Урок физики по теме "Световые явления". 9-й класс > Мастера спешат на помощь!
мастера спешат на помощь!    

Урок физики по теме "Световые явления". 9-й класс

“Всю природу и созданья
Мы лишь в свете познаем”

Из оперы “Иоланта”, муз. П И Чайковского.

Цель: обобщить знания по теме: “Световые явления”, на примерах оптических явлений в природе.

Задачи:

  • образовательные: обобщить, расширить знания учащихся по световым явлениям посредством выявления физической сущности природных оптических явлений(радуга, голубое небо, закат, сумерки);
  • развивающие: развитие воображения, памяти, внимания, умения логично выражать свои мысли, выделять главное в объеме информации, развитие интереса к предмету, способствовать развитию самостоятельной познавательной активности, обогащению словарного запаса;
  • воспитательные: воспитание умения находить и воспринимать прекрасное в природе, бережно относиться к природе.

Подготовка: С учетом своих интересов учащиеся в течение недели работали над проектами по темам: “Радуга”, “Голубое небо”, “Закат”, “Сумерки”. 

План работы над проектом:

  1. Выбор темы.
  2. Выбор литературы.
  3. Подготовка выступления о физической сущности явления.
  4. Подготовка выступления по произведениям художников данного явления.
  5. Подготовка выступления по произведениям поэтов о явлении.
  6. Подготовка простого опыта по оптическим явлениям.
  7. Защита проекта об этом природном явлении, в виде презентации.
  8. Подведение итогов.

Оборудование: мультимедиа сопровождение, репродукции картин, оборудование для опытов.

Опорные знания: законы отражения и преломления и прямолинейного распространения света, понятие о дисперсии света, спектре, оптической плотности среды, явлении полного внутреннего отражения.

Ход урока

1. Организационный этап: (Учащиеся рассаживаются по группам. На столе у каждой группы находится оборудование, необходимое для эксперимента.)

2. Вводно-мотивационный этап: Учитель читает стихотворение Гете:

Мирозданье постигая, все познай, не отбирая:
Что – внутри, во внешнем сыщешь;
Что – вовне, внутри отыщешь,
Так примите ж без оглядки
Мира внятные загадки.
И вот человек, с незапамятных времен пытается “вскрыть” таинства природы. На сегодняшнем уроке и мы с помощью физических знаний попытаемся “раскрыть тайны” ряда оптических природных явлений. Но, с начала вспомним, с какими основными законами оптики мы знакомы. Вот на слайдах проявления этих законов. Итак, Слайд 1 (прямолинейное распространение световых волн,); Слайд 2 (законы отражения); Слайд 3 (законы преломления и дисперсия). (Приложение 1.)
Хорошо. 
И вот сегодня, наши знания помогут нам раскрыть тайны ряда оптических явлений.
У нас 4 группы, которые выбрали и подготовили проекты об этих явлениях.
Сейчас я загадаю загадку и вы, отгадав, поймете, о каком явлении расскажут ребята с проектом №1. “Через поля, через луга встала нарядная дуга” (радуга).

3. Операционно-содержательный этап:

Итак, слушаем создателей проекта: “Радуга”. Время на выступление отводится 10 минут. Вы должны успеть все.

Ученик 1.

Радугу делают водяные капли: в небе – капли дождя, на земле – брызги от водяной струи, водопада, фонтана. Радугу могут сотворить и капли росинки на траве. Именно в водяной капле происходят оптические явления, из-за которых возникает радуга: преломление света на границе воздух-вода по закону “ отношение синуса угла падения к синусу угла отражения равно относительному показателю преломления”; отражение света на границе вода-воздух по закону “угол отражения равен углу падения луча”; дисперсия света, т е разложение белого света в спектр. Условие возникновения радуги: наличие капель воды диаметром 0,08 – 0,20 мм; особое положение наблюдателя: спиной к солнцу, вне дождевой зоны, при высоте солнца над горизонтом не более 42 градусов. Верхняя часть радуги всегда красного цвета, нижняя часть – фиолетовая. Понимание физической сущности появилось не сразу. Первая попытка объяснить радугу как естественное явление природы была сделана в 1611 году архиепископом Антонио Доминисом. Его объяснение радуги противоречило библейскому. Поэтому он был отлучен от церкви и казнен, а рукописи сожжены. Научное объяснение радуги впервые дал Рене Декарт в 1637 году на основании законов преломления и отражения солнечного света в каплях выпадающего дождя. Радуга Декарта была белой. Спустя 30 лет Исаак Ньютон, открывший дисперсию, дополнил теорию Декарта разными цветами. Первоначально он различал только 5 цветов, но впоследствии, стремясь создать соответствие между числом цветов спектра и числом тонов музыкальной гаммы, Ньютон добавил еще 2 цвета. Теперь у радуги 7 цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Запоминать можно так: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан. (Слайды. Приложение 2.)

Ученик 2.

Я хочу сказать, что это красивое природное явление не оставило равнодушными многих художников мира. Расскажу вам, например, об А.К. Саврасове и Куинджи Архип Ивановиче. Саврасов написал картину “ Радуга” в 1875 году.
Архип Ивановича Куинджи называют “Художником света”. Он создал особый тип романтического пейзажа. “…Иллюзия света, – писал Репин, – была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи” Мы можем это увидеть на картине “Радуга”. Куинджи писал ее 5 лет: с 1900-го по 1905 год. (Слайды. Приложение 3.)

Ученик 3.

Я хочу прочесть вам строки Гете, где хорошо передано ощущение радости, вызываемое радугой:

К тебе я, солнце, обращусь спиною; 
На водопад сверкающий, могучий
Теперь смотрю я с радостью живою,
Стремится он, дробящийся, гремучий,
На тысячи потоков разливаясь,
Бросая к небу брызги светлой тучей.
И между брызг, так дивно изгибаясь,
Блистает пышной радуга дугою,
То вся видна, то вновь во мгле теряясь,
И всюду брызжет свежею росою!

Ученик 4.

Я подготовил опыт по получению радуги в пластинках, которые сейчас раздам. Посмотрите сквозь пластины на горящую лампочку, и вы увидите радужные кольца. Оборудование: две склеенные пластины, между которыми тонкий слой вазелина, посыпанный тальком.

Учитель.

А теперь, внимание на экран: изображение голубого неба (Слайд).
Что изображено? (Голубое небо.)

Проект № 2. “Голубое небо”. Слушаем вас внимательно. (10 минут.)

Ученик 5.

Синий цвет неба объясняется рассеянием света на мельчайших частицах – молекулах воздуха, размеры которых во много раз меньше длины световой волны. Сине-фиолетовые лучи рассеиваются в 16 раз сильнее, чем красные. Поэтому при равной интенсивности всех падающих лучей сине-фиолетовых в рассеянном свете будет в 16 раз больше. Если все “цветные” рассеянные лучи смешать в определенном соотношении, то цвет смеси рассеянных лучей будет голубым. Прямой солнечный свет теряет за счет рассеяния в основном синие и фиолетовые лучи; приобретает же слабый желтоватый оттенок, который усиливается при спускании к горизонту. (Слайды. Приложение 4.)

Ученик 6.

Вот фотографии синего неба. (Слайды. Приложение 5.)

Ученица 7.

Я нашла стихотворение Чернышева “Вода”, которое очень ярко отражает синеву небес:

Равнина вод колышется, сверкает,
Лик солнечный блестит в ее струях, 
Небес улыбку море отражает
Игрою волн, как на живых устах.

Ученик 8.

Я не нашел описания опыта по созданию синего неба. Но я подготовил опыт по получению одного цвета. Вот эти детские игрушки: юла. На них надето кольцо разноцветное. Если вы сильно раскрутите юлу то увидите, что кольцо кажется одного цвета. Оборудование: Юла с кольцом – 6 штук.

Учитель.

Создатели проекта “голубое небо” рассказали нам, почему небо бывает голубым, а вы видели еще другой цвет неба? (Да, красный, оранжевый на закате.)
Как вы думаете, почему голубое небо перекрашивается в красный? Об этом расскажут создатели проекта “Закат” (10 минут).

Ученица 9.

Я хочу рассказать о не менее удивительном красивом природном явлении – закате солнца.
Вы заметили, что один закат солнца никогда не бывает похож на другой. Это красивое зрелище возникает из-за искривления хода световых лучей в атмосфере. Когда солнце приближается к горизонту, путь лучей через атмосферу длиннее, чем днем. На этом длинном пути прямого света от Солнца и Луны до поверхности Земли доходят в основном оранжевые, красные и желтые лучи. Поэтому Солнце кажется красно– оранжевым. (Слайды. Приложение 6.)

Ученица 10.

