Механические колебания и их характеристики. 9-й класс > Мастера спешат на помощь!
мастера спешат на помощь!    

Механические колебания и их характеристики. 9-й класс

Цель: создать условия для осознания учащимися блока новой учебной информации о колебательном движении, включения субъектного опыта учащихся в процесс познания, повышения мотивации к учению через формирование отношения к изучаемому материалу.

Задачи:

Образовательные: Сформировать у обучающихся представления о колебательном движении, колебательной системе; изучить свойства и основные характеристики колебаний – амплитуду, период, частоту, фазу. Помочь ребятам осмыслить практическую значимость изучаемого материала.

Развивающие: Продолжить формирование общеучебных способов деятельности, развивать мышление, умения выделять главное в изучаемом материале, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами, их вызывающими. Развивать познавательный интерес обучающихся, используя данные о применении изучаемых явлений в окружающей жизни.

Воспитательные: Способствовать формированию компетентностей в сфере социально-трудовой деятельности и в бытовой сфере, привитию культуры умственного труда, содействовать в ходе урока созданию обстановки сотрудничества.

Дидактический тип урока: комбинированный (урок изучения нового материала и первичного закрепления).

Форма урока: эвристическая беседа с элементами поиска.

Используемые технологии: ИКТ, исследовательские, проблемно-поисковые, перспективно-опережающего обучения.

Методическое и материально-техническое обеспечение урока:

  • Компьютер, мультимедиа-проектор, экран.
  • Нитяной (разной длины) и пружинный маятники (демонстрационный стол).
  • Нитяные маятники, линейки, секундомеры (на столах обучающихся).
    *Для измерения времени ученики используют секундомеры мобильных телефонов.
  • Опорный конспект по теме “Механические колебания и их характеристики” с задачами.
  • Рабочий лист для работы учащихся на уроке (Приложение 2).
  • Компьютерная презентация (Приложение 1), подготовленная учителем и содержащая необходимые для работы рисунки, анимации, графики, тексты заданий.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся должны научиться:

  1. Выделять главный признак колебательного движения, формулировать определение механических колебаний, распознавать колебательные процессы в окружающем мире, приводить примеры колебательных систем, при этом грамотно выражать свои мысли.
  2. Понимать смысл величин, характеризующих механические колебания: амплитуды, периода, частоты, а также характер зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити; самостоятельно добывать новые знания об этих физических величинах, определяя их экспериментально путем прямых и косвенных измерений.
  3. На основе полученных экспериментальных данных решать простейшие задачи на применение формул, связывающих характеристики колебаний, выражать результаты в СИ.

План-конспект урока.

. 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП УРОКА (1 мин)
Деятельность учителя Деятельность учеников
Проверяет готовность обучающихся к работе на уроке. Разъясняет, что во время работы на уроке записи будут вестись в рабочих листах. Проверяют наличие дидактических материалов на своих столах и видимость текста на экране, подписывают рабочие листы (они будут сданы учителю в конце урока), включаются в деловой ритм.
ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (3 мин):
Деятельность учителя Деятельность учеников
Организует повторение материала, необходимого при изучении новой темы. Предлагает ученикам вспомнить все о механическом движении. Ребята по очереди, с места, дают определение механического движения, называют виды движения и его характеристики: путь, перемещение, координату, скорость, ускорение. Формулируют условия движения с постоянной скоростью и ускоренного движения
3. ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ (основной этап урока)
Деятельность учителя Деятельность учеников на данном этапе
Опираясь на бытовой и социальный опыт обучающихся, организует их исследовательскую деятельность, в результате которой ребята

самостоятельно добывают новую информацию.

Активно участвуют в беседе, формулируют определения и выводы, проводят исследования и осмысливают результаты, получают формулы, отражающие смысл характеристик колебательного движения и связь между ними, ведут записи в рабочих листах.
3.1 Мотивация и создание проблемной ситуации (Слайд  2 – 3)
Деятельность учителя Деятельность учеников
Объявляет тему урока (Слайд 2). Создает проблемную ситуацию, предлагая ребятам выделить главный признак колебательного движения. Слушают учителя, формулируют цель урока; убеждаются в актуальности материала о колебательном движении.

Пытаются осмыслить, в чем состоит главное отличие колебательного движения от других видов движения.

Учитель: Сегодня мы поговорим об одном из видов механического движения (Слайд 2). Тема урока перед вами, исходя из нее, попробуем сформулировать цель урока. Кто из вас может это сделать? (Ученик формулирует цель урока, затем она появляется на Слайд 2) Учитель: (Слайд 3) Колебания – самые распространенные процессы в природе и технике. Колеблются ветки деревьев на ветру, маятник часов, автомобиль на рессорах. Биение нашего пульса отражает сокращения сердечной мышцы, и это – тоже колебания. Несмотря на такое разнообразие, все колебания имеют общие признаки и описываются математически одинаковыми уравнениями. Так что же такое колебания? По какому признаку мы сумеем отличить их от других видов движения? Вот это нам и предстоит выяснить.
Работа над проблемой, усвоение новых знаний, их осмысление
Главный признак и определение колебаний. Колебания вокруг нас. (Слайд  4–5)
Деятельность учителя Деятельность учеников
Организует эвристическую беседу, уточняет определения и формулировки, даваемые учениками. Активно участвуют в беседе: называют главный признак колебательного движения, формулируют определение колебаний, приводят свои примеры, ведут записи.
Ученики называют главный признак любого колебательного процесса – повторяемость и записывают его в рабочий лист. (Слайд 4, анимации http://physics.nad.ru “Физика в анимациях”)

Учитель: А теперь, когда мы выделили главный признак колебательного движения, давайте попробуем сформулировать определение колебаний.

Ученик: Колебания это движения, которые точно или приблизительно повторяются

Учитель: Отлично! Но я добавила бы в это определение концовку: повторяются через определенный промежуток времени. Этот промежуток времени называется периодом, о нем мы будем говорить дальше. (Определение появляется на слайде и записывается в рабочий лист.). Попробуйте привести свои примеры колебаний.

Ученики по очереди приводят примеры, затем появляется Слайд 5 (примеры колебаний).

Учитель: Можно ли колебательное движение считать ускоренным? Если можно, то почему?

Ученики: Да, можно. Потому что меняется направление движения, следовательно, меняется скорость. Ускорение связано с изменением скорости.

Учитель уточняет, что в этом движении ускорение будет все время изменяться по величине и направлению, поэтому колебательное движение не является равноускоренным.

Свободные колебания (Cлайды 6–7, рисунки и анимации http://physics.nad.ru и ЕКЦОР)
Деятельность учителя Деятельность учеников
Организует активную познавательную деятельность учеников, проводит эксперименты, создает условия для восприятия и осмысления новой информации. Делают выводы на основании экспериментов, формулируют определение свободных колебаний, приводят примеры и определяют условия их возникновения, осмысливают информацию о колебательных системах. Ведут записи в рабочем листе
Учитель демонстрирует нитяной маятник (сначала колеблющийся свободно, а затем подталкиваемый рукой). Ребята, а чем отличаются те виды колебаний, которые вы увидели?

Ученики отмечают, что в одном случае маятник после первоначального воздействия на него движется сам по себе, а в другом на него периодически действуют внешней силой.

Учитель: Совершенно верно. Колебания эти разные. Одни из них считаются свободными, а другие – вынужденными. Какие (конкретно)?

Ученики указывают, какое колебание является свободным, а какое – вынужденным.

Учитель (поясняет, что о вынужденных колебаниях речь пойдет на следующих уроках, а сегодня мы обсуждаем только свободные колебания): скажите, а в моем примере на тело, колеблющееся свободно, действуют какие-либо силы? (Появляется Слайд 6 – заголовок.)

Ученики: да, это сила тяжести и сила упругости нити.

Учитель (демонстрирует колебания груза на пружине в вертикальной плоскости): а теперь попробуйте назвать силы, действующие на колеблющийся груз на пружине.

Ученики: и снова это – сила тяжести и сила упругости пружины.

Учитель: а если пружина с грузом совершает колебания в горизонтальной плоскости?

Ученики: тогда – сила упругости пружины заставляет груз совершать колебательное движение.

Учитель: молодцы, ребята, все верно! А подумайте еще, будут ли действовать силы, если тела покоятся? Если будут, то что можно в этом случае сказать об их равнодействующей?

Ученики: силы действовать будут, а их равнодействующая по I закону Ньютона равна 0.

Учитель: вы правильно думаете. Эти силы мы будем называть внутренними силами. Если их сумма равна 0, то колеблющееся тело находится в положении равновесия. А что нужно сделать, чтобы вывести тело из положения равновесия?

Ученики: подействовать силой.

Учитель: да, достаточно подействовать силой однократно, т.е. сообщить телу некоторый запас энергии, который позволит ему совершать колебательное движение. А теперь попробуем обобщить все, о чем мы говорили, и сформулируем определение свободных колебаний. Используем для этого “скелет” (на Слайд 6): Колебания, происходящие под действием……за счет ….., называются свободными. Запишите и прочитайте то, что у вас получилось.

Ученики (2–3 человека) проговаривают свои варианты определения, затем оно появляется на слайде. После этого ребятам предлагается привести свои примеры свободных колебаний.

Учитель: введем еще одно определение: систему тел, которая способна совершать свободные колебания, будем называть колебательной системой (определение на Слайд 6, ученики записывают его в рабочий лист). Давайте посмотрим, с какими колебательными системами нам придется иметь дело при изучении колебаний (переход на Слайд 7). А сначала вспомним, что в физике понимают под материальной точкой?

Ученики: объясняют, что о материальной точке говорят тогда, когда в задаче можно пренебречь размерами тела.

