Приемы здоровьесбережения на уроках > Мастера спешат на помощь!
мастера спешат на помощь!    

Приемы здоровьесбережения на уроках

В документах “Приоритетные направления развития образования в России” и городской целевой Программе “Развитие образования в городе Москве в 2012-2016 гг. Столичное образование” особое внимание уделяется созданию условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование их здорового образа жизни. Гимназия № 1579 занимается вопросами здоровьесбережения более 10 лет, реализуя разработанную Программу здоровья.

Реализация любой программы начинается в первую очередь с мотивации учителей. Учитель должен понять суть программы и овладеть основными формами ее реализации. Организация образовательного процесса с позиций здоровьесбережения детей – первоочередная задача каждого учителя. Для гимназического образования характерны повышенные учебные нагрузки, поэтому профилактика переутомления на уроках и его негативного последствия для здоровья детей особенно важна.

Красной нитью через весь учебный процесс должны проходить принципы здоровьесбережения детей:

  • учет возрастно-половых особенностей обучающихся;
  • учет состояния здоровья детей данного класса;
  • учет индивидуальных психофизиологических особенностей детей;
  • обязательное структурирование урока на основе закономерностей изменения работоспособности;
  • обучение в малых группах (индивидуализация обучения);
  • использование наглядности и сочетании различных форм предоставления информации;
  • создание на уроке эмоционально благоприятной атмосферы;
  • формирование положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”).

Каждый ребенок – это личность со своей индивидуальностью. Здесь уместно вспомнить слова известного чешского педагога и философа Яна Коменского: “Совершенно неразумен тот, кто считает возможным учить детей не так, как они могут, а как он сам того желает”.. Реализуя принципы здоровьесбережения, очень важно учитывать закономерности роста, развития, возрастные особенности детей тех или иных классов и индивидуальные психофизиологические особенности каждого ученика. Следует помнить, что школьникам необходимо передать не только определенную сумму знаний, но и сохранить работоспособность их организма, не вызвать переутомление, чрезмерный стресс и срыв адаптационных возможностей, которые в дальнейшем могут вызвать ухудшение состояния их здоровья.

В течение урока учитель должен уметь распознавать начальные признаки утомления учащихся и предупреждать возникновение у них переутомления с симптоматикой нервно-психических расстройств. Для профилактики утомления учащихся, учитель должен переключить внимание с одного вида деятельности на другой, провести в классе физкультминутку, организовать эмоциональную разрядку и выполнить целый ряд действий, которые обозначены как здоровье сберегающие элементы.

Для эмоциональной разрядки подойдет шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, небольшое стихотворение или песенка. Например,

Пословицы:

Ничто не ценится так дешево и значит так дорого, как здоровье.
Береги здоровье с молоду.
Счастливый чувствует себя на седьмом небе.

Афоризмы:

“Не пренебрегай здоровьем своего тела”.
“Прежде чем лечь спать, проанализируй свои поступки за день”. Заповеди Пифагора.
“Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит” – М. Ломоносов
“Учить можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом” – А. Франс
“Гений состоит из одного процента вдохновения и 99 процентов потения” –
Т. Эдисон.
“Шуточные примеры часто имеют больше значения, чем полезные” – Штифель
“Математика есть лучшее, и даже единственное введение в изучение природы” – Д.Писарев
“Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели” – А. Маркушевич.

Шутки:

“Берегите воду – она нужна как воздух!”
“Предо мной вы все равны – все способны и умны”.

Песня Владимира Высоцкого:

“Если хилый, сразу – в гроб.
Сохранить здоровье чтоб,
Применяйте люди обтирание”

Шуточная песня из кинофильма:

Закаляйся! Если хочешь быть здоров,
Постарайся позабыть про докторов.
Водой холодной обливайся,
Если хочешь быть здоров!

При подготовке к урокам учителю необходимо в первую очередь изучить требования СанПиН 2.4.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях” (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2011 г. № 189).

Рекомендации по учету индивидуальных психофизиологических особенностей можно найти в методическом пособии “Технологии обучения, способствующие укреплению здоровья детей в современной школе”. В книге Н.К. Смирнова “Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе” подробно описываются здоровьесберегающие элементы, которые следует использовать на уроке.

В качестве примера такой организации урока, в ходе которой используются элементы здоровьесбережения, приводим разработку урока по теме “Проценты”.

Тема урока: “Решение задач на проценты”.

Цели урока:

1. Образовательная цель для шестиклассников: научить решать задачи по теме “Проценты”.
2. Воспитательная цель: воспитывать навыки делового сотрудничества, умение красиво оформлять решение задач.
3. Развивающая цель: умение анализировать, делать выводы, умение применить изученный материал на практике.

Этап 0. Организационный момент. Время – 2 мин.

Цель этапа: подготовка учащихся к работе, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Методы и формы деятельности учителя.
проверить наличие учебников,
– проверить наличие калькуляторов,
– проверить гигиенические условия в классе.

Виды деятельности учащихся. Учащиеся готовятся к уроку.

Приемы здоровьесбережения: проверить гигиенические условия в классе: температуру и свежесть воздуха, освещенность класса и т.д.

Этап 1. Постановка целей урока. Время – 1 мин.

Цель этапа: мотивация учащихся на изучение нового материала.

Методы и формы деятельности учителя. Устное сообщение учителя цели урока “Научиться решать задачи на проценты”. Важно подчеркнуть практическую значимость темы.

Виды деятельности учащихся. Запись темы в тетрадь.

Приемы здоровьесбережения: мотивация детей на изучение нового материала и повышение интереса к изучаемому материалу.

Этап 2. Повторение материала предыдущих уроков. Время – 5 мин.

Цель этапа: подготовка к основному этапу занятий.

Методы и формы деятельности учителя. Аудиовизуальный метод (сочетание словесного и наглядного).

На экране мультимедийной установки презентация.

1. Определение обыкновенной дроби.

Числитель 2 (взяли).

Знаменатель 3 (разделили).

Черту дроби понимают как знак деления. = 2 : 3

2. Процент это сотая часть числа.

1% = 0,01; 5% = 0,05; 1,7% = 0,017

Чтобы проценты записать в виде обыкновенной дроби, надо число процентов разделить на 100 и отбросить знак %.

Примеры: 150% = 1,5; 100% =1; 20% = 0,2.

Чтобы выразить обыкновенную дробь в процентах, надо умножить ее на 100 и приписать знак %.

Примеры: 0.75 100% = 75 %; 0,08 100% = 8 %.

Виды деятельности учащихся. Умение слушать объяснение учителя

Приемы здоровьесбережения:
технические средства обучения применяем в соответствии с гигиеническими требованиями;
– выработка внешней мотивации учащихся: радость от активности во время фронтальной работы.

Этап 3. Выполнение упражнений на повторенный материал. Время – 7 мин.

Цель этапа: актуализация опорных знаний и умений.

Методы и формы деятельности учителя. Коллективный контроль и самоконтроль знаний.

Работа в рабочих тетрадях. Задание: выразить данные числа в виде процентов и записать данное количество процентов в виде обыкновенной дроби.

1 . Вырази в процентах числа:

0,11 = _____%; 0,02= _____%; 5 = _____%; 0,2 = _____%; 0,086 = _____%; 1,71 = _____%;

0,376 = _____%; 4,502 = _____%; 3,5 = _____%; 2,042 = _____%.

2. Представь в виде десятичных дробей:

300 % = _____; 25 % = _____; 10 % = _____; 42 % = _____; 16 % = _____; 121 % = _____;

13,8 % = _____; 230 %= _____; 8,4 % = _____; 0,2 % = _____.

Виды деятельности учащихся. Дети проверяют свою работу сами по готовым ответам и выставляют карандашом оценку.

1. Вырази в процентах числа:

0,11 = 11%; 0,02= 2%; 5 = 500%; 0,2 = 20%; 0,086 = 8,6%; 1,71 = 171%;
0,376 = 37,6%; 4,502 = 450,2%; 3,5 = 350%; 2,042 = 204,2%.

2. Представь в виде десятичных дробей:

300 % = 3; 25 % = 0,25; 10 % = 0,1; 42 % = 0,42; 16 % = 0,16; 121 % = 1,21;
13,8 % = 0,138; 230 %= 2,3; 8,4 % = 0,084; 0,2 % = 0,002..

Приемы здоровьесбережения:
дифференциация заданий;
– создание ситуации успеха.

Физкультминутка. Упражнения для снятия статического напряжения. Время – 2 мин.

Цель этапа: снятие статического напряжения.

Методы и формы деятельности учителя. Учитель показывает упражнения.

1. Исходное положение: руки вдоль туловища, свободны. Делаем вращение корпусом влево и вправо, перемещая руки сначала на пояс, затем за спину, на плечи, на шею, вверх.

2. Поворот. Коснуться сзади стоящей парты.

3. Подбородок прижимаем к груди, плечи во внутрь, а затем постепенно отводим плечи назад, поднимая голову.

Виды деятельности учащихся. Выполнение упражнений

Приемы здоровьесбережения: снятие напряжения в теле.

Этап 4. Объяснение нового материала. Время – 6 мин.

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний.

Методы и формы деятельности учителя. Контроль умения детей слушать учителя.

Привлекаем детей к активной мыслительной деятельности.

Три типа задач на проценты:
– нахождение процента от числа;
– нахождение числа по его части;
– какую часть одно число составляет от другого.

При решении задач на проценты применяют следующие правила:

1).Чтобы найти дробь от числа, надо число умножить на эту дробь. Примеры: Найти 5% от 26. Найти 2/5 от 15.

