Явления на поверхности жидкости и связанные с ними эффекты > Мастера спешат на помощь!
мастера спешат на помощь!    

Явления на поверхности жидкости и связанные с ними эффекты

Тип урока: смешанный – исследовательская работа учащихся и изложение нового материала.

Цели урока:

  • обеспечение практической направленности учебного материала через решение познавательных и исследовательских задач;
  • создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний и умений в ходе выполнения эксперимента;
  • развитие самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу;
  • развитие умений осуществлять дедуктивные (от общего к частному) и индуктивные (от частного к общему) умозаключения;
  • развитие наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам;
  • развитие чувства товарищества и взаимопомощи.

Ход урока

I. Формулировка цели и хода урока.

Презентация. Слайд 1

Тему сегодняшнего урока вы не найдете в вашем учебнике. Однако, явления и эффекты, связанные с поверхностями жидкостей столь прочно вошли в нашу жизнь, стали столь обыденными, что мы порой даже не обращаем внимание на эти явления, воспринимаем как само собой разумеющееся. А, между тем, мы здесь имеем дело с силами, совершенно иной, ранее нами не изучаемой, силы. Рассматриваются такие известные, но такие неизвестные явления!

Итак, тема нашего урока: “Явления на поверхности жидкости и связанные с ними эффекты”.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

Сегодняшний наш урок будет построен на эксперименте, который вы будете проводить в группах. На партах лежат папки с заданиями, по одному на двоих.

Ваша задача – выполнить эксперимент, сделать необходимые рисунки, обсудить наблюдаемое явление, ответить на вопросы, можно устно, если нет специальных оговорок. Сделать вывод по результатам эксперимента, обсудить, сначала внутри группы, затем всем вместе. После каждого проведенного эксперимента необходимо записать выводы,. В целях экономии времени и, повторения ради, на уроке сделать наброски рисунков, требующих затраты времени.

Для каждого из вас приготовлены материалы, которые вы сможете забрать домой.

II. Изучение нового.

Постановка проблемы.

Как вы думаете, сколько монет можно опустить в стакан, наполненный до краев с водой, прежде чем вода начнет из него выливаться?

Опыт 1. (Выполняется демонстрационно, можно – одним из учащихся)

Оборудование: стакан, наполненный до краев водой, монеты.

Цель - наблюдение поверхностного натяжения

Вывод: Презентация. Слайд 2

В поверхностном слое жидкости молекулы ведут себя подобно пчелам в рое, где каждый индивид стремится оказаться внутри роя. Объясняется это тем, что молекулы жидкости в поверхностном слое притягиваются всеми молекулами жидкости сильнее, нежели молекулами ее газа, взаимодействием с которыми, в данном случае можно пренебречь.

Опыт 2. (Выполняется фронтально)

Оборудование: мыльный раствор, трубочки для коктейля.

Цель - наблюдение поверхностного натяжения

Ход работы: выдуть, желательно побольше, пузырь, держа трубочку вертикально вниз. Пронаблюдать самопроизвольное сокращение размеров пузыря.

Вопросы.

1. Что представляет собой пузырь по вашему мнению?

Напомнить, что мыло – жидкий кристалл, молекулы которого располагаются по поверхности жидкости. Таким образом, пузырь – слой жидкости, с двух сторон ограниченный слоем мыла.

Презентация. Слайд 3

2. Как вы думаете, почему происходит самопроизвольное сокращение размеров пузыря? (На поверхности жидкости возникают силы, направленные вдоль ее поверхности и стремящиеся ее сократить)

3. Куда делся мыльный раствор когда пузырь лопнул? (Стал молекулами газа)

Вывод:. Презентация. Слайд 4, 5

Презентация. Слайд 6

Очевидно, что эта энергия пропорциональна поверхности жидкости S. Uпов ~ S => =const

Отношение поверхностной энергии к площади поверхности называется удельной поверхностной энергией.

Эту величину обозначают греческой буквой (сигма):

В СИ единицей удельной поверхностной энергии является 1 Дж/м2.

Поверхностной энергией обладают как жидкие, так и твердые тела. Ведь особые условия, в которых находятся молекулы на поверхности жидкости, характерны также и для поверхности твердых тел.

При изучении механики было выяснено важное положение о том, что между потенциальной энергией системы и ее равновесием существует определенная связь: в состоянии устойчивого равновесия потенциальная энергия минимальна.

Это положение имеет и более широкий смысл, оно относится и к поверхностной энергии, которой обладают жидкие и твердые тела: для них также характерно, что устойчивое равновесие наступает при минимуме поверхностной энергии. Значит, сокращение поверхности жидкости, при котором уменьшается поверхностная энергия,— это самопроизвольный процесс, ведущий к состоянию устойчивого равновесия.

Поверхностная энергия уменьшается также, если поверхность жидкости покрывается веществом, поверхностная энергия которого меньше, чем у данной жидкости. Если такое вещество растворить в воде (например, мыло), то его молекулы концентрируются на поверхности воды, покрывая ее плотным слоем. При этом поверхностная энергия системы уменьшается. Так, при малой концентрации мыла в воде (до 5%) на поверхности воды адсорбируется до 95% молекул мыла.

Вопрос. 1) Вспомните, геометрическое тело какой формы при заданном объеме будет иметь наименьшую площадь поверхности? (Шар. По желанию, можно предложить дома привести такое доказательство). В условиях невесомости, как убедительно продемонстрировали космонавты, не только капли воды, но и жидких металлов могут достигать внушительных размеров. 2) Почему же в обыденной жизни мы не наблюдаем шарообразности поверхности самой важной в нашей жизни жидкости – воды? Почему именно воду раньше использовали для определения горизонтальности поверхности, например при строительстве? (Нельзя забывать о значительном притяжении на нашей планете). Сила тяжести значительно превышает силы, возникающие на поверхности жидкости. Кроме того жидкости текучи. Нельзя забывать и о гидростатическом давлении самой жидкости).

Презентация. Слайд 7

На жидкость в сосуде, кроме силы тяжести Fт, действует сила реакции опоры (рис.). Реакция опоры — это сила упругости Fynp, с которой деформированная опора действует на прилегающий к ней слой жидкости.

Каждый нижний слой жидкости является опорой для вышележащего слоя. Поэтому он действует с силой реакции на вышележащий слой, т.е. создает давление на него. Таким образом, благодаря неподвижной опоре внутри жидкости создается давление (гидростатическое), максимальное у нижнего слоя и убывающее в направлении к верхнему. По закону Паскаля давление в жидкости на данной высоте одинаково во всех ее точках, а значит, по всем направлениям. Силы гидростатического давления F1 и F2, действующие на жидкость в горизонтальном направлении, приводят к ее растеканию. По этой причине жидкость на опоре не имеет сферической формы, а растекается; налитая же в сосуд, она принимает форму этого сосуда.

Растеканию капли жидкости на опоре препятствуют силы, действующие в поверхностных слоях жидкости, которые стремятся сократить площадь поверхности капли.

Презентация. Слайд 8

Не трудно догадаться, что, если нельзя избавиться от силы тяжести, то надо попробовать свести ее до минимума. А это можно сделать, изучив капельку жидкости.

Изучение капельки

Капельки на поверхности твердого тела. Презентация. Слайд 9

Опыт 1. (Выполняется фронтально)

Оборудование: стеклянная пластина, пластина, покрытая воском, пластина, покрытая сажей, несколько пипеток, жидкости – вода, масло подсолнечное, тушь черная.

Цель - наблюдение 1) формы капелек, 2) явления смачивания и несмачивания. Выяснение причин, этих явлений.

Ход работы. На каждую из пластинок капните воду, масло и тушь.

Вопросы. Презентация. Слайд 10

1) Одинакова ли форма капелек различных жидкостей на однородной поверхности? Как вы можете объяснить наблюдаемое явление? Сделайте пояснительный рисунок.

2) Одинакова ли форма капелек однородных жидкостей на различных поверхностях? Попробуйте объяснить наблюдаемые явления с точки зрения МКТ

Вывод: Слайд 11

Капельки на стекле. Презентация. Слайд 12

Все три жидкости растекаются по стеклу лужицей. Молекулы жидкости притягиваются молекулами твердого тела сильнее, чем соседними молекулами самой жидкости, – жидкость смачивает стекло и растекается. Такое явление называется смачиванием.

Капельки на воске. Презентация. Слайд 13

Масло по-прежнему растекается по поверхности. Формы капелек воды и туши на поверхности воска другие. Капельки стали похожи либо на “лепешечки” – приплюснутые сверху и снизу шарики, либо на полусферы. Немного наклоните подложку – капельки устойчиво держаться на ней. Про капли воды и туши мы говорим, что они частично смачивают поверхность воска. Если силы взаимодействия молекул жидкость – жидкость и жидкость – твердая поверхность одного порядка, то про такие жидкости говорят, что они частично смачивают поверхность.

Капелька на саже. Презентация. Слайд 14

Масло растекается лужицей, а вот вода и тушь образуют на поверхности почти шарообразные капельки. Чем меньше размер капель, тем ближе их форма к сферической. Наклоните подложку, капли мгновенно с нее скатятся, как упругие шарики с горки. Если сила взаимодействия между молекулами жидкости намного больше, чем между молекулами жидкости и твердого вещества, в данном случае воды и сажи, то про такие жидкости мы говорим, что они не смачивают поверхность.

