть достигнуто объединением указанных тем в разделах математики (алгебре, геометрии). Таким образом можно избежать путаницы в применении материала на практике....

29 10 2019 21:44:54

Конспект занятия элективного курса по теме "Решение логических задач табличным методом"

В статье представлена разработка занятия элективного курса в 6-м классе, на котором учащиеся знакомятся с основной идеей метода, учатся решать логические задачи с использованием специально подготовленных листов на печатной основе. Данное занятие является одним из цикла занятий « Методы решения логических задач»....

28 10 2019 15:56:30

Урок математики в 4-м классе по теме "Нахождение неизвестного слагаемого в сложном уравнении"

Урок математики в 4-м классе в форме урока–путешествия по сказкам. Урок построен так, что, обучаясь в нахождении слагаемого, упрощая сложное уравнение, дети помогают героям сказок выпутываться из беды. На основе знания правила нахождения слагаемого и несложных математических действий даётся объяснение нового материала и его закрепление....

27 10 2019 17:37:48

План-конспект урока физики с применением презентации в 7-м классе по теме "Сообщающиеся сосуды"

Материал урока, сопровождаемый красочными иллюстрациями, вызывает большой интерес и лучше усваивается, чем изложение того же самого с помощью мела и доски. Разработка таких материалов развивает логическое мышление, учит отделять главное от второстепенного, структурировать информацию. Это дает возможность эффективно сочетать автоматизированное обучение с традиционным, снизить долю непроизводительного труда преподавателя, использовать разнообразные формы представления учебного материала, применять новые методы обучения....

26 10 2019 4:47:26

Урок математики по теме: "Решение уравнений"

Проведение занятий с использованием групповой работы – один из мощных педагогических инструментов. Правильно организованная работа в группах обеспечивает: более высокий уровень результативности и продуктивности урока; формирование более дружественной, доброжелательной обстановки в классе; повышение самооценки и коммуникационной компетентности школьников. ...

25 10 2019 20:31:23

Умножение и деление натуральных чисел

Урок позволяет повторить материал и узнать много нового об Олимпийских играх. Урок проводится в форме игры-соревнования команд. В ходе урока отрабатываются навыки умножения и деления натуральных чисел, прививается интерес к предмету. Применение интерактивной доски на уроке дает возможность сделать урок интересным, наглядным. Групповая форма работы развивает чувство ответственности каждого ученика за конечный результат....

24 10 2019 12:24:16

Урок математики: "Пропорции. Масштаб". 6-й класс

Это обобщающий урок по теме « Пропорции», посвящённый решению различных задач. На уроке звучит историческая справка о золотом сечении. Практические задачи есть отдельно для девочек и мальчиков, задачи разного уровня. Также на уроке проводится практическая работа с картой Ленинградской области на использование масштаба....

23 10 2019 14:14:18

Урок физики по теме "Световые явления". 9-й класс

Урок обобщает и расширяет знания учащихся о световых явлениях, явлениях физической сущности природных оптических явлений. Ученики развивают воображение, память, внимание, умение логично выражать свои мысли, выделять главное в объеме информации, познавательный интерес, обогащают словарный запас....

22 10 2019 0:12:38

Урок математики в 5-м классе по теме: "Объем прямоугольного параллелепипеда"

Урок математики для 5-го класса. Урок изучения нового материала, на котором вводится понятие объема, ознакомление с правилом вычисления объема, единицами объема прямоугольного параллелепипеда. ...

21 10 2019 21:54:39

Урок-игра "Математическая карусель". Тема "Сложение, вычитание обыкновенных дробей" (6-й класс)

На уроке автор статьи опирается на повторение, закрепление, проверку навыков выполнения сложения и вычитания смешанных чисел....

20 10 2019 23:46:37

Математика 5-й класс. Кружок "Наглядная геометрия"

Курс '' Наглядная геометрия'' рассчитан на 2 года. Он даёт возможность познакомиться с тем, "как устроены" знакомые уже геометрические фигуры, вовлечь детей в конструирование и рисование, включая их в процесс эмпирического познания различных свойств рассматриваемых фигур....

19 10 2019 7:13:54

Работа над формированием системного мышления на уроках физики в условиях гуманитарной гимназии

Работа над формированием системного мышления на уроках физики в условиях гуманитарной гимназии....

