Занятие по теме "Матричные уравнения. Вычисление обратной матрицы" > Мастера спешат на помощь!
мастера спешат на помощь!    

Занятие по теме "Матричные уравнения. Вычисление обратной матрицы"

Цель: приобретение базовых знаний в области фундаментального раздела математики “Линейная алгебра”. Проверка усвоения знаний по вычислению обратной матрицы, нахождению алгебраических дополнений, дополнительного минора, вычислению определителей, решению матричных уравнений.

Задачи:

  • развитие творческого профессионального мышления;
  • развитие познавательной мотивации;
  • овладение языком науки, приобретение навыков оперирования понятиями;
  • овладение умениями и навыками постановки и решения задач;
  • углубление теоретической и практической подготовки;
  • развитие инициативы и самостоятельности студентов;
  • формирование общих компетенций:
    – организация собственной деятельности, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;
    – анализ рабочей ситуации, осуществление текущего и итогового контроля, оценка и коррекция собственной деятельности, ответственность за результаты своей работы;
    – осуществление поиска информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
    – использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
    – работа в команде, эффективное общение с коллегами, руководством.

Обеспечение практического занятия:

Теоретический материал методической рекомендации к практической работе.

Учебники: Богомолов Н.В. “Математика”. – М.: Дрофа, 2009.

Омельченко В.П., Э.В. Курбатова. Математика, – Серия: Среднее профессиональное образование. – Ростов-на-Дону “Феникс”,2008-380с.

Индивидуальные карточки с вариантом практической работы.

Структура практического занятия.

1. Организационный этап.
Проверка готовности обучающихся к занятию.

2. Этап подготовки обучающихся к активному усвоению нового материала.

3. Этап усвоения новых знаний.

Формулирование темы занятия, пояснение связи темы с другими темами учебной дисциплины.

Проведение непосредственно занятия согласно тематике и в соответствии с рабочей программой дисциплины:

  • Изучение теоретического материала по теме “Матричные уравнения. Вычисление обратной матрицы”.

4. Этап проверки понимания обучающимися нового материала.

  • Примеры решения типовых заданий.

5. Этап закрепления нового материала.

  • Выполнение практической работы по вычислению определителей, выполнению действий над матрицами, решению матричных уравнений.

6. Итоги занятия. Рефлексия.

7. Этап информирования обучающихся о домашнем задании.

Теоретические сведения и методические рекомендации по решению задач.

1. Изложение теоретического материала.

Определение. Квадратная матрица A-1  называется обратной к квадратной матрице A того же порядка, если AA-1 = A-1A = E , где E – единичная матрица.

Утверждение. Квадратная матрица A имеет обратную матрицу тогда и только тогда, когда det A 0 .

Утверждение. Элементы cij обратной матрицы A-1 , если она существует, можно найти по формуле

  – алгебраическое дополнение к элементу aij матрицы A, ATij – алгебраическое дополнение к элементу aTij транспонированной матрицы AT.

Определение. Алгебраическим дополнение Aij  элемента aij  называется число, равное Aij = (–1)i+jMij.

Определение. Дополнительным минором Mij элемента aij  матрицы Ann  называется определитель матрицы n-1-го порядка, полученный из матрицы Ann  вычеркиванием i-ой строки и j-го столбца.

 Однако, такой способ не удобен при нахождении обратных матриц больших порядков, поэтому обычно применяют следующую формулу:

, где Мji дополнительный минор элемента аji матрицы А.

Значение определителя: -10 + 6 – 40 = -44.

2. Закрепление теоретического материала, решение типовых задач.

№ 1. Найти матрицу C = A-1 обратную к A, если .

Решение. Прежде всего вычислим определитель матрицы A, чтобы убедиться в возможности существования обратной матрицы.

Следовательно, для матрицы A существует обратная матрица.

Воспользуемся формулой, выражающей элементы обратной матрицы через алгебраические дополнения к элементам транспонированной матрицы.

Для AT  имеем .

Вычислим последовательно элементы Cij :

С учетом полученных данных, обратная к A матрица имеет вид

№ 2. Решить матричное уравнение A · X = B, где

Решение. Такое матричное уравнение, если определитель матрицы A отличен от нуля, удобно решать путем умножения обеих частей уравнения слева на матрицу A-1 . В этом случае для искомой матрицы получим A-1 · A · X = A-1 · B  и поскольку A-1 · A = E, то X = A-1 · B.

Найдем теперь выражение для A-1 . Детерминант Δ матрицы A  равен 4. Пользуясь формулами, определяющими элементы обратной матрицы, имеем

.

Учитывая последнее, для X  получим:

.

3. Практическая работа обучающихся.

Вариант 1

1. Найти матрицу обратную данной:

Вариант 2

1. Найти матрицу обратную данной:

4. Подведение итогов практического занятия.

Рефлексия.

О чем сегодня на занятии шла речь?

Что было новым?

С какими трудностями Вы столкнулись?

Контрольные вопросы:

1. Сформулировать свойства определителя.

2. Какую матрицу называют обратной?

3. При каком условии существует обратная матрица?

4. Что называется алгебраическим дополнением матрицы?

5. Что называется минором матрицы?

6. В чем заключается метод построения обратной матрицы с использованием алгебраических дополнений.

5. Домашнее задание.

Учить определения, составить опорную схему конспекта. Выполнить упражнения:

1. Какая из матриц B, C, D является обратной к матрице A, если:

2. При каких λ существует A-1, если:

3. Найти матрицу, обратную данной, если она существует:



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Площадь трапеции. 8-й класс

Разработка урока-презентации по математике. Применение компьютерных технологий позволяет эстетично и продуктивно изучить и закрепить новый материал. Урок способствует формированию познавательной активности учащихся, умению сравнивать, обобщать, делать выводы....

30 05 2020 22:36:46

Программа элективного курса "Физика и экология"

Предлагаемый курс рассчитан на школьников девятых классов. Многие школьники интересуются проблемами, лежащими за пределами школьного учебника. Для заполнения этого пробела следует предложить детям ряд интегрированных курсов, одним из которых можно считать предлагаемый курс. Основной целью предлагаемой программы является формирование целостного представления о проблемах экологии на глобальном, региональном и локальном уровнях....

29 05 2020 8:51:30

Урок физики по теме: "Радиация вокруг нас"

Человек всегда должен помнить, что природа мудра и, вторгаясь в ее тайны, нельзя нарушать ее законы. В своих действиях нужно руководствоваться правилом: " Не навреди!", просчитывать десятки связей и ходов наперед, а главное – помнить о других людях, ценности жизни и уникальности нашей планеты. ...

28 05 2020 12:16:53

ЦОР "Развитие взглядов на природу света". 11-й класс

Краткое описание ресурса: Ц О Р представляет собой презентацию, на которой строится повторение и обобщение материала по развитию взглядов на природу света, начиная с теорий Ньютона и Гюйгенса, заканчивая современными теориями. Использование на уроках опорных конспектов позволяет зрительно запомнить материал....

27 05 2020 1:27:22

Самостоятельная работа как условие для развития познавательной активности учащихся

Традиционно выделяют три уровня познавательной активности: относительная, привычно-исполнительская, творческая. Подготовка учителя заключается в следующем: распределение часов, отведенных программой на тему, по этапам работы (возможно выделение резерва); выделение типовых заданий и заданий 2–3 уровней; подготовка многовариантных карточек с заданиями по уровням ; выделение заданий на итоговый контроль....

26 05 2020 0:14:23

Урок алгебры по теме "Иррациональные уравнения" с использованием ИКТ (9-й класс)

Работа представляет собой конспект обобщающего урока по данной теме. Рассмотрены различные методы и приемы решения, ключевые моменты урока выполнены в виде презентаций. ...

25 05 2020 12:54:56

Расчетные задачи с экологическим содержанием в курсе естествознания

Предлагаются физические задачи с экологическим содержанием по темам раздела I. Количество их ограничено объемом публикации. Как показывает опыт, решение расчетных задач помогает вдумчивому и осознанному учебного материала; устанавливает взаимосвязь с профессиональной деятельностью, повседневной жизнью....