Вопрос. Презентация. Слайд 15, 16

1. Почему при определенных условиях на листьях могут образовываться капельки росы? (Листья не смачиваются водой)

2. Можно ли носить воду в решете?

(Можно, если решето частое, а воды немного, или, если воды немного и смазать решето жиром)

Презентация. Слайд 17

Рассмотрим каплю жидкости на поверхности твердой пластины. Линия, ограничивающая поверхность капли на пластинке, является границей поверхностей трех тел — жидкости (Ж), твердого тела (Т) и газа (Г) (рис. а, б). Поэтому в процессе установления равновесия капли жидкости на границе этих тел на каждый элемент этой границы будут действовать три силы:

сила поверхностного натяжения жидкости на границе с газом – Fжг,

сила поверхностного натяжения Fжт жидкости на границе с твердым телом сила поверхностного натяжения твердого тела на границе с газом Fтг. Будет ли жидкость растекаться по поверхности твердого тела, вытесняя с него газ, или, наоборот, соберется в каплю, зависит от соотношения величин Fжг Fжт. Fт астекание жидкости по поверхности твердого теля произойдет, если Fтг Fжт + Fжг·cos где Fжг·cos- проекция силы поверхностного натяжения Fжг на горизонтальную поверхность. Угол образованный направлением силы поверхностного натяжения Fжг, действующей по касательной к поверхности жидкости, с поверхностью твердого тела, называется краевым углом. Он всегда отсчитывается внутрь жидкости. Из условия равновесия следует cos= Fтг Fжг/ Fжт

Домашнее задание: проанализируйте соотношение cos= Fтг Fжг/ Fжт и попытайтесь установить при каких значениях краевого угла жидкость смачивает твердое тело, не смачивает твердое тело, полностью смачивает твердое тело, отделяя его поверхность от газа.

Ожидаемые результаты:

Как видно, если поверхностное натяжение на границе жидкость — твердое тело меньше, чем на границе твердое тело — газ (т.е. Fжт < Fтг, то cos > 0, краевой угол — острый и жидкость смачивает твердое тело. Если же Fжт >Fтг, cos < 0 краевой угол — тупой, т.е. жидкость не смачивает твердое тело (рис. б).

Если же Fтг Fжг, то условие равновесия не может быть выполнено, ибо косинус не может быть больше единицы. Это означает, что жидкость полностью смачивает твердое тело, отделяя его поверхность от газа.

Зеркало из сажи. Презентация. Слайд 18

Опыт. (Выполняется фронтально)

Оборудование: пластина, покрытая сажей, стакан с водой, маленький клубок шерсти, небольшой лоскут шерстяной ткани.

Цель - выяснить, если ткань водоотталкивающая и непромокаемая, то будет ли это означать, что она обязательно и несмачиваемая?

Ход работы. Приложение 1

Вывод. Презентация. Слайд 19

Тела, несмачиваемые водой при определенном угле наклона могут приобрести серебристый (зеркальный) блеск из - за пузырьков воздуха, прилипших к их поверхности.

Презентация. Слайд 20

Вопросы к домашнему заданию. Возьмите небольшой клубок шерсти и опустите его в воду. Сделайте вывод, смачивает или нет вода шерсть. Капните капельку воды на шерстяную ткань. Что вы наблюдаете? Можно ли утверждать, что несмачиваемая ткань не может пропускать воду? Сделайте вывод, обязательно ли водоотталкивающая и непромокаемая ткань должна быть несмачиваемая? Приложение 2

Презентация. Слайд 21

Капелька воды и туши в масле.

Опыт. (Выполняется фронтально)

Оборудование: растительное масло, машинное масло, тушь.

Цель - провести сравнительное наблюдение за одной и той же капелькой жидкости.

Ход работы. Приложение 3

Презентация. Слайд 22

Вопросы.

Одинаковы ли плотности обеих жидкостей?

Каков характер движения капельки в каждой из жидкостей?

Какую форму имеет капелька туши в каждой из жидкостей? Чем обеспечивается эта форма?

Ожидаемые результаты и рекомендации: Приложение 4

Презентация. Слайд 23

Опыт Плато.

Презентация. Слайд 24

Опыт, вошедший в историю науки опыт по созданию искусственной невесомости при зависании жидкого масляного шара в смеси воды и спирта, иллюстрирующий действие поверхностного натяжения жидкостей, был впервые осуществлен в 1843 году бельгийским профессором Джозефом Плато.

Оборудование: вода, спирт, масло растительное или машинное (красные капли машинного масла более зрелищны).

Цель - повторить опыт Плато, условия плавания тел в жидкости, убедиться, что при равенстве плотностей жидкости и тела последнее будет плавать в ней на любой глубине; поверхностное натяжение, в отсутствие или при компенсации внешних воздействий, формирует шарообразную форму поверхности жидкости.

Ход работы. Приложение 5

Презентация. Слайд 25

Вывод: Опыт подтверждает, что:

плавание тела в жидкости определяется соотношением между их плотностями – при их равенстве тело плавает внутри жидкости. То же самое соотношение должно выполняться и для величин силы тяжести и Архимеда;

в случае естественной или искусственной невесомости жидкости приобретают шарообразную форму, т.е. форму, при которой поверхность данного объема жидкости принимает наименьший объем.

Оборудование: высокий сосуд с водой, тушь пипетка.

Цель – демонстрация межпредметных связей (физики и химии). С одной стороны - наблюдение диффузии жидкостей, имеющих одинаковую плотность, с другой – особенностей строения молекул воды.

Вопросы к домашнему заданию. Вспомните строение молекулы воды.

Что означает фраза: “Молекула воды – уголковая”?

Посредством чего осуществляется связь между молекулами воды? Какое название получила эта связь?

Является ли структура воды “жесткой”?

Какой процесс называется диффузией? Как объясняется диффузия с точки зрения МКТ?

Вывод: опираясь на ответы, объясните наблюдаемое на опыте явление

Проанализируйте соотношение cos= Fтг Fжг/ Fжт и попытайтесь установить при каких значениях краевого угла жидкость смачивает твердое тело, не смачивает твердое тело, полностью смачивает твердое тело, отделяя его поверхность от газа.

Найдите примеры применения в технике явления смачивания и несмачивания. Приложение 6

Литература

  1. Г.Я. Мякишев, А. З. Синяков Физика: Молекулярная физика. Термодинамика. 10 кл. М.: Дрофа, 1998.
  2. ru.wikipedia.orgя
  3. fiz.1september.ru/2002/19/no19_1.htm


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Урок по теме "Сложение чисел с разными знаками". 6-й класс

Данная тема является начальным этапом в обеспечении систематической фундаментальной алгебраической подготовки учащихся. При планировании урока учтены возрастные и психологические особенности данной возрастной группы, подобраны задания в интересной игровой форме. ...

22 01 2020 11:19:45

Урок математики в 6-м классе "Сказочное путешествие" по теме "Рациональные числа"

Обобщающий урок по теме составлен в игровой форме. Путешествие по сказке создает интерес, познавательную активность каждого ученика. Через игровые сюжеты и ситуации проверяются теоретические знания, практические умения и навыки на уроке. Данная форма урока-презентации дает возможность более эффективно и интересно организовать учебную деятельность учащихся....

21 01 2020 21:42:51

Математическая игра "Проще простого"

Внеклассное мероприятие по математике проводится на неделе математики. Игра построена по принципу телевизионной игры « Проще простого», участвуют ученики и учителя (не математики) в качестве известной личности....

20 01 2020 23:29:58

Все действия с десятичными дробями

Цель урока: систематизировать знания учащихся; развивать внимание, память, вычислительные навыки; воспитывать коммуникативные качества личности....

19 01 2020 16:41:10

Сценарий урока по теме "Формула корней квадратного уравнения"

На уроке учащиеся знакомятся с формулой корней квадратного уравнения, дискриминанта, учатся применять эти формулы. ...

18 01 2020 10:29:34

Изготовление баллистического маятника и определение скорости полета пули

Исследовательская работа учащихся может учитывать практические нужды школы, например, давать школе новые учебные пособия. Создание баллистического маятника – один из примеров такой работы. Использование его на уроках позволяет показать учащимся, каким образом, используя законы сохранения импульса и энергии, можно определить скорость полета пули....

17 01 2020 4:45:33

Повторительно-обобщающий урок в 8-м классе по теме "Изменение агрегатных состояний вещества"

Повторительно-обобщающий урок по теме " Изменение агрегатных состояний вещества", проводится как нетрадиционный урок-соревнование. Цель урока: обобщить знания по теме: " Тепловые явления"; совершенствовать навыки решения задач, расширить кругозор учащихся, повысить интерес школьников к физике через чувство самосознания и собственного достоинства, через познание достижений М. Ломоносова. ...

16 01 2020 17:17:31

Внеклассное мероприятие по физике – игра "Сто к одному"

Цель данного мероприятия: способствовать развитию интереса к физике способом применения игровых методов во внеклассной работе. ...