18 10 2019 15:35:55

Урок математики по теме "Площадь трапеции"

Урок расширяет знания по теме « Площади». Учащиеся выводят формулу площади трапеции; формируют умения применять формулу при решении задач. Урок равивает умение сравнивать, выявлять закономерности, обобщать; воспитывает настойчивость в решении поставленной задачи, уважительное отношение друг к другу....

17 10 2019 8:20:15

Урок "Передача теплоты", 8-й класс

Представлен конспект урока в 8-м классе по теме " Передача теплоты". Использование методов работы в группах различной деятельности позволяет развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать изучаемый материал, наблюдать и применять свои знания на практике, совершенствовать навыки логического мышления....

16 10 2019 6:43:21

Использование информационных технологий при обучении физики

В статье рассматриваются возможные пути использования современных информационных и коммуникационных технологий при обучении физике школьников. Проводится классификация информационных объектов и способов их применения на уроках физики, представлены некоторые варианты использования технических средств информационных и коммуникационных технологий при различной оснащенности учебного процесса....

15 10 2019 11:44:33

Обобщающий урок математики «Действия с десятичными дробями». 6-й класс

Цель урока: обобщение материала по теме « Действия с десятичными дробями». Учащиеся в увлекательной форме не только повторяют и обобщают действия с десятичными дробями, решают уравнения, вычисляют периметр и площадь прямоугольника и т. д., но и знакомятся с достопримечательностями России, вошедшими в общенациональный проект – конкурс « Россия-10»....

14 10 2019 21:34:58

Урок физики в 7-м классе по теме "Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда"

Данная тема является достаточно сложной для учащихся. Дидактическая цель: изучение нового материала. На уроке реализуется схема: проблема – осмысление – разноуровневая самостоятельная работа – рефлексия. На первой стадия урока ставится проблема, далее на стадии осмысления выводится новая формула. При решения самостоятельной работы по индивидуальным карточкам используется метод взаимопроверки и взаимопомощи при решении задач первого уровня сложности. Задачи второго уровня проверяются специальным ключом, указанным в карточке. Задачи третьего уровня индивидуализированы. На стадии рефлексии идет проверка качества и количества вьполненных задач, а значит, и усвоенного материала....

13 10 2019 6:21:54

Интегрированный урок (математика + биология) по теме "Симметрия в математике и биологии"

Урок в увлекательной форме знакомит, расширяет и углубляет знания о симметрии. Учащиеся учатся распознавать виды симметрии, выявлять сходства и различия, находить примеры симметрии в окружающем мире: развивает мотивацию достижения учащихся через использование средств И К Т, наглядного материала и коллективную деятельность в малых группах; пробуждает у учащихся стремление к творчеству; расширяет кругозор; воспитывает чувство прекрасного в природе....

12 10 2019 20:51:16

Пути интеграции на уроках математики и истории

Жизнь не стоит на месте. За прошедшие пятнадцать лет окружающий мир сильно изменился. Изменились критерии оценки успешной личности. Следовательно, изменились и основные ориентиры в образовании. На мой взгляд, основной акцент в современном образовании делается именно на развитие успешной личности, то есть личности, способной адаптироваться к меняющимся условиям окружающего мира, способной принимать самостоятельные решения, анализировать происходящие события и давать им собственную оценку, быть ответственной за свои поступки. ...

11 10 2019 7:38:20

Электрический котел с насосом и расширительным баком – устройство электрокотла для отопления с циркуляционным насосом, виды, правила монтажа эл котла

В тех случаях, когда применить газовое отопление не получается из-за отсутствия подающих магистралей, хорошим вариантом выступают электрические котлы с насосом.  Благодаря целому ряду положительных характеристик эти приборы приобретают массовую популярность у потребителей. Как устроен котел с насосом В конструкции электрических помповых котлов нет ничего сложного. Главным их отличием от других подобных приборов является наличие насосного оборудования.… Читать дальше...

10 10 2019 22:58:45

Некоторые проблемы педагогического мониторинга при подготовке к тестированию по математике

Подготовка к Е Г Э — задача, стоящая перед учителем математики сегодня, чрезвычайно сложна. Надо подготовить 100% учеников, форма контроля (тест) не является традиционной,следовательно, надо использовать новые формы и методы работы, перестраивать привычные. В статье приводятся примеры использования тестирования на различных этапах урока. ...