Учитель очень кратко рассказывает о роли физических моделей при изучении физики и отмечает, что при изучении колебаний используют, как правило, 2 модели: пружинный маятник и математический маятник. О них речь пойдет на следующем уроке . Желающим предлагается дома ознакомиться с содержанием Слайд 15 и Слайд 16.

Учитель: а теперь давайте определим условия, при которых возникают свободные колебания. Рассмотрим пример с нитяным маятником. Мы с вами уже поняли, какие силы действуют внутри этой колебательной системы. Кто может изобразить эти силы на рисунке и сложить их?

Один из учеников на доске выполняет рисунок, показывает силы, действующие на нитяной маятник, когда его отклоняют от положения равновесия, и находит равнодействующую сил, направленную к положению равновесия. Другие ученики выполняют задание в рабочих листах.

Учитель: совершенно верно (появляется рисунок на Слайд 6). Мы с вами видим, что результат сложения 2-х сил – равнодействующая , она возвращает маятник к положению равновесия. Мы назовем ее “возвращающей” силой. А какая сила является “возвращающей” для пружинного маятника? Ученики называют силу упругости пружины.

Учитель: вот мы и определили одно из условий возникновения свободных колебаний: наличие “возвращающей силы”. А теперь подумайте: что и почему произошло бы, если бы мы поместили любой из маятников, например, в воду?

Ученики: колебания бы быстро прекратились из-за очень большого трения.

Учитель: вот вам и второе условие: трение должно быть малым. Запишем эти условия (появляются на Слайд 6, ученики записывают), подведем итог (предлагается еще раз осмыслить условия возникновения свободных колебаний, посмотрев анимацию): Анимация со звуком "Условие возникновения и продолжения колебаний"

Величины, характеризующие колебательное движение. (Слайд 8–12)
Деятельность учителя Деятельность учеников
Организует активную познавательную и исследовательскую деятельность учеников, уточняет формулировки определений и выводов, полученных учениками в результате проведенных ими экспериментов. Активно участвуют в поисковой работе: осмысливают информацию учителя, проводят исследования, делают выводы на основании экспериментов, формулируют определения, устанавливают функциональные зависимости между величинами, ведут записи в рабочем листе.
Учитель: а теперь поговорим о характеристиках колебательного движения. (На столах у ребят нитяные маятники разной длины. Учитель просит привести их в движение). Вижу, что у вас получились колебания с разным “размахом”. В физике этот “размах” определяется физической величиной, которую называют амплитудой (на Слайд  8 – определение и рисунок). Посмотрите на рисунок: чему в данном случае равна амплитуда (в ус. ед.)? Ученики дают ответ.

Учитель: а теперь получите колебания с амплитудой 15 см (Задание 1 на Слайд 8). Молодцы!

Вы заметили, что в каждый момент времени колеблющееся тело занимает определенное положение относительно положения равновесия. Введем еще одну характеристику – смещение х (определение появляется на Слайд 8, ученики записывают его).

Учитель: а теперь посчитаем. Приготовьте к работе секундомеры своих мобильников. (На Слайд 9 – ЗАДАНИЕ 2 ) Внимательно прочитайте задание и начинайте работать:

1. Отклонив маятник на 15 см от положения равновесия, подсчитайте число n полных колебаний

за t = 30 секунд, запишите: n =…

2. Определите время, за которое совершается одно колебание (попробуйте записать формулу).

Ребята выполняют исследование, ведут записи. Учитель следит за ходом работы, затем спрашивает нескольких учеников, чему по результатам их эксперимента равно число полных колебаний и время одного колебания. Ребята озвучивают свои результаты.

Учитель: ребята, а как вы думаете, почему у вас получились разные результаты?

Ученики: наверное, потому, что у нас на партах маятники разной длины.

Учитель: да, ваше предположение верно, мы его запомним. А теперь попробуйте проговорить формулу, по которой вы считали время 1-го колебания.

Ученики: делили время t на число колебаний n за это время (на Слайд 9 – формула )

Учитель: Только что мы с вами ввели еще одну характеристику колебаний – период Т. Запишем определение и формулу для его вычисления (Слайд  9)

Учитель: теперь проведите еще одно исследование, выполнив ЗАДАНИЕ 3 (на Слайд 9 по щелчку):

уменьшите амплитуду колебаний в 2–3 раза, подсчитайте число n полных колебаний за t = 30 секунд. Вычислите период. Зависит ли период колебаний от их амплитуды? Запишите вывод.

Ученики проводят исследование, выполняют вычисления. Учитель просит 2-3-х учеников озвучить тот вывод, который они записали: период колебаний маятника не зависит от амплитуды. Затем воспроизводится Анимация со звуком "От чего зависит период колебаний математического маятника" , позволяющая подвести итог на данном этапе работы учеников.

Учитель: продолжим исследование (на Слайд 10 – ЗАДАНИЕ 4). По результатам ваших измерений попробуйте определить число полных колебаний за 1 секунду. Запишите формулу.

Ученики ведут подсчеты числа колебаний за 1с, озвучивают свои результаты, приводят формулу для расчетов. Формула, предложенная учениками, появляется на слайде:

Учитель: молодцы! Мы с вами получили еще одну характеристику колебаний – частоту ν.

Далее учитель разъясняет физический смысл циклической частоты. На следующем слайде (Слайд 11) – информация о фазе колебаний. Учитель демонстрирует колебания двух тел в одинаковых фазах и в противофазах (анимации http://physics.nad.ru/Physics/Cyrillic/mech.htm) . Ученики записывают определение фазы.

Учитель: а теперь установим связь между периодом и частотой колебаний (появляется Слайд 12) Ученики делают вывод о том, что период и частота – величины взаимно обратные, записывают соответствующие формулы. Далее аналогичным образом устанавливается связь между периодом и циклической частотой.

4. ЭТАП ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ (Слайд 13)
Деятельность учителя Деятельность учеников
Обеспечивает усвоение приобретенных знаний и способов действий на уровне применения их в измененной ситуации (ученикам предлагается исследовать колебания собственного сердца). Распознают колебательный процесс по фрагменту электрокардиограммы, применяют полученные знания о колебаниях для самообследования, подсчитывают пульс, вычисляют период и частоту биений сердца в единицах СИ.
(На Слайд  13 появляется фрагмент электрокардиограммы одной из учениц.)

Учитель: мы знаем, что любое движение можно описать словами (вербально), с помощью уравнений или с помощью графика. Посмотрите на этот график: можно ли утверждать, что здесь мы имеем дело с колебаниями?

Ученики: да, потому что на графике четко видна повторяемость.

Учитель: вы правы, речь идет о колебательном процессе. Это – фрагмент кардиограммы, на ней записаны биения сердца одной из ваших одноклассниц. Графики колебаний мы будем получать на следующем уроке, а пока проведем еще одно исследование – подсчитаем частоту и период колебаний собственного сердца и запишем результаты в рабочий лист.

На Слайд 13 появляются данные о том, какой пульс считается нормальным. Здесь же прописана последовательность действий учеников. Ребята самостоятельно проводят исследование и записывают его результаты.

5. ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ УРОКА И РЕФЛЕКСИИ (4 мин.)
Деятельность учителя Деятельность учеников
Подводит итоги урока, оценивает успешность достижения цели урока. Осмысливают свою деятельность на уроке, проводят самооценку
Учитель: а теперь давайте подведем итоги работы. Подумаем, что нам удалось, а что – нет. На мой взгляд, мы с вами очень продуктивно поработали, думаю, что никому из вас не было скучно на этом уроке. А как вы оцениваете свою работу? Чем полезен для вас изученный материал?

(Слайд 14) Ребятам предлагается оценить свою работу 1-2 предложениями, начиная их словами:

1 2 3
Сегодня я научился…. Мне было интересно (или нет), потому что… Во время работы я испытывал затруднения, так как …

 Ученики делают записи в рабочих листах, заполняя только 1 столбец (по своему усмотрению) после чего сдают рабочие листы учителю для оценивания.

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (2 мин.)
Деятельность учителя Деятельность учеников
Разъясняет Д/З: предлагает повторить материал по опорному конспекту, выполнить в тетрадях любые 2 задания из ОК, прочитать § 24–26. Получают у учителя опорные конспекты, просматривают задания, предложенные в опорном конспекте для самопроверки.
Учитель (после объявления Д/З): Спасибо за сотрудничество! Всего вам доброго!

Информационное обеспечение

I. А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник. “Физика, 9 класс” Москва “Дрофа” 2007 г. §24, 25, 26

II. Публикации на сайте “Санкт-Петербургская школа”: страницы “Общие вопросы методики обучения физике” http://www.eduspb.com/node/2032 и “Документация учителя физики” http://www.eduspb.com/node/2033

III. В презентации использованы:

  • Рисунки с лицензионного диска “Интерактивный курс “Физика. 7–11 классы” (ФИЗИКОН). Раздел “Конспекты”: математический маятник (рис. 1.9.4), пружинный маятник (рис. 1.9.5)
  • Интернет – ресурсы:
    1. “Физика в анимациях” http://physics.nad.ru
    2.Мультимедийные пособия по т. “Механические колебания” из “Единой коллекции ЦОР”:
    Анимация со звуком "Условие возникновения и продолжения колебаний".
    Анимация со звуком "От чего зависит период колебаний математического маятника".
  • Фотографии, сделанные учителем (нитяной маятник, измерение пульса и др.).
    Презентация может быть использована обучающимися при самоподготовке, а также в 11 классе для повторения материала по теме “Колебания”.


Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте или Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Открытый урок по алгебре в 7-м классе по теме "Числовые и алгебраические выражения"

Представленный урок позволяет учащимся выработать умение самостоятельно применять знания, осуществлять их перенос в новые условия. Текстовые задачи, решаемые на уроке, – это экономические и расчетные части проектов учащихся. Цель их создания не только проверить знания учащихся по данной теме, но и сформировать представления о целостности и непрерывности курса математики 5-го и 6-го класса. При составлении задач реализованы два требования: нестандартность отдельно взятых заданий и целенаправленный подбор всей системы заданий как единого целого....

24 06 2019 19:16:56

Устные упражнения в обучении математике. 5–6-е классы

Устные упражнения – одно из средств формирования устных вычислительных навыков. Именно во время устной работы школьник эффективно учится устанавливать связи между объектами, явлениями, сравнивать, обобщать их, развивает память, наряду с этим развивает и гибкость мышления, учится контролировать свои рассуждения. Устная работа – это не случайный этап урока, он находится в методической связи с основной темой и носит проблемный характер....

23 06 2019 12:27:16

Урок математики для 5—6-х классов по теме "Решение задач с помощью уравнений"

Представленный урок предназначен для учащихся 5–6-х классов. Основная цель урока: показать взаимосвязь между математикой и литературой. Данный урок способствует расширению кругозора учащихся, позволяет воспитывать творческую активность при составлении задач, а также проверять и корректировать знания и умения по данной теме. ...

22 06 2019 9:21:33

Использование симметрии аналитических выражений

В статье рассматривается использование симметрии в системах показательных уравнений....

21 06 2019 3:35:19

Нетрадиционные формы проведения уроков математики "Действия с обыкновенными дробями", 6-й класс

Урок не только поможет детям систематизировать материал, закрепить знания и навыки в ходе выполнения действий с обыкновенными дробями, развивать логическое мышление, но и позволит узнать, что крокодилы — ближайшие родственники птиц и единственные из рептилий, у которых нет третьего глаза, но есть уши. Обычно подобные уроки с использованием нематематической информации я провожу в 5–6-х классах в завершение той или иной темы....

20 06 2019 5:45:12

Тестовые контрольные работы по алгебре и началам анализа, 10–11-е классы

Предлагаются контрольные работы по всем темам 10-11-х классов. Уровень тестов и задач соответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта, а также уровням А и В единого государственного экзамена по математике. ...

19 06 2019 15:46:14

Решение задач на составление неравенств

В работе приведены задачи на составление неравенств и систем неравенств с одной и двумя переменными с решениями. Эти задачи формируют ряд навыков при изучении приложений неравенств и специфичных для них решений и способствуют параллельному совершенствованию других специальных прикладных навыков....

18 06 2019 18:12:16

Рабочая программа по физике за курс средней школы

Рабочая программа ориентирована на усвоение стандартов среднего (общего) образования по физике и позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к физике....

17 06 2019 4:14:27

Урок математики в 5-м классе по теме "Доли. Обыкновенные дроби"

Урок закрепления пройденного на материале сказки « Снежная королева» с использованием мультимедийной презентации....

16 06 2019 8:43:57

Игровые формы работы с использованием ИКТ на уроках математики. 8-й класс

Использование информационных технологий на уроках математики, проводимых в игровой форме, вызывает у учащихся огромный интерес. Предлагаемая структура урока может быть использована в качестве обобщения любой темы курса математики 5–11-х классов. Привожу пример такого урока в 8-м классе по теме " Квадратные уравнения". Время продолжительности данного урока-аукциона – 45 минут. ...

15 06 2019 3:40:10

Использование сведений из истории науки, как средство повышения интереса учащихся к изучению математики

Значение влияния интереса к предмету на усвоение программного материала общеизвестно, поэтому создание интереса к изученному разделу, теме, уроку является одной из непременных первостепенных задач учителя. Автор считает, что вводной частью к уроку может быть 3–5 минутный увлекательный рассказ, связанный с историей математики....

14 06 2019 11:31:17

Интегрированный урок (математика + изобразительное искусство) "Золотое сечение"

Данный интегрированный урок позволяет показать связь математики и искусства. Ребята не только знакомятся с математическим понятием золотого сечения, использованием его в искусстве, но и проверяют его на человеческой фигуре, рисуют древнегреческую амфору. Урок наглядно убеждает, что в мире царит всеобщая закономерность, а сущность прекрасного заключается в строгом порядке, гармонии частей и целого, в правильных математических отношениях....

13 06 2019 9:57:34

Теорема Пифагора. 8-й класс

Урок предполагает работу в группах – космических бригадах, совершающих путешествие на корабле " Пифагор". Игровая форма урока активизирует приобретенные знания, знакомит с новыми понятиями, позволяет решать прикладные задачи, формирует целостную мыслительную деятельность на основе межпредметных и внутрипредметных связей....

12 06 2019 12:28:46

Тест —- обучающая программа по теме "Квадратные уравнения. Квадратный трехчлен и его свойства"

Тест – обучающая программа, по теме " Квадратные уравнения. Квадратный трёхчлен и его свойства" содержит как материал, позволяющий проверить базовый уровень, так и задания для более подготовленных учащихся....

11 06 2019 23:36:21

Какой твердотопливный котел выбрать, как работает, виды, выбор лучшего, сравнение и принцип работы котлов, примеры на фото и видео

Если говорить о современных отопительных приборах и принципах их работы, то нельзя не отметить такое оборудование, как твердотопливные котлы. Как становится понятно из их названия, функционируют они при помощи использования энергии твердого топлива. Эти инновационные аппараты не только эффективно обогревают жилое помещение, но и прекрасно вписываются в интерьер и создают уют в любом доме. Однако… Читать дальше...

10 06 2019 4:49:56

Фрагмент урока физики на распознавание физического объекта "Электромагнитная волна" в конкретной ситуации

Статья посвящена фрагменту обучающей программы по теме 11-го класса " Электромагнитные волны" на основе деятельностного подхода. Методика формирования всех умственных видов деятельности разработана в соответствии с теорией планомерного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина и с учетом этапов, выделенных Н. Ф. Талызиной. ...

09 06 2019 5:32:42

Конспект занятия по математическому развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Приключения Золушки"

Использование на занятии поисково-занимательных творческих задач позволяет научить детей управлять собой в сложных ситуациях. Для совершенствования представлений о числовом ряде у детей используются модели и круги Эйлера, а при выявлении связей и зависимостей между величиной, количеством, внешними свойствами – блоки Дьениша. Особое внимание уделяется обучению детей умению выбирать и формулировать арифметическое действие, в котором решается задача, записывать его с помощью математических знаков и цифр. Игровые приемы создают благоприятные условия для развития у детей способности к наблюдению и подражанию, включают в них элемент заинтересованности. ...

08 06 2019 7:21:45

Урок с применением информационных технологий по алгебре в 7-м классе по теме "Действия с многочленами"

Современный урок алгебры с применением компьютерных технологий позволяет увеличить объем материала, рассматриваемого на уроке, увеличить скорость проведения урока и производит дополнительную наглядность на уроке. Этот урок проводится с целью повторения многочленов, выполнения арифметических действий с многочленами и применения их в нестандартных ситуациях, решая уравнения и задачи....

07 06 2019 11:31:50

Урок алгебры в 9-м классе по теме "Решение уравнений, приводимых к квадратному уравнению"

Урок направлен на обобщение и систематизацию сведений о целых уравнениях. Он помогает сформировать умения решать биквадратные уравнения и уравнения высших степеней. ...

06 06 2019 19:49:34

Минвата — разбираемся в технических характеристиках.

В связи с постоянным подорожанием теплоносителей и увеличивающихся расходов на оплату коммунальных услуг многие люди уделяют внимание утеплению своего жилища. Среди прочих материалов использование минеральной ваты стоит далеко не на последнем месте. Что же такое минвата и в чем ее особенности? Отличительные характеристики Минеральная вата представляет собой выведенный утеплитель, для того, чтобы с ее помощью… Читать дальше...

05 06 2019 18:56:14

Устный журнал «Выстояли и победили». Цифры и факты. Посвящается 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

Статья представлена в виде устного журнала: цифры и факты, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия: охарактеризовать Великую Отечественную войну 1941–1945 гг. с позиции школьных учебных предметов. Материал может быть использован на уроках литературы при изучении произведений о В Ов и математики при составлении задач и диаграмм....

04 06 2019 19:29:36

Урок математики в 5-м классе по теме "Деление с остатком" с использованием ИКТ

Цели: закрепить умение решать примеры на все арифметические действия; формировать умение делить с остатком, стимулировать учащихся к получению новых знаний; повышать интерес к предмету; развивать логическое мышление, умения рассуждать и делать выводы, использовать математический язык. ...

03 06 2019 22:49:33

Конспект урока геометрии в 7-м классе с использованием ЭОР

Цель урока: изучение понятия "внешнего угла треугольника", теоремы о сумме углов треугольника и ее следствий: свойства внешних углов произвольных треугольников, равнобедренных треугольников, классификация их в зависимости от величины углов....

02 06 2019 10:26:52

Кружок "Наглядная геометрия". 1-й класс. Тема: "Работа с геометрическими материалами "Уголок моего края"

Внеклассное занятие внеурочной деятельности Ф Г О С в начальных классах. Цель занятия: воспитывать у учащихся чувство взаимопомощи, уважения друг к другу, любовь к уголку родного края....

01 06 2019 3:26:29

Возведение в квадрат суммы двух выражений

Цель урока: вывести формулу квадрата суммы двух чисел; сформировать умение учащихся практически применять эти формулы для упрощения выражений; развивать математическую речь, память, интерес к математике, умение логически рассуждать....