Таинственные, умиротворяющие закаты всегда привлекали внимание художников. Каждый по-разному воспринимал и изображал закат. Вот репродукции картин Архипа Ивановича Куинджи: “Закат над сосновым лесом”, “ Эффект заката”, “Закат в степи на берегу моря”, 
И картина Айвазовского “Итальянский пейзаж. Вечер” (Слайды. Приложение 7.)

Ученица 11.

Я нашла пословицу про закат: “На восходе солнце красно, красно оно и на закате”. И я считаю, что, с физической точки зрения, эта пословица верная. И вторая пословица: “Где марево встает, там глаз не видит”

Ученик 12.

Я покажу опыт по расхождению лучей через колбу. Оборудование: прямоугольный стеклянный сосуд с водой, колба с круглым дном, 2 лазера. Через воду в сосуде лучи идут прямо, потом погружаем пустую колбу в воду так, чтобы лучи падали на нее и мы видим как лучи расходятся.

Учитель.

Теперь послушайте еще одну загадку “Что в сундук не спрячешь?” (Луч света.) Ребята, подготовившие проект “Сумерки”, расскажут об этом удивительном природном явлении. (10 минут.)

Ученица 13.

Я расскажу о сумерках. После захода Солнца земная поверхность еще некоторое время освещается рассеянным светом, исходящим от той части небосвода, которая еще освещена солнечными лучами. По мере погружения Солнца под горизонт освещенная часть Земли сначала уменьшается быстро, потом все медленнее и медленнее, затем наступает полная темнота. Переход ото дня к ночи и от ночи ко дню на Земле происходит не мгновенно, а растягивается на некоторый промежуток времени благодаря наличию атмосферы и ее способности рассеивать свет. Это состояние называют сумерками. (Слайды. Приложение 8.)

Ученица 14.

На этих слайдах настоящие сумерки, запечатленные разными фотографами. (Слайды. Приложение 8.)

Ученик 15.

Вот перед вами разных цветов лоскутки. Вот спиртовка. Выключаем свет и зажигаем спиртовку. Пламя спиртовки – желтого цвета, а лоскутки – серые. Включаем свет и мы увидим, что лоскутки переливаются всеми цветами радуги.

4. Рефлексивно-оценочный этап:

Итак, мы сегодня выяснили физическую сущность природных явлений, которые видим каждый день. В этом помогли наши знания по законам отражения, преломления, прямолинейного распространения световых лучей, дисперсии света, о спектре.

Целесообразно провести небольшую самостоятельную работу на повторение законов отражения, преломления и прямолинейного распространения света.

 Также наши умения работать с информацией на разных носителях. Спасибо всем, кто готовил проекты.

Вам понравился урок? Какие выводы из этого урока можно сделать? Отвечая на этот вопрос, я еще раз хочу возвратиться к словам Гете:

Мирозданье постигая, все познай, не отбирая:
Что – внутри, во внешнем сыщешь;
Что – вовне, внутри отыщешь.
Так примите ж без оглядки
Мира внятные загадки.

Спасибо за урок, до свидания!



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Интегрированное занятие в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим с элементами математики на тему "Путешествие на морское дно"

На уроке дети закрепляют начальные знания арифметики, параллельно изучая обитателей морского дна....

22 09 2019 10:42:30

Программа факультативных занятий по математике "Теория вероятностей"

Данный курс содержит материал, который не изучается в курсе математики 6-го класса. Учащиеся познакомятся с такими понятиями, как частота и вероятность случайных событий, равновозможные, совместные и не совместные события, формулой вероятности события, достоверные и недостоверные события. При решении задач используются теоремы сложения вероятностей, независимые события, умножение вероятностей событий....

20 09 2019 2:29:19

Урок математики во 2-м классе

Представлен конспект урока по математике во 2-м классе по теме " Повторение случаев табличного и внетабличного сложения и вычитания"....

19 09 2019 8:50:27

Решение логарифмических уравнений

Урок закрепления и совершенствования знаний в 11-м классе нацелен на обучение решению логарифмических уравнений с помощью формул перехода к новому основанию, формирование умений решать задачи повышенной сложности; развитие логического мышления, умений самостоятельно работать, умений говорить и слушать; выработку привычки к постоянной занятости каким-либо полезным делом, воспитание отзывчивости, трудолюбия....

18 09 2019 20:46:25

Иду на урок, чтобы время не опередило…

В рамках данной статьи рассматриваются 2 урока в 10-м классе экономического профиля по алгебре и началам анализа. Уроки предполагают групповую форму работы и проводятся в форме викторин. Цели проведения викторин: способствовать систематизации знаний по темам " Логарифмы", " Логарифмическая функция", " Логарифмические уравнения и неравенства"; способствовать формированию умений у учащихся применять теоретические знания при решении практических заданий по математике; способствовать развитию у учащихся навыков логических рассуждений, умения моделировать, навыков критического отношения к проделанной работе, чувства ответственности за работу коллектива, умений и навыков работы в группе, навыков участия в общем диалоге, умения выдерживать конкуренцию; положительного микроклимата в классе. ...

17 09 2019 23:48:16

Выбрать кондиционер для квартиры, дома, подбор по квадратуре, кубатуре

Чтобы правильно выбрать кондиционер, надо разбираться в их типах, знать особенности и недостатки. Кроме того надо правильно рассчитать мощность....

16 09 2019 22:17:39

Рабочая программа по математике (5-й класс)

Программа составлена в помощь учителям математики, работающим по учебнику Н. Я. Виленкина в 5-м классе общеобразовательной школы. ...

15 09 2019 12:48:22

Урок математики по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями". 5-й класс

В ходе урока в устной форме повторяется изученный материал; решаются задачи по теме; проводится самостоятельная работа с физкультминуткой. Для тех кто быстрее справился с самостоятельной работой, раздаются карточки с задачами на сообразительность. Заканчивается урок подведением итогов и рефлексией. Урок развивает познавательный интерес к предмету, логическое мышление и сообразительность....

14 09 2019 0:45:46

Открытый урок по теме: "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов"

Цели урока: систематизировать, расширить и углубить знания, умения учащихся применять различные способы разложения многочлена на множители и их комбинации; способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать и делать выводы. ...

13 09 2019 19:43:51

Программа элективных курсов "Текстовые задачи"

Текстовые задачи являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к решению практических задач. Использование арифметических способов решения задач развивает смекалку, сообразительность, умение ставить вопросы, отвечать на них....

12 09 2019 20:15:34

Использование интеграции и межпредметных связей на уроках математики и краеведения

Представлена статья " Использование интеграции и межпредметных связей на уроках математики и краеведения". Материал доклада может быть использован в практической работе учителей начальных классов, стремящихся активизировать познавательные способности обучающихся на уроках математики и краеведения, воспитывать гражданственность и патриотизм....

11 09 2019 6:48:46

Серия "Учимся решать задачи с параметром" III. Линейные уравнения и неравенства с параметром

Линейная функция – одна из важнейших элементарных функций, изучаемых, начиная с 7-го класса школьного курса математики. Поэтому целесообразно начинать ознакомление учащихся с параметром с рассмотрения именно линейных уравнений и неравенств, содержащих параметр....

10 09 2019 11:53:15

Математика в гостях у Русского языка в 4-м классе

Математику мы приглашаем в гости на урок русского языка, когда уже познакомились с многозначными числами, местоимениями, склонениями существительных, лицом и спряжением глаголов....

09 09 2019 15:20:56

Семинар по теме "Пифагориана"

Урок разработан для учащихся 8-го класса. Используется при изучении нового материала по теме " Теорема Пифагора". Материалы данного семинара могут быть также использованы для внеклассной работы по математике....

08 09 2019 0:12:42

Методические приемы работы с математически одаренными детьми

Развитие творческого потенциала ребенка, методическая поддержка одаренных детей предусматривает методические приемы: дифференциация обучения, создание индивидуальной образовательной траектории, участие в научной работе и творчестве, математических конкурсах и олимпиадах, компьютеризация обучения....

07 09 2019 7:12:31

Симметрия и ее применение при решении задач в 6-м классе

Урок является заключительным при изучении темы " Симметрия". Цели урока: обобщение изученного материала; применение его к решению задач. ...

06 09 2019 10:58:39

Математический бой в 7-м классе

Математический бой можно проводить в рамках предметной недели в любой четверти учебного года, так как задания не привязаны к определенной теме. Можно проводить бой между седьмыми классами либо в одном классе. Удобно проводить данную игру с использованием презентации, на слайдах которой отражены вопросы и задания командам....

