Непрямой упругий удар > Мастера спешат на помощь!
мастера спешат на помощь!    

Непрямой упругий удар

Задачи на непрямой упругий удар практически не рассматриваются в курсе школьной физики. В то же время такие задачи встречаются в заданиях олимпиад различного уровня, в том числе вузовских олимпиад, включаемых в перечень Министерства образования, призеры которых имеют право засчитывать свой результат как высший балл по ЕГЭ. В связи с этим представляется целесообразным рассматривать задачи на непрямой упругий удар на школьном факультативе по физике, что в течение ряда лет и делается в Лицее научно-инженерного профиля города Королева. Кроме того, на факультативе имеется возможность систематизировано изложить подходы к решению данных задач, разбросанных по различным задачникам и учебным пособиям. Представляется, что данная статья может быть полезной как для учителей физики школ с углубленным изучением предмета, так и для абитуриентов.

Задача 1. На покоящийся шар налетает шар такой же массы. Найдите угол разлета шаров после нецентрального упругого удара. [1,2]

рис.1Решение. Используя теорему косинусов для треугольника импульсов, представленного на рисунке, запишем закон сохранения импульса в виде:

рис.2

где p0 – модуль импульс налетающего шара до удара, p1 – модуль импульса налетающего шара после удара, p2 – модуль импульса покоящегося шара после удара, α – угол разлета шаров. Закон сохранения энергии запишем также через импульсы шаров:

рис.3

Если m1 = m2, то из уравнений (1) и (2) следует, что cosα = 0 и α = π/2.

Ответ: α = π/2.

Задача 2. Тяжелая частица массы m1 сталкивается с покоящейся легкой частицей массы m2. На какой наибольший угол может отклониться тяжелая частица в результате упругого удара? [1]

Решение. Запишем закон сохранения импульса в виде (рисунок к задаче 1):

рис.4

где p0 – модуль импульса налетающей частицы до удара, p1 – модуль импульса налетающей частицы после удара, p2 – модуль импульса покоящейся частицы после удара, φ – искомый угол отклонения налетающей частицы. Закон сохранения энергии запишем также через импульсы частиц:

рис.5

Из второго уравнения выразим

рис.6

И подставим в (1а). Тогда

рис.7

Детерминант уравнения (4) должен быть больше или равен нуля:

рис.8

Отсюда получаем ограничение на угол отклонения налетающей частицы:

рис.9

Максимальный угол отклонения имеет место, когда детерминант равен нулю. Для этого угла рис.10

Ответ: рис.10

Важным обстоятельством при упругом нецентральном ударе является то, что ввиду отсутствия сил трения, силы взаимодействия соударяющихся тел направлены по нормали к поверхности их соприкосновения.

рис.11
рис.12

Задача 3. На горизонтальном столе покоится клин массой М = 4 кг. Сверху на клин падает шарик массой m = 1 кг. Определить угол при основании клина α, если известно, что после упругого удара о клин шарик отскочил под углом β = 45° к вертикали. Трением пренебречь.[3]

Решение. Поскольку смещения шарика и клина за время соударения пренебрежимо малы (удар, как обычно, считается мгновенным), а также из-за отсутствия трения, силы взаимодействия шарика и клина направлены по нормали к наклонной плоскости. Следовательно, изменение импульса шарика при ударе также будет направлено по нормали к наклонной плоскости клина (смотри рисунок, где через V0 и V обозначены скорости шарика до и после удара соответственно, U — скорость клина после удара). Из рисунка видно, что

рис.13

Используя закон сохранения импульса в проекции на горизонтальное направление и закон сохранения кинетической энергии при упругом ударе, получаем следующие равенства:

рис.14

Отсюда

рис.15

Объединяя записанные выражения, получаем ответ.

Ответ:

рис.16 рис.17

рис.20

Задача 4. Два одинаковых шара радиусами R летят навстречу друг другу с одинаковыми скоростями как показано на рисунке. Расстояние между линиями движения центров шаров S = R. На какой угол β повернется вектор скорости каждого из шаров после удара? Удар считать упругим, шары – идеально гладкими. [3]

Решение. Обозначим через рис.18 скорости шаров после удара. Используя законы сохранения импульса и энергии

рис.19

находим, что V1 = V2 = V, т.е. модули скоростей шаров после удара останутся прежними. Из предположения о кратковременности удара вытекает, что приращение импульса каждого из шаров направлено по линии, соединяющей центры шаров в момент удара. Из рисунка видно, что

рис.21

Задачи для самостоятельного решения.

рис.221. [1] Частица массы m1 налетает на шар массы m2. Направление ее движения составляет угол α с нормалью к поверхности шара. Под каким углом к этой нормали отскочит от шара частица, если шар сначала покоился, а удар упругий?

рис.23

2. [1] При упругом столкновении налетающей частицы с покоящейся первая полетела под углом α к направлению первоначального движения, а вторая – под углом β. Найдите отношение масс этих частиц.

рис.24 m1 – масса налетающей частицы.

3. [1] Частица массы m1 налетела со скоростью v на неподвижную частицу массы m2, которая после упругого удара полетела под углом α к первоначальному направлению движения налетающей частицы. Определите скорость частицы массы m2 после удара.

рис.25

рис.26 4. [2] По центру неподвижного кубика, лежащего на гладкой горизонтальной поверхности, наносят удар шариком той же массы, так, что начальная скорость шарика v направлена под углом α к оси симметрии кубика. Определить скорость v1 и v2 шарика и кубика после удара. Под каким углом β к оси симметрии кубика полетит шарик после удара?

Ответ: v1 = v sinα; v2 = v cosα; β = π/2

рис.275. [2] Шариком массой m наносят удар по клину. Масса клина M, угол при основании α. Удар абсолютно упругий. Трением можно пренебречь. Определить скорость шарика v и скорость клина u после удара, если скорость шарика перед ударом равна v0 и направлена: а) перпендикулярно поверхности клина; б) по вертикали; в) по горизонтали.

рис.28

Литература:

  1. Задачи по физике: Учеб. пособие/ И.И. Воробьев, П.И. Зубков, Г.А. Кутузова и др.; Под ред. О.Я. Савченко. − 2-е изд., перераб. − М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит. 1988. – 416 с.
  2. Дмитриев С.Н., Васюков В.И., Струков Ю.А. Физика: Сборник задач для поступающих в вузы. Изд. 7-е, доп. М: Ориентир. 2005. – 312 с.
  3. Драбович К.Н., Макаров В.А., Чесноков С.С. Физика. Практический курс для поступающих в университеты. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2006. – 544 с. – ISBN 5-9221-0652-Х.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Открытый урок по алгебре и началам анализа в 10-м классе по теме "Основные формулы sinа и cosа"

Предлагаемый урок позволяет наиболее просто объяснить основные формулы тригонометрии, улучшить наглядность изучаемого материала, увеличить количество предлагаемой информации. В ходе урока использовались презентации учеников по теме « Применение тригонометрии в других науках», фрагменты анимационных роликов из Виртуальной школы Кирилла и Мефодия....

27 05 2020 11:38:54

Показательные уравнения

Целью данного занятия является ознакомление студентов с основными методами решения показательных уравнений, формирование умений и навыков решения несложных показательных уравнений, развитие навыков самостоятельной работы и взаимоконтроля, развитие познавательного интереса к предмету « Математика», развитие творческих способностей студентов. ...

26 05 2020 9:49:20

Урок-игра "Морское путешествие" по теме "Действия с натуральными числами"

Урок способствует развитию творческих способностей, воображения, смекалки....

25 05 2020 2:51:39

Элективный курс "Параметры и их практическая значимость"

Элективный курс предназначен для учащихся классов естественно-научного профиля, которые хотят научиться способам решения задач повышенного уровня сложности по алгебре и началам анализа. Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, но их решение вызывает у них значительные затруднения. Элективный курс может проводиться с учащимися как 10-х, так и 11-х классов....

24 05 2020 11:37:31

Метод весов

Урок формирует представления о методе «весов», в ходе урока отрабатываются вычислительные навыки....