24 05 2020 0:13:20

Интегрированное внеклассное мероприятие "Путешествие из Великого Новгорода в…" по математике и истории для учащихся 6—8-х классов

На уроке предполагается расширение знаний учащихся, развитие познавательного интереса и творческой активности. ...

23 05 2020 0:46:43

Угол. Измерение углов. Транспортир. 5-й класс

Основными целями при изучении этой темы являются знакомство учащихся с фигурой-углом; обучение распознавать углы и находить их в предметах; строить и измерять углы с помощью транспортира....

22 05 2020 12:14:44

Обучение школьников доказательству в 7-х классах

Проблема обучения учащихся доказательству всегда являлась одной из центральных в методике преподавания математики. В настоящее время ее актуальность возросла, так как с появлением физико-математических профильных классов учителя сталкиваются с тем, что ученики не считают доказательства теорем нужными. Доказательство теорем курса геометрии представляет достаточно длинную цепь последовательно связанных дедуктивных умозаключений, устанавливающую истинность теоремы. Данная статья поможет установить связь между отдельными шагами доказательства, их выделение и обоснование. Поможет логически грамотно построить урок, цель которого – обучить доказательству. ...

21 05 2020 16:29:13

Интегрированный урок (природоведение + экология + физика) по теме "Жизнь в морях и океанах". 5-й класс

Урок посвящён изучению сообществ водной среды обитания с использованием интегрированного подхода. В ходе изучения нового материала учащиеся знакомятся с обитателями различных глубин в виде игры....

20 05 2020 18:59:10

Открытый урок по алгебре в 7-м классе по теме "Умножение одночлена на многочлен"

В данной работе рассмотрен открытый урок алгебры в 7-м классе по теме « Умножение одночлена на многочлен». По ходу урока учащиеся отрабатывают действия со степенями, правила умножения одночленов на многочлен, и проверяются знания с помощью программированного контроля....

19 05 2020 12:12:27

Интегрированный урок "Открой в себе исследователя" (на примере явлений испарения и конденсации) - физика, биология, география

Предлагаем тему " Испарение и конденсация", изучаемой в курсе физики 8-го класса, провести в виде интегрированного урока по дисциплинам физика-биологи-география. В процессе подготовки и проведения обучающиеся формулируют цели, выявляют проблемы, работают с различными источниками знаний, вырабатывают пути решения проблем, конструируют самодельные приборы, занимаются исследованиями....

18 05 2020 16:28:45

Сложение и вычитание десятичных дробей

Основная цель урока по теме " Сложение и вычитание десятичных дробей" - закрепление и систематизация знаний. Заранее созданная презентация заменяет классную доску при устной работе; используется для фиксации внимания учащихся на иллюстрациях, данных; позволяет быстро провести проверку знаний и вычислительных навыков. Использование презентации на данном уроке дает возможность сделать урок более ярким, реализовать межпредметные связи, способствует нравственному и эстетическому воспитанию учащихся....

17 05 2020 7:27:11

Проверка знаний по теме "Температура. Молекулярно-кинетическая теория равновесного состояния идеального газа"

Цель представленного урока – проверить степень усвоения учащимися основных понятий темы, выработать у учащихся умения и навыки работать в коллективе, повысить познавательную активность путём включения в игру-соревнование....

16 05 2020 2:49:26

Повторительно-обобщающий урок по теме "Законы Ньютона. Силы в природе"

Формирование профессионально-значимых характеристик учащихся средствами самообучения при повторении законов Ньютона; достижения уровня свободного применения законов Ньютона при решении качественных, расчетных, графических задач, умение видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, проводить анализ увиденного....

15 05 2020 13:32:12

Информационные технологии на уроках математики

В педагогической деятельности автор использует метод проектов, который развивает творческие способности учащихся. Проектная деятельность в профильном обучении − инновационная технология в работе с учащимися, объединяет в единое целое учебный теоретический материал и самостоятельную проектную деятельность ученика....

14 05 2020 20:16:24

Урок геометрии на тему "Правильная пирамида"

Подобраны задания, которые отражают практические навыки построения пирамид, умение отмечать углы между прямой и плоскостью, углы между плоскостями. Устные задачи обобщают знания и умения по теме " Пирамида". Неотъемлемая часть ‒ презентация в PowerPoint, повторяет изученный материал и наглядно демонстрирует новые понятия, экономит время для решения большего количества задач....

13 05 2020 4:42:30

Урок по геометрии в 8-м классе. Тема: "Четырехугольники"

На уроке учитель подводит итог по теме " Четырехугольники", проверяет усвоение свойств и определений фигур. ...

12 05 2020 3:42:20

Олимпиада Сочи-2014. В цифрах, числах, задачах

Цель урока: знакомство учащихся с уникальным наследием " Олимпийские игры Сочи-2014"; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; актуализировать опорные знания и умения; обобщить и систематизировать знания, умения, навыки учащихся при решении задач; сформировать познавательные действия, необходимые при решении задач; повторить и систематизировать базовые знания о натуральных числах, полученные в начальной школе. Совершенствовать вычислительные навыки....

11 05 2020 13:12:23

Сложение и вычитание десятичных дробей

Основная цель урока по теме " Сложение и вычитание десятичных дробей" - закрепление и систематизация знаний. Заранее созданная презентация заменяет классную доску при устной работе; используется для фиксации внимания учащихся на иллюстрациях, данных; позволяет быстро провести проверку знаний и вычислительных навыков. Использование презентации на данном уроке дает возможность сделать урок более ярким, реализовать межпредметные связи, способствует нравственному и эстетическому воспитанию учащихся....

10 05 2020 7:25:14

Интегративное обучение и развитие естественно-научной культуры школьников

В статье дается определение и рассматриваются аспекты интегративного обучения....

09 05 2020 5:23:11

Личностно-ориентированный подход — залог повышения качества на уроках математики

Реализация личностно-ориентированного подхода ( Л О П) является одним из приёмов повышения качества обучения математике. Подход, при котором учитель в процессе обучения может контролировать качество знаний каждого учащегося и совершенствовать их....

08 05 2020 9:58:13

Конспект урока геометрии в 7-м классе с использованием ЭОР

Цель урока: изучение понятия "внешнего угла треугольника", теоремы о сумме углов треугольника и ее следствий: свойства внешних углов произвольных треугольников, равнобедренных треугольников, классификация их в зависимости от величины углов....

07 05 2020 15:46:24

Повторительно-обобщающий урок по теме «Формулы сокращенного умножения»/ 7-й класс

Повторительно-обобщающий урок систематизирует знания учащихся по теме....

06 05 2020 6:12:30

Информационное обеспечение уроков физики "Оптические явления"

Разработка представляет собой информационное обеспечение темы « Оптические явления» с применением компьютерных средств и технологий на уроках физики. Она предполагает использование компьютерных программ и созданной презентации на различных уроках (урок-объяснение нового материала, урок-исследование, урок - компьютерная лабораторная работа, урок-закрепление знаний)....

05 05 2020 18:56:50

Урок повторения по геометрии «Учись решать задачи». 9–11-й класс

Первый из восьми семинаров профессора А. Г. Мордковича, представленный в виде презентации, для развития умений учащихся анализировать, излагать свои мысли, повторения курса геометрии, сдачи Г И А и Е Г Э....

04 05 2020 19:31:26

Всероссийский форум "Образовательная среда-2008"

В статье дан краткий обзор Всероссийского форума « Образовательная среда-2008», проходившего летом прошлого года на В В Ц в Москве. Особое внимание уделено открытым образовательным мультимедиа системам ( О М С), которые были представлены на форуме в экспозиции Рособразования. Описаны стенды различных фирм, представлявших современное демонстрационное и лабораторное оборудование. ...

03 05 2020 15:26:55

Об одном виде домашних заданий

Наиболее глубоко и полно система учебной работы по развитию самостоятельности и творческой активности учащихся реализуется при выполнении долговременного домашнего задания, нацеленного на подготовку к дифференцированному, тематическому зачету. Наблюдения показывают, что такое задание способствует приобретению прочных и осознанных знаний, развивает умение сравнивать, обобщать, делать выводы из решенных задач. Школьники убеждаются на собственном опыте, что чем больше разнообразных задач по уровню сложности они самостоятельно решают, тем значительнее их успехи не только на зачете, но и на экзамене....

