Введение в комбинаторику > Мастера спешат на помощь!
мастера спешат на помощь!    

Введение в комбинаторику

Цель урока: формирование знаний о разделе “Комбинаторика”

Задачи:

Образовательные:

  • ввести понятие комбинаторика;
  • познакомить с правилом умножения для комбинаторных задач;
  • рассмотреть межпредметные связи истории, русского языка, математики.

Развивающие:

  • развивать вычислительную культуру учащихся, применяя правило умножения для комбинаторных задач;
  • развивать логическое мышление.

Воспитательные:

  • воспитывать сознательное отношение к учебному труду, к учителю, друг к другу.

Тип урока: урок-введение нового материала с использованием электронных образовательных ресурсов, 1 урок в теме “Введение в комбинаторику”.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, ноутбуки.

Организационный этап. Здравствуйте, ребята. Сегодня урок мне хотелось бы начать со слов Владимира Мономаха “Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь…” (слайд 2). А знаете ли вы, кто такой Владимир Мономах? Владимир Всеволодович Мономах (1053–1125) – полководец и государственный деятель Древней Руси, князь смоленский (с 1073 г.), черниговский (с 1078 г.), переяславский (с 1094 г.), великий князь киевский (с 1113 г.)

Этап актуализации знаний учащихся. А чему мы будем учиться на уроке, узнаем чуть позже. А прежде, проверим свою грамотность, повторив правописание некоторых математических терминов.

Вам нужно вставить пропущенные буквы в следующие слова:

Множ…тель (И)

Пр…изведение (О)

Д…лимое (Е)

Д…литель (Е)

Час..ное (Т)

Ум…ньшаемое (Е)

Ц..фра (И)

К..мбинаторика (О). (Cлайд 3). Презентация

Последнее слово оказалось для вас новым. Вот сегодня на уроке мы с вами и познакомимся, что такое комбинаторика и какие задачи называют комбинаторными. Запишем тему урока “Введение в комбинаторику”.

Этап введения новой информации. (слайд 4). Рассмотрим задачу. К колодцу ведут три тропинки. Сколькими способами можно пройти к колодцу и вернуться обратно?

Задачи, содержащие вопросы типа: “Сколькими способами?”, “Сколько всего существует вариантов” называются комбинаторными. Раздел математики, занимающийся комбинаторными задачами, называется комбинаторика. Комбинаторные задачи – это задачи, требующие осуществления перебора всех возможных вариантов или подсчета их числа.

С комбинаторными задачами (слайд 5) люди имели дело еще в глубокой древности, когда, например, выбирали наилучшее расположение воинов во время охоты, придумывали узоры на одежде или посуде. В дальнейшем появились игры, требовавшие умение планировать, рассчитывать свои действия, продумывать различные комбинации. Приспособления для таких игр археологи находили в древних захоронениях, например, в пирамиде египетского фараона Тутанхамона. А позже появились нарды, шашки, шахматы.

Термин “комбинаторика” происходит от латинского слова “combina”, что в переводе на русский означает – “сочетать”, “соединять”. Термин “комбинаторика” был введён в математический обиход немецким философом, математиком Лейбницем.

Долгие времена комбинаторика развивалась в недрах арифметики, геометрии, алгебры. Однако как ветвь математики комбинаторика возникла только в XYII в. А толчком к этому послужили азартные игры, прежде всего игра в кости. (Два или три кубика с нанесенными на них очками выбрасывали на стол, и выигрывал тот, у кого сумма очков оказывалась больше).

Но не только азартные игры послужили толчком к исследованию математиков. Еще одна причина – тайна переписки. Шифрами пользовались короли, дипломаты и заговорщики, а также сами ученые. Изобретались все более и более сложные шифры, а для кодирования и расшифровки информации привлекались математики. В дальнейшем полем для приложения комбинаторных методов оказались биология, химия, физика. И, наконец, роль комбинаторики коренным образом изменилась с появлением компьютеров.

А теперь, ребята, давайте вместе с вами попробуем решить комбинаторную задачу (слайд 6). Несколько стран в качестве символа своего государства решили использовать флаг в виде 3-х горизонтальных полос одинаковых по ширине и цвету: синий, красный и белый. Сколько стран могут испытать такую символику при условии, что у каждой страны свой отличный от других флаг? (Ребята пытаются подсчитать количество стран). При переборе всех возможных вариантов, нарисовав флаги, мы получили количество, равное -6. Значит, 6 стран, могут использовать свою символику, при условии, что у каждой страны свой отличный от других флаг (слайд 7). Давайте попробуем изобразить наше решение с помощью дерева вариантов (слайд 8). (Учащиеся строят дерево вариантов в тетрадях). А есть ли среди полученных флагов флаг нашей страны? (Да, синий-белый-красный)

Этап первичного закрепления материала. Рассмотрим задачу № 2 (слайд 9). Сколько двузначных чисел можно составить из цифр 0, 2, 4, 6, 8? Пожалуйста, проиллюстрируйте свой ответ, построив дерево возможных вариантов. (Работают индивидуально в тетрадях, один ученик у доски). Ответ – 20 чисел (слайд 10).

Физминутка. Мы с вами немного подустали, настало время отдохнуть (слайд 11).

Мы руками хлоп, хлоп,
Мы ногами топ, топ,
Мы глазами миг, миг,
Мы плечами чик, чик.
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Сели – встали, сели – встали,
И подскоки делать стали.
Снова выстроились в ряд
Будто вышли на парад.
Раз – два, раз – два,
Заниматься нам пора!

Во всех предложенных задачах (слайд 12) для подсчёта числа комбинаций мы использовали простой способ подсчёта – прямое перечисление (опираясь на “дерево возможных вариантов”). Но способ перебора возможных вариантов далеко не всегда применим, ведь количество комбинаций может исчисляться миллионами.

Здесь на помощь приходят несколько замечательных комбинаторных правил, которые позволяют подсчитать количество комбинаций без их прямого перечисления. Мы с вами рассмотрим одно из таких правил – правило умножения.

Если некоторое действие можно осуществить а различными способами, после чего другое действие можно осуществить в различными способами, то два этих действия вместе можно осуществить а*в различными способами.

Используя это правило, давайте решим следующие задачи.

Этап применения полученных знаний в стандартных или новых ситуациях. Задача № 3 (слайд 13). В 5а классе в четверг 4 урока: математика, ОБЖ, природоведение и физкультура. Сколько можно составить вариантов расписания на четверг? (Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях). 4.3.2. 1=24

Задача № 4 (слайд 14, работают самостоятельно). “Вороне где-то бог послал кусочек сыру”, а также брынзы, колбасы, белого и черного хлеба. “На ель ворона взгромоздясь, позавтракать было совсем уж собралась…”, да призадумалась: “Сколькими способами можно составить бутерброд из этих продуктов?”. Ответ 6.

Далее продолжим нашу работу на ноутбуках. Будете работать парами. Предлагаю вашему вниманию Практический модуль № 1, который содержит 3 задачи. (Работают самостоятельно, учитель оказывает помощь, анализирует результаты работы учащихся)

№ 1. Из города А в город В ведут 33 дороги, а из города В в город С – 22 дороги. Сколько есть различных маршрутов поездки из города А в город С через город В? (33.22=726)

№ 2. Человек идет по городу. Подходя к каждому перекрестку, он имеет три варианта продолжения пути. Сколько разных маршрутов он может пройти, если он пересекает 10 перекрестков? (3.3.3.3.3.3.3.3.3.3=59049)

№ 3. Ученик сдает зачеты по алгебре и геометрии. По алгебре он должен решить 4 примера, по геометрии – доказать 3 теоремы. Каждый пример ученик может решить или верно, или нет, каждую теорему он может доказать правильно, или неточно, или с ошибкой. Сколько существует вариантов ответов ученика на зачете? (2.2.2.2.3.3=144)

Этап формулирования выводов урока. Настало время подвести итоги нашей работы.

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Какие задачи называются комбинаторными?

Какие способы решения комбинаторных задач вы узнали на уроке?

Сформулируйте правило умножения для комбинаторных задач.

Этап информации учащихся о домашнем задании. Ребята, давайте запишем домашнее задание (слайд № 15): с. 7 № 8 (устно), с. 15 №59; найти сообщение из истории комбинаторики; для желающих - решить комбинаторные задачи либо с помощью дерева вариантов, либо с помощью правила умножения для комбинаторных задач (Приложение 1).

Выставление оценок учащимся.

Рефлексия. У вас на партах лежат геометрические фигуры. Если вам урок понравился, то положите на мой стол круг, если не очень - квадрат, ну а если вам было неуютно - треугольник.

Спасибо всем. Благодарю за внимание!

