Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся на уроках математики (из опыта работы) > Мастера спешат на помощь!
мастера спешат на помощь!    

Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся на уроках математики (из опыта работы)

В последние годы в области образования, и школьного математического образования в частности, остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей учащихся и навыков исследовательской работы, на организацию работы с одаренными детьми.

Способности состоят из совокупности нескольких черт, из которых ни одна в отдельности их не определяет, однако важным становится их взаимодействие. В пользующейся признанием и популярностью модели, разработанной Джозефом Рензулли – так называемой триадной концепции способностей – учтены три связанные черты: незаурядные общие и специальные способности (не обязательно наивысшие), способности увлечься задачей (черты личности), а также творческие способности (позволяющие решать задачи новым, оригинальным способом).

По классификации С. Марланда способности подразделяются следующим образом:

  • общие интеллектуальные способности (врожденный ум);
  • способности творческого мышления;
  • академические способности (школьные, в области изучения отдельных предметов);
  • художественные и артистические способности;
  • психомоторные способности;
  • предводительские способности;
  • иные способности (например, пишет стихи, ведет общественную работу, очень вежливый, его очень любят одноклассники).

Исследования показывают, что определенные способности учеников проявляются совместно.

Ученики одного и того же класса отличаются друг от друга по своим преимущественным интересам, способностям, типам мышления, складу характера, отношением к учению. Казалось бы, в этих условиях, их обучение должно быть строго индивидуальным. Однако, обучая целый классный коллектив, приходится основываться не на индивидуальных различиях, а на том общем, что роднит всех детей данной возрастной группы. Успешное обучение требует сочетания общей роботы с индивидуальным подходом к ученику.

Для диагностики способностей детей использую методы наблюдения, анкетирования, тестирования (Например, "Методика оценки логического мышления (количественные отношения)", "Исследование объема памяти" и др.). Результаты анкетирования показывают, что многие учащиеся любят математику. Среди учеников нет таких, кто не любит математику. Нет также учеников, которым не хочется учить математику и кому на уроках математики скучно.

Я.А. Пономарев в своих исследованиях показал, что основной составляющей творческого мышления является "логический механизм" и "интуитивный опыт". Таким образом, если в качестве одной из главных задач ставить задачу развития и приобретения свойств и качеств личности, необходимых для творческой и исследовательской деятельности учащихся, то основной задачей в обучении можно считать задачу формирования и развития умений мыслить по аналогии, умений обобщать, умений анализировать и делать выводы. И в этой ситуации одним из основных средств достижения цели является упражнение. Упражнение, с точки зрения содержания, есть носитель действий, с точки зрения методов обучения – одна из форм их проявления; со стороны средств обучения – средство целенаправленного формирования знаний, умений, навыков; в деятельностном плане упражнение является одним из способов организации и управления учебно-познавательном процессом.

О составлении упражнения по аналогии, обобщенного упражнения, упражнения с использованием данных говорил П.М. Эрдниев: "Умозаключение по аналогии является непременной составляющей творческого мышления, так как этим путем мысль человека выходит за рамки известного, пролагая путь к неизвестному". Действительно, решение готовой задачи, даже очень сложной по уровню, менее ценно в личностном плане, нежели составление и решение своей задачи. Л.С. Рубинштейн отмечает, что деятельность, построенная по схеме: анализ через синтез, способствует развитию творческого мышления. Если же продолжить цепочку анализ-синтез, а именно: решить уравнение, выполнить проверку, по полученному числовому тождеству составить и решить новое уравнение, сделать проверку, составить и решить задачу-обобщение, то очевидно, что такая учебная деятельность направлена на развитие навыков творческой и исследовательской деятельности.

Учащимся 5-9 классов предлагаю составить текстовые задачи по аналогии, в 6 классе учащиеся составляют задачи по готовым графикам, практикуется составление задач "Рисуем по координатам" при изучении темы " Координаты на плоскости". Развитию творческих способностей в области математики способствует решение задач несколькими способами. Эта работа ведется уже с 5 класса. Одну и ту же текстовую задачу учащиеся решают несколькими способами по действиям или сразу составляют числовое выражение для нахождения неизвестного значения. При решении некоторых задач учащиеся используют, кроме перечисленных, способ решения с помощью уравнения. При изучении алгебры в 7-9 классах текстовые задачи можно решать несколькими способами, выбирая в качестве неизвестной разные величины. Большой простор для решения задач различными способами предоставляется на уроках геометрии. Это и различные геометрические способы, и алгебраический, и векторный. А некоторые задачи по алгебре и началам анализа решаются количеством способов, доходящих до десятка. В этом случае очень эффективны уроки одной задачи, на которых учащиеся, демонстрируют свои способы решения задачи, доказывают преимущества этих способов (рациональность, "математическая красота", необычность или наоборот стандартность решения).

Например, один из уроков-бенефисов был посвящен задаче:

На графике функции y = |3x – 2| найдите точку, ближайшую к точке A(3;0).

На уроке были представлены шесть способов решения этой задачи. Всего же было найдено десять способов решения.

На уроках математики предлагаю учащимся выполнить и другие работы творческого характера: подготовить материал из истории математики, написать математическое сочинение, стихотворение, придумать сказку, выполнить рисунки из геометрических фигур (учащимся 5 класса, а затем и 8 класса), подготовить презентацию, изготовить модели геометрических тел и т.п. Пятиклассники же с не меньшим удовольствием выполняют рисунки "математических героев" Клоуна, Смекалкина и Верхоглядкина, которые часто незримо присутствуют на уроках математики и задают занимательные задания.

Важную роль в развитии творческих способностей учащихся играют уроки и внеклассные мероприятия, проведенные в нестандартной форме. Это урок – практикум, урок – бенефис, урок – игра, "математические посиделки", "математическая ярмарка", "математический праздник", игры "Что? Где? Когда?", "Брейн – ринг", "Поле чуде", "Счастливый случай", конкурсы чтецов "математических" стихов, мини–спектакли на математическую тему, выпуск математических газет.

Дидактические игры развивают у учащихся аналитическое мышление, умение излагать мысли и свою точку зрения, ставить проблему, организовывать работу по ее решению.

Игра помогает строить продуктивные взаимоотношения педагога и учащегося с присущими ей элементами соревнования, непосредственности и неподдельного интереса, те есть осуществлять принцип педагогики сотрудничества.

В своей работе использую различные виды игр: тренировочные, познавательно-контрольные, сюжетно-ролевые и творческие ("Домино", "Математический хоккей", "Поездка в такси", "Отправление телеграммы", "Составление и решение кроссвордов"). Уроки расчетно-экспериментальных работ позволяют интегрировать знания учащихся по всем предметам, всесторонне развивать творческие способности учащихся не только в области математики, но и в других областях знаний. Форма проведения РЭР разнообразна, сюда могут быть одновременно включены элементы уроков моделирования, семинара, конференции, экскурсии, деловой игры, тренинга, домашней, классной работы. Расчетно-экспериментальные работы в 5 классе на тему "Семейная математика", позволяют не только проявить знания и умения, но и проявить смекалку и творчество. При изучении темы "Формула" проводятся расчетно-экспериментальные работы на темы "Отправление телеграммы" и "Поездка в такси".

Большую роль в развитии математических способностей учащихся играют математические кружки и индивидуальные занятия с учениками. На протяжении многих лет работы вела математические кружки. Веду индивидуальную работу с теми учащимися, кто обладает незаурядными математическими способностями. Такие учащиеся принимают активное участие и занимают призовые места в математических конкурсах "Интеллект-экспресс" МАН "Интеллект Будущего", математических олимпиадах "Олимпус" и "Альбус", дистанционных олимпиадах по математике, в муниципальных турах Всероссийской олимпиады по математике, математическом турнире имени Н. И. Лобачевского, который проводится лицеем имени Н. И. Лобачевского при К(П)ФУ.

Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания, как правило, недостаточно для успешного решения поисковых или исследовательских задач. Эффективность исследовательской деятельности зависит и от меры увлеченности ученика этой деятельностью, и от умения ее выполнять. Полезно прививать школьникам вкус к исследованию, вооружать их методами научно-исследовательской деятельности. Важно так организовать учебную работу детей, чтобы они ненавязчиво усваивали бы процедуру исследования, последовательно проходя все его основные этапы:

  • мотивация исследовательской деятельности;
  • постановка проблемы;
  • сбор фактического материала;
  • систематизация и анализ полученного материала; выдвижение гипотез;
  • проверка гипотез;
  • доказательство или опровержение гипотез.

Чтобы развивать творческие способности учащихся, учитель должен сам творчески относиться к процессу обучения, развивать свои творческие способности, вести работу по самообразованию и самосовершенствованию.