02 05 2020 0:38:34

Интегрированный урок-конференция. Тема: "Средства связи". 11-й класс

Урок интегрирует естественно-научные, гуманитарные и технические знания учебных курсов " Обществознание", " Физика", " Информатика" по темам " Общество и Н Т П", " Электромагнитные волны и их применение", " Телекоммуникационные сети". Образовательный процесс на уроке строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика....

01 05 2020 6:54:46

Урок математики по теме "Решение иррациональных уравнений"

Урок разработан для класса-группы, где обучение ведется на основе индивидуальных учебных планов. Тип урока – комбинированный (развивающий уровень): обобщение стандартных методов решения иррациональных уравнений и изучение нестандартных методов их решения, проверка усвоения темы на обязательном уровне....

30 04 2020 6:15:40

Программа элективного курса для учащихся 10–11-х классов "Практикум решения задач по физике"

Раздел " Физика". Программа элективного курса " Практикум решения задач по физике" предназначена для учителей, работающих в классах, в которых для изучения физики выделяется два часа в неделю. Темы и их последовательность полностью соответствуют программам по физике для 10–11-х классов общеобразовательных школ. Данная программа ориентирована на применение полученных в классе знаний для решения нестандартных задач, а также помогает в подготовке к сдаче Е Г Э....

29 04 2020 3:27:14

Урок физики в 8-м классе "Здравствуй, физика теплоты!"

Обобщение изученного материала по теме " Внутренняя энергия". Закрепление понятий об энергии топлива и количества теплоты, физической сути теплоты....

28 04 2020 21:14:57

Заземление в частном доме (на даче) своими руками

Как и по каким схемам сделать заземление в частном доме, какой заземляющий контур сделать, как его подключить к существующему вводу....

27 04 2020 15:59:23

Постоянный электрический ток

Урок проходит перед контрольной работой в игровой форме – путешествие по станциям. Урок не оставляет равнодушным ни одного ученика, развивая их самовыражение, побуждает к поиску решений....

26 04 2020 21:28:46

Проблемы выбора темы для исследовательских работ учащихся

Материал позволяет учителю, решившему стать научным руководителем исследовательской деятельности учащихся, сориентироваться при выборе тем проектов....

25 04 2020 17:59:34

Нетрадиционные формы проведения уроков математики

Уроки в школе – это значительная часть жизни школьников, требующая элементарного комфорта, благоприятного общения. Но эффективность учебного процесса зависит не только от способностей учеников, наличия целенаправленной мотивации учителя, от их прилежания, трудолюбия и обученности. Однообразие урока постепенно вызывает у учеников скуку, притупляет их внимание. Можно избежать этого, создав оптимальные условия учащимся в соответствии с их возможностями обучения....

24 04 2020 16:54:50

Задания с параметрами

В статье представлен материал к обучающему семинару в системе подготовки учащихся 9-х классов к итоговой аттестации по математике....

23 04 2020 6:55:15

Презентация "Формирование ключевых компетентностей обучающихся в рамках мотивационной системы, имеющей место в образовательном процессе"

Образование — по законодательству Р Ф — целенаправленный процесс воспитания, развития и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней....

22 04 2020 6:29:16

Урок-сюрприз на тему: "Взаимосвязь величин". 4-й класс

Урок по математике для 4-го класса. Такие насыщенные различными видами деятельности уроки способствуют развитию самостоятельности, индивидуальных способностей учащихся....

21 04 2020 14:51:10

Как выбрать качественный лак для дерева

Во время ремонтных и отделочных работ, мы чаще всего используем лак с целью защиты деревянных покрытий от повреждений, влияния внешних факторов, а так же чтобы сохранить его первоначальную красоту. Но, стоит заметить, что не любой лак сможет справиться с такой, поставленной задачей. Давайте же попробуем разобраться, чем мотивировать свой выбор лака и на что необходимо… Читать дальше...

20 04 2020 12:29:44

Решение задач по геометрии В6 на прямоугольный и равнобедренный треугольники

Данная работа будет полезна учителям, работающим в 10-11 классах. Работа содержит материал по подготовке к Е Г Э по математике. Разбирается решение прототипов задач по геометрии В6 на прямоугольный и равнобедренный треугольники....

19 04 2020 14:17:14

Механические свойства тел. Законы Гука

Цели урока: расширить представления о деформации и силе упругости возникающей при деформации тел; подчеркнуть прикладное прикладное значение физики для будущей специальности....

18 04 2020 8:27:25

Разложение разности квадратов на множители

Этапы учебного занятия позволяют повторить известные формулы сокращенного умножения, выучить новую формулу разности квадратов, выработать приемы и навыки для работы с алгебраическими выражениями. Алгоритм решения задач с помощью новой формулы, представляет занимательные математические задания. Все эти приемы способствуют лучшему усвоению материала, развитию мыслительной деятельности школьников, приобретению навыков решения различных алгебраических задач....

17 04 2020 1:23:37

Интегрированный урок-путешествие по алгебре в 7-м классе "Как живешь ты, край Сибирский"

Цели урока: систематизировать и обобщить знания учащихся о числовых выражениях: повторить алгоритмы действий с рациональными числами; закрепить навыки решения задач, на движение, проценты, с помощью уравнения....

16 04 2020 4:51:13

Задачи на проценты

Цели и задачи урока: сформировать у учащихся умение решать задачи на проценты, отработать навыки их решения; развивать и совершенствовать умения применять имеющиеся у учащихся знания в измененной ситуации; развивать логическое мышление, интерес к предмету, навыки самообразования; воспитать у учащихся аккуратность, культуру поведения, чувство ответственности....

15 04 2020 6:14:44

Урок геометрии в 8-м классе по теме "Площади фигур"

Урок позволяет провести диагностику усвоения стандартной системы знаний и умений каждого ученика на заключительном этапе изучения темы: проверить и закрепить теоретический материал; проверить умение слышать и видеть формулу; совершенствовать навыки решения задач на вычисление площадей фигур обязательного уровня с переходом на более высокий уровень; подготовить учащихся к контрольной работе....

14 04 2020 13:17:34

Деление на десятичную дробь (5-й класс)

Урок поможет подвести учащихся к пониманию правила деления на десятичную дробь, научит выполнять деление на десятичную дробь. ...

13 04 2020 17:36:49

Урок математики в 5-м классе "Решение уравнений"

Урок обобщения и систематизации знаний. Различные формы урока позволяют обеспечить условия для мотивации обучения, развивать познавательные интересы учащихся, активизировать их учебную деятельность....

12 04 2020 11:20:52

Урок "Звуковые волны" (11-й класс)

Цель урока: дать понятие о звуковых волнах, рассмотреть особенности распространения звуковых волн, изучить физические характеристики звука; зависимость звука от частоты колебаний, громкость звука, акустический резонанс, скорость звука в различных средах. ...

11 04 2020 9:30:17

Геометрическая прогрессия как метод решения химической задачи в экологически неблагоприятной ситуации

Интегрированный урок по алгебре, химии, экологии и информатике. Ставится проблема в форме экологической задачи. В ходе урока требуется показать связь между математической формулой и реальным процессом самоочищения воды в реке. Используется составление математической модели для решения экологической проблемы с применением вычислительной техники. ...

10 04 2020 22:33:56

Оптимальные технологии на уроках математики

Слагаемыми оптимальной технологии являются: личностно ориентированная технология, система эффективных уроков, компьютерные технологии....

09 04 2020 7:22:36

Обзор циркулярных пил на современном рынке электроинструмента.

Нужен диск для циркулярной пилы, но сомневаетесь в выборе? В этой статье мы подробно рассказали, какие бывают диски и как правильно их выбирать....