Для работы с практическим модулем на ноутбуках необходимо установить ОМС-плеер для воспроизведения ЭУМ из коллекции fcior.edu.ru

Список литературы

  • Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.:Мнемозина, 2012. – 280 с.
  • Дидактические материалы по математике: 5 класс:к учебнику Н.Я. Виленкина и др. “Математика. 5 класс” /М.А. Попов. – М.: Издательство “Экзамен”,2013 – 143с.
  • Зубарева И.И. Математика. 5класс. Самостоятельные работы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / под ред. И.И. Зубаревой. – М.:Мнемозина, 2007. – 143 с.
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
  • http://www.openclass.ru
  • http://ru.wikipedia.org

Приложение 1

Карточка для домашнего задания.

1. В кафе предлагают два первых блюда: борщ, рассольник — и четыре вторых блюда: гуляш, котлеты, сосиски, пельмени. Укажите все обеды из первого и второго блюд, которые может заказать посетитель. Проиллюстрируйте ответ, построив дерево возможных вариантов.

2. На завтрак Вова может выбрать плюшку, бутерброд, пряник или кекс, а запить их может кофеем, соком или кефиром. Из скольких вариантов завтрака Вова может выбирать?

3. Сколько чётных двузначных чисел можно составить из цифр 0, 1, 2, 4, 5, 9?

Приложение 2

Этап урока Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность
ученика
Время
(в мин.)
1 2 3 4 5 6
1 Организационный этап   Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, проверяет готовность учащихся к уроку, организует внимание Приветствуют учителя, проверяют состояние рабочего места, сосредотачиваются, внутренне организуются 2
2 Этап актуализации знаний учащихся Введение в комбинаторику Сообщает тему изучения нового материала, мотивирует учащихся к изучению нового материала (демонстрация слайдов № 1-3) Учащиеся отвечают на вопросы АБВГДЕйки (находят неизвестное им слово КОМБИНАТОРИКА) 3
3 Этап введения новой информации   1. Объясняет новый материал, используя ЭОР как презентацию (слайды № 4-5).

2. Рассматривает практическое применение комбинаторики (презентация, слайды № 6-8)

1. Воспринимают информацию о разделе “Комбинаторика”, сообщаемую учителем (фронтально).

2. Знакомятся с методами решения комбинаторных задач (строят дерево вариантов в тетрадях)

8
4 Этап первичного закрепления материала   Задает задачу № 2 по новому материалу (слайды №9-10) Решают задачу с помощью дерева вариантов (индивидуально, один – у доски) 5
5 Физминутка   Показывает ребятам движения (слайд № 11) Выполняют упражнения вместе с учителем 2
  Этап первичного закрепления материала   С помощью наводящих вопросов подводит ребят к формулировке правила (слайд №12) Пытаются сформулировать правило умножения для комбинаторных задач 3
6 Этап применения полученных знаний в стандартных или новых ситуациях Решение комбинаторных задач, практика 1.Предлагает учащимся решить задачи № 3-4, используя правило (слайды №13-14).

2.Определяет для каждой группы учащихся задания П- типа, анализирует результаты выполнения заданий учащимися

1. Решают задачу № 3 (один у доски, остальные в тетрадях), задачу № 4 самостоятельно

2. Знакомятся с заданиями, задают вопросы по их условию, выполняют задания (индивидуально)

12
7 Этап формулирования выводов урока   Формулирует выводы, подводит итог урока Фиксируют выводы (фронтально) 3
8 Этап информации учащихся о домашнем задании   Дает домашнее задание и инструктаж по его выполнению, индивидуальные задания по истории комбинаторики, решению комбинаторных задач (слайд № 15) Записывают задание (индивидуально) 2


Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте или Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Решение задач по теме "Цилиндр"

Урок направлен на отработку навыков по нахождению элементов цилиндра, систематизации знаний, упорядочение изученного при решении задач, умение проектирования деятельности по нахождению задач практической направленности, защита проектов на примере решения задач практического применения цилиндров....

15 07 2019 9:16:34

Рабочая программа "Учимся решать задачи по физике". 10–11-е классы

В статье предлагается рабочая программа факультативного курса. Рабочая программа содержит: пояснительную записку, цели, методические особенности изучения курса, формы и виды самостоятельной работы и контроля, требования к уровню подготовки учащихся, примерный тематический учебный план; календарно-тематическое планирование занятий факультатива....

14 07 2019 5:25:37

Урок по теме "Уравнение касательной к графику" для 10-х классов с углубленным изучением математики

Урок, разработанный для учащихся 10-х классов с углубленным изучение математики, является заключительным по теме " Уравнение касательной к графику". На уроке используется работа в группах, которая развивает самостоятельность и взаимопомощь учащихся. Предложенные тестовые задания позволяют проконтролировать усвоение материала....

13 07 2019 18:19:17

Внеклассная работа по физике "Что? Где? Когда?"

Цели урока: повторить, систематизировать знания обучающихся, способствовать развитию познавательного интереса к урокам физики; закрепить навыки работы в команде, умения применять прием разделения труда и оказывать взаимопомощь; формирование чувства коллективизма и здорового соперничества, умения отстаивать свои взгляды....

12 07 2019 23:23:51

Лабораторная работа по теме "Точечные и интервальные оценки неизвестных параметров распределения"

При изучении темы « Элементы теории вероятностей и математической статистики» в курсе математики средних специальных учебных заведений проводятся лабораторно-практические работы. Данная статья включает лабораторную работу с использованием Mathcad и Excel, методическое пособие, пример выполнения одного варианта и шаблон оформления работы....

11 07 2019 6:50:32

Урок геометрии "Движения пространства"

Предлагаемый вниманию читателя урок-семинар является заключительной частью проекта по геометрии " Движения пространства", выполненного учащимися 11-го класса. На реализацию проекта отводилось 8 недель, на начальном этапе были обозначены темы (" Центральная симметрия", " Осевая симметрия", " Зеркальная симметрия", " Параллельный перенос") и проектные задания. Данный семинар – двухчасовой урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся. Форма учебной деятельности – работа в группах....

10 07 2019 3:39:49

Нетрадиционный урок по математике в 10-м классе "Суд над логарифмами"

Урок-спектакль, в котором главные роли играют сами ученики. Нетрадиционная форма проведения урока способствует привитию интереса к предмету. На уроке проявляются индивидуальные способности учащихся, активизируется их познавательная деятельность. Коллективные методы работы помогают сплотить учеников для решения поставленных задач, служат формированию активной жизненной позиции. ...

09 07 2019 21:43:22

Задачи курса геометрии в 8-м классе на готовых чертежах

В работе представлены презентации, содержащие готовые чертежи более чем к 160 задачам курса геометрии 8-го класса. Слайды могут быть использованы для фронтальной работы, для индивидуальной работы с учащимися, требующими педагогической поддержки, в печатном варианте, а также в компьютерном, если кабинет оснащён достаточным количеством компьютеров....

08 07 2019 21:22:34

Математический КВН. Внеклассное мероприятие

Мероприятие рекомендуется проводить на неделе математики в школе. К В Н развивает интерес к предмету, его можно проводить в классах среднего звена, а немного изменив задания – и в 5-м классе. Особенно эффективно проводить данный К В Н в параллельных классах....

07 07 2019 2:59:51

Урок-семинар по геометрии в 10-м классе по теме "Правильные многогранники"

Урок проводится в 10-м классе при изучении темы « Правильные многогранники». На изучение данной темы отводится всего 2 часа, за которые без предварительной подготовки невозможно изложить такой красивый материал. Поэтому целесообразно провести урок-семинар, а учащимся заранее дать задания по подготовке выступлений, сообщений, рефератов, презентаций по указанным темам. ...

06 07 2019 20:37:58

Викторина по математике «Счастливая семерка». 6-й класс

Цели викторины: привитие интереса к математике как элементу общечеловеческой культуры; популяризация среди учащихся занимательных задач, развитие познавательного интереса, интеллекта, некоторое углубление материала по предмету; расширить кругозор учащихся; развитие логики мышления, смекалки, творчества и навыков устного счета; воспитание воли и настойчивости для достижения конечных результатов....

05 07 2019 9:57:14

Системы счисления. Двоичная система счисления (занятие кружка)

Рассмотреть десятичную, двоичную систему счисления. Сформировать новые знания, умения и навыки по переводу десятичных чисел в двоичную систему счисления и из двоичной системы в десятичную, развитие мышления учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала, развитие самостоятельности и речи. ...

04 07 2019 20:18:29

Открытое занятие интегрированного курса (математика + информатика) в 10-м классе по теме "Решение систем линейных уравнений с использованием математического пакета Mathcad"

Конспект занятия интегрированного элективного курса « Математика на компьютере». Это урок закрепления знаний с проблемной ситуацией с выходом на следующий этап. Данный проект может найти применение в практической деятельности при обучении в информационно-технологическом, физико-математическом классах базовой школы. Ознакомление с начальными элементами использования систем компьютерной математики служит целям предварительной подготовки выпускников школы к этапу вузовского образования....

03 07 2019 9:56:39

Некоторые формы контроля на уроках математики

Для успешного усвоения изученного материала на уроках математики можно осуществлять различные формы контроля. При этом каждому ученику предоставляется возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности и получить за это отметку....