Много нужной и полезной для себя информации черпаю из электронных газет, журналов и книг в Личном кабинете на сайте Издательского дома "Первое сентября", социальной сети работников образования nsportal.ru, "Учительской газеты" и других педагогических изданий. В 2014 году освоила три модуля из цикла дистанционных модульных курсов “Навыки профессиональной и личной эффективности” педагогического университета Издательского дома "Первое сентября". Принимаю участие в различных педагогических конкурсах. В 2014 году стала победителем конкурса "Презентация к уроку" в рамках Фестиваля педагогических идей "Открытый урок". Являюсь победителем конкурса лучших учителей Российской Федерации 2007 года.

Литература

  1. Е.В. Баранова, М.И. Зайкин. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью. – Математика в школе, 2004, № 2, с. 7.
  2. А. Герасимова Творчество обучаемого – в составлении задач. – Приложение "Математика" к газете "Первое сентября", 2003, № 42, с. 1.
  3. Т. Гиза. О развитии способностей учащихся. – Приложение "Математика" к газете "Первое сентября", 2003, № 47, с. 1.
  4. А. Игнатенко. Развитие интеллектуальной и творческой одаренности детей. – Наука и школа, 2004, № 5, с.18.
  5. Л. Кашицина. Самостоятельность как основа развития личности. – Приложение "Математика" к газете "Первое сентября", 2004, № 6, с. 2.
  6. Л. Кудрявцев. Стандарты среднего образования, учебные планы и программы. – Приложение "Математика" к газете "Первое сентября", 2004, № 22, с. 2.
  7. А.В. Леонтович. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов деятельности. – "Завуч", 2001, № 1, с. 105.
  8. О.В. Охтеменко. Исследовательские задания на уроках алгебры. – Математика в школе, 2003, № 2, с. 22.
  9. О. Платонова. Работа с одаренными учащимися. – Наука и школа, 2004, № 6, с.16.
  10. Н. Розов. Как растить математические таланты. – Приложение "Математика" к газете "Первое сентября", 2004, № 1, с. 3.
  11. Л. Смирнова. Дидактические игры как средство активизации учебного процесса. – Приложение "Математика" к газете "Первое сентября", 2004, № 8, с. 2.
  12. М. Таранова. – Приложение "Математика" к газете "Первое сентября", 2004, № 27-28, с. 2.
  13. Л. Фролова. Развитие творческой активности личности. – Наука и школа, 2004, № 6, с.14.
  14. Н.П. Шаталова Расчетно-экспериментальные работы при изучении математики. – Математика в школе, 2003, № 8, с. 19.

Приложение



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Урок-игра по физике "Звездный час" — физика на кухне

Цели урока – заинтересовать ребят историей физики; продолжить формирование интереса к предмету; показать связь физических явлений с жизнью, с профессией; вспомнить основные правила, изученные в течение года; сформировать представление о единстве законов физики и природы, использовании их в жизнедеятельности человека....

19 02 2020 7:46:56

Урок-зачет по теме "Функция. Решение линейных уравнений и систем". 7-й класс

Урок проходит в форме игры. Ребята совершают увлекательное космическое путешествие, в ходе которого повторяют темы " Функция", " Линейные уравнения", " Системы линейных уравнений" и выполнят самостоятельную работу....

18 02 2020 5:15:15

Декартова система координат

Урок способствует интеграции математики и истории, более глубокому усвоению материала, расширяет кругозор учащихся и углубляет знания по предмету, а также прививает навык работы с дополнительной литературой. На уроке используются групповые и индивидуальные формы работы, а также И К Т. Урок может быть проведен как занятие математического кружка по истории математики....

17 02 2020 20:37:14

Турнир веселых и смекалистых знатоков математики и физики

Интегрированное внеклассное мероприятие проводится для учащихся 8-х классов. Структура и методика проведения позволяют повысить степень вовлеченности учащихся в учебно-творческую деятельность, помочь проявить способности и активность, создать условия стимулирования интеллектуального потенциала....

16 02 2020 0:43:21

Урок - физический театр по теме "Сила трения"

Открытый урок по теме « Сила трения». В игровой форме ученики развивают творческие способности и интерес к предмету. Объясняется понятие трения, причины его возникновения, формируются знания о силе трения как физической величине....

15 02 2020 18:29:56

Система уроков по математике и ИКТ на тему "Построение графика квадратичной функции"

Урок формирует умения и навыки правильно записывать арифметические выражения и формулы в электронных таблицах; умения и навыки построения графиков функций, используя возможности электронных таблиц; умения и навыки применять знания, полученные на уроках по информационным технологиям, для решения задач по другим учебным предметам. ...

14 02 2020 23:30:43

Интегрированный урок математики, окружающего мира и музейной педагогики "Умножение и деление на 2. Решение задач и выражений. Путешествие по Европе. Франция. Лувр"

Урок для 2-го класса ( У М К « Школа России»). На уроке учащиеся совершают виртуальное путешествие: знакомятся с достопримечательностями Франции, историей возникновения и развития архитектурного комплекса Лувра, наиболее известными коллекциями Лувра. Информационно-коммуникационные технологии позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. Традиционная структура урока не изменена: сохраняются основные этапы, изменяется насыщенность....

13 02 2020 18:32:53

Тепловые явления в физике и литературе

Урок позволяет обобщить и систематизировать знания учащихся по теме « Тепловые явления»; совершенствовать навыки решения задач различного типа, расширить кругозор; выявить умение учащихся распознавать физические явления испарения, кипения, конденсации в природе и художественных описаниях; показать, что физические процессы, протекающие в природе, могут быть объяснены не только научным методом, но и переложены на язык художественной речи. ...

12 02 2020 8:23:50

Урок-семинар "Деление и умножение положительных и отрицательных чисел". 6-й класс

Урок помогает выяснить уровень усвоения теоретических знаний и умения решать различные задания по теме. На уроке используется краеведческий материал, взятый из книг о родном крае, некоторые эпизоды из отечественной истории....

11 02 2020 1:18:26

Простые и составные числа. 6-й класс

Урок проводится в 6-м классе по учебнику под редакцией Н. Я. Виленкина, как урок-обобщение после прохождения делимости чисел. Учащиеся приглашаются на экскурсию в мир чисел. Каждый маршрут экскурса начинается «внизу в долине», однако потом попадаются места, для преодоления которых требуются кое-какие навыки....

10 02 2020 10:12:40

Тема урока: "Статистическая обработка данных"

Урок знакомит учащихся с понятием "статистика", статистической обработкой данных, числовыми характеристиками: объем, размах, мода измерения, среднее арифметическое, вариантами измерения и кратностью....

09 02 2020 6:55:44

Урок – деловая игра "Математика и бизнес"

Деловая игра " Математика и бизнес" объединяет элементы двух наук: математики и экономики. Учит мыслить логически, распределять "капитал" в соответствии со своими знаниями по курсу экономики, а также учит элементарным практическим умениям....

08 02 2020 9:58:39

Урок – деловая игра "Производство, передача и эффективное использование электроэнергии". 11-й класс

Для 11-классников, заканчивающих изучение физики, важно уметь видеть не только научную ценность физики, но и ее прикладное значение. Урок построен в виде деловой игры, в ходе которой ребята выполняют задание, поставленное не просто учителем, а специалистом энергопоставляющей компании города. Временный научно-исследовательский коллектив, используя знания физики и географии, определяет вид электростанции, наиболее выгодной и полезной для города. Урок проводился в классах физико-математического профиля и гуманитарного профиля....

07 02 2020 21:56:21

Математический КВН

Цель занятия: через занимательные упражнения содействовать повышению интереса детей к математике, расширению их кругозора; продолжить выработку вычислительных навыков; развивать внимание, память на числа....

06 02 2020 8:42:31

Урок по теме "Соединение проводников и изоляция соединений" (из раздела "Электротехника")

Предложенный урок является одним из важнейших в разделе " Электротехника". Урок рассчитан на обучающихся 8-го класса. Тип урока - комбинированный, т.к. содержит такие компоненты, как повторение, закрепление ранее изученного материала и изучение нового....

05 02 2020 12:36:55

Генератор незатухающих колебаний

Изучение генератора незатухающих колебаний, принципа его работы, применения....

04 02 2020 2:11:33

Урок алгебры в 8-м классе по теме "Вынесение множителя из-под знака корня. Внесение множителя под знак корня"

Урок изучения нового материала, ознакомления с этапами исследовательской работы. Урок нацелен на формирование умений учащихся выносить множитель из-под знака корня и вносить множитель под знак корня на простейших примерах, на развитие и совершенствование умения применять имеющиеся знания в измененной ситуации, умение делать вывод и обобщать, воспитывать интерес к предмету. ...