08 04 2020 13:28:22

Статья "Развитие творческих способностей ребенка на внеаудиторных занятиях"

На смену школы памяти пришла школа мышления, поэтому целью обучения является не снабдить учащихся наибольшим количеством разнообразных знаний и сведений, а научить их самостоятельно получать необходимый материал, обобщать его, систематизировать и делать выводы. В статье рассматриваются этапы работы учителя при проведении внеаудиторных занятий в форме индивидуально-групповых консультаций....

07 04 2020 21:41:21

Зачетная система по геометрии в 8-м классе

Зачет проводится как заключительный этап проверки знаний учащихся в конце изучаемой темы. Каждому ученику предоставляется индивидуальная карточка с заданиями. В начале урока учитель работает с более подготовленными учащимися-консультантами. Консультанты принимают у учащихся выполнение каждого задания и оценивают их, ведя листы учета. ...

06 04 2020 11:29:50

Графические интерпретации химических задач

Статья посвящена вопросу применения математического аппарата при решении химических задач (для классов с углубленным изучением химии)....

05 04 2020 4:14:20

Решение уравнений. 6-й класс

Цель урока: закрепление умений и навыков решения линейных уравнений, формирование умений и навыков решения задач с помощью линейных уравнений, проверка умений и навыков решения уравнений в процессе работы с программой " Тренажер по математике". Урок проводится с использованием презентации....

04 04 2020 7:38:52

"Строение вещества. Молекула". 7-й класс

Автор работает в исправительной колонии для взрослых. В школе учатся осужденные от 20 до 30 лет. Компьюторные модели легко вписываются в традиционные уроки, что позволяет сделать его интересным, познавательным. Презентация удерживает внимание учащихся....

03 04 2020 23:17:15

Все действия с десятичными дробями

Цель урока: систематизировать знания учащихся; развивать внимание, память, вычислительные навыки; воспитывать коммуникативные качества личности....

02 04 2020 4:59:11

Исследовательская работа по статистике "Среднестатистическая семья. Какая она?"

Современные условия жизни требуют от выпускника школы прочных теоретических знаний, владения большим количеством стандартных и нестандартных приемов использования этих знаний. Исследовательская деятельность - одно из перспективных направлений в изучении отдельных тем для различных школьных предметов. ...

01 04 2020 10:19:22

Календарно-тематическое планирование. Математика. 1-й класс

Отличительной чертой курса является значительное расширение изучения геометрического материала, оставаясь стержнем всего курса, осуществляется с возможным паритетом теоретической и прикладной составляющих, а в вычислительном плане особое внимание уделяется способам и технике устных вычислений....

31 03 2020 14:15:19

Коспект урока по алгебре в 7-м классе "Сложение и вычитание многочленов"

Представлен конспект урока по алгебре, на котором учащиеся закрепляют знания на сложение и вычитание многочленов....

30 03 2020 12:19:11

Математический лабиринт (познавательная игра для учащихся 7-х классов)

Игру можно проводить во время проведения школьной математической недели. Эта игра развивает творческие способности и коммуникативное общение учащихся, а также показывает связь с другими общеобразовательными предметами. Ee можно использовать в качестве обобщающего урока по пройденной теме, заменив задания тематическими....

29 03 2020 20:45:18

Квадратные уравнения. Исторические чудеса родного края. 8-й класс

Урок обобщения и систематизации знаний по теме " Квадратные уравнения" включает в себя исторический материал по краеведению....

28 03 2020 21:11:10

Методика преподавания тригонометрии в старших классах. Часть 3 "Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства"

В данной работе предлагается новая методика изложения курса тригонометрии в старших классах, учитывающая требования Единого государственного экзамена и позволяющая доступно изложить материал в достаточно короткий срок....

27 03 2020 22:22:26

Урок решения старинных задач по теме "Решение задач с уравнениями"

Историческая справка, старинная русская задача, задача Пифагора, Герона Александрийского, Евклида, индийская задача, Ньютона, Бхаскара....

26 03 2020 22:13:26

Интеллектуальное казино для учащихся 5–6-х классов

Данная игра может быть проведена в конце учебного года в качестве интегрированного, повторительно-обобщающего урока или в качестве завершающего классного часа. Задания различного уровня сложности позволят, с одной стороны, проверить успешность усвоения учащимися учебного материала, а с другой – дадут возможность поучаствовать в обсуждении даже заведомо «слабым» ребятам. Нестандартная форма позволяет учителю в полной мере реализовать как обучающие, так и развивающие и воспитательные задачи....

25 03 2020 21:19:33

Итоговое повторение при подготовке учащихся к ГИА по математике. 9-й класс

В статье представлено примерное планирование и содержание итогового повторения курса алгебры 7–9-х классов при подготовке учащихся 9-х классов к Г И А по математике. Приведены тематические тестовые работы с критериями их оценивания....

24 03 2020 23:46:38

Пропорция. 6-й класс

Урок-повторение (с презентацией в PowerPoint) в 6-м классе по теме « Пропорция» проводился в рамках школьного этапа конкурса « Учитель года–2010», он построен необычным образом и содержит ряд заданий, помогающих формировать надпредметные компетенции учащихся....

23 03 2020 13:36:17

Измерение – основа техники. 7-й класс

Интегрированный урок изучения нового материала в курсе физики 7-го класса в первую очередь связан с математикой, где эта тема уже изучалась, но только на уроках физики учащиеся могут закрепить этот материал на практике и увидеть связь темы с жизнью; во-вторых, с литературой (с устным народным творчеством); в-третьих, с историей (задания на карточках к следующему уроку). В основу построения данного урока заложены разнообразные методы и формы познавательной деятельности....

22 03 2020 17:36:17

Тема урока: "Линейная функция (повторение)"

В данной статье представлен конспект урока повторения по алгебре для учащихся 8-го класса. Рассмотрен пример, показывающий связь теории с практикой. Показаны различные приемы, позволяющие реализовать обучающие, развивающие, воспитывающие цели урока. Приведена таблица, в которой представлена логика развития урока. Такая работа по анализу запланированного урока помогает учителю отобрать эффективные методы и приемы для проведения урока, а также выполнить подробный самоанализ урока по его истечении....

21 03 2020 3:44:16

Урок математики в 5-м классе по теме "Десятичные дроби и действия с ними"

Повторительно-обобщающий урок математики в 5-м классе. Цели и задачи: повторить, обобщить знания и умения, связанные с десятичными дробями и действиями над ними, способствовать развитию познавательного интереса учащихся, выработке самостоятельности и внимательности при решении задач, ответственности, умения высказывать свою точку зрения....

20 03 2020 20:25:17

Программа элективных курсов "Текстовые задачи"

Текстовые задачи являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к решению практических задач. Использование арифметических способов решения задач развивает смекалку, сообразительность, умение ставить вопросы, отвечать на них....

19 03 2020 20:45:59

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 6-х классов «Интересные факты о Москве в цифрах и задачах»

Урок можно проводить как во время предметной недели между классами параллели, так и в конце 3-й четверти на последнем уроке между учащимися одного класса. Цель: повышение познавательного интереса к предмету; развитие любознательности, внимания; наработка навыков нешаблонного и логического мышления при решении нестандартных задач; формирование дружеских отношений, умения работать в парах....

18 03 2020 7:48:43

"Изопроцессы в идеальном газе". 10-й класс

Цель урока: дать понятие "изопроцесс"; установить зависимость между двумя термодинамическими параметрами при неизменном третьем; учить устанавливать взаимосвязи в изучаемых явлениях; выдвигать гипотезы и проверять их, используя физический эксперимент....

17 03 2020 6:54:35

Интерактивный урок-зачет "Математический экспресс–6"

Учащиеся 6-го класса творчески готовятся к зачету по математике, разбиваясь на группы учителем; группа шестиклассников – это экспресс-поезд, который должен посетить определенное количество станций и на каждой станции сдать зачеты по изученному материалу; выстраивается определенное движение групп-экспрессов по « Маршрутным листам», экспрессы посещают станции в определенном порядке....

16 03 2020 18:41:15

Занятие элективного курса в 9-м классе на тему "Построение графиков функций, содержащих несколько слагаемых с модулями"

На занятии учащиеся знакомятся с методами построения графиков функций, содержащих несколько слагаемых с модулями. Урок способствует развитию мышления, вычислительных навыков и расширению кругозора учащихся. ...