02 07 2019 13:55:52

Все действия с десятичными дробями

Цель урока: систематизировать знания учащихся; развивать внимание, память, вычислительные навыки; воспитывать коммуникативные качества личности....

01 07 2019 9:18:43

Открытые образовательные технологии (педагогические мастерские) на уроке математики (стереометрия, 10-й класс, "Пирамида")

Данный урок организован по технологии педагогических мастерских. Мастерская представляет комплекс заданий, выполняя которые, учащиеся 10-го класса подойдут к пониманию понятия "пирамида"....

30 06 2019 20:26:22

Обобщающий урок по теме "Квадратные уравнения"

Урок направлен на обобщение знаний учащихся по данной теме. Необходимо, чтобы учащиеся умели выбирать из нескольких возможных путей решения задачи наиболее рациональный, а также умели выделить те факты теории, которые им были необходимы для успешного усвоения темы. На уроке применяется дифференцированное обучение....

29 06 2019 15:20:56

Углы, связанные с окружностью. 8-й класс

Особое внимание в курсе изучения геометрии уделяется не только усвоению информационного компонента, но и овладению познавательными средствами. Следовательно, при изучении теорем учащиеся должны включаться в деятельность по «открытию» закономерности, отражаемой в изучаемой теореме, выдвижению гипотез, в поиск доказательства их истинности или опровержения, а также осознавать способы, методы, приемы, с помощью которых реализуется эта деятельность....

28 06 2019 20:16:18

Урок — виртуальное путешествие по Санкт–Петербургу по теме "Одночлены. Многочлены"

В ходе урока автором устанавливаются межпредметные связи: алгебра - информатика - история - география - литература. Урок представлен как виртуальное путешествие по Санкт- Петербургу, способствует активизации познавательной деятельности учащихся и любви к Родине. ...

27 06 2019 8:21:18

Решение показательных уравнений. 11-й класс

Данная методическая разработка урока по теме « Решение показательных уравнений», может быть использована как обобщение и закрепление по разделу показательные уравнения. Структура урока построена так, что преподаватель может охватить всех учащихся, проконтролировать степень усвоения: устные упражнения, фронтальный опрос, работа у доски, работа с индивидуальными карточками....

26 06 2019 4:14:45

Авторская программа курса по выбору "Текстовые задачи". 9-й класс

Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала. В школьном курсе при решении задач применяется традиционное использование уравнений, хотя многие задачи легче решить арифметическим способом. Учить находить легкие, красивые решения математических задач – цель моего курса. Тематика задач не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности повышенный....

25 06 2019 3:33:43

Урок математики в 5-м классе "Решение задач на части"

В основе технологий, применяемых на уроках математики, должен быть заложен принцип интенсификации и высокой мотивации. Применение различных технологий способствует созданию и поддержанию высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся, увеличивает объем и прочность полученных на уроке знаний, умений и навыков. Хороший урок - это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий....

24 06 2019 5:27:52

Степень защиты IP: расшифровка, значение, таблица

Что такое степень защиты IP, что обозначает и как расшифровать эти кодовые значения. Таблица для расшифровки кодировки и область применения....

23 06 2019 15:47:48

Свойства степени с натуральным показателем. 7-й класс

Урок направлен на обобщение и закрепление знаний учащихся по теме. Автор создает условия для совершенствования навыков работы с алгоритмами вычисления степени с натуральным показателем, применения свойств....

22 06 2019 5:25:44

Урок-презентация по теме "Перемещение"

Перемещение ‒ одна из главных характеристик механического движения. Зная перемещение и положение тела в начальный момент, можно решить главную задачу механики: определить положение тела в любой момент времени. Урок-презентация формирует у учащихся правильный подход к решению физических задач и расширяет научный кругозор....

21 06 2019 1:44:52

Решение задач по теме "Скорость" при равномерном прямолинейном движении. 7-й класс

Автор учит учащихся решать задачи по данной теме, применять полученные знания на практике и в жизни, содействовать развитию умения школьников самостоятельно делать выводы, способствовать расширению кругозора и развивать творческие способности при выполнении домашнего задания по уроку....

20 06 2019 17:36:19

Задачи на проценты

Цели и задачи урока: сформировать у учащихся умение решать задачи на проценты, отработать навыки их решения; развивать и совершенствовать умения применять имеющиеся у учащихся знания в измененной ситуации; развивать логическое мышление, интерес к предмету, навыки самообразования; воспитать у учащихся аккуратность, культуру поведения, чувство ответственности....

19 06 2019 23:18:30

Развитие мыслительной деятельности учащихся 5–6-х классов при обучении геометрии

Геометрия обладает огромным потенциалом в развитии мыслительной деятельности учащихся 5–6-х классов пространственного, логического, интуитивного мышления....

18 06 2019 21:11:36

Развитие математических способностей учащихся

Данный доклад был зачитан на методическом объединении учителей школы. Сейчас, в период перестройки средней и высшей школы, когда индивидуализации обучения учащихся придаётся первостепенное значение, выявление и развитие математических способностей учащихся является одной из главных задач, стоящих перед преподавателями математики....

17 06 2019 2:29:48

Открытый интегрированный урок по физике с ИВТ на тему: "Законы преломления. Явление полного внутреннего отражения"

Цель урока – изучить закон отражения с привлечением принципа Гюйгенса на основании исходного положения " Свет – электромагнитная волна". Физический смысл показателя преломления среды. Явление полного внутреннего отражения, его техническое применение. Пример решения задачи. При проведении урока рекомендуется использовать мультимедийные устройства проекционного изображения и звука и персональные компьютеры. ...

16 06 2019 6:38:52

Методическая разработка урока-зачета по математике в 6-м классе "Действия с отрицательными числами"

В основе представленной работы - зачетная система проверки и оценки знаний учащихся по теме " Действия с отрицательными числами". Знания учащихся оценивается тремя оценками. В журнал выставляются все три или средняя. Зачетные уроки могут быть промежуточными или итоговыми. Определяются темы, учебные пособия, перечень основных вопросов, дата проведения зачета. Учащиеся знакомятся с целями и задачами зачета. Вся информация находится на стенде, это помогает учащимся в любой момент восстановить забытое....

15 06 2019 23:46:26

Урок математики в начальной школе

Данный урок разработан с учетом принципов деятельностной теории обучения. Подобранные в содержании материалы способствуют эффективному усвоению новых знаний, активизируют учебную деятельность учащихся. ...

14 06 2019 15:58:43

Интегрированный урок по математике и информатике на тему "Решение простейших тригонометрических неравенств"

Интегрированный урок математика + информатика по теме " Решение простейших тригонометрических неравенств" включает в себя три этапа: математическое объяснение нового материала с помощью демонстрации презентации с эффектами анимации; закрепление изученного материала с помощью программы " Живая геометрия" на компьютере; проверка знаний при выполнении самостоятельной работы....

13 06 2019 11:39:31

Урок по теме "Мощность. Единицы мощности". 7-й класс

На примере плана-конспекта урока представлена технология поэтапного формирования элементов знания на основе деятельностного подхода. Проектирование учебно-познавательной деятельности учащихся основано на принципе «открытия» нового знания, что создает условия для выдвижения творческих идей, прививает вкус к решению исследовательских задач. Стрессообразующие факторы учебного процесса снимаются созданием доброжелательной атмосферы. ...

12 06 2019 6:50:47

Деловая игра "Заседание коллегии Правительства России"

Рассмотрен пример деловой игры на уроке, результатом которой будет коллективное решение учебной задачи. Игра служит становлению гражданственности, толерантности; учит оценке не только потенциальных преимуществ, но и опасности при сбоях в работе ядерного реактора. Учащиеся убеждаются в неограниченных возможностях применения ядерной энергии....

11 06 2019 22:53:32

Урок по теме "Второй закон Ньютона". 9-й класс

Комбинированный урок изучения нового материала с мультимедийными элементами сопровождается презентацией, демонстрационными экспериментами «на столе» и оборудованием и программным обеспечением L-микро. Демонстрационное оборудование L-микро используется для экспериментального исследования зависимости ускорения тела от силы и массы....

10 06 2019 19:40:58

Урок алгебры в 9-м классе "Мир уравнений, мир поиска, мир исследований"

Урок обобщает знания и умения учащихся по применению методов решения уравнений, развивает умение наблюдать, обобщать, анализировать математические ситуации. На этом уроке показано формирование предметных и ключевых компетенций....

09 06 2019 23:39:16

Удивительная физика. 5–6-й класс

Данный факультатив является пропедевтическим курсом изучения физики в средней школе. Его основная цель – развивать интерес к предмету и способствовать развитию мышления учащихся....

08 06 2019 9:34:18

Урок физики в 10-м классе по теме "Электрический ток в жидкостях"

Цель урока – формирование понятий «электролиты, электрическая диссоциация, степень диссоциации»; рассмотрение явления электролиза, вывод закона Фарадея; применение электролиза в технике....