23 05 2020 11:48:20

Урок "Арифметический квадратный корень". 8-й класс

Урок проходит в форме фронтальной беседы с учащимися с элементами лекции. Наглядность материала обеспечивается с помощью слайдов. В течение урока идёт смена деятельности учащихся – это и устная, и письменная работа. Выполнение закрепительных упражнений – по методу «от общего к частному». ...

22 05 2020 18:23:19

Как утеплить пол в квартире - технология

Всем известно, что бетонные полы самое холодное покрытие – при любом сезоне прохлада бетона будет ощущаться ногами, вызывая раздражение и дискомфорт. Помимо этого, бетонный пол не совместим с игрой на нем детворы, а соответственно вы со временем начнете думать о способах утепления покрытия. Как утеплить пол в квартире и когда начинать заниматься утеплением бетонного пола… Читать дальше...

21 05 2020 20:33:49

"Создание ситуации успеха на уроках математики"

Наша школа уже пятый год работает по концепции успеха. Ведущая идея концепции: любое достижение ученика должно восприниматься как положительный и значимый результат. В статье приведены некоторые пути и формы создания ситуации успеха на уроках математики, которые я использую в своей работе. ...

20 05 2020 22:34:11

Повторение по теме "Графическая интерпретация уравнений, неравенств и их систем". 9-й класс

Обобщающий урок повторяет графический способ решения неравенств 2-й степени, уравнений и систем уравнений при подготовке к Г И А с И К Т. На уроке используются К И М для подготовки к итоговой аттестации, проводится контроль знаний в тестовой форме....

19 05 2020 7:58:22

Числовые последовательности на основе проектного метода

В ходе работы над проектом учащиеся знакомятся с применением последовательностей в практической деятельности, используют П К для выполнения трудоемких расчетов и поиска информации, выполняют несложные архитектурные расчеты по чертежам и эскизам; конечный продукт – презентация. Необходимо обратить внимание учащихся на связь искусства, архитектуры, красоты окружающего мира с последовательностями....

18 05 2020 1:51:27

Урок алгебры по теме "Решение квадратных уравнений". 8-й класс

На уроке применяются частные виды квадратных уравнений и их решения, методы введения новой переменной и «переброски» старшего коэффициента. Развивающее значение урока заключается в том, что он воспитывает самостоятельность, ответственность, активность....

17 05 2020 22:39:43

Проект урока по геометрии в 8-м классе по теме "Прямоугольник"

На уроке вводится понятие прямоугольника, изучаются его свойства и признак. Работа призвана активизировать работу учащихся, приучает их к самостоятельности, развивает навыки работы в коллективе. ...

16 05 2020 14:53:24

Урок физики в 7-м классе на тему: "Сила" с применением элементов научно-исследовательской деятельности

На уроке, в процессе выполнения исследовательской работы, ученики самостоятельно приходят к выводу о понятии силы, деформации. Знакомятся с основными свойствами силы, обозначением, основной единицей измерения силы. ...

15 05 2020 11:13:16

Урок математики в 5-м классе по теме "Решение уравнений"

Данный урок предназначен для учащихся 5-го класса. Форма проведения – игра « Учитель - класс». Это урок обобщения и систематизации знаний с использованием ресурсов « К М-школы». ...

14 05 2020 23:36:59

Ремонт в ванной в хрущевке: фото варианты

Для людей, запланировавших ремонт, сущим бедствием является  ванная комната маленьких размеров, как, например, в хрущевке. Чаще всего, во время капитального ремонта по всей квартире самый сложный этап наступает, когда дело доходит до маленькой ванной комнаты.   Причины сложности заключаются не только в маленькой площади помещения, но и еще во многих нюансах. Сложность переделки Жилищный отечественный фонд… Читать дальше...

13 05 2020 14:11:54

Применение интернет-ресурсов на уроках физики

В статье рассматривается роль компьютера на уроках физики в современной школе. Также говорится о том, что использование информационных технологий – это обновление роли учителя, его готовность передавать свои знания и опыт новыми средствами. Статья содержит перечень некоторых интернет-сайтов по физике, которые можно применять на разных этапах урока и во внеурочное время....

12 05 2020 8:21:13

"Плотность вещества". 7-й класс

На уроке формируется понятие о физической величине на основе концепции деятельностного подхода – это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся, ориентированных на заданный результат....

11 05 2020 18:45:30

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Цель урока: закрепить действия сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Выполняя задания, дети знакомятся с историческими сведениями о Святом Николае Чудотворце и одной из версий появления таких персонажей, как Санта- Клаус, Дед Мороз. Презентация заинтересовывает детей и прививает интерес к математике....

10 05 2020 15:22:47

Математическое ралли. 7-й класс

Урок алгебры в 7-м классе разработан и проведен в форме игры " Математическое ралли", по родному краю. В ходе путешествия ребята знакомятся с памятниками природы, находящиеся под охраной государства. Данный урок можно взять как основу для организации повторения по другим темам курса....

09 05 2020 12:18:38

Урок алгебры в 7-м классе по теме «Линейная функция и ее график» (урок 2) с применением ИКТ

Цель урока: сформировать умения и навыки обучающихся построения и чтения графика линейной функции у = kx + b....

08 05 2020 13:18:31

Урок в 7-м классе по теме "Сообщающиеся сосуды"

На уроке рассматривается применение сообщающихся сосудов, повторяется материал предыдущих уроков....

07 05 2020 14:30:58

Тема урока: "Работа над ошибками"

В статье описана технология проведения урока по математике " Работа над ошибками". Работа над ошибками — это такой же полноценный урок, урок в 45 минут, который учитель должен запланировать в свой тематический план после каждой контрольной работы....

06 05 2020 11:41:37

Математический кружок в гостях у компьютерного клуба. Тема: «Компьютерные модели решения геометрических задач». 6-й класс

Во время занятия возникает проблемная ситуация, ставящая под сомнение универсальность одного из способов нахождения площади фигур, исследуются математические задачи с привлечением разрезного материала и построением компьютерных моделей фигур в среде GeoGebra. Формируется мотивация изучения геометрии, в частности, формул для вычисления площадей фигур, расширяется математический кругозор, учащиеся учатся проводить математические исследования с И К Т-технологиями, подчеркиваются интеграционные связи между математикой и информатикой....

05 05 2020 5:29:46

Умножение и деление одночленов

На уроке ученики закрепляют и проверяют знания и умения по представленной автором теме....

04 05 2020 15:52:17

Урок решения задач по теме: "Положительные и отрицательные числа"

Урок закрепляет навыки сложения и вычитания у учащихся начальной школы. ...

03 05 2020 7:30:15

Система отопления открытого типа: открытая система отопления с циркуляционным насосом и расширительным баком, схема

Популярность системы отопления открытого типа обусловлена простой установкой, приемлемой стоимостью и высокой эффективностью. Кроме того, поняв принцип работы, изучив ее комплектацию и правила монтажа, можно самостоятельно выполнить систему обогрева в своем доме. Важным условием является составление схемы отопления и четкое выполнение технологических норм и требований по выбору и соединению элементов системы. Из чего состоит система… Читать дальше...

02 05 2020 10:27:40

Зачётная система по физике в 9-х классах

Применение зачётной системы по физике в 9-х классах вводится с целью систематизации и контроля знаний обучающихся по определённой теме, формирования у них потребности в самоорганизации, учит учащихся самостоятельно добывать знания, изменяет мотивацию учебной деятельности, обеспечивает высокое качество обучения. Зачёт является основной частью зачётной системы, поэтому итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая оценок за все зачёты. Текущие оценки могут использоваться только для повышения итоговой оценки....

01 05 2020 19:19:50

Интегрированный урок (математика + география) по теме "Координаты на прямой и плоскости"

На уроках математики изучается тема " Система координат", которая находит практическое применение при определении координат на уроках географии. Задания построены на основе повторения изученной ранее темы и носят занимательный характер. Учащимся предоставляется возможность применить знания по математике на географическом материале (карте Оренбургской области)....

30 04 2020 18:19:48

Уравнения и его решения

В статье предложены способы решений простейших уравнений. ...