2). Чтобы найти число по его части, надо разделить эту часть на соответствующую ей дробь. Пример: 2/5 числа равны 10. Найти число.

3). Чтобы найти, какую часть одно число составляет от другого, надо числа поделить и ответ выразить в процентах, т.е. умножить на 100 и приписать знак процента.

Пример. Какую часть составляют 16 “хорошистов” от 25 учащихся класса? (16:25) 100% = 64%

Виды деятельности учащихся. Выработка умения слушать, умения управлять своим вниманием.

Приемы здоровьесбережения:
– учитель следит за осанкой детей;
– выработка внутренней мотивации: стремления узнать новое;
– контроль правильного оформления записей в тетрадях.

Этап 5. Первичная проверка понимания нового материала. Время – 5 мин.

Цель этапа: выработка умений по применению знаний и рациональных способов решения.

Методы и формы деятельности учителя. Самостоятельное решение задач с опорой на доску.

Решение задачи на доске и в тетрадях.

1. В нашем классе 1 группу здоровья имеют 30% всех учащихся класса, 2 группу – 50% и 3 группу – 20%. Сколько учащихся составляют каждую группу, если в классе 30 учеников?

2. Калорийность школьных горячих завтраков составляет 20 % дневного суточного рациона учащихся. Каков суточный рацион учащегося, если завтрак составляет 500 ккал?

3. Величины суточных энергетических трат школьников в зависимости от их возраста и учебной нагрузки таковы:
– пятиклассники – 2300 ккал в сутки,
– старшеклассники – 3000 ккал в сутки,
– в дни с уроками физической культуры или субботниками – 3400 ккал в сутки.

На сколько процентов энергозатраты старшеклассников больше, чем у пятиклассников?

На сколько процентов повышаются энергозатраты детей во время занятий спортом и физическим трудом?

Виды деятельности учащихся. Контроль выполнения работы по алгоритму.

Приемы здоровьесбережения:
учитель следит за правильной посадкой детей во время письма, чередованием поз ребенка в зависимости от вида работы;
– учитель после выполнения задач со здоровьесберегаюшим содержанием делает вывод о необходимости для каждого человека здорового образа жизни;
– учитель не должен забывать о внешней мотивации учащихся через похвалу и поддержку.

Этап 6. Показ диафильма “Умные проценты” и обсуждение его. Время – 5 мин.

Цель этапа: в увлекательной форме привести учащихся к осмыслению важнейшего понятия темы процентов.

Методы и формы деятельности учителя. Создание проблемной ситуации. Фронтальная работа. Вызвать детей на диалог. Анализ ситуации. Поиск путей решения.

Показ диафильма “Умные проценты”.

Обсуждаем диафильм. Подчеркиваем, что очень важно понимать от чего берется данное нам количество процентов.

На экране – правильное решение задачи.

Первая цена самолета – 100 бананов, это 100%

Повысилась на 10 %, т. е. стала 110%,

Новая цена – 100 1,1 = 110 (бананов) это 100%.

Понизилась на 10 %, т. е. стала 90%.

Новейшая цена – 110 0,9 = 99 (бананов).

Виды деятельности учащихся. Учащиеся вступают в диалог.

Приемы здоровьесбережения: технические средства обучения применяем в соответствии с гигиеническими требованиями.

Физкультминутка. Упражнения для снятия напряжения глаз. Время – 1 мин.

1. Ладошки потерли друг о друга на уровне солнечного сплетения и прикладываем к закрытым глазам на одну минутку.

2. Смотрим вверх, влево, вниз, вправо.

Смотрим в верхний угол и на переносицу.

Смотрим в нижний угол и на кончик носа.

Смотрим вперед и на кончик носа.

Методы и формы деятельности учителя. Учитель показывает упражнения.

Виды деятельности учащихся. Выполнение упражнений

Приемы здоровьесбережения: снятие напряжения глаз.

Этап 7. Закрепление знаний, полученных на уроке. Время – 10 мин.

Цель этапа: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации, обучение работе в группе.

Методы и формы деятельности учителя. Метод интеллектуального стимулирования (выполнение творческого практического задания). Форма: практическая работа в группах.

Задание: Нам нужно составить анализ посещаемости учащихся для школьного мониторинга по программе “Здоровье” (нужно заранее на ксероксе сделать копии страницы №86 “Сводная ведомость учета посещаемости” классных журналов различных классов).

Выпишем из классных журналов следующие данные:
– количество учащихся в классе
– количество учащихся, которые болели,
– количество не болевших учащихся,
– количество дней в триместре,
– количество пропущенных дней,
– количество дней, пропущенных по болезни.

Теперь ответим на вопросы:
– какую часть всех детей составляют не болевшие дети?
– сколько процентов составляют дети, которые болели в триместре?
– сколько процентов триместра составляют все пропущенные дни?
– сколько процентов триместра составляют дни, пропущенные по болезни?

Проверка работы групп.

Виды деятельности учащихся.

Практическая самостоятельная работа в группах, для организации которой одна пара учащихся пересаживается ко второй паре учащихся, развернув при этом свои стулья.

Приемы здоровьесбережения:
смена позы и перемещение детей за общий стол приводит к снятию статического напряжения и способствует профилактике гиподинамии;
– учитель подчеркивает практическую значимость работы, которую предстоит выполнять ученикам;
– работа в группах – это деловое сотрудничество учащихся. Между группами устанавливается небольшое соперничество, которое стимулирует необходимое достижение результата.

Этап 8. Подведение итогов урока. Время – 1 мин.

Цель этапа: подведение итогов урока.

Методы и формы деятельности учителя.

– Учитель задает вопросы: что изучали? чему научились?
– выставление оценок,
– запись домашнего задания. Можно предложить учащимся написать сочинение по теме “Проценты в нашей жизни”.

Виды деятельности учащихся. Учащиеся подают дневник для выставления оценок.

Приемы здоровьесбережения: выработка внешней мотивации через выставление оценок, похвалу.

Благополучно закончив урок, вспомним еще раз все приемы здоровьесбережения, которые мы можем использовать в своей педагогической деятельности.

Памятка учителю.

Приемы здоровьесбережения на уроках:
– подготовка помещения к уроку (проветривание, свет, доска и т.д.);
– смена видов учебной деятельности (4–7 видов за урок, продолжительностью каждого 7–10 мин.);
– количество видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.), норма – не менее трех;
– чередование видов преподавания, норма: не позже, чем через 10–15 мин. -наличие и выбор методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учеников;
– правильное применение ТСО;
– поза учащихся за партой – наличие физкультминуток, динамических пауз, минуток релаксации, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, массаж активных точек. Норма: на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений;
– наличие здоровьесберегающих вопросов в содержательной части урока;
– наличие мотивации деятельности учащихся на уроке (внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревнование; внутренняя мотивация: стремление больше узнать, радость познания, интерес);
– психологический климат на уроке, взаимоотношения учитель-ученик и ученик-ученик;
– наличие на уроке эмоциональных разрядок (юмор, афоризм, музыка и т.д.);
– плотность урока, т.е. количество времени на учебную работу (60–80% урока);
– спокойное завершение урока.

Приложения к статье:

1. Презентация «Решение задач на проценты». Если презентацию использовать на уроке математики, то первый и четыре последних файла не нужны. Но они понадобятся, если показывать эту презентацию во время деловой игры с учителями.

2. Таблица, в которой отражена научно-методическая работа за последнее десятилетие по проблеме здоровьесбережения учащихся.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Урок-лекция по теме "Прямоугольный параллелепипед". 5-й класс

На уроке учащиеся знакомятся с элементами прямоугольного параллелепипеда, с частным случаем фигуры – кубом, с формулой площади поверхности параллелепипеда....

15 10 2019 19:58:45

Виртуальная экскурсия по Алтайскому краю

Виртуальная экскурсия - интегрированный урок (математика + краеведение) проводится в виде путешествия по районам Алтайского края. ...

14 10 2019 17:50:38

Задачи-таблицы по физике

В течение ряда лет автор разрабатывает и использует в своей работе способ задания условия задач по физике с помощью таблиц. Задания разрабатываются в 10 вариантах. Задачи-таблицы можно использовать при закреплении материала, для самостоятельной и домашней работы, проверки З У Н. ...

13 10 2019 16:54:41

Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений

Урок изучения нового материала построен так, чтобы учащиеся, опираясь на знания, могли вывести формулы. Материал урока развивает логическое мышление, алгоритмическую культуру, интуицию, навыки исследовательской деятельности, творческие способности учащихся. Групповая форма занятия включает в учебную деятельность всех учащихся, повышает интерес к обучению и ответственность за результат труда....

12 10 2019 9:22:18

Математический КВН, посвященный Олимпийским играм, "Сочи-2014"

Одна из интересных форм внеклассной работы ‒ математические вечера в школе, классные математические К В Н. Для того чтобы интересно провести такое мероприятие, надо в первую очередь подготовить сценарий. До сих пор сохраняется дефицит методических пособий и практических рекомендаций по подготовке математических вечеров для различных классов с определенной тематикой....

11 10 2019 20:59:50

"Любознательным о геометрической оптике"

Физика настолько необъятна и многообразна, что, буквально на каждом шагу мы встречаемся с ее проявлениями в природе, быту и технике. Поэтому такие уроки необходимы: они развивают познавательный интерес к предмету, формируют умение видеть вокруг себя удивительный мир физики в привычных явлениях природы. ...