05 09 2019 1:34:27

Тема урока: "Импульс тела. Закон сохранения импульса". 9-й класс

Преподавание физики может и должно решать не только познавательные и мировоззренческие задачи, но и задачи эстетического плана. На уроках школьники должны учиться видеть, понимать, чувствовать внутренною красоту науки. Это способствует более глубокому, а главное – творческому усвоению физических знаний. Использование же компьютерных программных средств помогает этому и позволяет более быстро и глубоко формировать физические представления. ...

04 09 2019 6:35:12

Урок математики по теме "Сравнение, сложение и вычитание обыкновенных дробей" (5-й класс)

Автор развивает у учащихся математическую грамотность речи, логическое мышление. Воспитывает дружеские отношения в классе, умение работать в парах....

03 09 2019 0:26:46

Повторение и обобщение по теме "Сложение натуральных чисел". 5-й класс

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме « Сложение и вычитание натуральных чисел»; развивать память, математическую речь, логическое мышление учащихся; воспитывать интерес к предмету, математическую культуру, самостоятельность учащихся при решении задач....

02 09 2019 20:18:52

Урок математики в 5-м классе по теме "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"

Данный урок развивает мыслительную деятельность учащихся. Приемы и методы, используемые на уроке, направляют ребят на исследовательскую и творческую работу. Выполняя домашнее задание, сочинить сказку, составить уравнение, учащиеся развивают речевую культуру и логическое мышление. На различных этапах урока используется интерактивная доска с проектором, которая оживляет учебный процесс....

01 09 2019 8:31:41

Урок по алгебре для 9-го класса по теме: "Последовательности и способы их задания"

Урок направлен на формирование представления о числовой последовательности как функции с натуральным аргументом, формирование знаний о способах задания числовых последовательностей, развитие умений находить члены последовательности по предложенной формуле, а также умений находить саму формулу, задающую последовательность. ...

31 08 2019 1:54:34

Прямая и кривая линии. Занятие кружка "В мире математики". 2-й класс

Занятие проведено в рамках кружка « В мире математики» во 2-м классе. Весь материал занятия направлен на обеспечение развития пространственных представлений и воображения учащихся. Дети знакомятся с прямой и кривой, с пересекающимися и непересекающимися прямыми, различными случаями взаимного расположения прямых на плоскости. Практические задания позволяют закрепить умения детей различать и строить прямые и кривые линии, лучи, отрезки....

30 08 2019 4:37:44

Геометрическая прогрессия как метод решения химической задачи в экологически неблагоприятной ситуации

Интегрированный урок по алгебре, химии, экологии и информатике. Ставится проблема в форме экологической задачи. В ходе урока требуется показать связь между математической формулой и реальным процессом самоочищения воды в реке. Используется составление математической модели для решения экологической проблемы с применением вычислительной техники. ...

29 08 2019 3:37:47

План-конспект урока по теме: "Измерительные приборы. Простейшие измерения". 6-й класс

Ценность физики как учебного предмета в школе не исчерпывается вкладом в систему знаний об окружающем мире и, раскрытием роли науки в экономическом и культурном развитии общества и государства. Больше чем какой-либо другой предмет, физика способствует формированию современного научного мировоззрения и миропонимания. Учебный процесс овладения основами физики как науки обладает уникальными потенциальными возможностями для знакомства учащихся с методом научного познания и на его основе развития способностей к познавательной и творческой деятельности....

28 08 2019 18:53:50

Урок-путешествие по теме "Площади и объемы" (5-й класс)

Нетрадиционная игровая форма проведения урока обобщения знаний по данной теме повышает интерес к предмету и делает прочными знания учащихся по этой теме....

27 08 2019 5:26:48

План интегрированного урока по информатике и геометрии по темам "Построение циркулем и линейкой. Геометрические построения с использованием САПР", 7-й класс

Пример урока в 7-м классе, на котором тема " Геометрические построения с использованием С А П Р" по информатике интегрируется с темой " Построение циркулем и линейкой. Решение задач на построение" по геометрии. ...

26 08 2019 19:29:23

Конкурс-игра "Математический поезд"

Игра ориентирована на школьников младших классов. От каждого класса (школы) предоставляются команды в составе 4 человек. Ребята путешествуют на математическом поезде по стране математики, встречают разных героев сказок и мультфильмов. Герои помогают ребятам справиться с решением задач. Цель путешествия: добраться до заветного сундука и заполучить пятерки, которые там спрятались....

25 08 2019 3:43:48

Урок-зачет "Твердое состояние вещества"

Цель: диагностика уровня усвоения знаний и умений каждым учащимся по теме « Твердое состояние вещества» - строение и свойства кристаллических и аморфных тел; механические свойства твердых тел. ...

24 08 2019 5:44:15

Урок математики в 5-м классе по новому стандарту с использованием мультимедийного приложения к УМК «Математика-5» по теме «Треугольник и его виды»

Цель урока: развивать интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения; формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни; познакомить учащихся с геометрической фигурой треугольник и его видами, ввести понятия остроугольный, тупоугольный, прямоугольный, равнобедренный, равносторонний и разносторонний треугольники....

23 08 2019 22:38:23

Углы, связанные с окружностью. 8-й класс

Особое внимание в курсе изучения геометрии уделяется не только усвоению информационного компонента, но и овладению познавательными средствами. Следовательно, при изучении теорем учащиеся должны включаться в деятельность по «открытию» закономерности, отражаемой в изучаемой теореме, выдвижению гипотез, в поиск доказательства их истинности или опровержения, а также осознавать способы, методы, приемы, с помощью которых реализуется эта деятельность....

22 08 2019 19:55:45

"Обозначение натуральных чисел". 5-й класс

Автор знакомит учащихся с учебником, историей математики. Формирует знания о натуральных числах, их обозначении, записи и чтении. Развивает умения выявлять закономерности и обобщать. Воспитывает внимательность, аккуратность....

21 08 2019 10:59:39

Урок по теме "Задачи на проценты"

Урок математики направлен на закрепление знаний по теме в форме игры « Счастливый случай» для 6-го класса, содержит презентацию....

20 08 2019 21:19:17

Геометрическое содержание с литературной формой сочинения в творческих работах учащихся

Учитель задает детям задания, для выполнения которых у них нет готовых знаний, но они могут их приобрести. Математика изучается не ради самой математики, а потому что она окружает нас повсюду. Представлены наиболее интересные выдержки из творческих работ учащихся....

19 08 2019 14:25:45

Решение уравнений. 6-й класс

Обобщающий урок с использованием коллективных средств обучения по методике взаимообмена заданиями. Цель урока: повторить определения уравнения, корня уравнения; систематизировать знания, полученные в 6-м классе, для решения уравнений различных видов....

18 08 2019 8:14:39

Интегрированный урок по теме "Друзья мои, прекрасен наш союз!". 11-й класс

Интегрированный урок в 11-м классе " Друзья мои, прекрасен наш союз!" проводится в виде защиты презентаций учащимися....

17 08 2019 4:25:55

Формула площади прямоугольника. 5-й класс

Дается понятие равных фигур; проводится работа по формированию умения выполнять вычисления по формулам; показывается разнообразие применения математики в реальной жизни....

16 08 2019 22:16:25

Активизация познавательного процесса на уроках физики через использование групповой деятельности

Групповую деятельность можно применять на всех этапах урока: при изучении нового материала, на этапе первичного закрепления знаний и при их оценивании в середине или конце урока. Важно, чтобы каждый учащийся был включен в активную деятельность. Такие уроки разнообразят процесс обучения, делают его более увлекательным, дают возможность удовлетворить интересы школьников, повышают у них чувство ответственности за главное дело своей жизни - учение....

15 08 2019 5:23:58

Урок-экскурсия в 5-м классе по теме: "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Учитывая время года и продолжение цикла уроков, которые включали игровые технологии, данный урок, где дети включаются в атмосферу творчества и сотрудничества, знакомит их с русскими традициями празднования Масленицы. А также привносит элементы духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках математики, прививает интерес к предмету и вовлекает детей в учебный процесс. На уроке используются тестовая технология, математический лабиринт, решение уравнений и задач, ведется подготовка к контрольной работе. ...

14 08 2019 23:34:43

Бинарный урок математики и географии по теме "Кавказ в цифрах"

Урок помогает закрепить математические знания учащихся по теме “ Проценты” с учетом их индивидуальных особенностей. Идёт процесс формирования умения самостоятельной работы с различными информационными источниками. Повышается интерес к изучению Кавказа, воспитывается чувство уважения между народами....

13 08 2019 2:31:21

Методическая разработка урока по алгебре на тему: "Решение неравенств второй степени с одной переменной". 9-й класс

В стены воспитательной колонии попадают особенные дети, не получившие должного развития в определенном возрасте, не имеющие знаний, умений и навыков в учебе. У таких детей слабо развиты познавательные интересы, они не умеют применять полученные теоретические знания к решению задач, выполнению практических и лабораторных работ. Данный урок помогает ребятам при подготовке к экзаменам ликвидировать пробелы, обобщить и систематизировать знания по теме. ...