15 01 2020 15:30:43

Урок–сказка в стихотворной форме "Квадраты – солдаты королевы Математики"

Знакомство с понятием квадрат числа в занимательной форме. Закрепление определения квадрата числа на геометрическом материале – вычисление площади квадрата. Применение групповых методов работы с учащимися посредством математической эстафеты. ...

14 01 2020 4:50:47

Конспект урока "Применение интеграла"

В результате работы над проектом учащиеся в решении задач рассмотрели примеры применения интеграла в математике, физике....

13 01 2020 9:52:54

Коллектор для теплого пола своими руками

Теплый водяной пол является хорошей альтернативой или дополнением к радиаторному отоплению частного дома. Систему можно устанавливать как в одно помещение, так и для всего здания. В обоих случаях она должна быть автономной и обеспечивать надежную работу отопительных контуров с теплоносителем. Для решения этой задачи должен быть установлен коллектор для теплого пола своими руками, который собирается… Читать дальше...

12 01 2020 0:55:35

Урок математики в 1-м классе "Найди Дюймовочку" по теме "Числа от 1 до 10"

В своей практике мы часто используем различные виды нестандартных уроков: уроки-путешествия, уроки-приключения, уроки-исследования и др. На этих уроках используем разнообразные виды работ, яркие наглядные пособия. Нетрадиционная форма урока повышает интерес учащихся к изучаемому предмету, способствует активизации деятельности младших школьников....

11 01 2020 13:20:21

Урок физики по теме "Системы отопления в России: XIII–XXI вв.". 8-й класс

Урок опирается на метод проектов, создает творческую атмосферу. Учащиеся имеют возможность выбора форм и средств, вариантов представления результатов своей деятельности. В групповой работе учащиеся проявляют самостоятельность, инициативу, развивают социальные навыки, показывают межпредметную интеграцию знаний, умений, навыков....

10 01 2020 19:48:13

Урок математики. "Обобщающий урок-повторение", 11-й класс

На обобщающем уроке-повторении по математике в 11-м классе учащиеся решают задания из К И Мов к Е Г Э, закрепляют навыки работы в группе....

09 01 2020 14:29:20

Земля подольская подсказывает задачи, изучая историю города

В работе представлены задачи, решая которые изучается историю города Подольска....

08 01 2020 11:52:55

Урок-зачет в 8-м классе по теме: "Квадратный корень"

Данный материал представляет собой план урока-зачета по алгебре в 8-м классе по теме " Квадратный корень". На этом уроке в игровой форме проверяются знания учащихся по заданной теме, сообщаются исторические сведения о возникновении и использовании квадратных корней. Ученикам предоставляется возможность показать свои знания вне школьной программы. ...

07 01 2020 22:21:16

Урок закрепления знаний по теме "Вычитание положительных и отрицательных чисел"

Урок закрепления знаний при индивидуальной (надомной) форме обучения. Цель: обеспечить в ходе урока закрепление знаний и умений по теме; продолжить формирование умений и навыков по теме; продолжить повторение алгоритмов арифметических действия с обыкновенными и десятичными дробями; продолжить формирование общеучебных умений и навыков самостоятельной работы; работы с книгой; умения в необходимом темпе писать и работать....

06 01 2020 19:59:10

Утеплитель для окон самоклеющийся: правила выбора и монтажа

При процессе утепления необходимо учитывать, что утеплитель для окон может быть разным и может иметь разные особенности. Для каждого типа работы с определённым видом окна необходимо брать те утеплители для окон, которые обеспечат наилучший результат. Кроме этого, важно правильно подготавливать само окно, а также учитывать все необходимые нюансы. Особенности выбора Для подбора утеплителя на окна… Читать дальше...

05 01 2020 10:29:57

Базовые физические величины в механике, их измерение и единицы

В методической работе не только рассмотрена метрическая международная система единиц С И, но и приведены методы измерений и погрешности, возникающие при этом. Кроме физических приборов, предназначенных для разного рода экспериментов и исследований, в приложении « Изучение Вселенной» рассмотрены современные технические устройства, позволяющие не только заглянуть в глубины космоса, но и уловить радиосигналы....

04 01 2020 14:35:49

Вертикальный пылесос: виды, выбор, лучшие модели

Какой бывает вертикальный пылесос, какой лучше выбрать для сухой и влажной уборки. Какие марки и модели получили хорошие отзывы....

03 01 2020 22:22:10

Решение тригонометрических уравнений

В ходе урока рассматриваются формулы простейших тригонометрических уравнений. Предлагается задание для учащихся по частным случаям тригонометрических уравнений с проверкой. Дано задание найти корни уравнения по вариантам, в решении которых используются различные методы решения уравнений с дальнейшей проверкой. В заключение ученики решают однородное тригонометрическое уравнение....

02 01 2020 6:44:16

Методическая разработка КВНа по математике в 7-х классах

Одной из интересных форм внеклассной работы являются математические вечера в школе - классные математические К В Н-ы. Для того чтобы интересно провести такое мероприятие, надо в первую очередь создать его репертуар и подготовить сценарий. В данной работе предлагаются практические рекомендации по проведению одного из таких общеразвивающих вечеров в форме К В Н. К участию в вечере были привлечены все учащиеся класса, которым интересна математика, имеющие определенные артистические способности и умеющие ценить юмор. ...

01 01 2020 3:22:28

Урок математики в компенсирующем классе школы слабослышащих

В этой статье приводится урок математики, проведенный в школе-интернате № 20 Санкт- Петербурга для слабослышащих детей, в 3 " К" классе II отделения. Предполагается работа со сложными детьми с сочетанными дефектами. Рассматривается изучение нового материала - ознакомление с переместительным законом умножения. Предлагаются приемы объяснения этой темы, прилагаются варианты наглядности, доступные и понятные данному контингенту детей. ...

31 12 2019 3:32:52

"Город Вещество"

Урок является итоговым по теме « Первоначальные сведения о строении вещества» в 7-м классе. Цель урока – обобщить и закрепить знания по теме. Для урока разработаны презентация, опорный конспект , карточки с заданиями для каждого этапа урока, самостоятельная работа по проверке основных знаний и умений по теме и карточки самоанализа. ...

30 12 2019 12:25:27

Интегрированный урок физики и математики с применением информационных технологий в 7-м классе

В данной статье рассматриваются приёмы организации учебной деятельности на интегрированном уроке физики и математики с применением информационных технологий. Приложением к данной разработке является презентация по теме урока. Работа представляет интерес для всех преподавателей, работающих в компьютерном классе....

29 12 2019 0:47:45

Мастер-класс "Физика и спорт, или Как применять знания физики в спорте"

Мастер-класс проведен в районном методическом семинаре по плану инновационной площадки. Тема семинара « Спортивная и военно-патриотическая работа в сельской школе как ключевой элемент физкультурно-оздоровительной деятельности участников образовательного процесса». На семинар были приглашены: учителя физической культуры и физики, педагоги-организаторы О Б Ж....

28 12 2019 20:38:33

Урок физики в 8-м классе "Использование энергии движущейся воды и ветра"

Представлен сценарий урока, на котором, помимо получения новых знаний, дальнейшего формирования умения воспринимать и перерабатывать информацию, представляются широкие возможности для осуществления межпредметных связей, для формирования экологической культуры, для профессиональной ориентации, художественного воспитания. ...

27 12 2019 19:26:45

Интегрированный урок (физика + информатика) по теме "Исследование и применение силы трения с созданием компьютерной презентации". 7-й класс

Интегрированный урок-практикум по физике и информатике предназначен для учащихся 7-го класса. В ходе урока закрепляются знания, умения и навыки по темам: " Сила трения", " Создание компьютерной презентации"....

26 12 2019 0:16:21

Игра "Турнир физиков" (7-й класс)

Урок позволяет в игровой форме повторить с детьми физические понятия, связанные с давлением жидкости, научиться применять знания при решении задач. Урок позволяет формировать у детей познавательный интерес к физике, умение выстраивать план выполнения заданий, умения и навыки устной речи, а также развивает логическое мышление. ...

25 12 2019 18:43:37

Урок алгебря в 7-м классе "Удивительный мир степеней"

Урок алгебры " Удивительный мир степеней" является заключительным по теме " Степень с натуральным показателем" и преследует следующие цели: активизация знаний, умений и навыков по теме; расширение информационной сферы у учащихся, закрепление и уточнение узловых вопросов темы; формирование умений самостоятельного поиска информации; воспитание адекватности и самокритичности в оценке собственных знаний. ...

24 12 2019 3:19:41

Интегрированное занятие по географии и математике "Карта новой земли"

Занятие проводится в рамках предметных недель по дисциплинам естественно-научного цикла, на итоговых уроках обобщения и систематизации знаний в конце учебного года. В ходе выполнения заданий ребята в игровой форме повторяют материал, изученный в течение учебного года, развивают воображение, образное мышление, творческие способности....

23 12 2019 0:41:55

Игровые технологии на уроках математики

Используя элементы игровых технологий, учитель реализует потребности детей в самоутверждении и самовыражении. В качестве примера предлагаются уроки « Сложение и вычитание чисел с разными знаками» (6-й класс) и « Линейная функция и ее график» (7-й класс). ...