07 06 2019 21:38:37

Открытый урок по теме "Уравнение окружности"

Данный урок является первым уроком темы. На применяется тестовая форма проверки знаний. Данные тесты можно применять и в компьютерном, и в печатном варианте. При объяснении материала применяется частично поисковый метод решения математических задач. При проведении урока можно использовать тетради для конспектов по геометрии, 9-й класс....

06 06 2019 16:51:16

Игра «Веселый математический поезд»

Урок-игра по математике для младших школьников....

05 06 2019 12:50:52

Многочлен и его стандартный вид. 7-й класс

Урок алгебры в 7-м классе сопровождается компьютерной презентацией, Ц О Ром и электронными тестами, что позволяет сделать его ярче и эффективней. Такой урок способствует развитию у учащихся операционного стиля мышления, повышает оперативность и объективность контроля и оценки результатов обучения. Использование И К Т позволяет ученику получить и закрепить знания, работать в индивидуальном темпе. На данном уроке не используется мел и доска....

04 06 2019 20:32:50

Урок-встреча "О природе — языком математики"

Вашему вниманию предлагается урок-встреча " О природе - языком математики". На тему " Сложение и вычитание десятичных дробей". Задачи которого – систематизировать знания, умения сложения и вычитания десятичных дробей; способствовать развитию навыков сложения и вычитания десятичных дробей, развивать математическое мышление, умение сравнивать и делать вывод; способствовать развитию наблюдательности, внимания, аккуратности и любви к родной природе, к народным традициям; здоровьесберегающий фактор....

03 06 2019 12:56:30

Преподавание математики в школе с агроэтноэкологическим направлением

В статье отражены направления преподавания математики. Составлена программа спецкурса для школы с фермерским направлением, решаются вопросы экологизации математики и интеграции в программу материалов местного уровня. В соответствии с современным реальным состоянием этноса в программы по математике включены народные задачи....

02 06 2019 22:19:21

Обжим витой пары своими руками: схема распиновки и инструменты

Что такое обжим витой пары, с помощью каких инструментов его можно сделать, как обжать интернет кабель своими руками без специальных инструментов....

01 06 2019 16:16:14

Урок математики в 6-м классе по учебному комплекту Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина "Математика 6"

Данная статья содержит разработку урока математики в 6-м классе по теме " Площади", по учебному комплекту " Математика. 6" Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина ( М: Просвещение, 2006). Лабораторно-практическая работа с использованием мультимедийной презентации и электронного учебного пособия " Интерактивная математика 5–9" к учебным комплектам 5–6 кл. под редакцией Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина ( Дрофа, 2002). Урок проводится в компьютерном классе, так как каждый ученик работает с компьютером....

31 05 2019 3:56:45

Методика решения задач с использованием свойств функций

Статья содержит полезный для любого учителя материал о методике подготовки учащихся к заданиям Е Г Э функциональной линии школьного курса. В работе проанализированы задания на нахождение области определения и области значений функции, а также использование ограниченности функций для решения заданий различных видов. Материал статьи может быть полезен при проведении спецкурсов, факультативов, уроков обобщающего повторения в 10-11-х классах. ...

30 05 2019 2:55:24

Подробный конспект урока по геометрии по теме "Упрощение геометрии". Повторение по теме "Площадь треугольника"

В статье представлена серия заданий для подготовки к Е Г Э части Б. Данные задания основаны на повторении всех разделов математики. Учитель может использовать этот материал как для изучения нового материала, так и для повторения. Представленные задачи можно использовать в устном решении задач для закрепления материала....

29 05 2019 5:25:49

Практическое занятие по теме "Вычисления при помощи инженерного калькулятора"

Цель занятия - систематизировать знания об истории развития вычислительной техники, дать представление о принципе действия калькулятора, познакомить с обозначением клавиш для вычисления степеней, тригонометрических функций, логарифмов....

28 05 2019 9:20:27

Конспект урока математики во 2-м классе. Система развивающего обучения Л.В.Занкова. Урок с использованием ИКТ

Конспект урока математики во 2-м классе с использованием информационно-коммуникационных технологий по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Включает в себя упражнения на развитие исследовательской деятельности учащихся, навыков самооценки. Урок отвечает принципам здоровьесберегающих образовательных технологий обучения....

27 05 2019 23:54:19

Урок-соревнование "Самый умный, самый внимательный, самый быстрый"

Урок проводится для учащихся 6-го класса в конце первого полугодия по теме " Обыкновенные дроби". ...

26 05 2019 2:30:59

Урок геометрии на тему "Сфера и шар. Уравнение сферы". 11-й класс

Цель урока: определение шара и сферы (шаровой поверхности) и связанных с ним понятий (центр, радиусы, диаметры, диаметрально противоположные точки); рассмотреть уравнение сферы....

25 05 2019 22:23:31

Геометрические фракталы. Формула n-го члена геометрической прогрессии, 9-й класс

Урок проводится с целью продемонстрировать связь таких наук, как геометрия, алгебра и информатика, познакомиться с принципами построения геометрических фракталов, рассмотреть подобие различных геометрических фигур на примере геометрических фракталов, повторить формулу n-го члена геометрической прогрессии. ...

24 05 2019 18:49:28

Использование современных технических средств обучения на уроках математики

В статье рассматриваются вопросы внедрения и использования в школе мультимедийных технологий. Приведены названия обучающих дисков и программ, применяемых на уроках математики. С помощью указанных в статье сайтов учитель имеет возможность разнообразить урок интересными задачами, составить нужные тесты, взять для себя интересные разработки....

23 05 2019 4:46:37

Из опыта работы: групповая форма работы на уроках математики и информатики

Групповая форма активизации потенциала класса имеет ряд достоинств. При этом задача школы не сводится только к развитию мыслительных навыков, расширению кругозора, обучению основам теоретических знаний. Школа также должна содействовать личностному росту каждого ученика, развитию его коммуникативных навыков, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения....

22 05 2019 9:31:43

"Координатная плоскость"

Урок-исследование в 5-м классе. Целью урока является исследование координатной плоскости, закрепление, углубление и обобщение знаний учащихся по теме; повышение интереса к математике, развитие навыков логической, математической речи, умения делать выводы. ...

21 05 2019 11:37:40

Подготовка к ГИА. Урок-закрепление по теме "Арифметическая прогрессия"

Урок готовит к Г И А в конце 9-го класса, закрепляет тему « Арифметическая прогрессия». Цель урока: закрепление понятия "арифметическая прогрессия"; повторение формул по теме; выполнение самостоятельной работы: научится решать задачи из экзаменационного материала для подготовки к Г И А....

20 05 2019 4:42:36

Степенная функция и ее производная. 11-й класс

Материал преподносится так, что позволяет учащимся усвоить новые знания и повторить пройденные темы. Практически ко всем примерам приведены решения и ответы. Заранее подготовлены конверты с карточками для небольшой исследовательской работы, карточки для организации самостоятельной работы....

19 05 2019 11:55:51

Технология дифференцированного обучения в преподавании математики

Применение технологии дифференцированного обучения на уроках математики является необходимым условием для успешного овладения математическими знаниями. В статье описано использование в работе карточек-заданий, карточек-консультантов, обучающих карточек, приведены примеры....

18 05 2019 6:26:11

Театрализованный урок "Что изучает физика"

Первый урок физики в 7-м классе проходит в театрализованной форме. Маг-волшебник, хранитель физических явлений, показывает ученику уголок чудесного мира физики. Используя занимательные опыты, маг-волшебник рассказывает, какие физические явления и понятия изучает физика и как они могут быть объяснены на основе тех знаний, которые ребята получат, изучая физику. Нетрадиционная форма проведения урока вызывает у учеников радость, удовлетворение, увлечённость познанием, обучение обретает подлинную силу....

17 05 2019 14:24:56

Обобщение в курсе физики профильной школы

Повторительно-обобщающий урок по физике для 8-го класса. Ученики вспоминают пройденные темы в занимательной форме, используя литературный и исторический материал....

16 05 2019 19:29:27

"Урок грамотности"

Материал данного урока поможет учащимся почувствовать необходимость учиться родному языку, осознать, что русский язык – национальное достояние, которое возвышает человека, укрепляет нравственные устои, без чего невозможно наше существование. Практический материал составлен на основе часто употребляемых выражений, доступен и интересен. ...

15 05 2019 19:26:40

"Вероятность: мера случайности" – урок профильного курса

Основная цель урока – дать числовую оценку шанса на успех, выявить недостатки классического определения вероятности, дать определение статистической и геометрической вероятностей....

14 05 2019 6:15:29

Обобщающий урок по теме "Основные законы механики и их практическое применение"

Данный урок предполагает отработку изученного материала, дает возможность научить ребят видеть проявление изученных закономерностей в окружающей жизни, подчеркивает познавательное и практическое значение законов механики для познания мира. Совершенствует навыки самостоятельной работы учащихся....

13 05 2019 14:23:16

Как показать геометрию в 5–6-х классах

Для успешного изучения планиметрии в среднем звена и стереометрии в старших классах важно развивать пространственные представления учащихся. Необходимо учить детей видеть геометрические фигуры и тела, а также их элементы. С помощью уроков, имеющих практическую направленность, геометрические предложения сначала "показываются", а затем формулируются в определения, теоремы, свойства. ...