09 10 2019 12:43:27

Урок по теме "Электромагнитная индукция" (11-й класс)

Цель урока: изучить явление электромагнитной индукции. Урок изучения нового материала построен на основе решения экспериментальных задач. Урок содержит элементы проблемного обучения. Материал можно использовать и в 9-м классе (кроме правила Ленца) при изучении данного явления. ...

08 10 2019 10:34:58

Решение уравнений с параметром методом применения понятия пучка прямых на плоскости

Урок призван совершенствовать навыки решения уравнений с параметром с помощью понятия «пучок прямых на плоскости». Помочь учащимся осознать ценность совместной работы. Тема « Задачи с параметрами» занимает особое место в подготовке к вступительным экзаменам в вузы по математике. Решение таких задач развивает исследовательские умения и навыки, что позволяет абитуриентам выдержать конкурсные испытания в престижные вузы....

07 10 2019 4:57:23

Организация и виды самостоятельной деятельности учащихся по предмету как основа развития ключевых компетенций и повышения качества образования

Самостоятельные работы на два варианта проводятся почти на всех уроках с различными целями: получение информации о знаниях учащихся, подготовка учащихся к восприятию нового материала, проверка усвоения теоретического материала предыдущих уроков – формул, правил, теорем; проверка уровня развития навыков и умений применять теоретические знания при решении упражнений и задач, навыков построения графиков, знания характеристических свойств геометрических фигур, навыков обобщения изученного материала как теоретического, так и практического; подготовка учащихся к контрольной работе, выработка навыков предупреждения ошибок, развитие навыков математической речи и самоконтроля....

06 10 2019 6:25:24

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Урок изучает новый материал в результате групповой работы. Его можно проводить в подготовленном классе. Учитель использует различные формы и методы, в конце урока дети могут поставить себе оценку. Независимо от того какую оценку получила группа, капитану группы можно повышать или понижать оценку учащимся за внесенный вклад в работу группы. Дети сами подводят итог урока....

05 10 2019 16:19:57

Исследовательская лабораторно-практическая работа по теме "Площадь многоугольника. Выведение формул площади многоугольника эмпирическим путем"

Исследовательская лабораторно-практическая работа, помимо решения специальной задачи - усиления практической направленности обучения, способствует прочному, неформальному усвоению учебного материала. А также экономит время для решения задач. Время проведения работы – 2 урока, желательно спаренные. Проведение таких работ предоставляет широкие возможности для формирования у учащихся умения выдвигать гипотезы, понимать алгоритмический характер методов математики, уметь рационально сочетать конструктивные и аналитические методы. Работа с наглядностью (" Витаминный курс. Математика-5") позволяет учащимся рассматривать реальные математические объекты....

04 10 2019 19:59:33

Развитие математических способностей учащихся

Данный доклад был зачитан на методическом объединении учителей школы. Сейчас, в период перестройки средней и высшей школы, когда индивидуализации обучения учащихся придаётся первостепенное значение, выявление и развитие математических способностей учащихся является одной из главных задач, стоящих перед преподавателями математики....

03 10 2019 19:16:32

Проектная работа по математике в 5-м классе

В статье представлен опыт введения в 5-м классе нового регионального компонента базисного учебного плана модульного курса " Основы проектной деятельности" и опыт применения метода проектов на уроке математики в 5-м классе. Проект – социологическое исследование " Школа глазами взрослых и детей" разработан и осуществлён на базе У М К " Математика. 5" (авт. Г. В. Дорофеев, И. Ф. Шарыгин и др.) в процессе изучения темы " Опрос общественного мнения"....

02 10 2019 4:38:18

Урок по теме "Следствия, вытекающие из постулатов теории относительности"

Интегрированный урок физики и информатики, на котором показан пример построения модели физического процесса, через исследование модели показано, что моделирование является методом познания. Цель: проверить умения по теме электронные таблицы, изучить следствия, вытекающие из постулатов теории относительности, выявить зависимость расстояния и времени от скорости движения инерциальной системы отсчета....

01 10 2019 19:49:44

Функции сюжетных задач

В последние годы самые сильные отрицательные эмоции у учащихся на уроках математики вызывает задание: решите задачу. Целью использования сюжетных задач в школьном курсе математики является научить учащихся анализировать, рассуждать, обосновывать, логически мыслить и грамотно говорить....