31 05 2019 9:35:18

Тематические зачеты как форма работы в профильных классах старшей школы

Проверка усвоения учащимися материала, в том числе теоретического, может быть осуществлена в различной форме. Зачетная система позволяет не только осуществить контроль, но и обобщить и систематизировать знания, умения учащихся, организовать самостоятельную и индивидуальную работу. В статье приводятся вопросы к зачету по геометрии по теме “ Параллельность в пространстве”....

30 05 2019 7:47:40

Способы предупреждения неуспеваемости

Урок можно считать полноценным и эффективным, когда он вызывает живой интерес к изучаемому предмету, вооружает каждого ученика прочными знаниями, навыками и умениями, прививает детям нормы и правила общественной морали....

29 05 2019 23:14:52

Изучаем проценты за неделю

Тема " Проценты" изучается в 5-м и в 6-м классах. В старших классах в учебниках за весь год встречается лишь пара-тройка задач. Тем не менее на выпускных, вступительных экзаменах "задачи на проценты" есть. В данной работе предложен курс из 6 занятий, нацеленный на повторение (а может, и изучение) этой темы в 6-м классе. Время для этого можно выделить на занятиях математического кружка; после уроков на неделе математики; в зимние или весенние каникулы. ...

28 05 2019 16:37:23

Метапредметный урок "Внешний угол треугольника". 7-й класс

В ходе урока учащиеся знакомятся с понятием и выводят свойство внешнего угла треугольника. На уроке школьники не только выполняют задания по геометрии, но и отвечают на вопросы по информатике....

27 05 2019 12:29:12

Урок "Положительные и отрицательные числа". 6-й класс

Урок обобщает ранее изученный материал. Учитель систематизирует знания, умения и навыки учащихся при решении различных задач....

26 05 2019 23:18:59

Урок "Диаграммы"

Урок разработан для учащихся 6-х классов. Данный урок обобщения и закрепления знаний – заключительный по этой теме. Урок разработан с учетом умения детей работать в программе PowerPoint и должен проводиться в компьютерном классе, где каждый ребёнок будет иметь возможность работать за отдельным компьютером....

25 05 2019 1:58:28

Реализация компонентов деятельностного подхода в преподавании физики: проблемно-поисковый подход

В статье рассмотрены некоторые общие вопросы, связанные с созданием и реализацией проблемной ситуации в учебном процессе, построением проблемно-поискового урока. Представлен урок изучения нового материала в 11-м классе по теме " Полное отражение света", наглядно иллюстрирующий применение этого подхода на моих уроках....

24 05 2019 14:56:18

Математическая игра "Малахитовая шкатулка"

Цель игры – воспитание любви и уважения к родному краю, к его людям, истории, природным богатствам....

23 05 2019 2:28:34

Статья "Неделя математики"

Цель математических вечеров не только в том, чтобы дать полное представление о каком-нибудь вопросе математики, но и в том, чтобы заинтересовать предметом, пробудить желание ознакомиться с данной темой поближе, вовлечь учащихся в серьезную самостоятельную работу по математике. ...

22 05 2019 22:36:50

Решение задач на "концентрацию" (урок в 8-м классе по учебнику Г.В. Дорофеева)

Задачи на концентрацию включены в материалы по итоговой аттестации за курс основной школы, однако практика показывает, что эти задачи вызывают затруднения у обучающихся. Поэтому научиться решать подобные задачи разными способами важно для лучшей подготовки обучающихся к сдаче выпускных экзаменов и оценки своего потенциала с точки зрения образовательной перспективы....

21 05 2019 7:56:26

Урок в 9-м классе "Уравнения с одной переменной"

Урок " Уравнения с одной переменной" для 9-го класса разработан с целью повторения данной темы. Материал урока формирует у учащихся математические знания, развивает логическое мышление, интерес к предмету, кругозор в историческом аспекте. Занимательная форма заданий привлекает учащихся, что способствует формированию учебно-познавательной компетенции учащихся....

20 05 2019 11:22:14

Урок-обобщение по теме "Десятичные дроби" с экологической темой "Вода". 5-й класс

Урок математики совмещает две темы: математическую « Десятичные дроби» и экологическую « Вода». Выполняя вычисления, учащиеся ищут разумный способ экономии воды в быту, определяют оптимальные измерения аквариума....

19 05 2019 2:22:18

Внеклассное мероприятие "Своя игра" для 7-х классов

В игре принимают участие 3 команды. Их основная цель – отвечать на вопросы и зарабатывать как можно большее число очков. Игра состоит из трех туров (двух основных и финального), конкурса болельщиков и математических журналов, которые были подготовлены заранее. Каждый из основных туров содержит 4 темы по 6 вопросов. Чем больше цена вопроса, тем он сложнее. Помимо обычных вопросов, существуют специальные – « Кот в мешке» и « Вопрос-аукцион». ...

18 05 2019 22:57:46

Решение линейных уравнений. 6–7-й классы

В презентации приводится объяснение способов решений линейных уравнений с использованием анимации. Ее можно использовать на уроках при объяснении способов решения линейных уравнений....

17 05 2019 5:32:15

Построение графиков функций путем элементарных преобразований

Интегрированный урок по математике и информатике рекомендуется проводить для студентов 1-го курса средних профессиональных учебных заведений. Урок направлен на формирование умений применять возможности современных информационных технологий для решения математических задач....

16 05 2019 6:31:24

Подробный конспект урока по геометрии по теме "Упрощение геометрии". Повторение по теме "Площадь треугольника"

В статье представлена серия заданий для подготовки к Е Г Э части Б. Данные задания основаны на повторении всех разделов математики. Учитель может использовать этот материал как для изучения нового материала, так и для повторения. Представленные задачи можно использовать в устном решении задач для закрепления материала....

15 05 2019 6:35:22

Игра на уроке физики

Чтобы учащиеся не теряли интереса к учебе, на уроках обобщения и проверки знаний, умений и навыков часто применяю различные игры. Игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей деятельности. И я, как учитель, всегда помню об этом и использую игровую деятельность на своих уроках. У ребенка во время игры участвует разум, подсознание, фантазия. Он стремится к саморазвитию. ...

14 05 2019 15:16:19

Рабочая программа по математике для 5-го класса (УМК И.И. Зубаревой)

Рабочая программа по математике для 5-го класса основного общего образования ( У М К И. И. Зубаревой) составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования по математике. В ней также учитываются доминирующие идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, которые способствуют формированию ключевой компетенции – умения учиться....

13 05 2019 18:20:37

Интегрированный урок (математика + физическая культура) "Среднее арифметическое"

Цели урока – установить широкую связь между изучением среднего арифметического чисел и их применением на уроках физической культуры; развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся через анализ функционального состояния учащихся....

12 05 2019 6:17:14

Проект "Школьное научное физико-математическое общество"

Начать процесс организации в школе Н О У по математике логично с просветительской работы среди учителей математики и учащихся, с целью создания положительного настроя к самой идее. ...

11 05 2019 2:33:11

Урок геометрии «Замечательные точки и линии треугольника»

Удивительно, но треугольник, несмотря на свою кажущуюся простоту, – неисчерпаемый объект изучения. Никто даже в наше время не осмелится сказать, что изучил и знает все свойства треугольника. Действительно, кто не слышал о Бермудском треугольнике, в котором бесследно исчезают корабли и самолёты? Треугольник таит в себе немало интересного и загадочного. В ходе урока учащиеся знакомятся с теоремами Чевы и Менелая; решают ключевые задачи темы....

10 05 2019 10:57:24

Интерьер на французский манер – рассказывает салон Mobilicasa

Французов давно признали законодателями моды за их исключительно утонченный вкус.  Чаще всего восхищаются их успехами в дизайне одежды, хотя не менее яркие и талантливые мастера работают с интерьерами! Французские интерьеры обладают уникальным шармом и очарованием, которые влюбляют в себя с первого взгляда. Попробуем разобраться, какими приемами пользуются французские дизайнеры. Интерьер на французский манер Элитный салон Mobilicasa… Читать дальше...

09 05 2019 12:12:36

Обобщающий урок по теме "Решение неравенств с одной переменной"

Целью урока является систематизация знаний по теме, контроль усвоения, развитие математической речи, внимания, продолжение развития практических умений и навыков по охране здоровья. ...

08 05 2019 16:59:33

Урок физики. Контрольно-обобщающий урок по теме "Магнитные явления"

Урок позволяет проверить различные умения и навыки по теме, а также усвоение фактического материала. На уроке используется презентация, видеодемонстрации. ...

07 05 2019 9:19:55

Урок-зачет по теме "Четырехугольники"

Цели урока: проверить знания учащихся по данной теме; повторить и обобщить изученный материал; подготовиться к контрольной работе....

06 05 2019 12:33:27

Функция. 7-й класс

Урок для 7-го класса предлагается для учителей математики разных категорий: опытным – для выявления новых идей, молодым – для успешного формирования опыта. Урок призван показать, как с помощью координатной плоскости построить график функции, проверить знания и умения учащихся по уже изученному материалу....

05 05 2019 19:45:52

Обобщающий урок по теме "Десятичные дроби"

Урок построен таким образом, чтобы ученики смогли в активной форме повторить все действия над десятичными дробями. Применение коллективных видов деятельности позволяет развивать у ребят умение работать в коллективе, индивидуальная работа способствует развитию устной и письменной речи. Для развития познавательного интереса и расширения кругозора учащихся задания подобраны на основе исторического материала и посвящены Санкт- Петербургу....

04 05 2019 1:27:59

План-конспект урока в 5-м классе "Объем прямоугольного параллелепипеда"

Основная задача урока – показать учащимся возможности применения знаний, полученных на уроках информатики, при изучении других предметов, в частности математики....

