Готовимся к ЕГЭ > Мастера спешат на помощь!
мастера спешат на помощь!    

Готовимся к ЕГЭ

Введение

В вечерней школе я работала по совместительству учителем математики еще в начале своей педагогической деятельности, а сейчас – это моя основная работа.

Высокая социальная значимость вечерней школы не подлежит никакому сомнению. Но здесь возникают проблемы. С одной стороны, вечерняя школа должна давать те же знания, что и массовая школа, того же качества, но за меньший промежуток времени. С другой стороны, она имеет дело, как правило, со слабо подготовленным контингентом, когда пробелы в знаниях и умениях обучающихся слишком велики (тянутся чуть ли не с начальных классов!).

Речь идёт об обязательном едином государственном экзамене для вечерней школы без права выбора альтернативных форм аттестации. В силу тех причин, которые привели обучающихся именно в вечернюю школу, выпускники вечерней школы не способны конкурировать с учащимися дневных школ. Достижение некоторых обучающихся вечерней школы даже базового уровня представляет сложную педагогическую задачу.

С целью творческого подхода решения этой задачи, выполняя одну из образовательных целей нашей школы – создание базы для решения проблем обучения – в 2009 году разработала учебное пособие «Рекомендации по выполнению типовых вариантов заданий В1-В14 по математике» и сборник задач «Проверь себя».

Цель данной работы: представление учебно-методического комплекта.

К числу основных задач, решавшихся в ходе исследования, относится:

1) дать рекомендации обучающимся по решению задач базового уровня;
2) составить систему задач базового уровня;
3) рассмотреть рациональные приемы и методы решения задач.

1. Рекомендации по выполнению типовых вариантов заданий В1-В15 по математике

Цель учебного пособия «Рекомендации по выполнению типовых вариантов заданий В1-В15 по математике» – помочь обучающимся старших классов подготовиться к единому государственному экзамену.

Подготовить обучающихся к единому государственному экзамену на основе централизованного тестирования – одна из задач учебного пособия.

Выработать стратегию составления учебного пособия для подготовки к ЕГЭ по математике помогли демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов, система оценивания, спецификация контрольных измерительных материалов и кодификаторы требований к уровню подготовки выпускников, составить представление о требованиях к полноте и правильности решений – приведённые критерии оценивания.

Разработка учебного пособия и сборника задач ориентирована на каждый учебный год, так как материал учебного пособия и сборника задач ежегодно обновляется в соответствии с утвержденной демоверсией и спецификацией по математике.

При разработке учебного пособия учитывалось, что:

1. Особенность организации учебного процесса в вечерней школе связана с особым контингентом обучающихся: у них либо изначально слабые знания, либо значительный перерыв в обучении. Так как обучающие вечерней школы в значительном большинстве мало подготовлены к систематическому изучению математических дисциплин и у многих из них имеются большие пробелы в знаниях, полученных ранее, то при изучении нового материала им требуется значительное время для его закрепления.
2. Основной задачей повторения является приведение в систему полученных знаний. Создание полной картины пройденного материала помогает обучающемуся яснее видеть цель и результаты обучения, а также пробелы в своих знаниях.
3. Основная роль в организации учебного процесса отводится решению задач, что служит целью и средством обучения и математического развития. Организация дифференцированного подбора задач способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает их посильной работой и формирует положительное отношение к учёбе.
4. Основным условием правильной организации учебного процесса является выбор учителем рациональной системы методов и приёмов обучения.
5. Основная задача в работе учителя — научить обучающихся работать по образцу, т. е. выполнять различные преобразования по алгоритмам, схемам и т. п., с использованием справочной литературы.

Особенности учебно-методического комплекта:

1. Ответы к задачам записаны так, как они должны быть записаны в бланке ответов.
2. В учебном пособии легко и быстро можно найти нужную информацию и задачу с решением, в сборнике «Проверь себя» те же задачи под теми же номерами.
3. Задачи – своеобразная копилка экзаменационных задач с 2009 года, в том числе пробных и повторных экзаменов, демонстрационных вариантов, задач из сборников Федерального института педагогических измерений.
4. Пособия удобны в пользовании как обучающимся для самоконтроля, так и учителю для контроля.
5. Не требуется дополнительная литература, так как основной теоретический материал отражен в учебном пособии.
6. В разделе «Задания В15» даны приемы быстрого решения задач без производной.

При разработке учебного пособия по математике я преследовала цель логически упорядочить материал, дать его компактное и наглядное изложение. На первых страницах пособия: форма записи ответов в бланк; правило обращения обыкновенной дроби в десятичную; действия над обыкновенными, десятичными дробями, над рациональными числами, так как неправильные ответы связаны в основном с арифметическими ошибками, а также при записи ответа.

Рекомендации по выполнению заданий даны в каждом разделе учебного пособия. Например:

Задания В3: чтение графика функции

«В заданиях В3 предложены простые задачи на чтение графика функции. Ответ на задание записывать в целых числах.

1. Если при чтении графика по оси Ох указано время суток от 0:00 до 24:00 (0:00), то определите, какая дата или день недели (если они не подписаны) соответствует указанному времени суток. Потом определяйте наибольшую или наименьшую температуры, ориентируясь по горизонтальным линиям.
2. Если по оси Ох указаны даты, то наибольшую или наименьшую температуры определяйте, ориентируясь строго по вертикальным линиям, что соответствует датам.
3. При определении по графику количества дней из указанного периода ориентироваться строго по вертикальным линиям, что соответствует датам.
4. При нахождении разности между наибольшим и наименьшим значением: от большего значения отнимаем меньшее и получаем целое положительное число.
5. «Не ниже 3оС» – значит, t > 3оС; «не меньше, чем 515» – значит, > 515. «Превышало 800» – значит, > 800; «превосходила 25оС» – значит, t > 25оС.
«Не больше, чем на 20» – значит, < 20; «не превосходило 350» – значит, < 350.
«Ниже 2,5оС» – значит, t < 2,5оС.
«В пределах от 2оС до 4оС» – значит, 2оС < t < 4оС».

Задания В12: текстовые практические задачи на составление неравенства или уравнения

«Решение практических задач средствами математики содержат три основных этапа:

1) формализацию (перевод исходной задачи на язык математики);
2) решение полученной математической задачи;
3) интерпретацию найденного решения («перевод» его с языка математики в терминах первоначальной задачи).

На третьем этапе выясняется, какой практический смысл (в терминах первоначальной задачи) имеет полученный результат.

В заданиях В12 предлагаются задачи на составления неравенства или уравнения.

1) Составить неравенство (уравнение).
2) Решить его.
3) В ответе записать искомую величину.

Не забывайте, что означают слова в условии задачи: «более» – значит >; «не более» – значит <; «менее» – значит <; «не менее» – значит >.

По смыслу задачи составляйте неравенство, если в условии используются другие слова, например, «превосходить», «наименьшая», «максимальная» и т.п.»

Наличие примеров на применение правил, образцов решения задач позволяет самостоятельно работать с пособием. Справочный материал учебного пособия содержит формулировки правил, определений, свойств, формулы и т.д. (Приложение 1).

При подготовке обучающихся к единому государственному экзамену по математике учебное пособие способствует более быстрому и эффективному повторению материала. Большое количество примеров с решениями и методические указания помогут приобрести навыки в решении основных типов задач, предлагаемых на едином государственном экзамене.

Регулярное пользование учебным пособием способствует непроизвольному запоминанию формул и правил, системному усвоению материала, сборником задач «Проверь себя» (Приложение 2) – обеспечению устойчивого, безошибочного решения задач.

2. Система задач базового уровня

Учебное пособие «Рекомендации по выполнению типовых вариантов заданий В1-В15 по математике. ЕГЭ-2014» – это фундаментальная книга, которая иллюстрирует основные идеи ЕГЭ. В ней собраны задания, которые предлагались на пробных экзаменах, на экзаменах 2009-2013 учебных годов, в демонстрационных вариантах, а также задания, которые рекомендованы в сборниках для подготовки к ЕГЭ с грифом «ФИПИ».
Все задания В1-В15 решены, к некоторым заданиям даны несколько способов решения. Рассмотрено 296 задач.
В заданиях В1-В2 предложены простые задачи на вычисление, показаны образцы решения на проценты, на составление пропорции, на нахождение наименьшего и наибольшего числа, на определение времени, на нахождение прибыли и сдачи.
В заданиях В3 – простые задачи на чтение графика функции.
В заданиях В4 – несложные практические задачи.
В заданиях В5 – задачи на вычисление площадей треугольника, четырехугольника, круга и его частей.
В заданиях В6 – простейшие задачи по теории вероятностей.
В заданиях В7 – блоки: рациональные уравнения (линейное уравнение, квадратное уравнение); дробно-рациональные уравнения; иррациональные уравнения; показательные уравнения; логарифмические уравнения; тригонометрические уравнения.
В заданиях В8 – вычисление элементов прямоугольного треугольника; окружность, углы.
В заданиях В9 – блоки: функция задана формулой (геометрический смысл производной; механический смысл производной); производная задана графиком (признаки возрастания и убывания функции; точки экстремума функции); первообразная и интеграл.
В заданиях В10 – несложные задачи на вычисление площадей поверхностей или объемов пирамиды, призмы, цилиндра, конуса и шара.
В заданиях В11 – блоки: вычисление значения логарифмического выражения; вычисление значения числового выражения; вычисление значения числового выражения, включающих степени; вычисление значения числового выражения, включающих радикалы (корни); вычисление значения тригонометрического выражения.
В заданиях В12 – решение практических задач средствами математики.
В заданиях В13 – простые задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей) многогранников и тел вращения.
В заданиях В14 – блоки: задачи на движение; задачи на совместную работу; задачи на расход топлива; задачи на проценты; задачи на смеси.
В заданиях В15 – исследование функции с помощью производной; приемы быстрого решения без производной; первообразная, интеграл.
Ежегодно «копилка» задач пополняется новыми задачами в соответствии с утвержденными демоверсией и спецификацией по математике.