29 04 2020 2:15:59

Развитие творческих способностей учащихся при индивидуальном подходе в процессе обучения

Одной из форм пробуждения интереса учащихся к предмету является индивидуальная работа с ними во внеурочное время. В статье рассказывается о подготовке учеников к конференции, использовании материалов рефератов на уроках, а также предлагаются различные творческие работы детей по теме " Функция", 7-й класс. ...

28 04 2020 8:45:57

Активизация мыслительной деятельности учащихся среднего и старшего звеньев на уроке математики

Cтатья содержит описание методов активизации мыслительной деятельности обучающихся, приёмы, вызывающие заинтересованность ребят при изучении математики. А также, предложены примеры преобразования тригонометрического выражения и решения неравенств, которые помогают лучше понять предложенные методы активизации мыслительной деятельности....

27 04 2020 6:45:44

План-конспект урока комплексного применения знаний с использованием ИТ по теме "Переменный ток"

Открытый урок в профильном 11-м классе в рамках районного семинара « Развитие одарённости через формирование познавательного интереса к предметам естественно-научного цикла». Урок рассчитан на 2 академических часа, состоит из 4 частей: повторение опорных знаний, применение теоретических знаний при выполнении практической задачи, углубление знаний, закрепление. При необходимости проводится корректировка умений и навыков учащихся. ...

26 04 2020 23:38:26

Замечательные точки в треугольнике

Цель занятия: формировать умения строить серединные перпендикуляры, биссектрисы углов, медианы, высоты треугольника; формировать представления о замечательных точках треугольника. Занятие проводится в компьютерном классе, с использованием диска « Живая геометрия» или « Живая математика». ...

25 04 2020 8:26:28

Урок математики в 8-м классе по теме: "Площадь многоугольников. Теорема Пифагора"

Целью урока является: проверка уровня теоретический знаний, совершенствование навыка решения задач, развитие логического мышления, формирование математической речи, воспитание честности в оценке своих знаний....

24 04 2020 20:13:29

Методы решения тригонометрических уравнений

Автор знакомит учащихся с методами решения тригонометрических уравнений. Развивает творческие способности учеников путем решения уравнений. Побуждает учеников к самоконтролю, взаимоконтролю, самоанализу своей учебной деятельности....

23 04 2020 19:19:18

Рабочая программа по математике. 6-й класс

Программа составлена в помощь учителям математики, работающим по учебнику Н. Я. Виленкина в 6-м классе....

22 04 2020 2:59:10

Общественный смотр знаний по математике в 6-м классе

Основная задача урока - обобщение знаний учащихся по данной теме, умение применять полученные знания на практике. Урок состоит из восьми этапов, плавно переходящих из одного в другой. При проведении урока активизированы все виды деятельности. Использование различных методов и форм дает свои положительные результаты: наблюдается активность учащихся, их интерес ко всем заданиям, желание работать на уроке....

21 04 2020 4:41:38

Повторительно-обобщающий урок-сказка по теме "Давление жидкостей и газов"

Урок составлен и проведён совместно с членами кружка « Занимательная физика». В содержании используются стихи, сочинённые учащимися. Предложена версия этого же урока полностью в стихах. Для повторения и закрепления изученной темы включены разноплановые задания. Урок позволяет продолжить развитие интереса учащихся к предмету, к данной теме, повторить и систематизировать материал в игровой форме. Материалы урока можно применить и для внеклассного мероприятия....

20 04 2020 14:54:59

Обобщающий урок по алгебре и началам анализа в 11-м классе по теме "Наибольшее и наименьшее значения функции"

На уроке рассматриваются задачи на отыскание наибольшего и наименьшего значений функции как при помощи производной, так и без ее использования. Основная цель урока – обобщение знаний, подготовка к сдаче единого государственного экзамена....

19 04 2020 11:58:42

Внеклассное мероприятие по предметам естественно-математического цикла "День наук"

Цель мероприятия: расширение кругозора учащихся и развитие познавательного интереса к изучению наук естественно-математического цикла; развитие коммуникативных навыков, памяти, пространственного мышления и логики; повышение мотивации к изучению предметов. Целевая аудитория: учащиеся 7–10-х классов...

18 04 2020 15:11:39

Установка домофона в частном доме, подъезде: схемы, подключение

Устройство и схемы подключения домофона. Самостоятельное подключение домофона в частном и многоквартирном доме....

17 04 2020 8:10:59

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. 4-й класс

Автор знакомит учащихся с письменным приемом умножения на числа, оканчивающиеся нулями, использует коллективное обсуждение алгоритма умножения на конкретных примерах. Актуализирует приобретенные ранее знания о приеме умножения трехзначного числа на однозначное с целью переноса соответствующих умений на область многозначных чисел. Данный урок составлен по новым стандартам Ф Г О С....

16 04 2020 7:10:28

Как избавиться от влажности в доме? - Теплоизоляция, шумоизоляция, гидроизоляция

Такая проблема, как повышенная влажность в доме, встречается достаточно часто. Если с ней не бороться, это приводит к появлению проблем со здоровьем, порче имущества и постройки. Чем же опасна высокая влажность? Почему в доме становится сыро? Как справиться с проблемой и устранить ее последствие (плесень)? Ответы на эти и другие вопросы будут рассмотрены далее. К… Читать дальше...

15 04 2020 11:30:14

Повторительно-обобщающий урок по физике по теме: "Его величество – эксперимент". 10-й класс

Задачи урока: закрепление, контроль и углубление знаний учащихся по теме " Свойства жидкостей, газов и твёрдых тел"; воспитание умения работать в группе, правильно формулировать свои мысли, проводить самооценку своих знаний; развитие творческих способностей через создание проблемных ситуаций, решение экспериментальных задач. ...

14 04 2020 9:42:26

Применение различных способов разложения на множители

Урок закрепления построен на групповой работе с применением дифференцированного подхода (на основе диагностики, проведенной в начале урока). Важным в курсе алгебры 7-го класса является применение разложения многочлена на множители в различных ситуациях; большое затруднение вызывают и формулы сокращенного умножения. В уроке автор дифференцирует материал по данным темам. ...

13 04 2020 22:38:47

Сложение и вычитание десятичных дробей

Основная цель урока по теме " Сложение и вычитание десятичных дробей" - закрепление и систематизация знаний. Заранее созданная презентация заменяет классную доску при устной работе; используется для фиксации внимания учащихся на иллюстрациях, данных; позволяет быстро провести проверку знаний и вычислительных навыков. Использование презентации на данном уроке дает возможность сделать урок более ярким, реализовать межпредметные связи, способствует нравственному и эстетическому воспитанию учащихся....

12 04 2020 14:32:20

Внеклассное мероприятие "Математическое попурри"

Внеклассное мероприятие по математике для одиннадцатиклассников. Его цель – показать сферу применения стохастики в различных профессиях и сферах жизни. Мероприятие построено в форме популярных телепередач, сменяющих друг друга....

11 04 2020 21:32:34

Урок "Страницы истории. Война 1812 года". 7-й класс

Урок посвящен одному из самых памятных страниц жизни нашего народа 200-летию Бородинского сражения. Знакомит учащихся с событиями, которые вошли в историю как Отечественная война 1812 года. Цель урока: учить применять математические знания в решении текстовых задач; показать межпредметные связи урока математики с литературой и историей, воспитывать любовь к родной стране, ее истории....

10 04 2020 17:48:15

Повторительно-обобщающий урок математики в 5-м классе по теме "Площадь прямоугольника. Объем параллелепипеда"

Цель урока: повторить и закрепить знания, полученные при изучении параграфа " Площади и объемы". Место занятия в параграфе: третий урок в теме " Объем прямоугольного параллелепипеда"....

09 04 2020 1:43:36

Урок по геометрии: "Построение сечений"

В связи с тем, что предмет " Черчение" в школьной программе сейчас отсутствует, на учителя математики ложится обязанность развивать пространственное представление у школьников и учить их чертить одновременно с обучением решению задач по стереометрии. Целью данного занятия является выработка навыков решения задач на построение сечений тетраэдра и параллелепипеда....