03 02 2020 2:34:20

Вологдин Валентин Петрович: биография, изобретения, известные факты

Вологдин Валентин Петрович (1881-1953) – известный российский и советский ученый, стоявший у истоков отечественного высокочастотного оборудования....

02 02 2020 19:30:24

Информационные технологии на уроках географии. Литосфера

Для урока необходимы П К (на каждого ученика или группу из 3-х человек), проектор, экран. У М К « Сферы позволяет организовать как индивидуальную (тесты), так и групповую работу учащихся. Дает возможность учащимся подготавливать опережающие задания. ...

01 02 2020 16:40:33

Интегрированный урок в 9–10-х классах "Статистический метод определения авторства художественного текста"

Что же объединяет столь далёкие на первый взгляд предметы, как математика и литература? В ходе интегрированного урока-исследования учащиеся находят ответ на данный вопрос, знакомятся с элементами математической лингвистики, используют возможности современных программных средств для статистической обработки данных. Урок способствует развитию познавательной активности и восприятию целостной картины мира через взаимосвязь различных наук....

31 01 2020 2:58:33

Урок математики в 5-м классе по теме "Деление с остатком" с использованием ИКТ

Цели: закрепить умение решать примеры на все арифметические действия; формировать умение делить с остатком, стимулировать учащихся к получению новых знаний; повышать интерес к предмету; развивать логическое мышление, умения рассуждать и делать выводы, использовать математический язык. ...

30 01 2020 14:28:54

Внеклассное мероприятие "Физики шутят" (11-й класс)

Цели урока: создание условий для проявления учащимися исследовательского и творческого подхода при изучении проблемы; применения фактических знаний и практических умений в нестандартной ситуации; приобретения опыта самопознания, самореализации и коллективного действия. ...

29 01 2020 13:30:13

КВН по физике

Ежегодно в нашей школе проводится декада естественных наук. В рамках декады проходил К В Н между командами 8-х и 9-х классов. Это интересная форма проверки и закрепления знаний по пройденным темам. ...

28 01 2020 21:15:44

Внеклассное мероприятие по математике "Брейн-ринг" (9–11-е классы)

Учащиеся приобщаются к решению занимательных задач, кроссвордов, ребусов и фокусов; изучают «строгие» предметы с "другой" стороны. Между учащимися организуется соревнование; развивается кругозор, логическое мышление, пространственное воображение, творческие способности учащихся....

27 01 2020 12:57:25

Урок математики по теме "Решение задач на проценты". 5-й класс

Подробная разработка урока в 5-м классе содержит задачи разного уровня, позволяющие разнообразить и активизировать деятельность учащихся на уроке....

26 01 2020 12:51:18

Теория и практика треугольника сегодня

В статье показана выработка навыка работы с новыми элементами треугольника - медианы, высоты, биссектрисы треугольника, систематизация основ теории в области знаний о треугольнике. Урок развивает логическое мышление по средствам решение нестандартных задач, формирует коммуникативные способности учащихся через организацию деятельности в парах....

25 01 2020 13:39:36

Урок математики по теме "Все действия с натуральными числами". 5-й класс

Урок проводится после изучения темы « Натуральные числа», обобщает и систематизирует знания, умения, навыки учащихся при выполнении арифметических действий над натуральными числами, учит бегло считать, аккуратно располагать записи в тетради и на доске, развивает логическое мышление учащихся....

24 01 2020 8:45:30

Действия с десятичными дробями (5-й класс)

Данный урок предназначен для учащихся 5-го класса. Это урок-игра, что немаловажно для детей этого возраста. При создании урока использована презентация в качестве наглядного пособия, что активизирует работу учащихся. ...

23 01 2020 3:17:47

Использование современных образовательных технологий на уроках математики

Использование современных образовательных технологий на уроках математики на примере урока в 5-м классе....

22 01 2020 12:35:37

Графики линейных функций, содержащих выражения под знаком модуля

Опираясь на знания учащихся по теме « Модуль числа», а именно на знание определения модуля числа, алгоритма построения графиков линейной функции, содержащей абсолютную величину (<span class="math">y = |x|</span>; <span class="math">y = – |x|</span>; <span class="math">y = |kx|</span>; <span class="math">y = |kx| + a</span>; <span class="math">y = ||kx| + a|</span>), на этом уроке рассматривается построение графика линейной функции, аналитическая запись которой содержит сумму модулей....

21 01 2020 10:40:48

Звуковые волны

Автор знакомит учащихся со звуковыми волнами как одним из видов механических волн. Урок формирует понятие отражения звука, условия, необходимые для существования эха. Воспитывает бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....

20 01 2020 15:25:38

Интегрированный урок (алгебра + английский язык) "За страницами учебника…", 9 класс.

В учебном плане для 9-го класса отводится мало часов для изучения таких традиционно сложных предметов, как алгебра и иностранный язык. С целью повышения мотивации к изучаемым дисциплинам нами были разработаны бинарные уроки. Используя личностно-ориентированный подход к обучению и И К Т, нам удалось повысить интерес к предметам, научить учеников применять знания в нестандартных ситуациях, показать прикладной характер изучаемых предметов, повысить интеллектуальный уровень и расширить кругозор учащихся....

19 01 2020 3:13:13

Презентация урока-семинара по теме "Площади плоских фигур"

На конкурс представлена методическая разработка урока-семинара по теме " Метод площадей". Этот урок является предпоследним уроком по данной теме. Это урок обобщения и систематизации знаний и умений, предваряющий урок-зачет. Структура урока-семинара в некоторой степени соответствует последовательности изучения площадей в школьном курсе геометрии, а его содержание включает дополнительную информацию не только о площадях различных плоских фигур, вошедших в программу, но и о методе площадей, применимом для решения геометрических задач, но не достаточно подробно изучаемом в школе....

18 01 2020 19:17:57

Методы осуществления гуманитаризации школьного курса физики (7-й класс)

Гуманитаризация школьного курса физики является тем стимулирующим методом обучения, который способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной деятельности всех учащихся, независимо от их знаний, способностей, интересов....

17 01 2020 4:10:15

Динамометры. Виды динамометров

Цели урока: ввести понятие "динамометр", познакомить учащихся с некоторыми видами динамометров и областью их применения. По презентации " Динамометры. Их виды" можно привести примеры использования динамометров в зависимости от их назначения. Применяя анимации, делается вывод о том, что любая сила, измеряемая динамометром, сравнивается с силой упругости. ...

16 01 2020 9:32:39

Промежуточная аттестация по математике в 6-м классе

Примерные экзаменационные билеты составлены на базе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, с учетом обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования. В предлагаемый комплект экзаменационных вошли вопросы содержания, освещаемые в учебнике по математике для 6-го класса автора Н. Я. Виленкина, не выходящие за рамки стандарта....

15 01 2020 14:47:36

Использование проектных методов при решении логарифмических неравенств и систем повышенной сложности при подготовке к ЕГЭ

Предлагаемые неравенства относятся к повышенному уровню сложности. Показаны различные приёмы и методы решения логарифмических неравенств, в том числе и «метод декомпозиции», который упрощает решение неравенств в тех случаях, когда переменная находится в основании логарифма. Думаю, что последний метод будет интересен выпускникам и учителям-практикам, стремящимся освоить тему « Логарифмы» на достаточно высоком уровне....

14 01 2020 9:34:33

Интегрированный урок (география + математика) "Путешествие по озеру Байкал"

Урок повторения и обобщения раннее изученного материала, возможно, и проведение на курсах по выбору. Сюжет урока построен на соревновании между тремя командами. Команды работают согласно путевым листам. В ходе работы учащиеся решают задачи на основе географических данных о природе озера Байкал....

13 01 2020 4:48:24

Урок-фотоохота

В статье представлена разработка урока-игры по математике « Фотоохота» по теме « Координаты на прямой» в 6-м классе, с применением мультимедийной презентации....

12 01 2020 10:37:15

Свойства параллелепипеда. 10-й класс

Цель урока: обобщение и систематизация знаний и умений по теме....

11 01 2020 10:15:27

Математическая гостиная "Математика и поэзия"

Большое математическое дарование нередко сочетается с проявлением творческого интереса к поэзии. История “великих жизней” дает тому немало подтверждений. Исследовав лишь немногие из них, становится ясно, что знаменитые математики писали стихи, а великим поэтам была не чужда математика. Предлагаются стихи математиков и математические выводы поэтов и писателей....

10 01 2020 20:31:12

Урок-зачет "Действия с десятичными дробями". 5-й класс

В ходе урока осуществляется повторение и обобщение знаний по теме " Десятичные дроби", подготовка к контрольной работе, развитие вычислительных навыков и творческой активности учащихся, развитие математической речи....