12 08 2019 8:21:17

Обобщающий урок "Звездный час квадратичной функции"

Урок " Звездный час квадратичной функции" является обобщающим в 9-м классе по теме " Квадратичная функция". Игровая форма дает возможность активно систематизировать изученный материал, восполнять пробелы в знаниях, способствует воспитанию познавательных интересов. Подобрала задания так, чтобы учащиеся смогли повторить свойства функции, когда функция задана и аналитически, и графически....

11 08 2019 1:42:17

Интегрированный урок по математике с элементами краеведения по теме "Действия с натуральными числами" (5-й класс)

Урок обобщения и систематизации знаний посвящен 66-летию великой победы под Сталинградом, знакомит учащихся с краеведческим материалом, с историей Сталинградской битвы и одновременно является нетрадиционным задачником по математике, сложность задач которого соответствует школьному курсу 5-го класса. ...

10 08 2019 16:38:26

Мастер-класс к уроку по физике в 9-м классе "Звуковые колебания. Звук" с применением здоровьесберегающих технологий

Цель урока: научить применять знания для объяснения физических процессов и решения задач, находить связи между физическими характеристиками звука и его восприятием. ...

09 08 2019 19:18:41

Формула корней квадратного уравнения

В структуре урока выделены этапы учебной деятельности. На уроке учитель поэтапно приводит учащихся к проблемной ситуацию, а учащиеся самостоятельно определяют на ее основе цель, порядок действий. Урок сопровождается презентацией....

08 08 2019 12:37:46

Условно-графическое обозначение радиодеталей

Чтобы изучить современную радиоэлектронику, надо, прежде всего, знать принципы устройства и физические основы работы этих приборов, их характеристики и параметры, а также важнейшие свойства, определяющие возможность их применения в радиоэлектронной аппаратуре. Чтобы научиться читать и писать, необходимо изучить азбуку – буквы алфавита, а в радиоэлектронике своя азбука – условные обозначения радиодеталей, из которых составляют схемы различных устройств, будь то приемник, усилитель или современный компьютер, DVD-проигрыватель и др. ...

07 08 2019 2:45:12

Занимательные задачи на части и уравнивание. 5-й математический класс

Эти занимательные задачи в увлекательной форме знакомят детей среднего школьного возраста с историей России (XI – начало XVII вв). Обращение к родной истории побуждает детей глубже и подробнее изучить прошлое Отчизны и заставляет внимательнее относиться к тому, что их окружает. Использование задач исторического содержания позволяет учителю процесс обучения сделать более интересным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, способствует развитию и воспитанию учащихся....

06 08 2019 0:42:18

Геометрические фракталы. Формула n-го члена геометрической прогрессии, 9-й класс

Урок проводится с целью продемонстрировать связь таких наук, как геометрия, алгебра и информатика, познакомиться с принципами построения геометрических фракталов, рассмотреть подобие различных геометрических фигур на примере геометрических фракталов, повторить формулу n-го члена геометрической прогрессии. ...

05 08 2019 7:53:32

Приемы активизации познавательной деятельности

По проблеме активизации познавательной деятельности печаталось и печатается много трудов. В данной работе я предлагаю несколько приемов развития познавательной активности учащихся, которые используются мною на уроках в разной степени в зависимости от возраста ребят, материала, темы, особенностей класса. ...

04 08 2019 6:53:56

Игра "Железная дорога" по теме "Обыкновенные дороги". 5-й класс

Игры на уроках математики усиливают внимание учащихся к учебному материалу, способствуют созданию познавательного мотива. Учащиеся повторяют смешанные, правильные и неправильные дроби; правила выполнения арифметических действий с обыкновенными дробями; систематизируют и обобщают З У Н учащихся по теме " Обыкновенные дроби"....

03 08 2019 23:57:28

Программа тестов по геометрии для учащихся 5-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

Целью программы тестов является определение уровня сформированности знаний учащихся на данном этапе обучения, выявление учебных достижений или недостатков и своевременная коррекция образовательного процесса, а также оптимальность и объективность оценивания степени усвоения учебного материала. ...

02 08 2019 4:25:40

Утеплитель с фольгой, как называется утеплитель с фольгой?

Фольгированный утеплитель относится к группе новых комбинированных теплоизоляторов и имеет разное название в зависимости от материала, используемого в качестве базового слоя: минвату, пенополистирол или вспененный полиэтилен. Но независимо от того, как называется утеплитель с фольгой, материал обладает отличными эксплуатационными свойствами. Он не только останавливает отток конвекционного тепла, но и препятствует потерям теплового излучения. Преимущества и… Читать дальше...

01 08 2019 8:29:23

Мысленный эксперимент по теме "Архимедова сила"

Спецификой физического научного знания является широчайшее применение в нём различных формально-математических средств. Эти средства помогают оттачивать строгость мышления, однако привычка мыслить только категориями математики может приводить к ошибочному пониманию сущности явлений природы. Выразить сущность процессов природы можно методами теоретического познания. Одним из них является метод мысленного экспериментирования. Метод мысленного экспериментирования рассмотрен на примере решения задач по теме " Архимедова сила"....

31 07 2019 11:12:51

Что такое сплит-система?

Начиная разбираться с тем, что такое сплит-система, не будем начинать с каких-либо общих понятий, а сразу скажем, что словосочетание «сплит-система» в буквальном переводе на русский означает « Кондиционер» или как чаще говорят «система кондиционирования воздуха».  Однако, просто кондиционер и сплит-система имеют кое-какие различия. А в чем они заключаются разберемся ниже. Итак, сплит-система конструкционно состоит из двух… Читать дальше...

30 07 2019 19:53:10

Открытый урок "Оптические явления в природе"

Открытый урок является заключительным в разделе " Световые явления", содержание урока направлено на развитие умений учащихся объяснять на основе приобретенных ранее знаний природные явления. Урок сопровождается экспериментом и презентацией в среде PowerPoint....

29 07 2019 10:28:37

Сила трения. 7-й класс

На уроке создаются условия, направленные на то, чтобы заинтересовать ученика, пробудить в нем исследовательскую, творческую активность. При создании проблемных ситуаций используются персонажи презентации, помогая которым, учащиеся выдвигают гипотезы, проводят исследования, применяют полученные знания....

28 07 2019 4:33:23

Открытый урок по алгебре в 9-м классе по теме "Преобразование выражений, содержащих степени с дробным показателем"

Данный урок проходит в форме соревнований между двумя командами, которые разделены учителем математики по способностям учащихся, чтобы команды имели равные возможности. Подготовка к данному уроку – домашнее задание: подготовить задания команде-противнику с решениями. Урок для математических классов. ...

27 07 2019 5:34:56

Обучающий модуль по теме "Тригонометрические неравенства"

Модуль разработан с целью познакомить учащихся с решением тригонометрических неравенств. Презентация " Тригонометрические неравенства" в доступной форме дает представление о решении тригонометрических неравенств, дает возможность самостоятельного изучения темы, так как содержит пошаговую инструкцию....

26 07 2019 9:49:50

Урок алгебры по теме "Производная"

Урок обобщает, систематизирует и расширяет знания о производной. Выявляет уровень усвоения вопросов теории по теме, сформированности умений по решению задач на применение знаний о производной в подготовке к Е Г Э....

25 07 2019 20:14:43

"Создание ситуации успеха на уроках математики"

Наша школа уже пятый год работает по концепции успеха. Ведущая идея концепции: любое достижение ученика должно восприниматься как положительный и значимый результат. В статье приведены некоторые пути и формы создания ситуации успеха на уроках математики, которые я использую в своей работе. ...

24 07 2019 18:12:40

Урок–объяснение нового материала "Эффект Комптона"

Урок направлен на формирование правильного понимания природы света, позволяет познакомить учащихся с методом исследований на уроке, научить делать выводы на основании полученных результатов и анализировать результаты проводимых опытов. ...

23 07 2019 4:22:56

Урок алгебры и начал анализа "Обобщение по темам "Производная", "Касательная к графику функции". 11-й класс

Представленный урок - урок систематизации З У Н по темам " Производная", " Касательная к графику функции". Самостоятельная работа, организуемая с учащимися в течение урока, дает представление, насколько глубоко усвоены алгоритмы нахождения производных функций, решения уравнений вида f '(x)= 0, написания уравнений касательных к графикам функций, а также учит учеников воспитывать у себя силу воли и целеустремленность при решении сложных заданий. ...