10 10 2019 5:38:48

Способы гидроизоляции цоколя для защиты верней части дома

Многовековой опыт строительства доказывает необходимость каждой операции. Защита конструкции здания от влаги одна из них. Цоколь, являясь промежуточным звеном между фундаментом и стенами дома, нуждается в ней особо, поскольку основным источником проникновения воды в несущие конструкции дома является грунт и осадки. Действия этих факторов наиболее существенны в нижней части здания. Наряду с обеспечением прочности строения,… Читать дальше...

09 10 2019 14:37:58

Самостоятельная работа с учебником

Важно прививать учащимся умение самостоятельно учиться, пополнять свои знания, ориентироваться в широком и стремительном потоке информации о развитии науки, техники. Роль учебника возрастает, ибо именно учебником учащиеся чаще всего пользуются при познании нового. Только учебник, в сочетании с разнообразными методами и приемами обучения, может дать систему знаний....

08 10 2019 21:52:58

Тела вращения. 11-й класс

На уроке проводится повторение теоретического материала о телах вращения в необычной форме (учащиеся выступают в роли экскурсоводов). Применение теории происходит при решении различных задач группами учащихся....

07 10 2019 23:54:25

Урок-путешествие по теме "Рациональные числа"

Урок разработан для учащихся 6-го класса. Он представляет собой виртуальное путешествие по Кемеровской области, в ходе которого происходит систематизация знаний учащихся по теме « Рациональные числа». Национально-региональный компонент способствует воспитанию патриотических чувств школьников. В ходе урока активно используются современные средства обучения....

06 10 2019 0:55:11

Открытый интегрированный урок по физике с ИВТ на тему: "Законы преломления. Явление полного внутреннего отражения"

Цель урока – изучить закон отражения с привлечением принципа Гюйгенса на основании исходного положения " Свет – электромагнитная волна". Физический смысл показателя преломления среды. Явление полного внутреннего отражения, его техническое применение. Пример решения задачи. При проведении урока рекомендуется использовать мультимедийные устройства проекционного изображения и звука и персональные компьютеры. ...

05 10 2019 3:45:59

Урок математики в 5-м классе по теме "Все действия с натуральными числами"

Весь урок построен с учетом регионального компонента (история Важского края и г. Вельска). Урок способствует формированию навыков решения задач по теме, развивает творческие способности учащихся, учит применять данные навыки в реальной жизни....

04 10 2019 20:31:50

Применение производной для исследования функции

Данный урок является заключительным по теме « Производная» в курсе алгебре и началах анализа 11 класса. На уроке используются информационные технологии, для чего требуется соответствующее оборудование. Учащиеся используют компьютеры и для этого необходимы навыки работы с ними, а также используется интерактивная доска для создания реальной ситуации и одновременной работы учителя и учащихся. Эта технология позволяет увеличить объем времени для самостоятельной работы учеников, активизировать их деятельность, внести в урок более современные и интересные моменты....

03 10 2019 10:16:44

Интегрированный урок алгебры и информатики в 7-м классе "Линейная функция"

Интеграция различных учебных дисциплин эффективно решает задачу обогащения конкретных представлений учащихся об окружающей действительности, о человеке, о природе и обществе, а затем и задачу формирования понятий, общих для разных предметов. Усваивая их на одном уроке, ученик углубляет свои знания о признаках опорных понятий, обобщает их, устанавливает причинно-следственные связи. Я в своей работе использую некоторые приемы, развивающие творческие способности учащихся, направленные на совершенствование их умений применять полученные знания в изучении других дисциплин школьного курса....

02 10 2019 1:37:57

Учебно-методическое пособие. Диагностические контрольные работы по алгебре

В учебно-методическом пособии представлена методика проведения диагностических контрольных работ, система анализа и оценки, тексты диагностических работ по алгебре для 7-9-х классов. Тексты разработаны для учащихся коррекционной школы З П Р по общеобразовательной программе. Данные работы могут быть использованы в классах с недостаточной математической подготовкой....

01 10 2019 5:29:57

Промышленные полы - как выбирать и ремонтировать?

Промышленные полы относятся к категории особых половых покрытий, предназначенных для промсооружений, транспортных сооружений, офисных помещений, сервисных мастерских и прочих предприятий с высокой степенью проходимости. Содержание: Виды промышленных полов Как выбрать промышленные полы Ремонт промышленных полов Виды промышленных полов Промышленные покрытия делятся на несколько основных видов: Топпинг-бетонная основа. Такое покрытие отличается демократичной ценной, не боится разрушений… Читать дальше...

30 09 2019 0:41:36

Введение в комбинаторику и теорию вероятностей

Теория сочетаний представляет средство для одной из важнейших способностей ума – способности представлять явления в различных комбинациях. Вопросы реформирования и модернизации школьного образования подтверждают необходимость включения стохастической линии в школьный курс, т.к. изучение и осмысление теории вероятностей и стохастических проблем развивает комбинаторное мышление, так нужное в нашем перенасыщенном информацией мире....

29 09 2019 19:21:13

Игра "Силы в природе. Тепловые явления"

Предлагаемый урок-игру можно взять за основу и при необходимости вносить свои корректировки изменяя задания в зависимости от способностей и интересов аудитории. Игровые технологии можно использовать на любом этапе урока при изучении любой темы. Можно придумать интересные вопросы, познавательные задачи, необычные конкурсы и задания любой сложности....

28 09 2019 19:16:56

Урок алгебры и начал анализа в 11-м классе. Урок — деловая игра "Предприятие"

Урок алгебры и начал анализа при изучении темы по программе « Применение производной к исследованию функций», в частности урока по теме « Наименьшее и наибольшее значения функции», формирует первоначальные представления о процессе математического моделирования и главной его составляющей - математической модели. ...

27 09 2019 18:15:50

Интегрированное внеклассное мероприятие по литературе, физике, географии "Российскою землей рожденный…", посвященное жизни и деятельности М.В. Ломоносова

Представлен сценарий театрализованного мероприятия, посвящённого жизненному пути и научным открытиям М. В. Ломоносова. В сценарии сделан акцент на основные события в жизни великого учёного, его научные открытия в области физики, географии, работы со словом. Одной из основных задач, стоящих перед учителем, является воспитание у школьников чувства гордости за свою страну, малую родину, великих земляков. Работа над реализацией данной формы способствует развитию творческих способностей учащихся, позволяет погрузиться в историческую эпоху, усвоить материал, стать активными участниками событий....

26 09 2019 1:16:45

Урок-обобщение в 10-м классе "Основы МКТ идеального газа. Изопроцессы"

Данный урок предусматривает групповую работу учащихся. Решение обучающих и воспитательных задач лучше всего осуществляется в гетерогенной группе (разнородность учебных успехов). Каждый ученик учится высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других. ...

25 09 2019 2:23:30

Интегрированный урок (информатика + биология + физика) по теме "Законы физики и организм человека"

Все естественные науки используют законы физики. В этом мы убедимся сегодня на уроке. Законы физики едины и применимы к живому организму, в частности к организму человека. На укоре рассмотрим решение физических задач в программе Microsoft Office Excel. На уроке мы еще раз убедились в том, что существует тесная связь физики, биологии и информатики....

24 09 2019 2:15:51

Факультативное занятие по математической логике "Решение задач с помощью алгебры высказываний"

Представлен конспект факультативного занятия по алгебре высказываний. Учащимся предлагаются логические задачи с детективным содержанием. Задачи необходимо решить с помощью алгебры логики. Занятие проходит в форме совещания. Задачи решаются в группах, затем проходит их обсуждение....

23 09 2019 21:36:58

Через призму творчества

В работе представлены материалы из опыта работы учителя математики. Рассматриваются вопросы преподавания предмета в разрезе развивающего обучения с позиции творческой деятельности как учителя, так и учеников. Вниманию читателя предлагаются творческие работы учеников. ...

22 09 2019 14:39:35

Преподавание математики по теме "Упрощение выражений"

Проблему включенности я решила с помощью знаний об информационно-коммуникационных технологиях. Эти технологии помогают ученикам самоопределяться, открывать перед собой перспективу дальнейшего личностного развития, формируют у них навыки самостоятельной работы, умения пользоваться различными источниками информации, оценивать свои учебные достижения. ...

21 09 2019 13:50:55

Урок по теме "Первый признак равенства треугольников"

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Огромную помощь в решении этого вопроса может оказать компьютер. Использование компьютера при обучении позволяет создать обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка....

20 09 2019 12:52:36

Степень с натуральным показателем. Свойства степени

Конспект открытого урока интересен разнообразными заданиями, для выполнения которых необходимы знания свойств степеней, а после выполнения которых учащиеся получают дополнительные знания по архитектуре Москвы, литературе, расширяется кругозор учащихся. ...

19 09 2019 0:43:48

Развитие исследовательских умений школьников при изучении темы "Элементы статистики и стохастики" на уроках математики в 9-м классе через использование учебно-исследовательских карт

Работа содержит материал для развития исследовательской компетентности учащихся. Автор делится опытом составления учебно-исследовательских карт, с помощью которых можно активизировать исследовательскую деятельность учащихся....

18 09 2019 2:33:54

Психолого-педагогические факторы на уроках математики

В статье говорится о психолого-педагогических факторах в учебно-воспитательном процессе, что оказывает существенное влияние не только на эффективность процесса обучения, но и на развитие физического и духовного состояния обучающихся....

17 09 2019 0:21:10

Факультативное занятие по математике в 5-м класе с применением ИКТ. Тема: "Оригами"

Факультативное занятие проводится в рамках курса " Наглядная геометрия". Урок составлен в виде презентации с использованием И К Т. Применение И К Т на уроках математики помогает учителю сберечь время на повторные объяснения того или иного материала, ребята могут просмотреть это самостоятельно на экране (наглядность при объяснении), ребята концентрируют свое внимание на работе с экраном. ...