09 01 2020 12:20:40

Замена батарей: Что нужно знать для того чтобы провести замену батарей отопления в квартире

Бывают случаи, когда наступил отопительный сезон, но в некоторых квартирах почему-то холодно. Одни жильцы квартир ходят в футболках, а другие в шерстяных носках и теплых свитерах. Причины возникновения такой ситуации может быть несколько. Но чаще всего это происходят из-за неправильной замены радиаторов отопления или установки дополнительных секций. Чье имущество — радиаторы отопления в квартирах? Приборы отопления — внутридомовая система отопления, включающая в себя стояки, обогревающие элементы,… Читать дальше...

08 01 2020 19:14:45

Интегрированный урок "Параллельные прямые" (7-й класс)

Интегрированные уроки геометрии и черчения имеют ярко выраженную прикладную направленность. Взаимное обогащение этих предметов способствует развитию логического, пространственного, образного мышления учащихся. ...

07 01 2020 15:55:30

Методы мотивации и стимулирования познавательной деятельности учащихся

Работа посвящена стимуляции познавательной активности учащихся при изучении математики за счет занимательности задач и наполнения их житейским смыслом. ...

06 01 2020 22:15:10

Применение интерактивной доски на уроках физики

Современное интерактивное оборудование, включающее в себя персональный компьютер, мультимедиапроектор и интерактивную доску Interwrite Воаrd в комплекте с программным обеспечением позволяет эффективно осуществлять организацию самостоятельной познавательной деятельности школьников, развивать критическое мышление, культуру общения, умение выполнять различные социальные роли. ...

05 01 2020 0:50:32

Условия равновесия рычага

Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. Ученик самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем....

04 01 2020 21:30:58

Урок-игра "Арифметические действия над обыкновенными дробями"

Данная разработка урока-игры рассчитана на 2 часа. Учащиеся постепенно смогут проследить уровень своих знаний на каждом этапе урока. Связь предмета математики с географией, биологией и литературой позволит проявить интерес детей к предмету математики. На уроке дети путешествуют по океану математических знаний. Учащиеся делятся на 2 команды. В итоге побеждает та, которая вернётся быстрее домой. В путешествии дети логически мыслят, помогают друг другу, учатся правильно подходить к решению задачи. ...

03 01 2020 22:35:27

Активизация учебной деятельности учащихся на уроках физики и во внеурочное время

В статье рассматриваются некоторые приемы и методы активизации учебной деятельности учеников на уроках физики и во внеурочное время. ...

02 01 2020 21:21:23

Урок–зачет по теме "Применение производной" (10–11-е классы)

Зачёт проводится для учащихся 10-11-х классов. В 10-м классе с целью контроля знаний, в 11-м классе - с целью подготовки к Е Г Э. Урок проводится по типу " Вертушка", таким образом, каждый учащийся повторяет все основные разделы по данной теме. ...

01 01 2020 4:59:51

Решение задач по теме "Пирамида". 10-й класс

Урок формирования новых знаний в профильном классе. Изучение нового материала проходит в сопровождении презентации в программе PowerPoint (или SMART Board). На уроке применяются различные такие формы работы как групповая и фронтальная работы, элементы лекции. Активно применены опорные схемы, сигналы, таблицы, алгоритмы. Изучается мнемонический прием, выводятся формулы перехода основных углов в правильных пирамидах, и показывается их практическое применение при решении задач....

31 12 2019 14:50:44

Урок математики по теме "Четырехугольники". 8-й класс

Материал к уроку геометрии представлен в двух вариантах. Урок и презентация обобщают материал по теме. Презентация настолько объемная, что часть ее можно использовать для этого урока....

30 12 2019 22:20:53

Разработка урока математики в 7-м классе по теме "Сумма и разность многочленов"

Компьютеризация обучения в настоящее время предполагает два направления: компьютер как объект изучения и компьютер как средство управления учебной деятельностью. Выделяют два типа компьютерного обучения: непосредственное взаимодействие учащихся с компьютером (обучение без учителя) и взаимодействие учащихся с компьютером через педагога (как правило, тогда, когда нельзя снабдить компьютером каждого ученика). ...

29 12 2019 0:55:31

Подготовка к ЕГЭ по математике: дидактические материалы

Данная работа содержит специальные карточки-тренажеры, которые могут помочь организовать повторение учебного материала в 10-м классе для подготовки к итоговой аттестации по математике. Каждая карточка-тренажёр составлена на основе вариантов Единого государственного экзамена последних лет из тренировочных заданий двух типов А и В, рассчитана на 45 минут урока....

28 12 2019 9:40:31

Упражнения по планиметрии на готовых чертежах

Использование на уроке предложенных в статье заданий позволит разобрать широкий круг упражнений при минимальной затрате времени и активном участии всех учащихся. Такие задания выполняется, как правило, с большим интересом, порождают здоровую атмосферу соревнования за лучшее обоснование решения той или иной задачи или наиболее полный ответ по теоретическому вопросу. ...

27 12 2019 21:17:49

"Архитектурные кружева"

В работе показана реализация компетентностного подхода: развитие интереса к предмету математики и творческих способностей учащихся через занимательные элементы на уроке и умение применять знания в нестандартных ситуациях. ...

26 12 2019 3:11:48

Закон Ома для участка цепи. Короткое замыкание

Данный урок проводится в 8-м классе в разделе " Электрические явления". Здесь представлено объяснение нового материала. Учащиеся сами проводят опыт, записывают данные, делают выводы, объединяют формулы. Закрепление нового материала идет по карточкам (методика Башмакова)....

25 12 2019 15:55:18

Программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами"

В курсе алгебры задачи с параметрами рассматриваются редко, бессистемно и вызывают трудности у учащихся. На экзаменах, как правило, они решаются сильными учащимися и частично. Возникла необходимость в разработке и внедрении в учебный процесс элективного курса по теме " Решение задач с параметрами". Тематика задач не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности - повышенный. ...

24 12 2019 3:41:21

Урок с элементами спектакля: "Прежде чем закурить – подумай"

Урок с элементами спектакля для 5–7-х классов доказывает математическими способами возможный вред от курения....

23 12 2019 22:11:55

Обобщающий урок по теме "Сложение отрицательных чисел" и "Сложение чисел с разными знаками"

На уроке используются различные виды деятельности: фронтальная устная работа, самостоятельная работа с выбором посильных заданий, разгадывание шифрограммы, работа по тестам. Урок проходит в форме игры « Банк». Каждый ученик в течение урока пополняет свой счёт на «сберкнижке»....

22 12 2019 14:46:19

План урока математики с элементами личностно-ориентированного обучения по теме "Формулы" (5-й класс)

В данной работе представлен план урока по изучению нового материала в 5-м классе по математике. В ходе урока используются разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъектный опыт учащихся при решении задач различными способами с последующим их анализом. Работа в группах позволяет каждому ученику, независимо от его способностей, проявлять инициативу, испытывать успех от проделанной на уроке работы....

21 12 2019 9:50:27

Урок в 5-м классе по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

В ходе урока учащиеся повторяют и закрепляют знания по вопросам: сравнение обыкновенных дробей, правильные и неправильные дроби. Для успешного усвоения понятия дроби, а также чтения и записи дробей учащимся предлагается практические задания в форме игры, при выполнении которых ученик самостоятельно или с небольшой помощью учителя достигает конкретных результатов....

20 12 2019 7:42:48

Бинарный урок (география + математика) по теме "Байкал". 8-й класс

Автор формирует представления и знания о природном комплексе Байкала, о взаимодействии компонентов природы; развивает навыки работы с источниками географической информации. Учащиеся совершенствуют навыки мышления и развивают критическое мышление....

19 12 2019 1:58:50

Урок математики по теме "Проценты". 5-й класс

Цель урока: формирование у учащихся навыков устного вычисления, перевода десятичных дробей в проценты и представление процентов в виде десятичных дробей, а также обучение решению простейших задач на проценты. При устном счете используется наглядно-иллюстрированное задание в виде фигур с примерами, что сразу же вызывает у учащихся интерес к теме урока....

18 12 2019 11:37:53

Уроки обобщающего повторения по физике в сельской малокомплектной школе

Специфика сельской школы – малая наполняемость классов. Это дает возможность учителю изучать интересы, способности и профессиональные намерения учеников. Благодаря этому можно уроки строить так, чтобы они вызывали интерес учащихся, способствовали развитию их талантов, осуществлению профессиональных намерений. Подготовка такого урока требует дополнительных затрат времени, предварительной работы, но результаты ее ценны как для учеников, так и для учителя. Пример урока обобщающего повторения дан в форме устного журнала, при подготовке к которому каждый ученик нашел дело по душе. ...