22 07 2019 18:40:26

Удивительный мир положительных и отрицательных чисел

В ходе урока обобщаются знания о положительных и отрицательных числах. Закрепляется умение применять правила при устной работе, отрабатывается навык выполнения действий с положительными и отрицательными числами. Учащимся предлагается пройти трассу " Слалом"....

21 07 2019 1:15:28

Скорость. Равномерное движение. Неравномерное движение

На уроке учащиеся познакомятся с одной из важнейших характеристик механического движения – скоростью, а также с понятиями равномерного и неравномерного движения. В ходе урока вводится единица измерения скорости, объясняется, какие величины являются векторными, а какие скалярными. ...

20 07 2019 21:56:21

Урок-семинар "Ультразвук и инфразвук"

Урок-семинар закрепляет знания учащихся о звуковых волнах. При работе в паре и в группе формируются такие важные качества и умения школьника, как желание участвовать в совместной деятельности, уверенность в успехе, ощущение положительных эмоций от совместной деятельности; формируются и развиваются ключевые компетенции: информационная, организационная, самоорганизационная, коммуникационная....

19 07 2019 21:29:40

Алгебра и начала анализа в 11-м классе по теме "Логарифмы"

Обобщающий урок-соревнование проводится в форме игры, где предлагается достаточно большое количество разнообразных заданий: диктант, тест, самостоятельная работа, кроссворд, работа по карточкам, устная работа и др....

18 07 2019 10:38:14

Обобщающий урок "Решение задач на нахождение дроби от числа, числа по его дроби и отношения чисел"

Изучив все три вида задач, целесообразно объединить их на одном уроке, проведя укрупнение дидактических единиц. Это приведет к более осознанному усвоению знаний. Ребята учатся обобщать, анализировать, оформлять решение в таблице, составлять к задачам диаграммы, оценивать свою работу и работу товарища. Ведущую идею урока можно использовать учителям сельских школ с целью воспитания любви к родному краю. ...

17 07 2019 17:50:38

Внеклассное мероприятие по физике. Вечер "Всюду физика"

Вечер " Всюду физика" проводится в рамках недели физики в школе для решения комплекса задач по вовлечению школьников в удивительный мир науки....

16 07 2019 15:20:28

Проектная деятельность "Тайны и загадки пирамид"

Цель занятия: исследование гипотез о существовании тайн и загадок пирамид, рассмотрение возможностей их существования; формирование устойчивого интереса к предмету геометрии....

15 07 2019 10:12:32

Интегрированный урок "химия + математика" по теме "Загадки молока"

Интегрированные уроки – важнейшая часть системы межпредметных связей. Математический язык при изучении химии неизбежен как средство изящнейшего и кратчайшего выражения законов опытных исследований, для теоретического обоснования основных положений. На уроке рассмотрены задачи с практическим содержанием (на смеси, растворы) с позиции химии и математики. Урок носит исследовательский характер, проходит в игровой форме....

14 07 2019 2:52:34

Выстраивание индивидуального образовательного маршрута для учащихся с ОВЗ по математике в интегрированных классах

При выстраивании индивидуального образовательного маршрута учителю необходимо знать особенности психических процессов детей с О В З. Необходима корректировка содержания курса математики. ...

13 07 2019 17:10:47

Шоу-турнир для учащихся 8-х классов "Знатоки математики"

Игры и турниры всегда служили развитию смекалки и познавательных интересов детей на всех уровнях их возрастного развития. Ведь не секрет, что те ученики, из которых на уроке слова не вытянуть, в играх становятся такими активными, какими мы их в классно-урочных буднях и представить себе не в состоянии. В игре они обретают не только равноправие, но и реальную возможность стать лидерами, вести за собой других. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. ...

12 07 2019 15:49:28

Обобщающий урок математики по теме "Производная функции". 10-й класс

Обобщающий урок алгебры в 10-м классе. На уроке использовалась работа в парах – зачет по теории; проверка домашней работы через графопроектор (работа оформляется на файлах маркером ); расшифровка темы урока (математический кроссворд ); выполнение математического диктанта и его проверка по готовым ответам; решение тестовых заданий в формате Е Г Э в 5-и вариантах и самопроверка по готовым ответам; в рамках использования сберегающих технологий проводились физкультминутки....

11 07 2019 23:52:34

Снижение уровня математических знаний. Их причины и пути преодоления

Извечная проблема учителя математики – математическая неуспеваемость. Почему дети не любят математику – царицу наук? Что делать? Как быть? Можно ли эти проблемы разрешить? Об этом пытается размышлять учитель....

10 07 2019 8:46:30

Интерактивное обучение математике как методическая система

Возможно ли уже сегодня обучение математике на основе целостной технологии интерактивного обучения? Описанный в статье опыт показывает, что, оказывается, вполне возможно, причем даже при отсутствии таких средств обучения, как интерактивная доска или медиавизор....

09 07 2019 14:40:49

Турнир "Математический хоккей". Игра для учащихся 5–6-х классов

Игра - творчество, игра - труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре....

08 07 2019 5:13:28

Экспериментальная (практическая часть) экзамена по физике (11-й класс)

В статье представлены билеты по физике для 11-го класса вместе с решениями. ...

07 07 2019 7:48:18

Использование дидактических игр на уроках математики. Игры "Инвентаризация" и "Счастливый случай"

Продолжается изучение темы " Использование дидактических игр на уроках математики". Предлагаемые игры " Инвентаризация" и " Счастливый случай" помогут преподавателям провести уроки по данным темам в интересной увлекательной форме, а студентам или учащимся школ окажут помощь в повышении уровня знаний, умений и навыков. Кроме того, игры имеют здоровьесберегающую направленность: снимают усталость, напряжённость, стимулируют интерес к учебе....

06 07 2019 20:30:29

Постоянный электрический ток

Урок проходит перед контрольной работой в игровой форме – путешествие по станциям. Урок не оставляет равнодушным ни одного ученика, развивая их самовыражение, побуждает к поиску решений....

05 07 2019 5:52:32

Использование опор при изучении курса алгебры

Предлагается пошаговая система изучения материала курса алгебры с использованием различного вида опор. В качестве опор - схем используются "карточки-информаторы", "карточки-с образцами решения", "карточки-конспекты". Наиболее актуально употребление опор при обучении контингента учащихся, имеющих пробелы в знаниях материалов курса алгебры предыдущих лет. Применение опор позволяет сделать успешным деятельностный процесс получения знаний, повышает уровень мотивации и потребностей самосовершенствования обучающихся. ...

04 07 2019 16:58:24

Нам поможет Архимед!

Цель урока: повторить: закон Архимеда, сила Архимеда, условия плавания тел; закрепить навыки решения расчетных и экспериментальных задач....

03 07 2019 4:44:25

Игровые обобщающие уроки

В конце изучения темы, как правило, проводятся обобщающие уроки, которые способствуют прочному и сознательному усвоению знаний, а также оказывают существенное влияние на развитие памяти, речи, мышления учащихся. Предлагается разработка двух игровых уроков: аукцион по теме « Физические величины» для 7 класса и «шоколадная лихорадка» по теме « Основы механики» для 9-го класса. ...

02 07 2019 22:27:15

Как работает двухтарифный счетчик электроэнергии день-ночь.

Быт современного человека нельзя представить без электричества. Именно данное благо обеспечивает функционирование большинства приборов. Учитывая нынешние тенденции роста тарифов на электроэнергию, каждый задумывался об экономии расходов по данной статье. Существует несколько подходов, позволяющих снизить плату за электричество. Одним самых действенных и не требующих огромных капиталовложений является замена измерительного прибора. Приобретение двухтарифного счетчика электроэнергии позволит снизить… Читать дальше...

01 07 2019 7:26:57

Групповая форма работы на уроках математики

В ходе урока учащиеся закрепляют навыки решения простейших уравнений и учатся решать более сложные тригонометрические уравнения, используя ранее изученный материал....

30 06 2019 18:44:43

Метод масс в геометрии

В рамках статьи рассмотрен один интересный метод решения ряда геометрических задач - метод масс. К сожалению, данный метод очень редко используется. Он не упоминается в школьной программе, хотя мог бы существенно упростить решение некоторых задач по геометрии и помочь при подготовке школьников к Е Г Э....

29 06 2019 4:24:24

Действия с положительными и отрицательными числами. 6-й класс

В статье рассматриваются действия с положительными и отрицательными числами. Учащиеся совершают путешествие в историю чисел....

28 06 2019 23:35:27

Интегрированный урок математика + русский язык + литература. Тема "Ты, твое имя и математика"

В ходе занятия, с помощью различных форм проверки знаний учащихся по теме « Преобразование рациональных выражений», происходит знакомство учащихся со значением имен, в том числе со значением имени каждого учащегося класса. На уроке используются пословицы, поговорки, сказки, содержащие имена....