08 04 2020 5:53:41

Бинарный урок: "Свойства газов и их применение"

В процессе проведения урока у учащихся формируется умение пользоваться измерительными приборами и на основании полученных данных делать выводы о состоянии собственного здоровья, используя законы физики. ...

07 04 2020 3:15:46

Обобщающий урок по теме "Понятие квадратного корня из неотрицательного числа"

Представленный обобщающий урок в 8-м классе составлен по учебному комплекту для изучения курса алгебры общеобразовательной школы, выпускаемый издательством " Мнемозина". Урок систематизирует и обобщает знаний учащихся, на уроке происходит проверка знания и понимания теоретического материала и умения применять на практике полученные знания по теме....

06 04 2020 7:17:43

Интегрированный урок (математика + краеведение) по теме "Проценты", 5-й класс

Творческая личность рождается в творческой атмосфере, поэтому творческий урок не терпит «репетиловщины», не терпит буквального повторения того, что уже где-то кем-то сделано. Важная роль в поддержании интереса учащихся к изучаемому материалу отводится интегрированным урокам математики. В последнее время уроки этого типа приобретают все большую популярность. Это могут быть математика + история, математика + биология, математика + иностранный язык и т.д....

05 04 2020 1:10:17

Урок по математике "Дисперсия чисел"

Цели урока: передача учащимся определенной системы математических знаний, умений, навыков; выработка у учащихся умения решать основные типы задач теории вероятности и применять теорию в конкретных различных ситуациях; формирование представлений об идеях и методах высшей математики; формирование у учащихся на материале учебного предмета высшей математики способов учебно-познавательной деятельности. ...

04 04 2020 0:32:26

Подготовка к ГИА-2009

Данный проект может быть использован учителем как на уроках алгебры 9-го класса при изучении соответствующих тем, так и при подготовке к экзаменам, а также может быть использован учениками в качестве учебного пособия при самостоятельном изучении темы. Представлены основные учебные темы, по каждой теме даются основной теоретический материал и примеры выполнения заданий....

03 04 2020 0:40:38

Проверочные работы по теме "Колебания и волны". 9-й класс

В работе представлен один из способов систематизации проверочных работ по физике....

02 04 2020 19:16:26

Прямые на плоскости и в пространстве. Расстояние. 6-й класс

Представлен интерактивный урок по математике, посвященный отработке навыков построения перпендикуляров к прямой и плоскости из данной точки, нахождения расстояния между прямыми, между точкой и плоскостью на нелинованной бумаге....

01 04 2020 5:13:44

Игра "Математическое лото"

Для развития интереса к математике обычных уроков не достаточно. Поэтому автор большое внимание уделяю внеклассной работе по предмету. С помощью младших школьников, занимающихся в математическом кружке, была подготовлена и проведена игру " Математическое лото". В ходе игры дети принимали участие в различных конкурсах, связанных с математикой, логикой....

31 03 2020 20:45:10

Практическое занятие по теме "Признаки равенства треугольников"

В процессе занятия совмещается групповой метод, реализующий коммуникации и само-и взаимоконтроль учащихся, со специально разработанной презентацией с задачами, указаниями, иллюстрациями к ним, историческим материалом по теме занятия. ...

30 03 2020 4:14:21

Проблемные ситуации в обучении

Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач. ...

29 03 2020 0:37:57

Урок для интерактивной доски "Примеры применения производной к исследованию функции". 10-й класс

Урок призван развивать навыки исследования функций и построения графиков, закрепить знания нахождения промежутков возрастания и убывания функции, экстремумов функции с помощью производной, проверить степень усвоения знаний и умений в ходе написания теста, готовить учащихся к Е Г Э....

28 03 2020 14:53:52

Систематизация и обобщение знаний учащихся по теме "Первообразная"

После года использования в своей практике интегративно-дифференцированного подхода ( И Д П) авторы статьи решили, что И Д П может обеспечить достижение целостности учебно-воспитательного процесса и восприятия мира учеником, а также личностную ориентацию обучения. В практике обучения вечерних и сельских школ технология индивидуализации на основе учета когнитивного стиля ученика превзошла все ожидания....

27 03 2020 19:48:13

Урок физики в 8-м классе "Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара"

На уроке у учащихся формируются представления о процессе познания, умения анализировать, делать выводы, вырабатываются навыки исследовательской деятельности, стремление к пополнению своих знаний и умению применять их на практике. Урок способствует развитию личностно-смыслового отношения к учебному предмету....

26 03 2020 7:57:22

"Множество рациональных чисел". 6-й класс

Раннее изучение геометрии ( интуитивный подход), знакомство с основами современных математических направлений ( комбинаторика, вероятность, статистика, математическая логика, теория множеств) дают возможность сформировать у детей определенное отношение к математике как к науке наук, без которой невозможно изучать другие науки и познавать мир, в котором мы живем....

25 03 2020 2:32:44

Урок по теме "Простые механизмы"

Урок повторения и обобщения по теме « Простые механизмы» проводится в 7-м классе. Предусматривает групповую и индивидуальную работу. Сопровождается презентацией, в которой отражены основные этапы урока рефлексии, которая проводится на заключительном этапе урока. Представлен эксперимент, который активизирует внимание учеников....

24 03 2020 5:42:52

Интегрированный урок (физика + литература + русский язык) на тему "Влияние процессов испарения на формирование погоды"

Интеграция данных предметов способствует активизации учащихся, росту познавательного интереса. Основная идея урока состоит в том, что если рассматривать погодные явления с точки зрения физики и поэзии вместе, то получается более полная картина окружающего мира, которая развивает ум и душу....

23 03 2020 7:10:40

Путешествие с физикой по…

Занятие строится как мысленное путешествие по городу Зарайску, во время которого учащиеся отвечают на вопросы, решают задачи, выполняют практическую работу. Данный урок проводится в конце учебного года. Использование компьютерной поддержки на уроке повышает интерес учащихся к предмету и родному краю....

22 03 2020 10:13:56

Урок геометрии в 8-м классе по теме "Площади фигур"

Урок призван повторить, обобщить и систематизировать теоретические знания учащихся по темам " Четырехугольники" и " Площади фигур", отработать навыки применения формул при вычислении площадей 7 фигур: квадрата, прямоугольника, параллелограмма, трапеции, ромба, треугольника и прямоугольного треугольника. На уроке применяется дифференцированный подход....

21 03 2020 1:11:34

Урок-соревнование "Математические тяжеловесы" "Применение различных способов разложения на множители"

Предлагаемая разработка урока будет интересна учителям, работающим в 7-м классе. Этот урок закрепления и отработки умений и навыков. Проводится урок в виде соревнования. Урок интересен тем, что начиная с первой минуты и до последней все учащиеся включаются в работу. А название урока " Математические тяжеловесы" позволяет учащимся применять свои знания, умения в нестандартной ситуации, то есть набирать "свой вес". Урок помогает воспитывать у учащихся настойчивость и умение работать в группе....

20 03 2020 5:11:55

Система подготовки к ГИА и ЕГЭ: вероятность и статистика

Стохастика – это тот раздел математики, который возник и развивается в тесной связи с практической деятельностью человека. Элементы стохастики входят в математику для всех, становятся важным аспектом математического и общего образования....

19 03 2020 0:23:23

Сумма углов треугольника

Роль учителя состоит в том, что он должен четко сформулировать цели урока, аргументировать рассуждения при доказательстве теоремы и решении задач, обеспечить понимание доказательства теоремы учениками. На уроке проводится диагностика усвоения материала в виде теста с выбором ответа, при решении задач по готовым чертежам....

18 03 2020 5:20:48

Тема урока: "И прекрасна, и сильна математики страна"

Урок проводится в форме игры « Поле чудес». Мероприятие посвящено математике и математикам. В ходе игры можно познакомиться с интересными фактами из жизни математиков, интересными задачами....

17 03 2020 16:26:33

Урок-мастерская "Умножение десятичных дробей", 5-й класс

На уроке дети учатся выводить правило умножения десятичных дробей, применять это правило на практике. Урок способствует развитию логического мышления, внимания, культуры математической речи; формирует умение наблюдать, обобщать, делать выводы; воспитывает ответственность, самостоятельность, сплочённость, чувство коллективизма....