16 09 2019 20:25:16

Внеклассное занятие по математике. 2-й класс. Тема: "Праздник со Смешариками"

Занятие проводится по системе Л. В. Занкова. На уроках, которые проводились в течение года, дети узнали табличное умножение и деление, научились решать задачи, развивающие задания, простые уравнения, работать с геометрическим материалом. Структура урока, построенного в форме конкурса среди трех команд, позволяет учителю опросить наибольшее количество учащихся и превратить урок в небольшой праздник....

15 09 2019 13:30:30

"Ветер – это…" 6-й класс

Урок изучения нового материала по теме « Ветер – это …» проходит с использованием метода эвристической беседы. На уроке проходит работа с эвристическими операциями: метод аналогий, метод сравнений, метод причин и следствий, метод реконструкции целого по частям и наоборот. Цель урока: углубление понятия «ветер», раскрытие причин его образования; классификация ветров: суточные и сезонные, значение ветра для человека....

14 09 2019 23:35:35

Виртуальная экскурсия по Алтайскому краю

Виртуальная экскурсия - интегрированный урок (математика + краеведение) проводится в виде путешествия по районам Алтайского края. ...

13 09 2019 19:31:12

Логарифмическая функция

Урок обобщения и систематизации выводит учеников на новый уровень мышления: ученики приобщаются к заданиям в формате Е Г Э. Программированный контроль позволяет сразу же получить обратный ответ, выявить успехи и пробелы. Дифференцированные здания помогут ученикам проверить свои знания на различных уровнях. ...

12 09 2019 18:11:42

Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике "Конкурс кандидатов по отбору в группу астронавтов для полета на Марс"

Ежегодно в школах проходят предметные недели по методическим объединениям. В рамках недели физики проводится комплексное мероприятие, которое затронет все сферы обучения на основе физико-астрономической темы. В результате обучающиеся должны осознать необходимость изучать не только любимые предметы, но стремиться быть всесторонне развитой личностью....

11 09 2019 6:39:32

Сравнение в ГИА

На занятии учащимся показываются приемы использования сравнения чисел при ответах на отдельные задания Г И А....

10 09 2019 4:15:24

Открытый урок математики по теме "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел". 6-й класс

Урок в 6-м классе направлен на закрепление знаний, умений и навыков сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел. Урок начинается с актуализации опорных знаний, проводится устная работа с классом. Для того чтобы узнать, где возникли отрицательные числа проводится математический диктант. Работа в группах – решение уравнений. Урок заканчивается игрой (математическое лото)....

09 09 2019 17:16:58

Проектный метод обучения

В теоретической части работы представлена классификация проектов, в практической части – визитная карточка проекта по теме « Свет» (интегрированный проект по физике и биологии для учащихся 6–9-х классов) и пакет материалов для реализации проекта « Альтернативные источники энергии» (интегрированный проект по физике и географии для учащихся 10–11-х классов)....

08 09 2019 11:22:31

Умножение разности двух выражений на их сумму. 7-й класс

Урок изучения нового материала использует элементы технологии проблемного обучения. Цель: добыть новые знания, необходимые для решения проблемы « Надо открыть сейф». На уроке применяются групповые виды деятельности, которые развивают у ребят умение работать в коллективе....

07 09 2019 9:23:42

Внеклассное мероприятие по математике "Сказка про Федота Стрельца, англицкого посла и геометрию"

Театрализованная сказка по геометрии по мотивам сказки Л. Филатова проводится в рамках математической недели или как внеклассное мероприятие. Представление проводится в актовом зале, заранее оформленном и оборудованном аппаратурой для демонстрации слайдов. В качестве гостей приглашаются учащиеся 6–9-х классов, учителя-предметники и классные руководители. Сказка способствует повышению интереса учащихся к предмету. Для наглядности мероприятие сопровождается презентацией....

06 09 2019 9:15:57

Развитие познавательного интереса на уроках математики

В статье рассказывается о необходимости повышения мотивации учащихся для эффективного изучения математики, а также раскрыты основные способы повышения познавательного интереса....

05 09 2019 12:43:28

Урок-тренинг "Квадратные уравнения"

Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая, делать его немного занимательным. Отрабатывает умения и навыки решения квадратных уравнений с использованием формул корней....

04 09 2019 22:42:54

Комбинаторика в школьной теории вероятностей (5–6-е классы)

Краткая обзорная статья по теме, основанная на опыте работы....

03 09 2019 10:32:25

Физико-математический турнир. Повторительно-обобщающий интегрированный урок-соревнование по курсам физики и математики в 11-м классе

Конкурсные задания позволяют учителю проверить, насколько учащиеся владеют понятийным аппаратом, умеют распознавать изученные закономерности в окружающей жизни и применять их для решения задач, а учащимся проявить свои творческие способности, умение мыслить, слаженно работать в команде, адекватно оценивать свои знания, еще раз убедиться в неразрывной связи двух наук....

02 09 2019 12:21:27

Построение циркулем и линейкой. Примеры задач на построение

Урок формирует умения выполнять задачи на построение циркулем и линейкой без деления, во время которого учащиеся учатся находить середину отрезка; строить перпендикулярные прямые; проводить биссектрису угла; строить угол, равный данному. Урок развивает способности самостоятельно работать с учебником, работать группами, в парах, использовать компьютерные технологии при изучении темы....

01 09 2019 3:36:57

Объем цилиндра

Урок обобщает и систематизирует знания по теме « Объем призмы» и открывает новые знания по теме « Объем цилиндра». Цель: рассмотрение заданий В11 из открытого банка заданий Е Г Э на нахождение объема цилиндра. Прослеживается тесная связь теории с практикой. На уроке интегрируются разные методы обучения (проблемное обучение, групповые, И К Т), которые повышают интерес к предмету....

31 08 2019 14:46:12

Урок "С.В. Ковалевская"

Данный материал представляет собой сценарий литературно-музыкальной композиции о С. В. Ковалевской. Он содержит в себе увлекательный рассказ о первой русской женщине-математике. Материал предназначен для учащихся 5-11-х классов. К сценарию прилагается презентация, которая демонстрирует возможности программы PowerPoint. ...

30 08 2019 21:32:19

Тема урока: "Импульс тела. Закон сохранения импульса". 9-й класс

Преподавание физики может и должно решать не только познавательные и мировоззренческие задачи, но и задачи эстетического плана. На уроках школьники должны учиться видеть, понимать, чувствовать внутренною красоту науки. Это способствует более глубокому, а главное – творческому усвоению физических знаний. Использование же компьютерных программных средств помогает этому и позволяет более быстро и глубоко формировать физические представления. ...

29 08 2019 20:57:31

Применение непрерывности при решении неравенств (с использованием презентации "PowerPoint")

Урок систематизации и обобщения знаний при решении неравенств методом интервалов. Он основан на свойстве непрерывных функций. Преимущества: простота и скорость достижения цели; наглядность (возможность контроля и проверки); экономность в вычислительных средствах и времени; широта охвата всей ситуации, развитие навыков обобщенного мышления и анализа....

28 08 2019 7:26:45

Обобщающий урок математики по теме "Производная функции". 10-й класс

Обобщающий урок алгебры в 10-м классе. На уроке использовалась работа в парах – зачет по теории; проверка домашней работы через графопроектор (работа оформляется на файлах маркером ); расшифровка темы урока (математический кроссворд ); выполнение математического диктанта и его проверка по готовым ответам; решение тестовых заданий в формате Е Г Э в 5-и вариантах и самопроверка по готовым ответам; в рамках использования сберегающих технологий проводились физкультминутки....

27 08 2019 22:46:51

Подготовка к ЕГЭ по математике: дидактические материалы

Данная работа содержит специальные карточки-тренажеры, которые могут помочь организовать повторение учебного материала в 10-м классе для подготовки к итоговой аттестации по математике. Каждая карточка-тренажёр составлена на основе вариантов Единого государственного экзамена последних лет из тренировочных заданий двух типов А и В, рассчитана на 45 минут урока....

26 08 2019 21:23:34

Урок математики в 4-м классе по теме: "Сравнение десятичных дробей"

Цели урока: научить находить место десятичных дробей на числовой прямой; закрепить способ поразрядного сравнения десятичных дробей; закрепить способы сравнения позиционных дробей. ...

25 08 2019 6:19:17

Урок математики в 6-м классе по теме: "Пропорция"

Урок показывает межпредметные связи математики с географией, химией, черчением, технологией. Нестандартная форма урока, рассказ об истории возникновения пропорций делают процесс обучения интересным и занимательным, создают у учащихся положительный настрой на учение. На уроке использованы необычная форма творческого домашнего задания и нетрадиционная форма контроля, компьютерное обеспечение. ...

24 08 2019 4:42:40

Урок математики в 6-м классе "Деление дробей"

Данная работа может применяться в качестве обобщающего занятия по математике при изучении темы « Деление дробей»....

23 08 2019 11:17:52

Закон сохранения импульса и его применимость к явлениям природы

Автор знакомит учащихся с научно-популярной и художественной литературой. Знакомит с понятием реактивного движения на примерах животного и растительного мира....

22 08 2019 20:25:28

Образовательная программа элективного курса "Человек и окружающая среда". 9-й класс

Курс показывает, как влияет окружающая среда на организм человека; материальная база курса позволяет проведение лабораторных практикумов на базе учебных кабинетов и специализированных лабораторий З А О " Санаторий Нижнее Ивкино"; сотрудничество с организациями позволяет целенаправленно проводить профориентацию среди учащихся 9-х классов. ...