12 05 2019 4:43:37

Программа по алгебре и началам анализа "Просто – о сложном" (10–11-й классы)

Учитель помогает учащимся овладеть основными понятиями, свойствами, правилами и научить решать необходимые задачи четко, компактно, быстро и просто....

11 05 2019 20:18:15

Показательная функция

Цель урока – закрепление знаний о степени с рациональным показателем; совершенствование умений по графику находить область определения и область значения функции; определение показательной функции (виды, классификация); изучение свойств показательной функции и их проявлений в природе; освоение показательной функции с различными основаниями; формирование умений по применению знаний к решению примеров; работа с графиками показательных функций....

10 05 2019 11:28:48

Виды сайдинга для наружной отделки - достоинства и недостатки

Краткая история Преимущества и недостатки материала Сайдинг из дерева П В Х материал Металлические изделия Альтернативные варианты Общие сведения о монтаже Сайдингом называется материал, предназначенный для наружной отделки стен зданий. Он выполняет одновременно несколько функций — защищает постройку от негативного воздействия внешних факторов, украшает фасадную часть дома. Исторические факты Самый первый материал для отделки наружных стен был… Читать дальше...

09 05 2019 23:52:43

Решение задач по теме "Сила Лоренца" с использованием мультимедиа

На уроке проводится проверка знания закона Лоренца и правила левой руки; основных формул по теме « Магнитное поле» и единиц измерения электродинамических величин. Доводятся до автоматизма навыки определения направления действия силы Лоренца по правилу левой руки; определяются формы траектории заряженной частицы; расчета радиуса орбиты, периода обращения частицы и шага спирали....

08 05 2019 19:15:59

Открытый урок по теме "Тепловые явления. Агрегатные состояния веществ" (8-й класс)

Обобщающий урок помогает проверить умение учащихся объяснять тепловые явления и изменение агрегатных состояний вещества на основе М К Т и навыки применения полученных знаний при решении задач. Проведение занятия в игровой форме способствует развитию познавательной активности учащихся, развитию интереса к предмету. На урок отводится 2 часа: первый – сама игра, второй – контрольная работа по теме. ...

07 05 2019 20:47:24

Комплект разработок заданий по математике, направленных на развитие регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. 5-й класс

Урок открытия «нового» знания в 5-м классе направлен на развитие навыков выполнения действий сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; развитие умения видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях. Ученик должен понимать смысл поставленной задачи; формулировать и записывать с помощью букв правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; решать текстовые задачи, содержащие дробные данные....

06 05 2019 18:37:43

Применение анализа и синтеза при решении геометрических задач

Распространенному методу "натаскивания" необходимо противоставить обучение общим методам решения задач. Для развития мышления важно не столько то, чему учат, сколько то, как учат. Роль учителя состоит в вооружении учащихся технологией деятельности, как обучение анализу и синтезу при решении геометрических задач. Повышаются знания и общая культура учащихся. Опираясь на психолого-дидактические закономерности, учитель может добиваться высоких результатов в обучении....

05 05 2019 2:28:10

Урок по математике с использованием ИКТ в 5-м классе "Сложение и вычитание десятичных дробей"

На уроке отрабатываются чтение и запись десятичных дробей, повторяется алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. ...

04 05 2019 17:41:15

Урок алгебры в 7-м классе "Квадрат суммы трех чисел"

Опыт работы с учащимися 5–7-х классов показал, что использование компьютерного практикума для поддержки основного школьного курса способствует более заинтересованному отношению школьников к изучаемому предмету, формирует и закрепляет навыки работы с П К и является необходимым для наиболее полного усвоения пройденного материала. В качестве примера представлена разработка такого урока по теме " Формулы сокращенного умножения"....

03 05 2019 2:22:29

Урок обобщения и углубления знаний

Как показывает опыт, обобщение и углубление знаний происходит в процессе повторения изученного материала и применения знаний на практике. На таких уроках автор статьи выстраивает в стройную систему знания учащихся по определенной теме, а также устанавливает связи между уже приобретенными знаниями и вновь полученными. Такие уроки дают большие возможности для развития познавательных и творческих способностей учащихся, а также умений самостоятельно пополнять и приобретать знания....

02 05 2019 5:30:12

Урок по теме "Математика и оборона нашей страны"

Работа демонстрирует роль ученых-математиков в деле обороны страны и предлагает учащимся задачи, составленные с использованием краеведческого материала и касающиеся военно-исторической тематики. ...

01 05 2019 19:23:21

Урок-презентация по теме "Действия с числами разных знаков"

Урок-презентация для 6-го класса по математике на действия с числами с разными знаками. В игровой форме повторяются правила, проводится работа в парах, что развивает у учащихся чувство коллективизма, навыки взаимоконтроля....

30 04 2019 21:46:39

Урок по математике ( + информатика) по теме "Параллельный перенос графиков функций"

Учащиеся усваивают основные понятия (с учетом межпредметных связей математики и информатики): преобразование графиков функций согласно формулам у = f(x–m) , y = f(x) – n. Формируются навыки планирования своей работы, навыки самоконтроля, навыки работы в новой ситуации. Обобщаются практические умения и строить и читать графики. ...

29 04 2019 15:45:32

Математика в событиях истории XIX века. 8-й класс

Урок позволяет объединить изучаемые дисциплины за счет использования взаимосвязей предметов; повысить эффективность достижения образовательных целей и задач; расширить социальное пространство личности; сформулировать познавательный интерес к математике; обобщить знания и умения по теме " Квадратные уравнения"....

28 04 2019 7:35:37

Интегрированный урок (информатика + физика) по теме "Линейные алгоритмы. Решение физических задач"

Интегрированный урок по информатике и физике способствует укреплению межпредметных связей. Разнообразные формы и методы проверки знаний, представленные на уроке, направлены на развитие интереса учащихся к предмету, логического мышления, культуры речи, навыков работы со справочными материалами. Урок демонстрирует практическое применение знаний, полученных на уроках физики, к решению задач с помощью линейных алгоритмов. ...

27 04 2019 7:27:24

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку и математике для 2–4-х специальных коррекционных классов VII вида

Тексты контрольных измерителей составлены в виде контрольных работ по математике и контрольного списывания и диктантов по русскому языку с соответствующей шкалой " Оценивание" в одном варианте, а также представлены таблицы в помощь учителю. ...

26 04 2019 14:15:52

Объём параллелепипеда

Цели урока: способствовать повторению формулы для вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда; обучению применять формулы для нахождения объёма прямоугольного параллелепипеда для решения прикладных задач....

25 04 2019 6:21:21

Квантовые свойства излучения. Энергия, импульс, масса фотона. Давление света (11-й класс)

Урок показывает на примере решения задач рассмотреть квантовые свойства излучения, двойственную природу света, а также формирует навыки определения основных характеристик фотона. ...

24 04 2019 6:57:53

Игра "Копилка знаний". 10–11-е классы

Внеклассное мероприятие по математике разработано для студентов первого курса. Сценарий составлен с применением элементов проблемного обучения. Данную разработку можно использовать по любому предмету и на любую тему, заменив задания или дополнив их при необходимости. Можно включать только фрагмент этой разработки при повторении изученного материала на обычном уроке....

23 04 2019 9:12:15

Минвата — разбираемся в технических характеристиках.

В связи с постоянным подорожанием теплоносителей и увеличивающихся расходов на оплату коммунальных услуг многие люди уделяют внимание утеплению своего жилища. Среди прочих материалов использование минеральной ваты стоит далеко не на последнем месте. Что же такое минвата и в чем ее особенности? Отличительные характеристики Минеральная вата представляет собой выведенный утеплитель, для того, чтобы с ее помощью… Читать дальше...

22 04 2019 18:25:36

Мастер-класс. Использование информационных технологий в профильном обучении

Информационные технологии занимают всё больше места в школьном образовании. Наличие компьютерных классов, интерактивных досок, компьютерных микролабораторий, большое разнообразие мультимедийных пособий позволяет открывать новые пути в развитии мышления, предоставляя новые возможности для активного обучения. На примере занятия элективного курса " Агрегатные состояния вещества" показана работа с компьютерным измерительным блоком "L-микро", использование интерактивной доски и виртуальной школы Кирилла и Мефодия....

21 04 2019 19:14:49

Викторина по теме "Делители и кратные". 6-й класс

Викторина расширяет знания учащихся, развивает логическое мышление, расширяет кругозор. Цель: заинтересовать учащихся предметом, вовлечь в самостоятельную работу, в игровой форме повторить изученный материал. Занятие можно провести на последнем уроке I-й четверти. Викторина рассчитана на один академический час и не требует дополнительной подготовки от учеников, дает учащимся проявить свои знания....