3. Рациональные приемы и методы решения задач

Для большинства обучающихся вечерней школы главное – набрать минимальный балл.

Верное выполнение не менее пяти заданий экзаменационной работы отвечает минимальному уровню подготовки, подтверждающему освоение выпускником основных общеобразовательных программ общего (полного) среднего образования.

Для них рекомендовано ориентироваться на решение тех заданий, в которых даны рациональные методы и приемы решения.

Проведена большая исследовательская работа с целью поиска более коротких путей решения задач.

Например, в заданиях В5 на вычисление площади треугольника или четырехугольника предлагается более простой способ решения таких задач, применяя только формулы площади прямоугольника и прямоугольного треугольника.

Решение некоторых заданий В5 может существенно облегчить удачный выбор дополнительных построений, например: «Площадь треугольника АВС равна 28. DE – средняя линия. Найдите площадь трапеции АВDЕ». Нередко полезным бывает провести прямую, параллельную боковой стороне или диагонали данной фигуры.

Если предложить обучающимся полезную информацию, то на решение задачи тратится меньше времени. Например, проще и быстрее выполнить задание В10 «Объем прямоугольного параллелепипеда равен 64. Чему равен объем параллелепипеда, если каждое его ребро уменьшить в 4 раза?», зная, что при увеличении (уменьшении) линейных размеров тел в k раз площади их поверхности увеличиваются (уменьшаются) в k2 раз, а объемы – в k3 раз. Если объем прямоугольного параллелепипеда V = 64, тогда после уменьшения каждого ребра параллелепипеда в 4 раза его объем будет равен: V1 = 64 : 43 =1.

Зная, что при увеличении (уменьшении) объема тела в k3 раз (в k раз – изменение линейных размеров этого тела) вес этого тела увеличивается (уменьшается) во столько же раз, проще решить задачу «Бетонный шар весит 0,75 т. Сколько тонн будет весить шар вдвое большего радиуса, сделанный из такого же бетона?». Получим: если бетонный шар весит 0,75 т, значит, шар вдвое большего радиуса будет весить в 23 раз больше, т.е. 23 · 0,75 = 8 · 0,75 = 6 (т).

Тратится меньше времени на решение задачи «Объем цилиндра равен 12 см3. Чему равен объем конуса, который имеет такое же основание и такую же высоту, как и данный цилиндр?», зная, что объем цилиндра больше объема конуса в 3 раза, если цилиндр и конус имеют одинаковые основания и высоты. Тогда Vк = Vц : 3 = 12 : 3 = 4 (см3).

При нахождении наибольшего (наименьшего) значения функции на данном отрезке можно использовать приемы быстрого решения без производной для большинства заданий В15, учитывая, что ответ без округления должен быть целым числом или конечной десятичной дробью.

Например, при нахождении наименьшего значения функции y = 5 cosx – 6x + 4, где числа 5, 6, 4 – целые, на отрезке [–3π/2; 0] берем из концов данного отрезка х = 0. Тогда наименьшее значение данной функции на данном отрезке y(0) = 5 cos0 – 6 · 0 + 4 = 9.
При нахождении наименьшего значения функции y = 8tgx – 8x –2π + 5 на отрезке [–π/3; π/3] берем из данного отрезка х = – π/4, т.к. – 8х – 2π = 0. Тогда y = 8tg(– π/4) + 5 = – 3, т.е. – 3 – искомое число.
Применяя свойство е0 = 1, легко и быстро найдем наименьшее значение функции у = (21 – х)е20–х на отрезке [19 : 21]. Берем из данного отрезка х = 20, т.к. по свойству е20–х = 1. Значит, у(20) = (21–20)·1 = 1 – наименьшее значение данной функции на заданном отрезке. Рациональные приемы и методы решения задач по математике сократят время выполнения заданий В1 – В15 во время ЕГЭ.

Заключение

Таким образом, разработано учебное пособие, где даны рекомендации, чтобы помочь обучающимся старших классов подготовиться к единому государственному экзамену.
Решенная проблема в обучении: развитие навыков безошибочного решения заданий первой части теста при использовании учебно-методического комплекта сэкономит время для решения более сложных задач.

Практическая значимость внедрения: учебно-методический комплект используется с 2009-2010 учебного года обучающимися и учителями математики старших классов, востребован и пользуется спросом.

Учителя могут вместе с обучающимися использовать учебно-методический комплект в нескольких направлениях: при изучении нового материала, начиная с 9 класса, в плане закрепления и систематизации знаний; с целью восполнения пробелов в знаниях обучающихся; для повторения курса математики при подготовке к ЕГЭ.

Надеюсь, что материал учебного пособия будет полезен обучающимся и учителям при подготовке к экзаменам в форме ЕГЭ.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Тема: "Умножение полных трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд". 5-й класс

Урок математики знакомит учащихся с умножением полных трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд, закрепляет вычислительные навыки сложения и умножения. Урок корректирует применение математической терминологии, ориентирует в пространстве числа упражнением на арифметические действия....

23 01 2020 7:51:58

Тема урока: "Повторение изученного. Закрепление знаний умножения и деления"

Урок закрепляет у учащихся знания таблицы умножения; способствует навыку быстрого точного счета. У детей тренируется способность к решению задач, развивается внимание, память, мышление....

22 01 2020 23:20:26

Информационные ресурсы на современном уроке географии

Внедрение в учебный процесс компьютеров позволяет оптимизировать труд учителя и повысить эффективность обучения. В данной статье рассматривается пример использования на уроках географии программы Microsoft PowerPoint и методика создания компьютерных презентаций. Приводится разработка урока географии в 11-м классе с богатым наглядным материалом....

21 01 2020 13:45:53

Урок-сказка "Приключения Незнайки и учащихся 5-го класса" по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Учащиеся класса имеют различный уровень подготовки по математике, неодинаковые успехи в освоении знаний по предмету. Работа ведется с учетом индивидуальных особенностей путем использования карточек с разноуровневыми заданиями. Уроки-сказки повышают мотивацию к обучению. ...

20 01 2020 5:13:40

«Решение текстовых задач». 6-й класс

Цель урока: формировать у учащихся умения и навыки решения текстовых задач на сложение и вычитание смешанных чисел; стимулировать учащихся к овладению навыками решения задач различными способами. Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый....

19 01 2020 7:26:55

Геометрическая прогрессия (9-й класс)

Основная цель урока - повторить и обобщить знания учащихся по теме " Арифметическая прогрессия", познакомиться с новым видом последовательности, изучить её основные свойства и закрепить новые знания при решении задач. При введении нового понятия используется метод аналогий. Рассмотрены типовые упражнения. Материал может быть использован при подготовке и проведении первого урока по данной теме....

18 01 2020 9:54:43

Плотность вещества

Урок изучения нового материала. Учащиеся в начале урока повторяют материал, изученный на прошлых уроках, в виде теста. Затем, разгадывая кроссворд, узнают о теме урока. На данном уроке учащиеся знакомятся с новой физической величиной - плотностью, характеризующей вещество. Вводится формула плотности, единица измерения и решаются задачи на определение плотности. Урок сопровождается презентацией....

17 01 2020 10:43:10

Урок по физике в 8-м классе по теме "Удивительное электричество и человек"

В статье представлен гуманитарный урок, на котором ученики, применяя свои знания, могут теоретически смоделировать ситуацию, найти выход и устранить обнаруженные неисправности....

16 01 2020 3:46:46

Производная и ее применение

Урок направлен на обобщение и систематизацию основных понятий, на применение их на практике. Помогает установить связи физических величин с понятием производной. Развивает навыки самостоятельной работы, взаимоконтроля и самоконтроля....

15 01 2020 9:33:12

Интегрированный урок (биология + физика) на тему "Кровообращение"

Интеграция биологических и физических законов учит определять свое место в природе и оберегать ее. Ученики осваивают методы научного познания, овладевают универсальной системой физических и биологических законов в их единстве....