15 03 2020 7:43:48

Факультатив "Несплошные тексты: учимся читать, анализировать, применять"

Проблема российских школьников – несформированность общих навыков работы с несплошными текстами (диаграммами, графиками, схемами, таблицами). Необходима целевая комплексная программа, охватывающая все аспекты образовательной деятельности учащихся, развивающая ключевые компетенции в работе с различного рода информацией. ...

14 03 2020 2:16:17

Учение с увлечением!

" Иван рубил дрова, Варвара топила печь", " Это я знаю и помню прекрасно", " Уж замуж невтерпеж", " Ежик путь найти помо Жет - скорость на время надо У М Н О Ж И Т Ь" и т.д. Каждый из нас, читая эти предложения, вспоминает спектр цветов радуги, число П И, падежи, формулу. Такие методические приемы позволяют разнообразить учебный процесс, вовлекают в него большинство учеников класса. При изучении темы " Сложение и вычитание десятичных дробей" очень помогает правило: " Складываю я или вычитаю, запятую по линейке проверяю"....

13 03 2020 11:22:26

Урок по теме "Свойства функций"

Урок алгебры в 8-м классе направлен на формирование знаний свойств функций и умений находить их с опорой на графики функций. На этапе усвоения новых знаний учащиеся работают в группах....

12 03 2020 1:34:41

Математическое путешествие в сказку К.И. Чуковского "Путаница". Устные приемы вычислений в пределах 20. 2-й класс

Урок по У М К « Гармония» закрепляет знания табличных случаев сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через 10; развивает познавательный интерес и умение делать выводы, основанные на выполненных действиях, воспитывает взаимопонимание, аккуратность и нравственные качества личности ребенка....

11 03 2020 14:29:19

Интегрированный урок физики и биологии. Тема: "Законы распространения и действия света. Глаз — орган зрения. Зрительный анализатор"

Интегрированный урок физики и биологии разработан для учеников 8-го класса, отличается хорошо поставленным экспериментом и рекомендуется преподавателям указанных предметов. В работе рассматриваются: явления отражения света; явления прохождения света через различные среды; действие света на фоторецепторы; работа зрительного анализатора; выясняются причины видения и понимания окружающего мира. ...

10 03 2020 14:25:44

Интегрированный урок (математика + изобразительное искусство) "Золотое сечение"

Данный интегрированный урок позволяет показать связь математики и искусства. Ребята не только знакомятся с математическим понятием золотого сечения, использованием его в искусстве, но и проверяют его на человеческой фигуре, рисуют древнегреческую амфору. Урок наглядно убеждает, что в мире царит всеобщая закономерность, а сущность прекрасного заключается в строгом порядке, гармонии частей и целого, в правильных математических отношениях....

09 03 2020 2:18:21

Театрализованный урок "Что изучает физика"

Первый урок физики в 7-м классе проходит в театрализованной форме. Маг-волшебник, хранитель физических явлений, показывает ученику уголок чудесного мира физики. Используя занимательные опыты, маг-волшебник рассказывает, какие физические явления и понятия изучает физика и как они могут быть объяснены на основе тех знаний, которые ребята получат, изучая физику. Нетрадиционная форма проведения урока вызывает у учеников радость, удовлетворение, увлечённость познанием, обучение обретает подлинную силу....

08 03 2020 21:49:26

Применение новых информационных технологий на уроках математики

Для оптимизации образовательного процесса на уроках я использую компьютерные презентации. К урокам математики в 5-м классе " Нахождения части числа и числа по его части" и в 6-м классе " Пропорция" были составлены презентации. Стало возможно продемонстрировать учащимся образцы оформления решений, увеличить количество и уровень наглядности при использовании эффектов анимации, внести элементы занимательности. В результате применения И Т на уроках увеличилась плотность урока, повысился интерес учащихся к математике, улучшилась успеваемость....

07 03 2020 13:48:47

Электростатика на уроках, и не только…

Применение проектного метода при изучении электростатических явлений позволяет расширить изучаемый материал и усиливает практическую направленность изучаемого материала. В основе работы – надпредметный среднепродолжительный проект. На примере выполненного проекта показано усиление мотивационной познавательной составляющей при изучении физики....

06 03 2020 13:54:58

Математический КВН в 5-м классе

Урок в игровой форме позволяет повторить сложение, вычитание, умножение, деление десятичных дробей, формировать учебно-познавательные навыки, учиться работать в команде, в парах, способствует развитию самостоятельности, умению работать с энциклопедиями и дополнительной литературой по математике. ...

05 03 2020 2:39:14

Тематическая карта урока математики на тему "Сравнение дробей с разными знаменателями". 6-й класс

Цели урока: используя правило нахождения наименьшего общего знаменателя и приведения к общему знаменателю, показать сравнение дробей; развивать логическое мышление при выполнении упражнений и заданий самостоятельно; воспитать творчески активную личность и аккуратность при записях в тетрадях и у доски; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности....

04 03 2020 8:18:13

Факультатив "Несплошные тексты: учимся читать, анализировать, применять"

Проблема российских школьников – несформированность общих навыков работы с несплошными текстами (диаграммами, графиками, схемами, таблицами). Необходима целевая комплексная программа, охватывающая все аспекты образовательной деятельности учащихся, развивающая ключевые компетенции в работе с различного рода информацией. ...

03 03 2020 7:20:29

Использование проектной технологии в процессе обучения математике

Проектная работа, о чем идет речь, является частью учебного материала. Учащиеся исследуют условия, в которых живут. Затем, выполняя вычисления по теме « Отношения», « Проценты» и др., делают выводы, соответствуют ли эти условия санитарным нормам. Знакомятся с практической стороной повседневной жизни....

02 03 2020 5:38:48

Как грамотно утеплить каркасный дом для зимнего проживания -

Владельцы щитовых домов должны еще в летний период подумать о том, чтобы утеплить своё жилье для зимнего проживания. Строятся такие дома довольно быстро и зачастую в теплый сезон, поэтому о теплоизоляции часто забывается. Однако зимой, во время ветров и холодов, это будет существенно заметно. Для чего нужна теплоизоляция в таких домах Чаще всего подобные дома… Читать дальше...

01 03 2020 22:39:46

Методическая разработка урока алгебры в 8-м классе по теме "Квадратные уравнения"

Урок проводится как повторительно-обобщающий, позволяющий систематитизировать полученные знания и применять их для решения уравнений в различных ситуациях. На уроке используются различные формы организации учебной деятельности. Изучение свойства коэффициентов квадратного уравнения способствует расширению знаний учащихся. Организация групповой работы и использование игровой ситуации повышает интерес к обучению и ответственность учащихся за результат труда....

29 02 2020 10:27:16

Междисциплинарный экзамен как новый инструментарий оценки качества обучения и аттестации учащихся

В данной статье представлена программа междисциплинарного экзамена по физике и математике, которая расширяет возможности системы оценки качества образовательных достижений учащихся по данным дисциплинам в рамках перехода на профильное обучение, позволяющая оценивать сформированные учебные компетентности учащихся, а также межпредметные знания и умения. В статье приведены виды заданий, даны рекомендации по оцениванию ответов учащихся....

28 02 2020 11:13:51

Урок геометрии в 8-м классе. Тема: "Решение задач методом координат"

Урок разработан по технологии Рахимова. Деятельность учащихся в группах. Результат обязательно проговаривается с детьми. Задачи, взятые для урока, из профессиональной практики. Программные знания восьмиклассников дополняются учебным материалом для одиннадцатиклассников. Это опережение вводит учащихся в систему изучения координат. Деятельность, как оказалось, посильна подростку. Материал представлен таким образом, что его легко можно представить перед учащимися в электронном варианте....

27 02 2020 6:44:17

Давление твердых тел, жидкостей и газов. Сила Архимеда

Вашему вниманию предлагается натрадиционная форма проведения итогового урока. Показаны его преимущества перед обычным уроком....