27 06 2019 8:50:16

Использование современных образовательных технологий на уроках математики на примере урока в 4-м классе

Одна из основных задач учителя – заинтересовать учащихся в предмете, стимулировать его познавательную и творческую активность. Применение компьютерной техники позволяет сделать урок привлекательным и современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов. Благодаря использованию информационных технологий повышается результативность изучения темы, обеспечивается существенная экономия учебного времени. ...

26 06 2019 12:43:37

Разработка урока математики в 5-м классе по теме: "Умножение десятичных дробей"

Представлена разработка урока математики в 5-м классе, который помогает закрепить пройденный материал, то есть научить решать примеры, правильно читать десятичные дроби, записывать дроби под диктовку. ...

25 06 2019 21:54:30

Урок алгебры в 8-м классе. Тема: "Работа с микрокалькулятором". Проект "Расчет количества пищи с учетом ее калорийности"

Проводя этот урок, мне хотелось показать, что эта конкретная вычислительная работа (и привлекательная постановка задач) не на словах, а на деле показывает силу математических методов в различных областях человеческой деятельности, осуществляет прикладную составляющую математического образования в школе и реализует межпредметные связи....

24 06 2019 8:38:28

Урок алгебры в 11-м классе "Нестандартные приемы решения иррациональных уравнений"

Урок алгебры " Нестандартные приемы решения иррациональных уравнений" может проводиться как урок обобщения знаний в 11-м классе при подготовке к экзамену или как урок в сильном 10-м классе при изучении темы иррациональные уравнения (§ 9 в учебнике " Алгебра и начала анализа" Алимов Ш. А. и др). Рассмотрены примеры решения уравнений, собранных из материалов вступительных экзаменов в различные В У Зы г. Санкт- Петербурга....

23 06 2019 15:47:12

Фрезы для вагонки, филенки и камню. Выбор, особенности и характеристики

Есть ручной фрезер, а хочется чего-то больше, например, фрезерный станок? Посмотрите как это сделали другие из того что было и какие станки в итоге получились!...

22 06 2019 22:43:30

Алгебра. 8-й класс. Урок–путешествие по теме "Решение неполных квадратных уравнений"

В ходе урока учащиеся, решая математические задания, прокладывают маршрут путешествия по волжским городам, знакомятся с их основными достопримечательностями и краткими биографиями ученых-математиков, родившихся в этих городах. Урок синтегрирован с историей. ...

21 06 2019 1:58:47

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Давление". 7-й класс

В конце изучения темы " Давление" в 7-м классе всегда провожу повторительно-обобщающий урок. В последнее время этот урок мне помогают проводить ученики. Они с большим удовольствием готовятся к нему и участвуют в его проведении. Возможности компьютера и глобальной сети Интернет приходят нам на помощь. Учащиеся в группах готовят презентации по заранее полученным темам и с удовольствием выступают на уроке. Кроме выступлений с презентациями, на уроке мы решаем много качественных и количественных задач. ...

20 06 2019 0:47:32

Формирование ключевых компетентностей школьника средствами технологии модульного обучения

Введение понятия “компетенция” обозначило проблему, когда ученики испытывают трудности в деятельности, требующей использования знаний для решения конкретных задач. Для этого необходимо применять активные методы обучения и технологии, развивающие познавательную, коммуникативную и личностную активность школьников. Одним из перспективных направлений является осуществление компетентностного подхода в образовании. ...

19 06 2019 16:56:46

Урок с ИКТ "Атомная энергетика: за и против". 11-й класс

Среди вопросов, представляющих научный интерес, немногие приковывают к себе постоянное внимание и вызывают так много споров, как вопрос о действии радиации на человека и окружающую среду. Урок не претендует на то, чтобы дать ответ на все вопросы....

18 06 2019 23:55:21

Открытый урок на тему "Противоположные числа. Модуль"

Формирование у детей понятия отрицательного числа составляет основу темы " Рациональные числа и действия над ними" и всего курса математики для шестого класса. Понятия противоположных чисел и модуля также являются основными в курсе шестого класса. Предлагаю вам конспект урока в 6-м классе по теме " Противоположные числа. Модуль"....

17 06 2019 8:23:12

Как построить график функции y = f(x+l), если известен график функции y = f(x)

Построение и чтение графиков функций – один из самых интересных, но в том числе и сложных этапов в изучении курса алгебры. Урок проводится с целью рассмотреть зависимость смещения графика функции от формулы. Обобщаются практические умения строить и читать графики....

16 06 2019 11:50:45

Урок алгебры по теме "Четность и нечетность функции". 9-й класс

Урок алгебры закрепляет понятия "четность" и "нечетность функции". Формирует умения и навыки определять четность и нечетность функций аналитически и при рассмотрении их графиков....

15 06 2019 0:45:40

Краны для радиаторов отопления — как выбрать и установить.

Постепенно становятся достоянием истории малоэффективные системы отопления, смонтированные с помощью обвязки стальными трубами, уложенными по телескопическому принципу. Гравитационные силы, поддерживающие циркуляцию теплоносителя, не требовали вмешательства запорно-регулирующей арматуры в круговорот жидкости при замкнутом контуре.  При необходимости ограничение протока на более коротких ветках достигалось плавным сужением диаметра трубопроводов. Изменения в теплоснабжении, вызванные повсеместным внедрением закрытых систем при обогреве… Читать дальше...

14 06 2019 10:13:19

Турнир смекалистых по физике для 7-го класса

Информационная карта методической разработки " Турнир смекалистых"....

13 06 2019 19:46:56

Урок по математике в 5-м классе по теме "Степень числа"

Данный урок математики разработан для класса, ориентированного в будущем на углубленное изучение предмета. Поэтому вводится понятие степень числа, а уж затем на его основе формируются понятия: квадрат числа, куб числа. Задания помогают развивать логическое мышление и творческие способности. ...

12 06 2019 20:43:40

Роль самостоятельной работы в обучении математике

Автор статьи при составлении математического диктанта использует задания, которые дают возможность самостоятельной оценки. ...

11 06 2019 6:46:38

Особенности исследовательской деятельности по математике

Статья рассказывает об особенностях исследовательской деятельности в математике. В каждом классе есть ученики, которые проявляют интерес к математике, которые склонны к самостоятельному изучению и анализу научной и научно-популярной литературы. Целесообразно вовлекать таких учеников в процесс написания реферата. Рефераты по математике условно можно разделить на три типа: классификационный, познавательный и исследовательский. Любой учитель, умело организуя работу, будет вознагражден ее результатами. Повысится математический уровень всех участников совместной деятельности....

10 06 2019 0:46:25

Урок-соревнование по теме "Площади фигур"

Повторительно-обобщающий урок проводится в форме соревнования команд 10-х и 11-х классов. Выбранная форма урока позволяет охватить теоретический материал, большой объем задачного материала, повторить формулы для вычисления площадей плоских и пространственных фигур, закрепить умения решать задачи на вычисление площадей. Дух соревнования и нестандартность заданий повышают познавательную активность учащихся, укрепляют чувство дружественной атмосферы и сопереживания друг к другу....

09 06 2019 11:30:22

Урок по теме "Решение задач о молоке и сыре"

Урок математики содержит проблемно-диалоговое обучение и поисково-исследовательский метод. Учащиеся активно участвуют, осознают цель и значимость своей работы....

08 06 2019 4:29:18

Медиана как статистическая характеристика

Урок соответствует требованиями федерального компонента государственного стандарта, по учебнику Макарычева Ю. Н. « Алгебра. 7 класс», может использоваться с другими учебниками. Для обучающихся, владеющих информационными технологиями, предлагается задание в электронных таблицах....

07 06 2019 10:46:32

Программа предпрофильного курса по физике "Механика"

Данная программа предназначена для курсов по выбору по физике в 9-м классе. Целью данной программы является формирование основ физики, более детальное и углубленное изучение данного раздела. Подготовка к усвоению программы профильного класса, где этот раздел представлен как повторительно - обобщающий. Особое внимание уделяется в главе " Введение" обработке результатов, расчет погрешностей, построение и работа с графиками, задачи с элементами векторной алгебры. Данный курс предусматривает использование информационных технологий. ...

06 06 2019 11:20:22

Урок математики в 5-м классе "Доли и дроби. Хлеб блокадного Ленинграда"

Урок на тему " Доли и дроби" в 5-м классе по календарно-тематическому планированию приходится на январь месяц. 18 января – это день прорыва блокады Ленинграда. Это историческое событие можно связать с данной темой, которая имеет огромное воспитательное значение. На уроке закрепляются понятия доли и дроби, развиваются навыки решения текстовых задач на нахождение дроби от числа....