14 01 2020 23:37:44

Урок-игра по теме "Давление"

В статье представлено описание урока по теме « Давление», целью которого является повторение основных моментов, обобщение и систематизация знаний. Урок проводится в игровой форме в виде научного симпозиума....

13 01 2020 0:18:10

Электрические явления в живой и неживой природе

Интегрированный урок предполагает использование знаний физики и биологии, сведений из различных областей науки и техники. Через исследование способствует усвоению учащимися идей единства строения материи и понимания роли практики в научных методах познания. На уроке проводится систематизация знаний об электрических явлениях....

12 01 2020 1:44:39

Преподавание математики

В энциклопедии написано: « Площадью называется величина, характеризующая размер геометрической фигуры» Нахождение площадей геометрических фигур – одна из древнейших практических задач....

11 01 2020 1:46:54

Игра "Пойми меня" по теме "Свойства функций. Показательная и логарифмическая функции"

Формы и методы проведения телевизионных развлекательно-познавательных программ используются на уроках для развития памяти, творческих способностей, мыслительной деятельности студентов. В данной работе представлен пример урока обобщения знаний в игровой форме. Уроки в такой форме можно проводить по любой теме дисциплины. Студентам очень нравятся такие инновационные занятия, на которых они и ведущие, и участники, и судьи....

10 01 2020 7:46:57

Урок-семинар "Прогрессия - движение вперед"

При подготовке к уроку учителем организуется поисковая деятельность учащихся, которая успешно реализована в виде докладов учащихся-"ученых". Предлагаемый подход к обобщению и систематизации знаний повышает интерес к предмету, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, развивает логическое мышление, расширяет кругозор. ...

09 01 2020 19:59:21

Деление с остатком

Урок в 3-м классе строится вокруг объединения памятных дат, это помогает учащимся понять, что все победы человечества обязаны знаниям. Стержень урока свобода выбора при выполнении заданий....

08 01 2020 3:59:46

Деловая игра "Заседание коллегии Правительства России"

Рассмотрен пример деловой игры на уроке, результатом которой будет коллективное решение учебной задачи. Игра служит становлению гражданственности, толерантности; учит оценке не только потенциальных преимуществ, но и опасности при сбоях в работе ядерного реактора. Учащиеся убеждаются в неограниченных возможностях применения ядерной энергии....

07 01 2020 13:49:19

Урок-проект "Строймастер" по теме "Площади четырехугольников"

Предлагаю после изучения в 8-м классе темы геометрии « Площади четырехугольников» провести урок-проект « Строймастер». Цели и задачи урока: закреплять и развивать понятия площади четырехугольников; применять на практике теоретический материал; развивать умения построения и записи математической модели для решения практической ситуационной задачи. ...

06 01 2020 8:22:11

Открытый урок по теме: "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов"

Цели урока: систематизировать, расширить и углубить знания, умения учащихся применять различные способы разложения многочлена на множители и их комбинации; способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать и делать выводы. ...

05 01 2020 2:53:46

Урок математики в 5-м классе "Умножение десятичных дробей на десятичную дробь"

Целью данного урока является развитие математического мышления и логической речи учащихся. Для приобщения учащихся к самостоятельным выступлениям перед классом дается исторический материал. На уроке ведется и исследовательская работа, учащиеся сами находят способ решения, делают выводы....

04 01 2020 15:47:45

Программа объединения дополнительного образования "Математический гений"

Авторы представляют разработку программы математического кружка. На занятиях углубленно изучаются вопросы базового курса, а также некоторые темы, близкие к школьной программе....

03 01 2020 10:33:47

Проектная деятельность "Тайны и загадки пирамид"

Цель занятия: исследование гипотез о существовании тайн и загадок пирамид, рассмотрение возможностей их существования; формирование устойчивого интереса к предмету геометрии....

02 01 2020 19:37:22

Предпрофильная подготовка в 9-х классах. Элективный курс: "Что нам стоит дом построить…"

На занятии дети учатся строить план земельного участка под постройку дома, а также план дома, используя масштаб. В процессе изучения курса ученики видят практическое применение знаний, полученных на уроках черчения, физики, математики....

01 01 2020 11:29:29

Повторительно-обобщающий урок по теме "Тепловые явления в природе"

Основная цель изучения физики – научить объяснять окружающие явления, происходящие в природе. Сделать это только за счет теоретического материала невозможно, необходимы наблюдения и анализ явлений природы. Физике нужно учиться весело, играя. Как сказал П. Капица, « Наука должна быть веселая, увлекательная и простая». Поэтому последний урок по данной теме я провожу в форме игры, применяя литературу, поэзию, устное народное творчество, творчество учащихся в составлении ребусов, кроссвордов, написании стихов, рисунков....

31 12 2019 12:51:38

Из опыта проведения урока-зачета в форме "Уголки" по технологии портфолио

Совместная деятельность учителя и учащихся по освоению программного материала состоит из ориентировочной, исполнительной и контролирующей частей. Контроль позитивен тогда, когда объективны, своевременны и содержательны оценки учителем деятельности учащихся, когда проявляются убеждённость и вера учителя в способности и возможности каждого ребёнка, когда учащиеся привлекаются к проведению само- и взаимопроверок знаний и умений. Одной из "комфортных" форм проведения итоговой проверки знаний учащихся являются " Уголки"....

30 12 2019 17:36:29

Урок математики в 1-м классе. Тема: "Сложение и вычитание по-одному"

На уроке использован и объединён арифметический и геометрический материал. Изучение нового материала опирается на практическую деятельность детей с использованием раздаточного материала. Применяются различные средства наглядности, что подводит детей к выводам на основе собственных наблюдений. Обучение через игру, использование музыкального и видеосопровождения развивают интерес к математике, стимулируют развитие познавательной деятельности....

29 12 2019 16:31:32

Ванна угловая - виды и преимущества при размещении

Для начала следует разобраться, что собой представляет угловая ванна. Кое-кто причисляет к угловой ванне все емкости для помывки небольших размеров. Это неправильное определение, потому что угловая ванна подразумевает форму изделия. Относительно особенностей угловой ванны нет смысла детализировать – ее название само говорит о конструктивном исполнении прибора. Один угол устройства выполняют прямого типа, чтобы обеспечить установку… Читать дальше...

28 12 2019 5:58:20

Эффективная лекция на уроках математики в 10-м классе

Используя технологию критического мышления, предлагаю проведение урока в форме эффективной лекции. Материал лекции делится на смысловые единицы, передача каждой из них строится в технологическом цикле: вызов – осмысление содержания – рефлексия....

27 12 2019 6:42:16

Применение производной к исследованию функции

Предлагаемый урок может быть проведен при изучении темы " Применение производной к исследованию функции" на этапе рассмотрения схемы полного исследования функции и первичного закрепления ее применения. В статье рассматриваются применение арифметического способа решения задач, как средство развития логического мышления учащихся. На примерах задач рассматриваются нестандартные способы решения задач....

26 12 2019 10:58:28

"Метод координат на плоскости". 9-й класс

Урок обобщения и систематизации знаний проводится в форме К С О. Цель урока: совершенствование навыков решения задач методом координат. Используется дифференцированный подход к обучению....

25 12 2019 19:44:58

Авторская программа элективного курса для 9-х классов по теме "Грозовая деятельность в атмосфере"

Элективный курс " Грозовая деятельность в атмосфере" предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов (17 часов), является предметно-ориентированным и посвящен такому интересному физическому процессу, как электрический ток в природных условиях. Кроме того, данный курс способствует формированию научного мировоззрения учащихся, в особенности по теме электрического взаимодействия атмосферы и земной поверхности. ...

24 12 2019 3:56:17

Урок математики по теме "Деление" (6-й класс)

Урок математики в 6-м классе строится по традиционной схеме урока-презентации. Целью урока является формирование понятия деления дроби на дробь. Форма проведения – сказка, что способствует активизации познавательного интереса к изучению математики. ...

23 12 2019 8:23:56

Общие методы решения тригонометрических, показательных и логарифмических уравнений

Разработка урока может быть использована учителями математики как при организации итогового повторения по теме " Уравнения и неравенства", так и при организации итогового повторения при подготовке к Е Г Э. В статье содержится дидактический материал к уроку. Кроме того, к статье приложен материал к уроку, созданный в программе Smart Notebook, который может быть использован с помощью интерактивной доски....

22 12 2019 20:56:33

"Сложение и вычитание многочленов. Умножение одночлена на многочлен". Интегрированный (урок математика + астрономия)

Для достижения развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, создать ситуацию заинтересованности. Выполнение занимательных заданий позволяет расширить их кругозор, пополнить лексический запас новыми терминами, получить дополнительную информацию об окружающем мире. ...

21 12 2019 17:24:28

Урок алгебры по теме "Решение задач на движение" в рамках подготовки к сдаче ЕГЭ

Урок алгебры в 11-м классе проходит в рамках подготовки учащихся к сдаче Единого государственного экзамена. На уроке рассматриваются три типа задач: движение по кругу, движение протяженных тел и задачи со стрелками часов. Предлагается необычная форма групповой работы. Здесь у них есть возможность решить задачу самостоятельно, либо с подсказкой, либо разобраться в готовом решении. После работы в группах учащиеся разбирают решение каждого типа задач у доски....