22 12 2019 23:54:56

Технологическая карта урока по теме "Линейное уравнение с двумя переменными и его график"

Представленная технологическая карта урока математики в 7-м классе может стать методическим пособием для учителей-предметников, внедряющих новые информационные технологии. В приложении имеется разработанный автором дидактический материал для интерактивной доски SmartBoard. Презентация к уроку представлена в программе Smart Notebook....

21 12 2019 20:54:55

О некоторых приемах работы на уроках математики в спортивных классах

В статье рассказывается об особенностях преподавания математики в спортивных классах, ориентированных на высокие спортивные результаты. Показаны методы: объяснение нового материала с использованием карточки–информатора по теме; использование карточки–обобщения; проверка знаний учащихся с использованием различных таблиц. Показана роль самопроверки. ...

20 12 2019 21:37:16

Сложение чисел с разными знаками

На уроке в 6-м классе закрепляются умения складывать отрицательные числа и числа с разными знаками, выполняется две работы на самопроверку знаний учащихся с помощью зашифрованных ответов, тем самым расширяется общий кругозор....

19 12 2019 7:32:30

Метакогнитивные технологии на уроках физики

Для человека информационного общества актуально не то, что знать, а то, как узнать и как применить знание для успеха в жизни. С вопроса "как" формулируется любая проблема. Помочь ученикам и родителям понять, что ценность образования в умении познавать всю сознательную жизнь могут метакогнитивные технологии. Все они – средство достижения модели современного образовательного результата: знаю, умею, имею опыт (могу) применения в профессиональной и социальной практике....

18 12 2019 0:31:28

Стратовая дифференциация как одна из форм организации предпрофильной подготовки учащихся

Предотвратить разочарование у школьника из-за ошибочного выбора профиля обучения призвана предпрофильная подготовка, одной из форм которой является стратовая дифференциация обучения, опыт применения которой при обучении математике в Г О У гимназии №1587 г. Москвы рассмотрен в данной работе, целью которой стали анализ, обобщение и описание технологии стратовой дифференциации обучения....

17 12 2019 18:26:31

Из опыта проведения экскурсий по физике

Учителю физики не следует забывать, сколь велико значение экскурсий для приближения научных знаний к жизни. Ведь недаром говорится: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать....

16 12 2019 12:23:46

Урок математики по теме "Смежные и вертикальные углы". 7-й класс

Проведение урока в форме игры приобретает эмоциональную окраску, делается «живым», а следовательно и более интересным для детей. Благодаря игре дети легко вовлекаются в различные действия, учатся взаимодействовать со своими сверстниками....

15 12 2019 6:46:23

Открытый урок по математике "Использование свойств функций при решении уравнений"

На уроке продолжается отработка навыков решения уравнений функциональным способом, задания выполняются не только изученными методами и способами, но и с использованием нестандартных подходов....

14 12 2019 8:34:58

Постоянный ток. Расчетно-графическая работа

Урок повторения и обобщения. В презентации к уроку дан алгоритм работы, которая состоит из экспериментальной, графической и расчетной части. Собирая электрическую цепь, выполняя чертеж схемы и расчет физических величин, учащиеся приобретают навыки конструкторской работы. Урок вызывает интерес к техническим профессиям....

13 12 2019 20:45:18

Урок-экскурсия в 5-м классе по теме: "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Учитывая время года и продолжение цикла уроков, которые включали игровые технологии, данный урок, где дети включаются в атмосферу творчества и сотрудничества, знакомит их с русскими традициями празднования Масленицы. А также привносит элементы духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках математики, прививает интерес к предмету и вовлекает детей в учебный процесс. На уроке используются тестовая технология, математический лабиринт, решение уравнений и задач, ведется подготовка к контрольной работе. ...

12 12 2019 11:44:27

Урок алгебры в 10-м классе по теме "Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения и неравенства"

Урок по теме " Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения и неравенства" проводится как обобщающий урок перед контрольной работой. Основной целью данного урока является систематизация знаний, полученных при изучении данной темы....

11 12 2019 8:29:28

Показательная функция, свойства и график

На уроке используются различные формы работы. Изучение нового материала проходит через создание проблемных ситуаций на уроке, нацеленных на получение новых знаний через практическую и исследовательскую деятельность учащихся....

10 12 2019 5:58:17

Рабочая программа по математике "Элементы алгебры и начала анализа"

Данная программа представляет собой один из вариантов прохождения учебного материала по алгебре и началам анализа в 10–11-х классах. Перестановка некоторых разделов и включение дополнительных позволяет более качественно подготовить учащиеся к сдаче Е Г Э по математике. ...

09 12 2019 7:58:42

Программа элективного курса по физике: "Изготовление простых физических приборов"

Предлагаемый курс рассчитан на 17 часов. При разработке данного программного курса была определена цель: обучение учащихся составлению исследовательских проектов по изготовлению простых физических приборов. Принципы работы над приборами основаны на законах физики. Реализуются межпредметные связи, практическая направленность предмета....

08 12 2019 11:57:34

Разработка урока в 5-м классе по теме "Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа"

Урок изучения нового материала, на котором вводятся понятия правильной дроби, неправильной дроби, смешанного числа. Формируется умение различать правильные дроби. На уроке происходит смена деятельности учащихся: устная работа, работа на доске, работа с учебником, самостоятельная работа, работа с мультимедийным проектором. ...

07 12 2019 1:34:17

Урок математики "Логарифмическая функция. Решение уравнений и неравенств" с применением интерактивного устройства

Целью урока является отработка навыков решения логарифмических уравнений и неравенств. Урок проводится с применением интерактивного устройства " МIMIO", что способствует повышению у учащихся активной познавательной деятельности . Для учителей, которые не имеют интерактивных досок, предложена идентичная презентация....

06 12 2019 6:40:48

День числа Пи

Урок знакомит с историей числа (пи), способами вычисления, свойствами этого числа....

05 12 2019 10:28:47

Урок математики в 10-м классе (профильный курс) "Применение производной к решению математических задач практического содержания"

Основное внимание на уроке уделено задачам на нахождение экстремума функции и связанным с ними задачам нахождения наибольшего (наименьшего) значения соответствующих функций. Решая задачи из разных областей науки (биологии, химии, физики, экономики) учащиеся формируют практические навыки применения теоретических знаний и общеучебных компетенций, расширяют общий кругозор, развивают умение находить и обрабатывать информацию. ...

04 12 2019 9:27:53

Утепление будки для собаки: требования к теплоизоляции.

В преддверии холодов каждый хозяин собаки задумывается о том, нужна ли дополнительная защита питомцу зимой, как создать идеальные условия для зимовки и нужно ли это собаке. Мерзнет ли зимой Большинство собак могут комфортно переносить холод и даже спать на снегу, все зависит от породы собаки. Охотничьи породы отлично переносят холода, к зиме у них вырастает… Читать дальше...

03 12 2019 8:14:12

Дидактические игры на уроках математики

В статье рассматриваются дидактические игры как средство обучения и воспитания. Они не рассматриваются как деятельность, доставляющая удовольствие ради удовольствия. Дидактическая игра - это вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной деятельности. Определяется место дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения....

02 12 2019 20:49:46

Компьютерный тест для подготовки и проведения переводного экзамена по геометрии в 7-м классе

Представленный материал является спецификацией экзаменационной работы, которая была обозначена как " Компьютерный тест" и была проведена в дополнение к устному экзамену (по билетам). Эта модель была апробирована дважды в 2005 и 2007 гг. в М О У гимназия №1 г. Полярные Зори, Мурманской обл. В приложении к спецификации даны два варианта компьютерного экзаменационного теста и тренировочный вариант....

01 12 2019 21:19:21

Конспект урока в 7-м классе по алгебре на тему "Формулы сокращенного умножения: разность квадратов, квадрат суммы (разности)"

Урок в 7-м классе, главная цель которого – тренинг выведенных правил, систематизация изученных материалов, углубление знаний. Ученики сами открывают новые знания, на протяжении всего урока дети находятся в поиске, они могут высказать свое мнение, находясь в психологической комфортности....

30 11 2019 6:43:37

Влияние электромагнитных колебаний на живые организмы

Цель урока – дальнейшее формирование и закрепление научных понятий: электрическое и магнитное поле; взаимосвязь между электрическим и магнитным полем; влияние электромагнитных полей на живые организмы. На уроке проводится контроль усвоения основных понятий, актуализированных на предыдущих занятиях (электромагнитная волна, скорость распространения Э М В, взаимосвязь электрических и магнитных полей, превращение различных видов энергии)....

29 11 2019 19:51:28

Урок-сказка по теме "Площади и объемы". Математика, 5-й класс

Часто у пятиклассников по сравнению с начальной школой становится хуже успеваемость, снижается, а иногда и пропадает интерес к учебе. Отсюда становится очевидной организация процесса обучения таковым, чтобы дети на уроке оставались мотивированы к изучению математики и активны на протяжении всего урока. Для этого можно использовать презентации, соревновательную форму обучения, что вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, чувство взаимопомощи и соответствует возрастным особенностям....

28 11 2019 15:32:37

Внеклассное мероприятие по физике "Вселенная и мы. Мы одиноки?"