16 03 2020 15:58:12

Урок математики в 5-м классе "Достоверные, невозможные, случайные события"

Современное образование должно подготовить ученика, способного ориентироваться в различных областях знаний. Тем более что современное общество многовариативно, а значит, существует потребность в прогнозах и в материальной, и в социальной сферах. В качестве одного из средств подготовки такого мобильного члена общества является включение в базовый школьный курс вероятностно-статистической линии. Перед учителем встаёт задача организовать подачу материала так, чтобы он, в силу своей своеобразности, не стал чужеродным элементом в курсе математики....

15 03 2020 18:25:59

"Три состояния вещества". Урок физики в 7-м классе

Цели урока: сформировать представления о механических свойствах твердых тел, жидкостей и газов на основе представлений о молекулярном строении вещества, выдвигать гипотезы, их обосновывать и проверять достоверность. ...

14 03 2020 5:29:43

Как правильно передать показания счетчика за электроэнергию -

Возможность пользоваться благами цивилизации в условиях квартиры обязывает жильцов вовремя производить оплату за поставляемые энергоресурсы, и в положенные сроки сообщать показания электросчетчиков. Диапазон приемов доставки информации об объемах потребленной электроэнергии на сегодняшний день достаточно обширен. И всегда можно выбрать подходящий вариант, который займет немного времени и впишется в трудовой распорядок дня. Виды передачи Вариантов передачи… Читать дальше...

13 03 2020 22:43:58

Интерактивное обучение математике как методическая система

Возможно ли уже сегодня обучение математике на основе целостной технологии интерактивного обучения? Описанный в статье опыт показывает, что, оказывается, вполне возможно, причем даже при отсутствии таких средств обучения, как интерактивная доска или медиавизор....

12 03 2020 4:37:10

Светодиодная гирлянда на солнечных батареях.

Цветные или монотонные огоньки всегда привлекали глаз человека. Всем нравится цветная яркая новогодняя елка, с мерцающими разными оттенками гирляндами — это восхищение «родом из детства». Наиболее творческие люди хотят украсить не только свое внутренне помещение, но и дворы и огороды, а также в летний период дачи, на которых проводится большое количество времени. Но следует понимать,… Читать дальше...

11 03 2020 15:42:55

"Координатная плоскость"

На уроке закрепляется развитие пространственного мышления, воображения, моторики, логического мышления, речи, умственной и практической деятельности учащихся. А так же развитие внимания, навыков самоконтроля и самооценки....

10 03 2020 19:24:38

Интегрированный урок по физике и биологии "Глаз как оптическая система"

Представленный урок подготовлен для 8-х классов. Урок проводится в кабинете при наличии мультимедийного проектора и персональных компьютеров. Урок по зрению предусмотрен как завершающий по теме " Геометрическая оптика" (непосредственно после рассмотрения задач на построение в линзах и принципиальных схем работы оптических приборов). ...

09 03 2020 15:40:52

Конспект урока по алгебре и началам анализа в 11-м классе по теме "Логарифмы"

Совершенствование форм контроля знаний является важнейшей задачей учителя. Для этого я использую тестовый контроль. Тесты проводить с помощью компьютера очень удобно, т.к. результат виден сразу и ученику и учителю. Буклет « Шпаргалка» можно использовать как раздаточный справочный материал в течение изучения всей темы....

08 03 2020 19:51:57

Урок геометрии в 10-м классе. Тема урока: "Задачи на построение сечений"

Цель урока: научить строить сечения многогранников. Задачи: выработать навыки решения задач на построения сечений тетраэдра и параллелепипеда; развивать пространственное мышление....

07 03 2020 4:41:56

Интегрированный урок (физика + информатика) по теме "Исследование и применение силы трения с созданием компьютерной презентации". 7-й класс

Интегрированный урок-практикум по физике и информатике предназначен для учащихся 7-го класса. В ходе урока закрепляются знания, умения и навыки по темам: " Сила трения", " Создание компьютерной презентации"....

06 03 2020 0:36:16

Повышение качества знаний по математике посредством использования системы контроля при подготовке к ЕГЭ

Введение зачётной системы для проверки достижения обязательных результатов обучения позволяет существенно повысить формирование познавательного интереса учащихся на уроках математики. Зачеты обеспечивают полную проверку на обязательном уровне каждого ученика по всем темам курса. ...

05 03 2020 9:24:13

Урок-проект "Распределение энергии в сплошном спектре"

В работе говорится об использовании алгоритма метода проектов и правильное оформление исследовательской работы в ходе изучения и исследования физических процессов и явлений с помощью компьютерной модели " Распределение энергии в сплошном спектре" мультимедийного курса " Открытая физика. Версия 2.5"". ...

04 03 2020 7:33:15

Графическая лабораторная работа "Правильные многоугольники"

Решение задач - основное средство развития математического мышления учащихся. Речь идет не об упражнениях тренировочного характера, а о нестандартных задачах, поиск решения которых, как и нестандартные решения традиционных задач, является важнейшим слагаемым на пути развития способностей детей....

03 03 2020 4:40:49

"Закон Ома для участка цепи" (8-й класс)

Для успешного выполнения дальнейшей деятельности при изучении темы " Закон Ома для участка цепи" необходимо сформировать устойчивые и систематизированные знания и умения, так как основная цель изучения главы " Электрические явления"- учить умению применять теоретический материал на практике при решении задач и практических работ. Эти важнейшие умения необходимы учащимся как для изучения других разделов физики, так и для смежных дисциплин....

02 03 2020 4:20:36

Открытый урок по алгебре в 7-м классе по теме "Умножение одночлена на многочлен"

В данной работе рассмотрен открытый урок алгебры в 7-м классе по теме « Умножение одночлена на многочлен». По ходу урока учащиеся отрабатывают действия со степенями, правила умножения одночленов на многочлен, и проверяются знания с помощью программированного контроля....

01 03 2020 5:28:42

Урок математики в 6-м классе "Дробные выражения"

Предложенный урок - второй по этой теме. Учащиеся уже знакомы с дробными выражениями, умеют решать простейшие дробные выражения. Целью урока является отработка умений и навыков работы с дробными выражениями, устранение ошибок в оформлении решений сложных заданий, обобщение и систематизация знаний учащихся при работе с десятичными и обыкновенными дробями. ...

29 02 2020 14:45:46

Урок разноуровневого обобщающего повторения на тему "Решение показательных уравнений"

Урок проводится с целью систематизировать теоретические знания, рассмотреть способы (методы, приемы) решения показательных уравнений базового и повышенного уровня сложности....

28 02 2020 15:58:27

Интегрированный урок (русский язык + математика) по теме "Путешествие в мир грамматики и математики"

Интегрированный урок русского языка и математики вводит учащихся 5-го класса в увлекательный мир цифр и букв, формирует у них умение отличать цифры от чисел, видеть состав слова. Урок строится на повторении знакомых сведений, введении новых теоретических понятий, выполнении заданий разной сложности....

27 02 2020 11:49:12

Двигатель внутреннего сгорания. 8-й класс

Урок разработан с применением мультимедиа, что позволяет более полно рассмотреть физические принципы работы тепловых двигателей. Каждый этап сопровождается активной деятельностью учащихся, начинается с исторической справки и заканчивается призывом уберечь нашу Землю от двигателей внутреннего сгорания. ...

26 02 2020 1:44:59

Урок по математике в 8-м классе по теме "Квадратные уравнения"

На уроке предлагается повторение изученного в интересной форме, в виде математического диктанта со взаимопроверкой. Ответы диктанта заносятся в таблицу, что позволяет учителю легко и быстро проверить их правильность и организовать взаимопроверку. Также на уроке предлагается провести самостоятельную работу по изученному материалу....

25 02 2020 7:31:36

Исследовательская работа по теме "Планирование производства"

Данная работа посвящена вопросам применения теории функций в экономике, в сельскохозяйственной практике. Проведенные исследования показали, что очень важно предпринимателю, организациям, занимающимся перевозом товаров уметь составлять план перевозок, при которых общий расход бензина будет наименьшим, или находить наиболее выгодный вариант перевозок. Для этого нужно хорошо уметь решать задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значений линейной функции. Чтобы свободно ориентироваться в решении таких задач, следует знать графическое решение неравенств с двумя переменными. Но без знания методов построения графиков функций осилить такие задачи просто невозможно....