30 09 2019 18:39:23

Разработка урока по математике "Сложение положительных и отрицательных чисел"

Разработан комбинированный урок, в первой части которого обобщается ранее изученный материал на сложение отрицательных чисел, во второй – демонстрируется новый материала на сложение чисел с разными знаками, учащиеся сами формулируют новое правило. В конце урока для контроля усвоения знаний и первичных навыков по теме проводится обучающая самостоятельная работа. Все этапы урока сопровождаются мультимедийной презентацией....

29 09 2019 5:15:53

Обобщающий урок по алгебре в 7-м классе по теме "Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений"

Обобщающий урок по алгебре в 7-м классе по теме " Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений" имеет большое значение для всего курса математики. На данном уроке отрабатываются навыки применения основных формул сокращенного умножения. На уроке были использованы разнообразные методы обучения: блиц-опрос, практическая работа, самостоятельная работа, игровой момент, проблемная ситуация....

28 09 2019 20:47:29

Математическая игра "Великолепная семёрка"

Игра развивает у детей логическое мышление, математический кругозор, смекалку, интуицию, внимание; повышение интереса к предмету....

27 09 2019 4:52:25

Физические задачи с экономическим содержанием (ч. II)

В статье автор предлагает физические задачи с экономическим содержанием в основном по всем темам традиционного курса физики средней школы, колледжа, лицея; количество их ограничено объемом публикации....

26 09 2019 5:21:42

Интеллектуальная викторина «Электричество вокруг нас»

Цель урока: повторить и обобщить знания по теме « Электрические явления»....

25 09 2019 11:38:24

Физические величины. Измерение физических величин

Урок изучения нового материала активизирует познавательную деятельность, показан видеоматериал. К уроку подобраны задания для развития навыков перевода единиц измерения, определения цены деления и показаний прибора....

24 09 2019 14:10:32

Решение показательных уравнений и неравенств

Урок обобщает знания и умения учащихся по применению методов решения показательных уравнений и неравенств; развивает навыки самостоятельного применения знаний в знакомой и измененной ситуации; заинтересовывает учащихся в решении нестандартных показательных уравнений и неравенств для подготовки к Е Г Э. ...

23 09 2019 13:29:21

Исследовательская деятельность учащихся

Замечено, что исследование как способ освоения действительности, оставаясь связанным с наукой в общественном понимании, не может уже считаться основным видом деятельности ученых. Однако применение исследования в образовательном процессе развивает у учащихся важнейший инструмент познания действительности, позволяющий осваивать не готовые знания, а методы получения новых знаний в условиях стремительного увеличения совокупных знаний человечества....

22 09 2019 4:46:59

Урок математики в 6-м классе "Действия с обыкновенными дробями"

Урок-путешествие с игровыми моментами, облегчающими подачу материала по теме....

21 09 2019 16:47:56

Урок физики на тему "Искусственные спутники Земли". 9-й класс

Урок проводится в виде беседы с презентацией к уроку. Объясняются различные типы спутников, их орбитальные скорости, дается понятие первой, второй космической скорости....

20 09 2019 4:56:34

Задание фигур на координатной плоскости с помощью уравнений и неравенств

Комплексные уравнения, рассматриваемые на занятии, объединяют несколько тем из курса математики. Их использование вызывает живой интерес у ребят; они развивают логическое мышление, способствуют созданию проблемной ситуации на уроке. Рассматриваемые задания включены во вступительные экзамены престижных вузов, в олимпиадные задания городских, областных уровней....

19 09 2019 5:44:49

Зачетный урок по теме "Законы постоянного тока" 8-й класс, физика

Цели урока: контроль знаний и умений учащихся по теме " Законы постоянного тока"; научить учащихся применять свои знания в нестандартных ситуациях; способствовать воспитанию у детей чувства уважения к другому человеку, к его мнению и выбору; способствовать развитию внимания, воображения, рефлексии и способности к анализу. ...

18 09 2019 13:20:48

Урок математики "Введение понятия функции" (7-й класс)

Для полного понимания более сложных функций необходимо, чтобы каждый ученик мог владеть понятием функции. В работе предлагается разработка уроков, связанных одной темой и одной задачей: подготовить учащихся к более глубокому изучению данной темы....