05 06 2019 4:21:58

Урок обобщения знаний в 6-м классе по теме: "Пропорция. Основное свойство пропорции"

Данный материал представляет собой разработку урока обобщающего повторения в 6-м классе по теме " Пропорция. Основное свойство пропорции". Через урок математики знакомит учащихся с природой Мурманской области и дает возможность познакомить с достопримечательностями родного края своих друзей. Материал урока дифференцирован по темпу работы разных учеников. ...

04 06 2019 19:43:12

Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну дробей"

Внеклассное мероприятие по математике разработано для учащихся 6-х классов. Мероприятие содержит презентацию, рассказывающую о возникновении обыкновенных и десятичных дробей, а затем между учащимися класса проводится соревнование в форме игры « Брейн-ринг», где предлагается большое количество разнообразных заданий. Способствует развитию и укреплению интереса к предмету....

03 06 2019 23:33:48

Конспект урока "Первый закон термодинамики"

Представлен конспект урока " Первый закон термодинамики" для учащихся 10-х классов....

02 06 2019 22:25:31

Открытый урок математики "Смекни! И познай радость умственного труда". 5-й класс

Лейтмотивом урока служит обращение к учителям Василия Александровича Сухомлинского « Дайте ребенку радость умственного труда». Важно, чтобы урок стал уроком вежливых, доброжелательных отношений, духовной общности, научил в каждом из нас видеть светлую сторону и вступать в такое общение, которое доставляло нам радость и помогло проявить индивидуальность....

01 06 2019 12:39:18

Построение графиков функций элементарными методами

Изучение курса « Построение графиков функций элементарными методами» закладывает основы аналитического мышления, формирует интуицию, развивает логику и культуру использования функциональных обозначений и методов. Данный курс можно рекомендовать в качестве элективного в X–XI классах....

31 05 2019 2:40:54

Урок математики в 5-м классе по теме "Решение уравнений"

Урок выявляет умения учащихся при решении уравнений различных видов. Он направлен на развитие математического мышления, логики. Формирование математических навыков проходит через разные формы работы и смену видов деятельности. Материал урока, интегрированный с краеведением, направлен на пробуждение интереса к математике и мотивацию на изучение истории родного края....

30 05 2019 10:13:25

К 300-летию со дня рождения выдающегося русского ученого М.В. Ломоносова. Урок-конференция

В ознаменовании юбилея предлагается разработка общешкольной межпредметной конференции « М. В. Ломоносов – гений земли Русской». Доклады учащихся были представлены в виде презентаций в PowerPoint....

29 05 2019 16:23:44

Построение графика квадратичной функции. 9-й класс

Урок проводится с целью систематизации знаний учащихся, полученных при изучении квадратичной функций; развития математической речи, умения правильно, последовательно и рационально излагать свои мысли; развития навыка правильной записи математического текста при помощи символов и обозначений. В классе учащиеся имеют одинаковую математическую подготовку, за исключением одной ученицы. В ходе урока для нее были подобраны индивидуальные задания на всех этапах....

28 05 2019 20:44:31

Урок математики в 5-м классе по теме "Деление с остатком" с использованием ИКТ

Цели: закрепить умение решать примеры на все арифметические действия; формировать умение делить с остатком, стимулировать учащихся к получению новых знаний; повышать интерес к предмету; развивать логическое мышление, умения рассуждать и делать выводы, использовать математический язык. ...

27 05 2019 6:18:41

НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе "В цирке"

Цель Н О Д: закрепление знаний сложения и вычитания в пределах десяти; развитие оперативной памяти детей дошкольного возраста; воспитание любви к «братьям нашим меньшим»; создание у детей радостного эмоционального настроя. В Н О Д использованы нарисованные на отдельных листах рисунки «артистов» цирка (зебра, медведь на велосипеде, тюлень с шарами, маг), красочные «билеты» на представление в цирк....

26 05 2019 12:28:53

Площадь. Формулы площади прямоугольника и квадрата

Автор статьи ставит цели: обобщить и систематизировать раннее изученный материал. Развивает навыки самостоятельной работы, творческую деятельность. Прививает аккуратность в оформлении, математическую грамотность. Воспитывает у детей дисциплинированность, ответственность, доброжелательное отношение друг к другу. ...

25 05 2019 12:18:36

Интегрированный урок по математике и информатике на тему "Решение простейших тригонометрических неравенств"

Интегрированный урок математика + информатика по теме " Решение простейших тригонометрических неравенств" включает в себя три этапа: математическое объяснение нового материала с помощью демонстрации презентации с эффектами анимации; закрепление изученного материала с помощью программы " Живая геометрия" на компьютере; проверка знаний при выполнении самостоятельной работы....

24 05 2019 13:18:59

Групповая работа на уроках математики по теме "Длина окружности и площади круга"

Данный урок математики в 6-м классе с использованием мультимедийной презентации по теме является уроком изучения нового материала, цель которого – познакомить учащихся с формулами длины окружности и площади круга, а также с числом π. Формулы выводятся учащимися в результате практической работы по измерению длины окружности и площади круга. ...

23 05 2019 7:15:25

Программа курса "Виват, математика!"

Программа курса « Виват, математика» предназначена для учащихся 5-го класса и может быть использована при проведении внеурочной деятельности. Курс нацелен на решение занимательных и нестандартных заданий, которые не рассматриваются на уроках математики, а также на подготовку учащихся к математическим конкурсам и олимпиадам....

22 05 2019 18:42:54

Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда

В ходе урока учащиеся сформулируют правила построения сечений. Урок спланирован так, что его структура, вопросы, задания способствуют развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся....

21 05 2019 21:47:35

Объемы тел

План урока составлен с учетом психологических особенностей учащихся. В начале урока перед учащимися поставлена цель, определены результаты и формы работы....

20 05 2019 19:18:38

Решение задач по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов"

Урок применения знаний и умений в 7-м классе в форме микроисследований (работа в группах). Используя различные дидактические материалы, учитель не только вовлекает всех учащихся в активную познавательную деятельность, но и учит их осуществлять рефлексию на каждом этапе урока....

19 05 2019 2:52:51

Технология дифференцированного обучения в преподавании математики

Применение технологии дифференцированного обучения на уроках математики является необходимым условием для успешного овладения математическими знаниями. В статье описано использование в работе карточек-заданий, карточек-консультантов, обучающих карточек, приведены примеры....

18 05 2019 19:44:36

Внеклассная работа по математике "Льюис Кэрролл"

Интегрированное внеклассное мероприятие предполагает расширение знаний учащихся, развитие познавательного интереса и творческой активности, что вызывает умение самостоятельно творчески работать с учебной и научно-популярной литературой. Важность этого проекта – залог успешной работы учащихся по предметам. В проекте используется обширная наглядность, сценки, стихи, музыка....

17 05 2019 5:58:45

Глиняный раствор для кладки печи: как приготовить, где взять глину, как сделать состав, раствор из глины, как правильно развести

Хорошие печники издревле ценились на Руси. Их мастерство передавалось из поколения в поколение. Доводились до совершенства порядовки и составы растворов, которые применялись при кладке домашних очагов. Наиболее востребованными сегодня являются печи для бани. Чтобы они служили долго, нужно знать секреты дешёвого сырья, особенности приготовления раствора из глины для кладки печей, уметь рассчитать соотношение компонентов. Приготовить… Читать дальше...

16 05 2019 20:35:13

Урок математики по теме "Правило отыскания наибольшего общего делителя". 6-й класс

Урок опирается на ранее изученные понятия: наибольший общий делитель, разложение числа на простые множители. В ходе урока формулируется правило отыскания Н О Д, полученные знания применяются при нахождении Н О Д больших чисел и сокращении больших дробей....

15 05 2019 17:10:22

Контрольная работа по теме "Законы постоянного тока"

Измерительные материалы разработаны для диагностики учебных достижений по физике с целью проверки не только умений, которые определяются Перечнем видов деятельности по данной теме, но и общеучебных умений для предметов естественно-научного цикла....

14 05 2019 6:37:31

Креативный подход к формированию педагогической системы преподавания дисциплин "Теория вероятностей и математическая статистика" и "Элементы высшей математики"

В представленной работе обосновывается необходимость неформального подхода к изложению наиболее сложных для понимания учащимся тем математического анализа и приводятся примеры использования неформального подхода при иллюстрации математических фактов....

13 05 2019 6:53:36

Методы и средства обучения при организации различных видов уроков физики

Обучение становится эффективным только тогда, когда ученики проявляют познавательную активность. Главным критерием успешности проведения урока должно стать участие в учебной деятельности всех без исключения учащихся. Использование различных методов обучения позволяет наиболее полно воздействовать на личность, наиболее обстоятельно рассмотреть изучаемый материал. ...