20 04 2019 1:59:36

Урок геометрии в 9-м классе по теме "Скалярное произведение векторов в координатах и его свойства" с использованием мультимедиа технологий

Тип урока - комбинированный: проверка З У Н (устно, письменно в виде теста), изучение нового материала, закрепление изученного материала. Урок с использованием мультимедиа технологий (мультимедиа проектор, проекционный экран, слайд-фильм (презентация в PowerPoint)). ...

19 04 2019 15:42:21

"Удивительная вода" - заключительный урок по теме "Тепловые явления"

Урок проводится в конце изучения темы: " Тепловые явления" в 8-м классе. Вопросы и задания, предложенные на уроке, помогают детям увидеть окружающий мир как источник фактов, "оживить" знания, полученные на уроках, дать почувствовать радость познания, радость небольших открытий. Работая в командах, ребята учатся соотносить свои возможности с возможностями членов группы, подчинять свою волю и интеллект общей цели - решению учебных задач. ...

18 04 2019 2:58:47

Урок физики в 9-м классе по теме "Звуковые волны. Человек в мире звуков"

Предлагаемая разработка урока предназначена для 9-го класса по теме " Звуковые волны. Человек в мире звука" из раздела " Механические волны. Звук". Урок изучения нового материала проводится в форме диалога с учащимися. Материал урока посвящён ознакомлению школьников с разновидностью механических волн - звуковыми волнами. Рассматриваются характеристики волн и особенности их распространения. Большое внимание уделяется практическим работам по теме урока....

17 04 2019 15:24:14

Примеры применения вычислительной геометрии на уроках в старших классах средней школы

Комплект вычислительных задач по темам геометрии в старших классах средней школы предназначен для формирования обще учебных умений и специальных компетенций обучающихся, а именно: чтение задач, представленных в форме таблицы; самоорганизация работы ученика; умения работать со справочными материалами; работа по формуле; вычислительные навыки; работа над понятием "величины". ...

16 04 2019 22:53:20

Внеклассное мероприятие "Математика и сказки". 5–6-й классы

В работе представлен сценарий внеклассного мероприятия по математике для учащихся 5–6-х классов, проведенного в рамках недели математики в школе. Форма проведения мероприятия - командная игра. Цель мероприятия: повышение мотивации школьников к изучению математики, развитие способностей детей по математике, развитие познавательной активности, внимания, памяти....

15 04 2019 19:16:31

Обобщающий урок по алгебре в 7-м классе по теме "Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений"

Обобщающий урок по алгебре в 7-м классе по теме " Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений" имеет большое значение для всего курса математики. На данном уроке отрабатываются навыки применения основных формул сокращенного умножения. На уроке были использованы разнообразные методы обучения: блиц-опрос, практическая работа, самостоятельная работа, игровой момент, проблемная ситуация....

14 04 2019 1:30:28

Урок-практикум "Решение логарифмических уравнений"

Урок продолжает формирование З У Н при решении логарифмических уравнений. Систематизирует методы решений логарифмических уравнений, учит применять полученные знания при решении заданий повышенной сложности....

13 04 2019 21:50:31

Внеклассное мероприятие по математике "Брейн-ринг" (9–11-е классы)

Учащиеся приобщаются к решению занимательных задач, кроссвордов, ребусов и фокусов; изучают «строгие» предметы с "другой" стороны. Между учащимися организуется соревнование; развивается кругозор, логическое мышление, пространственное воображение, творческие способности учащихся....

12 04 2019 0:38:46

Учебно-методическая разработка урока алгебры в 9-м классе по теме "Квадратный трехчлен, квадратное уравнение, неравенство, квадратичная функция"

Использование свойств квадратного трехчлена позволяет решать довольно сложные задачи как математики, так и физики. Из уст математиков нередко звучит такая фраза: « Во многих задачах торчат уши квадратного трехчлена». Эти «уши» и надо заметить, чтобы сообразить, как получить при решении более сложных задач правильный ответ. Будьте внимательны! ...

11 04 2019 12:30:51

Игра-зачет по математике для учащихся 8-го класса по теме "Четырехугольники"

Форма организации урока (с использованием И К Т) позволяет развивать у учащихся интерес и творческую активность, доброжелательное отношение друг к другу, чувство ответственности, навыки групповой работы. Индивидуальная работа на компьютере дает возможность ученику самостоятельно ликвидировать «пробелы» в знаниях по теме « Четырехугольники». ...

10 04 2019 8:33:51

Активатизация познавательной деятельности учащихся

Математику нельзя выучить («зазубрить»), её надо понять! А как понять предмет, если он кажется ученику скучным, уроки однообразными? Проявление интереса к предмету можно добиться путём применения новых современных или, как их сейчас называют, инновационных технологий в обучении. На своих уроках автор успешно применяет многие из известных на данный момент нововведений, одним из которых является игра. ...

09 04 2019 20:15:33

Дровяное отопление частного дома своими руками: детальный обзор

Отопление дома дровами, несмотря на наличие многих других видов обогрева, не теряет своей актуальности и в наши дни. Чаще всего к нему прибегают в случае отсутствия газопровода. Этот вид обогрева обычно используется в сельской местности. Довольно часто отопление дровами применяется для обогрева частных и загородных домов, дач и гаражей. Достоинства и недостатки Достоинств обогрева дровами… Читать дальше...

08 04 2019 2:20:32

Деление дробей. Урок математики в 6-м классе

Урок математики в 6-м классе проводится в виде сказки с включением фрагментов из мультфильмов « Царевна-лягушка» или « Конек-горбунок», хорошо будет использовать интерактивную доску для выполнения некоторых заданий....

07 04 2019 20:52:46

Урок систематизации и обобщения по теме "Применение производной к построению графиков функций"

Одна из главных целей обучения математике – формирование системы знаний у школьника. Следовательно, необходима организация деятельности учащихся на определенных этапах обучения, специально направленная на систематизацию и обобщение приобретенных учеником элементов знаний....

06 04 2019 22:50:40

Интегрированный урок (технология + физика) по теме "Швейная машинка и приемы эффективной работы", 8-й класс

Интегрированный урок технологии с физикой – удачная возможность продемонстрировать практическое применение знаний физики в быту. Урок построен на основе самостоятельной практической деятельности учащихся и позволяет развивать творчество и интерес к изучению технологии. Эффективно использован элемент самоконтроля деятельности учащихся....

05 04 2019 3:40:47

Определенный интеграл

Данный урок следует проводить в конце изучения темы. Подобранный материал позволяет расширить представление обучающихся о спектре заданий, решение которых в той или иной степени основано на применении знаний по теме урока. Нахождение расстояния, скорости, массы и объема тела, площади фигуры, вероятности события, решение уравнений, неравенств. Все эти задачи объединяет тема « Определенный интеграл»....

04 04 2019 13:42:17

Интегрированный урок по химии и физике "Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза"

Данный интегрированный урок запланирован на основе учебного материала разных тем и этапов школьного курса химии и физики. Учащиеся получают знания об окружающем мире не разрозненно, а в системе естественных наук. При разработке этого урока главное внимание уделено тому, чтобы знания, полученные учащимися на предыдущих уроках, дети смогли увязать со знаниями из других дисциплин и собственной практики. Учащиеся более уверенно чувствуют себя на уроке, высказывают свои суждения, не боясь, что эта информация – из другой области, по результатам опроса показывают более высокие знания....

03 04 2019 22:37:58

Урок физики в 8-м классе "Использование энергии движущейся воды и ветра"

Представлен сценарий урока, на котором, помимо получения новых знаний, дальнейшего формирования умения воспринимать и перерабатывать информацию, представляются широкие возможности для осуществления межпредметных связей, для формирования экологической культуры, для профессиональной ориентации, художественного воспитания. ...

02 04 2019 9:38:36

Решение задач по теме "Сила Лоренца" с использованием мультимедиа

На уроке проводится проверка знания закона Лоренца и правила левой руки; основных формул по теме « Магнитное поле» и единиц измерения электродинамических величин. Доводятся до автоматизма навыки определения направления действия силы Лоренца по правилу левой руки; определяются формы траектории заряженной частицы; расчета радиуса орбиты, периода обращения частицы и шага спирали....

01 04 2019 2:15:56

Урок алгебры в 7-м классе. Многочлены

Цель урока - восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объекте изучения. Развитие наблюдательности, вычислительной культуры, культуры математической речи, умения выделять главное, составлять алгоритм, делать выводы. Формирование навыков межличностного общения, самореализации , познавательного интереса к математике....

31 03 2019 22:32:30

Шумоизоляция потолка, как правильно сделать?

Даже в качественно спроектированном многоквартирном доме с большим количеством соседей обязательно будет шумно. И особенно много неудобств в этом смысле создаёт шум сверху. Данное утверждение справедливо для дома любого типа – как панельного, так и кирпичного. Объясняется это, как правило, не очень качественно обустроенной звукоизоляцией перекрытий между этажами. Отражаясь от них, любой шум вызывает колебания… Читать дальше...