26 02 2020 3:35:42

Сценарий открытого мероприятия по геометрии для учащихся 7–9-х классов "Геометрический съезд"

Сценарий мероприятия предназначен для закрепления знаний учащихся, полученных на уроках. Развить познавательную деятельность, зрительную, слуховую память, внимание, наблюдательность, воспитать организованность, интерес к предмету....

25 02 2020 23:51:48

Программа элективного курса профильной школы по математике "Методы решения задач с параметрами"

В данном курсе систематизированы методы решения задач с параметрами и выделены классы задач, решаемых по единой методике. Цель курса: систематизация эффективных и оригинальных математических методов решения задач с параметрами, способствующая углублению курса математики профильной школы. Программа курса " Методы решения задач с параметрами" состоит из трех разделов: " Требования к уровню усвоения курса", " Содержание обучения курса", " Тематическое планирование учебного материала"....

24 02 2020 10:55:51

Интерактивная игра "Путешествие по стране Математика"

Цель: заинтересовать, вовлечь учащихся, доказать, что без математики невозможно жить....

23 02 2020 19:38:38

Урок геометрии по теме "Равнобедренный треугольник". 7-й класс

На уроке рассматривается понятие «равнобедренный треугольник», «жесткость» треугольника. Показана межпредметная интеграция геометрии и химии, зависимости химических свойств от строения кристаллической решетки вещества, внутрипредметная интеграция, рассмотрены практические задачи. Определено место геометрии в системе знаний современного человека....

22 02 2020 10:12:53

Тема урока "Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства"

Урок закрепления материала с элементами модульной технологии и использованием информационно-коммуникативных технологий. ...

21 02 2020 21:37:59

Внеклассное мероприятие по физике и истории "Биография вещей"

В данной разработке представлен сценарий внеклассного интегрированного мероприятия по физике и истории. Материал мероприятия можно использовать при проведении отдельных уроков истории и физики. ...

20 02 2020 18:31:41

Использование современных технологий на уроках математики

В статье автор представляет свой опыт в обучении математики, сущность которого заключается в создании условий для формирования интеллектуальных умений и познавательных навыков, лежащих в основе мышления, развития творческих способностей и самостоятельной активности учащихся, формирования ключевых компетентностей....

19 02 2020 0:51:18

Интегрированный урок по теме: "История Башкортостана в числах"

Урок будет интересен прежде всего учителям, работающим по учебнику Л. Г. Петерсона. На уроке наряду с повторением и обобщением темы " Делимость натуральных чисел" осуществляется межпредметная связь с историей, географией и экономикой Башкортостана. Урок посвящен 450-летию присоединения Башкортостана к России. ...

18 02 2020 9:26:23

Уравнение. 1-й класс

Урок закрепления умений решать уравнения всех изученных типов с помощью алгоритма, находить среди различных математических записей уравнения и правильно их читать, определять часть и целое, правильно записывать решение уравнений....

17 02 2020 23:45:32

Шоу-турнир для учащихся 8-х классов "Знатоки математики"

Игры и турниры всегда служили развитию смекалки и познавательных интересов детей на всех уровнях их возрастного развития. Ведь не секрет, что те ученики, из которых на уроке слова не вытянуть, в играх становятся такими активными, какими мы их в классно-урочных буднях и представить себе не в состоянии. В игре они обретают не только равноправие, но и реальную возможность стать лидерами, вести за собой других. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. ...

16 02 2020 10:47:10

Урок-путешествие в 5-м классе "Упрощение выражений"

Целью урока является повторение и закрепление свойств умножения и сложения, выработка навыков учащихся применять эти свойства при упрощении выражений. ...

15 02 2020 19:37:56

Учебник-справочник по геометрии, созданный школьниками

В статье говорится о ведущих формах самостоятельной деятельности учащихся разных возрастных групп и ее роли в математическом образовании школьников. Подробно описывается одна из форм организации самостоятельной деятельности учащихся при повторении курса геометрии (учебник" Геометрия 7-9", авт. И. Ф. Шарыгин) в конце учебного года: создание учебника-справочника по геометрии. При этом выделены этапы самостоятельных действий школьника, то есть приводится памятка ученику при создании учебника-справочника. Указываются положительные результаты описанной формы самостоятельной деятельности учащихся: в приложении 1 – учебник-справочник по геометрии, созданный учениками 7-го класса; в приложении 2 – учебник-справочник по геометрии, созданный учениками 8-го класса....

14 02 2020 7:36:12

Урок математики в 5-м классе по теме "Решение уравнений"

Урок выявляет умения учащихся при решении уравнений различных видов. Он направлен на развитие математического мышления, логики. Формирование математических навыков проходит через разные формы работы и смену видов деятельности. Материал урока, интегрированный с краеведением, направлен на пробуждение интереса к математике и мотивацию на изучение истории родного края....

13 02 2020 1:49:26

Урок алгебры по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии"

Представлен конспект обобщающего урока по теме " Арифметическая и геометрическая прогрессии". На уроке учащиеся углубляют знания по данной теме, обогащают память новыми фактами, убеждаются на примерах в применении прогрессий в повседневной жизни....

12 02 2020 2:52:32

Анализ урока: КВН по теме "Равнобедренный треугольник"

Урок- К В Н по теме " Равнобедренный треугольник" - это второй и третий уроки, проводимые по данной теме. Цели урока: научить детей применять теорию к решению задач; развитие познавательной активности, интереса к предмету, умения применять имеющиеся знания в новой ситуации; воспитывать умение работать в команде, чувство ответственности каждого за конечный результат работы всей команды, чувство взаимовыручки, культуру умственного труда....

11 02 2020 15:54:57

Проект "Булгаково в цифрах"

Представленный проект представляет собой пример исследовательского метода обучения, что помогает привлечь внимание учащихся к изучению родного края, способствует патриотическому воспитанию, даёт возможности для развития навыков самостоятельной работы....

10 02 2020 10:56:20

Экскурсия по городу "Электризация"

На занятии задан вопрос: " Как было открыто статическое электричество и каково его использование на практике?" Учащиеся работали над проектом по группам. Представили отчеты о результатах в виде кратких докладов, итоговой презентации, созданной с помощью учителя....

09 02 2020 0:25:40

Решение задач с помощью систем линейных уравнений. 7-й класс

Урок объяснения нового материала. На уроке рассматриваются три разных способа решения одной задачи. Тем самым школьники приучаются анализировать условие задачи и выбирать более простой способ решения. Одна из целей урока - показать использование системы уравнений как математической модели реальной ситуации. Использование на уроке технических средств позволяет сделать урок ярким, насыщенным, полным и дает возможность мгновенно осуществить проверку решаемых на уроке заданий....

08 02 2020 12:18:30

Элективный курс "Начальные сведения из теории вероятностей. Программа Excel"

Элективный курс представлен в виде электронного учебника, это HTML-документ с окнами " Теория", " Практика", " Тест", " Сам!". Рассмотрены определения вероятности, примеры моделирования случайных процессов в программе Excel. Учебник может быть использован как для самостоятельного изучения темы, так и в качестве электронного У М К на уроках. ...

07 02 2020 5:56:50

Урок геометрии «Правильные многогранники. Платоновы тела»

Тема « Правильные многогранники» занимает довольно скромное место в школьном курсе стереометрии. Для более успешного усвоения темы, расширения кругозора учащихся задуман этот урок, подготовлен в лекционной форме, сопровождается презентацией и показом моделей правильных многогранников. Учащимся предлагается изготовить развертки и модели правильных многогранников, выполнив необходимые измерения и расчеты....

06 02 2020 21:44:23

По страницам истории мер длины, массы (7-й класс)

Урок знакомит учащихся с некоторыми страницами истории развития науки метрологии, со старинными мерами длины и массы на Руси. При подготовке к уроку предусматривается самостоятельная работа учащихся в группах по созданию мини-проектов. Общий результат совместной работы электронной таблицы. Это способствует повышению интереса к предмету, воспитывает чувство сотрудничества и личную ответственность....

05 02 2020 1:56:45

Внеклассное мероприятие в 6-м классе по математике "В гости к бабушке спешим"

С самого начала шестиклассники распределились на воображаемые семьи. И началось веселое путешествие на паровозике по математической стране. Станции были разные: Папинск, город знаков, Внимательная, Среднеарифметическая, И К С, Русская народная. Пройдя все испытания, каждая семья встретилась со своей "бабушкой". " И как это здорово, когда вся семья вместе", - подвели итог ребята. ...