20 12 2019 19:59:44

План-конспект урока по геометрии в 7-м классе "Сумма углов треугольника"

В работе представлен план-конспект открытого урока по геометрии в 7-м классе, посвященного изучению нового материала: доказательству теоремы о сумме углов треугольника, ее следствию и применению данной теоремы для решения задач, а также повторению аксиомы параллельности, признаков параллельности прямых. Урок способствует развитию элементов геометрического мышления, воспитанию интереса к оперированию геометрическими понятиями....

19 12 2019 17:49:55

Открытый урок по физике. Тема: "Силы в природе"

Урок физики, посвященный силе, ставит своей задачей закрепить изученный материал, сформировать у учащихся представления о силах вообще и о каждой силе в отдельности, грамотно применять формулы и правильно строить чертежи при решении задач. ...

18 12 2019 17:46:48

Урок математики по теме "Решение задач с уравнениями". 6-й класс

Цель урока: повторение и закрепление умений и навыков при решении уравнений и текстовых задач; формирование навыков самоконтроля, внимательности, дисциплинированности, организованности учащихся; развитие сознательного отношения к выполняемой работе, воспитание ответственности, взаимовыручки....

17 12 2019 10:37:51

Из опыта работы: групповая форма работы на уроках математики и информатики

Групповая форма активизации потенциала класса имеет ряд достоинств. При этом задача школы не сводится только к развитию мыслительных навыков, расширению кругозора, обучению основам теоретических знаний. Школа также должна содействовать личностному росту каждого ученика, развитию его коммуникативных навыков, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения....

16 12 2019 8:11:47

Формирование исследовательских умений учащихся на уроках физики

Формирование исследовательских умений у учащихся основной школы при изучении физики может быть успешно осуществлено в урочной деятельности. В статье рассматривается формирование исследовательских умений при организации исследовательской деятельности, направленной на выявление физических закономерностей экспериментальным методом на примере урока " Действие жидкости на погруженное тело"....

15 12 2019 15:27:52

Урок по теме "График плавления и отвердевания кристаллических тел"

Данный видеоматериал помог учащимся понять процессы плавления и отвердевания твердых тел, наблюдая за этими процессами в режиме реального времени с построением графика. После чего им становится легче разбирать график плавления и отвердевания льда в учебнике и самостоятельно решать задачи на построение графиков....

14 12 2019 22:30:30

Решение нестандартных задач (с привлечением фактов из истории Отечественной войны 1812 года)

Урок показывает математику как интересную науку, помогает превратить занятие в необычный урок. В нем заложены большие возможности для расширения кругозора, воспитания любви к родной стране, её истории....

13 12 2019 19:12:10

Экспериментальная проверка основных законов механики

Эксперимент является основой в обучении физике. В рамках данного урока с помощью самостоятельно выполненного эксперимента учащиеся проверяют законы Ньютона, законы сохранения импульса и энергии. Форма работы – парная. В течение урока идёт обсуждение полученных результатов. Применяется инструмент формирующего оценивания – карты З И У....

12 12 2019 13:52:45

Урок математики в 8-м классе по теме: "Площадь многоугольников. Теорема Пифагора"

Целью урока является: проверка уровня теоретический знаний, совершенствование навыка решения задач, развитие логического мышления, формирование математической речи, воспитание честности в оценке своих знаний....

11 12 2019 9:21:52

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике и информатике "Ралли Париж—Москва"

Представлена методическая разработка внеклассного мероприятия по математике и информатике " Ралли Париж - Москва". Данное мероприятие может проводиться в рамках предметной декады. Игра отвечает следующим целям: развитие интереса к предметам математика и информатика; умение работать в команде и быстро принимать решение; развитие творческих способностей учащихся; раскрытие личностных качеств....

10 12 2019 15:18:43

Современные радиаторы отопления

В недавнем прошлом в стране кроме чугунных радиаторов ничего не было. Сегодня ассортимент отопительного оборудования чрезвычайно разнообразен. Как правило, в процессе выбора отопительного оборудования потребитель отталкивается исключительно от его внешнего вида. Основной критерий при выборе отопительного радиатора исключительно является внешний вид, а с другой стороны насколько соответствует реальным условиям и какими ограничения на применения этого… Читать дальше...

09 12 2019 0:20:47

Методическая разработка урока по геометрии по теме "Площади фигур. Решение задач" (9-й класс)

Урок предполагает систематизацию полученных знаний и проводится в виде презентации. Это способствует экономии времени и развитию эстетического вкуса учащихся....

08 12 2019 19:54:33

Урок-смотр занятий по математике в 6-м классе

Сделать учебную работу интересной для ребёнка и не превратить её в забаву - одна из труднейших задач обучения. Задача учителя математики состоит в том, чтобы увлечь учащихся этой науки, помочь почувствовать её красоту, обнаружить в себе математические способности, пробудить интерес к математике у тех, кто его до сих пор не испытывал. Чтобы придать предмету привлекательность и повысить к нему интерес школьников, я пользуюсь разнообразными средствами: задачами с необычными сюжетами, неожиданными применениями математики в практической жизни, занимательными экскурсиями в область истории математики и т.д. В качестве примера предлагаю план-конспект урока, позволяющего проверить знания учащихся в различных областях математики. ...

07 12 2019 10:40:48

Сквозь тернии к звездам

В данной презентации показана связь между математикой и одной из древнейших наук – астрономией!...

06 12 2019 5:18:50

Приборы водяного отопления. Что выбрать?

Начать наш сегодняшний разговор о выборе прибора водяного отопления мы решили с конста... Эту публикацию мы посвятили приборам водяного отопления и особенностям их эксплуатации в российских условиях. Начать наш сегодняшний разговор о выборе прибора водяного отопления мы решили с констатации двух фактов. Факт первый. Статистика фирмы " Тайм", работающей на российском рынке тепловых приборов с 1993… Читать дальше...

05 12 2019 18:11:42

Смежные и вертикальные углы. 7-й класс

Основная задача урока – учить строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы. Урок состоит из восьми этапов, плавно переходящих из одного в другой. При проведении урока активизированы все виды деятельности. Использование различных методов и форм дает свои положительные результаты: наблюдается активность учащихся, их интерес ко всем заданиям, желание работать на уроке....

04 12 2019 0:20:12

Решение уравнений с параметром методом применения понятия пучка прямых на плоскости

Урок призван совершенствовать навыки решения уравнений с параметром с помощью понятия «пучок прямых на плоскости». Помочь учащимся осознать ценность совместной работы. Тема « Задачи с параметрами» занимает особое место в подготовке к вступительным экзаменам в вузы по математике. Решение таких задач развивает исследовательские умения и навыки, что позволяет абитуриентам выдержать конкурсные испытания в престижные вузы....

03 12 2019 8:50:44

Теорема Пифагора. 8-й класс

Данный урок является обобщающим по теме « Теорема Пифагора», на котором закрепляются вычислительные навыки при решении задач, развиваются навыки самоконтроля, воспитываются воля и упорство для достижения конечных результатов. На уроке используются различные формы работы: устная, сообщение, диктант, ролевая игра....

02 12 2019 11:44:44

Урок физики в 8-м классе "Получение изображения с помощью линзы" (введение в практикум)

В работе представлен опыт учителя по организации практикума для учащихся 8-го класса. Это первая попытка организации такого вида работы для восьмиклассников, поэтому она названа: « Введение в практикум»....

01 12 2019 9:45:37

Применение ИКТ на уроках геометрии

Применения информационных коммуникационных технологий на уроке способствует эффективности, наглядности урока. Улучшается усвоение нового материала: в результате преобладания наглядно-образного мышления школьники легче воспринимают подаваемую таким способом информацию. А также могут быть и соавторами урока. ...

30 11 2019 10:52:58

Презентация "Что мы знаем о звуке?"

Представленная презентация представляет собой наглядный материал для урока усвоения новых знаний о звуке, его свойстве и применении....

29 11 2019 13:56:14

Урок математики на тему "Сложение и вычитание смешанных чисел" (2-й урок по теме). 6-й класс

Комбинированный урок, с использованием элементов проблемно-поискового метода подачи нового материала и дифференцированного обучения; урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков с целью проверить уровень усвоения первой части темы « Сложение смешанных чисел» и ее основных понятий через различные формы работы....

28 11 2019 7:40:17

Методы мотивации и стимулирования познавательной деятельности учащихся

Работа посвящена стимуляции познавательной активности учащихся при изучении математики за счет занимательности задач и наполнения их житейским смыслом. ...

27 11 2019 5:39:39

Элективный курс "Прикладная математика в 11-м классе"

Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку; прикладное значение этой темы велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни. ...