30 03 2019 18:25:35

Тема урока: "Умножение десятичных дробей". 5-й класс

Интегрированный урок обобщения и закрепления темы проводится совместно с учителем биологии. На уроке дети не только повторяют и отрабатывают умения выполнять задания на сложение и вычитание десятичных дробей, умножение десятичных дробей, решение уравнений и текстовых задач, но и узнают новое о жизни насекомых и растений леса. Урок посвящён Всероссийскому дню знаний о лесе, который отмечают 21 марта....

29 03 2019 6:31:45

Степень с нулевым показателем

Урок является восьмым уроком по теме. На данном уроке формируются знания о степени с нулевым показателем, продолжается формирование осознанного понимания определения степени, свойств степени с натуральным показателем и умения применять их при вычислении и преобразовании выражений. К уроку составлена мультимедийная презентация, дидактический материал....

28 03 2019 17:23:38

Урок алгебры и начал анализа по теме "Применение производной к исследованию функции". 10-й класс

Урок посвящен одному из важнейших и широко представленных в материалах Е Г Э разделов программного материала и построен с соблюдением основных принципов развивающего обучения в системе Эльконина- Давыдова, а именно: приоритет теоретических знаний; деятельностный подход в обучении; формирование системы математических понятий; рефлексия на всех этапах урока....

27 03 2019 10:21:28

Внеклассное мероприятие по химии и математике "Биржа знаний"

Внеклассное мероприятие « Биржа знаний» является интегрированным мероприятием по химии и математике. Учащимся 8-х классов будет интересно принять участие в работе биржи и заработать баллы, применяя знания по химии и математике в игровой форме....

26 03 2019 1:28:59

Метод работы "малыми группами" на уроках математики

Работа малыми группами на занятиях математики дает возможность ученикам творчески применить свои знания, приобрести навыки межличностного общения. На этапе обобщения и систематизации изученного материала по теме рассматривается применение метода работы «малыми группами»....

25 03 2019 19:58:41

Урок-сказка по теме: "Треугольник"

Объяснение нового материала проводится в форме игры, позволяет расширить кругозор учащихся, способствует развитию логического мышления, формирует навыки общения, развивает интерес к предмету, межпредметные связи. Урок предназначен для учащихся 5-го класса. ...

24 03 2019 23:55:19

Элементы комбинаторики. Методы решения некоторых задач

Раздел " Теория вероятностей и математическая статистика" включен в новый государственный стандарт образовательной программы по математике. Существует ряд учебников, по которым рекомендовано вести обучение по данному разделу. Однако немного есть дидактических материалов, практических упражнений. Поэтому мы решили создать базу задач по комбинаторике с целью ее использования на уроках, кружках, факультативных занятиях. ...

23 03 2019 22:24:47

Тема урока: "Давление. Способы измерения давления"

Урок имеет практическую направленность. Он строится на исследовательской деятельности учащихся. Учителем представлении фрагмент урока – исследование зависимости результата действия силы давления от модуля силы и площади опоры....

22 03 2019 10:30:53

Урок-турнир "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов"

Работа ориентирована на развитие у школьников интереса к занятиям, на организацию познавательного процесса и самостоятельной практической деятельности. Ответы дают направление мышлению учащихся и требуют дополнительных рассуждений. ...

21 03 2019 9:28:25

Реализация компонентов деятельностного подхода в преподавании физики: проблемно-поисковый подход

В статье рассмотрены некоторые общие вопросы, связанные с созданием и реализацией проблемной ситуации в учебном процессе, построением проблемно-поискового урока. Представлен урок изучения нового материала в 11-м классе по теме " Полное отражение света", наглядно иллюстрирующий применение этого подхода на моих уроках....

20 03 2019 19:17:41

Интегрированное занятие элективного курса "Биофизика человека " на тему "Биофизика сердца"

Деятельность сердца, как и деятельность любой возбудимой ткани, сопровождается электрическими явлениями. Цель интегрированного занятия заключается в расширении знаний о строении сердца, электрических явлениях в сердце, методах изучения сердца....

19 03 2019 7:30:12

Элективный курс физики для 11-х классов "Практикум решения задач"

Представленный курс научит учащихся не только понимать физические явления и закономерности, но и применять их на практике путём решения задач разной сложности, различного типа; поможет выпускнику подготовиться к успешной сдаче как Е Г Э, так и к обычному вступительному экзамену по физике в вузы....

18 03 2019 0:16:26

Конспект урока по геометрии в 7-м классе по теме "Параллельные прямые. Признаки параллельных прямых" с применением ИКТ

Конспект урока по геометрии для 7-го класса (учебник Л. С. Атанасяна и др.) по теме « Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых», где присутствуют разнообразные формы деятельности учащихся, презентация, получение оценки каждым ребёнком, высказывание мнений детей об уроке и о своей деятельности на нём....

17 03 2019 14:38:37

Математический КВН "Формула здоровья"

В последнее время большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. При проведении математического К В Н между командами учащихся восьмых классов мы ставили целью не только формирование умений решать нестандартные задачи, развитие логического мышления, но и формирование знаний о здоровом образе жизни, умений пользоваться этими знаниями. ...

16 03 2019 23:41:56

Исследовательская работа "Исследование свойств обыкновенных дробей". 6-м класс

Исследовательские работы позволяют разнообразить форму проведения уроков, реализовать деятельностный подход в обучении, который предполагает введение учащихся в круг учебных задач, т.е. в ситуацию, требующую ориентации на общий способ ее разрешения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий....

15 03 2019 22:31:54

Урок по теме "Кипение"

Урок разработан с использованием технологии деятельностного метода. Для оптимизации и актуализации учебного процесса на уроке используются информационно-компьютерные технологии в сочетании с демонстрационным опытом....

14 03 2019 14:29:50

Логарифмическая функция, ее свойства и график

На уроке формируются умения построения графика логарифмической функции, выявления свойств функции по графику, навыка решения уравнений графическим способом. ...

13 03 2019 18:25:15

Отношения и пропорция

Урок в 6-м классе в виде производственного совещания призван повторить понятия отношения, пропорции, прямой и обратной пропорциональных зависимостей; закрепить навыки нахождения неизвестного члена пропорции; навыки решения задач с помощью пропорций; способствовать воспитанию интереса к предмету через нетрадиционную форму проведения урока; развивать логику, смекалку, творческое мышление....

12 03 2019 12:48:36

Снижение уровня математических знаний. Их причины и пути преодоления

Извечная проблема учителя математики – математическая неуспеваемость. Почему дети не любят математику – царицу наук? Что делать? Как быть? Можно ли эти проблемы разрешить? Об этом пытается размышлять учитель....

11 03 2019 9:17:54

Урок по теме "Динамика движения тел по окружности", 10-й класс

На уроке использовались различные технологии: разноуровневой дифференциации, информационно-коммуникативная технология, было уделено внимание здоровьесбережению учащихся. При проведении урока удачно выбраны тип и структура (урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний), содержание материала соответствовало триединым целям урока. На уроке обеспечена активность учащихся при использовании разных форм обучения и рационального распределения времени урока....

10 03 2019 17:57:12

Преподавание математики по теме "Упрощение выражений"

Проблему включенности я решила с помощью знаний об информационно-коммуникационных технологиях. Эти технологии помогают ученикам самоопределяться, открывать перед собой перспективу дальнейшего личностного развития, формируют у них навыки самостоятельной работы, умения пользоваться различными источниками информации, оценивать свои учебные достижения. ...

09 03 2019 8:23:33

Построение сечений тетраэдра. 10-й класс

Для решения многих геометрических задач, связанных с тетраэдром, полезно уметь строить на рисунке их сечения различными плоскостями. На уроке рассматриваются многообразные приёмы построений сечений тетраэдра с использование И К Т....

08 03 2019 10:24:39

Элементы занимательности на уроках математики в условиях коррекционных школ III вида

Использование элементов занимательности на уроках математики в условиях коррекционных школ III вида активизирует познавательную деятельность слепых детей, развивает логичность мышления, представление, воображение, дает возможность несколько ускорить интеллектуальное развитие слепого ребенка. ...

07 03 2019 18:54:18

Тема урока: "Взаимное расположение графиков линейных функций". 7-й класс

Урок проходит в форме исследовательской работы учащихся. Отрабатывается знание определений линейной функции, прямой пропорциональности и их графиков....

06 03 2019 7:53:50

Внеклассная работа по математике. Игра "Кто хочет стать отличником?"

Урок-игра проводится во время проведения недели общеобразовательных дисциплин. Цель этого мероприятия: повторить, углубить, обобщить приобретенные знания и вызвать интерес к урокам математики, а также проверить способности учащихся реализовать полученные знания при выполнении заданий различного уровня сложности. ...

05 03 2019 5:51:21

Обобщающее повторение по теме "Описательная статистика"

Урок может быть использован для повторения изученного материала в 7-м классе, а также для обобщающего повторения при подготовке к контрольной работе в 8-м классе и к экзамену в форме Г И А в 9-м классе....

04 03 2019 3:30:40

Способы решения алгебраических уравнений

Уравнения занимают значительное место в курсе математики средней школы. Одни и те же подходы (применение тригонометрии, использование однородности, разложение на множители и др.) находят применение не только при решении рациональных, дробно-рациональных, иррациональных уравнений, но и при решении трансцендентных уравнений, неравенств, систем....