04 02 2020 23:56:19

Интегрированный урок (информатика + математика) по теме "Методы решения логарифмических уравнений"

Интегрированный урок дает возможность обобщить методы решения логарифмических уравнений, непосредственно увидеть межпредметную связь и применение программы Excel при решении уравнений графическим методом. На уроке используется эвристический метод. Студенты самостоятельно находят метод решения показательно-логарифмического уравнения. На занятии соблюдались все требования Н О Т: сигнальные карточки, велся учет З У Н, дифференцированный подход....

03 02 2020 11:41:47

Урок геометрии в 8-м классе по теме: "Осевая и центральная симметрии" (класс компенсирующего обучения)

Мы живем в очень красивом и гармоничном мире. Нас окружают предметы, которые радуют глаз, например бабочка, кленовый лист, снежинка. Посмотрите, как они прекрасны! Вы обращали на них внимание? Сегодня мы с вами прикоснемся к этому прекрасному математическому явлению – симметрии, познакомимся с понятиями осевой и центральной симметрий, будем учиться строить и определять симметричные относительно оси и центра фигуры. ...

02 02 2020 6:41:27

Как подключить точечные светильники: параллельное, последовательное соединение, последовательность работ

Как и по какой схеме лучше подключить точечные светильники, как реализовать схемы, какие провода использовать, в каком порядке проводить работы....

01 02 2020 0:38:11

Неполные квадратные уравнения. 8-й класс

Разработка урока алгебры в 8-м классе, на котором необходимо сформировать понятие о квадратном уравнении, его коэффициентах а и b и свободном члене с. Познакомить учащихся с приведенным квадратным уравнением, изучить определение неполного квадратного уравнения, вырабатывать навыки решения неполных квадратных уравнений....

31 01 2020 13:32:43

Урок алгебры "Формула n-го члена арифметической прогрессии". 9-й класс

Урок посвящен проблеме, которая указывает на актуальность темы в обучении математики, формирует у учащихся широкое мировоззрение и отношение к математике как одному из фундаментальных компонентов общечеловеческой культуры. Этот урок показывает необходимость знания математики при решении жизненных задач и активизирует знания учащихся. Сопровождается презентацией....

30 01 2020 2:53:14

Урок-семинар по теме "Площадь треугольника"

Данный урок является уроком повторения и обобщения знаний по геометрии в 9-м классе, имеет воспитательное значение, развивающее познавательный интерес к предмету....

29 01 2020 16:23:21

Урок геометрии в 7-м классе с применением ИКТ по теме "Сравнение отрезков и углов"

Объяснение нового материала проводится в форме беседы учителя с обучающимися. Важно, чтобы учитель и класс выслушали разные варианты ответов на поставленные вопросы, при этом обучающиеся сами должны выбрать, какое из предложенных решений является верным....

27 01 2020 15:36:30

Стержневой теплый пол под различные покрытия

Отопление дома в условиях российского климата во все времена было решающим фактором комфортного проживания в нем. Из-за этого системы отопления постоянно совершенствуются в стремлении создать лучший вариант обогрева жилища как по влиянию на состояние здоровья человека, так и по экономичности процесса. Последней находкой в этой области стал способ использования инфракрасного излучения, источником которого являются, в… Читать дальше...

26 01 2020 16:45:28

Задачи-таблицы по физике

В течение ряда лет автор разрабатывает и использует в своей работе способ задания условия задач по физике с помощью таблиц. Задания разрабатываются в 10 вариантах. Задачи-таблицы можно использовать при закреплении материала, для самостоятельной и домашней работы, проверки З У Н. ...

25 01 2020 0:14:28

Электризация тел при соприкосновении. 8-й класс

Урок знакомит с явлением электризации тел. Учащиеся знакомятся с историей изучения электричества, используя презентацию. Вводится понятия «положительный заряд», «отрицательный заряд; формируется умение находить ответы на вопросы, делать самостоятельные выводы и анализировать факты в ходе обсуждения демонстрационных опытов....

24 01 2020 0:24:54

Внеклассное мероприятие по математике "Путешествие по математической Англии"

Интегрированное внеклассное мероприятие по математике и английскому языку предполагает расширение знаний учащихся, развитие познавательного интереса и творческой активности, что вызывает умение самостоятельно творчески работать с учебной и научно-популярной литературой. Важность этого проекта – залог успешной работы учащихся по предметам. В проекте используется обширная наглядность, сценки, стихи....

23 01 2020 18:14:37

Урок по теме "Газовые законы"

Урок физики: « Газовые законы». 10 класс профильный уровень. Цель урока: установить связь между двумя термодинамическими параметрами при неизменном третьем параметре экспериментальным и теоретическим способами; показать графическую интерпретацию изопроцессов; указать границы применимости теории идеальных газов; рассмотреть следствия из уравнения состояния идеального газа. Данный урок способствует развитию коммуникативной и информационной компетентности....

22 01 2020 3:24:51

Обобщающий урок по физике в 8-м классе "Агрегатные состояния вещества"

В ходе урока у учащихся развиваются навыки работы с различными источниками информации, с компьютером, самостоятельной работы и работы в группе. Также они учатся систематизировать и анализировать данные и обобщать знания, а потом применять их в различных ситуациях. Урок отличается большой насыщенностью и разнообразием заданий....

21 01 2020 0:57:53

Деятельностный подход в обучении математике

Статья показывает значимость проблемы « Деятельностный подход в обучении математике». Дидактическая основа деятельностного подхода – самостоятельная деятельность учащихся, особенно на этапах «открытия» новых знаний. Важно обратить внимание на самостоятельную работу учащихся....

20 01 2020 16:57:43

Дидактическая игра на уроке физики

В статье рассматриваются игровые формы работы с классом. Представленный материал поможет учителю разнообразить уроки физики, сделать их интересными, увлекательными, активизировать познавательную деятельность учеников....

19 01 2020 18:44:59

Вредны ли натяжные потолки для здоровья

Несмотря на свою стоимость. натяжные потолки – это один из самых распространенных способов отделки потолка. Но многих смущает то, что полотно изготавливается из П В Х. Вредны или нет? П В Х материалы заняли прочную нишу на современном рынке, но это еще не доказательство их безопасности. В связи с ростом популярности материала, многие производители экономят на поставке качественной продукции.… Читать дальше...

18 01 2020 1:55:28

Проведение зачетов по геометрии. 7-й класс

В данной статье представлен опыт проведения зачетов по геометрии в 7-м классе. Зачет проводится с целью обобщения и систематизации знаний по изученной теме. Он носит дифференцированный характер, что дает каждому ребенку шанс на успех. Такая форма контроля является эффективным способом проверки знаний. ...

17 01 2020 2:12:12

Обобщающий урок по теме "Четырехугольники", 8-й класс

Обобщающий урок по теме " Четырехугольники" (8-й кл.). Цель урока: закрепить в процессе повторения и решения задач полученные знания и навыки, подготовить учащихся к контрольной работе....

16 01 2020 12:44:49

Творческие задачи по физике

Нна своих уроках я использую технологию развивающего обучения. В течение нескольких лет занимаюсь подбором такого типа задач, в которых представлены исследовательские задания, требующие принципиально творческого решения: 1) экпериментально–исследовательские; 2) домашние творческие; 3) конструкторские; 4) задачи практического содержания; 5) задачи на проектирование физических опытов. ...

15 01 2020 14:40:24

Урок алгебры в 10-м классе с применением информационных технологий по теме "Обратные тригонометрические функции"

На учителя ложится огромная ответственность по формированию информационной культуры учащихся. Учитель должен знать и владеть новыми информационными технологиями. На уроках математики я применяю компьютер при объяснении и закреплении нового материала, опросе домашнего задания. Такие уроки позволяют развивать у школьников интерес к предмету и способность к самостоятельности. Предлагаю Вашему вниманию открытый урок с применением компьютера....