17 12 2019 17:55:42

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Взаимодействие тел". 7-й класс

Урок планируется после изучения темы " Взаимодействие тел" для проведения диагностики и коррекции знаний и умений учащихся. Мотивация познавательной деятельности осуществляется через самореализацию ученика, дифференцированный подход к учащимся, использование компьютеров. ...

16 12 2019 0:35:57

Цветные зачеты (из опыта подготовки к государственной итоговой аттестации на математике)

Очень эффективной формой повторения ранее изученного материала и систематизации знаний учащихся при подготовке к итоговой аттестации являются так называемые "цветные зачеты"....

15 12 2019 3:37:21

Урок математики по теме "Координатная плоскость". 6-й класс

Сценарий урока математики в 6-м классе (по учебнику И. И. Зубаревой, А. Г. Мордковича) посвященному закреплению и обобщению знаний и умений обучающихся по теме. Задачи урока: повторить понятия системы координат, координатной плоскости, осей координат, абсциссы, ординаты; закрепить навыки и умения нахождения координат точек на плоскости и построения точек по заданным координатам. Урок развивает пространственное воображение, логическое мышление, творческие способности учащихся....

14 12 2019 15:30:52

Интегрированный урок по теме "Окружность и эллипс"

Данная работа представляет собой интегрированный урок (математика + физика + астрономия). Урок проводился с учащимися с очень низкой мотивацией. Основная цель урока – это дать возможность слабым учащимся поверить в свои силы. Подбор материала соответствует уровню подготовки учащихся. Урок включает в себя не только этап объяснения материала, но и его первичное закрепление. На уроке хорошо прослеживается преемственность предметов....

13 12 2019 17:19:30

Разработка урока математики в 8-м классе "Квадратные уравнения" с использованием ИКТ

Урок с применением И К Т. Для проведения урока необходимы: компьютеры с О С МS Windows; интерактивная доска, проектор, презентация по теме урока, компьютерная модель курса « Квадратные уравнения», CD « Открытая математика», карточки-задания с вопросами для самостоятельной работы. ...

12 12 2019 20:33:27

Материалы к уроку физики в 8-м классе "Электризация тел"

Конспект первого урока раздела « Электрические явления» базового уровня изучения физики в 8-м классе....

11 12 2019 6:54:36

Открытый урок математики в 3-м классе "Четные и нечетные числа"

Урок для 3-го класса специальной коррекционной школы VIII вида, где обучаются дети с О В З. На уроке использованы упражнения на логическое мышление, на формирование пространственной ориентировки, на умение работать с учебником, что способствует привитию интереса к предмету....

10 12 2019 3:51:36

КВН (6-й класс)

Внеклассное занятие по математике может быть использовано в 6-х классах при проведении недели математики. Ведущими являются учащиеся старших классов. Целью занятия является развитие логического мышления учащихся, коммуникативных навыков, умения слышать и слушать, внимательности, сообразительности, интереса к математике. К В Н состоит из 7 конкурсов, на каждом из которых учащимся приходится применять не только знания, полученные на уроках математики, но и смекалку. В процессе игры предусмотрены не только конкурсы для команд и капитанов, но и вопросы болельщикам....

09 12 2019 7:30:27

Урок-игра "Математические гонки" по теме "Действия с десятичными дробями". 5-й класс

Использована методика группового обучения и разноуровневая дифференциация обучения для привития навыков работы в группах, что повышает эффективность урока. Материал развивает логическое мышление, речь, память. Задачи могут быть использованы при подготовке к Г И А учащихся. Использован региональный компонент....

08 12 2019 18:17:11

Повторительно-обобщающий урок по теме "Электрический ток"

Урок направлен на повторение и обобщение материала в игровой форме, расширение физического кругозора учащихся, формирование логического мышления, навыков самостоятельной работы с научно-популярной литературой, развитие коммуникативных способностей учащихся. Игровая форма способствует развитию познавательного интереса и положительному настрою у учащихся к изучаемому предмету....

07 12 2019 21:12:16

Числовые промежутки. 8-й класс

Конспект комбинированного урока по алгебре в 8-м классе. Предлагаемый материал снабжен компьютерной презентацией, цифровым ресурсом. На уроке формируются умения работать с числовыми промежутками, изображать на координатной прямой промежуток и множество чисел, удовлетворяющих неравенству....

06 12 2019 5:26:13

Математический турнир "Крестики-нолики" по теме "Решение тригонометрических уравнений"

Основой данной игры является классическая игра в крестики-нолики. Данную игру целесообразно проводить завершающим этапом при изучении темы « Тригонометрические уравнения». ...

05 12 2019 23:20:13

Роспись подмосковного кафе &laquo;Женева&raquo;

<p> В первый день когда мы познакомились с этой замечательной кофейней, все <a href="/publications/chem-uteplit-steny-iznutri-rekomendacii-po-vyboru.html">стены</a> были серые. Перед нами стояла задача не только облагородить ее, но и передать  дух названия. Владелец кофейни Максим сразу рассказал нам свои пожелания и какие-то идеи <a href="/publications/dizajn-nebolshoj-spalni-minimalnye-razmery-i.html">насчет оформления</a>. У Макса было окошко с кошкой и ему хотелось, чтоб мы поселили его… Читать дальше...

04 12 2019 12:51:51

Информационные технологии на уроках математики

Урок помогает повторить изученный материал по тригонометрии с использованием компьютерных технологий, развивать логическое мышление и пространственное воображение, повысить уровень владения информационными технологиями, в целях изучения математики....

03 12 2019 0:25:49

Применение законов Ньютона. Движение связанных тел

Урок посвящен выявлению количественных закономерностей динамики: рассмотрены задачи на движение связанных тел, систематизированы знания по основам классической механики по единой схеме изучения фундаментальной физической теории. Сравнительно быстро и достаточно глубоко проанализированы основы метода научного познания....

02 12 2019 18:32:34

Вращательные движение твердого тела

В познании законов вращательного движения человечество проигрывает по сравнению с познанием законов поступательного движения. Вращательное движение чрезвычайно широко распространено в природе, технике, закономерности вращательного движения активно используют спортсмены, артисты балета, цирка. Изучение закономерностей вращательного движения на уровне звездных систем и галактик способно привести к появлению новых физических представлений о свойствах пространства – времени. Изучение закономерностей на школьном уровне формирует научное мировоззрение учащихся....

01 12 2019 19:44:36

Применение знаний о параллельности в жизни. Урок-конференция

С помощью выступлений докладчиков и мультимедийных презентаций раскрываются различные сферы применения знаний о параллельности: живопись, архитектура, конструирование одежды и др., а также затрагиваются проблемы параллельности в неевклидовой геометрии....

30 11 2019 3:39:27

Технология мастерских. Алгебра. Последовательности. 9-й класс

В технологии мастерских главное не сообщить и освоить информацию. Передать способы работы, а не конкретные знания - очень непростая задача для учителя. Тем благодарнее результаты, выражающиеся в овладении учащимися творческими умениями, в формировании личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию. В ходе урока осваивается информация по теме « Последовательности»....

29 11 2019 11:47:44

Счастливый случай

В материале представлен план-конспект урока-игры по математике для 6-го класса, с целью формирования познавательного интереса к предмету и здорового образа жизни через игровую форму. Такие уроки дают возможность проявить каждому ученику свои способности и возможности, поддерживают присущий им спортивный дух....

28 11 2019 10:59:18

Дифференцированный подход в обучении математике как основа развития личности. Урок в 7-м классе "Сложение и вычитание одночленов"

Дифференцированный подход к контролю знаний, умений и навыков по данной теме позволяет каждому ученику получить положительную оценку. Урок проведён в 7-м классе, изучающем алгебру по У М К А. Г. Мордковича, и является иллюстрацией использования принципов дифференцированного подхода в обучении математике. ...

27 11 2019 12:27:10

Принципы действия тепловых маших. КПД тепловых машин

Урок разработан для 10-го класса в традиционной форме и сопровождается электронной презентацией. Позволяет учащимся более наглядно представить процессы, происходящие внутри тепловых двигателей, и обсудить экологические проблемы, связанные с их использованием....

26 11 2019 0:27:31

Урок математики по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел». 6-й класс

Урок обобщает и систематизирует знания и умения учащихся по теме, формирует навыки самостоятельной и творческой работы....

25 11 2019 6:59:37

Урок-презентация по теме "Явление электромагнитной индукции". Физика. 9-й класс

В данном материале представлен мультимедийный урок изучения нового материала в 9-м классе. К уроку прилагается компьютерная презентация, тест, выполненный в тестовой оболочке " К Р А Б", и видеофрагменты демонстраций....

24 11 2019 4:11:36

Внеклассное мероприятие по математике "Математический бой", 5 класс

Предлагается сценарий математического боя между учащимися 5-х классов, с полным перечнем заданий и ответов к ним. Математический бой проводится в рамках недели предметов естественно-математического цикла, которая проводится в гимназии ежегодно в начале II четверти....