21 08 2019 19:54:14

Решение задач с помощью системы уравнений

Цель урока: самостоятельное закрепление умений решать различные типы задач с системой нелинейных уравнений с двумя переменными; развитие вычислительных навыков самостоятельного решения задач. Во время урока учащиеся работают по индивидуальным маршрутам в соответствии с уровнем сложности. Учитель выступает в роли консультанта....

20 08 2019 20:49:37

Урок физики по теме "Виды колебаний" в технологии развивающего обучения с использованием интерактивной доски или презентации

Планируемые знания, умения и навыки, формирование которых будет на уроке: удерживать знания о видах колебаний в границах применимости; уметь применять эти знания в нестандартных (жизненных) ситуациях; развитие личности ребёнка, его коммуникативных навыков....

19 08 2019 1:43:34

Интегративное обучение и развитие естественно-научной культуры школьников

В статье дается определение и рассматриваются аспекты интегративного обучения....

18 08 2019 11:58:51

Урок-лекция в 11-м классе по теме "Решение уравнений с модулем"

Урок-лекция по теме " Решение уравнений с модулем" с мультимедийным сопровождением. Рассматриваются основные методы и приемы решения уравнений с модулем....

17 08 2019 4:56:38

Формирование знаний школьников о структуре физической теории

Школьный курс физики структурирован вокруг четырёх фундаментальных физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, электродинамики, квантовой теории. Генерализация учебного материала вокруг физической теории направлена на формирование и развитие научно-теоретического способа мышления. Все физические теории имеют одинаковую структуру (основание, ядро, следствия и интерпретации), которая может быть использована для организации содержания обобщающего урока, например по теме " Электрический ток в металлах"....

16 08 2019 0:51:51

Сценарий открытого урока по геометрии в 8-м классе

Представленный сценарий открытого урока геометрии в 8-м классе содержит материал, который позволяет значительно "оживить" урок. ...

15 08 2019 12:16:11

Урок по алгебре: "Квадратный корень из произведения и дроби" (8-й класс)

Цели урока – обобщить и систематизировать знания учащихся об арифметическом квадратном корне; познакомить с правилами извлечения квадратного корня из произведения и дроби; отрабатывать вычислительные навыки, навыки возведения в квадрат и извлечение квадратного корня; развивать образное и логическое мышление, слуховую и зрительную память, основные свойства внимания....

14 08 2019 15:25:43

Урок математики в 6-м классе по теме "Действия с обыкновенными дробями"

Урок проводится в форме игры "математический хоккей". Игра способствует развитию и укреплению интереса к математике. В ходе урока решаются следующие вопросы: привитие навыков логического мышления, развитие речи, памяти, внимания, самостоятельности, инициативы, сознательное отношение к труду....

13 08 2019 6:49:51

Урок по теме "Способы решения тригонометрических уравнений. Итоговый урок"

Заключительный урок по теме рассчитан на два академических часа. Ученики повторяют основные тригонометрические формулы для решения тригонометрических уравнений. Рассматриваются всевозможные методы решения тригонометрических уравнений, предусмотренных школьной программой....

12 08 2019 2:41:16

Урок по теме: "Учет и применение в технике явлений электризации"

Технический прогресс не только расширяет возможности человека, его власть над природой, но одновременно ставит множество проблем. Так, например, сегодня в различных отраслях промышленности используются сильные электрические поля, широко внедряется в быт синтетика, а синтетические материалы обладают способностью накапливать электрические заряды. И приходится решать проблемы, связанные с влиянием электрических полей на технологические процессы, на организм человека. ...

11 08 2019 11:31:11

Программа факультатива "Математические основы начертательной геометрии". 10–11-е классы

Программа " Математические основы начертательной геометрии" предназначена для факультативных занятий в 11-м классе и устанавливает связь курс стереометрии с курсом черчения и начертательной геометрии. Программа позволяет показать, как основные понятия и теоремы стереометрии используются в построении технического чертежа. Программа включает разделы: учебно-тематический план, содержание курса, требования к подготовке учащихся, контрольно-измерительный материал, перечень учебно-методической литературы. ...

10 08 2019 13:24:51

Практическая работа "Прогулка по звездному небу"

Урок помогает закрепить знания и умения учащихся по теме " Метод координат", стимулировать использование разнообразных методов изучения темы (поиск в литературе легенд о звездах, изготовление и использование наглядного материала)....

09 08 2019 2:26:34

Теория оптимизации на уроках информатики

В данной работе автор публикует задачи теории оптимизации, которые предлагает решить, используя механизм " Поиск решения" в электронных таблицах Excel и традиционный математический способ - через нахождение производной. ...

08 08 2019 14:50:32

Зачеты и экзамен по геометрии. 7-й класс

Практический материал на экзамене можно предложить из задач к зачетам. Для учащихся полезно будет по вопросам к зачетам готовить материал самостоятельно, решая задачи, усваивать теоретические знания на практике....

07 08 2019 10:59:28

Час весёлой математики

Одним из путей повышения интереса к изучению школьного курса любого предмета является хорошо организованная внеклассная работа. Ежегодно в рамках школы проводятся предметные недели, в том числе и неделя математики. В течении этой недели проводятся всевозможные игры, конкурсы и олимпиады в среднем и старшем звеньях, кроме того, ученики 5-6-х классов ходят в гости к начальным классам с математическими играми и конкурсами....

06 08 2019 0:59:20

"Действия с дробями". 6-й класс

Урок математики обобщает и систематизирует знания учащихся о правилах сложения и вычитания дробей, деления и умножения дробей, учит правила. Практическое использование этих знаний осуществляется на примере путешествия к природной достопримечательности Республики Коми — горному озеру, которое расположено в верховье реки Большой Паток, в приполярном Урале....

05 08 2019 20:35:26

Интегрированный урок "Производство, передача электрической энергии"

Интегрированный урок служит формированию научного мировоззрения на основе знаний о производстве, передаче электроэнергии, комплексному решению проблем на основе знаний математики, физики и информатики. Учащиеся должны усвоить физические основы производства электрической энергии, понятие о необходимости передачи электрической энергии на большие расстояния, схемы передачи энергии, распространенные в современной технике....

04 08 2019 21:17:41

Интегрированный урок (математика + природоведение) по теме «Внутреннее строение Земли. Умножение и деление натуральных чисел»

Цель урока: продолжить формирование естественно-научного взгляда на мир, создать условия для формирования познавательной активности учащихся и закрепить вычислительные навыки умножения и деления натуральных чисел. Урок сопровождается презентацией и дополнительным занимательным материалом. Материал урока рекомендуется для учащихся 5-го класса....

03 08 2019 13:30:31

Из опыта работы на уроках математики с детьми с девиантным поведением

Дети с девиантным поведением имеют характерные особенности эмоциональной и волевой сфер. Это проявляется в виде повышенной тревожности, дефектности ценностной системы, импульсивности, агрессии, раздражения, вспыльчивости, конфликтности. Поэтому при работе с такими детьми учитель должен быть не просто предметником, но и психологом, дефектологом, воспитателем, наставником и другом....

02 08 2019 9:35:13

Слайд-лекция по математике — компас в мире информации

Одна из основных задач учителя - заинтересовать учащегося в предмете, стимулировать его познавательную и творческую активность. В решении этих задач огромную помощь оказывает освоение информационных технологий, в частности использование слайд-лекций по математике как средство формирования способности старшеклассника к работе с информацией. ...

01 08 2019 12:59:34

Применение правила рычага

Урок нацелен на применение учащимися полученных знаний по теме " Правило рычага" в нестандартных ситуациях. На уроке используются проблемно-поисковая и здоровьесберегающая технологии. Деятельность учащихся организована в сочетании фронтальной и индивидуальной учебной работы. Сочетаются словесные методы с наглядными и практическими, репродуктивные – с проблемными и эвристическими....

31 07 2019 13:37:48

Проблемно–поисковый метод при изучении темы "Электрический ток"

Пример урока по теме с использованием проблемно-поискового метода. ...

30 07 2019 8:44:15

На помощь приходит алгебра высказываний

При решении уравнений и неравенств часто совершаем переходы из одной логической конструкции к другой. Чтобы выработать эти навыки можно применить алгебру высказываний. Алгебру высказываний можно вводить в восьмом математическом классе при изучении темы « Алгебра множеств». Изучение алгебры высказываний и ее применений лучше вести на факультативных занятиях. Применение алгебры высказываний позволяет также продемонстрировать применение математики в разных областях знаний: в физике, юриспруденции, экономике....

29 07 2019 20:24:55

Урок-вернисаж "Решение уравнений"

Цель урока: систематизировать знания учащихся по данной теме; формировать навык решения линейных уравнений; формировать навык самоконтроля....

28 07 2019 7:47:54

Урок по теме "Графический способ решения систем уравнений"

Урок разработан для класса, изучающего математику на базовом уровне по учебнику Ю. Н. Макарычева под редакцией С. А. Теляковского. Данный урок – первый из трех в изучении темы. Урок служит формированию умений и навыков решения систем уравнений графическим способом, выработке умений применять знания в незнакомой ситуации, способствует развитию логического мышления, математической речи, развивает интерес к предмету и самостоятельному творчеству....

27 07 2019 16:48:54

Разработка урока по теме "События", для 9-го физико-математического класса

Работая в физико-математических классах, регулярно приходится «выуживать» из различной литературы необходимый материал. Предлагаю разработку урока объяснения новой темы, на котором ведется работа над осмыслением некоторых понятий курса « Теории вероятности и элементов математической статистики». Учащиеся учатся решать задачи самостоятельно и в парах....