24 02 2020 1:20:23

Физико-математический бой как одна из форм работы физматклуба в школе

В статье рассматривается одна из форм внеклассной работы по математике и физике в средней общеобразовательной школе. Описывается физмат-бой, проводящийся в рамках работы физико-математического клуба школы, приводятся его правила и примеры задач....

23 02 2020 17:32:47

Урок по теме "Решение текстовых задач с выделением трех этапов математического моделирования"

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по математике предполагает умение решать текстовые задачи алгебраическим способом. Комбинированный урок позволяет актуализировать знания учащихся о решении задач с выделением трех этапом математического моделирования; применять эти знания при решении текстовых задач, осуществлять учащимся самопроверку....

22 02 2020 1:46:38

Применение правил дифференцирования функции для вычисления ее производной с использованием технологии дифференцированного обучения личностно-ориентированного направления

Представлен конспект урока обобщения и систематизации знаний по алгебре и началам анализа в 11-м классе общеобразовательного профиля с использованием технологии дифференцированного обучения личностно-ориентированного направления. К конспекту урока прилагается Технологическая карта конструирования урока с использованием средств информационных технологий....

21 02 2020 10:16:17

Урок физики "Почему свет – самое темное место в физике"

Урок физики для 11-го класса знакомит учащихся с корпскулярной и волновой теорией света....

20 02 2020 7:44:31

Урок-путешествие по теме "Применение различных способов для разложения на множители". Алгебра, 7-й класс

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу. Возникновение интереса у значительного числа учащихся зависит в большей степени от того, насколько умело будет построена учебная работа....

19 02 2020 20:42:52

Применение компьютерных технологий в преподавании физики

Компьютерные программы, выпускаемые специализирующимися учебно-научными группами, помогают разнообразить современный урок. Ученики могут многое увидеть своими глазами, услышать другой голос (не только постоянно голос своего учителя); услышать другое построение фраз, более научно строгое описание наблюдаемых явлений и т.д. Всё это вызывает интерес к физике, способствует повышению внимания и как следствие улучшает уровень знаний. Чертежи, выполненные с помощью презентации, удобны тем, что можно вначале просмотреть весь процесс вычерчивания, понять сущность, а потом уже с полным пониманием перечертить в тетрадь и учиться их применять. В результате ученики воспринимают задачи не только на слух, но и визуально. ...

18 02 2020 4:50:54

Урок–путешествие по экологической тропе "Действия с обыкновенными дробями". 6-й класс

Наряду с развитием математических знаний, на данном уроке у учащихся формируется воспитание бережного отношения к природе и потребности в охране окружающей среды. Эффективно организуется и осуществляется воспитательная работа по пропаганде З О Ж. Занимательная форма заданий помогает развивать у детей мышление, интерес к предмету. ...

17 02 2020 8:51:35

Урок по геометрии на тему "Треугольник"

Урок по геометрии на тему « Треугольник» проводится в 6-м классе. Цель данного урока — сформировать у учащихся понятие "треугольник". Урок проходит в нетрадиционной форме, что способствует росту познавательного интереса школьников. Ярко выражен на уроке принцип наглядности....

16 02 2020 9:37:28

Интегрированный урок (математика + астрономия) по теме "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"

Интеграция школьных предметов позволяет развивать кругозор учащихся, способствует формированию у учащихся целостной картины мира, позволяет более успешно подготовиться к сдаче выпускных экзаменов. Представленная работа – конспект интегрированного урока для учащихся 6-го класса, на котором учащиеся игровой форме не только обобщают и систематизируют знания, полученные на уроках математики, но и узнают много нового и интересного о Солнечной системе....

15 02 2020 14:56:53

Урок геометрии "Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника"

Основные цели урока – это повторение и обобщение изученного материала, выявить, насколько учащиеся владеют изученным материалом с использованием задач, дифференцированного характера. ...

14 02 2020 7:33:47

Составление уравнений и задач как творческая форма работы учащихся

В работе приведены примеры уравнений и задач из творческих работ учащихся 5-го класса. ...

13 02 2020 16:54:39

Интегрированный урок по физике "Изменения агрегатных состояний вещества" с использованием инструментов модели сетевого взаимодействия Web 2.0

Урок в 8-м классе призван закрепить знания, полученные при изучении тем « Тепловые явления» и « Изменения агрегатных состояний вещества», выработать умение применять знания для объяснения природных явлений....

12 02 2020 5:49:57

Решение показательных уравнений

Анализ результатов Е Г Э показал, что учащиеся допускают наибольшее количество ошибок при решении тригонометрических, показательных, логарифмических уравнений. На данном уроке дается один из вариантов закрепления основных методов решения показательных уравнений, а также проводится предварительный контроль знаний в тестовой форме. Использование различных форм работы дает возможность каждому выпускнику качественно подготовиться к экзамену. ...

11 02 2020 6:34:53

Сила трения. 7-й класс

На уроке создаются условия, направленные на то, чтобы заинтересовать ученика, пробудить в нем исследовательскую, творческую активность. При создании проблемных ситуаций используются персонажи презентации, помогая которым, учащиеся выдвигают гипотезы, проводят исследования, применяют полученные знания....

10 02 2020 20:39:22

Деловая имитационная игра "Веселый сапожник"

Профессия сапожника является одной из самых древних в цивилизации человечества. На игре в рамках изученной темы алгебры 7-го класса « Графики линейных функций» происходит знакомство с современной профессией сапожник-закройщик при создании плоского шаблона-выкройки женского сапожка....

09 02 2020 4:26:59

Урок на тему «Проценты»

В статье использованы задания, связанные с будущей профориентацией ребят (игра « Профессионалы»), а также объясняется тесная взаимосвязь изучаемой темы с другими естественно-научными дисциплинами: физикой, химией, географией и биологией. Учитель объясняет учащимся значение получаемых знаний о процентах в повседневной жизни взрослых людей (вводная беседа « Роль процентов в повседневной жизни»)....

08 02 2020 13:14:48

Урок-путешествие по теме "Применение различных способов для разложения на множители". Алгебра, 7-й класс

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу. Возникновение интереса у значительного числа учащихся зависит в большей степени от того, насколько умело будет построена учебная работа....

07 02 2020 10:48:54

Применение ИКТ на уроках физики на примере урока в 10-м классе по теме "Изопроцессы"

В настоящее время, можно повысить эффективность обучения физики за счет использования обучающих компьютерных программ на уроках. Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок, позволяя учителю продемонстрировать почти "живьём" многие физические эффекты, которые обычно мучительно и долго объясняются "на пальцах". Кроме того, компьютерные модели позволяют учителю организовывать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности....

06 02 2020 10:43:24

Урок по теме "Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике", 8-й класс

Изучение геометрии вызывает затруднение у большинства учащихся, а особенно у имеющих слабую математическую подготовку. Опыт показывает, что применение соотношений в прямоугольном треугольнике вызывают трудности и в старших классах. Именно поэтому был разработан данный урок....

05 02 2020 9:49:17

Урок физики в 8-м классе по теме "Кипение"

Основной целью урока является знакомство учащихся с явлением кипения. Научить объяснять процесс кипения на основе молекулярно-кинетической теории. Рассмотреть физические особенности кипения....

04 02 2020 8:27:46

Литературно-математический вечер "В мире математики и литературы". 10-й класс

Одна из задач интегрированного вечера-игры – показать взаимосвязь между столь различными предметами: математикой и литературой. Литературно-математический вечер позволяет закрепить в игровой форме пройденный материал, выявить слабые места в подготовке учащихся. Игра направлена на привлечение внимания к предмету, на активизацию мышления, памяти, на вовлечение учащихся в творческую деятельность....