23 11 2019 3:52:16

Роль самостоятельной работы в обучении математике

Автор статьи при составлении математического диктанта использует задания, которые дают возможность самостоятельной оценки. ...

22 11 2019 4:54:26

Интегрированное занятие математического кружка и библиотечного урока "Виды творческо-исследовательских работ школьников. Заполнение титульного листа"

Интегрированное занятие математического кружка и библиотечного урока для учащихся 6-го класса по теме: " Виды творческо-исследовательских работ. Правила заполнения титульного листа" является первым в курсе " Творческо-исследовательские работы школьников" и способствует установлению различий между основными видами творческих работ школьников. Основная цель занятия - выбор учащимися одного из видов - реферата. Занятие способствует отработке навыков работы с толковыми словарями, повторению понятия "титул" или "титульный лист". Практическая работа занятия направлена на заполнение титульного листа в соответствии с правилами его заполнения. Занятие также способствует приобщению шестиклассников к исследовательской работе....

21 11 2019 20:39:39

"Удивительный мир степени"

Данная форма урока позволяет приобщить учащихся к творческой деятельности. Ребята, работая в группах, приобретают навыки коммутативного общения, учатся давать оценку своей работы и своих товарищей. Урок направлен на развитие культуры учения и привитие интереса к предмету, что пригодится при продолжении образования. ...

20 11 2019 23:22:19

Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций

Текстовые задачи, решаемые с помощью систем уравнений, включены в различные сборники заданий по математике Г И А. У учеников они вызывают затруднения, потому что таким задачам в школьном курсе уделяется мало внимания. Существуют различные способы решения задач, в том числе с помощью систем уравнений с двумя неизвестными. Важно показать, что такие задачи можно встретить даже в художественной литературе....

19 11 2019 11:34:21

Урок-КВН по геометрии в 7-м классе "Нам геометрия поможет в порядок мысли привести"

Урок по геометрии в 7-м классе проводится после прохождения тем " Начальные геометрические сведения", " Треугольник". На уроке в занимательной и игровой форме проверяются знания, умения и навыки учащихся. Большинство стихотворений написаны самим преподавателем математики....

18 11 2019 14:36:29

Мастер-класс к уроку по физике в 9-м классе "Звуковые колебания. Звук" с применением здоровьесберегающих технологий

Цель урока: научить применять знания для объяснения физических процессов и решения задач, находить связи между физическими характеристиками звука и его восприятием. ...

17 11 2019 8:15:50

Урок математики в 6-м классе по теме "Умножение и деление обыкновенных дробей"

В статье показано применение различных методов контроля и самоконтроля, нестандартные задания, а также игровые моменты, что делает его интересным, создает бодрое рабочее настроение. Урок сопровождается презентацией, что способствует лучшему восприятию и повышает интерес к теме....

16 11 2019 10:11:32

Как утеплить кирпичный дом снаружи? Разбираем подробно

Перед тем как утеплить кирпичный дом необходимо заранее определиться со способами и материалами для утепления. Для удобства можно составить примерную предварительную смету. При этом лучше всего потратить некоторое время и максимально тщательно рассмотреть несколько вариантов. Так получится выбрать самый выгодный и эффективный проект. Дом можно утеплять как при возведении, так и когда дом уже давно… Читать дальше...

15 11 2019 18:34:35

Диагностические тесты по математике

В настоящее время, при современных подходах к средствам контроля, аттестации, саморазвития и самообразования учащихся, значительное внимание уделяется тестированию. Контроль – неотъемлемая часть учебного процесса, то результат государственного итогового контроля полностью зависит от промежуточного контроля знаний и умений учащихся....

14 11 2019 12:21:14

Разработка урока математики в 6- классе "Способы выражения функциональной зависимости"

В последние годы в школе встал вопрос приобретения учащимися проектно-исследовательских навыков. А навыки эти приобретаются постепенно на уроках, построенных определенных образам. Предложенная мною разработка урока математики в 6-м классе – один из таких уроков. ...

13 11 2019 14:11:14

Урок систематизации и обобщающего повторения по алгебре в 9-м классе по теме "Прогрессии"

Отсутствие у учащихся умения обобщать - одна из основных причин слабого овладения ими системой знаний. Поэтому на определенном этапе обучения необходимы перекомпоновки, соподчинения, систематизация материала, выявление новых связей и отношений между элементами изученной системы знаний. Это возможно при обобщающем повторении. Оно позволяет углубить, расширить, обобщить и систематизировать знания....

12 11 2019 3:56:25

Урок-экскурсия по Алтайскому краю "Действия над обыкновенными дробями"

Урок проводится в виде экскурсии по Алтайскому краю, с использованием мультимедийного проектора. Презентация и рассказ учителя составлены так, что позволяют составить полное представление о своей малой Родине и в полной мере повторить и закрепить изученный материал. ...

11 11 2019 15:25:47

Как согнуть гипсокартон не сломав его?

Прошло то время, когда в интерьере квартиры господствовали только лишь прямоугольные формы. Сейчас дизайнеры предлагают такие решения, что просто диву даешься, видя столь причудливые и элегантные формы. Это и многоуровневые потолки с овальными и круглыми завитушками, стены с гнутыми и ассиметричными нишами, арками и т.д. Словом везде применяются изогнутые линии. Как же добиться этого? Каким… Читать дальше...

10 11 2019 5:35:40

Внеклассное мероприятие по физике, химии, математике, литературе "Колесо истории"

« Колесо истории»- мероприятие, посвященное великому русскому ученому – энциклопедисту М. В. Ломоносову....

09 11 2019 4:40:40

Сравнение в ГИА

На занятии учащимся показываются приемы использования сравнения чисел при ответах на отдельные задания Г И А....

08 11 2019 15:48:36

Урок-проект "Задача одна — методы решения разные"

Проектная деятельность – одна из инновационных форм обучения. Ее можно применить на уроках математики в профильных классах. В статье предлагается разработка урока-проекта по решению одной задачи различными способами. Он направлен на синтез-математических предметов, где стандартные задачи одной дисциплины решаются методами, характерными для другой. ...

07 11 2019 18:42:44

Итоговой урок по теме "Решение тригонометрических уравнений"

Итоговый урок (2 часа) призван систематизировать и обобщить знания и умения учащихся по теме, проверить уровень обученности, развивать мышление, монологическую речь, умения варьировать и находить различные приемы для решения уравнений, навыки взаимоконтроля и самоконтроля, воспитывать умения применять участие в обсуждении, сотрудничать, оказывать помощь, высказывать согласие или возражение....

06 11 2019 16:43:40

Интегрированный урок (технология+математика) (5-й класс) Тема:"Конструирование фартука"

Интегрированный урок «технология + математика» в пятом классе с целью формирования понятия и отработки навыков конструирования и выполнения чертежа фартука, используя багаж математических знаний по темам: « Округление десятичных дробей», « Начальные геометрические сведения», « Буквенные выражения». ...

05 11 2019 1:56:51

Конспект урока по теме "Масштаб", 6-й класс

Представлен конспект интегрированного урока по математике и географии в 6-м классе по теме " Масштаб"....

04 11 2019 19:28:17

Технологическая карта открытого урока математики по теме «Теорема Виета». 8-й класс

Цели урока: организовать деятельность детей по формированию умений нахождения корней приведённого квадратного уравнения по теореме Виета; найти способ решения приведённого квадратного уравнения (по теореме Виета) и применять его....

03 11 2019 13:17:14

Сила тяжести

Урок физики в 7-м классе с использованием презентации и компьютерного тестирования призван познакомить учащихся с силой тяжести и выяснить природу этой силы, раскрыть зависимость силы тяжести от массы тела, способствует отработке экспериментальных навыков....

02 11 2019 4:23:56

Урок "Построение изображений в тонких линзах" (9-й класс)

Урок-лекция для 9-го класса. Проблемный подход в изложении материала, демонстрация экранных пособий, работа с карточками, построение изображений формирует образное мышление. На уроке чередуются различные виды деятельности, приоритетное значение отводится использованию И К Т, что позволяет поддерживать внимание, высокую работоспособность и интерес учащихся и наблюдать за самостоятельной работой учащихся в тетрадях и контролировать выполняемые ими построения. ...

01 11 2019 12:27:59

Представлен первый в мире смартфон с 10-кратным оптическим зумом |

Правда, пока это всего лишь концепт, у которого даже нет названия. Но производитель пообещал, что первый настоящий гаджет с данной технологией поступит в продажу во втором квартале текущего года....