26 07 2019 21:40:29

Разработка урока по теме "Колебания. Гармонические колебания"

Урок рассчитан по времени на пару (1час 20 минут), призван ввести понятие колебаний, гармонических колебаний, отработать понятия амплитуды, периода, частоты, фазы, циклической частоты. Объяснение материала проходит с помощью математического и пружинного маятников, сопровождается демонстрацией презентации....

25 07 2019 5:34:36

Открытый урок по теме "Устройство и принцип действия трансформаторов"

Урок знакомит учащихся с устройством и принципом действия трансформаторов. Форма проведения урока позволяет развивать навыки самостоятельной работы, логическое мышление и внимание. Воспитывает умение общаться в коллективе. ...

24 07 2019 21:11:57

Урок математики по теме "Решение логарифмических уравнений". 11-й класс

Урок систематизирует, совершенствует, развивает и углубляет знания по данной теме. Развивает логическое мышление, память, познавательный интерес; формирует математическую речь. Воспитывается умение выслушивать мнение других....

23 07 2019 7:31:32

Урок-путешествие в страну "Пропорция"

Урок-путешествие в страну " Пропорция" был проведен с использованием И К Т. Данный урок относится к уроку обобщения, систематизации знаний, умений и навыков по теме. Все ответы учеников сопровождались компьютерной презентацией....

22 07 2019 8:56:32

Тема урока: "Биография С.Ф. Гоголева в датах". 6-й класс

Урок повторяет изученный материал, отрабатывает навыки применения операций умножения и деления обыкновенных дробей. С целью привития интереса к истории школы тема урока отрабатывается на примере знакомства с историей жизни С. Ф. Гоголева....

21 07 2019 20:34:10

Презентация к уроку "Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории (МКТ). Среднее значение квадрата скорости молекул"

Информационные технологии в сочетании с передовыми педагогическими повышают заинтересованность учащихся и уровень знаний по предмету. Презентация как учебное пособие влияет на память и воображение, облегчает запоминание. Урок становится более интересным и динамичным....

20 07 2019 15:52:44

Обобщающий урок по теме "Агрегатные состояния вещества"

Представленный урок физики проходит в форме игры. Нестандартная форма урока оживляет атмосферу учебного процесса, активизирует внимание учащихся. ...

19 07 2019 17:45:59

Формулы сокращенного умножения

Урок открывает и доказывает формул сокращенного умножения. Учащиеся не только учатся использовать их, но и находят геометрическую интерпретацию формул. Развивается графическая культура, умение найти подтверждение фактов практическим методом....

18 07 2019 15:11:46

Урок-игра по математике , физике, информатике "В мире интересного" (проводится в рамках недели точных наук)

Урок-игра проводится в рамках недели точных наук, что повышает познавательную активность учащихся, развивает культуру общения, расширяет знания учащихся, развивает творческую активность и интеллект, показывает взаимосвязь математики, физики, информатики с другими науками....

17 07 2019 12:46:34

Роль задач в обучении математике

В связи с развернувшейся в настоящее время во многих странах мира реформой математического образования, проблема постановки задач в школьном курсе математики стала одной из самых важных и животрепещущих в развитии преподавания. Если понятия математической задачи трактуются достаточно широко (в частности, если всякую теорему считать задачей), то решение задач является единственной возможностью для математической деятельности учащихся. Умение решать математические задачи является наиболее яркой характеристикой состояния математического образования. ...

16 07 2019 10:41:14

Преподавание физики с использованием информационных технологий

Использование новых компьютерных технологий позволяет повысить эффективность занятий по физике. Это - обучающие программы, компьютерные модели, лабораторные работы, контролирующие программы. Наиболее эффективно на уроках физики можно использовать серию электронных учебников фирмы " Физикон". ...

15 07 2019 19:53:39

Деление на десятичную дробь

Автор подводит учащихся к самостоятельной формулировке правила деления на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д. Использование стихов, шарад и физкультминутки в стихотворной форме повышает интерес к изучению урока....

14 07 2019 8:47:40

"Медианы, биссектрисы и высоты треугольника". 7-й класс

Урок геометрии формирует у учащихся новые понятия: "перпендикуляр к прямой", "медиана треугольника", "биссектриса треугольника" и "высота треугольника". На уроке учащиеся учатся строить и распознавать в треугольнике медиану, биссектрису и высоту....

13 07 2019 6:12:11

Урок физики в 8-м классе по теме "Законы Ньютона"

Урок является обобщающим и проводится после изучения всех законов Ньютона. Урок поставлен с использованием принципов проектной технологии. Каждый закон Ньютона представлен творческой группой в отдельной презентации с отражением своего индивидуального видения закона. Вопросы, задания, задачи, подобранные к уроку, показывают неразрывную и тесную связь физики с жизнью, литературой. ...

12 07 2019 17:31:58

Урок геометрии в 7-м классе. Тема: "Решение задач на применение признаков равенства треугольников"

На данном уроке много наглядности, что способствует развитию интереса к предмету, а также повышает активность учащихся. В результате качество запоминания и воспроизведения изучаемого материала намного выше. На данном уроке развивается творческая самостоятельность, инициатива, лучше реализуется принцип связи теории с практикой. ...

11 07 2019 4:24:32

"Игровые технологии в процессе обучения математики"

Дидактическая игра — не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, повышает интерес учащихся к предмету....

10 07 2019 4:56:25

Лучевая система отопления: особенности работы, схема установки, возможности модернизации.

Костер — первый прямой потомок лучевого обогрева, а русская печь, яркий тому пример. Большая, занимающая значительное пространство, она была способна обогреть дом своим инфракрасным излучением, а по-простому — живым теплом. Если в помещении тепло, то излучения тепла, как такового не происходит, человек чувствует себя комфортно. А если в нем холодные стены, потолок и другие предметы… Читать дальше...

09 07 2019 20:43:11

Лабораторные работы на уроках геометрии

На своих уроках я использую мультимедийный проектор. Преимущество использования проектора на уроках уже давно оценили все учителя. Это и наглядность, и экономия времени, и заинтересованность учеников и как следствие их повышенное внимание. Один из видов работы, это лабораторные работы на уроках геометрии, которые можно использовать как средство открытия свойств геометрических фигур или проверка этих свойств....

08 07 2019 20:26:12

Урок математики в 5-м классе "Все действия с натуральными числами"

В данном уроке используется нематематическая информация, даны разнообразные формы подачи условия (таблицы, схемы, магические квадраты, блок-схемы). Ещё, кроме требований произвести те или иные вычисления, нужно ответить на вопросы, направленные на развитие логического мышления, математической речи, умения объяснить "что?", "почему?", "как?". Именно поэтому для проведения урока выбрана методика нетрадиционного урока, которая помогает приблизить математические вычисления к жизни, что поддерживает постоянный интерес на уроке и обеспечивает связь математики с другими науками. ...

07 07 2019 14:53:48

Конвекция. Примеры конвекции в природе и технике

Урок изучает один из видов теплопередачи – конвекцию. Проводится в форме поисковой беседы и спланирован так, что его вопросы и задания активизируют познавательную деятельность учащихся, развивает речевые и межпредметные знания и умения....

06 07 2019 1:24:30

Организация работы научного общества учащихся (секция физики)

Огромное количество информации поступает к ребятам из разных источников, но они зачастую не умеют превращать ее в знания. Именно учитель может подсказать новые источники информации, может направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска информации. Организация научного общества учащихся и направлена на решение этих задач. ...

05 07 2019 4:14:24

Урок по теме "Теорема Виета", 8-й класс

Многочисленные задачи из разных разделов элементарной математики (исследования свойств функций, тригонометрические уравнения, логарифмические и показательные уравнения, системы уравнений и т. д.) часто сводятся к решению квадратных уравнений. В связи с этим очень важно у учащихся выработать навык решения квадратных уравнений....

04 07 2019 18:32:11

Интегрированный урок (информатика + физика) по теме "Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей"

Особенностью урока является широкое использование наглядного материала в виде слайдов, анимационных демонстрационных моделей, что позволяет учащимся более легко усвоить излагаемый материал. Применение анимации позволяет показать процессы в динамике, что дает ученикам более четкое представление о происходящих процессах. На уроке повторяются понятия, пройденные в 7-м классе: работа, мощность, К П Д, механическая энергия. Урок позволяет связать полученные теоретические знания с практикой....

03 07 2019 8:46:14

Урок-сказка по математике в 5-м классе по теме "Уравнение"

В современных условиях использование на уроках И К Т стало уже нормой. Но не на каждом уроке можно использовать И К Т. Большой интерес к изучаемому материалу, активность на протяжении всего урока дают нестандартные уроки. В среднем звене, особенно в 5-м классе, когда дети ещё недалеки от начальной школы, особенно больший эффект дают уроки-сказки, уроки с использованием дидактических игр....

02 07 2019 9:34:35

Обобщающий урок в 7-м классе по теме "Треугольник" с использованием интерактивной доски

Обобщающий урок по теме « Треугольник» проводится с использованием презентации (программная среда Power Point) на интерактивной доске. Наглядность и непосредственная работа самих ребят на доске способствует качественному повторению изученного материала. Решение теста в парах и дальнейшая его проверка на уроке закрепит умения применения знаний к решению задач....

01 07 2019 9:43:50

Урок – деловая игра "Арифметическая и геометрическая прогрессии". 9-й класс

Урок – деловая игра по алгебре, предназначенный для учащихся 9-х классов, проходит в форме производственного совещания. Данный урок позволит учащимся убедиться в том, что, переводя экономическую задачу на математический язык, можно опровергнуть или доказать выдвигаемую гипотезу, построить прогноз, составить оптимальный план для успешного функционирования экономического объекта....