26 11 2019 2:59:54

Углы. Измерение углов. 5-й класс

Урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся в 5-м классе проводится в виде конкурса. Данный урок способствует повышению интереса к математике, помогает воспитанию дружеских отношений между учащимися. Применение таких видов, как работа в парах, работа в группах, позволит облегчить сравнение, измерение углов....

25 11 2019 0:13:12

Урок-путешествие "Умножение и деление положительных и отрицательных чисел" (6-й класс)

Урок способствует обобщению и систематизации знаний учащихся по теме « Умножение и деление положительных и отрицательных чисел», повышает уровень осмысления учащимися изученного материала. Игровая форма урока создает условия для развития у школьников вычислительных навыков, внимания, мышления, памяти. ...

24 11 2019 4:30:21

Открытый урок по математика на тему: "Решение квадратных уравнений"

Представлен конспект открытого урока по математике в 8-м классе по теме " Решение квадратных уравнений"....

23 11 2019 1:24:42

"Координатная плоскость"

Урок-исследование в 5-м классе. Целью урока является исследование координатной плоскости, закрепление, углубление и обобщение знаний учащихся по теме; повышение интереса к математике, развитие навыков логической, математической речи, умения делать выводы. ...

22 11 2019 17:58:44

Конкурс "Юные знатоки физики" для 8-х классов

Данный конкурс проводится во время Декады физики для учащихся 8-х классов во внеурочное время. Отдельные элементы могут использоваться и на уроках при проведении повторения и закрепления изученного материала. ...

21 11 2019 2:51:52

Игра "Турнир физиков" (7-й класс)

Урок позволяет в игровой форме повторить с детьми физические понятия, связанные с давлением жидкости, научиться применять знания при решении задач. Урок позволяет формировать у детей познавательный интерес к физике, умение выстраивать план выполнения заданий, умения и навыки устной речи, а также развивает логическое мышление. ...

20 11 2019 14:30:29

Психолого-педагогические факторы на уроках математики

В статье говорится о психолого-педагогических факторах в учебно-воспитательном процессе, что оказывает существенное влияние не только на эффективность процесса обучения, но и на развитие физического и духовного состояния обучающихся....

19 11 2019 9:29:12

Звукоизоляция стен - материалы и виды изоляции

У панельных домов есть весьма существенный недостаток – у них изначально очень низкий показатель звукоизоляции стен. Большинство обывателей не желают мириться с таким постоянным неудобством, мешающим спокойствию и воздействующего на нервную систему, поэтому предпринимают всевозможные способы для уменьшения проникновения посторонних шумов, как со стороны соседних квартир, так и уличного пространства. Сразу оговоримся, что эта проблема… Читать дальше...

18 11 2019 16:15:49

Разработка урока по математике "Сложение положительных и отрицательных чисел"

Разработан комбинированный урок, в первой части которого обобщается ранее изученный материал на сложение отрицательных чисел, во второй – демонстрируется новый материала на сложение чисел с разными знаками, учащиеся сами формулируют новое правило. В конце урока для контроля усвоения знаний и первичных навыков по теме проводится обучающая самостоятельная работа. Все этапы урока сопровождаются мультимедийной презентацией....

17 11 2019 15:50:31

Интегрированный урок (биология + физика) в 11-м классе на тему: "Ядерная энергия как альтернативный источник энергии"

Задачами урока являются: интеграция знаний, полученных на уроках физики и биологии по теме " Энергия. Энергетические ресурсы человечества", изучение достоинств и недостатков использования ядерной энергетики, закрепление представлений учащихся о некоторых биологических процессах, происходящих с организмом человека под воздействием радиации. ...

16 11 2019 16:44:20

Показательные уравнения

В системе подготовки к Е Г Э важное место занимает умение решать показательные уравнения. Для усвоения учащимися этого материала важно выделить три основных метода решения показательных уравнений. Он основан на использовании графических иллюстраций или каких-либо свойств функций. Поэтому целью урока является систематизация методов решения уравнений, умение определять вид уравнения и метод его решения....

15 11 2019 23:42:39

Интегрированный урок математики и информатики в 9-м классе по теме "Построение и преобразование графиков квадратичной функции"

Урок проходит в компьютерном классе. Учащиеся, выполняя практическую работу в электронных таблицах Excel, сами выводят алгоритм построения графиков функций данной модели. Используя данный алгоритм, строят график функции в тетради. В конце урока проводится первичный контроль - тест....

14 11 2019 23:38:40

Длина окружности

Для поддержания интереса к изучению математики и сознательного усвоения учебного материала на уроке используется метод проблемного обучения, региональный компонент. Такая форма занятий существенно повышает мотивацию учения, эффективность, вовлекает в работу весь класс, учащиеся раскрывают свои способности, "раскрепощают" мышление....

13 11 2019 19:22:33

Урок по теме "Иррациональные уравнения"

Урок алгебры в 10-м классе направлен на формирование умений решения иррациональных уравнений. Объяснение материала сопровождается презентацией....

12 11 2019 6:43:51

Радиация и ее воздействие на организм. 11-й класс

Каждый человек в современном мире слышал о существовании радиации. Об этом говорят средства массовой информации, экологи, врачи. Чаще всего информация об излучениях негативная, что вызывает панические настроения у населения, формируя «радиофобию». Опасность, существует, но, как говорится, « Кто предупрежден, тот вооружен»....

11 11 2019 14:23:54

Дифференцированный подход на уроках объяснения нового материала

При классно-урочной системе занятий в школе всегда будет актуальна дифференциация обучения. Проблема в том, что в основу этой формы занятий положен принцип равных способностей обучающихся. Сущность дифференциации состоит в поиске приёмов и способов обучения. Целью работы является поиск этих способов. В работе предложен способ объяснения нового материала....

10 11 2019 9:15:23

"Повторение геометрической и волновой оптики"

Урок-повторение в виде игры « Счастливый случай». Повторение основных понятий и формул темы; развитие практических умений и навыков использования теоретических знаний при решении качественных и экспериментальных задач; использование межпредметной связи: физика + литература. Класс делится на две команды. В процессе игры команды отвечают на вопросы учителя. За каждый правильный ответ команде начисляется балл. Игра состоит из пяти геймов с различной формой постановки вопросов и опытов: 1 гейм – « Заморочки из бочки»; 2 – « Темная лошадка»; 3 – «… Опыт, сын ошибок трудный»; 4 – « Проще простого»; 5 – « Дальше, дальше». Игра рассчитана на 40–45 минут (1 урок)....

09 11 2019 19:48:22

Система подготовки к ГИА и ЕГЭ: вероятность и статистика

Стохастика – это тот раздел математики, который возник и развивается в тесной связи с практической деятельностью человека. Элементы стохастики входят в математику для всех, становятся важным аспектом математического и общего образования....

08 11 2019 16:15:14

Интегрированный урок (информатика + математика) по теме "Использование численного интегрирования при разработке АИС"

Методическая разработка урока по дисциплинам « Разработка баз данных и приложений» и « Численные методы». Данный урок направлен на внедрение модульно-компетентностного подхода к профессиональному становлению специалиста. Он объединяет в себе формирование различных навыков: создание таблиц базы данных по дисциплине « Разработка баз данных и приложений»; вычисления определенных интегралов методом Симпсона разными способами по дисциплине « Численные методы»....

07 11 2019 10:49:12

Урок математики на тему "Транспортир. Построение и измерение углов". 5-й класс

Урок математики в 5-м классе по учебнику автора Н. Б. Истомина, изд. « Ассоциация 21 век», 2013 г. является уроком изучения новой темы. В результате выполнения работы на уроке учащиеся получат первый опыт построения и измерения углов транспортиром....

06 11 2019 18:57:43

Интегрированное занятие по математике и физике на тему "Путешествие в таинственный мир саамских легенд"

Цель интегрированного занятия: формировать у учащихся знания об историческом развитии родного края, знакомить их с образом жизни, бытом коренных жителей Кольского полуострова, опираясь на знания физики и математики. Урок проводится для учащихся коррекционных классов (школа I–II-го вида)....

05 11 2019 19:11:32

Урок физики по теме: "Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах"

Насыщение образовательных учреждений мощной электронно-вычислительной техникой является средством активизации обучения. В данном случае представлен урок в виде телепередачи, где ведущим выступает учитель. На уроке ребята учатся работать с наглядной, устной и письменной информацией. ...

04 11 2019 6:59:18

Разработка сетевого курса" Квадратное уравнение"

При разработке учебных курсов упор делается на самостоятельную работу обучаемых, поэтому предусматривается большое количество заданий, рассчитанных на самостоятельную проработку, и проведение мини-исследований различного уровня. Мировой опыт дистанционного обучения показывает, что при такой организации учебного процесса взаимодействие обучаемых и преподавателей на индивидуальной основе происходит гораздо чаще и эффективнее, чем при других формах....

03 11 2019 5:10:11

Знакомство с геометрией. Геометрия в тренде

Что такое геометрия? Наука о формах и размерах предметов. Применение этой науки в жизни встречается очень часто: строительство, ландшафтный дизайн, архитектура и интерьер. И это далеко не полный перечень отраслей, где применяют принципы геометрии....