Цель мероприятия: помочь учащимся раскрыть проблему научно-фантастических гипотез об Н Л О и братьях по разуму. Всеми возможными способами и методами воспитывать интерес к точным наукам. Помочь учащимся в выборе материалов в С М И, Internet, в литературе; развить интерес к научной фантастике; развивать практические навыки учащихся при работе в разновозрастной группе учащихся....

27 11 2019 7:33:36

Союз математики и психологии (или методические рекомендации при изучении темы "Тригонометрия")

Представленная работа - это методические рекомендации для учителей математики, которые направлены на: развитие познавательных процессов учащихся; создание образов для изучаемых понятий, формул и т.д.; развитие умения обобщать и структурировать материал....

26 11 2019 12:25:18

"Механическая работа. Мощность". Интегрированный урок (физика + информатика) в 7-м классе

Интегрированный урок закрепления материала по теме « Механическая работа» в 7-м классе. На уроке учащиеся показывают теоретические знания, умение решать задачи. Применяют на уроке умение работать с текстовым и графическим редактором. Решают физические задачи в программе QBasik....

25 11 2019 2:50:14

Урок по теме "Натуральные числа. Арифметические действия с натуральными числами"

Урок направлена на закрепление навыков арифметических действий с натуральными числами, навыков применения свойств арифметических действий для рационализации вычислений. Учащиеся знакомятся со старинными способами выполнения арифметических действий с натуральными числами....

24 11 2019 1:24:42

Урок геометрии по теме "Решение задач с использованием свойств площадей". 8-й класс

Любой урок геометрии направлен на формирование умения решать геометрические задачи. Но умение решать "красиво" и с меньшими временными затратами - это большой труд. Иногда за формулировкой обычной задачи школьного учебника прячется "новый способ" решения привычной задачи. ...

23 11 2019 19:38:37

Методическая разработка урока математики в 5-м классе по теме "Измерение углов. Транспортир"

Урок изучения новой темы сопровождается показом презентации, необходимость создания и использования которой связана со сложностью усвоения материала всеми детьми при использовании демонстрационного транспортира. Данная презентация позволяет наглядно показать способ измерения углов при помощи транспортира, все учащиеся видят изображение на экране, оно позволяет наблюдать процесс измерения каждому, а динамичность приковывает внимание детей к происходящему на экране, что способствует лучшему усвоению нового материала....

22 11 2019 5:26:29

Интегрированный урок (физика + информатика) "Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах"

Урок связан с темой предыдущего урока - " Закон всемирного тяготения", т.к. именно благодаря данному закону происходит вывод формулы для расчета ускорения свободного падения на разных планетах. На уроке четко выделено главное – формула для расчета ускорения свободного падения на Земле и других планетах, использование возможностей электронных таблиц для решения количественных задач, требующих однотипных вычислений....

21 11 2019 18:26:53

Разработка урока математики в 6-м классе "Путешествие в Страну десятичных дробей"

Урок проводится в игровой форме. В ходе урока обучающиеся должны закрепить материал по теме " Десятичные дроби" и арифметические операции над ними, а также развивать навыки решения задач, вычислительные навыки, логическое мышление. Форма проведения урока способствует развитию интереса к предмету у обучающихся. ...

20 11 2019 2:57:24

Математический суд по теме "Делимость чисел. Сложение, вычитание и умножение обыкновенных дробей"

Урок-игра для учащихся шестого класса. Занятие развивает логическое мышление, интуицию, сообразительность и внимание. Игровая форма способствует привитию интереса учащихся к предмету....

19 11 2019 21:10:22

Как я готов к ЕГЭ по математике?

Данный урок проводится в 11-х классах во время Недели математики в школе, его можно провести в конце учебного года для подготовки учащихся в игровой форме к Е Г Э. Цель урока: в игровой форме проверить степень готовности учащихся к итоговой аттестации в формате Е Г Э....

18 11 2019 21:46:59

Свойства степени с натуральным показателем. 7-й класс

Урок направлен на обобщение и закрепление знаний учащихся по теме. Автор создает условия для совершенствования навыков работы с алгоритмами вычисления степени с натуральным показателем, применения свойств....

17 11 2019 17:22:44

Урок с элементами исследовательских заданий в 10-х классах по теме: "Силовые линии электрического поля"

Урок является продолжением изучения темы "электрическое поле" в 10-м классе. На уроке дается понятие силовых линий электрического поля и на опытах изучаются различные методы исследования распределения электрического поля в пространстве. ...

16 11 2019 5:47:33

Лазер

Цель урока: изучить квантовый генератор. На уроке решаются задачи: выяснить, что такое индуцированное излучение и трехуровневая система излучения, разобрать устройство и принцип работы рубинового лазера, практическое применение лазера....

15 11 2019 14:31:10

Взаимное расположение графиков линейных функций. 7-й класс

Цель урока – уметь определять взаимное расположение графиков линейных функций по угловому коэффициенту. На уроке используются различные виды деятельности учащихся, в том числе работа на компьютере, что позволяет добиваться положительной мотивации в обучении математике, поддерживать интерес к предмету. Учащиеся определяют взаимное расположение графиков линейных функций по угловому коэффициенту; приобретают навыки построения графиков функций....

14 11 2019 7:45:38

"Копилка опыта" (урок в рамках предметной недели "Физический аукцион")

Цели урока: показать учащимся связь предмета "физика" с повседневной жизнью; познакомить учащихся с использованием полученных знаний в жизни. Задачи: развивать мышление учащихся, умение осмысливать и объяснять явления; продолжать формирование познавательного интереса к предмету « Физика»....

13 11 2019 0:24:54

Теорема Пифагора

Предлагаемый урок изучения и первичного закрепления знаний посвящён самой известной теореме математики. Чтобы создать стимул к поиску ответа, задачи на закрепление задаются в виде проблемных ситуаций из жизни. Их можно так же связать с выбором профессий: работника Г А И, дизайнера и т.д. Коллективный способ обучения включает всех учащихся в активную деятельность, организует взаимопомощь....

12 11 2019 21:56:41

Курсовая работа как метод развития творческой индивидуальности личности на уроках математики в средней школе

Описание апробации одного из методов организации научно-исследовательской и проектной деятельности – курсовой работы. Этот метод инициирует включение учащихся в образовательную среду, стимулирующую развитие их индивидуальности. Данный метод может использоваться при изучении всех общеобразовательных предметов. ?? ?? ?? ??...

11 11 2019 3:37:57

Урок обобщения по теме "Натуральные числа" "Путешествие на остров обезьян" (5-й класс)

Данный урок составлен в игровой форме, в виде путешествия, цель которого – повторение и закрепление знаний, умений учащихся по теме, необходимых для дальнейшего изучения. Урок способствует формированию познавательной активности учащихся, умению логически мыслить, рационально работать. Использованы разнообразные формы работы, позволяющие реализовать цели урока, предложены дифференцированные задания. В процессе урока каждый ученик имеет возможность расширить и углубить свои знания. ...

10 11 2019 15:24:29

Урок физики в 10-м классе по теме "Силы в механике. Сила упругости. Закон Гука"

План-конспект рассчитан на 2 урока. На уроке учащиеся повторяют 1-й закон Ньютона, явление инерции; ускорение; знакомятся с понятием силы, его определением в физике; выясняют природу силы упругости; знакомятся с определением деформации, ее видами; формулируют закон Гука, проверяют его. На уроке используется презентация. Учебник: Физика-10, Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик....

09 11 2019 22:46:47

Интегрированный урок: математика + биология + физика + изобразительное искусство + музыка + литература по теме: "Этот удивительный мир симметрии"

Интегрированный урок биологии, математики и физики по теме " Этот удивительный мир симметрии" учит учащихся различать многообразные проявления симметрии в окружающем мире, показывает важную, исключительную роль принципа симметрии в научном познании мира и в человеческом творчестве. ...

08 11 2019 21:33:34

Урок-конференция "Применение ядерной энергии: проблемы и перспективы"

При разработке дидактического раздаточного материала - текстов для групп " Сторонники" и " Противники" мною учитывались разные способности учащихся при работе с текстом. Поэтому тексты отличаются объёмом, сложностью изложения информации. Не все владеют навыками публичного выступления, поэтому в критериях оценивания представлены разные уровни. ...

07 11 2019 11:44:15

Урок математики в 5-м классе по теме "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"

Данный урок развивает мыслительную деятельность учащихся. Приемы и методы, используемые на уроке, направляют ребят на исследовательскую и творческую работу. Выполняя домашнее задание, сочинить сказку, составить уравнение, учащиеся развивают речевую культуру и логическое мышление. На различных этапах урока используется интерактивная доска с проектором, которая оживляет учебный процесс....

06 11 2019 8:46:41

Урок физики в 7-м классе на тему "Превращение одного вида механической энергии в другую"

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма....

05 11 2019 20:57:13

Атмосфера. Атмосферное давление и жизнь на Земле

Учащиеся получают знания об атмосферном давлении. Дается формулировка этого понятия; выясняются условия его существования. Учащиеся знакомятся с различными способами доказательств атмосферного давления....

04 11 2019 11:32:35

Конспект урока по физике "Различные состояния вещества и их объяснения на основе молекулярно-кинетических представлений"

Материал предназначен для изучения темы в 7-м классе, используя деятельностный подход к обучению и усвоение знаний. Деятельностный подход в обучении – это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательно деятельности учащихся, ориентированных на заданный результат....