03 05 2019 6:16:19

Обобщающий урок по физике "Атомная энергетика — за и против"

Задачи урока: научить выяснять положительные и отрицательные стороны научных открытий и технологических достижений; продолжить формировать интерес к научным знаниям; закрепить, повторить и расширить знания учащихся по темам " Радиоактивность". " Атомная энергия и её использование"; выработать навыки работы с дополнительной литературой; показать возможные области применения атомной энергии; воспитывать гражданскую активность; учить грамотно и кратко излагать свои мысли....

02 05 2019 19:30:26

"Правильные многогранники". 10-й класс

Урок дает знания о правильных многогранниках, их видах; формирует пространственные представления учащихся, умения делать обобщения на основе полученных в результате исследования данных, применять знания на практике. На уроке используется деятельностный подход. Презентация помогает рационально использовать время на уроке, наглядно представляет материал....

01 05 2019 21:35:50

Нахождение суммы трёх и более слагаемых. 1-й класс

На уроке дети учатся составлять и находить значения выражений, содержащих несколько действий; развивают логическое мышление, память и речь. Также на уроке воспитывается самостоятельность и интерес к познанию нового....

30 04 2019 22:57:47

Открытый урок по математике "Закрепление знаний и умений табличного сложения и вычитания в пределах 20"

Цели урока: закрепить навыки табличного сложения и вычитания в пределах 20; формировать конструкторно-практическую деятельность; развивать познавательную активность на уроке; воспитывать бережное отношение к природе....

29 04 2019 5:32:49

Внеклассное мероприятие "Этапы развития космонавтики"

Вашему вниманию предлагаю разработку урока, посвященного Дню космонавтики, с использованием компьютерной презентации. Данный урок носит в основном информативный характер, поэтому может проводиться в разных классах. На этом уроке учащимся рассказывается об основных этапах развития космонавтики и современных исследованиях планет....

28 04 2019 17:17:49

Использование заданий в форме ЕГЭ при итоговой аттестации учащихся 10-го класса по алгебре

Предлагаемая работа содержит материалы для подготовки к новой форме проверки знаний и умений школьников через проведение итоговой аттестации в 10-м классе в форме Е Г Э. В работе представлено 7 вариантов экзамена по алгебре за курс 10-го класса в форме Е Г Э, которые можно использовать в учебном процессе не только для контроля, но и для отработки навыков....

27 04 2019 4:37:58

Внеклассное мероприятие "Математическая гостиная"

Представлен сценарий творческого вечера. Цель – доказать, что математика вовсе не «сухая» наука, ею интересовались не только «чистые» математики, но и люди других профессий....

26 04 2019 2:14:32

Обобщающий урок "Параллельное и последовательное соединения приборов". 11-й класс

Система обобщающих уроков должна способствовать переосмыслению учащимися учебного материала с новых позиций, анализу явлений и установлению связи с другими разделами. Из-за ограниченности во времени повторение организуется по блокам с составлением обобщающих таблиц. ...

25 04 2019 10:54:18

Урок-фотоохота

В статье представлена разработка урока-игры по математике « Фотоохота» по теме « Координаты на прямой» в 6-м классе, с применением мультимедийной презентации....

24 04 2019 7:57:35

Организация использования ИКТ в процессе обучения математике

Образовательный стандарт по математике предполагает, что выпускник школы умеет использовать математические подходы для решения задач, умеет осуществлять поиск, отбор, анализ информации, умеет использовать информационные источники данных и коммуникативные технологии. Всё это становится возможным благодаря использованию описанных в статье средств И К Т. ...

23 04 2019 6:20:42

Как утеплить фундамент экструдированным пенополистиролом?

Фундамент – основа любого жилища, без него не строится ни один настоящий дом. Грамотно спроектированный и построенный фундамент – одно из обязательных условий устойчивости и долговечности всего здания. Даже этой надёжной опоре угрожают опасности – грунтовые воды и промерзание почвы зимой, из-за чего основание вашего дома начинает разрушаться, а вслед за ним рискует разрушиться и… Читать дальше...

22 04 2019 11:11:13

Информационные технологии на уроке математике по теме "Показательные уравнения и неравенства"

Урок с использованием информационных технологий рассматривает применение компьютера на уроке. С помощью программы электронной таблицы Microsoft Excel и мастера диаграмм можно быстро решить уравнения и неравенства графически. А с помощью мультимедийной установки повторить теоретический материал....

21 04 2019 19:56:39

Деление обыкновенных дробей

Обобщающий урок-путешествие. Выполняя различные задания: устная работа, кодированные задания, тест, ученики узнают много нового и интересного о своём крае. На пути встречается заяц, бобр и другие виды животных из Сосьвинского заповедника. Преодолевать приходится болото и огромную реку Обь. Эмоциональную окраску уроку придают стихотворения о крае....

20 04 2019 14:52:36

Реализация личностно-ориентированного образования через групповую форму организации учебной деятельности учащихся на уроках математики

Представлен теоретический опыт по формированию групп учащихся на уроке, организация работы класса на уроке с групповой формой. Приведены примеры, как можно отследить индивидуальные особенности каждого ученика, развить познавательный интерес к математике, разбить класс на типологические группы....

19 04 2019 8:12:59

Решение неравенств и систем неравенств с одной переменной. 8-й класс

Конспект урока алгебры в 8-м классе по теме « Решение неравенств и систем неравенств с одной переменной». Разработка урока предназначена для методической помощи учителю математики при проведении обобщения и повторения знаний. Урок разработан с использованием интерактивной доски Star Board....

18 04 2019 4:49:16

Системный подход к развитию навыков устного счета

Уже ряд лет наблюдаю выпускников школ, и поражает их полное неумение считать устно. Первый этап формирования навыка - овладение умением в вычислениях или тождественных преобразованиях. Второй этап - этап автоматизации умения. Автоматизация умения происходит путем исключения некоторых промежуточных операций....

17 04 2019 22:59:43

ИКТ как средство формирования мотивации обучения физике

Формирование мотивации учения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задачи формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний. Использование И К Т в сочетании с традиционными технологиями позволяет повысить уровень мотивации школьников в изучении физики....

16 04 2019 22:15:47

Иррациональные уравнения: просто и красиво

Целью урока является актуализация знаний путем повторения основного определения (арифметический квадратный корень) и основных методов решений уравнений, таких как: решение по определению (равносильный переход), возведение в квадрат (следственный переход) и пр. Пропедевтикой является решение уравнений с использованием свойств функций....

15 04 2019 9:37:42

Междисциплинарный экзамен как новый инструментарий оценки качества обучения и аттестации учащихся

В данной статье представлена программа междисциплинарного экзамена по физике и математике, которая расширяет возможности системы оценки качества образовательных достижений учащихся по данным дисциплинам в рамках перехода на профильное обучение, позволяющая оценивать сформированные учебные компетентности учащихся, а также межпредметные знания и умения. В статье приведены виды заданий, даны рекомендации по оцениванию ответов учащихся....

14 04 2019 13:53:40

Вводный урок физики. 7-й класс

Урок проводят старшеклассники, которые с помощью учителя физики оформляют кабинет, готовят опыты, вопросы викторины, загадки; подбирают детскую научно-популярную литературу; составляют списки учащихся для интерактивного голосования во время викторины. На уроке старшеклассники совершают увлекательное путешествие в мир физики. В серии опытов учащиеся знакомятся с методами познания окружающего мира: наблюдением, выдвижением гипотезы, анализом и выводом....

13 04 2019 1:17:50

Обобщающий урок математики в 5-м классе по теме "Сложение, вычитание и округление десятичных дробей"

Урок-путешествие в страну десятичных дробей направлен на закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков при выполнении арифметических действий над десятичными дробями, помочь учащимся осознать социальную, практическую и личную значимость учебного материала. Развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей, внимания, сообразительности, формирование математической речи, развитие умения самостоятельной работы, расширение кругозора учащихся, развитие интереса к предмету....

12 04 2019 16:41:51

Информационные технологии на уроках математики. Урок алгебры в 7-м классе по теме: "Сложение и вычитание многочленов"

Урок алгебры для 7-го класса. На уроке закрепляется умение выполнять сложение и вычитание многочленов, развивается умение приводить подобные слагаемые. ...

11 04 2019 18:32:47

Урок-игра "Угадай мелодию"

Предложен сценарий вечера физики. Вечер похож на популярную когда-то игру « Угадай мелодию». Только вместо знания музыки здесь будет проверяться умение решать задачи и ответы на вопросы....

10 04 2019 8:13:40

Тематическое и поурочное планирование элективного курса по физике для 5-го класса "Физика и жизнь"

Курс предназначен для знакомства учащихся 5-го класса средней школы с явлениями физики. Он способствует развитию детей, повышению их интереса к познанию законов природы, с которыми они непосредственно сталкиваются в жизни, подготовке их к систематическому изучению физики. ...

09 04 2019 20:32:43

Положительные и отрицательные числа. 6-й класс

В процессе обучения математике одной из задач педагога является создание у учащихся стойкой мотивации изучения темы и условий для прогнозирования и оценивания результатов собственной учебной деятельности. Эти задачи позволяет решить система вводных уроков по каждой теме, один из которых представлен в статье....

08 04 2019 20:41:33

Интегрированный урок математики в 6-м классе по теме "Графики" (математика+история)

Интегрированный урок (математика + история) рассчитан на закрепление знаний при работе с таблицами и графиками, развитие познавательного интереса к предмету, расширение знаний об истории села. ...

07 04 2019 23:38:32

Урок математики в 5-м классе по теме "Деление на десятичную дробь"

На уроке учащиеся учатся делить десятичные дроби, записывая деление в форме подробных и кратких записей. ...