03 02 2020 20:58:26

Интеллектуальная игра по математике "Что? Где? Когда?" (по этимологии математических терминов)

В настоящей публикации в основном присутствуют термины, которые чаще используются в старших классах. Цель данного мероприятия: развитие интереса к математике, формирование мировоззрения, логического мышления, коллективного творчества. Содержание вопросов носит исторический характер. Демонстрируется слияние математики, русского языка, истории, древних языков – латинского и греческого....

02 02 2020 11:22:24

Культуротворческий подход к преподаванию математики в среднем звене общеобразовательной школы

Как и другие учебные предметы, математика с начала 90-х гг. прошлого века претерпевает процесс формализации. Прямое углубление математики, отрыв математики от других предметов, от реальной жизни, овладение обязательным уровнем знаний делает только желательным результатом. В статье представлены возможные варианты решения данной проблемы. ...

01 02 2020 3:50:33

Урок алгебры по теме "Решение линейных уравнений". 7-й класс

Урок алгебры с технологией полного усвоения знаний. Рассмотрены понятия "уравнение", "корень уравнения", а также свойства числовых равенств, свойства уравнений, определение линейного уравнения, алгоритм решения уравнения....

31 01 2020 16:38:59

Урок-сюрприз на тему: "Взаимосвязь величин". 4-й класс

Урок по математике для 4-го класса. Такие насыщенные различными видами деятельности уроки способствуют развитию самостоятельности, индивидуальных способностей учащихся....

30 01 2020 3:27:16

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов

Урок проводится по программе, составленной на основе обязательного минимума содержания физического образования, рассчитан на 68 часов в год (2 часа в неделю). Новый материал изучается нестандартно, логическими рассуждениями....

29 01 2020 7:43:25

Урок повторения и обобщения "В стране треугольников"

Наверное, нет такого человека, который бы не встречался с таким геометрическим понятием как "треугольник". В школе уже, начиная с начальных классов, дети знают названия элементов, из которых состоит треугольник. Но более глубокое изучение треугольника начинается в 7-м классе на уроках геометрии. Первая теорема в школьном курсе геометрии тоже связана с треугольниками. Представленный урок - это урок обобщения темы " Треугольники" в 7-м классе....

28 01 2020 18:46:44

Урок по теме "Действия с десятичными дробями"

Обобщающий урок проводится с использованием презентации (программа Power Point). Интерес учащихся к математике можно повысить, предлагая время от времени занимательные задачи, включая в свои уроки исторические справки, связанные с изучаемым материалом. Урок содержит задания, которые способствуют воспитанию у учащихся заинтересованного отношения к процессу обучения математике....

27 01 2020 12:52:42

Программа по геометрии в 4-м классе на учебный год

Для сокращения адаптационного периода при переходе в 5-й класс решено с согласия учителя начальной школы ввести на один час в неделю в 4-м классе геометрию. Почему именно геометрию? Во-первых: чтобы вызвать интерес к предмету, так как окружающий мир - это мир геометрии. Во-вторых: начальная подготовка к изучению геометрии. В-третьих, ученики привыкают к требованиям и речи будущего педагога....

26 01 2020 8:29:45

Методика развития творческого мышления учащихся на уроках математики в 5–6-х классах

Представлена методика развития творческого мышления школьников на уроках математики в 5–6-х классах на этапе актуализации прежних знаний, на этапе формирования новых понятий и способов действий, на этапе применения умений и навыков. Для каждого из этапов даны примеры заданий и вопросов....

25 01 2020 23:14:19

Урок математики по теме "Путешествие по страницам Красной книги ЯНАО"

Древняя мудрость гласит: « К водопою коня может привести даже маленький ребенок. А вот заставить этого коня напиться не смогут даже десять взрослых мужчин». Одним из способов пробудить у учащихся познавательный интерес на уроках математики – включение в план урока исторического материала, задач практического применения, заданий краеведческого характера....

24 01 2020 1:45:27

Урок алгебры по теме "Степень с натуральным показателем. Одночлен. Умножение одночленов". 7-й класс

Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по применению свойств действий со степенями с натуральным показателем. На уроке изученный материал повторяется в форме игры-путешествия, что прививает интерес к предмету, развивает творческие способности. Используемый исторический материал расширяет кругозор учащихся, способствует развитию познавательной активности. Данная игра учит умению работать в коллективе, развивает навыки межличностного общения....

23 01 2020 23:43:36

Урок физики по теме "Скорость испарения жидкости". 5-й класс

В ходе урока учащиеся применяют ранее полученные знания для объяснения изучаемого явления, при проведении физического эксперимента исследуют, от чего зависит скорость испарения жидкости. Полученные выводы используются для объяснения наблюдаемых явлений, раскрывается практическая значимость изученного вопроса....

22 01 2020 2:17:35

Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках стереометрии через использование учебно-дидактических циклов

Попытки отказа от урочной системы отдельными учителями оказываются несостоятельными в сегодняшней школе, поэтому следует искать иные пути решения проблем. Один из путей — освоение образовательных технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. В данной работе представлены материалы по организации образовательного процесса на основе учебно-дидактического цикла. Блок занятий, учебно-дидактический цикл по продолжительности чаще всего совпадает с отдельной темой учебной программы. При такой организации учебного процесса происходит и мотивация деятельности, и осмысление результатов учащимися и учителем....

21 01 2020 5:31:19

Урок обобщающего повторения по теме "Квадратные уравнения". 8-й класс

На уроке рассматриваются разные типы задач, приводящие к решению квадратных уравнений....

20 01 2020 18:12:50

Мир прекрасный и яростный

Интеграция литературы и физики дают представление о единстве духовного и материального в нашей жизни. В статье рассматривается проблема добра и зла в рассказе А. Платонова « В прекрасном и яростном мире»....

19 01 2020 7:10:42

Интегрированный урок: физика + валеология + история + технология по теме "Электрический ток и его действие на человека"

Урок позволяет учителю не только установить межпредметные связи, но и одним уроком привлечь учащихся к изучению предмета, пусть даже самых немотивированных. Такие «интересные» уроки очень важны для нас – учителей вечерних школ. ...

18 01 2020 1:45:38

"О функция, как ты важна!"

Цель этого внеклассного мероприятия – заинтересовать учащихся предметом, представить им математические идеи в занимательной форме, вызвать удивление....

17 01 2020 15:58:26

Интегрированный урок (математика + физика) по теме "Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями". 6-й класс

Урок систематизирует и обобщает знания. Для создания целостной картины мира у учащихся используется исторический материал, задачи практической направленности, связь предметов физики и математики. Формируются метапредметные компетенции. Опережающее обучение школьников предметам естественно- математического цикла обеспечивает преемственность, более легкое и глубокое усвоение материала учащимися....

16 01 2020 17:53:13

Урок-презентация по теме "Величины, характеризующие колебательное движение"

Представлен урок изучения нового материала, целью которого является изучение и первичное закрепление новых знаний на основе экспериментально-исследовательской деятельности учащихся. ...

15 01 2020 10:32:55

Лабораторная работа № 5 в 7-м классе "Определение плотности вещества твёрдого тела"

Данный урок нацелен не только на отработку практических навыков работы с лабораторным оборудованием, но и на развитие интереса к науке физике в целом и в совокупности с другими сферами деятельности человека, с искусством. Применение видеоматериала знакомых с детства и любимых сказок и мультфильмов способствует привитию устойчивой мотивации к познанию окружающего мира, развитию способности видеть этот мир объёмно, абстрактно, природосообразно, интересно....

14 01 2020 20:33:20

Конспект урока геометрии в 7-м классе с использованием ЭОР

Цель урока: изучение понятия "внешнего угла треугольника", теоремы о сумме углов треугольника и ее следствий: свойства внешних углов произвольных треугольников, равнобедренных треугольников, классификация их в зависимости от величины углов....

13 01 2020 13:30:52

Испарение и конденсация

Урок, проводимый в 8-м классе, является комбинированным уроком с применением компьютерных технологий. Урок носит практическую направленность, т.к. позволяет объяснить многие явления и процессы, происходящие в повседневной жизни, на основе тех знаний, которые приобретаются ребятами в процессе изучения темы. Методы и приемы, применяемые на уроке, позволяют развивать познавательный интерес к физике....