12 05 2019 13:41:19

Конспект урока по теме "Арифметический корень"

Разработка урока по предмету « Алгебра и начала анализа» в 10-м классе по теме « Арифметический корень». В тексте разработки использованы ссылки на приложения, содержащие учебно-наглядные пособия: таблицу к дидактической игре, разноуровневые дидактические материалы, перфокарты, лист контроля. ...

11 05 2019 11:36:56

Интегрированный урок-викторина по теме: "Умножение и деление многозначных чисел на целое число. История нашей страны древнейшего периода"

Интегрированный урок-викторина может представлять интерес учителям истории и математики, был проведен во второй четверти. ...

10 05 2019 23:26:15

Задачи на построение циркулем и линейкой. Построение треугольника по трем элементам. Сложение, вычитание и сравнение десятичных дробей

Цель урока: закрепить алгоритм основных задач на построение с помощью циркуля и линейки: построение треугольника по трем элементам; развивать знания, умения и навыки сложения, вычитания и сравнения десятичных дробей....

09 05 2019 13:32:57

Дробная черта, числитель, знаменатель. 6-й класс

Урок по теме « Дробная черта, числитель, знаменатель» способствует формированию первоначальных представлений об обыкновенных дробях; дает представление о числителе, знаменателе, дробной черте, их месте в записи обыкновенной дроби. Учащиеся научатся составлять обыкновенные дроби, правильно читать их, находить элементы дроби: числитель, знаменатель, дробную черту....

08 05 2019 9:21:41

Урок в игровой форме "наадым" по теме "Возведение в степень произведения и степени"

Урок проведен в игровой форме «наадым» на тувинском языке, учащиеся работают в группах. Учащиеся должны уметь применять свойства умножения и деления степеней в ходе игры « Конные скачки»; « Стрельба из лука»; соревнования « Кодурер- Даш» (поднятие камня); вольная борьба « Хуреш». Воспитательной целью является пробуждение интереса к национальному празднику « Наадым»....

07 05 2019 22:33:40

Делители и кратные

Представлена презентация к уроку по теме " Делители и кратные"....

06 05 2019 14:26:15

Изучение оптических систем

Учебное занятие с использованием Ц О Р позволяет учащимся на практике развивать умения и навыки: построение изображений в линзе, применение формулы тонкой линзы при решении задач, выполнение интерактивных лабораторных работ в физической лаборатории....

05 05 2019 16:13:15

Урок "Теорема Пифагора"

Главным в уроке было создание проблемной ситуации. Чтобы ее разрешить, были проведены практические исследования. В них использовались модели, изготовленные самими учащимися, демонстрирующие свойства площадей и вывод формул площадей. Результатом этих исследований стал вывод теоремы Пифагора. ...

04 05 2019 22:26:43

Урок-презентация по теме "Плавание тел". 7-й класс

Компьютерная презентация дает возможность учителю более глубоко дать теоретический материал и при этом помогает учащимся детально вникнуть в физические процессы и явления, изучить теоретическую сторону темы, а также позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению предметов естественно-математического цикла, формировать общее мировоззрение на современном научном уровне....

03 05 2019 8:39:37

Интегрированный урок по физике и информатике. "Молекулярно-кинетическая теория газов. Газовые законы. Операторы ввода-вывода"

Урок проводится в гуманитарном классе. При проведении урока использованы информационные технологии. Урок носит практический характер, дает возможность учителю быстро проверить знания учащихся по теме, ученику применить знания в нестандартной ситуации; развивает познавательный интерес и творческие способности старшеклассников. ...

02 05 2019 21:17:18

Математика в стихах, или Учение с увлечением

В 7-м классе вводятся понятия «медиана, биссектриса и высота треугольника», но только биссектрису знает прочно не одно поколение школьников и их родственников. Почему? Потому, что «биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». А нельзя ли придумать что-нибудь аналогичное?...

01 05 2019 2:41:45

Аксиома параллельных прямых. 7-й класс

Цель урока: организация деятельности обучающихся по изучению и первичному закреплению аксиомы параллельных прямых и ее следствий, понятие об аксиомах геометрии....

30 04 2019 0:39:12

Вероятность и статистика

Представлен конспект урока математики в 7-м классе по теме: " Вероятность и статистика"....

29 04 2019 2:17:34

Урок физики по теме "Плавание тел" (7-й класс)

Цели данного занятия: выяснить условия плавания тел в зависимости от плотностей тела и жидкости; использовать полученные знания в нестандартных ситуациях; способствовать выработке у школьников умения обобщать изучаемые факты; активизировать сознательную деятельность учащихся. ...

28 04 2019 1:36:46

Интегрированный урок по физике и химии для учащихся 9-го класса "Общие свойства металлов"

При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует учебно-познавательную деятельность так, что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы. В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий. ...

27 04 2019 16:32:20

Интегрированный урок (физика + информатика) по теме "Колебания"

Для качественного проведение урока желательно проводить его в кабинете информатики или использовать переносной компьютерный класс, т.к. для написания теста и создания презентации учащимся необходимы П К. План урока, бланки отчетов, инструкции по выполнению работы и созданию презентации распечатываются заранее для каждого ученика и раздаются в начале урока....

26 04 2019 7:13:36

Еще:
Важное о расчетах -1 :: Важное о расчетах -2 :: Важное о расчетах -3 :: Важное о расчетах -4 :: Важное о расчетах -5 :: Важное о расчетах -6 :: Важное о расчетах -7 :: Важное о расчетах -8 :: Важное о расчетах -9 :: Важное о расчетах -10 :: Важное о расчетах -11 :: Важное о расчетах -12 :: Важное о расчетах -13 :: Важное о расчетах -14 :: Важное о расчетах -15 :: Важное о расчетах -16 :: Важное о расчетах -17 :: Важное о расчетах -18 :: Важное о расчетах -19 :: Важное о расчетах -20 :: Важное о расчетах -21 :: Важное о расчетах -22 :: Важное о расчетах -23 :: Важное о расчетах -24 :: Важное о расчетах -25 :: Важное о расчетах -26 :: Важное о расчетах -27 :: Важное о расчетах -28 :: Важное о расчетах -29 :: Важное о расчетах -30 :: Важное о расчетах -31 :: Важное о расчетах -32 :: Важное о расчетах -33 :: Важное о расчетах -34 :: Важное о расчетах -35 :: Важное о расчетах -36 :: Важное о расчетах -37 :: Важное о расчетах -38 :: Важное о расчетах -39 :: Важное о расчетах -40 :: Важное о расчетах -41 :: Важное о расчетах -42 :: Важное о расчетах -43 :: Важное о расчетах -44 :: Важное о расчетах -45 :: Важное о расчетах -46 :: Важное о расчетах -47 :: Важное о расчетах -48 :: Важное о расчетах -49 :: Важное о расчетах -50 :: Важное о расчетах -51 :: Важное о расчетах -52 :: Важное о расчетах -53 :: Важное о расчетах -54 :: Важное о расчетах -55 :: Важное о расчетах -56 :: Важное о расчетах -57 :: Важное о расчетах -58 :: Важное о расчетах -59 :: Важное о расчетах -60 :: Важное о расчетах -61 :: Важное о расчетах -62 :: Важное о расчетах -63 :: Важное о расчетах -64 :: Важное о расчетах -65 :: Важное о расчетах -66 :: Важное о расчетах -67 :: Важное о расчетах -68 :: Важное о расчетах -69 :: Важное о расчетах -70 :: Важное о расчетах -71 :: Важное о расчетах -72 :: Важное о расчетах -73 :: Важное о расчетах -74 :: Важное о расчетах -75 :: Важное о расчетах -76 :: Важное о расчетах -77 :: Важное о расчетах -78 :: Важное о расчетах -79 :: Важное о расчетах -80 :: Важное о расчетах -81 :: Важное о расчетах -82 :: Важное о расчетах -83 :: Важное о расчетах -84 :: Важное о расчетах -85 :: Важное о расчетах -86 :: Важное о расчетах -87 :: Важное о расчетах -88 :: Важное о расчетах -89 :: Важное о расчетах -90 :: Важное о расчетах -91 :: Важное о расчетах -92 :: Важное о расчетах -93 :: Важное о расчетах -94 :: Важное о расчетах -95 :: Важное о расчетах -96 :: Важное о расчетах -97 :: Важное о расчетах -98 ::

Добро пожаловать наш сайт! Здесь Вы можете узнать все то, что давно втайне хотели выяснить про электрику, но стеснялись спросить: например, как маркируют кабеля, или какие условные обозначения рисуют в электрических схемах. Мы выложили это для вас в открытом доступе! Пользуйтесь!