06 04 2019 15:35:38

Урок математики по теме "Масштаб". 6-й класс

Урок математики в 6-м классе с применением карты Самарской области, на котором вводится понятие масштаба; закрепляется умение решать задачи, используя прямую пропорциональную зависимость величин; закрепляются навыки решения уравнений с помощью пропорций....

05 04 2019 9:54:15

Логико-смысловая модель "Уравнения"

В статье описаны некоторые способы и приемы работы с авторской логико-смысловой моделью ( Л С М) представления и анализа знаний по теме. Показаны возможности динамической Л С М (модель-конструктор) на всех этапах прохождения темы....

04 04 2019 1:31:59

Смотр знаний по теме «Площади четырехугольников»

Предлагается вариант смотра знаний по теме « Площади четырехугольников». Повторение теории и решение задач по этой теме особенно важно при подготовке к О Г Э, так как в экзамен по математике включен отдельный модуль « Геометрия». При таком повторении систематизируются знания учащихся по любой теме курса планиметрии....

03 04 2019 15:34:16

Третий закон Ньютона

На уроке использованы различные методы обучения: здоровьесберегающие технологии для снятия напряжения у школьников, словесный для формирования теоретических и практических знаний, наглядный метод (демонстрация опытов, рисунков) для повышения внимания, поисково-исследовательский метод....

02 04 2019 11:19:48

Краеведение в изучении математики. Урок-путешествие "Троекуровский Свято-Димитриевский Иларионовский женский монастырь"

Интегрированное обучение – система, которая объединяет знания по отдельным предметам в единое целое, на основе чего у детей формируется целостное восприятие мира. Математика позволяет сделать доступным для усвоения числовой материал краеведения. Решение задач, включающих данные краеведческого характера, способствует развитию творческого, логического, критического мышления, эрудиции, умению классифицировать и обобщать, расширяет кругозор....

01 04 2019 7:57:21

Развитие математических способностей учащихся

Данный доклад был зачитан на методическом объединении учителей школы. Сейчас, в период перестройки средней и высшей школы, когда индивидуализации обучения учащихся придаётся первостепенное значение, выявление и развитие математических способностей учащихся является одной из главных задач, стоящих перед преподавателями математики....

31 03 2019 1:24:25

Уроки физики с информационными технологиями

В статье рассказывается об эффективности И К Т-средств на уроках физики...

30 03 2019 16:18:47

Урок на тему «Правила поведения при встрече». 5-й класс

Урок по теме « Правила поведения» в коррекционной школе. Учащимся коррекционных школ в виду особенностей здоровья необходимо обращать особое внимание на самые обычные и привычные для здоровых людей жизненные ситуации. Урок актуален и позволяет учащимся лучше запомнить и научится применять слова и правила приветствия....

29 03 2019 8:10:28

Разработка урока математики в 5-м классе

Урок математики по теме « Действия с натуральными числами и русские художники» имеет цели: совершенствование вычислительных навыков; развитие формально-логического мышления, общей культуры и речи учащихся. На трёх этапах урока учащиеся с помощью презентаций находят значения числовых выражений, используя свойства умножения и деления натуральных чисел, и знакомятся с творчеством русских художников...

28 03 2019 19:59:57

Урок физики по теме "Методы визуализации атомов". 10-й класс

Урок-исследование изучения нового материала по профильному элективному курсу « Введение в нанотехнологии», который может быть адресован учащимся 10-х профильных классов пофизика. В познавательной форме школьники знакомятся с историей изучения наномира, приборами, использующимися для его изучения и их возможностями. На практической части занятия учащиеся самостоятельно получают свое первое литографическое изображение при помощи сканирующего зондового микроскопа....

27 03 2019 6:41:33

Специфика натяжных потолков с двумя уровнями

Когда выбирается подходящий дизайнерский рисунок и метод потолочной отделки, нередко люди останавливаются на натяжное полотно. Впрочем, одноцветные и однотипные потолочные системы уже никого не удивляют. Благодаря богатству дизайнерской фантазии совершенствуется стремление к введению новых технологических систем. Двухуровневые натяжные потолки О роли натяжных потолочных конструкций В качестве основных причин, обеспечивших возникновение натяжных конструкций с несколькими уровнями,… Читать дальше...

26 03 2019 19:12:27

Квадратные уравнения, способы их решения. Алгебра, 8-й класс

При проведении данного урока использовались информационные технологии, которые позволили учителю активизировать учебно-познавательную деятельность, сконцентрировать внимание на основных моментах в объяснении нового материала, обеспечить более наглядное его восприятие, а ученикам дополнить рассказ учителя анимированными таблицами и иллюстрациями. Следовательно, добиться лучшего запоминания, усвоения необходимой информации и систематизировать знания учащихся по данной теме. Использование компьютера даёт возможность реализовать на практике идеи развивающего обучения, повышать темп урока, увеличить объём самостоятельной работы, способствует повышению мотивации у учащихся, интереса к предмету и, как следствие, повысить качество обучения. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику но и учителю....

25 03 2019 22:15:49

Урок-путешествие "Достижения космонавтики. Решение текстовых задач". 6-й класс

Решать текстовые задачи сложно большинству учеников. Учитель старается с помощью расширения познавательного кругозора о развитии космонавтики проработать способы решения задач в игровой форме....

24 03 2019 22:48:24

Игра "Турнир физиков" (7-й класс)

Урок позволяет в игровой форме повторить с детьми физические понятия, связанные с давлением жидкости, научиться применять знания при решении задач. Урок позволяет формировать у детей познавательный интерес к физике, умение выстраивать план выполнения заданий, умения и навыки устной речи, а также развивает логическое мышление. ...

23 03 2019 1:22:33

Модульный урок на печатной основе

Уроки на печатной основе с применением модульной технологии я применяю при изучении нового материала или на обобщающих уроках. Модульная технология обучения очень гибкая, и в её рамках можно использовать как разнообразные методики обучения учащихся, так и различные формы и методы, элементы других технологий. Учебные элементы ( У Э) этой технологии разнообразны и имеют частную дидактическую цель. ...

22 03 2019 20:37:31

Тематическое планирование по математике. 11-й класс

Представлено развернутое календарно-тематическое планирование по математике составлено для 11-го класса по учебникам С. М. Никольский и Л. С. Атанасяна. План рассчитан на 175 часов (5 уроков в неделю). 125 из них отведены на изучение алгебры, а 50 для геометрии....

21 03 2019 1:41:45

Экологическая экспертиза пришкольной территории и план ее реконструкции

Представлен прект " Экологическая экспертиза состояния пришкольного участка"....

20 03 2019 9:25:54

Понятие арифметической прогрессии. Свойства арифметической прогрессии. 9-й класс

Урок изучения нового материала в форме презентации, когда компьютер выполняет роль доски, учебника и дидактического пособия. Это позволяет компактно представить объёмный материал при объяснении и провести проверку выполняемых заданий. Использование предлагаемой презентации на уроке позволяет сократить время на усвоение нового материала за счёт большей наглядности и активизации зрительной памяти. Компьютер помогает учителю сконцентрировать внимание на основных моментах изучаемой темы....

19 03 2019 3:43:54

План-конспект урока по теме "Степень с натуральным показателем и ее свойства"

Обобщающий урок по теме " Степень с натуральным показателем и её свойства". ...

18 03 2019 12:34:53

Информационные технологии на уроках физики

Данный урок автор статьи проводит в 9-м классе по учебнику С. В. Громова при изучении оптики. Этот урок тесно связан с биологией, на нем рассматриваются особенности зрения в живой природе....

17 03 2019 11:47:35

Функция y = k/x и ее график

Цели урока: систематизировать знания учащихся о функциях; познакомить с функцией у = к/х и ее графиком; закрепить практические навыки учащихся в построении графика функции обратной пропорциональности....

16 03 2019 22:39:37

Масштаб. Математика, 6-й класс

Масштаб - понятие, аналогичное коэффициенту подобия, часто используется при изображении объектов окружающего мира. В план урока включены задачи для решения которых нужно практически, линейкой, измерить длину линии на представленной презентации, а так же задачи в которых с помощью масштаба нужно изобразить план объекта....

15 03 2019 7:36:43

Показательная функция, 11-й класс

Данный урок - первый по теме " Показательная функция", на изучение которой отводится 10 часов, и ключевой для понимания сути решения показательных уравнений и неравенств. Урок поможет сформировать знания о показательной функции, ее свойствах и графике, показать теоретическую и практическую значимость данной темы. Использование проблемной ситуации вызывает определенный интерес учащихся и способствует активизации мыслительной деятельности. ...

14 03 2019 2:33:31

Урок КВН "Четырехугольники"

С целью пробуждения в детях любознательности, стремления к получению новых знаний я использую форму К В На для работы на уроках математики. ...

13 03 2019 9:36:43

Интерференция света. Тайна мыльных пузырей

Урок-презентация с целью выяснения смысла понятия интерференции, рассмотрения энергетических эффектов, разъяснения условий наблюдения интерференции света....

12 03 2019 20:29:21

Тестовый контроль знаний по алгебре в 9-м классе

В данной работе представлены тесты по шести темам курса математики за 9-й класс. Каждый вариант имеет 10–13 заданий и рассчитан на один урок....

11 03 2019 6:33:53

Урок физики по теме "Тепловые явления. Кипение"

Урок рекомендован в группах по специальности " Технология продукции общественного питания". На уроке проводятся опыты, что вызывает особый интерес у учащихся....