03 11 2019 11:25:55

Урок "Виды симметрии и символика в орнаментах декоративно-прикладного искусства русского народа"

Учащиеся обращают внимание на использование орнамента в декоративно-прикладном творчестве. Знакомятся с видами симметрии, которые использовались при создании орнаментов....

02 11 2019 7:39:20

Тема урока: "Сила трения"

Урок совместного проектирования, диалога, партнерства по формированию и развитию личности учащихся в экспериментальном исследовании силы трения. В ходе познавательной деятельности изложены особенности сил трения, причины возникновения, установлено, от чего зависит сила трения скольжения. Трение очень важно в нашей жизни и играет как положительную, так и отрицательную роль....

01 11 2019 19:18:59

Инновационные технологии и технологии уровневой дифференциации по математике. 8-й класс

При организации урока обобщения и систематизации знаний применена методика работы с "подвижными группами". Совместная деятельность была организована так, чтобы она вынуждала работать всех учащихся. Для каждой группы были подобраны задания разного уровня сложности. Вначале предлагалось решить задачу самостоятельно, затем – обсудить в группе каждое индивидуальное решение и в конце выработать одно решение от группы. ...

31 10 2019 23:57:51

Применение интернет-ресурсов на уроках физики

В статье рассматривается роль компьютера на уроках физики в современной школе. Также говорится о том, что использование информационных технологий – это обновление роли учителя, его готовность передавать свои знания и опыт новыми средствами. Статья содержит перечень некоторых интернет-сайтов по физике, которые можно применять на разных этапах урока и во внеурочное время....

30 10 2019 22:19:38

Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме "Свойства функций и их графики"

Урок помогает обобщить теоретические знания по теме " Общие свойства функций и их связь с графиками"; рассмотреть решения задач, связанных с этой темой, базового и повышенного уровней сложности; организовать работу учащихся по указанным темам на уровне, соответствующем уровню уже сформированных у них знаний....

29 10 2019 18:34:53

Параллельные прямые. 7-й класс

Учащиеся на уроке совершенствуют умения анализировать и обобщать. Автор статьи прививает интерес к предмету....

28 10 2019 14:10:18

Рабочая программа по курсу "Математика". 5-й класс

Рабочая программа разработана на основе У М К « Гармония» (автор – доктор педагогических наук, профессор Н. Б. Истомина). В основе построения программы лежит методическая концепция, выражающая необходимость соблюдения преемственности при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено, в частности при изучении У М К « Гармония». Данная программа ориентирована на учащихся 5-х классов, является логическим продолжением программы « Математика» (1–4-е классы)....

27 10 2019 4:35:45

Активные методы обучения математике

В статье обобщен опыт работы по организации учебного процесса на основе активных методов обучения математики. Обозначены признаки методов активного обучения, а также дано описание некоторых из них. ...

26 10 2019 1:28:27

Гидравлические машины

Цель урока - изучить физические основы работы и устройства гидравлических машин....

25 10 2019 20:37:33

Открытый урок по теме "Умножение многочленов" (7-й класс)

Данный урок проводился для учителей области, начинающих работать по учебным пособиям, разработанным Томским государственным университетом по системе « Математика. Психология. Интеллект». Основное назначение этой технологии – интеллектуальное воспитание учащихся на основе актуализации и обогащения индивидуального ментального опыта каждого ребенка....

24 10 2019 16:57:47

Методическая разработка урока по теме "Логарифмические уравнения"

Цели урока: повторение методов решения логарифмических уравнений; развитие вариативного мышления, работа с книгой и компьютером, развитие коммуникативных навыков, монологической речи, умения критически мыслить....

23 10 2019 22:19:31

Интегрированный урок физики и математики. 8-й класс. "Изменение агрегатных состояний вещества в графиках"

В ходе всего урока учащиеся самостоятельно оперируют понятиями, анализируют, сравнивают, синтезируют и обобщают полученные знания на уроках физики и математики в виде уравнений, графиков, защиты экспериментальных исследований и оценки своей деятельности. В результате углубляются знания, умения и приобретается опыт выполнять и защищать экспериментальное исследование, логически и творчески мыслить, проявлять инициативу, поиск и самостоятельность, применять физическую и математическую речь....

22 10 2019 22:27:59

Повторительно-обобщающий урок по теме "Основы кинематики"

В разделе " Основы кинематики" рассматриваются величины, применяемые для различных движений, наблюдаемых в окружающем мире. Ведь главное, чем отличается одно движение от другого, — это ускорение. Вспоминаем, при каком движении ускорение равно нулю, при каком по модулю и направлению постоянное, при каком направлено к центру окружности. ...

21 10 2019 4:42:47

«Решение текстовых задач». 6-й класс

Цель урока: формировать у учащихся умения и навыки решения текстовых задач на сложение и вычитание смешанных чисел; стимулировать учащихся к овладению навыками решения задач различными способами. Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый....

20 10 2019 19:43:40

Итоговое занятие кружка "Юный физик". Игра "В гостях у учителя физики". 8-й класс

Предлагается разработка внеклассного мероприятия " В гостях у учителя физики", которое можно провести с учащимися 8-х классов в качестве итогового занятия физического кружка. Материал охватывает содержание курсов 7–8-х классов. Данное мероприятие формирует целостное представление о единстве законов физики и процессах, протекающих в окружающей жизни....

19 10 2019 23:15:12

Интегрированный урок (математика + физика) по теме "Плотность и линейная функция"

Интегративный урок по математике и физике в 7-м классе направлен на формирование умений и навыков по комплексному применению знаний полученных на занятиях по данным предметам. Перед учащимися поставлена задача: описать зависимость между объемом и массой (плотностью и массой, плотностью и объемом) вещества с помощью функций....

18 10 2019 12:10:11

Урок-КВН по физике и математике

Мероприятие включает в себя вопросы и задания по математике и физике, интересные и занимательные конкурсы, которые призваны привлечь внимание к изучаемым предметам....

17 10 2019 6:18:27

Обобщающий урок как единица структуры лекционно-зачетной системы обучения

В работе представлены обобщающие уроки: Урок в 10-м классе по теме « Функции и их свойства», на котором рассмотрены понятие функции, ее возрастание, убывание, экстремумы, графики функции, чётность, нечётность, периодичность. Урок в 5-м классе по теме « Угол», теоретическая и практическая части. Вывод. Обобщающие уроки необходимы!...

16 10 2019 16:18:43

О составлении рабочих программ

В соответствии со статьей 32 п. 7 Закона Р Ф « Об образовании» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин. В статье приводятся правила и рекомендации по разработке рабочей программы. В качестве примера и в помощь учителям математики представлена рабочая программа по алгебре 8-го класса....

15 10 2019 10:12:46

"Урок Хлеба" (урок математики в 5-м классе по теме "Действия с десятичными дробями")

Урок математики в 5 классе по теме « Действия с десятичными дробями». Задачи подразумевают также З У Н учащихся по темам « Среднее арифметическое» и « Проценты». Главная ценность урока в его воспитательном эффекте. Учащиеся, решая математические задачи с текстами «хлебной» тематики, сами приходят к выводу, как тяжело достаётся хлеб, каким богатством является хлеб....

14 10 2019 23:33:49

Спортивное соревнование на уроках математики

Спортивно-математическое соревнование реализует идею положительной мотивации через разнообразие методов обучения. Соревнуются обучающиеся с разным уровнем подготовки. Сочетание физической и умственной деятельности порождает интерес. В статье описан ход игры и приведены некоторые задания игры шестиклассников....

13 10 2019 12:50:31

Тематическая карта урока математики на тему "Сравнение дробей с разными знаменателями". 6-й класс

Цели урока: используя правило нахождения наименьшего общего знаменателя и приведения к общему знаменателю, показать сравнение дробей; развивать логическое мышление при выполнении упражнений и заданий самостоятельно; воспитать творчески активную личность и аккуратность при записях в тетрадях и у доски; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности....

12 10 2019 11:38:35

Теорема Пифагора в решении задач

Цель урока – формирование умений навыков решения геометрических задач на применение теоремы Пифагора. На уроке отрабатываются навыки решения задач по готовым чертежам, решаются текстовые задачи, показано практическое применение теоремы Пифагора....

11 10 2019 14:27:24

Большая математическая игра "Конкурс умных и находчивых". 7-е классы

Представленная разработка и презентация предназначены для проведения внеклассного мероприятия в рамках декадника по математике среди команд 7-х классов. Цели занятия: стимулировать интерес к математике; способствовать развитию логического мышления, умения быстро думать и принимать правильное решение; способствовать развитию сообразительности, интуиции и находчивости учащихся....

10 10 2019 4:34:33

Применение информационных технологий на уроках математики

Одно из наиболее перспективных применений новых информационных технологий в преподавании и изучении математики реализуют обучающие компьютерные программы. Они позволяют давать иллюстрации важнейших понятий курса математики на уровне, обеспечивающем качественные преимущества по сравнению с традиционными методами изучения. ...