31 10 2019 9:53:12

Полное отражение

На уроке по теме " Полное отражение" раскрывается суть явления полного отражения света и объясняется с точки зрения закона преломления и принципа Гюйгенса. Это урок изучения нового материала с использованием технологии проблемного обучения. На уроке учащиеся знакомятся с новым явлением и с практической его стороной....

30 10 2019 12:12:45

Урок по теме "Газовые законы"

Урок физики: « Газовые законы». 10 класс профильный уровень. Цель урока: установить связь между двумя термодинамическими параметрами при неизменном третьем параметре экспериментальным и теоретическим способами; показать графическую интерпретацию изопроцессов; указать границы применимости теории идеальных газов; рассмотреть следствия из уравнения состояния идеального газа. Данный урок способствует развитию коммуникативной и информационной компетентности....

29 10 2019 4:56:54

Систематизация и структурирование учебного материала по геометрии и ее использование для рационального решения геометрических задач

Представлен школьный курс геометрии в 10 таблицах. Как достичь системных знаний у школьников? Предлагается система, комплекс элементов во взаимосвязи, представляющая собой единое целое, имеющая кроме свойств отдельных элементов свои особые системные свойства. Целое больше суммы своих частей. Эта система позволяет видеть целостность геометрии и обнаружить взаимосвязь и взаимозависимость тем и на этой основе разработать практические рекомендации по решению задач. Важна не только сумма знаний, но и их система....

28 10 2019 7:34:16

Методическая разработка урока алгебры с использованием здоровьесберегающих технологий по теме "Свойства арифметического квадратного корня" (8-й класс)

Урок алгебры в 8-м классе с использованием здоровьесберегающих технологий по теме « Свойства арифметического квадратного корня», целью которого является: создание условий для повторения и закрепления свойств арифметического квадратного корня....

27 10 2019 5:55:49

Литературно-музыкальный сборник, посвященный 45-летию первого полета человека в космос, "Первопроходец Вселенной, сын Земли и звезд"

Литературно-музыкальный сборник, посвященный 45-летию первого полета человека в космос, проведенный в День космонавтики. Под музыкальное сопровождение участники физического кружка рассказывают о жизни первого космонавта Земли Ю. Гагарине, о первом полете человека в космос, о начале освоения космического пространства. Внеклассная работа по физике оказывает большое влияние на формирование личности учащихся, на развитие их самостоятельности, инициативы и творческих способностей, повышает интерес к предмету, расширяет кругозор детей....

26 10 2019 8:46:54

Использование компьютерных программ на уроках математики

Разработанный урок может быть полезен учителю при подготовке к уроку геометрии в 8-м классе по теме " Прямоугольник. Ромб. Квадрат" как в классах гуманитарного профиля, так и физико-математического, так как предложены разноуровневые задачи. Урок можно сопровождать презентацией. Презентация разработана так, что нет необходимости делать чертеж на школьной доске: после рассуждений на слайде появляются дополнительные элементы к чертежу, что явно нравится учащимся. В презентации есть самостоятельная работа и проверочный тест, это позволит учителю сэкономить время для проведения теоретического опроса. ...

25 10 2019 4:50:18

Диагностико-регулировочный модуль как средство развития вычислительной культуры учащихся

В диагностико-регулировочном модуле отобраны параметры диагностики; разработаны К И Мы и диагностическая карта; составлены коррекционные карточки; подобраны тренинговые упражнения....

24 10 2019 17:57:37

Первый и второй признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник

Предложенный урок геометрии в 7-м классе является уроком обобщения и систематизации знаний. В ходе его проверяются знания базовых понятий и определений, практические навыки применения знаний по теме в стандартных условиях в ходе решения задач на готовых чертежах, навыки самостоятельного применения знаний по темам в ходе написания математического диктанта. ...

23 10 2019 2:54:48

"Закрепление пройденного". Урок-игра. Математика, 3-й класс

При подготовке и в процессе урока у учащихся появляются новые учебные навыки: дети учатся сами добывать знания, применять их на практике, строить причинно-следственные цепочки....

22 10 2019 22:52:11

Материалы к уроку "Доказательство алгебраических тождеств геометрическим способом"

В работе показан способ доказательства формул сокращенного умножения, основанный на геометрической алгебре, а также его использование для доказательства некоторых тождеств. ...

21 10 2019 23:19:42

Урок физики в 7-м классе по теме «Плотность вещества»

Цель урока: познакомить учащихся с плотностью вещества, выяснить физический смысл плотности....

20 10 2019 17:12:17

Температура. Изобретение термометра

Содержание теоретического материала соответствует программе обучения физике в 10-м классе. Цель урока: сформировать понятие о температуре; охарактеризовать термометр, принцип действия и отличительные особенности. Урок сопровождается компьютерной презентацией при подаче нового материала....

19 10 2019 15:10:13

Технология интенсификации обучения физике на основе схемных моделей учебного материала

Метод ежедневного опроса учащихся по опорным конспектам обеспечивает ученикам успешность ответа, а это рождает интерес к занятиям физикой. Опорные конспекты, разработанные для учебника Б. Б. Буховцева, позволяют не только заинтересовать физикой даже слабых учеников, но и повысить качество усвоения материала....

18 10 2019 0:59:18

Математический лабиринт

Предлагаемое мероприятие – соревнование команд, которые должны пройти лабиринт, решив правильно задачи, и вернуться обратно. Театрализованное представление знакомит ребят с легендой Древней Греции о лабиринте. Урок может быть проведен для обучающихся любого возраста основной школы и по любому предмету, с условием изменения заданий....

17 10 2019 10:26:22

Выражения с переменными. 7-й класс

Комбинированный урок призван познакомить с понятиями выражение с переменными, значение выражения с переменными, формула, учить различать выражения, которые не имеют смысла. В ходе урока ребята выполняют интересные задания для того, чтобы повторить пройденный материал, затем знакомятся с новой темой и делают упражнения из учебника....

16 10 2019 2:49:20

Деление обыкновенных дробей. 6-й класс

Знакомство с правилом деления дробей проводится с помощью создания проблемной ситуации в ходе дидактической игры, что способствует повышению мотивации к учебной деятельности....

15 10 2019 9:11:56

Сила, которая мешает и помогает

Урок основан на проведении исследовательской работы, при изучении нового материала. Чтобы активизировать учащихся на уроке, необходимо дать им возможность проявить себя. Разбившись на группы при проведении экспериментов, учащиеся осуществляют все универсальные учебные действия: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные. Делая выводы после каждого эксперимента, они понимают практическую значимость силы трения и невозможность существования без нее....

14 10 2019 5:49:54

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

Урок по теме " Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" в 6-м классе проводится в форме путешествия по Южной Америке с использованием компьютерной презентации. В уроке перекликаются математические вычисления и сообщения интересных географических фактах....

13 10 2019 0:37:30

Урок по теме "Площадь криволинейной трапеции"

Урок изучения нового материала с применением мультимедийных технологий по учебнику « Алгебра и начала анализа» А. Н. Колмогорова. В презентации представлен материал учебника в наглядной форме, что позволит учащимся усвоить понятие криволинейной трапеции. ...

12 10 2019 4:17:41

Интеллектуальная игра: "Путешествие в мир математики"

Цели занятия: показать красоту математики, её роль в нашей жизни; развивать познавательную активность, творческие способности, смекалку и сообразительность у учащихся; вырабатывать интерес к предмету....

11 10 2019 13:46:12

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках физики

В настоящее время уже никого не удивишь применением слайдовых презентаций на уроке. В обиход учителя вошло понятие медиаурок. Такие уроки в своей работе практикую уже третий год благодаря наличию в кабинете физики А Р М учителя и электронной таблицы химических элементов Д. И. Менделеева (с пультом Д У). Всё это возможно при овладении учителем И К Т....

10 10 2019 8:52:47

Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения

В работе предлагается несколько этапов отработки важных математических понятий, определений, вычислительных навыков, необходимых при решении уравнений. Рассматриваются виды неполных квадратных уравнений и способы их решения....

09 10 2019 21:32:24

Кожух для болгарки под пылесос даст возможность резать плитку без пыли

Нужна болгарка для домашних работ, но не знаете какую выбрать? Прочтите статью, чтобы разобраться какой тип У Ш М вам подходит....

08 10 2019 6:32:27

Действие с натуральными числами

Повторение свойств действий с натуральными числами. Отработка применения этих свойств к устному счёту. Выполняются задания «составь правило» и «лото». Повторение способов умножения чётных чисел на 5, 25, 125. Введение способов умножения нечётных чисел на 5, 25, 125....