10 03 2019 0:52:19

Интегрированный урок (история + математика) в 6-м классе по теме "Наша древняя столица" (действия с десятичными дробями)

Межпредметные связи усиливают активность учащихся, возникает новый ход мыслей путем включения элементов содержания из одних учебных дисциплин в содержание других. Эти связи способствуют образованию всесторонних цельных представлений, формированию научных понятий. Урок посвящен истории Московского Кремля. Урок поставлен в соответствии с действующей программой по математике для школ, работающих по базисному плану. Урок содержит материал для изучения темы « Десятичные дроби» 5–6-е классы. Отличительной особенностью урока является то, что задачи связаны с историей Московского Кремля, с его архитектурными и культурными памятниками. При составлении задач использовались сведения из трудов историков, реставраторов, археологов....

09 03 2019 21:10:52

Движение тела, брошенного под углом к горизонту, под действием силы тяжести. 9-й класс

Цель урока: научиться рассчитывать параметры баллистического движения с помощью калькулятора CASIO CLASSWIZ, работая в программе « Измеритель»....

08 03 2019 18:36:26

Итоговый урок математики по теме "Метод координат в пространстве движения"

Изучение геометрии формирует не только специальные геометрические знания учащихся, но и играет огромную роль в общем развитии личности, ее умении логически мыслить и доказательно обосновывать истинность утверждений в любой сфере деятельности. Цель урока: закрепить теоретические знания учащихся, их умения и навыки применять эти знания при решении задач векторным, векторно-координатным способами....

07 03 2019 15:11:14

Подготовка к ГИА-2009

Данный проект может быть использован учителем как на уроках алгебры 9-го класса при изучении соответствующих тем, так и при подготовке к экзаменам, а также может быть использован учениками в качестве учебного пособия при самостоятельном изучении темы. Представлены основные учебные темы, по каждой теме даются основной теоретический материал и примеры выполнения заданий....

06 03 2019 4:58:43

Урок алгебры и начал анализа, 10-й класс, "Методы решения тригонометрических уравнений"

Урок формирует у учащихся умения и закрепляет навыки решения тригонометрических уравнений; дает навыки классификации по методам решений и применения этих методов в новой ситуации....

05 03 2019 17:24:20

Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда. 5-й класс

Цель урока – на основе самостоятельного анализа учить выводить математические формулы (V=S осн с – формула нахождения объема прямоугольного параллелепипеда, зная площадь основания), учить решать комбинаторные задачи....

04 03 2019 9:29:43

Формирование познавательных и регулятивных УУД на уроках математики на примере изучения темы "Методы решения показательных уравнений"

На уроке учащиеся обобщают методы решения показательных уравнений, формируют практические навыки их решений. Учатся правильно выбирать наиболее рациональные способы решений показательных уравнений. Урок проводится в форме презентации....

03 03 2019 19:49:20

Методическая разработка урока-путешествия по теме: "Деление натуральных чисел" (по учебнику Г.В. Дорофеева). 5-й класс

Урок-путешествие в страну " Деление": обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся при выполнении деления натуральных чисел. Цели урока: развитие внимания, познавательной активности учащихся; воспитание интереса к предмету....

02 03 2019 11:42:39

Как утеплить пол в квартире, чтобы не было холодно?

Требования к комфорту современного жилья неуклонно растут, но они не должны сказываться на увеличении расходов по содержанию квартиры. Более того, энергоэффективность является приоритетным направлением развития домостроения. Решить обе эти непростые задачи одновременно можно повышением уровня теплозащиты места проживания. Разовые затраты окупаются долгосрочным уменьшением платы за энергоносители, а главное более ровный температурный режим в квартире снижает… Читать дальше...

01 03 2019 17:56:13

Личный перспективный план по самообразованию

Представлен план самообразования по математике по теме: формирование математических компетенций учащихся с И К Т на уроках математики. Цель: самореализация личности ученика с учетом возможностей, склонностей, способностей и интересов....

28 02 2019 14:56:55

Урок по теме "Формулы приведения". 9-й класс

Одна из самых сложных для восприятия школьниками тем – « Формулы приведения». Педагог должен доступно излагать материал и закреплять его. Последнее может быть достигнуто объединением указанных тем в разделах математики (алгебре, геометрии). Таким образом можно избежать путаницы в применении материала на практике....

27 02 2019 18:50:56

Арифметическая прогрессия. 9-й класс

Урок изучения нового материала формирует понятие арифметической прогрессии как одного из видов последовательностей. На уроке учащиеся знакомятся с характеристическим свойством членов арифметической прогрессии, выводят формулы n-го члена, решают задачи. Урок воспитывает интерес к математике, развивает умение общаться, аргументированно отстаивать свои взгляды....

26 02 2019 14:39:33

Использование информационных технологий на уроках алгебры в 9-м классе "Графический способ решения систем уравнений"

Данная работа посвящена отработке навыков построения графиков функций и решения систем уравнений (без использования П К) и с помощью привлечения прикладных программ операционной системы Windows (для построения графиков функций используется программа Advanced Grapher, для проверки знаний - тестирующая программа My Test), закреплению умений работать с этой операционной системой, а также навыков записи арифметических операций при вводе формул. ...

25 02 2019 22:22:34

Конкурс "Звёздный час". Разработка внеклассного мероприятия по математике, 8–9-е классы

Как изжить скуку на уроке? Как сделать учение интересным? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству? « Звездный час» направлен на развитие познавательного интереса учащихся к математике, воспитание стремления к непрерывному интеллектуальному самосовершенствованию....

24 02 2019 1:31:33

Эффективная методика преподавания темы "Простейшие преобразования графиков"

В школьном курсе алгебры недостаточно внимания уделяется изучению простейших преобразований графиков элементарных функций. В данной статье описывается авторский подход к изучению темы « Простейшие преобразования графиков функций», эффективность которого подтверждается умением учащихся выполнять необходимые преобразования графиков уже на втором уроке после объяснения данного материала....

23 02 2019 17:17:47

Методика определения уровня развития логической рефлексии у школьников

В статье представлена специальная диагностическая методика для определения уровня развития логической рефлексии. Разработанные тесты содержат семь блоков заданий и вопросов, с помощью которых можно установить степень осознания учащимися таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, обобщение, классификация; и таких логических форм мышления, как понятие, суждение, умозаключение. ...

22 02 2019 22:37:17

Повторительно-обобщающий урок-семинар "Тригонометрическое уравнение"

Повторительно-обобщающий урок-семинар разработан с целью систематизации, проверки, закрепления знаний и умений учащихся по теме " Решение тригонометрических уравнений". На уроке запланировано формирование следующих компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, личного самосовершенствования, здоровьесбережения. Ролевая позиция учителя: явная - консультант, регламентёр; скрытая - организатор....

21 02 2019 14:28:56

Математический КВН "Формула здоровья"

В последнее время большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. При проведении математического К В Н между командами учащихся восьмых классов мы ставили целью не только формирование умений решать нестандартные задачи, развитие логического мышления, но и формирование знаний о здоровом образе жизни, умений пользоваться этими знаниями. ...

20 02 2019 19:53:38

Урок по теме "Созидательная и разрушительная энергия атома"

В ходе урока учащиеся приобретают знания об основных элементах ядерного реактора, его практическом применении. В сообщениях учащихся приведены материалы, показывающие, что энергия атома может использовать во благо....

19 02 2019 9:39:34

Использование опорных схем при решении задач по физике. 7-й класс

В процессе обучения решению задач по физике учителя постоянно сталкиваются с затруднениями учащихся по выведению уравнений связей, существенно препятствующими усвоению материала и приобретению требуемых программой навыков. Опоры и алгоритмы, помогающие не запоминать специально, а выводить уравнения для вычислений, способствующие развитию мыслительных способностей, направленные на закрепление, обобщение и применение изученного материала, дают возможность перейти на более высокий уровень обучения. ...

18 02 2019 11:19:31

Учимся учиться!

Новое в содержании выпускного экзамена по физике для основной школы - задания по работе с текстами, содержащими материал, выходящий за рамки программы. Они контролируют понимание смысла использованных в тексте физических терминов; использование информации текста в измененной ситуации; перевод информации из одной знаковой системы в другую. Развитием этих навыков необходимо заниматься с самого начала обучения физике. ...

17 02 2019 9:57:21

Игра "Мир физики"

Урок-игра " Мир-физики" предлагается для учащихся 11-го класса. Она углубит знания школьников по предмету, научит решать трудные и интересные задачи. Игра дает возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденное и запоминать все новое....

16 02 2019 7:38:51

Урок математики в 5-м классе. Тема: "Порядок выполнения действий"

Отличительной особенностью урока является то, что он представляет собой конструктор трёх уроков, все задания являются мобильными, их можно использовать на уроках обобщения и повторения....

15 02 2019 18:36:13

Урок по теме "Количество теплоты" к разделу "Тепловые явления". 8-й класс

Урок спланирован на изучение нового материала с выполнением практической работы. Практическая работа предусмотрена на работу в группах (по 3–6 учеников) или на работу в парах. Зависит от наполняемости класса. Цель практической работы: научиться переводить килокалории продуктов питания в основную единицу измерения количества теплоты ( Джоули)....

14 02 2019 6:39:35

Урок-игра "Морское путешествие" по теме "Действия с натуральными числами"

Урок способствует развитию творческих способностей, воображения, смекалки....

13 02 2019 17:25:43

Урок-игра "Математик-бизнесмен"

Цели урока: закрепление, обобщение и проверка знаний; активизировать учебную деятельность учащихся на уроке, привлечь внимание к изучаемой теме....

12 02 2019 12:21:20

Проектная деятельность учащихся на уроке геометрии при решение задач группы С вариантов ЕГЭ (для учащихся 10-го класса)

На уроке геометрии учащиеся показывают свои умения как в области математики, так и в области информатики не только одноклассникам, но и учителям школы, и всем присутствующим. Такие уроки дают глубокие знания, развивают интеллектуально, совершенствуют навыки работы с компьютером....