02 11 2019 20:45:31

Личное первенство по математике "И один в поле воин". 6-й класс

Сценарий внеклассного мероприятия рассчитан, прежде всего, на классы с маленькой наполняемостью (10–12 человек). Задания предполагают личное первенство, где учащийся рассчитывает на свои силы и возможности. Необычные задания способствуют развитию интереса к предмету, инициативы, догадки, эрудиции, воспитанию математического мышления....

01 11 2019 6:32:31

Разработка урока по теме: "Натуральные числа". 5-й класс

Урок математики, проведенный в форме сказки....

31 10 2019 1:28:35

Использование межпредметной связи в преподавании математики и информатики с географией

В практике преподавания математики и информатики широко используется связь с географией, физикой, биологией, историей и т.д. Имеется опыт проведения интегрированных уроков. Например, при изучении темы " Атмосфера" очень тесная связь с географией. Такие понятия, как температура, давление, влажность, осадки, изучаются с математической точки зрения. Такие уроки повышают рост познавательного интереса учащихся к предметам, углубляют знания, способствуют становлению интересов профессионального плана....

30 10 2019 16:10:50

Урок геометрии по теме "Задачи на построение"

При изучении данной темы возникают проблемы с выбором способа построения задач, с планированием этапов построения. Ребятам трудно увидеть связи между элементами фигуры, которые позволяют совершить построение, предполагаемые результаты. Поэтому и был разработан данный урок, на котором учащиеся самостоятельно исследовали и определяли виды основных задач на построение. ...

29 10 2019 17:48:32

Урок алгебры в 8-м классе по теме "Графики функций"

Урок закрепления изученного материала в 8-м классе по учебнику « Алгебра-8» А. Г. Мордковича. Для эффективности урока были взяты разнообразные виды деятельности: индивидуальная работа, работа в парах, фронтальная работа, работа с интерактивной доской, работа с учебником и презентацией. ...

28 10 2019 5:49:23

Прогрессии: арифметическая и геометрическая

Данная разработка урока по алгебре может быть использована в качестве обобщения и систематизации знаний учащихся 9-го класса по теме " Прогрессия". Урок проводится в форме математического турнира с использованием компьютерной презентации PowerPoint. В приложение включен буклет Publisher по данной теме с основными определениями и формулами....

27 10 2019 10:16:38

Подготовка к итоговой аттестации в условиях профильной школы

В данной статье рассматривается система работа учителя по организации подготовки учащихся к итоговой аттестации по математике в условиях профильной школы....

26 10 2019 5:33:31

Работа над формированием системного мышления на уроках физики в условиях гуманитарной гимназии

Работа над формированием системного мышления на уроках физики в условиях гуманитарной гимназии....

25 10 2019 18:35:53

Урок геометрии на тему «Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике». 8-й класс

Урок геометрии по учебнику Л. С. Атанасяна с системно-деятельностным подходом. Задача учащихся – установить соответствие между сторонами прямоугольного треугольника, высотой, проведенной к гипотенузе и отрезками гипотенузы. Используется работа в группах, где учащиеся открывают новые знания, применяют их в устном блиц-опросе и решают тест с последующей взаимопроверкой....

24 10 2019 7:53:45

Способы гидроизоляция резервуаров

До того, как приступать к ремонту по протечкам или проводить работы по обеспечению непроницаемости для конденсата или жидкости покрытий, с самого начала нужно определить цель использования объекта и количество запасов водных ресурсов. Также важно определить: будет ли жидкость находиться в резервуаре все время или лишь будет через него проходить. Резервуар – это герметичная емкость для… Читать дальше...

23 10 2019 22:32:33

Урок по алгебре для 9-го класса по теме: "Последовательности и способы их задания"

Урок направлен на формирование представления о числовой последовательности как функции с натуральным аргументом, формирование знаний о способах задания числовых последовательностей, развитие умений находить члены последовательности по предложенной формуле, а также умений находить саму формулу, задающую последовательность. ...

22 10 2019 2:46:12

Программа элективного курса "Мир звуков и красок"

Программа элективного курса предназначена для учащихся 9-го класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе. Цель данного элективного курса - создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественно-научного профиля обучения. При изучении элективного курса " Мир звуков и красок" следует сделать акцент на развитие у обучающихся способностей самостоятельно приобретать знания, критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу, выслушивать другие точки зрения и конструктивно обсуждать их. Поэтому ведущими формами занятий являются семинары и практические работы. ...

21 10 2019 7:16:35

Умножение обыкновенных дробей. 6-й класс

Урок математики в 6-м классе представляет собой закрепление изученного материала по темам " Умножение дробей", " Нахождение дроби от числа". В урок включены упражнения на развитие математической речи учащихся, наблюдательности, самостоятельности мышления, тест. Самостоятельная работа проводится в форме игры. Сопровождается презентацией....

20 10 2019 7:30:11

Урок физики по теме "Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Агрегатное состояние вещества"

Урок изучения нового материала представлен, чтобы углубить знания о молекулярном строении вещества, рассмотреть причины броуновского движения, познакомить с молекулярными силами взаимодействия и их природой, установить характер зависимости сил притяжения и отталкивания от расстояния между молекулами....

19 10 2019 14:23:30

Урок по физике "Взаимодействие тел"

Урок по теме " Взаимодействие тел" в виде проверочной работы можно провести с помощью программы, которая выведет вопросы, предложит выбрать правильный ответ, поставит оценку. Материал к тестированию могут подготовить учащиеся старших классов на уроках по информатике (когда идёт тема " Решение задач с помощью Э В М") для фронтального опроса учащихся младшего и среднего звена по любому предмету. Расход времени минимальный, интерес – повышенный. ...

18 10 2019 19:53:32

Открытый урок математики в 6-м классе по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Уроки-практикумы помимо решения свое специальной задачи - усиления практической направленности обучения, способствуют прочному, неформальному усвоению материала. Использована технологии игрового и коллективного обучения при решении задач из серии " Математика и природа"....

17 10 2019 12:51:19

Внеклассное мероприятие по теме "Математическая викторина"

Внеклассное мероприятие проводится в форме математической викторины. Учащиеся развивают логическое мышление, память и внимание. Совершенствуют навыки поведения в обществе, совместной деятельности, общения, учатся давать ответ на математический вопрос....

16 10 2019 7:45:28

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни

Урок по теме как вариант применения модульной технологии в преподавании математики....

15 10 2019 5:16:44

Урок физики «Высота и тембр звука. Громкость звука». 9-й класс

Цель урока: изучить физические характеристики звука: высота и тембр, громкость....

14 10 2019 23:23:19

Графические приемы решения задач с параметром в 10-м классе

В существующих учебниках решению задач с параметром уделено очень мало внимания. Однако эти разделы включены в Е Г Э и задания для поступающих в вузы. Цель данного урока - показать целесообразность использования графических приемов для некоторых задач с параметром. Для более успешного усвоения материала на уроке используются слайды с анимацией, карточки с тренировочными заданиями, контрольно-обучающий тест в парах с последующей взаимопроверкой и оценкой....

13 10 2019 23:26:24

Система отопления открытого типа: открытая система отопления с циркуляционным насосом и расширительным баком, схема

Популярность системы отопления открытого типа обусловлена простой установкой, приемлемой стоимостью и высокой эффективностью. Кроме того, поняв принцип работы, изучив ее комплектацию и правила монтажа, можно самостоятельно выполнить систему обогрева в своем доме. Важным условием является составление схемы отопления и четкое выполнение технологических норм и требований по выбору и соединению элементов системы. Из чего состоит система… Читать дальше...

12 10 2019 8:36:37

Открытый урок по информатике по теме "Логика и конструирование"

Цели урока: развивать логическое и образное мышление, моторику пальцев рук; учить решать логические задачи, замаскированные в виде шуток, учить использовать поворот при работе с прикладной программой на компьютере; воспитывать чувство взаимопомощи, культуру поведения, аккуратность, самостоятельность....

11 10 2019 16:38:28

Урок математики. Тема: "Прием устного вычисления вида 26+4". 2-й класс

Цель урока: развитие умений самостоятельно оценивать результат своих действий, знакомство с новым приемом устных вычислений в случаях вида 26+4, воспитание самостоятельности и инициативности, гордости за свою работу....

10 10 2019 17:16:13

Урок математики в 6-м классе по теме: "Сложение и вычитание дробных чисел"

Цели урока — закрепление умений и навыков складывать и вычитать дробные числа; развитие материальных навыков; воспитание способности критически, объективно оценивать. ...

09 10 2019 3:45:43

Урок по теме "Этот удивительный симметричный мир"

Занятие знакомит учащихся с удивительным математическим явлением – симметрией; даёт представление о симметрии в окружающем мире; развивает пространственное мышление; воспитывает чувство прекрасного....