09 10 2019 3:42:59

Урок-семинар "Прогрессия - движение вперед"

При подготовке к уроку учителем организуется поисковая деятельность учащихся, которая успешно реализована в виде докладов учащихся-"ученых". Предлагаемый подход к обобщению и систематизации знаний повышает интерес к предмету, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, развивает логическое мышление, расширяет кругозор. ...

08 10 2019 19:11:58

Урок математики в 5-м классе на тему "Сложение, умножение, деление десятичных дробей"

Урок предназначен для обобщения и систематизации знаний учащихся 5-го класса о правилах действий над десятичными дробями, направлен на закрепление умения применять правила в процессе выполнения упражнений. Урок развивает у детей внимание, память, речь, логическое мышление, самостоятельность, воспитывает стремление достигать поставленных целей, чувство ответственности, уверенности в себе. Данная разработка содержит готовую презентацию к уроку....

07 10 2019 14:41:53

Внеклассное мероприятие по математике — интеллектуальный конкурс "Самый умный математик"

Форма проведения мероприятия – интеллектуальная игра. Цели мероприятия: привитие интереса к предмету, развитие интеллектуальной культуры, воспитание самостоятельности и уважения к другому человеку. Материал подобран дифференцированно, в соответствии с возрастными и интеллектуальными особенностями учащихся. Участники – ученики 9-х и 11-х выпускных классов, поэтому повторение многих понятий, которые включены в конкурс, поможет им в подготовке к сдаче итоговой аттестации. ...

06 10 2019 5:40:31

Какая квартира лучше звукоизолированна?

Большинство жильцов квартир не понаслышке знают про звукоизоляцию квартир. И дело здесь кроется зачастую в низком её качестве, а то и в полном отсутствии. Это касается как новостроек, так и квартир на вторичном рынке. Юридически звукоизоляция квартиры в панельном доме не относится к её недостаткам, что избавляет продавца от необходимости уведомления покупателя об этом. По… Читать дальше...

05 10 2019 3:35:55

Урок-игра "Путешествие в подводный мир" в 5-м классе по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Продуктивные формы обучения с элементами игры. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. ...

04 10 2019 11:38:17

Решение систем линейных уравнений методом Гаусса

Данная методическая разработка предназначена для проведения занятия на тему « Решение систем линейных уравнений методом Гаусса» по программе учебной дисциплины, разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта для специальностей среднего профессионального образования....

03 10 2019 20:32:20

Решение задач на проценты. 5-й класс

Одной из наиболее сложных тем, изучаемых в курсе математики в школе, является тема " Проценты". Я стараюсь с самого начала её изучения, т.е. с 5-го класса, уделять ей достаточно внимания, чтобы ученики имели навык решения самых разнообразных задач на применение процентов, так как подобные задачи есть в каждом варианте Г И А в 9-м классе и в каждом варианте Е Г Э в 11-м классе. Кроме того стараюсь показать практическую направленность таких задач – задач, с которыми ученики встретятся в жизни....

02 10 2019 16:46:42

Информационные технологии на уроках физики

Предложен разработанный и апробированный самый первый, вводный урок в седьмом классе. Это путешествие в страну Физики и Астрономии. Урок, который открывает для ученика дорогу к познанию этих наук. ...

01 10 2019 4:53:27

Урок математики "Умножение дробей". 6-й класс

Мультимедийный урок комплексного применения знаний, умений и навыков – « Умножение обыкновенных дробей» по математике в 6-м классе. В работе представлены презентация, подробный конспект урока и пояснительная записка с методическими рекомендациями по использованию предлагаемого материала. ...

30 09 2019 21:53:22

Урок математики в 6-м классе по теме "Координатная плоскость"

Представлена методическая разработка урока, которую можно использовать учителю, работающему в 6-м классе среднего и выше среднего уровня обучения учащихся по программе " Школа России" по учебникам: " Математика, 6-й класс" Н. Я. Виленкин и др. или " Математика 6 класс" И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович и др. По программе на рассмотрение темы " Координатная плоскость" отводится 2 часа. Предлагается разработка первого из двух часов по этой теме. ...

29 09 2019 18:11:41

Внеклассное мероприятие по математике «Заседание кафе "Миф"» для учащихся 8–9-х классов

Предлагаемая разработка внеклассного мероприятия по математике направлена на формирование интереса к практическому применению математических знаний, а также способствует развитию логики и творческого мышления. Нестандартная форма мероприятия - кафе - позволяет объединить задания различных по типу и сложности. ...

28 09 2019 16:31:39

КВН «Великая наука — математика»

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изученному материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний....

27 09 2019 8:45:45

"Линейная функция в рисунках". 7-й класс

Учебно-методический проект поможет учителю математики разнообразить изучение темы " Линейное уравнение с двумя переменными и его график". В проекте учащиеся на конкретных примерах через создание творческих рисунков изучают свойства линейной функции, учатся находить по графику коэффициенты линейного уравнения. В результате групповой работы учащимися была создана презентация. ...

26 09 2019 12:40:19

Урок по математике по теме "Проценты" (6-й класс)

На уроке обобщаются основные задачи на проценты: нахождение процента от числа, числа по его (нескольким) процентам, сколько процентов составляет одно число от другого. Рассматривается и универсальный способ решения задач – с помощью пропорции....

25 09 2019 20:34:20

Арифметическая прогрессия. 9-й класс

Арифметическая прогрессия является числовой последовательностью особого вида. При изучении темы учащиеся должны научиться понимать смысл термина "n-й член последовательности", уметь использовать индексное обозначение, знать формулы n-го члена, суммы первых n членов прогрессии и уметь применять их при решении задач....

24 09 2019 19:52:59

Устраиваем электрический теплый пол в деревянном доме

К наиболее эффективным устройствам обогрева помещений относится теплый водяной пол, однако показатель его рентабельности находится далеко не на оптимальном уровне. При установке подобных систем в деревянных домах существует ряд существенных ограничений. Стяжка использоваться не может, так как дощатое основание может не выдержать столь сильной нагрузки. Однако есть и другие эффективные способы того, как сделать электрический… Читать дальше...

23 09 2019 15:43:50

Урок-игра по теме "Действия с натуральными числами"

Урок-игра служит обобщению изученного материала, формированию вычислительных навыков, развитию внимания, логического мышления учащихся, повышению интереса к предмету, формированию умения работать в группе, повышению общей культуры учащихся....

22 09 2019 7:22:43

Урок–объяснение нового материала "Эффект Комптона"

Урок направлен на формирование правильного понимания природы света, позволяет познакомить учащихся с методом исследований на уроке, научить делать выводы на основании полученных результатов и анализировать результаты проводимых опытов. ...

21 09 2019 14:54:17

Методика организации исследовательской и проектной деятельности

Наиболее доступной для решения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская и проектная деятельность. В статье рассматривается методика организации исследовательской и проектной деятельности. ...

20 09 2019 9:47:36

Открытый урок по алгебре в 8-м классе по теме "Решение квадратных уравнений по формуле"

Цели: в ходе выполнения упражнения закрепить навык решения квадратных уравнений по формуле. Развивать навыки самоанализа. Воспитывать аккуратность при выполнении записи на доске и в тетради. ...

19 09 2019 6:12:51

Еще раз о квадратных уравнениях

Цель урока: закрепить теорему Виета. На уроке обращается внимание учащихся на решение квадратных уравнений, в которых а + в + с = 0 (а – в + с = 0). Прививая навыки устного решения квадратных уравнений, развивать самостоятельность и творчество, вырабатывать у школьников желание и потребность обобщать изучаемые факты....

18 09 2019 14:25:31

Методы фиксации и оценивания учебных достижений

Важный фактор влияния на заинтересованность ученика в приобретении знаний – оценивание всех видов его труда. В статье рассматриваются особенности различных методов....

17 09 2019 0:44:40

"Свойства степени с натуральным показателем"

Урок проводится в нестандартной форме с целью поддержания интереса к предмету. В игровой форме учителю удается проверить и оценить знания учащихся. На уроке для контроля качества обученности используется метод педагогической квалиметрии. Учитываются реальные возможности учащихся, показатели работы с сильными и слабыми учениками. При подготовке к уроку были подобраны задания, содержание которых вызывают определенные трудности при изучении других предметов. ...

16 09 2019 1:39:28

Сценарий урока с приложениями. Физика. 11-й класс. "Шаровая молния"

Урок проводится с использованием информационных технологий для получения и обработки информации, контроля знаний и телекоммуникационного общения, технологии группового взаимодействия учащихся в учебно-познавательной деятельности на уроке. ...

15 09 2019 11:12:30

Рабочая программа внеурочной деятельности по физике для 9-го класса "Мир измерений"

Программа курса предусматривает чтение установочных лекций, инструктаж по технике безопасности, проведение лабораторных работ в условиях специально оборудованного кабинета, проекты....

14 09 2019 0:38:22

Урок "Логарифмические уравнения и неравенства" (с применением ИКТ)

Цели урока: систематизировать и обобщить знания по теме « Логарифмические уравнения и неравенства»; выявить уровень знаний учащихся по данной теме; развивать культуру умственного труда....