14 01 2020 4:42:39

Создание понятия о физической величине (ускорение свободного движения), являющейся коэффициентом пропорциональности в законе Архимеда

Цель урока: повторить, что сила выталкивающая целиком погружённое в жидкость или газ тело, пропорционально произведению объёма погруженной части тела на плотность жидкости или газа; вспомнить математическую запись этого закона?...

13 01 2020 21:55:42

Трехходовой клапан для твердотопливного котла: виды, термостатический смесительный клапан для котла, термосмесительный клапан, подключение

В современных системах обогрева помещений, работающих на твёрдом топливе, есть возможность установки трёхходового клапана для твердотопливного котла, который помогает регулировать режим температуры теплоносителя, идущего к батареям. Это актуально ещё и в связи с тем, что в системах, которые работают на твёрдом топливе, существует такая проблема, как резкие перегревы и закипание жидкости, выполняющей роль теплоносителя. Не… Читать дальше...

12 01 2020 17:52:59

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Два гения"

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной двум гениям XIX века: великому русскому поэту А. С. Пушкину и великому русскому математику Н. И. Лобачевскому....

11 01 2020 15:23:55

Разработка урока математики в 5-м классе по теме "Сравнение обыкновенных дробей" по учебнику Л.Г. Петерсона

За последние годы в связи с появлением новых технологий обучения наметился рост учителей начальных классов, работающих по программе « Школа-2100…». Поэтому я взяла в целях преемственности в обучении учебник математики авторов Дорофеева Г. В. и Петерсон Л. Г. Он ориентирован на развитие мышления, внимания, памяти, речи, познавательных интересов и творческих способностей школьников....

10 01 2020 11:22:17

Технология разноуровнего обучения

В статье рассматривается вопрос о применении технологии разноуровнего обучения на разных этапах урока математики, что предусматривает учет индивидуальных особенностей школьника, различный уровень восприятия учебного материала....

09 01 2020 1:41:40

Интегрированное внеурочное мероприятие (игра-викторина) «Мой регион в истории современной России» (к 100-летию города-героя Мурманска)

Разработка способствует преодолению проблемы недостатка времени на уроке, связанной с созданием и рассмотрением проектов учащихся, решением задач, содержащих региональный компонент и применением З У Н по математике и истории. Разработка содержит элементы историзма, разнообразные занимательные задачи. Цель: изучение истории малой родины, пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям, воспитание интереса и любви к малой родине....

08 01 2020 18:22:45

Информационные технологии на уроках математики

При использовании компьютерных технологий в начальной школе у учеников формируется умение и желание учиться, начинает складываться стиль мышления, закладываются самые прочные знания и навыки, для дальнейшего успешного обучения в средней школе. Такая работа может применяться по всем предметам, на внеклассных занятиях, родительских собраниях т.д....

07 01 2020 14:11:42

Модульная программа по теме "Тепловые явления"

Представленный автором материал охватывает различные стороны образовательного процесса и описывает способы и приемы, которые может применять учитель для успешного и активного обучения учащихся, их возможности самосовершенствоваться и самореализовываться....

06 01 2020 19:57:56

Организация самостоятельной работы по математике в 5-м классе

Основное назначение данной статьи - это формирование учебной деятельности, становление школьника как её субъекта, достижение такого уровня развития учащихся, когда они оказываются в силах самостоятельно ставить цель деятельности, актуализировать необходимые для решения задачи знания и способы деятельности; когда они могут спланировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью, то есть самостоятельно осуществить учебную деятельность....

05 01 2020 10:26:46

Математика, экология и мы

В 5-м классе учащиеся выполняли практическую работу, в которой надо было узнать, с какой площади понадобится вырубить лес, чтобы изготовить все экземпляры выбранного ими школьного учебника. Произведенные расчеты показали, что, например, на весь тираж учебника « Математика-5» придется вырубить лес примерно с территории, превосходящей 60 футбольных полей. Подобная работа мотивирует ребят не только к изучению математики, но и затрагивает острые экологические проблемы....

04 01 2020 3:25:31

Викторина по математике для 9-х классов к "Неделе математики"

Данный материал позволит учителям математики подготовить и провести внеклассное мероприятие – математическую викторину, поможет сэкономить время, привить учащимся интерес и любовь к своему предмету, внесет разнообразие в школьную жизнь....

03 01 2020 16:41:21

Элективный курс "Рациональные уравнения и неравенства"

Элективный курс по математике для 9-го класса рассчитан на 18 часов. Курс построен по схеме «от простого – к сложному». Цель курса: создание целостного представления о рациональных уравнениях и неравенствах и расширение методов решения рациональных уравнений и неравенств....

02 01 2020 10:12:40

Еще:
Важное о расчетах -1 :: Важное о расчетах -2 :: Важное о расчетах -3 :: Важное о расчетах -4 :: Важное о расчетах -5 :: Важное о расчетах -6 :: Важное о расчетах -7 :: Важное о расчетах -8 :: Важное о расчетах -9 :: Важное о расчетах -10 :: Важное о расчетах -11 :: Важное о расчетах -12 :: Важное о расчетах -13 :: Важное о расчетах -14 :: Важное о расчетах -15 :: Важное о расчетах -16 :: Важное о расчетах -17 :: Важное о расчетах -18 :: Важное о расчетах -19 :: Важное о расчетах -20 :: Важное о расчетах -21 :: Важное о расчетах -22 :: Важное о расчетах -23 :: Важное о расчетах -24 :: Важное о расчетах -25 :: Важное о расчетах -26 :: Важное о расчетах -27 :: Важное о расчетах -28 :: Важное о расчетах -29 :: Важное о расчетах -30 :: Важное о расчетах -31 :: Важное о расчетах -32 :: Важное о расчетах -33 :: Важное о расчетах -34 :: Важное о расчетах -35 :: Важное о расчетах -36 :: Важное о расчетах -37 :: Важное о расчетах -38 :: Важное о расчетах -39 :: Важное о расчетах -40 :: Важное о расчетах -41 :: Важное о расчетах -42 :: Важное о расчетах -43 :: Важное о расчетах -44 :: Важное о расчетах -45 :: Важное о расчетах -46 :: Важное о расчетах -47 :: Важное о расчетах -48 :: Важное о расчетах -49 :: Важное о расчетах -50 :: Важное о расчетах -51 :: Важное о расчетах -52 :: Важное о расчетах -53 :: Важное о расчетах -54 :: Важное о расчетах -55 :: Важное о расчетах -56 :: Важное о расчетах -57 :: Важное о расчетах -58 :: Важное о расчетах -59 :: Важное о расчетах -60 :: Важное о расчетах -61 :: Важное о расчетах -62 :: Важное о расчетах -63 :: Важное о расчетах -64 :: Важное о расчетах -65 :: Важное о расчетах -66 :: Важное о расчетах -67 :: Важное о расчетах -68 :: Важное о расчетах -69 :: Важное о расчетах -70 :: Важное о расчетах -71 :: Важное о расчетах -72 :: Важное о расчетах -73 :: Важное о расчетах -74 :: Важное о расчетах -75 :: Важное о расчетах -76 :: Важное о расчетах -77 :: Важное о расчетах -78 :: Важное о расчетах -79 :: Важное о расчетах -80 :: Важное о расчетах -81 :: Важное о расчетах -82 :: Важное о расчетах -83 :: Важное о расчетах -84 :: Важное о расчетах -85 :: Важное о расчетах -86 :: Важное о расчетах -87 :: Важное о расчетах -88 :: Важное о расчетах -89 :: Важное о расчетах -90 :: Важное о расчетах -91 :: Важное о расчетах -92 :: Важное о расчетах -93 :: Важное о расчетах -94 :: Важное о расчетах -95 :: Важное о расчетах -96 :: Важное о расчетах -97 :: Важное о расчетах -98 ::

Добро пожаловать наш сайт! Здесь Вы можете узнать все то, что давно втайне хотели выяснить про электрику, но стеснялись спросить: например, как маркируют кабеля, или какие условные обозначения рисуют в электрических схемах. Мы выложили это для вас в открытом доступе! Пользуйтесь!