07 10 2019 6:32:48

Приобщение учащихся к культуре и духовным ценностям родного народа в процессе математического образования

Героический эпос олонхо – духовный памятник якутского народа, в котором отражаются жизненный уклад и мудрость саха, его стремление к лучшему и светлому, счастью и миру. Мир Олонхо – это философское воззрение, тесно связанное с космогоническими, мифологическими, религиозными, этнопедагогическими представлениями, а также с обычаями, традициями быта и нравов народа саха. Предлагаю обратиться к истокам жизнедеятельности своего народа, тем самым повысить воспитательный потенциал своего предмета....

06 10 2019 9:19:38

Натуральные числа и координатный луч. 5-й класс

Урок математики в 5-м классе предполагает использование технологии деятельностного метода обучения путем организации групповой и индивидуальной работы учащихся. Разработан с опорой на дифференцированный подход к обучению, обеспечивает развитие высших психических функций учащихся. Предлагаемый материал позволяет осуществлять подготовку к Г И А по математике в контексте преемственности, т.е. с 5-го класса обучения....

05 10 2019 6:35:28

Практикоориентированное обучение на уроках математики в условиях реализации программы профильной школы

В статье приведены фрагменты уроков, образцы проектов и задач; показаны следующие приемы и методы обучения: - моделирующие и деловые игры; - проектная деятельность; - исследовательская деятельность; - формирование социальной компетентности через содержание заданий. Эти материалы могут быть использованы на уроках математики в профильных классах, элективных курсах и во внеклассной работе....

04 10 2019 3:27:48

Урок обобщенного повторения в 11-м классе "Логарифмы на ЕГЭ"

Урок обобщающего повторения в 11-м классе, с применением И К Т. Логарифмы - одна из самых непростых тем для большинства учащихся. Задания по этой теме включены во все части вариантов Е Г Э. Этим вопросам необходимо уделить особое внимание на уроках обобщающего повторения. ...

03 10 2019 18:10:24

Лабораторные работы на уроках геометрии

На своих уроках я использую мультимедийный проектор. Преимущество использования проектора на уроках уже давно оценили все учителя. Это и наглядность, и экономия времени, и заинтересованность учеников и как следствие их повышенное внимание. Один из видов работы, это лабораторные работы на уроках геометрии, которые можно использовать как средство открытия свойств геометрических фигур или проверка этих свойств....

02 10 2019 3:21:31

Урок физики в 9-м классе "Явления электромагнитной индукции"

По типу это урок изучения нового материала, который проводится как урок-исследование. На всех этапах урока предусмотрено использование И К Т. Урок проводится в компьютерном классе, оснащенном медиапроектором. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая. Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский....

01 10 2019 20:51:15

Применение размерности для проверки правильности решения физических задач

Изучение данной статьи с учащимися позволит шире использовать теоретические знания по физике, вооружить учащихся большим набором способов решения задач, упорядочить некоторые физические понятия....

30 09 2019 22:10:43

Урок математики во 2-м классе "Как сравнивают многозначные числа?"

Урок математики во 2-м классе, цель которого закрепить умение сравнивать многозначные числа, научиться составлять алгоритм сравнения чисел. На уроке используется мультимедийная презентация. Работа по карточкам воспитывает умение работать в группе....

29 09 2019 13:17:40

Электрический теплый пол под плитку: виды, технология укладки

Какой электрический теплый пол под плитку сделать лучше и почему. Какие достоинства и недостатки у каждого варианта, порядок монтажа и подключения....

28 09 2019 3:50:35

Система коррекционно-развивающей работы по формированию количественных представлений у старших дошкольников с ЗПР

Особенности дошкольников с задержкой психического развития, вместе с недостаточностью их первоначальных знаний и представлений создают повышенные трудности в овладении ими математикой. Для этих целей необходима специальная коррекционная работа, направленная на восполнение пробелов в их математическом развитии, на создание у них готовности к усвоению данного учебного предмета. В системе раскрываются этапы формирования количественных представлений у старших дошкольников с З П Р в условиях коррекционно-развивающего обучения. ...

27 09 2019 7:43:54

Воспитание культуры мышления подростков на уроках математики. Эффективные формы организации учебной деятельности

Школьное обучение является организованным, целенаправленным процессом, который подчиняется учебным планам, учебникам, определенному режиму и осуществляется на уроке с помощью специальных средств. Одной из первоочередных и важнейших задач школьного курса математики является задача развития мышления учащихся....

26 09 2019 7:31:11

Внеклассная работа по физике "Кто хочет стать физиком?"

Внеклассная работа способствует углублению знаний, развитию умений и навыков, интересов, способностей учащихся. Эта игра подобна игре " Кто хочет стать миллионером?". Игра будет проводиться по тем же правилам, что и телевизионная игра, но вместо подсказки " Звонок другу" вы можете воспользоваться подсказкой " Помощь друга"....

25 09 2019 15:59:14

Зачетно-обобщающий урок по теме "Законы постоянного тока"

Урок проводится в форме учебно-деловой игры. Путешествуя по стране « Физика», учащиеся повторят основные понятия и законы постоянного тока, совершенствуют навыки решения задач различного типа. Задания и самостоятельная работа помогут проверить уровень знаний учащихся по данной теме....

24 09 2019 8:25:28

Открытый урок геометрии. 8-й класс

Урок построен на решении занимательной задачи: ставится проблема, для ее решения, нужно знать свойства серединного перпендикуляра; в процессе знакомства учащихся с этими свойствами решается проблема; предлагаются задачи для закрепления данного материала. ...

23 09 2019 11:14:12

Еще:
Важное о расчетах -1 :: Важное о расчетах -2 :: Важное о расчетах -3 :: Важное о расчетах -4 :: Важное о расчетах -5 :: Важное о расчетах -6 :: Важное о расчетах -7 :: Важное о расчетах -8 :: Важное о расчетах -9 :: Важное о расчетах -10 :: Важное о расчетах -11 :: Важное о расчетах -12 :: Важное о расчетах -13 :: Важное о расчетах -14 :: Важное о расчетах -15 :: Важное о расчетах -16 :: Важное о расчетах -17 :: Важное о расчетах -18 :: Важное о расчетах -19 :: Важное о расчетах -20 :: Важное о расчетах -21 :: Важное о расчетах -22 :: Важное о расчетах -23 :: Важное о расчетах -24 :: Важное о расчетах -25 :: Важное о расчетах -26 :: Важное о расчетах -27 :: Важное о расчетах -28 :: Важное о расчетах -29 :: Важное о расчетах -30 :: Важное о расчетах -31 :: Важное о расчетах -32 :: Важное о расчетах -33 :: Важное о расчетах -34 :: Важное о расчетах -35 :: Важное о расчетах -36 :: Важное о расчетах -37 :: Важное о расчетах -38 :: Важное о расчетах -39 :: Важное о расчетах -40 :: Важное о расчетах -41 :: Важное о расчетах -42 :: Важное о расчетах -43 :: Важное о расчетах -44 :: Важное о расчетах -45 :: Важное о расчетах -46 :: Важное о расчетах -47 :: Важное о расчетах -48 :: Важное о расчетах -49 :: Важное о расчетах -50 :: Важное о расчетах -51 :: Важное о расчетах -52 :: Важное о расчетах -53 :: Важное о расчетах -54 :: Важное о расчетах -55 :: Важное о расчетах -56 :: Важное о расчетах -57 :: Важное о расчетах -58 :: Важное о расчетах -59 :: Важное о расчетах -60 :: Важное о расчетах -61 :: Важное о расчетах -62 :: Важное о расчетах -63 :: Важное о расчетах -64 :: Важное о расчетах -65 :: Важное о расчетах -66 :: Важное о расчетах -67 :: Важное о расчетах -68 :: Важное о расчетах -69 :: Важное о расчетах -70 :: Важное о расчетах -71 :: Важное о расчетах -72 :: Важное о расчетах -73 :: Важное о расчетах -74 :: Важное о расчетах -75 :: Важное о расчетах -76 :: Важное о расчетах -77 :: Важное о расчетах -78 :: Важное о расчетах -79 :: Важное о расчетах -80 :: Важное о расчетах -81 :: Важное о расчетах -82 :: Важное о расчетах -83 :: Важное о расчетах -84 :: Важное о расчетах -85 :: Важное о расчетах -86 :: Важное о расчетах -87 :: Важное о расчетах -88 :: Важное о расчетах -89 :: Важное о расчетах -90 :: Важное о расчетах -91 :: Важное о расчетах -92 :: Важное о расчетах -93 :: Важное о расчетах -94 :: Важное о расчетах -95 :: Важное о расчетах -96 :: Важное о расчетах -97 :: Важное о расчетах -98 ::

Добро пожаловать наш сайт! Здесь Вы можете узнать все то, что давно втайне хотели выяснить про электрику, но стеснялись спросить: например, как маркируют кабеля, или какие условные обозначения рисуют в электрических схемах. Мы выложили это для вас в открытом доступе! Пользуйтесь!