30 06 2019 20:53:46

Урок с применением компьютерных технологий. Тема урока: "Геометрическая прогрессия"

Материал представлен в форме презентации. В основу изложения взята сказка и идея шотландского математика Джона Непера. Выбранная форма позволит учащимся самостоятельно получить формулы геометрической прогрессии и доказать их. Результатом деятельности учащихся должно стать умение в стандартных задачах применять формулы определения знаменателя прогрессии, n–го члена прогрессии. ...

29 06 2019 3:46:30

Компьютерное моделирование физических процессов в полупроводниковых приборах (среда Microsoft Excel) (10-й класс)

Интегрированный урок (физика + информатика) развивает у учащихся логическое мышление, воспитывает сознательное отношение к учебе, уверенность в себе, расширяет их кругозор, побуждая их самосовершенствоваться. При проведении уроков в такой форме даже сложный материал легче усваивается и понимается учениками. ...

28 06 2019 4:39:46

Программа по алгебре и началам анализа "Просто – о сложном" (10–11-й классы)

Учитель помогает учащимся овладеть основными понятиями, свойствами, правилами и научить решать необходимые задачи четко, компактно, быстро и просто....

27 06 2019 5:19:39

Факультатив "Несплошные тексты: учимся читать, анализировать, применять"

Проблема российских школьников – несформированность общих навыков работы с несплошными текстами (диаграммами, графиками, схемами, таблицами). Необходима целевая комплексная программа, охватывающая все аспекты образовательной деятельности учащихся, развивающая ключевые компетенции в работе с различного рода информацией. ...

26 06 2019 0:22:54

Урок в 11-м классе по теме "Трансформатор. Передача электроэнергии"

На уроке изучаются устройство и принцип действия трансформатора. Рассматриваются принципы построения системы производства, передачи и распределения электроэнергии....

25 06 2019 9:31:59

Правильный выбор перфоратора зависит от типа предстоящих работ

Недостаточно знаний для выбора подходящей коронки к перфоратору? Прочтите статью и развейте свои сомнения. Теперь вы знаете, что вам нужно!...

24 06 2019 16:19:31

Мастер-класс "Методические приемы в педагогической технологии системы эффективных уроков при обучении математике"

Методические приёмы и элементы педагогической технологии Р. Г. Хазанкина через систему заданий для учащихся разных возрастных групп на уроках математики и во внеклассных занятиях. Применение технологии системы эффективных уроков А. А. Окунева. Решение нестандартных, красивых, олимпиадных задач. Способы выявления способных и одарённых детей для участия в математических олимпиадах....

23 06 2019 17:38:18

Юный эрудит

Мероприятие в форме интеллектуальной игры служит развитию межпредметных связей физики и математики, творческих способностей учащихся и их познавательной активности, логического мышления и умения ориентироваться в незнакомой ситуации, мобилизации знаний для решения физико-математических заданий, воспитанию внимания, стремлению к приобретению новых знаний. Игра сопровождается электронной презентацией....

22 06 2019 19:58:42

Урок алгебры в 8-м классе по теме "Внесение множителя под знак корня и вынесение множителя из-под знака корня"

Урок вырабатывает алгоритм внесения множителя под знак корня и вынесения множителя из-под знака корня, повторяет определения квадратного корня и арифметического квадратного корня....

21 06 2019 7:28:26

Урок-зачет по теме "Четырехугольники"

Урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся по теме " Четырехугольники". Урок проводится в форме игры....

20 06 2019 2:19:19

Движение под действием нескольких сил

Материал предлагается в виде таблицы, которую они вместе с учителем в ходе объяснения заполняют на уроке, а впоследствии пользуются ею при самостоятельном решении задач. Таблицу сохраняют вплоть до выпускных экзаменов в 11-м классе, готовятся с её помощью к Е Г Э и поступлению в вузы....

19 06 2019 20:27:56

Тест и обзор Microsoft Surface Pro 6: HighEnd планшет по фантастической цене |

Наряду с выдающейся производительностью, новый планшет Microsoft Surface Pro 6 получил и нереально высокий ценник. И хотя данный девайс дешевле предшественника, теперь в комплекте нет клавиатуры, ее придется докупать отдельно....

18 06 2019 6:35:35

Внеклассное мероприятие "Математический поезд"

В моей практике пользуется успехом игра, которую мы называем « Математический поезд». Это внеклассное мероприятие можно проводить по разным разделам математики. Ребята, играя, учатся не только математике, но и взаимопониманию, чуткости, бережнее относиться к времени, дружбе и многому другому....

17 06 2019 23:46:44

Информационные технологии на уроках математики. 5-й класс

Вычислительные умения формируются у учащихся на протяжении всего курса обучения математики. В письменных заданиях с десятичными дробями важно обращать внимание на то, как записаны десятичные дроби. Для выполнения арифметических действий полезно, чтобы ребята приобрели навык приписывания (или отбрасывания) нулей у десятичной дроби....

16 06 2019 13:46:57

Внеклассное мероприятие по физике и химии "Самый умный"

Представлен сценарий проведения интегрированного внеклассного мероприятия по физике и химии в виде игры " Самый умный". Мероприятие проводится с использованием информационных технологий. Игра включает в себя 4 конкурса. К каждому конкурсу – своя презентация. ...

15 06 2019 11:17:29

Мультимедийный урок геометрии в 8-м классе. Обобщение темы "Четырехугольники"

Разработка урока геометрии в 8-м классе, с применением информационных технологий: презентации, компьютерного теста проверки знаний по теме. Презентация " Семейство Четырёхугольников" проводится в первой половине урока, систематизирует теоретические знания в игровой форме. Компьютерный тест по теме проводится во второй половине урока. Текстовые документы включают план-конспект урока с комментариями по его проведению....

14 06 2019 10:51:39

Обобщающий урок по теме "Действия с десятичными дробями" в 5-м классе. Тема: "Математика и космос"

Урок проводится в форме игры, где предлагается большое количество разнообразных заданий, связанных с темой « Космос». На уроке не только обобщаются знания и умения по данной теме, но и уделяется внимание роли нашей страны в освоении космоса, воспитывая тем самым в детях чувство патриотизма и гордости за свою страну. ...

13 06 2019 21:38:17

Интегрированный урок (физика + технология) по теме "Рассчет стоимости электроэнергии. Электроприборы в быту. Техника электробезопасности"

Урок разработан для учащихся 8-го класса. Это связано, прежде всего, с тем, что некоторые разделы физики и технологии в 8-м классе связаны с электрическим током. Данный урок позволяет сократить время на изучение этой темы, исключает дублирование ее на уроках разных предметов, вскрывает межпредметную связь, а также повышает интерес школьников своей необычностью. Проводится в традиционной форме с использованием мультимедийной презентации....

12 06 2019 1:28:16

Физика и музыка

В статье рассматриваются вопросы влияния музыки на учащихся при выполнении лабораторных и контрольных работ по физике, а также использование музыки, живописи и поэзии для привлечения внимания к изучаемой теме. В качестве примера приводится первый урок в 8-м классе, на котором начинается изучение темы « Тепловые явления». ...

11 06 2019 16:44:34

Урок алгебры в 11-м классе по теме "Решение показательных уравнений"

Каждому учителю математики понятны объективные трудности, возникающие у учеников при решении задач. Чтобы преодолеть эти трудности, можно отобрать определённый минимум так называемых " Ключевых задач", овладев методами решения которых, ученик будет в состоянии решать более сложные задачи. ...

10 06 2019 0:50:44

Самоконтроль и самооценка в процессе обучения математики

В этой статье я расскажу о значении самоконтроля и самооценки в процессе обучения детей математике в начальной школе, покажу взаимосвязь самоконтроля и самооценки, а так же раскрою задачи учителя....

09 06 2019 5:43:11

Тригонометрические формулы приведения

На уроке учитель создает условия, чтобы учащийся мог сначала повторить числовые значения точек числовой окружности, которые получены делением каждой четверти на 2 и 3 равные части, затем закрепить умения нахождения значения синуса и косинуса числовых значений числовой окружности и определения их знака. Разработать алгоритм вывода формул приведения для функции синус и косинус, закрепить умение применения тригонометрических формул приведения в различных заданиях....

08 06 2019 3:56:37

Урок физики в 7-м классе "Механическая работа"

Цель урока – введение понятия «механическая работа», «работа силы», «отрицательная работа», «положительная работа», их смысл. В наглядной форме повторяются силы, изученные учащимися в курсе физики 7-го класса....

07 06 2019 15:55:23

Как подключить унитаз к канализации - способы подключения

Ремонт в квартире и ванной комнаты подразумевает не только замену старых обоев, плитки, паркеты и других элементов на новые, но и установку новой сантехники взамен устаревшим моделям. Когда речь заходит о том, как подключить унитаз к канализации, большинство делают выбор между вызовом профессионала или самостоятельной установкой. Первый вариант даёт гарантию правильности подключенной системы, но он… Читать дальше...

06 06 2019 8:34:10

План-конспект урока математики по теме "Решение квадратных уравнений, содержащих параметр"

Урок алгебры в 9-м классе по теме " Решение квадратных уравнений, содержащих параметр" разработан с целью повторения и обобщения знаний по данной теме. На уроке осуществляется решение уравнений, содержащих параметр в коэффициентах квадратного уравнения. Во время работы происходит обучение сотрудничеству учеников посредством работы в малых группах, а также взаимопомощи в процессе обучения....