03 03 2019 22:19:56

Технологическая карта урока алгебры по теме "Прямая и обратная пропорциональность". 7-й класс

Технологическая карта урока составлена в соответствии с Ф Г О С О О О и с Программой по математике (5–9-е классы). На уроке применялись такие виды деятельности, как наблюдение и рассуждение, конструирование алгоритмов, поиск закономерностей и т.д. Все это позволяет обучающимся активно и осознанно овладевать универсальными учебными действиями....

02 03 2019 1:46:44

Занятие в средней группе по математике (формированию элементарных математических представлений) «Сравнение предметов по величине» на основе русской народной сказки «Три медведя»

Цель занятия: сравнение предметов по величине, закрепление счета в пределах 3. Задачи: сравнивать предметы по величине, отражать в речи результат сравнения; закреплять умение понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3; соотносить количество предметов с цифрой; закреплять умение сравнивать группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько – сколько....

01 03 2019 13:17:52

Интегрированный урок (история + физика) по теме "Рождение новой европейской науки"

Урок способствует активизации познавательной деятельности школьников, стимулирует их познавательную активность, является условием успешного усвоения учебного материала. Употребляя информацию из разных предметов, ученики по-новому осмысливают события, явления. Благодаря этому расширяются возможности для синтеза знаний, формирования у школьников умений перенесения знаний из одной области в другую. ...

28 02 2019 11:53:50

Графическое решение квадратных уравнений

Работа затрагивает вопросы изучения функций и их графиков....

27 02 2019 12:21:13

Урок-турнир «Сложение и вычитание многочленов». 7-й класс

Урок проводится в форме турнира, обобщает и систематизирует знания, умения и навыки учащихся по теме урока, воспитывает чувство коллективизма, ответственности, развивает интерес к изучению математики....

26 02 2019 23:42:28

Пол из гальки в ванной: галька в интерьере

Подчеркнуть индивидуальность хозяина квартиры поможет интерьер его жилья. В этом случае санузел не исключение. Ведь именно в этой комнате можно реализовать наиболее оригинальные и смелые идеи. Отличным элементом необычного декора может стать каменный пол, выложенный из морской гальки. Преимущества нестандартного решения Прибрежные голыши имеют гладкую поверхность и обтекаемую форму. Кроме того, можно подобрать камни разного… Читать дальше...

25 02 2019 14:30:23

"Варианты и их кратности" (9-й класс)

В школьный курс математики включена новая содержательная линия - элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей. Включение в курс алгебры элементарных сведений из статистики имеет важное общеобразовательное значение, так как без этих знаний невозможно разобраться в разнообразной информации. Простейшие методы обработки и анализа статистических данных являются главной целью урока....

24 02 2019 18:45:16

Тема урока: "Геометрическая прогрессия". 9-й класс

Урок алгебры обобщает и систематизирует знания теоретического материала по геометрической прогрессии; отрабатывает умения и навыки применения формулы n-го члена прогрессии, формул суммы n первых членов прогрессии; совершенствует вычислительные навыки учащихся....

23 02 2019 13:57:57

Тематическое планирование элективного курса по физике. 9-й класс. "Познай физику в задачах и экспериментах"

Элективный курс по физике 9-го класса является продолжением элективных курсов в 7–8-х классах. Курс рассчитан на один час в неделю для учащихся, проявляющих интерес к предмету физики, позволяет существенно расширить возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории и преследует следующие цели: обеспечить углублённое изучение отдельных разделов программы по физике; создать условия для существенной дифференциации содержания обучения учащихся; способствовать установлению доступа к полноценному образованию одарённым категориям учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями....

22 02 2019 19:14:28

Отношения и пропорция

Урок в 6-м классе в виде производственного совещания призван повторить понятия отношения, пропорции, прямой и обратной пропорциональных зависимостей; закрепить навыки нахождения неизвестного члена пропорции; навыки решения задач с помощью пропорций; способствовать воспитанию интереса к предмету через нетрадиционную форму проведения урока; развивать логику, смекалку, творческое мышление....

21 02 2019 9:11:37

Математический марафон, 6-й класс

Урок-игра для шестого класса, способствующий формированию навыков устного счета, повышающий интерес к математике. ...

20 02 2019 8:14:24

Признаки равенства треугольников

Разработка урока по теме: " Признаки равенства треугольников" с использованием презентационных материалов. Отработка навыков применения признаков равенства треугольников при решении задач по готовым чертежам. ...

19 02 2019 0:42:31

Урок математики по теме "Проценты". 5-й класс

Цель урока: формирование у учащихся навыков устного вычисления, перевода десятичных дробей в проценты и представление процентов в виде десятичных дробей, а также обучение решению простейших задач на проценты. При устном счете используется наглядно-иллюстрированное задание в виде фигур с примерами, что сразу же вызывает у учащихся интерес к теме урока....

18 02 2019 21:16:25

Интегрированный урок по русскому языку и математике "Путешествие в Числяндию" в 6-м классе

Интегрированный урок рассчитан на детей 6-го класса. Это современная интегративная технология, основной целью которой является расширение предметного содержания урока, сопряжение в нем различных смысловых аспектов, показ межпредметной связи....

17 02 2019 16:42:36

Развитие творческого мышления посредством элективных курсов

Задачей школы является не только сообщение обучающимся определенной суммы знаний, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному добыванию и обогащению знаний и умений, применению их в своей практической деятельности....

16 02 2019 18:42:18

Еще:
Важное о расчетах -1 :: Важное о расчетах -2 :: Важное о расчетах -3 :: Важное о расчетах -4 :: Важное о расчетах -5 :: Важное о расчетах -6 :: Важное о расчетах -7 :: Важное о расчетах -8 :: Важное о расчетах -9 :: Важное о расчетах -10 :: Важное о расчетах -11 :: Важное о расчетах -12 :: Важное о расчетах -13 :: Важное о расчетах -14 :: Важное о расчетах -15 :: Важное о расчетах -16 :: Важное о расчетах -17 :: Важное о расчетах -18 :: Важное о расчетах -19 :: Важное о расчетах -20 :: Важное о расчетах -21 :: Важное о расчетах -22 :: Важное о расчетах -23 :: Важное о расчетах -24 :: Важное о расчетах -25 :: Важное о расчетах -26 :: Важное о расчетах -27 :: Важное о расчетах -28 :: Важное о расчетах -29 :: Важное о расчетах -30 :: Важное о расчетах -31 :: Важное о расчетах -32 :: Важное о расчетах -33 :: Важное о расчетах -34 :: Важное о расчетах -35 :: Важное о расчетах -36 :: Важное о расчетах -37 :: Важное о расчетах -38 :: Важное о расчетах -39 :: Важное о расчетах -40 :: Важное о расчетах -41 :: Важное о расчетах -42 :: Важное о расчетах -43 :: Важное о расчетах -44 :: Важное о расчетах -45 :: Важное о расчетах -46 :: Важное о расчетах -47 :: Важное о расчетах -48 :: Важное о расчетах -49 :: Важное о расчетах -50 :: Важное о расчетах -51 :: Важное о расчетах -52 :: Важное о расчетах -53 :: Важное о расчетах -54 :: Важное о расчетах -55 :: Важное о расчетах -56 :: Важное о расчетах -57 :: Важное о расчетах -58 :: Важное о расчетах -59 :: Важное о расчетах -60 :: Важное о расчетах -61 :: Важное о расчетах -62 :: Важное о расчетах -63 :: Важное о расчетах -64 :: Важное о расчетах -65 :: Важное о расчетах -66 :: Важное о расчетах -67 :: Важное о расчетах -68 :: Важное о расчетах -69 :: Важное о расчетах -70 :: Важное о расчетах -71 :: Важное о расчетах -72 :: Важное о расчетах -73 :: Важное о расчетах -74 :: Важное о расчетах -75 :: Важное о расчетах -76 :: Важное о расчетах -77 :: Важное о расчетах -78 :: Важное о расчетах -79 :: Важное о расчетах -80 :: Важное о расчетах -81 :: Важное о расчетах -82 :: Важное о расчетах -83 :: Важное о расчетах -84 :: Важное о расчетах -85 :: Важное о расчетах -86 :: Важное о расчетах -87 :: Важное о расчетах -88 :: Важное о расчетах -89 :: Важное о расчетах -90 :: Важное о расчетах -91 :: Важное о расчетах -92 :: Важное о расчетах -93 :: Важное о расчетах -94 :: Важное о расчетах -95 :: Важное о расчетах -96 :: Важное о расчетах -97 :: Важное о расчетах -98 ::

Добро пожаловать наш сайт! Здесь Вы можете узнать все то, что давно втайне хотели выяснить про электрику, но стеснялись спросить: например, как маркируют кабеля, или какие условные обозначения рисуют в электрических схемах. Мы выложили это для вас в открытом доступе! Пользуйтесь!