17 09 2019 15:51:41

"Решение неравенств". 10-й класс

Урок систематизирует, обобщает, расширяет знания и умения учащихся, связанные с методами решения рациональных неравенств, развивает мышление учащихся, умение комментировать, тренировать память....

16 09 2019 0:18:22

Законы геометрической оптики. 11-й класс

Целью урока является актуализация знаний по геометрической оптике, полученных учащимися в 8-м классе, и рассмотрение их с точки зрения волновой теории света. На уроке предусмотрены следующие формы работы: лекция с применением опорного конспекта и мультимедийного диска; работа в группах по отработке практических навыков применения основных законов оптики....

15 09 2019 1:48:26

Математическая игра 5–7-х классов

Предметные недели как традиционная часть внеучебной деятельности достаточно привычны для любой общеобразовательной школы. В целях развития познавательной активности, расширения кругозора, стимулирования интереса к предмету целесообразно проводить предметную неделю в игровой форме, которая является одной из форм технологии обучения....

14 09 2019 12:37:41

Урок-зачет по теме "Применение производной к исследованию функций" в 10-м классе

Представлен урок контроля и самоконтроля знаний и навыков по теме " Применение производной к исследованию функций" в системе тестов, дифференцированных по степени сложности....

13 09 2019 2:36:31

Урок физики по теме "Давление за чайным столом"

Урок направлен на закрепление, обобщение знаний, полученных при изучении темы « Давление, сила Архимеда», развитие интереса к физике, формирование логического мышления, воспитание культуры общения друг с другом при работе в группах....

12 09 2019 16:36:35

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программа «Рациональные уравнения и неравенства»

Настоящая программа предназначена для изучения разделов математики: « Элементы математической логики», « Степенная функция», « Многочлены одной переменной», « Рациональные уравнения и неравенства», « Последовательности и прогрессии». Продолжительность обучения: 30 недель по 2 часа. Предусмотрено проведение самостоятельных и контрольных работ в конце изучения темы, которые сочетают письменную и тестовую форму изложения материала....

11 09 2019 19:55:20

Технологическая карта урока "Окружность и ее элементы"

Главное на уроке – изучение нового материала: поиск, открытие, творчество обучающихся. Для активизации мыслительной деятельности учащихся использован метод «проблемной ситуации», который используется на разных этапах урока. С помощью наблюдения подобных фигур, анализа, обучающиеся самостоятельно формулируют тему урока, пробуют поставить цели урока. Пробуют самостоятельно формулировать определения....

10 09 2019 21:23:21

Открытый урок по теме "Тригонометрические уравнения"

Урок призван познакомить учащихся с однородными уравнениями относительно cosx и sinx, с уравнениями, решаемыми с помощью разложения их левой части на множители....

09 09 2019 15:52:37

Темы творческих работ по математике

В статье предложены темы творческих работ по математике....

08 09 2019 18:29:10

Тема урока: "Многогранники, их основные элементы и виды. Призма"

Занятие рассчитано на учащихся школ старших классов и студентов 1-го курса Н П О ( С П О). Цель урока: познакомить учащихся с понятиями "многогранник" и "призма", основными элементами и видами; закрепить умение находить решения задач с помощью математических формул, воспитывать наблюдательность, стремление к взаимовыручке и умение работать в группе. Пространственное мышление учащихся формируется с помощью наглядных моделей тел и хорошей анимацией презентации....

07 09 2019 1:20:56

Групповая форма работы при закреплении и обобщении материала

Групповая форма обучения применяется нечасто, требует особых организационных усилий, но зато дает заметный эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Автор уже несколько лет использует эту форму на своих уроках как в младших, так и в старших классах....

06 09 2019 17:11:10

Урок с сингапурской методикой "Умножение дробей". 6-й класс

Урок с И К Т-технологиями повторяет, закрепляетматериала по теме « Умножение дробей». Построен на основе сингапурской методики. Дети сидят в группах, на столах расположены карточки с порядком работ. В ходе урока учащиеся повторяют умножение дробей, решают задачи на умножение дробей в игровой форме....