13 09 2019 13:10:24

Урок математики в 5-м классе "Свойство углов треугольника"

Одной из педагогических технологий обучения является учебно-исследовательская деятельность учащихся. Исследовательский метод обучения применим на всех ступенях обучения – с учётом возрастных возможностей и подготовки учащихся. Урок-исследование даёт возможность учащимся не получать готовые знания, а делать самостоятельно научные открытия, а значит, повышать и поддерживать интерес учащихся к математике. Урок составлен в соответствии с учебником « Математика, 5» И. И. Зубаревой, А. Г. Мордковича....

12 09 2019 9:27:18

Открытый урок по физике по теме "Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Аналогия между механическими и элетромагнитными колебаниями"

Объединяющей идеей данного урока является идея целостности взгляда на окружающий мир и место человека в нем, целостности причинно-следственных и пространственно-временных связей в механических и электромагнитных процессах....

11 09 2019 22:38:57

Экспериментальные задачи как эффективный прием организации и построения уроков физики

В статье представлены некоторые методы использования физического эксперимента на уроках физики. Применение таких методов заметно усиливает деятельность школьников, связанную с активным мышлением. Ребята сами выдвигают гипотезы, предвидят результаты, планируют ход работы, ведут поиск. Такая форма работы всегда приносит успех. ...

10 09 2019 14:35:59

Разработка урока по алгебре и началам анализа по теме "Решение логарифмических уравнений". 11-й класс

Урок обобщения и систематизации знаний по алгебре и началам анализа в 11-м классе. В ходе урока предусмотрен дифференцированный контроль в форме Е Г Э. Учащиеся работают индивидуально, в парах и коллективно....

09 09 2019 8:55:24

Сложение и вычитание смешанных чисел, 5-й класс

Урок математики в 5-м классе по теме « Сложение и вычитание смешанных чисел». В нетрадиционной, сказочной, форме ученики подготовятся к контрольной работе. На уроке предусмотрен дифференцированный подход к ученикам класса, элементы самопроверки позволят самостоятельно оценить свои знания. Задания решаются разными способами, что позволяет охватить большое количество повторяемого материала на примере одной задачи....

08 09 2019 23:47:57

Force of current. Ammeter

Представлен урок физики на английском языке....

07 09 2019 18:38:54

Внеклассная работа по физике

Вниманию читателя предлагается сценарий проведения внеклассного мероприятия в восьмом классе по теме " Тепловые явления". Интересные, порой неожиданные вопросы, занимательные опыты делают мероприятие познавательным и весёлым....

06 09 2019 4:18:27

Цветовая маркировка проводов: фаза, земля, ноль

Что такое цветовая маркировка проводов и каким цветом обозначают ноль, землю, фазы. Как найти нужные проводники, как проверить предположения....

05 09 2019 16:59:12

Линзы. Построение изображений в линзах

Урок знакомит учащихся с понятием "линза" и построением изображений в линзах....

04 09 2019 18:50:11

Урок математики в 3-м классе по теме "Таблица умножения и деления на 6"

Урок проводится с целью повторить табличные случаи умножения и деления на 2, 3, 4, 5; составить таблицы умножения на 6 и соответствующие случаи деления; совершенствовать умения записывать выражения с переменной, решать уравнения; развивать логическое мышление, анализировать, рассуждать; развивать математическую речь, память. ...

03 09 2019 18:39:32

Урок по теме "Применение теоремы Виета при решении квадратных уравнений"

Это заключительный урок по алгебре в 8-м классе в рамках изучения темы " Квадратные уравнения". Учащиеся знакомятся с приёмами быстрых и рациональных способов решения некоторых квадратных уравнений, учатся обобщать изученный материал. ...

01 09 2019 7:13:18

Урок решения старинных задач

Урок решения старинных задач по теме " Обыкновенные дроби". Повышение интереса учащихся к изучению математики и углубление понимания темы действия с дробями. Расширение умственного кругозора учащихся и повышение их общей культуры....

31 08 2019 13:15:58

Месячник математики

Более двадцати лет в январе проходит месячник математики. Первую учебную неделю работаем с малышами: старшеклассники проводят часы веселой математики, конкурс вычислителей в 1–4 классах, математический бой по таблице умножения между 3–4-ми классами. Вторую неделю проводятся различные мероприятия в 5-9 классах, затем в 10–11-х классах и общешкольные мероприятия. Это математические К В Ны, уроки занимательной математики, путешествие по стране « Математика» для 5–8-х классов, уроки-игры и т.д. ...

30 08 2019 12:22:48

Урок геометрии по теме "Решение и составление геометрических задач". 7-й класс

Одна из главных трудностей, с которой сталкивается ученик 7-го класса при изучении курса геометрии, ‒ самостоятельное решение геометрической задачи. Нужно помочь ученику преодолеть ее, научив составлять собственные задачи....

29 08 2019 19:12:24

Урок математики в 5-м классе по теме "Упрощение выражений"

В начале урока учащиеся выполняют математический диктант. Затем, выполняя различные задания, изучают данную тему. ...

28 08 2019 11:49:59

Решение иррациональных уравнений

" Решение иррациональных уравнений" - первый урок изучения нового материала в системе модульного обучения математике. Рассматривается метод решения иррациональных уравнений через проверку корней способом подстановки в исходное уравнение. Основное внимание уделено формированию первоначального навыка работы с учебным элементом, развитию навыка самоконтроля, умению работать самостоятельно и в парах, знакомству с рейтинговой системой оценки знаний. К разработке урока предлагается презентация, выполненная в Power Point....

27 08 2019 13:23:36

Решение задач по теме "Газовые законы. Путешествие в страну Нартов"

Урок физики в 10-м классе. Целью данного урока является закрепить в игровой форме знания газовых законов, умения применять их при решении задач. Развивать умения и навыки работы в команде. Указать на значимость нартского эпоса для осетинского народа. Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа....

26 08 2019 22:27:58

Еще:
Важное о расчетах -1 :: Важное о расчетах -2 :: Важное о расчетах -3 :: Важное о расчетах -4 :: Важное о расчетах -5 :: Важное о расчетах -6 :: Важное о расчетах -7 :: Важное о расчетах -8 :: Важное о расчетах -9 :: Важное о расчетах -10 :: Важное о расчетах -11 :: Важное о расчетах -12 :: Важное о расчетах -13 :: Важное о расчетах -14 :: Важное о расчетах -15 :: Важное о расчетах -16 :: Важное о расчетах -17 :: Важное о расчетах -18 :: Важное о расчетах -19 :: Важное о расчетах -20 :: Важное о расчетах -21 :: Важное о расчетах -22 :: Важное о расчетах -23 :: Важное о расчетах -24 :: Важное о расчетах -25 :: Важное о расчетах -26 :: Важное о расчетах -27 :: Важное о расчетах -28 :: Важное о расчетах -29 :: Важное о расчетах -30 :: Важное о расчетах -31 :: Важное о расчетах -32 :: Важное о расчетах -33 :: Важное о расчетах -34 :: Важное о расчетах -35 :: Важное о расчетах -36 :: Важное о расчетах -37 :: Важное о расчетах -38 :: Важное о расчетах -39 :: Важное о расчетах -40 :: Важное о расчетах -41 :: Важное о расчетах -42 :: Важное о расчетах -43 :: Важное о расчетах -44 :: Важное о расчетах -45 :: Важное о расчетах -46 :: Важное о расчетах -47 :: Важное о расчетах -48 :: Важное о расчетах -49 :: Важное о расчетах -50 :: Важное о расчетах -51 :: Важное о расчетах -52 :: Важное о расчетах -53 :: Важное о расчетах -54 :: Важное о расчетах -55 :: Важное о расчетах -56 :: Важное о расчетах -57 :: Важное о расчетах -58 :: Важное о расчетах -59 :: Важное о расчетах -60 :: Важное о расчетах -61 :: Важное о расчетах -62 :: Важное о расчетах -63 :: Важное о расчетах -64 :: Важное о расчетах -65 :: Важное о расчетах -66 :: Важное о расчетах -67 :: Важное о расчетах -68 :: Важное о расчетах -69 :: Важное о расчетах -70 :: Важное о расчетах -71 :: Важное о расчетах -72 :: Важное о расчетах -73 :: Важное о расчетах -74 :: Важное о расчетах -75 :: Важное о расчетах -76 :: Важное о расчетах -77 :: Важное о расчетах -78 :: Важное о расчетах -79 :: Важное о расчетах -80 :: Важное о расчетах -81 :: Важное о расчетах -82 :: Важное о расчетах -83 :: Важное о расчетах -84 :: Важное о расчетах -85 :: Важное о расчетах -86 :: Важное о расчетах -87 :: Важное о расчетах -88 :: Важное о расчетах -89 :: Важное о расчетах -90 :: Важное о расчетах -91 :: Важное о расчетах -92 :: Важное о расчетах -93 :: Важное о расчетах -94 :: Важное о расчетах -95 :: Важное о расчетах -96 :: Важное о расчетах -97 :: Важное о расчетах -98 ::

Добро пожаловать наш сайт! Здесь Вы можете узнать все то, что давно втайне хотели выяснить про электрику, но стеснялись спросить: например, как маркируют кабеля, или какие условные обозначения рисуют в электрических схемах. Мы выложили это для вас в открытом доступе! Пользуйтесь!