11 02 2019 15:52:39

Урок геометрии по теме "Тела вращения"

Учащиеся самостоятельно знакомятся с телами вращения, их основными элементами и основными формулами в ходе групповой работы и последующего обмена полученной информацией....

10 02 2019 13:43:32

Схема подключения электрокотла - особенности обвязки и установки системы, фотопримеры +видео

Невозможно обеспечить в доме комфортное проживание без поддержания необходимого температурного режима. Для этого следует правильно смонтировать каждый узел отопительной системы. В процессе проведения работ надо строго придерживаться правил подключения отопительного оборудования. Несмотря на то, что схема подключения электрокотла к системе отопления  имеет много общего с установкой газовых приборов, в ней есть несколько принципиальных отличий (прочитайте… Читать дальше...

09 02 2019 3:14:12

Урок по теме "Испарение и конденсация"

Урок проходит в форме беседы с демонстрацией опытов. Под руководством учителя учащиеся находят ответы, но уже используя знания о строении вещества. Изучаемые явления наблюдаются и в природе, они хорошо знакомы учащимся. На уроке можно использовать сообщения учащихся о росе, тумане, образовании облаков, можно привести примеры и народных примет на основе рассматриваемых явлений. ...

08 02 2019 15:37:21

Линейное диофантово уравнение и 4 способа его решения

Статья для работы с учащимися, проявляющими к изучению математики повышенный, по сравнению с другими, интерес. Тема " Уравнения в целых числах" не включается в требования к уровню подготовки выпускников, но этот материал, я считаю, подлежит изучению. Уравнения с двумя переменными часто встречаются на различных олимпиадах и встречались в вариантах единого государственного экзамена по математике. Решение уравнений в целых числах - один из самых красивых разделов математики. Ни один крупный математик не прошел мимо теории диофантовых уравнений. Ферма, Эйлер, Лагранж, Дирихле, Гаусс, Чебышев оставили неизгладимый след в этой интересной теории....

07 02 2019 1:57:19

План-конспект урока "Импульс. Закон сохранения импульса". 9-й класс

Представлен урок изучения нового материала с использованием системно-структурного и системно-логического подхода. Применение структурных и логических схем повышает степень понимания учебного материала, способствует более прочному запоминанию его, стимулирует и активизирует познавательную деятельность учащихся....

06 02 2019 7:23:48

Урок по геометрии в 8-м классе "Теорема Пифагора"

На уроке используются различные формы и методы повторения, начиная с теоретического опроса и заканчивая компьютерным тестированием. Включены межпредметная связь и практическая направленность. ...

05 02 2019 3:13:24

"Математическое ралли" (7-й класс)

Материал полезен для учителей математики, работающих в общеобразовательных школах. ...

04 02 2019 4:27:53

План урока математики с элементами личностно-ориентированного обучения по теме "Формулы" (5-й класс)

В данной работе представлен план урока по изучению нового материала в 5-м классе по математике. В ходе урока используются разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъектный опыт учащихся при решении задач различными способами с последующим их анализом. Работа в группах позволяет каждому ученику, независимо от его способностей, проявлять инициативу, испытывать успех от проделанной на уроке работы....

03 02 2019 17:14:19

Урок-зачет: "Магнитные взаимодействия" (11-й класс)

Данный урок-зачет разработан на основе модульно-рейтинговой технологии для учащихся 11-го класса, изучающих физику на базовом уровне. План-конспект урока дополнен образцом технологической карты, оценочного листа, кривой успеха и другими приложениями, которые учитель физики может использовать как при проведении этого урока, так и при подготовке к другим занятиям. ...

02 02 2019 8:39:30

Урок математики в 6-м классе. Тема: Пропорция

Данный урок построен на основе деятельностного подхода с использованием таксономии целей обучения. Учащимся предлагается самостоятельно исследовать новую тему, составить план урока, а по итогам урока самостоятельно выставить оценку по количеству набранных баллов....

01 02 2019 13:22:23

Урок математики в 3-м классе. Тема: "Умножение 6 на 6, соответствующие случаи деления"

Цели урока: повторить таблицу умножения до 6, составление таблицы умножения шести и на 6 и соответствующие случаи деления; совершенствовать вычислительные навыки, развивать вычислительные навыки, развивать умения решать текстовые задачи....

31 01 2019 4:51:56

Формула корней квадратного уравнения. 8-й класс

Цели и задачи урока: обобщить изученный материал по теме « Квадратные уравнения»; научить применять математические знания к решению практических задач; формировать умение применять математические знания к решению задач; развивать познавательную активность, творческие способности....

30 01 2019 14:58:10

Задачи повышенной трудности для детей 3–4-х классов начальной школы

Применение различных приёмов устного счёта, использование элементов игры, решение задач повышенной трудности помогают учителю активизировать мыслительную деятельность детей младших школьников на уроках математики и при подготовке к олимпиадам....

29 01 2019 16:40:38

Урок математики в 1-м классе "Путешествие по стране математике"

Данный урок направлен на коррекцию развития познавательных процессов, воспитанию сознательной дисциплины, коллективизма, дружбы, умения работать в парах, группе. Органическое единство практической и мыслительной деятельности учащихся на уроке математики способствует прочному и сознательному усвоению математических знаний и умений. В ходе урока дети должны уметь показать, как они работают в группах, отвечать полными ответами, высказывать своё мнение. ...

28 01 2019 21:43:35

Информационные технологии на уроках математики

Урок помогает отработать умения преобразовывать выражения, содержащие квадратные корни, избавляться от иррациональности в знаменателе дроби, уметь применять формулы сокращённого умножения при действии с корнями....

27 01 2019 2:58:49

Кластеры как средство формирования информационно-коммуникативных компетенций школьников

Изучение нового материала в самостоятельной работе с текстом и переработка его в виде графических схем, таблиц интересны и посильны учащимся 7–11-х классов. Ребята воспринимают этот метод положительно, демонстрируют более высокий уровень усвоения учебного материала, чем при изучении текста с другими приемами, например составления плана, тезисов, конспекта....

26 01 2019 20:15:52

Еще:
Важное о расчетах -1 :: Важное о расчетах -2 :: Важное о расчетах -3 :: Важное о расчетах -4 :: Важное о расчетах -5 :: Важное о расчетах -6 :: Важное о расчетах -7 :: Важное о расчетах -8 :: Важное о расчетах -9 :: Важное о расчетах -10 :: Важное о расчетах -11 :: Важное о расчетах -12 :: Важное о расчетах -13 :: Важное о расчетах -14 :: Важное о расчетах -15 :: Важное о расчетах -16 :: Важное о расчетах -17 :: Важное о расчетах -18 :: Важное о расчетах -19 :: Важное о расчетах -20 :: Важное о расчетах -21 :: Важное о расчетах -22 :: Важное о расчетах -23 :: Важное о расчетах -24 :: Важное о расчетах -25 :: Важное о расчетах -26 :: Важное о расчетах -27 :: Важное о расчетах -28 :: Важное о расчетах -29 :: Важное о расчетах -30 :: Важное о расчетах -31 :: Важное о расчетах -32 :: Важное о расчетах -33 :: Важное о расчетах -34 :: Важное о расчетах -35 :: Важное о расчетах -36 :: Важное о расчетах -37 :: Важное о расчетах -38 :: Важное о расчетах -39 :: Важное о расчетах -40 :: Важное о расчетах -41 :: Важное о расчетах -42 :: Важное о расчетах -43 :: Важное о расчетах -44 :: Важное о расчетах -45 :: Важное о расчетах -46 :: Важное о расчетах -47 :: Важное о расчетах -48 :: Важное о расчетах -49 :: Важное о расчетах -50 :: Важное о расчетах -51 :: Важное о расчетах -52 :: Важное о расчетах -53 :: Важное о расчетах -54 :: Важное о расчетах -55 :: Важное о расчетах -56 :: Важное о расчетах -57 :: Важное о расчетах -58 :: Важное о расчетах -59 :: Важное о расчетах -60 :: Важное о расчетах -61 :: Важное о расчетах -62 :: Важное о расчетах -63 :: Важное о расчетах -64 :: Важное о расчетах -65 :: Важное о расчетах -66 :: Важное о расчетах -67 :: Важное о расчетах -68 :: Важное о расчетах -69 :: Важное о расчетах -70 :: Важное о расчетах -71 :: Важное о расчетах -72 :: Важное о расчетах -73 :: Важное о расчетах -74 :: Важное о расчетах -75 :: Важное о расчетах -76 :: Важное о расчетах -77 :: Важное о расчетах -78 :: Важное о расчетах -79 :: Важное о расчетах -80 :: Важное о расчетах -81 :: Важное о расчетах -82 :: Важное о расчетах -83 :: Важное о расчетах -84 :: Важное о расчетах -85 :: Важное о расчетах -86 :: Важное о расчетах -87 :: Важное о расчетах -88 :: Важное о расчетах -89 :: Важное о расчетах -90 :: Важное о расчетах -91 :: Важное о расчетах -92 :: Важное о расчетах -93 :: Важное о расчетах -94 :: Важное о расчетах -95 :: Важное о расчетах -96 :: Важное о расчетах -97 :: Важное о расчетах -98 ::

Добро пожаловать наш сайт! Здесь Вы можете узнать все то, что давно втайне хотели выяснить про электрику, но стеснялись спросить: например, как маркируют кабеля, или какие условные обозначения рисуют в электрических схемах. Мы выложили это для вас в открытом доступе, без регистрации и смс! Пользуйтесь!