08 10 2019 19:15:58

Преобразования графиков функций

На уроке обобщается и систематизируется изученный материал по теме; формируются умения применять основные преобразования графиков квадратичной функции к графикам других функций; развивается мыслительная деятельность при практической работе, познавательная активность....

07 10 2019 17:11:36

Урок с применением ИКТ по теме "Механические колебания" (9-й класс)

Обобщающий урок проводится в компьютерном классе после изучения темы « Механические колебания и волны». Цель урока: повторить и систематизировать знания по теме; совершенствовать умения применять полученные знания для объяснения физических явлений. ...

06 10 2019 1:39:38

Интегрированный урок-конференция по теме "Вода — самое удивительное вещество на Земле"

Цель урока показать учащимся, что вода — это уникальное природное соединение, активная среда жизни. Подвести учащихся к оценке роли воды в жизни растений, животных и человека, к пониманию необходимости бережного и экономного отношения к водным ресурсам. Развивать интерес учащихся к физике, химии, биологии, географии....

05 10 2019 17:38:55

Урок-презентация "Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии"

На уроке вводится понятие "геометрическая прогрессия" через понятие "арифметическая прогрессия", используя методы сопоставления и противопоставления. Происходит знакомство со свойствами геометрической прогрессии и формулой n-го члена....

04 10 2019 13:36:25

Програссма интегрированного элективного курса по физике и химии "Строение атома"

Элективный курс основан на межпредметной связи физики и химии. Материал курса предназначен для учащихся 8—9 классов, ориентирующихся на осознанный выбор профиля обучения. Цель курса — углубление и расширение знаний по теме « Строение атома». Программа рассчитана на 34 часа (химия — 8-й кл. 1-е полугодие — 17 ч. и физика — 9-й кл. 2-е полугодие — 17 ч.). Представлено содержание курса, методическое пособие....

03 10 2019 7:15:10

Применение законов физики к изучению деятельности организма человека

Крайне малое время, отведенное на усвоение школьниками знаний в области физики в процессе учебных занятий, а также во внеурочное время, сказывается на недостаточном уровне знаний. Влияет и дефицит знаний о практическом применении законов физики в жизнедеятельности человека. Поэтому у нас возникла необходимость в разработке проекта коллективного творческого дела, реализация которого способствовала бы развитию у участников образовательного процесса представления о том, как можно применить законы физики о тепловых явлениях применительно к организму человека. ...

02 10 2019 2:48:59

Интегрированное обучение естественно-научным дисциплинам

Развитие у студентов умения осознанно использовать полученные знания и целостно решать профессиональные задачи возможно на основе интегрированного обучения дисциплинам. Интегрированное обучение подразумевает проведение бинарных занятий и с широким использованием межпредметных связей. В статье приводятся примеры применения интегрированного подхода на занятиях по естественно-научным дисциплинам....

01 10 2019 12:58:34

Урок алгебры по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии" с использованием исторического материала

Основная цель урока – обобщение и систематизация теоретического материала по теме " Арифметическая и геометрическая прогрессии"; отработка умений и навыков применения формул n-го члена прогрессий, суммы n-первых членов, характеристических свойств прогрессий с использованием исторического материала. ...

30 09 2019 18:59:37

Урок алгебры в 8-м классе. Тема: "Работа с микрокалькулятором". Проект "Расчет количества пищи с учетом ее калорийности"

Проводя этот урок, мне хотелось показать, что эта конкретная вычислительная работа (и привлекательная постановка задач) не на словах, а на деле показывает силу математических методов в различных областях человеческой деятельности, осуществляет прикладную составляющую математического образования в школе и реализует межпредметные связи....

29 09 2019 6:43:10

Урок математики. 6-й класс. "Действия с рациональными числами"

В ходе урока систематизируются знания и умения, полученные ранее. Система заданий эвристического характера связана с культурологическим материалом Иркутской области. Урок рассчитан на работу в группах. ...

28 09 2019 9:17:59

Решение задач "Проценты и пропорции"

Урок математики для 6-го класса на уроке обобщаются и систематизируются знания учащихся по данной теме, развивается умение анализировать условие задачи на пропорции....

27 09 2019 6:41:49

Урок алгебры по теме "Функция у=aх2+bx+c, ее свойства и график". 8-й класс

Урок изучения и закрепления новых знаний с И К Т, опорным конспектом. На уроке акцентировано внимание учащихся на алгоритм построения графика функции y=ax2+bx+c, свойства функции. Основные понятия: график функции, свойства функции, парабола, вершина параболы, ось симметрии параболы. В ходе урока используются различные формы познавательной деятельности учащихся....

26 09 2019 0:22:53

Зачеты по алгебре. 7–8-е класссы

Разработанные вопросы по алгебре для 7–8-х классов продолжают систему зачётов для проверки усвоения материала в 5–6-х классах. Перед изучением новой главы раздаются вопросы к пунктам учебника, это облегчает подготовку к уроку, работу с учебником, позволяет быстро повторять теоретический материал. Эта форма зачётов повышает самооценку ученика, его авторитет в классе....

25 09 2019 14:26:54

Творец серебряного века электротехники

Урок-лекция по физике об истории развития электротехники и одном из ее создателей - Эмилии Христиановиче Ленце....

24 09 2019 11:32:55

Час весёлой математики

Одним из путей повышения интереса к изучению школьного курса любого предмета является хорошо организованная внеклассная работа. Ежегодно в рамках школы проводятся предметные недели, в том числе и неделя математики. В течении этой недели проводятся всевозможные игры, конкурсы и олимпиады в среднем и старшем звеньях, кроме того, ученики 5-6-х классов ходят в гости к начальным классам с математическими играми и конкурсами....

23 09 2019 14:35:31

Вес воздуха. Атмосферное давление

Урок был проведен совместно с нченическим научным обществом. Цели: рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, экспериментально доказать его наличие; систематизировать знания по теме “ Давление. Давление в жидкости и газе”; повторить основные формулы тем; формировать у ребят умение осуществлять самоконтроль с помощью конкретных вопросов. ...

22 09 2019 20:35:29

Олимпиада Сочи-2014. В цифрах, числах, задачах

Цель урока: знакомство учащихся с уникальным наследием " Олимпийские игры Сочи-2014"; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; актуализировать опорные знания и умения; обобщить и систематизировать знания, умения, навыки учащихся при решении задач; сформировать познавательные действия, необходимые при решении задач; повторить и систематизировать базовые знания о натуральных числах, полученные в начальной школе. Совершенствовать вычислительные навыки....

21 09 2019 13:58:34

Планирование работы по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с ФГОС

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности....

20 09 2019 16:31:36

Математика, экология и мы

В 5-м классе учащиеся выполняли практическую работу, в которой надо было узнать, с какой площади понадобится вырубить лес, чтобы изготовить все экземпляры выбранного ими школьного учебника. Произведенные расчеты показали, что, например, на весь тираж учебника « Математика-5» придется вырубить лес примерно с территории, превосходящей 60 футбольных полей. Подобная работа мотивирует ребят не только к изучению математики, но и затрагивает острые экологические проблемы....

19 09 2019 19:36:18

Кластеры как средство формирования информационно-коммуникативных компетенций школьников

Изучение нового материала в самостоятельной работе с текстом и переработка его в виде графических схем, таблиц интересны и посильны учащимся 7–11-х классов. Ребята воспринимают этот метод положительно, демонстрируют более высокий уровень усвоения учебного материала, чем при изучении текста с другими приемами, например составления плана, тезисов, конспекта....

18 09 2019 2:50:39

Урок физики по теме "Сообщающиеся сосуды" (7-й класс)

Урок формирования новых знаний в 7-м классе. На уроке используются различные приёмы и методы активизации познавательной деятельности: элементы модульной технологии, проблемный эксперимент, мини-исследования. Экспериментальные задания, задания на проверку степени усвоения нового материала, домашнее задание - разного уровня сложности. ...

17 09 2019 2:36:39

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли

На уроке учащиеся знакомятся с примером определения атмосферного давления, с физическим содержанием опыта Торричелли....

16 09 2019 10:36:59

Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей. 5-й класс

Урок рассчитан на два часа и состоит из двух частей. Первый урок (I часть) – самостоятельная работа, второй урок (II часть) – подготовка к контрольной работе. На первом уроке проводится самостоятельная работа по теме. Вместе с тем ребята узнают новую и полезную информацию, с точки зрения здоровьесбережения, о грибах трюфелях. На втором уроке учащиеся совершают путешествие в сказку. Урок можно провести как соревнование и между командами, и за личное первенство....

15 09 2019 2:27:51

Разработка урока геометрии в 8-м классе с использованием модульной технологии

Жизнь требует от педагогов использования в своей работе новых педагогических технологий. Использование модульной технологии позволяет решать очень важную задачу: воспитание самостоятельности....

14 09 2019 6:31:22

Урок математики на тему "Определение логарифма. Основное логарифмическое тождество". 10-й класс

Первый урок изучения темы " Логарифмическая функция". Цель: познакомить с понятием "логарифм", основным логарифмическим тождеством, научится применять их на практике....