05 09 2019 3:24:34

Проект урока по алгебре "Вычисления на МК степени числа и числа обратного данному". 8-й класс

Этот урок входит в главу " Приближенные вычисления", которая имеет важное значение для вычислений и реализации межпредметных связей с курсами геометрии, физики, информатики и др. Особое значение эта тема имеет для практики вычислений. Работа с М К знакомит учащихся с логикой программирования. Урок проходит в кабинете информатики с использованием стандартного приложения " Калькулятор" на компьютере. Тем самым учащиеся применяют начальные понятия информатики. В результате изучения темы " Вычисления на микрокалькуляторе степени и числа, обратного данному" учащиеся должны знать технику вычислений с помощью клавиш. ...

04 09 2019 23:18:47

Математический праздник "В гостях у царицы Математики"

Автор представляет сценарий внеклассного театрализованного мероприятия по математике. Делится опытом активизации учебной деятельности школьников и интереса к математике, расширения кругозора и развития интеллекта учащихся. В совместной работе по подготовке и проведению вечера у учащихся развиваются навыки хорошего поведения в обществе, общения, совместной деятельности, ответственности за коллектив и его сплочение....

03 09 2019 15:46:37

Оценочный лист как средство диагностики на уроках физики

Оценочные листы - инструмент диагностики, оценки результата образовательного процесса. Оценочный лист - это возможность отойти от традиционной 5-балльной школьной оценки. Применение оценочного листа позволяет оперативно получать информацию об эффективности применяемых на уроках методов для обучения и воспитания как конкретного ребёнка, так и класса в целом. ...

02 09 2019 19:28:13

Урок физики. Контрольно-обобщающий урок по теме "Магнитные явления"

Урок позволяет проверить различные умения и навыки по теме, а также усвоение фактического материала. На уроке используется презентация, видеодемонстрации. ...

01 09 2019 9:56:49

Урок в 6-м классе "Золотое сечение"

Урок на наглядном уровне позволяет учащимся понять, что такое "золотое сечение", показать связь математики с различными областями знаний, помогает обосновать деятельность человека и законы природы с помощью математики. ...

31 08 2019 23:10:37

Урок–игра "Аукцион знаний"

Конспект урока-игры « Аукцион знаний» можно использовать как урок при обобщении материала по алгебре и геометрии или в качестве внеклассного мероприятия. « Аукцион знаний» проводить можно и по другим темам математики, поменяв задания для раундов. Исходя, из возможностей класса вопросы и задания можно изменить на более трудные или наоборот лёгкие. Сильные ученики работают в команде, повышая уровень своих знаний, слабые являются болельщиками и отвечают на устные вопросы. ...

30 08 2019 15:30:44

Внеклассное мероприятие "Звездный час"

Внеклассное мероприятие проводится в рамках предметной недели Ф И М (физика, информатика, математика). Можно провести и в День Космонавтики. Цель мероприятия: познакомить учащихся с достижениями в области космонавтики, формировать патриотические чувства, способствующие гражданскому воспитанию личности....

29 08 2019 17:15:54

Работа фрезером требует осторожности и определенных навыков.

Есть ручной фрезер, а хочется чего-то больше, например, фрезерный станок? Посмотрите как это сделали другие из того что было и какие станки в итоге получились!...

28 08 2019 21:21:39

Тематическое планирование по математике. 11-й класс

Представлено развернутое календарно-тематическое планирование по математике составлено для 11-го класса по учебникам С. М. Никольский и Л. С. Атанасяна. План рассчитан на 175 часов (5 уроков в неделю). 125 из них отведены на изучение алгебры, а 50 для геометрии....

27 08 2019 2:47:24

Урок на тему "Механические волны" разработка урока

Урок помогает изучить механизм образования и распространения механических волн, определить условия существования механических волн, рассмотреть виды волн, познакомиться с примерами волн....

26 08 2019 12:26:16

Активизация познавательной деятельности учащихся

В статье представлено описание ряда методов активизации познавательной деятельности учащихся....

25 08 2019 8:49:12

Урок-исследование "Изучение свойств четырехугольника, описанного вокруг окружности"

Цель урока-исследования – построение учениками подвижного чертежа четырехугольника, описанного вокруг окружности, и самостоятельное экспериментальное обнаружение свойства равенства сумм его противоположных сторон....

24 08 2019 5:29:15

Подготовка к ЕГЭ по математике: дидактические материалы

Данная работа содержит специальные карточки-тренажеры, которые могут помочь организовать повторение учебного материала в 10-м классе для подготовки к итоговой аттестации по математике. Каждая карточка-тренажёр составлена на основе вариантов Единого государственного экзамена последних лет из тренировочных заданий двух типов А и В, рассчитана на 45 минут урока....