12 01 2020 18:51:20

Конспект открытого урока по математике на тему "Состав чисел 16, 17, 18"

Конспект открытого урока по математике во 2-м классе на тему " Состав чисел 16, 17, 18". На уроке используется целенаправленное формирование приемов самопроверки и взаимопроверки. Приоритетом является самостоятельная деятельность учащихся в усвоении нового материала....

11 01 2020 22:11:47

Внеклассная работа по математике как фактор развития и социализации обучающихся коррекционной школы

Приведен практический опыт внедрения в практику методики коррекционно- развивающего обучения Е. Д. Худенко, индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в школе-интернате VIII вида на уроках математики и во внеклассной деятельности....

10 01 2020 8:58:37

Обобщающий урок математики по теме "Умножение и деление целых чисел"

Обобщающий урок математики по учебнику Никольского на действия умножения и деления с положительными и отрицательными целыми числами. Представлены нестандартные задания для повторения правил, устного счета, письменной работы. Все задания творческие....

09 01 2020 19:57:36

Урок алгебры в 7-м классе по теме "Множества точек на координатной плоскости"

Урок алгебры в 7-м классе по учебнику « Математика. Арифметика. Алгебра. Анализ данных». Цели урока: - формирование умения перейти от алгебраического описания множества точек к геометрическому изображению и наоборот; - продолжить формирование умений, связанных с работой на координатной плоскости; - формирование умения мыслить по аналогии, наблюдать и делать выводы, обобщать....

08 01 2020 21:17:58

Удивительный мир фракталов

Цель проекта: изучить теорию фракталов для создания научной работы « Удивительный мир фракталов» и разработки и реализации на компьютере алгоритмов рисования фракталов на плоскости....

07 01 2020 23:46:23

Система подготовки к самообразованию при проведении элективного курса с использованием заданий ЕГЭ

Элективный курс по физике, как системообразующий, предназначен для оказания помощи учащимся, педагогам через совместную работу по развитию познавательного интереса, создания условий для самостоятельной работы, качественной подготовки к сдаче единого государственного экзамена, к поступлению и обучению в высших учебных заведениях....

06 01 2020 2:40:13

Внеклассное мероприятие "А ну-ка, математики!" – путешествие в мир занимательных вопросов и задач

В представленном материале внеклассного мероприятия " А ну-ка, математики!" рассматриваются нестандартные задачи, способствующие привитию интереса учащихся к предмету, развитию логического мышления, воспитанию внимательности, аккуратности, дисциплинированности. В работе представлено описание этапов путешествия, включающих в себя различные задания по математике....

05 01 2020 2:18:44

Урок физики по теме "Плотность вещества". 7-й класс

Урок изучения нового материала по физике в 7-м классе направлен на изучение новой физической величины – плотности вещества. На уроке учащимся предстоит выяснить от чего зависит плотность вещества, научиться представлять результаты эксперимента, научиться работать с таблицей плотностей. Урок способствует формированию компетентностей учащихся; развитию интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной деятельности....

04 01 2020 5:31:21

Обобщающий урок в 5-м классе по теме "Натуральные числа и действия с ними"

В статье автор делится своим методом работы со слабыми учащимися. Большая часть из них – кинестетики. 15 лет автор пользуется своей разработкой – « Волшебный сундучок. Даже старшеклассникам очень интересно работать в « Волшебном сундучке». Этот метод используется, в основном, для заучивания формул. Пример такой работы рассмотрен на обобщающем уроке в 5-м классе, на котором дается понятие натурального числа, повторяются понятия: классы, разряды, цифры....

03 01 2020 17:30:59

Применение компьютера на уроках математики

Из опыта работы автора следует, что применение компьютера на уроках математики позволяет заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников....

02 01 2020 16:35:59

Урок-соревнование. "Уравнения, функции, степень", 7-й класс

Урок проходит в форме соревнования, на котором учащиеся закрепляют знания по темам: уравнения, функции, степень....

01 01 2020 22:34:17

Урок по теме "Целое уравнение и его корни"

Урок представлен в виде презентации, которая содержит два раздела: « Введение» и « Уроки». В разделе « Уроки» содержится 5 уроков по теме, объяснение нового материала, практикум, консультация....

31 12 2019 3:49:56

Сравнение смешанных чисел

Урок для коррекционной школы VIII вида является подготовительным для дальнейшего изучения темы « Обыкновенные дроби». Чтобы учащиеся хорошо усвоили и могли быстро сравнивать смешанные числа, на уроке используются различные виды сравнений: по рисункам, по наглядному пособию « Доли и дроби», по построению различных прямоугольников, кругов. Представленные виды заданий активизируют мыслительные процессы учащихся и способствуют лучшему усвоению учебного материала....

30 12 2019 7:37:45

Еще:
Важное о расчетах -1 :: Важное о расчетах -2 :: Важное о расчетах -3 :: Важное о расчетах -4 :: Важное о расчетах -5 :: Важное о расчетах -6 :: Важное о расчетах -7 :: Важное о расчетах -8 :: Важное о расчетах -9 :: Важное о расчетах -10 :: Важное о расчетах -11 :: Важное о расчетах -12 :: Важное о расчетах -13 :: Важное о расчетах -14 :: Важное о расчетах -15 :: Важное о расчетах -16 :: Важное о расчетах -17 :: Важное о расчетах -18 :: Важное о расчетах -19 :: Важное о расчетах -20 :: Важное о расчетах -21 :: Важное о расчетах -22 :: Важное о расчетах -23 :: Важное о расчетах -24 :: Важное о расчетах -25 :: Важное о расчетах -26 :: Важное о расчетах -27 :: Важное о расчетах -28 :: Важное о расчетах -29 :: Важное о расчетах -30 :: Важное о расчетах -31 :: Важное о расчетах -32 :: Важное о расчетах -33 :: Важное о расчетах -34 :: Важное о расчетах -35 :: Важное о расчетах -36 :: Важное о расчетах -37 :: Важное о расчетах -38 :: Важное о расчетах -39 :: Важное о расчетах -40 :: Важное о расчетах -41 :: Важное о расчетах -42 :: Важное о расчетах -43 :: Важное о расчетах -44 :: Важное о расчетах -45 :: Важное о расчетах -46 :: Важное о расчетах -47 :: Важное о расчетах -48 :: Важное о расчетах -49 :: Важное о расчетах -50 :: Важное о расчетах -51 :: Важное о расчетах -52 :: Важное о расчетах -53 :: Важное о расчетах -54 :: Важное о расчетах -55 :: Важное о расчетах -56 :: Важное о расчетах -57 :: Важное о расчетах -58 :: Важное о расчетах -59 :: Важное о расчетах -60 :: Важное о расчетах -61 :: Важное о расчетах -62 :: Важное о расчетах -63 :: Важное о расчетах -64 :: Важное о расчетах -65 :: Важное о расчетах -66 :: Важное о расчетах -67 :: Важное о расчетах -68 :: Важное о расчетах -69 :: Важное о расчетах -70 :: Важное о расчетах -71 :: Важное о расчетах -72 :: Важное о расчетах -73 :: Важное о расчетах -74 :: Важное о расчетах -75 :: Важное о расчетах -76 :: Важное о расчетах -77 :: Важное о расчетах -78 :: Важное о расчетах -79 :: Важное о расчетах -80 :: Важное о расчетах -81 :: Важное о расчетах -82 :: Важное о расчетах -83 :: Важное о расчетах -84 :: Важное о расчетах -85 :: Важное о расчетах -86 :: Важное о расчетах -87 :: Важное о расчетах -88 :: Важное о расчетах -89 :: Важное о расчетах -90 :: Важное о расчетах -91 :: Важное о расчетах -92 :: Важное о расчетах -93 :: Важное о расчетах -94 :: Важное о расчетах -95 :: Важное о расчетах -96 :: Важное о расчетах -97 :: Важное о расчетах -98 ::

Добро пожаловать наш сайт! Здесь Вы можете узнать все то, что давно втайне хотели выяснить про электрику, но стеснялись спросить: например, как маркируют кабеля, или какие условные обозначения рисуют в электрических схемах. Мы выложили это для вас в открытом доступе! Пользуйтесь!