13 09 2019 7:23:44

Повторение по теме "Графическая интерпретация уравнений, неравенств и их систем". 9-й класс

Обобщающий урок повторяет графический способ решения неравенств 2-й степени, уравнений и систем уравнений при подготовке к Г И А с И К Т. На уроке используются К И М для подготовки к итоговой аттестации, проводится контроль знаний в тестовой форме....

12 09 2019 12:34:32

Урок геометрии по теме "Первый признак равенства треугольников". 7-й класс

На уроке ученики осваивают первый признак равенства треугольников в практической работе, смысл которой заключается в выдвижении гипотезы равенства треугольников учащимися. Только после этого следует строгое доказательство теоремы. На уроке используется групповая форма работы....

11 09 2019 8:56:32

"ИНтеллектуальное математическое лото" (9-й класс)

Внеклассное мероприятие " Интеллектуальное математическое лото" - 9-й класс – помогает сплотить воедино родителей и обучающихся, вместе войти в мир литературных произведений, в мир истории по данному предмету, развить артистические наклонности через инсценирование отрывков произведений русской литературы, закрепить устные вычислительные навыки, логику, развить математические способности, повысить интерес к математике....

10 09 2019 19:33:59

Разработка урока по теме "Закон Ома", 9-й класс

Разработка урока содержит подробный конспект реального урока. Урок насыщен практическими заданиями, что позволяет учащимся не только созерцать и слушать объяснение учителя, но и принимать участие в открытии одного из основных законов постоянного тока. В ходе урока развиваются и общеучебные умения и навыки (построение графиков, анализ зависимостей), и практические навыки сборки простейших электрических цепей по схеме. Считаю, что данный урок может пополнить методическую копилку как начинающего учителя, так и опытного педагога....

09 09 2019 17:58:47

Урок математики с использованием ИКТ "График функции y=k:x

Урок проводится в компьютерном классе. На компьютере учителя демонстрируется сопроводительная презентация к уроку, автоматизированная таблица результатов урока. На компьютерах учащихся установлена программа « Графики» и автоматизированный тест « Функция, её график и свойства.» ...

08 09 2019 11:14:42

Спортивно-математическая игра "Мама, папа, я – спортивно-математическая семья" (5-й класс)

Цель этой игры – показать учащимся и их родителям, что математикой можно ( и нужно!) заниматься весело, с задором! Игра охватывает всю параллель 5-х классов: и детей, и родителей....

07 09 2019 8:56:16

Открытый урок по теме "Путешествие с калькулятором по Санкт-Петербургу" (решение задач по "реальной математике"). 6-й класс

Урок интересен тем, что, кроме решения математических задач, ребята получают дополнительную информацию по истории и культуре своего родного города — Санкт- Петербурга. Учащиеся совершают заочную прогулку по Санкт- Петербургу, что вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную деятельность....

06 09 2019 6:30:51

Игровые обобщающие уроки

В конце изучения темы, как правило, проводятся обобщающие уроки, которые способствуют прочному и сознательному усвоению знаний, а также оказывают существенное влияние на развитие памяти, речи, мышления учащихся. Предлагается разработка двух игровых уроков: аукцион по теме « Физические величины» для 7 класса и «шоколадная лихорадка» по теме « Основы механики» для 9-го класса. ...

05 09 2019 20:42:10

Методическая разработка урока по алгебре "Тождественные преобразования выражений, содержащих обратные тригонометрические функции"

Урок расширяет и систематизирует знания учащихся об обратных тригонометрических функциях. На уроке осваиваются и развиваются ключевые предметные компетенции, формируются нравственные качества личности. ...

04 09 2019 22:13:32

Сценарий урока

Цель урока: формирование умений складывать и вычитать дроби с разными знаменателями....

03 09 2019 6:35:37

Урок: "Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений" (7-й класс)

Урок посвящен формулам квадрата суммы, квадрата разности, иллюстрируется геометрическая интерпретация формул....

02 09 2019 21:11:38

Урок физики в 7-м классе по теме "Силы"

Обобщающий урок проводится с целью систематизировать знания учащихся, повторить, закрепить ранее изученный материал....

01 09 2019 7:35:54

Развивающая математика

Данная статья посвящена внеклассной работе по математике, которая не только углубляет знания учащихся в предметной области, но и способствует развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Для того всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы ученик 5-6-го класса почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость....

31 08 2019 22:10:50

Урок математики в 5-м классе "Решение текстовых задач различными способами"

Приводится урок, на котором учащиеся пользуются уже известными способами решения задач - подбора, с помощью уравнения, а также знакомятся с такими способами решения, как метод полного перебора и метод предположения по избытку и по недостатку для решения одной задачи....

30 08 2019 9:10:11

Тестовый контроль по математике в 5-м классе

Задача учителя — ввести ученика в "искусство тестирования", практически подготовить к тестированию в формате Е Г Э. Поэтому учащихся надо научить работать с тестами уже в среднем звене. ...

29 08 2019 17:19:25

Урок геометрии по теме "Свойство и признак описанного четырехугольника"

На уроке вводится понятие описанного четырехугольника иллюстрированием контрпримеров. При изучении теоремы закрепляется навык формулировки обратной теоремы, предложены задачи для первичного закрепления и контроля....

28 08 2019 15:32:34

Бинарный урок: "Свойства газов и их применение"

В процессе проведения урока у учащихся формируется умение пользоваться измерительными приборами и на основании полученных данных делать выводы о состоянии собственного здоровья, используя законы физики. ...

27 08 2019 18:42:35

Еще:
Важное о расчетах -1 :: Важное о расчетах -2 :: Важное о расчетах -3 :: Важное о расчетах -4 :: Важное о расчетах -5 :: Важное о расчетах -6 :: Важное о расчетах -7 :: Важное о расчетах -8 :: Важное о расчетах -9 :: Важное о расчетах -10 :: Важное о расчетах -11 :: Важное о расчетах -12 :: Важное о расчетах -13 :: Важное о расчетах -14 :: Важное о расчетах -15 :: Важное о расчетах -16 :: Важное о расчетах -17 :: Важное о расчетах -18 :: Важное о расчетах -19 :: Важное о расчетах -20 :: Важное о расчетах -21 :: Важное о расчетах -22 :: Важное о расчетах -23 :: Важное о расчетах -24 :: Важное о расчетах -25 :: Важное о расчетах -26 :: Важное о расчетах -27 :: Важное о расчетах -28 :: Важное о расчетах -29 :: Важное о расчетах -30 :: Важное о расчетах -31 :: Важное о расчетах -32 :: Важное о расчетах -33 :: Важное о расчетах -34 :: Важное о расчетах -35 :: Важное о расчетах -36 :: Важное о расчетах -37 :: Важное о расчетах -38 :: Важное о расчетах -39 :: Важное о расчетах -40 :: Важное о расчетах -41 :: Важное о расчетах -42 :: Важное о расчетах -43 :: Важное о расчетах -44 :: Важное о расчетах -45 :: Важное о расчетах -46 :: Важное о расчетах -47 :: Важное о расчетах -48 :: Важное о расчетах -49 :: Важное о расчетах -50 :: Важное о расчетах -51 :: Важное о расчетах -52 :: Важное о расчетах -53 :: Важное о расчетах -54 :: Важное о расчетах -55 :: Важное о расчетах -56 :: Важное о расчетах -57 :: Важное о расчетах -58 :: Важное о расчетах -59 :: Важное о расчетах -60 :: Важное о расчетах -61 :: Важное о расчетах -62 :: Важное о расчетах -63 :: Важное о расчетах -64 :: Важное о расчетах -65 :: Важное о расчетах -66 :: Важное о расчетах -67 :: Важное о расчетах -68 :: Важное о расчетах -69 :: Важное о расчетах -70 :: Важное о расчетах -71 :: Важное о расчетах -72 :: Важное о расчетах -73 :: Важное о расчетах -74 :: Важное о расчетах -75 :: Важное о расчетах -76 :: Важное о расчетах -77 :: Важное о расчетах -78 :: Важное о расчетах -79 :: Важное о расчетах -80 :: Важное о расчетах -81 :: Важное о расчетах -82 :: Важное о расчетах -83 :: Важное о расчетах -84 :: Важное о расчетах -85 :: Важное о расчетах -86 :: Важное о расчетах -87 :: Важное о расчетах -88 :: Важное о расчетах -89 :: Важное о расчетах -90 :: Важное о расчетах -91 :: Важное о расчетах -92 :: Важное о расчетах -93 :: Важное о расчетах -94 :: Важное о расчетах -95 :: Важное о расчетах -96 :: Важное о расчетах -97 :: Важное о расчетах -98 ::

Добро пожаловать наш сайт! Здесь Вы можете узнать все то, что давно втайне хотели выяснить про электрику, но стеснялись спросить: например, как маркируют кабеля, или какие условные обозначения рисуют в электрических схемах. Мы выложили это для вас в открытом доступе! Пользуйтесь!