23 08 2019 18:18:29

Действия с многочленами

Урок-обобщение повторяет действия с многочленами. При выполнении заданий учащиеся знакомятся с интересными фактами по истории олимпийского движения. Задания выполняются на интерактивной доске....

22 08 2019 18:41:21

Задачи на движение

Содержание урока направлено на формирование представлений о величинах «время», «скорость», «расстояние»; понимания зависимостей между ними и умения решать простые и составные задачи. На примере жизни и деятельности обитателей подводного мира активизировалась познавательная деятельность учащихся, преодолевались определенные трудности при выборе верных решений, страх и неуверенность. Учащимся прививалась любовь к окружающему миру, чувство уважения к людям и животным....

21 08 2019 12:39:30

Еще:
Важное о расчетах -1 :: Важное о расчетах -2 :: Важное о расчетах -3 :: Важное о расчетах -4 :: Важное о расчетах -5 :: Важное о расчетах -6 :: Важное о расчетах -7 :: Важное о расчетах -8 :: Важное о расчетах -9 :: Важное о расчетах -10 :: Важное о расчетах -11 :: Важное о расчетах -12 :: Важное о расчетах -13 :: Важное о расчетах -14 :: Важное о расчетах -15 :: Важное о расчетах -16 :: Важное о расчетах -17 :: Важное о расчетах -18 :: Важное о расчетах -19 :: Важное о расчетах -20 :: Важное о расчетах -21 :: Важное о расчетах -22 :: Важное о расчетах -23 :: Важное о расчетах -24 :: Важное о расчетах -25 :: Важное о расчетах -26 :: Важное о расчетах -27 :: Важное о расчетах -28 :: Важное о расчетах -29 :: Важное о расчетах -30 :: Важное о расчетах -31 :: Важное о расчетах -32 :: Важное о расчетах -33 :: Важное о расчетах -34 :: Важное о расчетах -35 :: Важное о расчетах -36 :: Важное о расчетах -37 :: Важное о расчетах -38 :: Важное о расчетах -39 :: Важное о расчетах -40 :: Важное о расчетах -41 :: Важное о расчетах -42 :: Важное о расчетах -43 :: Важное о расчетах -44 :: Важное о расчетах -45 :: Важное о расчетах -46 :: Важное о расчетах -47 :: Важное о расчетах -48 :: Важное о расчетах -49 :: Важное о расчетах -50 :: Важное о расчетах -51 :: Важное о расчетах -52 :: Важное о расчетах -53 :: Важное о расчетах -54 :: Важное о расчетах -55 :: Важное о расчетах -56 :: Важное о расчетах -57 :: Важное о расчетах -58 :: Важное о расчетах -59 :: Важное о расчетах -60 :: Важное о расчетах -61 :: Важное о расчетах -62 :: Важное о расчетах -63 :: Важное о расчетах -64 :: Важное о расчетах -65 :: Важное о расчетах -66 :: Важное о расчетах -67 :: Важное о расчетах -68 :: Важное о расчетах -69 :: Важное о расчетах -70 :: Важное о расчетах -71 :: Важное о расчетах -72 :: Важное о расчетах -73 :: Важное о расчетах -74 :: Важное о расчетах -75 :: Важное о расчетах -76 :: Важное о расчетах -77 :: Важное о расчетах -78 :: Важное о расчетах -79 :: Важное о расчетах -80 :: Важное о расчетах -81 :: Важное о расчетах -82 :: Важное о расчетах -83 :: Важное о расчетах -84 :: Важное о расчетах -85 :: Важное о расчетах -86 :: Важное о расчетах -87 :: Важное о расчетах -88 :: Важное о расчетах -89 :: Важное о расчетах -90 :: Важное о расчетах -91 :: Важное о расчетах -92 :: Важное о расчетах -93 :: Важное о расчетах -94 :: Важное о расчетах -95 :: Важное о расчетах -96 :: Важное о расчетах -97 :: Важное о расчетах -98 ::

Добро пожаловать наш сайт! Здесь Вы можете узнать все то, что давно втайне хотели выяснить про электрику, но стеснялись спросить: например, как маркируют кабеля, или какие условные обозначения рисуют в электрических схемах. Мы выложили это для вас в открытом доступе! Пользуйтесь!