05 06 2019 7:58:18

Математика и картография

Роль карты как средства познания претерпевает постоянную эволюцию. В настоящее время активно используются космические снимки Земли, которые ведут постоянный мониторинг ситуаций. Практическая работа дает представление об эффективности спутниковой информации....

04 06 2019 17:30:10

Сила упругости. Закон Гука

Цели представленного урока – сформировать знания по понятиям “деформация, сила упругости” как физического явления, создать условия для развития стремления к познанию, развивать умение выделять главное, логически излагать мысли, делать выводы, анализировать, высказывать гипотезы, развивать смекалку и сообразительность....

03 06 2019 7:25:38

Открытый урок в 6-м классе "Совместные действия с дробями"

Урок алгебры в 6-м классе закрепляет у учащихся навыки выполнения основных действий над дробями....

02 06 2019 10:28:56

Открытый урок-игра "Поле математических чудес" по теме "Действия над натуральными числами", 5-й класс

Интерес – один из инструментов, побуждающий учащихся к наиболее глубокому познанию предмета, развивающий их способности. На уроке использованы элементы телевизионной игры, что позволяет его сделать ярким, интересным. В заданиях использован фактический материал национально-регионального характера. Урок сопровождается презентациями, выполненными на Power Point. Материалы можно использовать и как внеклассное мероприятие....

01 06 2019 13:13:41

Интегрированный урок "Действительные числа"

Цель урока – обобщить и повторить основные понятия по теме: « Действительные числа». Познакомить учащихся с данными понятиями на английском языке. Научить правилам чтения и записи числительных на английском языке, показать практическую значимость владения иностранным языком....

31 05 2019 1:15:32

Тема урока "Что такое функция?". 7-й класс

Первые шаги в формировании нового понятия. Построение урока осуществляется на основе разработанной мною презентации. Использование презентации и сопровождение её живым словом учителя позволяет сделать интересным, более эмоциональным любой, даже самый скучный материал урока, добиться внимания всех учащихся класса. Хочу поделиться своим опытом....

30 05 2019 17:25:15

Деловая игра на уроке математики

Урок проходит в форме деловой игры. Учащиеся знакомятся с профессией строителя. Основная идея деловой игры состоит в том, чтобы создать производственную ситуацию, в которой учащиеся, поставив себя на место строителя, смогут увидеть и оценить значение математических знаний на производстве, самостоятельно овладеть необходимым теоретическим материалом и применить полученные знания на практике....

29 05 2019 18:33:11

Атмосфера. Атмосферное давление и жизнь на Земле

Учащиеся получают знания об атмосферном давлении. Дается формулировка этого понятия; выясняются условия его существования. Учащиеся знакомятся с различными способами доказательств атмосферного давления....

28 05 2019 7:15:57

Зачетная система по геометрии в 8-м классе

Зачет проводится как заключительный этап проверки знаний учащихся в конце изучаемой темы. Каждому ученику предоставляется индивидуальная карточка с заданиями. В начале урока учитель работает с более подготовленными учащимися-консультантами. Консультанты принимают у учащихся выполнение каждого задания и оценивают их, ведя листы учета. ...

27 05 2019 14:33:31

Последовательности и функции: их ограниченность и непрерывность с точки зрения высшей математики (программа элективного курса)

Необходимость в данной программе элективного курса, прежде всего, связана с переходом на профильное обучение, а также с тем, что тема « Предел последовательности и функции» недостаточно полно освещается в школьном курсе математики профильного уровня. В то же время среди заданий вступительных экзаменов нередко можно встретить задачи на вычисление пределов последовательностей и пределов функций. Программа предназначена для учителей математики и призвана помочь педагогам осуществлять профильное обучение по данному предмету. Программа рассчитана на учащихся 10–11-х классов, интересующихся математикой, способствует формированию у них базы для продолжения математического образования в вузах различного профиля, развитию интереса к предмету, расширению кругозора учащихся....

26 05 2019 14:49:30

Расстояния в курсе геометрии 10–11-х классов

Систематизируются знания по теме « Расстояние между точками, точкой и прямой, точкой и плоскостью, параллельными прямыми, прямой и параллельной плоскостью, параллельными плоскостями». Учащиеся приобретают навыки решения задач. Повторяется метод площадей....

25 05 2019 18:34:51

Решение задач по теме "Нахождение процентов от данного числа"

При проведении урока использовались задачи, (составленные автором) с которыми мы часто встречаемся в повседневной жизни. Урок, проведенный в 7-м классе общеобразовательной школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (глухие и слабослышащие учащиеся), может быль использован для обучения школьников по программе 6-го класса....

24 05 2019 18:49:16

Урок алгебры по теме "Системы неравенств с двумя переменными". 9-й класс

В статье представлен конспект урока алгебры в 9-м классе с применением интерактивной доски и программы «Advanced Grapher»....

23 05 2019 8:22:34

Поле математических чудес

В ходе урока происходит обобщение начальных знаний из истории математики, связанные с программным материалом; расширение умственного кругозора учащихся, повышение их общей культуры....

22 05 2019 6:50:38

Теорема о корне при решении уравнений. Урок алгебры. 9-й класс

Данная разработка урока будет интересна учителям, работающим в 9-х классах по У М К А. Г. Мордковича. Предложенный урок расширяет программу по теме " Функции". Использовано свойство монотонности функции при решении уравнений....

21 05 2019 21:53:43

Применение информационных технологий на уроках физики (на примере урока в 10-м классе по теме: "Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение")

В работе показаны самые выигрышные моменты темы, эффектные опыты и превращения, явления природы, показаны основные приборы, их устройство. В работе используются схемы. На экране также появляются определения, формулы, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя времени на повторение, успевает рассказать больше. Цвета фона и шрифта подобраны таким образом, что не сливаются друг с другом. Слайды 12 и 15 выполнены учащимися, которые выступают с докладами. ...

20 05 2019 8:41:59

Обобщающий урок по теме "Решение квадратных уравнений"

Цель урока – в проверке знаний формулы квадратного уравнения, формулы корней квадратного уравнения, умения применять формулу; отработать навыки применения формулы. ...

19 05 2019 10:30:32

Еще:
Важное о расчетах -1 :: Важное о расчетах -2 :: Важное о расчетах -3 :: Важное о расчетах -4 :: Важное о расчетах -5 :: Важное о расчетах -6 :: Важное о расчетах -7 :: Важное о расчетах -8 :: Важное о расчетах -9 :: Важное о расчетах -10 :: Важное о расчетах -11 :: Важное о расчетах -12 :: Важное о расчетах -13 :: Важное о расчетах -14 :: Важное о расчетах -15 :: Важное о расчетах -16 :: Важное о расчетах -17 :: Важное о расчетах -18 :: Важное о расчетах -19 :: Важное о расчетах -20 :: Важное о расчетах -21 :: Важное о расчетах -22 :: Важное о расчетах -23 :: Важное о расчетах -24 :: Важное о расчетах -25 :: Важное о расчетах -26 :: Важное о расчетах -27 :: Важное о расчетах -28 :: Важное о расчетах -29 :: Важное о расчетах -30 :: Важное о расчетах -31 :: Важное о расчетах -32 :: Важное о расчетах -33 :: Важное о расчетах -34 :: Важное о расчетах -35 :: Важное о расчетах -36 :: Важное о расчетах -37 :: Важное о расчетах -38 :: Важное о расчетах -39 :: Важное о расчетах -40 :: Важное о расчетах -41 :: Важное о расчетах -42 :: Важное о расчетах -43 :: Важное о расчетах -44 :: Важное о расчетах -45 :: Важное о расчетах -46 :: Важное о расчетах -47 :: Важное о расчетах -48 :: Важное о расчетах -49 :: Важное о расчетах -50 :: Важное о расчетах -51 :: Важное о расчетах -52 :: Важное о расчетах -53 :: Важное о расчетах -54 :: Важное о расчетах -55 :: Важное о расчетах -56 :: Важное о расчетах -57 :: Важное о расчетах -58 :: Важное о расчетах -59 :: Важное о расчетах -60 :: Важное о расчетах -61 :: Важное о расчетах -62 :: Важное о расчетах -63 :: Важное о расчетах -64 :: Важное о расчетах -65 :: Важное о расчетах -66 :: Важное о расчетах -67 :: Важное о расчетах -68 :: Важное о расчетах -69 :: Важное о расчетах -70 :: Важное о расчетах -71 :: Важное о расчетах -72 :: Важное о расчетах -73 :: Важное о расчетах -74 :: Важное о расчетах -75 :: Важное о расчетах -76 :: Важное о расчетах -77 :: Важное о расчетах -78 :: Важное о расчетах -79 :: Важное о расчетах -80 :: Важное о расчетах -81 :: Важное о расчетах -82 :: Важное о расчетах -83 :: Важное о расчетах -84 :: Важное о расчетах -85 :: Важное о расчетах -86 :: Важное о расчетах -87 :: Важное о расчетах -88 :: Важное о расчетах -89 :: Важное о расчетах -90 :: Важное о расчетах -91 :: Важное о расчетах -92 :: Важное о расчетах -93 :: Важное о расчетах -94 :: Важное о расчетах -95 :: Важное о расчетах -96 :: Важное о расчетах -97 :: Важное о расчетах -98 ::

Добро пожаловать наш сайт! Здесь Вы можете узнать все то, что давно втайне хотели выяснить про электрику, но стеснялись спросить: например, как маркируют кабеля, или какие условные обозначения рисуют в электрических схемах. Мы выложили это для вас в открытом доступе! Пользуйтесь!